Первый Удел Пресвятой Богородицы — Иверия (Грузия). Четыре удела Богородицы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

11-18 апреля,

15-22 мая,

22-29 мая,

11-18 сентября,

9-16 октября.

500$ +авиа

Ангел-хранитель Грузии сама Царица Небесная. По древнему благочестивому преданию, на которое ссылается Стефан Святогорец, Иверия есть удел Пренепорочной Божией Матери. По особой воле Божией ей выпал жребий благовествовать там ради спасения людей Евангелие Своего Сына и Господа Иисуса Христа. Когда Богоматерь была готова отправиться в путь, Ей явился ангел Божий и повелел оставаться в Иерусалиме, пообещав, что жребий ее свершится в свое время. Тогда Богоматерь, призвав апостолов Андрея и Симона, вручила им Свой нерукотворный образ для благословления Грузии. Пресвятая Дева так и не попала в Грузию, но милость Царицы Небесной вовек пребывает с Грузией, а ее светозарный омофор простерт над Грузинской Церковью.

Программа поездки:

1 день:
  • Вылет. Прибытие в . Встреча в аэропорту. Трансфер в гостиницу.
  • Ночлег в гостинице в центре города.
2 день:
  • Завтрак в гостинице.
  • Паломническая программа по .
  • Святая гора Мтацвинда . Церковь Мама-Давити (на месте, где в VI в стояла келья и молельня прп. Давида Гареджийского - одного из тринадцати Сирийских отцов, пришедших в Иверию проповедовать христианство), святой источник.
  • Прогулка по Старому городу : набережная реки Куры (Мтквари), древние сероводородные бани, стоящие на естественных серных источниках, скалистый берег реки Кура, Крепость Нарикала - подъем на канатной дороге, панорамный вид старого Тбилиси, собор Метехи (Метехский собор Рождества Богородицы) - грузинский православный храм XII века в центре Тбилиси на Метехской скале, захоронение первой мученицы грузинской – царицы Ранской Шушаник (V в.), Мученик Або Тбилисский, статуя основателя Тбилиси – грузинского царя Вахтанга Горгасали, Анчисхати – древнейший храм Тбилиси 6 века, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где хранилась икона Анчийский Спас, храм Сиони (глава св. апостола Фомы и Крест св.равн. Нино). В Сиони венчался русский дипломат и писатель Александр Грибоедов с Нино Чавчавадзе. В этом храме – список Иверской иконы Божией Матери. Написана она на Афоне по просьбе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и принесена в Тбилиси в 1989 году.

    Русский храм святого благоверного князя Александра Невского . Святыни храма – икона Божией Матери Смоленская, частицы мощей святых угодников: св. Николая Чудотворца, Равноапостольной Нины, Равноапостольной Марии Магдалины, святого преподобного Шио Мгвимского, одного из Ассирийских отцов. В Никольском пределе покоятся честные останки Высокопреосвященнейшего Зиновия (Мажуги), митрополита Тетрицкаройского, прославленного в лике преподобных Глинских отцов и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских, который до конца своей жизни проживал в келье при храме св. Александра Невского. Возле церкви находится могила архимандрита Виталия (Сидоренкова), известного своей подвижнической жизнью.

  • Кафедральный собор Грузинской православной Церкви Цминда Самеба . Чтимый образ Иверской, написанный патриархом Илией.
  • Церковь Кашвети (Святого Георгия) - храм в центре Тбилиси на проспекте Руставели. Церковь Кашвети строилась с 1904 по 1910 год по проекту тифлисского архитектора Леопольда Бильфельда и была воздвигнута на месте другой кирпичной церкви, построенной здесь по заказу семьи Амилахвари в 1753 году. Название церкви «кашвети» происходит от грузинских слов ква («камень») и шва («рожать»). По легенде, в VI веке женщина в Тбилиси обвинила Давида Гареджийского в том, что беременна от него. Давид предсказал, что её неправота станет очевидной, когда она родит камень. После того, как это и произошло, место получило название «к(в)ашвети».

  • Национальный ужин в гостинице.
3 день, воскресенье:
(Если попадает на другой день, то программа переносится на воскресенье)
  • Завтрак (сухой паек). Божественная Литургия в монастыре 13 ассирийских отцов в Канду .
  • Мужской монастырь 13-ти Сирийских Отцов, где богослужения проводятся на арамейском языке – языке, на котором разговаривал Христос (по возможности, или Литургия в Светицховели). После Литургии – обед в ресторане Салобие (по желанию, доп. плата).
  • Переезд в пригород Тбилиси – Мцхету .
  • Мцхета – древняя столица царства Картли. Мцхета была известна еще в середине I тысячелетия до н.э., являлась столицей еще той языческой Грузии, на просвещение которой отправилась св. равноапостольная Нина. Мцхета – это духовная столица Иверии, такой она была тысячу лет назад, такой остается и сейчас.
  • Посещение собора Светицховели (бывшего кафедрального и одновременно резиденции грузинского патриарха). Светицховели – тот «столп», на котором стоит вся Грузинская православная Церковь. Здесь хранятся величайшие святыни - Хитон Господень, полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа - по преданию, грузином, принесшим ризу в Иверию, где она и пребывает, а также плащ ветхозаветного пророка Илии.

  • Женский монастырь Самтавро (XI в.), в котором похоронен царь Мириан и его жена Нана – первые православные грузинский монархи, принявшие крещение от св. Нины. Могилка старца Гавриила Ургебадзе.

