Корабельный зенитный ракетный комплекс кинжал. Ядерный "Кинжал" и секретные разработки: о каком оружии рассказал Путин Зрк кинжал

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В первый день весны президент России Владимир Путин обратился к Федеральному собранию с ежегодным посланием. Глава государства рассказал о последних успехах и поставил новые задачи. Кроме того, он затронул тему стратегических вооружений, предназначенных для обеспечения безопасности страны. Новые системы в будущем получат все основные виды вооруженных сил, в том числе боевая авиация. Вместе с существующими самолетами предлагается использовать авиационный ракетный комплекс «Кинжал».

Рассказ о новом оружии для воздушно-космических сил В. Путин начал с напоминания о текущих тенденциях в области аэрокосмических технологий. Сейчас ведущие страны, имеющие большой научный потенциал и располагающие современными технологиями, разрабатывают т.н. гиперзвуковое вооружение. Далее президент провел краткую «лекцию» по физике и аэродинамике. Он указал, что скорость звука традиционно измеряется в махах – единица названа в часть австрийского физика Эрнста Маха. На высоте 11 км 1 мах равняется 1062 км/ч. Скорость от М=1 до М=5 считается сверхзвуковой, более М=5 – гиперзвуковой.

Оружие с гиперзвуковой скоростью полета дает вооруженным силам самые серьезные преимущества перед противником. Подобное вооружение может отличаться высокой мощностью, а большая скорость защищает его от перехвата средствами противовоздушной или противоракетной обороны. Перехватчики попросту не могут догнать атакующее изделие. Как заявил президент, понятно, почему ведущие страны мира стремятся завладеть такими вооружениями. А у России подобные средства уже есть.

Важнейшим этапом создания современных средств вооружения В. Путин назвал разработку высокоточного авиационного ракетного комплекса, который, как утверждается, не имеет аналогов в зарубежных странах. Испытания этой системы уже были завершены. Более того, с 1 декабря новый комплекс используется в порядке опытно-боевого дежурства на аэродромах Южного военного округа.

МиГ-31БМ взлетает с ракетой «Кинжал»

По словам В. Путина, ракета при помощи высокоскоростного самолета-носителя должна за считанные минуты выходить к месту старта. После сброса ракета развивает скорость, в десять раз превышающую скорость звука. На всем протяжении траектории, несмотря на высокую скорость, изделие способно выполнять маневры. Возможность изменения траектории полета позволяет защитить ракету от средств обороны противника. По мнению президента, новая ракета гарантировано преодолевает современные и, возможно, перспективные комплексы ПВО и ПРО. Гиперзвуковая ракета способна лететь на дальность до 2 тыс. км и доставлять к цели обычный или ядерный боезаряд.

В отличие от некоторых других перспективных разработок, представленных на прошлой неделе, авиационный ракетный комплекс уже получил собственное название. Его обозначили как «Кинжал». Иные названия и обозначения, такие как индекс ГРАУ, рабочий шифр проекта и т.д. президент не приводил.

Как и в случае с другими новейшими образцами вооружения, за словами президента последовал демонстрационный видеоролик, показывающий интереснейшие кадры с испытаний перспективного ракетного комплекса. Видеосъемка самым наглядным образом подтверждает заявления В. Путина о проведении испытаний. Некоторые из этапов одного из тестовых запусков, снятые военными операторами, разрешили использовать в ролике для показа широкой общественности.

Самолет перед сбросом ракеты

Видео начинается с кадров взлета истребителя-перехватчика МиГ-31БМ. Уже во время разбега видно, что под днищем его фюзеляжа подвешен не привычный и стандартный боекомплект, но некое новое оружие. Перехватчик поднимает в воздух крупную и массивную ракету нового типа. Часть дальнейшего полета с выходом в точку запуска, впрочем, была показана при помощи упрощенной компьютерной графики. Но далее вновь была видеозапись реальных испытаний с настоящим запуском ракеты.

Находясь на заданном курсе и выдерживая определенную высоту и скорость, самолет-носитель сбросил ракету «Кинжал». В свободном полете она «провалилась» по высоте, после чего сбросила хвостовой обтекатель и запустила маршевый двигатель. Полет ракеты вновь не стали показывать в виде документальных кадров и изобразили схематически. В следующем эпизоде компьютерная модель самолета сбросила анимированную ракету, а та по баллистической траектории направилась к кораблю условного противника. Стоит отметить, что нарисованный корабль-мишень имел узнаваемый внешний вид и был похож на некий реальный образец.

