Сергей бехтеев поэт биография. Бехтеев, сергей сергеевич

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Из Библии. В Евангелии от Иоанна (гл. 11, ст. 38 44) рассказывается об одном из чудес, совершенных Иисусом Христом, о том, как он воскресил некоего Лазаря на четвертый день после его смерти (ст. 44): «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам… … Словарь крылатых слов и выражений

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ - Четверодневного, Китайского, епископа, друга Божиего. В своей земной жизни Спаситель, «Единый Человеколюбец», имел и личных друзей, особенно Ему близких. Среди них евангельское повествование выделяет Лазаря и его сестер Марфу и Марию. Марфа… … Русская история

воскрешение Лазаря - шутл. и ирон. О выздоровлении кого л. после тяжёлой болезни От евангельского рассказа об одном из чудес Христа воскрешении им человека по имени Лазарь через четыре дня после погребения … Словарь многих выражений

Воскрешение Лазаря (Сверхъестественное) - Воскрешение Лазаря Lazarus Rising Номер эпизода 4 сезон, 1 эпизод Место действия штат Иллинойс, Понтиак Сверхъестественное Демоны Кастиэль(Ангел) Автор сценария Эрик Крипке Режиссёр Ким Мэннэрс Премьера … Википедия

Воскрешение Лазаря (Гверчино) - У этого термина существуют и другие значения, см. Воскрешение Лазаря. Гверчино Воскрешение Лазаря, 1619 ит … Википедия

Воскрешение мёртвых - У этого термина существуют и другие значения, см. Воскресение (значения). Об эсхатологическом Воскресении, см. Воскресение из мёртвых. Содержание 1 Происхождение слова … Википедия

Воскрешение

Воскрешение мертвых - Содержание 1 Происхождение слова 2 В древнегреческой мифологии 3 В Библии … Википедия

Воскрешение человека - Содержание 1 Происхождение слова 2 В древнегреческой мифологии 3 В Библии … Википедия

ВОСКРЕШЕНИЕ - святого Лазаря. См. Воскресение святого Лазаря (ВОСКРЕСЕНИЕ) … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Воскрешение Лазаря , Владимир Шаров. Владимир Шаров известен как мастер интеллектуальной провокации, как автор романов, в которых российская история приобретает совершенно фантастические черты. В центре романа `Воскрешение… Купить за 380 руб
  • Воскрешение Лазаря , Рожнов Валерий Анатольевич. После ухода жены Лазарь почувствовал себя мертвым. Он хотел лечь на землю и заснуть так, чтобы уже никогда не просыпаться. Но, видно, его миссия на земле была еще не закончена, потому что обе…

) - русский поэт и драматург, белогвардейский офицер , эмигрант первой волны . Гражданская лирика Бехтеева посвящена идеалам монархизма . Был лично знаком с семьями императора Николая II и великого князя Кирилла Владимировича .

Биография

Гражданская война

Несколько стихотворений Бехтеев посвятил еврейской теме («Красное знамя», «Жидовин»); по мысли поэта, «лжецы-иудеи» обманули красным знаменем «доверчивый ум христиан», «всё золото мира рабами Ваала сдаётся еврейским ворам», «пирует жидовское племя, глумясь над святыней Креста», а в событиях революции он видит месть евреев христианам «за веру в ученье Христа»; в ней «сбылись предсказанья Кагала ». Данный мотив в его творчестве («закабаление России инородческой „пятой колонной“») сочувственно выделяет поэт, главный редактор журнала «Молодая гвардия» Валерий Хатюшин .

Увековечение имени

  • В Липецке есть улица Бехтеева .
  • В г. Задонске Липецкой области одна из новых улиц будет названа улицей Бехтеева.
  • В Воронеже создан благотворительный Бехтеевский фонд. Проводятся регулярно Бехтеевские чтения.
  • В Елецком государственном университете им. И. А. Бунина ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвященные изучению жизни и творчества поэта Сергея Бехтеева. Режиссёром Анной Москвиной по сценарию Владимира Невяровича создан документальный фильм «Под Небом благородной Сербии», посвящённый пребыванию Бехтеева в Югославии.

Напишите отзыв о статье "Бехтеев, Сергей Сергеевич"

Примечания

Библиография

  • Стихотворения. – СПб.: Тип. т-ва М. О. Вольф, 1903. – 130 с.
  • Песни русской скорби и слёз: сборник стихотворений. – Мюнхен: Тип. Р. Ольденбург, 1923.
Вып. 1. – 47 с. Вып. 2. – 71 с.
  • Два письма: роман в стихах. – Ницца, 1925. – 16 с.
  • Песня сердца. – Белград: Тип. «Kaput», 1927. – 32 с.
  • Царский гусляр: сб. патриотических стихотворений. – Ницца: Святая Русь, 1934. – Вып. 1. – 32 с., портр.
  • Святая Русь: сб. православно-патриотич. стихотворений. – Ницца: Святая Русь, 1949–1952.
Вып. 1. / предисл. Игумена Афанасия. – 1949. – 32 с.: портр. Вып. 2. – 1950. – 32 с.: портр. Вып. 3. / предисл. авт. – 1951. – 32 с.: портр. Вып. 4. – 1952. – 32 с.: ил.
  • Везде мне грезится священный образ твой. – Орёл: История рус. провинции, 2000. – 76 с.: ил.
  • Святая Русь. – Орёл: История русской провинции, 2002. – 134 с.: ил.
  • Вещий колокол: [стихотворения] // Слово. – 2009. – № 2. – С. 102–105.
  • Царский крест: к 90-летию со дня мученической кончины Царской Семьи. – СПБ.: Царское дело, 2009. – 424 с.
  • Стихи Сергея Бехтеева // Любите дети, старину...: детям и взрослым о поэте Сергее Бехтееве. Воронеж, 2011. С. 90–201.

