Менделеев какой по счету ребенок в семье. Какой ребенок в семье будет талантлив или даже гениален? Изобретение бездымного пороха

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Существует мнение, что дать «достойное» образование, «поставить на ноги», «вывести в люди», развить неординарную личность, направить в нужное русло, предоставить возможности для творчества в необходимом объеме можно только одному-единственному ребенку. Ведь для этого требуется много сил, средств и внимания со стороны родителей будущего дарования. А уже каждый последующий ребенок будет страдать от нехватки внимания, денежных вливаний и разнообразия в проведении своего досуга. И все это отрицательно повлияет на его будущие возможности.

То есть, следуя логике этого мнения: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший - вовсе был дурак».

Обратимся к истории и изучим, действительно ли, только единственный ребенок в семье становился известным художником, поэтом, бизнесменом, политиком, деятелем науки. Так же, обратим внимание на профессию и образованность их родителей, на условия их жизни и материальное положение.

Художники

Борис Михайлович Кустодиев был четвертым ребенком в семье. Отец- преподаватель духовной семинарии – умер, когда мальчику еще не было и двух лет. Но мать - Екатерина Прохоровна - окружила детей таким теплом и любовью, что свет этой любви согревал их всю жизнь. Она сумела не только прокормить детей на мизерную пенсию, но и дала им хорошее воспитание - читала вслух, играла на фортепиано, пела, устраивала домашние спектакли. Кстати, Кустодиев перенял материнскую любовь к музыке и сам играл на фортепиано и скрипке.

Илья Ефимович Репин родился четвертым (три его старших брата умерли во младенчестве), и имел младших сестру и двух братьев. Его отец служил рядовым уланского полка. «У нас было и бедно, и скучно, - вспоминал Репин,- и мне часто хотелось есть. Очень вкусен был черный хлеб с крупной серой солью, но и его давали понемногу. Мы все беднели... Маменька теперь все плачет и работает разное шитье». Лишь когда отец Репина вышел в отставку и вернулся домой, он вывел семью из нищенства, занявшись скупкой и продажей лошадей. Читать и писать Илья Репин вместе с сестрой и братьями научился у матери. Не имея времени за постоянными хозяйственными хлопотами уделять должного внимания детям, Татьяна Степановна завела у себя небольшую домашнюю школу. Кроме своих детей, здесь обучалось около десятка ребят из соседних домов. Грамоте, чистописанию и закону Божьему обучал пономарь церкви.

Поэты, писатели

Александр Сергеевич Пушкин был вторым ребенком в семье, всего детей было четверо. Родители не уделяли особого внимания детям, возможно, что Александр вовсе не был любимым ребенком в семье. Воспитание будущего гения было беспорядочным: очень часто менялись учителя и гувернеры. Брат поэта писал о детстве Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».

Константин Георгиевич Паустовский писал о своей семье так: «Моя мать - дочь служащего на сахарном заводе - была женщиной властной и неласковой. Всю жизнь она держалась “твердых взглядов”, сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей. Неласковость ее была напускная. Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них “что - нибудь путное”. Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. До сих пор я хожу в театр, как на праздник». В семье Паустовских было еще трое детей: два брата и сестра Константина.

Антон Павлович Чехов был третьим из пяти детей в семье. Чехов говорил: «В детстве у меня не было детства». Распорядок дня у детей в семье Чеховых был вовсе не детским. День занимали заботы об отцовской лавке, которая работала с 5 утра до 11 вечера, бесконечные спевки в церковном хоре, который отец стремился сделать лучшим в городе, учебой в гимназии. Кроме того дети учились ремеслу, так Антон, например, осваивал портняжное дело. Отец Чехова был деспотичен, в семье применялись наказания и порка. Но, в то же время, он был разносторонне талантлив: самостоятельно научился играть на скрипке, занимался иконописью. Отец хотел видеть своих детей образованными, более счастливыми, чем он сам. Он нанимал преподавателей музыки и иностранных языков для занятий с детьми, все они учились в гимназии. Влияние матери было смягчающим. Антон Павлович Чехов говорил о своей семье и детстве: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Космос

Юрий Алексеевич Гагарин был третьим ребенком в семье (всего детей в семье было четверо). Его семья была самой обычной крестьянской (колхозной): отец его окончил всего два класса, но многим интересовался в жизни, был мастером на все руки, мать не получила никакого образования. В их семье был очень силен авторитет отца, который прививал детям любовь к ближним и уважение к старшим.

Наука

Дмитрий Иванович Менделеев был последним семнадцатым ребенком в семье.

Родом он из русской православной семьи. Его дед был священником. Отец был директором гимназии, но в год рождения будущего ученого он серьезно заболел и потерял работу. Все семейные тяготы перешли на плечи его матери, женщине выдающегося ума и энергии. Семья жила на очень скромные средства: пенсию и совсем небольшой доход от стеклянного завода. Мама Менделеева заботилась о детях, которые получили очень хорошее образование. По вечерам Мария Менделеева собирала всех в гостиной и играла на фортепиано и читала вслух.

У родителей Ивана Петровича Павлова родилось десять детей. Он охотно занимался с братьями и сестрами, помогал матери по хозяйству, работал в саду и огороде, помогал отцу при постройке дома, выучился немного столярному и токарному делу. Отец любил говорить ему: «Делу время, потехе - час». Отец Павлова был священником, мать происходила тоже из духовной семьи. Семья жила не богато. Держали квартирантов, дети охотно помогали матери - приносили воду, кололи дрова, топили печь и др.

– первая женщина, ставшая лауреатом Нобелевской премии, так же она является первым дважды лауреатом этой премии.

Мария была пятым ребенком в семье преподавателей. Все дети в семье Склодовских окончили гимназию с золотой медалью. Этому не смогли помешать ни ранняя смерть матери, ни вечная нехватка средств. Часть дома Склодовские сдавали пансионерам. В связи с этим Марии приходилось спать в столовой, рано вставать и поздно ложиться - когда дела на кухне завершены. Большое влияние на детей оказал их отец, директор гимназии. Рано овдовев, он старался быть опорой и верным другом для своих детей.

Получив прекрасное образование в гимназии, Мария не могла поступить в Варшавский университет. В то время там могли заниматься только мужчины. Оплатить обучение детей за рубежом у семьи Склодовских не было возможности. И тогда Мария договорилась с сестрой, что Броня поступит в парижскую Сорбонну, а Мария будет для этого работать и оплачивать ее образование. Затем наступит очередь Брони помогать своей сестре. Так и поступили, Мария стала гувернанткой. Приехать в Париж она смогла только в 24 года. Но ее упорство, страсть к исследованиям, безмерная энергия помогли ей состояться как великому ученому и как женщине в семейной жизни. Кстати, дочери Марии Склодовской-Кюри тоже стали успешными: старшая Ирен продолжила труды своих знаменитых родителей, став ученым и также лауреатом Нобелевской премии; младшая Ева - превосходной пианисткой.

