Словесные игры в доу старшая группа. Словесные игры для развития мышления

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Опубликовано 26 октября 2015 - 20:52 пользователем admin

Вашему вниманию предлагаются словесные игры для старших дошкольников с общим недоразвитием речи на тему зима, зимние явления, зимние развлечения, зимняя одежда, которые логопеды и другие педагоги ДОУ могут применять на своих занятиях . Родители также могут использовать данный материал при организации самостоятельной работы по развитию речи у детей . Все игры снабжены необходимым иллюстративным дидактическим материалом.

Тема: Зима и ее признаки. Зимняя одежда и обувь.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Развивать внимание, воображение, восприятие, логическое мышление, память, речь у дошкольников.

Воспитывать познавательный интерес к состоянию природных явлений зимой.

Упражнять в подборе прилагательных к существительным.

ХОД ИГРЫ.

Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации, на которых изображены зимние пейзажи. Просим детей подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «Какой? Какая? Какие?». За правильно подобранное слово ребенок получает фант. По количеству фантов определяем победителя.

Например: солнце (какое?) ...; небо (какое?) ...; снег (какой?) ...; погода (какая?) ...; воздух (какой?) ...; ветер (какой?) ...; день (какой?) ...; каток (какой?) ...; узоры (какие?) ...

Игра «Что делать? Что делают?»

Развивать наблюдательность, внимание, воображение, память, логическое мышление, речь.

Воспитывать познавательный интерес, выдержку, исполнительность.

Упражнять в подборе глаголов к существительным, согласовывать их в роде, числе и падеже.

Активизировать словарный запас глаголов.

МАТЕРИАЛ: фанты-снежинки, иллюстрации с изображением зимних пейзажей.

ХОД ИГРЫ.

Дети рассматривают иллюстрации с изображенными на них зимними пейзажами. Педагог предлагает подобрать к предложенным существительным слова-действия, отвечающие на вопрос «Что делать? Что делают?». За правильно подобранное слово ребенок получает фант. По количеству фантов определяется победитель. Например: снег (что делает?) ...; снежинки (что делают?) ...; мороз (что делает?) ...; птицы (что делают?) ...; люди (делают?) ...; дети (делают?) ...; ветер (что делает?) ...

Игра «Кто? Что? »

Развивать воображение, наблюдательность, воображение, память, логическое мышление, речь.

Воспитывать выдержку, исполнительность, желание общаться.

Упражнять в подборе существительных, согласовывать их в роде, числе и падеже.

МАТЕРИАЛ: фанты-снежинки, иллюстрации с изображением зимних пейзажей.

ХОД ИГРЫ.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением зимних пейзажей. Педагог предлагает назвать «кто? что?» может выполнять названное действие. За правильно подобранное слово, ребенок получает фант. По количеству фантов определяется победитель.

Например: наступает какое время года (что?) ...; замерзает (что?) ...; свистит, дует (что?) ...; бушует (что?) ...; кружит (что?) ...; сверкает (что?) ...; лежит (что?) ...; лепят (что?) ...; катаются (кто?) ...; падает (что?) ...

Игра «Назови части одежды».

Воспитывать познавательный интерес к предметам зимней одежды.

Упражнять в выделении и назывании частей предмета по теме «Зимняя одежда ».

МАТЕРИАЛ: предметы зимней одежды или картинки с изображениями зимней одежды, сумка.

ХОД ИГРЫ.

Педагог демонстрирует детям мешочек с зимней одеждой. Предлагаем ребенку вынуть предмет одежды из сумки и назвать его части. Если ребенок не смог назвать части предмета, то предмет помещаем в сумку. Например: куртка - рукава, спинка, капюшон, два кармана, молния, кнопки; шуба - спинка, два рукава, капюшон, пуговицы, два кармана; кофта - ….; свитер - …….; брюки - две штанины, пояс, два кармана...

Игра «Что из чего?»

Развивать внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность, память, речь.