Изделие Х-47М2 отделилось

Последние этапы полета ракеты, выходящей в район цели, а затем наводящейся на нее, были показаны с применением графики. Причем «камера» в этот раз находилась прямо на борту ракеты. Изделие направилось на корабль противника, перешло в пикирование, и затем видеосигнал, ожидаемо, пропал. Впрочем, в ролике показали поражение цели, хотя и другой. Боеприпас упал на сухопутное укрепление и взорвал его. Самолет-носитель МиГ-31БМ, в свою очередь, вернулся на аэродром и выполнил посадку.

Вскоре после окончания выступления президента появились новые сведения о проекте «Кинжал». Так, российская пресса привела второе обозначение новой ракеты – Х-47М2. Командующий Воздушно-космическими силами генерал-полковник Сергей Суровикин указал, что новая ракета относится к классу гиперзвукового аэробаллистического оружия. По его словам, на полигонах министерства обороны уже были проведены государственные испытания нового комплекса. Во время проверок он полностью подтвердил свою эффективность. Все запуски ракет завершались точным поражением намеченных целей.

Главком ВКС также раскрыл некоторые подробности боевой работы изделия «Кинжал». Так, на конечном баллистическом участке полета ракета использует всепогодную головку самонаведения. Это обеспечивает возможность применения ракеты в любое время суток с получением требуемой точности и избирательности поражения цели. Максимальная скорость ракеты в полете в 10 раз превышает скорость звука. Дальность стрельбы, как подтвердил главком, достигает 2 тыс. км.

Сброс хвостового обтекателя

Таким образом, в интересах Воздушно-космических сил была разработана новейшая аэробаллистическая ракета, пригодная для уничтожения различных наземных или надводных объектов. Изделие Х-47М2 «Кинжал» может нести как конвенциональную, так и специальную боевую часть, что расширяет круг решаемых задач. В качестве носителя сейчас используются перехватчики МиГ-31 последней модификации «БМ».

Одной из самых интересных особенностей проекта «Кинжал» является выбор самолета-носителя. Ракету «воздух-поверхность» решили применять с истребителем, основу вооружений которого составляют изделия «воздух-воздух». Причины этого очевидны. Максимальная скорость самолета МиГ-31БМ на высоте достигает 3400 км/ч, что позволяет ему за минимальное время выйти в точку пуска. Кроме того, высокая скорость полета носителя при сбросе ракеты позволяет получить некоторые преимущества. В момент сброса ракета уже имеет высокую начальную скорость, и потому энергия ее двигателя уходит только на последующий разгон с выходом на квазибаллистическую траекторию.

Запуск двигателя

Таким образом, потенциал ракеты, обеспечиваемый гиперзвуковой скоростью полета, не снижается из-за недостаточных параметров носителя. С точки зрения скорости полета, предварительного разгона ракеты и быстроты решения боевых задач МиГ-31БМ является наиболее удачной платформой.

Изделие Х-47М2 имеет весьма простые формы и очертания. Ракета получила конический головной обтекатель, на который приходится около половины длины изделия. Вторую половину корпуса образует цилиндрическая секция, оснащенная Х-образными плоскостями в хвостовой части. Ровный хвостовой срез корпуса на время полета под самолетом оснащается сбрасываемым обтекателем, имеющим форму усеченного конуса. Точные сведения о конструкции изделия пока не приводились, но уже сейчас можно говорить, что оно оснащается твердотопливным маршевым двигателем. Тип головки самонаведения неизвестен.

Нельзя не отметить, что новая авиационная ракета внешне весьма похожа на баллистический боеприпас оперативно-тактического комплекса «Искандер». В прошлом на разных уровнях ходили слухи о возможном создании авиационной модификации этой системы, но они до сих пор не получили официального подтверждения. Характерный экстерьер новейшей ракеты «Кинжал» может служить своеобразным подтверждением слухов недавнего прошлого. В то же время, сходство может быть связано только с похожими техническими требованиями и тактической ролью.

