Какие герои могут встретиться в сказке притче. Конспект урока по литературному чтению

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Как донести до сознания ребенка простые истины? Прямой нравоучительный рассказ может вызвать противоположный эффект, а сказка не будет воспринята всерьез.

Для достижения этой цели Сент-Экзюпери выбрал удивительную форму сказки-притчи. На самом деле, удачное сочетание интересной сказки с подтекстом, понятным каждому.

Что такое «сказка»? Сказка - жанр литературного повествования. Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел. К главным признакам сказки относятся «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется».

Не будем вдаваться в подробности относительно характеристики видов сказок. В нашем случае речь идет об авторской сказке. Для нее характерна повышенная степень психологизма, превращение персонажей из «знаков» в полнокровные «образы». Авторскую сказку от других отличает также «двойное бытование». Авторская сказка имеет несколько уровней прочтения, а потому может по-разному восприниматься взрослыми и детьми. Причем не важно, какому читателю сказка адресована, о чем свидетельствуют два равноценных процесса: превращение «взрослых» книг в «детские» и обратно.

Соответствует ли «Маленький принц» данному определению? Необычная встреча летчика и Маленького принца с «астероида В-612» - маловероятный факт в реальной жизни. Сказочность можно подтвердить и по другим имеющимся в тексте жанровым признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи.

Однако не следует думать, что если используется жанр сказки, то она будет наивна. Очень часто Экзюпери ставили в упрек кажущийся примитивизм сказки. Писатель и не скрывал, что ищет простые истины. Простые, в данном случае, совсем не значит упрощенные. Скорее, очищенные от лишних деталей. Только такие истины могут более-менее адекватно быть восприняты людьми разных народов, религий, возрастов.

Если исходить из знаменитого определения, что «взрослые - это выросшие дети», и помнить об особой роли, которую играли в жизни Антуана де Сент-Экзюпери воспоминания о детстве, то, естественно, хочется связать произведение с его же словами о том, что он сам «из страны детства». Но тогда весь пафос «Маленького принца» легко уложить в формулу «берегите, сохраняйте в себе детство», формулу в общем-то хоть и верную, но несколько упрощающую сложное литературное произведение. Перед нами не просто сказка.

В пустыне Сахаре, а вместе с тем и в пустыне современного мира, среди «серьезных деловых людей», Маленький принц бесконечно одинок. Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы. Вспомним слова Змеи: «Среди людей тоже одиноко». Неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет - «странными взрослыми». Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. «Серьезные люди» живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных. У каждого своя планета. Они считают созданные мирки истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.

Из этой темы вытекает основной принцип романтизма - принцип двоемирия. Этим двум мирам никогда не соприкоснуться: миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника, которому присущи нравственные качества. Именно по этой причине перед нами романтическая сказка.

Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи позволил воплотить размышления Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.

Для реализации идей притчи используется весьма своеобразная композиция. Парабола - основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему, находит решение. Так, начало и конец повести связаны с прибытием героя на Землю и расставанием его с Землей, летчиком, Лисом.

Маленький принц вновь возвращается на свою планету, к своей Розе. Тогда уже, что взрослый и ребенок были вместе, они открыли для себя много нового и в жизни, и в друг друге, и расстаются они уже иными - обновленными и умудренными.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ.

Но главная трагедия «взрослых» героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они «растеряли» все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.

«…Когда мне было 6 лет. я обнаружил в свое время удивительную картинку…» или: «…Вот уже 6 лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул» Это язык предания, легенды, притчи. Стилистическая манера - переход от образа к обобщению, от притчи к морали - характерная черта писательского таланта Сент-Экзюпери.

1.Вы прочитали сказку Сент-Экзюпери Маленьки принц. О комс и о чем эта сказка? Кто её герои? Расскажите о каждом из них. 2. Что в этом

произведение сказочного и что реального?

3.О чём узнает маленький принц и мы вместе с ним?

4. Сказка напоминает взрослым о том что и они были детьми что нельзя забывать о детстве потому что дети острее чувствуют и иногда глубже чем взрослые понимают жизнь. Что же в сказке (слова поступки героев взаимоотношения) говорит об этом?

1)Из каких произведений А.С.Пушкина взяты следующие цитаты?

1) Там на неведомых дорожках
Следы невиданых зверей
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.

