Картинное оформление логопедического кабинета распечатать. Как открыть кабинет логопеда и как заработать на этом деньги

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В процессе осуществления коррекционно-развивающей деятельности учитель-логопед решает типовые профессиональные задачи, предъявляемые к соответствующим видам деятельности.

Учебно-воспитательная деятельность:

— осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

— планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

— использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств, информационных и компьютерных технологий;

— применение современных средств оценивания результатов обучения;

— формирование духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

— применение современных педагогических технологий.

Диагностико-аналитическая деятельность:

— проведение дифференциальной диагностики для определения типа нарушения;

— проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам.

Коррекционно-развивающая деятельность:

— осуществление коррекционного обучения детей с нарушениями речи;

— реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;

— осуществление профилактики речевых нарушений.

Социально-педагогическая деятельность:

— планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

— установление контакта с родителями воспитанников, оказание им помощи в семейном воспитании;

— оказание помощи в социализации детей.

Научно-методическая деятельность:

— выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

— анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Консультативная деятельность:

— консультирование родителей детей с отклонениями в речевом развитии, педагогов по проблемам обучения и развития;

— проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.

Культурно-просветительская деятельность:

— формирование общей культуры воспитанников.

Организационно-управленческая деятельность:

— рациональная организация образовательного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников;

— обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время образовательного процесса;

— ведение необходимой документации, речевых карт;

— организация контроля за результатами обучения и воспитания;

— управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

— выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Для реализации профессиональных задач и организации более эффективной работы с детьми дошкольного возраста по преодолению речевых нарушений учителю-логопеду необходимо специально оборудованное рабочее место – логопедический кабинет.

Логопедический кабинет предназначен для:

1. Проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Задачи коррекционной работы:

1) Развитие общих произвольных движений. Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

2) Развитие тонких дифференцированных движение кисти и пальцев рук.

3) Формирование психологической базы речи. Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения.

4) Развитие речевого аппарата. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы.

5) Развитие мимической мускулатуры. Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики.

6) Формирование правильного звукопроизношения. Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация.

7) Развитие фонематических процессов. Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

8) Формирование слоговой структуры слова. Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры.

9) Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности, уточнение, закрепление, расширение словаря по лексическим темам, активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.

10) Подготовка к обучению грамоте. Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного.

3. Консультативной работы учителя-логопеда с родителями (беседы, показ приемов индивидуальной коррекционной работы с ребенком).
4. Консультативной работы учителя-логопеда с педагогами.

Оборудование логопедического кабинета

1. Оснащение кабинета:

Зеркало настенное (50 100 см) с лампой дополнительного освещения;

Зеркала для индивидуальной работы (6 шт.);

Ковер напольный;

Шкафы для хранения пособий;

Столы для детей;

Стулья детские;

Стол, стулья для работы логопеда с документацией.

2. Учебно-методические пособия:

а) для коррекционной логопедической работы:

по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);

по фонематическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонематического слуха);

по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов);

методическая литература по разделам

б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:

счетный материал;

пирамидки;

разрезные картинки разной конфигурации;

набор картинок «Четвертый лишний»;

набор карточек на обобщающие темы;

наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы».

в) картотеки:

артикуляционная гимнастика в картинках;

пальчиковые игры;

дыхательные упражнения и игры;

наборы предметных картинок по лексическим темам;

загадки, чистоговорки, скороговорки;

упражнения на релаксации

г) пособия и материалы:

— на развитие дыхания:

воздушные шары

вертушки

мыльные пузыри.

— на развитие мелкой моторики:

матрешки

шнуровки

пирамидки

трафареты

— по обучению грамоте:

настенная азбука

кассы букв и слогов

предметные картинки на каждую букву

трафарет

схемы артикуляции звуков

материал для звукобуквенного анализа и синтеза

3. Педагогическая документация:

  • Логопедические карты на каждого ребенка;
  • Годовой план работы;
  • Список детей группы компенсирующей направленности;
  • Расписание занятий;
  • Циклограмма рабочего времени;
  • Календарно-тематическое планирование;
  • Конспекты фронтальных занятий;
  • Планы индивидуально-подгрупповых занятий;
  • Тетрадь взаимодействия с воспитателями;
  • Отчет о результатах работы;
  • Паспорт логопедического кабинета
Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда

Вводная часть:

1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда.

