Мир диких и домашних животных. Урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Рис. 2. Тюлень с детенышем ()

Рис. 3 и 4. Верблюд и черепаха - обитатели пустынь (), ()

Все животные прекрасно приспособились к своей среде обитания.

Есть животные - прекрасные строители: пауки, бобры, муравьи (рис. 6-8), и те, которые большую часть жизни проводят в кроне дерева, где спят и питаются листьями, - коалы и ленивцы.

На Земле обитают сумчатые животные. К ним относятся всем известные кенгуру, а также сумчатый дьявол и сумчатая мышь (рис. 9, 10).

Рис. 9 и 10. Сумчатые животные: кенгуру и тасманийский дьявол (), ()

Есть животные с необычной внешностью - утконос, звездорыл (рис. 11, 12), или с необычным названием: ай-ай, перевязка, соня (рис. 13, 14).

Рис. 11 и 12. Утконос и звездорыл (), ()

Рис. 13 и 14. Животные со странными названиями: ай-ай и перевязка (), ()

Самым маленьким млекопитающим на Земле является карликовая белозубка, достигающая в длину всего 1 см и весом 3 грамма (рис. 15).

Рис. 15. Карликовая белозубка ()

Самым большим сухопутным животным является африканский слон (рис. 16).

Рис. 16. Африканский слон ()

Самым большим животным на земле является синий кит (рис. 17), самым быстрым бегуном - гепард (рис. 18), а пловцом - парусник (рис. 19), самый сильный - муравей, а жук носорог может поднимать вес, превышающий его в 850 раз.

Рис. 17. Синий кит ()

Рис. 19. Рыба-парусник ()

Самым высоким животным является жираф (рис. 20), а самым зубастым - садовая улитка. Существуют такие животные, как стеклянная лягушка, летучая собака, рыба-капля, карликовая лошадка (рис. 21-23). И этот список можно продлевать до бесконечности. О них можно узнать из книг, энциклопедий, Интернета, телевидения.

Рис. 21. Стеклянная лягушка ()

Рис. 22. Рыба-капля ()

Рис. 23. Летучая собака ()

Все животные являются частью живой природы. Всех их объединяет то, что они рождаются, дышат, питаются, растут, дают потомство и умирают. В этом они схожи с растениями. Отличаются они от растений образом питания. Животные могут питаться как растениями (травоядные), другими животными (хищники), растениями и животными (всеядные).

Ученые разделили всех животных на группы. Самый многочисленный класс живых существ на Земле - насекомые. На сегодняшний день описано и изучено более 1 млн видов этих существ. Реальное число насекомых может быть в разы больше. Латинское название насекомых переводится как «разделенные на членики». У всех насекомых 3 части: голова, грудь и брюшко (рис. 24).

Рис. 24. Строение насекомых ()

У них может быть от 2 до 10 глаз, но обязательно 6 лапок. Этим они отличаются от всех остальных животных. Орган слуха у насекомых может быть не только на голове, но и на конечностях, как у кузнечика (рис. 25).

Рис. 25. Кузнечик ()

Определять запахи насекомым помогают усики.Дневные бабочки ощупывают цветки передними лапками. Некоторые насекомые (шмели, бабочки) питаются цветочным нектаром и пыльцой, тля высасывает сок растений, жуки-древоточцы - древесину, но все они - растительноядные насекомые (рис. 26, 27).

Рис. 26 и 27. Траурница и тля - растительноядные насекомые (), ()

Божьи коровки охотятся за тлей, стрекозы поедают мух и комаров - потому такие насекомые относятся к хищникам (рис. 28, 29).

Рис. 28 и 29. Насекомые-хищники - божья коровка и стрекоза плоская (), ()

Рыжие лесные муравьи могут питаться всем - насекомыми, нектаром, растениями - потому их называют всеядными (рис. 30). Нужно помнить, что муравьи защищают лес от жуков и гусениц, которые грызут листья. Потому нужно беречь их и не разрушать муравейники.

Рис. 30. Муравьи - всеядные насекомые ()

Есть насекомые, которых человек одомашнил. К ним относится медоносная пчела и тутовый шелкопряд, гусеницы которого дают натуральный шелк (рис. 31, 32).

