Почему испытания в нашей жизни так важны? Если Бог хочет добра хорошим людям, то почему Он дает им испытания, заставляя их страдать.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Когда с вами или близкими что-то случается, вы невольно думаете: «За что? Почему это произошло именно со мной/с нами? Неужели нам от Бога такое? За что такое испытание?»

Прежде, чем говорить об испытании, следует уточнить понятие. Испытание – это несчастье, которое стоит нам больших душевных сил. То есть, это всегда нечто на грани ваших возможностей. Жизненная трудность и испытание – две разные вещи. Да и само испытание, если оно и является таковым, дает не Бог.

За что Бог дает испытание?

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. гл. 13:1-5)

В отрывке из Евангелия от Луки Господь дает понять нам, что несчастья – не всегда возмездие за грех. «Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников » (Еккл. гл. 8:14). Часть трудностей, выпавших на нашу долю – результат наших собственных ошибок, часть дана нам для наставления, научения. И только часть – это наказание за грехи, совершенные ранее.

Иногда мы догадываемся, что согрешили в чем-то. В таких случаях, нужно попытаться вспомнить, в чем именно. Например, вы кого-то сильно огорчили, причинили ему много неприятных минут. Лучший выход в такой ситуации – исповедоваться у священника. Если батюшка благословит, сможете попасть на таинство Соборования (Елеосвящения), чтобы Господь отпустил вам неисповеданные грехи. После соборования происходили и чудесные исцеления, и улучшения в жизни людей.

Господь любит каждого из нас

Нельзя упрекнуть Господа в невнимательности к нам. Ведь Он отдал Сына Своего, потому что любит нас, чтобы мы не совершили. Две тысячи лет назад Иисус Христос сошел на землю, прожил человеческую жизнь и умер страшной, мучительной смертью, чтобы грехи каждого из нас были прощены. Через Иисуса Христа мы получаем прощение грехов, имеем право называться сынами Божьими. Это благодать, проявление большой любви Бога к нам.

До пришествия Христа люди были лишены прямого общения с Богом: они могли только приносить жертвы за грех. Живого общения с Богом удостаивались только израильские пророки (об этом можно прочесть в Ветхом Завете). Сегодня все изменилось. Любой человек, любой национальности может рассчитывать на Божью помощь и поддержку.

«Не оставлю вас и не покину вас » - это сказал сам Иисус Христос. Поэтому есть большой шанс - выйти победителями из каждого испытания, которое преподносит судьба.

Как можно вынести испытание?


Господь поможет в любой ситуации, какой бы сложной она ни была. У пророка Исайи по этому поводу сказано следующее. «Я, Я Сам – Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава.Скоро освобожден будет пленный, и не умрет в яме, и не будет нуждаться в хлебе » (Ис. гл. 51:12). Господь – Утешитель наш во всех скорбях и бедах. Он желает помочь нам. И конечно, испытания приходят в нашу жизнь, чтобы мы вынесли.

«Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать… » (Лк. гл. 18:1). В тяжелые моменты жизни молитва должна стать вашим вторым «я».

«Хорошо , - скажете вы, - но я уже просил помощи у Бога, долго молился, и ничего не изменилось! » Это вы так думаете. На самом деле, молитва верующего всегда бывает услышана. И вас Господь услышал. В будущем Он сделает все для того, чтобы вызволить нас из беды: пошлет нужного человека, или группу людей вам на выручку. Он, «хотя и медлит защищать», но никогда не опаздывает.

Вы всегда, при любых условиях должны молиться, и в радости, и в горести. «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы » (Иак. гл. 5:13). Вера – главное оружие христианина, в болезни и в немощи, в любой ситуации.

Конечно, это не означает, что мы должны перестать бороться с недугом в физическом смысле (с помощью врачей, близких людей, собственными усилиями). Однако силы для борьбы, во многом, дает Бог. Вам нужно верить в это, и утверждаться в вере через Божье слово.

Божье оружие в трудной ситуации

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Препоясавши чресла ваши истиною, облекшись в броню праведности, обувши ноги в готовность благовествовать мир, возьмите щит веры, возьмите шлем спасения, возьмите меч духа, молитесь всякою молитвою и прошением во всякое время Духом (Еф. гл. 6:10-18)

Вера – главное оружие в земной жизни христианина. И это следует понимать как метафорически, так и в буквальном смысле. Божья помощь реализуется через Божье слово, которое и является средством защиты для верующего человека.

Апостол Павел в послании к Ефесянам говорит о всеоружии Божьем: пояс – истина, броня – праведность, обувь – готовность благовествовать мир, щит – вера, меч – Дух.

Общение с Богом происходит через молитву. Вера происходит «от слышания слова Божьего». Необходимо утверждаться в слове Божием, чтобы «облечься в Божье оружие».

Как это можно осуществить на практике?