2)Ветер,ветер! ты могуч,
ты гоняеш стаи туч
ты волнуешь сине море
всюду веешь на просторе
не боишься никого
кроме Бога одного

3)Подруга дней моих суровых
глубока дряхлая моя!
одна в глуши лесов сосновых
давно,давно ты ждёшь меня!
2)Закончи цитаты из сказок А.С.Пушкина:
1)Три девицы под окном...
2)Белка песенки поет...
3)И днем и ночью кот учёный...
4)Сказка ложь да в ней намек!

3)Узнай персонажа сказки А.С.Пушкина по описанию.
Высока,стройна,бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда,ломлива
Своенравна и ревнива

4)С какими событиями в жизни Пущкина связано стихотворение "Узник"?
1)учёба в Царскосельском лицее
2)ссылка в Кишенёв
3)путишествие по Кавказу

5)Сколько героев в стихотворение "Узнак"?

7)Если бы тебе предложили проиллюстрировать это стихотворение,что бы ты изобразил и какие краски использовал?

1.какую роль в повествовании играет сказка о тридевятом орехе рассказанная крестным

2.попробуйте определить,что в Щелкунчике сказка, а что реальность.Есть ли у Гофмана четко выражения грань между сказкой и реальностью? Почему, автор несколько раз подчёркивает внешнее сходство Щелкунчика с крестным?Помогите пожалуйста хотя бы на один вопрос!!

Сказка
Раздел 3. Тема 4.
Что нас будет интересовать?
 Как появилась сказка?
 В какую «сказку» вносили имена своих крестьян
помещики из «Мертвых душ»?
 Что объединяет все сказки?
 Почему в сказках летают по небу, превращаются
в птиц и животных, ?
 Как связана сказка с мифами и обрядами?
 За что вознаграждаются герои сказок?
Ученые утверждают.
Кто из них прав?
 Е.М.Мелетинский:
 «Происхождение сказки из мифа не вызывает
сомнения»
 В.Я.Пропп:
 «…сказку нужно сопоставлять с обрядами и
обычаями»
 В.П.Аникин:
 «Через сказку перед нами раскрывается
тысячелетняя самобытная история»
Сказка и миф
Тотемные мифы
Мифы о культурном герое
Откуда в сказке:
 «Жили-были кум с кумой – волк с лисой ».
 «Мужик и говорит медведю: «Давай, Миша, сеять
пшеницу». – «Давай», говорит Миша.
 «Все три молодца на одно лицо удались, и
признать нельзя было, кто из них дитя царское,
кто кухаркино и кто от коровы народился »
Орел осерчал , выскочил из-за стола, подхватил
царя и улетел с ним еще дальше»
Тотемные мифы и сказка
Тотемные мифы – мифы о родстве
определенного человеческого рода с
тотемами (животными, растениями).

 Трансформация тотемных мифов в сказку
породила следующие мотивы:

Брак с тотемным существом
 «Как я стану жить с
лягушкой? Век жить –
не реку перебрести ил
не поле перейти!»
Поплакал-поплакал,
да нечего делать –
взял в жены лягушку.»

«Царевна –лягушка»

Звери - помощники
 «Садись на меня, на
серого волка; я тебя
свезу, куда тебе
надобно». Иван –
царевич сел серому
волку на спину, а волк
побежал так скоро, как
стрела…»

«Иван-царевич и серый волк» (Аф.168)

Звери уподобляются человеку
 «Лежит в поле
лошадиная голова…
Прибежал заяц:
«Терем-теремок! Кто в
тереме живет?»
«Терем мухи» (Аф.84)


Превращение
 «Вот и стала перед
ним молода
молодица… Уж такая
красавица была: зрел
бы,смотрел – очей не
сводил»
(«Белая лебедка» Зеленин,85)
Почему в сказках:
 «Посылает царь старшего сына по живую воду ,
по сладкие моложавые яблоки »
 «Буря-богатырь разошелся,. боевой палицей
размахнулся – три головы змею снес »
 «Стрелец-молодец сел на своего богатырского
коня и поехал за тридевять земель; долго ли,
коротко ли, приезжает он на край света , где
красно солнышко из синя моря восходит».
Мифы о культурном герое
 Мифы о введении тех или иных
культурных благ, которые добывает для
людей у первоначального хранителя
герой.
Близнечные мифы – мифы, где роль
культурного героя исполняют братья-
близнецы, наделенные
противоположными чертами.