Каждый школьник знает, что на Земле воды намного больше, чем суши. Вода бывает пресная и соленая. Обитает в ней еще один класс животных - рыбы. Тело рыб покрыто чешуей и слизью. У большинства рыб форма вытянута и сжатая по бокам, а голова плавно переходит в туловище и хвост. Дышат рыбы кислородом, который растворен в воде. Питаются они по-разному. Среди рыб есть растительноядные (толстолобик, белый амур (рис. 33, 34)) хищные (щука и окунь (рис. 35, 36)) и всеядные (карась и карп).

Рис. 33 и 34. Растительноядные рыбы: толстолобик, белый амур (), ()

Рис. 35 и 36. Рыбы-хищники: щука и окунь (), ()

Рыбы - самые древние из позвоночных животных (рис. 37).

Рис. 37. Рыба-целакант ()

Размеры их варьируются от 1 см (карликовые бычки) до 10 и больше метров (китовая акула) (рис. 38, 39).

Рис. 38 и 39. Карликовый бычок и китовая акула (), ()

Существует огромное количество удивительных рыб - летучая и лазающая рыбы, опасные пираньи, а также рыба-луна, рыба-камень, рыба-меч, рыба-петух (рис. 40-42). Некоторые виды рыб человек научился разводить на рыбных фермах, например форель.

Рис. 40, 41, 42. Рыба-луна, рыба-камень, рыба-петух (), ()

Еще один класс животных - это амфибии или земноводные. К ним относятся лягушки, жабы, тритоны, саламандры (рис. 43-46). Рождаются они обязательно в воде, а взрослые особи могут обитать как в воде, так и на суше. Их личинки дышат жабрами, а взрослые особи - только легкими. Кожа земноводных всегда голая и участвует в дыхательных процессах. Лягушки кожей даже могут впитывать воду. Температура земноводных зависит от температуры окружающей среды, потому на зиму или в холодное время года они засыпают. Все земноводные являются хищниками.

Рис. 43 и 44. Лягушка и жаба (), ()

Рис. 45 и 46. Тритон и саламандра (), ()

Давным-давно на Земле господствовали рептилии, или пресмыкающиеся. Они первые заселили сушу. Многие рептилии, такие как динозавры, давно вымерли (рис. 47).

Рис. 47. Тираннозавр ()

Современные пресмыкающиеся (ползающие) черепахи, змеи, крокодилы, ящерицы живут в основном в теплых и жарких странах (рис. 48, 49).

Рис. 48 и 49. Черепаха и крокодил - рептилии (), ()

В РФ также обитают некоторые виды ящериц и змей. Зимой они спят, и потому увидеть их можно только в теплое время года (болотная черепаха, гадюка (рис. 50), прыткая ящерица). Кожа большинства пресмыкающихся - сухая и покрытая чешуйками или щитками. Рептилии могут жить как в воде, так и на суше.

Ученые считают, что именно от мелких динозавров произошла особая группа животных - птицы, например от археоптерикса (рис. 51).

Рис. 51. Археоптерикс - возможный предок птиц ()

Птиц еще называют пернатыми, поскольку у них у единственных есть оперение. Перья защищают птицу от царапин и ударов, от жары и холода, от вымокания и пересыхания. Перья у птиц различные - все зависит от их образа жизни. Скелет птицы состоит из полых костей, он легкий и прочный. Летают птицы с помощью перьев хвоста и крыльев. У птиц нет зубов, но есть костяной отросток - клюв. Форма его может быть различная, по ней можно определить, чем питаются птицы. Птицы распространены на всех континентах. Существуют птицы водоплавающие (лебедь, утка (рис. 52, 53)), хищные (сова, ястреб, орел (рис. 54, 55)), нелетающие (пингвины, киви (рис. 56, 57)), бегающие (страус (рис. 58)). Есть городские птицы, которые приспособились жить вблизи человеческого жилья (голубь, воробей, ворона).

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предметный раздел: Предметы естественно-научного цикла.

Предмет: Окружающий мир.

Проект проведён во 2 классе.

Цели:

  • Общеучебные: Формирование навыков использования дополнительной литературы, отбора и систематизации материала; развитие учебной мотивации; использование ИКТ при оформлении результатов работы; формирование навыков публичного представления результатов работы.
  • Образовательная: Расширение знаний у обучающихся о диких и домашних животных, их образа жизни и повадок.
  • Воспитательная : Воспитывать бережное отношение к животным.

Краткое описание выполненного проекта (2-4 предложения):

В ходе работы над проектом учащиеся работали с дополнительной литературой: художественной и научной, энциклопедиями, Интернет ресурсами; подбирали и придумывали кроссворды, ребусы, загадки, стихи, составляли презентации.