  • Жемчужина Мцхеты – монастырский храм Джвари на высоком скалистом берегу, где «сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…». Увековеченный М. Ю. Лермонтовым в своей поэме «Мцыри», храм Джвари, построенный еще в VI веке, является одним из духовных символов Иверии, можно даже сказать – эмблемой Грузии.
  • Монастыри и церкви Мцхеты внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Переезд в один из древнейших грузинский монастырей в Картли – Шио-Мгвимский монастырь . Находящийся в пустынном месте на высоком берегу Куры у подножия отвесных скал, Шио-Мгвимский монастырь был основан еще в VI веке одним из 13 ассирийских отцов – просветителей Грузии – преподобным Шио, чьи мощи покоятся в пещере под монастырем.
  • Возвращение в Тбилиси. Национальный ужин в гостинице.
4 день:
  • Завтрак. Отправление в Боржоми .
  • Национальный парк Боржоми.
  • Боржоми - бальнеологический и климатический курорт в Грузии на высоте 800 метров над морем. В Боржоми 200 солнечных дней в году. Побывав в Боржоми Антон Павлович Чехов написал своим друзьям: «По-моему, это одно из самых божественных и чудесных мест в мире».
  • Боржоми прославился в первую очередь своей легендарной минеральной водой. Первый разливочный завод для воды из Боржоми построили Романовы: первым владельцем был двоюродный дядя императора Николая II, известный историк, великий князь Николай Михайлович, который выбрал это место своей летней резиденцией и инициировал строительство курорта по образцам Карлсбада и Виши. «Боржоми» добывают из 9 эксплуатационных скважин глубиной от 200 до 1500 м при естественной для термальной воды температуре 38-40 °C. Минеральный состав «Боржоми» не менялся с 1830 года, с момента начала постоянных лабораторных наблюдений.

  • Источники (холодный и теплый), где можно выпить и набрать с собой воды. Канатная дорога над Боржомским ущельем.
  • Монастырь св. Серафима Саровского , основанный митрополитом Боржомским и Бакурианским Серафимом (Джоджуа) по подобию Саровской пустыни (в еловом лесу воссоздана келья Преподобного, колодец, камень, на котором он молился). Спуск к горячим серным источникам. Купание в бассейнах с теплой водой. Обратно – дорога через парк по Боржомскому ущелью (3 км). Ужин в национальном ресторане. Отправление в Тбилиси.

5 день:
  • Завтрак в гостинице.
  • Отправление в Самтависи .
  • Кафедральный собор (ХI в) Воскресения Христова.
  • Переезд в Уплисцихе . Пещерный город-крепость Уплисцихе . Один из самых первых городов на территории современной Грузии, возникший в начале I тысячелетия до нашей эры. Здесь сохранились остатки уникальных архитектурных сооружений различных эпох, религий и цивилизаций.
  • Храм Атени-Сиони , храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Расположен в c. Атени к югу от г. Гори, в ущелье р. Тана (груз. историческая пров. Шида-Картли). Возведен во 2-й пол. VII в. в правление эрисмтавара Картли Нерсе.
  • Возвращение в . Национальный ужин в гостинице.
6 день:
  • Завтрак. Отправление в Кахетию .
  • Монастырь Св. Георгия в Бодбе , находящийся также «над» Алазанской долиной, только с южной ее стороны, один из духовных «столпов» Иверии.
  • В монастырском храме под спудом вот уже долгие века хранятся нетленные мощи св. равноапостольной Нины – просветительницы Грузии. Многочисленные паломники со всего православного мира притекают к мощам св. Нины, а так же к чудотворной Бодбийской иконе Пресвятой Богородицы, хранящейся в том же монастырском храме. В окрестностях монастыря есть чудотворный источник. По сведению грузинской летописи «Обращение Картли», постройка церкви над могилой св. Нины относится еще ко времени царствования св. царя Мириана. Молебен у мощей святой Нины.

  • Святой источник. Окунание в святом источнике (только в рубашках; рубашки можно купить у источника в церковной лавке).
  • Переезд в величайший монастырский комплекс всего Закавказья – Лавру Давид Гареджи . Монастырь «Лавра Давид Гареджи» был основан в VI века старшим отцом 13 ассирийских старцев, их духовным начальником – преподобным Давидом Гареджийским. В том же VI веке его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря – монастырь Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя). Преподобный Давид основал свой монастырь в крайне сложнодоступном месте, посреди каменной Гареджийской пустыни, вдали от источников воды и крупных дорог. Сейчас Лавра Давида находится прямо в зоне пролегания грузино-азербайджанской границы. Но волей Божией большая часть пещерного монастырского комплекса, вырытого в скалах, находится на территории Грузии.

  • Отправление в Тбилиси. Национальный ужин.
7 день:
  • По желанию – Божественная Литургия (храм Св. Александра Невского или Св. Троицы-Самеба).
  • Завтрак.
  • Свободный день в Тбилиси для самостоятельных прогулок. Посещение базара, магазинов, блошиного рынка, вернисажа. Возможно посещение художественной галереи или других музеев города.
  • Вечером - свободное время и посещение знаменитых тифлисских сероводородных бань (предупреждать заранее!), о которых А. С. Пушкин, останавливаясь здесь в 1829 году, написал: «Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань». С тем же восторгом описывает свое посещение бань и француз Александр Дюма, побывавший здесь в 1894-м.

