Учение о четырех благородных истинах. Четыре благородные истины

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Что такое христианство?


Существует несколько мировых религий: христианство, буддизм, ислам. Христианство — самая распространенная из них. Рассмотрим, что такое христианство, как возникло это вероучение и каковы его особенности.

Христианство — мировая религия, которая основана на жизни и учениии Иисуса Христа, описанных в Новом Завете Библии. Иисус выступает в роли Мессии, Божьего Сына и Спасителя людей. Христианство делят на три основные ветви: католичество, православие и протестантизм. Приверженцев этой веры называют христианами — в мире их примерно 2, 3 млрд.

Христианство: появление и распространение

Эта религия появилась в Палестине в I в. н. э. у иудеев во времена господства Ветхого Завета. Тогда эта религия предстала как вероучение, обращенное ко всем униженным людям, желающим справедливости.

История Иисуса Христа

Основу религии составило мессианство — надежда на спасителя мира от всего плохого в мире. Считалось, что он должен был быть выбран и ниспослан на Землю Богом. Именно таким спасителем стал Иисус Христос. Появление Иисуса Христа связывают с преданиями из Ветхого Завета о приходе в Израиль мессии, освобождающего людей от всего плохого и устанавливающего новый праведный порядок жизни.

Имеются разные данные насчет родословной Иисуса Христа, ведутся разные споры о его существовании. Верующие христиане придерживаются следующей позиции: Иисуса родила непорочная Дева Мария от Святого Духа в городе Вифлеем. В день его рождения Иисусу поклонились три волхва как будущему царю иудеев. Затем родители увезли Иисуса в Египет, а после смерти Ирода семья переехала обратно в Назарет. В 12 лет во время Пасхи он жил в храме три дня, беседуя с книжниками. В 30 лет его крестили в Иордане. Перед тем как начать служение обществу, Иисус соблюдал пост в течение 40 дней.

Само служение началось с выбора Апостолов. Далее Иисус стал творить чудеса, первым из которых считается превращение воды в вино на свадебном пиршестве. Далее он долго занимался проповеднической деятельностью в Израиле, во время чего сотворил множество чудес, среди которых — исцеление множества больных людей. Иисус Христос занимался проповедничеством три года, пока Иуда Искариот — один из учеников — не предал его за тридцать серебряников, сдав иудейскому начальству.

Синедрион осудил Иисуса, в качестве наказания выбрав распятие. Иисус умер и был похоронен в Иерусалиме. Однако после смерти на третий день он воскрес, а когда прошло 40 дней, он вознесся в небеса. На Земле после себя Иисус оставил своих учеников, которые распространяли христианство по всему миру.

Развитие христианства

Изначально христианство распространялось в Палестине и Средиземноморье, но уже с первых десятилетий благодаря деятельности апостола Павла оно стало популяризироваться в провинциях у разных народов.

Как государственную религию христианство впервые приняла Великая Армения в 301 году, в Римской Империи это произошло в 313 году.

До V века христианство распространялось в следующих государствах: Римская империя, Армения, Эфиопия, Сирия. Во второй половине первого тысячелетия христианство стало распространяться у славянских и германских народов, в XIII-XIV вв. — у финских и балтийских. Позднее популяризацией христианства занимались миссионеры и колониальная экспансия.

Особенности христианства

Чтобы лучше понимать, что такое христианство, следует подробнее рассмотреть некоторые моменты, связанные с ним.

Понимание Бога

Христиане чтут единого Бога, который создал людей и Вселенную. Христианство — это монотеистическая религия, однако Бог сочетает в себе трех (святая Троица): это Отец, Сын и Святой Дух. Троица едина.

Христианский Бог — это совершенный Дух, разум, любовь и благость.

Понимание человека в христианстве

Душа человека бессмертна, сам он создан по образу и подобию Божьему. Цель человеческой жизни — духовное совершенствование, жизнь по Божьим заповедям.

Первые люди — Адам и Ева — были безгрешными, но Дьявол соблазнил Еву, и она съела яблоко с дерева познания Добра и Зла. Таким образом человек пал, и после этого мужчины трудились не покладая рук, а женщины рожали детей в мучениях. Люди стали умирать, и после смерти их души отправлялись в Ад. Потом Бог пожертвовал своим сыном — Иисусом Христом, чтобы спасти праведных людей. С тех пор их души после смерти отправляются не в Ад, а в Рай.

Для Бога все люди равны. В зависимости от того, как человек проживает свою жизнь, он попадает в Рай (для праведников), в Ад (для грешников) или в Чистилище, где грешные души очищаются.

Дух господствует над материей. Человек живет в материальном мире, достигая при этом идеального назначения. Важно стремиться к гармонии материального и духовного.

Библия и таинства

Главная книга для христиан — это Библия. Она состоит из Ветхого Завета, унаследованного от иудеев, и Нового Завета, созданного самими христианами. Верующие люди должны жить в соответствии с тем, чему учит Библия.

Также в христианстве используются таинства. К ним относится крещение — инициация, в результате которой человеческая душа соединяется с Богом. Еще одним таинством является причащение, когда человеку нужно вкусить хлеб и вино, которые олицетворяют тело и кровь Иисуса Христа. Это необходимо для того, чтобы Иисус «жил» в человеке. В православии и католицизме используются еще пять таинств: миропомазание, рукоположение, церковный брак и соборование.

Грехи в христианстве

Вся христианская вера основывается на 10 заповедях . Нарушая их, человек совершает смертные грехи, чем губит себя. Смертным грехом считается тот, который ожесточает человека, отдаляет от Бога, не вызывает желания покаяться. В православной традиции к первому типу смертных грехов относятся те, которые влекут за собой другие. Это известные 7 смертных грехов: блуд, корыстолюбие, чревоугодие, гордыня, гнев, уныние, зависть. Также к этой группе грехов можно отнести духовную леность.

Второй тип — грехи против Святого Духа. Это грехи, совершенные вопреки Богу. Например, надежда на доброту Бога при нежелании следовать праведной жизни, отсутствие покаяния, борьба с Богом, озлобленность, зависть к духовности других и т. д. Сюда же относится хула на Святого Духа.

Третья группа — грехи, «вопиющие к небу». Это «содомский грех», убийство, оскорбление родителей, притеснение нищих, вдов и сирот и т. д.