Медицина

Елена Васильевна Малышева - российский врач, телеведущая родилась в семье врачей, имеет старшую сестру и брата-двойняшку. Все дети впоследствии стали врачами. «Родители нас безмерно любили, много занимались нами, всячески развивали и образовывали, - вспоминала телеведущая. - Но и требовали с нас много, вольностей не допускалось. Например, я была солисткой хора, который выступал на всевозможных праздниках и торжественных мероприятиях. И в дни выступлений всех участников хора освобождали от занятий. Но меня мама каждый раз будила в семь утра и отправляла в школу. Я возмущалась: «Как ты можешь, никто же не идет, почему я должна?!» На что она говорила: «Потому что у тебя свой путь. Ты обязана учиться».

Леонид Михайлович Рошаль - директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор, доктор медицинских наук, общественный деятель.

Из интервью. "У меня в семье медиков не было. Отец - воспитанник детского дома, до этого беспризорником был. Потом в военно-воздушных силах служил командиром дивизии. Мама была рабочая. Расписались они, когда папе было 18, маме - 17 лет, потому что в те годы была безработица. Ему надо было идти в армию, а она шла на его место работать. Потом рабфаки всякие окончила. Очаровательная совершенно женщина. Не с каким-то сверхобразованием, но была в ней огромная внутренняя культура. А отец довольно жесткий был человек. Но умел любить детей безумно совершенно». В их семье было трое детей.

А как у них?

А как же обстоят дела у талантливых и знаменитых людей за границей? Приведу лишь краткий список:

Л.В. Бетховен – первый из семи детей в семье;
И.С. Бах был шестым ребенком в семье;
Наполеон Бонапарт тоже из многодетной семьи;
Астрид Линдгрен - второй ребенок из четырех;
Мерилин Монро - третий ребенок;
Коко Шанель - вторая из пятерых детей;
Грейс Келли - третий ребенок в семье;
Одри Хэпберн - третий ребенок в семье;
Принцесса Диана - третья дочь в семье;
Джон Д.Астор - третий сын;
У Джона Д.Рокфеллера-старшего было еще три сестры;
Конрад Хилтон - второй ребенок в семье;
Стивен Спилберг имеет трех младших сестер;
Маргарет Тетчер - вторая из сестер;
Мел Гибсон - шестой ребенок из одиннадцати;
Мирей Матье - старшая из четырнадцати братьев и сестер;
Селин Дион самая младшая из четырнадцати детей в семье;
Шакира - первый ребенок матери и восьмой ребенок отца, воспитывалась вместе со всеми братьями и сестрами;
У Бреда Пита есть сестра и брат;
Киану Ривз один из четырех детей в семье;
Кейт Уинслет второй ребенок из пяти;
Жизель Бундхен тоже из многодетной семьи, у нее пять сестер;
Джонни Депп последний четвертый ребенок;
Ева Лонгория – одна из четырех сестер;
Уолт Дисней четвертый ребенок из пяти;
Кэти Перри вторая из троих детей;
Кэти Холмс – младший пятый ребенок;
Виктория Бекхэм из семьи с тремя детьми.

Делаем выводы

Как видно из данных примеров, все эти выдающиеся личности вышли из многодетных семей разных сословий, достатка и образованности. Но это отнюдь не помешало им стать теми, кем они стали. Это помогло им выработать в себе жизненную стойкость, терпение, ответственность, трудолюбие. Поэтому, часто встречающиеся мнение о том, что «мы сможем поставить только одного ребенка на ноги, дать ему качественное образование, разносторонне развить, хорошо одеть и обуть» является скорее заблуждением и связано больше с другими внутренними установками самих родителей.

Если вы обратили внимание, то чаще всего из всех исследуемых в данной работе знаменитостей наиболее одаренным был третий ребенок в семье. Убедитесь в этом сами и просмотрите еще раз жизненные истории прославленных людей.

Конечно, для каждого человека информация несет в себе свои индивидуальные выводы. Так, один, прочитав этот материал, обратит внимания на частое отсутствие гуманистического подхода в воспитании детей, когда родители требовали, наказывали, даже пороли своих детей. И сочтет это скорее невежественностью и малодушием, чем заботой о своем ребенке. Другой на то, что многим будущим знаменитостям не создавали каких-либо особых условий, многие жили очень бедно и у них не было даже самых элементарных вещей. И задастся вопросом, почему при современных возможностях наши дети все реже наделены той ответственностью, взрослой рассудительностью, стремлением к достижению цели, чем дети прошлых лет?

Сейчас мы много говорим и стараемся учитывать мнение ребенка в различных вопросах, мы стараемся оставлять детям свободу выбора и не навязываем своего мнения, мы стараемся создавать для детей «особые условия» в виде отдельных комнат, создания тишины во время занятий, стараемся удовлетворить все нужные и даже излишние потребности детей. Но часто получается так, что детям совсем ничего не хочется, они ни к чему не стремятся, кроме как к получению очередных удовольствий. Давайте задумаемся о «достаточном количестве условий» для ребенка или их бесполезных излишках.

Очень многие родители будущих выдающихся людей считали, что детей нужно воспитывать в строгости, поддерживая дисциплину в семье, почитание и уважение к старшим; дети много помогали своим родителям. Практически на равне со взрослыми они работали по хозяйству, занимались огородом, трудились в мастерской или торговали в лавке. Сейчас дома и в школах трудовое воспитание практически сходит на нет. Если раньше дети, помимо домашних обязанностей, дежурили по классу и школе (мыли пол, вытирали доску, ухаживали за растениями и «живым уголком», сажали цветы и деревья, где-то около школы был небольшой огород), то теперь этого уже нет. Да и многие родители это только приветствуют: «Негоже нашим детям ручки пачкать». На самом деле, от этого наши дети проигрывают.

В тоже время очень сильно была развита духовная сторона в жизни детей. Они часто ходили в церковь, дома вместе молились всей семьей, порой родители и прародители были из духовной среды (священники).

Часто личность самого родителя была очень неординарной. Взрослые увлекались различным творчеством. Мамы много читали детям, беседовали, часто пели и играли на фортепиано, отцы были людьми, интересующимися жизнью, разносторонне развитыми, хотя некоторые не имели даже базового образования.

Своим детям они стремились дать хорошее образование, считая это залогом лучшей жизни. Они тратили свои подчас небольшие средства на домашние библиотеки с разнообразными книгами, на занятия с частными преподавателями для детей. Можно сказать, что это «развивалки» того времени и зачастую гораздо более эффективные, чем современные.

Часто бывает полезно обратиться к опыту прошлых лет. Ведь результаты нашего сегодняшнего воспитания мы сможем увидеть очень не скоро. А исправить уже ничего не сможем. И спорить о методах бессмысленно. Не зря говорят, что у того, кто не знает истории, нет будущего. Ведь в уже завершенных историях мы можем проследить причины и следствия, проанализировать, что будет приемлемо для сегодняшней современности и конкретной семьи, да и просто ознакомиться с чужим жизненным опытом. Возможно, вы назовете другие интересные примеры на заданную тему, список с удовольствием продолжим.

