Сценарий обряда проводы казака на службу. Проводы на службу

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Проводы на службу у кубанских и донских казаков
Обряд проводов казака на службу, близок к русским рекрутским обрядам, однако в казачьей культуре он имеет ряд существенных отличий. Обряд проводов в армию был одним из самых важных в духовной культуре казаков. Оп принципиально отличался от других обрядов жизненного цикла - родильно-крестинных, свадебных, погребальных. Этот обряд создали военная жизнь казаков и военное воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. За некоторое время до отправления на службу новобранец мог оставить работу. Ему «давали нагуляться». Он освобождался от ежедневной работы по хозяйству, а был занят подготовкой снаряжения. В воспоминаниях И.Приймы приводится большой список (около 54-х) элементов входящих в снаряжение казака и необходимых для прохождения службы. Отсутствие, негодность какого-либо элемента, при проверке новобранца станичным атаманом, за несколько дней до проводов, наказывалось словесным выговором казаку и его родителям (в первую очередь отцу), и все требования к снаряжению беспрекословно выполнялись в кратчайшие сроки.
Помимо подготовки материальной, обязательным, для новобранца считался пост - подготовка духовная, который заканчивался напутственным молебном.
За день до назначенной даты проводов, утром, казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма, проводился молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и родственники новобранцев, атаман и станичное правление. Молебен проводился либо на площади, либо на территории храма. Для этого из храма выносили «святости» - хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков. После церковной службы станичный атаман, почетные старики, напутствовали новобранцев и желали скорого и благополучного возвращения: «Благодарылы атцов, матерей шо вырастылы сынов, проводылы на службу».
«Вечер»! «обед»! «празнык» / «гулянка»/ «проводы» - проводилась вечером этого дня. Проводы устраивались в доме новобранца. Собиралась вся семья казака, приходили гости. С собой гости приносили подарки: мыло, рубашка, бритва, продукты. В качестве подарка могли выступать деньги: «Натэ серебро, шоб було вам добро в армии. А тоди ще грощи мидни, шоб ваша армия нэ була бидной». В некоторых станицах новобранец, если был неженат, вечером шел приглашать молодежь: «Он пашел, у нас тут называлась, вот сейчас где ДК стаит, тада ево не было, а вот хадили туда-сюда вот так от, называли Брехаловка- площадь. Гуляли вся маладешь. И вот я гаварю: «Слава, многа будеть маладых девак?». Он грит: «А, нет». И как пашел он, привел усю Брешку». Молодые девушки и парни в доме казака пели, танцевали, играли, а затем все садились за стол. Приглашенные девушки украшали провожаемого казака, обычно прикалывая ему к одежде цветы, либо повязывая рушник(полотенце). Этим, уходящего на службу как-бы выделяли из всех остальных. Новобранца перевязывали лентами (красными), девушки цепляли ему на грудь цветочки (в основном розы) или платки. «давали раньше платочки, насочки, давали кисеты дивчата. Инициалы были и имя какое. Шёлк такой красивый и эта такая красивая сумачка, сшита ана, и там тисёмачка такая заложина. Табак ж туда насыпался». (Хомякова Евдокия даниловна, Зимовниковский р-н) За столом, провожаемый казак сидел в Святом углу, между отцом и матерью. Накрывался стол, гости ели, пили, а также пели песни и вели разговоры о былых победах и примерах воинской доблести. Было принято, чтобы молодой казак до службы не пил и лишь после действительной службы мог принимать равное участие в застольях взрослых. Так, И.Прийма, отмечал, что провожающий должен был каждому поднести стакан водки и вина, в ответ пришедшие дарили подарки: «Угощаемые мною гости высказывали мне свои добрые пожелания - благополучной дороги, успешной службы и счастливого возвращения. Дяди давали мне более или менее пространные наставления, стараясь предостеречь меня от возможных ошибок и опасностей. У каждого из них был большой жизненный опыт, и они теперь старались передать мне крупицы этого своего добра». Беседы прерывались песнями. Песенный репертуар также был довольно определенным в сюжетном отношении. Большая часть текстов, сюжетно была связанна с тяготами казачьей службы, разлукой с семьей, военными темами. Многие из этих песен были сугубо мужскими. Наиболее широко распространенные, это: «Последний нонешний денёчек», «Конь боевой с походным вьюком», «Прощай любезная станица», «Провожала маты сына у солдаты», «За лесом сонце воссияло», «Вышел пастух на лужок» и др. Гуляли до утра, либо утром гости вновь сходились ко двору казака. Все садились за стол и завтракали. Пили «на-посошек». Затем, выйдя из-за стола, выходили во двор, где родители благословляли сына на добрую службу. Важным моментом проводов было благословение. Мать держала в руках хлеб с солью, отец икону. Молодой казак стоял перед ними на коленях на шубе вывернутой мехом вверх: «шоб не голо служить ему было». Родители, благословляя сына на добрую службу, желали ему благополучного возвращения. Отец благословлял сына иконой, завещая не посрамить казачьей славы (чести). Обычно