Староверы отличие от православных что носят. Чем отличается старообрядческая церковь от православной

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Нынешнее православное молодое поколение, возможно, с удивлением воспринимает понятие староверы, старообрядцы и тем более не вникает, в чем разница между староверами и православными верующими.

Поклонники здорового образа жизни изучают жизнь современных отшельников, на примере семьи Лыковых, которые прожили 50 лет вдали от цивилизации, пока геологи не обнаружили их в конце 70-х прошлого столетия. Чем же не угодило староверам православие?

Староверы - кто они

Сразу оговоримся, что староверы - люди, придерживающиеся христианской веры дониконовских времен, а старообрядцы поклоняются языческим богам, существовавшим в народной религии до прихода христианства. Каноны православной церкви по мере развития цивилизации несколько видоизменялись. XVII век внес раскол в православии после введения новшеств патриархом Никоном.

По постановлению Церкви менялись обряды и традиции, все несогласные предавались анафеме, начались преследования поклонников старой веры. Приверженцев дониконовских традиций стали называть староверами , но и среди них не было единства.

Староверы являются адептами православного течения в России

Гонимые официальной церковью верующие стали селиться в Сибири, в Поволжье и даже на территории других государств, таких как Турция, Польша, Румыния, Китай, Боливия и Австралия.

Нынешняя жизнь староверов и их традиции

Найденное поселение староверов в 1978 году взбудоражило все пространство тогда еще существовавшего Советского Союза. Миллионы людей буквально «прилипали» к телевизорам, чтобы увидеть уклад отшельников, который практически не изменился со времен дедов, прадедов.

В настоящее время в России насчитывается несколько сотен поселений староверов. Староверы сами учат своих детей, старики и родители находятся в особом почитании. Все поселение усиленно работает, для питания все овощи b фрукты выращиваются семейством, обязанности распределены очень строго.

Случайного захожего гостя примут с доброжелательностью, но кушать и пить он будет из отдельной посуды, чтобы не осквернить членов общины. Уборка в доме, стирка и мытье посуды осуществляется только колодезной или родниковой проточной водой.

Таинство крещения

Староверы стараются обряд крещения младенцев провести в течение первых 10 дней, перед этим очень тщательно выбирают имя новорожденному, оно обязательно должно быть в святцах. Все предметы для крещения несколько дней перед таинством очищают в проточной воде. Родители на крестинах не присутствуют.

Кстати, баня у отшельников - нечистое место, поэтому крестик, полученный при крещении, снимают и надевают только после омовения чистой водой.

Венчание и похороны

Староверческая церковь запрещает вступать в брак молодым людям, которые являются родными до восьмого колена или связанные «крестом». Венчание проводится в любой день, кроме вторника и четверга.

Венчание у староверов

Замужние женщины не выходят из дома без головного убора.

Похороны не являются особым событием, у староверов нет траура. Тело покойника омывают люди одного пола, специально выбранные в общине. В сколоченный гроб насыпается стружка, на нее кладется тело и накрывается простыней. Крышки у гроба нет. После похорон нет поминок, все вещи покойных раздаются в селении в качестве милостыни.

Староверческий крест и крестное знамение

Церковные ритуалы и богослужения происходят около восьмиконечного креста.

На заметку! В отличие от православных традиций, на нем нет изображения распятого Иисуса.

Помимо большой перекладины, к которой были прибиты руки Спасителя, есть еще две. Верхняя перекладина символизирует табличку, на ней обычно писался грех, за который осужденный распинался. Нижняя маленькая доска - символ весов для взвешивания людских грехов.

У староверцев используется восьмиконечный крест

Важно! Нынешняя православная церковь признает право на существование староверческих церквей, а также кресты без Распятия, как знаки христианства.

Православные верующие накладывают крестное знамение тремя пальцами, которые обозначают единство Святой Троицы. Именно эта традиция легла в основу конфликта между староверами и новым никоновским течением, староверческие христиане отказывались осенять себя, по их словам, кукишем. Староверы до сих пор крестятся двумя пальцами, указательным и средним, произнося при этом дважды «Аллилуйя».

К богослужению отшельники относятся с особым почитанием. Мужчины обязательно надевают чистые рубахи, а женщины - сарафаны и платки. Во время службы все присутствующие в храме стоят со скрещенными на груди руками, демонстрируя смирение и покорность.

В староверческих церквях не признается современная Библия, а только дониконовское Писание, которое тщательно изучается всеми членами поселения.

