Русские православные епископы: кто они? Церковь и церкачи - santaburge. — Почему все епископы монахи

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В период раннего развития христианства епископами назывались главы небольших общин верующих, которые выполняли роль надзирателей в каких-либо городах и провинциях. Такое определение слова имел в виду апостол Павел, говоря в своих посланиях о единых целях деятельности епископов и апостолов, но различая оседлый образ жизни первых и странствующую жизнь последних. Со временем значение слова "епископ" приобрело превосходное значение среди остальных степеней священства, возвышаясь на диаконской и просвитерской степенью.

Значение определения

Епископ - это "надсматривающий" по-гречески, священнослужитель, относящийся к третьей - высшей - степени священства. Однако со временем появилось большое количество почётных званий, равных епископу - папа, патриарх, митрополит, архиерей. Нередко в речи епископ - это архиерей, от греческого "старший священник". В греческом православии общим термином, обозначающим все эти определения, является слово иерарх (священноначальник).

Согласно речам апостола Павла, епископ - это и Иисус Христос, которого он дословно называет архиереем в "Послании к евреям".

Епископская хиротония

Особенности епископской хиротонии как рукоположения в сан заключается в признании христианской православной и католической церквями апостольской преемственности епископства. Обряд рукоположения проводят минимум два епископа (собор), на необходимость выполнения этого условия указывает Первое Апостольское Правило; в русской православной церкви на роль архиерея традиционно выбираются претенденты из монахов малой схимы, а в восточнохристианских церквях - из вдовцов-священников или безбрачников.

Обязательный обычай безбрачия епископов к 7 веку стал восприниматься нормой и был закреплен в 12 и 48 правилах Трулльского Собоа. При этом, если будущий епископ уже имел жену, то по доброй воле пара расходилась, а после рукоположения в сан бывшая супруга направлялась в отдалённый женский монастырь, принимала монашеский постриг - и монастырь перемещался под прямое покровительство нового епископа.

Обязанности епископа

Вместе с обретением нового - высшего - сана, у епископа появлялись многие другие обязанности.

Во-первых, только он имел право осуществлять рукоположение в сан пресвитеров, диаконов, иподиаконов, низших клириков и освещать антиминсы. В епархии абсолютно все священики совершают свои службы с благословения епископа - его имя возносится во всех храмах епархий во время богослужений. По традиции Византии в православной церкви единственным знаком благословения епископа на службу является выданный священнослужителю антимис - четырёхугольный платок из матерчатой ткани со вшитыми в него частицами мощей какого-либо святого.

Второй обязанностью епископа было покровительство и справедливое управление всеми монастырями, находящимися на территории его епархии. Исключение составляют только ставропигии, подчиняющиеся непосредственно патриарху

Епископат в православии

История епископата в русской православной церкви берет свое начало в 3 веке нашей эры, когда скифы-христиане, жившие на территории современной России, во главе с Андреем Первозванным всей общиной создали Скифскую епархию Вселенской церкви с кафедрой в Добрудже.

История России знает немало конфликтных ситуаций, сложившихся между русскими князьями и представителями христианских епархий. Так, известен безрезультатный визит Адальберта - посланника Папы Римского, будущего архиепиского Магденбургского - в Киев, состоявшийся в 961 году.

История также повествует о дальнейшем процессе автокефализации и отделения русского патриархата от константинопольского.

Так, за оказанную политическую поддержку епископа Нифонта и верность византийским традициям в процессе киевского раскола предоставил атономию Новогородской епархии. Таким образом, епископ стал избираться прямо во время проведения народного вече новогородцами. Первым епископом, поставленным в епископат этим способом, стал архиепископ Аркадий Новогородский в 1156 году. С 13 века на почве этой автономии начинаются первые конфликты новогородских епископов и великих московских князей.

Окончательный раскол православной церкви на восточную и западную ветви произошёл в 1448 году после избрания епископа Рязанского Ионы на пост Митрополита Киевского и Всея Руси, что к тому же окончательно обособило северо-восточную русскую церковь (Московский епископат) от константинопольской. Но западнорусские епископы, сохранив автономность от московских, продолжали состоять под юрисдикцией Константинополя.