говорили: «дай Бог всего лучшего, служить верою правдою царю-батюшке Николай Александровичу, вернуться на Тихий Дон к родным отцу-матери, жиненки своей молодой». Казак поднимался с колен, целовал икону, хлеб и руки родителей. Мать одевала сыну образок: «Вешалы образок, и даже вроде этат заговарывалы ат пули», чаще всего с изображением Николая Угодника или Георгия Победоносца и трижды говорила: «Господи благослови. О цэ тоби идти в пути, Господь впэрэди, Матирь Божа с ными, а ты за ными», - а отец давал наказ: «Служить чесно, дабрасовесно, выполнять, вси приказы камандира... и лошадь, свово друга верного жалей, ухаживай, - наказ давал, - это тебе будет щасте». Мать вешала на шею сыну узелок с родной землей. Ее брали около церкви или на кладбище с могилы родных, просто в саду или возле дома. Зашитая в мешочек она привешивалась к кресту. Объяснялось все так: если доведется погибнуть, на груди будет родная земля. Это действие считалось самым важным на проводах. Часто вручали особый оберег. В качестве оберега, мать казака зашивала в воротник или в шапку молитву «Отче наш». Обычными были различные заговоры и обереги, читаемые казаку, например, молитва при набеге, молитва от ружья, от боя, от пули и т.д. Михаил Шолохов в романе «Тихий дон» дает такой пример молитвы от ружья: «Господи, благослови. Лежит камень на горе, что конь. В камень нейдет вода, так бы и в меня, раба божия, и в товарищей моих, и вконя моего не шла стрела и пулька. Как молот отпрядывает от ковадла, так и от меня пулька отпрядывала бы; как жернова вертятся, так не приходила бы ко мне стрела, вертелась бы. Солнце и месяц светлы бывают, так и я, раб божий, ими укреплен.... Во имя отца, и сына, и святого духа. Аминь».
Обряд благословения зачастую дополнялся прощанием с иконами, т.е. казак целовал все иконы в доме. После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, обращался к жене, жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!” Получив благословение, казак выходил на двор. Первым выходил казак, затем в последовательности: родители, жена ведя коня, гости. При выходе из дома кто-либо из родных - чаще всего жена, а если ее не было - отец, брали коня под уздцы. Неженатому казаку коня могли выводить и невестка, сестра, младший брат, или мать: «Мать выводит через платочек за уздечку выводит коня: «Я тебя провожаю и што б я тибя на коню обратно встрела»; «А оце сэстры нэ було, так коня выводыла нэвистка». В момент, когда выводили коня, следили за его поведением: «Примечалы, кинь споткнувся, щастя нэ будэ»; если конь заржет, то его хозяин со службы не вернется. На улице казак кланялся на четыре стороны и садился на коня. Здесь казаку подавали оружие, подносилась рюмка-«стремянная». Женатый казак сидя на коне подавал жене, либо одевал на нее сам черную шаль - «печальник». Этот головной убор женщина носила в праздничные дни на протяжении всего периода службы мужа. Выезд за ворота порой также сопровождался обрядовыми действиями. В воротах казак должен был на коне «переехать через что-то» - обычно расстилаемый, либо просто повязываемый на ворота рушник. Далее казак ехал к церкви. Женатый же сидел на коне, которого вела жена до места сбора. В церкви со всеми провожаемыми служили молебен. У церкви собирались все, кто уходил на службу. Отсюда, кто пешком, кто сидя на подводах или верхом на конях станичники направлялись к тому месту, которое исторически в станице было связано с проводами казаков на службу. Коня до околицы под узды могла вести жена или невеста казака. При этом оружие - пику, а раньше и ружье нес кто-либо из родных: сын племянник, но не взрослый мужчина. В большинстве станиц, место прощания новобранцев с родными имело и свой топоним: Прощальная балка (ст.Переяславская), Провожательный дуб (ст.Ставропольская), Ридна Могылка (ст.Пашковская). Границей мог выступать мост через реку, камень, сад: «И о це тут було, дэ мы живэм, тут знаитэ якэ було мисто. Як садочок, груши булы. Прямо сад був. Цэ называлы до Малой Убынкы. О цэ их сюды. Дальше уже не провожають, тут прощаюца»; «Вот там речка бежит, за речку на бугор выходют, выпивают, там прощаюца и от это паехали верхамы»; «и вот туды, нона вниз, там у нас на низу был мост. Щас ево уже как кладка сделана. И тама бальшой камень стаит. И там вседа, дак туда сведуть, да Урупу праважали». На этом месте/границе вновь повторялась процедура прощания. Уезжающие на службу и провожающие их, выпивали по чарке «за каждое из трех желаемых событий: за благополучную дорогу, за успешную службу и за счастливое возвращение». Заключительный акт проводов так же сопровождался действиями, носившими обрядовый характер. После прощания и угощения, казаки садились на коней, строились, один из казаков стрелял в воздух и все по этому сигналу пускались вскачь.
Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречала вся станица во главе с атаманом. Старший урядник рапортовал атаману о завершении службы. Затем все отправлялись в храм, где служили благодарственный молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Обычно казаки приносили в храм иконы, крест, евангелие. Отслужив молебен, все шли к станичному правлению, где служивым преподносились станичные хлеб-соль.