1).
Найдите в Библии, в Ветхом или Новом завете, слова, которые подходят к вашей, конкретной ситуации. Лучше всего подойдут книга Иова, а также Псалтирь. Также рекомендуем посмотреть (от Ветхого Завета к Новому):

  • Если вы больны: Исаия, гл. 53:5; Иеремия, гл. 30:17; Иаков гл. 5:14,15.
  • Если вы устали, утомлены: Исаия, гл. 41:13; Иоанн, гл. 14:1-4; Матфей, гл. 11:28.
  • Если вы терпите кризис: Исаия, гл. 30:19; Матфей, гл. 6:25-34; Евреям, гл. 4;16.
  • Если ваши близкие в опасности: Иов, гл.5:19-24; Псалом 90; Притчи, гл. 3:22-26.

2). Добавьте несколько стихов к обычному молитвенному правилу. Также произносите эти библейские стихи в течение дня. Так слово Божие действует «на практике».

3). Утвердитесь в вере через Слово, и Господь обязательно услышит вас.

  • «Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа » (Пс. 30:25);
  • «Будь тверд и мужествен… ибо везде с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь » (Нав. гл.1:9);
  • «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня » (Пс. 49:15);
  • «Не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей » (Ис. гл. 41:10);
  • «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас » (Мф. гл. 11:28);
  • «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему » (Иак. 5:15).

Как слова влияют на будущую победу в испытании

Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф. гл. 12:37)

Важно исповедовать словами то, во что веришь. «Господи, это никогда не закончится! », «Господи, становится все хуже и хуже! » - если вы говорите это, то перечеркиваете то, что Господь приготовил для вас.

Предположим, вы каждый день горячо молитесь об исцелении близкого человека. Но, как только вы произносите слово «никогда», «хуже», вы отменяете слова молитвы. Это то же самое, что нажать на газ, чтобы машина поехала, и в последний момент нажать на тормоз.

Следите за тем, что вы говорите и как. Ведь прав был апостол Иаков, что могущий обуздать язык обуздает и тело.


Ваша душа прогрессирует и идет к мастерству путем испытаний. Испытания в жизни помогают вам, как человеку, умерять свои реакции и развивать высшие духовные качества , представая в виде стимулов, разочарований, измен, расстройств, ошибок, потерь и даже болезней и увечий.

Легко верить в то, что вы - Божественное Бессмертное Существо, когда все идет, как вы хотите и желаете. Однако гораздо труднее помнить о цели и силе своего Внутреннего Существа и оставаться или сконцентрированным на нем, когда жизнь предъявляет вам свои жесткие требования. Только если будете воспринимать все ситуации терпеливо, милосердно и с любовью, вы сможете обрести силу и конечную свободу и развить свое умение жить в гармонии со своим Высшим Сознанием.

Испытания в жизни даются не для того, чтобы изнурять вас, а для того, чтобы подталкивать вас к мастерству души. Они помогают вам измерять степень вашего духовного понимания и отмечать уровень достигнутого прогресса. Например, для того, чтобы перейти из одного класса в другой в обычной школе, вы должны сдать экзамены. Сходным образом оценивают ваши знания и при получении водительских прав: вы ради собственной безопасности и безопасности окружающих должны продемонстрировать свое умение справляться с различными ситуациями на дороге. В этих ситуациях испытания в виде пробных заданий даются вам не для того, чтобы мучить вас или причинять вам боль, а чтобы удостовериться, что вы не упустили ничего существенного в процессе обучения. Они служат для вашей же пользы.

Так и на пути познания. По мере перехода из одного класса жизни в другой вам предстоит выдержать целый ряд испытаний, призванных расширить вашу Внутреннюю Мудрость. Они даются не для того, чтобы угрожать вам, хотя, безусловно, могут восприниматься подобным образом, особенно если вы находитесь в самом их эпицентре. Эти испытания представляют собой не что иное, как нейтральную помощь, позволяющую убедиться в собственном духовном прогрессе и достичь цели. В этом случае вы сможете понять сильные и слабые стороны своей души и начать работать над развитием тех сфер жизни, которые нуждаются в дальнейшем росте.

Что бы ни случилось, примите это в свою жизнь и рассматривайте как часть Божественного расписания, составленного для развития вашей души. Когда вы находитесь среди жизненных бурь, все воспринимается как лично касающееся вас. Однако при должной дистанции и объективности вы начнете видеть более ясно и отчетливо, что испытания лишь формируют вашу душу.

Тяжелые переживание или эпизод в вашей жизни вовсе не означают, что вы провалили «экзамен» или заслужили происходящее с вами. Подобная идея возникает из ложного убеждения, что где-то там, неведомо где, есть рассерженный Всемогущий Бог, Который готов наказать вас в ту самую минуту, когда вы совершили ошибку. Это лишь рудимент патриархального смятения и в нем нет ни доли правды.

Бог - это любовь и только любовь, и вы всегда в самом центре ее. Создатель никогда не покинет и не осудит вас - вы сами покидаете и критикуете себя. Вы, как дети, играете в прятки с Богом, веря, что всегда можете уйти и избавиться от Его Священного Присутствия, хотя на самом деле вы этого сделать не в состоянии. Вас всегда окружает и вам всегда покровительствует Беспредельный Дух.

