Противокорабельные крылатые ракеты конструкции челомея подводного старта. Что представляет собой ракета «Малахит»? Испытания и эксплуатация

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Ракетное вооружение, так стремительно ворвавшееся в вооруженные силы государств по всему миру, уже давно перестало быть чем-то необычным. Из малоизученной области науки за десяток лет ракеты превратились в самое настоящее средство для уничтожения врага в любое время, в любом месте – будь то суша, море или воздушное пространство.

Научный прорыв Крылатые ракеты отечественного производства – отдельная, и от того не очень популярная тема для обсуждения, ведь технология производства и технические характеристики большинства из них до сих пор строго засекречены. Тем не менее отчаянные времена требуют отчаянных мер и вооружение, еще вчера находившееся под грифом «совершенно секретно», массированно применяется по противнику, который находится за тысячи километров от места пуска. И попадает такое вооружение не только в цель, но и в новостные заголовки.
Крылатые бесы «холодной войны»
Сами по себе ракеты - грозное вооружение, способное подчас не просто лишить противника передовых сил или совершить удар в тыл, но и в отдельных случаях решить точным попаданием исход целого сражения, если не целой войны. О крылатых ракетах еще советской разработки в зарубежных военных кругах до сих пор ходят неприятные разговоры, ведь подлинные характеристики некоторых отечественных крылатых ракет зарубежными специалистами до сих пор не изучены в полной мере.«Термит», «Москит» ,«Аметист», «Малахит» – лишь несколько из чудовищных по разрушительной силе ракет, за секретами которых долгое время охотились почти все иностранные спецслужбы. Военно-морским силам США, например, действительно было чего бояться, ведь крылатые ракеты могли «подходить» к цели не по одиночке, а в паре или даже в группе. Одна из таких ракет – П-700 комплекса «Гранит» зарубежными аналитиками до сих пор признается одной из самых неудобных ракет для попадания.«Американцы ракет наших побаивались и за секретами каждого комплекса, о котором узнавали, очень долго охотились и информацию собирали буквально по крупицам всеми методами, какими могли. Вплоть до пролетов самолетов-разведчиков на такой высоте, чтобы можно было заснять все вооружение, размещенное на корабле и потом полученные фотографии проанализировать», – рассказывает в интервью «Звезде» капитан 3-его ранга ВМФ СССР в отставке Виктор Баранов.«Крейсеры отечественного ВМФ могли нести десяток таких ракет на борту при условии, что существовали, и я убежден, что существуют до сих пор, методы, согласно которым пуски таких ракет, что учебные, что, при необходимости, боевые, проходят из расчета один корабль – одна ракета. При каких-то форс-мажорных обстоятельствах боевая стрельба может проходить "дублем" или сразу группой ракет для стопроцентного уничтожения цели.Эффективность ракеты в разное время по-разному оценивали, но учебные стрельбы показывали, что эффективность П-700 была близка к абсолютной», - пояснил Баранов. Эксперты отмечают также, что крылатые ракеты «Гранит» уже тогда, в конце 80-х годов, отличались и особенным информационно-вычислительным комплексом, входящим в состав системы управления.ИВК обладал несколькими каналами связи, благодаря которым мог противостоять самому сильному электронному противодействию со стороны противника. Не хуже решался вопрос с оснащением ракеты боевыми частями разных типов.«П-700 в основном оснащались фугасной боевой частью проникающего типа. Для особо важных целей, правда, ее могли оснастить и тактической ядерной БЧ с зарядом до 500 килотонн. Одного попадания хватило бы вполне, чтобы отправить на дно любой из существующих авианосцев», - поясняет капитан 3-его ранга ВМФ СССР в отставке Виктор Баранов.Носителями крылатых противокорабельных ракет в эпоху назревающего глобального противостояния были корабли соответствующего класса, бортового вооружения которых хватило бы для уничтожения прибрежных районов небольшой страны. Яркий тому пример – Гвардейский ракетный крейсер «Москва», чей поход к берегам Сирии не на шутку взволновал военные ведомства всех стран в регионе. «Москва» – один из самых боеспособных ракетных крейсеров в мире.Специалисты отмечают, что противокорабельный комплекс П-1000 «Вулкан», которым оснащен крейсер «Москва», в лучших традициях морских сражений холодной войны мог нарушить планы абсолютно любого противника, находящегося в зоне досягаемости. В ходе испытаний комплекса отмечалось, что «Вулкан» не просто показывал высокую эффективность при попадании в корабль-мишень, но и обладал высоким коэффициентом устойчивости к радиоэлектронной атаке противника.«Часть технологий П-700 была использована при строительстве П-1000», – поясняет инженер-ракетостроитель, кандидат технических наук Сергей Головин.«Однако и нововведений тоже хватало. Одним из таких новшеств стал, как мы его называли, "боевой интеллект" – когда ракеты в ходе атаки могли начать обмениваться данными о целях и "отфильтровывать" объекты по степени важности. Отдельно на флоте отмечали способность определять типы кораблей, анализируя их положение в походном ордере, и уже исходя из этих данных, выделять особо важные цели», – пояснил эксперт.Группа ракет П-1000 «Вулкан», помимо распределения целей между собой, также обладала способностью «заходить» к цели с разных сторон, застигая корабли противника врасплох и нанося удары с разных направлений.
Симметричный ответ
Эра глобального противостояния, несмотря на многочисленные локальные кризисы, благополучно миновала. Страны больше не грозят уничтожением друг другу, однако угроз в современном мире меньше не становится. Однако для ближневосточной чумы под названием ИГИЛ в Минобороны России решили применить нестандартное вооружение, которое вполне неплохо справилось бы и с ключевыми объектами более подготовленного и оснащенного противника, такими, например, как элементы противоракетной обороны.Об уникальном ракетном вооружении до самого момента боевой стрельбы широкой публике было известно немного - пара выставок, пара экспортных модификаций. Эффектные кадры стрельбы крылатыми ракетами «Калибр» - новейшими в линейке вооружения российского ВМФ, словно ударная волна от «Царь-Бомбы», обогнули мир несколько раз. «Меч Каспия», «Испепелитель» - каких только названий не придумали средства массовой информации для крылатых ракет, которыми поочередно «отстрелялись» корабли каспийской флотилии и подводная лодка «Ростов-на-Дону».В зависимости от поставленной задачи в процессе боевой работы могут быть задействованы ракеты, оснащенные мощной 450-килограммовой фугасной боевой частью с опцией воздушного подрыва, а также вариант ракеты с кассетной боевой частью, комплектуемой осколочными, фугасными или кумулятивными поражающими элементами для удара по площадным и протяженным целям. Стоит отметить также, что «Калибр» способен заставить нервничать военных любой страны одним своим видом.Не так давно в эфирах западных телеканалов была показана серия роликов, в которых экспортный вариант «Калибра» - комплекс Club-K, подбирается к противнику не в отсеке для вооружения малого ракетного корабля или бесшумной подводной лодки, а внутри обычного 40-футового морского контейнера, а затем, переходя из походного положения в боевое, выполняет поставленную задачу. Военные отмечают, что на принятие целеуказания ракетным комплексом требуется всего 15-20 секунд, после чего комплекс готов к работе.
О достоинствах и «старших» ракетах
Военные эксперты и специалисты в области радиоэлектронной борьбы, рассуждая на тему тактических крылатых ракет отмечают, что даже не самые новые отечественные крылатые ракеты обладают серьезными боевыми возможностями.«Наши ракеты - даже не самые новые, все летают на сверхзвуке. Это ключевое отличие от западных ракет, у которых скорость полета дозвуковая», - отмечает военный эксперт Дмитрий Литовкин.«Это же отличие ведет и к тому, что сверхзвуковой ракетой можно преодолеть и систему ПВО противника», - добавляет эксперт. Также стоит отметить, что важным элементом как в предыдущих образцах ракетного вооружения, созданных еще в СССР, так и в новом ракетном вооружении, созданном позднее, одной из важнейших составляющих является боевая часть.У более ранних ракет, например таких, как П-120 «Малахит», которая, несмотря на почтенный возраст, обладает 800-килограммовой фугасно-кумулятивной боевой частью. Ракеты такого класса можно смело называть «убийцами кораблей», поскольку точное попадание даже одной ракеты способно затопить практически любой фрегат или эсминец. «Калибры» в свою очередь - ракеты, снабженные сравнительно небольшой боевой частью. Ракеты подобного типа еще называют «тактическими», даже в том случае, когда обычная боевая часть заменена специальной, т.е. ядерной.Однако в случае с нашумевшими на весь мир российскими ракетами, есть ряд особенностей, о которых стоит рассказать отдельно. Как отмечают специалисты Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ) - одним из основных преимуществ крылатых ракет «Калибр» является возможность корректировки полета несколькими способами.«Это, во-первых, цифровая карта местности, которая "зашита»" в ракеты», - отмечает в интервью ТК «Звезда» советник первого заместителя гендиректора концерна Владимир Михеев.«Во-вторых, это, конечно, комбинированные системы навигации, и третье - собственная высокоточная система навигации. Дополнительных технических решений в ней, конечно, тоже хватает, но главные особенности заключаются как раз в этом - в способности ракеты к полету с очень высокой точностью по нескольким маршрутам, выбирая наиболее оптимальный из них», - добавил он.Особенность ситуации с «Калибром», по словам специалистов, заключается еще и в том, что ракета не просто является высокоавтоматизированным средством для нанесения точного удара, но и средством, действующим согласно складывающейся ситуации и оперативно реагирующей на угрозы.«Если есть нормальная спутниковая навигация - ракета пойдет по одному маршруту, если есть какие-то проблемы – постановка помех например – ракета пойдет по другому маршруту, а если ракету со всех сторон "обложили", то она вообще в автономном режиме может продолжать полет и осуществляет коррекцию», - объясняет Владимир Михеев.В больших объемах работ над ракетным вооружением, как отмечает Владимир Михеев, важно и то, как ракету запрограммируют.«Здесь целый ряд особенностей существует, способы группового применения ракет, например, совершенно уникальная вещь! Если говорить простым языком, то ракеты между собой могут договориться и выбрать "старшую" ракету, которая оптимальным образом сможет этой группой руководить. А уж как они потом будут действовать, тут вариантов вообще масса, разделяться они будут или как-то еще действовать... такой вот метод "коллективного разума" здесь тоже реализован, и, помимо чисто технических моментов, многие вопросы относительно применения ракеты решаются еще и программным способом», - добавил Владимир Михеев.
Говоря о самых современных российских ракетах, кадры применения которых собирают миллионы просмотров в социальных сетях, важно понимать, что привычное понятие «ракетного комплекса» постепенно уходит в прошлое, а на смену ему приходит высокоэффективный и высокотехнологичный вид вооружения, который в автоматическом режиме способен проанализировать не только полетные данные, свои координаты и просчитать дальнейший маршрут для полета, но и непрерывно вести мониторинг радиоэлектронной обстановки и при необходимости - принимать меры.Чтобы понять, насколько высок уровень развития ракетных систем, создаваемых в России, достаточно знать, что «старшая» ракета, ведущая группу из нескольких «собратьев» к цели, способна самостоятельно принимать решения о перестроении ракет в группу, о «разводе» ракет на определенное расстояние друг от друга. Такая ракета не просто способна выбирать наиболее важные цели из отмеченных, но и самостоятельно принимать решения о том, в каком порядке ракеты «подойдут» к цели.Массированный удар с ракетного корабля «Дагестан», малых ракетных кораблей «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» из акватории Каспийского моря и последующее успешное поражение объектов ИГИЛ ракетами, выпущенными с подводной лодки «Ростов-на-Дону», по словам специалистов, лишь проба пера, а полет крылатых ракет на полторы тысячи километров через территорию нескольких стран для новейшего ракетного вооружения, созданного в России, – далеко не предел.