Основные отличия от православия

Помимо непризнания традиций и обрядов современной православной церкви и вышеперечисленных отличий, староверы:

  • совершают только земные поклоны;
  • не признают четок из 33 бусин, используя лестовки, в которых 109 узелков;
  • крещение производится при троекратном погружении в воду с головой, в то время как в православии принято окропление;
  • имя Иисус пишут Исус;
  • признают иконы только из дерева и меди.

Многие староверы в настоящее время принимают традиции старообрядческих православных церквей, что нашло поощрение в официальной Церкви.

Кто такие староверы?

В ХVII веке Патриарх Никон провел реформы, которые были вызваны необходимостью привести богослужебную практику Русской Церкви к единому образцу. Часть духовенства вместе с мирянами отвергли эти изменения, заявив, что не отступят от старых обрядов. Они назвали Никоновскую реформу «порчей веры» и заявили, что сохранят в богослужении прежние уставы и традиции. Человеку непосвященному трудно отличить православного от старовера, поскольку не так велика разница между представителями «старой» и «новой» веры.

Кто такие староверы и православные христиане

Староверы – христиане,отошедшие от православной церкви вследствие своего несогласия с реформами, проводимыми Патриархом Никоном.
Православные христиане – верующие люди,признающие догматы Православной Церкви.

Сравнение староверов и православных христиан

В чем же разница между староверами и православными христианами?
Староверы более отрешены от мира, нежели православные христиане. В быту у них сохранились древние традиции, которые, по сути своей, стали определенным ритуалом. Быт православных христиан лишен многих утяжелющих его религиозных обрядов. Главное, о чем никогда не следует забывать, – это молитва перед каждым делом, а также соблюдение Заповедей.
В православной церкви принято троеперстное крестное знамение. Оно означает единство Пресвятой Троицы. При этом мизинец и безымянный палец прижимаются вместе к ладони и символизируют веру в богочеловеческую природу Христа. Старообрядцы средний и указательный палец складывают вместе, исповедуя двойственную природу Спасителя. Большой, безымянный палец и мизинец прижимают к ладони, как символ Пресвятой Троицы.
У старообрядцев принято двукратно возглашать «Аллилуия» и добавлять «Слава Тебе, Боже». Так, утверждают они, возглашала древняя церковь. Православные «Аллилуия» возглашают трижды. Само это слово в переводе означает «хвалите Бога». Троекратное произношение, с точки зрения православных, прославляет Пресвятую Троицу.
Во многих староверских течениях принято для участия в богослужении надевать одежду в древнерусском стиле. Это рубаха или косоворотка для мужчин, сарафан и большой платок для женщин. Мужчины, как правило, отращивают бороду. У православных христиан особый стиль одежды полагается только священству. Миряне приходят в храм в скромной, не вызывающей, но обычной светской одежде, женщины – с покрытой головой. К слову сказать, в современных староверских приходах нет строгих требований к одежде молящихся.
Во время богослужения староверы держат руки не по швам, как православные, а скрещенными на груди. И для одних, и для других это – знак особого смирения перед Богом. Все действия во время службы верующие старообрядцы совершают синхронно. Если нужно кланяться, то это одновременно делают все присутствующие в храме.
Староверы признают только восьмиконечный крест. Именно такую его форму они считают совершенной. Православные, кроме этого, еще и четырехконечный, и шестиконечный.
При богослужении старообрядцы совершают земные поклоны. У православных во время службы приняты поясные. Земные же совершаются только в особых случаях. Причем, в воскресенье и праздники, а также а святую Пятидесятницу, земные поклоны строго запрещены.
Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Ии сус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский) и IИС ХС (Ии сус Христос). На нательном восьмиконечном кресте староверов нет изображения распятия.
Как правило, на могилах староверов ставятся восьмиконечные кресты с двухскатной крышей, так называемые голубцы, – символ русской старины. У православных не приняты кресты, накрытые сверху крышей.

