Распутин уроки французского проблема взросления. Анализ «Уроки французского» Распутин

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Одно из лучших произведений В. Распутина - книга «Уроки французского», краткое содержание которой предлагается в статье. Она посвящена А.П. Копыловой - учительнице писателя, впервые заставившей задуматься подростка о том, что такое доброта, человечность, готовность пожертвовать собой ради благополучия другого.

Начало самостоятельной жизни

Повествование ведется от первого лица и представляет собой воспоминания взрослого человека о наиболее значительных днях своего трудного детства.

Действие происходит в 1948 году в сибирской деревне. Главный герой - восьмилетний мальчик, являвшийся в семье старшим из трех детей. Матери приходилось воспитывать их одной, но, видя прекрасные способности сына к учебе, она решается отдать его в 5-й класс районной школы. Это было в пятидесяти километрах от дома, и потому мальчик, никогда прежде не расстававшийся с родными, чувствовал себя там очень одиноко. Жил он у знакомой матери, тоже без мужа воспитывавшей детей.

Учеба давалась легко, проблемы вызывал только урок французского. Распутин (краткое содержание передает лишь основные моменты рассказа) отмечал, что его деревенский выговор всячески противился иностранным словам. И всякий раз учительница, Лидия Михайловна, начинала морщиться и закрывать глаза от безысходности.

Игра в чику

Еще одной проблемой был постоянный голод. Продуктов мать передавала мало, и те заканчивались очень быстро: то ли хозяйка помогала, то ли ее ребятишки. Потому герой стал сразу съедать все продукты, а потом несколько дней «подсаживал зубы на полку». Пару раз мать передавала деньги: немного, но по баночке молока пять дней покупал. Чаще ложился спать, выпив кипятка.

Краткое содержание произведения «Уроки французского» продолжается рассказом о том, как герой начал играть на деньги. Однажды Федька, хозяйкин сын, повел его за огороды. Там мальчишки играли в чику. Пока денег у мальчика не было, он внимательно наблюдал и вникал в правила. А когда деревенский шофер привез деньги от матери, решил вместо покупки молока попытать счастья в игре. Сначала он проигрывал, и потому по вечерам прибегал на поляну, доставал спрятанную шайбу и тренировался. Наконец герой впервые оказался в выигрыше. Теперь он каждый вечер имел деньги на молоко. Многого не хотел - выигрывал рубль и тут же убегал. Это стало причиной неприятной истории, которая вскоре произошла на поляне. Вот ее краткое содержание.

«Уроки французского» содержат рассказ о мальчишках, собиравшихся за огородами. Главным был Вадик - самый старший. Он руководил игрой и какое-то время не трогал мальчика. Но однажды остановил его, когда тот собрался уходить. Вадик, наступивший на монету, заявил, что она от удара не перевернулась, а значит, выигрыша нет. В результате герой попытался что-то доказать, и его избили.

Трудный разговор

Утром Лидия Михайловна, которая являлась еще и классным руководителем, сразу заметила синяки на лице мальчика. После занятий она оставила ученика для разговора. Приводим его краткое содержание.

«Уроки французского» подчеркивают контраст между героями. Лидия Михайловна была аккуратной, красивой, от нее всегда исходил приятный запах духов, отчего она казалась мальчику неземной. Он же ходил в перешитой отцовской одежде, старых чирках, каких в школе ни у кого больше не было. И вот теперь он отвечал на ее вопросы о том, куда тратит выигранные деньги. Автор подчеркивает, что новость о молоке стала для учительницы полной неожиданностью.

До директора это происшествие не дошло, чему герой был очень рад.

Мучительные занятия с Лидией Михайловной

Осенью дела у героя стали совсем плохи: шофер уже не приезжал, а привезенный им мешок картошки буквально испарился. Мальчику пришлось опять идти за огороды. Однако на четвертый день его вновь избили, и Лидия Михайловна, увидев на его лице синяки, пошла на хитрость. Она решила давать ему у себя на дому индивидуальный урок французского.

