Ф а искандер тринадцатый подвиг геракла читать. Внеклассное чтение

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Глава, о которой пойдёт речь, играет в романе И.А. Гончарова важную композиционную роль. Описываемый в ней сон во многом объясняет характер главного героя, его отношение к действительности, помогает понять истоки обломовщины — явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.

Итак, герою снится Обломовка его детства. Она предстаёт перед нами своеобразным оазисом, неким островом, оторванным от всего остального мира. Обитатели этого райского уголка не ведают житейских бурь и чувствуют себя абсолютно защищёнными. В Обломовке не знают даже страха перед смертью: «Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Обращает на себя внимание размеренность существования в Обломовке. Жизнь здесь идёт по кругу — подобно тому, как повторяются природные явления, наблюдаемые обломовцами из года в год. Время в Обломовке как бы остановилось.

Оторванность Обломовки от остального мира приводила к тому, что в неё не проникали никакие новости извне, а потому её обитателям было не с кем себя сравнивать и они не задумывались о смысле жизни, никогда не задавали себе лишних вопросов. Их идеал заключался в том, чтобы один день походил на другой: «сегодня как вчера, вчера как завтра». Главной заботой обитателей Обломовки была вкусная и обильная еда: обсуждение блюд для предстоящего обеда являлось основным событием дня.

На мой взгляд, снящаяся Илье Ильичу Обломовка сама является сонным царством и в прямом, и в переносном смысле. Послеобеденный сон в Обломовке — картина, заставляющая вспомнить сказку о спящей красавице: каждый сваливается там, где застиг его сон. И это было единственное время, когда ребёнок — он один бодрствовал среди спящих взрослых — мог утолить своё любопытство к окружающему миру.

Сонную жизнь обломовцев не нарушали никакие происшествия. Здесь не ведали ни грабежей, ни убийств, ни других «страшных случайностей». Точно так же не волновали обитателей Обломовки «ни сильные страсти, ни отважные предприятия».

Таким образом, изолированность от деятельного мира, растительное существование, отсутствие духовных запросов — таковы особенности среды, в которой формировался характер героя. Возможно, жизнь в Обломовке представляется по-своему привлекательной (сон Обломова неуловимо окрашен поэзией детства), но, безусловно, такая атмосфера губительна для развивающейся души.

Погружаясь вместе с Обломовым в его сон, мы прослеживаем жизнь героя с самого начала и видим, что, будучи ребёнком, он, как и все дети, был непоседлив и любознателен. Однако взрослые гасили все его порывы, ограждая мальчика от возможных опасностей, формируя у него презрительное отношение к труду ради хлеба насущного (труд в Обломовке считался наказанием, написанным на роду), внушая превратное представление о жизни.

Не о героях и не о богатырях рассказывала няня маленькому Илюше — в её сказках говорилось о стране, где «текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает». В других же няниных сказках действовали страшные призраки, мертвецы и оборотни, что сеяло в душе впечатлительного мальчика тоску и боязливость по отношению к окружающему миру. Вот и вырос он тяжёлым на подъём и несмелым человеком, хотя в молодые годы, подобно многим, мечтал о деятельной жизни.

Прочитав главу «Сон Обломова», мы понимаем, что характерные черты личности героя: робость и леность, непрактичность и беспомощность перед жизнью — берут истоки в его детстве. Беда, погубившая Обломова, носит имя его рода. Обломовщина — особое состояние души, при котором воля парализована, а чувства не находят выхода.

«Погиб, пропал ни за что», — подвёл итог его жизни Штольц. Хороший человек ни на что не пригодился в жизни — что может быть трагичнее! Остаётся думать, что сыну Обломова предназначена другая судьба.