Испытания в вашей жизни - это не божественное возмездие со стороны ревнивого Создателя, которому не нравитесь вы или что-то сделанное вами. Они просто указывают на то, что вы активно движетесь по пути уроков жизни. Не как наказание должны вы рассматривать трудности, а как нечто, что сами привлекаете к себе, поскольку выходите на следующий уровень понимания своей священной природы.

Пусть ваши поступки по отношению к другим - в том числе и по отношению к себе - всегда будут исполнены любви и уважения. Великий учитель и аватар Иисус Христос выразил это наилучшим образом, сказав: «Что делаете с братьями вашими меньшими, то делаете со Мной».

Грубо обращаясь с другим человеком, вы не только лишаете уважения и причиняете боль его Внутреннему Существу, но и наносите вред и унижаете свое Существо тоже. Когда вы хулите кого-то или презрительно относитесь к себе, вам кажется, что вы всегда можете сбежать и легко отделаться, особенно если вас Никто не видит, однако вы тем самым в угоду неизвестно кому компрометируете свою честность и жертвуете своими милосердием и достоинством.

У каждого человека есть теневая сторона - например, «вор», «тиран», «манипулятор», «насильник», - которая проявляется, когда человек общается с теми, кого расценивает выше или ниже себя. На уровне души иерархии рангов не существует: все духи равноценны. Любое другое представление ошибочно и ограничивает вас. Когда вами движет искушение осудить или раскритиковать другого, расценивайте это как целевой тест, даваемый вам Высшим «Я» как возможность расширить ваши осознание и восприятие тех, с кем вы разделяете единый Божественный Дух.

Этот экзамен может принимать самые разные формы: например, к вам подходит пьяный бомж, живущий на то, что сдает пустые бутылки, и просит денег; или вас подрезает на дороге молодой лихач, стремительно проносящийся мимо; или в магазине вам хамит продавец; или посыльный доставляет вам не тот заказ и при этом требует больше денег.

Как вы встречаете эти душевные экзамены? Терпеливы ли, добры и толерантны? Или нетерпеливы, грубы и жестоки? И не важно, наблюдает ли кто за вами или нет. Вы сами знаете истину.

Каждая из этих ситуаций дается вам на жизненном пути как шанс поупражняться в еще большей любви и нежности. Некоторые из этих испытаний перенести легче, чем другие. Но чем они труднее, тем быстрее ваша душа подходит к следующему уровню. Милосердно и с достоинством воспринимайте все раздражающие моменты, зная, что они - испытания и дары Божьи.

Столкнувшись с неприятной ситуацией, не сопротивляйтесь, не негодуйте и не допускайте в свое сердце страх, а просто признайте, что это свидетельство того, что ваша душа готовится сделать еще один шаг в своем развитии. Мужественно встречайте любые испытания и помните о том, что вам никогда не дается то, к чему вы еще не готовы. Более того, никогда не проходите их в одиночку. Призовите к себе духов-наставников, ангелов и Высшее «Я» - они помогут вам справиться с любой возникшей трудностью. Попросите у них помощи и будьте открыты , чтобы принять ее, ибо она может быть оказана вам в любой момент.

Большие и малые испытания встают на вашем пути что ни день. С одними вы справляетесь, с другими нет во всяком случае, первое время. Не раздражайтесь, поскольку будут и другие духовные экзамены, и другие возможности для роста души. Их поток безостановочен. Именно по этой причине вы и пришли на земной план. Нет лучшего способа, чем этот, чтобы стать хозяином своей души и осуществить ее цели. Важны не испытания, а та благожелательность, с которой вы их приемлете и воспринимаете. Это и есть главное.

Теперь вы можете применить этот урок на практике.

  • Если вы воспринимаете любое испытание в жизни или любую неприятность, с которой столкнулись, лично на свой счет; если боитесь, что вполне заслужили то, что происходит с вами; если ведете себя подобающим образом, только когда на вас смотрят; если позволяете своим теневым качествам управлять своей жизнью; если большую часть времени раздражены и нетерпеливы, - значит, вы новичок в этом уроке.
  • Если вы бурно реагируете, предаетесь панике или сердитесь, когда сталкиваетесь с трудностями; если цепенеете от страха или действуете в отместку, когда все идет не так, как вы задумали; если спрашиваете: «Почему это случилось со мной?» - когда Вселенная подбрасывает вам не тот мяч; если слишком долго зацикливаетесь на негативных событиях, - значит, вы ученик.
  • Если вы принимаете события как они есть и спокойно реагируете на ситуации, когда они идут вкривь и вкось; если видите соответствие между тем, что проповедуете, и тем, как поступаете, и стремитесь привести их в гармонию; если совершаете добрые поступки, даже когда этого никто не видит; если признаете, что важно не то, что с вами случилось, а то, как вы на это реагируете, - значит, вы подмастерье.
  • Если вы рассматриваете все события - как плохие, так и хорошие - как дар Божий, помогающий развитию вашего духа; если воспринимаете каждую трудную ситуацию как знак того, что ваша душа вступает на очередной путь познания и опыта; если спокойно относитесь к трудностям; если следите за своими эмоциями и держите их под контролем, даже когда подвергаетесь чувствительному испытанию, - значит, вы на пути к мастерству в этом уроке.