Из мифов о культурном герое
пришли в сказки
 Добывание
 «Посылает царь
волшебных предметов
старшего сына по
(культурных благ)
живую воду, по
сладкие моложавые
яблоки»

«Сказка о молодце-удальце» Аф.174)
Из мифов о культурном герое
пришли в сказки
 Змееборство (борьба
 «Долго ли, коротко ли
с чудовищами)
бился с змеем Никита
Кожемяка, только
повалил змея» («Никита
Кожемяка»)
 «В третий раз
размахнулся он еще
сильнее и срубил
чуду-юду девять
голов» («Иван Быкович»)
Сказка и обряд
Запреты
Инициация. Свадьба
Переход в иной мир
Как попали в сказку мотивы:
 «Отрежьте от рук по пальцу – я вас попробую»
 «Он взял топор и начал рассекать Марью
Прекрасную на части …»
 «Дед и бросил мальчика в печь …»
 «Отдал учиться птичьему языку»
Инициация
 Обряд, оформляющий переход и
посвящение юношей в число взрослых
членов племени (рода), осмысляющийся
как смерть и новое рождение.

Обряд инициации – источник
мотивов волшебной сказки
 Лес, река – граница
 Избушка бабы-яги
 Получение знаний
 Испытания героя
 Трудные задачи
 Большой дом
 Женитьба
Откуда в сказках мотивы:
 «После они полетели за тридевять
земель; долго-долго летели»
 Прежде три пары башмаков железных
износишь, три посоха чугунных
изгложешь, три просвиры каменных
изгложешь, чем найдешь меня»
Мифологический путь в иной
мир
 Дальнее путешествие
 «Иван-царевич скопал
землю, видит
 Встреча с предками
чугунную доску на 12
 описание иного мира
замках, замки он
 Предметы для
тотчас сорвал и двери
путешествия
отворил, вошел под
землю, тут прикован
на 12 цепях
богатырский конь»
(«Кощей бессмертный»)
Из какого обряда эти мотивы
 «Стану ему задавать разные трудные
задачи »
 «Как увидали семь Семионов, что погоня
уж близко, вот-вот догонит! – нырнули и с
царевной и с кораблем.»
 «Потом приказал ему: за ночь поле
вспахат и обороновать, пшеницу посеять,
сжать, обмолотить и в амбар убрать»
Из какого обряда эти мотивы
 «Василиса Премудрая взяла муки,
замесила тесто, положила творогу да
голубя с голубкой и сделала пирог»
 «с этими словами вынул он из кармана
другой башмачок и положил его на стол»
Свадебный обряд проявился в
сказочных мотивах
 Трудные задачи
 Узнать искомое
 Бегство и погоня
 Проверка навыков невесты
 Отработка жениха
 Кольцо
 Обувание обуви невесты
Из мифа в сказку
Миф :
Сказка :
 Сакральность
 Десакрализация
 Достоверность
 Вымысел
 Этнографическая
 Условность
конкретность
 Обыкновенные люди
 Мифические герои
 Сказочно-неопределенное
 Мифическое время
 Индивидуальная
 Судьба человечества
 социальные
 Космические проблемы
Поэтика волшебной
сказки
Сюжетостроение
Типология героев
Стиль
Сюжетостроение
 Почему сюжет становится ведущей
категорией поэтики волшебной сказки?
 Какова наиболее распространенная схема
сюжета волшебной сказки?
 Что делает каждый герой? Как они
соотносятся с главным?
 Чем характеризуется пространство и
время?


Схема сюжета
 Отлучка
 Запрет
 Нарушение запрета

беда
 Путешествие
 Испытание
 Бой
 Добывание блага
 Возвращение
 Свадьба (награждение)


Типология героев
 Иван-дурак (Ивашко)
«Сивко-Бурко»,»Гусли-самогуды», «Иван-
дурак»
 Иван-царевич
«Иван-царевич и Марфа-Царевна»,
«Три царства», «Кощей Бессмертный
 Иван Быкович
(Горох.Медведко)
«Иван Коровий сын», «Василиса Золотая
коса»

Ложный герой
 Старшие братья
«Три царства», «Емеля дурак»
 Старшие сестры-
«Перышко Финиста»

