Вооружение бмд 1. Бмд - боевые машины десанта

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

С момента зарождения воздушно-десантных войск мысль конструкторов занимала проблема создания для них эффективного вооружения и военной техники. Опыт второй мировой войны показал, что «крылатая пехота» по своей защищенности, огневой мощи и подвижности не должна уступать пехоте наземной. Однако решение этой проблемы в первые годы создания воздушно-десантных войск сдерживалось уровней развития военно-транспортной авиации, как средства их доставки к месту высадки. С появлением специально созданных военно-транспортных самолетов Ан-8 и АН-12 и новых направлений развития военно-теоретической мысли, возросшими возможностями промышленности появились материально-технические предпосылки для создания образцов вооружения и техники, способных десантироваться не только посадочным, но и парашютным способами.

Работы по созданию первой в мире БМД были начаты конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода в 1965 году. Конструкторам предстояло создать высокоскоростную, легкобронированную, гусеничную, плавающую, авиадесантируемую боевую машину с боевыми возможностями сухопутной БМП-1. В 1969 году такая машина была создана, принята на вооружение Советской Армии и запущена в серийное производство на Волгоградском тракторном заводе под обозначением БМД-1. В настоящее время, кроме воздушно-десантных войск России и некоторых других стран СНГ, эта машина состоит на вооружении Индии и Ирака.

БМД построена по классической для танков, но необычной для боевых машин пехоты конструктивной схеме: боевое отделение находится в средней части корпуса, а моторно-трансмиссионное — в кормовой. Корпус сварен из относительно тонких броневых плит - впервые в практике советского машиностроения была применена алюминиевая броня. Это позволило значительно облегчить машину, но за счет защищенности заброневого пространства.

Броня защищает экипаж только от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Верхняя лобовая плита очень сильно отклонена от вертикали - на 78", зато угол наклона нижней значительно меньше и составляет всего 50". Такое решение продиктовано стремлением увеличить объем внутреннего пространства, а также плавучесть машины. Волноотражательный щиток, лежащий при движении по суше на передней лобовой плите, служит дополнительной защитой.

В передней части корпуса по оси машины расположено рабочее место механика-водителя. Для входа и выхода из машины он имеет индивидуальный люк, крышка которого приподнимается и сдвигается вправо. В процессе вождения машины механик-водитель может наблюдать за местностью в секторе 60° с помощью трех перископов. Слева от механика-водителя располагается место командира БМД, который попадает в машину и выходит из нее также через свой люк. Для наблюдения за местностью он располагает оптическим прибором кругового обзора и одним перископом. Связь с вышестоящим командованием поддерживается с помощью радиостанции Р-123.

С правой стороны от механика-водителя находится место стрелка, который обслуживает два пулемета калибра 7,62 мм, установленных в шаровых установках по обе стороны носовой части БМД и по этой причине имеющих ограниченные углы обстрела.

В средней части корпуса размещается боевое отделение с одноместной башней. Башня изготавливается комбинированным способом: основная ее часть выполняется методом литья, после чего к ней привариваются остальные фрагменты. Внутри башни размещается сиденье наводчика. Он обслуживает полуавтоматическую гладкоствольную пушку 2А28 калибра 73 мм и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ. Боекомплект к пушке - 40 выстрелов находятся в магазине, расположенном по окружности башни, как и в БМП-1. Стрельба из пушки ведется кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Поскольку одним из важнейших требовании к машине был ее малый вес, конструкторам пришлось упростить (по сравнению с БМП) автомат заряжания. Транспортер доставлял снаряд выбранный наводчиком в точку заряжания после чего наводчик должен был вручную перенести его и вставить в казенник. Одновременное решение таких задач как поиск целей наведение орудия его заряжание и ведение огня проблема довольно сложная для одного человека поэтому психофизические данные наводчика заметно ухудшались в зависимости от продолжительности ведения боевых действии и количества произведенных выстрелов. Вооружение башни дополняла пусковая установка для запуска противотанковых управляемых реактивных снарядов 9М14М "Малютка". Помимо одного ПТУРСа на пусковой установке в машине перевозились еще два. Пусковая установка ПТУРСы приборы управления и наконец способ их установки на БМД точно такие же как и на БМП

Как и на БМП-1 вооружение башни не стабилизировано. Наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществляется с помощью полностью электрических приводов. В случае их выхода из строя наводчик может использовать ручной привод.