3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.

4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

Перед началом работы необходимо:

— тщательно вымыть руки;

— подготовить для работы все необходимое;

— произвести стерилизацию логопедических зондов кипячением в стерилизаторе, или обработкой этиловым спиртом.

Во время работы необходимо:

1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей.

3. Пользоваться одноразовыми деревянными шпателями.

4. Информировать врача о своих наблюдениях за состоянием здоровья детей.

5. Вести необходимую документацию.

6. Следить за тем, чтобы во время занятий, в руках у детей не было острых металлических предметов.

7. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички хранить в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте.

Для логопедических занятий выделяют отдельный кабинет. Но не все знают, как нужно правильно его оформлять, какая документация является обязательной. В первую очередь помещение, предоставленное для логопедического кабинета, важно привести в соответствие всем санитарно-гигиеническим требованиям. Еще одним из обязательных атрибутов является табличка на двери, содержащая информацию об имени специалиста, часах приема. Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, но без лишних предметов интерьера, чтобы не отвлекать внимание детей на занятиях.

Структура

Зонирование учебного помещения позволит повысить эффективность коррекционных занятий. Оптимальной считается такая планировка:

  • Зона для индивидуальных занятий. Там логопед обучает каждого ребенка индивидуально. Из обязательного оборудования - это стол, стулья, настенное зеркало, используемое с целью отработки правильного звукопроизношения.
  • Зона для проведения групповых занятий. Она должна быть больше, просторнее. Важно наличие нескольких парт, стульев, классной доски и индивидуальных зеркал.
  • Зона хранения учебно-методического и учебно-дидактического материала. Угол для размещения шкафов, столов, стеллажей с различными пособиями, иллюстрациями для занятий, дидактическими игровыми схемами и др.
  • Рабочее место учителя-логопеда оно оформляется так, чтобы педагогу было комфортно работать. Поэтому необходим письменный стол, стул, компьютер (ноутбук), принтер.

Паспорт логопедического кабинета

Когда проверяют работу специалиста, обращают внимание не только на качество проведения занятий, но и на то, как оформлено рабочее место. Также одним из критериев оценивания является умение вести документацию. Одной из обязательных бумаг является паспорт логопедического кабинета по ФГОС. Что в нем должно быть отмечено?

  • Правила пользования кабинетом.
  • Оборудование.
  • Документация.
  • Учебно-методические пособия.
  • Предметно-развивающая среда.

Правила пользования

  • Влажную уборку помещения следует проводить каждый день.
  • Кабинет регулярно нужно проветривать.
  • Перед каждым использованием, а также после занятий логопедические зонды и шпатели обрабатываются медицинским спиртом.
  • В конце рабочего дня нужно проверять, закрыты ли окна, отключены ли электрические приборы.

Оборудование

Чтобы процесс обучения приносил положительный результат, у специалиста должно быть все необходимое для работы. Поэтому существует список основного оборудования логопедического кабинета:

  1. Парты и стулья - их должно хватать на всех детей, которые записаны на занятия. Мебель должна подбираться исходя из роста обучающихся.
  2. Подставки для карандашей, ручек - это поможет приучить детей поддерживать в чистоте рабочее место.
  3. Магнитная доска располагается на уровне роста учеников.
  4. Шкафы для пособий в достаточном количестве, чтобы книги и материал не лежали на видных местах.
  5. Настенное зеркало для индивидуальной работы - оптимальной шириной считается 50 см, а длиной - 100. Лучше всего разместить его возле окна. Но если такой возможности нет, следует поместить зеркало на любую другую стену, но с дополнительным освещением.
  6. Индивидуальные зеркала, размер которых составляет 9 х 12 см, в количестве, соответствующем численности детей. Используются в ходе групповых занятий.
  7. Стол возле настенного зеркала, стулья для логопеда и ребенка, чтобы проводить индивидуальные уроки. Кроме дополнительного, используется местное освещение.
  8. Набор логопедических зондов.
  9. Этиловый спирт, вата, бинт для обработки инструментов.
  10. Фланелеграф, набор фигурок и картинок.
  11. Мольберт.
  12. Разрезная азбука.
  13. Наглядный материал для обследования речевого развития детей, разложенный по конвертам и хранящийся в специальном ящике.
  14. Иллюстрации речевого развития, систематизированные по лексическим темам.
  15. Учебные пособия, состоящие из: карточек-символов, карточек с индивидуальными занятиями, альбомов по коррекции звукопроизношения.
  16. Речевые игры, различные лото.
  17. Учебно-методическая литература.
  18. Полотенце, мыло, влажные салфетки.

Задачи, решаемые в логопедическом кабинете

Все вышеперечисленное оснащение необходимо, чтобы создать оптимальные условия на занятиях и помогать реализовывать следующие задачи:

  • комплексное обследование детей на предмет психомоторного, речевого развития;
  • составление индивидуальных коррекционных программ и перспективного плана развития для каждого ученика;
  • проведение консультаций, индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий.

Стандартизация образовательного процесса в виде норм ФГОС позволяет добиться неплохих результатов. В них перечислены необходимые требования для оформления логопедического кабинета.

Документация

Администрация учебного заведения периодически осуществляет проверочный анализ работы специалиста. Особого внимания заслуживает документооборот логопеда. В документах отражены основы коррекционных программ, рабочие планы, отчеты. Это позволяет увидеть динамику в обучении, ознакомиться с составом детей, посещающих логопедические занятия. В номенклатуру обязательных документов для логопеда входят:

  1. Перспективный план работы с детьми на учебный год.
  2. Календарное планирование учебных занятий.
  3. Речевая карта на каждого ребенка с дополнительными документами: направление на ПМПК, справка от педиатра поликлиники, справки от других специалистов (ЛОР, окулист, невропатолог, психиатр), характеристика от воспитателя ясельной группы (если ребенок ее посещал).
  4. Тетрадь для индивидуальной работы с детьми.
  5. Расписание логопедических занятий.
  6. План по подготовке кабинета к новому учебному году.
  7. План по самообразованию педагога на учебный год.
  8. Инструкции по технике безопасности и охране труда.
  9. Журналы учета посещаемости, проводимых консультаций, первичной диагностики, заключений ПМПК, учета движений детей в логопедической группе.
  10. Анкеты для родителей.

Что необходимо для обследования речевого развития

Каждый логопед знает, как определить ребенка. Для этого у специалиста должно быть все необходимое оборудование. Чтобы рассмотреть все стороны развития речи, понадобится:

  • Материал для обследования интеллекта, чтобы правильно построить коррекционную работу, нужно определить интеллектуальный уровень ребенка. Это поможет правильно составить план работы на учебный год.
  • Материалы для обследования всех сторон речевого развития. К данным компонентам относятся: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Предметно-развивающая среда

Что же подразумевается в логопедическом кабинете в ДОУ под данным понятием? Это создание необходимых условий для речевого развития. Поэтому в кабинете логопеда имеются все необходимые дидактические игры, наглядные материалы для:

  • развития высших психических функций;
  • совершенствования моторной сферы;
  • оттачивания звукопроизношения;
  • формирования фонематического слуха и звукового анализа;
  • подготовки к школе; формирования словарного запаса (импрессивного и экспрессивного): предметные картинки на различные лексические темы, задания на словообразования, картинки на подбор антонимов и синонимов, сюжетные картинки;
  • формирование связной речи, ее грамматической стороны.