Героиня
 Чудесная невеста
«Князь Данила-Говорила», «Три
царства», «Морской царь и Василиса
Премудрая»

 Падчерица
«Морозко», «Буренушка», «Волшебное
зеркальце»
 Мудрая дева
«Неосторожное слово», «Мудрая жена»
 Царевна«Василиса
Прекрасная», «Три царства»

Вредитель, враг
 Змей Горыныч
«Королевич и его дядька»(124).
«Никита Кожемяка»
 Кощей Бессмертный
«Марья Моревна», «Кощей
Бессмертный». «Царевна-змея»
 Баба-Яга
«Баба-Яга и Заморышек» , «Баба Яга и
Жихарь», «Марья Моревна»


Вредитель
 Царевна
 Мачеха
 Кощей


Даритель, помощник
 звери
 Птицы
 Старик
 мать
 Баба-яга
 Куколка
 Антропоморфные
существа
 Силы природы

Отправитель
 Царь
 Отец
 Мать
Формы повествования
 Авторское слово
 Сказано-сделано (сообщение, оговор,
пожелание, запрет)
 Диалог
 Художественные формулы (присказки,
концовки, вступительные,
заключительные, медиальные)
Авторское слово
 Краткие описания обстановки
 Комментарии к действиям героев
«Опустились прямо на двор, сестра
выступила навстречу, принимает своего
брата, сажает его за дубовый стол, а на
царя и смотреть не хочет, оставила его
на дворе, спустила борзых собак и давай
травить».

(«Морской царь и Василиса Прекрасная»)
Сказано-сделано
Сообщение
«Ну, царь-государь, кормил ты меня два
года, уж как хочешь, а прокорми еще год,
хоть займи, да прокорми: в накладе не
будешь!» Царь то и сделал»

Сказано-сделано
Оговор
«Думал-думал, взял да и написал к своему
брату письмо: твоя-де дочь худыми
делами занимается, по чужим дворам
таскается, дома не ночует и меня не
слушает.» («Волшебное зеркальце»)

Сказано-сделано
Запрет
 «Смотри же, не отпирай сундучок, пока
домой не приедешь; красный сундучок
отопри на заднем дворе, а зеленый
сундучок на переднем дворе» Взял царь
сундучок…, не утерпел, больно узнать
ему хотелось..»

Сказано-сделано
Пожелание
«Увидал его царь и говорит: Здорово,
дружок!..Примайся теперь за работу; вот
тебе первая задача: построй за одну
ночь большой хрустальный мост, чтоб к
утру готов был!»

Художественные формулы
 Присказка
 Концовка
«вот сказка вся,
больше сказать
нельзя»

Художественные формулы
Вступительные
Заключительные
«В некотором
«Стал жить да
царстве, в
поживать да добра
некотором
наживать»
государстве жил-
был..»

Медиальные формулы
Пространства
Времени
«Ехали они ехали»
 «растут не по дням,
«попал за тридевять
а по часам»
земель в тридесятое
«живут долго ли,
царство»
коротко ли»
«в ту пору-времечко»
Медиальные формулы
Описания
Приговоры
Красота ни в сказке
 «туда – не знаю куда,
сказать, ни пером
принеси то – не знаю
описать.
что»
Сказки о животных
Притчевое начало
Сюжетостроение
Сказки о животных
 Почему животные-тотемы выглядят
смешными?
 Какими делами заняты животные и какие
решают проблемы?
 Как проявляется в сказке о животных
притчевое начало?