Для наблюдения за местностью и ведения огня наводчик имеет в своем распоряжении монокулярный перископический прицел-дальномер 1ПН22М1. Окно этого прибора расположено с левой стороны башни перед люком наводчика. Прицел-дальномер может работать в двух режимах дневном и ночном. Ведение наблюдения в темное время суток обеспечивает активный прибор ночного видения (прожектор находится на башне справа от пушки). В зависимости от погодных условии максимальный предел видимости колеблется от 400 м до 900 м. В окуляре нанесена шкала дальномера базой для которой принята высота цели равная 27м.

Средства связи и навигация

На линейных БМД-1 для внешней связи установлена радиостанция Р-123, а с середины 1973 года - её модернизированный вариант Р-123М «Магнолия» . Радиостанция установлена слева в лобовой оконечности отделения управления и обслуживается командиром машины. Р-123М представляет собой коротковолновую ламповую радиостанцию трансиверной схемы с частотной модуляцией, обеспечивающую телефонную связь всимплексном режиме. Радиостанция имеет рабочий диапазон 20-51,5 МГц, состоящий из 1261 фиксированной частоты с шагом 25 кГц, четыре из которых, настроенные предварительно, могут переключаться одной манипуляцией оператора, после чего радиостанция обеспечивает беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ведение связи. Работа радиостанции в БМД осуществляется на 4-метровую штыревую антенну, обеспечивая дальность связи с однотипной радиостанцией на дальности до 28 км, в движении по среднепересечённой местности со скоростью до 40 км/ч - до 20 км, при включённом подавителе шумов - до 13 км. При выходе из строя основной антенны, связь может осуществляться через аварийную антенну, представляющую собой кусок изолированного провода длиной 3 м, дальность связи при помощи которой ограничивается 4 км, либо 1 км, если вторая радиостанция также работает на аварийную антенну.

БМД-1К оборудованы второй радиостанцией Р-123 или Р-123М, установленной в левом подкрылке корпуса, работу с которой осуществлял командир или левый стрелок-автоматчик, антенным фильтром для обеспечения одновременной работы двух радиостанций на одну антенну, а также выносной радиостанцией Р-105М. Р-105М представляет собой ранцевую носимую ультракоротковолновую ламповую радиостанцию трансиверной схемы с частотной модуляцией, обеспечивающую телефонную связь в симплексном режиме. Радиостанция имеет рабочий диапазон 36-46,1 МГц, состоящий из 405 фиксированных частот с шагом 25 кГц. Р-105М обеспечивает связь с однотипной радиостанцией при работе с места на комбинированную антенну высотой 2,7 м - до 8 км, на лучевую антенну направленного действия длиной 40 м, подвешенную на высоте 1 м над землёй, - до 15 км, на лучевую антенну, поднятую на высоту 5-6 м - до 25 км. Для обеспечения работы аппаратуры связи при выключенном двигателе, БМД-1К снабжена бензоэлектрическим агрегатом АБ-0,5-П/30 хранящимся в походном положении на месте сиденья стрелка-автоматчика, а в рабочем положении устанавливающимся на крыше моторно-трансмиссионного отделения.

На БМД-1П и БМД-1ПК с 1984 года вместо радиостанций Р-123М начал устанавливаться более современный комплекс средств связи «Абзац», состоящий из радиостанции Р-173 «Абзац-Р» и приёмника Р-173П «Абзац-П». Р-173 представляет собой ультракоротковолновую полупроводниковую аналогово-цифровую радиостанцию с частотной модуляцией телефонную связь в симплексном режиме. Радиостанция имеет рабочий диапазон 30-75,999 МГц с шагом сетки частот в 1 кГц. Число заранее подготовленных частот Р-173 увеличено до 10. При работе на стандартную штыревую антенну длиной 2 м, Р-173 обеспечивает дальность связи до 20 км в движении, бо́льшая дальность связи может обеспечиваться в диапазоне 30-52 МГц при работе на антенну длиной 3 м.

Для внутренней связи БМД-1 оборудована интегрированным с радиостанцией танковым переговорным устройством (ТПУ) Р-124 на пять абонентов, на БМД-1К ТПУ расширено до шестерых абонентов. Вместе с радиостанцией Р-173 на БМД-1П и БМД-1ПК с 1984 года устанавливалось модернизированное ТПУ Р-174 .

Двигатель и трансмиссия

На БМД-1 установлен V-образный 6-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели 5Д20-240 . Двигатель имеет рабочий объём 15 900 см³ и развивает максимальную мощность в 240 л.с.(176 кВт) при 2400 об/мин. Пуск двигателя на БМД-1 ранних выпусков производится при помощи основного электростартера или дублирующей системы воздухопуска; с введением в 1973 году компрессора с приводом от двигателя, система воздухопуска стала основной. Для облегчения пуска при низких температурах, двигатель снабжён включённым в систему охлаждения форсуночным подогревателем с электроприводом.