Ребята наблюдали за домашними и дикими животными с целью исследования их образа жизни и повадок; выявляли какие животные появились у человека первыми, через моделирование процессов одомашнивания животных древним человеком.

Дети узнали: группы животных и их признаки; как влияет человек на животных; отличие диких животных от домашних; правила ухода за животными.

Они сумели выполнить частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составить связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

В конце проекта была создана выставка рисунков, мини-сочинений о животных.

По результатам наблюдений собрана папка-копилка «Это интересно» с рабочими материалами, которые можно использовать на уроках.

Тема проекта: Дикие и домашние животные. (слайд 1)

Особенности реализации проекта.

Задачи ученикам: (слайд 2)

Узнать на какие группы можно разделить всех животных.

Выяснить когда и кого человек приручил первым.

Гипотеза (слайд3): представим, что на планете Земля нет домашних животных.

Как вы считаете, нужны ли они людям?

Если да, то кого бы вы приручили первым?

Вам предлагается провести исследование и попытаться ответить на непростые вопросы.

Кроме этого, вы научитесь:

  • работать с научной литературой;
  • составлять презентации;
  • проводить исследования;
  • кратко излагать свои мысли письменно и устно.

Результаты ваших исследований, а также интересные факты из жизни диких и домашних животных, рисунки, мини-сочинения, кроссворды, загадки, ребусы, стихи вы разместите на страницах папки-копилки «Это интересно».

Ход выполнения проекта

(последовательные этапы, шаги, занятия с указанием их продолжительности)

1-й урок

1 этап – подготовительный, постановка цели. (10’) (слайд 4)

1. Организационный момент.

  • Распределение учащихся по группам.

Перед работой разобьемся на группы, чтобы распределение было справедливым, проведем жеребьевку по цветовому принципу.

(Учитель предлагает детям жетоны разных цветов по количеству страниц предлагаемого проекта: группы животных и их признаки; влияние человека на животных (одомашнивание животных); отличие диких животных от домашних; правила ухода за домашними животными , в зависимости от цвета жетона, который достался ребенку, дети делятся на группы.)

Повторим правила работы в группе. (слайд 5)

  1. Распределить роли в группе (аналитик, экспериментатор, иллюстратор, исследователь).
  2. Выработать правила поведения в группе
    • Доброжелательность
    • Слушать друг друга (я тебя правильно понял…)

II. Формирование темы и цели урока.

На какие группы мы делили животных? (слайд 6)

(звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

Какие признаки различных групп животных вы знаете? Приведите примеры. (слайды с 7 по12)

На какие ещё группы можно разделить всех животных? (слайд 13)

(дикие, домашние)

2 этап –составление плана исследования, (15’) (слайд 14)

Для того чтобы составить план, вы должны ответить на вопрос:

Как мы можем узнать что-то новое о том, что мы исследуем?

Для этого мы определим, какими способами мы можем пользоваться, а затем выстроим их по порядку.

План исследования:

  1. Подумать самостоятельно.
  2. Посмотреть книги о том, что исследуешь.
  3. Спросить у других людей.
  4. Познакомиться с кино – и телефильмами по теме своего исследования.
  5. Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.
  6. Понаблюдать.

3 этап – обдумывание проекта. (20’)

Вы предложили тему проекта о животных. Каждая группа получит задание. Для этого вы должны задать себе вопросы:

Что я знаю о животных?

Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно о животных?

Запишите свои ответы.

(В результате коллективного обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учётом нового распределения на группы).

План действия в группе. (слайд15)

  1. Обсуждение задания (коллективно ).
  2. Выполнение практического задания («экспериментаторы»).
  3. Оформление задания («иллюстраторы»).
  4. Формулирование выводов («аналитики»).
  5. Применение результатов(«исследователи»).

Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.

(обсуждение цели урока).

«Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта. В результате на доске появляется заготовка с основными разделами проекта.

  1. раздел «Животные»
  2. раздел «Влияние человека на животных».
  3. раздел «Отличие диких животных от домашних».
  4. раздел «Правила ухода за домашними животными»

Распределите задания внутри группы.

Внеурочная деятельность .

4 этап – исследование (2 часа)

подбор дополнительной литературы, работа в Интернете, библиотеке.

