Наклонение и время глагола. Наклонения в русском языке

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Наклонением глагола называется непостоянный грамматический признак, который показывает оценку действия говорящим. Различные его виды указывают, как говорящий оценивает действие: то ли он считает его возможным при каком-то условии, то ли желательным, то ли реальным.

Они могут быть трех видов:

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола; второй урок – . Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

Наклонение глагола.

    изучение нового материала;

    развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;

    воспитание любви к русскому языку и интереса к его изучению.

    Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;

    Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;

    Коммуникативные: умение выразить мысль;

    Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:


Комбинированный

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:

    А) Повторение орфограммы «Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа» ; объяснительный диктант.

    Идёшь по лесу, оглядываешься вокруг и вдруг увидишь то там, то здесь семейки грибов: растут в тени, спрятались от грибников. Пока собираешь их, несколько раз обходишь каждую полянку. Почувствуешь усталость – где-нибудь присядешь на пенёк и отдыхаешь. Замечаешь вблизи колокольчик. Кажется, задень его – и зазвенит!

    Б) морфологический разбор глаголов из 1-го предложения (повторение настоящего, будущего и прошедшего времени глагола, вида, переходности, возвратности).

    В) Создание проблемной ситуации: охарактеризуйте глагол ЗАДЕНЬ из последнего предложения; можем ли мы определить время этого глагола? В чём его необычность?

    Изучение нового материала.

    А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

    Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 524): в каком предложении сообщается о реальном действии, в каком – о возможном, в каком – о желательном, необходимом?

    Мы к маскараду готовимся. Не бойся, пойдём с нами. Мы тебя и не взяли бы.

    В) Чтение теоретического материала в учебнике, подготовка устного ответа по таблице (работа в парах):

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время).

    Например: ловил, ловит, будет ловить .

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Например: ловил бы, лови.

    Г) Упр. 525: выписать из текста глаголы, указать их время и вид.

    Бросил – прошедшее, совершенный;

    прячутся – настоящее, несовершенный;

    добрались – прошедшее, совершенный;

    полетела – прошедшее, совершенный;

    отдохну – будущее, совершенный;

    кончится – будущее, совершенный;

    буду оплакивать – будущее, несовершенный.

    отличительная особенность глаголов изъявительного наклонения в том, что они имеют формы времени.

    Д) Объясним смысл фразы:

    «Точка отсчёта для времени глагола – это момент речи, то есть момент, когда мы говорим».

    Что она означает? (На примере глаголов рисовал, рисую, буду рисовать ). Учащиеся объясняют, составляют предложения, рассказывают, какими рисунками проиллюстрировали бы эти предложения.

    Е) Анализ материалов таблицы упр. 527:

    глаголы какого вида имеют формы всех трёх времён?

    Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Опираясь на материалы таблицы, рассказать о том, как связаны вид и время глагола.

    (Глагол совершенного вида обозначает действие, имеющее предел, результат, а в настоящем времени действие происходит, результата ещё нет, поэтому глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем времени).

    Ж) Образовать от глаголов в упр. 528 формы прошедшего времени единственного числа мужского рода:

    вязать, поднять, укрыть, пилить, слушать, кинуть, верить, заметить, замечать, управлять, заледенеть, улыбаться, бороться, молчать.

    Обозначить суффиксы и окончания. Сделать вывод о том, как образуется форма прошедшего времени глагола. (От основы инфинитива с помощью суффикса Л).

    З) Изменение текста: записать фрагмент текста, ставя глаголы в форму прошедшего времени. Как изменится смысл текста? (Текст на экране или предварительно записан на доске).

    Метель воет и свистит на полях. Она гонит тучи снега по небу, наметает сугробы на земле. Метель заносит тропинки и дорожки и торопит домой запоздалого путника. Она гудит в проводах, барабанит в окна. Везде метель. Она гудит и ревёт на разные голоса.

    Проверка, подведение итогов, оценивание.

    Рефлексия: что нового узнали о глаголе? Какие существуют наклонения? С каким наклонением работали сегодня на уроке? В чём его отличительная особенность?

    Что было самым интересным на уроке? Какой вид работы больше всего понравился? Что оказалось трудным, что нужно будет повторить?