Двигатель работает на дизельном топливе марок ДЛ , ДЗ и ДА [сн 6] , топливная система включает в себя три бака общей ёмкостью 280 литров, расположенных в моторно-трансмиссионном отделении. Система воздухоочистки - двухступенчатая, с блоком циклонов в первой ступени, фильтрующими кассетами во второй и автоматическим эжекционным удалением пыли. Для повышения безопасности движения на плаву в систему воздухозабора двигателя включены два связанных клапана, обеспечивающих забор воздуха на плаву через среднее отделение. Двигатель имеет систему охлаждения эжекторного типа, обеспечивающую также вентиляцию моторно-трансмиссионного отделения и отсос пыли из системы воздухоочистки.

В состав трансмиссии БМД-1 входят:

  • однодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по асбесту);
  • четырёхступенчатая (4+1) механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерён и синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах, имеющая вал отбора мощности для привода водоходного движителя;
  • механизм поворота, состоящий из двух бортовых многодисковых фрикционов сухого трения (сталь по стали) с плавающими ленточными тормозами с чугунными накладками;
  • две одноступенчатые планетарные бортовые передачи;
  • редукторы водомётного движителя.

Изменениям трансмиссия БМД-1 в ходе серийного производства не подвергалась, за исключением замены с 1970 года однодискового главного фрикциона двухдисковым. Все приводы управления трансмиссией - механические. Главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота объединены с двигателем в одном силовом блоке.

Технические характеристики

Видео

В настоящее время тема обеспечения Воздушно-десантных войск бронетехникой горячо обсуждается и в Минобороны и военными экспертами. Однако тема эта, как представляется, заслуживает куда более внимательного отношения – и прежде всего в том, что касается судьбы БМД-4 и сопутствующих вопросов, относящихся к развитию вооружений для ВДВ.

НЕЗАСЛУЖЕННО ОБИЖЕННАЯ БМД

БМД-4 в принципе отвечает всем современным требованиям. Немного повторим: базовое шасси – БМД-3, вооружение – БМП-3. Напомним, что БМП-3 находится в производстве с 1979 года.

Перейдем к рассмотрению ТТХ машины. Всё рассматривать не будем, только выборочно, проблемные моменты в сравнении БМД-4 и БМД-2 (БТР-Д). Масса машины – более 13 тонн . Тут же возникает вопрос: а не много ли это? По всей видимости, масса запредельная. Например, масса БТР-Д – 8 тонн, Ил-76 способен транспортировать три единицы БТР-Д (БМД-2), а БМД-4 только одну. Опять вопрос: где взять столько самолетов? Ответа нет, как и нет такого количества самолетов.

Трансмиссия на машине гидромеханическая . Простая в управлении, но гораздо сложнее по устройству в отличие от механической трансмиссии БМД-2, отсюда и некоторые проблемы. В устройстве трансмиссии имеются три мощных фильтра для очистки масла и довольно много разных клапанов. В частности, применяются высококачественные ГСМ ТСЗп-8 (МГЕ-25Т), жёсткие требования на наличие влаги и всевозможных примесей, а также высокие требования к квалификации обслуживающего персонала – в частности, механика-водителя.

Вес трансмиссии БМД-4 более 600 кг, у БМД-2 более 200 кг, разница существенная. Ремонт трансмиссии БМД-4 производится только на заводе-изготовителе, у БМД-2 трансмиссию можно ремонтировать в полевых условиях.
Двигатель на БМД-4 того же семейства, что и на БМД-1, -2 и БТР-Д, только эти двигатели разные по мощности и массе, рассматривать их не будем. Недостаток один, опять же масса двигателя БМД-4 и габариты выше.

Вооружение БМД-4 аналогично БМП-3 : 100-мм пушка 2А70 и 30-мм пушка 2А72, система управления огнём (СУО) в принципе та же. Масса боекомплекта БМД-4 выше, чем масса боекомплекта БМД-2, а это, в свою очередь, вызывает проблему с обеспечением боеприпасами, требуется увеличение количества транспорта либо количества подач боеприпасов в сутки.