Казачья свадьба

Одно из первых мест в ряду многочисленных казачьих обрядов занимает свадебная обрядность, сложившаяся после введения на Дону церковного брака в XIX веке. Традиционной донской свадьбе присущи многие черты южновеликорусской и украинской свадьбы.

Свадьбы обычно устраивали осенью или зимой, когда казаки освобождались от полевых работ, но иногда и весной, чтобы к началу весенних полевых работ в семье была еще одна работница.

Чаще всего родители сами объявляли сыну свою волю в выборе невесты и отправлялись на смотрины. В доме невесты заводили разговоры о ее красоте, уме и трудолюбии. По зову матери появлялась одетая по-домашнему невеста, держа в руках поднос с кубками вина. Она угощала пришедших и скромно отходила в сторону. Гости расхваливали вино, пили умышленно медленно, чтобы дать возможность жениху рассмотреть невесту. Потом невесту уводили и спрашивали, понравился ли ей жених. А жениха спрашивали о невесте.

Через несколько дней родители жениха присылали сватов, которые приходили в дом под видом заблудившихся странников.

Завершал сватанье обряд рукобития, главное значение которого заключалось в торжественном договоре об условиях брака. Родители договаривались о кладе (т. е. подарках невесте), угощении. Договорившись, отцы били по рукам.

За неделю до свадьбы начинались посиделки, на которые у невесты каждый вечер собирались подруги, шили ей платья, готовили приданое.

Невеста оплакивала свою волю («тяжко с тобой, моя волюшка, тяжко с тобой расставатися»), своих подруг, с которыми расставалась («да вы, милаи мои подруженьки, все вы вольная да раскочнаи! Да последний жа вечерочек побывать мне, девочки, с вами»). Подруги на посиделочной неделе оставались ночевать у невесты.

За несколько дней до свадьбы праздновали «подушки». Приданое невесты веселые «подушечники» несли к дому жениха - легкие вещи несли в руках, а следом на телеге везли сундук. Жениховая родня во главе с матерью принимала приданое и угощала участников «подушечного» поезда.

В последний день перед венцом, девушки собирались у невесты печь традиционный каравай, который украшали веточками, розочками и торжественно несли в дом жениха.

Под песни девушек убирали невесту, заплетали волосы в одну косу. Ждали прихода жениха.
В доме жениха собирались родственники и знакомые. Готовили жениха: одевали, учили держать себя бравым казаком. Затем, набрав провизию, отправлялись в дом невесты, как войско, осаждающее неприятельскую крепость, вновь сводили жениха с невестой, которые торжественно подтверждали согласие на вступление в брак. Жених с невестой удалялись к молодежи, а старые отправлялись на предбрачную вечеру в дом жениха. Здесь выбирали дружку, в помощь ему выбирали двух свашек, главная из них — невестина.

У молодежи в это время тоже шла вечера. С приходом старых вечера заканчивалась, и невеста с подругами, проводив жениха, возвращалась в курень с печальной песней:

Да кукуй, кукушка, не вмолкай,
— Да немножко тебе куковать,
От велика дня до Петра!..

Наступал день выданья. Жених и его друзья садились на коней, остальные участники «поезда» рассаживались в тарантасы, украшенные красными лентами. Казаки-конники отчаянно джигитовали. Улицы станицы оглашались пением военных казачьих песен, звоном колокольчиков. С шумом подкатывал «храбрый поезд» к дому невесты на последний приступ.

К этому времени невеста уже простилась с родными, посидела «на посаде» (овчинной шубе кверху мехом), чтобы богатой и счастливой быть. Одетая в брачный наряд, с заплетенной косой, она сидела за столом в окружении свашки, дядьки, младших братьев. Братья с плетками в руках не пускали жениха к сестре. А дружка, набивая цену, выкупал невесту. После выкупа брачный «поезд» с женихом и невестой ехал на венчание в церковь, а потом - в дом жениха, где на крыльце их встречали родители и благословляли хлебом: разламывали над их головами большой каравай. Чтобы молодые жили в достатке и благополучии, на них сыпали пригоршнями орехи, конфеты, зерно, пшеницу, хмель. Девушки играли песни:

Отворяй, маменька, широк двор,
Да вот тебе, маменька, сын на дворе,
Да не сам с собою — с женою,
Со своей верною слугою.

Начинался обряд повивания: молодой расплетали косу девичью, закладывали волосы на макушке и убор замужней.

А на следующий день происходила раздача каравая со словами «Сыр-каравай принимайте, а молодых одаряйте, наши молодые нанове, им много надобно», — дружка подводил молодых к отцу с матерью. Те провозглашали свои подарки: отец сыну — коня с седлом на службу, а мать — телку или корову в хозяйство. Затем каравай разносили гостям, и каждый одаривал молодых.

