Бумага из макулатуры исследовательская работа. Исследовательская работа "бумаге - вторую жизнь"

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Нелли Толмачёва
Проект «Вторая жизнь бумаги»

Тема проектной работы

«Вторая жизнь бумаги»

ФИО участника проекта: Васильев Захар

Руководитель проекта: воспитатель Толмачёва Нелли Федоровна

г. Новый Уренгой

Проблемная ситуация: В группе каждый день скапливается много бумаги с детскими рисунками, поделками и т. д. и однажды Васильев Захар задумался: а если использованную бумагу не выкидывать в мусор, а использовать второй раз, то может быть можно будет сберечь дерево от вырубки.

Актуальность. Потребности в бумажных изделиях возрастают с каждым днём, и с каждым же днём возрастают масштабы вырубленных лесов. Чтобы сохранить лес, дать ему время на полноценное восстановление, целесообразно придумать способы вторично перерабатывать бумагу и картон. Переработка макулатуры имеет большое значение, так как позволяет экономить древесное сырьё. Одна тонна макулатуры заменяет 4 кубических метра древесины (40 - 50 больших ёлок и сосен).

Цель: Формирование практических способов природосбережения;воспитание экономного, бережного отношения к бумаге.

Задачи:

Развивать познавательно-исследовательские умения и навыки.

Познакомить с технологией производства бумаги.

Найти разнообразные способывторичной переработки бумаги.

Формировать представленияо существовании причинно-следственных связей между процессами сохранения лесов на планете и переработки мусора.

Воспитывать бережное отношение к лесному богатству страны.

Гипотеза: если я смогу дать бумаге вторую жизнь, изготовив из нее другую бумагу, то сберегу в природе дерево.

План деятельности по достижению цели.

Срок реализации проекта –2 недели.

Подготовительный этап.

1. Подбор методической литературы по тематике проекта.

2. Подбор видеофильмов и презентаций.

3. Подготовка необходимого оборудования для экспериментов.

Основной этап.

1. Изучение художественной литературы.

2. Просмотр презентации «Бумажные деревья или с чего все начиналось».

3. Просмотр передачи «На целлюлозном заводе».

4. Экспериментирование «Виды бумаги и картона».

5. Эксперимент «Изготовление бумаги в условиях детского сада».

Заключительный этап.

Презентация продукта проекта: альбома, сделанного из бумаги, полученной в результате вторичной переработки макулатуры «Виды бумаги».

Выполнение практической части проекта.

Реализация мероприятий плана проекта представлена в фотоматериалах в приложении 1

Результаты проектной работы.

Результатом проектной деятельности стало:

– обогащение познавательного опыта ребенка в отношении бережного отношения к природе;

– возникновение стойкого интереса к экономии бумаги и картона;

– активизация познавательной и исследовательской деятельности ребенка;

–изготовление альбома из бумаги, полученной путем вторичной переработки макулатуры «Виды бумаги».

Выводы, обобщение результатов.

Переработав старые газеты и другую бумагу, и используя их второй раз, мы действительно сберегли одно дерево.

Если мы будем постоянно перерабатывать использованную бумагу, то спасем наши леса от вырубки.

Определение дальнейших перспектив.

Учитывая, что использованная бумага может перерабатываться, сохраняя при этом свои свойства, мы предлагаем: продолжить вторичную переработку макулатуры и организовать изготовление поздравительных открыток к календарным праздникам из бумаги, полученной от вторичной переработки макулатуры.

Публикации по теме:

Одно их модных сегодня направлений в декоративном искусстве – рисование песком. Мастера способны приручить этот материал, создавая настоящие,.

Часто после новогодних праздников остаются от подарков мешочки. Они красивы и добротны. В этом году от подарка остался замечательный музыкальный.

Консультация для родителей «Вторая жизнь пуговицы» Консультация для родителей. «Вторая жизнь пуговицы». Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь.

В жизни всегда все упаковано, аккуратно разложено, промаркировано, и всегда любопытно заглянуть во внутрь коробки и посмотреть, что же находится.

Презентация «Новая жизнь-новые риски» 1. слайд. Приветствие, обозначение темы презентации. 2. слайд. Дорогой выпускник! Ты начинаешь новый этап своей жизни. С этого дня ты считаешься.

Семейный экологический проект «Вторая жизнь упаковки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 Семейный экологический проект «Вторая.

На протяжении всей жизни, мы постоянно делаем разные покупки, и упаковки от них обязательно выбрасываем. Если на минуту представить, что.

МБОУ «Чернянская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Вторая жизнь – бумаги

Подготовили: ученицы 3-а класса Анащенко Виктория, Севостьянова Диана


Цель работы: выяснить, есть ли эффективный способ сохранения леса от вырубки. Задачи: 1. Узнать историю возникновения бумаги. 2. Познакомиться с понятием макулатуры и изучить области ее применения; 3. Попытаться получить бумагу в домашних условиях, показать применение полученной бумаги.


Гипотеза: предположим, что можно привлечь внимание людей к сохранению леса, если сделать бумагу самостоятельно из макулатуры.

Методы исследования:

  • изучить энциклопедии, спросить у других людей;
  • посмотреть в сети Интернет;
  • провести свое исследование

Бумага

(с итал.)"bambagia",

с татарского "бумуг" - хлопок.


Первый изготовитель бумаги

Цай Лунь 105 г. н.э.

Сырье для получения бумаги:

  • коконы шелкопряда;
  • тростник и бамбук;
  • старые рыболовные сети;
  • волокна тутового дерева.

1857 год – год рождения технологии

изготовления бумаги из древесины.


