Практическая направленность преподавания курса ботаники. Учительские университеты Практическая направленность на уроках биологии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Парфенова Елена Георгиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 г. Олекминск
Населённый пункт: Олекминск, Республика Саха(Я)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Практическая направленность биологического образования на современном этапе
Дата публикации: 07.02.2017
Раздел: среднее образование

Практическая направленность биологического образования. Успешность решения задач политехнического образования и профориентации при обучении биологии зависит от множества факторов, в первую очередь от тех, которые влияют на глубину и прочность знаний и умений учащихся. В соответствии с прикладной направленностью содержания биологического образования на первый план должны выступать научные основы выращивания культурных растений и разведения домашних животных; селекционная практика; микробиологический синтез; биотехнология; генная и клеточная инженерия, защита окружающей среды, сохранение биоразнообразия, т.е. такие направления, которые готовят учащихся к жизни, к активной деятельности. Немалую роль использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, воспитания экологической, генетической грамотности играют и лабораторные занятия. Для них характерно сочетание методов наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирование и практическая работа учащихся с беседой. Это способствует овладению школьниками рядом практических и интеллектуальных умений, получению конкретных представлений о процессах и объектах живой природы. Так, школьники приобретают элементарные умения определения химического состава семян, закладки простейших опытов с растениями, их проведения и формулирования выводов, получают навыки определения видов растений, возраста деревьев по спилу; учатся черенкованию, работе с лупой и микроскопом, овладевают методикой проведения элементарных цитологических, гистологических, анатомо-морфологических, физиологических исследований. Все указанные умения имеют практический характер, они могут найти применение в трудовой деятельности после окончания школы (в НИИ биологического профиля работают лаборанты, которые готовят микропрепараты, проводят анатомо-морфологический анализ растений и животных, определяю химический состав организмов и т.д.) Лабораторные занятия способствуют закреплению теоретического материала, их эффективность значительно возрастает, если организовать поисковую работу учащихся, с помощью инструкции ориентировать их на получение ответа в ходе выполнения задания, на формулирование выводов практического характера. Лабораторные и практические работы в 7 классе.  Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.  Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.  Изучение органов цветкового растения.  Изучение строения позвоночного животного.  Передвижение воды и минеральных веществ в растении.  Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
 Изучение строения водорослей.  Изучение строения мхов (на местных видах)  Изучение строения папоротника  Изучение строения голосеменных растений  Изучение строения покрытосеменных растений.  Изучение строения плесневых грибов.  Вегетативное размножение комнатных растений.  Изучение одноклеточных животных.  Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.  Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.  Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.  Изучение строения рыб.  Изучение строения птиц.  Изучение строения куриного яйца.  Изучение строения млекопитающих.  Экскурсии  Разнообразие и роль членистоногих в природе.  Разнообразие птиц и млекопитающих. Решение практических и творческих задач зависит от оснащения кабинета биологии соответствующими оборудованиями: натуральные объекты, средства на печатной основе, муляжи и модели, пособия на новых информационных носителях, технические средства обучения-проекционная аппаратура (мультимедийные проекторы, компьютеры и пр.); учебно-методическая литература для учителя и учащихся. Комплексное использование средств обучения учителем позволит реализовать в полной мере общедидактические принципы наглядности и доступности, более эффективно использовать учебное оборудование, необходимое для изучения различных разделов школьного курса биологии с целью решения задач, стоящих перед общим биологическим образованием.

METHODOLOGY OF TEACHING OF BIOLOGY IN SECONDARY SCHOOL

Zaura Abitova

master of the general biology and education technology department

of State Kyrgyz University named by I. Arabaeva,

Kyrgyzstan, Bishkek

Nurgul Asanalieva

candidate of biology science, acting associate professor of the general biology and education technology department of State Kyrgyz University named by I. Arabaeva, Kyrgyzstan, Bishkek

АННОТАЦИЯ

Биологические знания и представления влияют на формирование познавательных моделей (организменной, организационной, эволюционной, системной). Многие представления о целостности, организованности, развитии и системности шли из биологии в науку и культуру. В настоящее время во многих сферах научной деятельности все чаще встает вопрос о проблемах методологии, ее развитии и новых инновационных методах преподавания биологии. В статье предлагается одна из важных задач, которая поможет преподавателям биологии в школах выбрать наиболее рациональный, удобный, современный, наглядный, простой в понимании и освоении учебного материала метод в биологии. Показана значимость других смежных наук, таких как философия, химия, физика, экология, генетика, психология, в обучении биологии в школах. Как известно, эволюционная теория закладывает основу всей современной биологии. Наиболее сложной темой в школьной программе является «Теория Чарльза Дарвина», и поэтому дан сравнительный анализ по наиболее приемлемому методу преподавания на примере данной темы. Долгое время эволюционизм сохраняет в себе многие вопросы, которые еще не до конца изучены и нет однозначных ответов на них, кроме того, эволюционизм прослеживается не только в биологии, но и во многих других науках. Выявлены значимые методы. Показана взаимосвязь между науками.