Считается, что спастись можно покаянием, поэтому верующие люди ходят в церкви, где признаются в своих грехах и обещают их не повторять. Способом очищения, например, является . Также используются молитвы. Что такое молитва в христианстве? Она представляет собой способ общения с Богом. Существует множество молитв на разные случаи жизни, каждая из которых подходит для той или иной конкретной ситуации. Можно произносить молитвы в произвольной форме, прося Бога о чем-либо сокровенном. Перед произнесением молитвы нужно покаяться в своих грехах.

Если вы заинтересовались христианством, а также другими религиями, вам могут быть интересны эти статьи.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня вы познакомитесь с одним из фундаментальных учений в буддизме, которое лежит в основе философии всех его школ. Четыре истины буддизма – так его называют, но буддийские адепты предпочитают более возвышенное название: четыре благородные истины.

Точка отсчёта

Впервые пять послушников узнали их от более 2500 лет назад. Было это в Оленьей роще Бенареса, в северо-восточной Индии.

Сиддхартха Гаутама поделился со сподвижниками, с которыми он практиковал ранее, вероучением , что открылось ему после обретения просветления. Так произошло возникновение буддизма .

Эта первая проповедь, которую ещё называют Бенареская беседа, в антологии буддизма носит название «Дхармачакра-правартана-сутра», что значит «Сутра поворота колеса учения».

В каноническом источнике кратко освещены основные буддийские принципы. Вот что сказал Будда монахам: «Есть два перегиба, которые не должны допускать послушники.

Первый из них – пошлая и низкая приверженность похоти. А второй – тяжкое и бессмысленное изнурение себя."

Какие же пути достижения познания, успокоения, осмысления, просветления? К ним приведёт только ».

Затем он изложил им суть чатвари арьясатьяни четырёх благородных истин, и ещё раз напомнил о важности восьмеричного пути, который в буддизме ещё принято называть срединным, так как он лежит между двумя крайностями.

Четыре аксиомы

Рассмотрим подробнее четыре постулата, которые, по словам Шакьямуни, заключены в основе бытия. Он рассказал собратьям по вере, что только ясно осознав их, он получил уверенность, что обрёл «непревзойдённое высшее просветление».

Также Будда отметил, что постижение этой философии трудно для восприятия и понимания, что простыми рассуждениями к ней не прийти, и откроется она только мудрому. Наслаждение увлекло и околдовало всех в этом мире, говорил он. Можно сказать, что существует культ наслаждения.

Те, кто так сильно восхищаются им, не смогут понять обусловленность всего существующего. Не поймут они и отказа от причин перерождения, и нирвану. Но всё же есть люди, «глаза которых только слегка припорошены пылью». Вот они смогут понять.


Впервые до русскоязычного читателя эти аксиомы дошли в 1989 году в интерпретации российского переводчика и буддологаА.В. Парибка.

1) Первый постулат заключается в том, что жизнь есть страдание дукха . Сложность перевода этого термина заключается в том, что в нашей ментальности под страданием понимается какой-то сильный физический недуг или мощные негативные проявления на психическом уровне.

Буддизм же рассматривает страдание более широко: это как боль, связанная с рождением, болезнью, несчастьями или смертью, так и постоянное недовольство жизнью в погоне за удовлетворением беспрерывно сменяющихся желаний, многие из которых практически нереально осуществить.

Невозможно:

  • не стареть,
  • жить вечно,
  • забрать с собой накопленные богатства после смерти,
  • всегда быть с тем, кого любишь,
  • не сталкиваться с неприятным.

Список можно продолжать до бесконечности. Таково несовершенство человеческого бытия, которое приводит к постоянной неудовлетворённости . Это слово более точно передаёт смысл палийского «дукха».


2) Человек не в состоянии изменить существующее положение вещей, но ему вполне под силу поменять своё отношение к нему.

Сделать это он сможет, только осознав причину дукхи. Вторая истина, которую Будда открыл аскетам, заключалась в том, что причиной страдания является неведение , которое приводит к возникновению неуёмного желания обладать всем и сразу.

Существует три вида жажды:

  • Желание наслаждаться пятью органами чувств.
  • Стремление жить долго или вечно.
  • Желание самоуничтожения.

Если с первыми двумя всё понятно, то третье желание требует пояснений. В основе его лежит неверное материалистическое представление о своём реальном «я». Те, кто привязан к своему «я», думают, что оно безвозвратно уничтожается после смерти и не связано никакими причинами с периодами до и после неё.


Желание стимулируется:

  • видимыми формами,
  • звуками,
  • запахом,
  • вкусом,
  • телесными ощущениями,
  • идеями.

Если всё это приятно, то человек, который испытывает вышеназванное, начинает ощущать к нему привязанность, которая и приводит к будущему рождению, старению, печали, плачу, боли, скорби, отчаянию и смерти. Всё взаимообусловлено в этом мире. Так описывается страдание во всей его полноте.

Благодаря второй благородной истине становится понятным, что кажущаяся несправедливость нашей судьбы является результатом , отчасти возникшей в этой жизни, а отчасти – в предыдущих наших формах существования.

Действия тела, речи и ума определяют формирование кармического процесса, который активно влияет на становление судьбы.

При этом следует учитывать, что нет реальных «я», проходящих через бушующее море перерождений, а есть поток беспрерывно меняющихся дхарм, которые в результате своей злой или доброй сущности и деятельности проявляются в разных местах то безликими существами, то людьми, то животными или другими сущностями.


3) Однако всё-таки надежда есть. В третьей истине Будда утверждает, что страданию можно положить конец. Для этого нужно отказаться от страстного желания, отрешиться и освободиться от него, прекратить и оставить всякие помыслы об этой жажде.

Следует просто правильно осознавать природу желаемого, как непостоянную, неудовлетворительную и безличную, осознавать своё неугомонное влечение как болезнь. Это желание можно погасить, следуя вышеупомянутым срединным путём.

4) Когда угаснет жажда, прекратится и привязанность, а значит, остановится кармический процесс, что не приведёт больше к рождению, следовательно, избавит от старения, всех форм страдания и смерти.

После этого человека ждёт лишь высшая умиротворённость, окончание кармического процесса, отсутствие оснований для нового рождения, отрешённость, что зовётся нирваной.Человек более не испытывает ни физическую, ни умственную боль. Притягательность очевидна.


Будда смог избежать двух крайностей в жизни, гедонизма и аскетизма, и достичь просветления, следуя срединным путём.Он изложил его этапы своим последователям, как четвёртую непреложную истину.

