Что за болезнь пляска витта. Хорея или пляска святого вита

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Я перешел к пляске святого Вита и выяснил, как и следовало ожидать, что ею я тоже страдаю; тут я заинтересовался этим медицинским феноменом и решил разобраться в нем --досконально.

Джером Клапка -Джером.

Трое в одной лодке, не считая собаки

Каждый, кто изучал неврологию, знает, что пляской святого Вита называется редкое наследственное нервное заболевание — хорея Гентингтона. Но немногим известно, что изначально пляской святого Вита называли удивительное и широко распространенное в средневековой Европе явление, о котором и будет идти речь в нашей -статье.

Судить о том, как выглядело «танцевальное безумие» Вита, позволяют средневековые исторические источники. Наиболее полный их анализ приводит Александр Чижевский — ученый, основоположник таких новаторских научных отраслей, как космическое естествознание и гелиобиология. Именно в рамках гелиобиологии им было проведено масштабное исследование событий общественной жизни, в том числе и средневекового феномена пляски. Исторические факты и его собственные гипотезы изложены им в обширной и весьма интересной монографии «Земля в объятиях солнца» (1995 -год).

Александр Чижевский цитирует запись в Большой бельгийской хронике (Magnum Chronicon Belgicum) от 1374 года, которая гласит: «В этом году в Ахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец, в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям». Существуют и более подробные описания массовых плясок. Одно из них мы встречаем у Чижевского: «За восемь дней до праздника Марии Магдалины (14 июля) неистовая пляска показалась впервые у одной женщины. Магистрат отправил ее в часовню св. Вита в Цаберн, где она и успокоилась. Но в течение следующих четырех дней заболело еще тридцать четыре мужчины и женщины. Магистрат запретил бить в барабаны и трубить. Все заболевшие также были отведены к св. Виту. Но, несмотря на эти меры, число их в несколько дней увеличилось до двухсот. Вновь заболевших в свою очередь отправили отдельными партиями в часовню св. Вита в Цаберн и Ротенштейн, иных пешком, а иных в экипажах, чтобы там подействовать на них молитвами и другими священными -обрядами».

Святой Вит (лат. Santus Vitus) был историческим персонажем и жил на Сицилии во времена начала упадка Римской империи. По легенде, он с детства был наделен даром исцелять больных, и люди, впечатленные этими чудесами, обращались в веру Вита — христианство. Среди чудес, совершенных святым Витом, упоминается исцеление от беснования сына римского императора Диоклетиана. Видимо, поэтому впоследствии он считался покровителем больных эпилепсией, так как все судороги в то время считались бесовскими проделками. Еще в юности он был замучен римлянами в 303 году, потому что так и не отказался от своей -веры.

В Средние века считалось, что всякий, кто спляшет перед статуей святого Вита в день его памяти (15 июня), будет пребывать в добром здравии весь год. Святой Вит считается покровителем танцоров, актеров, эпилептиков, а также медников и пивоваров, помогает не проспать и спасает от гроз и нападения диких -животных.

Хронология плясок

Подобные явления удивительны уже сами по себе, но действительно поражает их количество и распространенность (приводится по вышеупомянутой монографии «Земля в объятиях -солнца»):

1021 год. Эпидемия в Дессау (Германия). Несколько крестьян стали плясать и продолжали пляску до тех пор, пока некоторые из них не упали замертво; у прочих, оставшихся в живых, проявления болезни остались в виде -судорог.

1237 год. Неистовая пляска в Утрехте (Нидерланды). Двести человек собрались на Мозельском мосту и плясали до тех пор, пока мост не обрушился и все они не погибли в -реке.

1337 год. Более ста детей, прыгая и танцуя, прошли через Штейгервальд (провинция в Южной Германии) в соседний город Арюштад, где упали в изнеможении. Многие из этих детей умерли, другие навсегда остались подверженными пляске св. -Вита.

1370 год. В Европе наблюдалась мания плясок. «Танцоры» наполняли улицы, особенно в Германии и в -Нидерландах.

1375 год. Эпидемия прошла из Ахена по всей Германии, главным образом вдоль Рейна и Мозеля, дойдя до границ Голландии. Больные «начинали неистово плясать и кружиться… по многу часов, пока у них не появлялось столь сильное стеснение в груди, что они падали -ниц». Многие утверждали, что видели под ногами струящиеся по земле потоки крови, из которых они старались выскочить и потому высоко подбрасывали -ноги.

