Священник тимофей чайкин. Плод веры

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Тимофей Чайкин: Казачья молодежь должна осознавать свой нравственный долг и исполнять его, несмотря ни на что

Начало нового учебного года подвигает поразмышлять об особенностях духовно-нравственного состояния молодого поколения, в частности, современной казачьей молодежи. Своими мыслями и выводами о значении воспитания в системе непрерывного казачьего образования в Российской Федерации, о необходимости молодым казакам выстраивать гармоничные отношения с Богом, миром и людьми делится ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством священник Тимофей Чайкин, духовник МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет).

- Ваше Преподобие, благословите!

- Бог благословит!

- Будучи молодым священником, расскажите, пожалуйста, о своем пути к Богу.

- Вырос я в многодетной семье православного священника, да и среди моих близких были и есть много священнослужителей. Так что мой путь к Богу был предопределен. Конечно, я счастлив, что по промыслу Божиему являюсь продолжателем священнического рода. Один мой прадед, к примеру, после кончины супруги принял монашеский постриг и со временем стал схиархимандритом. Брат и сестры имеют связь с Церковью и служением Богу, за что я Господу благодарен. В младенчестве родители меня крестили, избрав ответственных крестных. Крестный мой – священник, а крестная – матушка священника.

В 2005 году я поступил в Московскую духовную семинарию; после ее окончания продолжил образование в Московской Духовной Академии. Знания, которые были получены в стенах Лавры преподобного Сергия, помогли мне и помогают до сих пор в пастырском служении, в моей работе в Синодальном комитете, общении с казаками, которые ищут путь к Богу. Потому что главная задача окормляющего духовенства – на путь принятия Православной веры как «путиводительной звезды» в жизни наше казачество наставить. Ведь путь казака в прошедшие века и сегодня – служение «Богу, Святой Руси, своему народу и своему государству». Казачата видят, усваивают и перенимают нормы поведения взрослых, в том числе в приходской жизни, а также обычаи и традиции казачества, отношение к труду, защите Отечества. В этом заключена необратимая сила личного примера.

Одновременно с учебой в МДА, я окончил исторический факультет Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, защитив дипломную работу на тему «Тертулиан - учитель христианской нравственности» и могу преподавать теологию. Поэтому уместно сказать, что полноценно посвящая свою жизнь Богу, ты не лишаешь себя светских знаний. И сегодня, неся одно из своих послушаний в светском ВУЗе, в Первом казачьем университете, я в полном праве могу духовно окормлять молодых казаков.

Священник Тимофей Чайкин:

«Ты здесь должен один раз для себя твердо понять, речь всегда идет только о тебе. Ты принял Православную веру, ты крестился, за тебя родители твои, твои крестные молились, по вере этих людей были даны обеты Богу: я, Господи, принадлежу Тебе, я согласен Твои заповеди соблюдать. Это уже твоя ответственность. Коли она на тебе есть, великая ответственность перед Богом, ты обязан отвечать за свои дела и поступки именно как православный христианин. Так же у казаков. Казак, как и священник, принимает присягу в храме на Кресте и Евангелии перед казачьим братством, перед святыми иконами, являясь в прямом смысле слова частью Церкви, обещает служить вере Православной, Отечеству и казачеству. Я думаю, что это главные слова в жизни, и ты будь готов за свои слова понести ответственность, Господь ведь спросит именно с тебя».

«…не нужно впадать в другой соблазн, ныне очень распространенный: дети - это потом, сначала профессия, пожить для себя. Не деньги надо зарабатывать, тем более ценой отказа от деторождения, а заниматься собственной духовной жизнью. К духовным людям Бог особенно внимателен, никогда не оставит такую семью, сколько бы детей в ней не родилось. Никогда казачьи семьи или семьи священников не оставались без куска хлеба, хорошего образования. Из таких семей дети выходят порядочными, с большим потенциалом человечности, творческих способностей, и знающих, как этим потенциалом правильно распорядиться».

…Я очень люблю церковное пение. Поэтому в храме Оковецкой иконы Божией Матери, ныне кафедральном соборе Ржевской епархии, где настоятелем был мой отец, протоиерей Константин Чайкин, мы создали смешанный молодежный хор из более 20 человек, и, признаться, исполняли довольно сложные музыкальные произведения. Конечно, мы не пели Рахманинова, но духовные сочинения и переложения традиционных распевов Павла Чеснокова и Александра Кастальского, других авторов исполняли. Вокальную динамику нашего хора благосклонно отмечали священство и прихожане, да и митрополит Тверской и Кашинский Виктор, а в годы моей ранней юности архиепископ, положительно отзывался о нашем исполнении. Осмелюсь утверждать, что в Тверской области мы были одним из успешных певческих коллективов. Поэтому поступая в Московскую духовную семинарию, я мечтал попасть в братский хор под управлением известного, уникальнейшего регента Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Матфея Мормыля, с которым связана вся певческая история нашей Православной Церкви. Для многих поколений выпускников МДА он был общепризнанным авторитетом и очень любимым «батей»! Мне посчастливилось не просто войти в круг певчих, но последние годы сопровождать его. В 2008 году я был рукоположен ректором владыкой Евгением Верейским во диакона в Покровском академическом храме. Вскоре я пришел в Донской монастырь, где служил дьяконом при епископе Павлово-Посадском Кирилле, ныне митрополите Ставропольском и Невинномысском. Спустя 3 года меня рукоположили в сан священника, и я служил в Лесном городке Одинцовского района Московской области. Позднее Указом Святейшего Патриарха я был зачислен в клир города Москвы и определен служить в храме святого праведного Иоанна Кронштадского в Жулебино, где последние пять лет совершаю свое пастырское служение.

- Вы работаете в Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством 7 лет. Какое место в жизни Комитета и казачьего духовенства занимали вопросы духовного окормления казачьей молодежи в начале его деятельности и теперь?

- По благословению митрополита Кирилла мне посчастливилось стоять у истоков создания Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Помню первые шаги Комитета и всех сотрудников. Сначала было сложно понять всем нам, что такое Синодальный комитет, чем он должен заниматься, какие меры по воцерковлению не просто православных верующих, а именно казаков мы должны предпринять. Исторически казаки связаны с православием, но как это донести и самому казачеству, и только формирующемуся войсковому казачьему духовенству? Само казачество еще было разрозненно, да и годы безбожной советской власти сильно ударили по казакам. В 2009 году был создан Совет при Президенте РФ по делам казачества, который возглавил Александр Дмитриевич Беглов, ныне Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. По благословению Святейшего Патриарха членом Совета стал председатель Синодального комитета митрополит Кирилл. И весь этот период совместной работы Церкви, казачества и государства стал едва ли не самым плодотворным временем в деле возрождения российского казачества.

Тогда, в 2010-2011 годах казаки, конечно, говорили о поддержке казачьих традиций. Но не все понимали, что такое Православная вера, поведение православного человека на протяжении всей его жизни, а не только представление о том, что, приняв Таинство крещения, изредка заходить в храм, оставить поминальную записку, постоять со свечой. Процесс воцерковления затрагивал несколько пластов в работе Синодального комитета: определение правового статуса института войскового священника, руководителя епархиального отдела по взаимодействию с казачеством; проведение катехизаторской работы, направление созданных Комитетом методических материалов духовникам, атаманам, а также в образовательные организации с казачьим компонентом для формирования уникальной системы казачьего воспитания, которая является едва ли не главным элементом казачьей культуры в целом. Именно в силу мощной генетики российского казачества, в отличие от других социальных групп, оно сохранило историческую память и желание восстановить свои устои и традиции, прежде всего православные. Содержание природы такого явления, как казачество, действительно всеобъемлюще. Это защитники в самом высоком смысле слова - охранители государственных интересов, Русской Православной Церкви, своих общин, всего народа. Все эти черты носят исключительно позитивный характер, достойно проявлены в славных походах и в мирной жизни, поэтому и примеров для формирования в современном молодом поколении казаков патриотических взглядов, духа товарищества, милосердия и социального служения более чем достаточно.

