Разъяснения о грехах. О простоте писания и лукавстве человеческом

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Разоблачая в себе грех лукавства.
«Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры» (Матф.22:18)?

Как только я проснулась, я чётко услышала Господа. Господь Сказал: «У тебя есть грех». Господи, какой грех? - «Грех лукавства». Господь мне это сказал прямо в лоб. Господь, словно, бросил мне в лоб Камень=Слово. Вернее будет сказать, не в меня, но в Голиафа, который был во мне. Если я приму этот Камень, тогда Голиаф умрёт и я получу его меч и полное освобождение. Если я не приму - отвергну Это Слово, Эту Истину, тогда Голиаф во мне останется живым и победит меня.

В первое мгновение мелькнула мысль, что это не очень похоже на правду. Да и некоторое время назад Господь Дал мне Своё Сердце. Но я на всякий случай покаялась в этом грехе.

Как важно мне иметь постоянное общение с Господом, чтобы Он Своим Духом Святым смог в любое время открыть мне всё то, что мешает мне в полной мере наслаждаться Его Жизнью, моей полной свободой во Христе - т. е. свободой от всякого греха, от лукавого.

Размышляя дальше, и прося у Господа помощи понять Его Истину, я действительно не смогла вспомнить, что хотя бы раз глубоко и осознанно, и целенаправленно каялась именно в грехе лукавства. Вот настолько он ЛУКАВЫЙ, что о нём сложно даже вспомнить и самому без Божьей помощи обнаружить его в себе! Также, я поняла, что скрупулёзно не исследовала этот грех по всему Писанию, чтобы понять, как он действует во мне и в моей жизни.

Я всегда старалась вспомнить всякий свой грех, чтобы сразу исповедовать его перед Господом и покаяться в нём. И самые сильные грехи это: не прощение, обида, гордость, бунт, непослушание Богу, грех собственничества, хождение за человеком, воровство, убийство, ложь, страсть, блуд, жадность …. А вот до головы=главного не добиралась, - т. е. лукавство=лукавого пропустила, упустила, на столько он скользкий -т. е. лукавый.
Господь к моим размышлениям добавил ещё один образ, вид лукавого: "он как ангел света", но этот свет ложный.

И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, (2Кор.11:14)

"Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма (сам лукавый)?! (Лук.11:35).

Как хорошо, что я не воспротивилась Слову, хотя было сомнение, Бог ли это...?

"Поэтому, как говорит Дух Святой, ныне, когда услышите Глас Его, не ожесточите сердец ваших..." (Евр.3:7,8).

"Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: (и когда мы Его принимаем) Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит (меня) помышления и намерения сердечные (тайные мотивы моего сердца)" (Евр.4:12).

"Если пребудете в Слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете Истину, и Истина сделает вас свободными" (Иоан.8:31,32).

Если упустить, пропустить глав ный грех - ГОЛОВУ греха моего греховного человека, который говорит уже сам по себе - лукавство=лукавый=сатана, то мне не устоять в Господе и Царства Небесного не видать, как своих собственных ушей!

Внутри нас есть Духовный Человек - Глава которого Иисус Христос.
Также, в нас может оставаться живым душевный, падший Адам=Голиаф, человек греха - глава которого сатана=лукавый=лукавство. Если оставить его голову=главу=лукавого не отсечённой, не отделённой от тела Мечём, как это сделал Давид с Голиафом, хотя голова смертельно ранена Словом Божьим= Камнем, то и всё тело греховного человека со временем может восстановится, возродиться, исцелиться.

"И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда Камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб (в голову), так что Камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и Камнем, и поразил Филистимлянина (Голиафа, который есть прообраз сатаны) и убил его; меча же не было в руках Давида. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер (увидели отрезанную голову), побежали. И поднялись мужи Израильские и Иудейские, и воскликнули и гнали Филистимлян до входа в долину и до ворот Аккарона. И падали поражаемые Филистимляне по дороге Шааримской до Гефа и до Аккарона" (1Цар.17:49-52).

Зачем Давиду понадобилось отрезать Голиафу=лукавому голову, если он уже был мёртв? - Отрезанная голова противника означала полное его поражение, не подлежащее восстановлению=оживлению его тела. Также, это означало полную победу не только над главарём=главою врага, но и над всем его полчищем, армией - его телом.

Иисус поразил главу врага - т. е. лукавого на кресте и дал нам власть над всеми духами злобы поднебесной. Нам надо сделать то же - каждому в своей жизни надо отвергнуть себя, взять свой крест и следовать за Иисусом, что значит - победить в себе на своём кресте своего Адама Адамовича Камнем=Словом Божьим=Иисусом Христом и отсечь голову Мечём обоюдоострым, покаянием, что есть обрезание Христово (Кол.2:11).

Если оставить корень дерева (познания добра и зла), то дерево вновь может ожить - пустить ветви и дать плод. То же происходит и с лукавой закваской фарисейской. Даже в грехе Иезавели я много раз (на всякий случай) покаялась, а вот о ГЛАВНОМ грехе - лукавстве, позабыла.

"И видел я, что одна из голов его (лукавого) как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелилась (так как не была отсечена; нам надо отсечь себя от лукавства покаянием). И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю... "Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелилась ; и творит великие знамения (многие поверят в лже-знамения), так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча (от Меча обоюдоострого, от Слова Божьего действующего в нас) и жив " (Откр.13:3,12-14+ Мар.13:22,23, 2Фес.2:8-12) - зверь ожил, потому что мы его=зверя победили в себе ещё не до победного конца -т. е. не отрезали себя от головы=от лукавого= от лукавства.

Господь напомнил ещё один стих на счёт головы лукавого:

"И вражду положу между тобою и между женою (церковью Божьей), и между семенем твоим (зверь) и между Семенем ее (Иисус Христос=Слово); оно будет поражать тебя в голову , а ты будешь жалить его в пяту" (Быт.3:15).

Так вот, чтобы сатана=лукавый нас больше не жалил в пяту, ему надо отсечь его голову с его жалом. Как? Покаянием в грехе лукавого=лукавства. Ведь грех лукавства, это сам лукавый и есть. Он предводитель=глава всякого греха на земле.

"Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом" (1Кор.15:55-58). А наш главный труд, дело - это освящение наше (1Фес.4:3-4).

Господи, СПАСИБО Тебе, что Ты просветлил, освятил меня Своею Истиною, что напомнил, открыл мне этот грех чтобы сделать меня от него свободной! Господи, может ещё есть что-то, что мешает мне войти в Твоё Царство! Господи, я люблю Тебя. Ты Спасаешь меня от всякого греха!

Отдадимся Милости Божьей, чтобы Кровь Христа омыла нас от этого греха - лукавства.

Господь мне сказал, что лукавство - это подтасовка, перевёртывание фактов, это грести под себя так, чтобы оправдать свои действия. Лукавство - это игнорировать, не замечать Истину, это выкручиваться, уклоняться, изгибаться, отклоняться от Божьей Истины.

Потом я начала исследовать суть, глубину этого греха=зверя, чтобы я смогла покаянием закрыть ему двери сердца своего и больше не открывать ему двери и не впускать в себя этот грех, и чтобы мне бодрствовать с Господом (Быт.4:7).