Интересно узнать, что в православных канонических традициях существует относительно кандидатур на пост епископа, нижняя планка которого не опускалась ниже 35 - край 25 лет - от роду. Исключением здесь является Николай Чудотворец, возведённый в сан архиерея юношей.

В православной традиции принято правило, как обращаться к епископу - используются обращения «Владыка», «Преосвященнейший Владыка» или «Ваше Преосвященство».

Епископат в католицизме

Центральное место в управлении римско-католической церкви принадлежит коллегии епископов, существование и обязанности которой были прописаны в догматической конституции Второго Ватиканского Собора 21 ноября 1964 года. Президентом этой коллегии является Римский Папа, который имеет полную власть над Церковью и выполняет роль наместника Христа на земле. При этом только консолидирование коллегии епископов с Папой Римским делает её деятельность законной и богоугодной. Папа также является единоличным владельцем суверенной территории Ватикана и верховным правителем Святого Престола.

Особое место в системе управления римско-католической церковью принадлежит римскому епископу, чей статус развивался веками в русле тотального контроля церковью всех сфер жизни общества.

Типовой католической епископ, фото которого представлено справа, также имеет исключительное право проведения обряда миропомазания - конфирмации.

Епископ в протестанстве

В связи с отрицанием апостольской преемственности доктриной протестантизма, епископ избирается и воспринимается простестанскими коллективами как исключительно фигура организаторской деятельности, не имеющая отношения к восхвалению своего факта существования и не имеющая никаких материальных привилегий. Это связано с отсутствием разницы в Новом Завете между епископом и пресвитером христианской общины.

Протестантский православный священник, пусть даже и занимающий административно-организационный пост, должен быть максимально близок как к мирянину, так и к высшим силам.

Протестансткий епископ - это председательствующий пастор, рукополагающий в сан дьяков и пресвитеров, председательствующий на конференциях, следящий за порядком в Церкви и посещающий все приходы своей епархии.

В англиканских епископальных протестанстких церквях епископы считаются преемниками апостолов, и поэтому в своих епархиях они имеют всю полноту священной власти.

Епископ Владимир и его заслуги перед обществом

Епископы православной церкви известны своим активным участием в общественной жизни.

Например, и Галицкий, епископ Православной Российской Церкви Владимир (в миру Богоявленский) во время эпидемии холеры в Поволжье безбоязненно посещал бараки с холерными больными, проводил панихиды на холерных кладбищах, на городских площадях служил молебны об избавлении от бедствий. Также активно открывал женские церковные школы.

Житие епископа Лонгина

Епископ Лонгин - в миру Михаил Жар - не только руководил строительством многочисленных монастырей Украины, но и активно занимался строительством и расширением детского приюта. Он запустил это строительство в 1992 году после того, как удочерил девочку, больную СПИДом. Епископ Лонгин обладает большим количеством гражданских наград за заслуги перед Отечеством.

Деятельность епископа Игнатия

Нельзя обойти стороной фигуру Владыки Игнатия (в миру Пунина), председателя Синодального отдела по делам молодёжи. Епископ Игнатий руководит Православным Духовным центром, в структуре которого имеются воскресные школы для детей и взрослых, детей-инвалидов, на базе прихода храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских, обладающие компьютерным классом, библиотекой и спортзалом.

«Где нет епископа, там нет Церкви» — эти слова священномученика Игнатия Богоносца уже почти две тысячи лет определяют всю важность и значимость епископского призвания. Дело в том, что епископ - это не просто одно из церковных служений. Без него Церкви не может быть вообще. Это непреложный факт, который никогда и никем не оспаривался в церковной традиции за все время существования новозаветной Церкви.

Сегодня епископское служение очень часто воспринимается несведущими людьми лишь как администрирование, а сам епископ - как некий «топ-менеджер», управленец высшего уровня. Казалось бы, все сходится: без грамотного руководства любая организация очень быстро прекратит свое существование. Однако совсем не об этом говорил Инатий Богоносец в своих знаменитых словах.