  • Прощальный ужин.
8 день:
  • Завтрак. Немного свободного времени и отправление в аэропорт.
  • Возможно продление программы с отдыхом на море.
В стоимость входит:
  1. Ночлег в комфортабельной гостинице в историческом центре города (2-3-х местное размещение);
  2. Транспортное обслуживание по программе, все трансферы;
  3. Экскурсионное обслуживание по программе, православный русскоговорящий гид;
  4. Двухразовое питание: завтраки, национальные ужины.
В стоимость не входит:
  1. Авиаперелет;
  2. Медицинская страховка;
  3. Входные билеты в Уплесцихе, канатная дорога, фуникулер (за все около 4$);
  4. Посещение Тифлисских бань – от 400 р. на человека;
  5. Такси на св. источник (в Бодби) для тех, кто не хочет идти пешком (3$);
  6. Дополнительные обеды.
    Прогноз погоды в Грузии




Это наш отель в Тбилиси.





Для тех, кто едет в Батуми:

Прогноз погоды в Батуми

Апартаменты в Батуми на берегу моря, в которых мы живем:





Если вы едете в паломничество в Грузию, то эта информация для вас:

  • Виза для граждан РФ не нужна. Нужен только зарубежный паспорт со сроком действия не менее еще 3 месяцев к началу поездки.

  • Увы, лицам, имеющим в паспорте какие-либо отметки, свидетельствующие о посещении Абхазии или Южной Осетии, будет отказано во въезде в Грузию.

  • Грузины - народ крайне приветливый и доброжелательный, живущий традициями христианства. Воровства и карманников практически нет. В Батуми машины не закрывают на замок. Однако, часто грузины воспринимают русских как более расчетливых и холодных людей, чем они сами. Слова «гамарджоба» - «здравствуйте» и «матлоба» - «спасибо» помогут Вам при первой встрече.

  • Старайтесь в разговоре с местными жителями не затрагивать больных тем – о войне с Абхазией и Осетией. Также взгляды жителей Грузии на отношения России и Украины могут не совпадать в вашей точкой зрения.

  • На территории Грузии распространены различные виды общественного транспорта: автобусы, микроавтобусы, такси, в Тбилиси есть метро.

    Стоимость проезда составляет 50 тетри (около 0.25$). Они останавливаются на специальных остановках и работают с 7.00 до 24.00 по графику.

    Маршрутные такси – с фиксированной стоимостью проезда 80 тетри (0.3$) и остановками в нужных Вам местах с 7.00 до 24.00. Достаточно поднять руку, чтобы маршрутное такси остановилось.

    Вы можете воспользоваться такси, которое по европейским меркам стоит совсем недорого. В дневное время средняя стоимость такси в пределах центра города и в не отдаленные районы будет стоить около 5 лари (3$).

    В Тбилиси Вы можете воспользоваться метро, которое включает в себя две линии, 21 станцию и одну станцию пересадок. Стоимость проезда составляет 50 тетри (около 0.25$).

  • Все виды телефонной связи платные. Вы можете звонить из отеля или приобрести сим-карту одного из местных операторов связи. Крупными операторами связи в Грузии являются Magti, Beeline и Geocell. Телефонные карточки для пополнения баланса номеров местных операторов связи продаются в большинстве магазинов и супермаркетов.

  • Национальная валюта Грузии – Лари (GEL) (1 лари=100 тетри). Вы можете обменять валюту как в специальных обменных пунктах, так и в банках. Советуем иметь при себе наличные деньги – это более распространенный метод оплаты. Кредитные карты VISA, Eurocard/Mastercard, принимаются преимущественно во всех крупных гостиницах и супермаркетах. Доллар более выгоден по курсу к лари, чем рубль. Банки работают только с пн по пт с 9.30 до 17.30.

    Посетив грузинский ресторан очень советуем вам не пропустить дегустацию блюд, являющимися визитной карточкой грузинской кулинарии, а именно: шашлык, хинкали, чкмерули (цыпленок в чесночном соусе), чакапули (козленок в белом вине), оджахури (жаренная картошка со свининой), гоми (кукурузная каша) рекомендуем это блюдо есть с сыром сулгуни, кебаб (отбивное мясо на шампуре), сациви (куриный суп с орехами), баклажаны с орехами, аджапсадали (овощное рагу) и многие др.

  • Записки в храмах можно подавать на русском языке. Чаще всего священники русский язык знают. В Мцхете, в храме Светицховели можно подать сорокоусты на пожертвование.

  • Не забудьте взять с собой необходимые для вас лекарства, удобную обувь, зонтик или дождевик,подарки для монастырей и храмов (конфеты, календари с видами Петербурга, фильмы о святых и подвижниках, иконы петербургских святых, святыни (масло, св. вода) от петербургских святых, купальник, средство от солнечных ожогов. Не берите, пожалуйста с собой большие чемоданы -обходитесь малым количеством вещей.

Четыре места на Земле Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство. Это Ее земные жребии, или земные уделы, — Иверия, Афон, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра и Дивеево.

В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест — и ни одного из жителей их не допустит до погибели».

ИВЕРИЯ

По вознесении Господа апостолы в Сионской горнице бросили жребий: кому в какую страну идти проповедовать Евангелие. Богоматерь сказала, что и Она желает принять вместе с апостолами жребий и иметь страну, которую изволит дать Ей Сам Бог. Жребий пал на Иверию. Пречистая Богородица с радостью приняла Свой жребий и тотчас, по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, хотела идти в Иверскую страну, чтобы проповедовать там слово Божие, но Ангел Божий сказал Ей: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог». Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела: «Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

АФОН

В 48 году, Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, направилась на Кипр, где епископом в то время был воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь. Во время морского путешествия они попали в бурю и, спасаясь от непогоды, пристали к берегу Афонской горы, в том месте, где впоследствии была основана Иверская обитель.

Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места и с благоговением встреченная жителями, обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», — сказала Пречистая.

Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».

СВЯТО-УСПЕНСКАЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

В первой половине XI века на Афоне, возле монастыря Эсфигмен, подвизался и принял постриг выходец из Киевской Руси монах Антоний, будущий великий преподобный. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину. В напутствие ему игумен сказал такие слова: «Иди обратно в русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой горы!» Антоний прибыл с Афона в 1013 году. Он ископал пещеру в горе около селения Берестово, но через некоторое время возвратился на Афон. После утверждения в 1019 году на великокняжеском престоле в Киеве Ярослава Мудрого игумену Феоктисту в афонском монастыре Эсфигмен вновь было Божественное откровение о том, что необходимо послать монаха Антония в Русскую землю. Игумен призвал к себе Антония и сказал: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году Антоний вернулся на Русь и поселился в пещере на берегу Днепра, близ города Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. К нему стали приходить христиане за благословением и советом. Некоторые из них постриглись в монахи. Так создалась великая Киево-Печерская лавра — Третий Удел Пресвятой Богородицы. Произошло это около 1051 года в правление великого князя Ярослава Мудрого.

Первоначально молитвенная жизнь монастыря сосредотачивалась в пещерах, где помещались и церковь, и трапезная с кельями. Но когда число братии умножилось, в пещерной церковке стало слишком тесно. Тогда преподобный Антоний благословил постройку деревянной церкви на горе. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

ДИВЕЕВО

Начало Дивеевской общины ознаменовано чудесным участием Матери Божией. Урожденная дворянка Нижегородской губернии Агафия Семеновна Белокопытова вышла замуж за подпоручика Мельгунова, богатого помещика, владевшего имениями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях. Вскоре она овдовела, оставшись с младенцем-девочкой. Желая сохранить в чистоте свое вдовство, Агафия Семеновна оставила мир и посвятила себя иноческой жизни в киевском Флоровском монастыре. Однажды после полунощной молитвы Агафия Семеновна сподобилась в тонком видении увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»

Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России...— сказала Пресвятая Богородица матушке Александре.— И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

Четыре места на Земле Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство. Это Ее земные жребии, или земные уделы, — Иверия, Афон, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра и Дивеево.

В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест — и ни одного из жителей их не допустит до погибели».

ИВЕРИЯ

По вознесении Господа апостолы в Сионской горнице бросили жребий: кому в какую страну идти проповедовать Евангелие. Богоматерь сказала, что и Она желает принять вместе с апостолами жребий и иметь страну, которую изволит дать Ей Сам Бог. Жребий пал на Иверию. Пречистая Богородица с радостью приняла Свой жребий и тотчас, по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, хотела идти в Иверскую страну, чтобы проповедовать там слово Божие, но Ангел Божий сказал Ей: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог». Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела: «Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

АФОН

В 48 году, Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, направилась на Кипр, где епископом в то время был воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь. Во время морского путешествия они попали в бурю и, спасаясь от непогоды, пристали к берегу Афонской горы, в том месте, где впоследствии была основана Иверская обитель.

Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места и с благоговением встреченная жителями, обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», — сказала Пречистая.

Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».

СВЯТО-УСПЕНСКАЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

В первой половине XI века на Афоне, возле монастыря Эсфигмен, подвизался и принял постриг выходец из Киевской Руси монах Антоний, будущий великий преподобный. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину. В напутствие ему игумен сказал такие слова: «Иди обратно в русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой горы!» Антоний прибыл с Афона в 1013 году. Он ископал пещеру в горе около селения Берестово, но через некоторое время возвратился на Афон. После утверждения в 1019 году на великокняжеском престоле в Киеве Ярослава Мудрого игумену Феоктисту в афонском монастыре Эсфигмен вновь было Божественное откровение о том, что необходимо послать монаха Антония в Русскую землю. Игумен призвал к себе Антония и сказал: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году Антоний вернулся на Русь и поселился в пещере на берегу Днепра, близ города Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. К нему стали приходить христиане за благословением и советом. Некоторые из них постриглись в монахи. Так создалась великая Киево-Печерская лавра — Третий Удел Пресвятой Богородицы. Произошло это около 1051 года в правление великого князя Ярослава Мудрого.

Первоначально молитвенная жизнь монастыря сосредотачивалась в пещерах, где помещались и церковь, и трапезная с кельями. Но когда число братии умножилось, в пещерной церковке стало слишком тесно. Тогда преподобный Антоний благословил постройку деревянной церкви на горе. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

ДИВЕЕВО

Начало Дивеевской общины ознаменовано чудесным участием Матери Божией. Урожденная дворянка Нижегородской губернии Агафия Семеновна Белокопытова вышла замуж за подпоручика Мельгунова, богатого помещика, владевшего имениями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях. Вскоре она овдовела, оставшись с младенцем-девочкой. Желая сохранить в чистоте свое вдовство, Агафия Семеновна оставила мир и посвятила себя иноческой жизни в киевском Флоровском монастыре. Однажды после полунощной молитвы Агафия Семеновна сподобилась в тонком видении увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»

Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России...— сказала Пресвятая Богородица матушке Александре.— И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

Первый удел Богородицы на Земле

Древняя Иверия, нынешняя Грузия, — первый удел Божией Матери на Земле. После Вознесения Господа Иисуса Христа апостолы собрались в Сионской Горнице, где было установлено таинство Причащения, и бросали жребий: в какую страну каждый из них пойдет. Пресвятая Богородица пожелала принять участие в Евангельской проповеди, Ее жребием стала Иверия…

Однако Господь, пообещав, что не отвергнет жребия Ее и не оставит народа Ее без участия в Небесном благе, повелел Своей Матери отправить туда Ее нерукотворный образ, а на проповедь благословить святаго апостола Андрея Первозванного. По преданию, апостол Андрей трижды проповедовал в Иверии, просветив многие ее города и селения, он основал тут епископскую кафедру, рукоположил епископа, иереев и диаконов.