Распутин (краткое содержание не рассказывает в полной мере о том, как тяжело давались герою эти посещения учительницы) отмечает, что мальчик терялся от страха и всякий раз не мог дождаться окончания занятия. А Лидия Михайловна сначала пыталась пригласить его к столу, а когда поняла, что это бесполезно, отправила посылку. Открыв коробку, мальчик обрадовался, однако тут же спохватился: откуда у матери макароны? Их сроду в деревне не было. А еще гематоген! Он сразу же все понял и отправился с посылкой к учительнице. Та искренне удивилась, что можно питаться только картошкой, горохом, редькой… Такой была первая попытка помочь способному, но голодающему ученику. Мы описали ее краткое содержание. Уроки французского у Лидии Михайловны продолжились, но теперь это были уже настоящие занятия.

Игра в «замеряшки»

Через пару недель после истории с посылкой учительница завела разговор о чике, как будто бы для того, чтобы сравнить ее с «замеряшками». На самом деле это был единственный способ помочь мальчику. Сначала она просто рассказала ему о том, как девчонкой любила играть в «пристенок». Потом показала, в чем суть игры, наконец, предложила попробовать свои силы «понарошку». А когда правила были освоены, отметила, что играть просто так неинтересно: деньги добавляют азарта. Так продолжается краткое содержание рассказа.

Урок французского теперь проходил быстро, а потом они начинали играть в «пристенок», или «замеряшки». Главное, мальчик мог каждый день покупать молоко на «честно заработанные».

Но однажды Лидия Михайловна стала «махлевать». Это случилось после того, как герой понял, что она ему подыгрывает. В результате возникла словесная перепалка, последствия которой оказались трагичными.

Разговор с директором: краткое содержание

«Уроки французского» заканчиваются не очень весело для героев. Они так увлеклись спором, что не заметили, как в комнату - она находилась при школе - вошел директор. Ошеломленный увиденным (классный руководитель играет со своим учеником на деньги), он назвал происходящее преступлением и даже не попытался разобраться в ситуации. Лидия Михайловна попрощалась и уехала спустя три дня. Больше они никогда не виделись.

Среди зимы в школу пришла посылка на имя мальчика, в которой лежали макароны и три яблока с Кубани.

Таково краткое содержание рассказа, урок французского в котором стал, может быть, главным нравственным уроком в жизни героя.

Как правило, заключительный урок по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского» проходит под общим названием «Уроки доброты». Предлагаю свой вариант логического завершения работы над данным произведением.

Цели :

  1. Раскрыть идейное содержание произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором.
  2. Развивать навыки анализа художественной прозы.
  3. Воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира.

Оборудование: Портрет писателя, рисунки учащихся, таблички с литературными терминами.

Индивидуальные задания:

  • Раскрыть литературные термины: автобиография, антитеза, композиция. Подготовить краткую биографическую справку о писателе.
  • Найти в тексте различие высказываний автора и героя.
  • Подготовить краткие литературные характеристики героев.

Ход урока

I. Вступительная беседа

Ребята, как вы понимаете, что такое добро?

Кто для вас является добрым человеком?

Дети приводят примеры из жизни. Делаем выводы о том, что добро бывает разным, для каждого своим: веселым, случайным, героическим…

Сегодня мы вновь поговорим о произведении В.Г.Распутина «Уроки французского» и попробуем выяснить, как он видит добро и, кроме того, выделяет его основные законы. Во многом на его мировоззрение повлияло тяжёлое детство.

Слушаем подготовленного ученика с краткой биографической справкой:

Сознательное детство его(В.Г.Распутина), тот самый «дошкольный и школьный период», который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».

В период войны Распутин также чувствовал отношения людей друг к другу и понимал их отношение к обществу. Это также наложило свой отпечаток на юную душу будущего писателя. И позднее в своем творчестве Распутин поставит в рассказах и повестях нравственные проблемы общества, которые он постарается решить и сам. . (Н. Тендитник «Очерк жизни и творчества В. Распутина»)

II. Выявление авторской позиции.

- От какого лица ведётся повествование?

Обращаю внимание учащихся на то, что повествование ведётся от первого лица, такое произведение называется автобиография. (Индивидуальное задание)

Замечаем, что автор и герой не слиты воедино, они разделены временным промежутком: герой- это ученик, мальчишка, он живет, чувствует, радуется и плачет здесь и сейчас; а автор прожил долгую и трудную жизнь, он осмыслил и, самое главное, оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.