Да, епископы действительно вынуждены заниматься администрированием в своих епархиях. Но суть их служения не в распределении должностей и финансовых потоков. Епископ прежде всего - тот, кто совершает Евхаристию, или же - поручает совершить ее другому, специально поставленному служителю - священнику. Евхаристия невозможна без епископов, которые являются прямыми преемниками святых Апостолов. И если бы епископов не было, христиане не смогли бы приобщаться Телу и Крови Христовым, а значит - не смогли бы составить собою Церковь. Об этом, и о многом другом рассказывает сегодня один из епископов Русской Православной Церкви - Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский.

— Владыка, просьба к Вам, как к опытному архипастырю, ответить на несколько вопросов на тему епископского служения. Кто является преемником апостолов в современной Церкви: все священнослужители вне зависимости от сана или, например, только епископы?

— Чтобы правильно понять ответ на эти вопросы, прежде всего, важно понимать и знать кто такой Христос и что для нас с вами — Церковь. Христос - это наш истинный Бог и наш Спаситель, который пришел на землю, чтобы исполнить заповеди Своего Отца Небесного и мы получили бессмертие, наследовали Царство Небесное. Для этого Он дал людям закон под название Евангелие. И Он этот закон исполнил до Голгофы, до Крестной смерти и Воскресения. И Церковь воспевает: «Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?». Христос восстал из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех жизнь вечную даровав. Христос основал на земле Церковь - сообщество людей, обновленных Духом Святым. И день рождения церкви - это в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Итак, у нас с вами есть учение Христа, Он закон исполнил и Он основал Церковь, и в Церкви Он дал людям семь церковных Таинств: Крещение, Миропомазание, Елеоосвящение, Покаяние, Евхаристию, таинство Священства и таинство Брака. Что такое таинство церковное? Это особое священнодейство, в котором преподается человеку особая благодать Духа Святаго.

В Церкви есть таинство священства. Принимающие его люди — особые, они посвящают себя Богу и им дается благодать Духа Святаго - священнодействовать, совершать церковное таинство. Священномученик Игнатий Богоносец говорит «Где нет епископа, там нет Церкви». Почему? Епископ является правопреемником по благодати апостолов. Апостолы, возлагая руки на человека, давали ему дар апостольского служения епископской благодати. И только епископ в Церкви может поставлять священников и никто другой. Представьте себе — нет у нас священников. И как мы с вами будем исповедовать людей, совершать Божественную литургию, венчать и т.д.? Ничего этого не будет без священников. А священников не бывает без епископа.

В этом смысле, когда приходят протестанты и говорят «я священник, я епископ» — они безблагодатные. У них бумажка есть, о том, что они вроде бы — епископы, но у них нет апостольской преемственности. Поэтому не совершаются у них церковные Таинства, не приобщаются они Тела и Крови Христовой, все это у них лишь внешняя форма, один обряд без содержания, без благодати. Мы приводим человека в храм, над ним священник совершает молитвы крещения и он становится христианином. И люди, особенно взрослые, это чувствуют - он христианин или нет, и нам нем есть Печать Дара Духа Святаго или нет.

Мы очень часто воспринимаем епископа как человека, сидящего на почетном месте, которому все кланяются, относятся с почтением. Но весь этот почет - не епископу как человеку, а епископу - как к носителю благодати Духа Святаго. Вместе с тем, дорогие братья и сестры, на епископе лежит ответственность перед Богом и Церковью, за благоустроение жизни церковной. Он за все отвечает: и за праведную жизнь и за неустроенную, и за чистоту, и за разрушение, и он призван полагать душу свою за други своя в благоустроении жизни церковной. Поэтому епископ - это как ангел хранитель для той земли, куда он призван. Не как человек, а как носитель апостольской благодати. Поэтому - где нет епископа, там нет и Церкви.