TheDifference.ru определил, что отличие староверов от православных христиан заключается в следующем:

Приверженцы старой веры в быту более отрешены от мира, нежели православные христиане.
Староверы совершают двоеперстное крестное знамение, православные – троеперстное.
Во время молитвы у староверов принято двукратное возглашение «Аллилуйя», у православных – трехкратное.
При богослужении староверы держат руки скрещенными на груди, православные – опущенными по швам.
Все действия во время службы староверы совершают синхронно.
Как правило, для участия в богослужении староверы надевают одежду в старорусском стиле. У православных только для священства существует особый тип одежды.
При богослужении староверы совершают земные поклоны, православные – поясные.
Староверы признают только восьмиконечный крест, православные – восьми-, шести- и четырехконечный.
Различно у православных и староверов написание имени Христа, а также начертание букв над восьмиконечным крестом.
На нательных крестах староверов (восьмиконечные внутри четырехконечного) нет изображения распятия.

22.02.2018

Патриарх Никон в 17-м веке провел ряд реформ, вызванных потребностью привести Церковь к единому образу богослужебной практики. Некоторая часть духовенства с мирскими людьми не восприняли этих изменений, возгласив о том, что отступают от старых обычаев, и прозвали Никоновские нововведения «порчей верования». Они объявили, что желают сохранить в богослужении былые традиции и уставы. Следует отметить, что непосвященному человеку довольно трудно будет отличить старовера от православного верующего, ибо различиями между новой и старой верой не так уж велики. В этой статье вы сможете узнать о том, что представляют собой старообрядцы, чем отличаются староверы от православных и узнать ответы на наиболее интересующие вопросы православных людей.

Разница староверов и православных

Православные верующие – это те христиане, которые признают учения, выдвигаемые христианской Церковью.

Старообрядцы же представляют собой верующих людей, которые возжелали отойти от христианской церкви в силу своего несогласия с теми реформами, которые проводил Патриарх Никон.

Эксперты по церковной истории установили около десятка отличительных особенностей старообрядцев от обычных верующих христиан в вопросах проведения богослужения и других обрядовых церемоний, чтения и толкования Священного писания, бытовых вопросах, а также внешнем виде.

Следует отметить, что старообрядцы неоднородны, то есть среди них присутствуют различные течения, которые также вносят некоторые отличия, однако уже среди самих приверженцев старого верования.

Давайте же разберемся более подробно в чем отличаются староверы от православных христиан:

  • Имеет старообрядческий крест отличие от православного , но у старообрядцев по сей день приятно использовать форму христианского символа. Он, как правило, имеет восемь концов, а к нашему обычному крестику добавляются еще две небольшие перекладинки косая снизу и прямая сверху. Однако, согласно проведенным исследованиям некоторые толки старообрядцев признают также и некоторые другие формы креста Господнего.
  • Поклоны. В отличие от обычных христиан старообрядцы признают лишь земные поклоны, а вот вторые используют поясные.
  • Как необходимо креститься. Никон в период своей церковной реформы выдвинул запрет, согласно которому нельзя креститься двумя перстами по старому обычаю. Был дан указ всем выполнять православие крестное знамение троеперстное знамение. То бишь креститься по-новому – тремя пальцами, уложенными в щепоть. Старообрядцы в свою очередь не приняли данного положения, увидя в этом кукиш (т.е. фигу) и всецело отказались следовать нововведенному указу. Старообрядцы и по сей день выполняют двумя перстами крестное знамение.Нательный символ. Как описывалось ранее у старообрядцев постоянно присутствует восьмиконечный крестик, который располагается внутри четырехконечного. Главным же отличием является то, что на таком крестике никогда не наносится изображение распятого Спасителя.
  • Различия в написании имени Вседержителя. В некоторых молитвословиях имеются разночтения, которые согласно подсчетам, одного ученого-историка насчитывается около 62.
  • Старообрядцы в период проведения богослужения держат скрещенные руки на груди, а христиане держат руки пошвам.
  • Практически полный отказ от спиртных напитков и табачной продукции. Древнерусская Церковь православных староверов лишь в некоторых старообрядческих толках допускает принятие на великие праздники трех рюмок спиртного, однако не более этого.
  • Внешний вид. В старообрядческих Божьих храмах по сравнению с христианскими, не встречаются женщины и девушки в шапках, платках или же косынках, которые завязываются сзади на узел. Старообрядческие женщины должны находиться строго в платке, заколотом под подбородком при помощи булавки. В одежде не допускается ничего цветного и яркого. Мужчинам же следует одевать старорусские рубашки навыпуск и обязательно дополняя ее поясом, который будет разделять несколько частей тела на верхнюю, то бишь духовную и нижнюю, грязную. Мужчине-старообрядцу в повседневной жизни запрещается носить галстуки, считая их Иудиной удавкой, а также сбривать бороду.