  1. Домашнее задание:

    Устный рассказ о наклонениях глагола на основе таблицы упр. 524, подобрать свои примеры.

    Упр. 529 по аналогии с последним заданием: записать текст, заменив глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

    Школьники ставят палатки, идут собирать хворост для костра. Возле вожатого остаются несколько человек. Они чистят картошку, приносят воду из ручья. Девочки собирают ветки и устилают ими палатки, сверху на ветки укладывают спальные мешки. Так дети готовят ужин и ночлег. Быстро темнеет. Всё вокруг стихает и засыпает.


Глаголы изменяются по наклонениям. Форма наклонения показывает, как действие относится к действительности: является ли действие реальным (имеющим место в дей­ствительности), или нереальным (желаемым, требуемым, возможным при определённых условиях).

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле в определённом времени (на­стоящем, прошедшем или будущем). Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: занимаюсь (настоящее время), занимался (прошедшее время), буду за­ниматься (будущее время).

Глаголы в условном наклонении обозначают не реальные действия, а желаемые, возможные. Формы условного наклонения образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени) с помощью суффикса -л- (за которым следует окончание со значением числа и в единственном числе - рода) и частицы бы (б) (которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него). Например: Если б я была поэтом, я жила бы как щеглёнок и не в клетке бы свистела, а на ветке на заре (Ю. Мо-риц).

В условном наклонении глаголы изменяются по числам и родам (в этом наклонении нет времени и лица): прошёл бы, прошла бы, прошло бы, прошли бы.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое. В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам и лицам (времени в этом наклонении также нет).

Наиболее употребительными являются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выража­ют побуждение к действию собеседника (собеседников).

Форма 2 лица ед. числа образуется от основы настоящего/простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего/ простого будущего времени): говори, смотри, пиши, держи, работай (основа настоящего времени - pa6omaj-ym), от­дыхай (отдыха)-ут), запоминай (запоминаj-ут), режь (режут), встань (встанут).

Форма 2 лица мн. числа образуется от формы 2 лица ед. числа с помощью окончания -те: говори-тё , держи-тё , за- поминай-те и т. д.

Формы 3 лица ед. и мн. числа выражают побуждение к действию того или тех, кто не участвует в диалоге. Они образуются с помощью частиц пусть, пускай, да + формы 3 лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения: пусть уходит, пусть уходят, да здравствует, да здрав­ствуют и т. д.: Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу (А. Пушкин).

Форма 1 лица мн. числа выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Она образуется с помощью частиц давай, да­вайте + инфинитив глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, танцевать, играть) или 4- форма 1 лица мн. числа изъявительного наклонения глаголов совершен­ного вида (давай, давайте + споём, станцуем, сыграем): Давайте говорить друг другу комплименты... (Б. Окуд­жава); Давай ронять слова, как сад - янтарь и цедру... (Б. Пастернак); Товарищ жизнь, давай быстрей прото­паем, протопаем по пятилетке дней остаток... (В. Ма­яковский).

Формы наклонений могут употребляться не только в своём прямом значении, но и в переносном значении, то есть в значении, свойственном другому наклонению.

Например, форма повелительного наклонения может; иметь значения условного наклонения (1) и изъявительно­го (2): 1) Не будь на то господня воля, не отдали б Моск­вы (М. Лермонтов); 2) Раз он ему и скажи: «Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь» (М. Лер­монтов).

Глагол в форме изъявительного наклонения может употребляться в значении повелительного: Однако в поле уж темно; скорей! пошёл, пошёл, Андрюшка! (А. Пушкин); Комендант обошёл своё войско, говоря солдатам: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку-государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные» (А. Пушкин).

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Папаша, вы поговорили бы с Александрой, она ведёт себя отчаянно (М. Горький).

На уроке о понятии глагола вы узнали, что действие может обладать самыми разными свойствами и мыслиться может совершенно по-разному. И глагол все это разнообразие выражает своими формами. На этом уроке вы узнаете, какие свойства действия глагол может выражать с помощью наклонения.

1. Учебное наблюдение

Рассмотрим разные формы глаголов и попробуем определить, когда эти действия совершаются:

ходила

ходишь

будет ходить

ходил бы

ходи

Итак, ходила . Что делала? - действие совершается в прошлом.