Распространение Христианства в Иверии

В городе Ацкури, близ современного города Ахалцихе, апостол воскресил умершего накануне его прихода сына вдовы. Став свидетелями этого чуда, жители той местности приняли Крещение. Именно здесь апостол Андрей оставил нерукотворную икону Пресвятой Богородицы, которую по названию этих мест с тех пор именуют Ацкурской, ее память и ныне совершается 28 августа по н. ст.

Известно, что в Иверии благовествовали и святые апостолы Матфий, который погребен здесь в Апсаре — ныне Гонио близ Батуми, и Симон Кананит, упокоенный в Никопсии. Также древнейшие источники упоминают о проповеди в Восточной Грузии святых апостолов Варфоломея и Фаддея. Но о Воплотившемся Мессии на этой благословенной земле узнали даже раньше апостольской проповеди. Первоглашатаями благой вести в Иверии были мцхетские иудеи, пришедшие сюда еще в ветхозаветные времена после взятия Навуходоносором II Иерусалима (597 г. до Р. Х.) и поселившиеся в Мцхете, где они уже в начале новой эры говорили о Рождестве Бого-младенца.

Первая грузинская святая

Мцхетского раввина Элиоза, тот самый первосвященник Анна, в 30-м г. I в. упрашивал в письме прибыть в Иерусалим для участия в суде над Иисусом Христом. Мать Элиоза, происходившая из рода первосвященника Илии, умоляла сына не принимать участия «в крови Христа». Согласно преданию, эта верующая иудейка услышала стук молотка, когда забивали гвозди в руки Спасителя мира, и в тот самый миг умерла со словами: «Прощай отныне, царство еврейское, убившее пришедшего во плоти Спасителя и сделавшееся врагом Бога-Создателя».

По просьбе своей сестры также, как и мать верующей во Спаса, Сидонии Элиоз выкупил Хитон Господень у воина, которому по брошенному у Креста жребию он достался (см. пророчество Пс. 21:19), и привез в Мцхету. Услышав рассказ о смерти Христовой, и взяв святыню, Сидония прижала ее к себе и предала Господу душу. Хитон так и не смогли забрать из рук этой первой грузинской святой, и она была погребена вместе с ним. На месте упокоения святой Сидонии вырос чудотворный кедр. До времени прихода в Иверию главной проповедницы святой равноапостольной Нины это место оставалось тайным...

Мученики грузинской земли

О том, что в Древней Иверии еще в I-III веках после Рождества Христова существовали христианские общины, свидетельствуют данные археологии и топонимики. Уже во II веке н.э. в летописях среди христианских народов упоминаются иверы — грузины. Хотя в это время христиане здесь подвергались гонениям: в начале II века мученическую кончину принял святой Сухий и 16 его воинов-сподвижников из знатных грузинских семей. Их память празднуется 28 апреля. Все они в свое время были вельможами, но узнав о Христе и приняв Крещение, оставили полную услаждений жизнь при дворе и, уединившись для молитвы в горах, стали аскетами. А царь-язычник не потерпел такого посрамления своего образа жизни, и все подвижники были зверски убиты.

Мученичество вообще красной нитью проходит через всю грузинскую историю. Причем для иверов исповедание Христа испокон веков отождествлялось с борьбой за самобытность народа, а позже и за его государственность.

Когда в 1226 г. хорезм-шах Джалал-ед-дин захватил столицу Грузии Тбилиси, он повелел снять купол на Сионском соборе Успения Божией Матери и поставил туда свой трон. На мост положили иконы Спаса и Пресвятой Богородицы. Тбилисцам было приказано пройти по ним, оскверняя образы плевками. Тем, кто отказывался, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси навечно украсили себя мученическими венцами. Их память совершается 13 ноября.

В 1386 году Тамерлан, захватив Квабтахевский монастырь, желая надругаться и унизить невест Христовых, заставлял их петь и плясать. За отказ мученицы вместе с другими жителями разорённой завоевателем Грузии были заживо сожжены в соборном храме Пресвятой Богородицы. Память квабтахевских мучеников отмечается 23 апреля.

В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученическую смерть только что отпраздновавшие Воскресение Христово, испросив у палачей завершить пасхальное Богослужение, 6000 монахов Давид-Гареджийского монастыря. Их память, как и квабтахевских мучеников, празднуется 23 апреля. Двое из них поначалу спрятались, но увидев, какой благодатью Господь покрывает мученический подвиг, сами выскочили из своих укрытий навстречу торжеству мученической кончины за Христа. Разве не говорили они друг другу и палачам перед отшествием ко Господу: Христос Воскресе!

Считается, что русскому народу, не знавшему на протяжении всей своей христианской истории сильных гонений, была попущена Голгофа в XX век. Оттого-то в Грузии репрессии в советские годы хоть и были, но не столь лютые. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, возглавляющий Грузинскую православную церковь с 1977 г., даже назвал как-то тбилисский храм святаго благоверного князя Александра Невского «филиалом Глинской пустыни» — именно здесь подвизались после неоднократного закрытия в богоборческие годы этой прославленной обители ее старцы.

