Берестов Д. "Хитрые грибы"

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:


Александр Береснев известен как поэт, писавший стихи для детей. А для каждого человека именно в раннем детстве самым важным является прикоснуться к миру прекрасного, когда слушаешь бабушкины сказки, фантазируешь о разных странах и приключениях, читаешь добрые и умные книжки, написанные человеком, который не потерял детского восприятия мира.

Сибирским девчонкам и мальчишкам повезло, потому что у них есть уникальная возможность познакомиться с творчеством замечательного детского поэта Александра Михайловича Береснева. У него издано 15 книг и в каждой из них поэт смотрит на мир глазами ребенка, полного жизни, радости и чудесных открытий.

Родился Александр Михайлович Береснев 29 января 1936 года в городе Тогучин Новосибирской области в семье, где было пять детей. Ему было два года, когда семья переехала в поселок Промышленное Кемеровской области. Все самое заветное у Александра связано с этим рабочим поселком, который в дни его детства и юности, напоминал большую деревню. И где бы он ни ездил, где бы ни бродил по свету, дорога всегда приводила его в родные места. Одно из стихотворений «В родном краю» он посвящает поселку Промышленное, где прошло его детство и юность.

***
Хорошо, привольно летом!
Птицы вьются в вышине,
Рожь качается под ветром,
Словно кланяется мне.

Искупаться приглашает
Речка тихая Иня,
Лес приветливо встречает
В лог за ягодой маня.

Шум берез, кулик на кочке,
Перезвоны ручейков
Мне подсказывают строчки
Незатейливых стихов.

В 1941 году отец, Михаил Данилович, работавший в военизированной охране на железной дороге, ушел на фронт и погиб. Семье Бересневых суждено было вдоволь хлебнуть горя-нужды. С малых лет мальчик Саша, как все дети войны, кроме учебы работал в колхозе, помогал матери Анне Ильиничне по хозяйству. Каждое лето трудился на сенокосе, чтобы запасти сено для коровы-кормилицы.

А в свободное время любил забраться на сеновал или уходил в лес. Природа родного края оказывала на Александра Береснева неизгладимое впечатление. «Я ходил в лес не только за его дарами. Оттуда я возвращался с большой корзиной новых стихов», - откровенно говорил сам поэт.
Он много читал. Книги брал у соседей и учителей. Особенно любил сказки и стихи русских поэтов-классиков: А. Пушкина, М. Лермонтова и других.

***
Утром спозаранок
Мне вставать привычно.
Я пасу корову
Не совсем обычно.

Не хожу за нею
С длинной хворостиной
Я читаю сказки,
Лежа под осиной.

Как потом Пеструшку
Находить умею?
Просто ей транзистор
Вешаю на шею.

Писательский талант Саши первой почувствовала его мама Анна Ильинична. Она была его первой благодарной слушательницей и советчицей. Из пятерых детей она выделяла его, даже на последние деньги купила ему гармонь. В школе, где учился Саша, работало литературно-творческое объединение юных поэтов, и он был одним из активных членов этого кружка.

***
На березу я залез.
Вижу стадо, дальний лес.
Вон пылят грузовики,
Вон рыбачат рыбаки
Я высотник, верхолаз.
Вдруг услышал:
«Ну-ка слазь!»
Мама мне грозит прутом,
Я спускаюсь к маме.
А что было мне потом,
Догадайтесь сами.

Уже в школьные годы Саша выступал со своими стихами в стенной печати, в районной газете «Красное знамя». Его стихи читались на школьных вечерах, печатались в школьном литературно-творческом журнале «Юность». Он сочинял стихи-посвящения своим одноклассникам, друзьям, к праздничным датам. Свои первые стихи Саша Береснев отправлял в детские журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка» и очень радовался, когда стихи в журналах публиковались.

***
Мы в сугробах кувыркались
И катались на коньках.
А потом в снежки сражались
За деревнею в кустах.

Мишка спрятался за ветки.
Но напрасно: в тот же миг
Угодил снежок мой меткий
Точно в цель: за воротник.

Солнце село на осинку,
Догорает зимний день.
Мы идем домой в обнимку,
Шапки сдвинув набекрень.

Окончив в 1955 году школу, Александр поступил в Кемеровский педагогический институт, но из-за безденежья вынужден был бросить его. После окончания ТУ-1 в городе Ленинск-Кузнецкий, один год работал машинистом подземного электровоза в шахте.
Его творчество заметил кузбасский поэт Геннадий Юров и пригласил работать в газету Промышленновского района «Красное знамя», где Береснев впоследствии трудился много лет литсотрудником. Его первые стихи появились именно в этой газете, о которой он писал: «Эта газета – моя поэтическая колыбель. Так же, как речки Камысла, Иня, лога под Каменкой, поля и леса родного района, без которых не было бы ни одной моей книжки».

***
Камысла, Камысла -
Крохотная речка.
Неприметна и мала,
Но видна с крылечка.

В газете ему работалось легко, писал он словно играючи, у него практически не было бракованных материалов. В 1967 году в редакцию «Красное знамя» пришел работать Александр Семенович Тарасов, где познакомился с Александром Бересневым, который к тому времени уже проработал в газете 9 лет и имел хороший журналистский опыт. Александр Семенович подчеркивал, что Береснев очень помог его становлению как журналиста и многое открыл для него в поэзии и литературе в целом.