Если вы новичок:

  • Прежде чем реагировать на неприятность или вызов судьбы, выдержите паузу и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
  • Не принимайте на свой счет все происходящее с вами, даже если вам кажется, что кто-то или что-то специально цепляет вас.
  • Думайте о каждой проблеме как об экзамене или испытании.
  • Помните, что вы подготовлены к тому экзамену, перед которым стоите.

Если вы ученик:

  • Каждое утро препоручайте свою жизнь своему же Высшему «Я» и просите его, чтобы оно было с вами весь день.
  • Фокусируйтесь на том, чтобы не терять заземления, и оставайтесь спокойными при столкновении с любыми эмоциональными, физическими или ментальными трудностями, выполняя с этой целью технику глубокого дыхания, гимнастику или читая молитву.
  • Выявляйте серебряную изнанку в тяжелых испытаниях прошлого и отыскивайте позитивные аспекты в испытаниях нынешних.
  • Ежедневно практикуйте медитацию и непривязанность, чтобы, когда случится что-то тяжелое, вы могли оставаться спокойными.

Если вы подмастерье:

  • Рассматривайте испытания как свидетельство того, что ваша душа развивается.
  • Ищите благоприятные возможности в каждой трудной ситуации или кризисе.
  • Попросите Бога, чтобы Он каждый день, в любой его момент, не оставлял вас Своей милостью.
  • Напоминайте себе о том, что, каким бы мрачным или темным ни был данный момент, он тоже минует, как и все в жизни.

Если вы на пути к мастерству и полному усвоению этого урока:

  • Подсчитайте, сколько раз за день вы и ваш дух подвергаетесь испытаниям.
  • Стремитесь к тому, чтобы каждый последующий экзамен души сдавать с большими спокойствием и душевной щедростью, чем предыдущий.
  • Молитесь Создателю, чтобы Он дал вам силу, ясность, терпение и любовь и вы с мужеством и достоинством могли встречать новые испытания.

Урок души:

Через испытания в жизни душа восходит к вершинам мастерства.

Цель души:

Спокойно, творчески, достойно и благосклонно откликаться на все жизненные испытания.

по материалам из книги: Соня Чокет - «Душа, её уроки и цель».

«Что значит человек, что Ты каждое утро посещаешь его, и испытываешь его каждое мгновение?» (Иов 1:17,18)

Что же это значит, что Бог каждое утро посещает нас и испытывает нас в каждом мгновении нашей жизни? Зачем Он это делает? Какова Его цель? И готовы ли мы к тому, чтобы подвергаться ежеминутному испытанию? Просыпаемся ли мы с чувством ожидания испытаний? И что вообще означает испытание Божье? Бог испытывает нас не потому, что Он зол на нас или хочет наказать нас. Напротив, испытания это знак Божьей благосклонности. Он испытывает нас, потому, что хочет установить нашу ценность. Ювелир подвергает золото или серебро определенным испытаниям. Он делает это потому, что эти металлы имеют ценность и особое предназначение. Он не заботится о том, чтобы испытывать железо или алюминий.

В эпоху патриархов жил один человек, который имел необыкновенную праведность. Его звали Иов. Бог высоко ценил Иова. Он дал ему характеристику, как самому праведному человеку своего времени: «Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8). Сатана же, в свойственной ему манере, возражал Богу, и обвинил Иова в том, что он живет праведно только потому, что хочет что-то получить от Бога: «разве даром Богобоязнен Иов. Ведь Ты оградил кругом его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его благословил Ты, и скот его распространился по земле. Но простри-ка руку Твою и коснись всего, что у него, клянусь, пред лицом Твоим Тебя хулить станет» (Иов 1:9-11).

В ответ Бог позволил сатане испытать Иова. Сначала Он позволил сатане разрушить все, что принадлежало Иову: его имение, его слуг и его детей. Затем Бог даже позволил сатане коснуться тела Иова и поразить его проказой с ног до головы, но Он не позволил сатане взять жизнь Иова. Иов понял, что Бог испытывает его, и он сказал: «пусть испытает меня, – выйду как золото» (Иов 23:10). Иов – это – то золото, которое подверглось испытанию огнем. Он вопил в мучениях души своей, но не сдавался. Он не послушал совета жены своей, но проявил терпение и долготерпение, не изменив своей позиции перед Богом: «все еще тверд ты в непорочности твоей! Прокляни Господа и умри. Сказала ему жена. Но он сказал ей: как одна из негодных говоришь ты. Неужели доброе примем мы от Бога, а злое не примем? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов 2:9,10). Очень типично, что Елифаз и два других религиозных друга Иова сделали заключение, что причиной страданий Иова, был его грех. Они клеветали на него ужасным образом. Но как бы, то, ни было, в конце Бог отстоял неповинность Иова и поставил на место его друзей. Он сказал Елифазу: «Вы говорили о Мне не так верно, как раб мой Иов» (Иов 42:7). Окружение Иова, его жена и его друзья не распознали истинных причин происходящего с ним, и испытание его приняли за наказание. Иов подвергся жесткому испытанию, потому, что он имел особое призвание – продемонстрировать всему миру, каким должен быть истинный праведник.