ABSTRACT

Biology knowledge and conceptualization are influence for formation educational models (organismal, organizational, evolutional, constitutional). Many conceptualizations about completeness, organizations, evolutions and systems came from biology to science and culture. Here and now in more science sphere we often have questions about problems of methodology, about development of methodology and about innovations in methodology of teaching biology. In this article we have a mission which will help for teachers of biology at schools to choose the more competent, comfortable, modern, visual, simple, to understanding and learning methodology in biology. In this article was shpwn important allied science, like, philosophy, chemistry, physics, ecology, genetics, psychology to teaching biology in schools. As we know evolutional theory is basis of all abstract biology. The most difficult subject in school program is “Charles Darwin"s theory”, so here it is benchmarks of acceptable method of teaching. More time evolution save many questions, which has not answered. More than evolution is not only in biology, it is in more another sciences. Here educed meaningful methods, interrelations between sciences are shown.

Ключевые слова: биология; методика; учебное пособие; педагогика; «теория Чарльза Дарвина»; философия; психология; физика; химия.

Keywords: biology; technique; tutorial; pedagogy; “Charles Darwin"s theory”; philosophy; psychology; physics; chemistry.

Еще с древних времен можно проследить эволюцию методики обучения биологии. Это связано с овладением окружающей среды, наблюдением природы, практическими знаниями, развитием ботаники и зоологии, которые накапливались от поколения к поколению.

Первоначальное представление о природе на протяжении многих веков получали из Библии и рукописей преимущественно духовного содержания. Но по мере развития стран, цивилизации, возникновения различных революций, воин менялось и представление об образовании и содержании учебного пособия. В 1786 году выходит в свет первый школьный учебник «Начертание естественной истории» академика В.Ф. Зуева . Считается, что именно с этого момента происходит зарождение методики преподавания биологии как учебного предмета. О важности методики как учебного предмета, особенно для учителя, как-то сказал М.И. Калинин: «Я знаю многих людей, которые великолепно владеют предметом, но если назначить такого человека учителем, он не сумеет свой предмет хорошо изложить. Надо не только знать предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями» .

Целью работы является показать анализ развития методологии в биологии в настоящее время, связи предмета биологии с другими науками, значения учебного пособия в преподавании предмета биологии.

Как известно, биология относится к естественным наукам, а методика является частью педагогической науки. Суть биологии заключается в изучении закономерностей развития органического мира, а методика изучает закономерности педагогической работы в предмете биология.

Особенностью в преподавании биологии являются:

  • конкретные объекты (бактерии, растения, животные, человек);
  • сложные физиологические процессы живой природы (дыхание, питание, размножение, фотосинтез);
  • уровни жизни (молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный, видовой, биосферный). Специфика методологии в биологии заключается в том, что методика должна быть содержательной, конкретной, предметной. Учитывая вышенаписанное, для изучения биологии необходима специализированная материальная база (живой уголок, кабинет, сады, огороды и другие сельскохозяйственные объекты).

В настоящее время актуальным остается вопрос об усовершенствовании методологии в биологии. Ничто не стоит на месте, все движется; даже железо, которое долго не используют, начинает ржаветь. Так и с учебным пособием и методом преподавания биологии. На сегодняшний день биология – это одна из самых быстроразвивающихся наук.

Ключевыми факторами и материалами, которые определяют выбор методов и средств обучения в биологии, являются: учебник, наглядные пособия, программа, дополнительная литература, технические средства обучения на примере слайдов и фильмов.

Методика обучения биологии основывается на многочисленных педагогических исследованиях, которые описывают разнообразные виды и типы обучения. Например, Н.В. Бордовская в книге «Диалектика педагогического исследования. Логико-методологические проблемы» (СПб., 2001) выделяет семь видов (методов) обучения: 1) сократовский, 2) догматический, 3) развивающий, 4) объяснительно-иллюстративный, 5) проблемный, 6) программированный, 7) модульный. Итог: все эти методы преподавания применяются не всегда и не всеми.

Изучая учебные пособия по биологии, мы обнаружили, во-первых, устаревшие данные. Например, до сих пор дриопитек в некоторых учебниках считается предком человека, тогда как это точка зрения устарела в прошлом веке.

Во-вторых, расположения разделов по классам своеобразное. К примеру, первым почему-то идет ботаника, хотя ботаника на самом деле, довольно сложная и бывает весьма скучна, зачастую отбивая интерес у детей (школьников начальных классов) к биологии. Лучше всего биологические закономерности демонстрируются на примере зверей и человека, так как на бессознательном уровне человеку всегда хочется узнать сначала про себя и о себе подобных. (Даже включая программу «В мире животных», ребенок всегда больше интересуется животными, так как они в движении, а дети очень сильно реагируют на все, что движется).

В настоящее время с развитием новых технологий, экономическим ростом многих стран меняется и подход к преподаванию предмета. Необходимо учитывать взаимосвязь предмета биологии с философией, психологией, биологической наукой как таковой.

Теоретической основой методики является философия. Она помогает в усовершенствовании самопознания человека, дает способность связать неполные части знаний в единую научную картину мира, позволяет понять роль научных изобретений в развитии человеческой цивилизации. При изучении основ предмета биологии философия делает возможным формировать и развивать у учащихся материалистическое мировоззрение, тем самым подводя учащихся к постижению природных явлений окружающего мира.

Методика обучения биологии тесно взаимосвязана с психологией, которая основывается на возрастных особенностях детей. Благодаря психологии учитываются умственные и психологические возможности ученика при изучении предмета биологии. Обучение биологии будет непродуктивным, если не учитывать возраст ребенка: оно может оказаться или непосильным, или слишком простым, поэтому по мере развития индивидуума усиливается программа учебного материала.