Ходишь . Сейчас. Что делаешь? - это настоящее время. Действие совершается сейчас, в момент, когда мы это слово произносим.

Будет ходить . Он будет ходить в будущем, после того как мы произнесем эти слова. Т. е. действие только будет совершаться.

Ходил бы. Когда совершается это действие? Ходил бы ты к нам почаще . А совершается ли данное действие вообще? Нет! Кто-то только желает, чтобы оно совершалось. И время мы тут определить не можем!

Ходи ! Когда совершается действие? В настоящем времени? В прошедшем? В будущем? А ни в одном из времен! Действие представлено как просьба, приказ. И опять-таки неизвестно, совершится оно или нет.

2. Три наклонения глагола

С помощью наклонения выражается отношение действия к действительности. В русском языке глагол имеет три наклонения.

Изъявительное наклонение: действие представлено как совершающееся в реальности в настоящем, прошедшем или будущем времени: читаю, читал, буду читать.

Условное (сослагательное) наклонение стоит вне времени, оно обозначает желаемое, возможное действие, т. е. действие, которое не происходило, не происходит, но может произойти при определенных условиях: читал бы, читала бы, читали бы.

Повелительное наклонение тоже стоит вне времени, и глаголы в этом наклонении обозначают действие, которое в соответствии с приказом, пожеланием или просьбой говорящего может произойти (а может и не произойти): читай, читайте .

Наклонение глагола - непостоянный признак.

3. Глаголы в условном (сослагательном) наклонении

Образование форм условного (сослагательного) наклонения

Взяла + БЫ (Б)

Условное наклонение - аналитическая форма.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе - по родам.

Время и лицо у глаголов в сослагательном наклонении не выделяются!

Оттенки значений условного наклонения:

Если бы ты пришла раньше, мы сделали бы все к сроку. (условие, возможное действие)

Я бы сейчас с удовольствием съела мороженое. (желательность)

Как бы гроза не началась… (опасение, сомнение)

4. Глаголы в повелительном наклонении

Значение форм повелительного наклонения:

1. Приказание: Стой на месте! (внимание: Стоять! - это не повелительное наклонение, а неопределенная форма глагола)

2. Просьба: Приходи к нам почаще.

3. Простое побуждение Послушайте внимательно, что я вам сейчас скажу.

4. Разрешение, позволение: Ну, ладно, сходи погуляй.

5. Предостережение: Смотри, не зевай, а то все пропустишь!

6. Мольба: Помилуй!

7. Ироническое побуждение: Держи карман шире!

Образование форм повелительного наклонения:

Суффикс и + (те): приходи, приходите, учись, учитесь

- Пусть (пускай), да, давайте + форма настоящего/будущего времени: давайте посмотрим, да здравствует, пусть приходит.

Глагол в повелительном наклонении изменяется по числам и по лицам и не изменяется по временам и родам.

Обратите внимание!

Прячьтесь

Прячьте

Отрежьте

Ешьте

Мягкий знак перед - те сохраняется!

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Edu.glavsprav.ru ().
  2. Gramma.ru ().

1. Сгруппируйте глаголы по наклонениям:

скажите, сказал бы, выбросьте, попросил бы, брошу, поработал, поработай, выздоравливаю, вижу, ехал бы, лечу, буду шагать, рассеял, дыши, похудей-ка, прилягу, ляг.

2. Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы?

ходите, держите, носите, остановите.

3. Образуйте повелительное наклонение глаголов:

вылезать, ехать, лечь.

4. В названии какой старинной детской игрушки повелительное наклонение глагола пишется слитно с частицей -ка ?

5. Приведите примеры употребления условного наклонения в значении повелительного.

Формы наклонений

1) Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходит, происходило и будет происходить. Из самого названия - "изъявительное" - следует, что действие происходит наяву, в реальности.

Глагол в изъявительном наклонении может изменяться по временам: например, играю, играл, буду играть .

2) Глаголы в условном наклонении обозначают действие, которое могло бы произойти при соблюдении определенных условий.

Условное наклонение образуется при помощи частицы "бы", а также формы прошедшего времени: выучил бы, прочитал бы .

3) Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие, которое кто-то просит или приказывает выполнить.

Такие глаголы в большинстве случаев употребляются в форме второго лица (сядь, встань), а также с частицей "-ка" (прочитай-ка, сбегай-ка). Часто глаголы повелительного наклонения сопровождаются восклицательным знаком.

Правила: изъявительное наклонение

Чтобы определить, какого наклонения глагол, необходимо посмотреть на предложение, в котором он используется, обратить внимание на наличие частицы "бы" или факта просьбы, приказа.

Чаще всего встречаются глаголы изъявительного наклонения - это та форма, которую мы используем в повседневной жизни.

Глаголы изъявительного наклонения можно увидеть в повествовательных, описательных и текстах-рассуждениях, поскольку такая форма практически универсальна.

Глаголы в изъявительном наклонении могут стоять в любом времени - прошедшем, настоящем или будущем. Это связано с тем, что изъявительное наклонение не несет в себе практически никакой эмоциональной окраски (в отличии от, например, повелительного, которое возможно только в будущем времени).

Также глагол в изъявительном наклонении может изменяться согласно категории лица, а также категории вида - быть совершенного либо несовершенного вида.

Необходимо помнить, что в отдельных случаях глаголы изъявительного наклонения могут использоваться в значении повелительного наклонения: "Пошла, пошла!", "И квасу мне принесёшь" - как правило, такой выбор делается, чтобы обращение звучало вежливо, а не как приказ.

Глагол изъявительного наклонения может содержать в себе вопросительную интонацию. Но возможна и обратная связь: использование глагола повелительного наклонения в значении изъявительного - "Мне кто-то и шепни на ухо..." - для создания эффекта описания.

Такой выбор, как правило, объясняется желанием автора придать своему тексту более яркую стилистическую окраску. В нейтральной речи такие приёмы обычно не используются.

Наклонение глагола выражает отношение действия, обозначаемого глаголом, к действительности. Наклонение бывает трех типов:

1. изъявительное наклонение , которое также носит название «индикатив». Эта форма означает, что действие произошло, происходит или произойдёт на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении меняются по временам. Причём для глаголов несовершенного вида имеют место все три времени: прошедшее, настоящее и сложное будущее.

например: думал - думаю - буду думать, делал - делаю - буду делать, искал - ищу - буду искать

А для совершенного вида - только два: прошедшее и простое будущее.

например : придумал - придумаю, сделал - сделаю, нашёл - найду .

В будущем и настоящем временах гласная, стоящая в конце основы инфинитива в некоторых случаях пропадает.

например: слышать - слышу, видеть - вижу .

2. повелительное наклонение , которое также носит название «императив». Эта форма означает просьбу, совет, приказ или побуждение к действию. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего употребляются во 2-ом лице. В этом случае они имеют нулевое окончание в единственном числе и окончание «-те» во множественном. Также они не меняются по временам. Образуется повелительное наклонение с помощью основы глагола в настоящем или простом будущем времени, к которой прибавляется суффикс «-и-» или в некоторых случаях нулевой суффикс.

Например: Учти, ты должен это сделать! Брось заниматься ерундой! Посмотрите этот фильм!

3. условное или сослагательное наклонение , которое также носит название «субъюнктив». Эта форма означает, что действие в реальности не произошло, а только является желаемым, планируется в дальнейшем, несбыточно или осуществится при выполнении каких-то необходимых условий.

Например: Я полетел бы в космос изучать далёкие звёзды. Через год я хотел бы съездить на море. Я читал бы чужие мысли. Я пошёл бы гулять, если дождь прекратится.

Глаголы в настоящем и будущем времени для образования условного наклонения не используются. Оно составляется исключительно с помощью глагола прошедшего времени (то есть основы инфинитива, прибавления к ней суффикса «-л-»), а также частицы «бы» или «б». Данные частицы могут находиться как перед глаголом, так и после него, а также быть с ним разделены прочими словами.

Например: Я сходил бы в музей. Я сходил с удовольствием бы в музей .

Глаголы в условном наклонении меняются по числам, а в единственном числе ещё и по родам, но никогда не меняются по лицам и, как уже оговаривалось, по временам.

Например: посмотрел бы, посмотрела бы, посмотрели бы .

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»