Авраам был другим праведником, который тоже подвергся суровому испытанию. Бог попросил его принести в жертву всесожжения своего сына. Что пережил Авраам в своем сердце, когда вел своего единственного сына на жертвенник? Какие муки испытывала его душа? Но он не остановился на полпути, не изменил своему договору с Богом, он упорно шел вперед, чтобы исполнить Волю Господа. Авраам подвергся особому испытанию, потому что у него была особая судьба – стать отцом Божьего избранного народа как Евреев, так и последователей Христа из других народов. Бог применяет особые испытания в отношении тех, для кого Он имеет особые цели.

Новый Завет очень ясно предупреждает нас, что как ученики и последователи Иисуса Христа, мы должны ожидать того, что будем испытаны. Петр сравнивает нашу веру с золотом, подлинность которого должна быть испытана огнем. Иаков говорит нам, что мы должны встречать испытания с радостью: «Братья, радуйтесь, когда вы сталкиваетесь с различного рода искушениями. Вы знаете, что испытание вашей веры вырабатывает терпение, а терпение должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенными и цельными, без всяких недостатков… Мы считаем благословенными тех, кто проявлял терпение. Вы слышали о терпении Иова и видели, какова была цель Господа, потому что Господь богат милостью и состраданием» (Иаков 1:2-4; 5:11). Иаков говорит о Иове, как о благословенном праведнике, который явил миру образец терпения и остался верен своему Богу. Иаков так же подчеркивает, что Господь, испытывая Иова, имел особую цель. На протяжении длительного времени, пример Иова демонстрирует многим поколениям верующих, каково должно быть их терпение, чтобы пройдя все испытания, оказаться верным и войти в вечное Царство Господа Бога. Для нас очень важно научиться отличать Божьи испытания от Его наказаний. Многим людям кажется, что раз они стали верующими, то они освобождены от Божьего наказания, особенно если они являются верующими уже долгое время, или несут священническое служение. Но такое отношение не основано на Писании. Таким верующим в послании к Евреям написано следующее: «Вы забыли слова ободрения, обращенные к вам как к сыновьям: Сын мой, не пренебрегай тем, что Господь тебя воспитывает, не теряй присутствия духа, когда Он тебя порицает, Господь воспитывает тех, кого Он любит, и бьет каждого, кого принимает как сына. Страдания, которые вы терпите, – это часть вашего воспитания. Бог относится к вам как к сыновьям. Разве есть такой сын, которого бы отец не воспитывал? Если вы не прошли воспитания, которое достается всем, то вы незаконные дети, а не подлинные сыновья» (Евреям 12:5-8).

Очень впечатляет пример, как Бог работает с Моисеем. Моисею было 80 лет, когда Бог поручил Ему вернуться в Египет и освободить Израиль от рабства. Когда Моисей был на пути в Египет, Господь встретил его и хотел убить. (Исход 4:24-26.) Почему? Из-за непослушания. Моисей не сохранил завет обрезания, который Господь заключил с Авраамом и его потомками (Бытие 17:9-14.) И только после того, как Моисей покаялся и обрезал своего сына, Бог пощадил его и позволил продолжать путь. Господь посчитал за лучшее убить Моисея, чем позволить ему оставаться в непослушании, при исполнении такой ответственной миссии, как спасение народа Израиля. Лидерская позиция Моисея не освобождала его от Божьего наказания за непослушание, а наоборот обязывала его быть исполнителем воли Божьей во всем. Никто не сможет исполнить Божественное предназначение для своей жизни, если в его жизни есть непослушание.

Царь Давид, размышляя над своей судьбой в вечности, говорит Богу: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Псалом 138:23-24). Если мы искренне позволяем Богу исследовать наши сердца, и Он при этом не указывает нам на наши скверны характера или на наши грехи, то мы можем сделать вывод, что происходящее с нами не является наказанием. В данном случае, это есть испытание, которое пришло в нашу жизнь для того, чтобы сделать нас более терпеливыми в нашем дальнейшем следовании за Господом. Через испытания Господь тренирует нас в терпении и приготавливает для преодоления еще более трудных испытаний, которые грядут в последнем времени.