И апостол Павел говорил «Кто епископства желает, тот доброго дела желает». Дело в том, что в древней Церкви, первые три века многие епископы становились мучениками. За их веру и служение, гонители христианства подвергали их смерти. Поэтому апостол и говорит «доброго дела желаешь», то есть ты идешь на мученичество. Епископ - это не духовный чиновник, высокого ранга и звания. Это совершенно не так, может быть, многие так воспринимают епископа, но прежде всего это носитель особой благодати Духа Святаго. На епископе лежит ответственность в поставлении священнослужителей - тех людей, которые совершают Таинства в Церкви.

— В чем разница служения епископа и священника?

— В древней церкви был сан хор-епископа (сельский епископ) - то есть в каждом населенном пункте был свой епископ. Священники помогали епископу в служении. Поскольку стала развиваться жизнь, приумножаться количество прихожан в древней Церкви, епископ стал делегировать полномочия священникам через то, что мы сейчас знаем как антиминс - специальный плат для священнодействия в той или иной общине от имени епископа. И на епископе лежит вся ответственность за благоустроение жизни церковной, а священник помогает епископу в несении этого служения. И помогает не административно, а духовно. Мы говорим «Христос посреди нас» и отвечаем «и есть и будет». Это служение наше Богу, Церкви, народу Божиему призвано к тому, чтобы помочь человеку в своем сердце найти дорогу к Богу и наследовать Царствие Небесное.

— Почему все епископы монахи?

Мы знаем, что в первые века были епископы и семейные и безбрачные. Но Церковь увидела, что служение епископа требует полной самоотдачи и самоотречения от всего земного. Что такое монашество, дорогие братья и сестры? Мы знаем, что в Ветхом Завете есть назорейство. Назорей - это человек, который посвящал себя Богу. Но назорей давал обеты временно, на год, на пять, на десять лет. А монах это как воин Христов, который приносит духовную присягу. А дает он Богу три обета: обет безбрачия, обет отречения от своей воли, то есть послушания и обет нестяжания - не иметь своего имущества. С этими обетами человек живет и несет свое служение, подвизаясь в монастырях, в келиях, в отшельничестве. И общины церковные стали призывать именно таких людей на епископское служение, чтобы они, духовно опытные, укрепившиеся, не обремененные заботами о семье и вообще почти ничем земным, несли свое служение в Церкви Христовой в качестве епископов. Таким образом сформировался институт епископа монаха.

В XX веке была попытка разрушить образ епископа. В 20-30 годы было обновленческое движение, когда через власти, пытаясь разрушить церковную жизнь была создана параллельная иерархия из обновленцев. И вот там как раз и митрополиты, и епископы щеголяли в красных штанах с лампасами и в кожанках поверх ряс. Они создавали семьи и разводились и еще как-то жили. И пытались все это именем Церкви провозглашать. Но все это конечно же было беззаконием, слава Богу, быстро разрушилось и мы вернулись на устои жизни древней Церкви.

— Кто несет большую ответственность — епископ или священник?

— Епископ. Потому что епископу вручается духовная власть отвечать за всю ту паству, того региона, которая ему вверена. У кого больше полномочий, у того больше и ответственность.

— Отнимается ли апостольская благодать у епископа, который ведет себя недолжным образом?

— По церковной традиции есть такое понятие как лишение сана. Как невидимым образом человек получает особую благодать при хиротонии или в священника или в епископа. И Церковь определяет, достоин ли ты нести это служение. Если твои дела доходят до разрушения, мерзости и беззакония, то собор епископов определяет, что ты своими делами разрушаешь апостольское служение, и выносит решение о низвержении тебя из сана и ты для Церкви становишься или монахом или мирянином.

— Кто может судить епископа?

— Епископа может судить собор епископов. Церковный суд выносится благословением Святейшего Патриарха и собором епископов. И епископ, и священник, и мирянин живут по канонам Церкви, по правилам и законам. И если человек ведет нецерковную жизнь, конечно, это осуждается Церковью, независимо от его сана.

Благодарим за организацию интервью пресс-службу Нижегородской епархии.