Машина 2С25 «Спрут» — 125-мм самоходная артиллерийская установка (САУ), по сути дела, та же БМД-3, только другое вооружение. «Спрут» снабжен 125-мм пушкой 2А75, аналог 125-мм танковой пушке 2А46 танка Т-72. Автомат заряжания пушки, по всей видимости, также позаимствован у Т-72. В целом комплекс вооружения давно проверен, надежен и нареканий не вызывает. Тем более танк Т-72 является самым продаваемым за рубеж и самым воюющим отечественным танком, другой рекламы и не надо. Но масса машины – 18 тонн, что уже явно чрезмерно для авиадесантной машины.

Да и вес 125-мм боеприпасов явно высок и несравним даже с боеприпасом «Ноны» и гаубицы Д-30 со всеми вытекающими от сюда последствиями. При этом по своим боевым качествам 120-мм ОФ снаряд «Ноны» превосходит 125-мм ОФ и сравним с боевым могуществом 152-мм ОФ гаубицы. Если наличие «Спрута» в Сухопутных войсках и морской пехоте необходимо, легко обосновать и исторически подтверждается, то присутствие такой тяжелой и габаритной машины в ВДВ непонятно . Ведь есть противотанковые ракетные комплексы (ПТРК), которые более всего подходят десантникам, к тому же в ВДВ была уже подобная машина АСУ-85, от неё в последствии отказались, хотя в целом десантники давали ей хорошую оценку – да вот весила она 15 тонн.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

На данный момент закупочная цена на БМД-4 и «Спрут» колеблется в пределах нескольких десятков миллионов рублей за одну машину. Это однозначно завышенная цена, причем в разы, и ни чем не обоснована, явно машины столько не стоят. В чём причина?
Для примера: на данный момент стоимость танка Т-90 находится на уровне 55–60 млн. рублей за одну машину в зависимости от комплектации. Нетрудно сделать вывод: при таких ценах ВДВ действительно будут на голодном пайке.

В начале шестидесятых годов командование воздушно-десантных войск потребовало от промышленности создать специализированную боевую машину. Боевая машина десанта (БМД) должна была иметь высокую подвижность и мощное вооружение. При этом главным качеством перспективной техники была возможность перевозки и десантирования с существующих военно-транспортных самолетов.


На этапе формирования требований к новой боевой машине нередко высказывались сомнения в самой возможности создания техники с подобными возможностями и минимальными габаритами. Тем не менее, командующий ВДВ генерал-полковник В.Ф. Маргелов смог убедить противников проекта в его необходимости. Согласно окончательным требованиям, новая БМД должна была иметь характеристики на уровне боевой машины пехоты БМП-1. Возможности самолетов Ан-12 сказались на требованиях к габаритам и весу машины. Так, боевой вес БМД с парашютной системой не должен был превышать 12 тонн.

В исследовательских работах по теме перспективной БМД были заняты несколько предприятий, в том числе Волгоградский тракторный завод. В 1964 году волгоградские инженеры закончили работу над двумя вариантами эскизного проекта боевой машины. Оба варианта разрабатывались в рамках одного проекта «Объект 915» и поэтому имели несколько общих черт. В двух вариантах проекта предусматривалось использование одного и того же двигателя, а также схожих компоновочных решений.

В двух эскизных проектах предлагалось разместить боевое отделение в средней части бронированного корпуса, а моторно-трансмиссионное – в корме. Различия в компоновке заключались в размещении экипажа и десанта. В первом варианте проекта три десантника располагались в передней части корпуса и могли использовать пулеметные установки. За местами трех десантников разместили боевое отделение, в котором предполагалось оборудовать рабочие места механика-водителя и командира-наводчика. Поскольку место механика-водителя перенесли во вращающуюся башню, его оборудовали специальным поворотным механизмом, предназначенным для сохранения положения вне зависимости от угла поворота башни. Подобные механизмы разрабатывались для некоторых предыдущих проектов легкой бронетехники. За боевым отделением удалось поместить еще два сиденья для десантников. Для посадки и высадки десант мог воспользоваться люками в крыше и корме корпуса.



Второй вариант проекта «Объект 915» был менее смелым в отношении примененных идей. Рабочее место механика-водителя поместили в носовой части корпуса. Слева от него предусмотрели сиденье командира, справа – десантника. Командир и десантник располагали пулеметными установками. В качестве комплекса вооружения второго варианта БМД использовали башню, заимствованную у БМП-1. Между боевым и моторно-трансмиссионным отделением поместили три сиденья для десантников. Набор люков в корпусе соответствовал первому варианту.