Часто задаваемые вопросы

Некоторых христиан, и также и старообрядцев, могут интересовать масса вопросов, которые в повседневной жизни встречаются довольно часто. Рассмотрим некоторые из них.

Можно ли староверам ходить в православную церковь и можно ли креститься двумя перстами

Посещать Божий храм старообрядцам разрешается, а если же приверженцы старой веры изъявляют желание быть православными, то сперва им необходимо принять Миропомазание, то бишь Таинство, которое соединит человека с христианским новым верованием.

Креститься же двумя или тремя перстами на сегодняшний день не имеет какого-либо особого значения, так как эти два обряда были признаны равночестными. Но все же стоит заметить, что если посещать Божий храм и креститься там двоеперстием, когда все остальные крестятся лишь темя перстами, будет выглядеть нелепо и даже некрасиво;

Может ли старовер быть крестным у православного

Не стоит, полностью отвергать возможность присутствия в качестве крестного неправославного христианина во время выполнения православного обряда Крещения, однако это возможно лишь в том случае если старообрядец будет лишь одним из крестным, а второй крестный родитель обязательно будет христианином нового верования.

Также имеется еще одно условие при котором старообрядцу разрешается принимать участие в церемонии, если он не будет предпринимать каких-либо попыток воспитания дитя в неправославных традициях.

Господь всегда с Вами!

Кто такие староверы, и во что они верят? Иногда можно услышать это слово в разговорах и прочитать в литературных источниках. Оказывается, это тоже православные, только верят они в бога по старому образцу. В этой статье мы рассмотрим отличия старообрядцев от обычных христиан. Что произошло в XVII веке нашей эры, и почему православная церковь раскололась?

Итак, в XVII веке патриарх Никон принял решение ввести единый образец богослужебной практики по всей России. Однако благие намерения не всеми были восприняты единодушно, часть населения вместе со священнослужителями расценили эти меры как порчу верования. Они посчитали, что отступать от древних обычаев смерти подобно, поэтому решили сохранить обрядовость без изменений.

Каким был новый образец богослужений? Патриарх Никон настоял на византийском стиле отправления служб, чтобы не было противоречий между греческой и русской православной церковью. Именно из-за этого и произошел раскол в русской православной общине. Против патриарха Никона выступил протопоп Аввакум, за что был осужден на выселение. Он 15 лет провел в земляной тюрьме, так и не поколебавшись в своем твердом решении сохранить старую обрядовость. В 1681 г. протопоп Аввакум был сожжен по распоряжению царя Федора Алексеевича.

Однако и у патриарха Никона судьба сложилась тоже не благополучно. Он был отстранен от патриаршества в 1667 году за попытку поставить власть патриарха выше царской. Умер Никон тоже в 1681 году.

Староверы восприняли реформы Никона как соблазн лукавого, поэтому стойко сопротивлялись любым переменам.

Раскол в православной церкви многие верующие пережили как личную трагедию, потому что реформа круто меняла весь жизненный уклад и подрывала основу веры. Недовольные реформой образовали движение староверов, скрывшись ото всех в глубоких лесах и недоступных местах. Трагедия выражалась в том, что староверы шли на самосожжение, лишь бы ничего не менять в своем укладе жизни. Иногда сгорали целые поселки, если царские власти проявляли попытку внедрить реформы в действие.

Только в 1971 году была отменена анафема на староверов русской православной церковью.

Десятки людей добровольно сгорали в огне, распевая во весь голос псалмы. Это было жуткое зрелище, непонятное разуму. Этот вопрос глубоко изучали историки бывшего СССР, пытаясь найти разумное объяснение случившемуся. Ситников в 80-е годы специально посетил отдаленные поселки Сибири, где проживали потомки староверов. Профессор вместе со студентами собрали много уникального и интересного материала из первых уст.

Основные различия

Чем же старообрядческая церковь отличается от православной? Оказывается, этих отличий довольно много. Они касаются:

  • толкований святых текстов;
  • формы проведения церковной службы;
  • поведения в быту;
  • особенности внешнего вида.

Историки насчитали десятки отличий, которые были довольно существенными. Разрозненность староверов и отсутствие коммуникаций привела к дополнительным отличиям между ними.

Церковные отличия следующие:

  • крестное знамение тремя перстами вместо двух;
  • троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного;
  • крестный ход проводить против хода солнца;
  • поясные поклоны вместо земных;
  • писать и говорить Христос вместо Исуса Христа;
  • вместо девица говорить — дева.