О нем

  • Стрижев А. Царский гусляр – Сергей Бехтеев // Литературная учёба. 1996. № 4. С. 148–151.
  • Краснова С. В. След поэта С. С. Бехтеева на литературно-краеведческой карте Липецкой области // Литературное краеведение в Липецкой области. – 3-е изд., доработ. и доп. Елец: ЕГПИ, 1999. С. 271–288.
  • Бондарева Е. «Пошли нам, Господи, терпенье...» // Москва. 1999. № 7. С. 216–218.
  • Шевченко О. «Пошли нам, господи, терпенье...» // Подъём (Воронеж). 1999. № 10. С. 206–210.
  • Лавров В. В. «Судьба Царя – судьба России!»: (О духовной поэзии С. С. Бехтеева) // Крымский архив (Симферополь). 1999. № 4. С. 195–202.
  • Шорохов А. Везде мне грезится священный образ твой // Литературная Россия. 2000. № 25. C. 7.
  • Загоровская В. Певец русской скорби и слез // Литературная учёба. 2000. № 5/6. С. 83–97.
  • Дьякова А. В. Судьба и творчество поэта С. С. Бехтеева // Святая Русь / С. С. Бехтеев. Орёл: История русской провинции, 2002. С. 5–10.
  • Красников Г. Верный присяге: Судьба забытого поэта // Литературная газета. 2004. 14–20 апреля. № 15. С. 7.
  • Петров В. «Стонут и гнутся плакучие ивы...»: к 125-летию со дня рождения С. С. Бехтеева // Липецкая газета. 2004. 10 апреля.
  • Четверткова С. А. «Я в мир иду, чтоб славить Бога...»: (Православно-патриотическая поэзия С. С. Бехтеева) // Русская классика: проблемы интерпретации. Липецк, 2006. С. 162–168.
  • Меньшикова Э. Сергей Бехтеев // Крестный путь, голгофская дорога: судьбы писательские. Усмань, 2006. С. 45–71.
  • Хатюшин В. Царский поэт, или Молитва Сергея Бехтеева // Молодая гвардия. 2007. № 10. С. 244–251.
  • Невярович В. К. К родословной поэта Сергея Сергеевича Бехтеева // Записки Липецкого областного краеведческого общества. Липецк, 2007. Вып. VI. С. 214–230.
  • Невярович В. К. Певец Святой Руси: Сергей Бехтеев: жизнь и творчество. – СПб.: Царское дело, 2008. – 782 с., ил.
  • Невярович В. К. Любите дети, старину...: детям и взрослым о поэте Сергее Бехтееве. – Воронеж, 2011. – 207 с., ил.
  • Бехтеев А. С. Сергей Сергеевич Бехтеев // Записки Липецкого областного краеведческого общества. Липецк, 2012. Вып. IX. С. 200-207.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бехтеев, Сергей Сергеевич

– В самую главную… – повторил Денисов, улыбаясь.
– Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал, – продолжал Петя, – ну что вам стоит? Ах, вам ножик? – обратился он к офицеру, хотевшему отрезать баранины. И он подал свой складной ножик.
Офицер похвалил ножик.
– Возьмите, пожалуйста, себе. У меня много таких… – покраснев, сказал Петя. – Батюшки! Я и забыл совсем, – вдруг вскрикнул он. – У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый – и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что нибудь сладкое. Хотите?.. – И Петя побежал в сени к своему казаку, принес торбы, в которых было фунтов пять изюму. – Кушайте, господа, кушайте.
– А то не нужно ли вам кофейник? – обратился он к эсаулу. – Я у нашего маркитанта купил, чудесный! У него прекрасные вещи. И он честный очень. Это главное. Я вам пришлю непременно. А может быть еще, у вас вышли, обились кремни, – ведь это бывает. Я взял с собою, у меня вот тут… – он показал на торбы, – сто кремней. Я очень дешево купил. Возьмите, пожалуйста, сколько нужно, а то и все… – И вдруг, испугавшись, не заврался ли он, Петя остановился и покраснел.
Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких нибудь глупостей. И, перебирая воспоминания нынешнего дня, воспоминание о французе барабанщике представилось ему. «Нам то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» – подумал он. Но заметив, что он заврался о кремнях, он теперь боялся.
«Спросить бы можно, – думал он, – да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел. Я им покажу завтра, какой я мальчик! Стыдно будет, если я спрошу? – думал Петя. – Ну, да все равно!» – и тотчас же, покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки, он сказал:
– А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? дать ему чего нибудь поесть… может…
– Да, жалкий мальчишка, – сказал Денисов, видимо, не найдя ничего стыдного в этом напоминании. – Позвать его сюда. Vincent Bosse его зовут. Позвать.
– Я позову, – сказал Петя.
– Позови, позови. Жалкий мальчишка, – повторил Денисов.
Петя стоял у двери, когда Денисов сказал это. Петя пролез между офицерами и близко подошел к Денисову.
– Позвольте вас поцеловать, голубчик, – сказал он. – Ах, как отлично! как хорошо! – И, поцеловав Денисова, он побежал на двор.
– Bosse! Vincent! – прокричал Петя, остановясь у двери.
– Вам кого, сударь, надо? – сказал голос из темноты. Петя отвечал, что того мальчика француза, которого взяли нынче.
– А! Весеннего? – сказал казак.
Имя его Vincent уже переделали: казаки – в Весеннего, а мужики и солдаты – в Висеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике.
– Он там у костра грелся. Эй, Висеня! Висеня! Весенний! – послышались в темноте передающиеся голоса и смех.
– А мальчонок шустрый, – сказал гусар, стоявший подле Пети. – Мы его покормили давеча. Страсть голодный был!
В темноте послышались шаги и, шлепая босыми ногами по грязи, барабанщик подошел к двери.
– Ah, c"est vous! – сказал Петя. – Voulez vous manger? N"ayez pas peur, on ne vous fera pas de mal, – прибавил он, робко и ласково дотрогиваясь до его руки. – Entrez, entrez. [Ах, это вы! Хотите есть? Не бойтесь, вам ничего не сделают. Войдите, войдите.]
– Merci, monsieur, [Благодарю, господин.] – отвечал барабанщик дрожащим, почти детским голосом и стал обтирать о порог свои грязные ноги. Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел. Он, переминаясь, стоял подле него в сенях. Потом в темноте взял его за руку и пожал ее.
– Entrez, entrez, – повторил он только нежным шепотом.
«Ах, что бы мне ему сделать!» – проговорил сам с собою Петя и, отворив дверь, пропустил мимо себя мальчика.
Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику.

