Наши враги о нас. Чёрная сотня и красная сотня

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня чем совершеннее летательный аппарат, тем больше в нем неметаллических материалов. Уникальное «черное крыло» – высокопрочная, а главное, легкая авиационная деталь. Внутри – алюминиевые соты, сверху и снизу – около сотни слоев углепластика, из-за характерного цвета которого крыло и называют «черным».


Крылья нужны практически всем летательным аппаратам, разве что аэростаты и дирижабли могут обходиться без них. Даже лопасти вертолета это ни что иное, как вращающиеся крылья. Ведь именно при обтекании крыла воздухом создается подъемная сила - необходимое условие для полета.

Первые самолеты имели крылья, изготовленные из дерева и обтянутые тканью. Для придания ткани прочности и для того, чтобы уберечь конструкцию самолета от атмосферных осадков, ткань пропитывали специальным авиационным лаком. Чтобы выполнить во время полета поворот или вираж, пилот изгибал такие крылья при помощи проволочных тяг.

Конечно же, самолеты с такими «матерчатыми» крыльями не могли выдерживать значительных скоростных и температурных нагрузок. Возникла необходимость в других материалах, прежде всего в металле.

Цельнометаллические крылья на многих моделях самолетов начали устанавливать с 30-х годов прошлого века. Изогнуть в полете такое крыло пилоту было бы не под силу. Поэтому конструкторы нашли выход – на задней кромке крыла начали устанавливать подвижные плоскости - элероны, изменяя угол которых пилот мог накренять самолет влево и вправо, или наоборот, устранять непроизвольный крен.

В результате эволюции авиационных сплавов, на смену металлу пришли композиты. Сегодня чем совершеннее летательный аппарат, тем больше в нем неметаллических материалов. Уже спроектированы самолеты более чем наполовину, состоящие из композитов. К примеру, в самолете Boeing 787 Dreamliner доля композитных материалов – около 50%.

Наиболее широко композиционные материалы сейчас применяют в крыльях. Ведь именно от их конфигурации, размеров и поверхности во многом зависит экономичность лайнера в целом и его летные характеристики. Помимо снижения веса характеристики композиционных материалов позволяют добиться большего удлинения крыла. Самолет значительно улучшит аэродинамические характеристики, что влияет на расход топлива. По оценкам специалистов, лишь этот фактор позволяет сэкономить до 8% топлива. При этом разница в весе может составить и до 300 кг, «черное крыло» самолета весит меньше.

Таким образом, несмотря на то, что композиты в шесть раз дороже металла и сложны в производстве, их серийное производство остается выгодным.

Кроме того, например крылья истребителей с учетом суперперегрузок не могут быть сделаны из металла, а только из углепластика. На обнинском предприятии «Технология», входящем в холдинг «РТ-Химкомпозит», сегодня уже создаются композиты для некоторых российских истребителей. Гражданской авиации без композитов также не обойтись. В новом российском магистральном самолете МС-21 их будет более 30%.

Различают два основных способа производства композитных элементов. Первый способ - традиционный, автоклавный. Именно по этой технологии производят все свои компоненты Boeing и Airbus. Таким же образом создается крыло перспективного российского истребителя Т-50. Внутри – алюминиевые соты, сверху и снизу – около сотни слоев углепластика. При этом слои раскраиваются и укладываются при помощи лазерного проектора слой за слоем под нужными углами. После выкладки этот «сэндвич» (препрег) отправляется на 8 часов в автоклав, где превращается в высокопрочную, а главное легкую авиационную деталь.

По такой же классической автоклавной технологии производятся композитные элементы механизации крыла для нового российского авиалайнера Superjet 100. Производство налажено на одном из предприятий в Казани.

Второй способ производства композитных элементов – инфузионная технология. Ее достоинство в том, что она позволяет производить за один технический передел весьма сложные конструкции, например панель крыла. При использовании препрегов такое невозможно: весь блок пришлось бы собирать из отдельных деталей, то есть использовать увеличивающий вес крепеж и закладываться на приличные трудозатраты.

Кроме того, для инфузионной технологии не нужны автоклавы, которые требуют значительных затрат для крупной детали. Эти преимущества позволяют значительно сэкономить на производстве «черного крыла» и добиться конкурентных преимуществ в экономическом смысле.

Единственный в России завод по производству авиационных деталей из композиционных материалов, создаваемых при помощи инфузионной технологии расположен в Ульяновске. Это предприятие является одним из пяти крупнейших производств в мире с подобной спецификой. Именно здесь производят целиком «черное» крыло для МС-21.

Благодаря развитию технологии производства композитов для новых и перспективных лайнеров, российский авиапром сегодня продолжает свое уверенное развитие и может получить технологическое превосходство среди мировых лидеров отрасли.