Ищем в тексте цитаты с различием детского и взрослого голосов.

(Индивидуальное задание)

  • «Больше на меня не обращали внимания, я отошёл в сторону и стал наблюдать. Разобраться в игре ничего не стоило.»
  • «Я вертелся меж Вадиком и Птахой…. И в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая одно и то же: «Перевернул. Перевернул. Перевернул!»»
  • «Во мне всё как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово.»
  • «Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня.»
  • ««Упал», -брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличное объяснение.»
  • «После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.»»
  • «Я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночество.»
  • «Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывался вперёд, и больше всех его ненавидит тот, кто идёт за ним следом.»
  • «Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать верёвками.»
  • «Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство от противного.»
  • «При этом не было в её лице жестокости, которая, как я позже заметил, становиться с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких.»

III. Работа надкомпозициейрассказа.

Как объяснить такое долгое вступление к рассказу: наличие эпиграфа, статьи, истории создания, посвящения, предисловия?

Распутин намеренно заставляет читателя проникнуться мыслью о серьёзности сделанных выводов из пережитых событий, нацеливает на целостное восприятие и глубокое осмысление текста.

Раскрываем литературный термин композиция. (Индивидуальное задание)

Составляем композиционный ряд, озвучивая каждый соответствующий эпизод рассказа, наглядно иллюстрируем подходящими рисунками ребят.

Предисловие - завязка(поступление в школу)- предыстория (жизнь в деревне)- эпизод1 (голод и одиночество) - кульминация1 (игра в «чику», драка) - эпизод2 (занятия с учительницей) - эпизод3 (первая посылка) -эпизод4(игра в «замеряшки» и «пристенок») - кульминация2 (разоблачение) – развязка (отъезд учительницы) - послесловие (вторя посылка).

Анализируя данную последовательность, ученики замечают, что сначала роль учительницы едва заметна, а затем возрастает всё больше и больше по мере того, как она начинает принимать большее участие в жизни мальчика. Лидия Михайловна вошла в жизнь мальчика уже не как учительница, занимающая эпизодическое место, а как главное действующее лицо.

Почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?

Как герой догадался, что посылку отправляла не мать?

Почему он престал бояться французского языка?

Зачем учительница стала играть с учеником на деньги «пристенок» и «замеряшки»?

Как ей удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?

Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всём узнал директор?

Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

Все ли герои рассказа добры и благородны?

IV. Литературные характеристики героев.

Рассказываю учащимся, что Валентин Григорьевич Распутин-мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений,чтобы достаточно точно описать человека.

«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)

«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.» (Вадик)

«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)

«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.» (Лидия Михайловна)

«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой)

Обращаю внимание, что в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом, в соседних абзацах. Для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы он использовал антитезу. (Индивидуальное задание)

V. Обобщение знаний .

Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.

Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.

Приводим в систему все возникающие в рассказе противопоставления с помощью схемы.

Герою противопоставлен автор, об этом уже упоминалось в начале урока, противоположны и образы ученика и учительницы. С другой стороны, у героя есть антиподы в детской среде – Птаха и Вадик, они выбирают сторону зла. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости. Окружающих героя людей (внешний мир) можно условно разделить на две группы: добрых, участливых, сопереживающих, бескорыстных (это мать мальчика, дядя Ваня, жители деревни) и безразличных, завистливых, порочных (жители райцентра, тетя Надя и её дети, одноклассники). Внутренний мир героя терзают другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством.

Делаем вывод, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Победу добра над злом в сердце отдельно взятого ребёнка мы видим в рассказе «Уроки французского».

Ребята, вспомните всё, о чем говорилось ранее: позицию автора, строение рассказа, характеристики героев, литературные приёмы. В совокупности всё это поможет нам раскрыть идею рассказа. Для чего он был создан?

Учащиеся высказывают свои мысли и предположения.

Вдумайтесь в смысл названия произведения.

Какое слово вы считаете главным в названии?

