Многощетинковые черви размножение. Класс многощетинковые, или полихеты (polychaeta)

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Общая характеристика типа Кольчатые черви, понятия: параподия, окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка. Замкнутая кровеносная система. Полихеты. Щетинки.. Забота о потомстве.

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите все правильные ответы

1. Круглые черви характеризуются

А. плоской формой тела Б. круглой формой тела

В. сквозной пищеварительной системой Г. дыханием с помощью жабр

2. Представители класса сосальщиков обитают, как правило, в среде

А. водной Б. организменной В. почвенной Г. наземно-воздушной

3. Регуляция функций организма осуществляется системой

А. выделительной Б. нервной В. пищеварительной Г. размножения

4. Для представителей типа кольчатых червей характерны

А. щетинки, торчащие из стенки тела Б. кожный эпителий, богатый железами

В. первичная полость тела Г. замкнутая кровеносная система

5. К классу ленточных червей относятся

А. свиной цепень Б. бычий цепень

В.человеческая аскарида Г. пескожил

6. У ленточных червей, как и у сосальщиков :

А. отсутствуют органы чувств Б. тело длинное, лентовидное

В. организменная среда обитания Г. развитие со сменой хозяев

7. Большая плодовитость печеночного сосальщика объясняется

В. разветвленным кишечником

Г. возможностью размножения на личиночной стадии

В. отличаются большой плодовитостью Г. обитают в бескислородной среде

10. Распределите представителей плоских червей по классам

Классы Представители

А. Ресничные черви 1) бычий цепень 2) кошачья двуустка

Б. Сосальщики 3) белая планария 4) свиной цепень

В. Ленточные черви 5) печеночный сосальщик

6) морская планария

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы

КЛАСС МНОГОЩЕТИНКОВЫЕ, ИЛИ ПОЛИХЕТЫ

Общая характеристика. Среди различных червей кольчатые — наиболее прогрессивная группа. Ее представители преимущественно свободноживущие черви. На их теле можно выделить головной от-дел, туловище и хвостовой отдел. Туловище состоит из колец — сегментов, число которых различно у разных видов. Дли-на тела от 0,5 мм до 3 м.

Кольчатые черви

Кольчатые черви имеют двустороннюю симметрию. Тело состо-ит из трех слоев клеток и разделено перегородками вдоль и поперек тела (рис. 155). Внутренняя полость червя разделена перегородками на отдельные сегменты. Внутри находится жидкость. Движение обеспечивается пучками кольцевых и продольных мышц, а также особыми парными выростами тела, расположенными на боках каж-дого сегмента, — параподиями (похожими на ноги), которые есть не у всех кольчатых червей.

Кольчатые черви имеют органы чувств: зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха, равновесия.

У большинства кольчатых червей замкнутая кровеносная система, т. е. кровь не выливается свободно в полость тела, а дви-жется только по сосудам. Сердца нет, его функцию выполняют со-кращающиеся стенки сосудов.

К пищеварительной системе относятся рот, глотка, пищевод, средняя и задняя кишки, анальное отверстие. Дыхание осуществ-ляется через влажную поверхность тела или с помощью жабр (рис. 156). Выделительная система находится в каждом сегменте тела червей. Нервная система характеризуется скоплением нервных клеток над глоткой — окологлоточным кольцом (это примитив-ный головной мозг) и брюшной нервной цепочкой с ответвления-ми нервов в каждом сегменте.

Существуют кольчатые черви раздельнополые и гермафродиты. Размножение возможно бесполым и половым путями. При бесполом размножении тело червя распадается на несколько частей, а затем каждая из них достраивает недостающие головные и хвостовые отделы. Половое размножение протекает с участием двух особей даже у гермафродитов. Соприкасаясь, они обмениваются половыми клет-ками. После оплодотворения яйца поступают в специальное образо-вание на теле — поясок, который затем, как муфта, сползает с пе-реднего конца тела и остается в почве.

Тип кольчатых червей разделяют на несколько классов, среди которых наиболее значимые три: Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки.