Ракета направилась к цели

Утверждается, что ракета «Кинжал» относится к классу аэробаллистических. Это означает, что изделие сбрасывается с самолета-носителя, после чего включает двигатель и с его помощью выходит на восходящую траекторию. Далее полет происходит почти так же, как и в случае с другими баллистическими ракетами. Отличие Х-47М2 от других систем обуславливается использованием головки самонаведения. Приборы, тип которых пока не уточнялся, используются для обнаружения цели и коррекции курса ракеты на всех этапах полета, в том числе на нисходящем участке баллистической траектории. В последнем случае обеспечивается максимально точное попадание в указанную цель.

Перспективный «Кинжал», как и уже известный «Искандер», имеет характерные возможности: ракеты обоих комплексов способны маневрировать на траектории. Из-за этого противоракетные комплексы противника теряют возможность своевременного просчета траектории подлетающей ракеты и правильного перехвата. На нисходящем участке траектории ракета развивает максимальную скорость, вплоть до М=10, что резко сокращает допустимое время реакции. Как результат, система «Кинжал» действительно способна показать самые высокие боевые характеристики и прорвать существующую систему противовоздушной и противоракетной обороны.

Демонстрация принципов построения траектории полета

Сначала Владимир Путин, а затем Сергей Суровикин рассказали о недавних работах в рамках проекта с шифром «Кинжал». Не позднее осени прошлого года промышленность и министерство обороны провели все необходимые испытания новейшей ракеты, а также завершили ее доводку. Уже 1 декабря появился приказ о принятии новой ракеты в опытно-боевую эксплуатацию. Изделие Х-47М2 эксплуатируется в составе полноценного комплекса, в который также входит самолет-носитель МиГ-31БМ. Пока новое оружие имеется только у авиационных частей из состава Южного военного округа.

По всей видимости, в обозримом будущем вооруженные силы завершат опытную эксплуатацию новейшего оружия, и вскоре после этого комплекс «Кинжал» получит рекомендацию к принятию на вооружение. Результатом этого станет перевооружение авиационных частей, сопровождаемое значительным ростом ударного потенциала тактической авиации.

Ракета падает на цель

Следует напомнить, что на данный момент в распоряжении российской тактической авиации имеются только системы «воздух-поверхность» с дальностью пуска в десятки или сотни километров. Изделия, способные пролететь тысячи километров, имеются на вооружении только в стратегической авиации. Ракетный комплекс «Кинжал» с дальностью пуска до 2000 км фактически займет промежуточное положение между чисто тактическим и исключительно стратегическим вооружением. С его помощью можно будет максимально быстро наносить удары по объектам противника на оперативно-стратегической глубине.

Большая гибкость применения будет обеспечиваться существованием специальной и неядерной боевых частей. В зависимости от поставленной задачи и типа атакуемого объекта можно будет выбирать тот или иной боезаряд. Таким образом, боевые качества ракеты Х-47М2 будут полностью соответствовать ее «промежуточному» положению. Тактическая авиация, в свою очередь, приблизит свои возможности к стратегической.

Все перспективные образцы стратегического вооружения, представленные Владимиром Путиным в прошлый четверг, создавались в интересах ядерных сил и с целью обеспечения сдерживания потенциального противника. Авиационный ракетный комплекс «Кинжал» полностью соответствует таким задачам, хотя и оказывается более гибким и универсальным в сравнении с другими системами. В зависимости от ситуации на театре военных действий, он может стать средством мощного удара силами тактической авиации либо решать задачи, свойственные стратегическим комплексам.

Ракетный комплекс «Кинжал» уже прошел почти все стадии проверок, включая государственные испытания. По результатам опытно-конструкторских работ он был поставлен на опытно-боевое дежурство в частях Воздушно-космических сил. Таким образом, вооруженные силы уже получили один из новейших образцов ударного вооружения и теперь осваивают его. В обозримом будущем, по завершении всех требуемых проверок и опытной эксплуатации, новая ракета будет принята на вооружение и поступит на склады частей. Потенциал ВКС заметно вырастет, а вместе с ним улучшится и обороноспособность страны.

