Логическое понятие в pdf читать.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

ВЛАДОС-ПРЕСС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова

Предисловие

О значении логики сказано немало в философской литературе. Однако чаще всего подчеркивается, что изучение логики необходимо для формирования культуры мышления. Авторы настаивают на более широком значении этой науки, считая, что знание форм и процедур мыслительной деятельности составляет по существу определенный аспект и основу той части философии, которую называют теорией познания или - точнее - научной эпистемологией. Формы и процедуры, а также общие закономерности процессов познания, которые выявляет логика, представляют собой основной «инструментарий» так называемого абстрактного мышления, составляющего наиболее существенный аспект теории научного познания.

Предлагаемая вниманию читателя книга появилась в результате значительной переработки учебника «Логика с элементами эпистемологии и научной методологии», который был написан авторами в 1994 г. и предназначался для студентов пединститутов. Учебник 1994 г. участвовал в конкурсе в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» (1992 г.) и был удостоен Почетной грамоты. Работа финансировалась по гранту фондом Дж. Сороса. Настоящий учебник адресован самому широкому кругу читателей - студентам вузов различных специальностей.

Овладение результатами логической науки является не только необходимым условием формирования культуры мышления, но также способствует развитию природных возможностей мыслительной деятельности человека, повышает его творческий потенциал. Несомненно, что понимание механизмов формирования научных знаний не может не способствовать рационализации процесса обучения и повышению эффективности усвоения достигнутых наукой результатов. К этому надо добавить, что при определенном понимании и соответствующем изложении логического материала изучение логики дает представление о самом процессе познания, в чем состоит ее важное философское значение.

Однако степень полезности изучения логики зависит от того, насколько соответствует критериям научности само изложение ее результатов в учебной литературе, а тем самым от способов ее преподавания. Существенно при этом выявление места и роли рассматриваемых логических приемов, форм и законов познания в составе самого процесса познания. При написании книги авторы

стремились рассматривать известные логические формы и приемы в контекстах познавательных процедур, считая, что только при таком подходе может быть выявлена их научно-методологическая значимость.

В учебнике рассматривается крут логических вопросов и проблем, который можно было бы охарактеризовать как практическую логику. Многие из этих проблем были выделены в процессе развития так называемой традиционной логики, однако, как правило, еще не разработаны теоретически.

Несмотря на то, что центральной проблемой логики всегда являлось изучение форм правильных умозаключений, что определяло ее как науку о законах и формах правильного мышления, не существовало даже критерия правильности выводов (умозаключений) в силу отсутствия понятия логического следования. Не существовало также понятия о том, что представляют собой законы логики. Аналогичная ситуация наблюдается и в других разделах традиционной логики: в области теории определения, аргументации, суждения. По существу здесь не было теории - имелось лишь описание узкого круга эмпирически выделенных форм выводов и форм мысли.

Все это породило у многих специалистов, особенно у представителей вновь возникшего в середине XIX века этапа развития логики - так называемой символической логики, отрицательное, неприязненное отношение к проблематике. Появилось даже противопоставление символической логики как современной формы логики традиционной.

Такое противопоставление отчетливо проявляется в современной учебной литературе. С одной стороны, есть множество учебников, особенно в нашей стране, посвященных всецело традиционной логике со всеми указанными ее недостатками. В лучшем случае авторы этих учебников ограничиваются лишь «включением элементов символической логики». Эти элементы оказываются просто инородными вкраплениями, никак не связанными с основной проблематикой и по существу во многом даже несовместимы с основным материалом. При этом часто вместо систем логики излагаются так называемые формально-логические построения - неинтерпретированные квазилогические системы с неизвестным предназначением. С другой стороны, особенно в странах Запада, содержание логики в учебниках и учебных пособиях зачастую целиком сводится к символической логике.