Класс Многощетинковые, или Полихеты. Эти черви — типич-но морские животные, лишь отдельные виды полихет обитают в пресной воде. Свое название получили за многочисленные щетинки, расположенные на параподиях.

Образ жизни. Большинство многощетинковых кольчатых чер-вей ведет свободный образ жизни. Однако известны среди них живу-щие в теле губок, моллюсков, на морских звездах, рыбах. Они встре-чаются на разных глубинах в теплых и холодных водах, достигая наибольшего разнообразия в прибрежной зоне тропических морей. Многие кольчатые многощетинковые черви обитают на морском дне в большом количестве, например, в Баренцевом море плотность насе-ления кольчецов доходит до 90 тыс. экземпляров на 1 м2.

Кольчатые Многощетинковые

Полихеты обитают среди водорослей, рифов, в песке, мягком иле, некоторые из них строят роговые, песчаные и известковые труб-ки и живут в них.

Параподии со щетинками позволяют хорошо перемещаться в воде, на поверхности и в толще грунта, внутри трубок.

Среди многощетинковых червей есть хищники, питающиеся рачками, моллюсками, кишечнополостными и червями. Есть всеяд-ные, фильтрующие воду и питающиеся растениями.

Свободноживущие полихеты всю жизнь плавают в толще воды, переносимые морскими течениями. Придонные кольчецы обитают на дне моря и питаются органическими остатками водных растений и животных.

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

Развитие полихет происходит с чередованием жизненных форм. Их личинки не похожи на взрослых особей. Каждая жизненная фор-ма выполняет различные функции: воспроизведение, расселение, са-мосохранение. У некоторых полихет наблюдается забота о потом-стве, например они охраняют отложенные яйца. Забота о потомстве тем активнее, чем меньше яиц откладывает самка. Среди полихет есть живородящие.

Галилео. Пиявки

Червь палоло — один из видов многощетинковых, достигаю-щий в длину 1 м. Один из представителей многощетинковых червей рода Нереис был специально завезен в Азовское море для улучшения кормовой базы рыб.

Ответить на вопросы

1.Каковы различия в строении круглых и кольчатых червей?

2.Почему многощетинковые получили такое название?

3.Каково значение полихет в природе?

Самостоятельная работа

1.Дайте общую характеристику кольчатых червей по плану .

Симметрия:

Длина и форма тела:

Внутреннее строение

Органы чувств:

Кровеносная система:

Пищеварительная система:

Выделительная система:

Нервная система:

Способ размножения:

Среда обитания:

2.Установите черты приспособленности дождевых червей к жизни в по-чве и назовите их.

Строение:

3.Укажите, какие органы в организме дождевого червя выполняют функции:

переваривания пищи

удаления из организма жидких вредных веществ

переноса веществ

регуляции работы органов, их взаимосвязи:

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

πολύς - много, греч. χαίτη - волос) - класс кольчатых червей . В настоящее время этот класс насчитывает более 10 тысяч видов. Наиболее известные представители: пескожил Arenicola marina и нереида Nereis virens .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Биология 7 Тип Кольчатые черви Класс Многощетинковые

    ✪ Многощетинковые черви. Биология 7 класс.

    ✪ Зоология: Морские многощетинковые черви

    Субтитры

Среда обитания

Подавляющее большинство представителей - обитатели морских вод. Взрослые, как правило, - донные формы , хотя некоторые представители перешли к обитанию в пелагиали (например, семейство Tomopteridae ). Очень немногие полихеты перешли к обитанию в пресных водоёмах (например, род Manayunkia в озере Байкал), в лесной подстилке и в почве на глубине более 3 м (род Parergodrilus и род Hrabiella ).

Строение тела

Длиной от 2 мм до 3 м. Тело состоит из множества (иногда до нескольких сотен) колец-сегментов, в каждом из которых повторяется комплекс внутренних органов: парные целомические мешки , ассоциированные с ним половые протоки и органы выделения.