Благородный восьмеричный путь иногда неверно понимают, думая, что его ступени следует проходить по очереди, практикуя правильные:

  1. понимание,
  2. мышление,
  3. речь,
  4. деятельность,
  5. зарабатывание средств на жизнь,
  6. усилие,
  7. осознанность,
  8. сосредоточение.

Но на самом деле, начинать нужно с правильных нравственных установок – шилы (3-5). Миряне-буддисты обычно следуют пяти заповедям Будды, касающихся нравственности, которые ещё называют добродетелями, зароками или обетами:

  • не причинять вреда живому и не убивать;
  • не присваивать то, что принадлежит другим;
  • воздерживаться от недостойного сексуального поведения;
  • не лгать и не злоупотреблять чьим-то доверием;
  • не употреблять средства, затуманивающие разум.

После этого следует систематически тренировать свой ум, практикуя правильное сосредоточение (6-8).


Тщательно подготовившись таким образом, человек обретает ум и характер, восприимчивые к правильному пониманию и мышлению (1-2), то есть, становится мудрым. Однако двинуться в путь невозможно, не обладая хоть минимальным представлением о том же страдании, именно поэтому понимание и возглавляет этот список.

Одновременно оно и завершает его, когда все вышеперечисленные успешно выполненные действия подведут человека к пониманию всего сущего «как есть». Без этого невозможно стать праведником и погрузиться в нирвану.

Этот путь свободен от страдания, он обеспечивает человеку чистое видение и пройти его нужно самому, так как будды – великие учителя, но они не могут это сделать за кого-то.

Заключение

На этом, друзья, мы сегодня прощаемся с вами. Если статья оказалась для вас полезна, рекомендуйте её к прочтению в социальных сетях.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!


sìshèngdì, сы-шен-ди Японский : 四諦
ситай Вьетнамский : Tứ Diệu Đế
Буддизм
Культура
История
Философия
Люди
Страны
Школы
Храмы
Понятия
Тексты
Хронология
Проект | Портал

Четыре благородные истины (чатвари арьясатьяни ), четыре истины Святого - одно из базовых учений буддизма , которого придерживаются все его школы. Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так : существует страдание; существует причина страдания - желание; существует прекращение страдания - нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, - восьмеричный путь.

Они приводятся в самой первой проповеди Будды «Сутре запуска Колеса Дхармы ».

Первая благородная истина о страдании

И вот, о братья, благородная истина о начале страдания. Истинно! - тот зачаток страдания лежит в жажде, обрекающей на возрождение, в этой ненасытной жажде, что влечет человека то к тому, то к другому, связана с людскими усладами, в вожделении страстей, в вожделении будущей жизни, в вожделении продления настоящей. Такова, о братья, благородная истина о начале страданий.

Таким образом, причина неудовлетворённости состоит в жажде (танха ), которая приводит к непрерывному пребыванию в сансаре . Удовлетворение желаний очень скоротечно и через короткое время приводит к появлению новых желаний. Таким образом получается замкнутый цикл по удовлетворению желаний. Чем больше желаний не могут быть удовлетворены, тем больше растут страдания.

Источник плохой кармы часто лежит в привязанности и ненависти. Их последствия приводят к неудовлетворённости. Корень же привязанности и ненависти - в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истины, ошибочное понимание реальности.

Третья благородная истина о прекращении

Истина о прекращении дуккха (дуккха ниродха (санскр. निरोध , nirodha IAST ), пали dukkhanirodho (nirodho - «прекращение», «затухание», «подавление»)). Благородная истина о прекращении беспокойной неудовлетворённости: «Это полное успокоение [волнений] и прекращение, отказ, отъединение, это освобождение с отдалением от той самой жажды (освобождение-отдаление)».

Состояние, в котором нет дуккха, достижимо. Устранение загрязнений ума (ненужных привязанностей, ненависти, зависти и нетерпимости) - это и есть истина о состоянии за пределами «страдания». Но мало просто так прочитать об этом. Чтобы понять эту истину, нужно использовать медитацию на практике, чтобы очистить ум. О том, как реализовывать это в повседневной жизни, говорит четвёртая истина.

Некоторые монахи, странствовавшие с Буддой, понимали третью истину неверно, как полный отказ от всех желаний вообще, самоистязание и полное ограничение всех потребностей, поэтому Будда в своей речи предостерегает от такого толкования (см. цитату ниже). Ведь даже сам Будда имел желания есть, пить, одеваться, постигать истину, и т.д. То есть тут важно отделить правильные желания от неправильных, и следовать "срединному пути", не вдаваясь в крайности.

Четвёртая благородная истина о пути

Истина о пути, ведущем к прекращению дуккха (дуккха ниродха гамини патипада марга (санскр. मार्ग , mārga IAST , буквально «путь»); пали dukkhanirodhagāminī paṭipadā (gāminī - «ведущий к», paṭipadā - «путь», «практика»)).

И вот, о братья, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби. Истинно! - то благородный Восьмеричный Путь - истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение. Такова, о монахи, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби.

Следовать «срединному пути» - значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, между аскетизмом и наслаждениями ; значит не впадать в крайности.

И вот Всеблагой обратился к окружающим его пяти монахам и сказал:

Две есть крайности, о братья, которым не должен следовать тот, кто отрекся от мира. С одной стороны, - влечение к вещам, вся прелесть которых зависит от страстей и от всего более, от чувственности: это низкий путь похоти, недостойный, недолжный для того, кто отдалился от мирских обольщений. С другой стороны, путь самоистязаний, недостойный, мучительный, бесплодный.

Есть средний путь: о братья, далекий от тех двух крайностей, возвещенный Совершенным - путь, отверзающий очи, просветляющий разум и ведет тот путь к душевному миру, к возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване!

Каков же тот средний путь, о монахи, - путь далекий от обоих крайностей, возвещенный Совершенным, что ведет к Совершенству, к возвышенной Мудрости, к душевному миру, к совершенному пробуждению, к Нирване?

Истинно! То восьмеричный Благородный путь: истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение

Отрицание четырёх благородных истин

Сутра сердца , которой придерживаются ряд махаянских школ, отрицает четыре благородные истины («нет ни страдания, ни причины страдания, ни прекращения страдания, ни пути»), что, как указывает Е. А. Торчинов , звучало кощунственно или даже шокирующе для последователей хинаяны , живших в период появления и развития махаяны

1. Благородная истина о страдании
2. Благородная истина о происхождении причин страдания
3. Благородная истина о возможности прекращении страдания и его причин
4. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания

Далай-лама XIV (лекция) - Вашингтонский университет

Собственно говоря, все религии имеют одинаковые побудительные причины к любви и состраданию. Хотя существуют зачастую весьма большие различия в области философии, основополагающая цель усовершенствования является в большей или меньшей степени той же самой. У каждого вероисповедания свои особые методы. Хотя наши культуры естественно разнятся, наши системы сближаются, потому что мир становится все теснее благодаря улучшению коммуникации, предоставляющей нам хорошие возможности учиться друг у друга. Думается, это весьма полезно.