В процессе детального конструирования и отработки ракеты «Аметист» наметились перспективы создания близкой по размерности твердотопливной ракеты с увеличенной в 1,5-2 раза дальностью. Одновременно возникла идея создания подводной лодки, вооруженной двумя типами ракетных комплексов (с максимальными дальностями около 500 км и несколько более 100 км) с боекомплектом, включавшим по дюжине и более ракет каждого типа. Соответствующие предложения были положены в основу постановления от 28 февраля 1963 г., задавшего разработку ракеты П -120 «Малахит» для лодок пр. 670 и пр. 705А, дальней ракеты П-500 в габаритах контейнера П-6, а также проектирование большой атомной подводной лодки со смешанным вооружением. К середине года надлежало выпустить эскизный проект «Малахита», в III кв. 1964 г. - начать летно-конструкторские испытания, а в IV кв. 1965 г. - передать комплекс на совместные испытания.

Детальный военно-технический анализ (см. «ТиВ» №6/2007 г.) показал как тактическую несовместимость применения двух типов ракет на одном подводном атомоходе пр. 688, так и преимущества комплекса «Малахит» над «Базальтом» по показателям боевой эффективности. Работы по лодке сначала переориентировали со смешанного вооружения на однородное оснащение только комплексом «Малахит», а затем и полностью прекратили. Однако создание комплексов продолжалось. В конечном счете, комплекс П-500 «Базальт» с ракетой 4К-80 заменил П-6 на модернизируемых в ходе ремонта атомоходах пр. 675, а П-120 «Малахит» с ракетой 4К-85 был размещен на вновь строящихся лодках пр. 670М («Чайка»), представлявших собой дальнейшие развитие пр. 670. Кроме того, оба комплекса использовались на надводных кораблях новых проектов.

Первоначально заданные требования по размещению комплекса на атомоходах пр. 670 предусматривали четко выраженную преемственность с «Аметистом». Наряду с увеличением дальности предусматривалось повышение помехоустойчивости и избирательности системы самонаведения. Вместо ленинградского НИИ-49 головным разработчиком бортовой аппаратуры стал московский НИИ-10. Можно предположить, что смена разработчиков определялась не столько имевшими место задержками при отработке ленинградцами системы самонаведения ракеты «Аметист», сколько тем, что на «Малахите» предусматривалось применение комбинированной системы самонаведения, включавшей инфракрасный (тепловой) канал.

К этому времениНИИ-10 уже накопил большой опыт создания тепловых головок самонаведения, причем не только для катерных ракет П-15 и П-15М (ГСН «Кондор» и «Снегирь»), но и по такой непрофильной для Минсудпрома тематике, как ракеты класса «воздух-воздух». В частности, ГСН разработки НИИ-10 оснащались ракеты К-55. Кроме того, в выборе разработчика системы управления для «Малахита» сказалось стремление руководства сосредоточить усилия специалистов НИИ-49 на создании аппаратуры для комплекса «Базальт». В то же время большую новую тему получили и сотрудники НИИ-10, освободившиеся после завершения отработки комплекса П-35, дальнейшего прямого развитие которого в то время не намечалось.

В те годы идея сочетания радиолокационной и инфракрасной аппаратуры в качестве радикальной меры повышения помехоустойчивости получила достаточную поддержку, и комбинированные теплорадиолокационные головки самонаведения разрабатывались даже для ракет класса «воздух-воздух», в том числе и для комплектации столь миниатюрного изделия, как К-13. Однако большинство комбинированных головок оказалось слишком сложными и не были внедрены в серийное производство. Создатели системы наведения для комплекса «Малахит» пошли на не самое оптимальное (но оказавшееся оправданным) решение, конструктивно разнеся аппаратуру радиолокационной и инфракрасной ГСН, объединив их общей логикой самонаведения координаторов. При этом ракета самостоятельно выбирала для атаки наибольшую или назначенную по другим признакам цель.


