Конспект урока по истории на тему: "Появление неравенства и знати". Появление неравенства и знати

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

1. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

Вести хозяйство силами одной семьи стало возможно и выгодно по причине изобретения плуга, появления медных, а потом железных орудий труда, использования животных для рыхления земли. Все это облегчило жизнь людей и отпала необходимость в совместном труде.

2. Почему не могло быть богатых и бедных среди охотников на мамонтов?

Охота на мамонтов предполагала совместный труд, так как убить мамонта один человек не мог. Результат охоты зависел от общих усилий и делился на всех поровну. В то же время при занятии земледелием люди надеялись в первую очередь на себя, и те, кто был более старательным, становились богаче.

3. Почему знатные люди были заинтересованы в военных походах?

Знатные люди были заинтересованы в военных походах, так как таким образом они увеличивали свои богатства, плодородные земли и становились еще более уважаемыми.

4. В чем проявлялось неравенство между людьми?

Неравенство между людьми проявлялось в том, что одни были богаче, другие беднее, одни имели больше земель, предметов труда, были более уважаемы и имели больше власти, а другие меньше.

Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей»

1. Кого называют первобытными людьми?

Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

2. Где и когда, по предложениям ученых, жили древнейшие люди?

Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке, где археологи находят кости людей, живших более двух миллионов лет назад.

3. Сравните древнейших людей и «людей разумных». В чем между ними различие? В чем сходство?

Древнейшие люди отличались от «людей разумных» внешним видом. Древнейший человек очень напоминал обезьяну: у него было грубое лицо с широкими приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у древнейших людей, в отличие от «людей разумных» была еще не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Древнейшие люди, в отличие от «человека разумного», еще не умели разговаривать. Сходство между древнейшими людьми и «человеком разумным» можно же определить в следующем: и первые, и вторые жили группами – общинами, также и те, и те начали изготавливать примитивные орудия труда.

4. Как овладение огнем изменило жизнь первобытных людей?

Овладение огнем коренным образом изменило жизнь первобытных людей: огонь помогал согреется и не замерзнуть ночью или зимой, разгонял мрак, отпугивал диких зверей, помогал при охоте, кроме того, еда, приготовленная на огне была значительно вкуснее и питательнее, чем сырая.

5. Какие изобретения и открытия первобытных людей вы знаете?

Первобытные люди изобрели первые орудия труда: рубила, копья, потом были изобретены лук и стрелы для охоты, гарпун для ловли рыбы, открыли огонь и все его положительные свойства.

Позже были изобретены орудия труда для земледелия: серп, каменные топоры, железный плуг и др. Также было изобретенная первая глиняная посуда, прядении и ткачество, что привело к появлению одежды из льняного полотна и шерстяной ткани.

6. Кого и где изображали древнейшие на Земле художники?

Древнейшие художники изображали тех зверей, на которых охотились или которым поклонялись. Изображали их древнейшие люди на стенах пещер.

7. Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных людей?

Первые религиозные верования первобытных людей были связаны с верой в то, что определенными действиями можно повлиять на результат охоты, так возникли колдовские обряды. Кроме того, первобытные люди верили, что животные и люди могут чудесным образом превращаться в друг друга, так появилась вера в оборотней.

Немного позже у первобытных людей появилась вера в сверхъестественное существо – душу. Люди начали верить, что души предков переселились в далекую «страну умерших» и там им необходимы все те предметы, которыми умершие пользовались при жизни: орудия труда, обувь, одежда, еда и др.

8. Ученые считают, что превращение земледелия и скотоводства в главные занятия коренным образом изменило жизнь людей. Почему ученые так думают?

Ученые считают, что превращение земледелия и скотоводства в главные занятия коренным образом изменило жизнь людей, потому что после перехода к земледелию и скотоводству произошли значительные перемены. Начала распадаться родовая община, так одна семья могла сама себя прокормить Появилось неравенство между людьми: одни были богаче, другие беднее. Знать стала вести войны за богатства и земли, появились первые рабы.. Появились первые ремесла и началось разделения труда: кто-то был земледельцем, кто-то скотоводом, кто-то ремесленником (гончаром, занимался ткачеством и др.). Стали появляться первые города, росла власть знати, они становились царями – правителями государств.

9. Что означают слова и выражения: рубило, копье, гарпун, мотыга, плуг, серп, родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, колдовской обряд, жертва, идол, оборотень, душа, «страна мертвых»

Рубило – орудия труда, которое представляло собой обработанный камень.

