Сша и рф воюют за поставку истребителей для индии. Что стоит за сообщениями о срыве военного контракта с индией Индия выбирает Украину

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

СМИ: Индия решила отказаться от российских самолетов в пользу украинского Ан-178

© antonov.com

Индия больше не заинтересована в российских самолетах Ил-214, на разработку которых потратили 17 лет. Зато страна сосредоточится на украинском Ан-178, сообщает телеканал 24.ua.

Планировалось, что Ил-214 должен был заменить устаревшие самолеты Ан-12, которые используются в Вооруженных силах Индии и российских войсках. Работу над ним начали еще в 2000 году, а в 2007 к его разработке присоединилась и Индия.

Сообщается, что над разработкой самолета работали авиакомплекс имени Ильюшина, НПК «Иркут» и индийская компания Hindustan Aeronautics. Но за это время самолет не создали, и он существует только в макете. Поэтому Индия решила приостановить свое участие в этом проекте.

Самолет, который был нужен Индии, должен был иметь грузоподъемность около 20 тонн, а также быть пригодным для использования на высокогорных аэродромах с грунтовым покрытием. В итоге в прошлом году Индия подписала договор о совместной разработке подобного самолета с украинской корпорацией «Антонов», у которой уже есть летающий прототип транспортника Ан-178.

Добавим, ранее украинский государственный концерн «Укроборонопром» заявил, что при изготовлении Ан-178 удалось полностью отказаться от российских комплектующих.

Напомним, в 2016 году гендиректор компании «Ил» Сергей Вельможкин сообщил, что совместный проект России и Индии по созданию военно-транспортного самолета Ил-214 заморожен. В пятницу, 17 марта, министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил об окончательной остановке проекта.

Индия, на вооружении которой состоят истребители Су-30МКИ российского производства, заявила, что имеет к этим машинам ряд существенных претензий. Такие сведения содержатся в отчете индийского аудиторского агентства Comptroller and Auditor General (CAG). Согласно документу, состоящему из 218 страниц, российские самолеты недостаточно надежны в эксплуатации.

По словам аудиторов, показатель летной годности истребителей Су-30МКИ составляет 55-60% вместо 75%, указанных в документах предприятия-изготовителя.

Из отчета индийских контролирующих органов следует, что значительная часть истребителей «Сухого» постоянно находятся в состоянии, когда полеты на них осуществлять нельзя по техническим причинами. CAG утверждает, что в среднем из 210 постоянно эксплуатируемых Индией Су-30МКИ от 115 до 126 истребителей постоянно находятся на земле из-за необходимости осуществления их технического контроля и ремонта. «Это сказывается на боеспособности авиазвеньев, оснащенных машинами данного типа», — отмечается в докладе аудиторов. Более того,

согласно официальным данным индийского , с момента начала эксплуатации было потеряно шесть машин «Сухого».

Свои выводы эксперты CAG уже направили в парламент Индии для ознакомления депутатов.

По словам индийской стороны, наиболее часто на истребителях Су-30МКИ ломаются электрическая система дистанционного управления полетом и приемник предупреждения о радиолокационном обнаружении.

«Всего с момента начала эксплуатации зафиксировано 35 выходов из строя двигателей этого истребителя, к ним относятся в том числе и инциденты, связанные с поломкой силовой установки. ВВС Индии в настоящий момент изменили правила проведения работ по техническому обслуживанию Су-30МКИ», — цитирует издание Defense News слова представителя индийского минобороны.

Контракт на поставку в Индию истребителей Су-30МКИ был заключен в 2002 году. Изначально по условиям договора Россия должна передать Дели 272 самолета этого типа. Однако затем Индия договорилась с Москвой о том, что часть самолетов будет произведена на индийских предприятиях по российской лицензии, при этом на них будут установлены двигатели с отклонением вектора тяги. На индийской территории истребители собирала местная государственная компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

Основной причиной частых поломок Су-30МКИ специалисты CAG называют нехватку комплектующих к самолетам, большая часть которых производится в России.

Сейчас Дели ведет с Москвой переговоры о том, чтобы открыть на индийской территории предприятия по сборке необходимых запчастей. По данным Defense News, министр обороны Индии обсуждал возможность локализации производства агрегатов для Су-30МКИ во время визита в РФ в ноябре текущего года. В ближайшее время, 24-25 декабря, в Москву с официальным визитом прибудет премьер-министр Индии . Среди тем, которые, как ожидается, он будет обсуждать с российским руководством, будет сотрудничество двух стран в оборонно-промышленной сфере. Не исключено, что в ходе визита главы индийского правительства будет поднят вопрос о создании в Индии предприятий по производству комплектующих к российским «сушкам».