Церковью управляют епископы - так повелось еще с апостольских времен. Не только православные и католики, но и многие протестантские конфессии имеют свой епископат. Бывает, что паства бунтует против своих пастырей - тогда случаются расколы, которые в различных Церквях бывали не раз. Но и "раскольники", как правило, стараются как можно быстрее обзавестись собственным епископатом. Так что Церкви никак без епископов не обойтись.

Трезв, целомудрен, благочинен

Кто же может стать епископом в Православной церкви? Общие требования к иерархам восходят к Новому Завету. В послании апостола Павла к Тимофею сказано: "Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью". С тех пор произошло лишь одно изменение - теперь в Православной и Католической церквях епископ должен дать обет безбрачия. В первой половине нашего века обновленцы, захватив власть в церкви при поддержке большевиков, разрешили архиереям жениться, однако верующие выгоняли женатых "пастырей" из храмов. Так брачный епископат в России и не прижился.

Количество, возраст, образование

Епископат Московского патриархата насчитывает 155 архиереев, не считая находящихся на покое. Из них 84 служат на территории Российской Федерации, 36 входят в состав Украинской православной церкви, пользующейся внутренним самоуправлением. Белорусские епархии управляются экзархом (патриаршим наместником) и еще девятью епископами. Четыре архиерея Русской церкви служат в Молдавии, трое - в Казахстане, один - в Средней Азии, по одному - в каждом из трех балтийских государств. Русская православная церковь представлена и в дальнем зарубежье: больше всего епископов (трое) в Великобритании и Японии (кстати, Японская церковь является автономной, но ее главу утверждает Московский Патриарх). В Германии два епископа, в Австрии, Аргентине, Бельгии, Канаде, США и Франции - по одному.
Как правило, епископом человек становится в зрелом возрасте - хотя есть и исключения. Так, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) стал архиереем в 29 лет. А вот старейший иерарх, архиепископ Брестский и Кобринский Константин (Хомич) стал архиереем в 75 лет. В 90-е годы епископат изрядно помолодел. Образование тоже играет немалую роль при определении кандидатуры епископа. Как правило, архиерей имеет высшее духовное образование, полученное в одной из российских духовных школ - Московской или Петербургской духовной академии. Некоторые архиереи также учились за границей: Красноярский архиепископ Антоний (Черемисов) - в Швейцарии, Новгородский архиепископ Лев (Церпицкий) - в Италии, Берлинский архиепископ Феофан (Галинский) - в ФРГ. Есть и иерархи, получившие высшее светское образование. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) закончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. Архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев), управляющий французскими приходами, окончил МГИМО. Епископ Игнатий (Пологрудов), управляющий Камчатской епархией - физик. Тобольский архиепископ Димитрий (Капалин) - инженер. Уфимский епископ Никон (Васюков) и ректор Петербургской академии епископ Константин (Горянов) имеют высшее медицинское образование.

"Русский Ватикан"

Между Московским патриархатом и Московской патриархией есть разница. Если Патриархат - это синоним Церкви, то Патриархия - совокупность центральных учреждений, управляющих Церковью. Иногда Московский патриархат сравнивают с Ватиканом - впрочем, Русская церковь не претендует на статус государства.
Патриархия состоит из отделов, комиссий, комитетов и советов, что делает ее похожей на правительство. Так, обязанности "премьер-министра" выполняет управляющий делами - этот пост более двух десятилетий занимал нынешний Патриарх. В настоящее время делами Патриархии управляет митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин). Православный МИД - Отдел внешних церковных сношений во главе с митрополитом Кириллом (Гундяевым). Впрочем, значимость этого отдела столь велика, что делает его "первым среди равных" в ряду патриархийных учреждений. Есть в Церкви и свое министерство печати - Издательский совет во главе с архиепископом Бронницким Тихоном (Емельяновым). Функции Минэкономики выполняет комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам (ею руководит епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов)). Не так давно в Церкви появилось и свое Минобороны - отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами (председатель - епископ Красногорский Савва (Волков)). Церковное образование находится в ведении двух учреждений - Учебного комитета, который возглавляет архиепископ Верейский Евгений (Решетников) и отдела по религиозному образованию и катехизации во главе с игуменом Иоанном (Экономцевым). Есть и специфически церковные структуры - например, Миссионерский отдел во главе с Белгородским архиепископом Иоанном (Поповым).
Таким образом, большинство подразделений Патриархии возглавляют епископы, которые принимают на себя огонь критики, исходящей как изнутри Церкви, так и из-за ее пределов. При этом одни обвиняют епископат в косности, другие, напротив, в излишней склонности к модернизму. Но в целом большая часть русского епископата придерживается "среднего" (или, как говорили в старину, "царского") пути, что показал и недавно завершившийся Архиерейский собор.