Копье – орудия труда, предназначенное для охоты, представляло собой палку с привязанным заостренным каменным наконечником.

Мотыга – примитивное орудия труда, предназначенное для вскапывания земли.

Плуг – орудия труда, предназначенное для обработки земли; плуг способен рыхлить более твердую землю, чем мотыга.

Серп – орудия труда, предназначенное для срезания колосьев, изготовлялось из дерева или кости.

Родовая община – это человеческий коллектив, главным в котором являлись родственные связи, а жилище, пища, дрова были общими.

Старейшина – это самые опытные и мудрые старики, которые знали повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.

Племя – это группа людей, объединенных каким-либо признаком (например, верой в единого предка и др.).

Вождь племени – это глава племени, который избирался для ведения военных походов и защиты своих сородичей от врагов.

Знатный – это члены племени (вожди, старейшины), которые приобретали известность, они пользовались почетом, даже если не отличались особой доблестью и умом, им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.

Колдовской обряд – это действия, направленные на то, чтобы вызвать помощь при охоте и др.

Жертва – это подарки (пища, вещи и др.), которые люди преподносили своим богам и духам, чтобы отблагодарить и задобрить их.

Идол – это изображения богов и духов, которые люди высекали из камня, лепили из глины, вырезали из дерева.

Оборотень – это существа, способные превращаться в других существ – людей, камни, животных и любые другие предметы.

Душа – это сверхъестественное существо, которое обитало в каждом человеке, согласно вере первобытных людей.

«Страна мертвых» - это место, куда, согласно древним верованиям, переселялись души предков.

ГЛАВА 3. СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ

1. Какой существовавший в древности счет лет – у египтян или у римлян – удобнее? Чем удобнее?

Удобнее в древности был счет лет у римлян, так как они вели его со дня основания города Рима, а египтяне со дня начала правления нового царя. Поэтому, когда умирал царь, у египтян счет лет начинался с начала, а вот у римлян он был беспрерывный.

2. Сколько лет и полных веков продолжается наша эра?

Наша эра длиться 2015 лет или полных 20 веков.

3. Какой год был раньше: 40-й год до нашей эры или 40-й год нашей эры? Какой год был предшествующим?

Раньше был 40-й год до нашей эры, перед ним был 41 год до н.э.

5. Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры? Какой год был предшествующим?

За 40-м годом до н.э. следовал 39-ый год до нашей эры, предшествующим был 41 год до н.э.

6. Сколько лет назад началось восстание Спартака?

Восстание Спартака произошла в 74 году до н.э. Сейчас 2015 год. Значит, восстание Спартака произошло 2089 лет назад (2015+74).

8. Какой их двух городов – Москва или Рим – был основан раньше? На сколько раньше.

Раньше был основан Рим – в 753 году до н.э. Москва была основана в 1147 году нашей эры. Значит, Рим возник раньше Москвы на 1900 лет раньше.

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.

Задачи урока:

  1. Обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».
  2. Продолжить формирование умений:
  • давать полный ответ на вопрос;
  • сравнивать, анализировать различные исторические процессы;
  • выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

Учебное оборудование: ИКТ.

Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока

Организационный момент.

I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

1. Беседа по вопросам:

  • Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины . Управляли родовыми общинами старейшины . Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя . Племенем управлял совет старейшин.
  • Назовите основные занятия первобытных людей. (Собирательство и охота)
  • Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство. Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).
  • Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть. С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)

2. Вставьте пропущенные слова:

Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).

II. Переход к изучению новой темы.

Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.

В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.

В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)

У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке? (О неравенстве)

У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.

Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

  • Что такое неравенство?
  • Как и почему оно появилось?
  • Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.

Появление неравенства и знати.

III. Изучение новой темы.

План.

  1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
  2. Появление неравенства и знати.
  3. Переход от родовой общины к соседской.

1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда .

Рассказ учителя: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.

Работа с иллюстрациями учебника (с.24)

  • Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.)
  • Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.)
  • Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду.)
  • Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник.)
  • Как называют такое занятие человека? (Ремесло.)

Запись в тетрадь.

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Рассказ учителя: Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.

Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)

  • Как происходила отливка медного топора?
  • Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю. )

Работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

  • Как появился плуг?
  • Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом. )

У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)

Вывод: в обществе появляется неравенство.

2. Появление неравенства и знати.

Запись в тетрадь.

Неравенство деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.
В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

3. Переход от родовой общины к соседской.

