Движение воздушных масс воздух. Движение воздушных масс в атмосфере, роль осадков, погоды, климата и климатической зональности в геологических процессах.31

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Появление форменной одежды на флоте изначально было обусловлено её военным назначением - в абордажных схватках очень важно было отличить своих моряков и солдат от солдат противника. По мере технического развития кораблей и оружия, абордажные схватки ушли в прошлое. Национальные различия в форме моряков потеряли свое былое значение, на первое место вышли гигиеничность одежды и удобство её ношения и обращения с ней на корабле. Это главная причина сходства матросской одежды в разных странах, поэтому за последние сто лет матросская форма практически оставалась неизменной.

Преобладающие цвета морской формы - чёрный, синий и белый - появились из следующих соображений. Примерно сто лет на флоте преобладающим типом корабля был пароход с сопутствующей ему угольной пылью. Чёрный суконный мундир малого количества угольной пыли не боялся, в то же время в дальних плаваниях под жарким солнцем удобно было находиться в лёгкой белой одежде . И, наконец, синий воротник - под цвет моря - оставался изюминкой матросской одежды, её визитной карточкой, уместной для любого случая от парада до похорон. Так же как флаг украшает мачту невыразительного по цвету серого корабля, гюйс украшает матросскую форму, оживляет ее и делает самого моряка смелым, находчивым, честным.

Современная морская форма для рядового и офицерского состава окончательно утвердилась в 1951 году. Она состоит из рубахи, брюк и головного убора.

Рубаха и брюки современного российского моряка - из синей хлопчатобумажной ткани. Украшением матросской рубахи является большой воротник синего цвета с белыми полосами по краю (гюйс). История его возникновения весьма занимательна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали. Вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Лежит у моряков на плечах широкий синий воротник с тремя белыми полосами, как синяя волна с белой пеной - без него и форма не форма.

Бескозырки утвердились в ноябре 1811 года. А вот ленточки на них появились позже - в 1857 году. Ленточки достались морякам от тех далеких времен, когда матросы носили неудобные широкополые шляпы. Во время шторма или сильного ветра шляпы подвязывались шарфами. Шарфы морякам дарили жены, матери, невесты Они вышивали на шарфах золотыми нитками слова молитв, свои имена, якорьки. Смотрел моряк на подарок и думал: " Я верен тебе, моя любимая, как верен якорь кораблю". Много лет прошло, шляпы превратились в бескозырки, а шарфы - в ленточки. В ноябре 1872 года приказом генерал-адмирала (начальника всего флота и Морского ведомства) был точно определен тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах, а также их длина - 140 миллиметров.

Люди старшего возраста помнят, что раньше на ленточках бескозырок можно было прочесть: "Северный флот", "Тихоокеанский флот", "Балтийский флот" и "Черноморский флот". Сейчас обычай носить на лентах бескозырок название своего корабля вновь возрождается на Российском флоте. Любят моряки свои ленточки, с гордостью носят их, будто говорят: " Смотрите, золотом горит у меня на ленточке название моего корабля, я ни от кого этого не скрываю, на берегу веду себя с достоинством и всеми якорями держусь за свой корабль, за свой экипаж". Любо моряку чувствовать, как ленточки бескозырки развеваются за плечами, обнимают за шею.

