Технические характеристики танка т 34 85. История создания

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Т-34-85

Т-34-85

Т-35-85 машина легендарная. И заслуженно. К тому же она очень, ОЧЕНЬ известна. И, конечно, знакома всем. Поэтому мы не будем описывать миллион раз описанное и только расскажем вам интересные и малоизвестные факты о танке и, конечно, назовём все модификации танка. На то мы и «ВСЕ Танки».


Боевое применение:

Т-34-85 сражался не только в Великой Отечественной. С 1945 года он – основа бронетанковых войск СССР и оставался таковым достаточно долго. И, конечно, он массово поставлялся союзникам СССР. А потому, успел стать участником многих военных конфликтов эпохи. Вот список этих конфликтов:

1) Великая Отечественная Война. 1941-1945 года.

2) Разгром Квантунской армии. 1945 год.

3) Гражданская война в Китае. 1946-1949 года.

4) Корейская война. 1950-1953 года.

5) Венгерское восстание. 1956 год.

6) Суэцкий кризис. 1956 год.

7) Операция в заливе Свиней. 1961 год.

8) Война за независимость Анголы. 1961-1974 года.

9) Гражданская война в северном Йемене. 1962-1970 года.

10) Война за независимость Гвинеи-Бисау. 1963-1974 года.

11) Война во Вьетнаме. 1965-1975 года.

12) Война за независимость Намибии. 1966 - 1989 года

13) Шестидневная война. 1967 год.

14) Война Судного дня. 1973 год.

15) Турецкое вторжение на Кипр. 1974 год.

16) Война в Западной Сахаре. 1975-1991 года.

17) Гражданская война в Анголе. 1975 -2002 года.

18) Гражданская война в Ливане. 1975-1990 года.

19) Война за Огаден. 1977-1978 года.

20) Гражданская война в Афганистане. 1978-1992 года.

21) Китайско-вьетнамская война. 1979 год.

22) Ирано-иракская война. 1980-1988 года.

23) Ливанская война. 1982 год.

24) Война в Хорватии. 1991-1995 года.

25) Боснийская война. 1992-1995 года.

26) Гражданская война в Йемене. 2014-2015 года.


Модификации и различные машины на базе Т-34:

1944 год

Т-34-85 с пушкой Д-5Т. «Переходная» модель от Т-34-76 к Т-34-85. Единственное отличие нормального Т-34-85 – экипаж, как и в Т-34-76, четыре человека. Это было связанно с особенностью башни, созданной заводом «Красное Сормово». Выпущено было около 300 таких танков.

Т-34-85 командирский. Более мощная радиостанция. Уменьшенный боезапас.

Т-34-85М. Броня корпуса во лбу теперь 75мм. Сам корпус стал длиннее, его «нарастали» в корме, перенеся туда топливные баки. Масса танка почти не изменилась, так как броню в самых незначительных местах (крыша моторного отсека и пр.) сделали тоньше.

ОТ-34-85. Вместо курсового пулемёта – огнемёт.

АТ-45. Небронированный артиллерийский тягач на базе Т-34-85.

1945 год

Т-34 со 100мм пушкой. Эксперимент по созданию Т-34-100. От полноценного Т-34-100 отличается... отсутствием отличий от Т-34-85. Кроме самого орудия, разумеется.

Т-34 ПРО. Подвижное реактивное орудие. Т-34-85 без башни несёт огромную, сложенную пусковую установку для советской копии ракеты V-1 (Фау-1). В разложенном (боевом) состоянии танк служит одной из опор установки, с которой стартует ракета.

1958 год

Т-34Т. БРЭМ с различным набором оборудования.

СПК-5. Самоходный кран на базе Т-34-85. Кран устанавливался вместо башни.

1960 год.

Т-34-85 образца 1960 года. На танке установлен новый двигатель (520 л. с.), увеличен боекомплект, новая ходовая часть катки от танка Т-55.

РМ-34. Машина радио биологической и химической разведки. Башни и вооружения нет.

1966 год.

Т-34 ЗСУ с пушкой К-19 (Куба). Башня заменена на совершенно новую вращающуюся рубку со 100мм зенитным орудием.