С. Смирнова

Черная сотня

С.-ПЕТЕРБУРГЪ

"Въ Казани въ одномъ книжномъ складѣ выставлена картина "Крамольники въ аду". На тронѣ сидитъ сатана, а по бокамъ его, тоже на тронахъ, только поменьше, графъ Витте и князь Долгоруковъ. Дальше возсѣдаютъ на бочкахъ всѣ члены Государственной Думы. Эта карикатура на Думу продается открыто, совершенно такъ же, какъ годъ назадъ продавались на Невскомъ карикатуры на министровъ и на все высшее правительство. Только вмѣсто Трепова и звѣздной палаты посадили на бочки Гредескула, Винавера, Муромцева. Говорятъ, что распространяетъ ее русское духовенство. Наслушавшись въ Думѣ всевозможной брани по своему адресу, оно отплатило ей тѣмъ, что посадило ее на бочку и отправило въ адъ къ сатанѣ. Это похоже на анекдотъ, но поклонники первой Думы находятъ, что это прескверный анекдотъ. Лубочныя картинки были хороши, когда онѣ представляли въ смѣшномъ, даже гнусномъ видѣ правительство; но когда стали выпускать лубочныя пародіи на депутатовъ,-- они пришли въ негодованіе. Чего смотритъ начальство? почему не уберуть эти мерзкіе листки? Подъ этимъ негодованіемъ кроется еще другое чувство -- страхъ передъ тѣмъ призракомъ, который носится надъ Россіей еще съ октябрскихъ дней прошлаго года. Призракъ то появлялся, то снова исчезалъ, и когда имъ казалось, что онъ сгинулъ окончательно, онъ вдругъ, какъ крыло гигантской птицы, заслонялъ имъ свѣтъ. Этотъ призракъ -- черная сотня. Она ходить, какъ тѣнь, надъ нашей революціей, разстраивая ей воображеніе, лишая ее сна. Правительство и его кары реальны, тутъ можно вычислять, взвѣшивать шансы, но какъ отразить эту темную силу, какъ сосчитать ея бойцовъ? Одно время казалось, что ихъ совсѣмъ немного. Черная сотня притихла и отовсюду съ позоромъ изгонялась. Ее стали прямо истреблять. На фабрикахъ и заводахъ началась радикальная чистка отъ черносотенцевъ. Сознательные рабочіе хватали ихъ, завязывали ихъ въ мѣшокъ, вывозили на тачкѣ и бросали въ мусорную яму. При этомъ объявляли, чтобы они больше на заводъ не возвращались, иначе будутъ убиты. Или ставили ихъ на горячую плиту, тогда черносотенцы моментально раскаивались и просили прощенія. Иногда сознательный рабочій, подбѣгая съ револьверомъ, говорилъ: "Тебѣ, черносотенецъ, гостинецъ приготовилъ!" и выпускалъ въ него пулю. Въ Новомъ арсеналѣ сознательный рабочій, юноша 19 лѣтъ, зарѣзалъ главнаго заводскаго черносотенца Горшкова. Послѣ этого юноша безъ сопротивленія отдался полиціи, заявивъ, что онъ исполнилъ свой долгъ. Но обыкновенно юноши предпочитали не отдаваться полиціи и благополучно скрывались, чтобы имѣть возможность исполнять свой долгъ и впредь. Такъ былъ убитъ на митингѣ рабочій Лавровъ, изъ Союза Русскаго Народа, и рабочій Мухинъ изъ Союза русскихъ людей. Убивали, конечно, самыхъ энергичныхъ и смѣлыхъ черносотенцевъ. Но, недовольствуясь истребленіемъ отдѣльныхъ лицъ, хотѣли искоренить всю организацію. Подъ угрозой бросить въ пылающій горнъ требовали выдачи сообщниковъ. Это называлось въ печати оздоровленіемъ среды. "Повсюду рабочіе заняты дѣятельнымъ оздоровленіемъ своей среды":-- объясняли газеты. Поставивши человѣка на горячую плиту, вырывали у него всевозможныя отреченія и клятвы, и поздравляли себя съ тѣмъ, что такъ быстро просвѣтили русскаго рабочаго. Изъ черной сотни началось повальное бѣгство. Многіе разъѣзжались по деревнямъ. Въ деревнѣ хоть и голодно, но не ждешь ежеминутно получить отъ сознательнаго товарища пулю въ бокъ или гайку въ глазъ. Гдѣ же этотъ грозный призракъ, который витаетъ надъ нашей революціей? Черная сотня -- вѣдь это по ея словамъ, кучка отверженныхъ, это горсть негодяевъ, которые тщетно пытаются остановить ея побѣдоносное шествіе. Они дерзко называютъ себя истинно русскими людьыи, какъ будто желая этимъ сказать, что революцію поддерживаютъ не русскіе люди. Вотъ этимъ-то кучка и опасна. Она хочетъ поднять изъ могилы мертвеца, который называется русскимъ патріотизмомъ. И хотя доподлинно извѣстно, что онъ умеръ еще въ годъ Японской войны, и въ Портсмутѣ графъ Витте отпѣвалъ его, но истинно русскіе негодяи распускаютъ слухъ, что онъ живъ и до поры до времени гдѣ-то скрывается. Вся передовая печать объявила эти слухи завѣдомо ложными, утверждая, что русскій патріотизмъ не только не встанетъ изъ гроба, но и жалѣть объ этомъ нечего, такъ какъ покойникъ всегда былъ самаго дурного поведенія: пьяница, воръ, крѣпостникъ, антисемитъ, однимъ словомъ -- хулиганъ. Теперь самое имя его надо вычеркнуть изъ памяти, и новая молодая Россія должна называться отнынѣ свободной федераціей польскихъ, латышскихъ, еврейскихъ, армянскихъ, финскихъ народностей. На первый натискъ федералистовъ народъ отвѣтилъ такимъ разгромомъ, что полетѣлъ не только пухъ изъ перинъ, но стали бить, какъ фарфоровую посуду, самихъ федералистовъ. Били и даже не считали это за грѣхъ. На допросѣ у прокурора патріоты съ восторгомъ разсказывали, какъ они лупили враговъ родины, жалѣя только, что не убили ихъ всѣхъ. Одикъ купецъ сказалъ прокурору: -- Если вы противъ Царя будете говорить, то и васъ убью. Мастеровой на митингѣ, послушавши "товарищей", крикнулъ: "Бей жидовъ"! и кому-то далъ въ ухо. Боевая дружина его за это убила. Тогда къ митингу потянулись зипуны и, разогнавъ его, осадили въ клубѣ. Только губернаторъ съ ротой солдатъ спасли ораторовъ. Потерпѣвъ пораженіе, федералисты поняли, что поторопились; врагъ еще силенъ, надо прежде ослабить и раздѣлить его. Они пошли въ народъ и сказали ему: "Хочешь, чтобы у тебя было много земли? Жги помѣщиковъ и иди за нами! Мы дадимъ тебѣ землю". Народъ заволновался. Ему не говорили: "Давай устроимъ федеративную республику", а "давай землю дѣлить". Какой-то студентъ въ Перовѣ показалъ первый примѣръ. Онъ сталъ дѣлить крестьянамъ подмосковную графа Шереметева, нарѣзая имъ по пяти десятинъ на брата. Въ деревню пріѣхали ораторы -- учителя, статистики, присяжные повѣренные, лондонскіе эмигранты -- и закипѣла работа. "Добрые господа! думалъ народъ. Земли намъ хотятъ нарѣзать". Вчерашніе федералисты, которыхъ онъ билъ кольями, досками, булыжниками, стали вдругъ лучшими друзьями его. Въ октябрѣ онъ еще гонялся на ними съ дубиной. Одинъ кузнецъ, увидавъ, что на улицѣ бьютъ студентовъ, сбѣгалъ домой за молоткомъ и пошелъ помогать. А въ декабрѣ за этими же студентами мужики сами посылали въ городъ звать ихъ къ себѣ. -- Тута ораторы проживаютъ? -- спрашивалъ мужичокъ, позвонивъ въ квартиру. -- Нѣту здѣсь такихъ. -- Мнѣ сказывали, тута. Будьте добры, кликните. Лошадь гналъ, сходомъ порѣшили -- привезть его. Харчи ему обрядили, ночлегъ по душамъ! валенки ему привезъ... Какъ бы не зябко было... Наслышаны мы, помогаютъ они нашему брату. Ораторы дѣйствительно помогали очень усердно. "Видишь? -- говорили они, показывая на чужія усадьбы:-- все твое! Приходи и бери". Въ нѣкоторыхъ губерніяхъ дѣйствительно стали брать, но въ общемъ народъ хотѣлъ, чтобы земли ему нарѣзала Царская Дума. Черная сотня въ Думу не попала. Она не раздавала чужихъ подмосковныхъ и была постыдно разбита на выборахъ. Въ упоеніи побѣды федералисты о ней забыли. Они думали, что дни ея уже сочтены. Но вѣсть изъ Бѣлостока, какъ ударъ грома въ ясный іюньскій