Зачатие святой праведной анной пресвятой богородицы. Зачатие праведной анной пресвятой богородицы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
, праздник Православной Церкви .

Праздник этот установлен не позднее VII века, ибо уже св. Андрей Критский (+ 712) написал к нему канон.

Праздник посвящен истории зачатия Пресвятой Богородицы ее родителями - праведными Иоакимом и Анной . По Преданию святой Иоаким, который происходил из рода царя Давида , до глубокой старости не имел детей. Это очень печалило его и его жену Анну, так как бездетность считалась Божиим наказанием, бездетные пары подвергались презрению и насмешкам. Однажды, когда Иоаким пришел в Храм принести жертву Господу, первосвященник отказался принять его жертву, сказав, что Иоаким, должно быть, очень грешный человек раз Бог его так наказывает. Иоаким был в таком горе, что решил не возвращаться домой, а удалиться в пустыню, чтобы провести остаток жизни в молитве и посте. В это время святая праведная Анна дома со слезами молилась Богу о даровании ребенка, обещая посвятить дитя Господу, и Господь услышал ее молитвы. Он послал Ангела к Иоакиму с вестью о том, что он должен вернуться домой, и что от его супружеского союза с Анной родится дочь, которая будет матерью грядущего Мессии , то есть Христа .

"Вся библейская история раскрывается как приуготовление человечества к Воплощению, к той "полноте времен", когда ангел был послан приветствовать Марию и получить из ее уст согласие человечества на то, чтобы "Слово стало плотью". Однако исполнение обетований Божиих не является чем-то автоматическим. История Ветхого Завета, история зачатия праведной Анны показывают нам, как человеческая личность в своей свободе, находясь в своих реальных жизненных обстоятельствах, в скорбях и борениях, предоставляет Богу условия, необходимые для того, чтобы Искупление стало возможным. Как Дева Мария стала соработницей Божией в домостроительстве спасения (Св. Ириней Лионский), так и ее родители своим смирением и любовью к Богу дали возможность осуществиться чуду: "Неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея" (кондак Рождества Богородицы).

Вопрос о бессемянном зачатии Богородицы играл видную роль в истории христианской догматики; Римо-католическая церковь включила непорочное зачатие Богородицы в число обязательных догматов. Символически бессемянное зачатие изображалось в XVI -XVII вв. вместе с сюжетом Успения Богородицы. Дева Мария в белой тунике и синей мантии, окруженная славой, с 12 звездами вокруг головы, стоит на земном шаре или на полумесяце, рога которого загнуты кверху. На этот сюжет известны картины Мурильо (одна из них в СПб., в Эрмитаже).

Молитвы

Тропарь, глас 4

Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакима бо и Анну услышав, Бог паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу, из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв, Ангелом повелев вопити Ей: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 4

Прaзднует днeсь вселeнная Аннино зачaтие, бывшее от Бога: ибо та породи пaче слова Слово Рождшую.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

22 декабря православие отмечает Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Святая Анна являлась дочерью Матфана, священника, который родом происходил из колена Левинна. Её муж Иоаким, один из потомков царя Давида, был рождён в Галлии. Долгое время супруги не могли иметь детей, чем были безмерно опечалены. Однажды даже дары праведного Иоакима Богу отказался принимать священник, так как бездетность тогда считалась бесчестием. Это сподвигло Иоакима, находящегося уже в довольно преклонном возрасте, отправиться в пустыню и провести 40 дней в посте и молитвах о даровании потомства. Истово молилась о ребёнке и постилась также его супруга. Их молитвы были услышаны. Ангел принес весть им, что они станут родителями Дочери, Которая весь род человеческий благословит.

Мария, Пресвятая Богородица, по обетованию Божию, зачата была в Иерусалиме, где и родилась спустя 9 месяцев, а Иоаким и Анна почитаются церковью как Богоотцы, так как являются предками Христа по плоти.

Сегодня праздник непростой,
Пришел день Аннушки Святой!
Пускай она ваш дом хранит
От всех размолвок и обид!

На сердце пусть царит уют,
А впереди удачи ждут,
Пусть вера свечкою горит,
Вас от напастей защитит!

С Днём благочестивой Анны!
Пусть сбываются желания,
Небеса надежду дарят
И проблемы все исправят.

Будут счастье и здоровье,
Доброта и мир с любовью,
Жизнь без ссор и без обид -
И Господь всегда хранит!

Милая моя Анюта! Пускай в жизни твоей всегда будет счастье, и все Святые оберегают тебя от бед. Пускай любовь в твоей жизни всегда будет взаимная и огромная, пускай друзья будут настоящими и верными, а успех заслуженным и стабильным. Желаю, чтобы в твоей душе всегда горела та яркая звезда добра, искренности, чистоты и настоящей веры. Поздравляю с днем Святой Анны!