Дружка и свашки, завершив свое дело, сдавали молодых родителям, просили не обижаться, если что не так. Их благодарили, наделяли подарками. Молодые благодарили всех участников свадебного пира, прощались, но гулянье после этого могло продолжаться еще неделю, в течение которой молодая пара посещала родственников, знакомых. Это называлось ходить «по сабе».

Так играли свадьбы на Дону. Но в каждом хуторе и станице были свои особенности.
Старинная казачья свадьба долго бытовала на Дону, И в наши дни в некоторых хуторах и станицах, играют свадьбы с элементами старинного обряда — с дружкой и свахой, выкупом и караваем, с танцами: и пением свадебных песен.

Проводы на войну

Уходя в поход, казаки собирались в церкви на молебен. По обычаю, брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца или матери. Землю зашивали в ладанку (расшитую сумочку с горстью земли и переписанной молитвой) и привешивали к кресту на грудь. Считалось, что это должно оградить воина от ранений и другой беды. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

После благословения отца казак кланялся в ноги родным: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка!» Обращаясь к жене, говорил: «Бог даст - вернусь! Береги детей!».
Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.

Встреча казака с войны

Встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.

Проводы казака в последний путь

Смерть для верующих казаков представлялась естественным явлением, не вызывающим ужаса или отчаяния. Они по-философски мудро относились к последнему дню своей жизни, считая: уж коли ты родился, то должен и умереть. А потому некоторые еще при жизни присматривали себе место под захоронение.

Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и с притороченным к седлу оружием, а уже за конем шли близкие. В доме вдовы под иконой лежала шапка погибшего. Это означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Хоронили казака по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины - мужчин, женщины - женщин. Все предметы туалета, которыми пользовались при омовении и обряжении, непременно сжигали, чтобы их не использовали для наведения порчи.

Поминали в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти. В малых донских казачьих станицах до сих пор это свято соблюдают. На поминки пекут пирожки с капустой, сладкие - из сухофруктов, варят компот. Перед началом поминок обязательно подают кутью - рис с медом или изюмом. На стол ставят водку и вино. Раньше выпивали строго по три рюмки. На обеде ели только ложками, вилок не подавали и желательно, чтобы ложки были деревянными. Когда в станице умирал человек, то «звонили по душе». Если умирал ребенок, то звон колокола был высоким, если умирал пожилой человек, звон был низким.
Приближение смерти казаки связывали с некоторыми приметами. Считалось, что непременно быть беде, если икона упадет на пол, завоет без причины собака или птица забьется в окно. Умирающему старались облегчить смерть, открывали двери или в потолке делали отверстие. Перед смертью необходимо было причаститься. Казаки полагали, что особенно плохо приходится на том свете самоубийцам, которых хоронили отдельно, вне кладбища и без креста.

Важным обрядом для казаков были проводы и встреча со службы. Этот обряд создали военная жизнь и воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое, еще в XVII в., когда совершались сухопутные или морские походы за «зипунами».

По описанию К.К.Абаза: «Особенно часто схватывались казаки со своими ближайшими соседями, азовцами. Тут они придирались к каждому пустому случаю, чтобы учинить "размир". Например, азовцы, поймавши где-нибудь на промысле казаки, остригутъ ему усы и бороду; немедленно начиналась война. Бывали случаи, что в день заключения перемирия происходил и разрыв. Казаки нисколько не дорожили миром, потому что война доставляла им "зипуны", т. е. кормила их, … война обогащала их, прославляла по чужим землям. Частые войны и вечно тревожная жизнь порождали в казаках удаль. Удальцы никогда не переводились на Дону».

В XVI в. для того, чтобы организовать поход, достаточно было казаку выйти на майдан посреди станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и прокричать: «Атаманы-молодцы! Послушайте!.. На Синем море аль на Черное поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями, на Волгу-матушку рыбки половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей или в Сибирь пушных зверей пострелять!..».

Узнав о походе, казаки деловито обсуждали все до мелочей: когда и где собираться, каким путем двигаться и что с собой брать. В старину все делалось по обычаю, завещанному предками. Выйдя из дома, надо было проститься с соседями и попросить их позаботиться о покидаемых семьях, затем отправиться в церковь, куда вслед за ними члены семьи несли вооружение, а жены выводили на площадь коней. У храма казаков встречал батюшка, служил напутственный молебен, после чего окроплял святой водой воина, его оружие и коня.

Из церкви казаки во главе с батюшкой шли на кладбище. Там совершалась общая панихида по усопшим, и каждый казак, припавши к родной могиле, просил благословение родителей. Обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, вешали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

По описанию К.К. Абаза: «Когда, наконец, наступала пора садиться в седло, жена кланялась коню в ноги с приговором: "Несись, родной, с ним в бой, принеси его назад живьем-здоровым". Мать благословляла образом, отец, вручая сыну пику, говорил: "Вот тебе моя пика. Древко может сломаться, но копье привози домой, пригодится и твоему сыну". Если же казак был уже совсем взрослый и отец его уже умер, то пику ему подавал сын или племянник. В песнях донских так и пелось:

Жена коня подводит мужу,

Племянник пику подаёт.