1479-1480 гг. В Италии приняла повальное распространение эпидемия неистовой пляски, за которой укрепилось название -«тарантизм».

1728 год. Эпидемия конвульсионеров в Париже на Сен-Медорском кладбище. Больные предавались фантастической пляске, кривляньям и -подергиваниям.

За повторность и большое количество участников подобные массовые пляски в современной литературе получили наименование психопатических эпидемий. Но эти эпидемии были не только танцевальными. К случаям массового помешательства такие исследователи, как Владимир Бехтерев, Виктор Кандинский и Карл Ясперс, относят бесоодержимость, групповые самосожжения, самобичевания, вспышки суицидов и тому подобные явления. Разумеется, фактические данные об этих событиях неполны и недостаточны. Кроме того, исторические источники, из которых их можно получить, в большинстве случаев искажены религиозными представлениями тех времен, ведь хроники событий велись в основном -священнослужителями.

Гипотезы

Итак, данные о танцевальных и других психических эпидемиях недостаточны для разработки фундаментальной научной теории, но исследователи предлагают несколько -гипотез.

Вариант 1. Истерия

Психиатр Владимир Бехтерев считал массовые пляски истерическими припадками. В его монографии «Внушение и его роль в общественной жизни» (1898) справедливо отмечены схожесть клинической картины, а также и возможность индукции, то есть «заразности» -истерии.

Вариант 2. Солнце

Александр Чижевский приводит весьма подробное исследование и хронологическое описание эпидемий пляски и связывает их возникновение с изменением солнечной активности. С этой теорией весьма трудно спорить, но тем не менее интересно, почему танцевальные эпидемии к ХХ веку поутихли — ведь солнце никуда не -делось.

Вариант 3. Нервные заболевания

С клинической точки зрения синдром навязчивого танца с помрачением сознания, конечно же, представляется связанным с наследственными нервными заболеваниями типа вышеупомянутой болезни Гентингтона или синдрома Туретта, при которых поражены экстрапирамидная система и базальные ганглии головного мозга. Но учитывая, что наибольшая частота их встречаемости 5-7 на 100 тысяч населения, можно предположить, что связь этих болезней с пляской святого Вита ограничивается названием и схожей -клиникой.

К повторяющимся и массовым заболеваниям со сходной клинической картиной могут привести инфекция или интоксикация. Недостатка ни в том ни в другом в средневековой Европе не -было.

Вариант 4. Спорынья

Идею о связи эрготизма и пляски святого Вита в 1952 году выдвинул английский исследователь Юджин Бэкман (Backman Eugene Louis). Эрготизм действительно может объяснить и массовость пляски, и психопатические синдромы. Тем более что спорынья не только присутствовала в Европе, а еще и считалась признаком хорошего урожая, то есть с ней не боролись, и зараженная рожь вполне могла попасть в пищу, а плохое питание и авитаминоз, характерные для Средневековья, только усугубляли клиническую -картину.

Спорынья (маточные рожки)  — один из давно известных грибов. Все алкалоиды спорыньи очень токсичны. Симптоматика клавицепстоксикоза (или эрготизма) обусловлена способностью алкалоидов вызывать сокращение гладких мышц и сужение сосудов и оказывать действие на нервную систему. Различают две формы эрготизма: гангренозная — «антонов огонь» (которая сопровождается нарушением трофики тканей вследствие необратимого сужения капилляров преимущественно в конечностях и ушных раковинах), и конвульсивная — «злые корчи». Факторы, обусловливающие эти две формы эрготизма, окончательно не выяснены. Предполагают, что конвульсивный вариант связан с дефицитом витамина -А.

Р. В. Куцик, Б. М. Зузук,

Спорынья (маточные рожки) — Claviceps purpurea (Fries)

Tulasne (Аналитический обзор), Журнал Провизор 12, 2002

Вариант 5. Пожары

Во время подготовки статьи у меня появилась собственная версия: возможно, пляска святого Вита была связана с поражением нервной системы угарным газом и токсическими продуктами горения. Тут можно снова вспомнить связь с эпидемиями чумы. Как известно, для того, чтобы остановить заразу, сжигались не только трупы умерших, но и всё, к чему прикасались больные. Город во время чумы представлял собой грандиозное пожарище. Велика вероятность, что это горение происходило в условиях дефицита кислорода с выделением угарного -газа.