Боевой модуль комплекса «М-Тор» на корабле класса «фрегат» (исполнение КЗРК для Военно-Морского флота России)

Всем нам хорошо известна давняя и весьма успешная традиция советских оборонных конструкторских бюро, заключающаяся в разработке корабельных модификаций зенитно-ракетных и зенитно-артиллерийских комплексов, практически полностью унифицированных с их наземными вариантами по ЗУР-перехватчикам, а в некоторых случаях и по многофункциональным РЛС управления огнём. Так, к примеру, корабельный зенитно-ракетный комплекс дальнего радиуса действия С-300Ф «Форт» отличается от наземного ЗРДН С-300ПС круглой конструкцией ПФАР и пониженной пропускной способностью морской МРЛС 3Р41 «Волна» (3 одновременно «захватываемых» цели против 6 целей для сухопутного РПН 30Н6Е), а также модернизированной ЗУР 5В55РМ, которая в отличие о версии 5В55Р имеет на борту специализированные модули радиосвязи с транспортно-пусковыми контейнерами ВПУ Б-204А. По аналогичному принципу были созданы зенитные ракетно-артиллерийские комплексы (ЗРАК) «Кортик», «Панцирь-М» и ЗРК самообороны «Оса-М», «Кинжал», «Гибка» которые получили полную унификацию по ракетам с войсковыми комплексами «Оса», «Тунгусска», «Панцирь-С1», «Оса» и «Тор-М1» и «Игла-С».

Можно уверенно сказать, что это решило все вопросы с взаимозаменяемостью между флотскими и войсковыми арсеналами зенитных управляемых ракет вышеречисленных комплексов. При этом, совокупность этих ЗРК в плотно держащейся корабельной или авианосной ударной группировке позволяет создавать мощную эшелонированную систему ПВО-ПРО, когда, к примеру, на дальнем рубеже цели перехватываются «Фортом» с ракетного крейсера ПВО «Москва», на среднем - «Штилем-1» с СК пр. 11356 «Адмирал Григорович», а на ближнем - зенитно-артиллерийскими комплексами АК-630М и ЗРК «Оса-М» и «Гибка» (на примере КУГ Черноморского флота). Но судя по последним , не всё в возведении корабельной ПВО XXI века идёт так гладко, как хотелось бы.

Так, 26 сентября 2016 года, пришли две очень важные новости от генерального директора АО «Ижевский электромеханический завод ’’Купол’’» Фанила Зиятдинова, которые можно отнести к разряду «хорошая и плохая». Хорошая заключается в том, что входящий в АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» завод «Купол» начинает программу по обновлению аппаратной и программной базы зенитно-ракетных самоходных комплексов семейства «Тор-М2/2КМ» для реализации возможности перехвата малоразмерных гиперзвуковых элементов высокоточного . Семейство «Тор-М2» может стать первым мобильным ЗРК, способным сбивать цели со скоростями до 1500 м/с, что ранее было доступно только таким системам, как С-300ПС. Войсковая ПВО будет наделена ещё большими противоракетными качествами полноценной ВКО (также известно, что ПВО Сухопутных войск получит «Бук-М3» с диапазоном скоростей целей до 3000 м/с). Вторая новость от гендиректора «Купола» вызывает очень противоречивые мнения, и относится скорее к плохим.

Отмечается, что разрабатывается новая корабельная модификация ЗРК «Тор-М2КМ» «М-Тор», которая постепенно заменит на различных классах боевых кораблей ЗРАК «Кортик» и ЗРК «Кинжал». Подобную информацию, 2 февраля 2014 года, уже сообщал пресс-секретарь генерального директора «Алмаз-Антей» Юрий Байков. Новые боевые модули (БМ) и пусковые установки начнут поставляться во флот примерно с 2018-го года. Что это значит?

С таких НК, как сторожевые корабли пр. 11540 «Ястреб» («Неустрашимый»), а также большие противолодочные корабли пр. 1155/1155.1 «Удалой/Удалой-II» будут демонтированы боевые модули 3С87-1 ЗРАК «Кортик-М», а также ЗРК «Кинжал», включая свосьмирённые револьверные вертикальные пусковые установки 4С95 и антенные посты многофункциональных радиолокаторов подсвета К-12-1. А вместо них, на специальных постаментах, будут установлены автономные боевые модули управления онём с РПН 9А331МК-1, а также определённое количество счетверённых зенитно-ракетных модулей 9М334Д с ЗУР 9М331Д, зависящее от водоизмещения корабля. Нет сомнений в том, что процесс переоборудования кораблей модульными ЗРК «М-Тор» в разы менее трудоёмкий и затратный, нежели установка глубоко интегрированных в конструкцию «Кинжалов», но трудно себе представить уровень боевого потенциала обновлённых таким образом боевых кораблей, а тем более, после снятия «Кортиков-М». Последует неминуемое снижение противоракетного потенциала кораблей, обусловленное нерациональным расположением антенного поста «М-Тор» относительно мешающих обзору надстроек и отсутствием защиты «мёртвой зоны», которая обычно осуществлялась ЗРАК «Кортик-М».

