Введение Богородицы во храм: Станет ли эпоха храмостроительства эпохой изменения людей.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Этот праздник имеет, в первую очередь, внутреннее, таинственное содержание. Есть праздники, которые показывают нам историчность некоего события. Как праздник Рождества, когда Господь родился. Или праздник Вознесения, когда Господь вознёсся на небо. Или Успение Пресвятой Богородицы, когда закончилась Её земная жизнь. Введение же – праздник внутреннего преображения, изменения жизни маленькой трёхлетней девочки – Марии. Она была приведена родителями в храм и посвящена Богу. В этом обычном по тем временам обряде было нечто сверхъестественное. Когда по внушению Духа Святого первосвященник отвёл Её в то место, куда никто не заходил, не только люди, но и сами служители храма. Только один раз в год первосвященник посещал Святая святых, чтобы совершить службу.

И вот Господь так управил, что Матерь Божия при своей первой духовной степени была отмечена не только внутренним, но и внешним образом. Это введение в храм, введение в Святая святых положило начало жизни при храме юной отроковицы. Она была ещё невинным младенцем. Дабы сохранить эту невинность, дабы ничего духовного не пристало к ней, Господь управил так, что она стала жить по аскетическим правилам. Днём – молитва, вечером – рукоделие.

В этом для нас пример: как оградить наших детей от тлетворного влияния мира. Бог показал, что даже Матерь Божия, даже в те времена, когда окружение ещё не было таким агрессивным, не боролось против людей множеством соблазнов и искушений. Но Матерь Божия нуждалась в том, чтобы особое место при храме, особый образ жизни ограждал Её от прикосновений с грехом. Ограждал её юную, ещё младенческую, а потом – ещё и отроческую душу от какого-либо дурного влияния.

Мы часто думаем, что какие-то установления, человеческие, церковные, они имеют условные обязанности, что можно обойтись как-то и без них. Что множество людей обходится без каких-то ограничений, каких-то запретов. Но, в то же время, живут, и ничего с ними плохого не происходит. Но если мы повнимательнее всмотримся в то, что происходит с душами людей в современном мире, то, как никогда мы поймём: надо быть внимательными к учению Святой Церкви. Внимательными к тем правилам, традициям, которые уже тысячелетиями приносят свои плоды. Внимательными к тому, что нам Господь говорит в Священном Писании, чему нас наставляют святые отцы, и тот соблазн, который сеял и сеет враг рода человеческого, будто эти традиции устарели, они не соответствуют нормам современной жизни, нормам современного общества. Этот соблазн должен быть преодолён нами, прежде всего, внутренне, потому что если мы поймём, что человек за эти тысячелетия, когда создавались церковные традиции, не сильно изменился. А если изменился, то в сторону худшую – стал более слабым, более подверженным греху. Что Господь от человека требует того, что требовал сто, двести или тысячу лет назад. Тогда нам станет ясно, что церковные каноны являются некоей спасительной мерой для душ человеческих, ибо часто мы задумываемся: «Как нам жить правильно? Как нам поступить? Как нам сделать так, чтобы наша душа не повредилась грехом?» И в этом нужно опираться на опыт церковный. Нужно опираться на то, что собиралось и отбиралось столетиями. То, что нам Господь дал в Своём Откровении. То, что святые угодники, своим потом, кровью, трудом, вынесли. И всё это собрано, как величайшая мудрость.

Сегодняшний праздник показывает нам, что Матерь Божия, по Промыслу Божьему, имела необходимость прожить свои отроческие годы в ограде храма, служить Богу. И только, когда она уже исполнилась сил, она была отдана на попечение престарелому сроднику своему Иосифу. Когда и началось Её служение, началось Её подвижническое жительство.

И нам надо также помнить, братья и сестры, что церковные каноны – они даны не для того, чтобы человека заставить что-то сделать. А для того, чтобы человек захотел и смог спастись. Ибо часто мы думаем, что некоторые ограничения, наложенные на нас, будут нам в тягость, будут ущемлять нашу свободу, будут не давать нам жить так, как нам хочется, развиваться. Но когда мы начинаем соблюдать то, что даёт нам Святая Церковь, мы искренне ощущаем, что мы не обременены. Нам не в тягость. Наоборот, при должном и праведном подходе к жизни по канонам церкви, человек получает истинную радость бытия. Ибо он отсекает от себя всё лишнее, всё наносное, всё греховное. И Господь, видя его стремление, его желание жить так, как Он Сам, Господь, заповедовал, помогает ему Своей Всемогущей благодатью.