Во время преподавания школьникам, например, дают лишь основу биологической науки, чтобы не загружать их бесполезными сведениями, поскольку между уроком биологии и биологической наукой имеется большая разница. Основная цель биологии – это передавать учащимся сведения, добытые биологической наукой, а цель биологической науки – непрерывный поиск и новые познания о природе. Все это является неотъемлемой частью методологии преподавания биологии.

Программа школьного образования разнообразна. Во многом это объясняется тем, что отсутствует необходимость стандартизации учреждений среднего образования. Содержание учебных программ, количество лет обучения, оценка уровня знаний и преподавания дисциплин сильно отличаются между странами. Это можно наглядно увидеть в таблице о структуре школьного образования в разных государствах. (www.gradstudyabroad.ru). Очевидно, что интеллектуальный, физический и психологический уровень знания резко отличается в различных странах Европы, Евразии, Средней Азии и т. д.

Рисунок 1. Структура школьного образования

Биологические познания (предмет биологии) – это мост, связывающий человека с природой. Как известно, в мире все взаимосвязано, начиная с молекул и атомов, ядер, электронов, нейронов в человеческом организме. С ними связаны физические и химические формы движения, совершающиеся в живом организме. Все живые объекты – это часть природы, структуры живых систем из простых неорганических и органических веществ, объединенных в макромолекулы и в надмолекулярные структуры, составляющие основу белков, из которых состоят живые системы – клетки и их органеллы. Поэтому на сегодняшний день очень важен принцип соединения содержания, например, физики и биологии, химии и биологии, медицины и биологии, экологии и биологи, которые должны учитываться при разработке методики преподавания биологии. Необходимо научить учащихся применять свои знания из математики, химии, физики, философии и других наук в решении биологических задач. Например, в генетике необходимы математические расчеты, клеточная теория в биологии необходима в медицине, из основ микробиологии развивается диагностика, эпидемиология и так далее. С бурным развитием технологии и космонавтики появляются новые течения биологии, такие как космическая биология, компьютерная биология. Все это позволяет учащимся понять единство природы, взаимосвязь между ее элементами, прийти к познанию научной картины мира.

Первейшая задача школы заключается в том, чтобы достичь значительного повышения знаний, заложить фундамент подготовки будущего специалиста. Образование – это неотъемлемая часть сложной социально-культурной среды, в которой живет каждый человек. Педагогика имеет дело с формированием ребенка и признает специфические особенности, неповторимость каждой личности, интересов, потребностей, поэтому возникает принцип индивидуального подхода к учащимся.

На примере преподавания темы «Теория Чарльза Дарвина» можно наглядно увидеть наиболее приемлемый метод преподавания. При проведении анализа были опрошены 14 преподавателей биологии стран СНГ (пять из Казахстана и девять из Киргизии). Им был поставлен вопрос: «Как лучше усваивается тема «Теория Чарльза Дарвина» учащимися?». Были получены следующие ответы преподавателей:

  1. семь преподавателей придерживаются мнения о том, что наиболее продуктивен метод преподавания темы «Теория Чарльза Дарвина» с вовлечением других наук;
  2. пять преподавателей считают достаточным для изучения темы исторических данных;
  3. два преподавателя высказали мнение о том, что «Теория Чарльза Дарвина» – это нешкольная программа.

Рисунок 2 . Преподавание темы «Теория Чарльза Дарвина»

На основании вышеизложенного сформулированы следующие выводы: 50 % преподавателей высказали мнение, что успешное усвоение темы «Теория Чарльза Дарвина» будет более эффективно, когда ученики будут изучать ее с позиции трех или четырех дисциплин. С точки зрения учителей, у учащихся развивается кругозор, логическое мышление, тема усваивается и запоминается более легко. Тогда как 36 % преподавателей полагают, что при изучении этой темы достаточно лишь исторических данных (учебный план), чтобы не загружать учеников, так как, по их мнению, в школьную программу входит изучение и других предметов, кроме биологии. Наконец, 14 % из опрошенных преподавателей полагают, что тема «Теория Чарльза Дарвина» не должна изучаться в школьной программе, а должна входить в программу высшего образования. По их мнению, эта тема сложная и требует большего внимания учащихся.

На наш взгляд, в преподавании предмета биологии должны использоваться методы смежных наук, но необходимо учитывать, что применение смежных предметов, таких как физика, философия, экология, химия и других, не является самоцелью, а необходимо лишь для более углубленного изучения предмета и анализа биологических феноменов (проявлений).

В заключение следует отметить, что на данный момент нет единой, общепризнанной систематизации методов преподавания и обучения биологии, что связано с тем, что при создании классификации методов разными методистами и педагогами применялись различные подходы и взгляды. Можно только добавить к этим методам что-то новое и более усовершенствованное. Из-за большого количества материалов в дидактике и методике продолжается поиск более современных методов обучения, которые влияют на развитие личности и творческие способности ребенка, что усиливает разностороннее мышление (культура, человечность).

