Два подчинительных союза рядом. Сочетание союзов в начале предложения

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

1. При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого и произойдет «встреча» двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова, например: Я думая, что, когда заключенные увидят лестницу, многие захотят бежать. Горничная была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение.

Однако не всегда такая несложная операция может быть проделана. Сопоставим два предложения с совпадающим почти полностью лексическим составом, но с небольшим добавочным в одном из них: Он сказал, что, если будет свободен, вечером придет ко мне. – Он сказал, что если будет свободен, то вечером придет ко мне.

Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие второго придаточного предложения не требует перестройки главного предложения (практически – если дальше не следует вторая часть двойного союза, то, так, но, наличие которых требует такой перестройки, и не ставится, если дальше следует указанная вторая часть двойного союза, например: Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась.

Он всегда чувствовал несправедливость своего избытка в сравнении с бедностью народа и теперь решил про себя, что, для того чтобы чувствовать себя вполне правым, он…теперь будет еще больше работать и ее меньше позволять себе роскоши.

Запятая не ставится между сопоставительным и подчинительным союзами, например: О своих наблюдениях сообщите не только когда начнутся испытания станка, но и в ходе всего эксперимента.

2. при встрече сочинительного и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится в зависимости от условий, указанных выше.

1) Григорий, обожженный внезапной и радостной решимостью, с трудом удержал коня и, когда последняя сотня, едва не растоптав Степана, промчалась мимо, подскакал к нему. В господский дом Муму не ходила и, когда Герасим носил в комнату дрова, всегда оставалась назади и нетерпеливо его выжидала у крыльца…

2) Холодной ночью, затерявшись во тьме, мальчик стучал в незнакомые дома, выспрашивая, где живет Ознобишин, и если ему не отвечало мертвое молчание, то раздавался окрик, либо подозрительный опрос…



При встрече соединительного союза И и подчинительного союза возможны следующие случаи пунктуации:

1) запятая ставится только перед союзом и (независимо от того, соединяет ли он однородные члены, независимые предложения или соподчиненные придаточные предложения), если после придаточного предложения следует вторая часть двойного союза то, как, но (в этом случае союз и присоединяет целое СПП), например: Он носил темные очки, фуфайку, уши закрывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх.

2) Запятая ставится только после союза и, если он соединяет два однородных члена предложения или два соподчинительных придаточных предложения и дальше не следует вторая часть двойного союза, например: Он думал удивить ее своею щедростью, но она даже бровью не повела и, когда он от нее отвернулся, презрительно скорчила свои стиснутые губы.

3) Запятая ставится и перед союзом и, и после него, если он соединяет два простых предложения, например: Крепкий был человек Гуляев, и, когда он вернулся на Урал, за ним тянулась блестящая слава миллионера. А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце.



Постановка запятой между присоединительным союзом (в начале предложения, после точки) и следующим за ним подчинительным союзом зависит от значения союза, а именно:

1) запятая не ставится после союза и: И вместо того чтобы свернуть направо, по ошибке поехали прямо.

2) Запятая не ставится также после присоединительного союза а, например: А когда взошло солнце, перед нами открылся вид на снеговую вершину.

3) После союза но запятая не ставится при отсутствии паузы между союзами и ставится, если пауза делается, например: Но, если даже противнику удавалось отбить атакующих, пехота снова бросалась в атаку.

4) После союза однако запятая не ставится.

Запятая, как правило, не ставится после присоединительного союза, если дальше следует вводное слово или вводное предложение, например: И вероятно, вы его не дождетесь.

ЗАДАНИЕ 19.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Формулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

Правильный ответ 1, 2, 3, 4.

В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, или сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

Приведённая выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырёх простых предложений. Первое из них главное. К нему присоединено придаточное изъяснительное при помощи союзного слова каким. Третье предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза но. Четвёртое представляет собой придаточную часть со значением времени и присоединяется к третьему при помощи временного подчинительного союза когда.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: тему «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи».

Сложноподчинённое предложение предполагает присутствие главной и придаточной части. Обнаружить, какое предложение является главным, а какое придаточным, позволяет подчинительный союз или союзное слово, которое может быть помещено только в придаточном предложении. От главного предложения задается вопрос к придаточному. Именно по характеру вопроса мы и определяем вид придаточного предложения.