Тельняшка - трикотажнаz нательная фуфайка с белыми и синими поперечными полосами. Тельняшка, как разновидность флотской одежды, появилась во времена парусного флота. Первоначально тельняшки изготавливали из сурового полотна. Во второй половине XIX века на этой рубахе появились бело-голубые полосы. Это было оправдано практической необходимостью: матросы, работающие на мачтах в такой одежде, были лучше видны с палубы на фоне неба, моря и парусов. Кроме того, если матрос падал за борт, его, в рубахе с полосками, было легче отыскать на поверхности моря. Тельняшка, по сравнению с другим обмундированием, очень практична: она хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не мешает свободному движению при любом виде деятельности, очень удобна при стирке и, практически не мнется. 19 августа 1874 года тельняшка была официально объявлена обязательным элементом морской формы "для нижних чинов". Прошло немало лет, на флоте многое изменилось, но этот вид морской одежды "остался на плаву". Многие поколения русских, советских, российских моряков, не представляли и не представляют себе жизни без тельняшки. Эта рубаха полюбилась моряками и со временем стала символом морской доблести и братства. Сочетание полос на «тельнике» символизирует синеву неба и белые гребешки бегущих волн. Повторяя цвета Андреевского флага, «тельник» напоминает моряку о море и корабле. И не случайно второе, неформальное название этого, поистине всенародно любимого элемента морской экипировки, звучит гордо и значительно - "морская душа"!

Полосатые тельняшки и синие куртки появились в XIX веке на флоте США. Затем синим стал цвет матросской формы и на большинстве других флотов. Отсюда возникло и одно из нарицательных имен моряка - "синяя куртка". Синий - классический цвет формы моряков, принятый во всех странах мира - он символизирует цвет просторов моря .


Появлению современного торгового флота предшествовала тысячелетняя история освоения водных просторов. В период с VI по XIII век племена восточных славян подробно изучили сложную сеть рек, распростершуюся от Балтийского до Черного моря, а также от Волги до Карпатских гор. Именно тогда были основаны ключевые торговые пути, через которые завозились иноземные товары и продукты. Такую инфрмацию передал marinecrew.info.

У моряков на торговых суднах в те времена не было единой формы. Стиль одежды больше диктовали климат, национальные обычаи, материальные возможности и профессиональные особенности.

К примеру, в жарких странах моряки обходились куском парусины для тела и платками. Европейские матросы носили колпаки, хлопчатобумажные рубахи и шаровары, которые сменили позже на брюки с расклешенными штанинами. А на Руси только представители купеческой гильдии, придерживались определенного стиля в одежде (сюртуки, картузы, косоворотки, сапоги с высоким голенищем, шаровары).


1668г при Царе Алексее Михайловиче впервые поднят торговый флаг на первом торговом корабле России «Орёл»

При Петре I началось масштабное реформирование всех структур судоходства. Регламентировал форму торгового флота вплоть до 1781 года царский «Морской устав». В те года гражданские моряки должны были носить военную морскую форму. Такой порядок объяснялся тем, что на всех торговых судах устанавливались защитные пушки, а команда матросов не только отражала атаки огнем из орудий, но и вступала в рукопашный бой.

Новая русская морская форма напоминала тогда одежду голландских матросов: черные шляпы, белые парусиновые блузы, зеленый кафтан с одним рядом пуговиц и стоячим воротником, панталоны зеленого цвета, чулки синие и коричневые башмаки с пряжками. Зимой матросам выдавали форменные тулупы. Согласно «Морскому уставу», матрос потерявший форму, подлежал суровому наказанию.
По утвержденному Екатериной II «Уставу купеческого водоходства» моряки гражданского флота продолжали носить военные костюмы, но служащие береговых администраций уже имели право облачаться в гражданское платье.

Со временем в форменную одежду были привнесены новые элементы. На смену шляпе с полями был избран шерстяной колпак с загнутыми полями и плоским верхом. В начале XIX века русские моряки примерили клеенчатые цилиндры, а позже появилась зеленая бескозырка (на ее околыше изображался номер экипажа).
В 1872 году была введена легендарная бескозырка черного цвета с лентой, подписанной согласно названию корабля. Бострог заменили на бушлат, панталоны сменили на брюки, а вместо башмаков с пряжкой еще в середине XVIII века стали носить сапоги.

В 1834 году по указу Николая I было введено «Положение о гражданских мундирах», которое регламентировало новую форму одежды для чиновников министерств, но на торговых морских судах продолжали использовать военную форму. И только в 1851 году российский император впервые утвердил образцы форменной одежды, специально разработанной для моряков Российско-американской компании (полугосударственной колониально-торговой организации), занимавшейся освоением Русской Америки, Курильских островов и прилегающих территорий. Отличительным элементом гражданской формы моряков от военной стали канты на фуражке из синего сукна, воротники, а также медные пуговицы с изображением двух якорей наперекрест и первых букв названия компании.