От барабанщика, которому по приказанию Денисова дали водки, баранины и которого Денисов велел одеть в русский кафтан, с тем, чтобы, не отсылая с пленными, оставить его при партии, внимание Пети было отвлечено приездом Долохова. Петя в армии слышал много рассказов про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами, и потому с тех пор, как Долохов вошел в избу, Петя, не спуская глаз, смотрел на него и все больше подбадривался, подергивая поднятой головой, с тем чтобы не быть недостойным даже и такого общества, как Долохов.
Наружность Долохова странно поразила Петю своей простотой.
Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенность своего положения. Долохов же, напротив, прежде, в Москве, носивший персидский костюм, теперь имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке. Он снял в углу мокрую бурку и, подойдя к Денисову, не здороваясь ни с кем, тотчас же стал расспрашивать о деле. Денисов рассказывал ему про замыслы, которые имели на их транспорт большие отряды, и про присылку Пети, и про то, как он отвечал обоим генералам. Потом Денисов рассказал все, что он знал про положение французского отряда.
– Это так, но надо знать, какие и сколько войск, – сказал Долохов, – надо будет съездить. Не зная верно, сколько их, пускаться в дело нельзя. Я люблю аккуратно дело делать. Вот, не хочет ли кто из господ съездить со мной в их лагерь. У меня мундиры с собою.
– Я, я… я поеду с вами! – вскрикнул Петя.
– Совсем и тебе не нужно ездить, – сказал Денисов, обращаясь к Долохову, – а уж его я ни за что не пущу.
– Вот прекрасно! – вскрикнул Петя, – отчего же мне не ехать?..
– Да оттого, что незачем.
– Ну, уж вы меня извините, потому что… потому что… я поеду, вот и все. Вы возьмете меня? – обратился он к Долохову.
– Отчего ж… – рассеянно отвечал Долохов, вглядываясь в лицо французского барабанщика.
– Давно у тебя молодчик этот? – спросил он у Денисова.
– Нынче взяли, да ничего не знает. Я оставил его пг"и себе.
– Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.
– Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
– Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
– Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
– А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
– Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
Долохов засмеялся.
– Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
– Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
– Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…

Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
– Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
– Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
– Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
– Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
– Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
– Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
– Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
– Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
– Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
– Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
– C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.

Сергей Сергеевич БЕХТЕЕВ 1879-1954

| Поэзия

Сергей Сергеевич Бехтеев (20 (7) апреля 1879, Липовка, Орловская губерния, Российская империя — 4 мая 1954, Ницца, Франция) — русский поэт и драматург, белогвардейский офицер, эмигрант первой волны. Гражданская лирика Бехтеева посвящена идеалам монархизма. Был лично знаком с Августейшей Семьей Николая II и с семьей не имеющего прав на Российский Престол Великого Князя Кирилла Владимировича

Биография
Родился в имении Липовка Елецкого уезда Орловской губернии (сейчас Задонский район Липецкой области). Из старинного дворянского рода, известного с 1571 года.
Отец, Сергей Сергеевич (старший) начинал карьеру мировым судьёй, был предводителем елецкого дворянства, тайным советником и членом Государственного Совета. Сергей Сергеевич открыл в Ельце первый в России хлебный элеватор и отделение Государственного Банка, занимался проблемами регулярного пароходства по Дону и многим другим. Три родные сестры Бехтеева состояли фрейлинами Царского двора.
Юность
Учился в Александровском лицее, который окончил в 1903 году. По окончании Лицея издаёт сборник стихов, посвящённый Императрице Александре Феодоровне, а средства от продажи сборника передал Царскосельскому ремесленному приюту. В том же году поступает служить в подшефный Императрице Кавалергардский полк, получает чин офицера.