Однако ограничение учебников символической логикой, представляющей собой в основном теорию дедукции и некоторую методологию, связанную с особыми, специально построенными логическими формализованными языками, ведет к тому, что получаемые в рамках этих языков весьма важные сами по себе результаты оказываются недоступными широкому кругу ученых различных

областей науки. Эти результаты предназначены в основном узкому кругу специалистов-математиков и самих логиков. Вместе с тем обращение к символической логике и особенно использование ее формализованных языков приводит к выяснению именно тех основополагающих понятий, которых не хватало в традиционной логике. Здесь, например», выявляются такие особые формы мышления как предикаты, по существу то, что в традиционной логике называли признаками, составляющими содержание понятий. Однако теперь выясняется структурное многообразие таковых, возможность сравнения их, - как и самих понятий, - по информативности. Это поднимает саму теорию понятий на принципиально новый теоретический уровень. В рамках формализованных языков сформированы понятия логических форм мысли, отношения логического следования и законов логики и т. д.

Таким образом, мы исходим из того, что символическая логика имеет не только важное самостоятельное значение, но является также методологической основой, средством решения проблем традиционной логики, а также позволяет выявить многие новые аспекты познания философского-методологического характера. Однако существенен, в конце концов, перевод всех результатов философского и методологического характера для познания вообще на естественный язык. В силу этого именно они могут становиться достоянием широкого круга лиц, связанных с наукой и особенно с изучением процессов познания. Поэтому, излагая формализованные языки и теорию дедукции в языках этого рода, мы рассматриваем эти разделы не как самоцель, а как основу для теоретического осмысления и обоснования всех других логических форм и процедур, связанных, в основном, с естественным языком.

В ряде случаев в предлагаемой книге даны специфические - уточненные - трактовки известных результатов традиционной логики, а также новые результаты, касающиеся, например, правдоподобных выводов, аргументации, анализа самих формализованных языков и формализации в их рамках выводов и доказательств. Так, предлагается оригинальная «натуральная система исчисления предикатов», максимально приближенная, как нам кажется, к формам естественных рассуждений.

Связывая логику с вопросами теории познания и рассматривая ее как методологию научного познания, мы ввели в учебник новые разделы логико-эпистемического характера: «Язык как средство познания», «Типы объектов познания и их возможные характеристики», «Некоторые методы эмпирического и теоретического познания», в частности, раздел «Научное объяснение», важный для понимания законов науки.

Наряду с основным материалом, относящимся к обычным курсам логики, в книге имеются сведения (данные мелким шрифтом), представляющие более детальное и уточненное рассмотрение во-

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Термин «логика» в настоящее время употребляется в трех основных значениях. Во-первых, этим словом обозначают всякую необходимую закономерность во взаимосвязи объективных явлений. Выражения «логика фактов», «логика вещей», «логика исторического развития» и т. п. представляют типичные варианты употребления этого слова в таком значении. Во-вторых, словом «логика» обозначают закономерности в связях и в развитии мыслей. Традиционными выражениями здесь являются такие, как «логика рассуждения», «логика мышления» и т. д. Будем иметь в виду, что закономерности в связях и развитии мыслей являются опосредованным отражением объективных закономерностей. И наконец, логикой называют науку - определенную систему знаний, рассматривающую логику мышления. При этом логикой часто называют не только всю эту науку, но и отдельные ее разделы: модальная логика, неклассическая логика и др.

Мы знаем, например, что существует явление объективной действительности - отклонение кометы Галлея от заранее рассчитанной траектории. Очевидно, что это событие имеет свою объективную логику. Живет на Земле астроном, который рассуждает о причинах, последствиях этого отклонения. Его рассуждения по этому поводу составят логику мышления.

Логику же как науку может интересовать само это рассуждение с точки зрения того, какие мыслительные процедуры, какие логические операции используются, т. е. как рассуждает астроном, когда он размышляет об отклонении кометы Галлея? Вопрос «Как?» включает в себя главный логический компонент: правильно ли он рассуждает? Ответы на подобные вопросы дает ЛОГИКА.

тельности в сознании человека с помощью языка называют р а ц и о н а л ь н о й с т у п е н ь ю п о з н а н и я, и л и с т у - пенью абстрактного мышления, в отличие от чувственной ступени.