Отличительным признаком являются параподии - отходящие от каждого сегмента тела лопастевидные придатки, несущие хитиновые щетинки (хеты). У некоторых видов функцию жабр выполняет венчик щупалец на головном участке. Имеются глаза, иногда сложно устроенные, и органы равновесия (статоцисты).

Питание

Среди сидячих полихет наиболее распространены седиментаторы (например, представители семейств Sabellidae , Serpulidae , Spirorbidae ). Они питаются детритом, добывая его с помощью ловчих щупалец, выполняющих также функцию жабр, из толщи воды.

Свободноживущие (эррантные) полихеты - детритофаги или хищники. Детритофаги могут добывать органическое вещество из грунта, поедая его, например, представители семейств Arenicolidae , Ampictenidae . Некоторые собирают детрит с поверхности грунта длинными пальпами (например, Spionidae ). Широко распространено хищничество, к примеру, среди Nereididae , Glyceridae , Syllidae .

Размножение

Чаще всего многощетинковые черви - раздельнополые животные. Оформленных гонад у полихет не развивается. Половые клетки развиваются из целомического эпителия, а после созревания переходят к флотированию в полость целома. Оплодотворение наружное. Из яиц выходит личинка - трохофора .

После недолгого плавания трохофора опускается на дно, где происходит метаморфоз в трёхслойное животное. У неё задний конец вытягивается и сразу образуются сегменты. Первые сегменты называются личиночными, в дальнейшем в них не образуются гонады. При дальнейшем развитии метатрохофоры задний конец вытягивается и отделяет от себя сегменты, которые называют постларвальными.

Таким образом, в каждом сегменте образуется пара целомических мешков. Теменная пластинка развивается в надглоточный ганглий. Из эктодермы также развивается кутикула и гиподерма (слой покровов организма, обычно лежащий глубже поверхностного слоя).

Протонефридии исчезают, развиваются связанные с целомом метанефридии. Из зачатков формируется мускулатура, кровеносная система, целомическая жидкость и некоторые другие органы.

Некоторые виды способны размножаться бесполым путём. Выделяют два варианта бесполого размножения: архетомию и паратомию. В случае архетомии тело червя сперва разделяется на фрагменты, а после достраивает передний и задний концы тела. Паратомия же подразумевает обратную последовательность событий: в ходе этого процесса образуется цепочка сцепленных друг с другом разноимёнными концами тела червей.

Многощетинковые черви получили своё название за большое числа жестких волосков – щетинок. Большинство видов относятся именно к многощетинковым, которых также называют полихетами . У некоторых видов щетинки сидят на мягких выростах - "ножках". Обитают многощетинковые черви преимущественно в море и используют эти "ножки" (параподии), передвигаясь по дну или копаясь в песке и грязи. Некоторые полихеты живут в трубках. В сравнении с дождевыми червями большинство многощетинковых червей имеют выраженные головной и хвостовой концы. Голова обычно несёт пальцевидные щупальца, которые располагаются либо кругами, либо собраны в венчик. Некоторые виды многощетинковых червей имеют даже глаза, способные распознавать форму предметов. На конце хвоста у них могут располагаться два длинных нитевидных отростка. Нереисы и пескожилы живут на побережье морей. Первые обычно обитают в норах, выстланных собственной слизью, в грязных отложениях, которые скапливаются на дне каменистых водоёмах. Во время отлива нереисы прячутся. С наступлением прилива они вновь выходят из своих убежищ – искать пищу на поверхности ила. Они способны передвигаться, как змеи, или плыть, гребя параподиями. Пищей нереисам служат и останки мертвых животных, и мелкие существа вроде креветок, и морские водоросли. Их сильные челюсти легко откусывают куски плоти, и они способны сосать кровь даже через человеческую кожу. Кроме того, они могут сбрасывать свою слизистую оболочку, поедая вместе с ней содержащихся в слизи микробов.