Установить границу придаточного и главного предложения достаточно легко: придаточная часть начинается с подчинительного союза или союзного слова: Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели, выгоды и «умного результата» (Д.С. Лихачёв).

Как видим, это повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое предложение состоит из главного предложения и придаточного причины, которое присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ИБО. Вид придаточного мы определили по вопросу: почему? по какой причине?

Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено впереди главного: «Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством » (Д.С. Лихачёв). Придаточное УСЛОВИЯ начинает предложение, затем следует главное.

Правильно расставить знаки препинания в этом задании поможет знание темы «Виды придаточных предложений». Именно эту информацию содержит приведённая ниже таблица. Помните, что при определении вида придаточных мы опираемся на вопрос, который задаем от главной части к придаточной.

J№ п/п Вид придаточ­ного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
1. Определительное КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Союзные слова: который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда Является определением по отношению к имени существительному или местоимению в главной части «Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям». (По Д.С. Лихачёву.) «Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими...». (Д.С. Лихачёв.)
2. Изъяснительное ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ Союзы: что, как, ли, будто, чтобы, как бы не Союзные слова: что, как, кто, где, какой, откуда, зачем, сколько... Относится к глаголу в главном предложении и выражает добавочное разъяснение «Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в отношениях со своими родными». (По Д.С.Лихачёву.)
3. Образа действия, степени КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто... Союзные слова: как, сколько... Относится к глаголу, наречию, прилагательному, существительному в главном и выражает значение образа действия, степени «Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать выдвигалось на первое место». (По Д.С.Лихачёву.)
4. Места ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Союзные слова: где, куда, откуда... Уточнение места «Интеллигентность присутствует там, где проявляется уважение к другим, миру, природе». (По Д.С.Лихачёву.)
55. Времени КОГДА? КАК ДОЛГО? С КА- КИХ ПОР? Союзы: ко­гда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как. Уточнение времени действия По мере того как культура человечества движется вперёд, новые ценности присоединяются к старым, увеличивая их ценность для сегодняшнего дня. (По Д.С.Лихачёву.)
6. Условия ПРИ КАКОМ УСЛО­ВИИ? Союзы: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, ка- бы, коль скоро. Указание на усло- вие, при котором происходит дей- ствие, названное глаголом сказуемым «Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждо- му поводу, - он невоспитанный человек». (Д.С. Лиха­чёв.)
7. Причины ПО­ЧЕМУ? ОТ­ЧЕГО? Союзы: потому что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, ибо, так как. Разъяснение причины «...я обраща­юсь главным образом к мужчине, к главе семьи, потому что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях». (По Д.С. Лихачёву.)
.8. Цели ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы. Назначение действия, названного глаголом- сказуемым «...не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений». (Д.С.Лиха­чёв.)
9. Сравнительное КАК? Союзы:как, словно, точно, будто, как будто, подоб- но, подобно тому как, что, чем, нежели... Сравнениедвух действий, состояний «Уметь извиниться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем юлить, врать, обманывая тем самым прежде всего самого себя».(По Д.С.Лихачёву.)
110. Следствия Союз: ТАК ЧТО Следствие, вы­вод, заключение «Именно в юности ум человека наиболее восприимчив к усвоению знаний, так что не теряйте времени на пустяки, на «отдых»». (По Д.С.Лихачёву.)
111. Присое­динительное Союзные слова: что (в именительном и косвенных падежах: чему, чем, чего), почему, за- чем, отчего Дополнительная информация, за- мечания ко всему главному «Человек приносит людям добро, облегчая их страдания при болезнях, что дарит ему возможность получать настоящую радость». (По Д.С. Лихачёву.) Мы уже в кридоре пошли на цыпочках, чему сестра очень удивилась.

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо знать и виды соподчинения придаточных предложений.

Существует три вида соподчинения придаточных предложений главному: последовательное, однородное, параллельное.

При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе - к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.:

«Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д.С.Лихачёву). К главному предложению (оно первое) присоединяется первое придаточное причины, к нему, в свою очередь, - придаточное изъяснительное.

«Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушие, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке» (Джордж Бернард Шоу). Во втором предложении к придаточному определительному присоединяется придаточное степени.