2-й урок

5 этап – Защита проектных работ. (слайд с 17 по 21)

Обобщение результатов и выводов. (1 час)

3 -й урок

6 этап – анализ успехов (с использованием видеоматериалов, сделанных в ходе защиты), коррекция недостатков. (30 ’)

Приложение 2 – отчёт о работе над проектом.

Приложение 3 – как я работал над проектом.

Прилагаемый готовый раздаточный материал.

(разработанный проект руководителем)

* для учителя (для подготовки к проекту)

  • презентация / «Дикие и домашние животные».
  • видео (мультфильм) «Кот, который гулял сам по себе»;
  • короткометражный фильм «Жизнь с животными» (африканские улитки, пресноводные черепахи 6-й выпуск).

* для учеников:

  • задании;
  • раздаточный материал для каждой группы;
  • альбомные листы для оформления разделов проекта;
  • справочная литература;
  • клей, фломастеры.

Требуемое оборудование для проведения проекта.

(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)

Программное обеспечение – Microsoft Word, Power Point, Adobe Photoshop, Интернет.

Компьютеры, мультимедийный проектор, принтер, сканер, видеокамера, фотоаппарат.

Работа может быть представлена в электронных форматах: документ Word, демонстрация Power Point или рукописный буклет.

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта.

Основные критерии оценки работы: (слайд 22)

  • Самостоятельность при выполнении работы.
  • Яркость оформления и оригинальность материалов с указанием источника.
  • Полнота раскрытия темы.
  • Иллюстрация исследования собственными фото- и видеоматериалами, рисунками, презентациями.

Приложение 4 – бланк жюри.

Приложение 5 – номинации.

светлана кельба
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие и домашние животные»

Организационная игра «Мы на луг ходили»

Дети, какая погода за окном? Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на ясное солнышко? Да, у меня тоже хорошее настроение, глядя на солнышко и на вас.

А о ком мы будем говорить, вы узнаете отгадав загадку.

Загадка : они бывают дикие , живут в лесу дремучем, домашними бывают и помогают людям (животные ) .

А сейчас, дети, мы с вами отправимся в путешествие.

Первая станция «Лесная» .

Куда мы с вами приехали, дети?

А как вы узнали, что это лес? (деревья, кустарники, трава, грибы)

Какие деревья вы знаете?

Ель, береза, дуб и т. д.

Какие бывают грибы?

Опята, мухомор, белый и т. д.

Какая красота! А кто же живет в лесу? (птицы, животные , насекомые)

Назовите животных , которых вы знаете (медведь, белка, волк, лиса) .

Да, лес – это дом для птиц и животных .

Ребята, а как называется домик белки?

А у медведя (берлога, у волка (логово, у лисы (нора) . Правильно!

Дети, я приготовила для вас задание : вот четыре стола, встаньте по пять человек вокруг каждого стола .

1 стол – выбрать на картинке дикое животное

2 стол – разрезанные картинки «собери дикое животное »

3 стол – разложи на два ряда дикие и домашние животные

4 стол – животные и их детеныши

Дети, вас так много, а рассказать о сделанном задании хочется всем. Давайте я попрошу уважаемых гостей послушать ваши ответы. Вы согласны? (да) . Приступайте! Когда закончите, руки спрячьте за спинку, я увижу всех. Ой, кажется дождик собирается! Все садитесь в вагончики. Ту-ту-ту! (песенка «Паровоз» ).

Вторая станция «Полянка» .

Звучит музыка – пение птиц (дятел, сорока, грач, соловей) .

Ребята, а вы знаете игру про птичек?

Пальчиковая игра : «Десять птичек - это стайка» .

Ой, осторожно, не наступите! Смотрите, кто это там. Да это же бабочка!

А посмотрите, кто же это внизу?

Загадка – мы, лесные жители, мудрые строители (муравьи) .

С листьев тлю она съедает, следить за садом помогает, вот она взлетела ловко, это – божия коровка!

Ребята, а как можно одним словом назвать бабочку, божию коровку, муравья? (насекомые) А каких насекомых вы еще знаете?

Третья станция «Деревня» .

Ребята, посмотрите, вон через речку видны крыши домов. Что там за рекой?

Деревня.

Давайте девочки пройдут по широкому длинному мосту, а мальчики по узкому короткому.

Вот мы и оказались в деревне.

Много животных мы встретили в лесу , а еще насекомых и птиц. А где еще живут животные ?

- Дома в деревне .

Назовите животных , которые живут в деревне дома ? (показать картинки при ответе) .