Тип 63 ЗСУ (Китай). Башня заменена на совершенно новую вращающуюся рубку с двумя 37мм зенитными орудиями.

Кроме этого Т-34-85 в силу своей распространённости, стал базой для огромного количества различных гражданских строительных, инженерных, пожарных и прочих машин в самых разных частях света, от Болгарии до Кубы.

Машины на базе Т-34(см. соответствующие статьи):

Vozilo – A (Югославия)

Type 58 (Китай)

Т-34/90 (Югославия)

М-628АС «Galeb» (Югославия)

T-100 / Т-34/100 (Египет)

T-122 / Т-34/122 (Египет)

Т-34/122 (Сирия)

Т-34/122 (Куба)

● В 1944 году стоимость одного танка Т-34-85 была примерно в 20(!) раз ниже стоимости танка «Пантера» и примерно в 40 (!) раз ниже стоимости танка «Тигр». Конечно, стоит учитывать, что термин «стоимость танка» в военных условиях штука довольно сложная и считать можно по-разному. Но примерное соотношение всё равно заставляет удивлённо присвистнуть.

● 3-го июля 1950 года, во время Корейской войны, четверка реактивных истребителей-бомбардировщиков F-80C, атаковала колонну автомашин и танков Северной Кореи. Американцы пошли в атаку, применив с малой высоты неуправляемые ракеты и огонь 12,7-мм пулеметов. Неожиданно северо-корейские Т-34 открыли по низколетящим самолетам огонь из своих 85-мм орудий. Удачно выпущенный снаряд разорвался перед самолетом ведущего и на борту возник пожар. Через несколько секунд самолет разрушился и горящим факелом упал на землю. Пилот самолёта стал первым летчиком США, погибшим в боевых действиях на Корейском полуострове. Случаев уничтожения самолётов танками итак едва наберётся пять за всю историю войн, а тут ещё и устаревший уже танк уничтожает реактивный самолёт!

● В 1966 году вышел сериал «Четыре танкиста и собака». Где Т-34-85 с надписью «Rudy» (польск. «рыжий») был в центре событий. Приключение разворачивается на территории Европы, начиная с СССР и заканчивая Германией. Сериал был крайне популярен в СССР.

● В 1967 году во время Шестидневной войны против израильских войск под сирийским флагом сражались бывшие противники: Т-34-85 и немецкие танки Pz.lV Ausf.l, полученные в конце 40-х годов из Чехословакии и Франции.

У авиаконструкторов есть поверье, что красивый самолет хорошо летает. Мне кажется, эти слова применимы и к танкам, а поговорка «рожденный ползать – летать не может» не всегда верна. Стремительные формы Т-34 так и зовут к полету, пусть и по земле. Т-34 – танк легенда, и все это знают. А Т-34-85 – вершина эволюции этой выдающейся машины. На мой взгляд, Т-34-85 – это самый красивый танк из когда-либо созданных танков в нашей стране или зарубежом. И совершеннее формы уже не придумать. А знаменитая формула великого Александра Покрышкина «высота-скорость-маневр-огонь» подходит и здесь, только слово «высота» можно заменить на «броня» и все встанет на свои места…

Т-34-76 в моей коллекции 7 штук (пока), а вот Т-34-85 – всего две – от Драгона и Тамии. Собирал их очень давно и с современной точки зрения вышли они не очень. Поэтому постоянно свербила мысль, что как-то надо заняться танком–легендой. Спусковым крючком для работы послужила новинка от Звезды – Т-34-85. Захотел ее собрать быстро, но в процессе работы наступило некоторое разочарование этим продуктом, и решил попробовать собрать Т-34-85 других производителей, чтобы просто сравнить впечатления от сборки.

Т-34-85 поступил на вооружение в начале 1944 года – это были машины завода №112 «Красное Сормово» с пушкой Д-5Т. Танки эти очень колоритны – здесь пока еще нет совершенных классических форм «сглаженной» башни. Башня с Д-5Т побольше, с тупым «носом» и проволочными рымами - все это делает такие танки неповторимыми в своей грубоватости форм. Модель этого танка выпускает «МСД-Макет». «Макет» первую свою Т-34-85 выпустил более 20 лет назад и на его базе все это время штампует Т-34 разных модификаций. Как это ни странно, до сего момента не пробовал собирать его – уж больно грубовато все выглядит на литниках, и вот время пришло.