Воспитывать познавательный интерес к предметам зимней одежды и обуви.

Упражнять в названии материала, из которого изготовлен предмет.

Активизировать словарный запас существительных.

МАТЕРИАЛ: картинки с изображенными предметами зимней одежды и обуви.

ХОД ИГРЫ.

Педагог сообщает детям, что предметы одежды и обуви изготавливают из разного материала. В зависимости, из какого материала изготовлен предмет, можно назвать «Какой он?». Каждый ребенок получает картинку с изображением одежды и обуви. Педагог называет предмет, а ребенок, отыскав у себя такой предмет, называет, из чего он изготовлен. Если ребенок правильно нашел у себя картинку и назвал материал, из которого изготовлен предмет, то переворачивает картинку изображением вниз. Например: меховая шуба - из меха; шерстяные брюки - из шерсти; шерстяной свитер - из шерсти; кожаные сапоги - из кожи; меховая шапка - из меха; шерстяная шапка - из шерсти...

Грамматический строй речи.

Игра «Что из чего? Какой? Какая?»

Воспитывать познавательный интерес к предметам одежды и обуви, бережное и бережное отношение к ним.

Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных.

МАТЕРИАЛ: предметы зимней одежды и обуви или картинки с их изображением, фанты-снежинки.

ХОД ИГРЫ.

Каждый ребенок получает предметы зимней одежды и обуви. Педагог называет предмет и материал, из которого он изготовлен. Ребенок ищет у себя названный предмет. Кто нашел у себя названный предмет, должен назвать словосочетания прилагательного с существительным, то есть ответить на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?». За правильный ответ ребенок получает фант. Например: шуба из меха - меховая шуба; курточка на пуху - пуховая курточка; брюки из шерсти - шерстяные брюки, перчатки из шерсти - шерстяные перчатки; сапоги из кожи - кожаные сапоги; шапка из меха - меховая шапка.

Игра «Что без чего?»

Развивать воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, речь.

Воспитывать бережное и бережное отношение к предметам зимней одежды и обуви.

Упражнять в употреблении форм существительных родительного падежа по теме «Зимняя одежда и обувь».

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением предметов одежды, которые надо ремонтировать, сумка.

ХОД ИГРЫ.

Педагог сообщает, что одежда и обувь иногда могут потребовать ремонта. Люди их относят в ателье, где мастер искусно ремонтирует вещь. Предлагаем ребенку из сумки вынуть карточку и ответить на вопрос «Что без чего?».

Например: кофта без пуговицы, курточка без рукава, шапка без завязки, брюки без пояса, рукавица без пальца, курточка без капюшона, сапог без подошвы...

Игра «Что в магазине?»

Развивать воображение, внимание, память, логическое мышление речи.

Упражнять в различении форм существительных единственного и множественного числа.

Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение.

Употреблять формы существительных в родительном падеже.

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением предметов зимней одежды и обуви.

ХОД ИГРЫ.

На столе размещены картинки с изображением зимней одежды и обуви. Сообщаем, что в магазине продается не один предмет одежды, а несколько. Предлагаем ребенку назвать предмет, если он один, и если их несколько.

Вариант №1.

Например: У меня шарф, а в магазине шарфы. У меня кофта, а в магазине кофты. У меня штаны и в магазине брюки. У меня свитер, а в магазине свитера. У меня сапоги и в магазине сапоги. У меня платок, а в магазине платки...

Вариант №2.

Например: У меня шарф, а в магазине много шарфов. У меня куртка, а в магазине много курток. У меня пара сапог, а в магазине много пар сапог. У меня свитер, а в магазине много свитеров...

Игра «Назови ласково».

Развивать воображение, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, речь.

Воспитывать бережливость, заботливость.

Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, согласовывать их в роде, числе и падеже.

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением предметов одежды и обуви, фанты-снежинки.

ХОД ИГРЫ.

