Был одаренным ребенком. Как выделить из группы детей одарённого ребенка? Одаренный ребенок, какой он

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Синдром одаренности

Впервые синдром одаренности был описан Джоном Лэнгтоном Дауном в конце XIX века. Его суть заключается в поразительной памяти человека. Ученый вспоминал случаи, когда наделенные синдромом одаренности люди могли наизусть цитировать любые отрывки из громадных и сложнейших книг. Обычно феноменальная память распространяется на какую-то определенную область, будь то музыка, живопись или математика.

Из скульптурной мастерской доносятся звуки «до, ре, ми...». «Это я тренируюсь петь гамму», - увидев меня, стала оправдываться юная художница, перепачканная глиной. Необычное впечатление для человека, впервые пришедшего в Московский городской дворец детского (юношеского) творчества, расположенный на Воробьевых горах. Это уникальное место, куда стекаются увлеченные и талантливые дети, чтобы «отдохнуть» от школы и попробовать свои силы в творчестве.

Лилии Вовденко восемь лет, сегодня она из глины лепит композицию животных. Девочка увлечена и не замечает, что происходит вокруг.

Посмотри, Лиля, как девушка облокотилась на стол, - указав на меня, вмешался в работу Андрей Павлюк, скульптор и руководитель мастерской, - вот такой изгиб должен быть у кошки!

Дети в мастерской занимаются разные: кто-то замкнут в себе, кто-то тараторит без умолку и пытается оторвать скульптуре голову просто так, из любопытства. Вера Каменская и Ира Кузнецова во Дворце творчества с четырех лет. Сейчас девочкам по одиннадцать, и они успешно совмещают скульптурную мастерскую, изостудию, ушу и музыкальную школу. Девчонки успевают все. А еще они хотят слепить огромный шар из глины, посадить туда своих одноклассников и покатить шар по всему свету.

Есть способности у ребенка или нет, здесь определяют быстро: если юный творец приходит во второй раз, значит, ему как минимум здесь интересно.

На самом деле, выявить талант у ребенка сложно. Если есть какие-то способности, это еще ни о чем не говорит. Человек с художественными способностями может оказаться и гениальным математиком. Но талант нужно развивать, - поделился опытом скульптор.

В первый раз ребята приходят во Дворец творчества с родителями, кто-то приходит за компанию с другом и остается. Как и в обыкновенной школе, здесь есть свой журнал посещаемости. «Нб» (сокращенно «не было») возле фамилий встречается крайне редко.

У меня своя методика развития таланта: я не держу детей в мастерской, наоборот - гоню палкой. А они не уходят!» - смеется Андрей Павлюк.

Открыть талант

Как говорят психологи, детская одаренность бывает разной. Она может быть явно выраженной, но ярким талантом обладают всего от 1 до 3 процентов детей. Бывает одаренность возрастная, когда талант внезапно проявляется у ребенка в определенном возрасте, а через какое-то время, возможно, также внезапно угасает. И, наконец, талант бывает скрытым. До поры до времени скрытая одаренность не проявляется у ребенка по тем или иным причинам, но существует в нем как нераскрытый потенциал. На него и стоит обратить особое внимание. По подсчетам психологов, детей со скрытой одаренностью около 25 процентов. И не только научиться различать скрытый талант, но и поддерживать его, растить.

У нас с конца прошлого века и до недавнего времени при выявлении одаренности психологи придерживались американской концепции, - говорит Диана Борисовна Богоявленская, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией диагностики творчества Психологического института РАО, автор многочисленных работ по развитию детской одаренности. - Суть ее состоит в том, что одаренность как бы делится на несколько видов. Если ребенок получает высокие оценки в школе, то такой школьник, считали психологи, наделен академической одаренностью. Если ребенок хорошо выполняет тесты на интеллект (тесты IQ), то признавалось, что он одарен интеллектуально. Наконец, если ребенок хорошо справляется с тестами на креативность (тестами Джоя Гилфорда), то считали, что он обладает творческой одаренностью.

Наши психологи считают, что к творчеству способен любой талантливый человек

Однако выделение этих видов одаренности построено на концепции, которая не согласуется с отечественной концепцией одаренности. По моей инициативе группа ведущих психологов разработала отечественную концепцию одаренности. С точки зрения современной психологии, одаренность рассматривается не как комплекс способностей, а как системное качество психики, развивающееся в течение всей жизни. Это не только высокие способности, но и определенная мотивация, воля и соответствующая система ценностей. В отечественной концепции одаренности не различаются одаренность и творческая одаренность.

А как у них?

В Японии во всех школах проводят урок любования цветком. Дети в течение академического часа смотрят на изображение цветка. Японцы уверены - таким образом можно не только настроить детей на творческую работу, но и развить способности. Кроме того, японская система воспитания ребенка пользуется популярностью далеко за пределами Страны восходящего солнца. Суть методики - ничего не запрещать ребенку до 7-10 лет. Пускай делает все, что хочет, лишь бы не убился. Звучит слишком вызывающе, но действует прекрасно. У ребенка есть шанс уже в раннем детстве найти занятия по душе без давления родителей. В странах Западной Европы в школах для особо одаренных детей практически отсутствуют общеобразовательные предметы. А в Латвии одаренных детей отдают в рижский лицей им А. С. Пушкина. Там самая сложная программа с углубленным изучением математики и иностранных языков. Дети, заканчивающие этот лицей, поступают в лучшие вузы не только Латвии, но и всей Европы.

Где учиться будем?

В школах за рубежом сейчас очень популярны специальные классы, в которых дети объединяются в несколько групп, в зависимости от их способностей. То есть учась в одном классе и присутствуя вместе на уроке, наиболее одаренные дети получают возможность заниматься по специальной программе. Эффект такой формы обучения, по мнению специалистов, невероятно высок.

В нашей стране подобного деления в классах нет, но есть специализированные классы и школы, куда отбираются одаренные дети на основе конкурсов и экзаменов. Но единого мнения у психологов и педагогов относительно таких учебных заведений нет. Одни полагают, что специализированные школы действительно идут детям на пользу и развивают в талантливых ребятах уже заложенные природой способности. Другие говорят, что изолировать детей опасно. Из них можно вырастить гениев, но жить-то им все равно придется в обществе самых разных людей. Смогут ли они в нем выжить? Будут ли поняты?