Христианство, например, обладает многими практическими методами, используемыми во благо человечеству, особенно в областях образования и здравоохранения. Тут буддисты могут многому научиться. В то же время существуют буддийские учения о глубокой медитации и способах философского рассуждения, из которых христиане могли бы почерпнуть полезные техники совершенствования. В древней Индии буддисты и индуисты заимствовали многие положения друг у друга.

Поскольку эти системы в основном одинаково нацелены на благо человечества, нет ничего дурного в том, чтобы учиться друг у друга. Напротив, это поможет развить уважение друг к другу, поможет содействовать гармонии и единству. Поэтому я расскажу немного о буддийских идеях.

Корень буддийской доктрины в четырех благородных истинах: настоящие страдания, их причины, пресечение последних и пути к этому. Четыре истины состоят из двух групп следствия и причины: страдания и их причины, прекращение страданий и пути его осуществления. Страдание подобно болезни. Внешние и внутренние условия, приносящие болезненность, суть причины страдания. Состояние выздоровления от болезни есть пресечение страдания и его причин. Лекарства, излечивающие недомогание, являются правильными путями.

Основания, для того чтобы рассматривать следствия (страдание и его пресечение) ранее, чем причины (источники страдания и пути), состоят в следующем: прежде всего мы должны установить болезнь, подлинные муки, кои - суть первой благородной истины. Затем уже будет недостаточно лишь признавать болезнь. Ибо для того чтобы узнать, какое лекарство принимать, необходимо понять болезни. Значит, второй из четырех истин являются причины или источники страдания.

Недостаточным также будет установление причин болезни, вам нужно определить, возможно ли излечение недомогания. Это знание и есть как раз третий уровень, т. е. что существует правильное пресечение страдания и его причин.

Теперь, когда нежеланное страдание опознано, его причины установлены, затем стало понятно, что болезнь может быть вылечена, вы принимаете лекарства, которые являются средствами устранения недомогания. Необходимо быть уверенным в путях, которые приведут к состоянию освобождения от страданий.

Наиболее важным считается сразу установить страдание. В общем страдание бывает трех видов: страдание от боли, страдание от перемены и сложное, распространяющееся повсюду страдание. Страдание от боли - это то, что мы обычно принимаем за телесное или умственное мучение, например, головная боль. Желание освободиться от такого типа страдания свойственно не только людям, но и животным. Существуют способы избегать некоторых форм такого страдания, например, прием лекарственных препаратов, облачение в теплые одежды, устранение источника заболевания.

Второй уровень - страдание от перемены - это то, что мы поверхностно воспринимаем как удовольствие, но стоит приглядеться, чтобы понять подлинную суть страдания. Возьмите в качестве примера то, что обычно считается приятным - покупку нового автомобиля. Когда вы приобрели его, вы чрезвычайно счастливы, восхищены и удовлетворены, но по мере пользования им возникают проблемы. Если бы причины наслаждения были внутренними, тогда, чем больше вы пользовались бы причиной удовлетворения, тем соответственно больше должно было бы увеличиваться ваше наслаждение, но этого не происходит. Привыкая все больше и больше, вы начинаете испытывать неудовольствие. Следовательно, в страдании от перемены тоже проявляется сущность страдания.

Третий уровень страдания служит основанием для первых двух. Он отображает наши собственные ментальные и физические загрязненные совокупности. Его называют сложным, распространяющимся повсюду страданием, поскольку он наполняет собой и прилагается ко всем типам перерождения существ, входит в состав базиса нынешнего страдания, а также вызывает будущее страдание. Нет никакого способа выбраться из этого типа страдания, кроме как прекратить череду перерождений.

Эти три типа страдания устанавливаются в самом начале. Таким образом, нет не только чувств, которые бы отождествлялись со страданием, но также нет ни внешних, ни внутренних феноменов, в зависимости от которых возникали бы такие чувства. Сочетание умов и ментальных факторов называется страданием.

Каковы же причины страдания? В зависимости от чего оно возникает? Среди них кармические источники и беспокоящие эмоции - вот вторая из четырех благородных истин о подлинной причине страдания. Карма, или действие, состоит из телесных, словесных и умственных деяний. С точки зрения настоящей действительности, или сущности, деяния бывают трех видов: добродетельные, недобродетельные и безразличные. Добродетельные деяния - это те, которые вызывают приятные или добрые последствия. Недобродетельные деяния - это те, которые вызывают мучительные или плохие последствия.

Тремя главными беспокоящими страстями являются омрачение, желание и ненависть. Они выплескиваются и многими другими типами тревожных эмоций, таких как зависть и неприязнь. Для того чтобы приостановить кармические действия, нужно пресечь эти беспокоящие страсти, выступающие в качестве причины. Если сопоставить карму и буйные эмоции, то главной причиной страдания явятся последние.

Когда вы задаетесь вопросом о том, возможно ли устранить беспокойные страсти, то вы уже касаетесь третьей благородной истины, подлинного прекращения. Если бы тревожащие эмоции располагались в самой природе ума, то их нельзя было бы удалить. Например, если бы ненависть пребывала в природе ума, то тогда мы долго испытывали бы потребность в ненависти, но такого явно не происходит. То же самое верно и относительно привязанности. Следовательно, природа ума, или сознание, не осквернена загрязнениями. Загрязнения поддаются удалению, годятся быть устраненными из основания, ума.

Понятно, что хорошие отношения противоположны плохим. Например, любовь и злоба не могут возникать одновременно в одной и той же личности. Пока вы испытываете злобу к некоему объекту, вы не сможете в тот же момент почувствовать любовь. И наоборот, пока вы переживаете любовь, вы не можете чувствовать злость. Это указывает, что данные типы сознания являются взаимоисключающими, противоположными. Естественно, когда вы станете более склоняться к одному типу отношений, другой - будет ослабевать и ослабевать. Вот почему, практикуя и умножая сострадание и любовь - добрую сторону разума, - будешь автоматически искоренять другую ее сторону.