В 1497 году напуганные жители Люксембурга, чтобы защититься от страшных плясок святого Вита, стали выплясывать свой танец в честь местного святого Виллиброрда, основателя города, прося у него избавления от недуга. На эти реликтовые пляски святого Виллиброрда можно посмотреть и сейчас — сопровождаемые незатейливой мелодией, исполняемой на скрипках, мандолинах, трубах и барабанах, они дожили до сегодняшнего дня и каждый год собирают в Эхтернахе множество туристов и -паломников.

Учитывая неполноту и неточность данных, невозможно сейчас определить, какая из предложенных теорий наиболее близка к истине. Также нельзя точно сказать, объяснялись ли все упомянутые эпизоды одной причиной или имели чисто внешнее сходство. В любом случае пляска святого Вита представляет большой интерес как медицинское, культурное и историческое -явление.

В то время католическая церковь считала танцующих одержимыми дьяволом или жертвами проклятий. Иногда несчастных обвиняли в ереси.

Хорея Гентингтона – серьезное врожденное генетическое заболевание. Оно ухудшает качество жизни людей и неизлечимо. Почему его иногда называют «пляской святого Вита»? Кто был этот Вит? Согласно церковному преданию, святой Вит — это мальчик 7-12 лет. Он принял христианство в период его зарождения. Вит отправился в Рим, где изгнал бесов из сына императора Диоклетиана. Но когда он отказался молиться римским богам, его арестовали и бросили ко львам. Но хищники не тронули бедолагу. Тогда Вита бросили в котёл с кипящим маслом, где он умер в жутких мучениях.

В XVI веке в Германии бытовало поверье, согласно которому человек мог обрести отменное здоровье, танцуя перед статуей святого Вита. Для особо отчаявшихся людей эти танцы стали настоящим наваждением. А затем их стали путать с неврологическим заболеванием – хореей. Через какое-то время оно приобрело название, как хореомания или «пляска святого Вита».

Самые ранние «пляски» были отмечены в Европе в VII веке. Танцевать начинал один человек, а затем к нему присоединялось все больше и больше людей. Танцующая толпа двигалась вместе в состоянии настоящего транса по несколько часов, дней, иногда недель и даже месяцев. Последствия такого безостановочного движения были суровыми. Вывести людей из состояния «пляски святого Вита» было невозможно. Танцующие люди падали, мгновенно засыпали, а проснувшись, ничего не помнили и вели себя как ни в чем не бывало. Но это был только самый лучший исход. Чаще состояние танца в трансе приводило к сердечным приступам, инсультам, обезвоживанию, переутомлению, голоду и смерти.

В то время католическая церковь считала танцующих одержимыми дьяволом или жертвами проклятий. Иногда несчастных обвиняли в ереси. К тому же такое странное поведение связывали с разразившейся в те века эпидемией чумы. Предполагалось, что чума приводила к коллективному помешательству, что являлось либо отдельным симптомом болезни, либо реакцией на многочисленные смерти вокруг. Про хорею в те времена никто не слышал. Зато более приземленные медики считали, что «пляски святого Вита» происходили в состоянии наркотического опьянения.

В хореомании винили гриб спорынью, который поражает рожь и пшеницу. Спорынья содержит много алкалоидов, при употреблении которых могут произойти судороги и длительные спазмы мускулатуры, а в отдельных случаях – смерть. Так же хореоманию связывали с эпилепсией, энцефалитом, тифом и даже с укусами пауков.

В наши дни «пляска святого Вита» стала наследственным неврологическим заболеванием — хореей Гентингтона. Именно она чаще всего объясняет у человека непроизвольные движения рук, ног, туловища, напоминающие своеобразный танец. Впервые об этом заболевании было сообщено подробно в 1872 году на заседании Медицинского научного общества штата Огайо в США Джорджем Гентингтоном. Это довольно распространенное наследственное заболевание нервной системы. Из 100 000 человек ею заболевает 5-7 индивидов. Обычно усиленно прогрессировать хорея начинает в среднем возрасте.

Больные хореей Гентингтона испытывают постоянную мышечную активность. Она отнимает у них много сил и люди начинают чувствовать себя вялыми и разбитыми. Иногда избыточная двигательная активность сменяется общей заторможенностью. Характерными проявлениями хореи так же являются нарушения памяти, мышления, интеллектуальной деятельности. С прогрессированием заболевания изменяется характер человека, появляются эмоционально-волевые и психические нарушения. Развитие хореи Гентингтона приводит к инвалидности. К сожалению, ее последствия необратимы.

Как и в давние времена, так и в наше время лечения «пляски святого Вита» не существует. Все применяемые препараты направлены на облегчение состояния больных. Комплексное лечение хореи в ряде случаев замедляет развитие заболевания и улучшает качество жизни больных.