Гете

К тринадцати годам Иоганн Гете знал уже шесть языков. Чтобы закрепить свои знания, он написал роман, который состоял из переписки братьев с сестрой. Брат-путешественник писал по-немецки, брат-богослов - по-латыни и по-гречески, братья-коммерсанты - по-английски и по-французски, брат-музыкант - по-итальянски, а самый младший писал на древнееврейском языке.

Моцарт

В четыре года Моцарт повторял за старшей сестрой маленькие пьесы и сразу их запоминал. В этом же возрасте Вольфганг сочинил концерт для клавесина. К шести годам он уже исполнял виртуозные произведения. Родителям не приходилось уговаривать сына сесть за инструмент. Наоборот, они волновались, не переутомился бы он.

Пушкин

Александр Пушкин плохо знал математику, и однажды учитель вызвал его к доске и задал сложную задачку. «Ну, и сколько же получится?» - спросил учитель после долгих размышлений Пушкина. «Ноль!» - ответил с улыбкой поэт. «На моих уроках у вас всегда одни нули получаются! - сердито ответил учитель. - Садитесь на последнюю парту и пишите там свои стихи!» А на последнюю парту в то время обычно сажали двоечников.

Любопытно, что в Московском городском дворце детского (юношеского) творчества - одном из крупнейших учреждений в столице, где педагоги работают с талантливыми детьми, к специализированным школам относятся неоднозначно. Вот что думает заместитель директора Дворца детского творчества Виктор Соболев:

Безусловно, в школах для одаренных детей есть все, что нужно для того, чтобы развить талант в ребенке: хорошие преподаватели, новые методики и материальная база. Но в то же время дети, обучающиеся в таких школах, имеют большие проблемы с социальной адаптацией.

Как правило, талантливые дети по-особенному относятся к окружающей среде, у них особое мировоззрение. Они как будто живут в своем мире и, выйдя из стен такой школы, оказываются совершенно не готовыми жить в обществе и общаться.

Чтобы развить талант, надо найти хорошего педагога, который знает, по какой программе заниматься с ребенком

Профессор Московского государственного педагогического университета Александр Савинков тоже считает, что развитие одаренности не зависит от школы:

Мы не должны забывать о том, что большинство выдающихся людей обучались вовсе не в каких-то элитных специальных школах, а в самых обычных, массовых.

С другой стороны, в обычных школах талант зачастую теряется вовсе, ведь общепринятая система оценок выделяет тех, кто прилежно занимается, уделяет одинаковое внимание всем предметам, тщательно выполняет домашние задания, усидчив. Скажем, мальчик получает двойки по физике и химии за невыученные уроки, потому что ночи напролет пишет стихи или читает исторические книги. Так в чем секрет воспитания таланта?

В талантливых учителях, - уверен Виктор Соболев. - Чтобы развить талант, прежде всего нужно найти хорошего педагога, который знает, в каком направлении действовать, по какой программе заниматься с ребенком. Как говорится, учителей сегодня много, а вот педагогов раз-два и обчелся.

Государственная поддержка

На международных олимпиадах наши дети показывают прекрасные результаты, - говорит Игорь Беляк, заместитель директора Департамента молодежной политики Министерства образования и науки РФ. -Сборные команды наших учеников каждый год привозят с международных олимпиад по разным предметам около 25 золотых, серебряных и бронзовых медалей.

На всероссийском уровне для одаренных детей каждый год проводится более трехсот мероприятий, свыше 3000 учащихся 8-11 классов принимают участие во всероссийских олимпиадах школьников. А свыше 3000 детей участвуют в различных фестивалях и конкурсах художественного творчества. Так что условия для развития талантливых детей в нашей стране есть.

Существует специальная подпрограмма «Одаренные дети», в рамках которой осуществляется финансовая поддержка одаренных детей. Победители всероссийских и международных олимпиад, конкурсов, конференций становятся стипендиатами подпрограммы «Одаренные дети». Каждый из юных дарований получает по 10 000 рублей.

За время реализации этой программы ее стипендиатами стали 1207 детей. В 2001 году министерством был создан специальный банк данных «Одаренные дети», куда автоматически попадают стипендиаты федеральной подпрограммы. Если судить по числу участников олимпиад, то с 2000 по 2005 года количество ребят, участвующих в олимпиадах, увеличилось с 5500 до 8000.

Поддержкой талантливых детей занимаются на самых разных уровнях. При Общественной палате России создана специальная рабочая группа «Одаренное поколение». В рабочую группу входят сотрудники Минобрнауки, ученые и специалисты в этой области, которые готовят общественно-государственный проект для выявления и поддержки юных талантов.

Особенно важно поддерживать таланты в провинции, где сотни одаренных ребятишек просто не знают, как они могут раскрыть свои способности и кто им в этом поможет. Большинство из них даже не подозревают о существовании специализированных учебных учреждений, которыми богата столица.

В Москве реализовать себя может каждый талантливый школьник, - согласился с нами Виктор Собылев, - в столице хватает дворцов и центров творчества, где работают опытные педагоги и есть отличная база. Сложнее детям, которые живут в глубинке. Они вынуждены растить себя сами. Но этого недостаточно, рядом с одаренным ребенком всегда должен быть взрослый человек, который ему поможет найти себя в жизни.

В 2004 году Министерством образования и науки был создан Всероссийский центр по работе с одаренными детьми и базовые центры в семи федеральных округах. В их задачу входит поиск и поддержка талантов, и в первую очередь - в провинции. Директор Всероссийского центра Наталья Юрьевна Синягина рассказала:

Важно отметить, что проблема одаренности нашла поддержку на региональном уровне: главы администраций ряда субъектов РФ создают премиальные фонды, назначают именные стипендии, обеспечивают финансирование диагностических мероприятий по выявлению одаренных детей.