Воцерковление казачьей молодежи стало также одной из задач Синодального комитета. В 2010 году было рано говорить о молодежных организациях и объединениях. Их еще попросту не существовало. Понимание как организовывать такую работу самому государству, войсковым казачьим обществам только формировалось. Ведь когда человек с активной жизненной позицией состоит в организации, у которой есть устав, программа действий, тогда он более качественно сотрудничает с различными органами власти, общественными объединениями, учреждениями Русской Православной Церкви. Напомню, что мы в первый же год работы Синодального комитета провели мероприятия казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений. Позднее была определена коллегия войсковых священников, которую утвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ и пригласил в нее представителей Украинской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Казахстанского митрополичьего округа. Священноначалием также было принято Положение о руководителе епархиального профильного отдела. Со всем казачьим духовенством мы находимся в постоянном рабочем и братском контакте.
Напомню, что на заключительном заседании казачьего направления Международных Рождественских чтений в январе 2016 года митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл настоятельно рекомендовал священству с особенным вниманием сосредоточиться на пастырском окормлении казачьей молодежи.

Сегодня работа с молодыми казаками ведется более точечная. Во многих организациях существуют свои уставы, которые определяют взаимодействие с епархиями Русской Православной Церкви, с духовниками, окормляющими казачество. Этот список организаций постоянно обновляется, и он нужен для того, чтобы через правящих архиереев назначить бы туда казачьих духовников.

И Синодальный комитет, и казачьи духовники на местах усердно трудятся, чтобы у молодежи выстраивались гармоничные отношения с Богом, миром и людьми. Наш совместный опыт показывает, насколько плодотворным может быть взаимодействие государства, Церкви и общества в вопросах культурного и духовного просвещения и воспитания молодежи. Буквально пару слов о форумах казачьей молодежи, которые мы провели в Санкт-Петербурге в прошлом году, и в Севастополе - в нынешнем. На Евразийские форумы «Казачье единство» приезжают представители всех войсковых казачьих обществ, Белоруссии, Казахстана. Участники имеют возможность совершить паломничества к святым местам, поклониться святым мощам, помолиться вместе с братьями-казаками из других казачьих обществ в исторических соборах и храмах великих русских городов, внять наставлениям Владыки митрополита, получить его благословение, а также послушать лекции священников и преподавателей, посетить известные музеи и театры. Такие впечатления и переживания постепенно складываются в психологическую готовность к «служению Отечеству не за страх, а за совесть».

- В России создана и развивается уникальная система непрерывного образования с казачьим компонентом. Конкурс в казачьи кадетские корпуса растет ежегодно. Чем, на Ваш взгляд, объясняется такое большое внимание государства к образованию казачат, да и самих родителей при выборе образовательной организации для своих детей?

- Когда говорят о системе непрерывного образования с казачьим компонентом, имеют в виду поддержание, развитие своего рода цепочки – от детского сада до ВУЗа. С таким ВУЗом Синодальный комитет взаимодействует самым активным образом, - это МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет).

Ядром системы являются, конечно, казачьи кадетские корпуса. Напомню, что решение об открытии корпусов принимают администрация субъекта РФ и войсковое казачье войско во главе с атаманом при поддержке Совета при Президенте РФ по делам казачества и Министерства образования и науки РФ. Не исключаю, что кем-то данный сегмент российского образования воспринимается как экзотика. Между тем мы с радостью наблюдаем, как происходит духовное возрастание казачат, едва ли не с первых шагов их жизни.

Сегодня в России открываются все новые и новые казачьи кадетские корпуса. Это действительно «штучные» учебные заведения, которые есть не что иное как один из источников формирования российской элиты, посвятившей себя защите национальных интересов, служению народу.

Недаром с давних времен бытует такая поговорка: «Ученье образует ум казака, а православное воспитание – нрав». Понимая важность уникального соединения воспитательного и образовательного процессов для сохранения основополагающих традиций казаков и членов их семей, представители власти, казачества, образовательных и общественных организаций обратили внимание на существовавшую форму учебных заведений и до революции 1917 года. Сегодня в России действуют 30 казачьих кадетских корпусов. Казачьих школ насчитываются сотни, а казачьих классов – тысячи по стране. Только в Москве их более 100. Кроме того, открыты казачьи кадетские профессиональные училища, центры дополнительного образования для казаков.

Прежде чем поступить в казачий кадетский корпус, ребята должны успешно пройти испытания, конкурируя с ровесниками. К примеру, конкурс в МПКУ им М.А.Шолохова, имеющему в программе обучения казачий компонент, достигает 80 человек на одно место! Подростки получают знания не только по общеобразовательным дисциплинам, но и по истории казачества, основам Православной веры, обучаются строевой подготовке, правилам рукопашного боя и так далее. Это же новое качество системы российского образования. Почему люди отдают своих детишек в казачьи классы, казачьи кадетские корпуса? Могу ответить словами родителей этих же детей: «Мы хотим, чтобы ребенок вырос настоящим патриотом, беззаветно любящим свою Родину, стремящимся жить полнотой церковной жизни». И Синодальный комитет направляет духовников окормлять учащихся в казачьи образовательные организации, разумеется, с согласия их родителей.

Первый казачий университет, который возглавляет член Совета при Президенте РФ по делам казачества ректор Валентина Николаевна Иванова, объединяет 18 региональных институтов. Мы знаем, что филиальную сеть федеральных ВУЗов в последнее время существенно сокращают. А в МГУТУ Божией милостью и заботой митрополита Кирилла все остались на месте. В региональных институтах есть духовники, которые окормляют студентов и преподавателей, проводят постоянную духовно-просветительскую работу. И сама жизнь, и история России, наконец, история Русской Православной Церкви много раз убедительно доказывала, что без духовного стержня, без обращения нашего внутреннего взгляда к горнему миру, - туда, где замысел свой о человеке Господь проявил, чтобы бессмертная душа, которая была дана каждому человеку по рождению, прожила бы свою жизнь вместе с телом не зазря, а принесла бы добрый плод для вечной жизни в Царствие небесном, - нет и не может быть стабильного государства, единой, неделимой нравственности в обществе, прочного мира в семьях и душах людей.

- Уже несколько лет Вы являетесь духовником МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет). В головном здании в Москве и в 18 региональных институтах открыты Духовно-просветительские центры. Насколько студенты-казаки воцерковлены? Можно ли охарактеризовать такой деликатный процесс как степень стояния в вере, духовного укрепления студенческой казачьей молодежи?

- Мы сотрудничаем с МГУТУ с 2011 года, с той поры, когда ВУЗу еще не был присвоен статус «Первый казачий университет». Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества было определено сделать одним из ведущих направлений – обучение казаков, поступающих в университет по направлению войскового казачьего общества и администрации субъекта Российской Федерации. Понимая, что казачество – это образ жизни, воспитательный компонент в программах и деятельности этого учреждения со временем стал все более весомым, во многом благодаря участию Русской Православной Церкви.

ВУЗ готовит главным образом специалистов пищевой промышленности. Учитывая, что абитуриенты приезжают по целевому набору в Москву из «казачьих» регионов – скажем, из Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской, Волгоградской областей, где есть развитое сельское хозяйство, то, получив профессию и вернувшись в свой край, они становятся успешными практиками. А казаки в мирные периоды возделывали землю, занимались рыболовством, животноводством, виноделием и приучали к труду свое потомство. Эта традиция не прерывалась, только у нынешней казачьей молодежи появилась положительная возможность, поступив на бюджет, получить современную профессию, гарантированное трудоустройство и пастырское благословение на начало всякого доброго дела.