В 2014 году исполняется ровно 180 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева. В честь юбилея мы представляем вам девять интересных фактов о его жизни.

1. Семнадцатый ребенок в семье
Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске - первой столице Сибирского края. Он был последним в семье - семнадцатым ребёнком. Семья, впрочем, была не такой большой: из 17 детей восемь умерли еще в младенчестве.
Отец Дмитрия - Иван Павлович Менделеев - занимал почетную должность директора Тобольской гимназии. Он скончался, когда Дмитрию исполнилось 13 лет, поэтому содержать большую семью пришлось матери - Марии Дмитриевне, которая приложила много усилий для того, чтобы ее дети получили достойное образование. Благодаря ей Дмитрий смог поступить в Главный педагогический институт (ныне Санкт-Петербургский государственный университет).

2. Непокорный учитель
Дмитрий Менделеев имел впечатляющий педагогический опыт. Он работал старшим учителем естественных наук в Симферопольской мужской гимназии (1855 год) и Ришельевском лицее в Одессе (1855-56), а с 1857 года стал преподавать в Императорском Санкт-Петербургском университете, где проработал в общей сложности около 30 лет. Однако из-за конфликта с министром народного просвещения Иваном Деляновым Менделеев покинул университет в 1890 году. Причиной конфликта стал отказ министра принять петицию студентов. Родные и друзья вспоминают Дмитрия Ивановича как человека упорного, который не желал уступать. Так случилось и в случае с петицией. Менделеев пользовался огромным авторитетом в студенческой среде. Когда в марте 1890 года в университете начались студенческие волнения, его пригласили на одно из обсуждений и попросили подать петицию Правительству, в которой студенты изложили свои пожелания, среди которых, в частности, была свобода слова и печати. На отказ Делянова Дмитрий Иванович отреагировал кардинально. Свою последнюю лекцию, которую ученый прочитал 22 марта 1890 года, он завершил словами: "Покорнейше прошу не сопровождать моего ухода аплодисментами по множеству различных причин".

3. "Изобретатель" водки
Существует мнение, что Дмитрий Иванович Менделеев изобрел водку. Однако этот алкогольный напиток, конечно же, существовал задолго до 1865 года, когда он защитил докторскую диссертацию на тему «Рассуждение о соединении спирта с водою». Именно эта работа породила легенду, согласно которой он «принимал участие в разработке производства водки». В своей книге «Национальная легенда: был ли Менделеев создателем русской «монопольной» водки» доктор химических наук и директор музея-архива Д.И. Менделеева при ЛГУ Дмитриев Игорь Сергеевич опровергает этот факт. В частности, он утверждает, что «диссертация была посвящена изучению удельных весов спиртоводных растворов в зависимости от концентрации последних и температуры, а самого Менделеева интересовали в первую очередь совсем другие области концентраций, выше 40% по весу».

4. О сне, которого не было
Существует мнение, что однажды во сне Менделеев увидел периодическую таблицу химических элементов, после чего он ее изобрел. Однако ученый опроверг эту легенду, ответив следующее: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг... готово». К слову, открытие периодического закона произошло в феврале 1869 года. 17 февраля Дмитрий Менделеев, собираясь в дорогу, начертил набросок таблицы на обратной стороне неприметного письма, в котором его приглашали приехать и помочь производству. Ученый позже скажет, что тогда «невольно зародилась мысль о том, что между массой и химическими свойствами должна быть связь». Так, он написал на отдельных карточках названия всех известных элементов, их атомный вес и свойства, а потом расположил их по порядку. Поездку пришлось отложить - ученый с головой погрузился в работу, в результате которой был открыт периодический закон химических элементов. Стоит заметить, что в то время около 60 химических элементов было изучено, а свыше тридцати еще ожидали своего времени. В 1870 году Менделеев вычислил атомные массы элементов, которые в его таблице оставались «пустыми» неизученными местами. Так ученым было предсказано существование «экаалюминия» (галлий), «экабора» (скандий), «экасилиция» (германий) и других элементов.

5. Чемоданных дел мастер
Великий ученый занимался не только научной работой. В свободное время он любил изготавливать...чемоданы. Это ремесло Менделеев освоил в Симферополе, когда из-за Крымской войны была закрыта гимназия, в которой он преподавал. Сидеть без дела ученый не любил, поэтому нашел себе увлекательное занятие: стал переплетать книги и склеивать всевозможные подручные предметы, такие как рамки и столики. Особенно ему нравилось возиться с дорожными сумками. Так у Менделеева появилось интересное занятие – изготовление чемоданов, которое он довел до совершенства. Даже когда ученый ослеп в 1895 году, он продолжал клеить чемоданы на ощупь. Однажды во время очередной покупки кожи один покупатель поинтересовался у купца, кто этот человек, на что получил ответ: "Это известный, знаменитый чемоданных дел мастер Менделеев!"

6. Не нобелевский лауреат
Дмитрий Менделеев был выдвинут на Нобелевскую премию несколько раз, но так и не получил ее. В первый раз это случилось в 1905 году. Тогда лауреатом стал немецкий химик-органик Адольф Байер. Через год ученый был объявлен победителем премии, но Шведская королевская академия наук отменила это решение в пользу французского учёного Анри Муассана за открытие фтора. В 1907 году прозвучало предложение разделить премию с итальянским химиком Станислао Канниццаро, однако в этот раз вмешалась судьба. 2 февраля 1907 года в возрасте 72 лет Менделеев ушел из жизни. Возможно, причиной, почему ученый так и не стал обладателем долгожданной премии, являлся конфликт между Дмитрием Ивановичем и братьями Нобель. К концу 19-го века предприимчивые шведы разбогатели на бакинской нефти и стали контролировать более 13% российских месторождений. В 1886 году, когда цена на нефть резко упала, братья Нобель предложили правительству поднять налог, аргументируя это быстрым истощением месторождения. Таким образом, повышение цен в размере 15 копеек с пуда нефти обеспечивало им избавление от конкурентов. При Министерстве государственных имуществ была образована специальная комиссия, в состав которой вошел Менделеев. Ученый был противником введения налога и опроверг слух об истощении нефти, чем и разгневал Нобелей.

7. Полеты на аэростатах
Дмитрий Менделеев работал также над конструкцией летательных аппаратов, с помощью которых он планировал исследовать температуру, давление и влажность в верхних слоях атмосферы. В 1875 году он предложил проект стратостата объёмом 3600 м³. Им же был разработан проект управляемого аэростата с двигателями. В 1878 году ученый совершил полет на привязном аэростате Анри Жиффара на Всемирной выставке в Париже. Через 9 лет он опять поднялся в воздух. В этот раз местом для эксперимента был выбран пустырь на северо-западе города Клин. 7 августа 1887 года на предоставленном Военным министерством воздушном шаре «Русский» (объём 700 м³) Менделеев в одиночку поднялся на высоту более 3000 метров. Полет продолжался три часа. За это время ученый измерил давление и температуру, а также стал свидетелем полного солнечного затмения. Этот полет был отмечен медалью французской Академии аэростатической метеорологии.
8. Пионер ледоколостроения
Интересно, что из всего количества трудов ученый посвятил химии около 10 %. Кроме всего прочего, Менделеев уделял внимание кораблестроению и освоению арктического мореплавания, о чем написал около 40 работ. Он принимал непосредственное участие в проекте строительства первого в мире арктического ледокола «Ермак», который был впервые спущен на воду 29 октября 1898 года. За большой вклад в освоение Арктики именем ученого был назван подводный хребет в Северном Ледовитом океане, открытый в 1949 году.