Итак, установлено, что источники страдания могут постепенно устраняться. Полное исчезновение причины страдания есть правильное прекращение. Таково конечное освобождение - это подлинное, мироуспокоительное спасение. Вот третья из четырех благородных истин.

Каким же путем вам следует направиться, чтобы достичь этого прекращения? Поскольку недостатки проистекают преимущественно из-за деяний ума, то и противоядие должно быть ментальным. В самом деле, нужно узнать о конечном существовании всех феноменов, но наиболее важно познать конечное состояние ума.

Вначале вам необходимо заново, непосредственно и в совершенстве осознать недвойственную, абсолютную природу ума таким в точности, каков он есть. Это путь видения. Затем, на следующем уровне, такое восприятие становится обычным. Это уже - путь медитации. Но прежде этих двух уровней необходимо добиться и двойственной медитативной устойчивости, которая является единством успокоения и особого прозрения. Говоря в общих чертах, это необходимо сделать для того, чтобы иметь силовое умудренное сознание, для чего нужно прежде всего развивать устойчивость сознания, называемую успокоением.

Таковы уровни пути - четвертой благородной истины, требуемой для осуществления третьей благородной истины - истины прекращения, которая в свою очередь устраняет первые две благородные истины, а именно: страдания и их причины.

Четыре истины - суть основной структуры буддийской доктрины и практики.

Вопрос: По крайней мере внешне, кажется, есть различие между буддийским принципом устранения и важностью для Запада иметь цель в жизни, которая подразумевает, что желание есть благо.

Ответ: Существуют два типа желания: один лишен разума и смешан с буйными страстями, второй - это когда вы смотрите на хорошее как на хорошее и пытаетесь достигнуть его. Последний тип желания правилен с учетом того, что любой живущий вовлечен в деятельность. К примеру, полагать, что материальный прогресс, основанный на понимании того, что этот прогресс служит человечеству и, значит, хорош, - также верно.

Какие же благородные истины открылись Будде?

1. Жизнь есть страдание. Страдание – это рождение, болезнь, соприкосновение с неприятным, разлука с теми, кого любишь, и сосуществование с чуждыми тебе людьми, постоянные разочарования и неудовлетворенность. Жизнь любого человека (богатого или бедного, удачливого или нет) сводится к страданию. Вращаясь в колесе перерождений, человек обречен на вечное, воспроизводящееся вновь страдание. 2. Причина страданий – желания, жажда жизни, власти и наслаждений, которые ведут к продолжению жизни и новым страданиям. Желания и вызываемые ими действия порождают карму (букв. - «воздаяние») – цепь причинности, которая определяет последующее рождение и судьбу. От благих дел человек возрождается в царстве богов, полубогов или людей. От злых – в низших мирах, среди животных и злых духов. В любом случае неизбежно одно: вовлечение в новый круговорот рождений и смертей, в новые страдания. Этот круговорот носит название «сансара» - «колесо жизни». 3. Прекращение желаний ведет к прекращению страданий. 4. Есть путь избавления от желаний – восьмеричный путь. Он избегает крайностей аскетизма, но отвергает и гедонизм, стремление к наслаждениям. От человека требуется самосовершенствование.

Идея о том, что жизнь исполнена страданий, не нова в индийском религиозном мировоззрении. Но Буддой она была доведена до крайности, когда в жизни не признается ничего иного, кроме страданий. Буддизм проповедует полное отречение от мира, от всех душевных движений. «Мудрец не оплакивает в своем сердце ни живущих, ни тех, кто умер». Человека, следующего за Буддой, призывают: «Не стремись к радостям ни земным, ни небесным», будь невозмутим, ничему не удивляйся, ничем не восхищайся, ни к чему не стремись, ничего не желай. Чувство любви к личностям не совместимо с буддизмом, следует вырвать у себя «всякое влечение к виду и имени», то есть к индивидуальному; буддисту должно стать глубоко безразличным, стоит ли около него его брат или совершенно чужой человек, которого он видит впервые, - потому что всякая привязанность – боль, потому что личность – иллюзия. 1

Идея о том, что личность, «Я», да и телесность по сути не существуют – одна из важнейших в буддизме. Считается, что все в мире представляет собой поток постоянно меняющихся мельчайших частиц-элементов – дхарм («дхарма» на санскрите означает «держатель», «носитель»). Из них составлен весь мир, любое живое существо и то, что мы называем человеком, его душой и сознанием. На самом деле (это знание, которого лишены обычные невежественные люди) нет ничего устойчивого и постоянного в этом мире. Нет материи как постоянной субстанции, нет того, что человек называет «Я»; сегодня у тебя одни мысли, чувства и настроения, а завтра – совсем другие; новое сочетание дхарм меняет и тело, и психику. Дхармы можно назвать носителями психофизического состояния, их комбинации образуют данную индивидуальность. Потому и при перевоплощении в другое тело вселяется не та же неизменная душа, а некие изначальные состояния, так что в результате складывается новый комплекс дхарм. Известный исследователь буддизма О. Розенберг уподобляет это ленте, составленной из разных нитей: можно из тех же нитей соткать другой узор, и хотя основа будет той же, но узор (а значит и вещь) – иной 1 . Правомерен вопрос: «Что же тогда перевоплощается, если устойчивой личности не существует? Ведь не сохраняются ни свойственные данному человеку черты характера, ни его память, на которой основывается самоидентификация, т. е. самосознание человека?» Вразумительного ответа на него в буддизме не существует.

Изначально дхармы пассивны, но получают энергию и приводятся в движение мыслями, словами, волевыми действиями человека. Будда открыл метод «успокоения дхарм», результатом которого является прекращение цепи перерождений. Самое главное – это прекращение желаний, отсутствие стремлений в жизни. Конечно, достичь такого состояния не просто, точнее, невозможно, если жить обычной мирской жизнью.

Восьмеричный путь спасения

Восьмеричный путь, открытый Буддой включает в себя:

    Правильные взгляды, т. е. основанные на «благородных истинах».

    Правильная решимость, т. е. готовность изменить свою жизнь в соответствии с буддистскими истинами, встать на путь, ведущий к освобождению. Первое, что необходимо для этого – нравственное совершенствование. Оно включает в себя дальнейшее:

    Правильная речь, т. е. доброжелательная, искренняя, правдивая. Нельзя вести непристойных разговоров, употреблять бранные слова.