В этой же газете с Бересневым работал и поэт Леонид Михайлович Гержидович.
«Береснев, с которым довелось мне поработать корреспондентом в газете «Красное знамя» Промышленновского района еще в молодости, помог мне найти путь к настоящим стихам. При встречах уже через годы мы с ним только и говорили, что о поэзии. Он всегда был мальчишкой в лучшем смысле этого слова! Писал, можно сказать, стихи не для детей, а о себе», - вспоминал Леонид Гержидович.

***
Немало вещей
Накопилось в кладовке:
Напильник, Паяльник,
Две старых ножовки.

Рубанок без ручки,
Педаль от мопеда.
Разбитая фара -
Подарок соседа.

Кружок изоленты,
Отвертка и клещи,
Какие хорошие,
Нужные вещи!

А мама не знает,
Ругается мама:
«Когда ты кладовку
Очистишь от хлама.

Александр Михайлович очень ценил дружбу, всегда оказывал помощь тем, кто в ней нуждался. «Мы были очень дружны. Стихи детям я писал под его влиянием. Он читал мои стихи, давал оценку. Был всегда объективен», - вспоминал другой поэт Владимир Матвеев.

Крепкая мужская дружба связывала Александра Береснева с бывшим фотокорреспондентом газеты «Красное знамя» К.С.Беловым. Он тоже вырос без отца, сам научился читать, писать, сочинять стихи, прошел войну и вернулся домой с наградами. Белов считал, что встреча и дружба с поэтом-земляком А. Бересневым была светлым лучом в его жизни.

В 1962 году Александр Михайлович Береснев был принят в члены Союза журналистов СССР. Но по-настоящему судьбоносным для Береснева оказался 1966 год. В Кемерове проходил областной семинар молодых писателей Кузбасса, на который из Промышленной приехал скромный сельский юноша Александр Береснев. Он волновался, когда ему предложили читать его стихи. Вполне возможно, что эта поездка могла бы и не стать поворотным событием в судьбе Саши Береснева, если бы Евгений Буравлев не обратил внимания на одно милое бесхитростное стихотворение «Кот-проказник».

***
Кот Василий напроказил:
Лапой он в сметану лазил.
Мама Ваську вмиг за дверь:
«Вот намерзнешься теперь!»

Хоть и нрава он плохого,
Жалко мне кота до слез:
Ведь его совсем босого
Выгоняют на мороз.

Евгений Буравлев заметил и оценил способности Береснева, угадал в нем детского поэта. Он отобрал для будущей его книжки 12 стихотворений и сам придумал ей название – «Снегурочка». Это был первый поэтический сборник Береснева, вышедший в Кемеровском книжном издательстве в 1967 году и который сразу же полюбился маленьким читателям.

***
Постучавшись осторожно,
В зал Снегурочка вошла:
«Разрешите, если можно?..
Я подарки принесла…»

Александру очень повезло, что на его пути встретился хороший, чуткий, внимательный человек, который открыл дорогу в поэзию и по-отечески заботился о нем. С легкой руки Евгения Буравлева были изданы несколько поэтических сборников А. М. Береснева. «Я бесконечно благодарен судьбе – она подарила мне встречу с Буравлевым. Я был влюблен в него. «В дым», по-мальчишески. Все собирался сказать ему об этом. Не успел. Опоздал», - с горечью написал впоследствии Береснев. По совету Буравлева Александр послал свои стихи на творческий конкурс в Литературный институт им. Горького. Он прошел творческий конкурс, сдал вступительные экзамены и был принят в Литературный институт.

***
В ручейке, на глубине,
Звезды плавают на дне.
Их ловлю, ловлю молчком
И руками, и сачком.

Зря брожу я по воде.
Где же звездочки, вы? Где?
Глянул в небо. Вот они!
Как далекие огни.

Улыбаясь и дразня,
Сверху смотрят на меня.
Как они взлетели ввысь?
Тут попробуй, разберись!

Работая в редакции газеты «Красное знамя», Александр Береснев продолжал писать стихи, все более втягиваясь в поэзию. Его стихи печатались в областных и районных газетах, постоянно публиковались в центральных детских журналах, звучали в радиопередачах «Пионерской зорьки». Они стали известны малышам и взрослым.

***
Родничок в лесу родился,
К солнцу вешнему пробился
И победно зажурчал,
И вприпрыжку,
Как мальчишка,
По тропинке побежал.

Стихи, которые писал Александр Береснев, состоят из сотни милых детскому сердцу мелочей: бега босиком по дорожкам, купания в речке, посильной помощи взрослым, детских игр и увлечений. Именно поэтому стихи, вышедшие из под пера поэта, так понятны и близки детям.

***
На покосе вся семья.
Косу в руки взял и я.
Подошел с улыбкой дед:
- Эхе-хе! Сноровки нет!
Косу ты держи вот так.
И научишься, - пустяк!
Я сказал: - Спасибо, дед,
За поддержку и совет.
Я держал и так, и сяк -
Нет, не ладится никак!
Вжик - и в землю,
Вжик - и в пень.
Так и мучился весь день.
Все равно научусь!

