Иеромонах никандр: "россия оживет…". Смиренное благодарение Бога

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Иеромонах Никандр , в миру Николай Калашников, 1817г рождения, мещанский сын, обучался в частном и уездном училищах города Сычёвка Смоленской губернии. 3 мая 1843 года, поступил в Валаамский первоклассный монастырь Санкт-Петербургской епархии, где проходил разные монастырские послушания. 17 сентября 1845 года , из Валаамского монастыря перешёл в Святогорскую пустошь Харьковской епархии. Этот монастырь был восстановлен в 1844г. архиепископом Иннокентием Борисовым при участии княгини Татьяны Борисовны Потемкиной, которая отписала монастырю земельные угодья и сделала значительный вклад на монастырский счет. Повидимому, знакомство с княгиней опредило это место для его послушания; указом Харьковской консистории он был определён в число штатных послушников, исполнял разные послушания: будильника, ключника, просфорника, пономаря и келаря. 24 декабря 1845 года пострижен в рясофор с наречен Никодимом. 23 марта 1847 года, с разрешения Святейшего Правительствующего Синода пострижен настоятелем игуменом Арсением в мантию и наречён Никандром. 23 июня 1848 года , в Харьковской Крестовоздвиженской церкви рукоположен в иеродьякона Преосвященным Елпадифором . 16 августа 1849-го года в Успенской Богородицкой церкви Святогорского монастыря , посвящён в иеромонаха Преосвященным епископом Филаретом Харьковским.

В преддверии Крымской войны Святейший Синод принял указ «о благоустройстве Балаклавского Георгиевского монастыря», для чего предлагалось « вызывать для служения в монастыре монашествующих из Киево-Печерской Лавры, монастыря Задонского, Глинской и Святогорской Пустынь. Посылать монахов самых благонадежных; всех неблагонадежных немедленно удалить». В 1834г. Синод утвердил новые штаты духовенства монастыря. 17марта 1853 года Указом Святейшего Синода иеромонах Никандр был переведён «как благонадёжный» из Святогорской пустыни Харьковской Епархии в Балаклавский монастырь для временного служения при Черноморском флоте. По прибытии в Балаклавский Георгиевский монастырь 1 мая 1853г. командирован настоятелем монастыря Преосвященнейшим митрополитом Агафангелом в 33 флотский экипаж на флагманский корабль «Чесма» для отправления Богослужения и треб в практическом плавании в эскадре под флагом вице-адмирала Новосильского .

