Новый игумен. Надеемся, что пантелеймонов монастырь станет ближе к россии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Новый игумен Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне архимандрит Евлогий (Иванов) сейчас находится в центре внимания всего Православного мира. Празднование юбилея русского монашества на Афоне, посещение Святой Горы русским президентом и патриархом, неожиданные выборы, избрание игуменом смиренного иеродиакона, снявшего свою кандидатуру, — все эти события имели провиденциальный характер. В этом уже ни у кого не осталось сомнений. Зато появилось много вопросов.

Новый фильм отвечает на многие из них. Кто такой о. Евлогий, из какой он семьи, как проходило его монашеское служение в Троице-Сергиевой лавре и в Русском на Афоне монастыре, какие послушания он нес, как относился к братиям, какие впечатления о нем сохранились у святогорцев. Непростая жизнь афонского монаха здесь подается без прикрас: тяжелый труд, искушения, соблазны, сомнения бросить монастырь, конечная победа смирения и терпения. Таковы непременные ступени жизни любого насельника Святой Горы Афон. Совершая прыжок в Небо живой человек всегда боится, сомневается, ищет Волю Божию, находится в жестокой борьбе с силами зла. Но добро через веру побеждает.

Фильм представляет собой компиляцию из мнений меценатов и служителей Русской Церкви, старцев, наиболее известных и авторитетных святогорцев. Начиная с рассказа о личности отца Евлогия, внимание зрителя переносится на события в нашем монастыре на Афоне, его значении для России, делается акцент на связях монастыря с Родиной и на возрождении обители.

Пока фильм готовился прошел почти месяц. В это время архим. Евлогий (Иванов) каждый день служит свой священнический сорокоуст в Русском на Афоне монастыре. Каждая его новая Литургия — это необыкновенное излияние благодати на всех сослужащих с ним. Так Господь просто и несомненно подтверждает жизнью мнения, высказываемые и раскрываемые в фильме, о богоизбранности нового игумена. Хочется верить в новый расцвет обители, а затем, по молитвам святогорцев, и в возрождение России.

Никто не ожидал увидеть на месте почившего игумена Иеремии другого человека, кроме духовника монастыря о. Макария, который фактически правил монастырем в течение последних лет. Но вот, 2 октября 2016 года, с утра пришло неожиданное известие, что игуменом Пантелеймонова монастыря избран иеродиакон Евлогий (Иванов), сообщает нам Павел Троицкий.

Процедура выборов проходила в соответствии с действующей на Святой Горе так называемой «Афонской Конституцией», утвержденной правительством и парламентом Греции в 1926 г. Согласно ей в голосовании могут принимать участие иноки, имеющие не менее 6 лет монастырского пострига (или постриженники других монастырей, прожившие в обители не менее вышеозначенного срока). В связи с этим в голосовании принимало участие 37 человек из 103, подвизающихся в монастыре насельников. Выборы осуществлялись путем тайного голосования в два тура, сообщил « » «Русский Афон» .

Интронизация новоизбранного игумена состоится после утверждения Священным Кинотом и Константинопольским Патриархом.

Новый игумен родился в Челябинской области 12 октября 1958 года. Мать о. Евлогия приняла монашества и схиму. Сом Михаил Николаевич, так звали в миру, будущего игумена, пострижен в мантию в Троице-Сергиевой лавре 25 ноября 1985 года, рукоположен 23 декабря 1986 года. В Пантелеймонов монастырь поступил 15 мая 1988 года. Последние годы подвизался на Константинопольском подворье монастыря, знает греческий язык.

Что 4 августа (22 июля ст.ст.) на 101 году жизни преставился ко Господу Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин).

Справка:

После непродолжительного пребывания обители в руках греческих монахов, в начале XIX ст. она возрождается как непререкаемый центр русского монашества на Святой Горе. Эта святая обитель по праву считается твердыней Святой Руси на Афоне, в Уделе Божией Матери.

Под духовным водительством опытных старцев Свято-Пантелеимоновой обители Иеремии (Соломенцова) и Макария (Сушкина) в XIX веке начался процесс возрождения и подъема русского монашества на Афоне. Уже к концу XIX века численность русских монахов на Святой Горе становится равной численности греческих, а в дальнейшем стремительно растет и начинает значительно превосходить ее. В 1913 году число русских монахов на Афоне составило 5000 (из них свыше 2000 — в Пантелеимоновом монастыре), тогда как греков на Святой Горе было 3900, болгар - 340, румын - 288, сербов - 120 и грузин - 53.