После окончания Московского полиграфического института Александр Береснев переехал в Новосибирск. Работал корреспондентом газеты «Вечерний Новосибирск». В 1979 году перешел в многотиражную газету приборостроительного завода «Рабочая трибуна». Сначала был рядовым сотрудником, потом - редактором этой газеты. Несколько лет Береснев проработал редактором в редакции художественной литературы в Западно-Сибирском книжном издательстве. Затем был корреспондентом радиовещания на одном из закрытых заводов Новосибирска.
Надежда Герасимова, генеральный директор Новосибирского книжного издательства вспоминает о Бересневе с теплым чувством: «Береснев был добрым человеком. У него было очень открытое лицо и ясные глаза. Он умел радоваться мелочам жизни. Очень хорошо понимал детей».

***
Зачерпнул ведерками
Воду из ручья
И в ведре по солнышку
Вдруг увидел я.

Птицы заливаются
За рекой в лесу.
Показать два солнышка
Бабушке несу…

Мне с такою ношею
Весело шагать.
Только как бы солнышки
Мне не расплескать.

Кроме журналистской и редакторской работы Александр Береснев по-прежнему писал детские стихи. Много внимания отдавал воспитанию молодых дарований. Особенно поддерживал тех, кто был неравнодушен к поэзии.

Стихотворения Александра Береснева постоянно печатались в газете «Вечерний Новосибирск», а иллюстрировали его поэтические подборки лучшие художники города. Известные детские поэты: Елена Благинина, Агния Барто, Сергей Михалков и другие мастера художественного слова очень высоко ценили творчество Береснева и считали его одним из самых талантливых сибирских поэтов, которые пишут стихи для детей. Литературная критика отмечала тонкий лирический талант автора, его умение чувствовать детскую душу и с одобрением рассказывала о творчестве поэта на страницах журналов «Сибирские огни», «Детская литература» и других периодических изданий.

***
Ах, надо же было
Такому случиться:
Семь перьев в пути
Обронила жар-птица.

А ветер нашел их,
Присвистнул: «Откуда?
Кто здесь потерял
Семицветное чудо?»

Собрал, разложил
В вышине полукругом –
И вспыхнула радуга
Ярко над лугом.

Александра Береснева постоянно тянуло в Кузбасс, ближе к родной земле и в 1986 году он переехал в Кемерово, стал редактором Кемеровского книжного издательства. К этому времени он выпустил более десятка книжек стихотворений для детей. Они выходили в разное время в Кемерове, Новосибирске и в Москве.

В январе 1987 года в Западно-Сибирском книжном издательстве вышел последний прижизненный сборник А. Береснева «Подснежник». Предисловие в книге написано Еленой Благининой: «Эти стихи, дорогой читатель, приплывут к тебе как кораблик, которым управляют чудо-матросы. Их имена: Теплое сердце, Веселье, Радость, Весенний ветер, Грибной дождик, Радуга, Работящие руки. Есть у них и капитан - Доброе слово. Если ты на этом кораблике поплывешь, думаю, что это доставит тебе удовольствие. Счастливого плавания!».

В поэтический сборник А. М. Береснева «Подснежник» вошли стихи, которые способны объяснить легко и просто все таинственное, что происходит в живой и неживой природе, а главное – дают подсказку, как правильно себя вести, чтобы не нарушить существующей в природе, гармонии: «Живая вода», «Хитрые грибы», «Кто растет быстрее?».
О том, что природа хороший лекарь, мы узнаем из стихотворения «Мой доктор Айболит»:

***
Я ногу поцарапал,
Когда бежал к друзьям.
Но я совсем не плакал,
А вылечился сам.
На ранку подорожник
Наклеил, а потом
Я ногу осторожно
Перевязал бинтом.
Скакать по кочкам можно
И бегать у ракит.
Спасибо, подорожник,
Мой доктор Айболит!

К сожалению, в реальной жизни поэта тяготила семейная неустроенность. Семья не сложилась, он тяжело переживал разлуку со своим сыном Сережей, которого очень любил. И вообще многое воспринималось им, человеком прямым, искренним, по-своему, с примесью душевной боли. Не случайно, даже когда он смеялся, его глаза оставались грустными, наверное, потому, что все происходящее в жизни принимал близко к сердцу. Только самым близким друзьям в письмах он признавался, как ему холодно и неуютно одному.

Но в стихах А. Береснева не видно тоски и печали. Страна его стихов – это страна безоблачного детства. Поскольку в детстве Александр слыл большим фантазером, то ему не составляло большого труда в обыкновенном ручейке увидеть «небо, лес и облака». У него даже стихотворение так и называется «Все на что-нибудь похоже».

***
Ясной ночью в небе синем
Серп луны, как ломтик дыни.

Перевернутые лодки
Как солдатские пилотки.

Облака – сугробы снега.
Вот бы мне по ним побегать!

Посмотрите: это еж удивительно похож
На клубок с иголками, длинными и колкими.

Колесо – на букву О,
На баранку и кольцо.

Гриб - на зонт, пельмень - на шляпу,
Брат – на маму, я – на папу.

Как все дети, Александр любил мечтать. В своих мечтах он уносился далеко-далеко, туда, где лежали неизведанные для него земли, где было много интересного. Ему всегда хотелось узнать как можно больше.

***
Хочется мне
Посидеть на суку,
Если окликнут,
Ответить: «Ку-ку».

Часто я также
Мечтаю о том,
Чтоб прокатиться
На тучке верхом.

Быстрым стрижом
Пролететь над рекой,
Небо и солнце
Потрогать рукой!

Все, с чем соприкасался поэт в детстве, формировало его характер. Общение с природой, уважительное отношение к родителям, искренняя дружба с товарищами наполняли его сердце любовью к отчему дому, к той малой родине, откуда видится то главное, что может стать твоей судьбой. А судьбой было предназначено ему стать поэтом.