Того же года от 10 сентября по 12 октября по возвращении из крейсерства на том же корабле находился при перевозке десанта из Севастополя на Кавказский берег Анаклию. Потом, по возвращении с Кавказа в Севастополь, 12-го октября, назначен в эскадру под флаг Вице-Адмирала Нахимова за надзором и движением турецких судов около Анатолийских берегов, где и плавал до дня Синопского сражения. От 12 же октября по 18 ноября того же года был в Синопском сражении под командованием капитана II ранга В.М. Микрюкова. 84-пушечный корабль «Чесма» вёл огонь по турецкому фрегату «Навек-Бахри», пока тот не взорвался. От меткого и непрерывного бомбардирования турецкая батарея теряла одно орудие за другим. С «Чесмы» было видно, как осыпаются амбразуры, заваливаются траверзы и блиндажи на неприятельской 3-ей и 4-ой батарей. Все реже и реже следовали ответные выстрелы противника, и, наконец, на месте батареи осталась груда земли и железа. Своим огнем « Чесма » надежно прикрывала корабли «Императрица Мария» и «Константин», которые в это время успешно завершали разгром левого фланга боевой линии турецкой эскадры. Во время сражения русскими с корабля « Чесма» было выпущено по противнику 1539 снарядов. Корабль получил 20 пробоин, настолько серьёзных, что на ремонт понадобилось полтора месяца. Командующий эскадрой высоко оценил славную деятельность корабля « Чесма » в единоборстве с береговыми укреплениями неприятеля. Многие моряки « Чесмы » во главе с капитаном II ранга Микрюковым были представлены к наградам «за отличную храбрость и мужество во время боя и срытие двух батарей». 16-го января 1854 года за Синопское сражение иеромонах Никандр был награждён золотым крестом на Георгиевской ленте и единовременным годовым окладом жалования. По возвращении он состоял на корабле «Чесма», зимовавшем на Севастопольском рейде. По открытии навигации корабль «Чесма» выходил в море крейсерствовать с намерением воспрепятствовать неприятельским судам делать промер наших берегов и при случае дать сражение. Уничтожение части города Синоп послужило поводом к войне. В сентябре 1854 огромная союзная англо-французская армия высадилась в Крыму, чтобы уничтожить флот и его базу - город Севастополь. Было принято решение преградить неприятелю вход в Севастополь путем затопления части флота в Севастопольской бухте, и укрепить гарнизон экипажами брошенных кораблей. Все священники фрегатов и кораблей, стоявших тогда на рейде, и далее затопленных, обязаны были быть на бастионах, где находились команда их экипажей, освящать батареи, исповедать умирающих и совершать различные церковные службы. Иеромонах Никандр вместе со своим батальоном находился на позиции под оборонительной стеной пятого бастиона Северного укрепления . Левее пятого бастиона был построен редут Шварца , (по имени его командира). 8 крепостными 12-фунтовыми пушками он прикрывал пространство между четвертым и пятым бастионами. Впереди был вырыт ров глубиной до 6 футов. Перед рвом и по бокам укреплений насыпаны земляные валы до 7 футов высоты и 6 ширины. Правый фас пятого бастиона был укреплен люнетом капитана Белкина . 5 октября 1854 грохот батарей союзников возвестил о первой бомбардировке города. На пятый бастион прибыл П. С. Нахимов. Как вспоминает очевидец, «ядра свистели около, обдавая нас землей и кровью убитых; бомбы лопались вокруг, поражая прислугу орудий». Нахимов, получив ранение, с окровавленным лицом, сам наводил орудия, разделяя опасность наравне со своими моряками. Иеромонах Никандр исполнял все обязанности священнослужителя на бастионах и батареях первой оборонительной линии ; служил открыто под неприятельскими выстрелами, а по окончанию, с крестом в руках обходил все батареи, окроплял священною водою воинов и орудия, пороховые и бомбические погреба, подземные коридоры и самые колодцы, приготовленные к взрыву. Таким образом, самый малейший и самый опаснейший уголок, начиная от редута Шварца и люнета Белкина до батареи №10 не оставался без молитв и освящения. На первом, а потом на главном перевязочном пунктах он исповедовал и приобщал Святых Таин раненных и отправлял по убиенным воинам погребение. Жил он в митрополичьих покоях при храме св. Архангела Михаила, и на его долю выпала честь сослужения с замечательным архипастырем святителем Иннокентием Борисовым , мужественным молитвенником, поддерживающим все военные передовые позиции. По поводу отражения I штурма Малахова кургана преосвященным Иннокентием в этом храме была отслужена литургия. В этом же храме им был отпет флотоводец Нахимов, смертельно раненный на Малаховом кургане. Вблизи 5 бастиона существовала полуразбитая церковь, в которой иеромонах Никандр один отправлял полное Богослужение среди падающих бомб, ядер и штуцерных пуль. На Пасху 1855г в ней была принесена Господу Богу последняя бескровная жертва и панихида за воинов, павших в битве, а через пять дней, после второй бомбардировки, церковь была разбита до основания. Спасённая утварь и иконы во время бомбардирования из разрушенной церкви были перенесены в казарму бастиона №6, где устроилась часовня, а, чтобы находиться вместе с храбрыми защитниками и ближе разделять с ними все опасности и лишения, иеромонах Никандр из города перешёл на постоянное жительство в блиндаж бастиона №6.
В часы усиленного бомбардирования под градом неприятельских выстрелов присутствовал на бастионе, самоотверженным примером воодушевляя воинов, до самой последней минуты отступления наших войск на Северную часть города. Мужеством и самоотверженностью привлек внимание царственных особ: по желанию Их Императорских Высочеств Великих князей Николая и Михаила Николаевичей был назначен служить первую седмицу Великого поста на их квартире; удостоен был быть их Духовным отцом, назначен служить и приобщать Святых Тайн Их Императорских Высочеств в нарочито поставленной походной церкви в Северном укреплении. 16 марта 1855г по их указанию награжден золотым крестом с алмазными украшениями. 3 июля сопричислен к ордену св. Анны 3 степени в воздаяние ревностного служения. При явной опасности отступления отдал иеромонаху Вениамину на фрегат Коварна деньги и оба заслуженных им креста, где они в тот же день сгорели при крушении фрегата от взрыва неприятельской бомбы. 27 августа назначено отступление на северную часть города. 5 сентября 1855 года, по отступлении войск, Главнокомандующим князем Горчаковым был назначен в Киевскую лавру для дальнейшего распоряжения. По пути в Киев был принят в Николаеве Великими Князьями Михаилом и Николаем, которые, услышав рассказ о сгоревших крестах и деньгах на фрегате Коварна, пожаловали вторично крест с алмазными украшениями и пособие 350р. серебром, выданное ему уже в Киево-Печерской лавре митр. Киевским Филаретом. По желанию Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала Великого князя Константина Николаевича был перенаправлен в город Николаев на новостроющийся пароход-фрегат Тигр с хорошим жалованием; за неготовностью же парохода был назначен в военный госпиталь №3 для исполнения христианских обязанностей нижним чинам. 3-го апреля 1856 года от казначейства Николаевского штаба при Черноморском флоте был награжден серебренной медалью на Георгиевской ленте, установленная за защиту Севастополя. По предоставленному Синодом праву, флотским монахам, находившимся в обороне Севастополе, позволялось избрать монастырь по желанию , на основании чего 2-го июля 1856 иеромонах Никандр подал прошение обер-священнику об увольнении из Армейского ведомства в С.-Петербургскую Епархию для помещения в Сергиевскую пустошь. На это прошение пришёл ответ из Департамента Морского Министерства с приказом от Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала Константина Николаевича отправить его по окончании войны и очищению Крыма от англо-французов в Балаклавский Георгиевский монастырь, куда он и прибыл 20 августа 1856г. 26-й августа в следствие ходатайства военного начальства и удостоверению Святейшего Синода об отличном, усердном исполнения своих обязанностей во время усиленной бомбардировки Севастополя и за воодушевление при том нижних чинов, сопричислен к ордену святой Анны второй степени . 13 июля 1857 в память минувшей войны им был получен бронзовый крест на Владимирской ленте и бронзовая же медаль на Георгиевской ленте, выданные из штаба Командира Севастопольского порта. 11 января 1858 года им был получен Орден с мечами , получение которого, представленное медикам, по повелению Государя Императора распространялось и на духовенство, находившееся на перевязочных пунктах. 9-го февраля 1858 года по просьбе Главноуправляющего крымскими имениями Светлейшего князя Семен Михайловича Воронцова был командирован в Алупку для заведования домашнею Архангело-Михайловскою церковью. В том же году во время пребывания Их Императорских Высочеств Великих Князей Николая и Михаила Николаевичей на Южном берегу, вызывался в Ореанду для служения молебнов в Высокоторжественные дни, и был удостоен приглашением как к частным, так и официальным обедам. 3-го октября 1858 года по резолюции Высокопреосвященного Архиепископа Димитрия Херсонсого и Таврического уволен в С. Петербург для ходатайствования пенсии за службу в минувшую войну. 14 декабря в С.Петербурге он был принят Их Императорским Высочествам Великим Князем Николаем Николаевичем в Зимнем Дворце и 18 декабря Михаилом Николаевичем в Васильевском дворце. 29 декабря 1858 года , по благословению Высокопреосвященного Архиепископа Димитрия , вызван светлейшим князем Семен Михайловичем в Алупку для служения. 30 сентября 1859 года был награждён набедренником.