Школьный кабинет логопеда

Требования к рабочему месту специалиста такие же, как для дошкольных учреждений. Логопедический кабинет в школе обустраивается в соответствии требованиям по технике безопасности и санитарно-эпидемиологическим нормам. Также у учителя-логопеда должна быть аналогичная документация, материалы для обследования речевого развития и предметно-развивающей среды.

Оснащение

Оборудование рабочего места логопеда немного отличается от дошкольного. Это обусловлено тем, что специфика работы немного другая: ведь перед детьми школьного возраста ставятся уже другие образовательные задачи:

  1. Парты, стулья по количеству учеников.
  2. Классная доска - располагается на уровне роста учеников первого класса. Желательно, чтобы имелась разлиновка на части доски.
  3. Шкафы для учебно-методической литературы и дидактических пособий, наглядного материала.
  4. Настенное и индивидуальные зеркала. Требования к размеру и расположению такие же, как в
  5. Комплект логопедических зондов, шпателей, принадлежности для их обработки.
  6. Набор диафильмов с фильмами, мультфильмами прочими материалами для развития речи, знакомства с окружающим миром и математическими представлениями.
  7. Экран, чтобы показывать фильмы, который вне использования должен находиться в сложенном виде над классной доской.
  8. Настенные касса букв и слоговая таблица.
  9. Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика, схемы звукового анализа.
  10. Таблица с прописными и заглавными буквами, расположенная над доской.
  11. Наглядно-иллюстративный материал для обследования, проведения занятий.
  12. Наборы цветных ручек для каждого ребенка.
  13. Дидактические игры.

Как можно заметить, оформление школьного кабинета немногим отличается от дошкольного. На стены нежелательно вешать много картин или игрушек - детей ничего не должно отвлекать от учебного процесса. Можно сделать стенды, на которых будут написаны правила красивой речи, этапы речевого развития.

В выборе стилевого детского сада или школы приветствуется минимализм. Можно поставить несколько комнатных растений. Не менее важно поддерживать чистоту рабочего места, чтобы кабинет имел аккуратный вид. На всех предметах, шкафах и ящиках должны быть наклеены надписи, из которых будет понятно, какой материал там хранится. Так же в логопедическом кабинете обязательно наличие аптечки для оказания первой помощи.

Чтобы правильно оформить кабинет, учителю-логопеду стоит ознакомиться с требованиями ФГОС. Тогда будут созданы комфортные условия для проведения занятий и деятельности специалиста.

Для логопедического пункта выделяется отдельный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам.

На двери кабинета необходимо повесить табличку с расписанием работы логопеда, его фамилией, именем и отчеством.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание учеников во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Зоны логопедического кабинета

1. Зона индивидуальной работы. Предназначена для проведения индивидуальных логопедических занятий. Оборудование: полка, стулья, настенное зеркало для индивидуальной работы над звукопроизношением.

2. Зона групповой работы. Предназначена для проведения групповых занятий с учащимися. Оборудование: парты, стулья ученические, классная доска, индивидуальные зеркала.

3. Зона учебно-методического и учебно-дидактического материала. Предназначена для размещения учебно-методической литературы, наглядно-иллюстративного материала, игр. Оборудование: шкаф для пособий.

4. Рабочее место учителя-логопеда. Предназначено для организации работы педагога. Оборудование: письменный стол, стул, компьютер, принтер

В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:

1. Парты по количеству занимающихся учеников. Подставки для карандашей и ручек.

2. Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту учеников начальной школы. Часть доски желательно разлиновать как тетрадь для письма учащихся 1-го класса, для того чтобы демонстрировать правильное написание букв, соединений и упражнять детей в каллиграфии.

3. Шкафы в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

4. Настенное зеркало 50X100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, которое желательно повесить возле окна. Если нет такой возможности, то его можно повесить на любой другой стене, но со специальным освещением.

5. Зеркала 9 X12 см по количеству учеников, занимающихся коррекцией звукопроизношения.

6. Стол возле настенного зеркала с местным освещением для индивидуальной работы с учениками, несколько стульев - для детей и учителя-логопеда.

7. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, вата, бинт.

8. Фланелеграф, наборное полотно, набор картин.

9. Фильмоскоп с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи для детских садов и начальных классов школы по родному языку и предмету «Ознакомление с окружающим миром», развитию математических представлений.

10. Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов, расположенный в свернутом виде над доской.

11. Настенная касса букв.

12. Настенная слоговая таблица.

13. Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика, схемы представлений, звуковые и слоговые схемы слов.

14. Стандартная таблица прописных и заглавных букв, прикрепленная над доской.

15. Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах, расположенный по лексическим темам и фонетическим группам.

16. Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи, систематизированный по темам.

17. Учебные пособия в виде карточек-символов (например, с графическим изображением звуков, слов, предложений), карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением.

18. Различные речевые игры, лото.

19. Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка.

20. Методическая и учебная литература.

21. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

«Правильная речь открывает человеку новый мир»

Н. М. Карамзин

В одна тысяча девятьсот девяносто девятом году в городе Санкт-Петербурге я получила специальное образование (курсы логопеда). Это и определило мою дальнейшую судьбу.

Через год, вернувшись на родину в село Михайловское, я была приглашена в специальную (коррекционную) школу на должность учителя-логопеда.

Мне отвели рабочую площадь 9 м 2 в медицинском блоке (вместо 24 м 2 по санитарным нормам). В наследство «досталось» шикарное окно – 180 х 150 см.

Из всего логопедического оборудования приходилось довольствоваться партами, стульями, доской и зеркалами. Руки мыли в тазике.

Одна из стен кабинета, оклеенная фотообоями, была так привлекательна для детей, что на ней все время образовывались дыры.

Единственным достоинством помещения стал покрытый линолеумом пол.

Специфика школы такова: много детей, требующих моего внимания, но при этом помещение маленькое. Исходя из существующих условий, уделила внимание разработке методик по улучшению коррекционной, развивающей оздоровительной работы. Это дало свои положительные результаты. Я чувствовала, что они могли быть лучше. Но окружающая обстановка кабинета, его маленькая площадь, недостаток дизайна стала серьезным препятствием в логопедической работе.

Администрация школы, заинтересованная в результатах повышения качества знаний, умений и навыков, приняла решение расширить помещение и оснастить его оборудованием. И за три года мой рабочий кабинет преобразился до неузнаваемости.

Первое, что было сделано – увеличена площадь до 26 м 2 . Проведены штукатурно-малярные работы, в результате которых стены выкрашены в спокойные (кофе с молоком) тона. Вставлено большое пластиковое окно, через которое проходит много солнечного света. Картину дополняет белая штора с розовым узором, часы, вазы с цветами (фото 1).

Помещение хорошо освещено искусственным светом. Мягкий свет ламп зрительно расширяет пространство. Есть и локальный свет над зеркалом, около учебной доски (фото 2, 3).



Новая школьная мебель расположена в двух секциях. В первой секции проводятся групповые занятия, во второй – индивидуальные. Между ними имеется ширма зеленого цвета, разделяющая группы на занятиях (фото 4, 5).


Единое напольное покрытие светлого голубого цвета стирает границы между двумя условными зонами.

Детям приятно подойти к умывальнику, перед и после проведения занятий, взять в руки ароматическое мыло, расслабить их под освежающей струей воды. Ребенок успокаивается, освобождается от нервных перегрузок, достигается внутреннее спокойствие, душевное равновесие (фото 6).


Интерьер кабинета способствует настрою на выполнение учебной работы. Чтобы внимание педагога было максимально сконцентрировано, нет раздражающих деталей дизайна. Соответственно, имеется определенное цветовое покрытие, гармонично подобранное для хорошего настроения, самочувствия и несущее положительную энергию. Все продумано до самых мелких мелочей. Окружающая обстановка помогает осуществить задуманное дело.

На полу темно-зеленая ковровая дорожка – часто на занятиях служит лесной лужайкой (фото 7).