"Где епископ – там и Церковь" – один из основных постулатов Церкви. Епископ призван быть учителем и наставником. К сожалению, в жизни это слишком часто не так. В одном из древних патериков рассказывается, как старец из Нитрийской пустыни умер и, прибыв в рай, был весьма изумлен пышными приготовлениями к торжественному празднеству. "Я недостоин такого приема!" – сказал он святому Петру. "По правде говоря, – отвечал апостол Петр, – этот прием не для тебя. Мы готовимся к встрече одного епископа". – "Понимаю, – сказал старец, – это вопрос иерархии..." – "Это вопрос редкости, – возразил святой Петр. – Монахов здесь тысячи, а вот епископы попадают к нам чрезвычайно редко!"

Как это ни печально, епископы Русской православной, церкви сегодня часто не соответствуют высокому назначению. Большинство из них возводилось в сан в советское время и только с санкции партийных чиновников. Согласно православным канонам, такое рукоположение не может считаться действительным. По дореволюционной табели о рангах епископ приравнивался к генералу. По советскому – к секретарю обкома. Советские епископы входили в элиту и пользовались теми же благами: спецраспределителями, спецбольницами, спецтранспортом. Могли выезжать за границу. Епископов надзирающий за Церковью орган – Совет по делам религий – выбирал чаще всего из нравственно порочных людей. Ими проще управлять. А уволить их сегодня никто не в состоянии. Архиерейским собором в 1992 году была создана особая комиссия, призванная расследовать факты сотрудничества епископата с КГБ. Прошло 12 лет, и никаких результатов. Комиссия даже ни разу не собралась. Хотя проблем скопилось за эти годы множество. И не только в столице. Гораздо больше их в российской глубинке. С 1993 года Псковской епархией управляет архиепископ Евсевий. Когда-то простой крестьянский мальчик Коля Саввин из деревни Стегановка Липецкой области. Закончив школу, поступил в Московскую духовную семинарию. Простецов в советские годы принимали охотно: ни культуры, ни высшего образования. Коля окончил семинарию, поступил в академию. Был усерден и усидчив, окончил ее в 1965 году. Учась в академии, вступил в Троице-Сергиеву лавру, а через год был пострижен в монашество с именем Евсевий. Год спустя митрополитом Никодимом (Ротовым) был отправлен в Иерусалим. Просто так в те годы в Израиль, с которым у СССР не было дипломатических отношений, не отправляли. Товарища Евсевия тщательно проверяли, инструктировали в Совете по делам религий и контрразведке. И он прекрасно справился – в течение трех лет верой и правдой служил в Иерусалиме. После этого карьера Евсевия развивалась стремительно. Два года в Воронеже, затем снова в Троице-Сергиевой лавре – но уже на руководящих постах. Сначала как благочинный, а затем – наместник лавры. До сих пор там с ужасом вспоминают нынешнего владыку. Это был расцвет педерастии в монастыре.