Это надобно помнить, братья и сестры, и, приступая к какому-нибудь духовному делу, к посту, который мы сейчас проходим, к молитве, к какому-то особому воздержанию, или творению добрых дел, то надо надеяться не на себя, не на свои силы. Не говорить себе: «Я смогу, я хочу, я буду», а надеяться на Господа, просить его и говорить: «Господи, помоги мне. Ты видишь мои немощи, мои недостойные желания, помоги мне». Тогда налёт самодовольства, налёт гордыни, он отойдёт и отпадёт. И Господь поможет. А подвиг молитвы или поста станет ещё больше в радость, и возвеличится желание служить Господу.

И, наоборот, если мы сами стараемся, если говорим: «Я сам всё сделаю, я сам справлюсь, я сам смогу», - то встречаем сопротивление, которое забирает все наши силы, которое не даёт нам должно выполнить то, что возложено. Не можем и падаем, встаём и опять падаем от того, что наши мысли замкнуты на нас самих. На наших «я». И наши «я» становятся той преградой, которая не даёт нам радостно поститься, сосредоточено, внимательно молиться. Делать без лукавых помыслов, без каких-то преткновений добрые дела, совершать подвиг воздержания с охотой и желанием, а не через понуждение. И в этом, братья и сестры, нам надобно разобраться, пока Господь даёт нам время понять: как нам жить, как нам спастись, как нам прийти к Богу с чистыми душами, чтобы Он ввёл нас в Обитель Небесную и помог нам обрести блаженство в жизни вечной.

Радость оттого, что через Божию Матерь наша земля, родная, такая близкая и грешная, ответила зову небес, и небо стало на земле. Радость оттого, что устами Божией Матери человечество ответило Богу послушанием, верой и преданностью, и Господь стал Человеком. Каждый праздник Божией Матери - это радость о Господе, радость и о том, что мы имеем Скоропослушницу и Подательницу радости.

Сегодня праведные Иоаким и Анна исполняют свой обет - отдать Богу своего Ребенка. Сегодня в сопровождении родителей и дев с зажженными свечами Отроковица Мария приводится в храм. Её ставят на первую ступень - и вдруг Она, как взрослая, без страха Сама поднимается по высоким ступеням лестницы. А там, наверху, у входа Её встречает первосвященник Захария. По внушению Духа Божьего он вводит Её в храм, во Святая Святых, куда никто не смеет входить, кроме него, первосвященника, да и то лишь один раз в год.

С этого дня Пресвятая Дева остается жить при храме. Она молится Богу, читает, работает.

Мир выделил из своей среды нескверную и непорочную Голубицу, отдал Её через благочестивых и праведных Иоакима и Анну в руки Божии и ожидал пришествия Спасителя. Вот почему сегодня Святая Церковь, воспевая Божию Матерь, говорит: «В храме Божии явно Дева является, и Христа всем предвозвещает». Вот почему по церковному Уставу с сегодняшнего дня звучат в храме Божием рождественские песнопения, прославляющие пришествие в мир Христа Спасителя.

Каждая деталь праздника Введения трогательна и глубоко назидательна: исполнение обета родителями, любовь Отроковицы к храму, жизнь и воспитание Её при храме, Её преданность Богу. На чем ни остановишь своё внимание, - всё на пользу духовную.

Божия Матерь сегодня входит в храм Божий. Её поставили на первую ступеньку, а дальше Она поднимается Сама и входит во Святая Святых. Так и наша духовная жизнь: в таинстве Крещения и Миропомазания мы становимся как бы на первую ступень духовного восхождения, а дальше должны идти сами, одни скорее, другие медленнее, но все - в направлении Святая Святых, к Господу. Как радостно приближаться к Нему! И в этом духовном шествии мы идем не одни - впереди нас, поддерживая и одобряя нас, идет Пресвятая Дева.

С чувством глубокого благоговения следим мы за Отроковицей, спешащей в сопровождении Своих престарелых родителей в Божий храм. Возлюбила Пресвятая Дева храм так, что не отходила от него, пока была к тому возможность. Здесь Она молилась и трудилась. Отсюда вышла Та, Которая стала Матерью Божией, Заступницей всего человечества.

Как хотелось бы, чтобы этой любви к храму, хоть частично, прикоснулись и все мы. Как хотелось бы, чтобы кроме мирской суеты, тревог, раздражения в наши души вошли бы и впечатления храма Божиего. Ведь храм - это отображение неба на земле, в котором человек, как в зеркале, может найти себя и понять своё назначение. Святая Отроковица входит ныне в храм и всех зовёт с Собою. Послушаемся Её зова и последуем Её примеру. Аминь.

По книге «Слово, растворенное любовью. Проповеди Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви» (Киев, 1997).