Педагог демонстрирует картинку предмета одежды и предлагает детям назвать ласково оба слова, поскольку они называют предметы одежды кукольного, уменьшенного размера. За правильный ответ ребенок получает фант. По количеству фантов определяем победителя. Например: красная шапка - красненькая шапочка, зеленая куртка - зелененькая курточка, черные брюки - черненькие брючки, теплая шуба - тепленькая шубка...

Связная речь.

Игра «Расскажи обо мне».

Развивать воображение, внимание, память, логическое мышление, речь.

Воспитывать исполнительность, умение общаться.

Составление описательного рассказа о предметах зимней одежды по схеме или плану.

Упражнять в составлении простых предложений, согласовывая слова в роде, числе и падеже.

Логически правильно строить свое высказывание.

МАТЕРИАЛ: предметы зимней одежды или картинки с их изображением, сумка, схема-пиктограмма для описания предметов одежды.

ХОД ИГРЫ.

Педагог предлагает детям рассказать о предметах одежды, которые находятся в сумке. Ребенок вынимает из сумки предмет и описывает его, придерживаясь такой схемы. Например: а) цвет; б) материал из которого изготовлен предмет; в) из каких частей состоит; г) сезонность одежды (в какое время года его можно носить) д) для кого он предназначен (мужской, женский, детский) е) какие действия с ним можно выполнять.

«Описательный рассказ о зиме».

Развивать внимание, воображение, логическое мышление, память, наблюдательность, речь.

Воспитывать познавательный интерес, желание общаться.

Составлять описательный рассказ, соблюдая схемы-пиктограммы.

Упражнять в логическом изложении своих мыслей.

Грамматически правильно строить простые предложения, согласовывая слова в роде, числе и падеже.

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением зимних пейзажей, схема - пиктограмма для описания времен года.

Педагог предлагает ребенку составить описательный рассказ по предложенной картинке с изображением зимы, опираясь на схему-пиктограмму. Например: а) солнце (рассказ о солнце) б) небо (каким бывает небо) в) земля (как выглядит земля) г) деревья; е) люди (одежда, которую носят люди) е) животные (изменения в жизни животных с изменением времени года); ж) птицы (сезонные изменения в жизни птиц) з) развлечения детей.

Зимние развлечения.

Игра «Найди лишний предмет»

Развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление, речь.

Воспитывать познавательную активность к предметам для зимних развлечений.

Упражнять в классификации предметов и выделении лишнего предмета, который не относится к определенной группе предметов.

Уметь объяснить свой ​​выбор.

МАТЕРИАЛ: предметные картинки с изображением предметов для зимних развлечений и в другие времена года.

ХОД ИГРЫ.

Педагог предлагает детям рассмотреть несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, который не относится к группе предметов, изображенных на картинках. Дети показывают лишнюю картинку и объясняют, почему она «лишняя». Например: санки, коньки, сачок, ведро; лыжи, шлем, клюшка, мяч; клуба, клюшка, волан, велосипед...

Игра «Назови лишнее слово»

Развивать восприятие, внимание, воображение, память, речь.

Воспитывать выдержку, заинтересованность.

Уметь объяснить свой ​​выбор.

ХОД ИГРЫ.

Педагог называет слова и предлагает детям на слух определить «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Например: лыжи, санки, палки, мяч; сачок, ведро, коньки, клюшка; санки, клюшка, велосипед, лыжи; скакалка, палки, коньки, санки...

Грамматический строй речи.

Игра «Лыжные гонки».

Развивать воображение, внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

Воспитывать интерес, положительные эмоции.

Упражнять в согласовании числительных с существительными в роде, числе и падеже.

МАТЕРИАЛ: силуэтные изображения мальчиков, девочек, лыжи красного и голубого цветов, палки.

ХОД ИГРЫ.

Педагог предлагает детям разложить к силуэтам девочек красные лыжи с палками, а мальчикам - голубые. Ребенок называет, сколько мальчиков и сколько девочек спускаются с горки на лыжах. Например: три девочки, пятеро ребят, шестеро девочек, четверо ребят...