Университет всегда дорожил поддержкой главы Синодального комитета митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. Он благословил создание духовно-просветительских центров в головном ВУЗе в Москве и филиалах, способствовал открытию кафедры теологии, на которой молодых казаков и студентов, не связанных с казачеством, обучают основам Православной веры. Недавно открылись курсы по изучению старославянского языка. Надеемся, по милости Божией, и церковнославянский язык будут преподавать. В духовно-просветительский центр им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, где находятся иконы, и куда приходят казаки утром и вечером, чтобы прочесть молитвы. Репутация ВУЗа и его филиалов во многом укрепляется потому, что молятся верующие, молится митрополит Кирилл и окормляющее казаков духовенство, усердно трудится на общее будущее весь Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.Насколько воцерковлены студенты-казаки, это отдельный вопрос. У молодых людей была в семьях разная степень религиозности. Вместе с тем, отмечу, что в этом ВУЗе учились люди, будучи уже иподьяконами у архиереев южных епархий Русской Православной Церкви. Разные люди приходят, - есть те, кто имеют духовное начало, и те, кто только начинают знакомиться с бесценными духовными сокровищами Церкви. У всех этих ребят есть возможность получить более глубокую духовную подготовку и укрепиться в своей вере. Мы регулярно проводим молебны, церемонии принесения присяги для первокурсников, приглашаем на службы в Донской ставропигиальный мужской монастырь, в том числе 1 сентября, когда православные люди празднуют День Донской иконы Божией Матери. И в этом году студенты-казаки молились за Божественной литургией. Я уверен, что их молитвы, обращенные к Пресвятой Богородице, не останутся тщетными. Пресвятая Владычица поможет в их пути. Также в головном офисе и в региональных институтах мы проводим различные лекции и видеоконференции по духовно-нравственному воспитанию, основам Православной веры, вопросам семьи и брака, преодолению неоязычества. Кроме того, ребята нередко приходят в храм святого праведного Иоанна Кронштадского в Жулебино, в котором я служу,- они исповедуются, причащаются, видят в вере утверждение и спасение. Конечно, это воцерковленные люди, которые усвоили, что нужно осознавать свой нравственный долг и исполнять его, несмотря ни на что.

Какое глубоко созидательное, спасительное значение имеет общение пасомых с пастырями. Все мы, верующие, составляем единое общество – Святую Церковь. Но молодые казаки должны построить прежде всего свою малую Церковь – семью. Как им помочь, чтобы их семьи не распадались, а были крепкими, счастливыми, основанными на казачьих традициях?

Я считаю, что люди, вступающие в совместную жизнь, не должны пренебрегать Таинством Венчания. Почему? Когда люди приходят венчаться, замечательные молитвы возносит священник вместе с новобрачными, их родителями и друзьями, о том, чтобы Господь соединил два этих тела во единую личность. Соединил, укрепил и утвердил в любви вечной. Тогда сложно диаволу вмешаться и разрушить Богом освященный союз. А когда человек сам находит вторую половину, сам определяет, как ему жить дальше, не обращается ко Господу, то, конечно же, враг рода человеческого вмешивается в трудную минуту и усугубляет сложную ситуацию, а не разрешает ее. Люди невоцерковленные действительно нередко расходятся в разные стороны, хотя серьезных причин к расставанию может и не быть. Таким людям я говорю: найдите в себе силы обернуться назад, мысленно вернуться к моменту вашего же решения идти одной дорогой, обвенчаться и продолжить свою семейную жизнь уже под благословением Божиим. Кстати, бытует мнение, мол, назад оглядываться не стоит. Так вот бояться оглядываться нужно на грех. А когда дело правое, на него можно много раз оглянуться и подумать о добром продолжении совместного пути. Вот поэтому в воспитании казака или казачки всегда правильно расставляли приоритеты. Но, помимо твердого желания все вместе преодолеть и продолжать идти дальше, не нужно впадать в другой соблазн, ныне очень распространенный: дети - это потом, сначала профессия, денег подзаработать, пожить для себя. Не деньги надо зарабатывать, тем более ценой отказа от деторождения, а заниматься собственной духовной жизнью. К духовным людям Бог особенно внимателен, никогда не оставит такую семью, сколько бы детей в ней не родилось. Никогда казачьи семьи или семьи священников не оставались без куска хлеба, хорошего образования. Из таких семей дети выходят порядочными, с большим потенциалом человечности, творческих способностей, и знающих, как этим потенциалом правильно распорядиться.

А ведь есть семьи, где близкие люди даже питаются порознь… Вольготность и жизнь без ограничений для молодых, случается, куда опаснее скромности и обычных житейских притеснений. Достигнув совершеннолетия, такие люди не понимают, что им надо делать дальше. Семейная жизнь любого человека, независимо от материального достатка, это – разного рода трудности, преодоления, но всегда общие радости в семейных праздниках, семейных походах в храм Божий. Например, когда ты вместе с родителями, с братьями и сестрами обращаешься ко Господу с молитвой за помощью своему заболевшему родственнику. Когда вся семья встает на молитву, идет на Литургию, когда перед твоими глазами пример постоянного горения во имя Господа, который являет отец-священник, - все это огромное счастье, самая мощная в жизни молодого человека духовная поддержка.

Нужно опираться на заповеди Господни, потому что они никогда не обманут. Поступать с людьми, согласно своей совести, через которую говорит с нами Господь Бог. Потому что совесть – это голос Божий, звучащий внутри нас. Размышляйте, думайте своей головой, образовывайтесь, будьте верными своей совести, преданными стране и Господу нашему.

- Сегодня очень востребовано участие православных людей в социальной работе Церкви.

Как говорили старые мастера, важно не только дать знание, важно уметь его взять. Самое главное - чтобы человек не стал предателем своей же жизни. Учиться не для того, чтобы наполниться пусть даже нужной информацией. А для того, чтобы знания приобретенные воплощались в благие дела. Например, есть больницы и приюты, где нуждаются в твоем деятельном участии, энергии, терпении, добром, ободряющем слове. По соседству со многими храмами живут пожилые прихожане, которым требуется забота. Ко мне в храм много раз подходили люди с просьбой о помощи. И Церковь сразу откликается. Чуть позднее, буквально через несколько дней, появляется женщина, которая сама изъявляет желание помочь кому-то. Вот так Церковь соединяет людей для их взаимного вспоможения, возрастания любви к Богу и друг к другу, устранения каких-либо противоречий. Дай Бог, чтобы делу милосердия служили как можно больше представителей молодежи.

- Какое движение нужно сделать самому человеку, что быть полезным в приходской жизни и вести православный образ жизни естественно? Как соединить современных, технологически оснащенных молодых казаков с жизнью в Церкви?

- Когда мы обращаемся к молодым казакам, мы хотим их видеть умными, образованными и ответственными. И здесь можно провести параллель – человек, принадлежащий к казачеству, и человек, принадлежащий в Православной вере. Много схожего. Очень много крещенных, но не приходящих в храм Божий, не участвующих в Таинствах Церкви. И казаков нередко справедливо поругивают за поверхностное отношение: вроде в форме, вроде и в храм заходят, а дальше-то что?