С днем ангела тебя, Анюта,
Пусть удается тебе все,
И жизнь пусть каждую минуту
Лишь радость и добро несет!

Будь хороша всегда, румяна,
На сердце счастье пусть царит!
Пускай с небес святая Анна
Тебя от слез и бед хранит!

Именинный день у Анны.
Поздравляю нежно я,
Пусть святая защищает,
Бережет пускай судьба.

Имя чистое, благое
Силы пусть всегда дает,
Бодрым духом укрепляет,
К цели праведной ведет.

В праздник Анны поздравляю
Я, Анюточка, тебя.
И желаю только счастья,
Хорошеть день ото дня.

Покровительница с неба
Пусть укроет от забот,
В трудностях тебя поддержит,
Силы, веру пусть дает.

Желаю тебе, дорогая Анюта,
Чтобы сбывались все в жизни мечты!
Пускай дарит радость любая минута,
Чтобы счастливой всегда была ты!

Пусть Анна Святая тебя охраняет,
Здоровья тебе в этот праздник пошлет!
Удача пускай за тобою шагает
И ввысь настроение все время растет!

Анна, Анечка, Анюта -
Сколько нежности, уюта
В теплом имени твоем.
Поздравляю с этим днем!

Он сегодня благодатный,
На душе легко, приятно,
Чтобы было так всегда,
Все, чего желаю я.

Пусть Ангел небесный
Тебя сохранит,
От глупых, нечестных
Людей защитит,

Не зря твое имя
Несет благодать,
Будь Богом любима
И смейся опять,

Сегодня, я знаю,
Грустить ведь нельзя,
И я поздравляю,
Анюта, тебя!

Пусть бережет тебя, Анюта,
Каждый день Святая Анна!
Желаю благ земных, уюта,
Живи счастливо постоянно!

Пускай сопутствует везение
Тебе всегда во всех делах!
Желаю вечного цветения,
Любви и радости в глазах!

С Днем Анны я вас поздравляю,
Пускай святая бережет,
Пусть огонек добра и света
В душе скорей она зажжет.

Просите искренне и честно,
Услышан будет голос ваш,
Раскрасит вера ярким цветом
Прекрасный жизненный пейзаж.

Добра, любви вам и надежды,
Пусть Анна от беды хранит,
Пусть путь к смирению, исцелению
Для вас всегда будет открыт.

Поздравлений: 61 в стихах, 9 в прозе.

22 декабря (9 декабря по старому стилю) Церковь празднует зачатие Пресвятой Богородицы святыми Иоакимом и Анной.

Праведная Анна, мать Пресвятой Богородицы, происходила родом из мессианского колена Левина (по отцу) и мессианского колена Иудина (по матери). Дочь Матфана, она была супругой праведного Иоакима, потомка царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомства родится Спаситель мира.

После двадцати лет брачной жизни праведные Иоаким и Анна не имели детей и глубоко скорбели об этом, потому что бесплодие у древних иудеев считалось позором. После того как однажды во время большого иудейского праздника дары праведного Иоакима, принесенные Богу в ветхозаветный храм в Иерусалим, были отвергнуты израильским книжником Рувимом на том основании, что у Иоакима нет потомства, праведный Иоаким удалился в пустыню.

Здесь он постился 40 дней и ночей, пребывая в молитве. Праведная Анна в это время также молилась Богу, умоляя Его даровать ей ребенка. Внезапно ей явился ангел Господень и сказал: «Не бойся, Анна, ибо твой отпрыск предрешен Богом и то, что родится от тебя, будет в почитании во все века, до окончания их».

В то же время ангел Господень явился святому Иоакиму со словами:
«Знай о твоей жене, что она зачнет Дочь, Которая пребудет в храме Бога, и Дух Святой почиет на Ней, и благословение Ее будет на всех святых женах… и Сама Она будет благословенна и станет Матерью вечной благодати».

И зачала святая Анна в девятый день декабря месяца, а восьмого сентября у ней родилась дочь, пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения, о рождестве Коей возрадовались и небо, и земля.

Иоаким по случаю Ее рождения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения и получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все с веселием прославляли Бога.

Праведный Иоаким преставился в 80-летнем возрасте, через несколько лет после введения во Храм Пресвятой Девы Марии. Правед­ную Анну в возрасте 70 лет Бог сподобил провести два года при Иерусалимском храме, где она воспитывала свою Дочь. По преданию, праведная Анна мирно почила о Господе в Иерусалиме через два года после блаженной кончины праведного Иоакима.


Мощи праведной Анны почивают в Константинополе

Святая праведная Анно, моли Бога о нас!

Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами.