Игра «Веселый спуск»

ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, воображение, память, логическое мышление, речь. Воспитывать положительные эмоции. Упражнять детей в согласовании собирательных числительных с существительными в роде, числе и падеже.

МАТЕРИАЛ: силуэтные изображения девочек, мальчиков, санки.

ХОД ИГРЫ.

Педагог предлагает детям на санках разместить различное количество силуэтов детей. Сообщаем, что дети выстроились с салазками друг за другом на горке. Предлагаем ответить на предложенные вопросы.

Например: Сколько детей сидит на вторых санях? (На вторых санях сидит две девочки.)

Сколько детей катаются на четвертых санях? (на четвертых санях катаются четверо ребят.)

Сколько детей сидит на первых санях? (На первых санях сидит две девочки и один мальчик.) ...

Игра «Закончи предложения»

Развивать воображение, внимание, логическое мышление, восприятие, память, речь.

Воспитывать интерес к зимним развлечениям.

Закрепить употребление сложноподчиненных предложений союзом «чтобы».

МАТЕРИАЛ: иллюстрации по теме «Зимние развлечения».

ХОД ИГРЫ.

Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации с зимними развлечениями детей. Дети отвечают на поставленные вопросы сложноподчиненным предложением используя союз «чтобы». Например:

Для чего мальчик взял санки? (Мальчик взял санки, чтобы кататься с горы.)

Для чего дети поливают горку водой? (Дети поливают горку, чтобы она была скользкая.)

Для чего мальчик взял клюшку и шайбу? (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы поиграть в хоккей.)

Для чего девочка надела шубу? (Девочка надела шубу, чтобы ей было тепло.) ...

Тру-ля-ля

Играющие начинают счет вслух от одного до ста, по очереди называя числа. Задача игроков — вместо чисел, которые делятся на 7 или включают слово «семь» в свое название, говорить слово «тру-ля-ля» (можно придумать любую другую смешную фразу; а вместо 7 выбрать другую цифру, например, 4). Тот, кто ошибается — выбывает из игры. Оставшиеся участники начинают счет сначала. Вести счет надо быстро, тогда промахи случаются часто, и игра получается очень веселой. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.

Земля, воздух, вода, огонь

Интересная словесная игра для детей на быстроту мышления. Участники игры образуют круг, в середину которого встает водящий. Он бросает по очереди мяч или воздушный шарик игрокам, называя одну из стихий: земля, воздух, вода или огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», то тому, кто поймал мяч, нужно быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы или водного животного; на слово «Воздух!» – названием птицы (летающего насекомого). При слове «Огонь!» все должны помахать руками. Тот, кто ошибается или не может назвать животное – выбывает. Повторять названия животных, рыб и птиц нельзя.

Словесный волейбол

В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.

На все вопросы – один ответ

Заранее нужно приготовить карточки с названиями различных предметов домашнего обихода. Это могут быть кухонные принадлежности, бытовые приборы, хозяйственные и другие предметы, например: сковорода, кастрюля, пылесос, утюг, веник, швабра и т.д.

Игроки садятся в круг. Ведущий подходит к каждому участнику и предлагает вытянуть из шляпы (коробки) бумажку с названием предмета. Когда все разберут карточки, ведущий встает в центр круга, и начинается игра. Ведущий задает игрокам по очереди самые разнообразные вопросы, а игроки должны отвечать на эти вопросы только названиями доставшихся им в карточках предметов (дополнительно разрешается использовать только предлоги). Правила: нужно отвечать на вопросы очень быстро, при этом тому, кто беседует с ведущим, запрещается смеяться, в то время как остальные участники могут специально смешить его.

Варианты вопросов и ответов:

  • Как тебя зовут? – Швабра.
  • А чем ты по утрам чистишь зубы – Пылесосом.
  • Как называется твоя прическа? – Мочалка.
  • А кто твои друзья? – Сковородки.
  • У тебя вместо глаз что? – Ложки.