Я уверен, что, начиная с самого детства, каждому человеку, каждому казаку нужно твердо уяснить, что на нем лежит колоссальнейшая ответственность. Не только на всем казачестве, не только на всей Русской Православной Церкви, а лично на нем. Люди же привыкли думать, говорить и оправдывать себя «а я, как все». И на исповеди признаются: «Я грешу, как все». Не надо говорить про всех и про других. Ты здесь должен один раз для себя твердо понять, речь всегда идет только о тебе. Ты принял Православную веру, ты крестился, за тебя родители твои, твои крестные молились, по вере этих людей были даны обеты Богу: я, Господи, принадлежу Тебе, я согласен Твои заповеди соблюдать. Это уже твоя ответственность. Коли она на тебе есть, великая ответственность перед Богом, ты обязан отвечать за свои дела и поступки именно как православный христианин. Так же у казаков. Казак, как и священник, принимает присягу в храме на Кресте и Евангелии, перед казачьим братством, перед святыми иконами, являясь в прямом смысле слова частью Церкви, обещает служить вере Православной, Отечеству и казачеству. Я думаю, что это главные слова в жизни, и ты будь готов за свои слова понести ответственность, Господь ведь спросит именно с тебя. И если сегодня каждый молодой казак задумается: а что мне надо хорошего сделать? Сегодня мне 30, завтра я буду старше, потом дети и внуки, атаман и братья казаки, - все эти люди будут смотреть на мое поведение, дела и слова, умение прожить честно, отбросив осуждение и гордыню, проявить любовь к своему ближнему, не осуждать его, а терпеть его недостатки, - это и есть жизнь православного христианина, если угодно, единственно верная гражданская позиция. Также и в казачестве: любить свою страну, служить ее интересам, отбросив всяческую нечисть, примешивавшуюся с разных сторон, уважать свою историю, свою семью, родителей. Нести свой крест не в распространенном понимании какого-то притеснения, а в понимании естественного пути спасения. Спасения не может быть без крестоношения.

Неслучайно мы ежедневно, перед началом любого дела, на каждом богослужении читаем молитву «Царю Небесный». Чтобы Господь освятил наш путь Духом Святым. Поэтому всем так важно читать молитвы осмысленно, призывать благодать Духа Святаго, чтобы она освящала нас и помогала нам разумно думать. Если мы разумно думаем, то обязательно поймем истинное наше предназначение, найдем свое место в служении Церкви и казачеству. И каждый из нас поставлен на то место, где, положив труд, может приобрести святость.

Наталья Селиванова
Фото из архива Пресс-службы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством

18 сентября 2018 года в МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет) состоялась очередная видеоконференция «Духовно-нравственное воспитание молодых казаков в образовательном пространстве ВУЗа».

Организаторы – МГУТУ им. К.Г.Разумовского и Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.

На связи с Москвой были казачьи духовники из Республики Башкирия, Краснодарского края, Омской, Московской, Ульяновской, Брянской, Ростовской, Калининградской, других субъектов РФ.

Ведущий мероприятия – духовник Первого казачьего университета иерей Тимофей Чайкин, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, поприветствовал участников встречи, поздравил духовников, атаманов и руководителей 15 региональных институтов с началом нового учебного года, ознакомил аудиторию с планом работы по духовно-нравственному воспитанию казачьей молодежи на очередной год.

Он отметил: «Наше взаимодействие с Первым казачьим университетом становится все более организованным и содержательным. В июле 2018 года при участии Молодежного отдела Московской городской епархии мы провели совместный форум «ДоброЛето» и Третий Евразийский форум казачьей молодежи «Казачье единство» в г. Сергиевом Посаде, пополнив состав делегатов на 200 казаков, в основном из числа студентов МГУТУ имени Разумовского. Сегодня, по благословению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, мы собрались обсудить и конкретизировать направления нашей деятельности для того, чтобы вопросы духовной жизни все более явственно начали входить в образовательный процесс. Поэтому важно, чтобы и молодое поколение казаков находилось под духовной опекой священнослужителей, и сами представители Русской Церкви, которые трудятся в епархиальных отделах по взаимодействию с казачеством, могли бы привлекаться в качестве студентов и преподавателей в образовательные организации.

Мы видим, какой сложный информационный поток предлагается сегодня молодежи, и этот поток многогранен. Порой в навязываемом информационном шуме молодой человек может не сразу различить, что есть добро и что есть зло. Потому что нередко зло мастерски замаскировано, и содержание звучащих новостей подается и интерпретируется разными комментаторами как положительная информация. Наша задача – помочь молодым людям следовать в жизни нравственным принципам, отринув циничные подходы, модные веяния, сомнения, проявлять в общении с людьми мягкосердечие и терпение, придерживаться в поведении единственно верной моральной линии ».

Духовник ВУЗа рассказал, что установлен день на рабочей неделе, когда представители Синодального комитета и студенты-казаки проводят встречи в казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле, молятся за богослужениями, совершаемыми митрополитом Кириллом, другими священниками, служащими в Комитете, посещают исторически значимые монастыри Москвы, отмечают православные праздники, заботятся о пациентах Московской городской больницы имени Боткина. «Проявлять сочувствие и душевную теплоту к страждущим необходимо прежде всего для самих молодых людей, они проникаются любовью к ближним, формально посторонним людям», – сказал отец Тимофей.

Кроме того, Синодальным комитетом совместно с Синодальным Отделом по религиозному образованию и катехизации создана примерная Программа «Православные истоки казачества» (http://www.skvk.org/55812 ), которую, по мнению священника, можно использовать на занятиях в Воскресных школах или образовательном учреждении, где ранее наблюдался дефицит занятий по данной проблематике.

Руководителям и сотрудникам подразделений по взаимодействию с казачеством весьма желательно расширять круг вовлеченных в воспитательный процесс, включая руководителей других направлений в епархиях Русской Православной Церкви. Также было бы полезным сделать общение казачьих духовников и представителей казачества с местными архиереями более регулярным.

Казачьи духовники, выступавшие с мест в режиме видеоконференцсвязи, рассказывали о проведенной большой воспитательной работе в летний, каникулярный период, об участии молодых казаков в богослужениях, их пономарской и церковно-хоровой практике. Священники поддержали предложения иерея Тимофея Чайкина, подчеркнув, что есть необходимость в усилении динамики и унификации плановой работы по духовно-нравственному воспитанию казачьей молодежи.

Выступая на видеосовещании, ректор МГУТУ им. К.Г.Разумовского В.Н.Иванова, в частности, заметила: «Для укрепления связи региональных институтов с Русской Православной Церковью я предлагаю всем казачьим духовникам войти в Ученые Советы региональных институтов. Наш духовник – отец Тимофей давно участвует в работе Ученого Совета головного ВУЗа».

Ответственный секретарь Синодального комитета ознакомил участников совещания с краткой программой казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений. Он рекомендовал духовенству и атаманам выбрать интересующую тему и подготовить выступление в очной или заочной форме. Мероприятия казачьего направления МРОЧ состоятся в столице России – в правительстве Москвы на Новом Арбате, в РГАСПИ, МГУТУ им. К.Г.Разумовского в период с 28 по 30 января 2019 г.

Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством

———————-

В подмосковном парке «Патриот» все готово к началу строительства главного храма ВС РФ. В основание собора уже заложен первый камень. Инициатива возведения единого храмового комплекса принадлежит министру обороны Сергею Шойгу.

По задумке, храм станет местом притяжения для всех, ведь на его территории будет находиться современный музейно-выставочный комплекс, в котором представят историческую летопись русских воинов, во все времена встававших на защиту Отечества. Текущие вопросы по ходу строительства будет решать благотворительный фонд «Воскресенье».

Инициатива Сергея Шойгу нашла отклик в сердцах многих. Журналисты и артисты, сами военные и просто неравнодушные люди выражают свою поддержку. Один из таких — председатель Общественного совета при Министерстве обороны РФ Павел Гусев.