Переходя Дон, станичники черпали священную для них воду, мочили ею голову, утирали лицо, глаза и потом, поклонившись земле и помолясь на Божий храм, направляли коней в придонские степи».

Для морских походов казаки готовили челны, которые обычно делали из липовых колод. Их распиливали пополам, затем выдалбливали середину, с боков прикрепляли ребра, а по обоим концам - выгнутые кокоры. Для большей устойчивости эти неуклюжие «посудины» обвязывались пучками камыша. Челны нагружали запасом пресной воды и казацкою снедью: сухарями, просом, толокном, сушеным мясом, соленой рыбой. Выряжались в поход налегке, одевались бедно, вооружались ручными пищалями, копьями, саблями. В больших походах возили с собою фальконеты - длинные малокалиберные орудия, стрелявшие со станков свинцовыми ядрами. "На ясном железе глаз играет", - так говорили бывалые казаки.

Затем все воинство собиралось у часовни помолиться Николаю Чудотворцу, оттуда - на площадь, где пили прощальный ковш вина или меда. На берегу еще выпивали по ковшику и, наконец, рассаживались в лодки, по 40-50 человек в каждой. Во время похода существовал «сухой закон», пить строго-настрого запрещалось.

На берегу запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду... Вдали от родины, на далекой чужбине казаки составляли военное братство: они помогали друг другу в нуждах, делили между собой радости и горе, последнюю копейку или сухарик, умирали друг за дружку. Старые казаки поучали молодых выручать товарища из беды, где бы таковая ни приключилась - на аванпостах ли, в схватке, в преследовании - все равно, "клади душу за своего". Они же ревниво следили и за добронравием молодых. По всем этим причинам казаков одной и той же станицы никогда не разбивали по разным сотням, и в сотне ставили их подряд, не по ранжиру. Каждый казак боялся чем-нибудь худым опозорить свою станицу, опорочить честное имя отцов, которое он почитал наравне со святою хоругвью. Бывали случаи, что оплошность односума товарищи искупали кровью. В XIX в. в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого.

Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили».

После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг (обращался к жене), жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!".

Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, при этом говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.

Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.

Станичники заранее знали, когда казаки возвращаются со службы. Дома тщательно готовились к встрече. Убирали курени, мыли их внутри и снаружи.

Когда казак въезжал на родное подворье, его встречала вся родня. Сняв фуражку и перекрестившись, казак входил в родной дом. Крестился перед святым углом, делал три земных поклона и целовал иконы, повторив это троекратно. Затем обнимал отца, отца и лишь потом жену.

Погуляв и отдохнув с недельку, казак принимался за мирные занятия хозяйственной жизни. Но всегда при этом, казак был готов по первому приказу атамана двинуться в поход.

Защита родной донской земли и России всегда были для казачества делом чести, пропитанным огромным чувством патриотизма. Сабли на Дону не ржавели, удаль и отвага не вымирали. От отца к сыну, от деда к внуку переходил один и тот же завет: любить родную землю, истреблять её врагов.

Светлана Асташкина
Сценарий праздника «История обряда «Проводы казака на службу»

После исполнения 20 лет, казак начинал готовиться к службе . Провожали казака всей станицей . Обычно приходили родственники, друзья, товарищи и близкие. Было большое застолье. Потом всей станицей провожали за околицу .

Именно с этим обрядом мы познакомили гостей и родителей воспитанники старшей группы «Клубнички» . Наша группа получила статус «Казачья группа » .

Мы украсили зал в стиле казачьей горницы , в которой и происходили все события. Хозяйка-казачка и отец- казак встречали гостей . Дети читали стихи, пели песни о величавом Тихом Доне, о раздольном Донском крае и о славном казаке Гришатке , которому пришло время отправляться на службу .

Мероприятие прошло весело с играми, танцами с использованием настоящих казачьих традиций .

Цель : развивать представление детей об образе казачьей жизни через освоение казачьих традиций

Задачи :

Действующие лица :

Взрослые : хозяйка-Мать, хозяин-Отец, Дед Щукарь

Дети : вестовой, сын-казачок , гости-дети

Репертуар

Фонограмма песни «Трава моя муравушка»

Песня «Вечер, вечер, матушка»

Перепляс «Как донские казаки »

Танец «Из-под горочки туманик…»

Танец-песня «Барыня»

Песня «Ах, на горе калина»

Песня «Как за Доном, за рекой»

Песня «Как у нас было на Дону»

Песня «Ой, при лужке, при лужке»

Песня «О донском крае»

Игры :

На конях скачки – «Скачки на мишень»

«Прокати казачку на коне »

Игры с коромыслом

«Рыбалка»

Атрибуты : кружка, вязаные коврики, поднос с рушником и караваем, сумка деду Щукарю через плечо и рыба, Конь (голова и два человека в ткани, оружие, мешочек с землёй, сухари, 2 коня на палочке, корзина с мячами, 4 ведра, 2 коромысла, невод)

Ход праздника:

1 часть. 1 картина «На круг к атаману»

Зал оформлен в стиле казачьей горницы . Хозяин и хозяйка казачьих костюмах ) встречают гостей. Под фонограмму народной песни «Трава моя травушка» входят 5 детей.