Коробка модели с эффектными рисунком и боковиком, но декалей для вариантов окраски «Макет» не дает, жаль конечно. Модель оказалась вполне собираема, но все надо точить и обрабатывать. Не Драгон в общем, тем более не Тамия. При сборке обязательно надо иметь книжку Ильи Мощанского по этому танку и сверяться с чертежами хотя бы в общих чертах, потому как инструкция к модели абсолютно неинформативна – не понимаю, почему нельзя делать инструкции хорошие. Затраты небольшие, а впечатление от продукта будет совсем другое. Жаль, что наши производители (кроме Звезды) не понимают этого. Родители же детям покупают модели, а здесь ребенку собрать будет непросто – опытный взрослый еще помучается…

В общем, модель непростая. Башня с Д-5Т – из сравнительно новых отливок. Здесь производитель схалтурил, сделав ее абсолютно гладкой. А ведь именно башня у Т-34-85 дает основное впечатление от танка. Поэтому потратил немало времени для воспроизведения грубой литой поверхности и основных сварных швов. Добавил номер отливки и смотровые щели над бойницей. В процессе работ понял, что надо было взять модель Т-34 от Академии и поставить на нее башню с Д-5Т от Комплект Зип – было бы все гораздо проще. Но не бросать же дело на полпути – раз начал, то и закончить надо.

Добавил сварной шов на бронировку пулемета в лобовой броне и металлическую сетку на жалюзи (почему ее не дает Макет непонятно, век то уж 21-й на дворе). Поклажу от Condor Model – дополнительные цилиндрические топливные баки (надо сказать, что баки на модели – то еще мучение), брезент, масляные канистры, скатки и ящик. Каски на левом борту под тросом и автомат МР-40 – Миниарт, лопата и топор – ИСМ, трофейные немецкие канистры – Тамия, троса – Эврика. Фигурка танкиста – от Танка – для понимания размеров машины. Основная задача при покраске и тонировании: передать фактуру и особенности танка.

Итак, весна 1944 года, Красная Армия освобождает Украину, Т-34-85 под номером «12» подготовлен к маршу, танкист, почитав и отложив газету, под теплым весенним солнцем наслаждается редкими минутами затишья…

Фото лучше смотреть в полноэкранном режиме.

В 1943 году танковые подразделения вермахта обладали машинами, которые в отличие от 1941 года, не уступали танкам Красной Армии, а по некоторым ТТХ превосходили их. Появление новых Panzer kampfwagen VI Tiger и Panzer kampfwagen Panther окончательно утвердили преимущество панцерваффе.

Для того, чтобы исправить ситуацию и вернуть паритет, необходимо было кардинально изменить, находящейся на вооружении с 1940 года, средний танк Т-34. Таким танком, способным практически на равных дать бой любому танку вермахта, стал Т-34-85.

Появление Т-34-85

К разработке более мощной арт. системы приступили в январе 1943 г. Через пять месяцев чертежи новой пушки были готовы, а в июне орудия Д-5Т калибром 85 мм были выпущены в металле. Одновременно в других КБ велись разработки новых артиллерийских систем: С-53, С-50, ЛБ-85.

Для того, чтобы установить новое орудие в Т-34, необходимо было изготовить новую башню. Проектированием башни с установкой 85 мм арт. системы занялось КБ завода «Красное Сормово», а также конструктора завода №183. В результате было выпущено два проекта литой башни.

Данному заводу и был дан заказ на изготовление «тридцатьчетверок» с 85-мм артиллерийской системой.

В декабре 1943 года на вооружение РККА был принят танк Т-34 с 85-мм артиллерийской системой под индексом Т-34-85. Основным изменением модифицированной машины явилась установка башни новой формы, с расширением погона башни.