Согласно современного медицинского справочника Хорея (от греч. choreia - пляска) - заболевание нервной системы, характеризующееся насильственными движениями, которым присущи беспорядочность, быстрый темп, размашистость, неритмичность, отсутствие стереотипности, возможность одновременного сокращения различных по расположению и функции мышц. Вроде бы ничего не обычного, мало ли существует человеческих недугов. Однако, интересен тот факт, что еще много столетий назад, подобное заболевание массово поражало целые селения. Учитывая, что хорея - заболевание не заразное, давайте разбираться, где тут правда, а где тут вымысел.

Так в 1374 году жители десятков деревушек, находящихся вдоль реки Рейн, вдруг ощутили на себе симптомы смертельного заболевания – танцевальной чумы – хореомания (либо пляски святого Витта). На улицах этих населенных пунктов можно было увидеть сотни людей, прыгающих и выделывающих коленца без всякого повода. И делали они это без музыкального сопровождения, хотя, может, музыка звучала в их воспаленном сознании. И продолжали они свои пляски до тех пор, пока изнеможенными от голода, бессонницы и усталости не падали на землю. Пятки несчастных больных были стерты в кровь. А затем эта странная чума внезапно закончилась – практически так же, как и началась.

В 1518 году случилась очередная вспышка. Женщина по имени фрау Троффеа по неведомым причинам внезапно вышла на улицу города Страсбурга и начала танцевать. Она не могла завершить свой танец несколько дней. За неделю количество танцующих больных увеличилось до 35 человек, а к концу месяца двигались в странном танце уже 400 человек. У десятков людей случались сердечные приступы, инсульты либо изнеможения. От этого они падали замертво. И в этом случае танцевальная чума прекратилась точно так же внезапно.

Многие учёные пытались объяснить эту «танцевальную» загадку. Какое-то время была популярна следующая гипотеза: произошло отравление людей хлебом, поражённым грибком, произрастающим на влажных ржаных стеблях, – спорыньёй. Попадая в организм, он вызывает лихорадку, судороги, бредовые состояния.

Джон Уоллер, профессор истории из Мичиганского университета, считает, что эта версия неправдоподобна, ведь речь движения больных были именно танцами, а не судорогами. Другую популярную теорию – причастность жертв к некому танцевальному культу – профессор тоже отверг.

Уоллером была предложена третья теория: это были психогенные(обусловленные травмой психики) массовые заболевания, которые вызывали страхи и депрессия. Обе вспышки произошли во времена голода, гибели урожая, наводнения – того, что можно было принять за знаки приближения библейской катастрофы. Страх перед сверхъестественным мог спровоцировать состояние своеобразного транса у людей.

Кроме того, танцевальную чуму связывают со святым Виттом – христианским мучеником. По поверью, можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей святого Вита в день его именин. Для некоторых эти танцы могли быть последним шансом вылечиться от смертельного заболевания, например от бушевавшей в те времена чумы, оспы или холеры. А значит, идея спасительных танцев уже была в подсознании людей. И для начала этого марафона во время эпидемии было достаточно одного человека.

Страсбургская вспышка танцевальной чумы была не последней, нечто подобное в 1840 году можно было наблюдать на Мадагаскаре.

Пляска святого Витта Спец. Название нервной болезни - хореи, заключающейся в судорожных движениях, подёргиваниях мышц лица и всего тела. Любой мельчайший кусочек его [нищего ] лица дёргался, состязаясь в ужасном танце с головой, плечами, всем телом. Мать сказала ей [Лизе ], что он болен пляской святого Витта (К. Федин. Первые радости).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пляска святого Витта" в других словарях:

    пляска святого витта - виттова пляска, хорея Словарь русских синонимов. пляска святого витта сущ., кол во синонимов: 2 виттова пляска (4) … Словарь синонимов

    Пляска святого Витта - Эрготизм, или Антониев огонь (фр. ergot спорынья) отравление человека и животных алкалоидами спорыньи, попавшими в муку из зерен ржи, зараженных склероциями, а также из за передозировки препаратами спорыньи (например, гидротартрат эрготамина)… … Википедия

    ПЛЯСКА СВЯТОГО ВИТТА - ВИТТОВА ПЛЯСКА или ПЛ. СВ. ВИТТА нервная болезнь, выражающаяся в том, что больной бессознательно делает различные движения, лицо у него искажается, голова и руки судорожно подергиваются; иногда человек даже подпрыгивает и бегает; при всем том,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Пляска святого Витта - Спец. Заболевание центральной нервной системы, хорея. БТС, 847 …