Производитель самолетов Су-30МКИ в беседе с «Газетой.Ru» комментировать ситуацию с обслуживанием самолетов в Индии отказалась, сославшись на то, что предприятие не является субъектом военно-технического сотрудничества и не имеет прямого договора на обслуживание «сухих» на индийской территории. Отказались предоставить комментарий и в .

Источник «Газеты.Ru», близкий к , отметил, что в значительной степени проблема с агрегатами для Су-30МКИ у индийцев возникает из-за «бюрократии, которую развели и индийское минобороны».

«Процесс подачи заявки на ту или иную запчасть очень долгий, и время от ее направления до поставки комплектующих может занять многие месяцы. Сначала заявка идет в ФС ВТС, потом к вопросу подключается Рособоронэкспорт. А он не заинтересован в поставках мелких партий запчастей, а заинтересован в крупных контрактах. Индийской же стороне зачастую необходимы именно мелкие партии комплектующих», — сказал собеседник издания.

По его словам, ускорить процесс поставки запчастей к российским истребителям, состоящим на вооружении ВВС Индии, могли бы прямые контакты «Сухого» и «Иркута» с индийским оборонным ведомством. «Можно создать сервисный центр на индийской территории, где бы хранился полный комплект комплектующих на 2-3 самолета. Его можно было бы сделать в форме совместного предприятия. Об этом, кстати, недавно говорили представители корпорации «Сухой» и ОАК в ходе визита индийских журналистов в Москву. Но тут уже вопрос в том, кто этот сервисный центр будет финансировать, ведь даже «разобранные» 2-3 машины — это десятки миллионов долларов. Мне кажется, что Индия в этом больше заинтересована. А Дели, как показывает практика, любит на всем экономить», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

Источник «Газеты.Ru» в системе военно-технического сотрудничества отметил в свою очередь, что дефицит запчастей к Су-30КИ у индийских военных возник из-за роста числа машин, которые Дели закупил у Москвы.

«Если говорить условно, то, когда вы эксплуатируете 10 истребителей, вам, возможно, хватит 2-3 техников для их обслуживания. Но если у вас стало 20 истребителей, то тут надо увеличивать штат инженеров, в том числе и российских.

Есть и проблема с поставкой комплектующих, но я хочу отметить, что для такого большого парка 60% летной годности — это неплохой показатель, он не так сильно недотягивает до заявленных 75%», — сказал собеседник издания.

«Недавно в немецкой газете Der Spiegel появились сведения со ссылкой на техническую службу, отвечающую за обслуживание самолетов, о том, что только половина из 103 имеющихся в ВВС ФРГ истребителей Eurofighter не могут взлететь из-за различных технических проблем», — напомнил собеседник «Газеты.Ru».

По его словам, в значительной мере появление в прессе отчета CAG связано с грядущим визитом индийского премьера в Москву. «Так представители ВВС Индии хотят обратить внимание политика на свои проблемы», — сказал он.

Су-30МКИ — экспортный вариант двухместного многоцелевого истребителя Су-30 разработки КБ «Сухой». Он может нести до 8 тыс. кг ракетно-бомбовой нагрузки, а также вооружен 30-миллиметровой пушкой ГШ-30-1.

В 2015 году в Великобритании в рамках международных учений «Индрахануш» («Радуга») были проведены учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании и Су-30МКИ ВВС Индии. Индийские летчики одержали победу над ВВС Британии со счетом 12:0. В настоящее время Су-30 МКИ состоит на вооружении Анголы, Индии, Вьетнама, Ирака, Алжира, Индонезии Казахстана, КНР и Уганды. С начала производства самолетов данного типа в 1992 году в результате различных летных происшествий было потеряно девять этих машин.

Руководство Военно-морских сил Индии недовольно российскими палубными истребителями МиГ-29К, используемыми на единственном индийском авианосце "Викрамадитья". По мнению индийских чиновников, истребители слишком часто ломаются, а каждая посадка на палубу требует последующего сервиса, сообщает Defense News.