А как одним словом они называются? (домашние ) .

Какое теплое слово ДОМ!

А почему они не могут жить в лесу? (не умеют находить еду, строить жилье, зимовать) .

А какую пользу они приносят людям? (еда, шерсть) .

Мы их так любим и разговариваем всегда ласково!

А у кого из вас, ребята, есть дома домашние животные ? (ответы детей) .

А сейчас мы с вами приедем в наш любимый детский сад, и будем лепить или рисовать наших домашних животных .

Пора возвращаться в детский сад. Ту-ту-ту.

Публикации по теме:

Здравствуйте уважаемые коллеги и гости. Мне хочется поделится с вами замечательной идейкой, а именно дидактической игрой для малышей от.

Цель данного пособия: расширение знаний детей о животных. Задачи: 1. Закрепление умений детей классифицировать животных на домашних и диких,.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗКА» КОНСПЕКТ игры – викторины.

Конспект занятия «Дикие и домашние животные» (средняя группа) НОД Конспект интегрированного занятия во 2 – ой младшей группе на тему: «Дикие и домашние животные». Воспитатель высшей категории.

Конспект занятия «домашние и дикие животные у нас в гостях» конспект занятия на тему "домашние и дикие животные и их детеныши". обучающие задачи:продолжать знакомить детей с домашними и дикими животными,.

Цель:закрепить и систематизировать полученные знания о диких и домашних животных,о месте их проживания (дикие в лесу,а домашние рядом с человеком).

Тема урока: Дикие и домашние животные.

Цель: дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях, показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.

Предметные результаты:

знать, каких животных называют дикими, каких - домашними (давать определения);

различать диких и домашних животных;

приводить примеры диких и домашних животных;

рассказывать о значении домашних животных для человека.

Метапредметные результаты:

Овладевать действиями анализа, классификации, отнесения к известным понятиям;

отвечать на простые и сложные вопросы;

использовать текстовую информацию и самостоятельно подготовленные рисунки для подготовки ответов на вопросы;

принимать и сохранять целевые установки урока;

осуществлять самопроверку и взаимопроверку, контролировать успешность учебных действий, при необходимости - осуществлять корректировку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

взаимодействовать в паре и группе для решения учебных задач;

Личностные результаты:

Осознавать значение домашних животных для человека, для своей повседневной жизни.

Оборудование: карточки со словами «животные», «дикие», «домашние», «кто кормит», «кто строит», «кто заботится», «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», « волк», «польза», «общение», «материалы», «пища», «помощь»; картинки животных: корова, еж, лиса, белка, свинья, медведь, конь, заяц; предметы для мешочка: яйцо, варежка, ремень, перо, у учеников- стрелки из цветной бумаги.

Оргмомент

Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошей работы на уроке. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого».

2. Актуализация знаний

У вас на партах лежат разные картинки. Я загадаю загадку, вам нужно ее отгадать, ученик, у которого будет отгадка, выйдет к доске и прикрепит картинку.

1.Сама пёстрая

Ест зелёное

Даёт белое (корова)

2. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёж)

3.Обежала уж весь лес.

Хвост мелькает там и здесь

То не девица - краса

Это - рыжая …. . (Лиса)

4.Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

5.Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посередине - спинка,

На спинке - щетинка. (Свинья)

6.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

7.Не мой бы труд, не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, человек,

Но в век машины и мотора

Боюсь, в отставке буду скоро. (Конь)

8.У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц)

Как одним словом назвать то, что изображено на картинках? (Животные).

(На доске появляется слово «животные»)

Молодцы, хорошо справились. Задание следующее. Распределите эти картинки на две группы.

(У доски работают два ученика)

По какому принципу вы разложили эти картинки?

Как выдумаете, какая тема будет сегодняшнего нашего урока?

(Дикие и домашние животные) Слайд 2

(На доске слова «дикие», «домашние»)

Какие вопросы вы поставите перед собой? (Узнать, как различить диких и домашних животных, когда появились домашние животные, кто был первым домашним животным, какая польза человеку от домашних животных)

Откроем учебник на стр.72 и прочитаем, чему мы научимся.

3. Освоение нового содержания и его применение.

Итак, животных можно разделить на домашних и диких.

Как вы думаете, каких животных называют дикими, а каких домашними?

В этом нам помогут вопросы: кто кормит? кто строит жильё? кто заботится о потомстве?