Понятно, что государственные программы, премии, стипендии и другие формы поддержки одаренных детей необходимы. Также как необходима работа психологов, педагогов и других специалистов с талантливыми ребятами.

Возможно, без этой поддержки и внимания к себе сотни одаренных детей просто не смогли бы заявить о себе. И все же для того, чтобы воспитать талант, этого недостаточно.

Без поддержки и понимания родителей, без их воспитательного таланта, ребенку невероятно трудно отстоять свое право на индивидуальность и уж тем более сохранить и развить свой дар.

Елена НОВИКОВА Гала СВЕЧКОПАЛОВА

Требуется одаренный воспитатель

Одаренные дети нуждаются и в одаренных воспитателях, которые бы чутко отзывались на запросы детей и не мешали развиваться талантам своей постоянной тревожностью, мелочной опекой и раздутым честолюбием.

Каждую способность, талант, дарованные нам от Бога, надо терпеливо и бережно выращивать, как садовник розу: где-то подставить подпорку, что-то мягко подвязать, что-то обрезать, а что-то закрыть от ветра.

Увы, не все родители могут найти правильный подход к воспитанию своего одаренного ребенка. И талант, вместо того чтобы развиваться и преумножаться, попросту чахнет. Вот только несколько типичных ошибок воспитания, на которых хотелось бы заострить внимание родителей.

Не оправдать надежд

Одна из самых распространенных ошибок - это возвеличивание способностей ребенка. Вся семья начинает вертеться вокруг «кумира», взращивая в нем звездную болезнь и одновременно вызывая тайную зависть братьев и сестер, если таковые имеются. Все ожидают только успехов, успехов во всем, к чему только прикоснется юное дарование. Но успех в одной области может соседствовать с полными неудачами в другой. Это естественно. Но к такому развитию событий не готово раздутое родительское честолюбие. Эти родительские установки усваиваются и детьми. Над ребенком всю жизнь будет нависать дамоклов меч неуспеха, постоянный страх оказаться хуже других, не получить «пятерку», не победить на олимпиаде, не занять первое место в конкурсе. Развитию таких детей начинают мешать повышенная тревога, страх. В итоге, вместо того чтобы раскрываться, способности парализуются, и вместо развития дарований у ребенка начинает формироваться невроз. Кто-то беспрерывно грызет ногти или ручку, кто-то начинает подмаргивать, зажмуриваться, другой постоянно облизывает губы, кто-то щелкает языком. Это поведенческие симптомы чрезмерного напряжения, повышенной тревоги, с которыми не справляется неокрепшая детская психика. Постоянные стрессы могут привести и к соматическим расстройствам. Бессонница, дерматиты, постоянные головные боли, тошнота, иногда даже рвота перед выходом в школу - все это плата за излишнюю родительскую требовательность, вызванную тщеславием и стремлением утвердиться за счет своего ребенка. Дарования детей становятся объектом манипулирования родителей, жаждущих только успеха. Привычная нам пятибалльная система оценок превращается в двухбалльную: все, что не «пятерка», то «двойка».

Приведу рассказы одаренных младшеклассников:

«Я больше всего боюсь контрольных. Я роняю ручку прямо из-за того, что боюсь. Делаю первое задание, всего их 20, а учительница говорит, что до конца урока осталось 10 минут. У меня голова даже расширяется. Я боюсь получить плохую оценку. Все смотрят на меня с надеждой...»

«Папа просит показать дневник и начинает ругаться. Он ругает меня за то, что проскакивают четверки».

«Меня не лупят. Словами обижают: дурочка, идиотка, глагол to be нужен! глагол! Я не жалуюсь. Живу я еле-еле».

Родители третьеклассника Саши лупят его ремнем, даже если не получается работа из цветной бумаги по труду. Мама утверждает при этом:

«Стремиться надо к высшему, а меньшее ты всегда сделаешь!»

Неадекватные родительские ожидания способны исказить и сам мыслительный процесс. Такой ребенок справляется со сложными заданиями, но не может выполнить простого: начинает оригинальничать, усложнять и выдумывать что-то несусветное, потому что родительская установка такова - быть отличным от других, необыкновенным.

Раскрыть таланты

Как же родителям оценить правильность своего воспитательного подхода? Американский исследователь Дэвид Льюис проанализировал опыт тысяч семей, в которых воспитываются одаренные дети. Исследователь заострил внимание на успешном опыте и составил рекомендации для развития интеллектуального потенциала детей. Вот что он советует родителям, воспитывающим юных гениев:

  • отвечать на все вопросы детей насколько возможно терпеливо и честно;
  • предоставить ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий, уделить особое внимание обустройству рабочего места;
  • не ругать его за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена;
  • каждый день находить время, чтобы побыть с ребенком наедине;
  • позволять детям играть со всяким хламом;
  • побуждать ребенка находить проблемы и затем решать их;
  • помогать ребенку улучшить результат его работы;
  • давать понять, что вы любите ребенка самого по себе, а не его достижения;
  • поручать сыну или дочери посильные заботы по дому;
  • установить разумный поведенческий стандарт и стремиться, чтобы ребенок ему следовал;
  • приучать детей мыслить самостоятельно;
  • помогать ребенку строить его собственные планы и принимать решения;
  • научить его адекватно общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев, а также со взрослыми любого возраста;
  • позволять детям принимать участие в планировании семейных дел;
  • никогда не говорить ребенку, что он хуже других детей;
  • никогда его не дразнить за ошибки;
  • не исключать никаких тем для обсуждения с детьми;
  • помогать детям находить заслуживающие внимания телепередачи;
  • побуждать сына или дочь придумывать разные истории, фантазировать;
  • никогда не хвалить ребенка беспредметно и неискренне, надо уметь находить в его занятиях то, что достойно похвалы;
  • регулярно читать ребенку и приучать его к чтению с малых лет;
  • давать ребенку возможность действительно принимать решения;
  • стараться, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном результате.