Из словаря Даля: Лукавить=хитрить, ходить криво, луками, изгибами, кривляться, подгибаться под условия, приспосабливаться, обольщать. Хитрить замышляя своё, действовать лживо, притворно, коварно, скрытно и злоумышленно, обманчиво, опасно для другого, криводушно, двулично, злонамеренно. Кривить душою, идти скрытыми происками. Себя оправдать, другого обвинить.

Из словаря Ожегова: ЛУКАВИТЬ - Хитрить, притворяться, вести себя неискренне. ЛУКАВСТВО - 1. Хитрость, коварство. 2. Весёлый задор, игривость. ЛУКАВЫЙ - 1. Коварный, хитрый человек, поступок. 2. Игривый, исполненный добродушной хитрости. * Лукавый попутал - выражение сожаления, раскаяния по поводу неудачного, предосудительного или непонятного действия, поступка. От лукавого (книжн.) - о ненужном мудрствовании, излишнем усложнении чего-н. Все эти сомнения - от лукавого.

Места из Писания (не все)

Лукавство - это та скверна, которая может присутствовать в нашем духе.

"Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства"! (Пс.31:2).

"Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем" (2Кор.7:1)

"Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откр.21:8).

Если я не освобожусь, не отделюсь от лукавства, тогда Господь будет поступать со мной как с лукавым.

«С милостивым Ты (Бог) поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его» (2Цар.22:26,27).

«Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным: днем они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью» (Иов.5:13,14).

"Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его (по лукавству его)" (Иер.17:9,10).

«Слова уст его - неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро» (Пс.35:4).

Вера и лукавство несовместимы.

"Чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера" (2Фесс.3:2).

Лукавство приводит к убийству человека.

Не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны" (1Иоан.3:12).

«Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий»
(Прит.16:27).

Лукавство приводит нас к духовной и физической смерти.

«Если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет» (3Цар.1:52).

«Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их» (Прит.11:3).

«Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый? Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми» (Пс.119:3,4).

"Душа лукавая погубит своего обладателя и сделает его посмешищем врагов" (Сир.7:4).

Наше лукавство оскверняет не только нас самих, но и всё наше окружение.

"И осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим. За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд" (Иер.3:2,3).

Наше лукавство отвергает суд Божий, Истину и благодать покаяния.

"Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду" (Прит.19:28).

«Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего. Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои - Истина» (Пс.118:150,151).

Если в нашем сердце есть хоть частичка, крупица лукавства, то мы осознанно или неосознанно отвергаем Истину=Бога, мы искушаем Бога. И эта крупица заквасит всё тесто=тело (Исх.12:20, 1Кор.5:6, Мф.16:6)

"Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?" (Лук.20:23)

"Окружил Меня Ефрем ложью и дом Израилев лукавством" (Ос.11:12).

«Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее» (Прит.21:27).

Через наше нераспятое лукавство мы отвергнем Истину=Бога, Который делает нас свободными. Также, мы поверим лжи и лжезнамениям, и лжепророкам, лукавым делателям.

"...И творит (лукавый) великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив" (Откр.13:13-14)

"Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все". "Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их" (Мар.13:22,23, 2Фес.2:8-12, 2Кор.11:13).

Наше лукавство отвергает и распинает в нас и в других Иисуса Христа.

«И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя» (Лук.20:20).

«Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евр.3:12).

«Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» (Лук.11:39).

«Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего. Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои - истина» (Пс.118:150,151).

Наше лукавство обвиняет Бога в воровстве и в жестокости:

"[Господин] сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что Я Человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял..." (Лук.19:22)

Лукавство - это искать своего, а не Божьего, это преследовать свои цели, а не Божьи, чтобы искушать, контролировать Бога и человека.

Господи, прости мне грех всякого моего осознанного и неосознанного лукавства против Тебя и против людей. Очисти меня от него во Имя Иисуса Христа. И я прошу твоей Благодати, чтобы мне распять своё лукавство, лицемерие на моём кресте, чтобы мне не уклоняться от Тебя, от Твоей Истины ни направо, ни налево. Аминь.

Господи, может во мне есть ещё что-то не от Тебя? Открой мне это и очисти меня от всякого греха, чтобы уже не я жила, а Иисус во мне (Гал.2:20). Аминь!

«Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою… Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла» (Прит.4:24-25,27).

«Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных…» (Пс.140:4).

«И в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Откр.14:5).

«Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства» (Пс.31:2).

"...Идет князь мира сего (лукавый, зверь), и во Мне не имеет ничего" (Иоан.14:30).

"Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века , по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь" (Гал.1:3-5)
________________________________________

P.S.

МОЛИТВА. Господь! Я не могу так больше жить!

Господь! Я не могу так больше жить,
Не чувствуя, что Ты со мной.
Я не умею не грешить,
Не огорчать Тебя, Святой.

О, кто поможет мне сейчас,
Избавиться от тела смерти,
Чтоб Ты возрос, а я стал мал,
Чтоб Дух Святой лишь возрастал.

Тебя, Господь мой, я хочу,
Лицом к лицу увидеть в духе.
И у престола Твоего -
Лежать, целуя Твои руки.

О, как прекрасен Ты, Господь,
Как жаль, что я косноязычна,
Что нет у нас достойных слов,
Чтоб описать, Твоё величье.

Я Слово Божее Твоё,
Хочу есть, пить и наслаждаться.
Хочу в присутствии Твоём,
Как в солнечных лучах купаться.

Открой глаза мои, Господь,
Чтоб видеть я могла всё в духе,
Открой мне сердце, чтоб любить
Могла я всех - а не судить.

Убей во мне превозношенье,
И гордость мерзкую убей,
Пусть всё склонится на колени,
Пред вечной славою Твоей.

Пусть ложь погибнет, как Сапфира,
И Иезавель во мне умрёт,
И первородный грех Адама,
Во мне пусть больше не живёт.

Ты духов злобы поднебесной
Своею силою срази,(устраши)
Пусть меч Твой обоюдоострый
Разделит дух мой от души.

Пусть всё ничтожное, гнилое,
Покинет прежнее жильё,
Пусть кровь Христа меня омоет
И Дух Святой заполнит всё.
(И Дух Собой заполнит всё).

(Стих Елены Богдановой

Человек лукав.

Таким сделало его грехопадение. Как газообразные вещества занимают все предоставленное им пространство, так и лукавство впиталось во всего человека, проникло в его ум, чувства, слова, дела. Человек врет по поводу и без повода, хитрит по мелочам и по-крупному, недосказывает и перевирает, преувеличивает и умаляет. Успокаивает себя, когда надо бить тревогу, и делает много шума, когда надо быть спокойным. Спрашивает совета, но в итоге поступает, как сам хочет. Прощает себе и не прощает другим. Видит муху и не замечает слона. Короче, поврежден человек, болен неправдой и лукавством, и тайну его повреждения до конца нельзя исследовать. Как и говорит псалмопевец: «Беззакония кто разумеет? От тайных моих очисти мя» (Пс. 18:13).