В 1984 году Евсевий стал епископом и был направлен в Казахстан. Затем – в Куйбышев, нынешнюю Самару, и, наконец, в Псков. 10 лет управляет древнейшей Псковской епархией. Здесь прославился на весь мир тем, что запретил в священнослужении архимандрита Зинона, наместника Мирожского музея-монастыря. Архимандрит Зинон – известнейший иконописец, к 1000-летию Крещения Руси расписывал воссозданный из руин Даниловский монастырь. Оказывается, он посмел причаститься за литургией вместе с католиками. То, что дозволяется российским епископам, запрещено архимандритам. Зинон обратился к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, и тот освободил его от запрета. Правда, храм, в котором ныне служит Зинон, подчинен непосредственно патриарху, хотя и находится в Псковской области. Но мне хотелось поведать еще более грустную историю.

28 лет в Псковской епархии служит священник Павел Адельгейм. Его жизнь могла бы послужить сюжетом для романа – в нем бы отразилась трагическая история Советской России. Его дед, тоже Павел, из русских немцев, еще до революции выстроил под Киевом три завода. После революции заводы национализировали, а деда пригласили под Винницу, где он построил четвертый – каолиновый. И был директором вплоть до 1938 года, когда его арестовали и расстреляли. Отец был артистом и поэтом. В том же году арестован и расстрелян. Другой дед, по матери, Никанор Пылаев, – полковник царской армии. Погиб во время Гражданской войны. Мать арестовали в 1946-м, когда сыну исполнилось 8 лет. Мальчика отдали в детдом. Павел Адельгейм с детских лет избрал Церковь: был послушником в Киево-Печерской лавре, затем поступил в Киевскую семинарию. Но его исключили за антисоветские высказывания. Женился и стал диаконом в далеком Ташкенте. Закончил Московскую духовную академию, служил в городе Каган в Узбекистане. В 1969 году выстроил новый храм, потом был арестован и осужден по статье 190 на три года. Якобы клеветал на советскую власть. Во время лагерного восстания потерял ногу. Освободился в 1970-м инвалидом. Служил священником в Фергане и Красноводске. Часто приезжал в Москву, где я с ним в те годы познакомился.

У отца Павла трое детей и шестеро внуков. Его энергии может позавидовать здоровый человек: он служит в двух приходах. Причем один, во имя Святых Жен-Мироносиц, – во Пскове, а другой храм, апостола Матфея, – в пригороде. Еще в советские годы владыка Евсевий пытался переместить священника с одного прихода на другой, но всякий раз наталкивался на противодействие прихожан. В конце 80-х отец Павел взялся опекать детское отделение областной психиатрической больницы. Детей крестили, устраивали для них праздники, кормили. А когда рухнула советская власть, главврач разрешил отцу Павлу построить на территории больницы храм. Он обратился к епископу, и тот благословил постройку. Был насыпан искусственный холм, и вскоре выросла добротная рубленая церковка. Строить помогали христиане из Нидерландов, с которыми отец Павел наладил добрые отношения. Но, как только храм великомученика Пантелеймона был выстроен, епископ передал его другому священнику. Который не сумел завершить стройку. Неотделанный, он и поныне стоит без окон и отопления памятником самодурству.

Отец Павел не сдался: организовал при храме приют для детей-инвалидов. Оформил опеку и выстроил для них большой дом со всеми удобствами. Обучил необходимым для жизни профессиям.

Но очень понравился епископу дом, в котором жили сироты. В декабре 2001 года отец Павел был отстранен от должности настоятеля Матвеевского храма в деревне Писковичи. Владыка потребовал, чтобы дом для сирот освободили для нужд епархии. Теперь он придумывает, как убрать отца Павла из Мироносицкого храма и закрыть православную школу при нем.

Епи́скоп (от греч. επίσκοπος – блюститель) – высшая степень священноначалия в , третья степень священнического служения, следующая после и .
Епископ – преемник , имеющий благодатную власть совершать все семь , приемлющий в таинстве рукоположения благодать архипастырства – управления Церковью. Епископская степень священной иерархии Церкви есть высшая степень, от которой зависят все прочие степени священноначалия (пресвитер, диакон) и низшего клира. Посвящение во епископа происходит через (Таинство Священства, рукоположение). Епископ избирается из монашествующего духовенства и рукополагается епископами. Епископы также именуются архиереями, то есть старшими иереями. Главные правительственные степени епископа – патриарх, митрополит, архиепископ, экзарх.