    пляска святого Витта - Виттова пля/ска, мед. Нервное заболевание, характеризующееся подёргиваниями, непроизвольными и некоординированными движениями; хоре/я … Словарь многих выражений

    пляска святого Витта, илиВиттова пляска - нервное заболевание, то же, что хорея (вид гиперкинеза, который проявляется быстрыми подёргиваниями конечностей, подмигиваниями, причмокиваниями и др.). Название связано с преданием, что у часовни св. Витта в Цаберне (Эльзас) излечивались больные … Справочник по фразеологии

    СВЯТОГО ВИТТА ПЛЯСКА - – истерическая эпидемия, распространившаяся в первой половине XIV в. в Германии (в монастыре св. Витта происходило «исцеление» одержимых). В дальнейшем так называли хореатические гиперкинезы инфекционного происхождения. То же, что Сиденгама хорея … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПЛЯСКА - ПЛЯСКА, пляски, жен. (разг.). 1. только ед. Действие по гл. плясать. «Почти вся ночь прошла в игре, пляске и пении.» Нарежный. 2. Танец (преим. народный). Народные пляски. «Смотреть до полночи готов на пляску с топаньем и свистом.» Лермонтов. ❖… … Толковый словарь Ушакова

    Пляска (значения) - Пляска хореография, танец Пляска Смерти аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья Пляска Смерти роман Стивена Кинга Пляска святого Витта одно из названий эрготизма (отравление человека алкалоидами спорыньи) … Википедия

    ПЛЯСКА - Виттова пляска. Спец. Заболевание центральной нервной системы, хорея. БТС, 133. Пляска святого Витта. Спец. То же. БТС, 847. Пляска смерти. Жарг. угол., мол. Шутл. ирон. Смесь водки с глазными каплями. Грачев 1997, 148. Такая пляска. Сиб. Ирон.… … Большой словарь русских поговорок

Средневековье «подарило» Европе огромное количество опасных и вредных суеверий. Причём их создателями и распространителями были самые авторитетные категории: врачи и католические священники, поскольку они получали хоть какое-то образование. Этих познаний вполне хватало для самоуверенных «специалистов», чтобы навязывать своё мнение ещё более невежественному населению.

Среди монастырей шла борьба за паству: ведь это был источник дохода, поэтому являлись на свет всевозможные чудесные предметы, части тел святых, рассказы о невероятных излечениях. Священники утверждали, что святым предпочтительнее, когда паломники передвигаются каким-нибудь странным способом, например, прыжками задом наперёд. В таком случае для верующего было больше шансов получить желаемое.

Исторические примеры

Религиозный обряд, посвящённый святому Витту, зародился в XIV веке в Германии. Для получения новых возможностей, сил, здоровья, требовалось сплясать перед статуей этого персонажа в его день (15 июня). Вскоре этот способ распространился по Европе и стал наиболее популярной версией общения с высшими силами.

Неудивительно, что религиозные суеверия особенно ярко проявились в Европе в XIV веке. В середине столетия прокатилось несколько эпидемий чумы. Из-за сильных дождей было несколько неурожайных лет, а Рейн выходил из берегов и затапливал города, деревни и пашни.

Немецкий историк XIX века Джастас Хеккер сообщает о ряде зафиксированных случаев массового психоза, когда люди в процессе своих судорожных танцев теряли всякую адекватность и напоминали эпилептиков.

Один из первых случаев массовой пляски имел место возле женского монастыря Кольбига.

В Утрехте порядка двухсот плясунов собрались на мосту через Рейн, в результате мост обрушился и все танцующие утонули.

В Эрфурте мания безумной пляски охватила более сотни детей.

В 1374 году верующие собрались на молебен к Иоанну Крестителю, но религиозные торжества неожиданно вылились в безумные исторические пляски.

В Кёльне танцевало более 500 человек. Группы людей, находящихся во власти бреда и галлюцинаций, объединялись в хороводы, которые двигались по улицам, сопровождая свой путь диковинными телодвижениями. Они катались по земле с пеной у рта, вырывали себе волосы и издавали дикие вопли.

Улицы города Меца оказались заполнены массой скачущих и вопящих людей: одновременно по улицам прыгало в полном исступлении порядка 1500 человек. Многих посещали галлюцинации, которые принимались за религиозное озарение.