Самое страшное для староверов было уничтожение святых книг, написанных не по греческому образцу. Это была великая трагедия некогда единого русского народа.

Почему старообрядцы не приняли троеперстное крестное знамение? Они узрели в нем «кукиш» и отнесли к проделкам сатаны. Люди на полном серьезе отдавали свои жизни, лишь бы не креститься кукишем.

Внешние отличия староверов:

  • Нательный крестик староверов тоже отличается от православного — на нем не изображен распятый Спасителя.
  • Во время службы староверы перекрещивают руки, тогда как православные держат их вдоль тела.
  • Староверы не курят сигареты и категорически отказываются от спиртного.

Одежда староверов тоже отличается от православных. Платки на головах у женщин заколоты под подбородком. Мужчины надевают косоворотки навыпуск, подпоясанные ремнем. Также мужчины не бреют бороду и не носят галстук.

В хозяйстве староверов всегда было два столовых комплекта — для своих и для гостей. Гостями назывались люди иной веры, в том числе, и православные христиане нового образца веры.

Отличия в храмовой архитектуре

Как отличить новообрядческий храм от церкви старого образца? Внешне храмы различить невозможно, так как все они строятся по единому образцу. Отличия могут быть внутри у безпоповских храмов — там нет алтаря. Подобные церкви можно встретить в Украине, Белоруси и Литве. Российские беспоповцы строят церкви с алтарями, придерживаясь старинной традиции.

Кресты на куполах старообрядческих церквей выполнены безо всяких украшений. Это просто перекладины. Там не будет полумесяца и ажурных рисунков, как на новообрядческих церквях.

Во время службы в старообрядческих храмах не включают электрическое освещение, за исключением клироса. Паникадило в церквях старого образца предназначено только для восковых свечей, тогда как паникадило церквей нового образца делают со светильниками в форме свечей. Также вы никогда не увидите окрашенные свечи — только натуральные восковые.

Особое значение имеют иконы. Если в современных церквях можно встретить иконы в стиле эпохи ренессанса или итальянском стиле, то в храмах старого образца — только рукописные либо меднолитые. В старообрядческих церквях вы никогда не увидите иконы Серафима Саровского и Матронушки.

Подручники — еще одно отличие старообрядческих церквей. Это коврики для земных поклонов, которые лежат стопочкой на лавках.

В безпоповских церквях старообрядцев Литвы можно увидеть даже лавочки, на которых сидят верующие во время службы.

И последний момент — пение. В старообрядческих храмах строго одноголосное пение, так как любая многоголосица и сопровождение аккордами запрещены.

Современные дни

Сегодня староверы не гонимы, как в прежние времена, и могут спокойно жить среди людей. Православная церковь не придает особого значения, как человек кладет крестное знамение — двумя или тремя перстами. Оба варианта признаны равночестными.

Сегодня даже можно выбрать крестного родителя из староверов, но только одного. Второй крестный родитель обязательно должен быть православным. Также с крестного-старовера берется обет, что он не будет склонять крестника к старообрядству.

Видно не все знают, что такие шаги Русская Православная церковь уже сделала четверть века назад. На Поместном Соборе Русской православной Церкви 1971г. было утверждено решение Патриаршего Священного Синода от 23/10 апреля 1929г. о “признании старых русских обрядов спасительными, как и новых обрядов, и равночестных им... об отвержении и вменении, яко не бывших порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они не встречались и кем бы они не изрекались...об упразднении клятв Московского Собора 1656г. и Большого московского Собора 1667г., наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие...”

Таким образом, Русская Православная церковь повернулась лицом к старообрядчеству в стремлении преодолеть раскол, возникший 300 лет назад.
Все знают, что причиною раскола послужили церковные реформы, проводившиеся патриархом Никоном. Чем они были вызваны? Состояние церкви после Смутного времени было плачевным. Обеспокоенность за сохранение благочестия на Руси нашла выражение в деятельности кружка “ревнителей благочестия”, в который среди прочих входил царь Алексей Михайлович, архимандрит Никон (будущий патриарх), протопоп Аввакум (главный поборник старообрядчества) и другие. Среди прочих вопросов ставился и вопрос о «правке» рукописных богослужебных книг для подготовки текста к книгопечатанию. Были найдены противоречия в различных книгах то ли по вине переводчиков, то ли переписчиков, и с целью унификации текста, принято решение выверить его с греческими оригиналами. Вопрос был только в том, насколько бережно и осторожно провести эту работу и другие церковные преобразования. И тут чисто церковные дела стали сферой политических интересов.