Тело веерных червей спрятано внутри защитной трубки, утроенной на морском дне из частиц ила и песка, склеенных слизью. Своё название эти черви получили за жесткие перистые кормовые щупальца, которые они выпускают из верхней части трубки, распуская их веером. Один из самых красивых представителей этой группы – это червь сабелла павлинья. Её трубка достигает 25 см в длину. При благоприятных условиях оны выпускает развевающиеся в воде щупальца, покрытые тонким слоем слизи, которые захватывают проплывающие мимо частицы пищи. Кроме того, они выполняют функцию жабр. Если же мимо проплывает рыба или другой хищник, сабелла втягивает щупальца и скрывается в трубке. Иногда сабеллы и другие веерные черви образуют группы, напоминающие цветочный ковёр. В момент опасности они исчезают внутри трубок, и морское дно делается пустым и безжизненным.
На дне моря, возле подводных вулканических источников, испускающих бурлящую воду, богатую сероводородом, обитают удивительные помпейские черви . Они могут выдержать нагрев выше 100 градусов и охлаждение до +2 градусов. На их щетинках обитают бактерии, которые перерабатывают сероводород и питательные вещества, которыми делятся с червями.
Некоторые многощетинковые черви образуют в песке и на камнях твердые и прочные трубки из известняка. Во время прилива черви распускают над трубками короны своих кормовых щупалец в поисках пищи.
Миниатюрные холмики из песка и грязи на побережье – следы деятельности пескожилов . Эти мягкотелые черви с утолщением на переднем конце достигают в длину 15-20 см. Питаются они, как и дождевые черви, поедая песок и грязь, переваривая питательные вещества и затем выбрасывая остатки в виде холмиков. Пескожилы прячутся в песке в ∪ - образных норах. Двигаясь, червь создаёт ток воды через нору, получая, таким образом, возможность дышать.


Морская мышь – это не грызун, а один из многощетинковых червей. Она вырастает до 20 см в длину. Её толстое бугристое тело покрыто серо-коричневыми волосками, очень похожими на мех настоящей мыши. Обитает морская мышь преимущественно на песчаном дне в Атлантическом океане и Средиземном море. У некоторых червей спинные чешуи обрастают водорослями, которые скрывают морскую мышь подобно современной камуфляжной форме. Среди водорослей поселяются мелкие рачки и другие животные. В результате червь становиться похож на подвижный морской лес, который может неподвижно приблизится к добыче.

Многощетинковые черви :
- 8500 видов
- Преимущественно морские
- Есть параподии – подобие ног
- Раздельнополые
- Представители: пескожил, нереис, морская мышь, сабелла, помпейский червь

Многощетинковые черви на сегодняшний день считаются самой большой группой морских организмов. Наиболее часто представители класса живут на водоема и гораздо реже ведут планктонный способ жизни.

Многощетинковые черви: строение тела

Тело представителя этого класса состоит из головного отдела, длинного туловища и специфической анальной лопасти. В большинстве случаев тело такого животного четко разделено на несколько сегментов, к каждому из которых крепится параподия.

Параподии представляют собой не что иное, как примитивные конечности с небольшими усиками и щетинками. Интересно, что параподии некоторых представителей группы преобразовались в жабры.

Как и у остальных представителей типа аннедил (пиявки, малощетинковые черви), у такого животного тело состоит из кожно-мускульного мешка. Сверху тело червя покрыто тонкой защитной кутикулой, под которой расположен однослойный эпителий. Под кожными покровами находится мускулатура, которая состоит из продольных и кольцевых мышц, которые отвечают за передвижение и сокращение тела животного.

Многощетинковые черви: внутреннее строение

Представители данного класса имеют довольно развитую пищеварительную систему, которая состоит из трех частей. Передняя часть состоит из ротового отверстия, которое открывается в ротовую полость. Затем пищевая частичка попадает в мускулистую глотку. Кстати, именно в глотке содержатся мощные челюсти из хитина. Некоторые виды даже способны выворачивать ее наружу.