В Тбилиси многие из них и упокоены — это и прославленные ныне в лике преподобных: митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим, схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов), а также тот, чьего прославления ждет весь православный народ, — схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Горячо любим русским, как и грузинским, народом и собственно грузинский юродивый архимандрит наших времен — преподобный Гавриил (Ургебадзе).

Паломничество в места подвигов и на могилы этих любимейших православными святых наших дней — особое благословение тем, кто сам хотел бы унаследовать хоть частичку их подвижнического духа, также, как они унаследовали его у своих предшественников. Эта облагодатствованная обетованиями Божиими и покровительством Самой Пресвятой Девы Марии страна и не могла в своей ответной любви к Богу явить меньшие плоды подвига и самоотречения: на протяжении веков и вплоть до наших дней.

Святая Нина — покровительница Иверии

Повсеместным христианство в Иверии становится с IV века, когда сюда прибыла юная уроженка Каппадокии Нина. Ее родители полностью посвятили себя служению Церкви, а девочка воспитывалась благочестивой старицей Ниофорой. Еще с детства наслышав о Хитоне Господнем, хранящемся в Мцхете, маленькая хриcтианка горела желанием поклониться святыне. Прежде чем она здесь оказалась, во сне ей явилась Божия Матерь и, вручив крест из виноградной лозы, благословила на проповедь в Своем уделе — в Иверии. Проснувшись, Нина перевязала крест прядью своих волос, что символизировало согласие и посвящение своей жизни на вверенное служение. «Крест святой Нино», отличающийся несколько опущенными вниз сторонами перекладины, стал символом Грузинской православной церкви. Божия Матерь хранила девушку-апостола. По пути в Иверию Нина избежала множества опасностей. Ее спутницы были жестоко замучены слугами римского императора-изверга Диоклетиана.

Прибыв в Грузию, Нина поселилась у северной границы города Мцхеты, устроив себе в ежевичнике шалашик. Сейчас здесь расположен женский монастырь Самтавро, а рядом с, до сих пор растущим ежевичным кустом, выстроена маленькая церковь святой Нины. Здесь она исцеляла и проповедовала.

Однажды к ней пришла сама царица Нана, и равноапостольная ее исцелила от тяжелого недуга. Та обо всем рассказала мужу, а царь поначалу даже вознамерился было убить целительницу, посмевшую обращать его народ к другой вере, но тут же ослеп, стал тщетно молиться своим языческим божкам, а потом воззвал к «Богу Нино», обещая в случае спасения принять христианство, и в тот же момент прозрел. Это прославленный в лике святых, как и его уверовавшая супруга, царь Мириан. Он в присутствии святой Нины исповедал Христа и отправил письмо о желании принять Крещение святой царице Елене и ее сыну святому императору Константину Великому.

Так, в Иверию были делегированы епископ Иоанн, священник Иаков и диакон, чье имя история не сохранила. Сначала были крещены царь и его двор, а затем у слияния рек Арагви и Кура был окрещен весь народ. Произошло это в 326 г. Доныне 1 октября Грузинская православная церковь отмечает Светицховлоба — ежегодно в этот день Святейший и Блаженнейший Илия II совершает в водах Арагви и Куры массовое Крещение.

Память равноапостольной Нины празднуется в Иверии дважды в год 27 января и 1 июня — эти дни почитаются как великие праздники. По ее благословению на горах, где раньше стояли языческие идолы, были воздвигнуты кресты: в Мцхете, где позже на этом месте был выстроен храм Джвари, а также на горе Тхоти, это место обращения царя Мириана, и в городе Уджарма.

Полюбили грузины и двоюродного брата равноапостольной Нины — святаго Георгия Победоносца. На всех европейских языках Грузия именуется Георгией. Предание говорит, что раньше на всех холмах Иверии стояла ему церковь или часовенька. А сколько в Грузии этих освященных возвышенностей, с которых открываются захватывающие дух и преисполняющие сердце славословием Творца виды, Вы узнаете уже на месте, посетив эту святую страну… Паломнический центр «Древняя Иверия» с радостью поможет в организации вашего путешествия!

ФИЛЬМ. ПРАВОСЛАВИЕ В ГРУЗИИ

Древнее христианское предание сообщает: когда воскресший Иисус послал апостолов проповедывать Евангелие всем народам, то они собрались, чтобы бросить жребий, кому куда идти. Бывшая с ними Мария, мать Иисуса, потребовала, чтобы и она приняла участие в метании жребия: ей выпала страна под названием «Иверия» (1).

Идти самой на проповедь апостолы ее не пустили, но сказали: избери кого-нибудь из нас, чтобы он пошел вместо тебя, сверх собственного жребия. Ее избранником оказался Симон Кананит (Зилот), видимо, ее родственник, в свое время пригласивший ее вместе с Иисусом на свою свадьбу в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11). Завершив проповедь в своем уделе (у бриттов) он пришел в удел Богородицы, где и претерпел мученическую кончину.

Об очень раннем появлении христианства в Иверии пишет св. Ириней Лионский (130-202гг.); о «громадном значении» этого свидетельства говорит М.Э.Поснов (2) .

В начале 19в. преподобному Серафиму Саровскому в откровении дается напоминание о том, что «первый удел Богородицы на земле – Иверия» (второй – старый Афон, третий – Киево-Печерская лавра и четвертый – будущая Серафимо-Дивеевская женская лавра).