Стоит задуматься:

  • 100 кг макулатуры это одно спасенное дерево ;
  • Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами и бумажной продукцией
  • Россиянин нуждается в 25 килограммах бумаги в год, соответственно одна семья при желании может сберечь 1 дерево в год;
  • Площадь лесных массивов на нашей планете постоянно сокращается, следовательно, дефицит деревьев станет глобальной проблемой в ближайшее время.
  • За последние несколько мировое потребление бумаги увеличилось в несколько раз .


Активные участники акции - 4 –в класс, ученик 1-в класса - Иванов Александр, ученик 2 –б класса - Комарович Максим, в 3-а классе – Гринченко Ирина.





Результаты исследования

за год наш класс мог бы спасти примерно 2 дерева


Порядок изготовления самодельной бумаги

  • 1. Мелко разорвать старую бумагу.
  • 1. Мелко разорвать старую бумагу.
  • 1. Мелко разорвать старую бумагу.
  • 1. Мелко разорвать старую бумагу.

2. Залить разорванные

кусочки теплой водой.

чтобы бумага размокла.

  • 2. Залить разорванные кусочки теплой водой. Дать постоять несколько часов, чтобы бумага размокла.
  • 2. Залить разорванные кусочки теплой водой. Дать постоять несколько часов, чтобы бумага размокла.
  • 2. Залить разорванные кусочки теплой водой. Дать постоять несколько часов, чтобы бумага размокла.
  • 2. Залить разорванные кусочки теплой водой. Дать постоять несколько часов, чтобы бумага размокла.

3. Все перемешать миксером до однородной массы, добавить воды.

добавить клей ПВА,

тщательно перемешать.

  • 4. Перелить массу в емкость с водой, добавить клей ПВА, тщательно перемешать.
  • 4. Перелить массу в емкость с водой, добавить клей ПВА, тщательно перемешать.
  • 4. Перелить массу в емкость с водой, добавить клей ПВА, тщательно перемешать.
  • 4. Перелить массу в емкость с водой, добавить клей ПВА, тщательно перемешать.

5. В получившийся раствор погрузить ракетку с пришитой на ней марлей. Равномерно распределить целлюлозу на поверхности сетки.

6. Вынуть сетку из жидкости,

дать стечь воде и поместить на кусок ткани.

Удалить полотенцем остатки жидкости.

Затем накрыть полотенцем и придавить на 24 часа.


ВЫВОД:

В результате у меня получилась вот такая бумага



Государственное учреждение образования

«Базовая школа №10 г. Новополоцка»


Выполнила

Лещенко Анастасия Анатольевна

4 «Б» класса

Научный руководитель:

Лещенко Виктория Николаевна

воспитатель ГПД

Новополоцк, 2012

Введение……………………………………………………………………..…...3

Основная часть

1 Теоретическое обоснование темы…………………………………………….5

      История происхождения бумаги………………………………5

      Что такое бумага………………………………………………..7

      Предназначение и виды бумаги……………………………….7

      Свойство бумаги……………………………………………......9

1.5 Изготовление бумаги…………………………………………...9

2 Практические исследования…………………………….………………….....11

2.1 Описание практической работы «Делаем бумагу сами».…......11

2.2 Буклет «15 любопытных фактов об обыкновенной бумаге»…12

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованных источников…………………………………………..14

Приложение.

Коллекция образцов бумаги из различных материалов……………………....15

Введение

Актуальность проблемы

Каждый человек - это особый мир со своими чувствами, знаниями и представлениями. Жизненно важно для него уметь передать их другим людям, своим современникам и потомкам. Вся история человечества - это история общения людей. Универсальный инструмент общения - знак, обладающий особым смыслом. С помощью знаков передают и хранят информацию. Люди постоянно открывают новые способы передачи и хранения информации. За сотни и тысячи лет в этой области было сделано множество изобретений и открытий, однако ни одно из них не может сравниться с возникновением письменности и Бумаги!

Почему не сбылись прогнозы о том, что электроника заменит бумагу? Компания «International Paper» выдвинула такое предложение: «Люди желают, чтобы доступ к информации предоставлялся не только нескольким нажатием клавиш. Они ведь желают её ещё и потрогать. К тому же они привыкли держать в руках то, что читают. Им нравится прикасаться к страницам, загибать их, делать пометки».

В настоящее время в связи с развитием бумажного производства, увеличением применения бумаги в различных целях для изготовления бумаги уничтожаются огромные площади леса. Остаётся все меньше зеленого массива, наносится большой вред природе, поэтому нужно бережно и по-хозяйски относиться к лесу. Кроме того очень остро стоит экологическая проблема утилизации бумажных отходов. Около 25 % мусора в мире – это бумага.

Данный проект посвящен изучению бумаги, ее истории, свойствам, видам, а также практическому созданию бумаги из вторичного сырья.

Объект исследования

История бумаги, ее свойства, виды, технология изготовления, в том числе и в домашних условиях.

Предмет исследования

Бумага, ее вторичная переработка как решение экологической проблемы утилизации бумажных отходов.

Цель проекта

Изучение свойств бумаги, ее история, технология изготовления. Самостоятельное изготовление бумаги пригодной для вторичного использования.

Задачи исследования

1) проанализировать литературу и Интернет-источники по теме истории возникновения бумаги;

2) осуществить подбор методов исследования, позволяющих подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу;

3) осуществить практическую работу по изготовлению бумаги из вторичного сырья, обработать результаты, проанализировать и сделать выводы.