Начнём с вопроса нерационального расположения автономного боевого модуля (АБМ) 9А331МК-1, а, соответственно, и РЛС управления комплексом «М-Тор». На предоставленных в сети эскизах и графических изображениях можно увидеть боевой корабль класса «фрегат», у которого на месте носовой артиллерийской установки находится один автономный модуль АБМ 9А331МК-1, а по бокам от него - 4 вертикальные встроенные пусковые установки на 16 ЗУР, собранные в 2 зенитно-ракетных модуля ЗРМ 9М334Д (8 ракет в каждом). По поводу пусковых установок нет абсолютно никаких вопросов, поскольку вертикальный «холодный» пуск зенитных ракет 9М331, как и в ранних револьверных ВПУ, обеспечивает всеракурсную стрельбу по воздушным целям вне зависимости от места расположения на палубе корабля, чего не скажешь о расположении АБМ. Его нахождение в носовой части фрегата выражено большими ограничениями по сектору работы многофункционального радиолокатора в задней полусфере корабля. Весь обзор главному стрельбовому радару «М-Тора» перекрывается архитектурой надстройки корабля и мачтовыми устройствами, из-за чего около 20 градусов азимута задней полусферы корабля по курсовому направлению остаются абсолютно незащищёнными перед ударом даже одной высокоскоростной и интенсивно маневрирующей противокорабельной ракеты.

Это к тому, что на кораблях водоизмещения класса «фрегат», по всей видимости, не будет заднего автономного боевого модуля 9А331МК-1 со второй «стрельбовой» РЛС для работы по целям, атакующим корабль сзади, поскольку, во-первых, необходимо дополнительное место для установки артиллерийской установки, во-вторых,- пустые участки надстройки также обычно заняты РЛС обнаружения надводных целей в пределах радиогоризонта, а также радиолокаторами управления огнём артиллерии и ПКРК. Антенные посты К-12-1 комплекса «Кинжал» имеют наиболее оптимальное расположение на верхних участках настроек, за счёт чего радиогоризонт в плане обнаружения приближающихся противокорабельных ракет отодвигается ещё на 4-5 км. Без ЗРАК прикрытия типа «Кортик», которые оберегают ближний воздушный рубеж корабля, новый «М-Тор» не сможет отбить «звёздный налёт» нескольких десятков ПКР, часть из которых сможет прорваться в 1,5-километровую «мёртвую зону» комплекса, а поэтому и демонтировать их - решение совершенно неправильное. Если подобную «модернизацию» провести на «Петре Великом» и «Адмирале Кузнецове», - получим 2 флагмана с отсутствующим нижним эшелоном ПРО, который в итоге может стать решающим.

Гораздо более верным решением может быть замена «Кортиков» на более совершенные зенитно-артиллерийские комплексы «Панцирь-М», с последующей модернизацией последних для расширения скоростного диапазона перехватываемых целей, посколько даже глубоко модернизированные «М-Торы», способные перехватывать гиперзвуковые цели, будут иметь «мёртвую зону» протяжённостью около 800 - 1000 м от корабля-носителя. Также, очень интересным вариантом могла бы стать модернизация радиолокационных элементов состоящего на вооружении корабельного ЗРК «Кинжал» при сохранении револьверных ПУ 4С95.

Она заключается в разработке перспективной 4-хсторонней многофункциональной РЛС наведения на основе активных или пассивных ФАР, которые могут устанавливаться в 4-х поворотных антенных постах, расположенных на верхних углах надстройки боевого корабля для обеспечения наиболее продуктивного обзора воздушного пространства. Каждый антенный пост должен иметь конструктивную возможность поворота на +/- 90 градусов в азимутальной плоскости: в итоге это позволит одновременно 3 антенным решёткам сопровождать и захватывать большое количество целей на небольшом участке воздушного пространства. Как вы знаете, все существующие МРЛС, включая «Полимент» и AN/SPY-1A/D, имеют неподвижные полотна ФАР на каждой грани надстройки, из-за чего только 2 из них могут работать по одному ракетоопасному направлению, что снижает общую производительность корабельного ЗРК. Версия же с подвижными радиолокаторами в корне изменила бы ситуацию. Исходя из модульной концепции комплекса «М-Тор», такую модернизацию возможно провести размещением четырёх автономных боевых модулей 9А331МК-1 на углах надстройки, но всё дело в том, что они являются достаточно крупными для кораблей водоизмещением до 6000 тонн, а поэтому потребуется разработка небольшого антенного поста.