день, потрясла стѣны Таврическаго дворца. Опять черное крыло призрака промелькнуло надъ ними, оледенивъ ихъ своимъ дыханіемъ. "Погромъ въ Бѣлостокѣ устроило правительство!" кричали въ Думѣ. "Полиція, министры, войска!" кричала еще громче еврейская печать. Но никто даже шепотомъ не смѣлъ произнести слово, о которомъ всѣ подумали въ душѣ. А что если это онъ, отпѣтый въ Портсмутѣ покойникъ? Что, если онъ еще живъ? Тамъ, гдѣ надъ нимъ особенно нагло издѣвались, гдѣ топтали его въ грязь, онъ вдругъ пробуждался отъ сна и наносилъ удары плясавишимъ на его могилѣ. Три депутата съѣздили въ Бѣлостокъ и привезли оттуда извѣстіе, что все это было дѣломъ громилъ, которыхъ наняла полиція бить жидовъ; что никакой ненависти къ евреямъ среди населенія нѣтъ, но русскіе офицеры сами приводили солдатъ на грабежъ и говорили имъ: "Ну-ка, ребята, поработайте хорошенько въ этомъ магазинѣ!" "Солдатъ подготовляли, нарочно натаскивали на погромъ", клялась еврейская печатъ, всячески скрывая отъ себя печальную истину, что офицерамъ стоило большого труда удержать озвѣрѣвшихъ солдатъ, ожесточенныхъ постоянной охотой на нихъ бундистовъ и чуть не еженедѣльнымъ избіеніемъ русскихъ должностныхъ лицъ, падавшихъ подъ пулями еврейскихъ юношей. Печать клялась, что все это дѣло рукъ правительства, что это былъ дьявольски задуманный и выполненный планъ. Но въ полученныхъ депутатами письмахъ говорилось совсѣмъ другое,-- что громили и желѣзнодорожники, и фабричные рабочіе, и пріѣзжіе изъ деревень. Повторилось то же, что было и въ другихъ городахъ: накопившаяся годами ненависть вспыхивала вдругъ, какъ гремучій газъ въ шахтѣ, отъ одной неосторожно зажженной спячки и вызывала кровавую катастрофу. Въ Могилевѣ все предмѣстье заселено мѣщанами и по словамъ "Страны", они уже не разъ предлагали свои услуги для избіенія евреевъ. Развѣ это не та-же шахта съ гремучимъ газомъ, готовая взорваться отъ первой искры? Но докладъ въ Думѣ былъ сдѣланъ въ такомъ духѣ, что, кромѣ наемныхъ громилъ, никто евреевъ не убивалъ, народъ ихъ любитъ, и никакого оскорбленія національнаго чувотва тутъ не было. Значитъ, покойникъ дѣйствительно умеръ, и можно опять плясать на его могилѣ. Послѣ Бѣлостока плясали еще цѣлый цѣсяцъ. Истинно русскіе негодяи, хулиганы изъ Союза Русскаго Народа, сыщики, шпіоны, провокаторы! -- такъ и посыпалось на голову русскихъ людей. "Изъ всѣхъ норъ выползаютъ отвратительные гады,-- писалъ одинъ изъ братьевъ Гессеновъ,-- и все громче и наглѣе раздается ихъ змѣиное шипѣніе". Федералисты дружнымъ хоромъ подхватывали, что русскій патріотъ -- это бранное слово и носить эту кличку постыдно. Они даже писали "потреотъ" и представляли его не иначе, какъ въ видѣ здоровеннаго дѣтины съ дубиной. Представленіе о дубинѣ символически напоминало имъ о томъ, что гроза гдѣ-то собирается и слово "потреотъ", хоть они и пишутъ его черезъ о, нисколько ихъ не веселитъ. Имъ вспоминается при этомъ Томскъ, Бѣлостокъ, Одесса и разные другіе города, гдѣ такъ любитъ ихъ народъ и такъ ненавидитъ полиція. Но имъ надо было сдѣлать это слово смѣшнымъ въ глазахъ русскаго общества. Надо увѣрить его, что порядочный человѣкъ не можетъ быть патріотомъ. Онъ непремѣнно пьяница и служитъ въ охранномъ отдѣленіи. Онъ кричитъ ура, поетъ гимнъ, а въ свободное время грабитъ на улицѣ прохожихъ. Грабить, дѣлать доносы и устраивать погромы -- это его главное, чуть ли не единственное занятіе. Лубочная картина "Крамольники въ аду" можетъ показаться невинной шуткой въ сравненіи съ тѣмъ лубкомъ, на которомъ еврейская печать изображаетъ русскаго патріота. Это существо дикое, лохматое, бѣгающее на четверенькахъ. На своихъ собраніяхъ патріоты не говорятъ, а рычатъ, ревутъ, вопятъ. Встрѣчая на улицѣ жида или студента, они его немедленно подкалываютъ или бьютъ смертнымъ боемъ. Патріоты не остались въ долгу у еврейскихъ газетъ.-- "Что? мы грабители и погромщики? Ахъ, вы, красноглазые!" -- отвѣчаетъ московское "Вѣче".-- "Нѣтъ, это вы на награбленныя жидовскія деньги вооружаетесь противъ Россіи. Молите Бога, чтобы не отмѣняли смертную казнь, а то мы сами начнемъ васъ бить. Если мы не дѣлаемъ этого теперь, то только въ надеждѣ, что васъ перевѣшаетъ законъ и безъ насъ. Но только попробуйте отмѣнить смертную казнь! мы васъ искоренимъ, мы выбросимъ васъ изъ Россіи, чтобы вы ея не поганили. Не думайте, что вы, накупивши бомбъ на жидовскія деньги, испугаете насъ. Не безпокойтесь, антихристовы дѣтки, и у насъ кое-что припасено для васъ". Революція остолбенѣла, когда съ нею заговорили вдругъ ея языкомъ. До сихъ поръ никто еще не осмѣливался такъ отвѣчать ей. Когда она называла монархистовъ "гадами земли русской", она никакъ не ждала, что они крикнутъ ей въ отвѣтъ: "Берегитесь, красноглазые, мы съ вами расправимся судомъ Линча"! Революція писала, что народный кулакъ уже сжимается, что общественная совѣсть возмущена и требуетъ суда надъ извергами, палачами, разбойниками, надъ этой бандой громилъ, которая называется русскимъ правительствомъ, что недолго уже горсти шакаловъ изъ черной сотни праздновать свое мерзкое пиршество. "Сгиньте, черносотенцы! -- приказывала она.-- Прячьтесь въ свои норы, пауки кровожадные"! А шакалы-черносотепцы жарили на это стихами. "И льется кровь святая славянина. И гибнутъ семьи и отцы, Все сокрушаитъ бѣдъ лавина И торжествуютъ стервецы". "Грубо! пошло"! -- возмущалась революція, не узнавая своихъ собственныхъ выраженій.-- Такъ могутъ писать только истинно-русскіе негодяи"! Она восхваляла Думу и депутатовъ перваго призыва. "Они цвѣтъ и гордость націи, носители благороднѣйшихъ стремленій вѣка, защитники обездоленныхъ". "-- Кто это? Аладьины-то съ Аникиными цвѣтъ націи? -- отвѣчали черносотенцы изъ "Вѣча" и тиснули опять стишки: "Бей всю Думу въ рыло, была не была"! Послѣднее слово осталось за патріотами; по силѣ и яркости языка они затмили противниковъ. Такъ писать умѣли еще только въ пролетарскихъ газетахъ, но кадетскимъ было до этого далеко. Эти все больше повторялись насчетъ рептилій да гадовъ. Онѣ завели свой грамофонъ, и цѣлый годъ грамофонъ игралъ одно и то же, все на мотивъ романса, который исполнилъ въ Думѣ депутатъ Винаверъ: "Доколѣ не будетъ въ странѣ равенства, не будетъ въ ней мира", т. е. пока не будетъ жидовскаго равноправія,-- пояснили черносотенцы. "И это, Русь, терпѣть ты можешь?" -- грянуло опять московское "Вѣче". "И гнѣвъ не распалишь ты свой?! Вставайте-жъ, братья, и смѣлѣе Тряхните силушкой -- пора!" Сепаратисты встровожились не на пгутку. Г. Амфитеатровъ изъ Парижа умолялъ еврейскую печать не дѣлать никакихъ перепечатокъ изъ черносотенныхъ газетъ. Даже полемизировать съ ними не слѣдуетъ. Просто обойти ихъ молчаніемъ. Теперь порядочное общество ихъ не читаетъ, а какъ начнутъ дѣлать изъ нихъ выдержки въ уважаемыхъ еврейскихъ оргапахъ, то... даже страшно сказать... вѣдь ихъ будутъ тогда читать въ порядочномъ обществѣ. Конечно, "Вѣче" -- это лубокъ, но вѣдь, между нами, наши-то уважаемыя газеты -- развѣ это не такой же лубокъ? Развѣ онѣ не увѣрили русскую молодежь, что русскіе націоналисты бѣгаютъ на четверенькахъ? Что гораздо почетнѣе грабить казенные банки, чѣмъ подавать руку подлецамъ, которые называютъ себя патріотами? Развѣ онѣ не убѣдили ее въ томъ, что, вытуривъ ее изъ Варшавскаго университета, ей сдѣлали большую честь, а когда вытурять изъ Кіевскаго и Одесскаго, то покроютъ ее неувядаемой славой? Вѣдь если она этому повѣрила,-- значитъ грубый лубокъ имѣетъ у нея успѣхъ. Не переоцѣнивайте своихъ силъ,-- повторяетъ вслѣдъ за г. Амфитеатровымъ новая, только-что народившаяся освободительная газетка "Текущіе Дни".