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)

Сон всегда был загадкой для человека. Как и каждая тайна, он необычайно притягателен, поэтому и собрал вокруг себя
множество народных верований, преданий. Сон нашел свое отражение во всем, в том Сон нашёл своё отражение во всём, в
том числе и в произведениях литературы, начиная поэзией Шекспира и заканчивая прозой современных писателей. Причём
каждый автор описывает сновидения и преследует свою цель.
Пример - видение Екатерины в “Грозе” Островского. Они только раскрывают характер главной героини, рассказывают о мыслях
и чувствах любящей женщины.
Особая роль у сна, в произведениях Гончарова. Автор специально рассказывает о детстве Обломова не в самом начале
романа. Оно прошло незамеченным. Читатели, узнавая о жизни Ильи Ильича настоящем, с интересом и вниманием читают о его
детстве. Они пытаются найти ответ на один вопрос: что же могло сделать человека таким?
Начало романа Гончарова - в сне Обломова. Эпизод из неоконченного романа важен потому, что в нём проявляется основная
проблема произведения.
Этот отрывок и “Сон” Пушкина очень похожи. Поэт также рассказывает о роли няни в воспитании русского ребёнка. Писателю
показывают, что дворянская культура порой неделима от своих народных истоков. Одна из главных черт Обломова,
мечтательность, сформировалась в Обломовке.
Няня была первым учителем героя. Всё, что занимало Илюшу, она объяснила как могла, то есть народными поверьями,
приметами, остальное ребёнок черпал из сказок. Естественно, Обломов не видел настоящей жизни. Конечно, позже Илюша
понял, что рек из мёда и молока не существует, но не переставая мечтать о волшебном крае, “...где нет зла, хлопот,
печали, ... где так хорошо кормят и одевают даром...” Поэтому, став взрослым, он удивляется тому, что все торговцы
требуют отдать им долг, а иначе грозятся посадить в острог и не отпускать продукты.
Несомненно, эти традиции остались на всю последующую жизнь героя. Но, благодаря тем же устоям, Илья Ильич сохранил свою
душу красивой, простой и естественной. Он не принимал всего грязного в мире, не понимал смысла чинов и богатств. И от
всего, что его душа отвергла, Обломов отгородился.
Во сне открывается причина поступков, совершаемых настоящим Ильёй Ильичём. Не зная его характера, который в большей
части сформировался в детстве, нельзя понять героя до конца.
Явная параллель видна между Ильёй Обломовым и Ильёй Муромцем, который сиднем сидел тридцать три года.
С самого детства героя окружала праздность. Мать оберегала своего сына, следила за тем, чтобы он был пухленьким,
беленьким, с розовыми щёчками, “которые другой малыш и надует, а такие не сделает”. Родители подавляли в своём ребёнке
резвость и любознательность. И добились того, что Обломов стал ленив и апатичен. Всё реже и реже чувствовал потребность
вскочить и сделать всё самому и чаще давал указания Захару.
Родители же “отвили” у своего ребёнка желание учиться. Они видели только внешнюю сторону образования и не понимали, что
оно помогает духовному развитию человека. Поэтому в семье очень часто находились предлоги, чтобы оставить Илюшу дома, а
не отвозить к Штольцам. Позже он сам делал вид, что болен и нехотя выполнял задание. Сам Обломов не понимал, чем ему
может послужить образование и наука. И это привело к тому, что однажды он сложил все книги в угол комнаты и равнодушно
наблюдал за тем, как их покрывала пыль.
Таким образом, сон объясняет, почему Обломов стал таким, каким мы его видим.
Важна и композиционная роль этого эпизода в романе. Гончаров рассказывает о людях, навещавших Обломова. Герой с
удивлением воспринимает то существование, которое они называют жизнью. Они не понимают, как можно так жить. Сон же
отделяет визит от появления Штольца. Он объясняет неспособность Ильи Ильича жить так, как жил его друг, Ольга, люди его
навещавшие. У него нет энергии для такой жизни, да она ему и не нужна.
Сон, по словам Дружинина, играет главную роль в произведении. Он писал, что этот эпизод опоэтизировал героя и связал
его невидимыми нитями с сердцами читателей. Поэтому “Сон” как отдельное художественное произведение поражает своим
огромным значением в романе.