9. Тесть Блока
Менделеев говорил, что «много испытал в жизни, но не знает ничего лучше детей». Знающие его люди рассказывали, что он часто угощал сладостями детей сторожей в Палате мер и весов, где он работал, а также устраивал для них новогоднюю елку за свой счет. Дмитрий Иванович был отцом шестерых детей: двое родились от первого брака с Феозвой Лещёвой, четверо – от второго брака с Анной Поповой.
Старший сын Владимир был морским офицером. Ему посчастливилось плавать на фрегате «Память Азова», на котором Николай II должен был отправиться в путешествие на Дальний Восток. После свадьбы с дочерью художника-передвижника Варварой Кирилловной Лемох он скоропостижно умер. О старшей дочери Ольге известно, что она разводила породистых охотничьих собак, а после революции была вынуждена переехать в Москву, где по протекции Дзержинского работала консультантом питомника служебных собак. Ее младшая сестра Мария Дмитриевна Кузьмина также занималась собаками, однако после войны стала заведовать музеем своего отца при Ленинградском государственном университете. Интересно сложилась судьба дочери Любы. Она работала артисткой в труппе Мейерхольда и вышла замуж за Александра Блока. По стопам отца пошел Иван, который работал в институте метрологии. А вот судьба младшего сына Василия сложилась весьма загадочно. Он учился на кораблестроительном отделении Кронштадтского морского инженерного училища, но так и не закончил учебу. Говорят, что Василий пошел против родительской воли, женившись на простонародной Фене, после чего ушел из дома. О нем долго ничего не было слышно, но позже выяснилось, что он умер в 1922 году в Краснодаре, заразившись от жены брюшным тифом.

У постоянно занятого Дмитрия Ивановича быт складывался неуютным, специфически холостяцким. В студенческие годы институт обеспечивал все нужды, временные пребывания в Крыму и за границей не требовали еще установившейся семьи, как бы продолжая собой студенческое житье. В Петербурге же сразу пришлось столкнуться со всеми неудобствами одиночества. Единственным близким домом для Дмитрия Ивановича была семья Басаргиных.

Ольга Ивановна Басаргина


Сестра Менделеева, Ольга Ивановна, жена декабриста Басаргина, переехала по окончании ссылки мужа в Петербург. Не имея детей, она больше других родственников заботилась о младшем брате. И теперь, видя, что сам Дмитрий Иванович посвятил всю жизнь науке и не обращает ни на что другое внимания, решила его женить. Была у нее на примете немолодая уже девушка, сибирячка, умная, скромная, бывшая институтка. Ольга Ивановна знала давно еще по Сибири и ее. и всю родню. Девушка эта, несмотря на то, что была шестью годами старше Дмитрия Ивановича, показалась Ольге Ивановне подходящей партией для брата. Дмитрий Иванович сделал предложение и оно было принято. Но уже через некоторое время Дмитрий Иванович писал в Москву сестре, уехавшей туда по делам, что он не знает, как ему быть: чем больше он сближается со своей невестой, тем больше чувствует, что у него нет тех чувств, которые должен иметь жених. На это он получил от своей сестры ответ длинный и убедительный. Она писала ему о своей собственной жизни:

"Знай, Дмитрий, я была два раза замужем. Первый раз за пожилым человеком, Медведевым, a второй раз по страстной любви за Басаргиным. Тебе первому и единственному скажу откровенно, что счастлива я была в первый раз с Медведевым. Вспомни еще, что великий Гете сказал: "нет больше греха, как обмануть девушку". Ты помолвлен, объявлен женихом, в каком положении будет она, если ты теперь откажешься?"

Феозва Никитична Лещева (Физа, как ее звали в семье) была старше Менделеева на шесть лет. Знакомы они были еще по Тобольску. Мать Физы после смерти мужа вышла замуж с четырьмя детьми за уже упоминавшегося выше поэта и инспектора Тобольской гимназии П. П. Ершова. Вскоре и она умерла. Физу и сестру взяли с собой в Петербург родственники - супруги Протопоповы. Дядю Физы, Владимира Александровича Протопопова, как раз переводили на службу в столицу по Министерству финансов.


Д. И. Менделеев с женой Феозвой Никитичной (урожд. Лещевой). 1862 г.


Барышня Феозва Никитична окончила курс в Екатерининском институте в Москве и продолжала жить у Протопоповых. Менделеев слал ей письма из-за границы (она, правда, написала ему первой), делился впечатлениями о городах, где бывал, и красотах природы. Почти ничего о работе и совсем ничего о любви. Более того: кажется, он хочет свести Физу с Сеченовым, вернувшимся в Петербург раньше: «Что вы не сердитесь на меня, Феозва Никитична, за мое непростительное молчание, то в этом я убежден, но убежден я и в том, что вы пеняли-таки иногда на меня за это и поделом, право, поделом. Зато вы, вероятно, не будете пенять на меня за то, что через посредство этого письма познакомились с Сеченовым. Он, во-первых, бывал на своем веку во многих местах, потому ему есть что рассказать, во-вторых, он был сперва офицером, потом пошел в университет - следовательно, человек с характером. А главное - он человек виду нисколько не обещающего, но в самом деле человек оригинальный, теплый, хоть и кажется подчас вовсе не таким. Мне будет интересно знать ваше мнение о нем. На этом человеке можно отчасти узнавать вкусы людей - к внешности ли они привязаны, она ли их руководит, или же они любят простоту, теплоту души, а не мягкость, увы, столь часто вредную».

Феозва Никитична Лещова, жена Менделеева, 1860-е годы.

Сеченов просто передал письмо, без каких-либо последствий для личной жизни. А Менделеев, по привычке, проводит в Петербурге редкие свободные вечера у Протопоповых, общается с Феозвой Никитичной. В дневнике записывает: «Гуляли. Ни скучно, ни весело. Нет, не живется мне, право, не такая жизнь нужна, право». Но в доме на него смотрят как на жениха, и он им становится. Потом, словно опомнившись, пытается дать обратный ход, но старшая сестра Ольга, имевшая на брата-последыша большое влияние, стыдит его в письме: «Вспомни еще, что великий Гете говорил: “Нет больше греха, как обмануть девушку”. Ты помолвлен, объявлен женихом, в каком положении будет она, если ты теперь откажешь?»