Корабельный ЗРК «Кинжал», а также зенитно-ракетные 9М331МКМ «Тор-М2КМ» являются 4-хканальными, а поэтому, к примеру, у любой конфигурации морского «Тора» с четырьмя многофункциональными РЛС число обстреливаемых целей составит 16 единиц, от 12 до 18 из которых могут быть одновременно обстреляны на одном направлении. На авиасалоне МАКС-2013 корпорация «Тактическое ракетное вооружение» представила новую ЗУР для комплексов семейства «Тор-М2» - 9М338 (Р3В-МД). Данная ракета-перехватчик, в отличие от ракет 9М331 и 9М331Д, обладает на в 1,2 раза большей максимальной скоростью (1000 м/с), дальностью - 16 км (у предыдущих версий 12-15 км), лучшими маневренными качествами, а также более совершенным БРЭО радикомандной системы управления. Аэродинамическая конструкция и геометрические размеры 9М338 претерпели значительные изменения: от схемы «утка» специалисты КБ «Вымпел» пришли к нормальной аэродинамической схеме с хвостовым расположением аэродинамических рулей и стабилизаторов.

Важнейшим достоинством этой ракеты являются значительно меньше габариты при сложенных плоскостях, что позволило примерно на 35% уменьшить поперечный размер нового цилиндрического транспортно-пускового контейнера 9М338К по сравнению с модульными квадратными ТПК 9Я281 комплекса «Тор-М1». Благодаря этому планируется почти в 2 раза увеличить общий боекомплект ракет в пусковых модулях всех последних модификаций ЗРК «Тор-М2». Меньшего, «упакованного» в ТПК, размаха рулей и стабилизаторов удалось добиться не только методом уменьшения их размера, но и размещением складного механизма: если у 9М331 складной механизм находился в середине плоскостей, то у 9М338 он расположен в корневой части.

Кроме того, по заявлениям заместителя гендиректора «Концерна ПВО «Алмаз-Антей» Сергея Друзина, комментировавшего ранее учебные перехваты элементов ВТО условного противника, РЗВ-МД продемонстрировала высочайшую точность: из пяти уничтоженных зенитными управляемыми ракетами 9М338 целей, три было поражено прямым попаданием (кинетическим перехватом,- «hit-to-kill»). Как известно, обычное радиокомандное управление может лишь в редких случаях обеспечить прямое попадание «ракеты в ракету», для этого необходима либо активная, либо полуактивная радиолокационная головка самонаведения, также может использоваться метод радиокоррекции от оптико-электронного ТВ/ИК-визира, установленного на БМ семейства «Тор». Ракета 9М338, как известно, обладает лишь последним, а поэтому своей высокой точностью комплекс обязан также РЛС наведения с малоэлементной ФАР, работающей в сантиметровом Х-диапазоне с шириной луча не более 1 градуса. Ещё первые модификации ЗУР 9М331 обладали значительным объёмом отсека для радиовзрывателя, позднее же уже на 9М338 может быть размещена и компактная высокоэнергетическая АРГСН, способная прямым попаданием уничтожать гиперзвуковые цели даже при самом сильном радиоэлектронном противодействии со стороны противника.
Не исключается, что дальнейшие работы «Алмаз-Антея» над модернизацией «Тор-М2КМ» и «М-Тор» в плане разработки новых методов самонаведения (включая активное радиолокационное) приведут к появлению более многоканальных морского и войскового вариантов, способных одновременно перехватывать 6 и более воздушных целей. А на текущий момент говорить о полной замене боевыми модулями «М-Тора» универсальных и уникальных по боевым качествам зенитно-артиллерийских «Кортиков» и оптимизированных для всеракурсного перехвата «Кинжалов», отлично зарекомендовавших себя за пару десятилетий применения, очень рано.

«ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ» ДЛЯ ЗЕНИТНО-РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ 9К33М3 «ОСА-АКМ»: ДОТЯНУТЬСЯ ДО «СТИЛЕТА»

При всей интенсивности модернизационных работ по проектам перспективных корабельных и сухопутных версий зенитно-ракетных комплексов семейства «Тор-М2У», завод «Купол» не забывает и о более ранних войсковых зенитно-ракетных самоходных комплексах малой дальности семейства «Оса». Несмотря на то, что для отражения ударов современных малозаметных средств воздушного нападения одноканальные ЗРСК «Оса-АК/АКМ» практически непригодны, их модернизационный потенциал по-прежнему остаётся на достаточно высоком уровне, что привело к разработке различных передовых концептов «Осы» российскими, белорусскими и польскими конструкторскими бюро. В своём заявлении для средств массовой информации, Ф. Зиятдинов отметил проведение модернизации ЗРСК «Оса-АКМ» до уровня «Оса-АКМ1», что позволит продлить их эксплуатационный ресурс ещё на 15 лет.

Самоходному войсковому ЗРК 9К33 «Оса» 4 октября 2016 года исполняется ровно 45 лет со дня принятия на вооружение Сухопутных войск СССР, и за этот «горячий» и сложный, с геостратегической точки зрения, период времени комплексу не раз приходилось доказывать высокий технический уровень и престиж изделий российской оборонки во многочисленных военных конфликтах на Ближнем Востоке, в Африке, а также в Ираке. Боевое крещение первых комплексов «Оса» прошло в «Первой ливанской войне», где было сбито несколько ударных истребителей «Хель Хаавир» (ВВС Израиля), причём невероятный страх у израильских пилотов вызывало впервые применяемое на самоходных средствах ПВО оптико-локационное наведение с помощью пассивных телевизионно-оптических визиров, из-за чего система предупреждения об облучении у «Фантомов» часто молчала, и готовиться к противозенитному манёвру можно было только после обнаружения дымовой полоски от ТРД стартующей зенитной ракеты 9М33, зачастую в этот момент самолёт был уже обречён.

В дальнейшем, поставляемые для ПВО Ирака ЗРК 9К33М2 «Оса-АК», во время начала массированного ракетно-авиационного удара ВМС США перед проведением операции «Буря в пустыне», смогли перехватить несколько стратегических крылатых ракет «Томагавк». Эта модификация была разработана на базе комплекса «Оса» ещё в 1975 году, и даже она подтвердила способности прикрытия войск и стратегических объектов от одиночных ударов современного высокоточного оружия. Сейчас несколько трофейных комплексов «Оса-АК», захваченных в ходе боёв у украинских военных формирований, сформировали основу среднего рубежа ПВО Донецкой и Луганской Народных Республик. В Новороссии они прикрывают крупнейшие транспортные развязки, машиностроительные и коксохимические предприятия, а также военные склады ВСН в Донецко-Макеевской агломерации от ударов штурмовиков Су-25 ВВС Украины.

Польская модификация «Осы-АК» - SA-8 «Sting», на первый взгляд, является лицензионным аналогом российского комплекса, но видимо имеет усовершенствованное индикационное оборудование автоматизированных рабочих мест боевого расчёта, основанное на ЖК МФИ, а также радиостанцию для обмена тактической информацией с другими БМ 9А33БМ «Оса-АК» на уровне батареи и получения информации о воздушной обстановке от РЛС-ДРЛО и радиолокационных обнаружителей дальнобойных ЗРК типа С-300ПС, «Бук-М1/2». Облик радиолокационных станций обнаружения и сопровождения, а также ракетной части остался прежним. О «начинке» SA-8 «Sting» практически ничего неизвестно, поскольку для СМИ и любителей данная информация не разглашалась. Очевидно, что обновление осуществлялось примерно по той же схеме, что и при разработке российской версии «Оса-АКМ».