Что позволяет развиваться
действию стремительно?
Мотивы:
 Встречи зверей
 Коварного совета
 Обмана
 Неожиданного испуга
 Песенок
Социально-бытовые
сказки
Средства создания комического
Бытовые сказки
 В чем отличие бытовых сказок от
волшебных?
 Почему мужик дурит барита, работник
попа, а жена все делает наоборот?
 Что вызывает смех в этих сказках?
Переходные сказки
 В числе бытовых сказок есть такие,.
Которые построены по той же
композиционной схеме, что и волшебная
сказка, с тем лишь отличием, что в них нет
ничего сверхъестественного, волшебного.
Выводы
Обобщим и запомним
Эстетика и поэтика сказки
 определяется установкой на вымысел и
занимательность
 через Мотивы и образы связана мифами и
обрядами
 отражает исторические реалии, бытовые
детали и представления о желаемом
Что надо запомнить о сюжете
сказок
 Сюжет – основной компонент поэтики сказки
 Сюжет разворачивается вокруг главного героя
 Сюжет состоит из простейших повторяющихся
повествовательных единиц – мотивов
 Мотивы могут повторятся трижды с нарастанием
 Мотивы могут повторятся по принципу цепочки
(кумулятивные сказки)
Что надо помнить о хронотопе
сказки
 Время и пространство условно
 Время и пространство не изображается, а
только указывается
 Время и пространство эмпирическое
 Время и пространство передается через
формулы
Что надо помнить о конфликте в
сказках
 Конфликт развивается между желаемым и
действительным
 Конфликт разрешается полной победой
героя
 Восстанавливается нарушенная гармония
Что надо помнить о героях
сказок
 Герои представлены по принципу
антитезы
 Герои – это типы, они функциональны
 Герои статичны
 Герои раскрываются в действии
 Герои-победители, социально униженные,
невинно гонимые
Что надо помнить о
повествовании сказки
 Наличие зачинов и концовок
 Использование медиальных формул
 Краткость описаний (природы, интерьера,
портрета)
 Обилие диалогов
 Разговорный язык
 В текст вводятся правдивые бытовые
детали
Сказка и литература
 Сказка может восприниматься как притчи
или как метафора реальных человеческих
отношений
 Сказка продолжает существовать в
авторской литературе как жанровая
модель, источник мотивов и сюжетов,
стилизаций и реминисценций
Обязательно прочитать
 «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Морозко»,
«Крошечка-Хаврошечка», Три царства – медное,
серебряное и золотое», «Василиса Прекрасная»,
«Терешечка», «Иван Быкович», «Кощей
Бессмертный», «Емеля», «Жар-птица и Василиса-
царевна», «Сказка о молодце-удальце»,
«Волшебное кольцо», «Чудесная рубашка»,
«Мудрая жена», «Золотая гора», «Хитрая наука»,
«Заколдованная королевна», «Косоручка»,
«Золотой башмачок», «Несмеяна-царевна».




Читайте о сказке
 Библиотека русского
фольклора. Сказки.
Книга 1,2. М.,1988




Читайте о сказке
 Владимир Пропп.
 Труды.Русская сказка.
М.,2000.


Читайте о сказке
 В.Я.ПРОПП.ИСТОРИЧ
ЕСКИЕ КОРНИ
ВОЛШЕБНОЙ
СКАЗКИ. М.,2000.




Читайте о сказке
 Е.М.МЕЛЕТИНСКИЙ.
ПОЭТИКА МИФА,
М.,2000


Сборник текстов
 НАРОДНЫЕ
РУССКИЕ СКАЗКИ
 А.Н.АФАНАСЬЕВА.
(любое издание)
Справочники по сказке
 Сравнительный указатель сюжетов.
Восточнославянская сказка. Л.,1979.
 Андреев Н.П. Указатель сказочных
сюжетов по системе Аарне. Л.,1929.

Бывают размеры произведений (количество листов). Это миниатюра, рассказ, повесть, роман. Бывают жанры произведений. Это комедия, трагедия, драма, мистика, ужасы, фантастика, фэнтази. А бывают виды произведений. Это сказка, сказ, миф, былина, легенда, басня, притча, анекдот.

Сказка – это повествовательное, обычно народное поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказ – это народное эпическое повествование о народных героях.

Миф – древнее народное сказание о легендарных героях; богах, о явлениях
природы.

Былина - это русская народная эпическая песня – сказания о богатырях.

Легенда – это поэтическое предание о каком-то историческом событии.

Басня – это краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Притча – это краткий иносказательный, поучительный рассказ.

Анекдот – это очень маленький рассказ, со смешным содержанием и неожиданным концом.