Крылатая ракета «Малахит» в предстартовой конфигурации.



Крылатая ракета «Малахит».


В головной части корпуса установили радиолокационную ГСН, а под фюзеляжем разместили гондолу - небольшой каплевидный обтекатель с инфракрасной головкой самонаведения. При этом поперечный габарит гондолы не превышал диаметр первичного зеркала ГСН «Снегирь» - 0,2 м. Так как требовалось многократно увеличить дальность по сравнению с ГСН ракеты П-15М, пришлось пойти на применение охлаждаемого азотом фотоприемника на базе антимонида индия. Сжатый азот хранился в баллоне под давлением 300 атм. Его хватало на работу ГСН в течение 10 мин от старта ракеты. После неудачных попыток создать образец собственной разработки НИИ-10 использовал уже выпускавшийся серийно фотоприемник ФС-24 ДА. С учетом нагружения при подводном старте обтекатель выполнили не из стекла толщиной 2 мм, а из 6-мм оптически прозрачной керамики. Однако Ленинградский завод оптического стекла не смог освоить производство этой керамики, которое пришлось передать Харьковскому НИИ монокристаллов.

Исходя из ограниченной околозвуковой скорости полета ракеты, обводам носового обтекателя придали скругленную форму. Это обеспечило благоприятные условия преломления при прохождении радиолокационного излучения через обтекатель и позволило при ограниченных размерах контейнера разместить в нем более тяжелую ракету.

Общее руководство работами по «Малахиту» в НИИ-10 осуществлял В.Е. Краснов, по радиолокационной ГСН - И.А. Скородумов, по корабельной аппаратуре «Дунай» - В.Г. Хондзинский, по тепловой ГСН «Дрофа» - B.C. Марчук, а после его трагический гибели (автомобиль ушел под лед замерзшей Волги) - А.И. Крюков.

Другое существенное отличие от «Аметиста» заключалось в построении стартового агрегата. Как известно, на «Аметисте» стартовики были выполнены по двухкамерной схеме, что обеспечивало умеренную тягу при движении на подводном участке траектории и быстрый разгон после выхода на ракеты на поверхность. Однако эта конструкция допускала включение камер только в определенной последовательности, что исключало возможность использования ракеты с наклонной пусковой установки надводного корабля: при малой тяговооруженности изделие,едва сойдя с направляющих, просто нырнуло бы в море. Для «Малахита» приняли раздельное исполнение двигателей подводного хода и собственно стартовиков для разгона ракеты. При этом изделия, поставляемые на надводные корабли, двигателями подводного хода не комплектовались. Стартовый агрегат включал в себя по паре стартовиков, двигателей отброса и, при необходимости, двигателей подводного хода - ПРД-148, ПРД-149 и ПРД-150 соответственно.

Аэродинамическая компоновка также претерпела изменения, аналогичные тем, которые имели место при переходе от П-6 к «Базальту». Стреловидное крыло сменилось трапециевидным, близким к треугольному, которое при обеспечении требуемой площади лучше компоновалось в сложенном положении в контейнере ограниченного диаметра.

В начале 1960-х гг. твердотопливная ракетная техника только обретала современный облик и развивалась очень быстро. Применение вдвое большего по массе заряда твердого топлива новой модификации позволило не только увеличить дальность, но и упростить конструкцию маршевого двигателя ПРД-146. Аналогичный «Аметисту» блок из трех наклонных сопл сместился ближе к хвосту ракеты. Правда, внедрение нового топливного состава придало дымному следу продуктов сгорания двигателя «радикальный черный цвет». Это дополнительно демаскировало ракету и стреляющий корабль. Однако с учетом того, что противник использовал для обнаружения воздушных целей и наведения на них оружия в основном радиолокационные средства, а не визуальное наблюдение, излишняя заметность ракеты в оптическом диапазоне могла даже способствовать ее успешному применению, оказывая устрашающее психологическое воздействие на вражеских зенитчиков.

Фактически аванпроект ракеты был выпущен через полгода после принятия постановления, а эскизный проект - в феврале следующего года. Далее темп работ несколько замедлился. Сказалось и решение октябрьского Пленума ЦК КПСС о снятии с высших партийно-государственных постов Н.С. Хрущева, что ухудшило позиции В.Н. Челомея. Как и «Аметистом», «Малахитом» непосредственно занимались бывшие сотрудники С.А. Лавочкина в филиале №3 ОКБ-52. Вскоре этой организации вернули самостоятельность, переключив ее на разработку (под руководством главного конструктора Г.Н. Бабакина) беспилотных космических аппаратов для исследования Луны и дальнего космоса. Но в течение ряда лет они продолжали работать и по крылатым ракетам Челомея, в частности, изготовив в 1968 г. первый образец «Малахита» для проведения испытаний.

Универсальность ракеты в части применения как с подводных лодок, так и с надводных кораблей позволила начать испытания естественным порядком - не экспериментами на погружающемся стенде, а пусками с берегового стенда ракете автопилотом, но без головок самонаведения. В первом пуске 20 сентября 1968 г. из-за отказа автопилота (не разарретировался один из гироскопов) ракета упала менее чем в двух километрах от пусковой установки. Два последующих пуска прошли относительно успешно, при этом в последнем пуске (23 февраля 1969 г.) ракета пролетела в автономном режиме более 100 км.


Ракетный катер на подводных крыльях пр. 1234 (проект).


Соответствующим образом был подготовлен и погружающийся подводный стенд ПСА, получивший наименование ПСП-120 (или попросту ПСП), с которого с 17 июля по 20 октября 1969 г. под Балаклавой провели три удачных пуска из-под воды. Немного ранее с берегового стенда начались испытания ракет, укомплектованных сначала только радиолокационной, а затем и комплексной системами наведения.

Первый пуск 29 июля прошел частично успешно. На завершающих этапах полета к цели головка самонаведения стала работать неадекватно. Ракета упала в воду, не долетев пару сотен метров до цели. Второй пуск 8 августа завершился аварией: отказал магнетрон в головке самонаведения. Третий пуск прошел аналогично первому. Ракета явно уходила на радиолокационное отражение цели в водной поверхности. Для исключения такого эффекта ввели отключение одной из автоматических регулировок приемника сразу после захвата цели ГСН. Действенность этой доработки подтвердилась при пусках 10 сентября и 8 октября, когда ракета успешно поразила цель. В первом из этих двух пусков тепловая ГСН функционировала в «пассажирском» режиме, но в последующем она уже обеспечивала наведение на цель.

При испытаниях изделий, укомплектованных тепловой ГСН,выявилась неустойчивость полета ракеты по каналу тангажа. Для ее устранения пришлось уменьшить зазор между верхней и нижней светочувствительными пластинами и несколько расширить оптическое пятно от излучения цели. Тем самым удалось устранить своего рода «люфт» нечувствительности ГСН при малых отклонениях от направления на цель. С ликвидацией этого недостатка проявилась неустойчивость в канале курса. На этот раз причиной стало несовпадение заданного электромеханическим устройством направления сканера и его фактической ориентации. Недостаток устранили, дополнив ГСН магнитным датчиком положения зеркала.

Предыдущие статьи серии материалов об отечественных противокорабельных крылатых ракетах были посвящены береговым комплексам и комплексам авиационного базирования. Читайте ниже о ракетных комплексах, которыми вооружаются подводные лодки.