Быть как все - легче

Совершенно противоположное отношение некоторых родителей - вообще не замечать выдающиеся способности своих детей. Их кредо - быть как все, и одаренный ребенок им не нужен. Пусть будет отличником, это допустимо, но одаренность с ее излишней пытливостью, беспорядком, бесконечными вопросами, чудачеством не вписывается в прокрустово ложе родительских представлений о том, каким должен быть их ребенок. Современная стратегия жизненного успеха многих людей предполагает прежде всего материальный достаток. И дети начинают стесняться своих способностей. Чтобы не «высовываться», не выделяться среди одноклассников, попросту зарывают свои таланты.

Второклассница из обычной школы имеет прекрасную память, богатое воображение, развитую не по годам речь, пишет стихи, сочиняет рассказы, много фантазирует, рисует. Но родители этого не замечают, да и школьные успехи на «3-4». Обладая повышенной чувствительностью и ранимостью, она так боится свою громогласную учительницу, что никогда не поднимает руку и предпочитает оставаться в тени, погружаясь в мир своих фантазий.

Если талантливый, почему не отличник?

Многие родители вообще не очень понимают особенности интеллектуального развития одаренных детей. Они ориентированы на школьную отметку как показатель успешности обучения, а их ребенок не вписывается в школьные нормы. Он может с головой уйти в историю, ночи напролет читать о ней и совсем забросить химию, явиться в школу с невыученными уроками и нахватать «двоек». Или может часами что-то мастерить, паять, а у него при этом «тройка» по физике. «Как это так?» - задаются вопросом родители и, требуя формальных успехов, не считаются с интересами ребенка. Но их сыну или дочери в данный момент интересны не оценки, а процесс, они экспериментируют, и именно это является одним из проявлений одаренности, а не результат, который традиционно оценивается школой.

Многие родители, требуя формальных успехов и отличных оценок, не считаются с интересами ребенка

Есть еще одна проблема, о которой забывают многие родители, воспитывающие одаренных детей. Это развитие социальной компетентности: быть адекватными в поведении со старшими, не задираться и не конфликтовать со сверстниками. Ведь нередко случается так, что одаренный ребенок, окруженный не столь талантливыми одноклассниками, чувствует себя весьма одиноко. То, что понятно и интересно ему, далеко не всегда занимает других ребят, а иногда и обычная зависть может отдалить его от сверстников. Ему могут дать обидную кличку, начнут высмеивать, и он станет в классе белой вороной. В начальной школе справиться с такой проблемой еще худо-бедно можно. А вот для подростков одиночество - это тяжелейшее испытание. Поэтому помочь преодолеть социальную отчужденность, эгоцентризм, найти друзей - задача для родителей весьма сложная, но это основа для будущего успеха их сыновей и дочерей Ведь с годами одаренного ребенка ждет не череда олимпиад, где требуется добиться индивидуального успеха, а создание семьи, где надо заботиться о другом человеке и уметь его слышать; уметь подчиняться начальству, даже если его указания далеко не так блестящи, как хотелось бы; уметь сотрудничать с сослуживцами, считаясь с их «неодаренностью», а то и посредственностью. Американские психологи пришли к выводу, что для успеха в бизнесе высокий уровень социальной компетентности важнее, чем интеллектуальные способности. А ведь навыки общения, модели отношений закладываются прежде всего в семье. И если юному дарованию с младых ногтей привили высокомерие, непереносимость критики, гордость и заносчивость, то ломка жизнью этих установок может начаться довольно рано: неуживчивость на работе, семейные разводы, соматические недуги и постоянное внутреннее одиночество, прикрываемое мнимыми внешними успехами. Талант на службе у гордости может ли приумножиться, развиться в полноте? Об этом стоит задуматься родителям, обильно поливающим свою «розу».

Вероника Сорокина, кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник лаборатории
инструментальных методов психологии
Московского городского психолого-педагогического университета.

Многие родители мечтают о том, чтобы их малыш был самым-самым: самым умным, самым красивым, самым счастливым и, конечно, обладал ярко выраженным талантом, то есть был одаренным ребенком. Можно ли запрограммировать зачатие именно такого ребенка или нам остается только полагаться на благосклонность судьбы?

Одаренный ребенок – это тот ребенок, который по уровню интеллектуального развития превосходит других детей своего возраста. Таких детей еще называют вундеркиндами (от нем. «wunderkind» – «чудесное дитя» ) – у них рано начинают проявляться повышенные способности к разным видам деятельности, особенно в интеллектуальной и творческой сфере. Ребенок может удивлять музыкальными способностями, отличной памятью, логикой, любознательностью. Крайняя и очень редкая степень одаренности ребенка – гениальность . Но гении, по статистике, рождаются раз в 100 лет, и не всегда такая особенность приносит ребенку счастье.

Научный подход к зачатию одаренного ребенка

Издревле людей интересовал вопрос совершенствования наследственных свойств человека, в конце 19-го века даже возникла целая наука – евгеника – учение о влиянии человека на эволюцию человечества, о законах наследования одаренности и таланта у ребенка. Ученые собирали данные, связанные с наследственными особенностями человека, пытались установить причину появления нездорового или одаренного потомства. К сожалению, не всегда такие исследования приносили пользу, например, во время второй мировой войны Гитлер пытался уничтожить целые народы, которые, по его мнению, были неполноценными.

Сегодня с вопросом зачатия одаренного ребенка пытается разобраться генетика, включающая в себя разнообразные направления исследований. Возможности современной науки все время увеличиваются: появилось клонирование, различные манипуляции с генами. Но в то же время возросла и опасность борьбы с социальными недостатками при помощи биологии – а такое вмешательство в природу может привести к необратимым последствиям.

Врачи-генетики советуют для увеличения шансов рождения здорового ребенка провести генетический анализ хромосом будущих родителей, содержащих информацию о наследственных заболеваниях.

Существуют теории о зачатии одаренного ребенка, которые можно считать около научными ввиду недостаточного их исследования, но, тем не менее, они имеют право на существование. Так, считается, что вероятность рождения вундеркинда увеличивается при таких обстоятельствах:

  • женщина значительно моложе мужчины;
  • будущие родители жили на удаленных друг от друга территориях;
  • и мужчина, и женщина обладают одинаково высоким уровнем интеллекта.