Праздник Зачатия имеет отдельную историю на Востоке и на Западе. На Западе праздник Зачатия Богородицы святой Анной прошел большую эволюцию. Отмечая этот праздник, Восток обращает главное внимание на сам чудесный факт зачатия от старых и бесплодных родителей, а Запад в этом празднике сделал акцент не на самом факте зачатия, а скорее на примете того зачатия.

Впоследствии рождается наука о непорочном зачатии Божьей Матери, которая учит, что Пречистая Дева Мария от первой минуты своего зачатия была свободна от первородного греха. Наука о непорочном зачатии Божьей Матери больше всего развилась при Папе Пие IX (1846-1878), который своей буллой от 8 декабря 1854 года провозгласил непорочное зачатие догматом веры.

Восточные Православные Церкви не принимают догмата о непорочном зачатии.

Украинская Греко-Католическая Церковь после провозглашения догмата о непорочном зачатии праздник Зачатия Богородицы святой Анной стала называть Непорочным зачатием Пресвятой Богородицы.

Львовский Синод (1891) принял решение праздновать его как великий Богородичный праздник.

О значимости этого праздника для Православной Церкви писал Владимир Николаевич Лосский:
“Вся библейская история раскрывается как приуготовление человечества к Воплощению, к той “полноте времен”, когда ангел был послан приветствовать Марию и получить из ее уст согласие человечества на то, чтобы “Слово стало плотью”. Однако исполнение обетований Божиих не является чем-то автоматическим. История Ветхого Завета, история зачатия праведной Анны показывают нам, как человеческая личность в своей свободе, находясь в своих реальных жизненных обстоятельствах, в скорбях и борениях, предоставляет Богу условия, необходимые для того, чтобы Искупление стало возможным. Как Дева Мария стала соработницей Божией в домостроительстве спасения, так и ее родители своим смирением и любовью к Богу дали возможность осуществиться чуду: “Неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея”.

Богослужение
В это утро богослужение в церквах проводится торжественнее, чем в обычные дни, ибо 22 декабря – это день, «егда зачат Пресвятую Богородицу».

Молитвы
праведным Богоотцам Иоакиму и Анне

Молитва первая

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь

Молитва вторая

О, приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему!
К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующи, от всяких напастей и бед и внезапные смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и такое в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Ему же, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.Аминь

Молитва третья

Благоугодный корень, израстивший былие благоплодное и вечноцветущее — препетую Богородицу, из Нея же произыде Начальник жизни и Совершитель веры Иисус Христос, многоточный источник, из неяже произыде, яко поток сладости и река мира Благословенная в женах, источающая бездну благ и неизреченное море благости и бесконечного блаженства. Предопределенная чревоносити несравненно Светлейшую лучей солнечных, Еяже прозреша и проповедаша пророческие трубы. Познанная от Плода ея, Царицы Ангелов и вышшей сущей небес, яко сосуд избранный Святаго Духа и вместилище благодати яснейшее. Образ праведности и непорочного жительства и мудрости луг благоуханный и сладкоблаговонный. Исполняющая законная повеления в правости сердца и горящем благоговении и всяким тщанием со блаженным своим супругом и богоносцем Иоакимом. Божественным волением зачавшая в старости маститей и рождшая прежде век предопределенную родитися Матерь Божию. Прамати всемилостивого и всещедраго Бога, готовое заступление и предстательство с верою прибегающих к тебе, утешение страждущих и покой скорбящим, благодатию Внука твоего показующая безчадных и неплодных жен благочадны, приими и моление нас грешных и преложи печаль безчадия молящихся тебе в радость.
Даждь плод чрева призывающим тя, разрешая мрак их безплодия и, яко разрешение безплодия, безчадных жен благочадны сотвори ублажающих тя и славословящих Богочеловека — Внука твоего и Создателя и Господа.
Ей, блаженная и благодатная Анна, всем, яко луна пресветлая, посылающая мирный и тихий свет богоданных в тебе дарований, показавшаяся Сарры честнейшая, Анны матери Самуила светлейшая, Елисаветы славнейшая и всех праведных жен, ихже закон прославляет, честнейшая и яко от сего многой чести и благодати удостоенная, исполни радости и веселия сердца к тебе прибегающих и даждь благодать твою рабе твоей, приемлющей твою скорую помощь, отверзая ей чрево, да твоим предстательством и заступлением улучит зачатие чада и прославит всесвятое Имя Богочеловека – Внука Твоего и Спаса нашего Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и пресвятым и благим и животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь

Величание Зачатию Анною Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим зачатие Твое.

Частично материал взят с сайта: http://www.you-woman.com/bio/virgin/virgin-zachatie-bogorodicy.htm

Зачатие Богородицы (греч. Ευλληπσις τής ‘αγιας και θεοπρομητορος Aννας -зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы; лат. Conceptio Sanctae Mariae) - праздник Православной церкви, установленный в честь зачатия святой Анной дочери - Богородицы. Празднование совершается 22 декабря (по новому стилю).