Список литературы:

  1. Баксанский О.Е. Методология в биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция) – М., 2001. – 264 с.
  2. Добаев К.Д. Система высшего образования и образовательные стандарты в Кыргызской Республике. – М., 2010. – 127 с.
  3. Длусский Г.М. История и методология в биологии. – М., 2006. – 220 с.
  4. Карпин В.А. Основания теории патологии: философско-методологические аспекты: автореферат дис. канд. филос.наук. – Новосибирск, 2008. – 35 с.
  5. Калинин М.И. О воспитании и обучении. – М.,1957. – 256 с.
  6. Ковалев Н.Е. Введение в педагогику. – М., 1975. – 176 с.
  7. НовиковА.М., Новиков Д.А. Методология. – М., 2007. – 668 с.
  8. Оганов Р.Ф. Становление начальных курсов естествознания и методики их преподавания: автореферат дис. канд. пед. наук. – СПб, 2004. – 176 с.
  9. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. – М.,1974. – 279 с.
  10. Северцов А. С. Теория эволюции. – М., 2005. – 380 с.
  11. Старченко С.А. Теоретические основы интеграции содержания естественнонаучного образования в лицее: автореферат. дис. доктор пед. наук. – Челябинск, 2000. – 421 с.
  12. Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. – М., 2000. – 238 с.
  13. Юсупов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии: учеб. пособие. – М., 2003. – 238 с.
  14. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М., 2006. – 310 с.

Учитель биологии ГБОУ РК «ССШИ №1»

Сидоренкова Юлия Васильевна

Доклад по теме:

«Практическая направленность обучения биологии»

(из опыта работы).

Практическая направленность преподавания биологии - одно из основных требований к современному уроку биологии.

Для реализации принципа практической направленности на уроке необходимо :

Развивать познавательный интерес к предмету;

Использовать вопросы, задачи, практические задания;

Выбирать факты, которые связывают теорию с практикой, с жизнью, чтобы знания учащихся не оказывались формальными;

Показывать связь биологии с жизнью - это знания важнейших биологических процессов, происходящих в живых организмах, наблюдаемых в быту, природе;

Использовать новые средства обучения, посредством которых раскрываются современные достижения биологи, их значение для здоровья человека.

Для достижения вышеперечисленных задач необходимы определенные приемы, методы работы.

    Использование практической направленности урока для повышения мотивации к изучению предмета .

Например, урок «Форменные элементы крови» (8 класс) начинался с интересных фактов об организме человека, распечатанных на карточках - это повысило интерес к текущей теме урока. На уроке «Влияние мутагенов на организм человека» (11 класс) обучающиеся по предложенным фотографиям определяли, какие наследственные заболевания проявилось у детей и под влиянием каких мутагенов, а затем разрабатывали памятку "Профилактика наследственных заболеваний».

    Приближение изучаемого материала к окружающей человека деятельности.

Особенно ярко это проявляется при изучении раздела «Человек и его здоровье».

Например, в 8 классе при изучении темы «Кровь. Функции крови» подбираются примеры тех явлений, с которыми учащиеся знакомы в повседневной жизни. Выясняем, какое значение имеет кровь для человека. Представляем, что случится, если вместо крови в сосудах человека будет циркулировать вода или друга жидкость. При изучении темы «Иммунитет» - акцентируем внимание, в каких случаях человеку необходимо сделать прививку, а в каких – лечебную сыворотку, что при этом происходит в организме.

    Формирование познавательного интереса.

В 7 классе при изучении основных отделов растений раскрывалась необходимость их изучения, формировался познавательный интерес. На уроке «Роль голосеменных в экосистемах» обучающимся было предложено рассмотреть и узнать шишки голосеменных растений, узнать знакомые хвойные деревья по гербариям, фото, картинкам, а затем описать их значение в природе и повседневной жизни человека.

Урок в 8 классе по теме «Зрительный анализатор» начинался с видеофрагмента, иллюстрировавшего работу нашего глаза и условия, необходимые для нормального функционирования органа зрения.

    Творческие задания, проблемные вопросы.

Главные, постоянно действующие связи с жизнью осуществляются через учебники, с которыми учащиеся имеют дело ежедневно. Однако, в учебниках недостаточно освещены области применения биологических знаний в медицине, промышленности, сельском хозяйстве. Поэтому, эти вопросы необходимо дополнительно раскрывать в небольших сообщениях учащихся, их рефератах, самостоятельно подготовленных презентациях.

Так, в 7 классе на уроке «Разнообразие современных хвойных», обучающиеся защищали презентации, творческие работы, делали сообщения о лекарственном, декоративном, промышленном значении можжевельника, гинкго, пихты, кипариса и других растений, а также отвечали на вопрос «Почему лечебные санатории, дома отдыха часто расположены в хвойных лесах?».

На уроке в 8 классе по теме «Иммунология на службе здоровья» ученики подготовили выступления по вопросам: «Что такое аллергия», «Прививка: польза или вред?», «От чего защитит иммунитет».

К уроку «Методы изучения наследственной изменчивости человека» (11 класс) обучающиеся готовили материал в форме докладов, презентаций, фотоколлажа, а затем обменивались информацией, делали выводы.

    Отработка практических навыков, необходимых для обучения на биологии и других предметах.