Методы исследования

1) работа с литературой и Интернет-источниками;

2) создание видеоролика «Это просто, делаем вместе!»;

3) создание буклета «15 любопытных фактов об обыкновенной бумаге;

4) выполнение практической работы «Делаем бумагу сами», создание коллекции.

Гипотеза

Использование вторичного сырья сохраняет и расширяет зеленый массив, бережет деревья. Кроме того вторичная бумага, сделанная своими руками не только экономит энергетические ресурсы, но и приносит творческое вдохновение.

Изготовление бумаги из макулатуры - решение экологической проблемы.

Основная часть 1 Теоретическое обоснование темы.

1.1 История происхождения бумаги.

Время и место изобретения бумаги точно не известны. Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена во втором веке до нашей эры Цай Лунем .

До III века до н.э. в Китае писали на бамбуковых планках, связанных веревками наподобие жалюзи и свернутых в рулон. Есть сведения, что император Цинь Шихуан каждый день взвешивал на весах 1 дань (около 50 килограммов) документов и не ложился спать до тех пор, пока все не проработает. Потом в качестве писчего материала стали использовать шелк. Только он был слишком дорог, чтобы полностью заменить громоздкие бамбуковые планки.

Около 200 года до н.э. с изобретением Мэн Тянем волосяной кисточки появилось нечто подобное на бумаге. Эту «бумагу» изготавливали из конопляных очесов, она отличалась грубой фактурой и неровной поверхностью, поэтому была мало пригодна для письма и в основном употреблялась в качестве оберточного материала. В 105 году чиновнику, ответственному за поставку к императорскому двору предметов обихода, Цай Луню, удалось усовершенствовать технологию бумагоделания. При изготовлении бумаги он использовал в качестве сырья древесную кору, тряпье, конопляные очесы и вышедшие из употребления рыболовные сети. Сделанная по его технологии бумага имела гладкую поверхность и низкую себестоимость. К тому же новый способ оказался очень производительным. Китайцы настолько высоко оценили это изобретение, что со временем причислили Цай Луня к лику богов – он стал божественным покровителем бумажного производства – и возвели его честь храмы.

Однако существует легенда, согласно которой бумагу изобрел не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить в тайне имя изобретателя, а его самого казнить. Для изобретателя была уготована почетная казнь. Его заставили проглотить золотую пластину с выгравированной на ней благодарностью императора.

Древнейший известный образец бумажной книги – буддистская сутра «Пиюй цзин» - датируется серединой III века. К IV веку бумага в Китае стала главным материалом для письма. Техника бумагоделания была перенесена из Китая в соседнюю Корею, затем во Вьетнам, Японию и Индию. В VIII веке с ней познакомились арабы. В конце XII века крестоносцы принесли секрет ее изготовления в Германию, откуда она разошлась по всей Европе.

С X века в Китае стали изготавливать писчую бумагу из бамбука. Рисовую или пшеничную солому использовали в производстве бумаги для бытовых нужд. Появились и изысканные сорта бумаги – например, ароматная бумага из сандаловой коры.

Уже в VIII веке китайцы пользовались туалетной бумагой. Одновременно с этим китайцы изобрели бумажные деньги.

История производства бумаги делится на два периода: производство шероховатой, мягкой, рыхлой, мохнатой бумаги, так называемой бомбицины, и производство гладкой, твердой, плотной бумаги из льняного тряпья, собственно писчей бумаги.

В XVII и XVIII вв. производство бумаги в Европе достигло значительных размеров. В Венеции, Франции и других государствах издавались декреты, запрещающие вывозить тряпье и старую бумагу. В качестве заменителей тряпья, которое стало очень дорогим, стала использоваться солома, ржи, пшеницы, овса. В Италии на одной из фабрик применялась солома конопли, в Будапеште выделывалась в большом количестве бумага высших сортов исключительно из волокон крапивы. Предлагалось также в качестве сырья для производства бумаги использовать торф, листья, мох, водоросли, рогожи, иглы сосны, ели, кедра и многое другое. В конце концов, все вытеснила целлюлоза.

Появление писчей бумаги в России относят ко времени княжения Ивана Калиты. Первая бумажная фабрика была построена в XVI веке.

В наше время большую часть бумаги делают из древесной массы и целлюлозы. Практически всем нам, так или иначе, приходится сталкиваться со сбором макулатуры. Хорошее дело придумано с целью сохранить наше зеленое богатство – лес. Не успокаиваются и ученые. Так, чтобы наши потомки смогли испытать радость общения с книгой, создаются специальные сорта бумаги, способные донести Слово через века. Подыскиваются заменители древесной массы, используя опыт прошлого. Если когда-то писали на пальмовых листьях, то почему из них нельзя сделать бумагу? Иранские инженеры решили эту проблему и выпускают бумагу из листьев финиковой пальмы. Итальянские специалисты предлагают бумагу из пластмассы. Существуют отдельные экземпляры книг, страницы которых из… морского песка. Нет предела человеческой мысли!

1.2 Что такое бумага.

Бумага – волокнистый материал, состоящий в основном из слоя специально обработанных растительных волокон, тесно переплетённых между собой и соединённых силами сцепления, возникающими между волокнами при их обработке. Бумага вырабатывается или из одних растительных волокон, или с добавлением в бумажную массу минеральных веществ (каолина, мела и др.), проклеивающих материалов (делающих бумагу мало проницаемой для чернил), красителей и других веществ, в зависимости от названия бумаги. Бумаге могут быть приданы различная механическая прочность, гладкость, любой цвет, способность впитывать воду, печатные краски и разные жидкости, водонепроницаемость и жиронепроницаемость, та или иная степень прозрачности и различные специальные свойства. По форме бумага выпускается в виде отдельных листов и непрерывной ленты (широкими рулонами или узкими бобинами).