Всё дело в том, что техническое обслуживание самолётов не было включено в контракт на поставку, заключённый с Россией в 2004–2010 годах. И теперь индийские военные считают, что палубные истребители недостаточно "прочные". С 2010 года, по данным индийских военных, было заменено 40 авиационных двигателей из-за обнаруженных дефектов, а это 62 процента от общего количества.

В настоящее время Военно-морские силы Индии сообщили о подготовке нового тендера на поставку 57 многоцелевых палубных самолётов. Официально тендер ещё не объявлен, однако мировые производители уже показали свой интерес для участия в нём. Это американский Boeing F/A-18E/F SuperHornet, французский Dassault Rafale M, шведский Saab в морской версии Gripen и российский МиГ-29К.

Стоит отметить две особенности получаемой из Индии информации. Индия - это страна с традиционно плохой культурой военно-технического обслуживания и мировой лидер по потерянным самолётам. При этом техническое обслуживание и ошибки пилотирования - основная причина такого большого количества авиационных происшествий и катастроф. Кроме того, известна любовь индийских чиновников перед очередным тендером "сбивать цену" и негативно отзываться об уже поставленной технике, ожидая более выгодного предложения.

Представитель АО "РСК МиГ" Анастасия Кравченко сообщила, что опубликованная информация о якобы выявленных серьёзных проблемах в ходе эксплуатации самолётов МиГ-29К/КУБ ВМС Индии не соответствует действительности.

Ни к нам, ни к нашим партнёрам не поступало заявлений о проблемах с эксплуатацией российских самолётов марки МиГ. Особенно странно видеть эту информацию после успешного окончания военно-морских учений "Малабар-2017" в Бенгальском заливе, в которых МиГ-29К/КУБ, эксплуатировавшиеся с борта авианосца "Викрамадитья", показали хорошие результаты. Кроме того, необходимо отметить, что авианосные корабли проектов "Викрамадитья" и "Викрант" предназначены для базирования российской авиационной техники, в т.ч. МиГ-29К/КУБ. Все авиационно-технические средства корабля, РЛС и другие палубные системы российского производства могут быть использованы исключительно для семейства самолётов МиГ, - заявила она.

Что касается замены самолётов, то это повлечёт за собой переоборудование кораблей с полной заменой всех систем "взлёта и посадки", что потребует значительного времени и финансовых затрат. При этом в период доработки корабли не будут эксплуатироваться.

По словам представителей МиГа, вызывает вопросы реальный уровень осведомлённости источника индийских СМИ о современном состоянии ВМС Индии: "Напомним, что выполнение контракта на поставку истребителей МиГ-29К/КУБ ВМС Индии завершилось в прошлом году и все самолёты были приняты Министерством обороны этой страны".

Скандальная история с продажей бракованной партии палубных истребителей МиГ-29К, которые Россия поставляла военно-морскому флоту Индии в период с 2004 по 2010 годы, получила продолжение, - сообщает Newsader со ссылкой на материал Defense News .

Еще в августе 2016 года практически все закупленные у Москвы самолеты, предназначенные для использования на авианосцах, оказались непригодны не только для боя, но и для обычных вылетов: системы купленных у России военных самолетов оказались буквально «пронизаны проблемами». Теперь выясняется, что ВМФ Индии потерял надежду на принципиальное исправление дефектов и поэтому фактически решил отказаться от использования МиГ-29К.

Проблема не только в том, что каждая их посадка на палубу выглядит буквально как «авиакатастрофа», после которой приходится снимать двигатель и отправлять самолет в мастерскую. Индийских чиновников возмущает и тот факт, что Россия отказалась проводить бесплатное обслуживание и ремонт своего некачественного товара: этот шаг индийские партнеры Москвы расценили как нарушение деловой этики. Один высокопоставленный чиновник ВМФ Индии заявил:

«Требуется, чтобы МиГ-29К был надёжен в ходе выполнения операций. Сейчас его приземление на палубу авианосца выглядит практически как жесткая посадка. Истребитель нуждается в частом ремонте. Из-за таких посадок постоянно проявляются структурные дефекты», - сказал чиновник.

Между тем, в пакет услуг по договору стоимостью $2,2 млрд. техническое обслуживание самолета не входило.