Хозяйка : Пожалуйте, гостички, пожалуйте, дорогие!

Хозяин : Гость на порог – хозяину радость!

1 гость ребенок : Друзья имеются, так и сердце греется! (Юля)

2 гость ребенок : Доброго здоровья вам, хозяева! (Алина)

Входят дети(5, приплясывая под музыку (топотушки)

3 гость ребенок : Здорова дневали, Петр Иванович и Пелагея Марковна!

Хозяйка : Присаживайтесь станичники

4 гость ребенок : Ну и казак у вас (обращается к детям) Люб?

Хозяюшка нахваливает сына.

Дети : Люб!

5 гость ребенок : Ну, Точно дед – Иван Прокопович!

Хозяйка : Милости просим, дорогие гостички, сделайте честь нашему куреню

Хозяин : Покорнейше просим, проходите

Дети : Благодарствуем (хором! Мы спешим к вам на проводы .

Хозяйка : У нас для каждого найдется и местечко и словечко

6 гость ребенок : Без друзей жить – самому постылым быть (Богдан)

7 гость ребенок : Не плетень городи, а с соседом дружбу води (Алина Бобрышева)

Входят дети (5, приплясывая под музыку «Вечер, вечер, матушка»

Девочки : Здравствуйте Пелагея Марковна (кланяются)

Мальчики : Здравствуйте Петр Иванович (кланяются)

8 гость ребенок : Весть мы услыхали, что казачка Гришаню в поход провожают

9 гость ребенок : Пришли мы погуторить, песни спевать, свою удаль показать .

10 гость ребенок : А гостей у вас полно!

Хозяйка : Где теснее, там веселее!

Хозяин : Будьте как дома

Хозяйка : Удобно ли вам гости дорогие?

Сын : Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Дед Щукарь : (входит) Гостям известно дело, место хватило! Да не тесновато ли хозяевам?

Сын : В тесноте да не в обиде! Собрались казаки на единый «круг» !

Старые да молодые, веселые да удалые.

Будем песни петь, наш родной край прославлять и меня в поход провожать !

1 часть. 2 картина «Гулянье казаков »

Хозяева : Сегодня собрались казаки со всей станицы показать свою удаль .

Дед Щукарь : Вы пришли показать казачий пляс . А подарок есть у вас?

1 гость ребенок : Мы тебе Гришаня кружку смастерили. Ты в походе не скучай, Дон родимый вспоминай, с нами песню запевай

Исполняется перепляс «Как донские казаки » (Поклон, садятся на места)

Ребенок : Наступил и наш черед, песню заиграем.

Спляшем лихо и споем, и дары оставим!

Казачок танцует с группой «Из-под горочки туманик…» (в конце танца дети выносят цветные коврики)

Ребенок : При походе по степи пригодятся се ковры.

Хозяйка : Ох, спасибочки, веселые вы казачата да боевые !

Дед Щукарь : (взяв коврик, рассматривая его) : Да это дело хорошее, нужное при походе.

Гости : Люб ковер?

Хозяева : Люб!

Эти дети присаживаются, выходят другие дети.

Они держат хлеб на подносе с рушником

1 ребенок : А мы казачка провожаем пышным караваем !

2 ребенок : Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

Казачок : Вы долго трудились?

3 ребенок : Пот на спине, так и хлеб на столе

4 ребенок : Работящие дети и отцу – хлеб

5 ребенок : Мы сейчас себя покажем,

Каблучками постучим

Лихо «Барыню» отпляшем,

Вас с собою пригласим

Под фонограмму исполняется танец-песня «Барыня»

Хозяйка : (хвалит детей) Ой да казачатки . Лихо «Барыню» отплясали. Даже Деда Щукаря развеселили, а то он как сухарь

Дед Щукарь : Это, я как сухарь? Да я вам это, я еще вам покажу! (шарит в сумке)

Хозяйка : Что там у тебя?

Дед Щукарь : Рыбу поймал казачонку

Хозяйка : Ну, неси ее сюда

Дед Щукарь : Да не идет она

Хозяйка : Так сам иди

Дед Щукарь : Да она меня не пускает

Хозяйка : Ну, давай помогу тебе (вытаскивает рыбицу)

Дед Щукарь : (дарит рыбу) : Вот тебе, Гришаня, от деда Щукаря рыбка для порядка

Хозяин : Ну и дедушка Щукарь…Ничего нам не сказал , что рыбу дивную поймал. Пора и другим казакам приветы слать , Свое выступление начинать!