С появлением башни увеличенного размера была устранена основная проблема Т-34-76, а именно теснота и невозможность добавления пятого члена экипажа. В башню монтировалась артиллерийская система Д-5Т калибром 85 мм, разработанная в конструкторском бюро №9.

Конструкция танка

На каждый борт приходилось по 5 катков (сдвоенного типа с внешней амортизацией диаметром 830 мм). Подвеска на машине была индивидуальная, пружинного типа. Ведущими являлись задние колеса, зацепление гребней на гусеницах производили установленные на них ролики. Направляющие колеса были литыми и имели кривошипный механизм для настройки натяжения гусениц. Масса каждой гусеницы составляла 1150 кг, ширина звена 550 мм. Количество стальных траков составляло 72шт (36 гребневых и 36 безгребневых).

Силовой установкой машины являлся 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2-34, выдающий максимальную мощность в 500 л.с.

Топливные баки вмещали 545 литров дизтоплива марки ДТ, дополнительно устанавливались два внешних топливных бака, объем которых составлял 90 литров каждый, при этом к системе питания двигателя данные баки подключены не были. Два установленных под наклоном радиатора трубчатого типа обеспечивали охлаждение двигателя.

Очистку воздуху выполняли воздухоочистители «Циклон» в количестве 2 единиц. Запуск мотора производился сжатым воздухом, хранившимся в 2 баллонах (размещены в отделении управления) или при помощи электростартера.

Трансмиссия включала в себя главныйи бортовые фрикционы, коробку переключения передач (с 5 передачами), бортовые передачи и тормоза. Электропроводка изготовлена по однопроводной схеме (с напряжением 12 и 24В). На танке применено следующее электрическое оборудование: стартер, мотор привода механизмаповорота башни, системы вентиляции, освещение, контрольно-измерительные приборы и т.д. Радиосвязь обеспечивалась с помощью радиостанции 9-РС (прием и передача), внутри для связи экипажа использовались устройства ТПУ-3бисФ.

Изначально производился монтаж артиллерийской системы Д-5Т с калибром 85 мм со спаренным пулеметом ДТ с боекомплектом в 56 выстрелов для основного орудия и 1953 пулеметных патронов. Для наведения использовалась панорама ПТК-5 и телескопический шарнирный прицел.

В башне была размещена новая командирская башенка с двумя открывающимися створками люка и оборудованная прибором кругового обзора перископического вида МК-4.

Бронезащита корпуса не изменилась и составляла: бронирование лба корпуса 45 мм (угол наклона листов: верхних 60о, нижних 53о), бронезащита кормы машины 45 мм (верх 48 о, низ 45 о), боковое бронирование составляло 45 мм под углом 40о, а бронезащита крыши составила 20 мм. Сам корпус был сварным, изготовлен из листов катанной брони.

В 1943 году предпринимались попытки увеличить бронирование Т-34 до 75 мм (версия Т-43). Перед КБ встал вопрос: насколько можно увеличить массу танка, чтобы не пострадала его маневренность. Установка нового орудия на проект Т-43 намного увеличивала вес танка, поэтому от идеи усиления бронезащиты пришлось отказаться.

Новая башня танка Т-34-85 обладала достаточно хорошим бронированием: лоб башни имел бронирование в 90 мм, боковая броня составляла 75 мм, а бронезащита кормы башни составляла 52 мм. Боевая масса машины увеличилась и составила 32 тонны.


Экипаж танка Т-34-85 состоял из 5 танкистов. Расположение экипажа в танке было следующим: наводчик (командир орудия), командир и заряжающий находились в башне, механик-водитель и радист в корпусе машины.

Т-34-85 с орудием ЗИС-С-53

В начале 1944 года Государственный Комитет Обороны принимает на вооружение Т-34 с артиллерийской системой ЗИС-С-53 калибром 85 мм. Причиной отказа от орудия Д-5Т явились конструктивные недостатки, например, часто выходил из строя подъемный механизм. Первые машины с пушкой ЗИС-С-53 вышли из цехов в марте 1944 года. Сам танк также претерпел ряд конструктивных изменений: ком.