Арун Пракаш, отставной адмирал ВМФ Индии и бывший начальник службы, высказался еще более критично:

«Правда в том, что индийский военно-морской флот фактически профинансировал развитие этого самолета (который сейчас использует также и российский военно-морской флот). Если бы у русских была хоть какая-то совесть, они бы гарантировали, что каждый недостаток будет устранен без доплаты. После каждой посадки оператора компоненты самолета ломаются либо прекращают работу. После такого мы вынуждены отправлять истребитель в мастерскую для ремонта или замены части, которую зачастую приходится завозить из России...»

Теперь Нью-Дели объявил мировой тендер на закупку палубной авиации. Предложением заинтересовались ведущие западные державы и ряд ведущих западных производителей - американский "Боинг" с его Super-Hornet, французский Dassault с его Rafale M, шведский Saab с его Gripen Maritime.

Забавно, но и русские не отказались от участия в тендере: они по-прежнему готовы предложить Индии свои МиГ-29K, несмотря на историю гигантского провала.

Известно, что в ноябре прошлого года два палубных российских самолета потерпели крушение во время выполнения военной операции в Сирии. Один самолет упал в воду, не долетев до палубы. Другой свалился в море прямо с палубы во время посадки: не выдержал тормозной трос.

Любопытно также, что индийские военные выдвинули претензии и к тренировочной программе-симулятору, призванной научить индийских пилотов летать на российских самолетах: специалисты пришли к выводу, что он совершенно непригоден для выполнения поставленных задач...

Рынок транспортной авиации Индии оказался практически утерянным для Российской Федерации. Индийское издание The Calcutta Telegraph сообщает о первом прибывшем для ВВС этой страны самолете С-17 производства американской компании Boeing. На протяжении 10 лет машины производства США должны полностью вытеснить российские Ил-76. В прошлом году наша страна проиграла тендеры на поставку самолета Ил-78 и вертолетов Ми-26.

Индия до последнего времени оставалась надежным партнером России в области покупки вооружений. Индийцы платили миллиарды долларов нашей стране за военную технику. Но в ноябре прошлого года РФ проиграла тендер на поставку 15 вертолетов Ми-26. Их должны заменить американские СН-47 Chinook от компании Boeing. Вместо покупки шести самолетов-заправщиков Ил-78 индийцы предпочли приобрести Airbus A330. Общая сумма ущерба нашей стране оценивается свыше миллиарда долларов.

Потеря индийского рынка может негативно сказаться на военных контрактах России с другими странами. Вполне возможно, что некоторые государства могут задаться вопросом о целесообразности покупки нашей техники, если даже ее давний покупатель решил сменить поставщика.

Как сообщает индийская пресса, отказ от российских машин вызван их техническими характеристиками. Хоть стоят они и дешевле западных образцов, но дороже обходятся в обслуживании. Как говорит доктор военный наук, генерал армии и бывший главнокомандующий ВВС СССР и России Петр Дейнекин , надежность нашей техники не вызывает сомнений:

— Наша авиационная техника по надежности не уступает иностранным образцам. Это распространяется и на самолеты Ил-76 и Ил-78, и на вертолеты Ми-26. Во всяком случае, их послепродажное обслуживание не должно быть дороже обслуживания американских машин. Возможно, мы отстаем в оперативности устранения дефектов, которые всегда неизбежны.

Но и американский дримлайнер показывал себя не с лучшей стороны. Он нанес ущерб многим компаниям, которые покупали его. Да, они оперативно устраняют дефекты, выявляемые в ходе освоения машин. Но тоже проходят определенный путь, прежде чем достигнут необходимых параметров по надежности.

Возможно, сейчас индийской стороне, с которой у нас давно установились хорошие отношения в области авиатехники, предложили не самую лучшую модель. У Ил-76 есть хорошая модификация с прекрасными экономными двигателями ПС-90, с удлиненным фюзеляжем, с современными средствами навигации. Так что экономические причины возможны.

Но я не встречал машин надежней, чем производства фирмы Илюшина. Это самые надежные воздушные суда, начиная с Ил-14, затем Ил-18, затем Ил-76, Ил-86, Ил-96. Не зря на самолетах Илюшина летает наш президент.

Американский С-17 — тоже распространенная в авиационном мире машина. Но не стоимость постпродажного обслуживания могла стать причиной отказа индийской стороны от покупки наших самолетов.