Проект 651

В 1955 году начались работы по созданию новой подводной лодки пр. 651. Изначально разработка подводной лодки по этому проекту должна была основываться на пр. 645. Однако в этом случае можно было разместить четыре контейнера с ракетами П-5, а вот резервов для размещения оборудования, которое требовалось для ракет П-6, не было. Были и другие причины, по которым пришлось отказаться от первоначального замысла. Жесткие требования по унификации с предыдущими проектами отменили.

Глубина применения четырех торпедных аппаратов нормального калибра менее 100 м. Важнее было оборонительное вооружение, которое состояло из 4 торпедных аппаратов калибра 400 мм, имеющих большой боезапас и использующихся на глубине до 200 м. Контейнеры, в которых были размещены ракеты П-6, находились в высокой надстройке корпуса. Если посмотреть слева, хорошо заметны вырезы за контейнерами, предназначенные для истечения струй ракетных двигателей.

Ракетоносец пр. 651 – это самая большая дизель-электрическая субмарина в отечественном кораблестроении. Столь крупный корабль старались довести до уровня атомохода, только вот практические результаты не всегда соответствовали замыслу. Установка дизелей 1Д43 по 4000 л.с. и электродвигателей ПГ-141 мощностью 6000 л.с. позволяло достигнуть скорости 16 узлов при надводном ходе и 18,1 узла при подводном. Вот только новые дизели, не вполне отработанные еще в стендовых условиях, часто отказывали.

С энергоустановкой была еще интереснее. Для того чтобы еще больше увеличить дальность подводного хода, конструкторы заменили свинцово-кислотные аккумуляторные батареи на серебряно-цинковые. Возникшая проблема была связана не с тем, что десятая часть батарей первой лодки вышла из строя, основной проблемой стал дефицит серебра. Именно дефицит, а не его стоимость. Поэтому лодок с серебряно-цинковыми аккумуляторами было построено всего три. Рассматривался также вариант использования атомной энергии, но эти разработки не были особенно успешными.

Строительство головной лодки было начато в 1960 году, первый спуск на воду состоялся 31 июля 1962 года. На Балтике в том же году прошли ходовые испытания. Ракетное испытывали только весной следующего года. При этом выяснилось, что струя продуктов сгорания топлива от двигателя ракеты заглушает двигатель ракеты, находящейся позади. Проведенные эксперименты показали, что оптимальным будет пуск ракет в шахматном порядке, то есть 1-4-2-3, минимальные интервалы между пусками должны составлять соответственно 6, 26 и 5 секунд. Основные стрельбы состоялись в ходе государственных испытаний, когда лодка перешла в состав Северного флота. Все три ракеты П-6, пущенные 21 ноября 1963 года, достигли цели. Стрельбы ракетами П-5 дали странный результат: «ракета дошла до боевого поля, но координаты падения определить не удалось».

В середине 1960-х годов пр. 651 присвоили название «Касатка», на флоте же эти подводные лодки называли не иначе как «утюги».

Большая часть «утюгов» несла службу на Севере, две лодки – на Тихом океане. Спустя десять лет после вывода кораблей из состава флота один из них оказался в качестве музейного экспоната в американском городе Санкт-Петерсберг, другой – в немецком Пенемюнде.

Проект 675

Спустя три года после начала работ над пр. 651 вышло постановление о создании пр. 675 с максимально возможным уровнем унификации с пр. 659. Предполагалось уменьшить время на разработку из-за отказа от проектной документации. Основой технического проекта послужило не тактико-техническое задание, а дополнение к требованиям моряков к пр. 659. Время показало, что быстрее разработать лодку за счет этого не удалось. Рассмотрение эскизного проекта выявило, что для размещения системы управления «Аргумент» для П-6 при сохранении стоек системы «Север», необходимых для П-5, требуется увеличение диаметра корпуса на 1,2 м. Затем выявили, что увеличение длины корпуса на 2,8 м поможет разместить уже не 6 контейнеров с ракетами, а 8. Новшеством стало добавление гидроакустического комплекса «Керчь». Перекомпоновали отсеки, уменьшили в два раза количество 400-мм торпедных аппаратов, соответственно и их боезапас. А вооружение нормального калибра оставили без изменения. Подводная лодка проекта 675 развивала скорость до 22,8 узлов, что вполне приемлемо для ракетоносца.

Изначально ракетный комплекс П-6 был рассчитан на 4 ракеты лодки пр. 659. В пр. 675 количество ракет увеличилось до 8, а вот возможность залпа более чем из четырех ракет не появилась. В результате вторые четыре ракеты можно было выпустить только через полчаса, а не через 12-18 минут, когда второй залп стал уже маловероятным из-за смертельной угрозы для подводной лодки, так долго находящейся на поверхности.

Была проблема и с размещением одновременно ракет П-5 и П-6. В двух из восьми контейнерах ракеты П-5 вообще нельзя было разместить, были и другие сложности, в результате чего ракеты П-5 вообще стали снимать с вооружения.

Головная лодка была заложена в мае 1961 года, спуск на воду произошел 6 сентября 1962 года. Первые испытания в июне 1963-го прошли неудачно: только одна из пяти ракет попала в цель. Они же показали, что благодаря высокой надстройке можно было производить пуск ракет на скорости восемь-десять узлов при волнении моря до 5 баллов. Лодку доработали. В результате следующих испытаний, прошедших 30 октября, две ракеты в цель попали, третья пролетела над целью и самоликвидировалась через 26 км. Уже на следующий день подводная лодка была введена в боевой состав.

Проект 675 «Акула» был единственным типом отечественных атомоходов в середине 1960-х годов. Название не прижилось. Позже его применили к пр. 941. Лодка пр. 675 активно несла боевую службу как средство борьбы с авианосцами противника. В составе флота они прослужили до 1989-95 годов, долгая и интенсивная служба нередко сопровождалась авариями.

Еще до закладки первой подводной лодки пр. 675 велись работы по модернизации ракетоносцев. Планировалось создание лодки пр. 675М, вооруженной 10-12 ракетами П-6, с двумя реакторами, автономностью 60 суток, способной развивать скорость до 28-30 узлов и погружаться на глубину до 400 м. Дополнительная пара ракет, увеличение скорости на шесть-семь узлов и глубины погружения на 100 м не сумели оправдать наращивание мощность энергоустановки и увеличения водоизмещения в полтора раза. Остались неисправленными и недостатки пр. 675. При пуске ракет П-6 лодке приходилось находиться в надводном положении 24 минуты, залп был ограничен 4 ракетами П-6 или 5 стратегическими П-7.

П-70 "Аметист"

Любая подводная лодка, показавшаяся на поверхности, легко обнаруживается РЛС противника и становится добычей авиации и кораблей противника. К тому же от всплытия до запуска ракеты проходит не менее 6-15 минут, которые противник использует для перехвата ракеты. Поэтому подводники долгое время мечтали о пуске ракет из-под воды.

В 1959 году вышло постановление о разработке крылатой ракеты с подводным стартом. Мировых аналогов на тот момент просто не было. В том же году был закончен эскизный проект. В период август-сентябрь 1960-го года проходили бросковые испытания ракеты. На первом этапе было сделано 10 пусков с погружаемого стенда «Аметист» в Балаклаве. 24 июня 1961 года был произведен пуск габаритно-весового макета, имевшего из штатного оборудования один лишь стартовый агрегат. Результаты испытания были хорошими – макет придерживался расчетной траектории под водой и нормально вышел на поверхность.
В 1963-1964 годах было произведено переоборудование подводной лодки С-229 по проекту 613АД в носитель ракет «Аметист». Во втором полугодии 1964 года было совершено 6 одиночных запусков с ее борта, было три прямых попадания ракет в цель. В марте 1965 – сентябре 1966 года проводились испытания на Черном море, проведенные 13 пусков были в основном успешными.

