Кто такой Санта Клаус? Происхождение и легенда о Санта Клаусе. Как Святой Николай Санта Клаусом стал (7 фото)

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Во всем мире не найдется более обожаемого и ожидаемого детьми персонажа, нежели Санта Клаус, он же Дед Мороз, он же Бабо Наталь, Святой Николаус или Пьер Ноэль. У него множество образов и имен, которые наиболее часто произносятся в канун Нового года не только детьми, но и взрослыми, свято верящими в магию этого праздника.

Образ полненького белобородого старичка в красном пальто, разъезжающего на санях в новогоднюю ночь, укоренился в сознании многих людей с раннего детства. Все знают его привычку пробираться ночью в дома к послушным деткам через дымоход или окно и оставлять подарки под елкой или же в заранее приготовленных носочках. Но мало кто задумывался о том, откуда все-таки произошел этот неунывающий добрый толстячок.

История про доброго священника

Оказывается, прототипом современного Санты послужил священник Николас из Миры (Турция), который жил в четвертом столетии нашей эры. Он прославился своей безграничной щедростью и любовью к детям и обездоленным. Николас забрасывал подарки для детей из бедных семей через окно и умилялся тому, в какой восторг приходили малыши от новых игрушек.

Всю свою жизнь священник посвятил благотворительности и покровительству над бедняками. Отсюда возникла еще одна легенда о трех незамужних женщинах, которые были настолько бедны, что не могли позволить себе насобирать приданого для свадьбы. Тогда Николас тайно подбросил им ночью мешочек с золотом в надежде помочь найти свое счастье. Не веря своим глазам, отец невест решил проследить, откуда берутся чудесные дары, но Николай оказался хитрее, и третий мешочек забросил через дымоход.

К сожалению, ему так и не удалось сохранить в тайне свою щедрость и все узнали о происхождении нежданного богатства. С тех пор, даже после смерти священника, люди продолжают анонимно дарить неимущим подарки, прикрываясь именем Николаса, а в некоторых странах его даже вознесли в ряд святых.

Так, в Греции и Святой Николай является покровителем моряков и рыбаков, а в греческом фольклоре его даже называли «покровитель морей». Во многих современных европейских странах день этого святого празднуют 6 декабря, а в России 19 декабря, после визита князя Владимира в Константинополь. Истории о Николае распространились до самой Лапландии, которая впоследствии обозначилась как место жительства Клауса. Имя же со временем трансформировалось из голландского Синт Николаас в Синтер Клаас, а, достигнув берегов Америки, утвердилось как Санта Клаус.

Современный Санта очаровывает маленьких детей своей таинственностью и вездесущностью – как успеть в одну ночь посетить миллионы малышей по всему миру, да еще и знать, кто как себя вел на протяжении всего года? Суть Санты всеми воспринимается одинаково, меняются лишь его атрибуты и образы, которые в каждой стране добавляются или изымаются в зависимости от их внутренних традиций.

Как выглядит Санта-Клаус в разных странах?

Так в Америке , Санта Клаус, завезенный из Дании, трансформировался из строгого священника в жизнерадостного старого гнома. На американских землях святой превратился в пухленького шутливого старца, приносящего подарки в новогоднюю ночь. Румяный с мороза, навеселе, в красном костюме и с мешком, полным подарков, за спиной – типичный образ Санты для всех американцев.

В Германии детки ждут Николауса, оставляя перед сном свои ботиночки возле входной двери и зазывая святого в гости. Послушные малыши под утро находят в своей обуви подарки, а те, кто не слушал родителей, получают вместо сладостей и игрушек угольки.

Шведские дети в канун Нового года с нетерпением ожидают Юлтомтена, сказочного гнома на козьей упряжке, а в Дании заказывают подарки Юлемандену. Он также представляется с мешком за спиной, но в упряжке с оленями и с подручными эльфами, для которых малыши оставляют блюдце с молоком или рисовый пудинг.

Санта Клаус – легендарный герой Рождества, добрый старичок, приносящий подарки детям на Рождество и Новый год . Как правило, его изображают веселым пухлым дедушкой с белой бородой, одетым в окаймленный белым красный кафтан. Он летает по воздуху на санях, полных игрушек и запряженных восьмеркой оленей. Говорят, что в Сочельник Санта (а также Святой Никола или Святой Ник) проникает в дома через трубу и кладет подарки под Рождественскую елку и в чулки всех детей, которые на протяжении года вели себя хорошо. Хотя привычный для нас образ Санта Клауса и является североамериканским изобретением XIX века, в нем все же заложены древние европейские корни, и это оказывает большое влияние на празднование Рождества во всем мире.

Происхождение легенды.