1 ребенок : Разрешите поплясать, разрешите топнуть,

Неужели в этом доме половице лопнуть?

2 ребенок : Из-за Дона песню выведу,

3 ребенок : Ох, раз, еще раз,

Мы поклонимся сейчас

Начинаем перепляс,

Постараемся для вас

Исполнение песни «Ах, на горе калина»

Дед Щукарь : И танцуете вы ладно и песни играете, а вот скажите, без кого казак жить не может ? Кто друг верный казака ?

Дети отвечают. Говорят пословицы о коне.

Казаку конь – себе дорог

Казак с конем и ночью и днем

Мы поклон принесли, и коня привели (ребенок заводит «коня» ,

Ты коня корми досыта и блюди его копыта

тогда твой конь ретивый будет друг незаменимый, Хорошо скачи на нем, хоть куда с таким конем.

Дети дарят «коня» . Мать и казак благодарят гостей

Сын : Воронок притомился. Пусть водицы студеной попьет, сена поест перед дорогой, сил наберется (Уводит коня)

Хозяйка : Спасибо, станичники, что все пришли моего Гришутку проводить .

А по обычаю проводим сынка моего в дальнюю дорогу с песней.

Дети поют песню «Как за Доном, за рекой» , казачок и мать запевают .

Мать и отец («вместе» ): Сынок, дорогой наш, благословляем тебя! (Надевают оружие, дают мешочек с землей, сухари и т. д.)

Сын : Спасибо, матушка, спасибо, батюшка. Спасибо, станичники, за то, что пришли проводить меня . Я буду помнить ваши наказы.

Щукарь : И я, Гришатка, тебя провожу

Мать : Будем ждать встречи, Гришатка.

Дед Щукарь : Григорий с похода сильным, ловким, смелым вернется, а вы каши мало ели? Чай, у вас и силенок нету. Песни пел с вами, плясал, а силушку вашу не видал

Ребенок : Пойдем, дед Щукарь, мы покажем, какие мы быстрые, поворотные, ловкие, разудалые ребята! Одним словом…

Все дети : Казаки !

Исполнение песни «Как у нас было на Дону»

Проводятся игры .

Хозяйка : Сердце-то не зря взыграло, поиграть пора настала

Щукарь : У меня Щукаря два товарища : Первый – конь гнедой, Второй – белый конь. Казаки , коней седлайте! Чётко в цели попадайте!

На конях скачки – «Скачки на мишень»

(Команда папы катает девочек) (6 человек)

Мать : Развеселые живут на Дону казаки- ребята . Эх, танцуют от души наши казачата !

Исполняется песня «Ой, при лужке, при лужке»

Щукарь : Ай, да ребятушки,

Ай, да казачатушки , порадовали старого

Ох, хотел бы я посмотреть, проворны ли девицы- казачки ?

А теперь попросим мы молодушек сюда

Дадим в руки коромысла да два ведра

Пусть красавицы порадуют народ,

А в работе им гармошка подпоет

Наносим, девицы, водицы. Пора бы и ухе свариться

Игры с коромыслом. (Музыкальное сопровождение )

Пора казаков посылать Бреднем рыбы натягать

Проводится игра «Рыбалка» . (Дед ловит по кругу пап и мальчиков)

(Пока идет игра вывести одну девочку)

Щукарь : Вижу я, улов не плох, казак – ловкий рыболов

Девочка : (вбегает) Станичники! Станичники (Катя)

Щукарь : Чего тебе, кума?

Девочка : Я вам добрую новость принесла. Григорий с похода возвращается, встречайте.

Казачок : Здравствуй, милая станица. Вновь судьба свела с тобой. Здесь мне выпало родиться и вернулся я домой. Вновь душа от счастья плачет, Дону в пояс поклонюсь, Пусть мне сто дорог назначат, Я опять сюда вернусь.

Звучит фонограмма (плюс) песня о Донском крае

Вечер, вечер матушка, текст песни

1 Вечер, вечер матушка

Вечер государушка,

Иванушка приходил,

Подарочки приносил

2 Иванушка приходил,

Подарочки приносил,

Подарочек дорогой,

С руки перстень золотой

3 Та отрада, ты отрада,

Ты отрадушка моя,

Мы пойдем с тобой, отрада

Во зеленый сад гулять

4 Во зеленый сад гулять

Сладки ягоды сбирать,

Яблоки садовые,

Сладкие, медовые

5 Два яблочка сорвала

Тебя, милый поняла,

Два сахарных раскусила,

Тебя, милый, полюбила.

Важным обрядом для казаков были проводы и встреча со службы. Этот обряд создали военная жизнь и воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое, еще в XVII в., когда совершались сухопутные или морские походы за «зипунами».