При последовательном подчинении иногда союзы оказываются рядом, и надо знать о пунктуации на стыке союзов.

Пунктуация на стыке союзов

Стык союзов - это пространство в предложении между двумя союзами:между двумя подчинительными союзами; между сочинительным и подчинительным союзом.

Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в
виде слов ТО, НО и др.

Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение
в виде слов ТО, НО и др.

Сравните два предложения:

1. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

2. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, то придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО+ЕСЛИ).

В первом предложении у второго союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, поэтому на стыке союзов мы ставим запятую (ЧТО, ЕСЛИ).

В втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде слова ТО (ЕСЛИ...ТО), поэтому на стыке союзов(ЧТО ЕСЛИ) мы не ставим запятой .

При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению - однородными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду:

1. «Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим». (По Д.С. Лихачёву.)

Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных
отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы не обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяющим два однородных придаточных, отсутствовала бы. Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах.

2. «В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь объяснить, что следование путем добра естественно для человека и что он полезен и человеку, и всему обществу в целом» (По Д.С. Лихачёву).

Во втором предложении два придаточных изъяснительных являются однородными, отвечая на один и тот же вопрос, который мы задаём от одного слова в главном предложении
(объяснить ЧТО?), их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним не ставим.

Так же можно прокомментировать и предложение № 3, приводимое ниже.

3. «Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что мы можем словами выражать свои чувства » (Цицерон).

4. «В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое доброи почему добрый человек внутренне красив...» (Д.С. Лихачёв).

В четвёртом предложении мы видим, что при однородном подчинении (два придаточных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПОЧЕМУ.

5. «Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло несчастье и у вас горе » (Д.С. Лихачёв).

В пятом предложении мы видим более сложный случай, когда второй союз при однородном подчинении опущен.

Сложноподчинённые предложения с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением относятся к одному главному, но являются разными по значению: «Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна » (По Д.С. Лихачёву).

Главное предложение - второе, первое придаточное присоединяется к нему при помо-
щи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается предложение), второе придаточное (по порядку - третье) присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточных относятся к одному главному, но являются разными по значению, т.е. мы видим параллельное подчинение.

«Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать » (Франклин).

Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные вопросы, являются придаточными разного вида, поэтому перед нами сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

В начале дня работается обычно легко, легче, чем в конце, когда уже мысли путаются. Так и в начале предложения: его проскакиваем легко, не спотыкаясь на запятых, не то что в середине, когда в обособлениях и оборотах сам черт не разберется. А не спотыкаемся в начале предложения на запятых потому, что их там редко встретишь.

Про союзы с вводными словами в начале предложения , аналогичный подход - к сочетанию союзов. Правило таково:

«В начале предложения не разделяются запятой сочинительный и подчинительный союзы, а также подчинительный союз и союзное слово: Денис помер. И когда я уезжал, старуха его вынесла мне гуся… (Пришв.); Потому что где же они теперь могут встретиться? ».

Хотелось бы сказать «вот и всё». Но нет, не всё. Это правило - из справочника Лопатина, а справочник Розенталя «разговорчивее»:

«Постановка запятой между присоединительным союзом (в начале предложения, после точки) и следующим за ним подчинительным союзом зависит от значения союза:

1) …после союза и запятая не ставится: ; ;

2) после… союза а запятая не ставится: ; ;

3) после союза но запятая ставится при наличии паузы между союзами и не ставится, если паузы нет (оцените коварство! - «По правилам» ): (Сим.); (Павл.);

4) после союза однако запятая обычно ставится: ».

Запятая в начале предложения после союзов «но», «однако», «и», «а» перед подчинительным союзом

Запятая ставится Запятая не ставится
Но (при паузе) Но, если далее противнику удавалось отбить атакующих, пехота снова бросалась в атаку Но (нет паузы) Но когда он, опираясь на палку, вышел из штабного автобуса на площадь… что-то защемило в ране
Однако Однако, если обстоятельства того потребуют, я в стороне стоять не буду И И хотя погода значительно улучшилась, опасность засухи не миновала ;
И вместо того чтобы свернуть направо, по ошибке поехали прямо
А А когда взошло солнце, перед нами открылся вид на снеговую вершину ;
А если верить сообщениям синоптиков, завтра должно наступить потепление

ЗАДА Н ИЕ А26

Формулировка задания: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры , на мес-
те которых в предложении должны стоять запятые?

Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и
мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак .

1) 1 , 2 2) 1,3 , 4 3) 1 , 2,3 , 4 4)2,4

Правильный ответ 3 . Вы не ошиблись?

В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, или сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных .

Приведенная выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырех простых
предложений . Первое из них главное. К нему присоединено придаточ н ое изъяснительное при
помощи союзного слова каким
. Третье предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза но. Четвертое представляет собой при д аточную часть со значением времени и
присое
д иняется к третьему при помощи временного по д чинительного союза когда .

Что т р ебует ся от уче нико в : знание темы : «Знаки препинания в сложном предложении с
союзной и бессоюзной связью
. Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация на
с
т ыке союзов » .

1. Пунктуа ц ия на стыке союзов

Так как в этом задании часто присутствует такая пунктограмма, как стык союзов, повторим теорию и вспомним соответствующее пунктуационное правило.

Стык с ою з ов - это пространство в предложении между двумя союзами:

· между двумя подчинительными союзами ;

· между сочинительным и подчини т ельным союзом .

За пя т ая с тави т ся н а с ты к е д в ух сою з о в, если у вто ро г о с ою з а н ет про д о лжения в виде сл ов Т О , НО и д р .

Зап я т ая н е с т ави т ся на с т ы ке д в ух сою з ов , есл и у втор ог о сою за ест ь про д о лже н ие в
виде слов Т
О , НО и д р .

Сравните два предложения:

1 . Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что, если у вас будет уважительное отношение . к
другим и немного находчивости
, придет память на правила хорошего поведения , желание и
умение их применить
.

2. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, ч т о если у вас бу д ет уважительное отношение к
другим и немного нах
о дчивости, то придет память на правила хорошего поведения, желание и
умение их применить
.

В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО +ЕСЛИ).

В первом предложении у второго союза ЕСЛ И нет про д о лж ения в виде слова ТО , поэтому на стыке союзов мы ста ви м за пя ту ю (Ч Т О , ЕСЛ И ) .

В втором предложении у союза Е СЛ И есть пр од о лже ни е в виде слова Т О (ЕСЛИ... Т О ) ,
поэтому на стыке с ою з о в (ЧТО ЕСЛИ ) мы не с т авим з апятой.

2 . Пу н к т у ация пере д союзо м И в с л ожном пр едл о же нии

В задании А 26 бывает еще одна т р удность : пунктуаци я перед союзом И.

Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая ,
а в каком нет (знаки препинания не расставлены) :

· Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) ес л и
подмечал что-нибудь интересное (3
) записывал свои наблюдения (4) чтобы зат е м
использова т ь их в своих книгах .

· В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капри з -
но сказала (4) что вишневый компо
т невкусный.

В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые (приглядывался » и
«записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится
. На месте цифры 2 мы поставим
запятую
: это стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слов а
ТО . На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части .
Итак, правильный ответ : 2 , 3,4 .

Во в т ором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложно г о
(первая грамматическая основа: «мы ужинали»
, вторая грамматическая основа : «девочка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить
запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в вид
е слова
ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной
части
. Итак, правильный ответ : 1, 2 , 3 , 4 .

Для выполнения задания А26 используйте следующий алгоритм:

1. Обозначьте в предложении грамматические основы .

2. Определите границы простых предложений в составе сложной син т аксической конс т рукции .

3. Посмотрите , как эти предложения связаны межд у собой .

4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И , и в случае его наличия в пред л ожении опре д елите , что он соединяет:

· если союз И со ед иняет однородные члены , то перед ним не ставится запятая ;

· если союз И соединяет простые предложения , то перед ним ставится запятая ;

5. Установите , есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае
его наличия определи
т е, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое пре д ложение) в виде слов ТО, НО:

· если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др . , запятая с т авится
на стыке двух союзов;

· если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО , НО и д р , запятая не ставится на стыке двух союзов.

6. Найдите границы между главной и при д а т очной частью и на их мест е поставь т е запяты е .