После окончания Крымской войны в обширном южном регионе храм св. Архистратига Михаила в Алупке оставался единственным местом, где не прекращались службы. Этот храм был построен графом Воронцовым в 1841г. для служащих его имения в виде древнегреческой базилики. Церковь насчитывала 326 чел прихожан и 84 прикрепленных крестьян из Симеиза и Мухалатки. С 1859г. настоятелем храма был назначен флотский иеромонах Никандр. Красноречивым свидетельством его трудов служат метрические книги. Среди прихожан были бедные простые люди, а так же те, чьи имена вошли в историю России: философ Николая Яковлевич Данилевский, помещик С.И.Мальцов, военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин, по словам которого о.Никандр «пользовался общим уважением и любовью прихожан за честную жизнь и чистосердечие». 9 февраля 1883г . в Алупке торжественно отмечали 25-летие служения настоятеля, а 9 мая 1884г . скорбь об его утрате омрачила сердца прихожан. Сдержанная церковная запись гласит: «9 мая скончался, а 12 мая предан земле заведующий Архангело-Михайловской церковью в местечке Алупке, Балаклавского Георгиевского монастыря иеромонах Никандр, 66 лет, от порока сердца. Похоронен соборне в восточной стороне Алупской церкви в ограде». Новопреставленный удостоился особой чести «соборнего» погребения в присутствии всех клириков Ялтинского благочиния. Над гробницей был водружен крест и сделана надпись: «здесь покоится Алупской церкви иеромонах Никандр 14.11.1818 – 9.05.1884. прослужил в сем храме 26 лет 4 месяца» Храм просуществовал до конца века и был разрушен большим алупкинским оползнем. Захоронение было предано забвению. Надгробие порушено. В начале века был построен новый храм с тем же покровителем - св. Архангелом Михаилом. Его судьба оказалась трагична: землятресение 1927г. и безбожные времена превратили его в руины. Пришло время «собирать камни». Восстанавливается порушенный храм. Память иеромонаха Никандра приобретает огромное значение как связь времен и как ходатайство пред Господом за наше поколение.

По благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в день 125-летия кончины иеромонаха Никандра, 22 мая 2009 года (день памяти Николая Мирликийского чудотворца, чье имя он носил при крещении), произведено торжественное перезахоронение его останков перед алтарем южного Николаевского придела храма. Воздать честь герою Синопской битвы и обороны Севастополя прибыли рота почетного караула Черноморского флота с контр-адмиралом Е.Т. Халайчевым, солдаты Вооруженных сил Украины, Бахчисарайское казачество, зам. главы администрации Севастополя - В.П. Казарин, наместник Балаклавского свято-Георгиевского монастыря игумен Савватий, благочинный Севастополя протоиерей Сергий, благочинный Ялты протоиерей Адам с духовенством благочиния, духовник Оптиной пустыни схиигумен Илий с братией. После торжественной литургии над гробом иеромонаха Никандра была совершена панихида. Гроб, покрытый Андреевским флагом, был обнесен священниками вокруг аналоя в храме и передан морякам почетного караула. С пением пасхального канона моряки обнесли гроб вокруг храма, священники опустили его в могилу и закрыли надгробной плитой - даром города Севастополя. Военным салютом отдали честь солдаты вооруженных сил Украины. Парадным маршем прошла рота матросов почетного караула. У надгробия замерли в карауле казаки Бахчисарайского казачества. В память вечную будет праведник!

Ортодоксальная часть православных людей резко выступает против закона об Универсальной электронной карте, видя в таковой "ключ в царство зверя". Предлагаем вашему вниманию мнение священника, отражающее настроение большого количества мирян и иереев Русской Православной Церкви.

Батюшка, недавно на Пушкинской площади в Москве прошел митинг против введения электронных паспортов. Народу было немало, но далеко недостаточно, чтобы как следует напугать правительство. В чем, по-вашему, причина равнодушия большинства к своей судьбе?

Смотрите, как протестует православная Греция - сотни тысяч людей выходят на улицы. Это происходит как в Афинах, так и в других городах... В один из дней протеста в выступлениях приняло участие более 700 священников! Известные священники, монашествующие выступали... Вся Церковь и весь народ Греции объединяются в против электронных карт. А все потому, что в Греции воцерковленных православных людей гораздо больше, чем в России. При этом, не надо забывать, что в Греции первыми зазвонили тревогу митрополиты - Косьма Этолийский, Серафим Пирейский и другие. Именно они поставили вопрос перед Синодом. А что у нас?..

- Расскажите, батюшка, в чем духовная опасность электронных паспортов?