На одной из стен кабинета в одну строку наклеены высказывания выдающихся людей:

«Дивишься драгоценности нашего языка; что ни звук, то и подарок; все зернисто, как сам жемчуг…» .

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает множество мыслей, чувств, образов, логику… Таков великий народный педагог – родное слово» .

«Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!» .

«Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до глубины!» .

«Какая осторожность и нежность нужны, чтобы сорвав цветок, не уронить каплю» .

Эти высказывания создают в пространстве кабинета возвышенный, душевный настрой. Сложно ярче и точнее показать всю значимость работы логопеда, передать дух, царящий во время занятий (фото 8).


На боковой стороне рабочего стола логопеда создана логопедическая полянка. Из цветной бумаги изготовлены цветочки, зеленая трава, движущиеся гусеницы, летящие бабочки, птицы. От дуновения воздуха оживают лепестки, цветки или бабочки приходят в движение. С помощью логопедической полянки можно выполнять дыхательную гимнастику, можно заняться счетом фигурок (фото 9).

Или вот еще, на полочке стоит волшебный мешочек. Его наличие вполне обосновано: в нем могут находиться отгадки на предложенное задание.

Золотое правило логопедического кабинета (вывешено на дверях внутри помещения) – сотрудничество педагога и ученика.

Неслучайно он получил название «Золотая речь». «Золотая» потому, что ученику с речевыми дефектами нужна грамотная коррекционно-развивающая поддержка педагогов и родителей. Только тогда речь школьника от совместных усилий приобретет «золотую» речевую норму.

Для реализации задуманной идеи немаловажное значение в успешной логопедической работе имеет дизайн логопедического кабинета.

Каждый фрагмент кабинета выверен с изысканным эстетическим вкусом и несет рабочую нагрузку. И главная идея – положительное влияние дизайна помещения на психологическую атмосферу занятий. Дизайн кабинета соответствует закону детства: «Учимся, играя!», и детям здесь интересно, они с удовольствием идут на занятия!

Коллеги дарят комплименты: «Ты обустроила свой класс, создала свой мир, в котором хочется работать, учить ребенка читать и писать…» Для меня же логопедический кабинет стал творческой мастерской.

Все пространство делится на двенадцать функциональных зон.

Первая зона – коррекции произношения. Настенное зеркало 110х30 см, мини-ширма зеленого цвета, ассоциирующаяся с весенним пробуждением природы; артикуляционные уклады, настраивающие на работу, а также большая мягкая игрушка – собака Малыш, помогающая в упражнениях с языком (фото 10, 11).



Вторая зона – для индивидуальной работы. Здесь располагается настенное зеркало прямоугольной формы размером 110х30 см. Вдоль зеркала наклеены слоговицы - 8 ярко-желтых квадратов 8х8 см, помогающие правильно проговаривать многосложные слова. Такое решение приносит ощущение солнечного света, радостного настроения (фото 12).

Третья зона – оздоровительно-развивающая:

«чудесный песочек» (песочная терапия). Песочница окрашена в голубой цвет (это вода) – «песок, окруженный водой». Цвет песка – желтый Он формирует нейтральный контрастный фон, на котором видны камни, раковины и миниатюрные фигурки. Это невербальная символическая игра, поддерживающая работу пальчиковой моторики (фото 13).

«бегущие огоньки» - офтальмотренажер - стимул усиления зрительного восприятия. С помощью такого тренажера ученики снимают напряжение с глаз после продолжительного выполнения задания. Свет, созданный несколькими потолочными точечными светильниками очень хорошо моделируется и создает каждый раз новое оформление интерьера (фото 14).


Четвертая зона – для работы по развитию речи. Действие разворачивается на лесной полянке, в качестве которой выступает ковровая дорожка. Таким образом, существующая «лесная полянка» оживает сказочными героями. Декоративное построение зоны совершенствует фрагмент кабинета (фото 15).