Читаем в толковом словаре значение слова урок.

  1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету.
  2. Учебная работа, заданная школьнику на дом.
  3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.
  4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам.
  5. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар.).

На первый план выходит третье значение слова, недаром статья, предшествующая рассказу, называется «Уроки доброты». Обращаемся к этой статье. Она и заключает в себе основную идею: только следуя законам доброты можно победить зло. Выделяем из статьи законы доброты Распутина:

  1. «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.»
  2. «На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать) ,а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.»
  3. « И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.»

VI. Итог урока.

Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди?

VII. Домашнее задание.

Дома учащиеся пишут сочинение «Как я узнал (а), что такое доброта.»

Валентин Распутин стал известен широкому кругу читателей как «деревенский» писатель. Его прежде всего интересуют не нов-шества нашей жизни, а то древнее, исконно русское, глубинное, что уходит из нашей жизни.

Но помимо этого он изображал и тяготы, легшие на плечи крестьян, которые не могли не отразиться и на детских судьбах. В рассказе «Уроки французского» Распутин описывает нелегкую, полуголодную жизнь деревенского мальчишки. Его мать изо всех сил старается дать ему образование. В одиннадцать лет начинает-ся у него самостоятельная жизнь. И хотя он очень хорошо учит-ся, его постоянным спутником остается голод. Он ужасно поху-дел, так что даже мать напугалась его. Он прекрасно понимает, что ей нелегко, поэтому утаивает от нее тяготы своей жизни, старается не расстраивать ее жалобами. Он прекрасно знает цену деньгам, цену каждой посылки матери. У такого маленького, еще не окрепшего психологически человечка, тем не менее, есть жесткий внутренний стержень, который не дает ему сломиться под ударами судьбы. Гордо и стойко переносит он голод, отверга-ет помощь учительницы Лидии Михайловны. Терпит он и униже-ния со стороны игроков в «чику». Эта игра в один прекрасный момент становится его единственной надеждой на выживание. Но жестокость его сверстников заставляет его покинуть поле игры.

Выручает его Лидия Михайловна. Уроки французского пере-носятся из школы к ней домой. А здесь учительница сама предла-гает мальчику играть. Она прекрасно понимает, что маленький гордец ни за что не примет ее подарки. Поэтому она дает ему возможность честно их заработать, выиграть. Именно этой мыс-лью он себя и успокаивает, беря деньги. Молодая, но уже мудрая и сметливая, она сначала подыгрывает мальчику, а потом, пони-мая, как это его обижает, прямо на его глазах начинает мошенничать. Это убеждает его в честности заработанных им денег. «Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется».

Таким образом, уроки французского станут уроками добро-ты, великодушия, хотя и не оцененными, не понятыми. Печален финал произведения. Лидия Михайловна уволена и уезжает на родину. Но даже там она не забывает о своем ученике, посылает ему посылку с макаронами, а на дне лежат, как догадывается мальчик, три яблока. Грусть проскальзывает в заключительных строках: мальчик видел их раньше только на картинке. Материал с сайта

Распутин задумывается о судьбах детей, принявших на свои хрупкие плечи тяжелое бремя эпохи переворотов, войн и рево-люций Но, тем не менее, есть на свете доброта, способная пре-одолеть все трудности. Вера в светлый идеал доброты — харак-терная особенность произведений Распутина.

План

  1. Деревенский мальчик приезжает в школу. Учится хорошо.
  2. Из-за бедного существования и постоянного голода он на-чинает играть на деньги. За удачу в игре его избивают.
  3. Учительница Лидия Михайловна заставляет его дополни-тельно заниматься французским.
  4. У нее дома они начинают играть на деньги. У мальчика сно-ва появляются средства на еду.
  5. За одной из игр их застает директор. Это заканчивается увольнением Лидии Михайловны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анализ рассказа «Уроки французского»
  • сочинение на тему какой урок преподала лидия михайловна своему ученику план
  • чехов хирургия хамелеон толстый и тонкий кроссворд
  • план по повести распутина уроки французского
  • что помимо уроки французского писал распутин?