    Правильное поведение, т. е. выполнение пяти заповедей: непричинение зла живому (животным в том числе), запрещение лжесвидетельства и клеветы, запрещение воровства, запрещение прелюбодеяния, запрещение употребления опьяняющих напитков.

    Правильный образ жизни, т. е. мирный, честный, чистый. Воздерживаться от «нечестных» (в широком смысле слова) источников дохода, таких как торговля живыми существами, алкогольными напитками, оружием, наркотиками и т. д.

    Правильное усилие (усердие), т. е. самовоспитание и самообладание, борьба с соблазнами и дурными мыслями.

    Правильное внимание или направление мысли, т. е. избавление от страстей через осознание преходящего характера всего, что привязывает человека к жизни. В идеале – успокоение сознания, прекращение душевных волнений.

    Правильное сосредоточение, т. е. верные методы созерцания и медитации, которые ведут к отрешенности от мира; ощущение нераздельности субъекта созерцания (самого человека), объекта созерцания (того, на что направлено его сознание) и самого процесса созерцания. В результате мир и человек воспринимается как единое целое.

Достигнув совершенства в восьмеричном пути, человек сможет избавиться от страдания и смерти, он не будет вновь воплощаться. Это состояние называется «нирвана» (на санскрите означает «медленное затухание огня», «угасание»).

Нирвана

Что же такое нирвана по сути? Бессмертие души (хотя вечной души, отдельно от тела не существует, по теории буддизма) или прекращение всякого существование, рассеяние во Вселенной? Сам Будда так и не дал ответа на этот вопрос.

Исходя из размышлений философов, культурологов, религиоведов о сущности нирваны, думается, имеет смысл рассмотреть две формы нирваны. Первая – это нирвана, которую может достичь человек еще при жизни. Тогда можно определенно сказать, что она есть инобытие, как бы существование в особом измерении. Человек освобождается от эгоизма, ему чужды самолюбие и гордыня, ничто не способно огорчить его, он ощущает покой и любовь ко всему миру. Нирвана – это освобождение от собственного «Я», преодоление любых мирских связей. Это состояние непреходящей душевной свободы, радости и гармонии; несовершенства земного мира перестают влиять на человека. Нирвана – это состояние интенсивной духовной деятельности, отказ от действия и желания, абсолютное спокойствие. «Нирвана есть разрушение пламени вожделения, ненависти и невежества» 1 .

Вторая форма – нирвана после смерти, выход из цепи перевоплощений – остается необъяснимой. Сами буддисты на III-м соборе (сер. III в. до н. э.) высказались в том смысле, что нирвана непостижима для тех, кто ее не достиг. Наши земные понятия, наши слова не могут выразить сути этого посмертного состояния. Однако С. Радхакришнан пишет: «Нирвана или избавление – это не растворение души, а ее вступление в состояние блаженства, которое не имеет конца. Это освобождение от тела, но не от существования». Но какое существование может быть, если нет ни памяти, ни чувств, ни собственного «Я»? Кто блаженствует и в чем состоит такое блаженство? Другое определение, данное С. Радхакришнаном, говорит скорее о превращении человека в ничто: «Это – потухание звезды в блестящем восходе солнца или таяние белого облака в летнем воздухе…» 2 .

Религиозная практика буддизма

В учении Будды первоначально не было места Богу. Из его высказываний можно сделать вывод, что наличие богов в мире он не отрицал, но они не играли никакой роли в деле спасения (избавления от смерти). Боги также подвержены закону реинкарнации и кармы, т. ч. достигший нирваны человек оказывается выше богов. Правомерен вывод, что буддист не обязан благодарить Бога, так как он не призывал его во время борьбы. Боги преклоняются перед ним, а не он перед богами.

Даже поверхностный анализ восьмеричного пути спасения, предложенного Буддой, показывает, что следовать ему могут лишь единицы, поскольку этому надо посвятить всю свою жизнь.

Действительно, еще при жизни Будды из его учеников сложилась первая монашеская община – сангха (букв. – «общество»). Монахи назывались бхикшу («нищий), были аскетами. Они отказывались от собственности, давали обет безбрачия, посвящали все время духовной работе, а жили на подаяния мирян. Есть могли лишь вегетарианскую пищу до полудня. Обривали голову наголо, носили рясу желтого цвета, их личные вещи: кружка для сбора подаяний, миска для воды, бритва, игла и посох. Не позволялось сохранять пищу – ее надо было брать столько, чтобы хватило только на один прием. Поначалу бхикшу бродили по стране, на время дождей укрываясь в пещерах, где посвящали время размышлениям и медитации. Близ мест обитания их хоронили и возводили куполообразные склепы. Постепенно вокруг этих памятников стали возводить жилые строения, они стали монастырями. В буддизме нет жреческой касты, нет церковной организации. Монастыри стали центрами буддизма, в них появились библиотеки, они стали своеобразными университетами.

Этика буддийских монахов строится на выполнении следующих заповедей: 1) не убивать; 2) не красть; 3) не прелюбодействовать; 4) не лгать; 5) не употреблять спиртных напитков; 6) не есть после полудня; 7) не танцевать, не петь, не посещать зрелищ; 8) не носить украшений; 9) не пользоваться роскошными сидениями; 10) не брать золота и серебра.

Отрицая привязанность к конкретным людям, буддизм призывает к всеохватывающей любви ко всему живому, к страдающему человечеству. Благосклонный дух буддиста обнимает все миры, призывает всех не вредить другим ни ложью, ни гневом, ни злобой. Буддизм проповедует терпимость и равенство всех людей.

Достичь нирваны может только монах, а простые люди должны улучшить свою карму, помогая аскетам бхикшу, и надеяться стать бхикшу в последующих воплощениях.

Развитие и распространение буддизма

После смерти Будды из его учеников сложилась самая ортодоксальная школа буддистов – тхеравада («школа старой мудрости»). Буддизм начал успешно распространяться в Индии с IV в. до н. э. Особенно популярен он был в III в. до н. э. при царе Ашоке, когда превратился в разновидность общегосударственной религии. После смерти царя Ашоки воцарилась династия Шунгов, которая покровительствовала брахманизму. Тогда центр буддизма переместился в Шри-Ланку (на Цейлон). Вторым после Ашоки покровителем буддизма в Индии был царь Канишка (I - II вв.); в это время буддизм начинает распространяться от северных границ Индии до Центральной Азии, проникает в Китай.

В первые века н. э. в буддизме складывается новое направление, сторонники которого назвали его «махаяна», что означает «большая (или великая) колесница». Это название связано с универсальностью и доступностью спасения, которое провозглашается в этом варианте буддизма. Классический буддизм тхеравады они уничижительно прозвали «хинаяна» («малая, ничтожная колесница»).