Ракетоносителем для «Аметиста» стала подводная лодка пр. 661, созданная для борьбы с авианосцами противника. При длительном подводном ходе лодка развивала скорость до 37-38 узлов, то есть на 5-7 узлов больше, чем ее предполагаемая добыча. Вдоль бортов носовой части корпуса размещалось в контейнерах 10 ракет «Аметист». Основным недостатком ракетоносца было то, что для пуска всех ракет требовалось произвести два залпа с интервалом в три минуты, что существенно снижало эффект от ракетной атаки.

Следующим ракетоносцем стали подводные лодки пр. 670. Первая такая лодка вступила в строй в 1967 году. Контейнерные пусковые установки в количестве восьми штук размещались вне корпуса в передней части лодки. Две ракеты «Аметист» были оснащены ядерными боеприпасами, остальные шесть – обычными. Стрельба велась двумя залпами по четыре ракеты при скорости лодки до 5,5 узлов на глубине до 30 м. Волнение моря при этом должно быть в пределах 5 баллов.

Пуск производился из контейнера, который предварительно заполнялся забортной водой. После выхода из контейнера ракета раскладывала крылья, включались стартовые двигатели и двигатели подводного хода. При выходе на поверхность срабатывали стартовые двигатели воздушной траектории, потом маршевый двигатель. Полет продолжался на высоте 50-60 м с дозвуковой скоростью, это сильно затрудняло перехват ракеты ПВО кораблей противника. Небольшая дальность стрельбы (40-60 км или 80 км) дала возможность осуществлять целеуказание средствами подводной лодки. Ракеты «Аметист» были оснащены автономными бортовыми системами управления «Тор», реализующими принцип «выстрелил и забыл».

Испытания ракет «Аметист» с подводной лодки пр. 670 А проходили в октябре-ноябре 1967 года на Северном флоте. Было произведено 2 одиночных пуска, 2 двойных и один пуск четырех ракет сразу. О результатах можно судить хотя бы по тому, что в 1968 году ракетный комплекс «Аметист» получил секретный индекс П-70 и был принят на вооружение.

Основные недостатки этого типа ракет – небольшая дальность стрельбы, малая помехозащищенность и избирательность бортовой системы управления. К тому же ракета не была универсальной, пуск мог производиться исключительно с подводной лодки и из-под воды.

Одна из подводных лодок, вооруженных ракетами «Аметист», с начала 1988 года и по 1991 год находилась в составе военно-морского флота Индии, около года проведя в автономных плаваниях, все стрельбы завершались прямыми попаданиями в цель. Индия предлагала продлить лизинг или выкупить подобную лодку, однако, под нажимом США, руководство РФ отказалось от продолжения сотрудничества в этом направлении.

П-120 Малахит

В 1963 годы вышло постановление о разработке унифицированной ПКР для применения с подводных лодок и с надводных кораблей, в частности для того, чтобы заменить П-70 на подводных лодках пр. 670А. Эскизный проект ракеты «Малахит» был закончен в феврале 1964 года, первые образцы были изготовлены спустя четыре года. В 1972 году П-120 были приняты на вооружение для надводных малых ракетных кораблей «Овод» пр. 1234, а в 1973 году – для оснащения подводных лодок «Чайка» пр. 670М, работа над которыми была начата в конце 1960-х годов.

Ракета П-120 имела складное крыло и внешне сильно напоминала свою предшественницу – П-70. Боевая часть ракеты была осколочно-фугасной (840 кг) или ядерной (200 кт). Скорость полета ракеты соответствовала М=1, а дальность доходила до 150 км. Новшеством стало использование универсального стартового агрегата, который позволял делать старт как с погруженной подводной лодки, так и с надводного корабля. Бортовая система управления АПЛИ-5 сильно отличалась от той, что была установлена на П-70.

Подлодки пр. 670 М были оснащены 8 пусковыми установками СМ-156, которые, в сочетании с гидроакустическим комплексом «Рубикон» (дальность обнаружения свыше 150 км), давали возможность использовать комплекс «Малахит» на максимальную дальность без внешнего целеуказания. КСУ «Дунай-670М» одновременно проверяла все восемь ракет и готовила их к старту, при этом время подготовки снизилось в 1,3 раза по сравнению с комплексом «Аметист». Пуск ракет осуществлялся на глубине 50 м из контейнера, заполненного забортной водой. Всего таких лодок было шесть, они отслужили 25 лет – свой установленный срок эксплуатации. И были благополучно выведены из состава ВМФ.

Конец 1975 - середина 1980 года – период модернизации П-120. За это время были достигнуты значительные успехи. Работа бортовой системы управления стала более надежна, что касается головки самонаведения, были увеличены ее чувствительность, защищенность от помех и избирательность. Выработка команд в корабельной системе управления «Дунай-1234» и ввод данных в БСУ ракеты были ускорены. Да и конструкция трёхконтейнерных пусковых установок и загрузочного устройства изменилась в лучшую сторону.

П-700 «Гранит»

Работы над новым ПРК на основе ракеты П-700 «Гранит», имеющем возможность подводного старта, были закончены в 1981 году. Два года спустя ПКР приняли на вооружение подводных лодок пр. 949, атомном крейсере пр. 11442 и тяжелом авианесущем крейсере пр. 11435.

П-700 имеет маршевый турбореактивный двигатель, развивает сверхзвуковую скорость полета до 4М, дальность достигает 500 км. Автономная на всем протяжении полета, ракета имеет многовариантную программу атаки и повышенный уровень помехозащищенности, поэтому применяется для поражения групп надводных целей.

Бортовая система управления способна легко разбираться в помеховой обстановке, отбрасывать ложные цели и выделять истинные.

Стрельба может вестись залпом из всех ракет либо в режиме беглого огня. Во втором случае над несколькими ракетами с низкой траекторией поднимается ракета-наводчик. Происходит обмен информацией о целях, их распределение, классификация по степени важности, а также тактика атаки и план ее проведения. Если наводчик сбит, его место занимает другая ракета. Бортовая вычислительная машина среди прочего имеет данные по противодействию современным средствам радиоэлектронной борьбы, а также приемы уклонения от огня средств ПВО противника. Сбить такую ракету почти невозможно. Даже если в нее попадет противоракета, благодаря своей скорости и массе «Гранит» долетит до цели.

П-700 состоит на вооружении 12 атомных подводных крейсеров пр. 949А типа «Антей», по 24 ПКР на каждом. По 20 ракет в подпалубных пусковых установках СМ-233 имеют 4 тяжелых атомных крейсера пр. 1144. ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" (пр. 1143.5) оснащен 12 ПКР.

«Клаб-С»

Первый пуск разработанных и созданных в Екатеринбурге ракетных систем «Клаб-С» состоялся в марте 2000 года с атомной подводной лодки на Северной флоте, а в июне – с дизельной подводной лодки. Результаты стрельб признаны успешными.

Ракетная система основана на ракетах «Альфа», которые начали разрабатываться еще в 1983 году и впервые были показаны общественности в 1993 году. В том же 1993 ракеты были приняты на вооружение. Данный ракетный комплекс состоит из боевых средств (разного назначения ракет, универсальной системы управления и пусковых установок), а также комплекса наземного оборудования, который решает задачи технического обеспечения.