Башенка перенесена и установлена в районе кормы башни, что облегчило удобство расположения членов экипажа, радиостанция демонтирована с корпуса и установлена на башне, а ПТК-5 демонтирована.

Также произведена замена на новые воздухоочистители «Мультициклон». В остальном конструкция не претерпела изменений. В 1945 году двустворчатый люк башенки заменен на люк, обладающий одной открывающейся створкой.

Количество выпущенных Т-34-85 в годы Великой Отечественной войны

Модификация танка 1944, кол-во ед. 1945, кол-во ед. Итого, кол-во ед.
Т-34-85 10499 12110 22609
Т-34-85 ком. 134 140 274
Т-34-85 ОТ 30 301 331
Итого, кол-во ед. 10663 12551 23214

Боевое применение

Первые Т-34, вооруженные 85 мм орудием, стали поставляться в бронетанковые части РККА в конце зимы 1944 года. Одной из первых боевых частей, оснащенных модернизированной «тридцатьчетверкой» стал 38-й отдельный танковый полк. На башнях были нанесены надписи краской «Димитрий Донской», изготовлены они были на средства, предоставленные РПЦ. Всего полк насчитывал по штату 21 единицу, кроме Т-34-85 штат полка составляли огнеметные версии Т-34-76.


В составе 58-й армии танковый полк вел боевые операции на территории Украины. Еще одной частью, оснащенной новой техникой с пушкой Д-5Т, являлся 119-й танковый полк. Так как танк был изготовлен на собранные деньги жителей республики Армения, то на танковых башнях были нанесены надписи на национальном языке «Давид Сасунский», в честь героя республики. Полк принимал участие в боевых действиях в составе 2-го Украинского фронта.

В начале весны 1944 года модернизованные «тридцатьчетверки» стали направляться в танковые бригады, а также в танковые и мех корпуса. Так, новую технику получили 2-й, 6-й, 10 и 11-й танковый корпус. При формировании экипажей новых машин, возникла проблема в наличии 5-го члена экипажа. Вопрос решился путем комплектования экипажей танкистов за счет бойцов роты противотанковых ружей.

Новые машины в первую очередь поставлялись в лучшие боевые соединения РККА.

В тоже время на освоение новых танков экипажам давалось всего несколько часов. Широкое применение Т-34-85 произошло в боях в Правобережной Украины, в особенности при проведении форсирования Днестра.

В столкновениях с бронетехникой противника, новая техника показала себя неплохо, но все равно уступала тяжелым немецким танкам. 88 мм орудия Тигров обладали высокой бронебойностью, тем более бронезащита корпуса «тридцатьчетверок» не претерпела изменений, а по мощности 85 мм орудие советского танка немного уступало немецкому 88 мм.

Также Т-34 с 85-й артиллерийской системой Д-5Т в количестве 23 единицы в начале весны 1944 поступили на вооружение 7-й отдельной гвардейской Краснознаменной и ордена Красной Звезды Новгородской танковой бригады, которая вела наступление в составе Карельского фронта. Также в составе бригады числилось 42 «тридцатьчетверки» с 76 мм орудием и «Валентайн IX» в количестве 10 единиц.


Наступление проходило успешно, тем более у противника (финские и немецкие боевые соединения) практически не было танковых частей. С освобождением г.Киркенеса в Норвегии фронт был расформирован.

Во время наступательной операции «Багратион» летом 1944 года Т-34-85 занимали большую часть бронетанкового парка РККА. Так, из 811 участвующих в наступлении Т-34, машины, вооруженные 85 мм артиллерийской системой, составляли более 50% танкового парка.

Наибольшее количество новых «тридцатьчетверок» принимало участие в наступательных операциях Красной Армии в 1945 году. Участвующая в Висло-Одерской наступательной операции 3-я ТА генерала Рыбалко П.С. насчитывала в своем штате 640 танков Т-34-85, 22 танка Т-34-76 (использовались в качестве тральщиков), а также тяжелые машины ИС-2 (21 единица) и самоходно-артиллерийские установки (63 единицы ИСУ-122, 63 единицы СУ-85, 63 единицы СУ-76 и 49 СУ-57И).