«Строительство главного храма ВС РФ — это величайшее событие для вооруженных сил и для всего гражданского общества. Это великое дело. Эта инициатива министра обороны Сергея Шойгу была принята президентом Российской Федерации, поддержана патриархом, и это стало основой для закладки первого камня храма, который в ближайшие месяцы, а может, и совсем скоро будет стоять в Военно-патриотическом парке «Патриот».Если вы хотите поддержать строительство храма, но не знаете, как это сделать, то всю информацию можно найти на нашем сайте. Реквизиты, необходимые для перечисления добровольных пожертвований указаны здесь.

———————-

28 сентября — Перенесение мощей архидиакона Стефана

Стефан был первым христианским мучеником, почему и называется первомучеником. Он был из числа первых семи диаконов, посвященных самими апостолами. В книге Деяний Апостольских сказано, что он был особенно исполнен веры и Духа Святого. Именем Иисуса Христа Стефан совершал многие чудеса. Многие еврейские законоучители вступали с ним в споры, но никто не мог противостоять его мудрости. Поэтому они оклеветали Стефана перед синедрионом (верховным судилищем), будто бы он хулил Бога и ветхозаветного законодателя, пророка Моисея. Когда привели его на суд, то архиереи спросили его: «Справедливо ли то, что донесли на тебя?» Стефан отвечал целой речью, где объяснил, что он почитает Бога и пророка Его Моисея, чтит и храм Божий, и закон Его; но что сами евреи не имеют истинного богопочитания в сердцах своих. Кончил речь следующими словами: «Жестоковыйные люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы; кого из пророков не гнали отцы ваши? они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили». Услышав эти слова, члены синедриона от досады заскрежетали зубами. А Стефан взглянул на небо и сказал: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». После этого иудеи бросились на Стефана, вывели его за город и там побили камнями. А он в это время молился, говоря: «Господи Иисусе! пришли дух мой». Последние же слова св. Стефана были молитвой за врагов: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян., гл. 6 и 7). Мощи св. Стефана были обретены в 415 г. в окрестностях Иерусалима. Вместе с ними были обретены мощи Никодима, тайного ученика Христова, Гамалиила, учителя св. апостола Павла, который защищал апостолов в синедрионе, когда судили их за проповедь Христову, и сына Гамалиилова Авива. 2 августа 428 г. при императоре Феодосии Младшем мощи св. Стефана перенесены были из Иерусалима в Константинополь.

———————-

Что такое Воздвижение Креста Господня

По окончании молитвы казаки по приглашению казачьего полковника Селицкого В.В. собрались на совместный обед.


Украшение совместной трапезы стали песни Борисовского атамана казачьего полковника Дробышева И.Т., одна из песен была написана и посвящена лично для нашего духовника отца Игоря (Коростелёва).

Всё окружающее нас в этот день, благоволило мероприятию и погода, и дружеская атмосфера, и общения казаков и место проведения, которое многие присутствующие назвали райским садом. Многие казаки выступали перед собравшимися и особенно наши старейшины, которые в очередной раз показали великую мудрость своего опыта и одновременно, необыкновенную молодость своей казачьей души!

Царствие небесное всем казакам, живот свой за други своя и Отечество положивших!

Многая лета всем казакам, атаманам, духовникам и всем православным, служащим Отечеству и вере православной!

Минский казачий округ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ СИНОДАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С КАЗАЧЕСТВОМ СВЯЩЕННИК ТИМОФЕЙ ЧАЙКИН: КАЗАЧЬЯ МОЛОДЕЖЬ ДОЛЖНА ОСОЗНАВАТЬ СВОЙ НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ИСПОЛНЯТЬ ЕГО, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО

Взаимодействие с обществом / 17.09.2017

Начало нового учебного года подвигает поразмышлять об особенностях духовно-нравственного состояния молодого поколения, в частности, современной казачьей молодежи. Своими мыслями и выводами о значении воспитания в системе непрерывного казачьего образования в Российской Федерации, о необходимости молодым казакам выстраивать гармоничные отношения с Богом, миром и людьми делится ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством священник Тимофей Чайкин, духовник МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет).

– Ваше Преподобие, благословите!

– Бог благословит!

– Будучи молодым священником, расскажите, пожалуйста, о своем пути к Богу.

– Вырос я в многодетной семье православного священника, да и среди моих близких были и есть много священнослужителей. Так что мой путь к Богу был предопределен. Конечно, я счастлив, что по промыслу Божиему являюсь продолжателем священнического рода. Один мой прадед, к примеру, после кончины супруги принял монашеский постриг и со временем стал схиархимандритом. Брат и сестры имеют связь с Церковью и служением Богу, за что я Господу благодарен. В младенчестве родители меня крестили, избрав ответственных крестных. Крестный мой – священник, а крестная – матушка священника.

В 2005 году я поступил в Московскую духовную семинарию; после ее окончания продолжил образование в Московской Духовной Академии. Знания, которые были получены в стенах Лавры преподобного Сергия, помогли мне и помогают до сих пор в пастырском служении, в моей работе в Синодальном комитете, общении с казаками, которые ищут путь к Богу. Потому что главная задача окормляющего духовенства – на путь принятия Православной веры как «путиводительной звезды» в жизни наше казачество наставить. Ведь путь казака в прошедшие века и сегодня – служение «Богу, Святой Руси, своему народу и своему государству». Казачата видят, усваивают и перенимают нормы поведения взрослых, в том числе в приходской жизни, а также обычаи и традиции казачества, отношение к труду, защите Отечества. В этом заключена необратимая сила личного примера.

Одновременно с учебой в МДА, я окончил исторический факультет Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. Поэтому уместно сказать, что полноценно посвящая свою жизнь Богу, ты не лишаешь себя светских знаний. И сегодня, неся одно из своих послушаний в светском ВУЗе, в Первом казачьем университете, я в полном праве могу духовно окормлять молодых казаков.

Священник Тимофей Чайкин:

«Ты здесь должен один раз для себя твердо понять, речь всегда идет только о тебе. Ты принял Православную веру, ты крестился, за тебя родители твои, твои крестные молились, по вере этих людей были даны обеты Богу: я, Господи, принадлежу Тебе, я согласен Твои заповеди соблюдать. Это уже твоя ответственность. Коли она на тебе есть, великая ответственность перед Богом, ты обязан отвечать за свои дела и поступки именно как православный христианин. Так же у казаков. Казак, как и священник, принимает присягу в храме на Кресте и Евангелии перед казачьим братством, перед святыми иконами, являясь в прямом смысле слова частью Церкви, обещает служить вере Православной, Отечеству и казачеству. Я думаю, что это главные слова в жизни, и ты будь готов за свои слова понести ответственность, Господь ведь спросит именно с тебя».

«…не нужно впадать в другой соблазн, ныне очень распространенный: дети – это потом, сначала профессия, пожить для себя. Не деньги надо зарабатывать, тем более ценой отказа от деторождения, а заниматься собственной духовной жизнью. К духовным людям Бог особенно внимателен, никогда не оставит такую семью, сколько бы детей в ней не родилось. Никогда казачьи семьи или семьи священников не оставались без куска хлеба, хорошего образования. Из таких семей дети выходят порядочными, с большим потенциалом человечности, творческих способностей, и знающих, как этим потенциалом правильно распорядиться».