Что же объединяет все эти виды произведений? В них заключена народная мудрость. Для них нет преград. Их люди могут передавать из уст в уста. Они высмеивают человеческую глупость, человеческие недостатки, то есть поучительные. В них побеждает добро, а зло всегда наказано. Главный герой в них – сильный, храбрый и волевой человек или бог, борющийся со злом. Для кого они написаны? Для детей и взрослых. Во всех них есть скрытый смысл, который необходимо понять. Для чего нужны эти произведения? Они поднимают духовный уровень человека. Призывают его к борьбе со злом, с невежеством. Пробуждают в человеке героизм. Способствуют укреплению силы воли человека.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Методическая разработка урока чтения во 2-м классе "Сказка-притча «Мудрая дева»

Предлагаю разработку одного из уроков чтения, где интересно происходит подача нового материала, уделяется внимание развитию навыка чтения и дифференцированной работе на уроке.

Цели:

  1. Познакомить с новым разделом учебника “Сказка – притча”. Сформировать умение анализировать сказки.
  2. Обучать выразительному чтению текста, правильной, красивой, устной речи. Развивать память, внимание, речь.
  3. Воспитывать интерес к чтению сказок, учить доброму отношению к людям.

Оборудование:

  • Кукольный театр (ширма + куклы).
  • Магнитофон (кассета муз. “В мире много сказок”).
  • Экран и микрофон.
  • Книги для выставки.
  • Иллюстрации к сказке.

Ход урока

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой класса.

Мы сегодня с вами узнаем много нового, побываем в кукольном театре. Я вас прошу не стесняться, работать активно. Все у вас получится, давайте только внимательно слушать и активно работать.

II. Речевая разминка. От топота копыт пыль по полю летит.

  1. Чтение учителем.
  2. Посмотрите, какой звук нам нужно четко проговорить [т] [п]
  3. Чтение самостоятельно.
  4. Чтение вслух (медленно), “жужжащим” чтением.
  5. Прочитать с удивлением, злобно. Как бы прочитала лиса, медведь.
  • Какое животное скрыто в скороговорке? (конь)
  • Назовите, в каких произведениях встречается конь?
  • Вы перечислили мне рассказы или сказки?

Я хочу вам предложить поговорить о сказках. Со сказками мы начинаем знакомиться с самого раннего возраста. Сначала нам читают их взрослые, а затем и сами начинаем читать. В данный момент свой жизни, я уверена, каждый из вас знает много сказок. Назовите их? Сказка - одно из основных жанров фольклора, этическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (большая энциклопедия).

Давайте вспомним сказки, для этого устроим маленький конкурс на лучшего знатока сказок. Условия такие: я читаю цитаты из сказок, а вы отгадайте. Спрашиваю по поднятой руке. Активного ученика наградим медалью: “Лучший знаток сказок”.

1. Ты же вся в золе, да в грязи, куда уж тебе идти на пир?

У тебя ведь ни платья нет, ни туфель, а ты хочешь еще танцевать.

(Золушка)

2. Бедной девочке так было тяжело расставаться с ясным солнышком.

(Дюймовочка)

3. Два поросенка застали брата за работой

Что это, дом для поросенка или крепость?

Дом поросенка и должен быть крепостью! – сказал Наф-Наф.

(Три поросенка)

4. Собралась и пошла девочка к бабушке в другую деревню. Идет она лесом, а навстречу ей серый Волк.

(Красная Шапочка)

МОЛОДЦЫ! Сказки вы хорошо знаете. Награждение!

III. Новый материал.

Любовь, тепло, нежность. Какие прекрасные слова, за которыми стоят прекрасные чувства. И как от них становится хорошо на душе. Но ведь в жизни есть и другие слова, за которыми совсем иные чувства. Что делать со злобой, завистью, ненавистью?

Народная мудрость может нам подсказать ответ на эти вопросы, потому что испокон веков человеку приходилось противостоять злобе, жадности, корысти. И он, знал, что только собственная смекалка и хитроумие помогут ему справиться с напастями.

Рядом с волшебными сказками всегда существовали и другие – сказки – притчи, в которых главными героями были люди смекалистые и наблюдательные, рассчитывающие в любой трудной ситуации на свои силы и благополучие, преодолевающие все жизненные преграды.

С одной из таких сказок мы сегодня будем знакомиться чуть позже. Но вначале давайте посмотрим на доску и узнаем, что означает слово притча. Притча – краткий иносказательный и поучительный рассказ.

IV. Выставка книг

Я вам подобрала сказки-притчи, которых нет в учебнике. Для расширения вашего кругозора, вы можете их прочесть дома, взяв в детской библиотеке. Краткое сообщение о книгах.