В апреле 1862 года состоялось венчание. В этом браке родилось трое детей - Мария, Владимир и Ольга. Но семейная жизнь не сложилась. Формально брак был расторгнут в 1881 году, но фактически - гораздо раньше.


В Конце 19 века в семью его овдовевшей сестры Екатерины Ивановны, переехавшей из Томска в Петербург, вошла подруга Катиной дочери Надежды донская казачка Анна Ивановна Попова. В воспоминаниях Н. Я. Капустиной-Губкиной находим такое описание внешности ее приятельницы:

«Это была высокая, стройная и статная девушка с грациозной походкой, густыми золотистыми косами, которые она носила скромно подвязанными черными лентами у затылка, но они украшали ее красивую голову. Всего же более украшали ее большие светлые глаза, с недетским, серьезным выражением на детски округленном лице, с нежным румянцем и густыми красивыми бровями. Голос у нее тоже был нежный и приятный».


Анна Ивановна Попова

Дмитрий Иванович влюбился в 17-летнюю девушку с первого взгляда. Она в него тоже.

Жена Менделеева, Феозва Никитична, предпочитала обитать в Боблово, и в апреле 1877 года Дмитрий Иванович пригласил Капустиных с Анной пожить у него, в большой квартире при университете. Ему нравилось слушать, как Анна музицирует за роялем, нравилось играть с нею в шахматы. В то же время он смущался, боялся проявить свои чувства, которые все равно не могли не заметить окружающие. От греха подальше Екатерина Ивановна переехала с девушками на другую квартиру. Но, рассказывая об этом бегстве, Анна Ивановна повторяла изречение Рабиндраната Тагора: «Можно ли бороться с ураганом? Может ли река противиться морскому приливу?» Ничто не в силах было помешать и развитию отношений между влюбленными, несмотря на 26 лет разницы в возрасте.

Как писала через много лет Анна Ивановна, «живостью и энергией Дмитрий Иванович не только не уступал молодежи, но далеко оставлял ее за собой». Жизнь, однако, давала поводы для огорчений. Феозва Никитична в разводе мужу отказала. Правда, и Анна отказала жениху, дожидавшемуся ее в Новочеркасске. Но тут в Петербург явился ее отец, отставной казачий полковник Попов, все разузнал и решительно потребовал от дочери, чтобы она взяла с Дмитрия Ивановича слово не видеться с ней и победить свое чувство.

Слово-то Дмитрий Иванович дал, но чувство победить не мог. Анна в выпускном классе получила задание исполнить в карандаше «Последний день Помпеи» Брюллова. Оказалось, что исходит оно от заказчика, пожелавшего остаться неизвестным, который приобрел рисунок за большие деньги. Нетрудно догадаться, что им был Менделеев. Его встречали в залах Академии художеств, где он бродил, разглядывая гипсовые слепки Гермесов и Персефон. Ученики и ученицы, выходя после вечерних классов, видели высокую фигуру, закутанную в черный плащ с пряжками из львиных голов, скрывавшуюся в тени портала. В гостиных Петербурга появилась новая тема для пересудов.

Тяжело переживала разлуку и Анна. Она ходила на лекции, рисовала, бывала в театрах, слушала музыку, играла сама, но (цитирую ее воспоминания) «ничего не могло заполнить пустоту души, все мне казалось тусклым и бледным».

Душевное состояние Анны было таково, что отец настоял на немедленном отъезде ее за границу. В декабре 1880 года Дмитрий Иванович дал ей рекомендательные письма к знакомым художникам, проводившим зиму в Риме. Прощание было молчаливым и грустным.

После этого Дмитрий Иванович впал в депрессию. Близкие всерьез опасались, как бы не наложил на себя руки. Посетивший в те дни квартиру Менделеева ректор университета, биолог Андрей Бекетов, застал хозяина приводящим в порядок архив. Объяснил, что собирается на конгресс химиков в Алжир, а по дороге мало ли что может случиться. («По дороге я хотел упасть с палубы в море», - скажет он потом Анне.) В запечатанном конверте он передал Бекетову самое дорогое: завещание детям и неотправленные письма к Анне, которые он опускал каждый день в особый ящик, приделанный им к своему письменному столу.

Бекетов взял конверт и, спрятав его, отправился в Боблово. Он принял на себя последнюю вспышку бесплодного отчаяния Феозвы Никитичны, но все-таки сумел добиться от нее письменного согласия на развод. Правда, она оговорила за собой право на получение в дальнейшем всего профессорского жалованья бывшего мужа. Но и это обстоятельство не могло омрачить радость Дмитрия Ивановича, когда Бекетов появился у него с новостями перед самым отплытием на конгресс. И в списках участников этого съезда химиков имя Менделеева не появилось. Вместо Алжира он очутился в Риме.

После медового месяца в Вечном городе Дмитрий Иванович и Анна Ивановна вернулись в Россию, и тут выяснилось, что епархиальная консистория, в ведении которой находилось расторжение церковных браков, наложила на Менделеева епитимью: в течение ближайших семи лет ему запрещалось вступать в новый брак. Но влюбленные все равно решили не расставаться, тем более что Анна была беременна. Как раз кстати для лишенного профессорского жалования ученого крупный нефтепромышленник Рагозин предложил ему выгодное дело: устроить лабораторию для исследованья нефти и разработки новых способов промышленного получения нефтяных продуктов на одном из поволжских заводов между Ярославлем и Романово-Борисоглебском. Поселились они в домике над Волгой. Дмитрий Иванович подолгу пропадал на заводе, но, как писала Анна Ивановна, «одиночество меня не томило <…> Здесь - глубокое сознание, что выполнено то, что надлежит выполнить, - покорность высшему…»

В новом, 1882-м году, по возвращении в Петербург они все-таки повенчались. Священник Адмиралтейской церкви в Кронштадте, исполнивший обряд таинства, был за это лишен сана, утешаясь, возможно, лишь хорошим денежным вознаграждением от Менделеевых; но законность брака церковные власти под сомнение не поставили. Молодая семья зажила дружно и счастливо. Через два года после рождения дочери Любы на свет появился сын Иван, еще через два - близнецы Мария и Василий. Возобновились «менделеевские среды». В доме снова появилась студенческая молодежь. Гостей ожидало простое угощение: чай, бутерброды, красное вино. Анна Ивановна сочла нужным в воспоминаниях особо подчеркнуть «отсутствие светских дам (бывали только художницы)» и добавила: «Все чувствовали себя легко и свободно». И еще: «Дмитрий Иванович всегда был как будто в состоянии душевного горения. Я не видела у него никогда ни одного момента апатии. Это был постоянный поток мыслей, чувств, который крушил на своем пути все препятствия».