Научившись различать испытания и наказания, мы должны правильно реагировать на происходящее. Нашим ответом на наказание должно быть покаяние, а ответом на испытание должно быть терпение. Довольно часто у нас просто не хватает смелости признать, что нас постигло наказание Божье. И мы бросаемся в атаку на сатану, в то время как нам следовало бы просто раскаяться в содеянном. Истинный корень этой проблемы – гордость. Не редко мы довольно самонадеянны и полагаем, что то, что мы делаем, конечно же, нравится Богу, но так ли это на самом деле? Согрешая, мы упорно убеждаем себя и других в том, что мы не имеем вины, и тем самым запираемся в грехе, усугубляя свое положение.

Если же мы проникнемся пониманием того, что Бог хочет совершить в нашей жизни, то мы изменим свое отношение к Нему. Мы позволим Ему заменить наше неверие – верой, недоверие – доверием, непослушание – послушанием. Принятие Иисуса Христа своим Господом и Спасителем – это только первый шаг на пути достижения истинной веры. Процесс будет завершен, когда наша вера перерастет в абсолютное доверие Богу. Царь Давид в псалме 36:5 говорит: «Вверь Господу путь твой и полагайся на Него – и Он сделает. Вверь Господу путь твой – это значит однажды поверить Ему». Поверить в то, что только Он знает истинный путь, и что только Он может привести тебя в Свое вечное Царство. Полагайся на Него – это значит иметь с Ним правильные отношения на протяжении всей жизни, доверять ему во всех жизненных ситуациях и в смирении принимать от Него любое Его решение. И тогда Он сделает твою жизнь успешной. Многие верующие делают первый шаг, акт веры, но не развивают отношения доверия. Странно, но многим из нас проще доверять земным организациям, чем Богу небес! Самая первая цель, которую преследует Бог, испытывая нас – это произрастить в нас доверие. Находясь в самой середине своего испытания, Иов заявляет: «Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться…» (Иов 13:15). Такая позиция Иова побудила Бога открыть Ему то, что было сокрыто от многих: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19:25-27). Наше спасение от греха не является полным до тех пор, пока не устранены последствия падения и внутри нас не выросло доверие. А для этого нам необходимо пройти через многие испытания. Для нас очень важно видеть всегда перед собой Божью конечную цель для нашей жизни: воспитать в нас непоколебимую уверенность в том, что Он достоин абсолютного доверия. Мы более стремимся к великим достижениям, чем к изменению своего характера. Однако Бог заинтересован больше нашим характером, чем нашими достижениями. Достижения важны только во времени, а характер вечен. Он определяет нашу позицию в вечности. Бог не допустит нам быть испытуемыми сверх сил. Каждое испытание, через которое мы проходим, направленно на то чтобы сформировать наш характер. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы не станем во Христе всем, кем Бог предназначил нам быть. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иакова 1:12).

Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Об этом говорит св. апостол Павел: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1Кор.10:13). В приведенных словах выражена мысль, которая объясняет, почему некоторые люди падают под бременем искушений. Большинство людей навлекают на себя тяжелые искушения грехами (блудом, гордой и дерзкой самонадеянностью, попранием Божественных заповедей). Для многих эти искушения оказываются гибельными. Апостол говорит коринфянам: пока вы боролись с испытаниями, посылаемыми Богом, вы не подвергались опасности впасть в грех и отпасть от веры, потому что Бог не попускает нам искушений сверх сил. Но когда вы сами навлекаете на себя своим поведением искушения, тогда не можете быть уверены в победе над ними.

Св. апостол Иаков призывает благодушно переносить искушения: испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак.1:3-4). Иногда человеку кажется, что испытания превышают меру его сил. Преодолеть это можно полным доверием к Богу и упованием на Его Божественное милосердие. В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца: «Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и, как некогда Господь сшествовал со Своими учениками на их пути в Эммаус (см.: Лк 24, 13-32), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни. И вот при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идет по песчаному берегу океана (конечно, разумей океан вечности, вдоль берега которого проходит путь смертных). И, оглянувшись, он увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был пройденный путь его жизни. И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; и он понял, что это Господь сшествовал с ним в жизни, как он и молился Ему. Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезывались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в оное время. И вспомнил этот человек, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяжелые моменты и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной. И этот человек сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни Ты не шел со мной; Ты видишь, что отпечатки только одной пары стоп в те времена говорят о том, что тогда я один шел в жизни, и Ты видишь из того, что следы глубоко врезались в землю, что мне было тогда очень тяжело идти. Но Господь ответил ему: сын Мой, ты ошибаешься. Действительно, ты видишь отпечатки только одной пары стоп в те времена твоей жизни, которые ты вспоминаешь как самые трудные. Но это - отпечатки не твоих стоп, а - Моих. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес. Так что, сын Мой, это - отпечатки не твоих стоп, а - Моих» (Размышление смиренного сердца ).