Рассказ учителя.

От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Запись в тетрадь.

Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.

Запись в тетрадь.

Знать – богатые и влиятельные люди государства.

У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

IV. Закрепление изученного материала

Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».

Схема фиксируется в тетради.

Объяснение к схеме.

Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка), приложение 1 .

Решение кроссворда.

По горизонтали:

  1. Первый металл, освоенный человеком. (Медь).
  2. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. (Классы).
  3. Род занятия человека. (Ремесло).
  4. Богатые, влиятельные люди. (Знать).
  5. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. (Государство).

Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)

V. Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).

Домашнее задание

  1. Прочитать §5, выучить термины.
  2. Выполнить письменно в рабочей тетради задание № 17 на с.16.
  3. Повторить §2 и §3.

Появление неравенства и знати

Предпосылки

Усовершенствование орудий труда (плуг) и техники обработки земли (использование животных) привели к тому, что часть людей могла быть освобождена от сельскохозяйственных работ. Появилась отдельная группа людей, которые занимались ремеслом .

Исчезла необходимость в совместном труде всей общины. У каждой семьи теперь было свое хозяйство и свой урожай. Достаток семьи теперь зависел от степени вложенного труда, кто-то становился зажиточнее.

С повышением аграрной культуры люди стали создавать запасы продовольствия. Эти запасы одно племя могло отнять у другого. Появились вожди и их соратники, которые вели грабительские войны.

События

Изобретение плуга, в который впрягали домашних животных (волов).

Развитие ремесел (гончарного дела, ткачества, обработки металлов).

Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии люди впервые начали обрабатывать металл - медь (см. Медный век).

Около 5 тыс. лет назад - люди научились выплавлять бронзу. (см. Бронзовый век).

Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Люди заметили, что из меди можно изготавливать различные предметы, отливая или выковывая необходимую форму. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда (рис. 2). Предположительно, медь стали использовать 7 тыс. лет назад.

Рис. 2. Медные орудия труда ()

Мастера научились работать с золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

5 тыс. лет назад люди научились изготавливать сплав меди и олова — бронзу, которая была гораздо прочнее меди.

1500 г. до н. э. хетты научились обрабатывать железо, но необходимой температуры плавления добиться так и не смогли, поэтому металл содержал примеси.

В земледелии стали использовать плуг. Легкой мотыгой твердую землю рыхлить очень утомительно и долго. Можно взять бревно с сучьями и протащить его по полю. Человеку такая работа была не под силу, поэтому в плуг стали впрягать быков. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях.

Рис. 3. Древние орудия труда земледельцев. a) борона-суковатка; b) соха; c) плуг

Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Каждая семья имела отдельный участок, собственный скот, орудия труда. Урожаем распоряжался глава семьи. Тот, кто трудился усерднее, и был богаче соседей.

Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли договориться и выкопать общий пруд, осушить болото, построить плотину. Родственные связи со временем утрачивались, на смену родовой пришла соседская община.

В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его, отнять плодородные земли.

Для ведения военных действий избирался глава военных действий — вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для защиты и походов на соседние племена. Часть добычи вождь брал себе, остальное раздавал воинам. Вожди и старейшины пользовались почетом и уважением у соплеменников. Знатность стала передаваться по наследству. Сыновья вождей и старейшин наделялись властью, лучшими участками земли, большей частью военной добычи.

Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие незнатные, одни были богаче, а другие беднее.

Крупные поселения стали превращаться в города, первые города возникли на берегах крупных рек. В городах жила знать. Знать обслуживали лучшие ремесленники, изготавливали тонкие ткани, золотые и серебряные украшения. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями — правителями государств.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Artkeramica ().
  2. Всемирная история для школьников ().
  3. ADMW ().

Домашнее задание

  1. Почему стало возможно вести хозяйство силами одной семьи?
  2. Почему вожди были заинтересованы в организации военных походов против соседних племен?
  3. Какое значение имело использование металлов и возникновение кузнечного ремесла?
  4. В чем проявилось неравенство между людьми?
УРОК №6

ГЛАВА 2. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ

Тема урока: «Появление неравенства и знати»

Курс: история Древнего мира

Класс: 5

Дата проведения: «____»_______________20___г.

Цели урока:

Образовательная: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми.

Развивающая: Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Воспитывающая: Обеспечить усвоение понятий «неравенство», «соседская община», «знать».

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование:

Учебная доска;

Учебник для 5 класса А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». – М., 2003 г.