После измельчения пища попадает в пищевод, куда открываются основные железы, производящие слюну. Лишь некоторые представители имеют небольшой желудок. Средняя кишка животного служит для полного переваривая и всасывания необходимых питательных веществ. Задний отдел кишечника отвечает за формирование фекалий и открывается анальным отверстием на спинной части анальной лопасти.

Многощетинковые черви имеют замкнутую которая состоит из спинной и брюшной артерии. Кстати, спинной сосуд крупный и обладает сократительными функциями, поэтому работает как сердце. Кроме того, крупные артерии соединены так называемыми кольцевыми сосудами, которые несут кровь к конечностям и жабрам.

Дыхательная система у представителей этого класса отсутствует. Органами газообмена служат кожные покровы и жабры, которые размещаются либо на параподиях, либо в переднем, головном отделе тела.

Система выделения состоит из мелких метанефридиев, которые удаляют ненужные продукты обмена из целомической жидкости во внешнюю среду. Каждый сегмент имеет собственную пару выделительных органов, которые открываются наружу небольшими отверстиями — нефропорами.

Что же касается нервной системы, то она состоит из типичного окологлоточного кольца, от которого отходит брюшная нервная цепочка. Интересно, что практически все представители данного класса обладают сильно развитыми и обоняния. У некоторых видов есть и глаза.

Многощетинковые черви: и размножение

Для начала стоит отметить, что практически все виды этой группы способны к которое в большинстве случаев представлено фрагментацией тела, реже почкованием.

Тем не менее, у животных имеется прекрасно развитая половая система. Размножение червей исключительно раздельнополое. Гонады образуют на стенке вторичной полости тела. Освобождение половых клеток может осуществляться через разрыв тканей — в этом случае взрослая особь гибнет. Некоторые представители имеют специфические отверстия, через которые и выделяются гаметы. Оплодотворение происходит в водной среде. Из зиготы развивается личинка, которая внешне мало напоминает взрослую особь. Соответственно, развитие молодого червя происходит с метаморфозами.

Рассмотрим общий вид, образ жизни, строение и системы органов многощетинковых червей на примере морского червя - нереиса, что является типичным представителем этого класса.

Общий вид. Нереис - это большой червь длиной до 10 сантиметров (рис. 36). Туловище червя вытянутый и немного уплощенный, его образуют более 150 сегментов. На головном конце тела расположены щупики и щупальца, две пары глаз, усики и обонятельная ямка. Сегменты тела имеют парные боковые выросты, выполняют функцию ног. На их концах имеются щетинки, цепляясь которыми по поверхности дна, червь передвигается. На заднем конце тела сегменты туловища переходят в анальную лопасть, где содержится анальное отверстие.

Тело нереиса покрыто тонкой кутикулой. Два слоя подкожных мышц и кожа образуют кожно-мускульный мешок.

Образ жизни. Нереис живет в прибрежной зоне морей на незначительной глубине в ходах-норках, которые роет в песке. Питается водорослями и различными мелкими животными

Внутреннее строение (рис. 37). Непосредственно за кожно-мышечным мешком в теле червя имеется полость. В отличие от полости круглых червей, она выстлана слоем покровных клеток и поэтому называется вторичной полостью тела. (Вспомни, как называется полость тела круглых червей и объясни почему.) Каждый сегмент туловища имеет свою изолированную полость, заполненную специальной водянистой жидкостью.

Принцип создания изолированных сегментов - отсеков - используют конструкторы при разработке проектов крупных кораблей и подводных лодок, где каждый отсек герметично изолирован. Благодаря этому судно в случае аварии в одном из отсеков не тонет.

Пищеварительная система. Кишечник тянется вдоль всего тела и состоит из трех отделов: передней, средней и задней кишок. Ротовое отверстие открывается в глотку, в которой находятся зубы помогают удерживать добычу. Глотка переходит в узкий пищевод. Далее идет средняя кишка, которая имеет вид прямой трубки. В ней переваривается пища. оадня кишка открывается наружу анальным отверстием.