Нам предлагают путь отречения от Христа, когда отнимается благодать, разум и воля. Нам по сути предлагают отречение от таинства крещения. Ведь принятие цифрового имени является ни чем иным как отречением от имени христианского, которое дается в крещении. А отречение от таинства крещения является отречением от веры. Что вы еще хотите?

- Что же будет с теми, кто примет универсальную электронную карту?

Благодать отойдет, и человек даже не будет помнить своего родства.

Люди бывают подчас самоуверенными, проявляют самость. Но Господь, когда наступает потребность, указывает людям на их возможности и силы. В начале человеческой истории Господь запретил Адаму вкушать плод с запретной яблони. Человек ослушался и потерял рай. А теперь, на финише человеческой истории, мы снова стоим перед этой яблоней, только вместо плодов на ней произрастают электронные карты и чипы. Весь земной шар - это концлагерь, где царствует князь мира сего. И он не хочет отпускать человека из этой кошары в рай. Он хочет соблазнить нас, чтобы мы второй раз сорвали яблоко - приняли пластиковые карты. И как всегда зверь обещает «золотые горы»: «Будете яко Боги...». Так нас соблазняют необычайными удобствами в оплате платежей, абсолютной защитой от воров и прочее...

Однако мы не можем усвоить одну истину - кроме Бога никто добра не делает. Мир лежит во зле - сказал Господь. И этот сатанинский мир будет нам делать добро, кормить нас манной кашей и перепелами? Этого не может быть. Сколько раз мы натыкались на эти грабли-обещания, на ложь? До сей поры верим чубайсам? И, как турки, не вразумляемся! Добродетель от Того, Кто сотворил нас. Кто питает нас грудью? Не та ли, которая родила нас?

Если человек желает быть ближе к Отцу Небесному, попасть в Его обители, если он имеет веру Православную, то он не отступит. Это очень трудно, в наши дни невероятно трудно, но это под силу человеку. Слава Богу, в России еще есть, кому благословить движение людей за свои христианские, человеческие права...

- Люди духовно зрячие трактуют происходящие в мире события, как грозное предзнаменование. Что ждет Россию?

О том, что нас ждет, мне - человеку грешному и мало духовному - судить сложно. Могу говорить только на основании высказываний афонских старцев-подвижников. Они, в том числе о. Паисий Святогорец, говорили, что Греция, в которую масонское мировое правительство вкладывает немалые деньги, чуть ли ни поголовно откажется от принятия антихристовых уложений.

Несколько лет назад после тотальных протестов греков мировое правительство выделило на их чипирование 112 миллиардов евро.

Но если греки и дальше будут стоять в истине, какую на них найдут управу? Видите, как расправляются с мусульманскими странами? Как обошелся Запад с арабским миром? Но с Грецией такой сценарий не пройдет, потому что там живет монолитный православный народ. И тогда натравят на Грецию Турцию. Это слова афонских подвижников. И Греции придется попросить помощи у России - больше просить на Земле не у кого. Кто же, кроме русских, придет на помощь православным грекам?

- С нашими нынешними правителями Россия не шелохнется.

Значит, Господь поставит других людей. Война, как указывают афонские послушники, будет иметь две фазы: первый этап - не столь разрушительный, не столь горячий. Во время этой войны воцарится Царь, который станет энергично расправляться с врагами русского народа, что подразумевает начало второго этапа.

Стране еще не конец. Россия оживет! Господь поставит Царя чудесным образом. 400 лет назад правительства вообще не было, а спас Россию Господь. У Бога все возможно!

Беседовали Андрей Фефелов и Георгий Котенок

Ортодоксальная часть православных людей резко выступает против закона об Универсальной электронной карте, видя в таковой "ключ в царство зверя". Предлагаем вашему вниманию мнение священника, отражающее настроение большого количества мирян и иереев Русской Православной Церкви.

Батюшка, недавно на Пушкинской площади в Москве прошел митинг против введения электронных паспортов. Народу было немало, но далеко недостаточно, чтобы как следует напугать правительство. В чем, по-вашему, причина равнодушия большинства к своей судьбе?