***
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в синеве,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год!

У Александра Береснева есть три замечательных цикла стихов, посвященных временам года: «Письмо зиме», «Проталинки», «Солнышки в ведерках». Любимым временем года у поэта была весна. Ей он посвятил не одно свое стихотворение.

***
В синем небе за холмом
Прогремел весенний гром.
Две березки с перепугу
Посмотрели друг на друга:

Не поймут никак спросонок,
Отчего так даль светла,
А ручей смеется звонко:
«То весна, весна пришла!»

И перечитывая стихи А. М. Береснева, наслаждаешься каждым из них. Ведь в них столько доброты, света, радости жизни. Той самой жизни, которая особенно ярка и неповторима бывает только в детских ощущениях.

***
Увела меня дорожка
От крылечка в лес густой
Я не малое лукошко,
А корзину взял с собой.

Я заглядывал под кочки,
Под березовые пни.
Ох и хитрые грибочки!
Где же спрятались они?

Зря искал их под осиной
И под елью зря искал.
Видно, я большой корзиной
Все грибы перепугал.

Строки Александра Береснева легки и понятны детям. Читая их, они мгновенно становятся теми мальчишками и девчонками, которых описывает поэт. Каждая строчка как видеоролик: вот я в деревне, вот в огороде, вот в лесу, а вот шлепаю по лужам, сижу на завалинке, прыгаю по кочкам, наблюдаю за скворцами, ловлю рыбу. Дети начинают осознавать, что все, что написано в стихах поэта им дорого, все это они любят.

***
Приходите в огород,
Посмотреть, как мак цветет,

Как играют в прятки
Огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке
Тянут к солнышку ладошки.

Как от утренней росы
У бобов блестят усы.

Все растет, все цветет,
Никому не тесно.

Приходите в огород:
Очень интересно!

Александр Михайлович часто выступал перед детской аудиторией, пользовался заслуженным успехом у читателей. Одно их главных достоинств его поэзии в том, что он пробуждал в детях постоянный интерес к родной земле, к отчему дому. Его стихи греют сердце, легко запоминаются, не утратили своего очарования и сегодня. Они воспитывают в детях стремление к красоте, искренности, человечности. Да, он был таким – умеющим найти в привычном и будничном - целый клад радостей. Он открыл детям земной мир, его солнечные стороны. Поэтому Александр Береснев и сейчас с нами.

***
У болота вечерком
Повстречался с куликом.
И под шелест тростника
Попросил я кулика:

Покажи-ка мне птенцов!
- Для тебя всегда готов.
Вот сюда, под куст, взгляни!
Только тихо: спят они.

Все красивы, длинноносы,
Очень любят комаров…
Если больше нет вопросов,
До свиданья! Будь здоров!

Поэт ушел из жизни в июле 1987 года, в 51 год, в расцвете своего таланта, не успев осуществить многих замыслов. Свою последнюю книгу «Как мы доили корову» – автору так и не удалось увидеть в печатном виде.
Но ничто в нашей жизни не исчезает бесследно. Стихам Береснева суждена долгая жизнь. Память о нем жива.

***
Сбежали мутные ручьи
В ложок, в околок.
Вдевает солнышко лучи
В иголки елок.

Скворец приветственно поет,
Все солнцу рады.
Сегодня солнце шить начнет
Весне наряды.

Чтобы сохранить имя и творчество Александра Береснева в памяти многих поколений кузбассовцев и кемеровчан, по инициативе коллектива Центральной детской библиотеки, при поддержке Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации г. Кемерово, отдела образования Территориального управления Ленинского района, Кемеровского отделения Союза писателей России, Краеведческого музея поселка Промышленное, где жил и работал поэт, и многочисленных читателей и поклонников его творчества, в августе 2003 года было присвоено имя А. М. Береснева Детской библиотеке города Кемерово.

В библиотеке создан Литературно-краеведческий музей А. М. Береснева. В музее хранится, изучается и экспонируется литературное наследие поэта. Здесь представлены: тематическая электронная база данных, произведения А. М. Береснева, а также материалы, связанные с его жизнью и творчеством. В 1987 году на празднике открытия Недели детской книги в Детской библиотеке г. Кемерово Александр Михайлович представлял свою книгу стихов «Подснежник». Эта встреча запечатлена на фотографиях, которые хранятся в фонде музея. Новосибирская государственная областная научная библиотека поделилась материалами о творчестве поэта из книг, которые изданы в Новосибирске - это статья из сборника «Лица сибирской литературы», подборки стихов А. Береснева из газеты «Вечерний Новосибирск», статьи из энциклопедий: «Литература и писатели Сибири», «Энциклопедия новосибирской журналистики». В фондах Российского государственного архива литературы и искусства хранятся письма и открытки Александра Береснева, адресованные известной детской поэтессе Елене Благининой и ее письма к поэту. В библиотечном музее есть их сканированные копии. Сотрудники музея поддерживают связи с поэтами и писателями, знавшими и любившими Александра Береснева, ведут переписку с его друзьями, родными и близкими, координируют работу с краеведческим музеем и Центральной районной библиотекой поселка Промышленное.

***
Ерши не ловятся никак.
Зато поймал я в речке:
Сперва башмак,
Потом рюкзак,
А после две уздечки.
Братишка шепчет у реки,
Держа с червями кружку:
«Поймай, пожалуйста, коньки,
А заодно и клюшку».