Образец применения алгоритма при выполнении задания А26:

Расставьте знаки препинания в следующем пре д ложении:

Летом прошло г о г ода я окончил инстит у т (1 ) и (2) когда приеха л из П е т е рбур г а (3) про-
с то поражен бы л ( 4 ) как изменился наш г ород .

Это сложноподчиненное предложение , состояще е из главной части «Л е то м прош л о го
г ода я окончил институт и просто поражен бы л») и двух придаточных («ко г да при ех а л и з
Петербурга» , « как из ме ни л ся наш город») .

В этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное по д чинение
придаточных предложен
и й к главному.

Пр и даточное вр е мени присоединяется при помощи союза КОГДА , а придаточное изъяснительное связано с гл а вн ым посредством союзного слова КАК

Перед союзом И , на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные члены: «окончил и поражен был».

На месте цифры 2 запятая необходима: это стык союзов И+КОГДА , при втором союзе
КОГДА нет продолжения в виде слова ТО
.

На месте цифр 2, 4 запятые ставятся как на границе главного предложения и придаточной части.

Итак, правильный ответ: 2,3,4

Цели:

  • Обучающая : Знать: условия постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов; уметь: применять правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов; составлять сложноподчиненные предложения по предложенным схемам или на предложенную тему; использовать в речи сложноподчиненные предложения; анализировать, сопоставлять, формулировать мысли, выполнять проблемные задания.
  • Развивающая : на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать развитию пунктуационного чутья, формированию умения анализировать и сопоставлять, формулировать мысли, развивать культуру речи, умению работать в группе.
  • Воспитательная : создать условия для высказывания суждений.

Оборудование : практические материалы, ключи, словарь

Тип урока: объяснение нового материала.

Эпиграф: Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. М. Карамзин)

Ход урока

І этап. Организационный (до 2 мин)

Психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.

ІІ этап. Учебная деятельность по принятию проблемы урока (до 6 мин)

Цель этапа (планируемый результат): активизация субъективного опыта учеников, познавательный интерес, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.

Педагогическая задача: актуализировать опорные знания и умения, сформировать познавательные мотивы, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты.

Деятельность учителя Деятельность учеников
2.1. Вступительное слово учителя

– С какой темой мы с вами работали на предыдущих уроках? (Сложноподчиненное предложение)

– Как вы думаете, мы уже все изучили в данной теме? (Нет)

– Значит, сегодня мы будем продолжать знакомство со сложноподчиненными предложениями. Тем более что русский язык – это огромная глыба, которую вам предстоит постигать еще очень долго: всю жизнь. Я думаю, что следует согласиться со словами русского писателя, историка Николая Михайловича Карамзина, которые стали эпиграфом к нашему уроку: “Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному”.

2.1. Актуализируют знания
2.2. Формулировка темы, цели, проблемы урока

– Какова же тема нашего урока? Как видите, на доске нет никаких записей. Это потому, что тему урока должны определить вы. Поэтому мы начнем работу с выполнения задания. В ваших рабочих тетрадях даны сложноподчиненные предложения. Расставьте в них знаки препинания, используя знания, полученные на предыдущих уроках.

И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт (Р. Тагор).

Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого (Л. Фейхтвангер).

Какая это великая истина, что, когда человек весь отдается лжи, его оставляет ум и талант! (В. Белинский)

Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает (Г. Гейне).

Если не браться за дело, все равно не узнаешь, каким будет конец. (О. Погорелов)

2.2. Выполняют задание
2.3. Постановка учебной задачи

– Итак, задание выполнено. Сверьте свои результаты с ключом.

– Кто сделал 1 ошибку? 2 ошибки? 3 ошибки?

– Какое из предложений вызвало наибольшее затруднение? (3 предложение. )

– Почему? Чем это предложение не похоже на другие? (Рядом два подчинительных союза. )

– Какой возникает вопрос? (Как ставить знаки препинания, если рядом стоят два подчинительных союза. )

– Какова тема нашего урока? (Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов .)

2.3. Проводят самоанализ. Определяют затруднения
2.4. Поиск решения учебной задачи

– Как же мы будем работать на уроке? Обратимся к вашим рабочим тетрадям. Используя глаголы, составьте программу действий, которая поможет изучить правило и научиться расставлять знаки препинания.