Комплекс «Клаб-С» использует несколько видов ракет. Первый – ПКР ЗМ-54Э подводного базирования, которая предназначена для поражения разных классов надводных кораблей поодиночке или в группах при условии активного противодействия. ГСН ракеты имеет дальность действия 60 км, функционирует при волнении моря до 5-6 баллов и хорошо защищена от помех. Составные части ракеты – стартовый ускоритель, низколетящая дозвуковая маршевая ступень и сверхзвуковая отделяемая проникающая боевая часть. Двухступенчатая дозвуковая ПКР ЗМ-54Э1 применяется в тех же целях, отличается меньшей длиной, в два раза большей массой боевой части и в 1,4 раза большей дальностью.

Баллистическая управляемая ракета 91РЭ1 применяется против субмарин противника. Боевой частью ракеты может выступать как высокоскоростная противолодочная торпеда МПТ-1УМЭ, так и подводная ракета АПР-3МЭ с гидроакустической системой самонаведения. Пуск ракеты возможен при скорости носителя до 15 узлов.

Предназначением двухступенчатой крылатой ракеты ЗМ-14Э подводного базирования является поражение наземных целей, внешний вид, габариты и двигательная установка аналогичны ПКР ЗМ-54Э1, некоторое сходство наблюдается и с РК-55 «Гранат». Подрывная часть уже фугасная, а не проникающая, подрыв осуществляется в воздухе для причинения наибольшего ущерба объекту. Ракета оснащена активной ГСН, показатели эффективности которой превосходят зарубежные аналоги. Стартовая масса равна 2000 кг, масса боевой части – 450 кг. На скорости полета до 240 м/с ракета поражает цели на расстоянии до 300 км.

Для использования ракетной системы «Клаб-С» практически нет погодно-климатических и физико-географических ограничений. Унифицированная корабельная часть ракет позволяет легко менять состав боекомплекта в связи с конкретной задачей. Мировых аналогов «Клаб-С» не существует, поэтому наличие этой ракетной системы может даже слабый флот превратить в серьезного противника.

Последняя, четвертая статья серии, посвященной противокорабельным крылатым ракетам, будет о корабельных комплексах.

В 1962 году ОКБ Опытно-конструкторское бюро -52 вышло с предложением о создании унифицированной противокорабельной ракеты, способной запускаться как с подводных лодок, находящихся в подводном положении, так и с надводных кораблей. Новый комплекс предназначался, в частности, для замены на подводных лодках ПКР Противокорабельные ракеты П-70 Аметист . Постановление Совета Министров на разработку вышло 28 февраля 1963 года. В 1964 году был выполнен эскизный проект ракеты 4К85 для нового комплекса П-120 Малахит. Новая ракета, являясь усовершенствованной модификацией ПКР Противокорабельные ракеты П-70 Аметист , отличалась от нее увеличенной в 1,5 раза дальностью стрельбы и более совершенной системой наведения (была улучшена ее избирательность).

Ракета 4К85 оснащена твердотопливным маршевым двигателем разработки КБ-2 авиазавода № 81, возглавляемого И.Картуковым. Она имела универсальный твердотопливный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность пуска как из подводного, так и из надводного положения. Ракета несла обычную или ядерную боевую часть массой 840 кг. По сравнению с ПКР Противокорабельные ракеты П-70 Аметист была улучшена избирательность радиолокационной системы самонаведения, повысилась ее помехозащищенность. Перед стартом, исходя из тактической обстановки, устанавливался сектор захвата цели. В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ПКР Противокорабельные ракеты получила еще и т.н. «блок доведения» - инфракрасный датчик «Дрофа», установленный в контейнере на внешней подвеске и подстраховывающий» РЛС Радио-локационная станция на конечном участке траектории.

На базе двухканального устройства обнаружения цели и самонаведения в СУ, разработанной НПО «Альтаир», реализовались некоторые принципы избирательного поражения целей из состава кораблей соединения путем осуществления логических операций. Были предельно сокращены и автоматизированы ручные операции по подготовке и пуску ракеты. В процессе создания комплекса П-120 Малахит проводились обширные модельные испытания, связанные с изучением специфических особенностей подводного старта. Эти эксперименты по заданию НПОМ, помимо ЦАГИ, проводились также в НИИ Научно-исследовательский институт механики МГУ. Руководил этими работами академик Л.И.Седов, который внес большой вклад в теоретическое обоснование оригинальной методики экспериментов и анализ полученных результатов. Используя данные этих работ, был осуществлен ряд мероприятий по повышению устойчивости движения ракеты на подводном участке движения.

Успешное завершение большого объема летных испытаний системы управления на самолете-лаборатории Ил-14, модельных испытаний и наземной отработки КР Крылатая ракета П-120 Малахит позволило перейти к этапу летно-конструкторских, а затем и государственных испытаний.

Ракета П-120 Малахит была принята на вооружение 17 марта 1972 года для надводных малых ракетных кораблей и для ПЛ Подводная лодка проекта 670М.

Серийное производство П-120 Малахит было развернуто на машиностроительном заводе № 47 (г.Оренбург).

На базе ПКР Противокорабельные ракеты 4К85 была создана ракета-мишень «Малахит».


Ракета П-70 «Аметист»



1*



Ракета П-70 «Аметист»


2*


Ракета П-120 "Малахит»


Ракета П-700 «Гранит»
Ракета 3М-25 «Метеорит»

3*


Ракета 3М-70 «Вулкан»

Название и индекс ракеты П-5 (4К95) П-5Д П-6 (4К48) П-7 П-35 (4К44) Базальт П-120 (4К80) Аметист П-70 (4К66) Малахит П-120 (4К85) Метеорит-М ЗМ-25
Масса ракеты, кг 4300/5100* 4300/5100* - /5300* 5970/6600* 4800 3700 около 3200 6380/12 650*
Длина ракеты, м 11,85 - 10,2 - около 11 11,7 7.0 около 9 12.8
Старт надводный надводный надводный надводный надводный надводный подводный подводный подводный
Маршевый двига­тель турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный твердотоп­ливный твердотоп­ливный турбореак­тивный
Дальность стрель­бы, км 500 около 600 500 1000 до 300 550 80 110-150 5000
Масса головной части, кг около 900 около 900 930 около 900 свыше 500 1000 1000 -
Скорость полета, км/ч 1250 1250 1250 около 1250 свыше 400 около 3000 1160* 1100 около 3000
Высота полета, м 400-800 250 100-7000 100 400-7500 50-5000 60 около 60 22-24 км
Проект ПЛ-носителей 644, 665 651.659,675 651,675 644-7 58. 1134 651,675 661,670 670М 667М

* – с ускорителем

Примечания:

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ КОНСТРУКЦИИ ЧЕЛОМЕЯ ПОДВОДНОГО СТАРТА

ПКР П-70 в полетной конфигурации без стартовых ускорителей


Ракета П-70 «Аметист»

1 апреля 1959 г. вышло Постановление СМ № 363-170 о разработке первой в мире проти ею корабельной крылатой ракеты с под водным стартом. В состав разработчиков были включены:

ОКБ-52 ГКАТ – головной по ракете;

КВ-2 ГКАТ – маршевый к стартовый двигатели;

НИИ-6 ГКОТ – топливо для двигателей и боевая часть обычного типа;

ЦКБ-34 – стартовые установки для плавстенда и ПЛ пр. 661 и 670.

Ракета «Аметист» была первой твердотопливной ракетой, разработанной в ОКБ-52. Заметим, что там ни до «Аметиста», ни после особых симпатий к твердотопливным крылатым ракетам не питали, предпочитая ракеты на жидком топливе.

Маршевый двигатель 293-П работал на литьевом топливе, а четыре стартовых двигателя подводного хода, четыре стартовых двигателя для воздушной траектории и два двигателя отброса работали на обычном баллистическом порохе НМФ-2.

Маршевый двигатель имел оригинальную двухшашечную схему с тремя боковыми скошенными полуутопленными соплами. Вес литьевого топлива марки ЛТС-2КМ составлял 1040 кг.