По результатам сравнения двух вариантов наиболее выгодным был признан первый. В апреле 1964 года был собран макет перспективной БМД «Объект 915» первого варианта, в котором механик-водитель располагался в боевом отделении. Несмотря на сравнительную сложность подобного расположения рабочего места водителя, в то время оно рассматривалось как удобное и перспективное техническое решение. В таком случае механик-водитель должен был следить за дорогой через перископические наблюдательные приборы, расположенные на крыше башни. Это положительно сказывалось на обзоре при движении как по суше, так и по воде. Тем не менее, были выявлены определенные проблемы психологического характера: привыкание к работе во вращающейся башне могло вызывать большие затруднения.

Сравнение высот танка ПТ-76 и полноразмерного макета БМД «Объект 915» (второй вариант) в положении при минимальном клиренсе, 1965 г

Строительство макета позволило определить плюсы и минусы новой компоновки, а затем доработать ее. В дальнейшем разработка проекта «Объект 915» велась путем развития первого эскизного проекта. Таким образом, в техническом проекте корпус перспективной БМД разделялся на три отсека. В передней части машины предусмотрели три сиденья для десанта, три пулеметные установки с пулеметами ПКТ, аккумуляторные батареи, стеллажи для коробок боекомплекта и части ЗИП. В средней части корпуса расположили боевое отделение с вращающейся башней. Слева от вооружения в башне поместили поворотную платформу с рабочим местом механика-водителя. Для наблюдения за обстановкой над платформой предусмотрели небольшую башенку с приборами ТНПО-170. Один из них можно было заменить прибором ночного видения ТВМ-26. Справа от вооружения в башне поместили сиденье командира и набор прицельного оборудования. Смотровые приборы командира были аналогичны приборам водителя. Там же, справа от вооружения, предусмотрели место для боеукладок орудия, пулемета и ракетного комплекса.

Сразу за боевым отделением, перед моторной перегородкой находились два сиденья для десантников и стеллажи для боекомплекта. Рядом с местами десантника находились шаровые установки для ведения огня из автоматов. Для посадки и высадки десантников в кормовом листе боевого отделения должен был находиться сравнительно крупный люк. В крышке люка также предусмотрели наблюдательный прибор и шаровую установку для стрельбы из автомата.

В кормовой части корпуса разместили дизельный двигатель УТД-20А мощностью 250 л.с. Примечательно, что двигатель для «Объекта 915» имел меньшую мощность в сравнении с базовым УТД-20, примененным на БМП-1. Перспективная боевая машина десанта получалась почти вдвое легче машины пехоты, что позволило выбрать двигатель меньшей мощности. 250-сильный дизель УТД-20А обеспечивал оптимальное соотношение удельной мощности и расхода топлива. Внутри корпуса удалось разместить несколько топливных баков общей емкостью 400 литров. Расчетный запас хода достигал 500 километров.

При разработке бронированного корпуса для БМД «Объект 915» волгоградские конструкторы применили наработки, полученные в ходе проекта экспериментального плавающего танка «Объект М906». Предполагалось широко использовать сплавы алюминия, которые позволяли снизить массу бронекорпуса до 1,5 тонны. Стальной корпус с аналогичным уровнем защиты получался на 500-550 кг тяжелее. Лобовые детали корпуса и башни новой машины десанта обеспечивали защиту от пуль калибра 14,5 мм при стрельбе с любой дистанции. Борт защищал экипаж и агрегаты от 7,62-мм пуль на расстоянии 400 м. Интересен тот факт, что одновременно с алюминиевым корпусом разрабатывался стальной. При массе около 2,5 тонн он обеспечивал больший уровень защиты.

Ходовая часть БМД «Объект 915» использовала регулируемую пневматическую подвеску. На каждом из бортов машины имелись шесть опорных катков с пневматической рессорой, гидравлическим амортизатором и ограничителем хода катка. Также на каждом борту БМД предусмотрели по три поддерживающих ролика, направляющее колесо с гидравлической системой натяжения гусеницы, а также ведущее колесо с цевочным зацеплением. Использование пневматической подвески позволило создать систему изменения клиренса. На рабочем месте механика-водителя предусмотрели пульт управления, при помощи которого он мог изменять клиренс в пределах от 100 до 450 мм и регулировать натяжение гусеницы.

В требованиях к проекту значилось пересечение водных преград вплавь. Герметичный корпус имел хороший запас плавучести (порядка 60%), что можно было использовать для перевозки дополнительного груза весом около 2 тонн. Для передвижения по воде в моторно-трансмиссионном отделении разместили два водомета. Расчеты показывали, что «Объект 915» сможет плавать со скоростью до 12 км/ч.