Главная задача ведущего — придумать такие вопросы, ответы на которые невольно вызывает смех как у конкретных игроков, так и у всех остальных участников. Засмеявшийся игрок выбывает из игры. Побеждает самый невозмутимый участник, который умеет сдерживать свои эмоции.

Ответы невпопад

Суть игры: на любые вопросы ведущего нужно очень быстро, не задумываясь, отвечать любым предложением, не имеющим отношение к заданному вопросу. Например, ведущий спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игроку нужно ответить что-то в таком духе: «Мне кажется, сегодня суббота». Если он ошибается или отвечает односложно (например, говорит «да», «нет», «правда» или «неправда»), то выбывает из игры. Одному участнику игры нельзя задавать подряд больше трех вопросов. Задача ведущего — постараться запутать игрока. Например, он спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игрок отвечает: «Мне кажется, сегодня суббота». Ведущий: «Сегодня суббота?» Играющий: «Я люблю ходить в кино». Ведущий (быстро): «Ты любишь ходить в кино? Раз, два…». Играющий по инерции: «Да» — всё, он проиграл в диалоге и выбывает!

Сосиска

В эту простую веселую игру, не требующую никакого дополнительного реквизита, можно играть сидя за столом. Выбирается водящий, который задает всем по очереди самые разные вопросы. Задача игроков — давать один и тот же ответ: «сосиска» или родственные слова: «сосисечный», «сосисечно» и т.д. Главное — отвечать с самым серьезным лицом. Тот, кто первый засмеется, выбывает из игры. Побеждает игрок, который до конца справится со своими эмоциями и не поддастся на провокации ведущего. Смех в процессе игры гарантирован!

Задом наперёд

Весёлая подвижная игра для детей. Ведущий называет участникам слова, обозначающие названия предметов, а игрокам нужно можно быстрее этот предмет отыскать и вручить ведущему. Сложность заключается в том, что все предметы ведущий называет «задом наперёд», например: чям, акжол, агинк, алкук (мяч, ложка, книга, кукла). Веселье для детей гарантировано!

Вы поедете на бал?

Веселая словесная игра на быстроту реакции для небольшой компании. Суть игры: участникам нельзя смеяться (и даже улыбаться!), а также произносить слова: «да», «нет», «черное» и «белое». Нарушивший эти условия отдает ведущему игры фант — любой имеющийся у него предмет, после чего выбывает из игры. Когда в игре уже не остается ни одного игрока, все, отдавшие фанты, выкупают их, выполняя веселые задания, придуманные ведущим.

Игра начинается с того, что ведущий подходит к каждому игроку по очереди со словами: «Вам барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег, велела не смеяться, не улыбаться, «да» и «нет» не говорить, черное, белое не носить. Вы поедете на бал?»

Примеры возможных диалогов с ошибками игроков:

  • — Вы поедете на бал?
  • — Поеду.
  • — А может, дома останетесь?
  • Нет , поеду. Ой…
  • — Какого цвета будет ваше платье? Белого?
  • — Желтого.
  • — Тогда шляпа, конечно же, будет белая?
  • — Не белая , а розовая. Ой…
  • — Вы поедете в карете?
  • — Скорее всего, в карете
  • — Что вы оденете на бал?
  • — Красивое платье.
  • — Черное?
  • — Голубое.
  • — Его сошьют специально для этого бала?
  • — Конечно.
  • — И вы будете на балу самой неотразимой дамой?
  • — Обязательно.
  • — И будете целоваться со всеми подряд?
  • Нет! Ой…

Во время игры ведущий старается рассмешить того, кто отвечает; кроме того, он задает вопросы так, чтобы как можно скорее были произнесены запретные слова, и играющие расплатились за это фантами.

Дидактические игры (словесные) для старших дошкольников

Автор : Пашкова Лариса Александровна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида»
Игры могут быть использованы в процессе обучения, в воспитательной работе. Данный материал рекомендован педагогам разных типов учреждений, в том числе и дополнительного образования, воспитателя, учителям. Игры предназначены для детей старшего возраста. Игры применялись в виде отдельных занятий, игр и упражнений.