Как повысить шансы на зачатие одаренного ребенка

Схемы действий для зачатия одаренного ребенка, которая бы давала 100% результат, не существует. Но будущие родители со своей стороны могут постараться повысить шансы на успех такого мероприятия, для этого как минимум за полгода до планируемого зачатия им следует:

  • оздоровиться;
  • исключить вредные привычки: алкоголь, курение;
  • полноценно питаться;
  • жить в экологически чистом регионе;
  • исключить стрессы.

Последующее развитие одаренного ребенка

После зачатия родителям нужно продолжать придерживаться этих правил, особенно женщине. Обстановка вокруг беременной должна быть гармоничной, женщина должна окружать себя красотой и быть активной и жизнелюбивой. В этот период рекомендуется слушать прекрасную музыку, изучать искусство, читать хорошую литературу – все это способствует появлению на свет одаренного ребенка.

После рождения малыша самое главное - создать в семье гармоничную атмосферу для его развития, любовь всех членов семьи друг к другу будет определяющим фактором. Также очень важна для ребенка среда, в которой он находится.

К сожалению, вундеркинд, вырастая, часто теряет свою уникальность, «выравнивается» с большинством. Чтобы этого не произошло, ни в коем случае не следует подавлять таланты одаренного ребенка, а наоборот, родителям нужно попытаться максимально их развить.

Галина Поченок

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ № 61 «комбинированного вида»

Как выделить из группы детей одарённого ребенка?

(консультация для педагогов)

Составила: Светлана Анатольевна Шерстянникова,

воспитатель МБДОУ № 61

Ленинск-Кузнецкий, 2016

Проблемы, связанные с развитием одаренности человека, все больше привлекают к себе внимание ученых, работников образования, журналистов, писателей, родительской общественности, как в нашей стране, так и за рубежом.

Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым.

Одаренные дети... Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных.Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человечка на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастет.

В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Ведь признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.

Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок. Но одаренный ребенок нередко отличается и особенной ранимостью. Ему со своей необычностью бывает нелегко среди сверстников. Поэтому задача педагогов – помочь ребенку не только раскрыть свой талант, но и выстроить взаимоотношения с окружающими.
Одаренные дети – вундеркинды, способные, талантливые, гениальные. Их называют по-разному. Но суть заключается в одном – в феномене детской одаренности. Одаренность – это, безусловно, драгоценнейший природный дар, который иногда оказывается слишком тяжелой ношей для его обладателя и создает множество проблем. Одаренность как бриллиант, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера. Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в заботливых и внимательных педагогах, которые придадут его природному дару бриллиантовый блеск.

Как выделить из группы детей одаренного ребенка? На наш взгляд, ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:

    высокий уровень развития речи и мышления, оригинальность и нестандартность мышления;повышенный объем внимания, способность к длительной сосредоточенности;

    обладание хорошей памятью;

    проявление увлеченности, любознательности, высокая познавательная активность, широта интересов;

    высокий уровень обучаемости, получение удовольствия от процесса познания;

    самостоятельный выбор занятия, стремление доводить свою деятельность до соответствия высоким требованиям;

    креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному;

    самостоятельность, независимость, уверенность в себе;

    повышенная чувствительность, возбудимость, ранимость, гиперактивность, постоянное привлечение к себе внимания окружающих.

Понять и принять таких детей удается далеко не всем педагогам и родителям. Их отношение к таким детям неоднозначно. Появление ребенка с признаками одаренности в одних семьях вызывает у родителей чувства радости, восхищения, стремление активно содействовать его развитию, расти самим; в других – растерянность, неудачи во взаимодействии с ярким и необычным малышом, который отличается от своих сверстников. Трудности в общении с такими детьми, неприятие их иногда наблюдается и в детском саду. Не все так просто и легко, когда в группе нестандартный ребенок, проявляющий признаки одаренности. Плохо, если подобный ребенок останется непонятым и непринятым таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Как бы ни было трудно педагогу в общении с таким ребенком, он должен в значительной степени постараться изменить непростую ситуацию, окрасить ее в позитивный цвет – в цвет радости, счастья от общения с чудом, открытым миру, раскрывающимся у него на глазах, от осознания причастности к этому.

В настоящее время выделены разнообразные виды человеческой одаренности. В их числе – интеллектуальная, художественная, творческая, психомоторная, социальная (лидерская, коммуникативная) , которые проявляются уже в дошкольный период. Родители и педагоги обычно проявляют заботу в отношении умственных способностей, одаренности ребенка в музыкальной и изобразительной деятельности. Мало внимания уделяется развитию социальной одаренности, которая проявляется в общении. А ведь именно социальная одаренность может стать толчком для развития способностей более высокого уровня.
Как показывают современные исследования, в своей жизни добиваются большого успеха не всегда те, у кого развиты умственные способности, а как правило, люди, обладающие способностью легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения, имеющие выраженные лидерские качества и организаторские способности, а также умеющие правильно выбрать сферу своей деятельности и двигаться к намеченной цели.

Опыт работы педагогов ДОУ показывает, что дети с зачатками социальной одаренности встречаются в детском саду чаще, чем с другими видами одаренности. Поэтому мы решили разработать систему работы с социально одаренными детьми для раннего развития их коммуникативных и лидерских качеств, для обеспечения возможности их самореализации. Ведь именно с умением самореализовываться, на наш взгляд, будут связаны все достижения человека в последующей жизни. А общение станет средством, обеспечивающим самореализацию.
Детский сад – первый социальный институт, в котором начинается социально-личностное развитие ребенка. Именно в группе детского сада ребенок начинает познавать все тонкости взаимодействия и общения с окружающими взрослыми и детьми.
Выявление одаренных детей в детском коллективе – проблема, давно привлекающая к себе внимание психологов, педагогов и родителей. Однако на сегодняшний день она во многом остается нерешенной, ее относят к числу актуальных, особо сложных, требующих повышенного внимания. Все исследователи вопроса детской одаренности признают необходимость как можно более ранней идентификации одаренных детей в детском коллективе для создания условий развития их дарования. Однако сложность заключается в том, что нет однозначного отношения к самому процессу раннего выделения одаренности.
Впервые знакомясь с воспитанниками новой группы, мы должны стараться определить, одаренный ли перед нами ребенок или его отличие от остальных детей связано с особенностями его воспитания и раннего развития в семье. Выявление детей с признаками одаренности - процесс длительный, связанный с анализом особенностей развития каждого конкретного ребенка. Мы должны направлять свою работу на поиск одаренных детей в процессе совместной деятельности, общения, самостоятельной деятельности детей, соответствующей их интересам.
В результате наблюдений выявляются способности ребенка, его склонности и интересы. Особое внимание мы должны обращать на детей, задающих много вопросов, интересующихся окружающим, знающих о том, что для их сверстников не представляет никакого интереса. Мы должны выделять детей, которые быстро запоминают прочитанное и рассказанное взрослыми, эмоционально реагируют на все новое, оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения.