…Я очень люблю церковное пение. Поэтому в храме Оковецкой иконы Божией Матери, ныне кафедральном соборе Ржевской епархии, где настоятелем был мой отец, протоиерей Константин Чайкин, мы создали смешанный молодежный хор из более 20 человек, и, признаться, исполняли довольно сложные музыкальные произведения. Конечно, мы не пели Рахманинова, но духовные сочинения и переложения традиционных распевов Павла Чеснокова и Александра Кастальского, других авторов исполняли. Вокальную динамику нашего хора благосклонно отмечали священство и прихожане, да и митрополит Тверской и Кашинский Виктор, а в годы моей ранней юности архиепископ, положительно отзывался о нашем исполнении. Осмелюсь утверждать, что в Тверской области мы были одним из успешных певческих коллективов. Поэтому поступая в Московскую духовную семинарию, я мечтал попасть в братский хор под управлением известного, уникальнейшего регента Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Матфея Мормыля, с которым связана вся певческая история нашей Православной Церкви. Для многих поколений выпускников МДА он был общепризнанным авторитетом и очень любимым «батей»! Мне посчастливилось не просто войти в круг певчих, но последние годы сопровождать его. В 2008 году я был рукоположен ректором владыкой Евгением Верейским во диакона в Покровском академическом храме. Вскоре я пришел в Донской монастырь, где служил дьяконом при епископе Павлово-Посадском Кирилле, ныне митрополите Ставропольском и Невинномысском. Спустя 3 года меня рукоположили в сан священника, и я служил в Лесном городке Одинцовского района Московской области. Позднее Указом Святейшего Патриарха я был зачислен в клир города Москвы и определен служить в храме святого праведного Иоанна Кронштадского в Жулебино, где последние пять лет совершаю свое пастырское служение.

– Вы работаете в Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством 7 лет. Какое место в жизни Комитета и казачьего духовенства занимали вопросы духовного окормления казачьей молодежи в начале его деятельности и теперь?

– По благословению митрополита Кирилла мне посчастливилось стоять у истоков создания Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Помню первые шаги Комитета и всех сотрудников. Сначала было сложно понять всем нам, что такое Синодальный комитет, чем он должен заниматься, какие меры по воцерковлению не просто православных верующих, а именно казаков мы должны предпринять. Исторически казаки связаны с православием, но как это донести и самому казачеству, и только формирующемуся войсковому казачьему духовенству? Само казачество еще было разрозненно, да и годы безбожной советской власти сильно ударили по казакам. В 2009 году был создан Совет при Президенте РФ по делам казачества, который возглавил Александр Дмитриевич Беглов, ныне Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. По благословению Святейшего Патриарха членом Совета стал председатель Синодального комитета митрополит Кирилл. И весь этот период совместной работы Церкви, казачества и государства стал едва ли не самым плодотворным временем в деле возрождения российского казачества.

Тогда, в 2010-2011 годах казаки, конечно, говорили о поддержке казачьих традиций. Но не все понимали, что такое Православная вера, поведение православного человека на протяжении всей его жизни, а не только представление о том, что, приняв Таинство крещения, изредка заходить в храм, оставить поминальную записку, постоять со свечой. Процесс воцерковления затрагивал несколько пластов в работе Синодального комитета: определение правового статуса института войскового священника, руководителя епархиального отдела по взаимодействию с казачеством; проведение катехизаторской работы, направление созданных Комитетом методических материалов духовникам, атаманам, а также в образовательные организации с казачьим компонентом для формирования уникальной системы казачьего воспитания, которая является едва ли не главным элементом казачьей культуры в целом. Именно в силу мощной генетики российского казачества, в отличие от других социальных групп, оно сохранило историческую память и желание восстановить свои устои и традиции, прежде всего православные. Содержание природы такого явления, как казачество, действительно всеобъемлюще. Это защитники в самом высоком смысле слова – охранители государственных интересов, Русской Православной Церкви, своих общин, всего народа. Все эти черты носят исключительно позитивный характер, достойно проявлены в славных походах и в мирной жизни, поэтому и примеров для формирования в современном молодом поколении казаков патриотических взглядов, духа товарищества, милосердия и социального служения более чем достаточно.

Воцерковление казачьей молодежи стало также одной из задач Синодального комитета. В 2010 году было рано говорить о молодежных организациях и объединениях. Их еще попросту не существовало. Понимание как организовывать такую работу самому государству, войсковым казачьим обществам только формировалось. Ведь когда человек с активной жизненной позицией состоит в организации, у которой есть устав, программа действий, тогда он более качественно сотрудничает с различными органами власти, общественными объединениями, учреждениями Русской Православной Церкви. Напомню, что мы в первый же год работы Синодального комитета провели мероприятия казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений. Позднее была определена коллегия войсковых священников, которую утвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ и пригласил в нее представителей Украинской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Казахстанского митрополичьего округа. Священноначалием также было принято Положение о руководителе епархиального профильного отдела. Со всем казачьим духовенством мы находимся в постоянном рабочем и братском контакте.

Напомню, что на заключительном заседании казачьего направления Международных Рождественских чтений в январе 2016 года митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл настоятельно рекомендовал священству с особенным вниманием сосредоточиться на пастырском окормлении казачьей молодежи.

Сегодня работа с молодыми казаками ведется более точечная. Во многих организациях существуют свои уставы, которые определяют взаимодействие с епархиями Русской Православной Церкви, с духовниками, окормляющими казачество. Этот список организаций постоянно обновляется, и он нужен для того, чтобы через правящих архиереев назначить бы туда казачьих духовников.

И Синодальный комитет, и казачьи духовники на местах усердно трудятся, чтобы у молодежи выстраивались гармоничные отношения с Богом, миром и людьми. Наш совместный опыт показывает, насколько плодотворным может быть взаимодействие государства, Церкви и общества в вопросах культурного и духовного просвещения и воспитания молодежи. Буквально пару слов о форумах казачьей молодежи, которые мы провели в Санкт-Петербурге в прошлом году, и в Севастополе – в нынешнем. На Евразийские форумы “Казачье единство” приезжают представители всех войсковых казачьих обществ, Белоруссии, Казахстана. Участники имеют возможность совершить паломничества к святым местам, поклониться святым мощам, помолиться вместе с братьями-казаками из других казачьих обществ в исторических соборах и храмах великих русских городов, внять наставлениям Владыки митрополита, получить его благословение, а также послушать лекции священников и преподавателей, посетить известные музеи и театры. Такие впечатления и переживания постепенно складываются в психологическую готовность к “служению Отечеству не за страх, а за совесть”.

– В России создана и развивается уникальная система непрерывного образования с казачьим компонентом. Конкурс в казачьи кадетские корпуса растет ежегодно. Чем, на Ваш взгляд, объясняется такое большое внимание государства к образованию казачат, да и самих родителей при выборе образовательной организации для своих детей?

– Когда говорят о системе непрерывного образования с казачьим компонентом, имеют в виду поддержание, развитие своего рода цепочки – от детского сада до ВУЗа. С таким ВУЗом Синодальный комитет взаимодействует самым активным образом, – это МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет).

Ядром системы являются, конечно, казачьи кадетские корпуса. Напомню, что решение об открытии корпусов принимают администрация субъекта РФ и войсковое казачье войско во главе с атаманом при поддержке Совета при Президенте РФ по делам казачества и Министерства образования и науки РФ. Не исключаю, что кем-то данный сегмент российского образования воспринимается как экзотика. Между тем мы с радостью наблюдаем, как происходит духовное возрастание казачат, едва ли не с первых шагов их жизни.

Сегодня в России открываются все новые и новые казачьи кадетские корпуса. Это действительно «штучные» учебные заведения, которые есть не что иное как один из источников формирования российской элиты, посвятившей себя защите национальных интересов, служению народу.

Недаром с давних времен бытует такая поговорка: «Ученье образует ум казака, а православное воспитание – нрав». Понимая важность уникального соединения воспитательного и образовательного процессов для сохранения основополагающих традиций казаков и членов их семей, представители власти, казачества, образовательных и общественных организаций обратили внимание на существовавшую форму учебных заведений и до революции 1917 года. Сегодня в России действуют 30 казачьих кадетских корпусов. Казачьих школ насчитываются сотни, а казачьих классов – тысячи по стране. Только в Москве их более 100. Кроме того, открыты казачьи кадетские профессиональные училища, центры дополнительного образования для казаков.