Точное время установления празднование в память зачатия Богородицы неизвестно. Учитывая, что уже в VIII-IX веках на праздник пишутся сочинения (канон Андрея Критского, проповедь Георгия Никомидийского, гомилия Иоанна Эвбейского), то вероятно праздник имеет древнее происхождение. Византийский император Мануил I в 1166 году отнёс праздник к числу тех религиозных праздников в которые запрещено работать.

Событие праздника

О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному рассказу у благочестивой семейной пары - Иаокима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:

И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме.

После этого Анна зачала и когда «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Дата зачатия - 9 декабря (по Юлианскому календарю) установлена исходя из того, чтобы она отстояла от даты Рождества Богородицы (8 сентября) на 9 месяцев. Димитрий Ростовский при этом пишет: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев - и родилась без мужа, но это несправедливо».

Догмат о непорочном зачатии Богородицы

В Католической церкви в 1854 году был установлен догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей - Анны и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех. Догмат отвергается православием, протестантизмом и более мелкими христианскими течениями.

Праздник Непорочного зачатия отмечается 8 декабря, имеет статус Торжества и является в католическом календаре одним из главных богородичных праздников.

Иконография

В иконописи изображение зачатия Богородицы представлено в трёх вариантах:

  • Встреча (целование) Иоакима и Анны у Золотых ворот.
  • Богородица изображается попирающей ногами змия.
  • Святая Анна держит на левой руке Богородицу в младенческом возрасте.




Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы - древний православный праздник, посвященный истории зачатия Пресвятой Богородицы ее родителями - праведными Иоакимом и Анной.

Дата празднования 9/22 декабря установлена исходя из даты Рождества Пресвятой Богородицы , которая отстоит на положенные 9 месяцев назад - 8 сентября (по ст.ст.). Об этом событии известно из апокрифического Протоевангелия Иакова 1 , датируемого II веком. Еще оно упоминается в каноне Андрея Критского, известного с VIII - IX веков и читаемого в первую неделю Великого поста, а также в толковании мест из Священного Писания Иоанном Эвбейским, проповеди Георгия Никомидийского.

Счастливое событие - зачатие святой Анной дочери Марии - будущей Богородицы, случилось в семье святых Иоакима и Анны, когда святому Иоакиму было уже 77 лет, а святой Анне - 74 года. Возраст родителей Богородицы свидетельствует о том, что Зачатие святой Анной Пресвятой Девы, Невесты Неневестной есть промысел Божий.

Святую праведную Анну почитают как покровительницу будущих мам, ей молятся, чтобы беременность протекала ровно, без осложнений, а младенец родился здоровым. Также в случаях, если существуют какие-то проблемы с зачатием, святым Иоакиму и Анне молятся о даровании потомства.

Святые Иоаким и Анна жили на территории Галилеи, в Назарете. Они были скромны, боголюбивы, воздержанны в быту, а две трети своих доходов отдавали в храм Иерусалима и раздавали бедным. Но получилось, что до старости Бог не дал им детей. В те времена у иудеев бездетность считалась за особое Божие нерасположение и наказание. В глазах общества этим бесчадием они были обесчещены, но постоянно и с горячими слезами молились о даровании Богом им потомства.

Зачатие святой Анной Пресвятой Богородицы - событие в истории христианства беспрецедентное. Через нее и ее святого супруга родилась она, Царица Небесная, наша Матушка-Заступница, родившая в мир Бога-Слово, с Которым пришло в мир истинное Бессмертие. В Рождестве Ее было уже заложено Рождество Его, Сына Божия, с Которым нам уже открылась будущая Великая Пасха, мысль о которой дает нам силы быть бесстрашными особым, христианским бесстрашием даже перед лицом физической смерти, ибо Он - смертию смерть попрал для всякого, кто уверует в Него. Но и еще ранее, в книге «Бытие», упоминалось о том, что, проклиная змея-искусителя, Бог говорил о Той, что будет попирать змия (Быт: 3, 15).

Зачатие Пресвятой Богородицы родителями Ее в преклонном возрасте, конечно, чудо. Но величайшее чудо все-таки - это стройность и гармония Божия промысла, Который от адамовых времен уже привел мир в творческое соответствие, и, согласно пророку Исайе, о Рождении Богоматери было возвещено в самые давние до-христовы времена (Ис. 7: 14). И чем менее будет принесено нами в мир греха, чем более к этой гармонии будут стремиться души людей, тем скорее наступит Царствие Небесное, которое, как известно, находится, прежде всего, внутри нас.

________________________________________
1 Протоевангелие Иакова - апокрифическое евангелие апостола Иакова; в нём изложено земное житие Девы Марии в ее ранние годы и рассказано о событиях во время Рождества Иисуса Христа.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»