V. Работа с учебником.

Давайте откроем учебники стр. 187 “Мудрая дева”.

Посмотрите, написано ли в книге, кто автор этой сказки? (Не написано)

Правда, это русская народная сказка. Но могут быть сказки и других народов мира. Например, литовские, калмыцкие, испанские.

VI. Словарная работа.

Перед чтением текста давайте поработаем над трудными для вашего понимания словами.

ИМЕНИТЫЙ – известный, богатый

КУМА – крестная мать по отношению к родителям.

КРОСНЫ – ткацкий станок.

ПРИПОЛ – подол платья (предложить детям самим прокомментировать некоторые слова).

VII. Физ.минутка

Музыка “В мире сказок”

VIII. Чтение всего текста хорошо читающими детьми.

IX. Беседа по восприятию текста.

Какие чувства вызвал прочитанный текст?

Что в сказке больше добра или зла?

Кто из героев сказки вам понравился?

Как вы думаете, почему так сказка названа?

X. Упражнение для развития беглого чтения у детей. “Фотоглаз”.

Жеребенок

Подошел

Брат

Царь

Вспомнил

Загадки

Телега

XI. Чтение текста детьми по цепочки.

Дети, мы сегодня будем работать только над кусочком текста. Перед чтением текста обратимся к памятке (на столе у каждого ученика). Давайте вспомним, как нужно читать текст.

ПАМЯТКА.

  1. Правильно ставь ударение.
  2. Соблюдай паузы.
  3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
  4. Определи темп (быстро, медленно).
  5. Читай эмоционально.
  6. Покажи интонацией свое отношение к произведению.

XII. Работа по содержанию.

Из-за чего возник спор между бедным и богатым мужиком?

Как царь рассудил братьев?

Как бы вы рассудили спор?

Кто помог бедному мужику разгадать загадки?

А богатому?

Давайте скажем о настроении, которое было у братьев?

Охарактеризуйте бедного мужика?

XIII. Работа над выразительностью.

А теперь я вам предложу потренироваться над выразительностью чтения, а для этого мы с вами будем дикторами центрального ТV. Вы видели, как себя ведут дикторы: они сидят ровно, читают информацию с отрывом от текста.

1. Желающие ученики садятся за стол (экран, микрофон) и читают выбранный отрывок с отрывом глаз от текста. Дети оценивают, кто был лучшим диктором.

2. Я вам предлагаю чтение по ролям с использованием кукольного театра. Разделимся на чтецов и актеров.

Богатый мужик.

Бедный мужик.

Царь.

Дочка.

Вышли все поклонились. Аплодисменты.

IX. Дифференцированная работа.

У каждого на парте лежит карточка, выберите любое задание №1 – легкое, №2 – чуть сложнее, №3 – еще сложнее.

№ 1. Из слов данных на карточке, выберите те, которые встретились тебе при чтении текста. Подчеркни их.

Жеребенок

Кума

Телега

Загадка

Осень

Жирнее

Богатый

Сильнее

Холодный

Листья

Сосулька

Торт

Зеленый

Шаловливый

№ 2. Прочитайте отрывок и подумайте, какие бы ты подобрал жесты и движения для выразительности.

Ехали два брата: один бедный, другой именитый; у обоих, лошадки: у бедного кобыла, у именитого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:

Брат встает и говорит:

Как можно, чтобы телега жеребенка родила! Это моя кобыла принесла.

№ 3. В тексте найди лишнее предложение. Проверь по книге.

Ехали два брата: один бедный, другой именитый; у обоих по лошади: у бедного кобыла, а у именитого мерин. Прадедушка Мороз кричал тонким голосом. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. И белки спрыгнули на пол и побежали к мальчику. Будит он наутро бедного:

Ну, пой, коли, хочешь, а я не стану!

Вставай, брат, у меня телега ночью жеребенка родила.

Брат встает и говорит:

Как можно, чтобы телега жеребенка родила! Посмотри-ка, горе, никак там еще деньги остались? Это моя кобыла принесла.

X. Работа над иллюстрированием текста.

Давайте попробуем стать художниками, только рисовать будем не кисточкой, а словами. Работаем коллективно по рядам, следить за своей речью. Предложения строить красивые и правильные. Дети обсуждают коллективно. Один из учеников выходит и описывает картину.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»