Прежде чем поступить в казачий кадетский корпус, ребята должны успешно пройти испытания, конкурируя с ровесниками. К примеру, конкурс в МПКУ им М.А.Шолохова, имеющему в программе обучения казачий компонент, достигает 80 человек на одно место! Подростки получают знания не только по общеобразовательным дисциплинам, но и по истории казачества, основам Православной веры, обучаются строевой подготовке, правилам рукопашного боя и так далее. Это же новое качество системы российского образования. Почему люди отдают своих детишек в казачьи классы, казачьи кадетские корпуса? Могу ответить словами родителей этих же детей: «Мы хотим, чтобы ребенок вырос настоящим патриотом, беззаветно любящим свою Родину, стремящимся жить полнотой церковной жизни». И Синодальный комитет направляет духовников окормлять учащихся в казачьи образовательные организации, разумеется, с согласия их родителей.

Первый казачий университет, который возглавляет член Совета при Президенте РФ по делам казачества ректор Валентина Николаевна Иванова, объединяет 18 региональных институтов. Мы знаем, что филиальную сеть федеральных ВУЗов в последнее время существенно сокращают. А в МГУТУ Божией милостью и заботой митрополита Кирилла все остались на месте. В региональных институтах есть духовники, которые окормляют студентов и преподавателей, проводят постоянную духовно-просветительскую работу. И сама жизнь, и история России, наконец, история Русской Православной Церкви много раз убедительно доказывала, что без духовного стержня, без обращения нашего внутреннего взгляда к горнему миру, – туда, где замысел свой о человеке Господь проявил, чтобы бессмертная душа, которая была дана каждому человеку по рождению, прожила бы свою жизнь вместе с телом не зазря, а принесла бы добрый плод для вечной жизни в Царствие небесном, – нет и не может быть стабильного государства, единой, неделимой нравственности в обществе, прочного мира в семьях и душах людей.

– Уже несколько лет Вы являетесь духовником МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет). В головном здании в Москве и в 18 региональных институтах открыты Духовно-просветительские центры. Насколько студенты-казаки воцерковлены? Можно ли охарактеризовать такой деликатный процесс как степень стояния в вере, духовного укрепления студенческой казачьей молодежи?

– Мы сотрудничаем с МГУТУ с 2011 года, с той поры, когда ВУЗу еще не был присвоен статус «Первый казачий университет». Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества было определено сделать одним из ведущих направлений – обучение казаков, поступающих в университет по направлению войскового казачьего общества и администрации субъекта Российской Федерации. Понимая, что казачество – это образ жизни, воспитательный компонент в программах и деятельности этого учреждения со временем стал все более весомым, во многом благодаря участию Русской Православной Церкви.

ВУЗ готовит главным образом специалистов пищевой промышленности. Учитывая, что абитуриенты приезжают по целевому набору в Москву из «казачьих» регионов – скажем, из Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской, Волгоградской областей, где есть развитое сельское хозяйство, то, получив профессию и вернувшись в свой край, они становятся успешными практиками. А казаки в мирные периоды возделывали землю, занимались рыболовством, животноводством, виноделием и приучали к труду свое потомство. Эта традиция не прерывалась, только у нынешней казачьей молодежи появилась положительная возможность, поступив на бюджет, получить современную профессию, гарантированное трудоустройство и пастырское благословение на начало всякого доброго дела.

Университет всегда дорожил поддержкой главы Синодального комитета митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. Он благословил создание духовно-просветительских центров в головном ВУЗе в Москве и филиалах, способствовал открытию кафедры теологии, на которой молодых казаков и студентов, не связанных с казачеством, обучают основам Православной веры. Недавно открылись курсы по изучению старославянского языка. Надеемся, по милости Божией, и церковнославянский язык будут преподавать. В духовно-просветительский центр им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, где находятся иконы, и куда приходят казаки утром и вечером, чтобы прочесть молитвы. Репутация ВУЗа и его филиалов во многом укрепляется потому, что молятся верующие, молится митрополит Кирилл и окормляющее казаков духовенство, усердно трудится на общее будущее весь Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.Насколько воцерковлены студенты-казаки, это отдельный вопрос. У молодых людей была в семьях разная степень религиозности. Вместе с тем, отмечу, что в этом ВУЗе учились люди, будучи уже иподьяконами у архиереев южных епархий Русской Православной Церкви. Разные люди приходят, – есть те, кто имеют духовное начало, и те, кто только начинают знакомиться с бесценными духовными сокровищами Церкви. У всех этих ребят есть возможность получить более глубокую духовную подготовку и укрепиться в своей вере. Мы регулярно проводим молебны, церемонии принесения присяги для первокурсников, приглашаем на службы в Донской ставропигиальный мужской монастырь, в том числе 1 сентября, когда православные люди празднуют День Донской иконы Божией Матери. И в этом году студенты-казаки молились за Божественной литургией. Я уверен, что их молитвы, обращенные к Пресвятой Богородице, не останутся тщетными. Пресвятая Владычица поможет в их пути. Также в головном офисе и в региональных институтах мы проводим различные лекции и видеоконференции по духовно-нравственному воспитанию, основам Православной веры, вопросам семьи и брака, преодолению неоязычества. Кроме того, ребята нередко приходят в храм святого праведного Иоанна Кронштадского в Жулебино, в котором я служу,- они исповедуются, причащаются, видят в вере утверждение и спасение. Конечно, это воцерковленные люди, которые усвоили, что нужно осознавать свой нравственный долг и исполнять его, несмотря ни на что.

– Какое глубоко созидательное, спасительное значение имеет общение пасомых с пастырями. Все мы, верующие, составляем единое общество – Святую Церковь. Но молодые казаки должны построить прежде всего свою малую Церковь – семью. Как им помочь, чтобы их семьи не распадались, а были крепкими, счастливыми, основанными на казачьих традициях?

Я считаю, что люди, вступающие в совместную жизнь, не должны пренебрегать Таинством Венчания. Почему? Когда люди приходят венчаться, замечательные молитвы возносит священник вместе с новобрачными, их родителями и друзьями, о том, чтобы Господь соединил два этих тела во единую личность. Соединил, укрепил и утвердил в любви вечной. Тогда сложно диаволу вмешаться и разрушить Богом освященный союз. А когда человек сам находит вторую половину, сам определяет, как ему жить дальше, не обращается ко Господу, то, конечно же, враг рода человеческого вмешивается в трудную минуту и усугубляет сложную ситуацию, а не разрешает ее. Люди невоцерковленные действительно нередко расходятся в разные стороны, хотя серьезных причин к расставанию может и не быть. Таким людям я говорю: найдите в себе силы обернуться назад, мысленно вернуться к моменту вашего же решения идти одной дорогой, обвенчаться и продолжить свою семейную жизнь уже под благословением Божиим. Кстати, бытует мнение, мол, назад оглядываться не стоит. Так вот бояться оглядываться нужно на грех. А когда дело правое, на него можно много раз оглянуться и подумать о добром продолжении совместного пути. Вот поэтому в воспитании казака или казачки всегда правильно расставляли приоритеты. Но, помимо твердого желания все вместе преодолеть и продолжать идти дальше, не нужно впадать в другой соблазн, ныне очень распространенный: дети – это потом, сначала профессия, денег подзаработать, пожить для себя. Не деньги надо зарабатывать, тем более ценой отказа от деторождения, а заниматься собственной духовной жизнью. К духовным людям Бог особенно внимателен, никогда не оставит такую семью, сколько бы детей в ней не родилось. Никогда казачьи семьи или семьи священников не оставались без куска хлеба, хорошего образования. Из таких семей дети выходят порядочными, с большим потенциалом человечности, творческих способностей, и знающих, как этим потенциалом правильно распорядиться.