В музее А. М. Береснева проводятся экскурсии и литературные часы «Доброе слово поэта», посвященные жизни и творчеству поэта; читатели знакомятся с выставочной экспозицией о Бересневе, с виртуальным музеем «Тихая родина – моя маленькая сказка», с электронной коллекцией его стихов. Посетителям музея вручается закладка-раскраска со стихотворением или книжка-малышка стихов А. М. Береснева. Один раз в три года проходят Бересневские чтения.

В октябре 2013 года в рамках IV Бересневских чтений на здании детской библиотеки была открыта мемориальная доска поэта, имя которого библиотека носит с 2003 года. На праздники, посвященные дню рождения Александра Михайловича Береснева, приезжают юные земляки поэта из Промышленновского района, ученики Титовской общеобразовательной школы. Благодаря своему учителю Л. Н. Овчинниковой, они с первого класса знакомятся с творчеством Александра Береснева. Ребята читают стихи поэта, играют в литературные игры и рисуют любимых героев из стихотворений.

***
К червячку стучится дятел:
«Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Принимай гостей, приятель,
Я твой друг, Давний друг!»

Испугался червячок,
Запер двери на крючок.
И кричит на стук знакомый:
«Не стучи! Меня нет дома!»

В школе № 56 поселка Промышленное также чтят память о своем знаменитом ученике. Каждый год проводятся «Бересневские чтения». В музее истории школы оформлена экспозиция, посвященная поэтам России, выпускникам школы, в т. ч. Буравлеву Е. С. и Бересневу А. М. Здесь же хранятся их письма, фотографии, статьи из газет, воспоминания и дарственные книги. В 1986 году Александр Береснев был почетным гостем на юбилейном вечере родной школы и подарил свои книги.

Доброе слово поэта Александра Михайловича Береснева - наша общая радость и прикоснуться к ней нужно и взрослым, и детям. В одном из его стихотворений есть замечательные слова – «Желаю вам, птицы, тепла и добра…». Именно эти слова звучат, как напутствие и завещание молодому поколению от талантливого поэта, чтобы юные читатели пронесли эти слова через всю свою жизнь и были такими же добрыми, чуткими и счастливыми, как сам Александр Береснев и его стихи.

***
Раскину руки-
И бегу,
Остановиться
Не могу.

По лугу мчусь
Вперед, вперед,
Как реактивный
Самолет.

Бегу,
От радости кричу,
Еще чуть – чуть
И полечу!

Фото из архива поэта

Напечатано:

Тюшина, Екатерина Поэт для детей. Александр Береснев // Красная Горка. Вып. 6. – Кемерово, 2006. – С. 192-194.

Задачи:

Коррекционные:

Закрепить названия грибов, листьев деревьев (березы, клена, дуба);

Закрепить знание основных цветов – красный, желтый, зеленый.

Закрепление артикуляционных позиций гласных звуков: А; У; О; И;

Развитие длительного речевого выдоха;

Развитие фонематического восприятия,

Формирование и развитие слухового и зрительного внимания;

Развитие просодической стороны речи.

Образовательные:

Формирование двигательных умений и навыков;

Развитие координации движений и моторных функций, чувство ритма;

Воспитательные:

Воспитание творческой активности, закреплять умение перевоплощаться.

Оборудование: игрушка старичок-лесовичок, листья, грибы иллюстрации, зеркало, маленькие корзинки по количеству детей, погремушки и деревянные ложки.

Ход занятия:

I Вводная часть.

Ребята сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.

Упражнение для развития общей моторики

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти

Интересней приключенья

Нам ребята не найти

Ходьба по залу под марш

с хлопками

На носочки зайка встал

По дорожке зашагал

Ходьба на носочках

Он на пяточках шагал

Носик к верху поднимал

Ходьба на пятках

Зайка прыгает и скачет

По дороге словно зайчик

Прыжки на двух ногах

По лесной сухой дорожке

Топ-топ-топ топочут ножки

Ходит, бродит вдоль дорожки

Весь в иголках серый ежик

топотушками

Если подкрадется волк

Превратился еж в клубок

Присесть, обхватив колени,

нагнув голову

По извилистой дорожке

К речке синей мы пришли

Постарайтесь так пройти

Чтоб с дорожки не сойти

Как лисички мы пойдем

Аккуратненько пройдем

Ходьба по извилистой дорожке

Имитация ходьбы лисички

(ходьба между цветочков)

Листья осенние тихо кружатся

Листья нам под ноги тихо ложатся

Бег на носочках

Покружились, присели.

II . Основная часть .

1. Упражнение на развитие мышечного тонуса.

«Мы оказались в осеннем лесу. Давайте посмотрим, как тут красиво!

1) Поворачиваем голову вправо, влево. А теперь подняли голову вверх, опустили, смотрим под ноги – вниз, и опять вверх, вниз.

2) Одновременно поднимание и опускание обоих плеч под спокойную музыку на четыре счета.

3) Заходи в осенний лес. - Повороты влево - вправо:

Много здесь вокруг чудес.

4) Вот березки золотые стоят - Поднять руки вверх с поворотом влево;

Вот осинки листвой шелестят - Поднять руки вверх с поворотом влево;

5) Под листвою у маслят - присели руки над головой

Только шапочки блестят, - сплели пальчики.

2. Упражнение на развитие мимических мышц лица.

«Набежали серые тучи. - Нахмурили брови.