(на доске «кто кормит», «кто строит жильё» «кто заботится»)

Проверим правильность наших предположений. Слайд 3 дикие животные, слайд 4 домашние

Проверим, как вы поняли. Откроем рабочие тетради на с. 50.

1вариант - подчеркивает зеленым карандашом диких животных,

2 вариант красным карандашом - домашних животных

Параллельно ученик с синдромом Дауна работает с картинками, распределяя диких и домашних животных.

(Для тех кот быстро выполнит задание, дается карточка с текстом о приручении животных)

Итак, дикие животные живут в природе, а откуда появились домашние животные?

Все домашние животные когда-то давно были дикими. Но ещё в древние времена люди приручили диких зверей и они стали жить рядом с ними. Учёные предполагают, что первым домашним животным, которое приручил человек, был волк. Постепенно люди приручили и других животных.

На доске картинка «волк»

Домашние животные у человека появились разными путями.

Волки обитали возле жилищ древних людей, в основном копались на древних помойках и поедали отходы от человеческой жизнедеятельности. Поскольку волки поднимали тревогу при приближении к стойбищам людей чужаков или крупных хищников люди заметили это и стали использовать и развивать эти качества. Люди начали отлавливать щенят и использовать их для охраны и охоты. Результат появление собак. Это произошло примерно 15000 - 20000 лет назад.

Кошки пришли к людям, когда люди начали заниматься земледелием и возникла проблема истребления крыс и мышей в амбарах. Это произошло около 10000 лет назад. Все ныне живущие домашние кошки происходят от ближневосточной ливийской (нубийской) кошки.

Овцы, свиньи, козы, коровы - появились в результате охот людей. Козу или свинью убивали и съедали, козлята, поросята, телята выкармливались и использовались в играх детей и для тренировки охотников. При наступлении голода этих домашних питомцев съедали (сейчас точно также поступают многие дикие племена людей). Затем додумались их вообще все время оставлять в неволе, да еще и целенаправленно отбирать лучших с точки зрения человека. Так и появился домашний скот и домашняя птица. Первыми одомашнили баранов (муфлонов - 10000 лет назад) , затем коров (туров - 7500 лет назад) , последними лошадей (тарпанов около 5000 лет назад) . Птиц куриц и индюшек одомашнили около 6000 лет назад.

4. Физкультминутка

- Дидактическая игра

У оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Зайка по лесу бежит
В дверь к нему стучится:

«Стук-стук, дверь открой
Там в лесу охотник злой!
Дверь скорее открывай
Лапу подавай»

- Сядет тот, кто назовет жилище:

волка -…логово, медведя - …берлога, ос - …гнездо, пчел - … улей, белки - … дупло, бобра - … хатка, курица - … курятник, лошадь - …конюшня, лиса - … нора, заяц - … под кустом

5. Продолжение работы над темой

На какие группы можно разбить этих животных? Слайд 6

На экране: курица, кролик, индюк, лошадь, гусь, овца

(Звери, птицы)

На доске слова «звери», «птицы»

А знаете ли вы другие виды домашних животных? В этом вам поможет загадка Слайд 7

С хвостом, а не зверь.

С перьями, а не птица. (рыба)

На доске слово «рыба»

К домашним видам рыб относят золотую рыбку и карпа

Мед на зиму припасла работящая … (пчела) Слайд 8

К какой группе отнесем пчелу?

Насекомые

На доске слово «насекомые»

Ученикам на дом раздавались интересные факты о пчеле. Ученики выступают с сообщением

У пчел пять глаз.
Три в верхней части головы и два спереди.

Пропуск в улей

У пчел много врагов и "нахлебников", поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент бросится на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к улею, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.

Пчелы зимой

Зимой пчелы не спят, поэтому на зиму им необходимо запасти достаточное количество пищи.

Хоть имеет много ножек, Слайд 9

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница)

Но не обычная, а очень полезная для человека. Называется тутовый шелкопряд. Тутовые шелкопряды поедают только тутовые деревья. Гусеницы шелкопрядов едят днем и ночью без остановки. На протяжении многих веков, человек содержал шелкопряда в домашних условиях и поэтому, сегодня эти бабочки не могут выжить без его заботы и опеки. Например, гусеницы не будут искать еду, даже если очень голодные, они будут ждать, пока их накормит человек. Гусеницы шелкопряда завивают коконы, оболочки которых состоят из непрерывной шёлковой нити длиной 300—900 м, их которой потом делают знаменитый во всем мире шелк.