С 1855 года предусматривалась специальная форма для чинов торгового флота: двубортные сюртуки из темного зеленого сукна с шестью золочеными пуговицами (два якоря и буквы «А. К.»). На углах отложного воротника сюртука из синего бархата были вышиты золотые якоря. По уставу зимой полагались темно-зеленые шаровары, а летом – белые. Фуражки носили с офицерскими кокардами, широкими золотыми галунами и ремешками на околышах. Дополнением к парадной форме быликортикии золотые плетенки (на плечи): для капитанов – сплошные и с просветами – для помощников.

В 1858 году утвердили индивидуальную форму для пароходного общества «Кавказ и Меркурий». На зеленых сюртуках командного состава были нашиты большие медные пуговицы с перекрещивающимися якорями и надписью (название общества), на рукавах – две небольшие пуговицы (якорь). Боцманам и чинам унтер-офицерского ранга полагались двубортные черные куртки с медными пуговицами (буквы «К.М.» и якоря наперекрест). К слову, символика перекрещивающихся якорей имела у древних греков следующие значения: «Двумя надежнее всего» и «При великом шторме один не довлеет».

В 1881 году вводится форма для экипажей Добровольного флота, носивших до этого мундиры военно-морского образца. Покрой и цвет формы соответствовал обмундированию Морского ведомства, на пуговицах изображался якорь и литеры «Д. и Ф.».


Знаки различия служащих Добровольного флота обр. 1899 года: 1. Капитан, 2. Старший помощник капитана,
3. Старший механик, 4. Судовой врач, 5. Младший помощник капитана, 6. Младший механик.

Но уже в августе 1899 года по указу Николая II для моряков Добровольного флота была утверждена иная форма. Темно-зеленый полукафтан заменили на двубортный мундир черного цвета с желтыми пуговицами, имевших изображение адмиралтейского якоря. На пуговицах Черноморско-Дунайского пароходства (1884 год) также был выбит якорь и литеры «Ч.Д.П.»
В 1890 году установили общую форму одежды для речных капитанов, их помощников и машинистов. У морских же организаций наблюдалось немало вариаций в эмблемах, соответствующих определенным компаниям.

1899 год – период внедрения новой формы одежды для моряков РОПиТ (Русского общества пароходства и торговли). Инспекторам, капитанам и их помощники, ученикам штурманов полагались черные сюртуки с позолоченными пуговицами, на которых чеканились перекрещивающиеся якоря и аббревиатура «Р.О.П.Т.». Механики носили идентичную форму с пуговицами под серебро, а боцманы облачались в черные двубортные пиджаки с медными пуговицами.
Летом 1901 года была введена новая форма для учащихся морских учебных заведений: шинели, укороченные пальто и парадные мундиры, на позолоченных пуговицах которых все те же якоря наперекрест. А с сентября 1901 года преподавателям полагалось надевать темно-зеленый сюртук с золочеными пуговицами (изображение – государственный герб). В феврале 1903 года Николай II издает указ, утверждающий форму для служащих Русского торгового флота. Обмундирование капитанов, инспекторов морской части, помощников и учеников включает двубортные сюртуки и пиджаки с золочеными пуговицами с прежним изображением. В апреле 1903 года для чинов Главного управления торгового мореплавания утверждены темно-зеленые сюртуки с шестью серебряными пуговицами (по каждому борту) с государственным гербом, ободком и якорем наперекрест с жезлом Меркурия.

В разные годы обмундирование торгового флота соответствовало форме министерств внутренних дел, финансов и путей сообщения. Поэтому очередное обновление мундиров произошло после 1905 года, когда было образовано Министерство торговли и промышленности, подструктурой которого стало Главное управление торговым мореплаванием и портами. В июле 1906 года облачились в единую форму (двубортный мундир, на позолоченных пуговицах – адмиралтейский якорь) все вольнонаемные капитаны морского транспорта, их помощники и механики.