Вдруг небо стало светлеть. Удивились и подняли брови вверх.

Яркое солнышко выглянуло – обрадуйтесь и улыбнитесь.

Прищуримся и посмотрим на солнышко вот так: оба глаза.- (глазодвигательная гимнастика 4 -5 раз)

Зажмуриться и открыть глаза.

3. Упражнение на развитии слухового внимания.

1. Игра: «Гриб, дерево, кочка».

Л. – А сейчас мы поиграем в игру, где надо быть очень внимательными.

Если вы услышите команду: - гриб

Вы должны остановиться поднять руки над головой и соединить их, сделать шляпку гриба. (показ логопедом позы)

Если услышите команду: - дерево

Вы должны встать прямо, поднять руки вверх. (показ логопедом позы)

А когда услышите команду: - кочка

Вы приседаете, обхватив колени, опустив голову. (показ логопедом позы)

2. Упражнение на координацию слова и движения

«Хитрые грибы»

Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой

Я не малое лукошко,

Я корзинку взял с собой.

Я заглядывал под кочки,

Под березовые пни

Ох, и хитрые грибочки!

Где же прячутся они?..

Ладони ребром друг к другу движения вперед назад.

Руки полочкой, показ рукой далеко вперед

Сложить ладошки корзинкой

Соединить пальцы в замок, вытянуть руки вперед слегка согнутые в локтях.

Приседаю, заглядывая под воображаемые пни

Грозят пальчиком

Разводят руки в стороны, удивляясь.

3. Фонетическая гимнастика

Ах сколько грибов выросло в лесу. Ой, как мы рады им, покажите ребята.

1. карточка звук [А]

Вот какой боровик порадуемся ему.

Интонация радости.

И.П. - Стоя, руки вытянуты вперед собой. Развели руки в стороны.

Ротик открыли широко, губы - окошко круглое, большое; воздух выходит свободно, горлышко поет - А-А-А-А

Присели на корточки, обхватили руками, колени голову наклонили к коленкам «спрятались» - 3 раза.

2. Карточка звук [О]

Ой, сколько опят на пеньке сидят.

Интонация удивления.

И.П. -- Стоя, руки в низу. Поднимаем руки через стороны вверх

Ротик открыли, окошко овальное, воздух выходит свободно, горлышко поет - О-О-О-О-О

Присели на корточки, обхватили руками колени, голову наклонили к коленкам «спрятались» - 3 раза.

3. Карточка звук [ У ]

А это что за гриб красивый, с красной шляпкой с белыми пятнами?

Дети: - мухомор, он ядовитый.

Интонация угрозы.

И.П. - Руки согнуты на уровне груди. Ладошки повернуты от себя. Давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Губы вытянули вперед трубочкой, горлышко поет - У-У-У-У-У

4. Карточка звук [И]

Это кто на рыжей ножке к солнцу шляпку повернул?

Дети: - лисичка.

Интонация радости и удивления.

И.П. – Руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направленны вверх, остальные сжаты в кулачки. Встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх. Губки растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, воздух выходит свободно, горлышко поет - И-И-И-И-И.

3. Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса.

Артикуляционная гимнастика, стоя перед зеркалом.

Последние теплые лучики солнышка улыбаются нам в окно.

Покажите, какое солнышко круглое. Упр. «Окошко»- 3-4 раза.

Улыбнулись солнышку. Упр. «улыбка» -3-4 раза.

Сыграем солнышку на дудочке. Упр. «дудочка» - 3-4 раза.

Положите язычок на крылечко, пусть он погреется на солнышке. Давайте пошлепаем его: - пя-пя-пя-пя

4. Развитие певческого диапазона голоса, музыкального слуха и развития мимики лица.

Игра – «Эхо».

Дети мы сейчас в лесу – дружно покричим АУ!

Никто не отзывается

Лишь эхо откликается

Давайте подойдем к Елене Георгиевне и распоемся.

5. Распевка «АУ» Т. Овчинникова «Пение и логопедия».

А кто это к нам из леса вышел? Это дядюшка АУ старичок-лесовичок.

6. Песенка «Веселый старичок» муз. Г. Портного.

Выходите в круг скорей спойте песню веселей.

7. Ритмический танец: « У меня - у тебя» (с ложками и погремушками)

Дядюшка АУ принес с собой деревянные ложки и погремушки и предлагает станцевать.

8. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Посмотрите, какой красивый ковер из листочков. Какого они цвета?

Красные, желтые, зеленые.

А с каких деревьев они упали?

Клена, березы и дуба.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Собираем пальчики

Хлопаем в ладошки, кулачками

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя

листья осины

листики дуба мы соберем

Поочередно собираем пальчики

Маме осенний букет принесем.

Хлопают в ладоши

9. Подвижная игра «Соберем листочки в корзинки»

Старичок - лесовичок предлагает поиграть в игру. Раздает детям корзинки

Логопед поочереди говорит каждому ребенку, какие листья он будет собирать. (дети под спокойную музыку собирают листочки).

10. Итог занятия.

Пора ребята нам возвращаться из леса. Давайте на прощание расскажем старичку – лесовичку, что мы видели в лесу.

Список литературы^

1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.

3. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПБ., 1995.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990

5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: М.: ТЦ Сфера, 2004

6. Каше Г.А Формирование звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. – М., 1962.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

8. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.

9. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002

10. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. – М., 1966.

11. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

12. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008

13. МУХИНА А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.

14. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет / М.: Издательство Гном и Д, 2009

15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Изд.2, переработ. и доп. М. «Просвещение», 1971

16. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие – М.: Айрис – пресс, 2007

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: литературное чтение, автор Кутявина С.В., УМК «Школа России»

Тема урока : В.Д. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Тип урока : Первичное предъявление новых знаний.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства со стихотворением В.Д. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьей «Грибы» (из энциклопедии). На примере художественных образов произведения показать, что увидеть скрытую жизнь природы и разгадать ее тайны и секреты может только наблюдательный, любящий природу человек. Выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим текстом.

Задачи:

Учить детей работать с научной статьей, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное.

Отрабатывать навыки выразительного чтения;

Расширить знания о грибах;

Развивать память, речь, внимание;

Воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Планируемые результаты.

Личностные УУД: формировать ценностное отношение к природному миру; умение высказывать свое отношение к событиям и героям.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Познавательные УУД: умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников; умение ориентироваться в учебнике; умение находить вопросы в тексте, ставить вопросы; умение сравнивать, классифицировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД: строить понятные высказывания, формулировать собственное мнение; договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные УУД: знакомятся со стихотворением В.Д. Берестова «Грибы» и научной статьей «Грибы» (из энциклопедии) и выявляют художественные особенности данных произведений на основе анализа и наблюдения.

Оборудование: магнитная доска, карточки со словами, рисунок болота, корзина, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Оргмомент

Приветствует учеников, гостей.

Просит проверить готовность к уроку

Прозвенел уже звонок

Тихо сели на урок.

Психологический настрой на урок.

Дети проверяют готовность к уроку. Приветствуют гостей.

Личностные: эстетические чувства, прежде всего доброжелательность

Актуализация и мотивация.

1. Вставь пропущенные слова.

2. Какое время года описано?

3. Прочитай с разной интонацией: с удивлением, с восхищением.

Мы с вами продолжим изучать произведения об осени.

Желтое солнце на землю … .

Желтый подсолнух за солнцем … Желтые груши на ветках… .

Желтые листья с деревьев … .

(слайд 2)

В стихотворении описана осень.

Дети читают его с разной интонацией.

Метапредметные Личностные:

Целеполагание.

Чему будем учиться на уроке чтения?

Как вы думаете, грибы это растения или нет?

(Слайд 3)

Будем учиться выразительно читать, думать, рассуждать, делать выводы, сравнивать, отвечать на вопросы.

Я думаю, что грибы это растения.

А я думаю, что грибы не относятся к растениям.

Метапредметные Регулятивные: определяют и формулируют цель и задачи деятельности на урок вместе с учителем; прогнозируют работу.

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

Чтобы разрешить ваш спор поработаем с текстом на странице 77.

1 .Первичное восприятие текста. Проверка первичного восприятия.

Читает рассказ учитель. О чем этот текст?

Выслушивает впечатления детей.

2.Предлагаю поработать в паре. Хорошо исследовать текст, прочитать его и приготовиться отвечать на вопросы.

3.Проверка. Выборочное чтение. Слушает ответы.

Откуда взят текст?

Что такое энциклопедия?

4.Словарная работа.

(слово прикрепляю на доску)

Таким образом, вы сейчас поработали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах (факты, события). Поэтому этот текст называется..

Как называют человека, который пишет научные статьи?

Вывод к тексту.

Вид текста

Излагаются

Тип текста

Делают предположения.

Этот текст о грибах.

Работа в парах.

Подготовить ответы на вопросы.

Читают текст, находят нужную информацию.

План.

1.Что такое грибы? (растение или нет)

2.Сколько грибов существует на свете?

3.О каких грибах говорится в тексте?

Ответы на вопросы.

Грибы – это не растения.

Существует около ста тысяч видов грибов.

В тексте говорится о съедобных грибах.

Текст взят из энциклопедии.

Работа со словарем. Находим слово.

Энциклопедия - научное справочное издание, которое простыми доступными словами отвечает на все ваши вопросы.

Научный текст

Ученый

(слова на доске)

«Грибы» (из энциклопедии)

Проза

Сведения, факты

Научный текст.

Ученый

Метапредметные Коммуникативные

договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности , оказывают в сотрудничестве взаимопомощь;

Метапредметные Регулятивные: прогнозируют.

Метапредметные Познавательные:

Предметные: знакомятся с произведением «Грибы» (из энциклопедии)

Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру

Метапредметные. Регулятивные

формулируют и удерживают учебную задачу

Метапредметные. Познавательные:

Предметные

Метапредметные

Регулятивные:

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль;

Метапредметные Коммуникативные строят понятные высказывания, формулируют собственное мнение;

Метапредметные Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию в учебнике, словаре.

Метапредметные

Коммуникативные

Личностные:

Метапредметные Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию в учебнике, словаре.

Метапредметные

Коммуникативные умение слушать и понимать речь других;

Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру.

Дети, поднимите руку, кто летом собирал грибы?

Послушайте, как надо собирать грибы.

1 111.Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.

2.Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

3.Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них, могут оказаться ядовитые!

4.Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5.Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

Физминутка

Продолжение работы по теме урока.

Раз,два, три, четыре.

За грибами в лес пойдем.

Раз, два,три, четыре.

И грибов мы наберем.

Раз грибок. Два грибок.

Положили в кузовок.