Вообще он был большим семьянином. Вечно занятый, он всегда однако был внутренне близок всем семейным заботам, внимателен к детям, жил, сколько позволяла работа, их радостями и горестями, болезнями и ростом. Расставшись с первой семьей, он не переставал и к ней относиться хорошо. Об этом свидетельствует приводимое ниже его письмо, адресованное старшим детям от первого брака - Владимиру и Ольге. Девять лет, следующих за забаллотированием в Академию наук, складываются в жизни Дмитрия Ивановича спокойно. Время работает для его признания. И однако мы располагаем свидетельством чрезвычайно тяжелого, подавленного состояния Дмитрия Ивановича, близкого к мыслям о самоубийстве. Ввиду отсутствия внешних причин остается думать, что они были внутреннего семейного значения. Настроения эти, глубоко несвойственные Дмитрию Ивановичу, носили, очевидно, временный характер, Тем не менее письмо [Из архива дочери Д. И. Менделеева - О. Д. Трироговой ] содержит завещательный смысл и является чрезвычайно важным человеческим документом, рисующим убеждения и взгляды Менделеева. "Петербург, 19 марта 1884 г. Милые мои Володя и Леля! Пишу то, что не успел сказать и может быть не успею. Первое и главное в жизни - труд для других, но так надо устроить, чтобы самому жить можно было. Жить надо, чтобы выполнить задачу природы. А ее высшая точка - общество людей. Один - каждый нуль. Надо это помнить. И начинать не издали, а подле. Окажись полезен и нужен подле стоящим, но для этого не забывая все, сумей быть полезен, нужен и дорог другим. Так жил или так хотел жить я сам. Выполняйте же, что не мог. Для этого берегите мать, берегите ее, берегите. Заботьтесь" и друг о друге и о себе. Пусть встретятся недоразумения - не беда поворчите, не беда, вы в отца будьте, - делом, а не словом берите. Не гонитесь за словом. Оно только начало быть и будет - дело самый центр. А дело приятнейшее и самое подходящее - труд, т. е. работа для нужд и надобностей, полезностей и даже просто выгод - других. Ваша польза - выгода, а главное и во всяком случае ваши души спокойны, будут найдены тогда, потому что тому, кто дает, возвращается от других. Только не ждите, чтобы это случалось каждый раз, будет и так, что ты даешь, да за это тебя же и накажут словом или делом Только тот и может рассчитывать получить для себя от других, кто дает даром, без расчета, - от души. Жизнь - не рынок, где ничего даром не дается. Ведь дружба, ведь даже простая приятность отношений, ведь привязанность - не умом, расчетом и соображением определяются. Хотите этого - другим это давайте даром. Только не бросайтесь зря - это глупо. Разум не враг сердца, а только глаза его. Для глаз и даже самых милых, самых ласковых - ничего не давайте - для сердца - хоть все. Ищите не ума, не внешности - сердца и труда, - их выбирайте себе в спутники. Женитесь и выходите замуж по сердцу и разуму вместе. Если сердце претит - дальше, если разум не велит, тоже бегите. Отец ваш был слаб, был уродлив в этом отношении, не понимал того, что хочет вам сказать. Выбирайте сердце и труд, сами трудитесь и будьте с сердцем, а не с одним умом. Берегитесь какой-либо малейшей политической чепухи, потому что все латинское, а политика - латинщина, надо вырывать. Это не значит не интересуйтесь ничем. Это значит не составляйте политического или экономического идеала, не стараетесь его выдумать - напрасны, ранни еще усилия. А когда будет пора, то есть когда недеятельных, бесполезных, дремлющих, хныкающих и сидящих сложа руки будет мало - тогда все само собой сделается. Это не значит также, что где можно, где в силах сам один сделать, либо с согласными тому бы не сделать, не помочь. Это надо сделать. Только не увлекаться мнением о своих силах и убеждениях. Помните массу. Жить надо для близких, расширяя круг близости по возможности, но без самообмана. Не просто надо учиться. России ученьем, нет, надо учиться труду. Надо быть деятельным и бережливым, в то же время смелым и благородным. Не тот храбр, вы уже понимаете, кто лезет зря, а тот, кто умеет привести в деятельное состояние, а сам всегда в труде. Труд не суета, не работа, не ломка сил, а, напротив, спокойное, любовное, размеренное делание того, что надо для других и для себя в данных условиях. Представьте, льдина несет массу люден. Труд будет сообразить и выполнить - как достичь берега и может случиться, что наибольший труд и лучшую пользу внесет тот, кто сдержит суету, когда увидит, куда должна пристать льдина. Труд есть, однако, деятельность, а не апатия - не все равно что будет, а надо, чтобы по мере сил было все и всем, начиная с окружающих лучше. Берегите себя, мать, память отца, который душой любил вас и говорит в последний раз вам - труд всего важнее. Не кичитесь, не гонитесь за крупным трудом - труд всякий, если не про себя одного, как жеванье хлеба, либо толчение воды самый скромный, самый невидный - осветит жизнь, потому что светло и ладно в жизни, даже веселье, только от других и плод труда - польза другим. Сперва и всего необходимее людям место и время как телу и явлению природы, потому хлеб и верхний покров, потому что люди тепличные растения, затем хлеб и покров внутренние - истина, историческая привычка, обычай, а по всему этому люди становятся людьми, когда не забывают низшего первичного, знают и работают в высшем, когда по меньшей мере причастны ему. Сухо, это далеко, а ближе не разъяснить - расплывается. Одно знаю, что живя про себя, собой и мыслею своею - скука, тяжко, а живя и сам собой и всеобщей жизнью, хоть хлеб другим трудом добывая, хоть засевая его, хлопоча, для слепца лишь про себя, а в сущности для других - самому ведь столько не съесть и тогда можно найти покой и радость, благодушно прожить получается возможно. Трудитесь же, Володя и Леля, находите покой от труда, ни в чем другом не найти. Удовольствие пролетит - оно себе, труд оставит след долгой радости - он другим. Ученье - себе, плод ученья - другим. Другого смысла в ученьи нет, иначе его бы не надо было. Сами трудясь вы сделаете все для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда, пробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета - лучшего дать не могу. С ним живите, его завещайте. Любовь придет сама. Простите все, все другим. Благословляю вас - живите с богом, трудом и истинной, а мне пора отдохнуть, пора, прощайте мои Адя и Леля! Отец ваш Д. Менделеев"

Менделеев Дмитрий Иванович – русский ученый, гениальный химик, физик, исследователь в области метрологии, гидродинамики, геологии, глубокий знаток промышленности, приборостроитель, экономист, воздухоплаватель, педагог, общественный деятель и оригинальный мыслитель.

Детство и юность

Великий ученый родился в 1834 году, 8 февраля, в Тобольске. Отец Иван Павлович был директором окружных училищ и Тобольской гимназии, происходил из рода священника Павла Максимовича Соколова, русского по национальности.

Фамилию Иван поменял в детстве, будучи учащимся Тверской семинарии. Предположительно, это было сделано в честь его крестного отца, помещика Менделеева. Позднее неоднократно затрагивался вопрос о национальной принадлежности фамилии ученого. По одним сведениям, она свидетельствовала о еврейских корнях, по другим – о немецких. Сам Дмитрий Менделеев рассказывал о том, что фамилию присвоил Ивану его педагог из семинарии. Юноша произвел удачный обмен и тем прославился среди однокашников. По двум словам – «мену делать» – Иван Павлович был вписан в учебную ведомость.