Пятая зона – образовательная, по освоению чтения и письма. Это пространство оборудовано многофункциональным местом. Сюда входит магнитная доска с комплектом цветных магнитов, указка, учебный материал, песочные часы, «Дружок» - метроном для формирования размеренного темпа и ритма чтения, четыре парты, школьные стулья. Здесь применяется ширма «Логопедический букварь», на которой вывешиваются слова для чтения в медленном, нормальном, быстром темпе. Это удобно при проведении занятий. Ширма в этом случае является объединяющим элементом интерьера, и в тоже время разделяющим на секции (фото 16).

Шестая зона – «и стены учат». На одной из стен вертикально натянуты цветные ленты для крепления демонстрационного и дидактического материала. Картинки крепятся с помощью прищепок и зажимов (фото 17).

Седьмая зона – «экзаменатор». Оборудование представляет собой настенную конструкцию с кармашками для предметных картинок со звуковым и световыми сигналами. «Экзаменатор» позволяет наглядно проверить знания, умения и навыки учеников (фото 18).


Восьмая зона – «Логопедическая дорожка». Она уютно расположилась на голубом фоне пола. Внешний вид варьируется в соответствии с необходимыми условиями. «Логопедическая дорожка» служит для динамичного речемоторного проговаривания текста (или стихотворения) (фото 19, 20).

Девятая зона ТСО (технических средств обучения): магнитофон, микрофон, телевизор, DVD , метроном, аудиотека (кассеты с записями детей и популярными песенками, сказками) (фото 21).


Десятая зона – рабочая зона учителя-логопеда. Здесь в момент подготовки к урокам много всего: речевой материал, демонстрационные и раздаточные пособия, игрушки. На рабочем столе находится логопедическая документация.

Одиннадцатая зона – методического, дидактического и игрового сопровождения. Она располагается на полочках изящной этажерки, где находится справочная и учебная литература.

Двенадцатая зона – информационная для педагогов и родителей «Советы логопеда» расположена в коридоре, ведущем в кабинет. Содержит популярные сведения о коррекции и развитии речи (фото 22).


Для тринадцатой школы (в районе двенадцать действующих массовых школ) мне бы хотелось иметь тринадцатую действующую функциональную зону в кабинете, в которой находился бы современный компьютер или ноутбук для использования в обучающем процессе компьютерных логопедических программ. Такие программы («Игры для Тигры») учат детей правильно и красиво говорить по картинкам; развивают физиологическое дыхание. Наберешь побольше воздуха, выдохнешь, и на экране «оживут» кораблики, поплывут от одного берега к другому. «Видимая речь-2», «Мир за твоим окном», «Дэльфа 142» применяются для коррекции устной и письменной речи и т. д.

Это будет хорошим дополнением к повышению качественных результатов по коррекции и развитию речи, личности ребенка.

Дизайн кабинета отвечает четырем необходимым условиям организации коррекционно-развивающего, оздоровительного процесса: практично, эстетично, многофункционально, оригинально.

Используя в работе реализованные решения (функциональные зоны), достигла эффективности в учебной и воспитательной работе [см. Приложение ] .

За последние три учебных года (с 2006 года по 2008 год) было выявлено 72 учащихся с нарушением речи. Из них было выпущено 36 учеников. Организация и проведение логопедических занятий дали положительные результаты в виде улучшения устной и письменной речи.


Литература

1. Гоголь Н. В. Предметы для лирического поэта в нынешнее время. – М.: ПСС., 1951. т. VIII , с. 279.

2. Пословицы и поговорки народов мира.

3. Словарь «История философии» под редакцией Грищанова Н. А. Издательство «Книжный дом», 2002.

4. Станиславский К. С., Ивлев С. А. Азбука актерской игры (система К. С. Станиславского)

5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974.

6. Сухомлинский В. А., Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение., 1988.

7. Ушинский К. Д. «Родное слово». Собр. соч.. М., Л., 1948. Т. 2. с. 574.

8. Януш Корчак. Право ребенка на уважение (аудиокнига). Формат: MP 3. 1 ч. 19 мин.