Сегодня мы прочитаем произведение В.Д. Берестова

Послушайте сообщение об авторе (портрет на доске)

А сейчас узнаем, какой случай произошел с писателем, отправившимся в лес за грибами.

Прочитайте название произведения В. Берестова, которое мы будем читать.(вывесить название стихотворения)

В.Д.Берестов «Хитрые грибы».

Как называются такие произведения?

Верно ли ваше предположение: - почему так названо стихотворение?

Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? (на доске слова-чувства)

Дети выбирают и зачитывают: удовольствие, удивление, сожаление.

Как называются тексты, в которых передается настроение, чувства от автора к читателю?

Чтение стихотворения про себя.

Научитесь правильно читать все слова. Найдите слова, значение которых вам непонятно.

Словарная работа.

(находим слова в словаре)

Беседа по содержанию с выборочным чтением.

Прочитайте, что автор взял с собой в лес?

Найдите и прочитайте строки, в которых говорится, где искал автор грибы?

Какие строки вызвали у вас улыбку? Прочитайте их.

(Слайд 4 Портрет)

(Сообщает ученица)

Валентин Дмитриевич Берестов родился в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства. В 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства.

Потому, что они от него прячутся.

Стихотворение читает ученик.

Такие произведения называются

стихотворениями.

Потому что, грибы как бы играют в прятки с грибником.

(Слайд 5)

Это художественное произведение.

Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев (показываю саму корзинку)

Кочка - бугорок на сырой или заболоченной земле.

(Показываю рисунок кочки).

Выборочное чтение.

Выборочное чтение.

Метапредметные Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию в учебнике, словаре.

Метапредметные

Коммуникативные умение слушать и понимать речь других;

Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру.

Метапредметные Регулятивные:

формулируют и удерживают учебную задачу;

Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру;

Метапредметные Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию в учебнике, словаре.

Метапредметные. Познавательные: осуществляют смысловое чтение;

Предметные : выявляют художественные особенности данного произведения на основе анализа.

Беседа.

Работа над выразительным чтением

Найдите в тексте восклицательное предложение.

Найдите вопросительное предложение? Какое слово надо выделить голосом?

Что должны передать при чтении?

(Читают несколько учащихся)

Ученики находят предложения.

Ученики готовятся к выразительному чтению.

Мы должны передать при чтении чувства, настроение.

Чтение стихотворения несколькими учащимися.

Метапредметные

Личностные:

умение выражать эмоции; высказывать свое отношение.

Сравнение двух произведений «Грибы» (из энциклопедии); В.Д. Берестов «Хитрые грибы»

Что общее у этих двух произведений?

У этих произведений общая тема: «Грибы».

Сравнение произведений (слова – термины на доске)

«Грибы» «Хитрые грибы»

проза стихотворение

научный текст худ.произвед.

факты, сведен. чувства,настр.

Закрепление полученных знаний

Послушай и подумай! Кто написал текст, ученый или поэт?

(Докажи)

Тексты наизусть читают ученики.

1.Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, - тоже гриб. Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

2.Чтение стихотворения А.Плещеев «Осень наступила»

3.А ещё грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами, животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

4.Чтение стихотворения С. Есенин

«Закружилась листва золотая»

Метапредметные

Коммуникативные умение слушать и понимать речь других;

Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру.

Какие грибы вы знаете?

Отгадайте загадки.

Игра «Да - нет» (Слайд 11)

Пословицы о грибах

Чтение загадок детьми.

(Слайд 6-10)

1.Мухомор и бледная поганка ядовитые грибы?

2.В лесу можно шуметь?

3.Боровик, маслята, опята съедобные грибы?

4.Ядовитыми грибами лечатся животные?

5.Подберёзовик растет под осиной?

(Слайд 12)

Метапредметные. Познавательные: осуществляют смысловое чтение;

Предметные : выявляют художественные особенности данного произведения на основе анализа.

Рефлексия.

(Слайд 13)

Нарисуйте смайлик, который отражает ваше настроение, отношение к материалу.

Дети рисуют смайликов и прикрепляют на доску.

Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,

Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Грибы

Под кустами,
Под листами
Мы попрятались в траву,
Нас в лесу ищите сами
Мы не крикнем вам: «Ау!»

Слайд 9

Раньше считалось, что грибы – это растения. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы, которое так и называется – грибы. Грибов на свете много, около ста тысяч видов. И все они очень и очень разные. Подберёзовик, подосиновик, белый гриб, мухомор, трутовик, выросший на стволе дерева, или плесень, покрывающая корочку хлеба, - всё это грибы.

(Из энциклопедии)

Слайд 10

Подберезовик

подберезовик

Слайд 11

Белый гриб

Белый гриб

Слайд 12

Подосиновик

подосиновик

Слайд 13

Мухомор

  • Слайд 14

    Валентин Дмитриевич Берестов

    Берестов В.Д. - поэт, прозаик, переводчик, автор мемуаров о многих выдающихся людях двадцатого века, исследователь фольклора, литературы, авторской песни, историк – родился в городе Мещовске Калужской области в семье учителя.

    Стихи начал писать с детства. Во время войны, в 1942 г., в эвакуации в Ташкенте познакомился с К.И. Чуковскими А.А. Ахматовой, которые отнеслись к нему и к началу его творчества с большим интересом и заботливостью. Первый сборник стихов «Отплытие» вышел в 1967 г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В этом же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов детям: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», взрослым – «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие.

  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»