Что касается танкера Ил-78, то он себя прекрасно показал в эксплуатации. Первые машины поступили к нам на вооружение в середине 1980-х, на смену М-4. От Ил-78 наши самолеты заправлялись при патрулировании к берегам Америки. Недавно наши стратегические воздушные корабли Ту-95 летали без посадки по плану дежурства в воздухе более 42 часов. А сверхзвуковые Ту-160 летали с дозаправкой от Ил-78 более 22 часов. На мой взгляд, это прекрасные показатели надежности наших самолетов. Другим подтверждением качества наших танкеров считаю полет Ту-160 в Венесуэлу.

Ми-26 — это вообще царь-вертолет. Он даже американские тяжелые вертолеты Chinook эвакуировал на внешней подвеске. Когда тот после поломки нуждался в эвакуации, ни одна машина, ни один воздушный кран не мог его поднять. С этой задачей справился только Ми-26. Он прекрасно себя показывает при выполнении любых заданий.

«СП»: — Возможно, иностранные машины более современные, чем наши?

— Понятие «старые» для самолетов не существует. Главный критерий для воздушного корабля — его пригодность к летной эксплуатации. К примеру, американцы до сих пор успешно используют самолет B-52, которому уже около 50 лет. Ему просто дают новую навигацию и прочее оборудование. А что касается С-17, то он ровесник нашего Ил-76. Переделанный в танкер А-330, может, и моложе нашего Ил-78, но наш самолет подтвердил свою надежность десятилетиями эксплуатации. Это хороший танкер и транспорт.

Так что причина отказа индийцев не в надежности. Мы принимали участие в авиа-шоу на разных континентах. Наши машины показали высокую надежность, совершая перелеты на очень большие расстояния, хорошо зарекомендовали себя в климатических зонах от наших суровых зим до жарких тропиков ЮАР, Малайзии и Чили. Только сочувствую индийцам, которые отказываются от своих исторических партнеров.

Директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин истинную причину отказа Индии от наших летательных аппаратов видит в слабости России на международной арене:

— При выборе приоритетов поставок очень сложных машин, как самолеты и вертолеты, играет роль система взаимоотношений между странами и приоритеты в геополитике, которые выбирает то или иное государство. За последние два десятилетия Россия устранилась с мировой арены и заняла позицию абсолютного безразличия и нейтралитета по отношению к происходящему на планете. Даже те жалкие потуги, которые совершаются в отношении горячих точек имеют налет равнодушия. Наши государственные деятели будто говорят: «Да, мы, конечно, против, но, по большому счету, нам всё равно». У России нет идеологической модели развития и, как следствие, нет геополитической стратегии.

Россия перестала представлять себя как евразийская держава, как это делал Советский Союз. РФ смирилась с ролью региональной державы, за которую еще надо побороться.

У нас нет стратегии, поэтому мы никому ничего не можем пообещать. Ведь сами не знаем, чего хотим и куда двигаемся. И это состояние неопределенности совершенно не устраивает такие государства, как Индия.

Эта страна входила в Движение неприсоединения, но больше симпатизировала СССР. Она не ориентировалась на советский блок из-за нашего оголтелого атеизма. Сейчас проблема отрицания религии снята в современной России, но на нас по-прежнему нельзя ориентироваться из-за отсутствия геополитических приоритетов. Раз мы ничего не предлагаем странам мира в глобальном плане, то индийской стороне ничего не остается, как соглашаться на американские машины и терпеливо дожидаться, когда к России вернется сознание, и она задаст четкие ориентиры для своих союзников.

«СП»: — Для продвижения своих интересов в Индии России не хватает только политической воли, или ресурсов у нас тоже нет?

— Когда мы говорим о продвижении геополитических интересов, то ресурсы и не нужны. Речь идет о мировоззренческих приоритетах, о создании вместе с нашими соседями культурно-цивилизационного кода. Наш народ и народы стран-соседей ждут, когда российское руководство сформулирует геополитическую концепцию РФ как евразийской державы. В силу своего размера Россия не сможет стать национальным государством. Хотя западные стратеги и советуют нам расчленить страну и по кусочкам войти в Европу. Некоторые наши политики придерживаются такого же мнения. Но, по крайней мере, это некоторая определенность. Сейчас же мы зависли над пропастью между двумя краями: ноги затекли, сил держаться нет. Но выбрать тот или иной путь мы никак не можем. И глядя на такое раскоряченное состояние, индийцы не вдохновляются. Махнув на нас рукой, они начинают покупать американские самолеты и вертолеты.

Фото: Максим Брянский/Коммерсантъ

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»