В боях за Берлин Т-34-85 столкнулась с очень большой проблемой, а именно повсеместное использование противником фаустпатронов.

Простота производства и использования, а также ведения боя в городских условиях – все это сделало фаустников еще одним опасным противником советских танкистов в боях за столицу Рейха.

Для того, чтобы как-то обезопасить свои машины от выстрелов ручных противотанковых гранатометов экипажи обвешивали свои танки различным приспособлениями. Но, несмотря на активное применение гранатометов в боях, большую часть потерь Т-34-85 понесли от действия вражеской артиллерии.

В боях с Японией летом 1945 года принимало участие 670 танков Т-34-85, причем, вместе с ними в состав бронетанковых частей Красной Армии действующих против японских частей, входили устаревшие модели Т-26 и БТ-7. Основной ударной силой стала 6-я танковая армия, ее парк составляли 408 новеньких Т-34-85, прибывшие с двух заводов: №174 и №183.


Небольшое количество «тридцатьчетверок» было захвачено немецкими войсками и их союзниками и позже использовалось ими, например соединениями дивизии СС Викинг. Т-34-85 в конце войны также поступали в армии союзников СССР (Польши, Югославии, Чехословакии), а позже и странам,входившим в ОВД.

Т-34-85 в послевоенное время

Производство последней серийной «тридцатьчетверки» завершилось в 1946 году, на смену ей пришел средний . В послевоенное время Т-34-85 все же являлся основным танком, в таком статусе он находился до 1950-х г. Поставки Т-44 в войска шли в малых количествах, а выпуск Т-54 происходил очень медленными темпами.

По мере того, как бронетанковый парк СССР обновлялся, Т-34-85 переходили в статус учебных и постепенно снимались с вооружения, а например, находящиеся в учебных частях Забайкальского и Дальневосточного округов машины, использовались вплоть до начала 1970 годов.

После окончания войны Т-34-85 принимал участие практически во всех военных конфликтах: в Корее, Вьетнаме, Кампучии, на Ближнем Востоке, Кубе, Афганистане и других. Участвовали «тридцатьчетверки» и в военных конфликтах в Европе: венгерское восстание 1956 года, военных столкновениях турок и киприотов на острове Кипр и войне в Югославии в 1990-х.


Т-34-85 находился на вооружении стран ОВД, ряда африканских стран, а также состоял на вооружении в государствах Юго-Восточной Азии. На сегодня «тридцатьчетверки» продолжают нести военную службу в нескольких государствах (Вьетнам, Гвинея, Йемен, КНДР, Лаос, Куба и др.).

ТТХ танка Т-34-85 и аналогичных ему бронемашин

Аналогами «тридцатьчетверок» с 85 мм арт. системой являлись немецкие «четверки» поздних модификации (Pz Kpfw IVH, J) и . В то же время, мощное орудие позволяло Т-34-85 бороться с более тяжелой бронетехникой вермахта, чем его конкуренты.

Модель Т-34-85 PzKpfw IVJ М4 Шерман (M4A1(76)W)
Масса, т 32 25 30,3
Длина, мм 5920 5920 5893
Ширина, мм 3000 2880 2616
Высота, мм 2720 2680 2743
Клиренс, мм 400 400 432
Мощность, л/с 500 272 395
Максимальная скорость, км/ч 52 40 42
Бронезащита корпуса
(лоб, борта, корма), мм
45, 45, 45 80, 20, 30 51, 38, 38
Бронезащита башни
(лоб, борта, корма), мм
90, 52, 75 50, 30, 30 76, 51, 51
Вооружение 85-мм С-53, 2 пулемета 75-мм KwK.40 L/48, 2 пулемета76,2 мм пушка М-1, 3 пулемета
Скорость снаряда, м/с 800 790 792
Бронепробиваемость (1500м), мм 93 74 83

Т-34-85 практически по всем характеристикам был лучше аналогичных машин как Германии, так и стран союзников. Несмотря на большую массу, благодаря более мощному двигателю, «тридцатьчетверка» была заметно быстрее и маневреннее американского и немецкого танка. Уступал советский танк лишь в бронезащите лба корпуса.