Работа с учебником

Вот мы и подошли к следующему вопросу: для чего человек разводит домашних животных. Обратимся к учебнику на с. 74. Рассмотрите рисунки и фотографии. Что человек получает от домашних животных? Соедините животное и продукт, получаемый от них с помощью стрелок из цветной бумаги. Проверьте работу соседа по парте. Составьте предложение по вашим моделям.

Параллельно ученик с синдромом Дауна распределяет картинки «кто что дает»: корова - молоко, курица - яйцо, овца - варежки, шуба.

Таким образом, домашние животные являются источником пищи и материалов, например шерсть, кожа, перо.

На доске появляются слова «пища», «материалы»

Поиграем в игру «Волшебный мешочек». В мешочке лежат разные предметы. Вы должны наощупь определить предмет и сказать благодаря кому он появился.

(В мешочке лежат: яйцо, варежки, ремень, перо)

Но кроме продуктов питания животные являются большими помощниками человеку. На доске слово «помощники».

Еще одно важно качество у домашних животных: они необходимы для общения.

На доске слово «общение». Слайд 11

6. Рефлексия.

Итак, давайте повторим о том, что узнали

(По карте, которая получилась в ходе выставления слов на доске, ребята рассказывают пройденный материал).

С помощью сигнальных карточек покажите, насколько вы поняли материал урока. Красный - понял очень хорошо

Желтый - понял недостаточно

Зеленый - тему не понял, требуется помощь.

7. Итог урока

Закончите предложение:

Мне сегодня понравилось…

О каком животном вы хотели бы узнать больше?

На все ли вопросы мы сегодня нашли ответ?

8. Домашнее задание

В рабочей тетради на стр. 50 №3 отгадайте загадки, в учебнике стр. 74 -75 прочитайте «Легенды о животных».

Слайд 12 -молодцы. Выставление оценок

Радость приносят людям и . Прекрасные наши леса, залюбоваться можно освещенными солнцем лужайками, однако насколько одухотворённой становится эта красота, когда между деревьями появится мощный зубр, мелькнет огненно-рыжий мех лисицы или выпрыгнет на поляну стройный олень с раскидистыми рогами или робко выглянет олениха со своим детенышем. Как же людям нужно оберегать эту непревзойдённость живой природы!

Охрана животного мира - дело первостепенной важности. Тем более, что сейчас люди, вооруженные мощной техникой, все больше и больше проникают в ту среду, в котором живут дикие животные, и ставят под угрозу их существование. Установлено, что главная причина гибели многих видов животных - изменения окружающей среды под влиянием деятельности человека. Поэтому сейчас такое внимание уделяется вопросу научно обоснованной охраны животных и окружающей среды.

Правильное ведение сельского, лесного и охотничьего хозяйств, устройства резерватов и заказников, заповедников и национальных парков во многом способствует успешному решению этого важного вопроса. И то, что сегодня в 100 странах мира существует более 1100 охраняемых территорий, которые занимают огромную площадь - более 235 млн. га, что составляет 1,6% всей суши земного шара, дает основания надеяться, что человечество сумеет сохранить своих "младших », а заодно и" старших братьев "- животных. Способствует охране животного мира и международное сотрудничество ученых различных стран в области охраны окружающей среды, в частности животных.

Издавна возбуждали у людей тягу к прекрасному. Совершенство их форм, грациозность и сила движений, разнообразие и красота окраски способствовали развитию эстетических чувств.
Животные влекли, а иногда пугали людей, вызвавших их неослабевающий интерес. Благодаря их полезности или из-за того, что они угрожали жизни и здоровью, животные становились объектом религиозного поклонения. Так возникла фетишизация животных, местами сохранилась до наших времен.

Культ диких животных

В Древнем Египте - самой древней стране земледелия - много животных считали священными. Очень распространенным был культ священного быка Аписа, которого почитали как земное воплощение бога Пта - покровителя искусств и ремесел. Жрецы ухаживали этих животных в построенных для них храмах, а после смерти их бальзамировали, украшали драгоценностями и хоронили в огромных гранитных саркофагах (более 60 т веса) в специальных склепах. В ибис (птицах ряда лелекоподибних) египтяне видели воплощение Тота (первоначально бог Луны, а позже - бог мудрости, покровитель наук).
Большим почетом были окружены и нильские крокодилы: их украшали драгоценными украшениями, кормили отборным пищей. Египетская кобра, или гая, считалась символом мудрости и могущества. Если кто-то, даже непреднамеренно, убивал кошку - тоже священное животное, то за это платил жизнью. А высеченные из камня изображения жука-навозника - скарабея носил почти каждый египтянин. Ведь то, что жук катал шары из навоза, которыми он питается, отождествлялось с движением Солнца по небу, а богом Солнца был Ра - главный из всех богов, творец мира.