Отвечает , настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

– Человек может задавать один и тот же вопрос: «Почему со мной так происходит?» в совершенно разных, диаметрально противоположных случаях. Одно дело – какие-то бытовые, текущие неприятности, досада на себя, на неумение справляться с элементарными вещами. Другое – глобальные, серьезные, экзистенциальные вопросы, такие, как одиночество, потеря близкого.

То есть одно дело, когда каблук сломался, когда женщина спешила на встречу с боссом, в итоге – опоздала и лишилась великолепной вакансии. Тогда тоже задается вопрос: «Почему со мной так случилось?» На него отвечать бессмысленно и глупо, потому что… бессмысленно и глупо. Но нельзя пройти мимо серьезных вопросов, таких, как вопрос Елены, которая очень хочет иметь семью, стремится к браку, сохранила целомудрие, живет среди хороших и добрых людей и которая не обделена, в общем, ничем, по сравнению с другими. Но что-то не клеится. Что с ней не так и почему? Как она должна принять в себе эту волю Божью? Является ли это вообще волей Божьей?

Здесь появляется еще один вопрос – есть ли вообще воля Божья на страдания, на одиночество, на что-то другое, приносящее человеку боль? И это кардинальный вопрос.

Я не думаю, что воля Божья такова, чтобы люди страдали. Нет воли Божьей на то, чтобы маленькие дети умирали от страшных болезней. Нет воли Божьей на то, чтобы люди оставались одиноки и мучились от этого, потому что, Сам Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному » (Быт. 2:18)

Нет воли Божьей на то, чтобы люди были инвалидами. Нет воли Божьей на то, чтобы люди были несчастными, чтобы люди рождались в неполноценных семьях. И чтобы дети страдали, потому что их родители не любят.

Так что нельзя ставить вопрос «Как принять волю Божью»? Если так вопрос будет ставиться, то тогда не стоит удивляться, когда нас будут спрашивать люди со стороны: «Почему у вас такая странная вера?».

Если мы допускаем, что есть воля Божья на какие-то негативные, трагические явления, мы так должны и отвечать: «Все происходит, потому, что на это есть воля Божья». И насколько кощунственно это прозвучит, что есть воля Божья на смерть младенцев, на раковые заболевания, на жестокие убийства невинных людей, на войны, на ложь, на обман, на предательство, на измену, на преступления. Разве может быть на это воля Божья?!

Изменить картину мира…

Вспомним евангельскую историю об исцелении слепого, про которого ученики спросили Господа: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Иисус ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 1-3).

Господь приходит, чтобы его исцелить. Но Господь приходит не для того, чтобы исцелить одного конкретного слепого и не для того, чтобы исцелить всех слепых на свете. А для того, чтобы изменить картину мира. Чтобы вообще слепота, глухота, немота и все другое перестали быть законом, нормой этого мира.

Господь берет на себя грехи этого мира на Кресте, искупает этот мир Своей собственной кровью, воскресает и дает этому миру Вечную Жизнь, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, а только великое блаженство пребывания человека в полноте, красоте, счастье и любви.

Люди не перестали после Воскресения Христова рождаться с болезнями, они не перестали враждовать, убивать друг друга. Но люди могут перестать этим заниматься, если станут наконец-то христианами. И вообще, когда люди становятся христианами (по-настоящему, не номинально), меняется жизнь.

Может быть, не меняется их внешняя оболочка, люди не перестают быть людьми со всеми последствиями человеческой жизни. Но человек, который по-настоящему соединен с Богом, меняется сильно. Он перестает внутренне быть слепым, глухим, немым, потому что – оживает. Хотя физическая жизнь остается прежней. Может быть, тяжести этой жизни физически для христиан усугубляются. А внутренне христианин со дня на день обновляется. Как говорит апостол Павел, – если ветхий ветшает, то внутренне он обновляется.

Больше вопросов не будет

Когда человек оказался в непростой ситуации, или когда с ним произошло нечто экстраординарное, и при этом в своей жизни он сумел ощутить присутствие Божье, почувствовать, что Бог с ним, рядом, он вопросов Богу больше не задает. Не спрашивает, почему это с ним произошло.

Так получилось, что в последние несколько лет мне приходится часто общаться с детишками, больными раком в тяжелой стадии. Многие за это время уже отошли к Богу.

Я говорю с ними о Царствии Небесном, о том, чувствуют ли они присутствие Бога в своей жизни. И для меня всегда какое-то чудо, открытие, когда я от этих, совсем еще маленьких, но самых настоящих христиан слышу, что они это присутствие Божье ощущают очень ярко, очень близко. Когда они оказываются способны, например, в ситуациях, когда им приходится терпеть страшные боли, бороться и стараться не показать этих болей своим родителям. И главное, что эти дети (это не будет открытием тайны личной исповеди), каются на исповеди в том, что у них не хватает сил терпеть боль и родители, видя их страдания, страдают сами. Мне понятно, что они с Богом очень близки.

Конечно, ситуации бывают разные. Есть дети, которым 16-17 лет, они находятся в очень сильной депрессии от происходящего. Они не могут до конца многого принять, но стараются. Стараются, понимая, что час смерти близок. Стараются и их родители.