Находить...

Использовать...

2.4. Определяют для себя цели и задачи урока.

ІІІ этап. Обобщение и систематизация знаний по решению проблемы урока (27 мин)

Цель этапа (планируемый результат): решение проблемы урока с опорой на собственный опыт, знание теоретического материала; познавательная активность учащихся.

Педагогическая задача: организовать целенаправленную образовательную деятельность учащихся, создать ситуацию творческих размышлений с целью решения проблемы урока.

Деятельность учителя Деятельность учеников
3.1. Создание условий для формулировки правила

– Итак, программа составлена. Для того чтобы сформулировать правило, предлагаю вам сравнить два примера.

1. Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать.

2. Старик предупредил, что если погода не улучшится, то об охоте нечего и думать.

– Чем похожи и чем отличаются эти примеры?

– Готовы ли вы сформулировать правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух союзов? Как оно звучит?

– Проговорите правило друг другу

– Итак. Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя; что когда и т. п.), то между союзами ставится запятая. Запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза - то или так.

3.1. Работают в группе, обсуждают, выделяют необходимую информацию в тексте, анализируют, ведут диалог, делают выводы.

Проговаривают правило друг другу.

3.2. Организация групповой работы. При работе группа пользуется опорой, предложенной учителем

– Сейчас я предлагаю вам, используя собственные знания и материал учебника, составить алгоритм рассуждения при применении данного правила. (В рабочей тетради.)

Алгоритм

Убедись, что перед тобой именно сложноподчиненное предложение.

Определи границы главного и придаточных предложений.

Определи ошибкоопасное место.

Посмотри, есть ли вторая часть союза.

Запятая не ставится Запятая ставится

3.2. Еще раз прорабатывают правило, составляют алгоритм применения данного правила
3.3. Презентация выполненных заданий с последующей корректировкой продуцируемых учащимися ответов 3.3. Представляют результаты работы группы. При необходимости проводится коррекция.
3.4. Организация первичного закрепления (фронтальная работа)

На практике проверить можно точно, кто теорию усвоил прочно.

Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.

– Правило сформулировано. Теперь следует закрепить на практике его применение. Обратимся к заданию 5 в ваших рабочих тетрадях.

1) Он только помнил, что когда он сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя. (Гончаров)

2) Известно ведь, что когда паны дерутся, то у холопов чубы начинают трястись. (Константинов)

3) Ночами темно так, что, сколько ни старайся, не разглядишь и собственных пальцев. (Соколов – Микитов)

4) На задаваемые вопросы он [Дерсу] объяснил, что, если в тихую погоду туман подымается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя. (Арсеньев.)

5) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (Пушкин)

6) Она [Каштанка] знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро. (Чехов)

7) Я люблю эту бедную природу, может, потому, что, какова она ни есть, она всё-таки принадлежит мне. (Салтыков-Щедрин)

8) Я ждал ее рассказа, молчал, боясь, что, если спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону. (Горький)

9) Брат строго сказал Алеше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить свое обещание.

10) Сначала страшно показалось Вакуле, так что если б он не наклонился, то задел бы его шапкой. (Гоголь)

3.4. Работая фронтально, формируют навык постановки знаков препинания.
3.5. Страничка знатока

– Какой раздел языкознания изучает постановку знаков препинания? (Пунктуация.)

– К.Г. Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”. А знаете ли вы, когда появились знаки препинания и как они изначально назывались?

– С.И. Львов в книге “Язык и речь” приводит интересные сведения о знаках препинания. В середине XV в. типографы братья Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности; она была принята большинством народов Европы и существует до настоящего времени.

Учеными установлено, что в древних рукописях точка появилась раньше, чем все остальные знаки препинания. Затем в XV в. стало употребляться двоеточие, немного позже – запятая и, наконец, точка с запятой (“полуточие”). До XVI века слова на Руси не разделялись вообще. Названия некоторых знаков препинания послужили основой создания фразеологизмов. Вот перечень фразеологических сочетаний: поставить точку над и; ставить точку; между ними запятая вышла; отправная точка; высказывать точку зрения. Ну а более подробно вы сможете познакомиться с историей знаков препинания дома, использовав материал “Это интересно”, который помещен в конце вашей рабочей тетради.