Последняя унификация формы чиновников Министерства торговли и промышленности состоялась в 1911 году. На стандартном полукафтане появились позолоченные пуговицы, имеющие изображение двуглавого орла и жезл Меркурия наперекрест с якорем.

После событий 1917 года была осуществлена полная ликвидация символов Российской империи.

И уже в 20-х годах XX века капитаны Советского торгового флота облачаются в военные френчи (цвет – хаки). В послереволюционный период отменили все существовавшие воинские звания. Было создано новое деление чинов по категориям, перешедшее в торговый флот.


Реконструкция формы одежды советских речников образца 1928г.: 1. Судовой врач в пальто, 2. Капитан судна УВВП в пиджаке,
3. Первый помощник механика в кителе, 4. Третий помощник капитана, 5.Сотрудник инженерно-механической службы службы.


По окончании Второй мировой войны структуры Морского флота и Военно-морского флота СССР были фактически идентичны. Приказом № 481 от 05.10.1948 года регламентировались категории и правила ношения обмундирования вплоть до нового приказа 08.07.1977 года. Форменная одежда для советских моряков разрабатывалась под контролем Министерства легкой промышленности Общесоюзным Домом моделей одежды и промышленным комбинатом Черноморского морского пароходства. Все образцы изготавливали по утвержденным ГОСТам.

Ныне научные достижения позволяют создавать уникальные экземпляры формы, соответствующей высоким стандартам эргономики с использованием антиударных и разгрузочных вставок, антипиратских кевларов для вахтенных, карманов для компактных радиостанций, средств ветрозащиты и прочих инноваций.

Конденсация это изменение совтояния вещества из газообразного в жидкое или твёрдое. Но что такое конденсация в мастабе планеты?

В каждый момент времени атмосферапланеты Земля содержит свыше 13 миллиардов тонн влаги. Эта цифра практически постоянна, так как потери за счет выпадения осадков, в конечном счете, непрерывно восполняются испарением.

Скорость кругооборота влаги в атмосфере

Скорость кругооборота влаги в атмосфере оценивается колоссальной цифрой - около 16 миллионов тонн в секунду или 505 миллиардов тонн в год. Если бы вдруг весь водяной пар в атмосфере сконденсировался и выпал в виде осадков, то эта вода могла бы покрыть всю поверхность земного шара слоем примерно 2,5 сантиметра, иными словами, атмосфера содержит количество влаги, эквивалентное всего лишь 2,5 сантиметрам дождя.

Сколько времени находится молекула пара в атмосфере?

Так как на Земле в среднем за год выпадает 92 сантиметра, то, следовательно, в атмосфере влага обновляется 36 раз, то есть 36 раз атмосфера насыщается влагой и освобождается от нее. Это значит, что молекула водяного пара пребывает в атмосфере в среднем 10 дней.

Путь молекулы воды


Однажды испарившись, молекула водяного пара дрейфует обычно сотни и тысячи километров, пока не сконденсируется и не выпадет с осадками на Землю. Вода, выпадающая в виде дождя , снега или града на возвышенностях Западной Европы, преодолевает примерно 3000 км от Северной Атлантики. Между превращением жидкой воды в пар и выпадением осадков на Землю совершается несколько физических процессов.

С теплой поверхности Атлантики молекулы воды попадают в теплый влажный воздух, который в дальнейшем поднимается над окружающим его более холодным (более плотным) и более сухим воздухом.

Если при этом будет наблюдаться сильное турбулентное перемешивание воздушных масс, то в атмосфере появится слой перемешивания и облака на границе двух воздушных масс. Около 5% их объема составляет влага. Насыщенный паром воздух всегда легче, во-первых, потому, что он нагрет и поступает с теплой поверхности, во-вторых, потому, что 1 кубический метр чистого пара примерно на 2/5 легче 1 кубический метр чистого сухого воздуха при той же температуре и давлении. Отсюда следует, что влажный воздух легче сухого, а теплый и влажный тем более. Как мы увидим позже, это очень важный факт для процессов изменения погоды.