В Страсбурге в 1518 году «сотни мужчин и женщин плясали и прыгали на рыночной площади, в переулках и на улицах. Женщины принимали бесстыдные позы, кувыркались и вставали на голову. Многие по несколько дней ничего не ели, пока болезнь не затихала»...

Венгерский писатель и историк Иштван Рат-Вег цитирует запись в Большой бельгийской хронике от 1374 года, которая гласит: «В этом году в Аахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям».

Уточняется, что этих одержимых приводил в неистовство красный цвет и притягивала вода, поэтому нередко они бросались в воду и тонули. У многих не выдерживало сердце и они падали замертво. После прохождения таких процессий на земле оставались бездыханные тела людей, погибших от сердечных приступов или от истощения.

В 1418 году плясуны были признаны невменяемыми и одержимыми бесом, их отлавливали и запирали в церкви под замок.

Безумные пляски: чем они привлекали людей

Получение человеком удовольствия связано с выработкой в организме определённых гормонов. Можно получать удовольствие различными способами: через секс, вкусную еду, шопинг, путешествия, красивую музыку, достижения в спорте или науке. Есть люди, которым доставляют удовольствие антисоциальные действия: обидеть слабого, что-то украсть. В любом случае в мозг поступает соответствующий гормон – дофамин; рефлекс закрепляется, и человек вновь стремится совершить те же действия ради ощущения радости и удовлетворения. Гормоны удовольствия необходимы человеку для поддержания здоровья: если жизнь скучна и безрадостна, развиваются различные заболевания, например болезнь Паркинсона.

Есть и обходные пути получения тех же ощущений: через наркотики или алкоголь. Однако такой искусственный способ приводит к нарушению обменных процессов в структуре головного мозга и в итоге возникают те же болезни, как при недостатке позитива.

Пляска святого Витта - беспорядочная физическая активность, сопровождающаяся разгрузкой мозга, также стимулировала выработку гормона удовольствия. С этой точки зрения утверждение, что обряд даёт дополнительные силы, было верным. Другое дело, что это был такой же искусственный способ, как наркотики, и так же разрушительно действовал на мозг. Развивался психоз и истерический транс.

Отравление как причина пляски святого Витта

До завоза из Америки картофеля основой питания европейцев служил ржаной хлеб. В дождливые годы, при низких температурах и высокой влажности, в зёрнах развивался грибок под названием «спорынья». В тёмных зёрнах ржи распознать его было трудно, поэтому он попадал в пищу и вызывал тяжёлые отравления: эрготизм. Существовали два вида симптомов:

1. В результате приёма низких доз у больных развивался агрессивный тип поведения, умственные расстройства, сильные боли и блокировка капиллярных кровеносных сосудов, из-за этого могла начаться гангрена;

2. Высокие дозы алкалоидов спорыньи приводили к непроизвольным сокращениям мышц, неконтролируемым судорожным движениям и мучительной смерти.

Из-за сходства движений отравление спорыньёй и сознательный ритуал назывался одинаково: Пляска святого Витта. Нередко эти два фактора смешивались, и при появлении опасных симптомов люди начинали усиленно плясать в надежде, что этот ритуал поможет им излечиться.

Учёные констатируют тот факт, что симптомы отравления имели различия и носили региональный характер. Предполагается, что причина в мутациях спорыньи и различном составе алкалоидов.

Святой Витт и язычество

Как историческая личность, святой Витт жил на Сицилии во времена императора Диоклетиана. Он принял христианство в детстве под влиянием своего наставника. Витта отдали на растерзание львам, но хищники им не заинтересовались, и тогда юного христианина бросили в котёл с кипящим маслом. Произошло это в 303 году, а спустя 1200 лет его именем назвали причудливый католический ритуал.

Пляски напоминали безумные ритуалы вакханок, бассаридов, менад, корибантов и других жрецов языческой древности. Танцоры в течение многих часов совершали беспорядочные, конвульсивные движения, прыжки во все стороны; катались по земле и издавали нечленораздельные вопли. В древности существовало даже название такого танца: «хорея». В настоящее время это неврологический термин для обозначения симптомов заболеваний, приводящих к бесконтрольным, беспорядочным движениям.

Известно, что во времена античности большинству участников требовалось вначале «разогреть себя» вином или другими стимуляторами, а затем их активные и бессмысленные действия полностью подавляли работу мозга. Танцоры приходили в неконтролируемое неистовство, нередки были случаи убийств во время этих ритуалов. По легенде, певец и мистик Орфей попал под горячую руку танцующих менад и был ими растерзан.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»