Недавно я говорю одной матери: «Крепитесь» А она мне отвечает с улыбкой: «Да что вы, я давным-давно все приняла». И виден такой мир, покой в ее душе от того, что для нее Бог – рядом. Притом, что у нее – трагедия, на ребенка, в его стадии болезни просто страшно смотреть постороннему.

Если человек не врач, не священник, не родитель, тяжело находиться рядом больше нескольких минут, видя такое страдание маленького человека.

Есть на это страдание воля Божья?

Можно ли принять это как волю Божью?

Можно ли принять Бога в свою жизнь?

Как это сделать?

Не знаю.

Как это делают эти люди?

Не могу сказать.

Нет у меня метода, волшебной формулы, готового рецепта.

Очень важно, если человек окажется способным в ситуации скорби, непонимания Бога, в ситуации, когда жизнь кажется ему совершенно бессмысленной и бесполезной подумать: «Как мне с Богом поближе познакомиться, как мне Бога принять, как мне получить от Него этот Свет, чтобы он, просветив, снял с меня этот вопрос». Потому что этот вопрос нельзя решать. На него нет ответа. И если его задавать постоянно, ответа все равно не будет, но будет постоянное состояние уныния, душераздирающего состояния безответности. Но можно снять этот вопрос из своей жизни.

Мир, в котором мы живем, он весь искажен, он весь как минное поле, как поле битвы. Где тут можно найти что-нибудь такое, какой-нибудь оазис, где можно спокойно пересидеть до Страшного суда? Да нет такого места на Земле.

И здесь для меня очень важны слова Кьеркегора о том, что если человек относится к Богу как к Силе, как к Разуму, как к Чуду такому, на Которое все время ориентироваться, то человеку как-то надо все время стараться Бога понимать: почему так, почему эдак происходит. Чтобы не ошибиться перед таким Могущественным, Разумным, Сверхсправедливым и таким Правильным Богом. Но если «Бог – есть Любовь» (1Ин. 4:16), то совсем не страшно Его не понимать. Просто надо научиться эту Любовь чувствовать, суметь к этой Любви приблизиться, чтобы она по-настоящему глубоко коснулась человеческого сердца. Потому, что если она коснется сердца, то, во-первых, человек тогда к Евангелию начинает по-другому относиться, к жизни своей религиозной, к самому себе. И, конечно, он к Богу начинает по-другому относиться.

Так что человеку надо решиться и принять Бога в свое сердце.

Фольклорное

Мысль, что Бог посылает какие-то испытания тому, кого Он больше любит – это такой фольклор, вроде присказок-частушек. Вроде того, что нет креста не по силам, Бог посылает нам лишь испытания по силам.

Простите меня, Евангелие – это что, по силам?!

Как мы можем говорить такую чушь, что крест не бывает непосильным?

Да, крест всегда непосилен. Не бывает посильного креста.

А вот эти слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) – это по силам?

По силам человеку слышать такие слова?

Он что-то может сам, не впустив Бога в свою жизнь?

Если да, тогда, наверное, есть какое-то другое «евангелие», которое всем по силам. Существует такое адаптированное в умах человеческих «евангелие», где христианство и национальные идеи – это примерно одно и то же; где наши народные традиции и вообще традиции веков и жизнь во Христе – это одно и то же. Да, если такое «евангелие», то оно вполне по силам. «Евангелие» традиций, «евангелие» уставов, «евангелие» имперско-державного сознания, «евангелие» чего угодно. Только Христос в Своем Евангелии ни о традициях, ни о национальных идеях ничего не говорил.

Когда все правильно

Нередко человек думает: «Я все делаю правильно, почему же в итоге так со мной происходит?»

Но наша жизнь не зависит от того, что мы делаем правильно или что мы делаем неправильно.

Да, в категориях Ветхозаветной справедливости подобное установление, так сказать, правил дорожного движения, конечно, работает. Пойдешь налево – это потеряешь, пойдешь направо – потеряешь то. Иди лучше прямо. Тяжело, но, по крайней мере, правильно. «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение» (Второзаконие 5:32-33).

Но что такого плохого и неправильного сделали апостолы, что каждого из них казнили с жуткими, страшными пытками, что их в течение всей апостольской жизни непрестанно, побивали камнями, унижали и сажали в тюрьмы, гнали? Почему у них не было нормальной семейной жизни? Почему у них не было хорошей квартиры, дачи в доступности от центра Москвы, хорошей машины, работы, зарплаты, пенсии и уважения населения?

Повторяю, что они сделали неправильно? Кто сумеет ответить на этот вопрос, наверное, ответит, что правильно или не правильно делает он сам.

Что же касается главного вопроса, который мы обсуждаем: «Почему это случается в моей жизни?» – повторяю, на него нет ответа.

Есть только одна возможность – этот вопрос снять с повестки дня. Снять его можно только тогда, когда человек очень близок с Богом.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»