Усилилась борьба за централизацию власти, что отмечалось еще при Иоанне Грозном, а было завершено при Петре I. Тактикой царя Алексея было выдвигать сильных людей, которые брали на себя весь удар, а потом смещать их. На первых порах это были бояре Морозовы, затем их сменил патриарх Никон, которому вначале царь дал неограниченную власть. Но позднее представил на церковный суд, лишив всего, и отправил в ссылку. Церковная реформа проводилась силовыми методами, поддержка ее считалась признаком лояльности царской власти, с несогласными жестоко расправлялись как с бунтарями против царя. За короткий срок было изолировано, а потом уничтожено все старообрядческое духовенство. Последний оплот старообрядчества - Соловецкий монастырь, как вражескую крепость брал штурмом военный флот. Разгром русской православной церкви продолжался и при Петре I. Жестоко преследовались старообрядцы, не принявшие западнических реформ, не менее жестоко православные священнослужители и монахи. Петр I перестал доверять русскому духовенству, и на руководящие должности в церкви были призваны иерархи из Украины. Украинское духовенство сохраняло чистоту Православия в условиях католического засилия. Однако, западное влияние сказалось на внешних обрядах: схоластичном богословии, стиле иконописания, пения и т.д. Тем не менее, благодаря мудрости первоиерарха митрополита Стефана, Петру I не удалось до конца выполнить свой замысел превратить церковь по образцу протестантских государств в одно из государственных ведомств. Несмотря на упразднение Патриаршества и установление вместо него власти Священного Синода во главе с обер-прокурором, олицетворявшем власть царя, церковь сохранила в главном свою духовную самостоятельность. Начался 200-летний Синодальный период Русской церковной истории, закончившийся только после революции 1917 года, когда было восстановлено патриаршество. В этот период продолжалась секуляризация (отпадение от церкви) общества, массовые массонско-просветительские увлечения и т.д. К началу XIX века большая часть аристократии и аристократической интеллигенции были пропитаны массонством и западничеством. Даже император Павел I был гроссмейстером мальтийского Ордена. Таким образом, многие современные церковные историки и деятели русской культуры считают церковный раскол Русской Православной Церкви и алексеево-никоновско-петровские реформы губительными для русского православного благочестия.

Как же сложилась судьба старообрядчества? В старообрядчество ушли люди, приверженные старым устоям жизни, часто сильные и волевые по характеру, что и дало им возможность выстоять в условиях жестокого натиска со стороны государства. Долгое время старообрядчество выделялось высокими моральными качествами, трезвостью, сохранением традиционного старинного склада жизни, устойчивыми семьями, почитанием родителей. Огромное влияние старообрядчество оказало на русскую хозяйственную жизнь, промышленность, торговлю, сельское хозяйство. Например, к XIX веку значительная часть российского капитала находилась в руках старообрядцев. Старообрядцами были крупнейшие династии российских промышленников и торговцев. Старообрядчество воспитывало в своих последователях энергию и жизненную устойчивость. Старообрядческие семьи отличала особая бережливость, домовитость, честность и верность слову. Многие обычаи старообрядцев, хотя и носили религиозное обоснование, но, по сути дела, были проявлением практической мудрости. Например, выделение посуды, запрет пить воду в бане, запрет в колодце черпать воду своим ведром, пить из ведерного ковша и т.д. Все это важные гигиенические запреты, часто спасавшие старообрядцев от эпидемий. Член Государственной Думы Уваров писал в начале нашего века: “Когда вы проезжаете по деревне далекой и глухой и видите хорошие дома, богатые постройки, людей не пьяных, занятых работой, людей, нравственных и трезвых, вы всегда можете сказать вперед - старообрядцы”. Эта характеристика православного исследователя совершенно подходила и старообрядцам Горного Алтая, что было отмечено многими авторами. Так в начале века православный священник Катанды с горечью пишет о религиозном безразличии и часто низком уровне местных жителей, считавших себя православными и противопоставляет им старообрядцев, крепко соблюдавших свою веру и поведением своим подтверждавших ее.