Советский средний танк Т-34-85 во многом превзошел своего предшественника – Т-34-76. Простота изготовления и ремонтопригодность, удобство эксплуатации и маневренность – все это, вкупе с хорошим вооружением, привело к успеху на поле боя и позволила стать самым популярным и одним из лучших танков Второй Мировой войны.

Кроме того, высокие тактико-технические характеристики Т-34-85 способствовали применению танка во многих мировых военных конфликтах, в которых он принимал участие вплоть до 90-х годов XX века.

Видео

Средний танк Т-34-85 был разработан в 1940 году как многоцелевая машина, предназначенная для прорыва позиций противника. Поэтому на нём сохранялась прежняя пушка Ф-34, не смотря на появление противотанковых пушек, модификации Pz-4, обладающей большим пробитием, пушкой и истребителей танков StuG III.

Создание

Государственный комитет от министерства обороны СССР был созван 25 августа 1943 года, после Курской битвы и принял решение оснастить Т-34 новой пушкой. Т-43 был отменен, поскольку его производство требовало переоборудование производственных линий, на перемещение которых на Урал итак было потрачено много ресурсов. Такое задание вызвало множество затруднений у инженеров, поскольку им предстояло спроектировать башню, вмещающую в себя длинноствольное орудие, стандартный зенитный пулемет, но при этом не требующую переделки корпуса, ходовой и трансмиссии. Выбор этой пушки был смелым шагом, который стал оправдан после подсчета потерь от 88 мм немецкой пушки. В бесконечной гонке между огневой мощью, подвижность и защитой, стало очевидно, что никакой двигатель того времени не может дать требуемую подвижность при защите от 88 мм пушки. У предшественника был практические идеальный баланс всех характеристик, но вскоре его огневой мощи стало недостаточно. Поэтому было принято решение принести защиту Т-34-85 в жертву огневой мощи и подвижности. С другой стороны, сохранение практически прежнего танка за исключением новой башни, давало гарантию быстрого перехода на производство нового танка, и обеспечить прежнее число сходящих с линий танков, что было очень важно в то время для правительства и армии.

Пушка

Пушка 52-Л образца 1939 года была предназначена для поражения воздушных целей, имела скорость полета снаряда 792 м/с. и на практике доказала свою эффективность. Генерал Василий Грабин и генерал Федор Петров отправили указание создать противотанковую модификацию этого орудия. Скоро она была создана, показала верность такого решения и была установлена в истребитель танков Су-85, построенный на базе Т-34. Это было временной мерой, поскольку на создание полноценной машины с оригинальной башней требовалось время.

Другие инженеры предложили пушки С-18 и ЗИС-53 в качестве конкурентов. Они были протестированы на испытательном полигоне около города Горького. Это соревнование выиграла С-18, но позже стало понятно, что без существенных переделок её будет невозможно установить в проектируемую башню. Д-5 имела недостатки, но все же была признана наиболее подходящей для нового танка, после чего ей была оборудована первая производственная серия Т-34-85 1943 года. В то же самое время, пушка Грабина, ЗИС-53, показала посредственные баллистические характеристики и отправилась на переделку Анатолием Савиным, после чего, 15 декабря 1943 года, получив название ЗИС-С-53, была выбрана для установки на все Т-34-85 образца 1944 года. Приблизительно 11800 единиц было поставлено в течении следующего года.

Башня

Получив задание поставить длинное и мощное орудие без дульного тормоза, инженеры столкнулись с проблемой слишком большой отдачи, требующей просторной башни. Но в этом были и плюсы, поскольку такая конструкция Т-34-85 давала много места для трех членов экипажа, а значит командир освобождался от работы заряжающего и мог не отвлекаться. Это в свою очередь помогало ему быть сконцентрированным на возможных целях и иметь лучшее понимание поля боя. Преимущества трехместной башни были известны и британцам, и немцам, которые считали такую конструкцию очень удобной. Её преимущества стали известны во время кампании во Франции, когда наличие сосредоточенных над своими задачами командиров и прекрасной коммуникации между ними дало явное тактическое преимущество над французами, имевшие технику преимущественно с одноместными башнями.