-- Пора уже перестать говорить о черной сотнѣ, а называть ее по крайней мѣрѣ черной тысячей. Пора оставить мысль, что это какое-то инородное тѣло, присосавшееся къ организму. "Да развѣ чиновникъ, рабочій, студентъ и попъ не изъ народа?" -- страшиваетъ газета. "Говорятъ, что ихъ мало, но сколько ихъ въ дѣиствительности -- мы съ вами, господа, не знаемъ". Первый разъ наши радикалы заговорили объ этомъ въ печати. Они думали объ этомъ давно, но сказатъ это громко не рѣшались. Сколько же ихъ, господа? -- спрашиваютъ они, даже не подумавъ, что доставляютъ этимъ удовольствіе московскому "Вѣчу", котороо навѣрное скажетъ: "Ага, испугались, красноглазые!" Давно ли поджаривали черносотенцевъ на плитѣ, и уже со страхомъ приходится считать ихъ. "Надо помнить, повторяетъ газетка, что черныя тысячи хоть и дрянной, но все-таки народъ". До сихъ поръ красная сотня объ этомъ не думала. Всѣ патріотическія партіи до правового порядка включительно считались у нея отбросами. Несмотря на то, что програмна правового порядка конституціонная, ее причислили къ отбросамъ, потому что она не признаетъ еврейскаго равноправія. До прошлаго понедѣльника, когда новая газета сказала, что черносотенцы тоже народъ, еврейская печать упорно отрицала это. Ея цѣль была доказать, что это простой разный сбродъ, и изъ порядочнаго общества никто туда не пдетъ. Ни Беренштама, ни братьевъ Гессеновъ, ни братьевъ Долгоруковыхъ тамъ нѣтъ. Что такое Союзъ Русскаго Народа? "По свѣдѣніямъ департамента полиціи,-- пишутъ еврейскія газеты,-- тамъ, кромѣ босяковъ да рецидивистовъ-экспропріаторовъ (просятъ не смѣшивать съ максималистами), никого нѣтъ. Въ Одессѣ, напримѣръ, 60% Союза состоятъ изъ босяковъ, называемыхъ въ простонародьи "кадетами" (тоже просятъ не сыѣшивать съ Родичевымъ, Кокошкинымъ и др.". Куда же однако въ демократической республикѣ дѣнутъ босяковъ? Неужели демократы будутъ сажать ихъ въ кутузку? или они одѣнутъ ихъ въ смокинги? Въ союзѣ русскихъ людей тоже все пропойцы и обитатели ночлежекъ. Но вѣдь и безработные сплошь да рядомъ дѣлаются обитателями ночлежекъ. Господа Родичевы и Набоковы, сколько извѣстно, не приглашаютъ ихъ ночевать къ себѣ. Оказывается такимъ образомъ совершенно неожиданно, что патріотическіе-то союзы и вербуются изъ самыхъ декократическихъ элементовъ. Даже товарищи изъ "Новой Жизни" не отказались бы пожать имъ руку. Куда же до нихъ кадетамъ, которые носятъ крахмальное бѣлье, издаютъ газеты и даже бываютъ иногда предводителями дворянства. Патріоты оказались куда лѣвѣе ихъ; они собираютъ голытьбу, угощаютъ ее чаемъ, бубликами, а по словамъ собственныхъ кадетскихъ корреспондентовъ, и водочкой. Но вѣдь кадеты не могутъ представить себѣ патріота трезвымъ. Имъ кажется, что въ трезвомъ видѣ онъ сейчасъ же записался бы ихъ партію, а какъ напьется, такъ идетъ въ Союзъ Русскаго Народа. О правовомъ порядкѣ собственные корреспонденты сообщали, что онъ пользуется больше услугами дворниковъ. Свои воззванія партія разсылала съ дворниками по трактирамъ и чайнымъ. Вѣроятно у кадетъ ихъ разносили камеръ-юнкеры. Но, не имѣя въ своемъ распоряженіи камеръ-юнкеровъ, правовой порядокъ посылаетъ просто дворниковъ. Еврейскихъ юношей онъ тоже не можетъ посылать, потому что его программа этого не позволяетъ. Послѣдній съѣздъ монархистовъ взволновалъ нашу печать не на шутку. Важно не то, что они монархисты, а то, что черносотенцы, и, вмѣсто Варшавянки, поютъ Народный Гимнъ. Они говорятъ, что русскіе въ Россіи у себя дома, гостей принимаютъ радушно, но гости должны вести себя прилично, иначе имъ укажутъ наидверь. Чтобы гости могли выгнать хозяевъ изъ дому, они этого рѣшительно не допускаютъ. Они кричатъ ура, служатъ молебны и собираютъ простой народъ, на который эта обстановка дѣйствуетъ потрясающимъ образомъ. Въ этихъ собраніяхъ плачутъ, обнимаются, какъ во время народныхъ бѣдствій. "На бой кровавый, святой и правый!" -- зоветъ революція и посылаетъ впередъ бундистовъ. "И это, Русь, терпѣть ты можешь!" -- отвѣчаютъ на кіевскомъ съѣздѣ и, кликнувъ кличъ, зовуть русскихъ людей объединяться. "Кіевскій съѣздъ шесть дней неистовствуетъ, шесть дней говорятъ смрадныя рѣчи,-- волновалась еврейская печать.-- Все тѣ же аплодисменты, ура, гимнъ, поцѣлуи рукъ, тѣ же рыдающія дамы... Смыслъ ихъ рѣче, если вообще въ нихъ есть смыслъ,-- одинъ и тотъ же. "Дума намъ не нужна, но разъ это воля Государя, мы ей подчиняемся". Корреспондентъ какъ будто даже разочарованъ. Онъ повидимому ожидалъ, что тутъ скажутъ, какъ въ московской газетѣ: "Бей всю Думу въ рыло, была не была!" Тогда по крайней мѣрѣ было бы хоть безобразіе. А то все перенесли на патріотическую почву. Вотъ это-то и опасно! На этомъ могутъ объединиться всѣ русскія партіи. Нѣтъ, этого допустить нельзя. Надо скорѣе обливать грязью патріотовъ. Вотъ, напримѣръ, въ Полтавѣ открылся отдѣлъ Русскаго Собранія. Напишемъ такъ: "На открытіи отдѣла было всего 29 человѣкъ, примѣрно столько, сколько числится агентовъ въ охранномъ отдѣленіи". Пусть-ка теперь попробуютъ пойти въ эту лавочку! Дальше сообщаотся, что по уѣзду разъѣзжаютъ какія-то темныя подозрительныя личности съ черносотенными воззваніями. Патріота сейчасъ узнаютъ, потому что онъ всегда темная, подозрительная личность. Свѣтлыя личности или сидять въ тюрьмѣ, или пишутъ въ еврейскихъ газетахъ. А черносотенныя газеты -- "Это шпіонскія донесенія, не больше".-- "Что? шпіонскія донесенія?" -- откликается "Вѣче".-- "Авотъ у васъ есть "Русское Слово", такъ это только по названію русская газета, наполненная писаніями разныхъ пархачей, телеграммы всѣ насквозь пропитаны чеснокомъ". Очень картинны эти эпическія переругиванія двухъ крайнихъ фланговъ! Но тутъ у лѣвыхъ пороху не хватаетъ. Они еще словаря Даля въ передѣлкѣ Бодуэна-де-Куртене не читали. Они прочли только гарниръ самого Бодуана, а самыхъ коренныхъ-то, россійскихъ словъ не успѣли еще прочесть. Какъ только открывается гдѣ-нибудь патріотичоскій союзъ, такъ въ газеты летятъ кореспонденціи. "Тяжкія минуты переживало населеніе города въ день открытія Союза... Впереди шла партія хоругвеносцевъ. За ней духовенство и довольно большое количество подозрительныхъ субъектовъ въ гороховомъ пальто... По пути шествія нельзя было встрѣтить ни одного жилого человѣка. Лавки закрыты, все населеніе въ страхѣ попряталось по домамъ". Союзы все открываются, грамофонъ въ газетахъ играетъ. Но какую пластинку ни заведутъ, а въ концѣ непремѣнно романсъ къ охранному отдѣленію: "Неужели правительство допуститъ такую открытую организацію черносотенцевъ?.." И на другой день опять. "Пусть правительство броситъ взоръ на эти черныя шайки! Пусть оно сдѣлаетъ это, пока не поздно!" Съ этими воззваніями къ охранному отдѣленію обращаются не только теперь, но