1.3 Предназначение и виды бумаги.

Первоначально бумага предназначалась исключительно для письма и, по мере своего распространения, постепенно вытеснила применявшиеся для этой цели разнообразные материалы: древесную кору, пальмовые листья, деревянные и глиняные дощечки и др., а также пергамент и папирус, представлявшие собой до изобретения бумаги наиболее удобный и распространённый материал для письма. С развитием бумажного производства бумага стала применяться и для других целей, в первую очередь для завёртывания товаров. Кроме того, толстая бумага нашла применение и как строительный материал. Макулатура является заменителем таких видов первичного сырья и полуфабрикатов, как целлюлоза, древесная масса, бумажная масса. Используется для производства: туалетной бумаги, картонной тары, писчей бумаги, теплоизоляционного материала типа «Эковата»; бугорчатых прокладок и формованных изделий; волокнистых плит, полимернобумажных плит, теплоизоляционных плит. Волокнистые плиты из макулатуры используются для облицовки стен, потолков, перегородок жилых, производственных и складских помещений для изготовления тары, подкладки под линолеум, задней стенки мебели. В настоящее время из бумаги изготовляются различные виды тары, предметы домашнего обихода (салфетки, скатерти, занавески и пр.), детали машин, ленты для самопишущих приборов и т. д. Но основным видом применения бумаги в массовом масштабе является книгопечатание, письмо, черчение и различного рода изоляция.

Разновидности бумаги. Бумага различается по своему внешнему виду и по своим физико-механическим свойствам. Общее число выпускаемых видов бумаг, в соответствии с многообразием предъявляемых к ним требований. Такое разнообразие достигается надлежащим выбором исходных материалов и изменением условий производства, позволяющими в широких пределах менять основные показатели бумаги. В широких пределах могут колебаться и такие показатели, как гладкость, цвет, впитывающая способность, прозрачность, зольность, воздухопроницаемость и т. д.

Отдельным видам бумаги придаются специальные свойства: жиронепроницаемость, высокая пробивная напряженность, фильтрующая способность, водопрочность и др. При этом, в зависимости от требуемой механической прочности и стойкости по отношению ко всяким внешним факторам, применяются различные марки целлюлозы. Древесная масса применяется только в тех случаях, когда от бумаги не требуется высоких механических свойств, и она не предназначается для длительного пользования или хранения. Для производства бумаги широко используется также макулатура, т. е. бумага, использованная по своему назначению и возвращаемая обратно бумажной промышленности для переработки. Сюда же относятся обрезки и отходы от переработки бумаги. На фабриках по производству бумаги выпускают разные виды и состав бумаг. Вот некоторые виды бумаги, с которой мы встречаемся более часто:

1.4 Свойства бумаги.

Бумага материал созданный человеком. Как и любой другой материал, она имеет определённые свойства. Их нужно знать, чтобы использовать при изготовлении различных изделий. Из опыта с листом бумаги мы можем понять, какие свойства имеет бумага.

1.5 Изготовление бумаги.

Технологический процесс получения бумаги и картона складывается из механической, тепловой и химической обработки растительных волокон. Исходным материалом для производства бумаги является тряпьё – в виде старой, ношеной одежды, обрезков со швейных производств, целлюлоза, древесная масса, соломенная масса и бумажная макулатура. Целлюлоза и древесная масса поступают на бумажную фабрику с целлюлозных и древесномассивных заводов в сухом виде – в листах, в сыром – в валиках и пачках, и в жидком – с содержанием фабрик, отбросов первичной обработки льна и пеньки, старых канатов, веревок, сетей.

Производство бумаги состоит из нескольких последовательных процессов.

Приготовление бумажной массы, включающее :

а) Размол волокнистых полуфабрикатов, древесную массу обычно не размалывают, а получают необходимую степень помола;

б) Проклейку, наполнение и окраску бумажной массы с приготовлением суспензий и растворов проклеивающих веществ, наполнителей и красителей;

в) Переработку оборотного брака и макулатуры.

Перечисленные работы выполняет обычно подготовительный цех или отдел фабрики, в состав которого входят два основных отделения – рольное и минерально-клейное.

Отлив бумаги, включающий:

а) образование бумажного полотна;

б) мокрое прессование;

г) первичная отделка.

Все эти процессы выполняются непрерывно и последовательно.

2 Практические исследования.

2.1 Описание практической работы: «Делаем бумагу сами».

Нам понадобится : белая писчая бумага б/у (можно использовать старые газеты), стиральный порошок, клей ПВА, миксер, кусочки разноцветной бумаги, фольги, шерстяных ниток, мелкие сухие растения, дуршлаг, миска, хлопчатобумажная ткань, доска, груз, губка, любые водорастворимые краски (гуашь, акварельные или акриловые).

Технология:

    Нарвем бумагу на мелкие кусочки, сложим её в большую миску с водой. В воду добавим чуть-чуть стирального порошка и немного клея ПВА. Оставим всё это намокать, по меньшей мере, на 3 часа, а ещё лучше на сутки.

    Теперь намокшую бумажную массу нужно измельчить. Сделать это можно с помощью миксера. Стакан миксера заполняем на треть водой и дополняем его отжатой бумажной массой. Перемешиваем короткими включениями на небольших оборотах в течение 2-3 минут.

    Если нет миксера, перетираем массу пальцами так, чтобы получилась густая каша.