А ведь есть семьи, где близкие люди даже питаются порознь… Вольготность и жизнь без ограничений для молодых, случается, куда опаснее скромности и обычных житейских притеснений. Достигнув совершеннолетия, такие люди не понимают, что им надо делать дальше. Семейная жизнь любого человека, независимо от материального достатка, это – разного рода трудности, преодоления, но всегда общие радости в семейных праздниках, семейных походах в храм Божий. Например, когда ты вместе с родителями, с братьями и сестрами обращаешься ко Господу с молитвой за помощью своему заболевшему родственнику. Когда вся семья встает на молитву, идет на Литургию, когда перед твоими глазами пример постоянного горения во имя Господа, который являет отец-священник, – все это огромное счастье, самая мощная в жизни молодого человека духовная поддержка.

Нужно опираться на заповеди Господни, потому что они никогда не обманут. Поступать с людьми, согласно своей совести, через которую говорит с нами Господь Бог. Потому что совесть – это голос Божий, звучащий внутри нас. Размышляйте, думайте своей головой, образовывайтесь, будьте верными своей совести, преданными стране и Господу нашему.

– Сегодня очень востребовано участие православных людей в социальной работе Церкви.

Как говорили старые мастера, важно не только дать знание, важно уметь его взять. Самое главное – чтобы человек не стал предателем своей же жизни. Учиться не для того, чтобы наполниться пусть даже нужной информацией. А для того, чтобы знания приобретенные воплощались в благие дела. Например, есть больницы и приюты, где нуждаются в твоем деятельном участии, энергии, терпении, добром, ободряющем слове. По соседству со многими храмами живут пожилые прихожане, которым требуется забота. Ко мне в храм много раз подходили люди с просьбой о помощи. И Церковь сразу откликается. Чуть позднее, буквально через несколько дней, появляется женщина, которая сама изъявляет желание помочь кому-то. Вот так Церковь соединяет людей для их взаимного вспоможения, возрастания любви к Богу и друг к другу, устранения каких-либо противоречий. Дай Бог, чтобы делу милосердия служили как можно больше представителей молодежи.

– Какое движение нужно сделать самому человеку, что быть полезным в приходской жизни и вести православный образ жизни естественно? Как соединить современных, технологически оснащенных молодых казаков с жизнью в Церкви?

Когда мы обращаемся к молодым казакам, мы хотим их видеть умными, образованными и ответственными. И здесь можно провести параллель – человек, принадлежащий к казачеству, и человек, принадлежащий в Православной вере. Много схожего. Очень много крещенных, но не приходящих в храм Божий, не участвующих в Таинствах Церкви. И казаков нередко справедливо поругивают за поверхностное отношение: вроде в форме, вроде и в храм заходят, а дальше-то что?

Я уверен, что, начиная с самого детства, каждому человеку, каждому казаку нужно твердо уяснить, что на нем лежит колоссальнейшая ответственность. Не только на всем казачестве, не только на всей Русской Православной Церкви, а лично на нем. Люди же привыкли думать, говорить и оправдывать себя «а я, как все». И на исповеди признаются: «Я грешу, как все». Не надо говорить про всех и про других. Ты здесь должен один раз для себя твердо понять, речь всегда идет только о тебе. Ты принял Православную веру, ты крестился, за тебя родители твои, твои крестные молились, по вере этих людей были даны обеты Богу: я, Господи, принадлежу Тебе, я согласен Твои заповеди соблюдать. Это уже твоя ответственность. Коли она на тебе есть, великая ответственность перед Богом, ты обязан отвечать за свои дела и поступки именно как православный христианин. Так же у казаков. Казак, как и священник, принимает присягу в храме на Кресте и Евангелии, перед казачьим братством, перед святыми иконами, являясь в прямом смысле слова частью Церкви, обещает служить вере Православной, Отечеству и казачеству. Я думаю, что это главные слова в жизни, и ты будь готов за свои слова понести ответственность, Господь ведь спросит именно с тебя. И если сегодня каждый молодой казак задумается: а что мне надо хорошего сделать? Сегодня мне 30, завтра я буду старше, потом дети и внуки, атаман и братья казаки, – все эти люди будут смотреть на мое поведение, дела и слова, умение прожить честно, отбросив осуждение и гордыню, проявить любовь к своему ближнему, не осуждать его, а терпеть его недостатки, – это и есть жизнь православного христианина, если угодно, единственно верная гражданская позиция. Также и в казачестве: любить свою страну, служить ее интересам, отбросив всяческую нечисть, примешивавшуюся с разных сторон, уважать свою историю, свою семью, родителей. Нести свой крест не в распространенном понимании какого-то притеснения, а в понимании естественного пути спасения. Спасения не может быть без крестоношения.

Неслучайно мы ежедневно, перед началом любого дела, на каждом богослужении читаем молитву «Царю Небесный». Чтобы Господь освятил наш путь Духом Святым. Поэтому всем так важно читать молитвы осмысленно, призывать благодать Духа Святаго, чтобы она освящала нас и помогала нам разумно думать. Если мы разумно думаем, то обязательно поймем истинное наше предназначение, найдем свое место в служении Церкви и казачеству. И каждый из нас поставлен на то место, где, положив труд, может приобрести святость.

8 ноября 2018 года ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин, духовник МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ) провел очередное занятие со студентами-казаками и преподавателями вуза.

Приветствуя аудиторию, иерей Тимофей Чайкин сказал: «Жизнь в казачестве открывает для его молодых представителей новые возможности. Вы участвуете в мероприятиях, организованных в Москве и других городах России, в духовно значимых местах - Храме Христа Спасителя, Донском ставропигиальном мужском монастыре, казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском Поле, а также на светских известных площадках – в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, в Кремлевском дворце на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора, как это случилось 1 ноября. Вы наблюдаете, слушаете выступления первых лиц российского государства и Русской Православной Церкви. Все это важно для вашего духовного, личностного, профессионального становления».

На этот раз свое выступление священник посвятил теме «Таинства Церкви».

«В православии есть семь важных таинств. Вместе с таинством крещения совершается таинство миропомазания. Таинством миропомазания передаются православным благодатные дары святаго духа, укрепляющие веру в человеке.

Третье – таинство покаяния, таинство исповеди, в котором у Господа Иисуса Христа мы просим прощения за прегрешения, примиряемся с Богом, потому что всякий грех, который мы совершаем, мы совершаем против Бога, против родных, близких людей, против своей души.

Таинство причащения – это самое главное таинство, в котором мы соединяемся с Господом Богом. Наконец, таинство брака и таинство священства. Последнее, седьмое таинство совершается архиереем православной церкви в отношении очень небольшого числа людей, которые ощущают в себе призвание служить Богу», – рассказал Тимофей Чайкин

Духовник МГУТУ подробно разъяснил значение каждого таинства в жизни православного христианина.

«Нам нужно действовать ежеминутно – учиться профессии, помогать товарищам, формировать вокруг себя творческую, дружелюбную атмосферу, трудиться на благо отечества. Но для того чтобы действовать, нужно иметь крепкую веру. Как сказано в Послании апостола Иакова, ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва», – завершил Тимофей Чайкин.

По окончании лекции духовник и студенты-казаки договорились о проведении встречи, посвященной вопросам взаимоотношений в молодежной среде, в том числе о подготовке молодых казаков к Таинству брака.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»