В истории Святой Никола впервые появляется в христианских легендах, в которых его боготворят за спасение выброшенных во время шторма моряков, покровительство детей и преподношение щедрых подарков бедным. Не смотря на то, что подлинность многих историй о Святом Николе сомнительна (рассказывают, например, как он однажды принес бедной семье мешок золота, закинув его через окно), легенда о нем распространилась по всей Европе, придав ему образ героя, преподносившего детям подарки. Христианский Святой Никола изменялся или превращался в разнообразные языческие образы, такие, как итальянский Бефана, или немецкая Берхта. Святого называли SanktNikolaus в Германии и Sanct Herr Nicholaas или Sinter Klaas в Голландии. В этих странах Святой Никола иногда изображался скачущим по небу на коне. Представлялся он в мантии епископа и временами был в сопровождении Черного Петра – эльфа, который должен был шлепать непослушных детей. Празднование Дня Святого Николы – дня, когда люди обменивались между собой подарками, – обычно проходило 6 декабря. После Реформации немецкие протестанты признали почитание сына Христа и создали для него собственный день торжества – 25 декабря. Когда традиция широко распространилась, ее начали тесно связывать с Рождеством.

Американское происхождение.

Американский Санта Клаус получил свою вдохновляющую идею и имя из датской легенды о Sinter Klaas, которую привезли с собой основатели Нью-Йорка в XVII веке. Сначала имя Санта Клауса появилась в американской прессе в виде St. A Claus, а известный писатель Вашингтон Ирвинг стал первым, кто рассказал подробную историю о датском Святом Николе. В своей книге «История Нью-Йорка», опубликованной в 1809 году под псевдонимом Дидриха Кникербокера, Ирвинг описывал появление Святого на коне в сопровождении Черного Петра каждый год в канун праздника Дня Святого Николы. Этот датско-американский образ Святого Ника стал полностью национальным для американского народа в 1823 году после выхода поэмы Клемента Кларка Мура «A Visit From Saint Nicholas» больше известной как «The Night Before Christmas» («Ночь перед Рождеством»). Мур добавил такие подробности, как имена оленей, смех, кивки и подмигивание Санты, а также описал способ, с помощью которого Санта, словно эльф, возвращался обратно из трубы (истолкование Мур брал не из головы, а ссылаясь на работы Ирвинга 1809 года).

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, "выкрали" из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют "Никола–вешний".

На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: "Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах".

Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых "католических" странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо "Отца Рождества", либо "Рождественского деда", либо "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили-то обитатели новой земли не по-английски. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".

Голландский Синтаклаас (Sinterklaas)

Свою историю сказочный персонаж Санта-Клаус начал с христианской доброты мерликийского епископа Николая, ставшего впоследствии святым. Святой Николай отличался большой добротой, всю свою жизнь он помогал бедным. Праведный человек тайком подкладывал подарки детям бедняков. Сегодня в память о его христианской заботе Санта-Клаус (Святой Николай) приносит рождественские дары всем малышам Земли.

Историческая родина Санта-Клауса

Исторической родиной сказочного Рождественского Деда можно считать Северную Америку. Приехавшие туда колонисты привезли с собой европейскую легенду о Святом Николае и его щедрости.

Позже американский писатель Клемент Кларк Мур написал поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», в которой описал Санта-Клауса как персонажа, который приносит детям подарки на Рождество. Поэма была переиздана в 1844 году. С этого времени все американцы знают, Санта-Клаус. Именно Клемент Мур посадил своего персонажа в сани, запряженные оленями.

Художник Томас Наст нарисовал иллюстрации к поэме Мура, позже он выпустил в журнале «Харпер Уилки» серию картинок, подробно описывающих жизнь и быт сказочного Санта-Клауса.

Так родился на свет легендарный новогодний персонаж, теперь о его существовании знают все дети мира. Ему пишутся на Рождество миллионы писем с просьбами о подарках. А живет он сейчас в Лапландии и ежегодно, перед рождественской неделей, выезжает на праздники на радость всей детворе.

Лапландия - сказочный дом Санта-Клауса

В современной Финляндии есть место, где круглый год живет сказка. Это гора Корвантунтури в области Пайо, или волшебная Лапландия. Здесь Санта-Клаус принимает гостей, отсюда на оленях начинает чудесное зимнее путешествие.

Ежегодно множество детей приезжает на аудиенцию к Рождественскому деду. Можно поговорить с Санта- Клаусом, попросить исполнить , а также написать на сказочной почте свои пожелания на предстоящее Рождество.

Организаторы волшебного поселения продумали все до мелочей, и поток туристов ежегодно стремится в Лапландию, начиная с ноября и заканчивая мартом. Сувениры, рождественский спектакль о младенце-Христе и просто веру в сказку - вот что можно подарить сегодня своему ребенку на Рождество с помощью Санта-Клауса.