Особенность махаяны в том, что она обещает спасение не только бхикшу, но и простым мирянам. Любой человек в принципе может достичь нирваны – так утверждает буддизм махаяны. Если в классическом буддизме спасение – это результат собственных усилий человека, его неустанной работы над собой («Не ищи защиты у других, будь сам защитой себе»), то в махаяне у человека появляются помощники - бодхисатвы. Бодхисатва – это человек, достигший нирваны, но отказавшийся от личного освобождения, чтобы спасать людей. Бодхисатвы обладают мудростью и состраданием к ближним. Так в буддизме появляется альтруизм, человек получает поддержку на своем пути к спасению и леденящее одиночество отступает. Но это означает, что человек должен просить о помощи просветленных бодхисатв, обращаясь к ним с молитвами. Складывается культ (молитвы и обряды), которому не было места в первоначальном буддизме, не признававшем Бога.

Иным становится и образ Будды. Из человека, достигшего просветления, он превращается в вечную божественную сущность. Разработана концепция «космического тела Будды» - созидательной субстанции, которая способна принимать разнообразные земные формы, чтобы помочь человечеству в деле спасения от страданий. Одно из таких проявлений - воплощение в человека. Будда появился на Земле, приняв человеческий облик, выбрав место рождения и царскую семью шакьев. Его рождение чудесно и напоминает непорочное зачатие – его матери приснился белый слон (другой вариант – слон в действительности спустился к ней с облака), который вошел ей в правый бок, после чего царица забеременела. Будда родился, выйдя из правого бока царицы, которая была в саду, и сразу сделал семь шагов. На месте его следов расцветали белые лотосы.

Помимо Будды Шакьямуни поклонялись и другим буддам, число которых очень велико. Второй по значимости из особо почитаемых – будда Амитабха, создатель и владыка рая. Существует и ад, как наказание за грехи. Образ рая - места блаженства – гораздо более понятен простым верующим, чем абстрактное и маловразумительное понятие нирваны. Но оно не отбрасывается, утверждается, что из рая, этой волшебной страны, люди переходят в нирвану. Третий по значимости будда – Майтрейя (Дружелюбный). Он придет на землю, чтобы спасти весь мир, избавить людей от страданий. Это Мессия, Спаситель (как И. Христос в христианстве).

Итак, в многочисленном пантеоне божеств буддизма высший ранг составляют будды. Будда – это всякий, кто достиг нирваны. Свойства будды: всемогущество, способность творить чудеса, влиять на события, являться в мир в разных обличиях.

Второй ранг – бодхисатвы – те, кто добровольно отказался от нирваны, чтобы здесь, на земле помогать людям прийти к нирване. Их отличает щедрость, нравственность, мужество, терпение, мудрость и способность к созерцанию. Наиболее почитаемые бодхисатвы: Авалокитешвара (олицетворяет сострадание), Манджушри (носитель мудрости), Ваджрапани (борец с заблуждениями и тупостью).

Третий ранг пантеона – архаты («достойные») – те, кто достигли наивысшего уровня в духовном совершенствовании (ближайшие ученики и последователи Будды Шакьямуни), а также пратьека-будды («будды для самих себя») – те, кто достигли нирваны, но не спасают других людей.

В индийских религиях не существовало разработанной концепции рая и ада (и даже самих этих понятий) – это то новое, что привнес буддизм махаяны. Интересно, что райское блаженство и адские муки в равной степени ожидают и людей, и богов, подчиненных закону кармы. Пребывание в аду считается временным, а затем люди воплощаются в земной жизни.

Распространение буддизма

Буддизм стал первой религией, которая стала привлекательной для народов иных культур, сумела распространиться во многих сопредельных с Индией странах. При этом буддизм изменялся, подстраивался под менталитет других народов, и обогащал их своими идеями и духовной практикой. С III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. – в Китае, со II в. – на полуострове Индокитай, с IV в. – в Корее, с VI в. – в Японии, с VII в. – в Тибете, с XII в. – в Монголии.

При этом важно отметить, что классический ортодоксальный буддизм (тхеравада или хинаяна) получил распространение в Шри-Ланке (Цейлон), Ньяме (бывшая Бирма), Тайланде, Лаосе и Камбодже.

Буддизм махаяны утвердился в Китае, откуда проник в Японию, Корею, Тибет, Монголию и Россию.

Временем небывалого подъема буддизма можно считать II - VIII вв. Появилось множество буддийских монастырей – центров просвещения, учености и искусства. Некоторые монастыри стали своего рода университетами, куда приезжали на учебу буддисты разных направлений со всей Азии. В V в. в Северном Бихаре (Индия) был открыт знаменитый монастырь - университет Наланда.

Однако в Индии с VIII в. буддизм начал приходить в упадок, уступив место традиционному индуизму. Индуизм сумел включить в свое учение и религиозную практику, и многие элементы буддизма. Будда в индуизме стал воплощением бога Брахмы. К XIII в. буддизм как самостоятельная конфессия в Индии полностью исчез.

В других странах сложились национальные формы буддизма, наиболее известные – чань-буддизм в Китае (соединение буддизма и даосизма) и дзэн-буддизм в Японии (соединение буддизма с синтоизмом) 1 .

Вопросы для самопроверки:

    Когда появляется буддизм, в чем его отличие от брахманизма?

    Кто такой Будда?

    Признается ли существование Бога (богов) в классическом буддизме тхеравады (хинаяне)?

    В чем заключаются четыре благородные истины буддизма?

    Каковы важнейшие особенности буддийского учения о мире и человеке?

    Кто может достичь спасения (нирваны) по теории классического буддизма (хинаяны)?

    Что такое сангха?

    Каковы правила поведения бхикшу?

    Где распространился классический буддизм хинаяны?

    Какова история развития и распространения буддизма?

    В чем отличие буддизма махаяны от первоначального (хинаяны)?

    Трактовка Будды в махаяне.

    Кто такие бодхисатвы, архаты?

    Что такое нирвана – при жизни и после смерти?

    В чем причины упадка буддизма в Индии?

Литература:

Основная:

    Зеленков М. Ю. Мировые религии: история и современность: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей вузов - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

    Ильин В. В., Кармин А. С., Носович Н. В. Религиоведение – СПб.: Питер, 2008.