Культ быка и коровы был распространен во многих азиатских и европейских странах. Остатки его еще теперь можно встретить в Индии. Мало того, что эти животные свободно гуляют по улицам больших городов, в некоторых местностях во время праздника бога Бега коров моют, чистят, иногда украшают цветами и кладут в постель хозяев, которые в это время спят в сарае на чистой соломе. В Индии до сих пор священными считаются макаки-резусы, которых там так много (до 40 млн.), что они «собирают» немалую долю урожая с полей. В Таиланде, Лаосе, Индии священными являются белые слоны (альбиносы). Из пресмыкающихся объектом поклонения в Индии и кобра или очковая змея, а в некоторых местах Северной Бирмы - королевская кобра, одна из самых опасных ядовитых змей.

Дикие животные как национальные символы

Некоторые животные стали национальным символом страны, их изображения встречаются на гербах и государственных флагах. В Соединенных Штатах Америки такой эмблемой является белоголовый орлан. На гербе Гватемалы красуется квезаль - свободолюбивая птица дивной красоты, а на гербе Новой Зеландии - бескрылая птица киви. На гербах и государственных флагах Австрии, Ирана, ПНР, Эфиопии, Шри Ланка и другие страны изображены орлы и львы - как символы могущества.

Тяга к природе увеличился в наше время, когда многие, проживая в крупных городах, невольно отдаляются от нее. Большое внимание привлекают к себе животных, которые отличаются от других особенностями своего строения или поведения, выделяются размерами, формой тела, окраске, передвижением, численности, своей полезностью или вредностью.

Заповедники для дикой природы

В нашей стране большую роль играют заповедники, которые являются высшей формой охраны природных участков. Сейчас их около 120, а в ближайшие годы предполагается организовать по крайней мере еще 25 заповедников. Тогда их общая площадь составит 12,5 тыс. га. Кроме того, функционируют еще около 1,5 тыс. заповедников и несколько национальных парков. В основном именно благодаря деятельности заповедников и заказников удалось сохранить и восстановить численность 18 очень редких видов животных и около 30 видов птиц.

То, что сегодня существуют зубры и в их стадах уже насчитывают сотни особей, - заслуга Беловежского , Приокско-Тераського и Кавказского заповедников. Если до сих пор сохранился кулан , то благодарить за это надо Бадхизькому заповеднике (Туркмения).Старейший из наших заповедников - Баргузинский (северо-восточное побережье Байкала) сыграл огромную роль в значительном увеличении численности соболя.

От окончательного уничтожения речного бобра спасены, созданием Воронежского заповедника . Сохранению выхухоли - редкого пушного зверька - способствует Хоперский заповедник. Древней антилопу - сайгака охраняет заповедник Барса-Кельмес (остров на Аральском море).

Сихотэ-Алинский и Лазовский заповедники - надежное убежище уссурийского тигра, пятнистого оленя и горала, Кандалакшский заповедник - гаги, ценной северной утки, от которой получают высококачественный пух.

Наука в дикой природе

Экологические и природоохранные исследования на Украине в системе АН УССР осуществляются с первых лет ее существования, однако особого масштаба они приобрели в последнее время. Украинские биологи проводят экологические и биогеоценологични исследования в республиканских заповедниках (Черноморском, Аскания-Нова, Карпатском, Полесском и т.д.). С развитием зоологической науки, с открытием новых видов и глубоким изучением организации и происхождении животных, систематика постепенно совершенствовалась, выделялись новые систематические единицы (даже такие крупные, как типы), менялась последовательность размещения отдельных единиц в системе.

Современная система является естественной, поскольку отражает родство организмов и определенные этапы их исторического развития.
Типы в естественной системе размещают в восходящем, поступательном порядке, от простых до сложных, поскольку такой принцип дает возможность отразить основные этапы эволюции органического мира.


Если Вам понравился наш сайт расскажите о нас своим друзьям!

Виды диких животных


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»