При стрельбе на дистанцию 40-60 км маршевый двигатель работал около 3-х минут.

Старт «Аметиста» производился с ПЛ с глубины до 30 метров под углом 15° к горизонту из предварительно затопленного забортной водой контейнера. Крылья ракеты автоматически раскрываются под водой сразу же после выхода из контейнера. Под водой срабатывают четыре стартовых двигателя и стартовые двигатели подводного хода, а после вылета ракеты на поверхность включаются четыре стартовых двигателя воздушной траектории, а затем и маршевый двигатель.


ПКР «Аметист» со стартовыми ускорителями



Полет происходил на высоте 60 метров с дозвуковой скоростью. «Аметист» проектировался для двух режимов дальности стрельбы – 40-60 и 80 км. Но на испытаниях максимальная дальность стрельбы не превышала 70 км.

Вес ракеты составлял 3,7 т. Ракета оснащалась фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г-66 весом около 1000 кг и специальной боевой частью.

Система управления «Тор» разработана НИИ-49 Судостроительной промышленности. «Аметист» имел автономную бортовую систему управления, реализованную по принципу «выстрелил и забыл». В состав СУ входили автопилот, радиовысотомер, аналоговая вычислительная машина и радиолокационная головка самонаведения. Вычислительное устройство само выбирало цель из нескольких обнаруженных, основываясь на анализе энергетических характеристик отраженных от целей сигналов радиолокационной головки и геометрических признаков расположения целей в полученной радиолокационной картине, например, место авианосца в авианосном ордере.

Пусковые установки для «Аметиста» были спроектированы ЦКБ-34, в их числе были:

ПУ СМ-101 для плавучего стенда;

ПУ СМ-107 для переоборудованной опытной ПЛ пр. 613А;

ПУ СМ-97 для атомной ПЛ пр. 661;

ПУ СМ-97 А для атомной ПЛ пр. 670А.

Изготовление ПУ велось на заводе № 232 «Большевик».

Эскизный проект «Аметиста» закончили в 1959 году. Бросковые испытания были проведены в августе-сентябре 1960 года.

Первый этап летно-конструкторских испытаний включал в себя 10 пусков с притопленного стенда в Балаклаве и два пуска с опытной ПЛ пр. 613А, проведенных с июля 1961 года по июнь 1962 года.

В ходе второго этапа летно- конструкторских испытаний с ПЛ пр.613 А восточнее Феодосии было запущено 8 ракет «Аметист». Испытания прошли «частично успешно».

В ходе третьего этапа летно- конструкторских испытаний в 1963 году, которые также происходили на Черном море на ПЛ пр. 613А в июле-декабре 1964 года, было запущено 6 ракет, из которых 3 имели прямое попадание в цель.

Этап совместных испытаний проходил на Черном море на ПЛ пр. 613А с марта 1965 года по сентябрь 1966 года. Всего сделано 13 пусков, испытания прошли «в основном успешно».

В октябре-ноябре 1967 года на Северном флоте проводились контрольные летные испытания «Аметиста» с ПЛ пр.670А. Всего сделано 10 пусков. Из них два – одиночных, два – двухракетным залпом и один – четырехракетным залпом.

Постановлением СМ от 3.06.1968 г. ракетный комплекс «Аметист» был принят на вооружение ВМФ. В ВМФ ракета «Аметист» получила секретный индекс П-70 и несекретный 4К66. Ко времени принятия на вооружение было произведено 50 пусков ракет «Аметист».

Первым носителем ракет «Аметист» должна была стать скоростная атомная ПЛ пр. 661, технический проект которой был разработан к концу 1961 года.

Подводная лодка К-162 пр. 661 была заложена в Северодвинске 28 декабря 1963 г. Однако работы по ее достройке и испытаниям затянулись, и она вошла в строй ВМФ лишь 31 декабря 1969 года.

ПЛ пр.661 создавалась для борьбы с авианосцами и быстроходными кораблями из состава авианосно-ракетных соединений противника. Скорость длительного полного подводного хода составляла 37-38 узлов , т. е. она шла быстрее авианосцев и кораблей охранения на 5-7 узлов.

10 ракет «Аметист» находились в контейнерах, размещенных в носовой части ПЛ побортно вне прочного корпуса, наклонно к горизонту.

1* – а максимально зарегистрированная скорость составляла 44,7 узла.



Ракета П-70 «Аметист»


Тем не менее, по ряду причин от серийной постройки лодок пр. 661 отказались. Одной из причин был существенный тактический недостаток – для выпуска всего боекомплекта (10 ракет) лодке требовалось произвести два раздельных залпа. Интервал между залпами составлял около 3-х минут, что резко снижало боевую эффективность ракетной атаки. Устранение этого недостатка и выпуск всех 10 ракет в одном залпе привели к необходимости коренным образом переделать систему одержания ПЛ на стартовой глубине.

Следующее поколение подводных лодок, предназначенных для борьбы с авианосцами, – лодки пр. 670А – строились быстрее. Головная ПЛ пр.670А – К-43 вступила в строй в 1967 году. Всего на заводе «Красное Сормово» было построено 10 лодок пр. 670А.

В составе вооружения ПЛ пр.670А было 8 ракет «Аметист», запускаемых из наклонных, расположенных побортно, стационарных контейнеров.

Интересно, что ПЛ К-43 с января 1988 года по январь 1991 года находилась всосгаве ВМФ Индии и высоко оценена военным руководством Индии. Тем не менее, руководство России отказалось от планов продажи ПЛ с атомными силовыми установками .

Наряду с многими достоинствами ракета «Аметист» имела и ряд недостатков. В первую очередь, это малая дальность стрельбы. Бортовая система управления имела недостаточные помехозащищенность и избирательность. Кроме того, ракета не была универсальна – пуск производился только с ПЛ и только в погруженном положении. Эти и другие недостатки обусловили то, что «Аметист» получили только лодки пр. 661 и 670А. Для новых лодок было начато проектирование новых ракет с подводным стартом.

2* и это при наличии более 100 выведенных из строя атомных лодок, большинство из которых построены 15 25 лет назад. Утилизация этих лодок в России будет соизмерима с их постройкой. С другой стороны, такие страны, как КНР. Индия. Пакистан. Ирин. Ливия, Чили, Аргентина и другие вряд ли отказались бы от приобретения ПЛ с современными крылатыми ракетами и атомными силовыми установками.


Ракета П-120 "Малахит»

Разработка крылатой ракеты «Малахит» велась ОКБ-52 по Постановлению СМ № 250-89 и 28.02.1963 г. (по одному Постановлению с «Базальтом»). В новой ракете использовалось много технических решений, характерных для «Аметиста». Принципиальным отличием «Малахита» был универсальный твердотопливный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность как подводного старта с ПЛ, так и старта с надводных кораблей. Кроме того, «Mалахит» снабжался более совершенной системой yправления АПЛИ-5 (раз работки НИИ-101) которая, сохранила принцип автоматического наведения имела улучшенные характеристики по помехозащищенности и избирательности. Для повышения помехозащищенности на конечном этапе самонаведения ввели дополнительную тепловую головку самонаведения Дальность полета ракеты при дозвуковой скорости была увеличена примерно в 1,5 раза по сравнению с «Аметистом».

В подводном положении «Малахит» может запускаться с глубины до 50 метров. Старт «мокрый». К числу недостатков «Малахита» следует отнести длинный черный шлейф, оставляемый его твердотопливным двигателем.

Аванпроект «Малахита» за кончили в сентябре 1963 года, а эскизный проект – в феврале 1961 года.

В начале 1968 года завод № 301 им. Лавочкина изготовил первые образцы «Малахита».