Дети, развитием которых не занимались в семье, как правило, не способны находить и принимать нестандартные решения в сложных ситуациях. А одаренные дети оказываются самостоятельными, энергичными и независимыми. У них богатый словарный запас, связанный с ранним овладением речью. Они способны к словотворчеству, обладают большой речевой активностью. В раннем возрасте такие дети хорошо прослеживают причинно-следственные связи и делают определенные выводы. Им можно поручить выполнить более сложное дело, к выполнению которого они подойдут ответственно, если будут в нем заинтересованы. Для этого мы предлагаем им ситуации, решение которых требует инициативы и нестандартного мышления. Если у таких детей будет сформирован высокий уровень познавательного интереса, то они станут помощниками взрослым в любых начинаниях. Поддержать и развить индивидуальность одаренного ребенка, не затормозить рост его способностей – одна из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения. В нашем дошкольном учреждении особое внимание мы уделяем развитию социально одаренных детей. Ведь именно в дошкольные годы социальная одаренность начинает проявляться и развиваться, о чем свидетельствуют результаты различных исследований в данной области.

Для развития социальной одаренности в период дошкольного детства есть немало предпосылок. В это время активно формируется самосознание, потребность в общении с взрослыми и сверстниками, способность к сопереживанию, развиваются социальные эмоции и чувства. Дошкольная группа – это первое детское сообщество, в котором складываются и развиваются общение и разнообразные виды детской деятельности, происходит овладение новой социальной ролью – члена детской группы, формируются отношения со сверстниками.
Социально одаренные дети – это всегда лидеры в детском коллективе. У них рано проявляются лидерские качества, способствующие объединению детского коллектива. Они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении. Именно коммуникативно одаренные дети становятся в группе инициаторами взаимодействия. Одаренный ребенок часто берет на себя роль организатора коллективной игры. Обладая хорошей речью, он может подсказать педагогу, чего желают другие дети, которым на данном этапе сложно выразить свои мысли. Такие дети всегда проявляют готовность помочь своим сверстникам советом или делом, они способны улаживать назревающие конфликты. С ними хотят общаться и дружить большинство детей группы. Однако одаренные дети быстро понимают свое превосходство над другими, что позволяет им зачастую командовать детьми, выбирать игры по своему желанию, устанавливать свои правила.
Также большое внимание в своей работе мы должны уделять развитию коммуникативных качеств социально одаренных детей. Развитие общения наиболее ярко происходит в творческой деятельности: в разыгрывании ролевых диалогов, инсценировки стихов, исполнении этюдов, драматизации художественных произведений, сюжетно-ролевой и режиссерской игре.
Одаренные дети четко представляют себе, как можно организовать любую игру, умеют создавать условия для игр: выбирают место, распределяют роли, находят необходимые игрушки, определяют содержание игры и обязательно вносят в игру что-то новое. Мы обратили внимание, что такие дети с интересом участвуют в беседах по теме предстоящей игры, задают взрослым много вопросов с целью узнать что-то новое и с удовольствием делятся полученными впечатлениями со всеми окружающими. Яркие впечатления позволяют одаренным детям более ответственно отнестись к выполнению игровой роли. Они изобретательны в действиях с игрушками, подражают их голосам и ведут с ними разговоры, их деятельность носит эмоциональный характер. Чаще всего одаренные дети берут на себя главные роли и хорошо справляются с ними. В игру они могут приглашать только тех, кого хотят и расстраиваются, если с ними в чем-то не соглашаются. Они часто проявляют завышенные требование к своим сверстникам, стремясь к лидерству. Поэтому задача педагогов – объяснить одаренному ребенку, что необходимо считаться с мнением сверстников. Такой ребенок не должен чувствовать себя выше других детей, поэтому педагоги используют прием последующего обсуждения игровых действий всех участников коллективной игры.
Для раннего развития социальной одаренности дошкольников в ДОУ создают проблемно-речевые ситуации, проводят коммуникативные игры, игровые упражнения для развития эмоциональной сферы, игры-этюды, организуют этические беседы, чтение и обсуждение художественной литературы, стимулируют активность детей в творческих играх, в процессе работы творческих мастерских, проводят праздники и развлечения.
Общепризнано, что главным фактором развития социальной одаренности в раннем возрасте является семья. Благоприятная атмосфера в семье, доверительные отношения с родителями и другими членами семьи влияют на становление у ребенка социального интереса. Социальная одаренность формируется у детей в семьях с демократическим стилем общения взрослых друг с другом и с детьми, где ценятся личностное общение, совместное времяпрепровождение. Детям предоставляется возможность самостоятельных действий и решений, но существует и определенный разумный контроль за их действиями.

Развитию одаренности детей способствует высокая заинтересованность в постоянном познании нового у самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные хобби. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, отдавая свободное время совместной познавательной деятельности - общим играм, обсуждению интересных вопросов, решению интеллектуальных задач. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спортивной, музыкальной.