Игра «Столяр»

Цель. Развиваем фантазию и речевое творчество детей; учим, какими инструментами пользуется столяр при работе.
Описание игры. Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.

Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор)

Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок.
(Пила)

Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь)

Деревянная река,
Деревянный катерок,
А над катером струится
Деревянный дымок.
(Рубанок)

Игра «Веселая олимпиада»

Цель. Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания.
Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку, доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.

Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
(Мяч)

Плывет белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
(Яхта)

Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки)

Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи)

Когда весна берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня.
(Скакалка)

По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой …
(Велосипед)

Игра «Звуки перепутались»

Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

Нашла я сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.

Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.

На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.

В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.

Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.

Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.

Игра «Добавлялки»

Цель. Развивает речевое творчество детей.
Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)

Архитекторы – творцы
Строят чудные … (дворцы)

Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)

В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)

Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)

У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)

Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!

Как известно, результативнее всего обучение и развитие детей происходит в игре. Детские словесные игры способствуют , внимания, памяти, воображения, мышления,обогащению словарного запаса . Поиграть с малышом в детские словесные игры можно где угодно: дома, на прогулке, в транспорте, в поликлинике, по дороге в . Словесные игры необходимо использовать как часть занятия по развитию речи. Можно включать их в викторины, а также, как элемент развлечения, в детские праздники. Предлагаю вашему вниманию несколько интересных словесных игр, которые подойдут для игр с детьми старшего дошкольного возраста с 5-7 лет.

«Новое слово». Назовите любое слово, например, «куст». Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например, «торт». Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа.
«Ласковое слово». Предложите ребёнку превратить слова так, как в примере: дом – домик, стол -столик, заяц — зайчик, книга — книжечка, лиса — лисичка.

«Запретные слова». Попросите ребёнка ответить на вопрос, но так, чтобы он не произносил два запретных слова «хорошо» и «плохо».
— Как ты обычно ведёшь себя дома?
— Ты хорошо плаваешь?
— Как ты рисуешь?
— Как ты катаешься на коньках?
— Хорошо ли поступил мальчик, когда он отнял игрушку у малыша?
«Одним словом». Спросите ребёнка, как назвать одним словом:
— тарелки, чашки, сковородки, кастрюли? (Посуда)
— диван, кровать, стол, стул, шкаф? (Мебель)
— молоко, хлеб, мука, сыр, колбаса? (Продукты)
— валенки, сапоги, ботинки, сандалии, чешки? (Обувь)
— Самолёт, поезд, машина, трактор, корабль? (Транспорт)

В этой игре ребенок учится обобщать. Можно усложнить игру, называя в группе слов одно лишнее: яблок, груша, слива, огурец.Малыш должен отгадать лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

«Кто больше» . В этой игре необходимо придумать как можно больше прилагательных к любому существительному. Например Лето- теплое, солнечное, дождливое, ласковое, жаркое.

Также можно поставить задачу придумать к существительному глаголы: река-течет, бежит, журчит, бурлит.

«Отгадай» . Ребенок должен отгадать предмет по названию его частей:

кабина, кузов, руль, колеса, фары — машина;

голова, рога, туловище, хвост, вымя -корова.

«Придумай слово». Сможет ли ребёнок придумать слова, начинающиеся на слоги «ли» (лиса, листопад, лимон, липа, листья, лилипут, лилия, ливень), «ка» (каша, каска, капель, карась, камень, картина, калина, калитка, кастрюля), «ве» (весна, веник, ветер, верёвка, ведро, веселье, веер)? Сможет ли он придумать слова, заканчивающиеся на слог «са» (коса, оса, колбаса, лиса, принцесса, чудеса)? Вспомнит ли он слова, в которых встречается сочетание «ро» (король, корона, урок, трон, ромб, кров, стройка, роза, перо, метро, пирог)?