Первая мировая война
С началом Первой мировой войны служит в действующей армии, получает ранение в голову и попадает в лазарет, где его посещает Императрица с Великими Княжнами. После излечения возвращается на фронт, где снова получает ранение — в грудь, опять попадает в госпиталь и получает отпуск. Затем вновь в действующей армии на Кавказе.
Гражданская война
В октябре 1917 года на пепелище собственного дома в Липовке пишет ряд патриотических стихов. Часть стихов удалось передать Царской Семье в Тобольск. Бехтеев решает, что его долг — послужить «гибнущей отчизне», и уезжает в Добровольческую армию. Публикуется в ряде военных газет.
Эмиграция

В ноябре 1920 года покинул Крым и прибыл в город Нови-Сад в Сербии, где выпустил ряд сборников стихов («Песни русской скорби и слез», «Два письма», «Песни сердца») и редактировал газету «Русское Знамя».

С 27 (14) августа 1923 года по 16 (3) февраля 1925 года работал в газете «Вера и Верность». После вынужденного закрытия газеты в 1925 году, совместно с родным братом Алексеем Сергеевичем (15 февраля 1883 года, Елец — 15 июля 1967 года, Касабланка), приступил к изданию газеты аналогичной направленности — «Русский Стяг». Газета издавалась до конца 1927 года. Сергей Сергеевич выступал в газете и как редактор, и как публицист, и как поэт. Стихи публикует под псевдонимами: Сергей Терпигорев, «Летописец», «Верноподданный».

В 1927 году в Новом Футоге С. С. Бехтеевым было написано стихотворение, посвященное памяти Верховного Правителя адмирала А. В. Колчака «Колчак. (Верховный Правитель России)».

С конца 1929 года жил в Ницце (Франция), где также выпускал сборники стихов («Царский гусляр», 4 сборника стихов «Святая Русь»), был ктитором и старостой домового храма в честь иконы Божией Матери «Державная».

1938 году Бехтеев написал стихотворение «Царский-Крест» с посвящением В. В. Свечину, председателю Союза ревнителей Памяти Императора Николая II, по почину которого в Париже в Александро-Невском храме был воздвигнут крест-памятник.

Последний IV выпуск сборника «Святая Русь» Бехтееву помогла издать Екатерина Сергеевна Фишер, которая создала и лично оборудовала в Ницце «Дом отдыха» для русских воинов.

Умер в Ницце. Похоронен на местном русском кладбище Кокад. Надпись на могильной плите гласит:
Корнет, лицеист Императорского Александровского Лицея 59 курса, Царский поэт и офицер Белой Армии.

Творчество

Пошли нам, Господи, терпенье...

Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжёлый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час...

И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!
С. С. Бехтеев

Самое известное стихотворение Бехтеева — «Пошли нам, Господи, терпенье…» (Елец, октябрь 1917). Автор послал это стихотворение через графиню А. В. Гендрикову царской семье, находившейся в заключении в Тобольске. Его собственноручно переписала старшая дочь Николая II великая княжна Ольга Николаевна, поэтому оно нередко ошибочно приписывалось ей и получило большую известность в русском зарубежье 1920-х годов. Стихотворение сочувственно (хотя отметив его недостатки) оценил Владислав Ходасевич, считавший его автором великую княжну.
Основная тематика других его произведений: трагедия России и русского народа, предательство царя ближайшим окружением, Гражданская война, надежда на воскрешение России и т. п. Многие стихи поэта положены на музыку и исполняются Жанной Бичевской.
Несколько стихотворений Бехтеев посвятил еврейской теме («Красное знамя», «Жидовин»); по мысли поэта, «лжецы-иудеи» обманули красным знаменем «доверчивый ум христиан», «всё золото мира рабами Ваала сдаётся еврейским ворам», «пирует жидовское племя, глумясь над святыней Креста», а в событиях революции он видит месть евреев христианам «за веру в ученье Христа»; в ней «сбылись предсказанья Кагала». Данный мотив в его творчестве («закабаление России инородческой „пятой колонной“») сочувственно выделяет поэт, главный редактор журнала «Молодая гвардия» Валерий Хатюшин.

Увековечение имени
В Липецке есть улица Бехтеева.
В г. Задонске Липецкой области одна из новых улиц будет названа улицей Бехтеева.
В Воронеже создан благотворительный Бехтеевский фонд. Проводятся регулярно Бехтеевские Чтения.
В Елецком Государственном Университете им. И. А. Бунина ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвященные изучению жизни и творчества поэта Сергея Бехтеева. Режиссёром Анной Москвиной по сценарию Владимира Невяровича создан документальный фильм «Под Небом благородной Сербии», посвящённый пребыванию Сергея Бехтеева в Югославии.

Источник: Википедия

С Т И Х И

Россия

Была Державная Россия;
Была великая страна
С народом, мощным, как стихия,
Непобедимым, как волна.

Но под напором черни дикой,
Пред ложным призраком «свобод»
Не стало родины великой,
Распался скованный народ.

В клочки разорвана порфира,
Растоптан царственный венец,
И смотрят все державы мира
О, Русь, на жалкий твой конец!