Интересно наблюдать, как наше лукавство проявляет себя при чтении Священного Писания. Дело в том, что во время чтения Библии мы включаем некие умственные фильтры, отсеивающие важнейшие вещи, а второстепенные поставляющие на первое место. Происходит какая-то полусознательная перестановка явных логических акцентов написанного. Да, Библию нужно изучать с церковными толкованиями, но порой мы почему-то не в состоянии прямо воспринять ясные, простые места, особого толкования не требующие. В некоторых случаях мы даже попросту не замечаем многих предложений или словосочетаний. Наш лукавый ум способен проделать над Библией такую правку, после которой не нужно бояться никаких ересей, потому что текст в нашем восприятии уже безнадежно искажен. Приведем несколько примеров.

В Евангелии от Луки есть яркий образец апокалиптического жанра – 21-я глава (ей родственна 24-я глава Евангелия от Матфея). Данные страницы представляют собой пророчество Христа о последних днях земли. Разворачивается страшная картина мировых бедствий, шокирующая воображение: там и масштабные гонения на христиан, и войны, и землетрясения, и знамения в солнце, луне, звездах, и многие другие бедствия. Сколько всего уже написано и сказано на эту тему за две тысячи лет! О том, как и когда это будет, что значит та или иная деталь из пророчества. Но ведь в данном тексте Христова мысль имеет важное логическое завершение: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно... бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (см. Лк. 24:31–36).

Господи, помилуй – да ведь здесь самое важное! Средство спасения даже при условии «всех сих будущих бедствий». Но именно эти слова уже мало кто замечает. Воображение распалено, хочется тайн, ужасов, надлома, драмы. А в объедении, пьянстве и суете житейской - вроде ни драмы, ни тайны... Но драма как раз есть – победить эти пороки очень тяжело. Как трудно в суете будней не только молиться, но хоть изредка вспоминать о Господе. Как непросто не объедаться за столом и не «принимать лишнего на грудь» в праздники или просто за компанию! Но об этом как-то не хочется думать – о реальной борьбе с самим собой. Гораздо интересней фантазировать о конце света в голливудской постановке.

Также приходится слышать: «Почему в православии так грустно? Ведь апостол пишет: “Всегда радуйтесьˮ! (1 Фес. 5:16). А у вас все покаяние да покаяние…»

Отвечать на этот вопрос можно объемно. Например, говорить о том, что грешнику вообще более свойственно плакать, нежели радоваться. Настоящая радость рождается из глубины очищенного Христом сердца. «Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала» (Пс. 32:1). Однако, не на это хочется обратить внимание, а на игнорирование следующего стиха в том же Послании к Фессалоникийцам святого ап. Павла. После «всегда радуйтесь» следует: «непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17). Две мысли неразрывно связаны. Научись, христианин, молиться непрестанно – и будешь непрестанно радоваться. А непрестанная молитва – наука из наук. Достигнуть ее можно лишь трудом всей жизни.

Не правда ли, интересно, почему люди запоминают слова о радости, но не хотят видеть стих об обязанности ежедневного молитвенного труда?

Еще пример «не видения» очевидных евангельских слов. В полемике о частом или нечастом причащении за грудами разных аргументов так редко вспоминается, что Христос ведь вполне определенно высказался по данному поводу. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем... ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:54, 56, 57). «Ядущий» и «Пиющий» – причастия настоящего времени. Эти слова, очевидно, указывают на постоянное пребывание в состоянии общения с Христом. «Ядущий» и «Пиющий» – значит регулярно это делающий. «Примите, ядите» – также говорит Христос в другом месте (см. Мф. 26:26). «Ядите» – это императив настоящего времени, обозначающий продолжительное или повторяющееся действие. Не «съеште» (единократно), а «ядите» (постоянно). «Пейте из нее все» – также повелевает Господь о Евхаристической Чаше (Мф. 26:27).

Да, конечно, необходим разговор о подготовке к Таинству, о благоговейном отношении к нему. Апостол Павел предупреждает о возможности причастия в осуждение. Но слова ап. Павла вовсе не отменяют повеление Христово, а лишь призывают христиан быть серьезными и ответственными по отношению к святыне. В любом случае к Чаше мы обязаны стремиться, ибо на этот счет есть прямая и недвусмысленная заповедь Божья! Удивительно даже, о чем можно спорить здесь.

Вот еще пример «оцеживания комара и поглощения верблюда». Это касается книги «Откровение» Иоанна Богослова. Пресловутые шестерки из 13-й главы известны всем. Остальное же содержание Откровения мало кому интересно. А ведь смысл данной книги вовсе не в шестерках. Эта книга о жгучей Божественной любви и ревности, о торжестве Агнца и о новом Иерусалиме, об исполнении ветхозаветных пророчеств, о силе и красоте Христа в Его Втором Пришествии. «Ей, гряди, Господи Иисусе» – об этом книга. Не об антихристе, но о Христе! Но Христа там как раз и не замечают, а занимаются антихристом.

А вот пример того, что один современный богослов назвал «конфессиональной слепотой». Есть определенные места Писания, которые иногда обходят вниманием не только отдельные люди, но и целые христианские конфессии. Нам, православным, очень свойственно не замечать слова Христовы из притчи о званых на ужин: «Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой» (Лк.14:23). Смысл слов Спасителя здесь слишком очевиден, чтобы усложнять их толкованием. Это ясный призыв к проповеди Царствия Божия для всех рабов Христовых.

Ты называешь себя рабом Божиим? Пойди и убеди! Поспособствуй наполнению дома Божия хоть одним человеком. Да, для этого нужно хорошо знать свою веру – но сегодня это не проблема. Работают катехизаторские курсы, церковные магазины наполнены хорошими книгами. Иди и учись, бери литературу и читай. Но вместо этого у нас развилось странное «богословие». Говорят, что православие проповедуют уже не люди, а храмы – тем, что они просто стоят. Проповедают колокола – тем, что звонят. Мощи – тем, что лежат. А где же люди? Где живые свидетели веры? Где «лежат» они?

Или говорят, что у протестантов – «привожане», а у нас – «прихожане» (дескать, к нам люди сами приходят). Что ж, если мы на этом остановимся, то слова Христа «убеди придти», так же, как и «идите и научите», необходимо вычеркнуть из Евангелия. И тогда уже спокойно продолжать свою ленивую и бесплодную жизнь, хладнокровно наблюдая за духовным умиранием наших родных и друзей, пребывающих вдали от Бога.

***
Основным лечением для наших внутренних недугов, которое предлагает Церковь во время Великого поста, является слово Божие. Оно проникает глубоко внутрь души и «судит помышления и намерения сердечные». Но это лекарство будет действовать в нас только при внимательном погружении в смысл написанного и предельной нравственной искренности с самими собой. Вспомним, что слово Божие будет судить нас. «Не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день», – говорит Христос (Ин.12:48). Как читали? Как понимали? Как исполняли? На эти вопросы всем нам нужно будет дать ответ.

Великопостные дни – это время внутренней борьбы с главными врагами христианства – лукавством, фарисейством и лицемерием. В самом начале подготовки к посту Церковь поставила перед нашими глазами образ фарисея как указание на главную опасность духовной жизни. Об этом же предупреждает и богослужебная книга Великого поста – Триодь постная, начинающаяся со слов: «Не помолимся фарисейски, братия». Чтение Писания тоже может быть фарисейским. Фарисей – знаток Писания, но не духа, а буквы. И мы знаем уже, что подобное отношение к Библии может привести к распятию Христа.