Практические навыки отрабатываются в процессе следующих видов работ:

Лабораторные и практические работы;

Решение задач по генетике, молекулярной биологии;

Составление схем, таблиц, графиков;

Описание биологического объекта (растение, животное) по заданному плану;

Описание и объяснение графиков, диаграмм (рост численности популяции, диаграмма состава крови);

Распознавание биологических объектов по рисункам, фотографиям, микропрепаратам;

Работа с терминами по учебнику, словарю;

Распознавание частей биологических объектов (клеток, тканей, растений, животных, тела человека) на рисунках, таблицах, микрофотографиях;

Работа с карточками-гербариями, распознавание и определение растений;

Работа с различными источниками информации (книга, аудиозапись, видеоматериал, таблицы, энциклопедии, инструктивные карты);

Составление планов, опорных схемы, кластеров, синквейнов по теме;

Работа с объемными моделями, моделями-конструкторами.

Такие навыки работы нужны обучающимся не только для уроков биологии, он полезны при изучении других предметов, а также необходимы для подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Выводы:

    Использовать практическую направленность урока необходимо для повышения мотивации в обучении.

    При отработке на уроках навыков, имеющих практическую направленность, стараться вовлекать в работу всех обучающихся класса.

    Необходимо применять задания и виды работ, имеющих практическую направленность, на всех этапах урока, использовать межпредметные связи.

О практической направленности в биологии.
Григорьева О.П.,СОШ № 30,
учитель биологии

Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышения их интереса к предмету.
Анализ учебников биологического цикла показывает, что они не в полной мере отвечают современным требованиям. Многим учебникам свойственны слабая связь изучаемого материала с практикой, перегруженность изложения второстепенными фактами и деталями без четкого выделения заданий для управления самостоятельной работой учащихся, что, в конечном итоге, тормозит развитие познавательных интересов школьников. Поэтому становление научных знаний учащихся на уроках биологического цикла невозможно без последовательного продолжения этой работы на внеклассных занятиях.
Проблема не только качественного преподавания учебных предметов, но и оживления внеклассной работы сегодня наиболее актуальна.
Важную роль во внеклассной работе играют викторины («Собаки и кошки в одной обложке», «В мире животных») конкурсы (Конкурс костюмов из вторичного сырья), конференции («Наш дом - планета Земля», «День глобальных климатических действий»). Играя, отвечая на вопросы викторин, проблемные вопросы, решая головоломки, ребусы, кроссворды, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и учатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запоминать названия растений и животных, активно и непринужденно пользоваться терминологией. На внеклассных занятиях часто применяю прием театрализации. Цель создания театральных инсценировок - отражение проблем ближайшего окружения, призыв к зрителям беречь всех обитателей планеты, свой организм, добрые человеческие отношения. Важно ввести самого ребенка в различные типы поведения в типичных для его жизни ситуациях. Так были поставлены следующие сказки и сценки «Сказки старого чайника», «Тайные мысли организма», «Наказание», парламент «Системы питания». Это позволяет добиваться глубокого эмоционального воздействия на детей, содействовать творческому развитию.
Огромную роль в воспитательном процессе играют экскурсии.
Экскурсии представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у детей формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся с тем, как нужно собирать материал, обрабатывать (на занятиях в классе после экскурсии), систематизировать. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, дети учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой.
Учащиеся понимают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память и способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, походы укрепляют сознательную дисциплину, развивают самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях, содействуют закалке и укреплению здоровья учащихся. .
По тематике все организованные и проведенные экскурсии можно разделить на следующие группы:
Наблюдение за явлениями природы в различное время года (для учащихся 6-х классов);
Знакомство с особенностями органов растений, жизненными формами (6 класс),классами и семействами растений(7 класс);
Экскурсии в экологический музей, знакомство с проблемами охраны окружающей среды (9,11 класс);
Экскурсии в краеведческий и анатомический музеи (для учащихся 8-9-х классов).
Педагогическая эффективность учебных экскурсий в природу зависит не только от умения учителя ставить образовательные и воспитательные цели, но и от выбора интересного маршрута и степени предварительной подготовки учащихся. Изучать родной край нужно систематически. Тот учитель, который осуществляет подобную работу, сам обогащается полезными знаниями и улучшает свое педагогическое мастерство.
Результатом данной работы является:
- статьи учащихся в журнале « Я и Земля»;
- фото и видеоматериал для уроков биологии;
- гербарный материал по семействам растений;
- воспитание бережного отношения к природе, чувства коллективизма и взаимопомощи
- повышение мотивации к изучению биологии
- углубление знаний о природе родного края
- защита проекта учащимися и награждение дипломом и призами:
2 место 2011 год Областная научно- практическая конференция «Экология и дети» в городе Шахтинске (проект «Биогеографическое исследование района гор Соран, экологический мониторинг данного природного объекта»).
1 место 2011 год Областная научно- практическая конференция «Шаги в мир науки » в КарГУ им. Букетова (проект «Биогеографическое исследование района гор Соран, экологический мониторинг данного природного объекта»).
Грамота 2011 НПК «Сарыарка дарыны» с проектом «Экологический мониторинг гор Соран» (учащиеся 9-х классов)
Создание методического пособия «Методика организации и проведения экскурсий» 2011 г
Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.