Российский Дед Мороз и его внучка Снегурочка прекрасно дополняют семью сказочных зимних волшебников. Все вместе эти персонажи приносят праздник в жизнь детей и веру в чудо доброты, которую когда-то принес на Землю Святой Николай.

Происхождение Санта-Клауса

Прообразом Санта-Клауса является общехристианский святой Николай Мирликийский (Санта - «святой», Клаус - «Николай»), известный по житию своей благотворительностью (помощью бедным людям в виде тайных подарков). Первоначально именно от его имени дарились в Европе подарки детям в день почитания святого по церковному календарю - 6 декабря. Однако в период Реформации , выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа, вручающего подарки, на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период Контрреформации в Европе персонаж Святого Николая снова стал дарить детям подарки, однако это стало происходить в конце декабря на Рождество . Но, например, в Нидерландах , где имя святого Николая произносят как Синтерклаас; от его имени детям дарят подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.

Именно благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам , ныне известное как город Нью-Йорк , образ Святого Николая попал на североамериканский континент. При этом необходимо отметить, что английские пуритане, также осваивавшие Северную Америку, Рождество не отмечали.

В 1809 году в свет вышла «История Нью-Йорка» американского писателя Вашингтона Ирвинга , в котором тот рассказывал о голландских временах города, упомянув и обычай чествования Святого Николая в Новом Амстердаме.

В развитие истории Ирвинга в 1823 году Клемент Кларк Мур выпустил в свет поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая », в которой рассказал о некоем персонаже, дарящем детям подарки - Санта-Клаусе. Эта, ставшая очень популярной, поэма была переиздана в 1844-м году. Как утверждал американский телеканал по истории History Channel в вышедшей в 2000-х годах документальной программе «Легенды Санты»: «Благодаря перу Клемента Мура Святой Николай превратился в Санта-Клауса» и «К 1840-му году практически все американцы знали, кто такой Санта-Клаус. Этого забавного старика подарил нам Клемент Мур». В этом же стихотворении впервые упоминаются восемь из классической девятки оленей Санта-Клауса .

1881 Иллюстрация Томас Наста, который с Клеменом Кларком помогал создавать современный образ Санта-Клауса.

В 1863 году знаменитый американский художник Томас Наст , работавший в журнале Harper’s Weekly , использовал по мотивам книги Клемента Кларка Мура персонаж Санта-Клауса в серии своих политических карикатур, в виде героя, дарящего подарки. Персонаж стал популярен, и Наст позднее выпустил, в том числе и для «Харпер уикли», множество забавных рисунков, но уже для детей, с веселыми сценками из жизни Санты-Клауса. В своих рисунках Наст придумал и подробно живописал быт Санты.

Художник впервые упомянул, что Санта живёт на Северном полюсе, что Санта ведет специальную книгу, куда записывает поступки хороших и плохих детей и.т.д. На рисунках Наста происходила постепенная трансформация облика Санты от персонажа в виде толстого пожилого эльфа в меховом костюме к более реалистичному и веселому персонажу в полушубке. Как указывает телеканал History Channel , «Наст срисовал Санта-Клауса с себя». Наст был упитанным человеком небольшого роста, с большими усами и широкой бородой.

Необходимо отметить, что первоначально полушубок Санты на рисунках Наста был коричневого цвета, однако почти сразу в процессе выхода новых рисунков, стал приобретать красноватый оттенок. Красный цвет полушубка Санты не несет никакой смысловой нагрузки, - отмечает History Channel в своем исследовании «Легенды Санты».

  • Дэшер («Стремительный»),
  • Дэнсер («Танцор»),
  • Прэнсер («Гарцующий»),
  • Виксен («Злобный»),
  • Комет («Комета»),
  • Кюпид («Купидон»),
  • Доннер (Дандер) (от нем. и голланд. «Гром») и
  • Блитцен (Бликсем) (от голл. «Молния»).

Эти имена впервые прозвучали в 1823 году в стихотворении «Ночь перед Рождеством» . Позднее в американский фольклор вошёл ещё один олень - Рудольф, который стоит во главе упряжки и имеет светящийся красный нос. Он появился в результате чикагской рекламной акции 1939 года.

Спутники Санта-Клауса

В различных традициях Санта-Клаус появляется в сопровождении других персонажей, добрых или злых. Так, в фольклоре альпийского региона спутником и одновременно антиподом Св. Николая является косматый и рогатый Крампус , который наказывает непослушных детей и пугает их.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Трансформация: от Святого Николая к Санта-Клаусу. История образа Санты в рисунках, рус.
  • Упоминание американской радиостанции "Голос Америки", о том что пуритане не праздновали Рождество

Wikimedia Foundation . 2010 .

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»