    В готовую массу можно добавить маленькие кусочки цветной бумаги, фольги, шерстяных ниток, сухие растения и прочее. Перелаживаем массу над раковиной в дуршлаг и даем воде стечь. Вылаживаем массу в миску и добавляем немного клея ПВА.

    На полу в ванной ложем большой кусок полиэтилена, на него – стопку старых газет, а на них хлопчатобумажную ткань. На ткань кладем комок бумажной массы.

    Разровняем массу пальцами так, чтобы она лежала ровным тонким слоем. Чем ровнее и тоньше мы её разложим, тем лучше будет бумага. Затем хлопаем по поверхности ладонью или немного покатаем скалкой.

    Завернем ткань так, чтобы она полностью прикрыла слой бумажной массы. Сверху положим ещё один кусок ткани и повторяем всю операцию. И так до тех пор, пока у нас не кончится масса.

    Получившуюся стопку (газеты, слои бумажной массы, ткань) накрываем сверху доской и ложем на неё груз. Выступившую воду собираем губкой.

    Всё это оставляем сушиться на ночь. Утром разворачиваем наш «бутерброд» и осторожно перекладываем готовые листочки самодельной бумаги на сухую поверхность. Подождем, пока бумага высохнет окончательно. Края бумаги ровно обрезаем.


2.2 Буклет «15 любопытных фактов об обыкновенной бумаге».

1. Самое большое количество бумаги производят страны: США, Канада, Финляндия, Япония, Швеция. Это логично, так как 20% населения, проживающего в наиболее индустриально развитых странах, потребляют более 85% мирового объема бумажной продукции (пресса, упаковка).

2. Исследования показывают, что бумажная промышленность находится на 4-м месте по выделению газов, вызывающих глобальное потепление.

3. Если бы в США уменьшили потребление бумаги на 10%, это сократило бы выброс парниковых газов на 1,6 миллиона тонн . Такой же эффект дало бы уменьшение автомобильного парка на 280 тысяч автомобилей.

4. Около четверти всего мусора на планете (около 25%) является бумажными отходами и бумажной продукцией.

5. Американцы получают по почте ежегодно 4 миллиона тонн различной бумаги – это более десяти килограмм макулатуры на каждого американца, включая стариков и детей. Если бы все перешли на электронные письма, это спасло бы 150 тысяч деревьев ежегодно.

6. При повторной переработке тонны бумаги сохраняется 17 деревьев .

7. Китай и Индия быстро увеличивают потребность в бумаге, но им еще далеко до промышленно развитых стран. К примеру, средний европеец потребляет ежегодно около четверти тонны бумаги , а австралиец – 130 килограмм.

8. Средняя британская семья ежегодно выбрасывает в мусор столько бумаги, что для ее изготовления пришлось вырубить 6 деревьев .

9. Производство бумаги – сложный процесс, состоящий из семи или восьми различных технологических операций.

10. Если вторично переработать тонну бумаги, можно сэкономить 17 взрослых деревьев, 26 тысяч литров воды, 3 кубометра плодоносной земли, 240 литров горючего, 4000 киловатт-часов электричества . Только этой электроэнергии достаточно, чтобы в течение года питать среднюю семью.

11. Для вторичной переработки бумаги требуется почти в два раза меньше энергии, чем для ее первичного производства из дерева, при этом вредные выбросы уменьшаются более чем на 70%.

12. Миллион тонн бумаги занимают 14.000 железнодорожных вагонов .

13. За последние 20 лет мировое потребление бумаги увеличилось с 92 до 208 миллионов тонн в год – рост составил 126% ! Появление компьютеров, различных систем электронного документооборота и прочих современных технологий эту тенденцию не изменило.

14. 60 кг макулатуры сберегает от вырубки 1 дерево .

15. Из тонны макулатуры можно изготовить 25 000 тетрадей .

Заключение .

Если мы будем использовать вторичное сырьё для изготовления бумаги, то сохранится и расширится в природе зелёный массив. Уменьшается площади, занятые свалками. Рециркуляция бумаги предотвратит загрязнение грунтовых вод токсичной типографской краской, остающейся после биологического разложения бумаги на свалках.

В результате проведенного исследования я узнала историю возникновения бумаги и её видов. Научилась сама получать разные виды бумаги. Собрала коллекцию.

Все сделанное своими руками заставляет не только потрудиться, но и приносит удовлетворение от результата.

Делайте бумагу сами, и мир станет чище!

Список использованных источников:

Характеристика источников

Серия журналов «Детская энциклопедия»

Детская энциклопедия, «Китай», № 12-2007, познавательный журнал для девочек и мальчиков, ЗАО «Аргументы и факты», С. 63-65.

«Все обо всем»

Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия. 1 том, Минск: Красико-Принт, 2002. – 510 с. – С.200-201

Учебно-методическая литература

Юдин А.В. С книгой по жизни. - М.: Знание, 1989. – 48 с., ил. – (Сер. «Твоя профессия»; №3). С. 6-7 «О камне, бумаге и… песке»


Интернет-источники

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Костромы

«Гимназия №15»

Научно-исследовательская работа

«Вторая жизнь бумаги. Превращение макулатуры в эксклюзивные вещи»»

Выполнили: Степанова Екатерина Алексеевна,

ученица 5 «Г» класса

Цыпина Полина Александровна,

Ученица 5 «Г» класса

Липатова Светлана Анатольевна

Ученица 5 «Г» класса

Руководитель: Варава Ирина Васильевна,

учитель технологии

Степанова Елена Павловна

Учитель природоведения

Город Кострома

2014 г.

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою земля
И небо чистым быть.
А землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
Природную среду.
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страдания, что земле
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!