обращались и въ дни свободъ, когда всѣ рѣшительно организаціи дѣйствовали открыто, даже самыя революціонныя. Напримѣръ Союзъ Руескихъ Людей звалъ въ прошломъ году въ николинъ день москвичей на Красную площадь на молебенъ. Сейчась же поднялся гвалтъ въ печати: "Обращаемъ вниманіе кого слѣдуетъ... Всѣ удивляются, какъ могъ московскій градоначальникъ дать разрѣшеніе на такое публичное молебствіе?" А тутъ ужъ рядомъ барикады строили. Ужасно не любятъ наши федералисты молебновъ. Вообще видъ креста, кадила и попа въ ризахъ вызываетъ у нихъ нервную дрожь. Православный крестъ самъ по себѣ еще могъ бы быть терпимъ, но какъ хоругвь, объединяющая русскій народъ, онъ вызываетъ такую же ненависть, какъ и двуглавый орелъ. Еще на первыхъ выборахъ въ Думу, одержавъ полную побѣду, лѣвые объявили, что на правой сторонѣ остались только плуты, только бубновый тузъ остался на сторонѣ двуглаваго орла. Тогда эта наглость сошла имъ съ рукъ, теперь они пошли дальше: они стали оскорблять религіозное чувство народа. Они срывали молебны въ земскихъ собраніяхъ, являясь цѣлыми шайками на хоры и заглушая молебенъ марсельезой. Потомъ они попробовали дѣлать то же самое на призывѣ новобранцевъ. Если вѣрить ихъ корреспондентамъ, новобранцы даже въ церкви пытались запѣть марсельезу. Можетъ быть этого и не было, но имъ очень хочется, чтобы это было. Главное -- пріучить народъ къ тому, что ничего святого у него нѣтъ и не должно быть. Опасно оставлять ему вѣру въ какую-нибудь общую всему народу святыню, потому что онъ можетъ тогда встать поголовно на ея защиту. Черная сотня -- это кошмаръ революціи. Еслибъ можно было истребить ее всю безъ остатка или загнать въ подполье, это значительно облегчило бы задачу. Но истребить ея нельзя, выселить ея некуда. Сдѣлать ее смѣшной и презрѣнной, какъ ни старалась объ этомъ печать, трже не удалось. Когда кричали черносотенцамъ: "Вы отбросы, подонки, хулиганы!",-- они отвѣчали: "Вы насъ ненавидите, потому что вы насъ боитесь. Наша сила въ той кровной, вѣковой, связи съ русскимъ народомъ, которой нѣтъ у васъ, У насъ все съ нимъ общее -- вѣра, преданія, исторія, намъ одинаково дорого имя Россіи; мы всѣ, бѣдные и богатые, сильные и слабые, знаемъ, что мы дѣти одной матери. Вы Россію зовете мачихой и хотите порвать съ ней связь, отдать ее на поруганіе, видѣть ее униженной, жалкой и безпомощной. Вы кричали за границей: не давайте ей денегъ, она ихъ промотаетъ, не отдастъ вамъ долга! Вы говорили народу: разоряй ее скорѣй, твою старую мать, жги усадьбы, закрывай заводы, подрывай торговлю, разгроми ея морскіе порты. Истребляй остатки ея флота, развращай армію, добивай ее до конца! Когда она будетъ въ нищетѣ и убожествѣ, всѣми презираемая въ жалкихъ рубищахъ,-- тогда мы придемъ и растопчемъ ея двуглаваго орла, порвемъ ея національное знамя"... Что же сдѣлала черная сотня? почему она такъ страшна сепаратистамъ? Прибѣгала ли она къ бомбамъ, нападала ли изъ-за угла? Koro она убила? "Она убила Герценштейна",-- говорятъ кадеты. Она ли -- неизвѣстно. Но пусть даже такъ, пусть онъ ея жертва. Гдѣ же другія? Гдѣ, кого, когда убивала она, если это не было въ законной самооборонѣ? Изъ ея рядовъ жертвы падали сотнями. Недаромъ Союзъ Русскихъ Людей, положивъ вѣнокъ на могилу генерала Мина, написалъ на немъ: "И мы за тобой готовы". А погромы? -- кричатъ Евреи. Кто виноватъ, что лилась наша кровь?-- "Вы сами", отвѣчаетъ имъ черная сотня. "Вы прежде всего! Еслибъ вы не возбуждали въ населеніи ненависти къ себѣ, народъ бы васъ не тронулъ. Почему изъ десятковъ разныхъ народностей, которыя живутъ въ Россіи, не бьютъ никого, кромѣ васъ? Вы когда-нибудь задавали себѣ этотъ вопросъ? Почему не только мы, Русскіе, но и Поляки въ Варшавѣ кричатъ вамъ: "Уходите къ себѣ въ Палестину!" Развѣ нашъ нужна ваша кровь? Намъ нужно, чтобы вы дали намъ покой. Вы громите нашу родину, за этo народъ громитъ васъ. Бросьте эту сказку, что погромы устраиваетъ полиція и правительство. Полиція имъ помогаетъ, это возможно, потому что вы тоже убиваете ее, истребляете, гдѣ можете. Но поднять противъ васъ сто русскихъ городовъ никакая полиція не въ силахъ. Еслибъ вы сами не подкладывали дровъ въ костеръ, костеръ бы не запылалъ. И нѣтъ въ Россіи власти, которая могла бы остановить эти погромы. Это могла бы сдѣлать одна только власть -- ваша собственная. Отъ васъ зависитъ положить ей конецъ. Относитесь по-человѣчески къ русскому народу,-- и онъ будетъ жить съ вами въ мирѣ. Безъ этого никакія министерства, ни кадетскія, ни ваши еврейскія, не спасутъ васъ отъ его гнѣва". Черная сотня тѣмъ и страшна еврейству, что она въ стойкости не уступаетъ ему. Въ ней баринъ и босякъ охвачены однимъ чувствомъ -- горячей любви къ родинѣ. Отдавать ее на потокъ и разграбленіе инородцамъ они не хотятъ. За русскими есть огромная нравственная сила -- вѣра въ свою родину. И она не обманетъ ихъ. Всѣ русскія партіи должны сплотиться, и не во имя какихъ нибудь политическихъ программъ, за нихъ онѣ будутъ бороться потомъ, а противъ одного общаго врага, который угрожаетъ Россіи,-- и врагъ этотъ сепаратизмъ. Надо спасать прежде всего цѣлость государства, а потомъ уже думать о томъ, какъ лучше его устроить. Монархисты и конституціоналисты, всѣ, у кого бьется русское сердце въ груди, должны стать на защиту русскихъ интересовъ. Когда вратъ у воротъ, дѣлиться на партіи не время. А какъ велика опасность, надо спросить тѣхъ, кто живетъ на окраинахъ. Недаромъ г. Гессенъ сказалъ какъ-то, что вопросомъ объ автономіи противники кадетской партіи пользуются, "играя на самыхъ низкихъ струнахъ человѣческаго сердца: они говорятъ, что автономія окраинъ -- это путь къ разрушенію государственнаго единства Россіи". Да, г. Гессенъ не ошибся. Русскіе патріоты дѣйствительно играютъ на этихъ струнахъ. Разрушать Россію они не собираются, а всѣми силами будутъ бороться противъ этого. Но самыя ли это низкія струпы человѣческаго сердца,-- объ этомъ судить не господамъ Гессенамъ! Когда хотятъ сломать чей-нибудь домъ, то спрашиваютъ на это согласія хозяина, а не прохожихъ. Не надо забывать, кто нашъ врагъ. На международномъ соціалистическомъ съѣздѣ въ Лондонѣ полякъ и соціалистъ Дашинскій сказалъ: -- Россію нужно разрушить; а на ея мѣстѣ должны возникнуть новыя соціалистическія организаціи. Запомните это, русскія національныя партіи, запомните всѣ, какихъ бы убѣжденій вы ни были! "Россію надо разрушить".. Если вы не пойдете вмѣстѣ и не сплотитесь теперь же; если вы не соберетесь у одной хоругви, у pyсскаго національнаго знамени,-- пусть эти зловѣщія слова не выходятъ у васъ изъ памяти. "Россію надо разрушить". -- И это, Русь, терпѣть ты можешь? -- спрашиваютъ съ негодованіемъ черносотенцы. -- Молчите, рабы! -- отвѣчаютъ имъ изъ другого лагеря. -- Вы провалились съ вашимъ патріотизмомъ. Koro изъ васъ послали въ Думу? Мы -- народные избранники, насъ послалъ народъ. Посмѣйте сказать, что это неправда! -- Правда,-- сознаются черносотенцы.-- Васъ дѣйствительно послалъ народъ, но только... обманугый вами народъ. Когда обманъ раскроется, вашему царству придетъ конецъ. И на бой кровавый, святой и правый, русскій народъ пойдетъ тогда не съ вами, а противъ васъ.