Рабочая тетрадь;

Карта мира;

Атласы по истории Древнего мира;

Презентация;

Раздаточный материал (карточка №6 и №7 для проверки д/з);

Кроссворд

Основные термины и понятия: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (1-2 мин.).

Приветствие учащихся.

II . Актуализация опорных знаний у учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства» - 5 мин.

1. Подготовка устного ответа по карточке №6 и №7

КАРТОЧКА №6

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как появилось земледелие и скотоводство?»

Для этого вспомни:

1. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством?

2. Какие первые культуры начал выращивать человек?

3. Как первобытные люди обрабатывали землю?

4. Какие орудия труда они использовали при обработке земли?

5. Как поступали с детенышами убитых животных?

6. Каких животных первобытные люди стали разводить?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося: Женщины заметили, что упавшие зерна дают всходы. Они начали сеять его. Первыми культурами, которые освоил человек, были дикий ячмень и пшеница. Землю обрабатывали мотыгой (деревянная палка с острым сучком). Приходя с охоты, мужчины иногда приносили детенышей убитых животных. Они оставляли их в своем жилище. Так у человека появилась собака. Позднее – овцы, козы, свиньи, коровы. Появление скотоводства и земледелия дали человеку постоянные продукты питания.

КАРТОЧКА №7

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие новые занятия появились у древних людей?»

Для этого вспомни:

1. Из чего люди делали посуду?

2. Из чего изготавливали ткань?

3. Какое значение имело появление этих новых занятий для людей?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося: Люди научились плести из веток корзины, стали их обмазывать глиной. Но при дожде глина намокала. Тогда они начали емкости из глины сушить и обжигать. Для прочности в тесто глиняное добавляли опилки и толченую ракушку. Ткань, изготовленную из волокон льна и конопли. Пряли шерсть. Появление этих занятий дало человеку одежду и посуду.

2. Работа с классом.

Вписать недостающие слова:

Первые земледельцы вспахивали землю деревянной______ (мотыгой).

Колосья срезали__________ (серпом).

Растирали зерна на ______________ (зернотерках).

Рубили деревья________________ (деревянным топором).

Земледелие и скотоводство возникли в Западной___________ (Азии).

Из глины научились делать______________ (посуду).

Женщины научились делать__________ (ткань) и _________________ (прясть).

3. Развернутый ответ учащихся по карточке №6 и №7

III . Переход к изучению новой темы.

Итак, земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты питания для человека. Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а чем они занимаются – ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменение в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

Задача для учащихся: Что такое неравенство?

IV . Изучение новой темы.

План:

1. Обработка металлов.

2. Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4. Появление неравенства и знати.

1. Рассказ учителя.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму. Догадались ли вы что это за камни? (Самородки меди. Их можно было плавить и изготавливать орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные).

Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготавливать металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

2. Работа с иллюстрацией учебника (с. 25).

Как происходила отливка медного топора?

Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружие из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было качественнее обрабатывать землю).

3. Самостоятельная работа

Выяснить, как появился плуг.

Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией).

4. Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок, археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом – только медный топор. Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (появление богатых и бедных).

5. Работа с новыми понятиями. На доске и в тетради.

Неравенство – появление богатых и бедных людей.

6. Рассказ учителя.

Почему же появилось неравенство?

Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадется на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероятно, тот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли отставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство.

Теперь соплеменники делятся на более «сильных», могущественных и более «слабых», зависимых. Иными словами, возникает иерархия. Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управления – военной силе, чиновничестве. Таким образом, зарождается государство.

Государство – это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

IV . Закрепление изученного на уроке.

Решение кроссворда «Умей прочитать».

1

1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней.

2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество.

3. Одно из первых занятий человека.

4. Первый металл, который освоил человек.

5. Первое орудие для возделывания земли.

6. Орудие труда земледельца 5-6 тыс. лет тому назад.

7. Домашнее животное.

8. Материал для возделывания посуды на гончарном круге.

9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека.

10. Объединение родов, живущих в одной местности.

Ответы: 1. Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина.

9. Рубило. 10. Племя.

V . Итог урока.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство. Т.е. выделение богатых и бедных людей).

Домашнее задание: 1. Прочитать §5 с. 24-27 учебника Вигасина.

2. Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.

3. Повторить новые понятия из всего раздела: история, исторический источник, человеческое стадо, родовая община, орудия труда, неравенство, религия, искусство.


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»