Когда-то властная Царица,
Гроза и страх своих врагов -
Теперь ты жалкая блудница,
Раба, прислужница рабов!

В убогом рубище, нагая,
Моля о хлебе пред толпой,
Стоишь ты, наша Мать родная,
В углу с протянутой рукой.

И в дни народной деспотии
В бродяге, нищенке простой
Никто не узнает России
И не считается с тобой.

Да будут прокляты потомством
Сыны, дерзнувшие предать
С таким преступным вероломством
Свою беспомощную Мать!

Орел, апрель 1917 года.

Боже, Царя сохрани!

Дай Ему силы сносить
Холод и голод тюрьмы;
Дай Ему власть победить
Полчища тьмы!

Да не утратит Он Сам
Веру в мятежный народ;
Да воссияет Он нам
В мраке невзгод.

Боже, спаси, сохрани
Мать и невинных Детей!
Дай Им счастливые дни
В царстве цепей!

Пусть пред иконой Твоей
Тихой вечерней порой
В блеске лампадных огней
Вкусят страдальцы покой.

Белый, великий наш Царь,
Сирый народ не оставь;
Снова Россией, как встарь,
С славою правь.

Гнусность измены прости
Темной, преступной стране;
Буйную Русь возврати
К милой, родной старине...

Крестное знамя творя,
Молит истерзанный край:
«Боже, отдай нам Царя,
Боже, отдай!»

Кисловодск, 1917 год.

Стихотворения «Боже, Царя сохрани» и «Верноподданным» были напечатаны осенью 1917 года полковником П. С. Толстым и
раздавались населению г. Одессы. Позднее оба эти стихотворения были доставлены Его Императорскому Величеству в г. Тобольск.

Верноподданным

Не унывай, не падай духом;
Господь рассеет царство тьмы,
И вновь прилежным, чутким слухом
Наш русский гимн услышим мы.

И снова наш Отец Державный
На прародительский Свой трон
Взойдет, как встарь, Самодержавный,
Сынов сзывая на поклон.

И в жалком рубище, нагая,
К стопам великого Царя
Падет в слезах страна родная,
Стыдом раскаянья горя!

И скажет Царь, в уста лобзая
Свою предательницу-дочь:
«Я все простил тебе, родная,
И Сам пришел тебе помочь.

Не плачь, забудь былые ковы;
С тобой я буду до конца
Нести твой крест, твои оковы
И скорбь тернового венца!«

Елец, октябрь 1917 года.

Цареубийцы
(После прочтения книги Петра Жильяра)

«Кровь Его на нас и на детях наших!»
(Еванг. от Матфея, гл.27, ст.25).

Был темен, мрачен бор сосновый;
Трещал костер; огонь пылал,
И в мраке свет его багровый
Злодеев лица озарял.

В зловещем сумраке тумана
От мира спящего вдали
Рабы насилья и обмана
Тела истерзанные жгли.

Вперялись в тьму злодеев очи:
В немом предчувствии беды,
Спешил убийца в мраке ночи
Стереть кровавые следы.

Не дрогнула рука злодея,
Не возмутился он душой,
И пали в славу иудея
Отец и Отрок дорогой.

Во всей Руси благословенной
Не отыскалось никого,
Чтоб удержать удар презренный
В тот миг, направленный в Него.

И умер Он, как был, великий,
Державно кроткий, всеблагой,
Перед глазами банды дикой,
Кипевшей местью и враждой.

Пучина гнусных злодеяний
Была бессильна осквернить
Минуты Царственных страданий
И слез, которых не забыть.

Они с молитвами своими,
С великой правдой на челе,
Они ушли от нас святыми,
Как жили с нами на земле.

Пройдут века, ночные тени
Разгонит светлая заря,
И мы склонимся на колени
К ногам Державного Царя.

Забудет Русь свои печали,
Кровавых распрей времена,
Но сохранят веков скрижали
Святых Страдальцев Имена.

На месте том, где люди злые
Сжигали Тех, Кто святы нам,
Поднимет главы золотые
Победоносный Божий Храм.

И, Русь с небес благословляя,
Восстанет Образ неземной
Царя-Страдальца Николая
С Его замученной Семьей.

Новый Футог. Апрель 1921 года. \

Царевич Алексей

В дни нашей скорби безнадежной,
В дни общей слабости людской
Твой Образ девственный и нежный
Влечет нас прелестью былой;

Влечет лучистыми глазами
С их неподдельной добротой;
Влечет небесными чертами,
Влечет нездешней красотой.

И забываются ошибки,
И скорбь, терзающая нас,
При виде царственной улыбки
Твоих невинных детских глаз.

И сердцу кажутся ничтожны
Все наши праздные мечты,
И страх, корыстный и тревожный,
И голос мелкой нищеты.

И в эти сладкие мгновенья
Пред одновленною душой
Встает, как светлое виденье,
Твой Образ чистый и святой.

Новый Футог, 1922 год.

Русь

Страна стихийного размаха,
Страна злодейства и добра,
Страна наследий Мономаха,
Страна Тушинского вора.

Страна возможностей великих,
Страна таинственных чудес,
Страна бесов и оргий диких,
Страна святынь, страна Небес.

Сербия, 1924 год.