Старообрядчество, особенно беспоповцы, сохраняя старинную культуру, нередко оберегали то, что корнями уходило еще в дохристианскую Русь. Например, обычай вместо освящения воды в храме брать ее в Крещенскую ночь из природных источников, освящение посуды проточной водой и т.д. Также и поморский обычай «христосования с природой», пение особым образом «Христос Воскресе», чтобы вызвать эхо в лесу, поле, водных источниках. Обычай на Радоницу совершать обряд «свистопляски», т.е.под переливчатое пение особых глиняных свистулек в старинных одеждах с пением пасхальных стихир совершать хороводный крестный ход вокруг кладбищ и т.д.

Старообрядческая культура привлекала и привлекает внимание многих отечественных исследователей, которые говорят об особой ценности ее для русского народа.
Что же в отношении религиозной жизни? Раскол от Русской православной церкви имел последствия продолжающихся трещин в среде самих старообрядцев, в результате чего образовалось полсотни «толков», не признающих друг друга и относящихся друг к другу часто с еще большим отрицанием, чем к «новообрядцам». Часть старообрядцев обрели в Австрии изверженного из сана по политическим соображениям епископа и, вопреки каноническим правилам, создали духовенство Белокриницкого Австрийского согласия, ныне возглавляемого Старообрядческим Архиепископом Московским и всея Руси.

Но многие старообрядцы этого не приняли. Другая часть старообрядцев принимала священников, рукоположенных в православной церкви, так называемых «беглопоповцев». После революции к ним из обновленчества перешел епископ, с тех пор это Древнеправославная церковь, возглавляемая Архиепископом Новозыбсковским и всея Руси, не признающая других старообрядцев. Но только половина старообрядцев тем или иным способом восстановили церковную организацию, другие же стали беспоповцами. Различные группы беспоповцев возглавлялись наставниками, которые вносили свои правила, не принимаемые другими. Так и образовалось около 50 толков, каждый из которых только свои обычаи считает верными, а других - «антихристовыми». К настоящему времени большинство толков вымерло и осталось их около десятка. Наиболее известные среди оставшихся: поморский, кержацкий, рижский, гребенщиковский, федоровский, федосеевский, семейственных.

Характерный эпизод приводит один исследователь старообрядчества:
«В одной деревне произошел разговор со старухой:
- Как вы молитесь?
- А я с этими старообрядцами не молюсь, потому что мы другого толка, очень редкого, так что осталась только я, да и один дед из соседней деревни.
- А в чем же ваше отличие?
- Этого я и сама не помню, а только знаю, что с местными старообрядцами молиться грех!»

Сходный эпизод произошел недавно и в наших местах. Перевезли бабушку-старообрядку в новую деревню, где она вскоре умерла. Местные старообрядцы отказались ее отпевать, так как сомневались в чистоте ее веры: «с нами не молилась».
Итак, с чем же мы пришли к сегодняшнему дню? Русская Православная Церковь, несмотря на все издержки и ошибки, сохранила главное: благодатно-литургическую жизнь, установленную Самим Господом Иисусом Христом (Ин.6) и Апостолами. Тем самым в главном не изменила Евангельской Правде. Доказательством этого является богатейшее богословское наследие последних столетий после раскола, в том числе и нашего времени. Главное же доказательство благодатной спасительности пути Русской Церкви - многочисленные примеры святости, известные в России и по всему миру. Преп. Паисий Величковский возродил древнюю практику «творения молитвы Иисусовой», что и было воспринято от него многими монахами, в том числе старцами Оптиной пустыни, куда собиралась вся Россия. Всех святых Русской Православной церкви не перечислить. Достаточно в этом сонме назвать преп. Серафима Саровского и прав. Иоанна Кронштадского, прославленных по всей России и всему миру. А новомученики и исповедники Российские, повторившие в наши дни подвиг ранних христиан!
А как приводила к святости духовная жизнь старообрядчества? Обычно старообрядцы затрудняются в ответе на этот вопрос, называя лишь имена протопопа Аввакума и прочих пострадавших в первый период гонения. А последующие 300 лет?

70 лет гонений на веру, к сожалению, сказались и на старообрядчестве, когда одновременно с разрушением православных храмов уничтожались храмы и молитвенные дома старообрядцев, богослужебные книги. Все меньше остается грамотных наставников. Современная жизнь также наложила свой отпечаток. Изменился быт старообрядцев и внешне стал мало отличаться от быта других российских людей. Нередко в старообрядческих семьях мы можем наблюдать то же пьянство, табакокурение, употребление наркотиков у молодежи, те же конфликтные ситуации и т.д. Осталось лишь чувство своей особенности и противопоставления себя другим. На чем оно основано?