Аннотация

Работа «Вторая жизнь бумаги» посвящена исследованию практической переработки макулатуры и созданию из нее нужных и полезных в быту предметов.

В нашем случае рассматривается вопрос переработки глянцевых журналов, открыток, буклетов в эксклюзивные украшения и предметы интерьера, в этом и заключается актуальность и новизна данного исследования.

Цель исследования – показать практическое использование макулатуры (журналов, открыток).

Задачи исследования:

    Изучить влияние макулатуры на экологию и окружающую среду.

    Изучить способы промышленной переработки макулатуры.

    Изучить один из способов ручной переработки макулатуры.

Практическая значимость : работа может быть использована учителями и учащимися школ на уроках технологии, изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Содержание

    Введение……………………………………………………………………3-4

    Основная часть…………………………………………………...…….......4-9

2.1. Влияние макулатуры на экологию……………………………………...4-5

2.2. Промышленная переработка макулатуры……………………………...5-8

2.3. Ручная переработка макулатуры (журналов, открыток, буклетов)…..8-9

3. Заключение …………………………………………………………….........9-10

4. Список использованных источников и литература ………………………11

5. Приложения………………………………………………………………….11-17

    Введение

Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса, - чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идет через столетия.Дружба, начавшаяся с бумагой в детстве, не прекращается всю жизнь, дома, в школе, на улице, в магазине, на работе у родителей мы рады этой встрече. Бумага входит к нам в квартиру свежей газетой, новым номером журнала, письмом. В школе на парте лежат учебники, тетради по которым мы учимся. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой, полки с книгами, обои на стенах, коробки из-под обуви и т.д.

Мы не всегда осмысливаем великое значение бумаги. Лист бумаги - гладкий, чистый, отменной белизны - мы рассматриваем как некую малость, обыденную, незаметную, даже вроде бы и не вещь и не предмет, а так просто - лист, да и только. И вряд ли кто задумывался над тем, где, как, из чего, трудом каких людей создан этот лист.И вот этот чистый лист - стал грязным, исписанным, мятым и мы его выкидываем. Старые газеты, журналы, разорванные книги, учебники, сколько всего ненужного можно найти вокруг нас. Люди торгуют на улице и после себя оставляют коробки, которые мокнут под дождем и никто их не убирает. От этого улицы, площади становятся грязными.

Планета, отравленная отходами человеческой деятельности, - один из возможных сценариев апокалипсиса. Люди часто не просто изменяют природу, а разрушают среду своего обитания, доводят ее до того, что уже сами не могут жить в новых условиях. Такие этапы человеческой истории, когда человек «рубит сук, на котором сидит», называются «экологическими кризисами», и они повторялись неоднократно в течение всей истории. Стремление взять у природы больше, чем она может дать, сопровождала человека на протяжении тысячелетий, и поэтому вся его история – это путь от одного экологического кризиса к другому.

Но выбор пути, по которому последует человеческая цивилизация, пока ещё остается за нами. Важно лишь успеть сделать его вовремя. Нам кажется, что наша планета - Земля - вполне имеет перспективу в обозримом будущем, превратиться в одну большую свалку. Чтобы этого не случилось, надо действовать как в книге А. Сент - Экзюпери «Маленький принц»: «…встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок планету».

2. Основная часть.

2.1. Влияние макулатуры на экологию.

Конец 2011 года был ознаменован рождением семимиллиардного жителя Земли, и с каждым годом людей на Земле становится всё больше, а природных ресурсов остаётся всё меньше. Чтобы и дальше пользоваться благами цивилизации, необходимо заниматься сбором, переработкой и использованием вторичного сырья. Самым распространённым видом вторичного сырья является макулатура. Она составляет примерно 2/5 от всех образованных твёрдых бытовых отходов. Использование макулатуры позволяет экономить древесину, которая идёт на изготовление бумаги, а результат этого – сохранение лесов. Подсчитано, что 54 кг газетной бумаги позволяет сохранить одно дерево, а тонна макулатуры заменяет собой четыре кубометра древесины.
Только в одном Китае на производство поздравительных открыток ежегодно вырубается около 10 тысяч деревьев, а сколько таких открыток выпускается по всему миру? Представляете, сколько можно сэкономить деревьев, используя бумагу как вторичное сырьё.
В советские времена заготовка макулатуры проводилась различными способами. Активное участие в этом деле принимали школы, для которых были установлены годовые нормы сбора макулатуры. Активно принимало участие в сборе макулатуры и население. На 2009 год, уровень сбора макулатуры в России составил 12%, в мире 49%, в США 50%, в Европе 59,4%. Самый высокий уровень сбора макулатуры был в Германии и составил 73,6%. По данным на начало 2010 года Европа по-прежнему остается мировым лидером по сбору макулатуры с уровнем в 64,5%

В наше время основными источниками образования макулатуры являются промышленные предприятия, типографии, крупные торговые сети.

Л ес можно сберечь, не только охраняя его от вырубания, несанкционированных свалок и пожаров, но и экономно используя его ресурсы и перерабатывая использованное сырьё. Проблема переработки мусора остро стоит во всем мире и периодически обсуждается экологами. Что касается бумажных отходов (макулатуры), то их вторая жизнь позволяет сохранить немалое количество деревьев, а это очень актуально для окружающей нас природной среды, которую чистой и благополучной в данное время назвать нельзя.