3.5. Слушают, расширяя свои представления о истории литературного языка.
3.6. Практикум

– Писатели, поэты, ученые делают свои наблюдения и формулируют яркие мысли, которые носят обобщенный характер. Это авторские пословицы. Именно с такими обобщенными наблюдениями вы начинали работать в начале урока. Вы знаете, как называются эти авторские пословицы? (Афоризмы )

– Дайте определение афоризма. Для этогоЗаглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь . (Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Шведовой ).

– Наша жизнь, как и язык, подчиняется системе правил, норм поведения. Но последнее время наше общество поразила под названием “кризис”. Это не только кризис экономический, это, что гораздо страшнее, кризис человечности. И самый главный симптом этого кризиса – равнодушие. Я хочу познакомить вас с высказыванием педагога В. Сухомлинского: “Равнодушие – еще ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал своё сердце. Человек для эгоиста – это не безграничный мир мыслей, переживаний, стремлений, а источник наслаждений или же совершенно нейтральное существо, которое не может принести ему никакой пользы”.

Какое предложение у вас получилось? (Сложноподчиненное )

Как вы считаете, почему равнодушие в обществе можно назвать самым страшным симптомом разрушения человека? (С молчаливого согласия равнодушных людей совершается все страшное на земле. )

– Подберите антоним к слову эгоист (альтруист).

3.6. Осмысление высказывания Сухомлинского. Размышления. Формулировка собственной позиции.
3.7. Решение проблемной задачи с опорой на текст и собственный опыт. (Творческое (индивидуальное) задание)

– Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением Сухомлинского. Предложение начните так:

Я согласен (не согласен) с тем, что если....

Полагаю, что, для того чтобы....

Работа с предложенными схемами.

Форма работы: в парах

– Мы расставляли знаки препинания, строили сложноподчиненные предложения по предложенному началу, а теперь давайте попробуем, работая в парах, построить предложения по схемам.

1. [ глаг. ], (что, (когда…), ….).

2. [ глаг. ], (что (если…), то….).

3. [ глаг. ], (что, (хотя…), ….).

3.7. Выполняют задания, направленные на формирование навыка постановки знаков препинания, умений строить СПП по предложенной теме и схемам

ІV этап. Обобщение и систематизация по теме урока (7 мин)

Цель этапа (планируемый результат):

Педагогическая задача: создать ситуацию творческого поиска.

Деятельность учителя Деятельность учеников
4.1. Выходной контроль

– А сейчас предлагаю выполнить вам контрольный тест, чтобы проверить усвоение изученного материала.

1. Дерсу сообщил мне, что, когда начинают замерзать реки, все крупные пернатые хищники спускаются в низовья рек. (Арсеньев)

2. Ей все казалось, что, если надеяться, страстно желать, все обойдется. (Каверин)

3. Вы действительно согласны с тем, что когда вас ударят по правой щеке, то нужно подставить левую? (Погорелов)

4. Чувствуется, что, когда он собирал материал к своей истории Пугачева и писал ее, он в этом случае оставался прежде всего поэтом. (Маймин)

5. Мама всегда говорила мне, что, если уж обещание дано, так нужно выполнить его обязательно.

– Итак, задание выполнено. Сверьте свои результаты с ключом.

– Кто сделал ошибки? Какие?

(При наличии ошибок проводится коррекционная работа.)

Чтобы знания были впрок, следует повторить урок .

– О чем мы вели речь сегодня на уроке? Какое правило изучили?

– Как ставятся знаки препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов?

– Какие сведения, полученные ранее, пригодились вам на сегодняшнем уроке?

4.1. Выполняют задание. Проводят самоанализ.

4.2. Обобщают изученное. Определяют личностную значимость изученного

V этап. Рефлексия (до 2 мин)

Цель этапа (планируемый результат): определение учащимися степени своего участия в учебной деятельности, ситуация успеха.

Педагогическая задача: создать условия для осознания учащимися личностных смыслов в изучении темы.

VІ этап. Домашнее задание (1 мин)

Цель этапа (планируемый результат): осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.

Педагогическая задача: подготовить учащихся к выбору домашнего задания.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»