Лариса Боглачева

Подготовила : учитель-логопед МБДОУ № 11 г . Донецка

Боглачева Лариса Леонидовна

Здравствуйте, уважаемы коллеги не так давно я вступила в ваши ряды.

Первой трудностью, с которой я столкнулась, это была подготовка и организация логопедического кабинета для работы по назначению.

Перечитав большое количество специализированной литературы, статей, советов других специалистов, которые делятся своим опытом, я сделала свои выводы и приступила к работе.

Основным назначение логопедического кабинета в ДОУ как мы знаем , является коррекция речевых нарушений речи у детей.

Во-первых, логопедический кабинет должен быть оснащен :

логопедическим зеркалом (50*100 см) ;

Индивидуальным зеркалом для работы с детьми;

логопедическими зондами и шпателями , спиртом медицинским, ватой

стерильной, чистым полотенце;

Рабочим местом учителя-логопеда для работы с документацией и

проведения индивидуальных консультаций родителей;

Столами и детскими стульями (5-6 шт) для детей, которые можно

регулировать в зависимости от роста ребенка;

шкафы, стеллажи для хранения развивающих игр, пособий для развития мелкой моторики, дыхания, психических функций, для хранения методической и наглядно-дидактической литературы;

Настенными часами;

Магнитной доской.

Во-вторых любой логопедический кабинет , визуально нужно поделить на основные зоны :

1. артикуляционная зона : большое настенное зеркало,

индивидуальное зеркало, фотоальбомы, плакаты с артикуляционной гимнастикой, инструментарий для постановки звука;

2. зона дыхания : содержит материалы, игры, упражнения для

развитие речевого дыхания;


3. зона фонального восприятия (интонационная) : игрушки,

музыкальные инструменты, картинки с эмоциями;


4. зона развития общей моторики : пособия, игры, игрушки,

природный материал, пальчиковые игры на развитие тонкой моторики работы рук;

5. методическая зона : планы, конспекты, библиотека

методической литературы;


6. зоны развития грамматики и лексики : наглядно-

дидактические пособия и игрушки; предметные, сюжетные и

серии наглядных картинок для развития связной речи; картотеки (скороговорки, чистоговорки, потешки, загадки, пальчиковые игры, словесные игры и упражнения); герои кукольного и настольного театра; настенная азбука, фишки, магнитная касса букв и слогов ;


И еще одной зоной 7-ой, можно добавить мотивационную зону : в нее входят предметы для поощрения - символы (медальки, наклейки или что-то другое) за хорошую работу и успехи ребенка.

В кабинете учителя - логопеда должно быть чисто , уютно, комфортно. Созданная вами среда, позволяет развивать психические функции ребенка (память, мышление, восприятие, внимание, формировать представления об окружающем мире.

Логопедический кабинет в детском саду , не должен быть офисным и академическим.

Весь материал (игры, игрушки, пособия, должны быть доступны для использования детьми по мере прохождения лексических тем и постоянно обновляться. У ребенка должно появится, желание и стремление идти в кабинет учителя- логопеда , ведь там интересно, необычно и скучать не придется!

Желаю Вам удачи, по созданию своего логопедического кабинета !

Публикации по теме:

Оформление и оснащение музыкального уголка в группах ДОУ «Оформление и оснащение музыкального уголка в группах ДОУ» 1. «Музыка в детском саду» В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке,.

В предверии каждого нового года я стараюсь создать неповторимую сказочную атмосферу в логопедическом кабинете. Для этого разрабатываю вместе.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ (учитель-логопед Трашенкова Л. В.) Современные.

Цель: Эффективное развитие индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей, интересов и уровня развития. Задачи: Обогащать познавательный.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей, в этом особая роль принадлежит театру и театрализованной.

Паспорт логопедического кабинета Паспорт логопедического кабинета Учителя-логопеда Назаровой Елены Владимировны МБОУ «ОСОШ №1» СП «Детский сад «Ладушки» П. Октябрьский.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»