Однако даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка. Поэтому специалистам, работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание семье с целью помощи родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.
Наш опыт взаимодействия с родителями показывает, что они по-разному относятся к проблеме одаренности собственных детей. Одни считают, что не надо обращать внимание на любознательность, фантазию, творчество ребенка, так как это связано с особенностями возраста. Другие наоборот преувеличивают возможности ребенка, тем самым подчеркивая, что их малыш не такой, как все, что его одаренность дает ему право на особые привилегии. Они постоянно говорят ребенку о его исключительности, ставя его выше всех других детей. Мы стараемся объяснить родителям, что такой подход к воспитанию не правильный, ведь ребенок должен стать частью общества, а не выделяться из него. Нам важно, чтобы родители поняли, что ребенок должен обладать здоровым самообладанием и пониманием того, что способности и интересы других детей могут быть столь же заслуживающими внимания, как и его собственные. Но в любом случае, одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его талант найдет понимание и поддержку, прежде всего, у родителей.

Одаренность человека нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. Поэтому нужно стремимся объединить свои усилия вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.

Список литературы:

    Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. 3-е изд. – М., 2004.

    Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2006.

    Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

    Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / Е.А. Панько и др. – М., 2009.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

1.2. Виды одаренности

Выделяют три вида одаренности:

Академическую;

Интеллектуальную;

Творческую.

Академическая одаренность – «умение блестяще усваивать, то есть учиться».

Для академической одаренности значимы следующие слагаемые:

    интеллектуальные способности

    мотивация

    креативность

Психологические особенности детей, демонстрирующих академическую одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об академической одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Особое место среди одаренных детей занимают интеллектуальные вундеркинды . Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

Творческая одаренность - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.

1.3. Портрет одаренного ребенка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

1.4. Социально-психологический портрет одаренного ребенка

I. Влияние социальной среды на одаренность.

1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.

2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: структура и эмоциональный климат семьи, стили родительских отношений, отношение родителей к детской одаренности.

Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.

Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…», «Сиди спокойно…».

Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого.

Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…».

Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.

Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Типы отношений: отрицательное, игнорирующее, положительное,

II. Особенности познавательной деятельности.

Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

III. Психосоциальная чувствительность.

Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.

Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.

Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.

Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

IV. Физические характеристики.

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

V. Особенности системы отношений.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра.

У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками развивается потребность в признании их со стороны.

В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей.

Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.

Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми.

Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности.

Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.

Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности.

Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.

VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации.

Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.

Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений.

Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.

Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.

Многие папы и мамы считают своего ребенка одаренным, но большинство детей — гении только в глазах своих родителей. Тем не менее, к некоторым малышам действительно применимо слово "одаренный". Есть несколько указаний на одаренность вашего ребенка.

  1. Хранит информацию. К большинству детей применима пословица "Что в одно ухо влетело, из другого вылетело". Дети, которые более развиты умственно, сохраняют большое количество разнообразной информации и способны вспомнить ее позже. Пример: шестилетний мальчик вернулся из музея космонавтики и нарисовал в деталях космическую ракету, которую он там видел.
  2. Обширный круг интересов. Одаренные дети демонстрируют интерес к разным вещам. Один месяц они могут сходить с ума от динозавров, а на следующий месяц увлечься астрономией и т.д.
  3. Рано начинает читать и писать. Если ваш ребенок одарен, он может начать читать и писать очень рано даже с минимумом обучения.
  4. Музыкально или художественно одарен. Дети, которые проявляют необычные способности к музыке и/или искусству, часто считаются одаренными. Так, например, дети, которые могут рисовать предметы в перспективе или имеют абсолютный музыкальный слух, попадают в категорию одаренных.
  5. У ребенка бывают периоды глубокого сосредоточения. Детям обычно несвойственны периоды длительного внимания, но одаренные дети способны на более длинные периоды сосредоточения внимания, чем не одаренные.
  6. Имеет хорошую память. Некоторые одаренные дети способны помнить вещи, которые случились с ними в более раннем возрасте. Например, двухлетний малыш может вспомнить (без напоминания со стороны взрослых) эпизод, который случился с ним, когда ему было 1,5 года.
  7. Имеет "продвинутый" словарный запас. Если ребенок рано заговорил, это не обязательно говорит о его одаренности, но если ваш малыш использует "продвинутые" словарь и предложения, то он действительно может быть таким умным, как вы думаете. Например, обычно двухлетние дети говорят такими фразами "Там собачка". Одаренный ребенок может сказать: "В саду коричневая собачка. Она нюхает наши цветы".
  8. Уделяет внимание деталям. У одаренного ребенка есть пристрастие к деталям. Ребенок постарше может желать знать, как устроены вещи, как они работают. А ребенок помладше может положить игрушки туда, откуда он их взял, или заметить, если какую-то вещь передвинули с ее привычного места.
  9. Действует как собственный критик. Обычно дети не очень озабочены тем, что делают они сами или другие дети, если только у их друзей нет игрушки, в которую они бы поиграли. Одаренные же дети уделяют внимание тому, что делают другие, но более всего они критично относятся к себе. Например, ребенок, который выиграл соревнование по плаванию, может сказать: "Жаль, что я не улучшил свой собственный рекорд".
  10. Понимает сложные понятия. Дети, которые высоко развиты интеллектуально, способны воспринимать сложные понятия и отношения и думать абстрактно. Они способны понимать глубинные проблемы и думать об их решениях. Пример: обычный четырехлетний малыш с удовольствием рассматривает книжку о животных и их детенышах. Одаренный малыш обязательно обратит внимание на то, что зверята и их родители — точная копия друг друга, только детеныши меньше.

Комментировать статью "Десять признаков одаренности вашего ребенка"

Вашего ребенка зачисляют на основе только медкарты, а уровень развития их не интересует были бы у вас деньги. Но опять я не про это про другое В МОСКВЕ НЕТ НОРМАЛЬНОГО САДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ.

Наконец-то я нашла первые в истории программы для раннего развития младенцев! Они созданы и реализованы в 1988 году. Это удивительно, но по ним ребенок начал читать - раньше, чем ходить, и делал это "про себя", показывая правильно на требуемое слово в длинном списке слов. Кроме того ребенок по этим программам в 1год и 2 месяца начал печатать на электрической пишущей машинке "Роботрон". Это произошло в феврале 1989 года и этот день отмечается во всем мире, как праздник "Печатать - раньше, чем...