Получая из макулатуры такую необходимую всем нам бумагу, люди не только сохраняют леса, но также экономят воду и энергию. А это означает, что сокращается количество вредных отходов и уменьшается общее загрязнение окружающей среды. Если человек вырастает в обществе, которое заботится об окружающей природе, а также осознанно и ответственно относится к экологии, ее проблемам, то можно не сомневаться, что он будет всегда придерживаться соответствующих правил. Переработка макулатуры позволяет уменьшить количество технико-бытовых отходов и сберечь лесные насаждения на планете.Известно, что 1 тонна бумаги, изготовленная из макулатуры, сберегает 17 деревьев, 30000 литров воды, 2000 Квт/ч электроэнергии.

2.2. Промышленная переработка макулатуры.

Когда макулатура перестает быть макулатурой и превращается в полезные вещи? Стоит ли ее собирать, хранить и потом сдавать? Конечно, стоит, ведь из нее можно получить множество полезных в хозяйстве изделий и даже использовать как нестандартный материал для творческих замыслов. Первое, что приходит на ум, когда мы слышим про изделия из макулатуры – это туалетная бумага и картон. Но для макулатуры это не предел. Вот что научились изготавливать из макулатуры у нас и на западе:

    Одноразовую посуду

    Строительные материалы

    Материалы для изоляции

    Крафт-пакеты

    Средства личной гигиены

    Техническую бумагу

    Картон

    Ткани для пошива одежды

    Полиграфические изделия

    Аксессуары для автомобилей

    Папье-маше для творчества

    Мебель

    Эковата

    Картон

    Из макулатуры вырабатывают 4 вида картона . Вид картона зависит от сырья, из которого он вырабатывается и цели назначения.

    Упаковочный картон (тара): сюда относят хромовый картон из целлюлозы для тары с последующей цветной печатью, коробочный для изготовления тары без последующей печати, хром-эрзац склеенный и обычный для тары с печатью в одну или несколько красок.

    Технический картон используется в строительстве для облицовки, прокладок, при строительстве крыш. Кровельный картон выпускается в рулонах и используется в строительстве, как прокладочный материал между кровлей и обрешеткой. Прокладочный картон используется в машиностроении и при транспортировке мебели. Облицовочный картон участвует в создании строительных плит.

    Трубы из картона широко применяются как основа для хранения бумаги, тканей, ковров и других материалов, которые можно упаковать наматыванием. Такие трубы производят путем наложения бумаги слоями друг на друга, в процессе чего образуются картонные трубы.

    Эковата (целлюлоза)

    Эковата - специальный состав из целлюлозной массы, применяемый как тепло- и звукоизоляционный материал. Такая смесь защищает строительные конструкции от огня, гнили и плесени . В процессе производства эковаты, макулатуру измельчают сухим способом, в отличие от процесса производства гофрированного картона, где используется мокрая подготовка макулатуры.

    Гофрированный картон

    Многослойный вид картона, который состоит из лайнеров (плоских слоев) и флютингов (волнистых слоев). Слои соединяются между собой клеем. Прочность гофрокартона зависит от количества слоев , из которого он состоит. Так, к примеру, семислойный гофрированный картон можно использовать для изготовления особо прочных коробок или ящиков.

    Бумажные изделия санитарного и гигиенического назначения

    Сюда относится, хорошо известная, туалетная бумага, бумажные салфетки и скатерти, детские и женские гигиенические изделия и т.д. Цена такой продукции, напрямую зависит от количества слоев заложенных при изготовлении данного товара. Чем тоньше слои и чем их больше, тем качественнее считается такая продукция. Для однослойных продуктов используется макулатура низкого качества, для многослойных - соответственно высшего.

    Бумажная посуда

    Такие стаканчики и тарелки легко утилизировать и они не загрязняют окружающую среду. Технология изготовления начинается все с той же макулатуры, положенной в основу бумажного листа. Иногда на лист наносят изображение, иногда оставляют пустым, после чего, его оборачивают вокруг металлической заготовки-конуса и вкладывают бумажное дно. Таким образом, получается бумажный стаканчик. Формовкой изготавливают и тарелки, которые могут быть украшены различными текстурами.

    Крафт-пакеты

    Пакеты из бумаги считаются экологически чистыми и легко разлагаются. Часто такие пакеты используют для упаковки хлебобулочных изделий, для расфасовки чая, кофе и других продовольственных и непродовольственных изделий. Для изготовления крафт-пакетов задействуют прочную оберточную бумагу на основе крафт-целлюлозы. Иногда такую бумагу покрывают тонким слоем полиэтилена для защиты от влаги.

    Мебель

    Изготовление мебели из макулатуры является относительно новой технологией , но при этом достаточно экологичной. Так, к примеру, если смешать бумажную массу с клеем и смолой, то можно слепить достаточно интересную и нестандартную дизайнерскую тумбу или иной предмет мебели.

Как видно, сфер применения макулатуры великое множество. Повторное использование бумаги – это актуальное и дальновидное занятие, помогающее сохранять окружающую среду, развивая экологический подход к предметам потребления.

2.3. Ручная переработка макулатуры (журналов, открыток, буклетов).

Кроме того, из использованной бумаги можно изготовить прекрасные сувениры и поделки, а также бумагу, которая пользуется большим спросом во многих странах.В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят теплочеловеческих рук и не имеют аналогов.

Вечное стремление человека окружить себя красивыми вещами побуждало к новым решениям. Старые газеты и журналы, которые скопились у вас в ящиках стола, можно сдать в макулатуру, но можно и дать им вторую жизнь, причем яркую, красивую и творческую. Несомненно, второй вариант придется по душе всем людям с «умелыми ручками». Разумеется, зачем выбрасывать вещи, которые могут быть полезными? Это большая возможность создать нечто оригинальное, и внести разнообразие в досуг – ведь творческий процесс всегда увлекает, дарит положительные эмоции, а также снимает нагрузку и нервное напряжение.