Действие в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» разворачивается в российской глубинке, только лишь начавшей оправляться от последствий войны с . Главный герой – парнишка одиннадцати лет, который стараниями отправляется учиться из своего отдаленного села в райцентр.

Именно в школе и вокруг нее разворачиваются события рассказа.

Оторванный от матери и вынужденный жить в чужой семье, мальчишка все время чувствует дискомфорт. Так и не нашедший друзей, герой почти всегда одинок, недоверчив к людям и вечно голоден. Кто-то таскает хлеб и картошку из его скудных запасов, собранных для сына самоотверженной матерью. Состояние худощавого парнишки таково, что ему каждый день требуется выпивать хотя бы один стакан молока, денег на которое у него нет.

Основная забота героя рассказа – учеба. Ему очень хорошо давались все предметы, за исключением французского языка: никак не получалось поставить произношение. Напрасно билась над устранением этого недостатка молоденькая учительница Лидия Михайловна. Французская речь так и не поддавалась, несмотря на упорство и добросовестность мальчишки.

Как-то герой стал свидетелем далеко не детской игры на деньги, в которую с увлечением резались старшие ребята, собравшись в глухом и безлюдном месте. Попробовав свои силы в этой премудрости, мальчик постепенно стал выигрывать. Скудных копеек, которые он добывал этим промыслом, с лихвой хватало на молоко. Здоровье стало поправляться.

Успехи парнишки в игре на деньги стали причиной недовольства старших ребят. Кончилось все плачевно – после очередного выигрыша его отколотили, запретив приходить впредь. От , несправедливости и обиды перехватило дыхание, мальчик долго и безутешно рыдал, переживая случившееся.

Урок человечности

На следующий день мальчик предстал перед учительницей французского во всей красе. Разбитая губа и ссадины на лице красноречиво говорили о том, что у парня серьезные проблемы. Выяснив, озабоченная Лидия Михайловна к ужасу своему узнала, что играть на деньги он начал, потому что не имел возможности хорошо питаться.

Движимая благородным желанием помочь мальчику, учительница настояла на том, чтобы тот приходил к ней домой дополнительно заниматься французским. Между разговорами о жизни и уроками она старалась подкармливать парнишку. А когда он наотрез отказался принимать такие подарки из ее рук, Лидия Михайловна пошла на хитрость. Она как-то невзначай предложила после очередного домашнего занятия сыграть на деньги в выдуманную ею игру.

Поразмыслив, герой нашел такой способ заработка вполне честным и постепенно увлекся, кидая монетки.

Именно за этим увлекательным и шумным занятием и застал учительницу с учеником директор школы. Не пытаясь разобраться в мотивах поступка учительницы, директор в гневе уволил ее за аморальное поведение, которое, по его мнению, было вопиющим случаем растления доверчивого ребенка. Лидия Михайловна, не желая оправдываться, вынуждена была уйти из школы, но ни разу не упрекнула в случившемся мальчика.

Таково краткое содержание этого рассказа, удивительного по силе воздействия. Уроки французского языка превратились для мальчика в бесценный жизненный опыт. Благородный поступок учительницы позволил ему узнать, что такое настоящее милосердие и сочувствие.

Рассказ Распутина “Уроки французского” изучается в 6 классе на уроках литературы. Герои рассказа близки современным детям разнообразием характеров и тягой к справедливости. В “Уроках французского” анализ произведения целесообразно проводить, ознакомившись с биографией автора. В нашей статье вы сможете узнать, чему учит произведение, ознакомиться с подробным разбором по плану “Уроки французского”. Это значительно облегчит работу на уроке при анализе произведения, а также разбор рассказа понадобится для написания творческих и тестовых работ.

Краткий анализ

Год написания – 1973.

История создания – впервые рассказ был опубликован в 1973 году в газете “Советская молодёжь”

Тема – человеческая доброта, неравнодушие, значение учителя в жизни ребёнка, проблема морального выбора.

Композиция – традиционная для жанра рассказа. Имеет все составляющие от экспозиции до эпилога.

Жанр – рассказ.

Направление – деревенская проза.

История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова- учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился чудеснейший рассказ.

Тема

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия , доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.

Композиция

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Главные герои

Жанр

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 850.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»