Черная сотня, или Союз Русского Народа - забытая страница истории нашей страны со многими вопросами. Об этом явлении если и упоминается, то в негативном ключе. Многие считают, что черносотенцы были пещерными зоологическими антисемитами -– погромщиками. На самом же деле тезис о бескультурии и агрессивности черносотенства был лживым.

Большей своей частью они являлись патриотами России, стремившимися к нравственному очищению людей. Погромы же проводились стихийно народными массами под воздействием других политических сил. В 1917 году большевики организовали террор против русского этнического национализма, которого боялись, как огня.

Термин «черносотенцы» возник в 16 веке. По сути, это были сообщества людей, которые служили надежной опорой Российской Державы в тяжелые дни вражеских нашествий. Черносотенцы составили костяк народных ополчений, в том числе Кузьмы Минина, освободившего Русь от иноземных оккупантов. Именно черносотенцы того периода вывели Россию из Смутного времени.

Активное возрождение этого движения произошло в 1905 году под лозунгами защиты Российской империи и его традиционных ценностей «православия, самодержавия, народности». Черносотенцы провозглашали благие цели: развитие национального русского самосознания, освобождение от бюрократического засилья в правительстве, соблюдение свободы слова, печати, собраний, союзов и неприкосновенной личности, в установленных законом границах.

Большое внимание они уделяли еврейскому вопросу. По мнению черносотенцев, существовало засилье евреев в экономике и политике. Беспокоила их активность иудейских организаций, особенно в революционном движении. Взгляд на решение этой проблемы был неоднородным. Одни члены союза высказывали откровенно антисемитскую позицию, выпуская литературу по еврейскому вопросу - «Протоколы сионских мудрецов». Другие поддерживали стремления евреев к обретению своего государства в Палестине.