Для упрощения конструкторских работ боевую машину десанта «Объект 915» в первом варианте проекта оснастили башней, разработанной для легкого танка «Объект 911Б». В результате этого главным вооружением новой БМД стало гладкоствольное орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм. В одной установке с пушкой предполагалось монтировать пулемет ПКТ. На крыше башни предусмотрели пусковую установку противотанковых ракет комплекса 9М14 «Малютка». Таким образом, комплекс вооружений перспективной машины десанта полностью удовлетворял требованиям заказчика относительно унификации с БМП-1. Для наведения орудия и пулемета командир мог использовать комбинированный (дневной и ночной) прицел ПКБ-62. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +20°.

Три пулемета, размещенные в передней части корпуса, оснащались перископическими прицелами и перекрывали широкий сектор передней полусферы. Все три пулеметные установки позволяли вести огонь в горизонтальном секторе шириной 35°. Допустимые углы возвышения – от -3° до +15°. В проекте БМД «Объект 915» использовались пулеметные установки, разработанные в ходе предыдущего проекта боевой машины пехоты «Объект 914».

Боекомплект орудия 2А28 состоял из 40 активно-реактивных выстрелов, 27 из которых располагалось в механизированной укладке автомата заряжания. Последняя находилась в кормовой нише башни и состояла из 27 трубчатых контейнеров, соединенных в цепь. Электрические приводы по команде экипажа доводили на линию заряжания очередной контейнер и досылали выстрел в ствол орудия. Остальные 13 выстрелов предполагалось перевозить в укладках боевого отделения. В боевом отделении также удалось разместить укладки на 4000 пулеметных патронов, две ракеты комплекса «Малютка», 10 ручных гранат и сигнальный пистолет с боеприпасами.

На определенной стадии проекта конструкторы Волгоградского тракторного завода рассматривали иные варианты комплекса вооружений. Так, вместо орудия «Гром» предлагалось установить два 14,5-мм пулемета КПВТ и сохранить пусковую установку ракетного комплекса. Кроме того, предлагалось создать двухместную башню с автоматической пушкой калибра 30 мм, что было позже воплощено в проекте боевой машины пехоты БМП-2.

Развитие первого варианта проекта «Объект 915» привело к появлению новой смелой идеи. Конструкция этой боевой машины позволяла создать унифицированное шасси для военной техники различного назначения с боевой массой не более 10-12 тонн. Имеются сведения о создании эскизных проектов легкого танка, командно-штабной и санитарной машин, а также самоходной зенитной установки. В конце 1964 года началась сборка натурного макета второго варианта БМД, разработанного в рамках проекта «Объект 915».

Проект боевой машины десанта «Объект 915» выглядел многообещающе, но все же некоторые его нюансы не устраивали заказчика. Тем не менее, технический проект БМД, разработанный в 1964 году, определил направление дальнейшего развития этого класса техники. По результатам сравнения нескольких проектов министерство обороны выбрало Волгоградский тракторный завод в качестве разработчика новой боевой машины для десанта. В 1965 году стартовал проект, сохранивший старое обозначение. В ходе нового проекта «Объект 915» была создана боевая машина, принятая на вооружение под названием БМД-1.

По материалам сайтов:
http://dogswar.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://b-m-d.info/
http://arms-expo.ru/

БМД-1

Боевая машина десанта

БМД-1 стала первой в мире боевой десантной машиной, выбрасываемой с самолёта вместе с экипажем. С нашими десантниками БМД-1 прошла и Афган, и Чечню, и Южную Осетию. В последнем конфликте экипаж одной БМД-1 разгромил грузинскую воинскую колонну .