Список литературы:
1. Экологическое воспитание детей и молодежи: пособие для дошкольных учреждений и школ./ Сборник. Под ред. Костенкова П.П. – Барнаул: Изд. «Анна Поом и К0», 2005.
2. В. В. Травникова. Биологические экскурсии. – СПб.: Паритет. 2002, 256с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (PROBLEMS AND PROSPECTS OF BIOLOGICAL EDUCATION)

Раздел: Педагогическое и методическое сопровождение дисциплин естественнонаучного цикла

В современных условиях перестройки биологического образования, когда меняется не только его структура, но и содержание, следует обозначить наиболее значимые проблемы и наметить пути их решения. Анализ состояния биологического образования позволяет выделить следующие проблемы:

приведение содержания и структуры курсов биологии в соответствие с изменениями в сфере общественных и социально-экономических отношений, достижениями биологической науки;

совершенствование методики обучения биологии;

подготовки и переподготовки учителей биологии;

создание современной материальной базы;

разработка комплектов учебно-методических материалов для организации индивидуально-групповой работы учащихся по каждому курсу школьной биологии.

Одной из перспективных направлений модернизации биологического образования является определение содержания и его структуры. Разработаны программы, созданы несколько линий учебников. Однако практика показывает: преимущество в программах отдается объяснительно-иллюстративному обучению. Недостаточно отводится времени на практическую часть -- экскурсии, лабораторные и практические работы, опыты и наблюдения, что сказывается на падении интереса к биологии со стороны школьников. В обучении биологии доминирует слово учителя и репродуктивная деятельность учащихся. Хотя исторический опыт обучения биологии говорит: при изучении живой природы осуществляется практическое знакомство с элементарными приемами наблюдений и экспериментов, постановка которых должна удовлетворять требованиям научной достоверности, точности исследований и фиксации результатов. Обобщение, сравнение, осмысление материалов, полученных путем самостоятельной работы приобщает школьников к логике элементарного теоретического мышления. Серьезной доработки требуют учебники в плане отбора содержания, в его структуре.

На всем протяжении истории обучения познание живой природы школьниками служило не только для развития мышления, логической мысли, способствовало формированию научного мировоззрения, но готовило молодого человека к жизни на многие, многие годы вперед. Сокращение количества часов по преподаванию биологии в школе неизбежно приведет к снижению уровня биологического образования и, как следствие, проявлению жестокости со стороны молодого поколения. Человек, лишенный активного познания природы, не способен на сострадание, ему непонятны краски и процессы природы, он не осознает собственную зависимость от природы, ему чуждо понятие любви и уважения даже к самому себе.

Одним из факторов, влияющих на понимание школьниками учебного материала, являются тексты школьных учебников. Затрудняют понимание тексты со сложной конструкцией предложений, особенно трудно доступны учебники по курсу общей биологии. Требуется определенная корректировка не только учебных текстов, но и аппарата организации усвоения. Необходимо уделить внимание на соотношение текстов и графического оформления. биология учебный образование

Созданы новые типы школ, новые программы и учебники, но факт недостаточно высокого качества знаний школьников отрицать никто не сможет. Это свидетельствует о снижении методического уровня и методологической культуры учителей; есть и отдельные положительные примеры организации учебного процесса, однако общей картины они не меняют.

Причиной подобного факта являются однообразие, стереотипность методов и форм обучения, недооценка эмоций, не знание учителем психологических особенностей возраста школьников, пренебрежение отслеживания развития ученика, ориентация школьников на механическое заучивание учебного материала.

Необходимо сосредоточить усилия на совершенствовании знаний учителя. Каждый педагог должен понять: важнейшей целью школы является обучение учащихся самостоятельно приобретать знания и формировать умения использовать их в изменяющихся условиях действительности. Современный педагог должен знать психолого-педагогическую сущность приемов обучения, методические условия по обучению учащихся приемам анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; уметь планировать учебные ситуации по формированию приемов логического мышления.

По исследованиям В. В. Пасечника , и по обобщению опыта работы учителей, показало, что основным звеном педагогической системы в данный период развития отечественной школы должна стать коллективная деятельность учащихся, способствующая развитию познавательной активности и самостоятельности школьников. Индивидуально-групповая учебно-познавательная деятельность базируется на самостоятельной работе учащихся в группах, направленной на решение определенных учебных задач. Для успешной организации деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

Четкое представление учителем уровня умений учащихся работать самостоятельно;

Наличие инструктивной карточки с указанием последовательности действий учащихся при выполнении работы;

Определение перечня знаний и умений, которые школьники должны знать и обладать после изучения определенной темы.

По результатам педагогического исследования Ю. В. Брыкина следует, что наиболее эффективное усвоение учебного материала наблюдается при организации индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся: заметно сократилось количество удовлетворительных оценок. Качество знаний учащихся гораздо выше, чем у школьников, обучающихся по традиционной методике. Результаты можно объяснить созданием оптимальных условий для органического сочетания репродуктивной и творческой деятельности школьников. Индивидуально-групповая деятельность позволяет широко использовать различные методы и формы, средства обучения биологии. Учитель уделяет уже особое внимание не столько активизации познавательной деятельности школьников, сколько ее организации и совершенствованию.

В. В. Пасечник выделяет при организации работы в группах следующие признаки:

1) осознание общей цели деятельности, требующей объединения усилий каждого члена группы;

2) установление отношений взаимной ответственности и зависимости при выполнении работы;

3) осуществление контроля, коррекции и оценки результатов деятельности самими учениками под руководством учителя;

4) основной процесс познания, усвоения учебного материала, его контроль и коррекция проходят в ходе групповой работы, но оценка знаний, умений и навыков индивидуально для каждого ученика.