Хорошо бы научиться нам не лукавить, устремляя свой взгляд на священные строки. Попробуем в течение Великого поста прочесть все Четвероевангелие (как и заповедует древняя благочестивая традиция), но прочесть честно. Не как сборник ни к чему не обязывающих духовных истин, но как инструкцию по выживанию. Просто прочитать евангельское слово так, как оно написано. Конечно, такое прочтение не обязательно родит тотчас и исполнение, но может подарить покаяние – а ведь именно его мы ищем, соблюдая Великий пост. Имея покаянный настрой, нам будет уже удобнее приступать к тому, чтобы узнать Евангелие самой жизнью.

  • ЛУКАВЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое, -ав. 1. Коварный, хитрый. Л. человек. Л. поступок. 2. Игривый, исполненный добродушной хитрости. Л. взгляд. Лукавая улыбка. …
  • ЛУКАВЫЙ
    лука"вый, лука"вые, лука"вого, лука"вых, лука"вому, лука"вым, лука"вого, лука"вых, лука"вым, лука"выми, лука"вом, …
  • ЛУКАВЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    лука"вый, лука"вая, лука"вое, лука"вые, лука"вого, лука"вой, лука"вого, лука"вых, лука"вому, лука"вой, лука"вому, лука"вым, лука"вый, лука"вую, лука"вое, лука"вые, лука"вого, лука"вую, лука"вое, лука"вых, …
  • ЛУКАВЫЙ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ая, -ое; -"ав, -"ава 1) Исполненный хитрости, коварства, склонный к козням, интригам; совершаемый со злым умыслом. Лукавый человек. Лукавый замысел. …
  • ЛУКАВЫЙ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. хитроумный, см. …
  • ЛУКАВЫЙ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. хитроумный, см. …
  • ЛУКАВЫЙ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. бес, лицемерный, …
  • ЛУКАВЫЙ в словаре Синонимов русского языка:
    бес, вилявый, демон, дьявол, жуликоватый, злокозненный, игривый, иезуитский, коварный, криводушный, лицемерный, макиавеллиевский, макиавеллистический, нечистая сила, нечистый дух, озорной, окаянный, плутоватый, …
  • ЛУКАВЫЙ
    м. разг. Бес, Дьявол, …
  • ЛУКАВЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Хитрый. 2) Преисполненный добродушно-веселого коварства. 3) Игривый, …
  • ЛУКАВЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ЛУКАВЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ЛУКАВЫЙ в Орфографическом словаре.
  • ЛУКАВЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    коварный, хитрый Л. человек. Л. поступок. лукавый игривость, исполненный добродушной хитрости Л. взгляд. Лукавая …
  • ЛУКАВЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    лукавая, лукавое; лукав, лукава, лукаво. 1. Коварный, хитрый. Лукавый человек. Лукавый поступок. Лукавый царедворец! Пушкин. || Исполненный добродушно-веселого коварства, игривый, …
  • ЛУКАВЫЙ
    лукавый прил. 1) Хитрый. 2) Преисполненный добродушно-веселого коварства. 3) Игривый, …
  • ЛУКАВЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    Лукавый м. разг. Бес, Дьявол, …
  • ЛУКАВЫЙ
  • ЛУКАВЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. Злое начало, нечистый дух; Черт, Сатана, …
  • ЛУКАВЫЙ
    прил. 1. Хитрый. 2. Преисполненный добродушно-веселого коварства. 3. Игривый, …
  • ЛУКАВЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Злое начало, нечистый дух; Черт, Сатана, …
  • МФ 25
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея. Глава 25 Главы: 1 2 3 4 …
  • МФ 13 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея. Глава 13 Главы: 1 2 3 4 …
  • МФ 12 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея. Глава 12 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЛК 19 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Луки. Глава 19 Главы: 1 2 3 4 …

Согласно Слову Божьему (1Ин.2,16), существует три основных греховных направления, по которым увлекается и устремляется греховная природа человека и от которых порождается вся остальная масса грехов:

а) похоть плоти — когда человек проявляет желание удовлетворять прихоти плоти: накапливать богатство, насыщаться, упиваться, иметь плотские греховные удовольствия;

б) похоть очей — когда проявляется жажда видеть и располагать внешне красивым, обольстительным, приятным для глаз (Иез.23,14-15); жажда непристойных зрелищ и чтение подобной литературы;

в) гордость житейская — стремление возвышаться над другими посредством преимуществ в богатстве, внешней красоте, способностях, знании и других преимуществах.

Эта полнота искушений привела к грехопадению прародителей, она действует и сейчас.

И увидела жена, что дерево:

а) «хорошо для пищи» (похоть плоти);

б) «приятно для глаз» (похоть очей);

в) «и вожделенно, потому что дает знание» (гордость житейская) — Быт.3,6.

От этих трех устремлений и плотских вожделений рождаются все остальные грехи.

Обличая и показывая причину возникновения множества грехов, Апостол Иаков пишет: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите; просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4,1-3). И далее, обличая верующих в неверности и в измене Богу, в их любви и стремлении не к Богу, а к жизни по мирскому закону плоти, Апостол Иаков говорит: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4,4). Ибо, отдав сердце Богу, проявляют измену и неверность Богу, любящему нас до ревности (Иак.4,5).

Как бы ни проявлялась неверность, как уклонение или как отступление, и в чем бы ни проявлялась — в ереси или в другом сознательном грехе — участь неверных в озере, горящем огнем и серой (Отк.21,8).

ГРЕХИ ПЛОТСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Злоба (Мар.7,22) — злое расположение духа, стремление сделать что-либо злое другому (Кол.3,8).

2. Злонравие (Рим.1,29) — злой нрав, злой характер с преобладанием злых качеств, при отсутствии любви, кротости, милосердия и добрых качеств (Рим.1,22).

3. Вражда (Гал.5,20) — враждебное состояние, обычно длительное, при котором чувства, мысли, слова и поступки в отношении другого проникнуты несогласием, неприязнью, желанием зла (Лев.19,17-18).

4. Ненависть (Гал.5,21) — внутреннее чувство вражды и сильного отвращения к кому-либо, когда один другого не могут видеть и вспоминать без чувства негодования и враждебности. Ненависть приравнивается к человекоубийству (1Ин.3,15).

5. Непримиримость (Рим.1,31) — состояние постоянной вражды, отсутствие желания прийти к миру.

6. Немилостивость (Рим.1,31) — отсутствие желания миловать, прощать кого-либо. Пример немилостивости и ее последствия — Мф.18,24-28.

7. Жестокость (2Тим.3,3) — немилостивое, безмерно строгое, суровое обращение с людьми без всякого сочувствия и жалости.

8. Гнев (Гал.5,20) — чувство сильного возмущения и негодования на кого-либо. Чувство гнева может возникнуть, но его нужно угашать в себе силой Божьей. Во гневе нельзя совершить ничего доброго и справедливого. В тот момент все делается с пристрастием и несправедливо, «ибо гнев человека не творит правды Божьей» (Иак.1,20; Еф.4,26-27; Кол.3,8). Гнев является делом плоти (Гал.5,19-20).