Мать Мария Дмитриевна (в девичестве Корнильева) занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, имела репутацию интеллигентной и умной женщины. Дмитрий был в семье самым младшим, последним из четырнадцати детей (по другой информации – последним из семнадцати детей). В 10-летнем возрасте мальчик лишился отца, который ослеп и вскоре умер.

Во время учебы в гимназии способностей Дмитрий не проявил, сложнее всего ему давалась латынь. Любовь к науке прививала мать, она же участвовала в формировании его характера. Мария Дмитриевна увезла сына учиться в Петербург.


В 1850 году в Петербурге юноша поступает в Главный пединститут на отделение естественных наук физмата. Его преподавателями были профессора Э. Х. Ленц, А. А. Воскресенский и Н. В. Остроградский.

Во время учебы в институте (1850-1855 годы) Менделеев демонстрирует незаурядные способности. Будучи студентом, он публикует статью «Об изоморфизме» и ряд химических анализов.

Наука

В 1855-м Дмитрий получает диплом с золотой медалью и направление в Симферополь. Здесь он работает старшим учителем гимназии. С началом Крымской войны Менделеев перебирается в Одессу и получает должность преподавателя в лицее.


В 1856-м он снова в Петербурге. Учится в университете, защищает диссертацию, преподает химию. Осенью защищает еще одну диссертацию и назначается приват-доцентом университета.

В 1859-м Менделеева отправляют в командировку в Германию. Работает в университете Гейдельберга, обустраивает лабораторию, исследует капиллярные жидкости. Здесь им были написаны статьи «О температуре абсолютного кипения» и «О расширении жидкостей», открыто явление «критическая температура».


В 1861-м ученый возвращается в Петербург. Создает учебник «Органическая химия», за что удостаивается Демидовской премии. В 1864-м он уже профессор, а спустя два года возглавляет кафедру, преподает и работает над «Основами химии».

В 1869-м представляет периодическую систему элементов, совершенствованию которой посвятил всю жизнь. В таблице Менделеев представил атомную массу девяти элементов, позднее добавил в свод группу благородных газов и оставил место для элементов, которые еще предстояло открыть. В 90-е годы Дмитрий Менделеев внес свой вклад в открытие явления радиоактивности. Периодический закон включал в себя доказательства связи свойств элементов и их атомного объема. Теперь рядом с каждой таблицей химических элементов находится фото первооткрывателя.


В 1865–1887 годах разрабатывает гидратную теорию растворов. В 1872-м начинает изучать упругость газов, спустя два года выводит уравнение идеального газа. Среди достижений Менделеева этого периода – создание схемы дробной перегонки нефтепродуктов, применение цистерн и трубопровода. При содействии Дмитрия Ивановича сжигание черного золота в топках полностью прекратилось. Фраза ученого «Сжигать нефть - все равно, что топить печку ассигнациями» стала афоризмом.


Еще одной сферой деятельности ученого стали географические исследования. В 1875 году Дмитрий Иванович побывал на Парижском международном географическом конгрессе, где представил на суд свое изобретение – дифференциальный барометр-высотомер. В 1887 году ученый участвовал в путешествии на аэростате в верхние слои атмосферы для наблюдения полного солнечного затмения.

В 1890-м ссора с высокопоставленным чиновником стала причиной ухода Менделеева из университета. В 1892-м химик изобретает методику получения бездымного пороха. Одновременно с этим его назначают хранителем Депо образцовых мер и весов. Здесь он возобновляет прототипы фунта и аршина, занимается вычислениями по сравнению русских и английских эталонов мер.


По инициативе Менделеева в 1899 году факультативно вводится метрическая система мер. В 1905, 1906 и 1907 годах ученого выдвигают кандидатом на Нобелевскую премию. В 1906-м году Нобелевским комитетом премия присуждается Менделееву, но Королевская академия наук Швеции это решение не подтвердила.

Менделеев, являющийся автором более чем полутора тысяч трудов, имел огромный научный авторитет в мире. За свои заслуги ученый был удостоен многочисленных научных званий, российских и зарубежных наград, был почетным членом ряда научных обществ на родине и за границей.

Личная жизнь

В юности с Дмитрием случился неприятный случай. Ухаживания за девушкой Соней, с которой тот был знаком с детства, закончились помолвкой. Но изнеженная красавица к венцу так и не пошла. Накануне свадьбы, когда подготовка уже шла полным ходом, выходить замуж Сонечка отказалась. Девушка посчитала, что нет смысла что-то менять, если жизнь и так хороша.


Дмитрий болезненно переживал разрыв с невестой, но жизнь шла своим чередом. От тяжких дум его отвлекла поездка за границу, чтение лекций и верные друзья. Возобновив отношения с Феозвой Никитичной Лещевой, с которой был знаком ранее, стал с ней встречаться. Девушка была старше Дмитрия на 6 лет, но выглядела молодо, поэтому разница в возрасте была незаметной.


В 1862-м они стали мужем и женой. Первая дочь Маша родилась в 1863 году, но прожила только несколько месяцев. В 1865-м родился сын Володя, спустя три года – дочь Оля. К детям Дмитрий Иванович был привязан, но времени им уделял мало, так как жизнь была посвящена научной деятельности. В браке, заключенном по принципу «стерпится-слюбится», он не был счастлив.


В 1877-м Дмитрий знакомится с Анной Ивановной Поповой, которая стала для него человеком, способным в трудную минуту поддержать умным словом. Девушка оказалась творчески одаренным человеком: училась в консерватории игре на фортепиано, позже в Академии художеств.

Дмитрий Иванович устраивал у себя молодежные «пятницы», где и познакомился с Анной. «Пятницы» трансформировались в литературно-художественные «среды», завсегдатаями которых были талантливые художники и профессора. Среди них были , Николай Вагнер, Николай Бекетов и другие.


Женитьба Дмитрия и Анны состоялась в 1881 году. Вскоре у них родилась дочь Люба, сын Иван появился в 1883-м, близнецы Василий и Мария – в 1886-м. Во втором браке личная жизнь ученого сложилась счастливо. Позднее зятем Дмитрия Ивановича стал поэт , женившись на дочери ученого Любови.

Смерть

В начале 1907 года в Палате мер и весов проходила встреча Дмитрия Менделеева и нового министра промышленности Дмитрия Философова. После обхода палаты ученый заболел простудой, которая вызвала воспаление легких. Но даже будучи сильно больным, Дмитрий продолжал работу над рукописью «К познанию России», последними написанными им словами в которой стала фраза:

«В заключение считаю необходимым, хоть в самых общих чертах, высказать…».

Смерть наступила в пять часов утра 2 февраля по причине паралича сердца. Могила Дмитрия Менделеева находится на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.

Память Дмитрия Менделеева увековечена рядом монументов, документальных фильмов, книгой «Дмитрий Менделеев. Автор великого закона».