«Скажи наоборот». Назовите ребенку слово, например «холодный». Задача ребенка найти слово-антоним- противоположное по значению: «горячий; «лето-зима»; низкий-высокий»; плохо-хорошо».

«Найди ошибку». Прочитайте ребёнку предложение, спросите, из какой оно сказки и что в этом предложении не так.
— Жила-была коза. И было у неё семеро маленьких котят.
— Испекла мама пирожки и попросила дочку Синюю Шапочку отнести пирожки дедушке.
— Ниф Ниф построил себе стеклянный домик, Нуф-Нуф – хрустальный, Наф-Наф – кирпичный.
— Говорит печка: «Съешь мои пирожные – скажу, куда гуси-лебеди полетели».
— Опустил волк свой хвост в прорубь, сидит да приговаривает: «Мёрзни, мёрзни волчий хвост».

«Кочерга». Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Интереснее играть в нее с группой детей. Ребенок выбирает себе имя из кухонной утвори: кочерга, кастрюля, поварешка, тарелка, чашка, вилка и т.д. Взрослый задает вопросы:

«Как тебя зовут?»-Поварешка.

«А как зовут твою маму?»-Поварешка

«Что ты сегодня кушал?»-Поварешку

» С кем ты гулял?»- с Поварешкой

«Кто твои друзья?» -Поварешки.

Кроме того, что эта игра развеселит детей, она поможет научиться склонять предметы в роде, числе и падеже.

«Один-много». Взрослый называет слово, обозначающее один предмет, ребенок называет множественное число слова.

Ребенок-люди, медвежонок-медвежата, человек-люди.

«Слово-ассоциация». Назовите слово, допустим, «мёд», и спросите у ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Например, ребёнок назовёт слово «пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «цветок». Эта детская словесная игра способствует развитию ассоциативного мышления и расширению словарного запаса .

Дидактические игры для детей 2-3 лет. Знакомство с шаром. Задания на развитие внимания у детей 3-4 лет Занятие по развитию речи. Домашние и дикие животные. Занятие по развитию речи. Овощи. Значение художественных произведений для детей раннего возраста Игры для развития фонематического слуха Игры и конкурсы для детей школьного возраста Как подготовить руку ребенка к письму Картинки к сказке «Кот, петух и лиса»
Кинетический песок для развития творческих способностей. Повторяй-ка. Онлайн-игра на развитие памяти
Польза рисования для детей Понятие времени для ребенка
Развиваем логическое мышление у детей

Ольга Шадрина
Картотека словесных игр.

Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.

Игра «Добавлялки»

Возраст 5-6 лет.

Цел ь: Развивает речевое творчество детей.

Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые … (снежинки)

Архитекторы – творцы

Строят чудные … (дворцы)

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил … (дом)

В этом доме, ты мне верь,

Заперта надежно … (дверь)

Затвердела снега корка,

Будет скользкой наша … (горка)

У малышки – погремушка

Очень шумная … (игрушка)

Знает наша детвора:

Прятки – лучшая … (игра!

Игра «Звуки перепутались»

Возраст 5-6 лет.

Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.

Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

Нашла я сливе … кофточку,

Надела Феня … косточку.

Созрел на дереве … кафтан,

Зимой надел я … каштан.

На дерево уселся … граф,

Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,

И на прогулку вышли … ветки.

В лесу летают летом … кошки,

Охотятся на мышек … мошки.

Когтистые у киски … тапки,

У Вики новенькие … лапки.

Далеко идти мне … пень,

Лучше сяду я на … лень.

Игра «Кто это? Что это?»

Возраст 5-6 лет.

Це ль: учить подробно объяснять значение слов.

Ход: предложить ребенку составить небольшой описательный рассказ о предмете, человеке, не называя его.

(Например, это механизм со стрелками и цифрами, они показывают время. Бывают настольные, ручные).

Игра «Вспомним разные слова»

Возраст 5-6 лет.