В значительной степени успех в решении проблем школьного биологического образования в стране определяется методикой преподавания биологии. В ближайшее время преподавателям методики предстоит решить ряд задач, ориентированных на развитие школьного биологического образования.

Первая задача связана с отбором содержания образования и построения логики процесса обучения на основе профессионально-квалификационной характеристики учителя биологии.

Вторая -- это организация учебно-познавательной деятельности школьников. В практической деятельности имеет факт -- при объяснительно-иллюстративном обучении познавательная деятельность учащихся, несмотря на все попытки ее активизации, в основном остается репродуктивной. Следует готовить будущих учителей биологии к работе в системе организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников.

Третья проблема касается организации педагогической практики студентов на заключительном курсе обучения, когда педагогическая практика носит более самостоятельный характер и имеет элемент стажировки. Студенты ведут уроки биологии одновременно в двух параллелях классов. Планируют и проводят внеклассную работу по предмету и осуществляют работу классного руководителя в своем классе.

Четвертая проблема связана с наличием компьютерной техники и созданием качественных программ, которые в зависимости от конкретных дидактических задач могут быть контролирующими, тренировочными, моделирующими, игровыми и др.

Но следует помнить, что при всех возможностях компьютерные программы являются лишь средством повышения эффективности деятельности, помощник педагогу, не заменяющий самого педагога.

Если методике преподавания биологии удастся успешно справиться с решением перечисленных проблем, то появится уверенность, что система биологического образования будет на передовых позициях, позволяющих готовить молодое поколение, обладающее биологическим мышлением и готовых к практической деятельности в современной России.

Выполнение задач возложенных на современную методику биологии возможно лишь, если содержание знаний, их структуры, методы обучения и формы организации обучения будут направлены на непрерывное формирование педагогической культуры и педагогического мастерства будущих учителей. Нужны такие формы организации учебного процесса, которые стимулируют студентов к поиску решения и формирования у них собственной позиции, стремления ее высказать и защитить. Организовать такой процесс обучения позволяет индивидуально-коллективная форма обучения. Как показал личный опыт автора, при такой форме организации учебного процесса все студенты включаются в восприятие и осмысление учебного содержания, во взаимное обсуждение в решение педагогических задач. Активизируется познавательная деятельность, формируется умение общаться друг с другом, развивается самостоятельность, ответственное отношение к учебе, позволяет педагогу отслеживать результаты развития педагогического мастерства каждого студента. В несколько раз чаще студенты излагают свои мысли вслух, чем при традиционной организации учебы, что способствует развитию коммуникабельной личности. Меняются функции преподавателя вуза -- он уже не является единственным источником знаний, а выполняет роль организатора учебной деятельности студентов и роль консультанта.

Основным критерием качества подготовки студента должна быть степень соответствия содержания образования современным требованиям, предъявляемые обществом к личности и профессиональной деятельности учителя биологии.

Исследование опыта учителей по выполнению практической части программ показало, что в действительности имеет место явление, как запись тех немногих лабораторных и практических работ в журнале, а в действительности в ученических тетрадях отсутствуют какие -- либо записи. Этот факт подтверждают студенты 1 курса, они не умеют проводить наблюдения, не владеют специальными умениями. Как правило, помнят только рассматривание под микроскопом кожицы лука.

В настоящее время компоненты материальной базы преподавания, как-то учебно-опытный участок, уголок живой природы, теплица -- отсутствуют в школах, на основе которых можно организовать выполнение практической части программ: организовать экскурсии, наблюдения и эксперименты, либо заготовить материалы для проведения лабораторных и практических работ.

Следует отметить специфику и уникальность биологии как учебного предмета -- это тесная связь обучения с практической деятельностью в природе. Очевидно, что при такой постановке вопроса проблема обеспечения объектами природы и разработки методики их использования в современных условиях школы приобретает особую актуальность.

Необходим центр методики естественных наук, который будет координировать и направлять всех заинтересованных в развитии методики, в совершенствовании системы непрерывного образования учителей.

Среди перспективных направлений модернизации образования отводится проведению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ выступает как способ установления единых требований в области образования, призван дифференцировать выпускников школы по уровню овладения биологическими знаниями и умениями и тем самым способствовать объективному набору абитуриентов в вуз. При подготовке ЕГЭ следует избегать механического натаскивания учеников на запоминание тестов. Система подготовки, исходя из личного опыта автора, должна включать обновление базовых знаний по разделам курса биологии и на основе базовых знаний подводим учащихся к логике рассуждений. Например, тесты ЕГЭ за 2013 год, вариант 1, часть 1, А-1: Какая научная область биологии изучает процесс синтеза лекарственных препаратов, получаемых в результате жизнедеятельности микроорганизмов?

1-ботаника; 2- зоология; 3- эмбриология; 4-биотехнология.

Рассуждаем, ботаника происходит от греческого слова «ботанэ», что значит «зелень, трава», значит ботаника -- наука о растениях. Зоология -- наука о животных; эмбриология -- от слова эмбрион -- зародыш, логос -- учение, т. е. эмбриология -- это наука, изучающая зародышевое развитие организма. Биотехнология -- дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии. Рассуждая, мы подводим ученика к логическому ответу.