9. Крик (Еф.4,31) — возбужденное произнесение слов в раздражении, ярости или гневе. Речь наша всегда должна быть спокойной и кроткой (2Тим.2,25).

10. Раздражение (Еф.4,31) — чувство возмущения на кого-либо или действия, раздражающие других. Не должно никого раздражать (Еф.6,4) и не должно раздражаться (Ис.41,11).

11. Ярость (Еф.4,31) — сильное раздражение, переходящее в озлобление, в неистовство (Кол.3,8).

12. Зависть (Иак.3,14) — состояние духа, когда человек испытывает чувство досады, видя успех или счастье другого, и сожалеет, что у него самого нет того, что есть у другого (Гал.5,20). «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1Тим.6,6).

13. Ропот (Иуд.1,16) — состояние постоянного недовольства, ворчливости. «Все делайте без ропота и сомнения» (Фил.2,14).

14. Гордость (Мар.7,22) — состояние человеческого духа, когда человек ставит себя выше других. Это возвышение самого себя может быть на почве материальных или духовных преимуществ, дарований, знаний, внешней силы и красоты. «Бог гордым противится» (Иак.4,6).

15. Надменность (2Тим.3,2) — высшая степень гордости, когда человек надмевается, то есть надувается, наполняется спесью, кичливостью и видимым превозношением (Прит.16,18). Надменность есть гордость ума. «…Безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (Кол.2.18).

16. Напыщенность (2Тим.3,4) — особый вид гордости, являемый в показной форме. Напыщенно — значит пышно, роскошно, высокопарно, изысканно и для показа. Проявляется в разговоре, поведении, одежде и т.п.

17. Самолюбие (2Тим.3,2) — особая любовь к самому себе проявляется в желании почета, славы, первенства; самолюбие сопровождается обидчивостью, если самолюбивого в чем-то недооценили или не почтили. Разновидность самолюбия — себялюбие. Себялюбие — любовь только к самому себе, забота только о себе и равнодушие к жизни и благу других.

18. Дерзость (2Пет.2,10) — смелость, решительность в совершении грубых, непристойных поступков и в произнесении подобных слов.

19. Наглость (2Тим.3,4) — это дерзость, сопряженная с бесстыдством (2Пет.3,3).

20. Безрассудство (1Кор.15,36) — отсутствие рассудительности в поступках, словах; делать и говорить, не задумываясь, к чему приведет поступок или разговор.

Слушать Слово Божье, но не руководствоваться им в жизни — есть высшее безрассудство, ведущее к падению (Мф.7,26-27).

21. Своеволие (2Пет.2,10) — руководство своей волей (своя воля — закон), не считаясь с мнением других и с волей Божьей.

ГРЕХИ ЛИЦЕМЕРИЯ, ЛУКАВСТВА

Грехи лицемерия и лукавства совершаются с особым искусством.

1. Лесть (Иов.32,21) — лукавая угодливость, притворное одобрение, похвала, ласкательство с корыстной целью (1Фес.2,5). Обольстить — соблазнить лестью, хвалить, превозносить из угодливости, говорить приятное ради выгоды и достижения своей цели (Рим.16,18).

2. Лицемерие (Марк.7,6) — двуличие, показное благочестие, когда зло скрывается под личиной добра, порок — под видом добродетели. Можно лицемерно молиться, поститься и творить милостыню с целью заслужить одобрение людей или прославиться (Мф.6,1-5; 6,16). Лицемер устами своими приближается к Богу, сердце же его далеко от Него (Мф.15,8).

3. Лицеприятие (Иак.2,9) — человекоугодие, пристрастное предпочтение одного лица другому не по достоинству, а по личным отношениям, иногда из корыстных побуждений.

4. Коварство (Мар.7,22) — стремление сделать зло, прикрываясь доброжелательством и притворной любовью. «Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему…» (Прит.26,24-25).

5. Хитрость (2Кор.4,2) — способность искусно действовать, применяя коварство, лукавство, ложь и т.д. для достижения своей цели. «Хитрое искусство обольщения» (Еф.4,14). Пример: Быт.3,1.

6. Лукавство (Иер.17,9) — от слова «лук» — кривизна, изгиб. Хитрость, коварство, обман. Лукавый — ходящий кривыми путями — тот, кто в словах и поступках действует не прямо, а скрывает свои подлинные намерения и свое состояние, действует притворно, кривит, хитрит, двуличничает при достижении своих злых целей. Все эти свойства исходят от дьявола, который и имя носит «лукавый» (Мф.6,13). Лукавство ведет к отступлению от Бога (Евр.3,12; 2Цар.22,26-27). Необходимо хранить себя от лукавства (1Ин.5,18; 1Пет.3,10; Пс.31,2).

ГРЕХИ СЛОВОМ

1. Празднословие, пустословие (Еф.5,4) — произнесение ненужных слов, в которых нет никакой необходимости. Слова христианина должны нести только пользу, «дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4,29). «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью» (Кол.4,6). За всякое праздное слово человек даст ответ в день суда (Мф.12,36).

2. Гнилые слова (Еф.4,29) — всякое неприличное, нечистое слово, способное осквернить другого.

3. Сквернословие (Кол.3,8) — скверная, постыдная, непристойная речь, ругательство, брань. Даже называющие один другого «дурным» или «безумным» подлежат геенне огненной (Мф.5,22).

4. Хуление (Мф.5,22) — порицание, унижение, изображение худым, недобрым, негодным, дурным кого-либо (Ис.29,20). Можно хулить не только человека, но своим нехристианским поведением вызвать хуление имени Божьего у язычников (Рим.2,24).

5. Кощунство (Пр.24,9) — издевательство, насмешка над тем, что свято. Кощунствовать — отзываться непочтительно о святыне; пустословить, отзываясь с пошлостью и презрением о святых истинах, о Слове Божьем, о Церкви, о Господе (Пр.19,29).

6. Смехотворство (Еф.5,4) — творение смеха, умышленный вызов смеха (неприличными) шутками, анекдотами. «Весел ли кто? пусть поет псалмы» (Иак.5,13). Если сказано, что смехотворство неприлично, то насмешки или смехотворство с целью осмеять, высмеять, унизить кого-либо является тяжким грехом (2Пар.30,10; Неем.2,19; 4Цар.2,23-24).

7. Клевета (2Кор.12,20) — сознательное распространение худых, порочных и ложных сведений о ком-либо. Клеветать — наговаривать, чернить. Как правило, клевета распространяется с определенной злой целью. Тот, кто клевещет, а также и тот, кто принимает клевету и поношение, пребывать в жилище Господнем не может (Пс.14,1-4).

8. Ложь (Еф.4,25) — утверждения противоположные истине. Лгать — значит говорить не то, что есть по истине, не то, что есть на самом деле. Некоторые прибегают ко лжи якобы ради добрых целей и такую ложь называют даже «святой». «Святая ложь» — это кощунство над Истиной. Ложь — это грех, и как нет «святого блуда», так нет и «святой лжи». Лжец и отец лжи — дьявол (Ин.8,44). Участь всех лжецов — Откр.21,8.

9. Обман (Лев.19,11) — то же что и ложь, но обман можно совершать и поступками; обмануть — обвести кого-либо обманными действиями или словами для достижения своей цели. Человек может обманывать и самого себя (1Ин.1,8).