Це ль: закреплять умения вслушиваться в звучание слов, развивать фонетический слух, упражнять в четком произношении звука.

1. Дети встают в круг.

2. Каждый ребенок должен вспомнить слово, «передать» его рядом стоящему.

3. Все по очереди произносят по одному слову.

4. Говорить нужно разные слова, произносить их четко и громко.

Варианты:

Дети подбирают слова по теме (цветы, профессии и т. д.).

Дети подбирают слова на определенный звук, с определенным звуком в слове.

Игра «Найди себе пару» Возраст 5-6 лет.

Це ль: развивать фонематический слух,учить находить слова, сходные по звучанию, вслушиваться в звучание слов.

Правила: 1. Каждый должен найти с словом (шутка – утка – мишутка).

Игра «Кому достанется мяч»

Возраст 5-6 лет.

Це ль: закреплять умение находить длинные и короткие слова.

1. Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат мяч.

2. В одной шеренге дети произносят короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему.

3. Если слово названо неправильно, то команда теряет очко.

Игра «Какой звук потерялся»

Возраст 5-6 лет.

Цел ь: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

Правила: 1. Воспитатель не спеша читает стихотворный текст

В некоторых словах он пропускает.

2. Дети отмечают эти слова, произносят правильно, указывая, какой звук потерялся.

Игра «Подскажи звук»

Возраст 5-6 лет.

Це ль: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков.

Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.

Ход игры:

1. Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук. Этот звук должны назвать дети.

2. Дети должны не произносить все слово, а добавлять только звук. 3. В начале игры звук подсказывают хором, а потом индивидуально.

Подсказывать звук нужно быстро, чтобы слово звучало полностью.

Например:

На солнышке грелся черноухий котено…

На него смотрел белолапый щено…

Охотники развели в лесу косте…

Ученик держал в руке каранда…

Малыш попросил маму купить ша…

На лесную полянку выбежал зая…

В зоопарке жили: сло., бегемо., крокоди…

По стволу стучал пестрый дяте…

Белочка спрятала орешки в дупл…

По двору бродили пету, куриц, утят…

Игра «Что нужно кукле»

Возраст 5-6 лет.

Це ль: закреплять умение слышать отдельные звуки внутри слова.

Материал: картинки (мыльница, мыло, полотенце, зубная паста, щетка, тарелка, чайник,чашка, ложка, вилка).

Ход игры:

1. Воспитатель выставляет картинки на стенде, просит назвать каждый предмет, сказать для чего он нужен, какие звуки слышны в его названии.

2. Воспитатель предлагает отобрать картинки с предметами для умывания.

Сначала со звуком Л, потом со звуком

Сначала со звуком Л, затем со звуками К, Ч.

Игра «Палочка остановись»

Це ль: развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.

Возраст 5-6 лет.

1. Дети встают в круг, воспитатель в центре.

2. Дети называют слова и передают одновременно палочку.

3. Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь.

Например, про котенка: подобрать слова про то, какой он – пушистый, ласковый, усатый, зеленоглазый…

Подобрать слова про то, что он может делать – лакает, мяукает…

Если ребенок не может сразу назвать слово или повторяет уже названное, то он выходит из круга.

Игра «Играем в слова в коридоре»

1. Какие предметы верхней одежды висят в раздевалке?

2. Кто трудился, чтобы ты мог одеть эту одежду?

(крестьяне – шерсть, прядильщицы – нитки, ткачи – ткань,

художники-модельеры – фасон, закройщик – раскрой, портной – сшил)

3. Какая обувь у нас в раздевалке зимой, летом?

4. Кто изготавливает обувь? (скорняк – выделывает кожу, модельер – фасон, обувщики – шьют)

5. Какие головные уборы у нас есть и какие ещё бывают? (шапка, берет, кепка, шляпа, платок, косынка, шарф, панама)

6. Какие специальные головные уборы ты знаешь? (фуражка, пилотка, каска, бескозырка, шлем).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»