  • С именем Дмитрия Менделеева связано множество интересных фактов биографии. Помимо деятельности ученого, Дмитрий Иванович занимался промышленной разведкой. В 70-е годы в США начался расцвет нефтяной промышленности, появились технологии, которые удешевили производство нефтепродуктов. Российские производители стали терпеть убытки на международном рынке из-за неспособности конкурировать по цене.
  • В 1876 году по ходатайству министерства финансов России и «Русского технического общества», сотрудничавшего с военным ведомством, Менделеев отправился за океан на выставку технических новинок. На месте химик изучил новаторские принципы изготовления керосина и других нефтепродуктов. А по заказанным отчетам железнодорожных служб Европы Дмитрий Иванович попытался расшифровать метод изготовления бездымного пороха, что ему и удалось.

  • У Менделеева было хобби – изготавливать чемоданы. Ученый шил себе одежду.
  • Ученому приписывают изобретение водки и самогонного аппарата. Но на самом деле Дмитрий Иванович в теме докторской диссертации «Рассуждение о соединении спирта с водою» изучил вопрос уменьшения объема смешиваемых жидкостей. В работе ученого не было и слова о водке. А стандарт в 40° был установлен в царской России еще в 1843 году.
  • Придумал герметические отсеки для пассажиров и пилотов.
  • Существует легенда, что открытие периодической системы Менделеева произошло во сне, но это миф, созданный самим ученым.
  • Сам скручивал папиросы, используя дорогой табак. Говорил, что никогда не бросит курить.

Открытия

  • Создал управляемый аэростат, который стал неоценимым вкладом в воздухоплавание.
  • Разработал периодическую таблицу химических элементов, ставшую графическим выражением закона, установленного Менделеевым в ходе работы над «Основами химии».
  • Создал пикнометр – прибор, способный определять плотность жидкости.
  • Открыл критическую температуру кипения жидкостей.
  • Создал уравнение состояния идеального газа, устанавливающее зависимость между абсолютной температурой идеального газа, давлением и молярным объемом.
  • Открыл Главную палату мер и весов – центральное учреждение Министерства финансов, заведовавшее поверочной частью Российской империи, подчинявшееся отделу торговли.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - русский ученый-энциклопедист. В 1869 г. открыл периодический закон химических элементов — один из основных законов естествознания. Он оставил свыше 500 печатных трудов, среди которых классические «Основы химии» — первое стройное изложение неорганической химии. Также Д.И. Менделеев является автором фундаментальных исследований по физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению, тесно связанных с потребностями экономического развития России. Организатор и первый директор Главной палаты мер и весов.

Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 г. в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком. В 1841-1849 гг. учился в Тобольской гимназии.

Высшее образование Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, курс которого окончил в 1855 г. с золотой медалью. В 1856 г. в Петербургском университете защитил в магистерскую диссертацию и с 1857 г. в качестве доцента читал там же курс органической химии. В 1859-1861 гг. он был в научной командировке в Гейдельберге, где подружился со многими находившимися там учёными, в том числе с А.П. Бородиным и И.М. Сеченовым. Там он работал в своей небольшой домашней лаборатории, а также в лаборатории Р. Бунзена в Гейдельбергском университете. В 1861 г. опубликовал учебник «Органическая химия», удостоенный Петербургской Академией Наук Демидовской премии.

В 1862 г. Менделеев женился на падчерице знаменитого автора «Конька-Горбунка» Петра Павловича Ершова Феозвой Никитичной Лещевой, уроженкой Тобольска. В этом браке у него родилось трое детей, но одна дочь умерла в младенчестве. В 1865 г. ученый приобрел имение Боблово в Московской губернии, где занимался агрохимией и сельским хозяйством. Ф.Н. Лещева с детьми большую часть времени проживала именно там.

В 1864-1866 гг. Д.И. Менделеев был профессором Петербургского технологического института. В 1865 г. защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой» и тогда же был утверждён профессором Петербургского университета. Преподавал Менделеев и в других высших учебных заведениях. Принимал активное участие в общественной жизни, выступая в печати с требованиями о разрешении чтений публичных лекций, протестовал против циркуляров, ограничивающих права студентов, обсуждал новый университетский устав.

Открытие Менделеевым периодического закона датируется 1 марта 1869 г., когда он составил таблицу, озаглавленную «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Оно явилось результатом долголетних поисков. Он составил несколько вариантов периодической системы и на её основе исправил атомные веса некоторых известных элементов, предсказал существование и свойства ещё неизвестных элементов. На первых порах сама система, внесённые исправления и прогнозы Менделеева были встречены сдержанно. Но после открытия предсказанных им элементов (галлий, германий, скандий), периодический закон стал получать признание. Периодическая система явилась своего рода путеводной картой при изучении неорганической химии и в исследовательской работе в этой области.

В 1868 г. Менделеев стал одним из организаторов Русского химического общества.

В конце 1870-х гг. Дмитрий Менделеев страстно влюбился в Анну Ивановну Попову, дочь донского казака из Урюпинска. Во втором браке у Д. И. Менделеева родилось четверо детей. Д.И. Менделеев был тестем русского поэта Александра Блока, женатого на его дочери Любови.

С 1876 г. Дмитрий Менделеев - член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 г. выдвигался в академики, но был забаллотирован, что вызвало резкий общественный протест.

В 1890 г. Менделеев будучи профессором Петербургского университета, ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. Почти насильно оторванный от науки, Дмитрий Менделеев посвящает все свои силы практическим задачам.

При его участии, в 1890 г. создается проект нового таможенного тарифа, в котором последовательно проводится покровительственная система, а в 1891 г. выходит в свет замечательная книга: «Толковый тариф», представляющая комментарий к этому проекту и вместе с тем глубоко продуманный обзор промышленности, с указанием на ее нужды и будущие перспективы. В 1891 году Морское и военное министерство поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и он (после заграничной командировки) в 1892 г. блестящим образом выполняет эту задачу. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, притом универсальным и легко приспособляемым ко всякому огнестрельному оружию.

С 1891 г. Менделеев принимает деятельное участие в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза-Ефрона, в качестве редактора химико-технического и фабрично-заводского отдела и автора многих статей служащих украшением этого издания. В 1900-1902 гг. Дмитрий Менделеев редактирует «Библиотеку промышленности» (изд. Брокгауза-Ефрона), где ему принадлежит выпуск «Учение о промышленности». С 1904 г. стали выходить «Заветные мысли» - историко-философский и социально-экономический трактат Менделеева, в котором содержится как бы его завещание потомству, итоги пережитого и передуманного по различным вопросам, касающимся экономической, государственной и общественной жизни России.

Дмитрий Иванович Менделеев умер 20 января 1907 г. от воспаления легких. Его похороны, принятые на счет государства, были настоящим национальным трауром. Отделение химии Русского Физико-Химического Общества учредило в честь Менделеева две премии за лучшие работы по химии. Библиотека Менделеева, вместе с обстановкой его кабинета, приобретена Петроградским университетом и хранится в особом помещении, когда-то составлявшем часть его квартиры.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»