Сергей Сергеевич Бехтеев 1879-1954

Кто из советских поэтов воспел Гражданскую войну как нечто романтическое и необходимое? Ну разве что Багрицкий и Светлов, которые в реальности не столько воевали на Гражданской, сколько создавали миф о своем участии в ней.

Русские же поэты каким-то шестым чувством ощущали сермяжную истину, что воспевать тут особенно нечего, стараясь держаться подальше от этой братоубийственной бойни и любыми путями сторонясь ее и в жизни, и в творчестве.

Вот когда началась Отечественная война - тогда наши поэты проявили себя во всем блеске. Один только Твардовский чего стоит, не говоря о десятках других.

Но для воинов Белой гвардии та Гражданская была на деле Отечественной. Ведь у них отнимали Родину. Потому-то и дала она столько русских витязей, одинаково владевших оружием и поэтическим словом.

Среди них был офицер-кавалергард и проникновенный поэт Сергей Бехтеев. Без Бога нет правды, нет высшей Истины и нет справедливости на земле. Поэт и беззаветный патриот Сергей Бехтеев настолько остро чувствовал и понимал это, что, начиная с 1917 года, уже ни о чем другом не мог говорить в своих стихах.

Его лира, точно вечевой колокол, изо всех сил пыталась пробудить оглохший в распрях и заблудший народ, заставить очнуться Россию и осознать свое гибельное сиротство.

Его так и называли при жизни - «Царский звонарь». Но зов этой набатной лиры уже почти никто не слышал в народной среде:

Гулко несется заутренний звон,

Будит упрямо заспавшихся он,

Но, погруженный в тревоги забот,

Спит непробудно плененный народ.

Спит наша Русь, отгоняя сквозь сон

В двери стучащийся радостный звон,

Вновь неспособная сердцем принять

Мира и веры былой благодать.

Но даже сквозь кровь и муки Гражданской войны и сквозь тягостные годы эмиграции Сергей Бехтеев пронес веру в воскрешение богоносного народа и Российской империи, веру в неизбежное признание нашей Родиной святости Царя.

Да, удивляет, но не поражает дар предвидения поэта, поскольку поэт милостью Божьей никогда не сомневается в том, что свет Истины и дух справедливости рано или поздно, хоть через века, но побеждают любое зло и всякую ложь. Он знал - русский Царь воскреснет и вместе со своей замученной Семьей обретет святость.

Все случилось гораздо раньше и в точности с прозрением поэта:

Пройдут века, ночные тени

Разгонит светлая заря,

И мы склонимся на колени

К ногам Державного Царя.

Забудет Русь свои печали,

Кровавых распрей времена;

Но сохранят веков скрижали

Святых Страдальцев Имена.

На месте том, где люди злые

Сжигали Тех, Кто святы нам,

Поднимет главы золотые

Победоносный Божий Храм.

И, Русь с небес благословляя,

Восстанет Образ неземной

Царя-Страдальца Николая

С Его замученной Семьей.

Сергей Сергеевич Бехтеев родился 7 апреля (по ст. стилю) 1879 года в с. Липовка Елецкого уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье, в которой глубоко были заложены основы православного видения мира. Учился и воспитывался в Императорском Александровском (Царскосельском) лицее, где в свое время учился А.С. Пушкин. Там же он впитал и любовь к поэтическому слову. Три родные сестры С. Бехтеева состояли фрейлинами Царского двора, и потому с юности он близко соприкасался с придворной жизнью и ее атмосферой. В дальнейшем верность Императорской Семье и приверженность монархии он сохранит в душе до конца своих дней. По окончании Лицея он поступил на службу в подшефный Ее Императорскому Величеству Кавалергардский полк, где получил чин корнета.

Свой первый сборник стихов он издал в 1903 году. Книга эта вышла с посвящением матери Царя Николая II Императрице Марии Федоровне.

С началом Мировой войны С. Бехтеев служит в действующей армии и после получения ранения в грудь попадает в Дворцовый лазарет, где удостаивается посещения Государыней Александрой Федоровной с Великими Княжнами. После лечения вновь отправляется на фронт и снова получает ранение - в голову.

Для продолжения лечения в начале 1917 года он уезжает на Кавказ - в Кисловодск и Пятигорск. Там и застает его известие об отречении Николая. Здесь С. Бехтеев создает свой первый цикл гражданской лирики.

В октябре 1917 года поэт возвращается в свой губернский город Орел и, видя хаос беззакония и разгром прежней жизни, пишет пять стихотворений - «Россия», «Боже, Царя сохрани», «Верноподданным», «Святая ночь» , «Молитва».

Молитва Царственным Страстотерпцам

Для просмотра клипа нажмите на слово ВИДЕО

Стихотворение «Молитва» было послано в октябре 1917 г. через графиню А.В. Гендрикову Их Императорским Высочествам в Тобольск, для царской семьи оно стало большой моральной поддержкой.

Стихотворение "Молитва", обнаружена в Ипатьевском доме после расстрела царской семьи, стала легендарной. Вся поэзия Бехтеева - это песня-молитва, его стихи звучали в Русском Зарубежье под гитару.


"Пошли нам, Господи, терпенье..." Строки стихов вернулись к современному читателю на переломном моменте истории, когда в обществе происходило переосмысление трагедии 1917--1921 годов, когда на судьбу семьи последнего императора России мы взглянули как на человеческую и государственную драму.