Так расцвел такой духовно-исторический феномен, как «Русский Афон». В 1913 г. на повестке дня стоял даже вопрос о предоставлении русскому Свято-Пантелеимонову монастырю статуса Лавры.

Уже к концу XIX века все три русских обители на Афоне - Пантелеимонов монастырь, Андреевский и Ильинский скиты фактически объединились в одну большую общину. Пройдя через внутренние искушения и разногласия, оба скита признали духовный авторитет Русика, к которому даже обращались за помощью в урегулировании внутренних споров. К этому времени между ними сложились очень тесные, братские и единодушные отношения. Один из игуменов Ильинского скита даже писал игумену Пантелеимонова монастыря о. Андрею: мы, три Русских Обители на Афоне, как Троица Святая - единосущны и нераздельны!

После трагических событий 1917 г. и началом богоборческих гонений на православие в России, очень сильно пострадал и Русский Афон. Из-за отсутствия в течение 80 лет притока новых монахов из Отечества все три русские обители на Святой Горе оскудели численно. В результате, Андреевский и Ильинский скиты, а также многочисленные русские келлии и каливы на Афоне опустели, подверглись разрушению или отошли к грекам. Эта же угроза висела и над Свято-Пантелеимоновым монастырем, но чудом Божиим обитель устояла, оставшись на сегодняшний день единственным островком Святой Руси на Афоне.

Русский монастырь на Афоне - это воистину уникальное духовно-культурное сокровище, одновременно принадлежащее и Святой Руси, и Святой Горе. Он по праву считается древнейшей русской духовной твердыней в Уделе Божией Матери, на Святой Афонской Горе.

Первое известное письменное упоминание о древнерусском монашестве на Афоне относится к 1016 году. Под этой датой в одном из святогорских документов, хранящихся в библиотеке Великой Лавры Афанасия Афонского, мы находим подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них такая надпись: «Герасим - монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов. Собственноручная подпись».

Грамота игумена афонского монастыря Росов о. Герасима 1016 года

Уже с 1030 г. к наименованию «Обитель Росов» присоединяется собственное имя монастыря: «Богородицы Ксилургу». Последнее слово означает, что основным родом занятий здешних монахов было плотничество. Этот факт также свидетельствует о русских корнях обители, ведь только русичи изначально обустраивали свои жилища, храмы и монастыри из дерева, тогда как греки - из камня.

По сути, Свято-Успенский монастырь «Ксилургу» - древнейшая русская православная обитель не только на Афоне, но и в мире, учрежденная вскоре после Крещения Киевской Руси.

По преданию, «Ксилургу» был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского, Крестителя Руси, и его супруги, византийской царевны Анны.

Из «Повести Временных лет» мы узнаем, что в 988 г. Великий князь Владимир отправляет посольство в Иерусалим, а в 989 г. - в Константинополь. Вскоре близ Иерусалима и на Святой Горе Афон появляются два монастыря, имеющих одинаковое название: Русский Богородичный монастырь. Русская обитель в Палестине спустя три столетия перестала существовать, Обитель же на Святой Горе существует до сих пор.

Ныне это общежительный скит, принадлежащий Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю. Он находится на восточной стороне Святой Горы Афон на расстоянии одного часа пути от Кареи.

По совершении часов поставляемый иеромонах Евлогий был подведен к членам Кинотской Эпитропии. Архиграмматеос иеромонах Феофил зачитал Послание Священного Кинота новоизбранному игумену Русского монастыря со всей во Христе братией.

После оглашения Послания к поставляемому обратился антипросоп монастыря Великая Лавра иеромонах Никодим. В заключение своего слова иеромонах Никодим Лавриот вручил иеромонаху Евлогию Игуменский жезл. Далее иеромонах Никодим совершил интронизацию и наречение иеромонаха Евлогия во игумена и архимандрита Пантелеимонова монастыря.

По совершении чина интронизации новопоставленный игумен Пантелеимонова монастыря священноархимандрит Евлогий обратился к собравшимся с ответным словом.

По окончании Литургии все иноки, высокие гости и паломники приняли участие в праздничной трапезе. Всего в этот день обитель посетило более 400 богомольцев.