Из старых глянцевых журналов и открыток получаются оригинальные (приложение 2) . Такие бумажные бусины являются прекрасным материалом для создания оригинальных предметов интерьера и украшений.

Бумажные бусины

Для этого нам понадобятся всего лишь ножницы или офисный нож для бумаги, любая бумага, карандаш или ручка, линейка, зубочистки или палочки для канапе, клей или лак. Окрашивать бусинки можно какими угодно средствами, хоть акварельной краской, хоть лаком для ногтей.


Итак, берём бумагу, режем её на длинные треугольники, точнее конусы.

Нам нужен клей – лучше обычный клей-карандаш – и палочки для канапе или любые другие тонкие и длинные палочки. Берем конус, наносим на одну его сторону клей и аккуратно накручиваем его на палочку – от основания треугольника к кончику. В итоге у нас должна получиться овальная или круглая, в зависимости от длины и ширины вырезанного цилиндрика, бусина.

С формой можно и поэкспериментировать. Чтобы получились ровные цилиндрики, можно порезать бумагу на полоски. Чтобы сделать «песочные часы», вырежем двойной конус – с двумя вершинами. Чтобы сделать «башенки», вырежем сначала полоски, а потом разрежем их по диагонали надвое, чтобы получились треугольники с прямым углом.

Наконец, когда бусины готовы, их можно декорировать по собственному желанию. Если вы взяли обычную белую бумагу, вы можете разукрасить её либо до того, как разрежете, либо после того, как у вас получатся бусинки. Можно воспользоваться простой шариковой ручкой, цветными карандашами, фломастерами, красками, лаками для ногтей, акриловыми лаками и др. Всё, что вам кажется приемлемым, подойдёт. А как итог? Яркие разноцветные бусины! (приложение 3, 7, 8)


Из множества таких бусин мы сделали:

    Ожерелье (приложение 9, 11)

    Штору (приложение 10, 12, 13, 14, 15, 16)

    Подставку под горячее (приложение 17)

3. Заключение

Переработка макулатуры - очень наглядный пример охраны окружающей среды одновременно с экономией ценного природного сырья. Тщательный сбор макулатуры и ее разумное использование не только предотвращают засорение среды нашего обитания остатками бумаги, но и сберегают ценную древесину. В Германии, например, значительная доля бумаги и картона производится из макулатуры, и благодаря этому ежегодно сохраняется 1500 га леса.

С точки зрения экономики целесообразно использовать макулатуру для производства упаковочных материалов, гофрированного и простого картона и т. п. Нельзя забывать при этом, что целлюлоза – ценное химическое сырье для производства искусственных волокон, взрывчатых веществ, искусственной кожи, кинопленки и искусственного шелка.

Каждый гектар лесного массива позволяет получить в год около 45 т древесной массы, а при правильном разведении и уходе эта цифра может быть удвоена. Нужно только всегда помнить, что лес на каждую тонну древесной массы дает нам дополнительно 1,3 т кислорода. Гектар леса ежегодно производит около 45 000 м 3 этого жизненно важного элемента, колоссальные количества которого мы затрачиваем на сжигание нефти, газа и угля. Через длительное время это должно привести к общему уменьшению содержания кислорода на Земле. В воздухе больших городов в часы пик и сейчас часто содержание кислорода уменьшается настолько, что это соответствует высоте 5000 м над уровнем моря, а это вредно отражается на здоровье людей. Леса к тому же - это излюбленное место отдыха, хорошая защита от пыли и шума. Города стараются окружить зелеными поясами, что одновременно способствует и борьбе с обеднением воздуха кислородом.

Макулатура - один из важных видов возобновляемых ресурсов. Чтобы взамен срубленного дерева вырастить новое, требуется 25-30 лет. Бумага практически не наносит вреда окружающей среде. Время разложения 2-3 года, но иногда на свалках без поступления кислорода в слой мусора бумага способна лежать до 30 лет не разлагаясь. Однако краска, которая нанесена на бумагу, при разложении выделяет ядовитые вещества, а при сжигании некоторых видов краски могут образовываться диоксиды. По статистике: В России лишь 0,1% бумаги производится из макулатуры. В Европе эта цифра доходит до 50%, а в Японии и вовсе - 65% новой бумаги делается из старой макулатуры.

Мы тоже можем внести свою посильную лепту в дело охраны окружающей среды. По нашему мнению, использование макулатуры для изготовления красивых и полезных предметов быта и интерьера, не только сохраняет наши природные богатства и помогает улучшить экологическую обстановку в нашем регионе, но и делает нас бережливее! Тем более, что получаются в итоге такие уникальные и оригинальные вещи! (приложение 1, 4, 5, 6)

4.Список использованных источников и литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах).

/ Гл. ред. A.M. Прохоров, Изд. 3 - е - М.: «Советская Энциклопедия». 1974.

2. Даль В. Толковый словарь живого русского языка: т. 1-4 - М.: Русский

Язык, 1978.- т.2. И-О. 1979. 749 стр.

3.Журнал «Экология и жизнь» №5 - 2003 год.

4.Журнал «Наука и жизнь» №7 - 2004 год.

5. Ожегов С. И. «Словарь русского языка»

6. Слово о бумаге. Н.Ю. Яковлев. М. 1988 г.

7. Технология бумаги, М., 1992 г.

8.Интернет – ресурсы: Википедия

5. Приложения

1.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.
10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»