Смотрите, как протестует православная Греция - сотни тысяч людей выходят на улицы. Это происходит как в Афинах, так и в других городах... В один из дней протеста в выступлениях приняло участие более 700 священников! Известные священники, монашествующие выступали... Вся Церковь и весь народ Греции объединяются в против электронных карт. А все потому, что в Греции воцерковленныых православных людей гораздо больше, чем в России. При этом, не надо забывать, что в Греции первыми зазвонили тревогу митрополиты - Косьма Этолийский, Серафим Пирейский и другие. Именно они поставили вопрос перед Синодом. А что у нас?..

- Расскажите, батюшка, в чем духовная опасность электронных паспортов?

Нам предлагают путь отречения от Христа, когда отнимается благодать, разум и воля. Нам по сути предлагают отречение от таинства крещения. Ведь принятие цифрового имени является ни чем иным как отречением от имени христианского, которое дается в крещении. А отречение от таинства крещения является отречением от веры. Что вы еще хотите?

- Что же будет с теми, кто примет универсальную электронную карту?

Благодать отойдет, и человек даже не будет помнить своего родства.

Люди бывают подчас самоуверенными, проявляют самость. Но Господь, когда наступает потребность, указывает людям на их возможности и силы. В начале человеческой истории Господь запретил Адаму вкушать плод с запретной яблони. Человек ослушался и потерял рай. А теперь, на финише человеческой истории, мы снова стоим перед этой яблоней, только вместо плодов на ней произрастают электронные карты и чипы. Весь земной шар - это концлагерь, где царствует князь мира сего. И он не хочет отпускать человека из этой кошары в рай. Он хочет соблазнить нас, чтобы мы второй раз сорвали яблоко - приняли пластиковые карты. И как всегда зверь обещает «золотые горы»: «Будете яко Боги...». Так нас соблазняют необычайными удобствами в оплате платежей, абсолютной защитой от воров и прочее...

Однако мы не можем усвоить одну истину - кроме Бога никто добра не делает. Мир лежит во зле - сказал Господь. И этот сатанинский мир будет нам делать добро, кормить нас манной кашей и перепелами? Этого не может быть. Сколько раз мы натыкались на эти грабли-обещания, на ложь? До сей поры верим чубайсам? И, как турки, не вразумляемся! Добродетель от Того, Кто сотворил нас. Кто питает нас грудью? Не та ли, которая родила нас?

Если человек желает быть ближе к Отцу Небесному, попасть в Его обители, если он имеет веру Православную, то он не отступит. Это очень трудно, в наши дни невероятно трудно, но это под силу человеку. Слава Богу, в России еще есть, кому благословить движение людей за свои христианские, человеческие права...

- Люди духовно зрячие трактуют происходящие в мире события, как грозное предзнаменование. Что ждет Россию?

О том, что нас ждет, мне - человеку грешному и мало духовному - судить сложно. Могу говорить только на основании высказываний афонских старцев-подвижников. Они, в том числе о. Паисий Святогорец, говорили, что Греция, в которую масонское мировое правительство вкладывает немалые деньги, чуть ли ни поголовно откажется от принятия антихристовых уложений.

Несколько лет назад после тотальных протестов греков мировое правительство выделило на их чипирование 112 миллиардов евро.

Но если греки и дальше будут стоять в истине, какую на них найдут управу? Видите, как расправляются с мусульманскими странами? Как обошелся Запад с арабским миром? Но с Грецией такой сценарий не пройдет, потому что там живет монолитный православный народ. И тогда натравят на Грецию Турцию. Это слова афонских подвижников. И Греции придется попросить помощи у России - больше просить на Земле не у кого. Кто же, кроме русских, придет на помощь православным грекам?

- С нашими нынешними правителями Россия не шелохнется.

Значит, Господь поставит других людей. Война, как указывают афонские послушники, будет иметь две фазы: первый этап - не столь разрушительный, не столь горячий. Во время этой войны воцарится Царь, который станет энергично расправляться с врагами русского народа, что подразумевает начало второго этапа.

Стране еще не конец. Россия оживет! Господь поставит Царя чудесным образом. 400 лет назад правительства вообще не было, а спас Россию Господь. У Бога все возможно!

Беседовали Андрей Фефелов и Георгий Котенок

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»