10. Лжесвидетельство (Мф.15,19) — ложное свидетельство о ком-либо или о чем-либо, наговаривание лжи. С помощью лжесвидетелей достигаются самые преступные цели и проливается невинная кровь. При помощи лжесвидетелей осудили на смерть Христа (Мар.14,56-59). Участь лжесвидетелей — Пр.19,5; 21,28.

11. Перенос (Лев.19,16) — перенесение от одного к другому сведений, которые должны храниться в тайне. Переносчиком является и тот, кто, нарушая евангельский порядок обличения, распространяет среди других слухи о согрешившем.

Когда же церковная тайна передается внешним, которые используют ее для преследования верующих, это уже — предательство. (См. раздел «Кражи, убийства, предательства».) «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся» (Пр.20,19; 13,3).

12. Злоречие, злословие (Еф.4,31) — всякая злая речь, заглазное или прямое поношение злыми словами, наговор, клевета, хуление и т.д. Злоречивые Царства Божьего не наследуют (1Кор.6,10). Сообщаться с таковыми запрещено (1Кор.5,11).

КРАЖИ, УБИЙСТВА, ПРЕДАТЕЛЬСТВА

1. Кража, воровство (Мар.7,22) — всякого рода незаконное тайное приобретение того, что не принадлежит совершающему кражу (1Пет.4,15; 1Кор.6,10).

2. Хищничество (1Кор.5,11) — наглый, беззаконный захват, кража, грабеж, хищение с применением силы, хитрости, коварства. Хищники похищают не только ценности и имущества, но и жизнь, живя и получая удовольствия за счет здоровья и жизни других.

3. Убийства (Гал.5,19-21) — лишение человека жизни или неоказание помощи находящемуся в смертельной опасности, когда есть возможность оказать помощь; а также намеренное создание условий и обстоятельств, приводящих к смерти. Слово Божье говорит, что даже «ненавидящий… есть человекоубийца» (1Ин.3,15).

4. Предательство (2Тим.3,4) — предать, значит передать, отдать, выдать кого или что-либо. Предательство заключается в передаче в руки неверующих или лжебратьев интересующих их сведений о жизни церкви и о ее членах. Эти сведения используются недругами дела Божьего для гонений, преследований и разрушения дела Божьего. Как правило, предатели совершают этот грех ради своего благополучия. Быть предателем — величайшее горе, лучше бы такому человеку не родиться (Мар.14,21).

ГРЕХИ НАРУШЕНИЯ БЛАГОЧИНИЯ

1. Бесчинство (Гал.5,21) — нарушение порядка, безобразное, беспорядочное поведение в церкви, в обществе, дома (2Фес.3,11). Бесчинство исходит от нелюбовного отношения к окружающим. Все поступки христианина должны быть проникнуты любовью, уважением, вниманием к другим (1Тим.4,12). «Любовь… не бесчинствует…» (1Кор.13,4-5).

2. Непокорность (Тит.1,10) — неповиновение Господу и Его Слову, а также всякое неповиновение и непослушание указаниям или решениям, основанным на Слове Божьем, от кого бы они не исходили. «Непокорный непокорен не человеку, но Богу» (1Фес.4,8).

3. Ссоры (Рим.13,13) — несогласие, сопровождаемое неприязнью, гневом, раздором, враждой (Пр.30,33). Ссору нужно гасить в самом начале. «Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она» (Пр.17,14).

4. Распри (Рим.1,29) — споры с чувством враждебности друг ко другу.

Все эти грехи являются делами плоти. Кто не освобождается от них и сознательно грешит, Царства Божьего не наследует (Гал.5,19-21).

Священное Писание повелевает вразумлять бесчинных (1Фес.5,14), а кто упорствует — удаляться от таковых (2Фес.3,6).

ГРЕХИ ИДОЛОСЛУЖЕНИЯ (служение маммоне)

1. Любостяжание (Еф.5,5) — любовь к стяжанию земных богатств, жадность к приобретению, к наживе являются идолослужением, служением богатству — маммоне.

2. Корыстолюбие (1Фес.4,6) — любовь к корысти, то есть к прибыли, к наживе, к выгоде, стремление из всего извлечь земные богатства.

3. Сребролюбие (2Тим.3,2) — любовь к деньгам, жадность к их накоплению. Сребролюбие — корень всех зол (1Тим.6,10).

4. Лихоимство (Мар.7,22) — получение лихвенной, то есть лишней прибыли (пользуясь нуждой ближнего); дать взаймы на условиях возврата с лихвой, с процентами; отдача в рост; неоправданная нажива при купле-продаже; спекуляция, взяточничество (Иез.22,12; Исх.22,25; Иез.18,13). «Знайте, что никакой… любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф.5,5).

ГРЕХИ НЕПОТРЕБСТВА

Непотребство (Мар.7,22) — употребление непотребного, ненужного, того, что не является необходимым и насущным для жизни. Непотребством являются и гнусные негодные поступки (Рим.1,28-31).

1. Пьянство (Рим.13,13) — употребление алкогольных напитков. Употребление алкогольных напитков (спирт, водка, вино, пиво и пр.) — это вредное непотребство, при котором возбуждается и усиливается плоть и порабощается дух, в результате чего действия становятся крайне плотскими и безрассудными, ведущими к распутству, несчастью и гибели (Пр.23,29-35). Упивается только тот, кто не имеет радости в Господе, в Духе Святом (Еф.5,18).

Пьянство запрещено — Лук.21,34; Рим.13,13. Необходимо избегать общества пьяниц — 1Кор.5,11; Пр.23,20. «Пьяницы… Царства Божьего не наследуют» (1Кор.6,10).

2. Излишества в пище и питии. «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь… излишеству в пище и питии» (1Пет.4,3).

К непотребству относятся: роскошь (2Пет.2,13; Иак.5,5), бесполезное времяпровождение, увлечение непотребными зрелищами (Иез.23,14), курение и т.п. Слово Божье призывает вместо стремления к излишеству и непотребству — участвовать в нуждах святых и «делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6,10). «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, что и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6,7-8).

ГРЕХИ ПРОТИВ ЗАПОВЕДИ ЦЕЛОМУДРИЯ

Целомудрие означает мудрое соблюдение себя в целости, то есть в невинности, неповрежденности и непорочности в половом отношении. Соблюдение своего сосуда в святости и чести, а не в страсти похотения (1Фес.4,4-5). Целомудрие заповедано как для находящихся в браке (брачное целомудрие), так и для юношей, девиц, девственников (внебрачное целомудрие). 1Тим.2,15; Тит.2:2-5, 11-12.

1. Прелюбодеяние (Лев.20,10) — плотское сожительство с состоящей или состоящим в другом браке, то есть с замужней или с женатым.

2. Любодеяние (Ос.4,13-14) — незаконное плотское сожительство с несостоящими в браке.

3. Блуд (Гал.5,19). Блудник — общее название любодеев и прелюбодеев всякого рода. Блудить, блуждать — значит уклоняться от прямого пути и совращаться на путь греховного сожительства. Блудники Царства Божьего не наследуют (Еф.5,5). Сообщаться с ними запрещено (1Кор.5,9).

4. Сладострастие (Рим.13,13) — наклонность к чувственным наслаждениям, плотская страсть.