Интерактивный спектакль для будущих гениев и их родителей в сентябре приезжает с гастролями в Москву. «Мечты, меняющие мир» - это первое в России масштабное шоу в жанре Edutainment (от education и entertainment) - обучение плюс развлечение. Проект успешно стартовал в Санкт-Петербурге и теперь открывает свои двери в столице, чтобы у маленьких москвичей тоже появился шанс реализовать мечты и раскрыть свои таланты. Премьерный спектакль пройдет 2 сентября в 19:00 в театре «Айвенго» («Цирк...

Проблема одаренности всегда интересовала родителей. Образованные родители мечтают иметь одаренных детей или внуков Многие хотят, чтобы дети хорошо учились в школе, овладели множеством знаний, были здоровыми. Некоторые мечтают о том, чтобы их дети овладели творческими профессиями, стали деловыми и предприимчивыми, духовно развитыми. Однако решить эту проблему в целом, раз и навсегда удалось только в 1989 году - в России. В 2000 году материалы по решению этой многовековой проблемы воспитания...

Ученые доказали, что традиционное образование сдерживает развитие наших детей. Вот что я прочитала, на эту очень актуальную тему в книге "Как развивать детей одаренными" П.В. Тюленева: : "Какие препятствия приходится преодолевать? Здесь нужно, чтоб душа была тверда и страх не должен подавать совета. И. Гете Пока не столкнешься, трудно себе даже представить, как много может оказаться препятствий на пути развития и сохранения одаренности. Попытаюсь рассказать или хотя бы упомянуть о том, с чем...

А расскажите мне про одаренность ваших детей. Может быть таланты особые, способности есть? Лет десять назад я малость переживала, что ребенок не унаследовал от меня вот этот пресловутый комплекс способностей "высокой нормы".

Минобрнауки разработало проект ведомственного приказа [ссылка-1] . Приказ этот содержит нововведения, которые способны нанести серьезный удар по школьному образовательному процессу. Давайте приглядимся к нему повнимательнее. Называется документ так: «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный...

Нормы сна имеют большое значение в полноценном развитии детей. Эта статья ознакомит вас с рекомендуемыми нормами сна для детей в разные возрастные периоды. Каждое живое существо должно спать. Это является основой раннего развития мозга. Циркадные ритмы, или циклы сон-бодрствование, регулируются светом и тьмой, и эти ритмы требуют времени для формирования, в результате чего режим сна новорожденных становится нерегулярным. Ритмы начинают развиваться примерно в шесть недель, и от трех до шести...

1. Умный человек – это не обязательно отличник или передовик производства. Умный человек знает чего хочет, понимает, как это воплотить в жизнь и делает это. 2. Опрятная внешность. Умный человек знает, что встречают по одёжке. Кроме того, психологи утверждают, что привлекательные люди обычно более приспособлены, популярны и умны – это называется гало-эффект или эффект ореола. 3. Здоровые зубы. По последним исследованиям, люди, прошедшие лечение у стоматолога, считаются более успешными и умными...

Многие родители часто слышат: «У вас невнимательный ребенок», «все ошибки в тексте из-за невнимательности». Да и сами родители, скорее всего, замечают, что их ребенок не может сосредоточиться на одной теме, часто отвлекается, может пропускать буквы при чтении, делать ошибки и не замечать их, задавать вопрос на одну тему и сразу перескакивать на другую. Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...

Автор статьи: Светлана Губанова психолог 15.05.11 Родители не могут опекать своих детей, постоянно контролировать их или просто надеяться на счастливые обстоятельства. Зато можно защитить их, обучив определённым правилам безопасности, ожидая от них действий, соответствующих возрасту, которые не выходят за грань их возможностей. В итоге, родители защищают своих деток, предоставляя им свободу, нужную для взросления, но при этом дипломатично, «со стороны, наблюдая за каждым их шагом». Ссылка на...

Любой ребенок, пришедший в этот мир - гениален. Каждый ребенок неповторим и уже личность. У каждого есть свой собственный талант, а задача и прямая обязанность родителей во время увидеть, распознать этот талант и помочь его развить. Но ни в коем случае не гасить. Как и все дети разные, так и их таланты, они тоже очень разные. Кто-то любит музыку и поет песни. Кто-то больше расположен к танцам и красивым движениям, которые порой просто завораживают. А кто-то рисует без устали или часто...

У детей признак способностей - это повышенный интерес к какому-то занятию. Для меня не проблема запомнить название болезни, лекарства, понять почему, выучить состав крови. Может быть и у вашего ребенка талант или способность проявится позже.

А что изменится от того признают вашего ребенка одаренным или нет? И это норма. Вас же не удивляет, что ребенок не в месяц пошел, а в десять? И это тоже признак одаренности?

И поэтому никаких особых признаков одаренности ребенок на этой таблице не проявляет. Иринище, я знаю немецкий и Ваша уловка не удалась:-) По ссылке нет ничего конкретного про "диагностику гениальности ".

5- 10 процентов детей относятся к одаренным, и не надо мне рассказывать, что талант его ничем не прибьешь. что из одаренности вырастет зависит от окружения ребенка и от С другой стороны, это ведет к излишней "специализации" детей, и Ваши опасения не напрасны.

Тест: Таланты вашего ребенка. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Раздел: Образование, развитие (5 характерных признаков, указывающих на то, что у вашего ребёнка музыкальный талант).

Тест: Таланты вашего ребенка. Вот интересный тест (перепечатка их книги). Если какая-то характеристика особенно подходит ребенку, то ставите 5 баллов и т.д. Внутри каждой из 8 анкет просуммировать признаки и поделить на число признаков таланта.

Мне кажется, что в книгах по детской одаренности недостаточно внимания уделяется такой выдающейся специальной способности ребенка, как "социальная одаренность ". Так вот, обоих можно было назвать социально одаренными. Однако первый ребенок, как и Ваш...

Раздел: Развитие детского мозга (математическая одаренность site:conf.сайт). Одаренный ребенок. Элла! А оставшиеся 80%? Неспособные или не встретились? Теперь ответы на Ваши вопросы... Понятие " одаренность " тесно связано с понятием " способности ", в то же...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»