По описанию К.К.Абаза: «Особенно часто схватывались казаки со своими ближайшими соседями, азовцами. Тут они придирались к каждому пустому случаю, чтобы учинить "размир". Например, азовцы, поймавши где-нибудь на промысле казаки, остригутъ ему усы и бороду; немедленно начиналась война. Бывали случаи, что в день заключения перемирия происходил и разрыв. Казаки нисколько не дорожили миром, потому что война доставляла им "зипуны", т. е. кормила их, … война обогащала их, прославляла по чужим землям. Частые войны и вечно тревожная жизнь порождали в казаках удаль. Удальцы никогда не переводились на Дону».

В XVI в. для того, чтобы организовать поход, достаточно было казаку выйти на майдан посреди станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и прокричать: «Атаманы-молодцы! Послушайте!.. На Синем море аль на Черное поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями, на Волгу-матушку рыбки половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей или в Сибирь пушных зверей пострелять!..».

Фото Болдырева И.В., 1876 г.

Узнав о походе, казаки деловито обсуждали все до мелочей: когда и где собираться, каким путем двигаться и что с собой брать. В старину все делалось по обычаю, завещанному предками. Выйдя из дома, надо было проститься с соседями и попросить их позаботиться о покидаемых семьях, затем отправиться в церковь, куда вслед за ними члены семьи несли вооружение, а жены выводили на площадь коней. У храма казаков встречал батюшка, служил напутственный молебен, после чего окроплял святой водой воина, его оружие и коня.

Из церкви казаки во главе с батюшкой шли на кладбище. Там совершалась общая панихида по усопшим, и каждый казак, припавши к родной могиле, просил благословение родителей. Обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, вешали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

По описанию К.К. Абаза: «Когда, наконец, наступала пора садиться в седло, жена кланялась коню в ноги с приговором: "Несись, родной, с ним в бой, принеси его назад живьем-здоровым". Мать благословляла образом, отец, вручая сыну пику, говорил: "Вот тебе моя пика. Древко может сломаться, но копье привози домой, пригодится и твоему сыну". Переходя Дон, станичники черпали священную для них воду, мочили ею голову, утирали лицо, глаза и потом, поклонившись земле и помолясь на Божий храм, направляли коней в придонские степи».

Для морских походов казаки готовили челны, которые обычно делали из липовых колод. Их распиливали пополам, затем выдалбливали середину, с боков прикрепляли ребра, а по обоим концам - выгнутые кокоры. Для большей устойчивости эти неуклюжие «посудины» обвязывались пучками камыша. Челны нагружали запасом пресной воды и казацкою снедью: сухарями, просом, толокном, сушеным мясом, соленой рыбой. Выряжались в поход налегке, одевались бедно, вооружались ручными пищалями, копьями, саблями. В больших походах возили с собою фальконеты - длинные малокалиберные орудия, стрелявшие со станков свинцовыми ядрами. "На ясном железе глаз играет", - так говорили бывалые казаки.

Затем все воинство собиралось у часовни помолиться Николаю Чудотворцу, оттуда - на площадь, где пили прощальный ковш вина или меда. На берегу еще выпивали по ковшику и, наконец, рассаживались в лодки, по 40-50 человек в каждой. Во время похода существовал «сухой закон», пить строго-настрого запрещалось.

На берегу запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду... Вдали от родины, на далекой чужбине казаки составляли военное братство: они помогали друг другу в нуждах, делили между собой радости и горе, последнюю копейку или сухарик, умирали друг за дружку. Старые казаки поучали молодых выручать товарища из беды, где бы таковая ни приключилась - на аванпостах ли, в схватке, в преследовании - все равно, "клади душу за своего". Они же ревниво следили и за добронравием молодых. По всем этим причинам казаков одной и той же станицы никогда не разбивали по разным сотням, и в сотне ставили их подряд, не по ранжиру. Каждый казак боялся чем-нибудь худым опозорить свою станицу, опорочить честное имя отцов, которое он почитал наравне со святою хоругвью. Бывали случаи, что оплошность односума товарищи искупали кровью.В XIX в. в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого.

Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили».

После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг (обращался к жене), жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!".

Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, при этом говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.

Проводы донских казаков на службу.

Фото Болдырева И.В., 1876 г.

Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.

Станичники заранее знали, когда казаки возвращаются со службы. Дома тщательно готовились к встрече. Убирали курени, мыли их внутри и снаружи.

Когда казак въезжал на родное подворье, его встречала вся родня. Сняв фуражку и перекрестившись, казак входил в родной дом. Крестился перед святым углом, делал три земных поклона и целовал иконы, повторив это троекратно. Затем обнимал отца, отца и лишь потом жену.

Погуляв и отдохнув с недельку, казак принимался за мирные занятия хозяйственной жизни. Но всегда при этом, казак был готов по первому приказу атамана двинуться в поход.

Защита родной донской земли и России всегда были для казачества делом чести, пропитанным огромным чувством патриотизма. Сабли на Дону не ржавели, удаль и отвага не вымирали. От отца к сыну, от деда к внуку переходил один и тот же завет: любить родную землю, истреблять её врагов.

Материал предоставила Полякова А.Н.,

зав. культурно-образовательным отделом

Старочеркасского музея-заповедника

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»