Под конец трапезы гражданский губернатор Афона Аристос Казмироглу поздравил новопоставленного игумена. Генеральный консул Российской Федерации в Салониках А.А. Попов выразил благопожелания архимандриту Евлогию и зачитал поздравительные послания Президента России В.В Путина , премьер-министра Д.А. Медведева и посольства РФ в Греческой Республике. Также было зачитано поздравление от имени Государственной Думы РФ.

«Русский Афон» /Патриархия.ru

Материалы по теме

В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Сретенском ставропигиальном монастыре

В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Заиконоспасском ставропигиальном монастыре

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре произошло важнейшее для русского событие XXI века. Выборы русского игумена.

2 октября 2016 г. состоялись выборы нового игумена обители. Новым настоятелем избран иеродиакон Евлогий (Иванов).

Наскоро созданный к празднованию Тысячелетия сайт монастыря утверждает: "...в голосовании могли принимать участие иноки, имеющие не менее 6 лет монастырского пострига (или постриженники других монастырей, прожившие в обители не менее вышеозначенного срока). В связи с этим в голосовании принимало участие 37 человек из 103, подвизающихся в монастыре насельников" . Получается, 6 лет назад в монастыре жили 37 человек, а 70 человек пришли за последние годы. Странно это читать. На кого эта информация рассчитана?

Подготовка монастыря к выборам заставила даже Священный Кинот обратить внимание правильность проведения процедуры. В результате на выборах присутствовали наблюдатели, представляющие Священный Кинот, что для Афона не характерно. Результат "предвыборной работы» публикует даже сам сайт монастыря, не дающий объективной информации по обители: в голосовании принимало участие меньше трети насельников.

Чтобы не быть голословными, приведем пример одного из 70-ти не допущенных к голосованию. Перед выборами из списков братии был исключен соратник и друг покойного игумена, старейший и самый уважаемый насельник монастыря архим. Илий (Ноздрин). Причем, старец был исключен за то, что справедливо обличил духовную власть обители, указал на серьезные духовные проблемы в монастыре. Старейшего монаха невозможно было подвести под правило, поэтому его просто без объяснений исключили из списков братства.

Это не просто выражение презрения к святейшему патриарху Кириллу, но и ко всем русским людям и всем греческим жителям Святой Горы, почитающим знаменитого старца. Так поступить со всероссийским старцем и духовником святейшего патриарха могли только люди совершенно потерявшие связь с реальностью.

Вот и на этот раз Божия Матерь напомнила о том, что Она на игуменья. Несмотря на то, что смиренный монах о. Евлогий снимал свою кандидатуру, видя как исход выборов уже известен и бороться бессмысленно, но братия упросили его этого не делать, а положиться на чудо. И вот, победа в выборах о. Евлогия, прямо сказать, сокрушительная и сокрушающая "премудрость премудрых и разум разумных".

Он избран почти подавляющим большинством голосов: во втором туре голосования, когда остались лишь два кандидата, отец Евлогий набрал 23 голоса, духовник обители отец Макарий (Макиенко) 11 голосов. Это праздник для всего Афона, и, наверное, свидетельство силы молитв архим. Илия (Ноздрина), и не только его.

Иеродиакон Евлогий (в миру Иванов Михаил Николаевич). Уроженец Челябинской области. Родился 12 октября 1958 года. Пострижен в мантию в Троице-Сергиевой Лавре 25 ноября 1985 года. Рукоположен 23 декабря 1986 года там же. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь 15 мая 1988 года. Послушание проходил в самой обители, в скиту Ксилургу и на подворье монастыря в Константинополе (Стамбуле).

Конечно, прежде всего от нового игумена ждут прекращения политики ненависти и вражды к русским афонитам, живущим вне обители, на кельях, в греческих монастырях. Эта политика ненависти и презрения к своим соотечественникам больше всего наносит вреда престижу монастыря на Афоне и вызывает справедливое презрение к русским вообще. А во-вторых ждут оздоровления климата обители, появление в монастыре подлинного духовного руководства.

Закончим словами насельника монастыря архим. Илия (Ноздрина): "Евлогий, это ев-логия - благословение, по гречески. Знайте, это новое благословение Божие для обители". Поздравляем нового игумена! Многая лета!

Процедура выборов проходила в соответствии с действующей на Святой Горе так называемой «Афонской Конституцией», утвержденной правительством и парламентом Греции в 1926 году, сообщает портал «Русский Афон».