Перемещение воздушных масс

Воздух может подниматься по двум причинам: либо потому, что становится легче в результате нагревания и увлажнения, либо потому, что на него действуют силы, заставляющие его подниматься над некоторыми препятствиями, например над массами более холодного и плотного воздуха или над холмами и горами.

Охлаждение

Поднимающийся воздух, попав в слои с меньшим атмосферным давлением, вынужден расширяться и при этом охлаждаться. Расширение требует затрат кинетической энергии, которая берется за счет тепловой и потенциальной энергии атмосферного воздуха, а этот процесс неизбежно ведет к понижению температуры. Скорость охлаждения поднимающейся порции воздуха часто меняется, если эта порция перемешивается с окружающим воздухом.

Сухоадиабатический градиент

Сухой воздух, в котором отсутствует конденсация или испарение, а также перемешивание, не получающий энергию в другой форме, охлаждается или нагревается на постоянную величину (на 1°С через каждые 100 метров) по мере подъема или опускания. Эту величину называют сухоадиабатическим градиентом. Но если поднимающаяся воздушная масса влажная и в ней происходит конденсация, то при этом выделяется скрытая теплота конденсации и температура насыщенного паром воздуха падает значительно медленнее.

Влажноадиабатический градиент

Эта величина изменения температуры называется влажно-адиабатическим градиентом. Она не постоянна, а изменяется с изменением величины высвобождающейся скрытой теплоты, другими словами, она зависит от количества конденсируемого пара. Количество же пара зависит от того, насколько сильно понижается температура воздуха. В нижних слоях атмосферы, где воздух теплый и влажность высокая, влажно-адиабатический градиент чуть больше половины сухоадиабатического градиента. Но влажно-адиабатический градиент постепенно растет с высотой и на очень большой высоте в тропосфере практически равен сухоадиабатическому градиенту.

Плавучесть движущегося воздуха определяется соотношением между его температурой и температурой окружающего воздуха. Как правило, в реальной атмосфере температура воздуха падает с высотой неравномерно (это изменение называется просто градиентом).

Если масса воздуха теплее и поэтому менее плотная, чем окружающий воздух (а влагосодержание постоянно), то она поднимается вверх так же, как детский мяч, погруженный в бак. И наоборот, когда движущийся воздух холоднее окружающего, то плотность его выше и он опускается. Если воздух имеет ту же самую температуру, что и соседние массы, то их плотность равна и масса остается неподвижной или движется только вместе с окружающим воздухом.

Таким образом, в атмосфере присутствуют два процесса, один из которых способствует развитию вертикального движения воздуха, а другой замедляет его.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Общая циркуляция атмосферы - круговоротные движения воздушных масс, простирающиеся по всей планете. Они являются переносчиками различных элементов и энергии по всей атмосфере.

Прерывистое и сезонное размещение тепловой энергии вызывает воздушные течения. Это приводит к разному прогреванию почвы и воздуха на всевозможных территориях.

Именно поэтому солнечное влияние является основоположником движения воздушных масс и циркуляции атмосферы. Воздушные движения на нашей планете бывают абсолютно разные - достигающие нескольких метров или десятков километров.

Самая простая и понятная схема циркуляции атмосферы бала создана еще много лет назад и используется в наши дни. Движение воздушных масс неизменно и безостановочно, они движутся по нашей планете, создавая замкнутый круг. Быстрота передвижения этих масс напрямую связана с солнечной радиацией, взаимодействия с океаном и взаимодействия атмосферы с почвой.

Атмосферные движения вызываются нестабильностью распределения солнечного тепла по всей планете. Чередование противоположных воздушных масс - теплых и холодных, - их постоянное скачкообразное перемещение вверх и вниз, образует различные циркуляционные системы.