5. Сластолюбие (1Тим.5,5-6; 2Тим.3,4) — то же, что и сладострастие.

6. Любострастие (2Пет.2,14) — отдача себя во власть плотских похотей, страстей, жажда непрестанного греха.

7. Избежание деторождения (Быт.1,28; 1Тим.5,14; 2,15), а также уничтожение плода — младенца в утробе матери (Пс.138,16).

Гнусные извращения

8. Мужеложство (1Кор.6,9). Разъяснение смотрите: Рим.1,27; Лев.18,22.

9. Скотоложство (1Пет.4,3). Разъяснение смотрите: Лев.18,23.

10. Малакии (1Кор.6,9) — то же, что и рукоблудие и онанизм, от имени Онан — см. Быт.38,8-10; вообще противоестественное самоудовлетворение плотской похоти.

Совершающие эти грехи — осквернены (Рим.1,24), нечисты (Иуд.7-8 ст.); осквернители (2Пет.2,13) Царства Божьего не наследуют (1Кор.6,9-10).

ГРЕХИ ВОЛШЕБСТВА И ЧАРОДЕЙСТВА

1. Волшебство и чародейство (Гал.5,20) — ложные чудеса, направленные на отвлечение человека от истины и от Бога — запрещены (Лев.19,31). Примеры:

а) египетские волхвы (Исх.8,7); б) Симон-волхв (Д.Ап.8,9);

2. Вызывание духов (Втор.18,11) запрещено и есть мерзость перед Богом (Втор.18,12). Пример: женщина в Аэндоре (1Цар.28:7,11-12).

4. Сознательное участие в массовых или отдельных сеансах «наукоподобных» внушений с целью «врачеваний», а равно и использование в подобных целях различных предметов и «лекарств», амулетов, талисманов и т.п. Все это открывает возможность врагу душ человеческих овладевать сердцами участвующих в этом грехе. Таковые «…Царства Божьего не наследуют» (Гал.5,20-21).

Участь согрешающих в озере огненном (Откр.21,8).

ГРЕХИ, ИМЕЮЩИЕ МЕСТО СРЕДИ ВЕРУЮЩИХ

1. Боязливость — страх перед людьми (Откр.21,8). Боязнь — есть признак наличия греха в сердце и разобщенности с Богом. Боязнь связывает, опутывает сетью (Пр.29,25), сопровождается мучением (1Ин.4,18), является результатом неверия в силу, могущество, заступничество Бога и верность Его обетований (И.Нав.1,9; Лук.18,2; Пс.117,6-9) и ведет к дальнейшем нарушениям заповедей Господних. Участь боязливых — Откр.21,8. Верные Господу говорят — Евр.13,6.

2. Бракосочетания в нарушение Священного Писания. Брак члена церкви возможен только с тем, кто в Господе — 1Кор.7,39. Если жена, освободившись смертью супруга от брачного союза, может выйти только за того, кто в Господе, тем более это относится к вступающей в первичный брак. То же и в отношении братьев (2Кор.6,14).Брак не расторжим до смерти одного из супругов (1Кор.7,10-11; Рим.7,2-3; Мф.19,6). Все сложные бракоразводные дела, определение их греховности (Мф.5,32) необходимо решать, руководствуясь Словом Божьим, обсуждая совместно с церковью и поступая по духу.

3. Грех пренебрежения воспитанием детей в наставлении Господнем (Пс.77,3-7). Священное Писание заповедует воспитывать детей в учении и наставлении Господнем. И Христос обличал Своих учеников, когда они не допускали к Нему детей (Мф.19,13-14).

4. Уклонение от общения со святыми, а также оставление собраний (Евр.10,25-29) приводит к совершению произвольных, сознательных грехов и к вечной гибели (1Ин.1,7).

5. Неделание добра — уклонение от помощи другим (Иак.4,17). Сознательное уклонение от делания добра есть грех (Пр.24,11-12; Мф.25,41-46; Иак.2,14).

6. Нелюбовность (Рим.1,31) — отсутствие любви к Богу и, вследствие этого, отсутствие любви к ближнему. Любовь заповедана — Мф.22,39. Без любви жизнь и служение теряют смысл (1Кор.13,1-3).

7. Соблазны (Рим.16,17).

а) соблазнить — значит своим поведением или словом склонить кого-либо ко греху, к уклонению от истины; подать повод, расположить кого-либо совершить что-либо недозволенное. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18,7). Необходимо: 1Кор.8,9-13; 10,32-33. Пример, Валаам — Числ.31,16; Откр.2,14; сыновья Илии — 1Цар.2,12-17;

б) соблазняться — значит искушаться, прельщаться грехом, привилегиями, свободой от гонений за Слово Божье (Мар.4,16-17).

Соблазн является грехом и для того, кто соблазняется, и для того, кто соблазняет.

Всякий грех — из всего множества грехов — имеет самые пагубные последствия. Лишь о нескольких грехах, как например: смехотворство, пустословие и некоторые др., Священное Писание говорит, что они неприличны святым. Однако и за них дадим отчет в день суда.

Что же касается вообще всякого сознательного греха, отступления и неверности Господу, то в Слове Божьем мы всюду встречаем неоднократные подтверждения того, что поступающие так Царства Божьего не наследуют (Гал.5,21).

Поэтому пока есть время, да очистится каждый от всякого сознательного греха, ибо всякий грех, прежде всего, оскорбляет и угашает Духа Святого (1Фес.5,19; Еф.4,30).

Итак, очистимся и будем исполняться Духом благодати Божьей, благодаря Господа за долготерпение и милость Его.

Человек лукав.

Таким сделало его грехопадение. Как газообразные вещества занимают все предоставленное им пространство, так и лукавство впиталось во всего человека, проникло в его ум, чувства, слова, дела. Человек врет по поводу и без повода, хитрит по мелочам и по-крупному, недосказывает и перевирает, преувеличивает и умаляет. Успокаивает себя, когда надо бить тревогу, и делает много шума, когда надо быть спокойным. Спрашивает совета, но в итоге поступает, как сам хочет. Прощает себе и не прощает другим. Видит муху и не замечает слона. Короче, поврежден человек, болен неправдой и лукавством, и тайну его повреждения до конца нельзя исследовать. Как и говорит псалмопевец: «Беззакония кто разумеет? От тайных моих очисти мя» (Пс. 18:13).

Интересно наблюдать, как наше лукавство проявляет себя при чтении Священного Писания. Дело в том, что во время чтения Библии мы включаем некие умственные фильтры, отсеивающие важнейшие вещи, а второстепенные поставляющие на первое место. Происходит какая-то полусознательная перестановка явных логических акцентов написанного. Да, Библию нужно изучать с церковными толкованиями, но порой мы почему-то не в состоянии прямо воспринять ясные, простые места, особого толкования не требующие. В некоторых случаях мы даже попросту не замечаем многих предложений или словосочетаний. Наш лукавый ум способен проделать над Библией такую правку, после которой не нужно бояться никаких ересей, потому что текст в нашем восприятии уже безнадежно искажен. Приведем несколько примеров.