Выделительная система. Каждый сегмент туловища имеет пару выделительных каналов. Один конец этого канала открывается в полость тела, а второй выходит наружу.

Дыхательная система. Функцию органов дыхания выполняют спинные усики и кожа. Непосредственно под кожей и в спинных усиках проходят кровеносные сосуды. Такое расположение кровеносных сосудов позволяет организму вывести углекислый газ и обогатить кровь кислородом, г) "Кровеносная система нереиса состоит из двух сосудов - спинной и брюшной, которые соединяются кольцевыми сосудами. Кровь циркулирует по организму благодаря ритмическому сокращению спинной и передних кольцевых сосудов.

Нервная система нереиса хорошо развита и состоит из мозгового ганглия, имеющий форму окологлоточного кольца. От него по брюшному стороны тела отходят два нервных ствола, которые в каждом сегменте образуют утолщения.

Органы чувств. Органы зрения (4 глаза) расположены на головном конце тела червя. Функцию органов осязания выполняют антенны щупики на голове и боковые выросты. Кроме того, нереис имеет обонятельные ямки, помогающие животному чувствовать растворенные в воде химические вещества. Глаза - важнейший орган чувств многощетинковых червей. Если в неподвижных многощетинковых червей настоящие глаза исчезают, появляются глазки разнообразного строения. В червей, ведущих неподвижный образ жизни в своих латах, эти сменные глаза появляются не где-нибудь, а на жабрах. Но это еще мелочь. Вот у некоторых видов червей, что пересувають9Я, так сказать, задом наперед, глаза - у анального отверстия. Такого не увидишь ни в одной другой животного.

Размножение. Многощетинковые черви - это раздельнополые животные, но по внешнему виду самца и самку различить невозможно.

Половые железы, продуцирующие половые клетки, формируются в каждом сегменте червя, а окончательно эти клетки созревают в полости тела. Из нее половые клетки по выводных каналах выходят в окружающую среду, где и происходит оплодотворение. Лунной ночью множество червей оставляют свои норки, поднимаются и скапливаются у поверхности моря, выпуская в воду половые клетки. Именно тогда местное население островов Тихого океана добывает червей, потому что для него это - изысканная еда.

Нереис может размножаться и бесполым способом, когда отдельные сегменты начинают увеличиваться, постепенно превращаясь в новый организм. Иногда образуется россыпь или цепочку из сросшихся червей, состоящий из многих особей (30).

Жизненный цикл. Личинка, вышедшая из яйца, живет в толще воды. Ее шарообразной формы тело не имеет частей, оно окружено ресничками, с помощью которых личинка плавает. Впоследствии происходит ее сегментация. Постепенно личинка переходит к донному образу жизни. Разнообразие оагатощетинкових червей. Класс Многощетинковые черви, который разделяют на два подкласса, насчитывает свыше 7500 видов (рис. 38).

К подклассу Бродячие черви относятся черви, активно двигаются и поедают водоросли, мелких рачков, других червей и даже моллюсков. Длина этих червей достигает трех метров. Бродячие черви передвигаются по дну или плавают. В плавных видов червей тело прозрачное, на головном конце содержатся большие черные глаза. Представителем этого подкласса является нереис.

К подклассу Сидящие черви относятся черви, кожа которых выделяет специальные вещества, впоследствии начинают твердеть, образуя прозрачную оболочку - наружный скелет. В некоторых червей в этой оболочке прикрепляются песчинки или обломки раковин моллюсков, еще более уплотняя ее. Встречаются и такие черви, покровы тела которых проникают известью, формируя внешний панцирь - скелет в виде твердых трубок. Вход в трубок может закрываться специальной крышечкой. Тело неподвижных червей нет четкого разделения на сегменты. Дышат эти животные жабрами, расположенными на головном конце тела. Питаются сидячие черви, отфильтровывая мелкие организмы, обитающие в толще воды. Известный представитель этого подкласса - морской песчаник, большой червь длиной до 30 сантиметров. Морскими песчаниками питается рыба.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»