А начиналась история БМД-1 в те славные времена, когда наша страна была великой и могучей державой, контролировавшей едва ли не половину мира. Советскими воздушно-десантными войсками командовал тогда знаменитый Дядя Вася – Василий Филиппович Маргелов . Он неустанно боролся за превращение ВДВ из лёгкой пехоты в полноценный род войск, и постоянно требовал от государства новой специальной воздушно-десантной техники.
«Чтобы выполнять свою роль в современных операциях надо, чтобы наши соединения и части были высокоманёвренными, укрытыми бронёй, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемы, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления », – говорил генерал Маргелов . Именно Маргелов и создал концепцию БМД – боевой машины десанта. Он лично переговорил с руководителями различных КБ страны, ведущих работы по танковой тематике, убедив их заняться десантируемой боевой машиной.
По тактико-техническому заданию БМД должна была по вооружению, маневренности, броневой защите лобовой проекции и номенклатуре установленного оборудования соответствовать разрабатываемой в те времена БМП-1 , но размеры и боевая масса жестко ограничивались условиями размещения и свободной вытяжки машины парашютом через грузовой люк серийного самолета Ан-12. Имевшиеся системы десантирования позволяли десантировать грузы весом не более 10 тонн; две тонны отводились на средства десантирования, а ещё полтонны – на резерв массы.
В те времена подрядчик определялся не величиной отката и даже не дешевизной предлагаемого проекта. Из трёх проектов, представленных разными заводами, лучшим оказался проект Волгоградского танкового. Во многом он напоминал будущую БМП-1 , но её двигатель – шестицилиндровый V-образный дизель УГД-20А – был расположен сзади, а экипаж и десант попадали в БМД через люк, расположенный за башней в крыше корпуса. Более мощный и менее пожароопасный двигатель выгодно отличал волгоградский проект от двух остальных, в которых применялся 140-сильный бензомотор от БРДМ, но, тем не менее, дизель пришлось дефорсировать с 300 до 240 л.с., чтобы снизить расход ГСМ, которые десантникам доставлялись по воздуху. В таком варианте двигатель получил индекс 5Д20.

Несмотря на дефорирование, двигатель обеспечивал удельную мощность в 35,7 л.с./т. Такую удельную мощность не имела на тот момент ни одна из боевых машин, имевшихся тогда на вооружении.

Охлаждение было эжекционным, и, следовательно, не съедало той

части мощности двигателя, которую должен потреблять вентилятор. Выпуск отработавших газов двигателя был направлен не вверх, как в других машинах с эжекционными системами, а вниз за корму, на гусеницы, что исключало попадание выхлопных газов в зону расположения экипажа при неблагоприятном направлении ветра. Такое расположение эжекторов и аправление выпуска отработавших газов обеспечивали хорошее шумопоглощение и тепловую маскировку.


Пуск двигателя на БМД-1 ранних выпусков производится при помощи основного электростартёра или дублирующей системы воздухопуска. С введением в 1973 году компрессора с приводом от двигателя, система воздухопуска стала основной. Для облегчения пуска при низких температурах, двигатель был снабжён включённым в систему охлаждения форсуночным подогревателем с электроприводом
.
Емкость топливных баков составляла 295 л, и запас хода по шоссе достигал 500 км.
Ходовая часть состояла из пневматической подвески и гусеничного движителя с электрогидравлическими механизмами натяжения гусениц и кормовым расположением ведущих колес. Пневматическая подвеска обеспечивала изменение клиренса от 100 до 450 мм. Движение на плаву осуществлялось двумя водометами, располагавшимися в МТО между двигателем и бортами корпуса.
Боевая масса машины составляла 6,72 т, масса при десантировании – 5,95 т.
Вооружение БМД включало 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 Гром, пусковую установку ПТРК «Малютка», один спаренный и два курсовых 7,62-мм пулемета ПКТ. Для стрельбы из спаренной установки оружия использовался комбинированный, бесподсветочный (дневной и ночной) прицел ТПН-22 «Щит». Механизм заряжания и прицельный комплекс БМД и БМП были унифицированы. Боекомплект состоял из 35 активно-реактивных выстрелов к орудию (впоследствии на серийной машине в боекомплект к орудию входили 40 активно-реактивных выстрелов – полная емкость механизма заряжания), трех управляемых ракет 9М14 ПТРК «Малютка» и 3000 патронов для пулеметов ПКТ.

Кроме того, в машине укладывались 10 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 10 сигнальными патронами.
Броневой корпус БМД-1 представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию сложной формы, собранную при помощи сварки из катаных листов алюминиевой брони АБТ-101 толщиной 10, 12, 15, 20, 23 и 32 мм. Лобовая часть корпуса состоит из двух гнутых двухскатных листов: верхнего, толщиной 15 мм, расположенного под наклоном 75° к вертикали и нижнего, толщиной 32 мм, расположенного под наклоном 47°. В поперечном сечении корпус имеет Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами по всей длине, сужающимися по ширине в носовой части. Борта корпуса вертикальны и собираются из 23-мм верхних листов, 20-мм нижних листов и наклонных надгусеничных полок. Над моторно-трансмиссионным отделением в корпусе образован проход в средней части, вследствие чего корма состоит из трёх листов: кормовых листов надгусеничных полок, имеющих толщину 15 мм и наклон в 38° и нижнего 20-мм листа, имеющего наклон в 9°.