Употребление здесь слова «ступень» (или слова «уровень») весьма условно, поскольку в самом процессе чувственного отражения существенную роль играют уже имеющиеся знания. Кроме того, в процессе мышления, включая и самые высокие его уровни, человек постоянно опирается на чувственные образы, создаваемые нередко посредством воображения. Тем не менее, разделение познания на ступени имеет основание хотя бы в историческом плане, да и в каждом отдельном процессе познания, поскольку началом его познания является чувственный опыт.

Чувственные данные играют роль для нашего мышления, аналогичную той, которую играет пища для пищеварения. Отрицать существование чувственной ступени познания, как это делают некоторые философы, на том основании, что, дескать, сам процесс чувственного освоения предметов связан обычно с мыслительной деятельностью, - это все равно, что отрицать ступень (этап) приема пищи в процессе пищеварения только потому, что сам процесс пищеварения, например выделение слюны, желудочного сока, начинается до приема пищи, часто только при виде ее.

В связи с пищеварением всякий раз, конечно, приходит мысль об отбросах его деятельности... Но и при переработке чувственных данных мышление, «проверяя» их, также отбрасывает часто то, что в наших наблюдениях не соответствует реальности - вроде сходящихся к горизонту железнодорожных рельсов, преломленного в воде весла, погружающегося в море солнца и т. п. Продолжая аналогию между мышлением и пищеварением, в процессе которого, как известно, не только перерабатывается пища, но и усваиваются вещества, нужно отметить, что роль мышления состоит не только в переработке чувственных данных. Мышление наряду с ощущениями само является важным источником приобретения нового знания. При объяснении чувственно воспринимаемых явлений, например горения, кипения и т. п., за счет мышления выясняется их сущность; при этом вводятся в соответствующие теории недоступные органам чувств объекты: молекулы, атомы, поля и т. д. Мышление создает, как мы увидим далее, объек-

  • Введение 3
    • § 1. Марксистская философия о мышлении 3
    • § 2. Мышление и язык 4
    • § 3. Определение формальной логики 5
    • § 4. Логика и психология 9
    • § 5. Из истории логики 10
    • § 6. Практическое значение формальной логики 16
    • § 7. Структура формальной логики 19
  • Часть первая. ОБЩАЯ ЛОГИКА ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ 20
    • Глава I. Понятие 20
      • § 8. Об определении и структуре понятия 20
      • § 9. Основные методы образования понятий 26
      • § 10. Соотношение между содержанием и объемом понятия 26
      • § 11. Виды понятий 32
      • § 12. Формально-логические отношения между понятиями по содержанию и по объему 36
      • § 13. Обобщение и ограничение понятий........ З9
    • Глава II. Суждение 42
      • § 14. Сущность суждения и его строение 42
      • § 15. Суждение и предложение 46
      • § 16. Суждение и вопрос 48
      • § 17. Деление суждений по качеству и количеству 54
      • § 18. Объединенная классификация суждений по качеству и количеству 57
      • § 19. Распределенность терминов в категорических суждениях 58
      • § 20. Отношения между суждениями 61
      • § 21. Деление суждений по модальности 63
      • § 22. Сложные суждения 69
    • Глава III. Основные формально - логические законы 75
      • § 23. Общие замечания 75
      • § 24. Закон тождества 76
      • § 25. Закон противоречия 79
      • § 26. Закон исключенного третьего 81
      • § 27. Закон достаточного основания 84
    • Глава IV. Умозаключение 87
      • § 28. Определение умозаключения 87
      • § 29. Непосредственные умозаключения 89
      • § 30. Простой категорический силлогизм 98
      • § 31. Сокращенные, сложные и сложносокращенные категорические силлогизмы 111
      • § 32. Условные, разделительные и условно - разделительные силлогизмы 114
      • § 33. Индуктивные умозаключения 120
      • § 34. Аналогия 127
    • Глава V. Логические методы научного мышления 138
      • § 35. Методы классификации объектов исследования 138
      • § 36. Определение 147
      • § 37. Доказательство 156
      • § 38. Доказательство (продолжение: паралогизмы, софизмы и парадоксы) 168
      • § 39. Аксиоматический метод 174
      • § 40. Индуктивные методы установления причинной связи явлений 179
      • § 41. Гипотеза 185
      • § 42. Вероятностные методы в логике 192
  • Часть вторая. СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЛОГИКА 200
    • Глава I. Табличное построение логики высказываний 200
      • § 1. Высказывания и формы высказываний 200
      • § 2. Язык логики высказываний 203
      • § 3. Семантика логических знаков 208
      • § 4. Таблицы формул логики высказываний 214
      • § 5. Равносильные формулы 219
      • § б. Правило равносильной замены 224
      • § 7. Полные системы логических знаков 227
      • § 8. Закон двойственности 234
      • § 9. Тождественно - истинные и тождественно - ложные формулы 236
    • Глава II. Нормальные формы формул логики высказываний 241
      • § 10. Нормальная форма 241
      • § 11. Проблема разрешения 242
      • § 12. Конъюнктивная нормальная форма и совершенная конъюнктивная нормальная форма 246
      • § 13. Логическое следование и логические следствия 251
      • § 14. Сокращенная конъюнктивная нормальная форма 254
      • § 15. Дизъюнктивные нормальные формы 260
    • Глава III. Естественный вывод в логике высказываний 267
      • § 16. Понятия логического вывода 267
      • § 17. Производные правила 284
      • § 18. Чисто прямое доказательство 287
      • § 19. Слабое косвенное доказательство 291
      • § 20. Квазисильное косвенное доказательство 295
      • § 21. Сильное (классическое) косвенное доказательство 297
      • § 22. Полнота классического нечисления высказываний 302
      • § 23. Аксиоматическое представление логики высказываний 308
    • Глава IV. Формализованная силлогистика 322
    • Глава V. Естественный вывод в логике предикатов 330
    • Глава VI. Модальная логика 345