Вместе с тем черносотенные организации выступали за гражданское равенство в отношении всех прочих национальных меньшинств Российской империи. Также они ставили задачи просвещении народа путём открытия церквей, школ, больниц и прочих учреждений, проведения собраний, издания просветительской литературы. Предписывалось создание «Всероссийского банка Союза Русского Народа» с филиалами в регионах.

Движение было разнородным и многочисленным. В него входили помещики, представители духовенства, рабочие, мещане, интеллигенты, выступавшие за сохранение самодержавия. В регионах, где присутствовало ощутимое давление на русских, крестьяне записывались в Союз целыми сёлами. Большую роль в организационной и просветительской деятельности играли представители духовенства.

Костяк движения составляли передовые и образованные люди, знавшие несколько языков. Они не были грубыми «ура-патриотами» и пещерными антисемитами, а со знанием дела анализировали особенности Русского общества. Неприятие еврейства у черносотенцев было основано на политических мотивах, а не расовых и религиозных. Многие из этих монархистов являлись выдающимися учеными (А.П. Лихачев, А.И. Соболевский). Значительная часть черносотенных организаций были оформлены как общества трезвости. Они организовывали чайные, в которых проводились народные чтения.

Впервые бранный оттенок слову «черносотенец» придала сионистская пресса в 1905 году. Они обвинили эти организации в погромах. Кроме сионистов, на черносотенцев «напустились» представители либеральной и революционной прессы, заинтересованные в дискредитации сильного политического противника.

Между тем расследования в отношении участников погромов установили, что первая волна погромов прошла до того, как черносотенные организации оформились в весомую политическую силу. Эти организации наиболее активно действовали в регионах со смешанным населением - на Украине, в Белоруссии, где были «черты еврейской оседлости».

В 15 губерниях действовали более половины всех членов Союза русского народа и других черносотенных организаций. Что интересно, именно активная деятельность черносотенных организаций привела к тому, что волна погромов стала спадать. Это признавали даже политические противники черносотенцев.

Уставы организаций декларировали законопослушный характер движения, и лидеры черносотенного движения осуждали погромы. Председатель Союза Русского Народа А. И. Дубровин в 1906 году сделал заявление, в котором определил погромы как преступление. Лидеры черносотенных организаций разъясняли, что борьба должна вестись лишь экономическими и идеологическими методами. Черносотенные газеты и брошюры никогда не содержали призывы к погромам. В 1906 году произошли всего 2 крупных погрома на территории Польши, то есть там, где русские черносотенцы не имели влияния.

Большевики возненавидели черносотенцев, как своих серьезных политических соперников. В 1905 году Ленин писал: «Отряды революционной армии должны выступать вооружённой силой, избивая черносотенцев, убивая их, взрывая их штаб-квартиры и т. д. и т. д.».

Настойчивые призывы революционного лидера не пропали даром, и вскоре было совершено вооружённое нападение на чайную «Тверь», где проходили собрания Союза русского народа, основным костяком которого были рабочие Невского судостроительного завода. Большевики бросили 2 бомбы в окна чайной, а затем расстреливали выбегавших оттуда людей. В результате этой жестокой акции было убито двое и ранены пятнадцать человек.

Большевики не ограничивались террором против простых членов черносотенных организаций, они совершали нападения на председателей местных отделов Союза Русского Народа. В марте 1908 года в Черниговской области была брошена бомба в дом председателя местного союза СРН, в селе Домьяны убит председатель отдела. В городе Нежине был подожжён дом председателя местного отделения Союза и убита вся его семья.

Конечно, такой идеологический и физический террор не мог не сказаться на движении. Несмотря на сочувствие и поддержку населения, в основном мещан и дворян, а также русского православного духовенства, черносотенное движение пришло в упадок. Причиной этого стало не только противостояние левых организаций, но и ряд ошибок, которые допустили лидеры черносотенцев. Как говорится, среди них были такие друзья, которые «хуже врагов».

Проблемой радикальных правых организаций были непрерывные внутренние расколы и распри в самом движении. Например, известнейший деятель движения Иоанн Восторгов огульно обвинялся своими соратниками в краже денежного фонда организации, отравлении П.А.Крушевана из желания стать архиереем, и убийстве собственной жены.

Оставшись в меньшинстве в Думе (большинство захватили националисты), депутаты от Черной Сотни выбрали путь агрессивного поведения и провокаций. Деятельность депутатов правой фракции В.М.Пуришкевича и Н.Е.Маркова сопровождалась многочисленными скандалами, а министр А.Н.Хвостов был обвинен в предполагаемой попытке организовать убийство Г.Е.Распутина. Позже последовала его быстрая отставка.

Конечно, такие скандалы подрывали авторитет всех лидеров движения. Даже потенциальные союзники среди сторонников идей российского имперского национализма отвернулись от черносотенцев после выдвинутой бывшим премьер-министром графом С.Ю.Витте обвинения в попытке его убийства путем взрывания дома.

Кроме того, черносотенцы не смогли предложить позитивную программу развития общества. Именно этим воспользовались большевики, которые нашли более весомого противника – самодержавие и выдвинули радикальные левые идеи переустройства общества.

В период перед Февральским переворотом правые неоднократно обращались к властям о необходимости срочных мер для предотвращения революционного взрыва. Они посылали телеграммы, писали записки, письма. Но эти письма не получили реальной реализации, так как агенты левых сил саботировали принятие каких-либо мер в правительстве. К революции 1917 года черносотенцы подошли настолько ослабленными, что Временное правительство не воспринимало их как политических соперников.

Большевики, придя к власти, не утратили прошлой ненависти и посчитали, что русский этнический национализм – главная угроза пролетарскому интернационализму. Они беспощадно уничтожили актив черносотенного движения. Многие черносотенцы пали мученической смертью в те лихие годы.

Идеология

Черносотенцы не предложили никакой программы действий, кроме как «бить евреев, революционеров, либералов, интеллигентов». Поэтому русское крестьянство, которое практически не сталкивалось с этими категориями, оказалось почти не затронутым черносотенным движением.

Главная ставка черносотенцев на разжигание межнациональной розни вылилась в погромы. Русская интеллигенция не избежала удара, обрушившегося на «врагов России», и интеллигентов избивали и убивали на улицах подчас наравне с евреями.

История

Черносотенцы
Организации
Русское собрание
Союз Русского народа
Союз Михаила Архангела
Всероссийский Дубровинский
Союз Русского народа
Русская монархическая
партия
Союз русских людей
Священная дружина
Лидеры
Александр Дубровин
Антоний Храповицкий
Владимир Грингмут
Владимир Пуришкевич
Иван Кацауров
Иоанн Восторгов
Иоанн Кронштадтский
Николай Марков
Павел Крушеван
Серафим Чичагов
Эммануил Коновницын
Преемники
Вячеслав Клыков
Леонид Ивашов
Михаил Назаров
шабл.
  • Черносотенцы возводят своё происхождение к низовому нижегородскому ополчению Смутного времени , предводимого Кузьмой Мининым , которые «стояли за дом пресвятой Богородицы и православную христианскую веру, ополчались против разорителей земли русской ради спасения веры отцовской и отечества от погибели ».
  • Черносотенное движение выступило в начале XX века под лозунгами защиты Российской империи и его традиционных ценностей «православия, самодержавия, народности».