Что же это за страна – Иверия?
Сейчас так называют Грузию, и там существует предание, что Богородица, явившись во сне св. Нине, послала ее в Мцхету на проповедь (315-340 гг.), тем самым подтверждая, что Грузия – Ее удел. Впрочем, академик Марр (3) считал эту версию нереальной и доказывал, что св.Нина проповедывала в районе Кутаиса; во внутреннюю же Грузию христианство проникло позже через Армению.

Однако в апостольские времена центральная и восточная Грузия входила в состав враждебного Риму Парфянского царства, и с любого апостола там немедленно содрали бы кожу как с римского лазутчика. Доступным для христианской проповеди было только побережье Черного моря, находившееся под контролем Рима. Во всяком случае, в таких оживленных торговых центрах, как Питиунт (Пицунда) и Себастополис (Сухум) стояли римские гарнизоны.

Именно на эту страну (нынешнюю Абхазию) и выпал жребий Марии, здесь проповедывал Симон Кананит, место мученической кончины которого – Анакопия (Никопсия), нынешний Новый Афон. Здесь, у подножия Анакопийской (Иверской) горы на могиле Симона стоит старинный (много раз перестроенный) храм его имени. На вершине горы, в часовне, поставленной русскими монахами в конце 19 в., в алтарной апсиде помещены вырезанные из окрестных пещер камни с древними рисунками и надписями. Особенно примечательны изображения рыб: тайный знак христиан 2 века. Есть все основания предполагать, что община, созданная апостолом Симоном, пережила эпоху римских гонений. Тот факт, что на первом Вселенском Соборе в 325 г. принимал активное участие Питиунтский епископ, свидетельствует о глубокой укорененности христианства в Абхазии к этому времени.

Сама гора издавна считается «горой Богородицы» и с ней связан ряд замечательных местных преданий. Например: «Господь спрятал рай в земле и накрыл его Иверской горой». Еще: «под Иверской горой начинается подземный ход, который ведет прямо к Храмовой горе в Иерусалиме». Или вот такое пророчество: «приближается время, когда все истинное православие, которое останется на земле, соберется вокруг этой горы».

Тонкий намек на «удел Богородицы» содержится в раннехристианской легенде о том, что голубь принес к изголовью «усопшей» Марии оливковую веточку из «земного рая» (1). Но как доказывают авторы этой статьи в своей книге «Земля Адама» (4) библейский рай находился именно на территории нынешней Абхазии. [Изложение этой гипотезы см. Наука и Религия, 1999, №1]. (5)

Наконец, еще одна неожиданная параллель. В энциклопедии «Мифы народов мира»
(6) в статье «Абхазская мифология» известный историк и филолог Г.Дзидзария пишет нечто очень странное. По его словам, существует абхазское предание о том, что … «Бог происходит из семьи Х е ция». Это утверждение становится совершенно абсурдным, если учесть, что абхазы издревле веруют в единого, невидимого и всемогущего Бога. Есть, конечно, пророки, ангелы и даже русалки, но Бог есть Бог… При чем тут Хеция?

Мы спросили об этом у одного из современных представителей этого рода, профессионального историка. Он улыбнулся и сказал: Дзидзария все перепутал, из нашего рода происходит не Бог, а … Богородица.

Час от часу не легче!

Рыба - тайный знак христиан. Римские катакомбы III век.

Символика знака рыбы

Раннехристианские изображения в Ефесе

Начертание ИХТИУС на камне в Эфесе

Римское надгробие с рыбами

В связи со всем этим возникает вопрос: не скрывает ли предание о «метании жребия» какой-то намек на более глубокую и органичную связь Богородицы со своим земным уделом – Абхазией?
Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем небольшой экскурс в совсем другую эпоху – во времена … Геракла.

Древнегреческий миф о Геракле содержит одну странную географическую «неувязку». В поисках «яблок Гесперид» герой проходит мимо «седого Кавказа», освобождает прикованного Прометея, через страну амазонок приходит в Киммерию (район Тамани), где с помощью Атланта обретает искомые яблоки. До сих пор мифологическая топография вполне «логична», но вот назад он возвращается почему-то через … Египет!?
Как сказали бы абхазцы: «где Кавказ и где Египет»?
Многие комментаторы ломали голову, пытаясь разрешить этот парадокс.

Но есть одно удивительно простое и логичное решение.
Дело в том, что самоназвание древнего Египта – «Мыср» (в Библии – Мицраим). А в районе Пицунды есть священное абхазское урочище «Мыср а » (Мюссера). Вот через какой «Египет» возвращался Геракл: каким путем пришел, таким и ушел! Так что произошел нередкий в исторических легендах «филологический казус»: предание о Геракле было записано тогда, когда в памяти осталось только название местности, а где она находится, уже забыли. Зато про другой Мыср – а именно Египет, знали все… Отсюда и «геркулесовы столбы» оказались не на Босфоре или Керченском проливе, а на Гибралтаре, и прилегающий к ним океан стал называться «Атлантическим».

И нам пришло в голову: если однажды такая географическая путаница произошла, не могло ли это повториться еще раз?

Вот что говорит ангел, сразу после ухода волхвов явившись во сне Иосифу: «Возьми младенца и Матерь Его, и беги в Египет» (Мф. 2:13). Если вспомним, как тогда назывался Египет, то получается, что ангел сказал: «беги в Мыср».