Учебник. — М.: Издательство Московского университета, 2014. — 336 с. — (Библиотека факультета политологии МГУ). — ISBN 978-5-19-010909-2.В систематизированном, дидактически выдержанном виде учебник раскрывает метод логики, основные формы мышления.
В учебнике при изложении курса логики учитывается специфика политологической специальности. Большой фактический материал учебника способствует более эффективному усвоению студентами теоретического содержания, а также логических приемов и правил.
Учебник рассчитан на студентов-политологов.Введение Предмет логики
Определение логики как науки
Формальные и содержательные правила рассуждения
Абстрактное мышление и его характерные особенности
Понятие формы мышления
Основные формально-логические законы
Истинность и формальная правильность рассужденияМышление и язык
Определение языка
Понятие знака. Виды знаков
Уровни семиотического анализа языкаФормализация как метод логики
Понятие формализации
Сравнительная характеристика естественного языка и формализованного
Структура формализованного языкаСемантический анализ выражений естественного языка
Понятие семантической категории
Характеристика дескриптивных терминов
Определение логических терминовЭлементы теории имен
Имя, смысл, значение
Виды имен
Принципы отношения именованияФункциональный анализ в логике
Понятие функции
Виды функцийИсторический характер логики как науки
Логика Древней Индии
Предшественники Аристотеля в Древней Греции
Логическое учение Аристотеля
Особенности логики стоиков
Особенности схоластической логики
Новаторские идеи логики Ф. Бэкона
Современная формальная логика — второй этап в развитии логики как наукиПонятие
Определение понятия
Характеристика предмета мысли, отображаемого в понятии
Языковые средства выражения понятия
Содержание понятия
Объем понятия. Элементы теории множеств
Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия
Виды понятий
Логические отношения между понятиями
Логические операции с понятиямиСуждение
Общая характеристика суждения
Суждение и предложение
Виды суждений. Атрибутивные суждения
Логические отношения между атрибутивными суждениями
Истолкование атрибутивных суждений в языке логики предикатов
Суждения об отношении
Суждения существования
Модальные суждения
Вопрос
Виды сложных суждений
Выражение сложных суждений языком логики высказываний
Логические отношения между сложными суждениямиУмозаключение
Общая характеристика умозаключения
Заключения логики суждений
Заключения из категорических суждений
Недедуктивные умозаключенияАргументация
Понятие доказательства. Структура доказательства
Виды доказательства
Опровержение
Правила доказательства и опроверженияЛитература

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»