«Сон Обломова» является своеобразным смысловым и композиционным ключом ко всему роману. Сон обитателей Обломовки, богатырский, могучий (ошибка: неудачный выбор слова, так как употребленные определения уместны для описания какого-либо положительного явления) сон - это то, что во многом обусловило неспособность Обломова к реальной деятельности, то, что не дало воплотиться в жизнь потенциалу его кристальной, «голубиной души».
Девятая часть романа Гончарова «Обломов» начинается очень своеобразно. Автор описывает тот «благословенный уголок земли», в который переносит нас сон Обломова. Об этом уголке говорится, что там «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого», то есть нет моря, гор, скал, пропастей и дремучих лесов. Все это могло бы причинить какие-то неудобства обитателям поместья.
В этом райском уголке все пропитано любовью, нежностью, заботой. И. А. Гончаров утверждает, что, если бы, например, там было море, спокойствие было бы невозможно, не то что в Обломовке. Там тишина, спокойствие, нет никаких душевных терзаний, которые могли бы возникнуть из-за присутствия какой-либо стихии (ошибка либо речевая, либо фактическая: стихии могут создавать физические неудобства, но не могут «терзать» душу). Все безмолвствует, как будто замерло во времени, в своем развитии. Все создано для удобства человека, для того чтобы он себя ничем не утруждал.
Безусловно, эта глава имеет большое значение, она помогает проникнуть во внутренний мир Обломова, лучше узнать его, понять его состояние. Ведь очень многое зависит от воспитания человека, от того, в какой обстановке он жил в детстве. Здесь мы отчетливо видим, что в Обломове родители и вообще все окружающие подавляли все стремления, порывы Илюши что-то сделать самостоятельно. Сначала мальчику это не нравилось, но затем он привык, что его так тщательно опекают, окружают неограниченной любовью и заботой, оберегают от малейшей опасности, от работы и от тревог.
Вокруг себя Обломов видит только «мир и тишину», сплошное спокойствие и безмятежность - и в жителях Обломовки, и в самой природе. В «Сне Обломова» отчетливо видна изолированность Обломовки от внешнего мира. Наглядным примером этого является случай с мужиком в канаве, которому жители Обломовки отказались помочь только потому, что он был нездешний. Виден контраст между тем, как относятся люди друг к другу в этой деревне, с какой нежностью и участием они заботятся друг о друге и как они равнодушны к людям, которые живут вне их мира. Принцип, по которому они поступают (речевая ошибка - лексическая несочетаемость: принципу можно следовать, он может быть, однако поступать можно по правилам, а не по принципам)? - это чрезмерная изолированность и боязнь всего нового.
Это в определенной степени сформировало позицию Обломова: «Жизнь достает». Он считает, что жизнь его везде «трогает», не дает спокойно существовать в собственном маленьком мирке, и герой не может понять, почему так происходит: ведь в Обломовке все по-другому. Эта привычка, состоящая в том, что возможна жизнь в изолированном от внешнего мира состоянии, сохраняется у него с детства на всю жизнь. Он на протяжении всего своего существования пытается отгородиться от внешнего мира, от каких-либо его проявлений. Не зря И. А. Гончаров описывает своего главного героя таким образом, что создается впечатление, что внешней жизни для Обломова не существует, как будто физически он уже умер: «Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было следов человеческого присутствия». Было очевидно, что Обломов старался создать такую же атмосферу, как в Обломовке, так как мебель в комнате стояла исключительно для того, чтобы «соблюсти видимость неизбежных приличий», а остальное все было создано для удобства, взять хотя бы халат и тапочки (неправильный выбор слова), которые подробно описываются Гончаровым с целью показать, насколько все облегчает жизнь хозяину. В конце концов, Обломов все-таки находит свой райский уголок, достигает долгожданного покоя, живя у Пшеницыной, которая как бы отгораживает его от внешней жизни, так же как родители в детстве, она окружает его заботой, вниманием, лаской, быть может, сама поначалу не отдавая себе отчета в этом. Она интуитивно понимает, к чему он стремится, и обеспечивает его всем необходимым для жизни. Обломов понял, что ему не к чему больше стремиться: «Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь в нем, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился».
Благодаря Пшеницыной исчез тот неосознанный страх перед жизнью, который у Обломова появился с детства. Ярким подтверждением этого (грамматическая ошибка - неправильное употребление указательного местоимения, которое в данном контексте указывает на то, что случай подтверждает, что благодаря Пшеницыной исчез страх Обломова перед жизнью) можно считать случай, описанный в главе «Сон Обломова», когда в Обломовку приходит письмо от давнего знакомого.
Обитатели дома несколько дней не решались открыть его, пытаясь преодолеть чувство страха. Это чувство появилось из-за привычки к изоляции: люди боялись, что нарушатся их спокойствие и безмятежность, ведь новости бывают не только хорошими…
Вследствие всех этих страхов в детстве, Обломов боялся жить. Даже когда Илья Ильич полюбил Ольгу и уже собирался жениться, неосознанный страх, боязнь перемен дали себя знать. Вместе с тем, постоянное ощущение избранности, привитое Обломову дома, помешали ему участвовать в своеобразном «соревновании», которым является любая жизнь… Он не смог работать, потому что на службе приходилось бы доказывать свое превосходство, а в отношениях с Захаром Обломов без труда тешил свое самолюбие тем, что он «первородный дворянин» и ни разу не надел себе чулок на ноги сам.
Из всего вышесказанного (речевая ошибка - канцеляризм) следует, что из-за страха перед жизнью, из-за всех ограничений, установленных для него в детстве, Обломов не мог жить полноценной внешней жизнью. Его также постигло большое разочарование в службе. Он ведь думал, что будет жить, как во второй семье, что на службе - такой же маленький, уютный мирок, как в Обломовке.
Илью Ильича как бы выдернули из тепличных условий, из царства сладкого сна и поместили в условия, приемлемые только для людей склада Штольца. И когда, наконец, благодаря Пшеницыной он оказывается в привычных условиях, то происходит как бы «связь времен» (речевая ошибка - лексическая несочетаемость: связь времен может существовать или возникать, но не происходить), связь его детства и текущего времени его тридцатитрехлетней жизни.