Установление единых требований в области образования это благо. Анализ практики работы школ показал, что учащиеся одиннадцатых классов испытывают психологический стресс -- подготовка к ЦТ. Весь учебный год направлен на отработку умений школьников отвечать по тестам. Уровень школьной подготовки не велик и родители, которые заинтересованы в хорошей сдаче ЦТ своих детей, вынуждены искать репетиторов по нескольким учебным предметам. Страдают от такого учебного процесса другие школьные предметы, ученики просто иногда игнорируют посещение уроков, не уделяют должного внимания изучению материала. Кроме того, исторически отечественная школа готовила школьников к развитию логического мышления, умению логически высказывать свои мысли, доказывать свое мнение.

Сейчас имеем явление -- дети мало читают, не умеют логически мыслить, общаться между собой, с взрослыми людьми.

Важной проблемой модернизации биологического образования является переход к профильному обучению, ориентированному на индивидуализацию и социализацию обучающихся. В стандарте для старшей школы выделены 2 направления -- базовый и профильный. В базовом направлении уделяется большое внимание познанию учащимися мировоззренческих аспектов биологического образования. В естественно-научном направлении предусмотрено более глубокое изучение школьниками материалов о биологических системах. В практике обучения ряда школ наблюдается такое планирование курса общей биологии, где содержание мало чем отличается от вузовских курсов. Однако стандарт ориентирует только на развитие знаний и умений, полученных учащимися в основной школе.

В данный период нереально говорить о решении выделенных проблем в биологическом образовании:

Во-первых, крайне низкое качество обучения. Нужна смена психологического сознания учителя; понимание причин низкой успеваемости, низких показателей по ЦТ -- это результат низкого педагогического мастерства. И со стороны государства должен быть сделан шаг -- профессия учителя должна быть престижной, высокооплачиваемой; понимание, что именно школа готовит будущих строителей государства.

Во-вторых, снизить количественный состав класса, необходимо деление класса на подгруппы при изучении профильных предметов.

В-третьих, обновить материальную базу обучения, в настоящее время она безнадежно устарела.

В-четвертых, провести переподготовку учителей с целью расширения базовых знаний по теории предмета, методике преподавания биологии, психологии. Комплексно решать задачи подготовки молодых специалистов, обладающих личностными качествами и овладевшего системой профессиональной деятельности, способного к профессиональной адаптации в разных условиях образовательной практики.

Решение выделенных задач позволит реально повысить качество биологического образования.

Литература

1. Брыкин Ю. В. Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы // Всеросс. Научно-практическая конференция, -- Челябинск: ЧГПУ, 2003. ?149с./ Брыкин -- с.7-9.

2. Пасечник В. В. Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы // Всеросс. Научно-практическая конференция, -- Челябинск: ЧГПУ, 2003. ?149с./Пасечник -- с. 24-25.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методология современной биологии. Философско-методологические проблемы биологии. Этапы трансформации представлений о месте и роли биологии в системе научного познания. Понятие биологической реальности. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни.

    реферат , добавлен 30.01.2010

    Понятие биологического возраста: критерии, признаки и методы оценки. Особенности биологического возраста в различных эколого-популяционных и этнических группах. Оценка биологического возраста лиц умственного труда на примере студентов и учителей школы.

    дипломная работа , добавлен 27.03.2014

    Общая характеристика науки биологии. Этапы развития биологии. Открытие фундаментальных законов наследственности. Клеточная теория, законы наследственности, достижения биохимии, биофизики и молекулярной биологии. Вопрос о функциях живого вещества.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2012

    Влияние наглядности на качество усвоения знаний учащихся по биологии на всех этапах урока. История возникновения понятия "наглядности", как дидактического принципа обучения. Классификация наглядных пособий по биологии и методика их применения на уроках.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2009

    Теоретические основы, предмет, объект и закономерности биологии. Сущность, анализ и доказательство аксиом теоретической биологии, обобщенных Б.М. Медниковым и характеризующих жизнь и отличающуюся от нее нежизнь. Особенности генетической теории развития.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Уникальный своей красотой и экологической целесообразностью биоценоз коралловых рифов. Особенности биологии рифообразующих кораллов как сложного биологического комплекса. Условия, необходимые для возникновения и развития настоящего кораллового биоценоза.

    реферат , добавлен 18.11.2009

    Естественный отбор и многообразие видов детерминации в живой природе. Фундаментальность вероятностных закономерностей в биологии и принципиальная роль случайностей в эволюционной теории и генетике, содержание и проявление ее вероятностного характера.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2013

    Экология биологического круговорота. Энергетическое обеспечение биологического круговорота и трофические цепи. Химический состав живого вещества как следствие избирательного перемещения элементов в биологическом круговороте. Классификации круговоротов.

    реферат , добавлен 07.01.2009

    Лазерные методы диагностики. Оптические квантовые генераторы. Основные направления и цели медико-биологического использования лазеров: лазерная диагностика в офтальмологии, ангиография. Диагностические возможности голографии. Функциональная схема.

    реферат , добавлен 16.03.2005

    Особенности современного биологического знания. Изучение физико-химических основ жизни. Структура и функции гена. Прокариоты как объект микробиологии. Клеточная теория и ее формирование. Эволюция и физиология животных и человека. Роль учения о биосфере.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»