Крыша корпуса имеет толщину 12 мм над средним отделением и 10 мм над моторно-трансмиссионным. Днище корпуса имеет толщину 10 мм и наклон в 70° в лобовой оконечности и 12 мм в остальной части. Так как днище имеет сравнительно малую толщину, его жёсткость дополнительно повышается тремя продольными выштамповками и продольной балкой. Лоб корпуса и башни обеспечивали защиту экипажа, десанта и внутреннего оборудования от 14,5-мм бронебойных пуль, борт – от 7,62-мм пуль.


Первые три опытные машины испытали пробегом от завода до рабочего поселка Ерзовка (Волгоградская область), на заводском полигоне – по фунтовой дороге, песку и грязи, а также на плаву – в глубоком овраге с водой. В ходе испытания проявилась «нехватка» боевой массы машины, не дающая возможности продолжительного устойчивого движения и наката машины. По результатам выбрали вариант с четырехскоростной коробкой передач, в ходовой части установили двухскатные обрезиненные катки и гусеницу с одним гребнем.
Всесторонние испытания БМД начались в 1967 году на полигоне НИИИБТТ в подмосковной Кубинке. Благодаря высокой удельной мощности двигателя, малому удельному давлению на грунт и удачной конструкции ходовой части, БМД-1 обладала исключительно высокой проходимостью на пересеченной местности. Сравнительно небольшое отношение длины опорной поверхности к ширине колеи способствовало хорошей поворотливости. Кроме того, для управления от механика-водителя требовались сравнительно небольшие усилия на рычагах. Машина уверенно преодолевала подъем в 32°, вертикальную стенку высотой 0,7 м и ров шириной 2 м.

БМД-1 оказалась и удивительно манёвренной – радиус её поворота равен её ширине, составляющей 2380 мм. Учитывая то, что длина её составляет всего 5400 мм, БМД-1 помещалась в 20-ыутовый контейнер и могла скрытно перевозиться по стране, не привлекая внимания вражеских разведывательных спутников.


Применение пневматической подвески значительно повысило точность стрельбы сходу. Поэтому на сравнительных испытаниях с БМП-1 точность стрельбы сходу у БМД-1 оказалась значительно выше – несмотря на то, что из-за отсутствия на ней механизма заряжания наводчик-оператор вынужден был постоянно отрываться от прицела для заряжания орудия.
Благодаря применению водометов и подтягиванию опорных катков к корпусу на плаву новая машина чувствовала себя значительно увереннее, чем «пехотный» собрат. Скорость движения на плаву составляла 10,5 км/ч, при этом не происходило заметного провисания нижней ветви гусеницы. Изменение клиренса способствовало упрощению процесса входа машины в воду и выхода из нее – в последнем машине заметно помогало и наличие водометных движителей.
По результатам испытаний БМД приняли на вооружение под обозначением БМД-1 Постановлением Совета Министров СССР от 14 апреля 1969 года.
Серийное производство БМД-1 развернулось на Волгоградском тракторном заводе, а 5 января 1973 года на парашютодроме ВДВ «Слободка» под Тулой впервые в мировой практике было произведено десантирование БМД-1 на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с двумя членами экипажа на борту. Командиром экипажа был сын Василия Филипповича, старший лейтенант Александр Васильевич Маргелов, а механиком-водителем – подполковник Леонид Гаврилович Зуев.
В 1971 году был принят на вооружение командирский вариант под обозначением БМД-1 К, отличающийся от базовой машины дополнительной аппаратурой связи, бензиновым зарядным агрегатом для обеспечения её работы при выключенном двигателе, съёмными столиками для командира и радиста, сокращённым боекомплектом пулемётов и постоянным экипажем из шести человек.

БМД-1П с парашютной системой ПБС-15
В 1978 году была принята на вооружение модернизированная модификация БМД , получившая в линейном и командирском вариантах обозначения, соответственно, БМД-1 П.
Основным изменением, введённым на БМД-1 П, стала установка нового противотанкового ракетного комплекса 9К111, рассчитанного на поражение не только бронетехники и ДОТов, но и зависших вертолётов. Это повлекло за собой сокращение боекомплекта пулемётов на 300 патронов. Кроме того, на БМД-1 П начал устанавливаться гироскопический полукомпас ГПК-59, калориферный отопитель и вентилятор среднего отделения.

На базе БМД-1 была создана уникальная самоходная установка с пушкой-гаубицей-миномётом . Производство БМД-1 П осуществлялось с 1979 по 1986 годы. В настоящее время в ВДВ России сохранилось более 700 БМД-1 .


БМД-1 в Южной Осетии


Смотрите

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»