Башня Т-34-85 была частично основана на проекте Т-43 и была поспешно адаптирована под новые требования ведущим инженером завода Красное Сормово Вячеславом Керичевым. Она имела чуть уменьшенный погон, два перископа и командирскую башенку, смещенную к задней части для хорошего кругового обзора. Радио так же было перемещено для облегчения доступа к нему, лучшего сигнала и дальности действия.

Корпус

Корпус Т-34-85 остался практически прежним, за исключением увеличенного от 1,425 м до 1,6 метра погона, что было необходимым для надежного крепления и устойчивости. Пространство между башней и корпусом оказалось довольно немаленьким и создавало угрозу поимки снарядов в себя. Но в целом корпус с легкостью выдержал возросшую нагрузку, доказав в очередной раз успешность первоначального проекта.

Подвижность и стоимость

Испытания в Кубинке доказали, что устойчивость Т-34-85 не пострадала. С прежним двигателем, трансмиссией, коробкой передач и трансмиссией вес повысился только на одну тонну. Запас топлива был увеличен до 810 литров, что дало запас хода в 360 километров. Однако, так как в течении долгого времени вес модификаций непрерывно повышался, а двигатель не менялся, динамика и максимальная скорость немного упали по сравнению с первыми версиями танка. Зато была видна очевидная выгода, связанная с производством. Так, стоимость Т-34-85 составляла 164000 рублей, что было немногим выше, чем Т-34-76 1943 года, стоящий 135,000, но значительно ниже чем модель 1941 года, стоящая 270000 рублей и, конечно же, еще ниже, чем какой-нибудь полностью новый танк, запущенный в производство. Более того, благодаря открытию дополнительной производственной линии в "Танкограде" и небольшому упрощению корпуса, число производимых машин даже выросло и составило 1200 единиц в месяц в мае 1944 года, что пришлось очень кстати в связи с массовой операцией "Багратион", запланированной на 22 июня.

Эпилог

Т-34-85 не только оказался достойным последователем своего знаменитого предка, но и превзошел его. Многие люди считают именно этот танк той самой легендой, положившей начало победе над Германией, а огромный экспорт и тот факт, что Т-34-85 находился на вооружение многих стран вплоть до конца холодной войны, если не больше, позволяют сказать, что это действительно удачный проект практически во всем, начиная от простоты производства, заканчивая возможностями для многолетней модификации.

До сих пор не утихают споры насчет того, сколько же человек находилось в башне Т-34-85 производства завода №112, оснащавшихся пушкой Д-5Т.
Для начала, стоит взглянуть на колонну "Димитрий Донской", как раз экипажи стоят перед своими машинами. Думаю, довольно наглядно.

Впрочем, надо понимать, что демонстрация одних фотографий - дело несерьезное. Поэтому давайте все-таки раскроем тему поглубже.

Итак, первый Т-34-85 я уже . Собственно говоря, серийный Т-34-85 с Д-5Т выглядел практически так же. Новая двухместная башня на расширенном погоне, радист в корпусе, вентилятор в башне один.


ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2358, стр.9
Список изменений прилагается, увеличения экипажа в списке нет.

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2358, стр.1
Дабы не было никаких сомнений - то же самое по Т-34-85 завода №112 с пушкой С-53, 3-местная башня и внешние изменения налицо (включая антенну на крыше башни)



ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2364, стр.1 и 4

Таким образом, можно смело говорить, что большинство Т-34-85 с Д-5Т оснащались 2-местными башнями. Но не все.
Есть в моей фотоколлекции вот такая фотография. Антенну на крыше башни видно прекрасно.


Интрига в том, что на фото как бы не тот же из серии в 5 машин, что оснащался рацией РСБ-Ф. Более того, идущая за танком с 3-местной башней машина антенны на крыше башни не имеет, то есть она с двухместной башней.

Ну и напоследок. Откуда, собственно, взялась информация о 5-местности Т-34-85 с Д-5Т. Где находится антенна, видно прекрасно, альбому НИИБТ Полигона общий превед...


ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11377, дело №289, стр.14

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»