    История религии. В 2-х т.: учебник для вузов/под общ. ред. проф. И. Н. Яблокова, т. 2. - М.: Высшая школа, 2007.

    Коран /пер. И. Ю. Крачковского - Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

    Матецкая А. В. Религиоведение. Краткий курс. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

    Религии мира: словарь-справочник./под ред. А. Ю. Григоренко. – СПб.: Питер, 2009.

    Религиоведение для студентов педагогических вузов/под ред. А. Ю. Григоренко. – СПб.: Питер, 2008.

Дополнительная:

    Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. – М., 1998.

    А. Мень. Проповедь Гаутамы Будды/ Наука и религия, 1991, № 11; 1992, №№ 1, 2.

    Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религии. – М.: Русский путь; Париж: YMCA- Press, 2005.

    Ильин В. В., Кармин А. С., Носович Н. В. Религиоведение. – СПб.: Питер, 2008.

    Ольденбург С. Ф. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни. – Пг., 1919.

    Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956.

    Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. – М.: Гардарики, 2002.

    Розенберг О. Труды по буддизму.М.: Наука, 1991

    Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. - М., 1996.

Темы для рефератов

    Роль религии в жизни человека.

    Отличие теистических религий от пантеистических.

    Ядро религии – вера или культ?

    Проблема достоверности духовного опыта.

    Понимание Бога в теистических религиях.

    Особенности мистического познания.

    Обоснование креационизма.

    Классические доказательства бытия Бога в европейской теологии и философии.

    Современные доказательства бытия Бога.

    И. Кант о роли религии.

    Марксизм о сущности религии.

    Важнейшие идеи книги У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта».

    Религия как обоснование абсолютных ценностей.

    Причины и результаты антирелигиозной политики в Советском государстве.

    Значение тотемизма в жизни рода (племени).

    Проявление фетишизма в наши дни.

    Д. Фрэзер об отличии магии от религии.

    Религия древних греков.

    Религия древних римлян.

    Религия древних кельтов.

    Религия вуду.

    Религия древних славян.

    Теория З. Фрейда о происхождении религии – «за» и «против».

    Современное сектантство – суть, разновидности.

    Мыслители древности о происхождении религии.

    Виды магической практики.

    Магия глазами ученых и мистиков.

    Обряды и праздники в иудаизме.

    Мистика в иудаизме – хасидизм.

    Трактовка мифов книги «Бытие» (Библия, Ветхий Завет).

    ТаНаХ и Библия – сходство и отличие.

    Каббала – мистическое учение иудаизма.

    Талмуд – Предание в иудаизме. Структура, содержание.

    Обряды и праздники в исламе.

    Посты в христианстве – их суть и значение.

    Обряды и праздники в православии (католичестве).

    Отличие православия от католицизма.

    Особенности протестантизма, отличие от католицизма и православия.

    Суть и роль Реформации в культуре Европы.

    Значение идеи предопределения в протестантизме.

    Лютер и Кальвин – выдающиеся деятели Реформации.

    Особенности мистики в Восточной и Западной церкви.

    Роль Сунны в исламе.

    Особенности мистики в исламе (суфизм).

    Библия и Коран – сходство и отличие.

    Иудаизм, христианство, ислам – сходство и отличие.

    Роль пророков в авраамических религиях.

    Будущее религии

    Причины антисемитизма.

    Сущность и значение аскетизма.

    Святые православной церкви.

    Святые западной (католической) церкви.

    Правда (ложь) спиритизма.

    Буддизм – религия без Бога.

    Учение буддизма.

    Нирвана – трактовка спасения в буддизме.

    Трипитака - Священная книга буддизма.

    Сходство христианства и буддизма махаяны.

    Отличие буддизма махаяны от классической тхеравады (хинаяны).

    Роль буддистских монастырей в культуре Индии.

1См.: Краткий философский словарь. Под ред. А. П. Алексеева. Изд-е 2-е, переработ. и дополн.- ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001, с. 323.

1См.: Энциклопедический словарь по культурологии. – М., Изд-во «Центр», 1997, с.322.

1См.: Бородай Ю. М. К вопросу о социально-психологических аспектах происхождения первобытно-родовой общины/Принцип историзма в познании социальных явлений. – М.: Наука, 1972, с. 189 – 190, 192.

2 См.: Бородай Ю. М., указ. раб., с. 198.

1См.: Фрэзер Дж. Золотая ветвь. – М., 1986.

1 Слово «шаман» пришло из языка эвенков (народы Сибири), оно широко используется для обозначения людей незападных культур, которых называли раньше «знахарь», «колдун», «маг», «ведьма», «ворожей».

1 Цит. по: Харнер М. Путь шамана/ Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. – М.: Республика, 1992, с. 429.

2 См.: Там же, с. 413..

1См.: Энциклопедия для детей. – М.: Изд-во Аванта+, т. 6, ч.1, Религии мира.с. 363.

1. Энциклопедия для детей. Т. 6. ч. 1. Религии мира – М.: Аванта+, 1996, с. 350.

1 «Обетованная» значит «обещанная».

1 См.: Исх.: 20, 2-17 - Библия. – Российское библейское общество, М., 2004

1П. Флоренский, А. Ельчанинов, С. Эрн. История религии. С. 107.

1Еккл 9; 7 - Библия. – М., 2004.

1 Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. – М.: Изд-во ПРИОР, 1998. – с. 407.

1 Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. с. 429.

1 Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религии.,с. 122.

2 Иов 14: 10.

4 Еккл. 3: 21

1 Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1989, с.73.

2Ср.: Мф. 1: 21: «и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей Своих от грехов их».

2 См.: Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т.: Т. 3 – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.с.395.

1 Называется так потому, что отмечается в пятидесятый день после Пасхи, являющейся переходящим праздником.

1 Рашкова Р. Т. Католицизм – Спб.: Питер, 2007, с. 19.

1См.: Добротолюбие. В 5-ти тт. – Репр. изд- е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

1См.: Мишель Малерб. Религии человечества. М-Спб., 1997, с. 306.

1См.: Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах – Т 2, 1995, с.514 – 519.

1Рашкова Р. Т. Католицизм, с. 203.

1См.: М. Лютер. 95 тезисов – СПб.: Роза мира, 2002.

1 См.: Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религии –с. 92.

1См.: Розенберг О. Труды по буддизму.- М.: Наука, 1991, с. 24-25.

1Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956. С. 381.

2Там же. С. 383.

1Об этом см.: Н. В. Веткасова. Пособие по религиоведению. Часть II. История религий Востока.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»