Первый этап летно-конструкторских испытаний проводился с 25 сентября 1968 г. по февраль 1969 года. Ракета запускалась без радиотехнической аппаратуры с наземной ПУ на Черном море. С июля по октябрь 1969 года состоялось три пуска со стенда с глубины 50 метров. Результаты положительные.


Пусковая установка крылатых ракет П-120 «Малахит»


Второй этап летно-конструкторских испытаний проведен в июле – октябре 1969 года. В ходе него проведено четыре пуска с береговой установки. С марта по август 1970 года сделано 6 пусков с МРК «Буря» пр. 1234. Всего из десяти пусков отмечено 5 прямых попаданий.

Совместные испытания «Малахита» проводились с 10.09.70 г. по 1972 год, в ходе которых с МРК «Буря» было сделано 14 пусков.

Для выдачи целеуказания ракетам «Малахит» на МРК устанавливалась система пассивного загоризонтного обнаружения надводных кораблей. Система работала по излучению радиотехнических средств противника.

Постановлением СМ от 17.03. 1972 г. комплекс «Малахит» принят на вооружение МРК пр. 1234.

В апреле – декабре 1974 г. сделано 8 пусков (из них 3 полностью удачные) с ПЛ пр. 670М, причем испытания ракегы были совмещены с Государственными испытаниями лодки.

Ракеты «Малахит» размещались в 8 контейнерах ПЛ пр. 670М аналогично контейнерам пр. 670А с «Аметистом». Для надежного обеспечения стабилизации ПЛ в период старта ракет было введено автоматическое программное управление по глубине и дифференту лодки, которое осуществлялось с помощью рулей и системы замещения отрицательной плавучести.

Постановлением СМ от 21.XI. 1977 г. комплекс «Малахит» принят на вооружение ПЛ пр. 670М. По этому проекту было построено шесть лодок.

Кроме того, планировалось вооружить атомные ПЛ пр. 705А 12- ю ракетами «Малахит».

Всего с 1968 г. по 1975 г. провели 44 пуска ракеты «Малахит».

В ВМФ ракете «Малахит» был присвоен индекс П-120 и 4К-85.

Ракета «Малахит» была второй (принятой на вооружение) и последней ракетой ОКБ-52 на твердом топливе.


Ракета П-700 «Гранит»

В 1969 году в ОКБ-52 была начата разработка противокорабельной ракеты дальнего действия «Гранит».

Ракета имела маршевый турбореактивный двигатель КР-93 и кольцевой твердотопливный ускоритель в хвостовой части, начинавший работу под водой. Ракета «Гранит» могла быть запущена как с ПЛ, так и с надводного корабля.

Испытания «Гранита» были нача ты в ноябре 1975 года, а закончены в августе 1983 года. Постановлением СМ от 12 марта 1983 года комплекс «Гранит» принят на вооружение.

На атомных крейсерах пр.1144 было размещено 20 ракет «Гранит» в индивидуальных подпалубных пусковых установках СМ- 233. На атомных подводных лодках пр. 949 установлены 24 пусковые установки ракет «Гранит». Кроме того, этими ракетами оснащен ТАВКР пр. 1143.5


Ракета 3М-25 «Метеорит»

К идее высотной крылатой стратегической ракеты вернулись в 1976 году. 9 декабря 1976 года вышло Постановление СМ о разработке универсальной стратегической крылатой ракеты 3М-25 «Метеорит» в КБ Челомея. Ракета должна была запускаться с наземных пусковых установок, атомных ПЛ пр. 667 и стратегических бомбардировщиков ТУ-95.

Конструктивно ракета выполнена по схеме «утка». Маршевая ступень имела стреловидное складывающееся крыло и двухкилевое складывающееся оперение. Воздухозаборник маршевого двигателя помещен внизу фюзеляжа.

Стартовая ступень имела два жидкостных реактивных двигателя с управляемыми поворотными соплами. Время работы двигателей составляло 32 секунды. Система управления ракетой была полностью автономной и корректировалась устройством радиолокационного считывания местности.

Первый пуск «Метеорита» состоялся 20.05.1980 г. Ракета не вышла из контейнера и частично его разрушила. Последующие три пуска были также неудачными. Лишь 16.12.1981 г. ракета пролетела около 50 км.

Для испытаний «Метеорита- М» атомная ПЛ К-420 пр. 667 была переоборудована в пр.667М. На лодке разместили 12 наклонных направляющих и аппаратуру «Андромеда». Первый пуск «Метеорита-М» с К-420 состоялся 26 декабря 1983 года в Баренцевом море.

3* – М морского. А воздушного. Н наземного базирования.


Ракета 3М-70 «Вулкан»

Разработка комплекса «Вулкан» проводилась в ОКБ-52 согласно Постановлению СМ от 15. 05.1979 г.

Летно-конструкторские испытания «Вулкана» были начаты в июле 1982 года с наземного стенда. Первый пуск «Вулкана» с подводной лодки пр. 675МКВ состоялся 22 декабря 1983 года.


Противокорабельная крылатая ракета «Яхонт»

Эскизный проект противокорабельной крылатой ракеты «Яхонт» был разработан в 1983 году в НПО Машиностроения. В книге В.П.Кузина и В.И.Никольского "ВМФ СССР 1945-1991" СПб.1996г. на стр. 332 приводится истинное название ракеты – "Оникс"

Ракета широко рекламировалась НПО Машиностроения на авиашоу в г.Жуковском в 1993 и 1995 годах. Согласно этим рекламным данным, дальность стрельбы ракеты до 300 км, а скорость полета – 2-2,5 М. Система наведения автономная, помехозащищенная. Носителями ракеты могут быть как надводные корабли, так и подводные лодки. Ракета поставляется в унифицированном транспортно-пусковом контейнере.

Ракета оснащена прямоточным двигателем. Стартовый твердотопливный двигатель помещен в сопле маршевого двигателя и после выработки топлива выбрасывается из сопла.

На базе ракетного комплекса «Яхонт» в НПО Машиностроения разработан подвижный береговой. ракетный комплекс «Бастион».

На базе автомобиля тип MA3-543 установлены три контейнера с ракетами.

В состав комплекса «Бастион» входят: самоходные пусковые установки (до 8), машина боевого управления, вертолетный комплекс целеуказания, оборудование для головного командного пункта.

Данные о принятии на вооружение комплексов «Яхонт» и «Бастион» в ВМФ или продаже их за рубеж на сентябрь 1997 года отсутствуют.


Данные крылатых ракет конструкции Челомея
Название и индекс ракеты П-5 (4К95) П-5Д П-6 (4К48) П-7 П-35 (4К44) Базальт П-120 (4К80) Аметист П-70 (4К66) Малахит П-120 (4К85) Метеорит-М ЗМ-25
Масса ракеты, кг 4300/5100* 4300/5100* - /5300* 5970/6600* 4800 3700 около 3200 6380/12 650*
Длина ракеты, м 11,85 - 10,2 - около 11 11,7 7.0 около 9 12.8
Старт надводный надводный надводный надводный надводный надводный подводный подводный подводный
Маршевый двига­тель турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный твердотоп­ливный твердотоп­ливный турбореак­тивный
Дальность стрель­бы, км 500 около 600 500 1000 до 300 550 80 110-150 5000
Масса головной части, кг около 900 около 900 930 около 900 свыше 500 1000 1000 -
Скорость полета, км/ч 1250 1250 1250 около 1250 свыше 400 около 3000 1160* 1100 около 3000
Высота полета, м 400-800 250 100-7000 100 400-7500 50-5000 60 около 60 22-24 км
Проект ПЛ-носителей 644, 665 651.659,675 651,675 644-7 58. 1134 651,675 661,670 670М 667М

* – с ускорителем

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»