А вдруг здесь опять имелся в виду абхазский Мыср? Тем более что никаких реальных признаков пребывания святого семейства в Египте нет: только цветистые восточные сказки. В повествовании Матфея нас всегда удивляло поведение волхвов: зная о злодейских намерениях Ирода, почему они просто не забрали святое семейство с собой? Может быть, в действительности так оно и было, и именно поэтому волхвы на обратном пути постарались избежать встречи с Иродом. Но чтобы в целях безопасности тщательно законспирировать этот факт, кто-то из близких пустил версию насчет «ангела» и «Египта». А потом ученики и сами поверили в эту легенду.

Если так, то приобретает решающее значение, откуда эти волхвы пришли.
У Матфея сказано: «С востока» (Мф. 2:1). И вот мы решили выяснить: а как это звучало на языке того времени: иврите (точнее, на близком к нему арамейском). Берем в руки современный обратный перевод Нового Завета с греческого на иврит и … испытываем настоящий шок!

«Страна востока» звучит на иврите (и на арамейском) как «Эрец Мизр а х »!!
Но это почти то же самое, что «страна Мыср». Причем толкование этого слова как «Египет» здесь исключается, потому что здесь оно означает именно «Восток», а Египет находится на юго-западе от Вифлеема.

Тут все ставится на место, хотя и весьма неожиданным образом.
Волхвы – это адамитские жрецы (4), которые получили пророчество о рождении Иисуса и пришли, чтобы спасти Его от опасности, забрать с собой в землю Адама и там приобщить к древней мудрости. «Звезда», которую они увидели «на востоке» («ва-мизрах», т.е. у себя в Мысра) и которая привела их к месту рождения Иисуса (Мф. 2:9) – это могла быть одна из «Аных»: так именуются световые явления Божественной силы, и поныне широко распространенные в святых местах Абхазии.

Святое семейство возвращается на родину после отстранения от власти в 7 гг. н.э. Архелая, наследника Ирода: «ибо умерли искавшие души младенца» (Мф. 2:20). Несомненно, что они сразу же по прибытии пришли на поклонение в Иерусалим. Если взять наиболее вероятную дату рождения Иисуса в 6 г. до н.э., то Ему в это время было 13 лет (Лк. 2:42), так что Он был уже совершеннолетним и вполне мог проповедывать в Храме (Лк. 2:46).

Теперь вернемся к загадочному преданию рода Хеция.

Возможно, события разворачивались следующим образом.
В самом Мыср а святому семейству оставаться было небезопасно – рядом был крупный город Питиунт с римским гарнизоном, так что ищейки Ирода, верного слуги и союзника римлян, могли напасть на след. Тогда абхазские жрецы переправили семью в удаленное глухое селение, где выдали их за родственников семьи Хеция – чтобы не было лишних вопросов. Надо полагать, что абхазский язык они к тому времени уже выучили, или, может быть, евреи в те времена просто считались одним из абхазских родов. И лишь позже стало известно, что это за «родственники». Так и родилось предание, что «Богородица – из рода Хеция»: ведь у абхазов приемное родство ставится выше кровного. Как раз за Иверской горой есть селение Анухва (Анхуа), что с абхазского можно перевести как «Удел Матери». Абхазские женщины рассказывали нам о нередких явлениях Богородицы Марии в этих местах. Ее особая любовь к этому месту вполне естественна: здесь прошли годы Ее юности, здесь прошло детство и отрочество Иисуса. Волнующая мысль для того, кто иногда бродит по тропинкам этого селения…

Если так, то становится понятным, почему в действительности эта земля стала уделом Богородицы, и почему Анакопийская гора считается Ее горой.

Правда, для религиозного сознания остается загадкой, почему все это до сих сохранялось в такой глубокой тайне. Встает также вопрос, с какой целью тайна начинает приоткрываться именно теперь. С научной же точки зрения мы имеем дело лишь с правдоподобной гипотезой. Ключ к доказательствам – информация, которую хранят древние рисунки и надписи, часть из которых была обнаружена на стенах многочисленных небольших пещер в этом районе. Но систематическим поиском и расшифровкой еще никто не занимался.
Богородица до времени хранит тайну Своей земли.

1. Сказания о земной жизни пресвятой Богородицы. М. 1990.

2. М.Э.Поснов. История Христианской Церкви, Брюссель. 1964, стр.78.

3. Н.Я.Марр. Исторический очерк Грузинской Церкви, 1906 г. Газ. «Русская Мысль», 1996, №4118.

4. Л.Регельсон, И.Хварцкия. Земля Адама. Сухум, 1997.

5. Е.Лазарев, Л.Регельсон, И.Хварцкия. Мы крещены сынами Ноя. Наука и Религия, 1999, №1.

6. Мифы народов мира. Издание 1-е, 1980. Г. Дзидзария, ст. Абхазская мифология.

Журнал Наука и Религия №3, 2008 г. под названием ГДЕ СПАСАЛОСЬ СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО? Лев Регельсон, Игорь Хварцкия

Добавление на Рождество 2013 г.:

Возникает естественный вопрос о том, на каком языке Иисус говорил, живя в Абхазии?

Ясно, что говорить по арамейски Его научили Иосиф и Мария. Вопрос в том, на каком языке они общались с абхазским окружением? Решение может заключаться в том, что в Абхазии тогда было достаточно много евреев рассеяния. Само семейство Хеция вполне могло быть двуязычным – весьма вероятно, что они были еврейскими родственниками Святого Семейства. То есть предание о родстве с Марией может быть вполне обоснованным. Глубинная связь с еврейством в Абхазии сохраняется до сих пор. Например, члены семейства Лейба считают себя ассимилированными евреями из колена Левит.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»