Роль «Сна Обломова» в понимании смысла романа огромна, поскольку весь конфликт внешней и внутренней жизни, корень всех событий заключен в детстве Обломова, в деревне Обломовка.

---
Тема сочинения раскрыта. Автор в полной мере продемонстрировал роль сна Обломова в понимании смысла романа. Работа последовательна и логична. Учащийся помнит текст романа и уместно ссылается на него. Речевые ошибки немногочисленны. Оценка - «отлично».

Какую роль сон Обломова играет в раскрытии характера героя

Характер у героя одноименного романа Ивана Гончарова Ильи Обломова был двойственным, поэтому и само произведение разделено на две части, которые связывает «Сон Обломова».
«Сон Обломова» является своего рода ответом на множество вопросов, в частности, и почему сам Обломов такой человек. Он не только дает разъяснения, но еще и помогает раскрыть самого героя, а также говорит, что сущность Обломова идет из его Родины, полной материнской заботы. Обломовка заложила в главного героя множество различных качеств и оказала большое влияние как на него самого, так и на его жизнь.Главным наказанием для обломовцев был труд, поэтому Илья Ильич его тоже так воспринимал. И хоть он еще много чего унаследовал от обломовцев, но все же он и отличался от них. Обломов много чем интересовался, он отказывался от всеобщего послеобеденного сна. Однако все с возрастом менялось отнюдь не в его пользу.Возможно, он бы не был таким ленивым, но, читая произведение, мы не можем не заметить, что этот человек не по собственному желанию ничего не делал, ему запрещали самостоятельно что-то делать, начиная с подросткового возраста. Поэтому он спустя время делался еще больше похожим на типичного человека его края. Автор романа нам показывает как эволюционирует герой. Он прощается со службой, затем с окружающим миром. В жизни у него нет никаких радостей, кроме его халата, да дивана. Казалось бы, что остается делать, если ни читать, но его и это занятие утомляет и ему становится скучно.Читатель начинает понимать такое апатичное состояние главного героя благодаря главе «Сон Обломова». Она как можно шире раскрывает характер Обломова, показывая, что он олицетворяет собой особенности эпохи. Илья Ильич является потомственным бездельником, поскольку это качество он унаследовал от своих родителей. Его диван отражает патриархальность, он не желает ничего решать, ведь для этого нужно встать с дивана. Герой отказывается от движения, он является продолжением Обломовки.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»