Интронизация новоизбранного игумена состоится после утверждения Священным Кинотом и Константинопольским патриархом.

Иеродиакон Евлогий (в миру Михаил Николаевич Иванов) Родился 12 октября 1958 года в Челябинской области. 25 ноября 1985 года был пострижен в мантию в Троице-Сергиевой лавре. Там же рукоположен во иеродиакона 23 декабря 1986 года. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь 15 мая 1988 года. Послушание проходил на подворье монастыря в Константинополе (Стамбуле).

С 1979 по 2016 годы игуменом обители был схиархимандрит Иеремия (Алехин), который скончался 4 августа 2016 года на 101-м году жизни.

Схиархимандрит Иеремия (Алехин)

Будущий афонский игумен родился 22 октября (9 октября ст. ст.) 1915 года на хуторе Ново-Русском, в области Войска Донского (ныне - Луганская область), в семье крестьянина.

В 1956 году поступил в Одесскую духовную семинарию и в том же году принят в братию Успенского мужского монастыря в городе Одессе.

17 января 1957 году был пострижен в монашество с именем Иеремия и 25 января рукоположен в сан иеродиакона. 27 января 1958 года был хиротонисан во иеромонаха, а уже в 1960 году по совету преподобного Кукши Одесского подал прошение о поступлении в братию Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Лишь спустя 14 лет ожидания разрешение было получено: 26 августа 1974 года в письме за №432 патриарх Константинопольский Димитрий в ответ на специальное послание патриарха Пимена (Извекова) сообщил, что из шести заявленных кандидатур только двоим монашествующим из СССР дано разрешение для поселения на Святой Горе.


Фото: Русский Афон Ввиду болезни одного из иноков 2 мая 1975 года в Пантелеимонов монастырь в составе специальной делегации от Русской православной церкви, направлявшейся на Афон для участия в пасхальных богослужениях, смог прибыть лишь иеромонах Иеремия. В 1975 году священнослужитель был удостоен сана архимандрита, а 10 апреля 1976 года был избран братией духовником монастыря.

В декабре 1978 года архимандрит Иеремия был избран наместником обители, а 5 июня 1979 года патриарх Константинопольский Димитрий I утвердил его избрание братией настоятелем (игуменом) Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон. Торжественная интронизация состоялась 9 июня 1979 года.

В 2006 году, по афонской традиции, принял постриг в великую схиму.

100-летний игумен посещал весь суточный круг богослужений, возглавлял заседания Собора Старцев монастыря, активно интересовался восстановительными работами в обители. Регулярно посещал сам или в сопровождении других старших братий восстанавливаемые объекты внутри монастыря, на скитах и келлиях. Кроме того, схиархимандрит Иеремия лично осуществлял поездки за пределы Святой Горы для закупки продуктов питания для братии.

Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне

Монастырь св. Пантелеимона расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Первый русский монастырь на Афоне был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII в., вследствие многочисленности, братия переселилась в скит Нагорный Русик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.

В XVIII в. монастырь перешел к грекам. Возвращение русских иноков началось в 30-е гг. XIX в. Расцвет обители приходится на конец XIX ― начало XX вв. В 1912 г. братия монастыря насчитывала до 1800 человек. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы, численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х гг. в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов.

Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленную братию, окружают более старый, расположенный в виде прямоугольной застройки центр, с главным соборным храмом св. Пантелеимона, где хранится глава св. вмч. Пантелеимона и других святых.

Во втором соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном на верхнем этаже большого братского корпуса, хранятся мощи преподобного Силуана Афонского. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимской», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. вмч. Пантелеимона и икона священномученика Харалампия.

Третий храм освящен в честь святителя Митрофана Воронежского. В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм в честь святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского. Кроме этих храмов есть еще несколько часовен (параклисов).

Как и все прочие афонские монастыри, будучи патриаршей ставропигией, Свято-Пантелеимонов монастырь находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского патриархата. Насельники, по действующей с 1924 года Уставной Хартии Святой Горы, обязаны принимать гражданство Греческой Республики (дается автоматически при поступлении в монастырь). В настоящее время монастырь занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей.

Пантелеимонов монастырь имеет подворья в Москве (храм мученика Никиты на Швивой горке за Яузой) и в Санкт-Петербурге. Также монастырь имеет подворье в Стамбуле.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»