Особенно важно, что размышления об истории своей страны происходили одновременно с открытием для многих из нас православной веры, христианских нравственных критериев.

В этой атмосфере неожиданно ярко и пронзительно прозвучали строки стихов Сергея Бехтеева - как голос совести, обращенный к нам из глубины истории:

Пошли нам, Господи, терпенье

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей...

Эти строки, прозвучав в начале 1990-х годов, стали мгновенно очень популярны, они звучали в театре, по радио, телевидению. Первоначально авторство этого стихотворения - "Молитва" - многие приписывали одной из великих княжон, но вскоре выяснилось, что присланные ей строки только переписаны ее рукой, а автором является молодой офицер Сергей Бехтеев. Это была удивительная мистическая история. Дело в том, что во время расследования Комиссией

Н.А. Соколова преступления в Екатеринбурге автограф «Молитвы», сделанный рукой Великой Княжны Ольги, был обнаружен в книге, подаренной ей матерью - Императрицей Александрой Федоровной (на книге сохранилась надпись: «В. К. Ольге. 1917. Мама. Тобольск»).

Эта история и впрямь выглядела очень правдоподобно: царевны при их кротости перед своей гибелью действительно могли молить Господа о прощении их мучителей.

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейства ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и униженья,

Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый, смертный час.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов!

О жизни Бехтеева до революции мало известно, есть свидетельства в его творчестве, что накануне 1917 года его семейная жизнь потерпела крах, брак распался, так как горячо им любимая жена бросила его

Ни кто не знает пока имени этой женщины, но то, что это было сильнейшим ударом для поэта, подтверждается всем его творчеством, сквозной нитью через которое проходит тема измены.

Душевные страдания пытались облегчить сестры - Зоя, Екатерина и Наталья (бывший фрейлины).

Сознавая свой офицерский долг служить гибнущей Отчизне, Сергей Бехтеев вступает в Добровольческую армию, т.к. с самого начала революционных беспорядков, когда в умах интеллигенции и офицерства царил разброд, поэт занял четкую позицию верности присяге, престолу, вере.

В Добровольческой армии он воюет с 1918-го по 1920 год, публикуясь в некоторых военных газетах.

Свой долг Сергей Бехтеев исполняет до конца, разделив все тяготы и скорби с Белым воинством.

В рядах Белой армии поэт отступает в Крым. В ноябре 1920 года он навсегда покидает Россию, со множеством русских изгнанников отплыв из Керчи на пароходе «Самара».

Прощаясь с Родиной, он пишет стихотворение «Прости», проникнутое горькой тоской и покаянием:

В глазах раскинулся широко

Простор безбрежного пути,

И шепчем мы с тоской глубокой:

«Отчизна милая, - прости!»

В 1920 году Бехтеев покинул Россию и поселился в Югославии.

Лейтмотивом творчества 20-х годов становится убежденность в возрождении России.

Чувства поэта нашли отражение в стихах «Немногим» (1921):

«Блажен, кто в дни борьбы мятежной,

В дни общей мерзости людской,

Остался с чистой, белоснежной,

Неопороченной душой».

« К таким немногим относился и сам поэт. В 1929 году Бехтеев переезжает во Францию, где до последних дней служит ктитором Храма во имя Державной иконы Божией Матери в Ницце.

В Ницце, вышла скромная книжка Бехтеева «Два письма. Роман в стихах», а затем «Царский гусляр» (1934). Но итоговой, вне всякого сомнения, стала книга стихов «Святая Русь» (1949)

«Где ты, кроткая, православная,

Наша матушка-Русь широкая,

Меж сестер славян сестра главная,

Светлокурая, синеокая..?»

Похоронен на русском кладбище Кокад.

На могильной плите на русском кладбище можно прочесть: «Сергей Бехтеев. Корнет, лицеист Императорского Александровского лицея 59 курса, царский поэт и офицер Белой армии».

Время все расставляет по своим местам.

Шелуха отпадает и превращается в прах. Но живое слово, за которым стоят честь и достоинство, как зеленая ветвь, пробивается сквозь любые нагромождения лжи и клеветы.

Поэты Белой гвардии возвращаются на Родину своим блистательным творчеством.

Они возвращаются к нам на века и уже никогда не уйдут из наших сердец.

Творчество Сергея Бехтеева вспыхнуло ярко, как костер, затем оно было почти забыто, но вновь, как искра от этого большого и жаркого костра, вспыхнул в людях интерес к русскому поэту. вероятно, в этом его судьба - сохранить искру для нового костра.

Я твердо верю – Русь Святая,

Как феникс, встанет из огня,

И вновь воскреснет жизнь былая

В лучах блистательного дня.

В России, в Свято-Успенском мужском монастыре торжественно открыта памятная доска в честь известного поэта-монархиста начала XX века, уроженца Орловской губернии, Сергея Сергеевича Бехтеева.


Увековечивание имени Бехтеева:

В Липецке есть улица Бехтеева.

В г. Задонске Липецкой области одна из новых улиц будет названа улицей Бехтеева

В Воронеже создан благотворительный Бехтеевский фонд. Проводятся регулярно Бехтеевские Чтения.

В Елецком Государственном Университете им. И. А. Бунина ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвященные изучению жизни и творчества поэта Сергея Бехтеева.