Обычно старообрядцы в адрес православных выдвигают следующие обвинения:

Реформа книг и обрядов.
Здесь поднимается следующий вопрос: допустимы ли церковные реформы в принципе, или христианская вера хранит архаичность и неизменность. Однако, опыт Древней церкви говорит о закономерности реформ. При сохранении неизменной сути, форма исторически менялась. Примером могут служить литургические реформы Иоанна Златоустого и Василия Великого, принятые и старообрядцами. Вопрос о том, насколько удачны «никоновские» правки богослужебных книг, остается до сих пор спорным и нуждается в дальнейшем исследовании. Все это время продолжается выверение текстов и возможно некоторые исправления будут близки к старообрядческому пониманию. Но если мы сравним тексты православных и старообрядческих богослужебных книг, то увидим, что различия носят непринципиальный, частный характер. И если не быть формалистом-буквоедом: «за единый аз умрем», то исчезает почва для споров.

Двуперстность или трехперстность крестного знамении.
Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы. При крестном знамении православные и старообрядцы всего лишь меняют их местами. Сложенные же персты на иконах Спасителя и Святых – знак не крестного знамения, как считают старообрядцы, а благословения именем Господним, по мнению православных, с начертанием греческих букв И Х - имени Спасителя. Так и священнослужители благословляют верующих. Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры. Но самым главным в этом вопросе является то, что после долгих дисскусий двуперстное и трехперстное знамения признаны равночестными, и этим устранена причина для споров.

Действительность Крещения лишь полным погружением.
Крещение полным погружением и Православной церковью считается более правильным. Сейчас повсеместно строятся особые купели, чтобы проводить подобное Крещение, а по возможности даже крестят на водоемах. Но, в случае невозможности крестить полным погружением, допустимо ли крестить “обливанием”, совершается ли при этом Таинство? Да, совершается, говорят нам древние книги: «Учение двенадцати апостолов» (Дидахе, глава 7), Правило 12-е Неокесарийского Собора, Правило 47-е Леодикийского Собора. Об этом же пишут многие святые отцы, рассказывают жития мучеников, одним словом, источники, задолго предшествующие Крещению Руси.

Написание имени Спасителя: ИСУС (старообрядческое) или ИИСУС (православное).
Как написание, близкое к греческому первоисточнику, правильным будет старообрядческий вариант. Но как звучание - правильнее православный. Удвоенным звуком «и» передается длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке. Поэтому произношение имени Спасителя ИИСУС более соответствует Вселенской практике звучания Имени Господнего.

Точно таким же образом, спокойно и без взаимных обвинений, можно объяснить и все другие противоречия, возникшие между православием и старообрядчеством.
В завершении хочется еще раз сказать о том, что сегодня наметился процесс к сближению, преодолению исторической неправды раскола. Сто лет назад возникли старообрядческие единоверческие храмы и монастыри, где при полном сохранении старых обрядов был преодолен раскол. Сейчас аналогичное движение наблюдается со стороны православных людей. В ряде православных храмов по разрешению Патриарха проводятся богослужения «ревнителей старины» полностью по старообрядческому чину. Заходя в православные храмы старообрядцы могут креститься двуперстно. Разрешены служения старообрядцев у древних святынь.
Многие мыслящие старообрядцы также задумываются над преодолением раскола при сохранении всего, что дорого им. Но бывает и другое понимание. Один молодой мужчина из старообрядческой семьи сетовал мне на то, что хотел бы прийти в храм, но не может из-за клятвы, данной в свое время бабушке. Умирая, она сказала ему: «Греши, если не можешь иначе, хоть пей, хоть блуди, - Господь простит, а вот если войдешь в Никонианский Православный храм или в Старообрядческую «Австрийскую»церковь - будешь проклят Богом!»

Сегодня, к сожалению, очень часто не нравственность и четкое знание устоев своей веры отличает старообрядцев, а привычное недоверие к Православной церкви. Соответствует ли это проповеди Евангельской, основам Веры Православной христианской? Разве на ненависти может утверждаться истинная Вера?
В наше время разгула различных сект и ересей не пришла ли пора нам вспомнить братскую любовь нашей единой Веры и преодолеть неправду раскола?

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»