Евреи до сих пор ждут Мессию. А когда Он, по из понятиям, придет, то, что сделает? Выслушайте это внимательно: соберет народ воедино, восстановит Храм и исцелит сердце . Так говорят мудрецы иудаизма, и, говоря это, они пророчествуют о Христе Иисусе, Который все это уже сделал. Пророчествовать ведь можно, не отличаясь благочестием, и не имея веры, как делал Каиафа. Будучи архиереем, он прорек искупительную смерть Иисуса за людей (См. Ин. 11:49-51).

Первое .

Христос собрал воедино народ. Но не иудейский только, а всех, кто поверил в имя Его и усыновился через Него Отцу. Его страдание и воскресение были не за иудеев одних, но «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11:52) Мы все, кто не из евреев, но усыновился Богу через веру во Христа, и есть эти собранные дети, прекратившие рассеяние. Это есть исполнение первого пункта.

Третий пункт – об исцелении сердца – есть то самое Евангельское учение Спасителя, которое смиряет и благодатью врачует уже не внешнюю слабость, и не внешнюю нечистоту омывает, а проникает в сердце. Проникает, чтобы исцелить «внутреннего человека». Мыть внутренность душевной чаши, а не красить поверхность, чтоб не уподобиться крашеному гробу, учит Христос. Все Евангелие – о сокровенном, а не о выпяченном на показ. Кто не понял этого, тот ничего не понял в Евангелии. И если внутреннее пространство души очистится Духом, то и внешнее будет чисто. А на втором пункте остановимся подробнее, так как праздник Введения во храм привязывает мысль к Храму.

Мессия восстановит Храм. Так говорят израильские мудрецы. Услышим истину: Мессия уже восстановил Храм. Так говорят христиане. Что мы имеем в виду, говоря это? Мы имеем в виду Воскресение Христа из мертвых. Воскреснув, Христос воздвиг храм Своего Тела. Это и есть подлинное восстановление Храма.

Итак, Мессия воскрес из мертвых, Мессия исцеляет сердце и Мессия всех зовет и собирает к Себе. Мессия это Христос. Иисус Христос.

Как видите, евреи все понимают буквально (мы тоже грешим именно таким же буквализмом и упертостью), а Христос все насыщает подлинным смыслом. Говоря о храме, вспомним сегодня, что главный смысл Храма это – воскресшее тело Иисуса Христа. В Нем исполнились пророчества. Приходя ко Христу, этому Камню Живому, краеугольному и драгоценному, человек сам себя должен устроить в жилище Божие.

По факту человек есть хлев, а по замыслу человек есть храм! Христос для того родился в хлеву, превратив его в храм , и для того воскрес, победив смертью смерть, чтобы человек был живым храмом Христовым. Живой храм лучше всех остальных. Справедливо говорили предки, что «не тот храм, что в бревнах, а тот, что в ребрах». «Вы – храм Божий и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16), – говорит апостол Павел. На этих двух мыслях нужно и сосредоточиться: на воскресении Христа и на превращении в храм человека верующего.

Только тогда наши храмы – каменные и деревянные – не будут пусты. Ведь мы так много уже построили и продолжаем строить сегодня. По масштабам храмостроительства мы живем в великую эпоху. Но нужно еще сделать так, чтобы эпоха была велика и по масштабам строительства и освящения внутренних храмов, тех, что в ребрах, то есть в начавшем исцеляться сердце. Иначе перекос внимания в сторону кирпичей и штукатурки, меди и шифера, сделает то, что уже случалось в истории. А что случилось? Храмы могут стоять, но в них может не быть богомольцев. Есть и другие варианты, о которых напоминает, стоящая молча и понуро, София Константинополя.

Но как бы то ни было, работа с паствой и превращение захожан в прихожан, а крещеных дикарей – в настоящих христиан, есть главная задача дня.

Мессия пришел. Мессия воскрес. Он хочет войти внутрь человека, неся с Собой исцеление, и претворяя человека из раба страстей в живое святилище. В этом суть пришедшего Нового Завета, внутри которого мы живем, зачастую понимая ничуть не больше, чем понимают духовно ослепшие (до времени) иудеи.

Храм, конечно, и Богородица. Храм чистейший и прекраснейший, одушевленный, вожделенный для Бога. О нем сказано: «Возжелает Царь красоты твоей» (Пс. 44:12) Мы будем славить Богоматерь в день Введения. Будем же и просить Ее, чтобы ради Ее молитв Христос умилосердился над нами и не погнушался прийти к нам вместе с Отцом и обитель у нас сотворить. (См. Ин. 14:23)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»