Режиссёром Анной Москвиной по сценарию Владимира Невяровича создан документальный фильм «Под Небом благородной Сербии», посвящённый пребыванию Сергея Бехтеева в Югославии.

______________________________________________________

Со своими стихами выступал перед императором Николаем Вторым и императрицами Александрой Федоровной и Марией Федоровной.

Сергей Бехтеев
Имя при рождении Сергей Сергеевич Бехтеев
Дата рождения 7 (19) апреля
Место рождения
  • Липовка , Елецкий уезд , Орловская губерния , Российская империя
Дата смерти 4 мая (1954-05-04 ) (75 лет)
Место смерти
  • Ницца
Гражданство (подданство)
Род деятельности поэт
Язык произведений русский

Биография

Увековечение имени

  • В Липецке есть улица Бехтеева .
  • В г. Задонске Липецкой области одна из новых улиц будет названа улицей Бехтеева.
  • В Воронеже создан благотворительный Бехтеевский фонд. Проводятся регулярно Бехтеевские чтения.
  • В Елецком государственном университете им. И. А. Бунина ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвященные изучению жизни и творчества поэта Сергея Бехтеева. Режиссёром Анной Москвиной по сценарию Владимира Невяровича создан документальный фильм «Под Небом благородной Сербии», посвящённый пребыванию Бехтеева в Югославии.

Самая полная и наиболее достоверная информация о поэте Сергее Бехтееве на сегодняшний день собрана «Бехтеевским фондом»(руководитель писатель и поэт В. К. Невярович). Книга В. К. Невяровича о Сергее Бехтееве "Певец Святой Руси. Сергей Бехтеев: жизнь и творчество(СПб., «Царское Дело» 2008 г) удостоена Союзом писателей России Большой литературной премией.

  • Везде мне грезится священный образ твой. - Орёл: История рус. провинции, 2000. - 76 с.: ил.
  • Святая Русь. - Орёл: История русской провинции, 2002. - 134 с.: ил.
  • Вещий колокол: [стихотворения] // Слово. - 2009. - № 2. - С. 102-105.
  • Царский крест: к 90-летию со дня мученической кончины Царской Семьи. - СПБ.: Царское дело, 2009. - 424 с.
  • Стихи Сергея Бехтеева // Любите дети, старину…: детям и взрослым о поэте Сергее Бехтееве. - Воронеж, 2011. - С. 90-201.
  • О нём

    • Стрижев А. Царский гусляр - Сергей Бехтеев // Литературная учёба. - 1996. - № 4. - С. 148-151.
    • Краснова С. В. След поэта С. С. Бехтеева на литературно-краеведческой карте Липецкой области // Литературное краеведение в Липецкой области. - 3-е изд., доработ. и доп. - Елец: ЕГПИ, 1999. - С. 271-288.
    • Бондарева Е. «Пошли нам, Господи, терпенье…» // Москва. - 1999. - № 7. - С. 216-218.
    • Шевченко О. «Пошли нам, господи, терпенье…» // Подъём (Воронеж). - 1999. - № 10. - С. 206-210.
    • Лавров В. В. «Судьба Царя - судьба России!»: (О духовной поэзии С. С. Бехтеева) // Крымский архив (Симферополь). - 1999. - № 4. - С. 195-202.
    • Шорохов А. Везде мне грезится священный образ твой // Литературная Россия. - 2000. - № 25. - C. 7.
    • Загоровская В. Певец русской скорби и слез // Литературная учёба. - 2000. - № 5/6. - С. 83-97.
    • Азбелев С. Н. Бехтеев // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2002. - Т. V. - С. 20-21. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-010-2 .
    • Дьякова А. В. Судьба и творчество поэта С. С. Бехтеева // Святая Русь / С. С. Бехтеев. Орёл: История русской провинции, 2002. С. 5-10.
    • Красников Г. Верный присяге: Судьба забытого поэта // Литературная газета. - 2004. - № 15 (14-20 апреля). - С. 7.
    • Петров В. «Стонут и гнутся плакучие ивы…»: к 125-летию со дня рождения С. С. Бехтеева // Липецкая газета. - 2004. - 10 апреля.
    • Четверткова С. А. «Я в мир иду, чтоб славить Бога…»: (Православно-патриотическая поэзия С. С. Бехтеева) // Русская классика: проблемы интерпретации. - Липецк, 2006. - С. 162-168.
    • Меньшикова Э. Сергей Бехтеев // Крестный путь, голгофская дорога: судьбы писательские. - Усмань, 2006. - С. 45-71.
    • Хатюшин В. Царский поэт, или Молитва Сергея Бехтеева // Молодая гвардия. - 2007. - № 10. - С. 244-251.
    • Невярович В. К. К родословной поэта Сергея Сергеевича Бехтеева // Записки Липецкого областного краеведческого общества. - Липецк, 2007. - Вып. VI. С. - 214-230.
    • Невярович В. К. Певец Святой Руси: Сергей Бехтеев: жизнь и творчество. - СПб.: Царское дело, 2008. - 782 с., ил.
    • Невярович В. К. Любите дети, старину…: детям и взрослым о поэте Сергее Бехтееве. - Воронеж, 2011. - 207 с., ил.
    • Бехтеев А. С. Сергей Сергеевич Бехтеев // Записки Липецкого областного краеведческого общества. - Липецк, 2012. - Вып. IX. - С. 200-207.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»