В Чёрную Сотню 1905-1917 годов по информации ряда источников входили священнослужители, которые впоследствии были канонизированы как православные святые: протоиерей Иоанн Кронштадтский , Митрополит Тихон Беллавин (будущий патриарх) , Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) , Архиепископ Андроник (Никольский) , будущий первоиерарх РПЦЗ Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) , протоиерей Иоанн Восторгов , всего не менее 500 новомучеников и исповедников Российских. Из известных мирян - капитан крейсера «Варяг » Руднев , художник Виктор Васнецов , Мичурин , Менделеев , жена и дочь Достоевского

Доктор философских наук, профессор Сергей Лебедев: «Современные правые… любят увеличивать этот и без того длинный список за счет тех деятелей русской культуры, которые формально не состояли в черносотенных союзах, но не скрывали свои правые взгляды. К ним относятся, в частности, великий Д. И. Менделеев, художник В. М. Васнецов, философ В. В. Розанов …»

Среди лидеров черносотенного движения выделялись Александр Дубровин , Владимир Пуришкевич , Николай Марков , князь М. К. Шаховской. В октябре 1906 года различные черносотенные организации провели в Москве съезд, где была избрана Главная управа и провозглашено объединение под крышей организации «Объединённый русский народ». Объединения фактически не произошло, и уже через год организация прекратила своё существование.

После Февральской революции 1917 черносотенные организации были запрещены. Во время Гражданской войны многие видные лидеры черносотенцев примкнули к Белому движению , а в эмиграции громко критиковали эмигрантскую деятельность. Некоторые видные черносотенцы со временем поддержали политику СССР , другие примкнули к различным националистическим организациям.

Роль черносотенного движения в погромах

Вопреки распространенному мнению, не все погромы были подготовлены черносотенными организациями, которые были в 1905-07 еще весьма малочисленными. Тем не менее черносотенные организации наиболее активно действовали в регионах со смешанным населением - на Украине, в Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости» где было сосредоточенно более половины всех членов Союза Русского Народа и других черносотенных организаций.

Крах черносотенного движения

Несмотря на массовую поддержку среди городских мещан и сочувствие русского православного духовенства и влиятельных аристократов, русская радикальная правая организация с самого своего появления на российской общественной сцене оставалась в одиночестве благодаря следующим обстоятельствам:

  • Черносотенное движение не сумело убедить российское общество в своей способности предложить позитивную программу.
  • Черносотенное движение не сумело предложить действенной альтернативы либеральным и революционным, радикально-левым идеям, завоевавшим широкие круги интеллигенции в России;
  • не сумело предложить конструктивной программы ни русскому крестьянству, отчаянно нуждавшемуся в социальных переменах, ни русской национальной буржуазии.
  • Не сумело черносотенное движение сплотить вокруг себя силы нарождавшегося в Российской империи русского этнического национализма.

Несмотря на определённые политические успехи, после Русской революции 1905 года черносотенное движение не смогло стать монолитной политической силой и найти союзников в многонациональном, многоукладном российском обществе. Зато черносотенцы сумели настроить против себя не только влиятельные радикальные левые и либеральные центристские круги, но и оттолкнули своих потенциальных союзников среди сторонников идей российского имперского национализма.

Напуганные радикальной риторикой и эпизодическим насилием черносотенцев, находившиеся у власти державники увидели во всём русском этническом национализме едва ли не главную угрозу Российской державе. Они сумели убедить симпатизировавшего «союзникам» царя Николая II и придворные круги отвернуться от черносотенного движения, что и способствовало окончательному исчезновению черносотенцев с русской политической сцены накануне революции 1917 года . В Русской революции 1917 года черносотенное движение практически не играло роли, а после победы большевиков, видевших в русском этническом национализме одну из главных угроз создающегося на основе пролетарского интернационализма советского строя, остатки актива черносотенного движения были беспощадно уничтожены.

С. Ю. Витте так отзывался о «Чёрной сотне»:

Эта партия в основе своей патриотична... Но она патриотична стихийно, она зиждется не на разуме и благородстве, а на страстях. Большинство её вожаков политические проходимцы, люди грязные по мыслям и чувствам, не имеют ни одной жизнеспособной и честной политической идеи и все свои усилия направляют на разжигание самых низких страстей дикой, тёмной толпы. Партия эта, находясь под крылами двуглавого орла, может произвести ужасные погромы и потрясения, но ничего, кроме отрицательного, создать не может. Она представляет собой дикий, нигилистический патриотизм, питаемый ложью, клеветою и обманом, и есть партия дикого и трусливого отчаяния, но не содержит в себе мужественного и прозорливого созидания. Она состоит из тёмной, дикой массы, вожаков - политических негодяев, тайных соучастников из придворных и различных, преимущественно титулованных дворян, всё благополучие которых связано с бесправием, которые ищут спасения в беззаконии и лозунг которых: «не мы для народа, а народ ради блага нашего чрева». К чести дворян эти тайные черносотенники составляют ничтожное меньшинство благородного русского дворянства. Это - дегенераты дворянства, взлелеянные подачками (хотя и миллионными) от царских столов. И бедный Государь мечтает, опираясь на эту партию, восстановить величие России. Бедный государь... (Цит. по: С.Ю. Витте. Петроград, 1923, с. 223.)

Современные черносотенцы

  • Возрождение черносотенного движения наблюдается после перестройки . Так в член национально-патриотического фронта «Память» Штильмарк организовал газету «Чёрная Сотня», тогда же группа «Чёрная Сотня» отделилась от общества Память . С «Православный набат» - главное издание черносотенного движения.

К черносотенцам относится воссозданный в 2005 году Союз русского народа , газета «Православная Русь» , православные организации во главе с Михаилом Назаровым , основанная Константином Кинчевым среди фанатов группы АлисА Красно-Чёрная Сотня , а также множество мелких организаций.

Примечания

Ссылки

  • Омельянчук И. В. Социальный состав черносотенных партий в начале XX века
  • Кожинов В. В. . «Черносотенцы» и революция (архив)
  • Кожинов В. В . Правда Чёрной Сотни
  • Кожинов В. В.
  • Степанов С. А. «Черносотенный террор 1905-1907 гг.»
  • Степанов С. А. РУССКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - ОПРИЧНАЯ МОНАРХИЯ
  • Тарасов А. Н. «Тёмная сотня»
  • Ганелин Р. От черносотенства к фашизму // Ad hominem. Памяти Николая Гиренко. СПб.: МАЭ РАН, 2005, с. 243-272
  • Лебедев С. В. Идеология правого радикализма начала XX-го века
  • Кротов Я. Г. ЧЕРНАЯ СОТНЯ передача «С христианской точки зрения» от 07.07.2005 на Радио Свобода
  • Витухновская М .

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»