В Евангелии от Луки есть яркий образец апокалиптического жанра – 21-я глава (ей родственна 24-я глава Евангелия от Матфея). Данные страницы представляют собой пророчество Христа о последних днях земли. Разворачивается страшная картина мировых бедствий, шокирующая воображение: там и масштабные гонения на христиан, и войны, и землетрясения, и знамения в солнце, луне, звездах, и многие другие бедствия. Сколько всего уже написано и сказано на эту тему за две тысячи лет! О том, как и когда это будет, что значит та или иная деталь из пророчества. Но ведь в данном тексте Христова мысль имеет важное логическое завершение: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно... бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (см. Лк. 24:31–36).

Господи, помилуй – да ведь здесь самое важное! Средство спасения даже при условии «всех сих будущих бедствий». Но именно эти слова уже мало кто замечает. Воображение распалено, хочется тайн, ужасов, надлома, драмы. А в объедении, пьянстве и суете житейской - вроде ни драмы, ни тайны... Но драма как раз есть – победить эти пороки очень тяжело. Как трудно в суете будней не только молиться, но хоть изредка вспоминать о Господе. Как непросто не объедаться за столом и не «принимать лишнего на грудь» в праздники или просто за компанию! Но об этом как-то не хочется думать – о реальной борьбе с самим собой. Гораздо интересней фантазировать о конце света в голливудской постановке.

Также приходится слышать: «Почему в православии так грустно? Ведь апостол пишет: “Всегда радуйтесьˮ! (1 Фес. 5:16). А у вас все покаяние да покаяние…»

Отвечать на этот вопрос можно объемно. Например, говорить о том, что грешнику вообще более свойственно плакать, нежели радоваться. Настоящая радость рождается из глубины очищенного Христом сердца. «Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала» (Пс. 32:1). Однако, не на это хочется обратить внимание, а на игнорирование следующего стиха в том же Послании к Фессалоникийцам святого ап. Павла. После «всегда радуйтесь» следует: «непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17). Две мысли неразрывно связаны. Научись, христианин, молиться непрестанно – и будешь непрестанно радоваться. А непрестанная молитва – наука из наук. Достигнуть ее можно лишь трудом всей жизни.

Не правда ли, интересно, почему люди запоминают слова о радости, но не хотят видеть стих об обязанности ежедневного молитвенного труда?

Еще пример «не видения» очевидных евангельских слов. В полемике о частом или нечастом причащении за грудами разных аргументов так редко вспоминается, что Христос ведь вполне определенно высказался по данному поводу. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем... ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:54, 56, 57). «Ядущий» и «Пиющий» – причастия настоящего времени. Эти слова, очевидно, указывают на постоянное пребывание в состоянии общения с Христом. «Ядущий» и «Пиющий» – значит регулярно это делающий. «Примите, ядите» – также говорит Христос в другом месте (см. Мф. 26:26). «Ядите» – это императив настоящего времени, обозначающий продолжительное или повторяющееся действие. Не «съеште» (единократно), а «ядите» (постоянно). «Пейте из нее все» – также повелевает Господь о Евхаристической Чаше (Мф. 26:27).

Да, конечно, необходим разговор о подготовке к Таинству, о благоговейном отношении к нему. Апостол Павел предупреждает о возможности причастия в осуждение. Но слова ап. Павла вовсе не отменяют повеление Христово, а лишь призывают христиан быть серьезными и ответственными по отношению к святыне. В любом случае к Чаше мы обязаны стремиться, ибо на этот счет есть прямая и недвусмысленная заповедь Божья! Удивительно даже, о чем можно спорить здесь.

Вот еще пример «оцеживания комара и поглощения верблюда». Это касается книги «Откровение» Иоанна Богослова. Пресловутые шестерки из 13-й главы известны всем. Остальное же содержание Откровения мало кому интересно. А ведь смысл данной книги вовсе не в шестерках. Эта книга о жгучей Божественной любви и ревности, о торжестве Агнца и о новом Иерусалиме, об исполнении ветхозаветных пророчеств, о силе и красоте Христа в Его Втором Пришествии. «Ей, гряди, Господи Иисусе» – об этом книга. Не об антихристе, но о Христе! Но Христа там как раз и не замечают, а занимаются антихристом.

А вот пример того, что один современный богослов назвал «конфессиональной слепотой». Есть определенные места Писания, которые иногда обходят вниманием не только отдельные люди, но и целые христианские конфессии. Нам, православным, очень свойственно не замечать слова Христовы из притчи о званых на ужин: «Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой» (Лк.14:23). Смысл слов Спасителя здесь слишком очевиден, чтобы усложнять их толкованием. Это ясный призыв к проповеди Царствия Божия для всех рабов Христовых.

Ты называешь себя рабом Божиим? Пойди и убеди! Поспособствуй наполнению дома Божия хоть одним человеком. Да, для этого нужно хорошо знать свою веру – но сегодня это не проблема. Работают катехизаторские курсы, церковные магазины наполнены хорошими книгами. Иди и учись, бери литературу и читай. Но вместо этого у нас развилось странное «богословие». Говорят, что православие проповедуют уже не люди, а храмы – тем, что они просто стоят. Проповедают колокола – тем, что звонят. Мощи – тем, что лежат. А где же люди? Где живые свидетели веры? Где «лежат» они?

Или говорят, что у протестантов – «привожане», а у нас – «прихожане» (дескать, к нам люди сами приходят). Что ж, если мы на этом остановимся, то слова Христа «убеди придти», так же, как и «идите и научите», необходимо вычеркнуть из Евангелия. И тогда уже спокойно продолжать свою ленивую и бесплодную жизнь, хладнокровно наблюдая за духовным умиранием наших родных и друзей, пребывающих вдали от Бога.

***
Основным лечением для наших внутренних недугов, которое предлагает Церковь во время Великого поста, является слово Божие. Оно проникает глубоко внутрь души и «судит помышления и намерения сердечные». Но это лекарство будет действовать в нас только при внимательном погружении в смысл написанного и предельной нравственной искренности с самими собой. Вспомним, что слово Божие будет судить нас. «Не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день», – говорит Христос (Ин.12:48). Как читали? Как понимали? Как исполняли? На эти вопросы всем нам нужно будет дать ответ.

Великопостные дни – это время внутренней борьбы с главными врагами христианства – лукавством, фарисейством и лицемерием. В самом начале подготовки к посту Церковь поставила перед нашими глазами образ фарисея как указание на главную опасность духовной жизни. Об этом же предупреждает и богослужебная книга Великого поста – Триодь постная, начинающаяся со слов: «Не помолимся фарисейски, братия». Чтение Писания тоже может быть фарисейским. Фарисей – знаток Писания, но не духа, а буквы. И мы знаем уже, что подобное отношение к Библии может привести к распятию Христа.

Хорошо бы научиться нам не лукавить, устремляя свой взгляд на священные строки. Попробуем в течение Великого поста прочесть все Четвероевангелие (как и заповедует древняя благочестивая традиция), но прочесть честно. Не как сборник ни к чему не обязывающих духовных истин, но как инструкцию по выживанию. Просто прочитать евангельское слово так, как оно написано. Конечно, такое прочтение не обязательно родит тотчас и исполнение, но может подарить покаяние – а ведь именно его мы ищем, соблюдая Великий пост. Имея покаянный настрой, нам будет уже удобнее приступать к тому, чтобы узнать Евангелие самой жизнью.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»