Получение тепла атмосферой происходит тремя путями - использованием солнечной радиации, с помощью конденсации пара и теплообмена с земным покровом.

Влажный воздух также важен для насыщения атмосферы теплом. Огромную роль в этом процессе играет тропическая зона Тихого океана.

Воздушные потоки в атмосфере

(Потоки воздуха в атмосфере Земли )

Воздушные массы различаются по своему составу, зависящему от места зарождения. Воздушные потоки подразделяются на 2 основных критерия - континентальные и морские. Континентальные формируются над почвенным покровом, поэтому они мало увлажнены. Морские, наоборот, очень влажные.

Основными воздушными потоками Земли являются пассаты, циклоны и антициклоны.

Пассаты образуются в тропиках. Их движение направлено в сторону экваториальных территорий. Это связано с перепадами давления - на экваторе оно низкое, а в тропиках - высокое.

(Красным на схеме отображены пассаты (trade winds) )

Образование циклонов происходит над поверхностью теплых вод. Воздушные массы передвигаются от центра к краям. Их влияние характеризуется обильными осадками и сильными ветрами.

Тропические циклоны действуют над океанами на приэкваториальных территориях. Они формируются в любое время года, вызывая ураганы и штормы.

Антициклоны образуются над материками, где понижена влажность, но есть достаточное количество солнечной энергии. Воздушные массы в этих потоках движутся от краев к центральной части, в которой они нагреваются и постепенно снижаются. Именно поэтому циклоны приносят ясную и безветренную погоду.

Муссоны являются переменными ветрами, направление которых меняется посезонно.

Также выделяются вторичные воздушные массы, такие как тайфун и торнадо, цунами.

Обусловлено следующими факторами:

Сила барического градиента (градиент давления);

Сила Кориолиса;

Геострофический ветер;

Градиентный ветер;

Сила трения.

Барический градиент приводит к тому, что ветер, возникающий благодаря движению воздуха по направлению барического градиента из области более высокого давления в область более низкого давления. Давление атмосферы составляет 1,033 кг/см², измеряется в мм рт.ст., мБ и в гПа.

Изменение давления происходит при перемещении воздуха вследствие его нагревания и охлаждения. Главная причина переноса воздушных масс – конвективные потоки – подъём тёплого воздуха и замещение его снизу холодным (вертикальный конвекционный поток). Встречая слой воздуха повышенной плотности, они растекаются, образуя горизонтальные конвекционные потоки.

Сила Кориолиса – отталкивающая сила. Возникает при вращении Земли. Под её действием ветер отклоняется в Северном полушарии – вправо, в Южном – влево, т.е. в Северном отклоняется к востоку. Ближе к полюсам отклоняющая сила возрастает.

Геострофический ветер .

В умеренных широтах сила градиента давления и сила Кориолиса уравновешиваются, при этом воздух не перемещается из области повышенного давления в область пониженного, а перетекает между ними параллельно изобарам.

Градиентный ветер - это круговое движение воздуха параллельно изобарам под воздействием центробежных и центростремительных сил.

Воздействие силы трения.

Трение воздуха о земную поверхность нарушает баланс между силой горизонтального барического градиента и силой Кориолиса, замедляет движение воздушных масс, изменяет их направление так, что поток воздуха движется не по изобарам, а пересекает их под углом.

С высотой действие трения ослабляется, отклонение ветра от градиента возрастает. Изменение скорости и направление ветра с высотой называется спиралью Экмана.

Средняя многолетняя спираль ветра у Земли составляет 9,4 м/с, она максимальна у Антарктиды (до 22 м/с), иногда порывы достигают 100 м/с.

С высотой скорость ветра увеличивается и достигает сотен м/с. Направление ветра зависит от распределения давления и отклоняющего действия вращения Земли. Зимой ветры направлены с материка на океан, летом – с океана на материк. Местные ветры называют бриз, фен, бора.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»