1. История установления чина

Наименование «епископ» встречается в Ветхом Завете (), откуда оно и было заимствовано новозаветной Церковью. Сам Иисус Христос в Священном Писании называется епископом, что означает «блюститель душ наших» (); называется Он и Архиереем (). Апостольское звание именуется епископством (). От апостолов звание епископа преемственно передано их ученикам.
Чин избрания и посвящения во епископа подробно излагается в древних писаниях Церкви. Блаженный Иероним говорит о том, что «наречение» во епископа предшествует посвящению. Согласно правилам святых апостолов и постановлениям Первого Вселенского собора рукоположение во епископа должно совершаться двумя или более епископами. В Постановлениях Апостольских указывается молитва на посвящение во епископа. В сочинениях говорится о том, что посвящение во епископа совершается при возложении Евангелия на главу коленопреклоненного поставляемого. Возводимые в сан епископов были предварительно испытываемы в вере и благочестии и произносили Символ веры. При посвящении на главу ставленника возлагаемы были Евангелие и руки присутствующих епископов. , живший в VII веке, о посвящении епископа говорит следующее: «Есть в святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по которому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим священноначальником откровенно изложить, как они мудрствуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало от премудрого апостола Павла, который предостерегает, чтобы кто-либо из таковых не вотще протекал свое поприще» () (Из соборного послания к Сергию, патриарху Константинопольскому).
Избрание и поставление епископов в течение всего исторического существования Церкви остается в своих главных моментах неизменным.
В Русской Православной Церкви в «Чине поставления архиерейского» при патриархе Иоакиме было сделано дополнение. Согласно ему облачение новопоставленного архиерея в рясу, мантию, клобук, а также вручение ему четок совершается после благословения патриарха и с осенением его руки. Это дополнение было включено в вышедший в 1677 году в исправленном виде «Чиновник архиерейского священнослужения», откуда он и перешел в современный чин епископской хиротонии.

2. Схема чина хиротонии во епископа.

Наречение кандидата во епископа. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст.
Указ об избрании Речь избранного. Многолетие.
Испытание веры новоизбранного. Благословение патриарха. Чтение Символа веры.
Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых апостолов, семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец.
Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
Благословение ставленника.
Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому.
Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого».
Преклонение ставленником колен пред святым престолом.
Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев, тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй).
Чтение Патриархом двух молитв.
Чтение первым и вторым митрополитами ектении.
Облачение в архиерейские одежды.
Приветствие и целование архипастырей
Участие в Божественной Литургии
«Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия осенение народа свечами.
Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе.
Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии.
Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов.
Вручение архипастырского жезла.
Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею.
Вручение жезла Архипастырское благословение народа.

3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во епископа

По толкованию святого , «рукоположение совершается после первого входа, потому что так происходило и вначале: ибо, когда Владыка воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса – что все и означается первым входом, – после того и сошел Дух Святый, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему. Потому и теперь, когда архиерей вместе с прочими войдет во святилище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопрестолие, как на пренебесный престол, рукополагаемый приводится и посвящается, таким образом соделывается сопрестольным с ними. Совершается рукоположение сие после Трисвятой песни, песни ангельской, согласного пения горних и дольних». Открытое Евангелие, возлагаемое письменами вниз, есть образ руки Господа, зовущего посвящаемого на проповедь слова Божия.
В первой молитве Патриарх просит Владыку и Господа «наитием благодати Святого Духа» укрепить посвящаемого, как Он укреплял апостолов, пророков и архиереев и сохранил его «непорочным» и украсил всяким благочестием, явил его святым, дабы он мог молиться о спасении людей и был услышан Господом.
Во второй молитве он просит Господа сотворить рукополагаемого подражателем Истинного Пастыря, «душу Свою положившего за овцы», соделать путеводителем слепых, воспитателем немудрых, вразумителем непокорных и дерзновенных, учителем младенцев в истинном ведении, светильником в мире, право правящим вверенные ему души ко спасению».
По объяснению святого

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»