Модернизация ЗРК «Оса-АКМ» до уровня «Оса-АКМ1» на заводе «Купол» заключается уже не просто в интеграции сетецентрического оборудования обмена данными с другими юнитами ПВО и установке многофункциональных жидкокристаллических индикаторов для отображения данных с РЛО и РЛС наведения, но и в полной оцифровке всей элементной базы в трактах передатчика и приёмника радиолокационного сигнала, а также в преобразователе телевизионно-оптического изображения для пассивной работы зенитно-ракетного комплекса. Фанил Зиятдинов отметил, что помехозащищённость «Осы-АКМ1» будет значительно выше, чем у предыдущей модификации. После обновления «АКМ1» сохранит уверенную конкурентоспособность на африканском и азиатском рынках вооружения. В каком же векторе будет двигаться усовершенствование одних из самых известных войсковых самоходных зенитно-ракетных комплексов?

В качестве примера наиболее продвинутых версий ЗРСК «Оса-АКМ» можно рассматривать проекты белорусского научно-производственного предприятия «Тетраэдр», которое также известно модернизацией ЗРК с инфракрасной системой наведения «Стрела-10М2» до уровня «Стрела-10Т», а также С-125 «Печора» до уровня С-125-2ТМ «Печора-2ТМ». К этим проектам относится промежуточная модификация «Осы» - 9К33-1Т «Оса-1Т», а также наиболее совершенная версия Т38 «Стилет». По аппаратной части эти комплексы почти не различаются, главные различия наблюдаются по ракетной части.
ЗРК «Оса-1Т», являющийся глубокой модернизацией комплекса «Оса-АК», получил совершенно новое трёхосное шасси МЗКТ-69222 повышенной проходимости с 420-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-7513.10, на аналогичной ходовой части базируется зенитно-ракетный самоходный комплекс «Тор-М2Э». За счёт этого запас хода по топливу без дозаправки (при двухчасовом боевом дежурстве на позиции) у «Осы-1Т» составляет 500 км, что в 2 раза больше, чем у предыдущих комплексов «Оса», базирующихся на трёхосном шасси БАЗ-5937 с дизелем БД20К300 мощностью 300 л.с.
Даже несмотря на то, что МЗКТ-69222 не является плавающей платформой, её лучшая тяговитость даёт дополнительные преимущества на Европейском театре военных действий с влажным и мягким грунтом. Скоростные же параметры в походном положении остались на прежнем уровне - порядка 75 км/ч по шоссе.

Что касается противовоздушного потенциала новой «Осы-1Т», он гораздо выше, чем у «Осы-АК/АКМ». Так, благодаря новому аппаратному и программному обеспечению с продвинутыми алгоритмами радиокомандного управления стандартной ЗУР 9М33М2/3, вероятность поражения цели типа истребитель возросла примерно с 0,7 до 0,85. Повышение чувствительности приёмника и преобразователя отражённого сигнала позволила работать по сверхмалоразмерным целям с эффективной поверхностью рассеяния 0,02 м2 (комплекс может перехватывать истребители типа F-35A, а также противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM и другое высокоточное оружие). Дальность перехвата воздушных целей, по сравнению с «Оса-АКМ», увеличилась с 10 до 12 км, а высота с 5 до 7 км.

Согласно графикам, приведённым на рекламной страничке продукции «Тетраэдра», «Оса-1Т» способна перехватывать цели, летящие со скоростью в 500 м/с на высоте 6 км в диапазоне дальностей от 3500 до 8000 м («Оса-АКМ» перехватывает подобные цели на высоте всего в 5 км и с маленьким диапазоном дальности от 5 до 6 км). Если же говорить об уничтожении противорадиолокационной ракеты AGM-88 HARM на скорости 700 м/с (2200 км/ч), то «Оса-АКМ» эту задачу выполнить не сможет, т.к. скорость HARM будет превышать скоростной лимит комплекса. «Оса-1Т» перехватит подобную цель на высоте 5 км и в дальностном диапазоне от 4 до 7 км. Свой вклад в повышение скоростного лимита и точности перехвата вносит также обновлённый двухканальный счётно-решающий прибор СРП-1, позволяющий осуществлять пуск сразу двух ЗУР по одной цели.

Помимо стандартных одноступенчатых зенитных управляемых ракет 9М33М3, развивающих скорость 500 м/с, в боекомплект семейства «Оса-1Т» могут входить и высокоскоростные бикалиберные двухступенчатые ЗУР Т382, разработанные киевским ГосККБ «Луч». После оснащения подобными ракетами, а также незначительной модернизации ПО и «железа», комплекс превращается в радикально модернизированный вариант Т-38 «Стилет». Боекомплект из новых ракет размещается в 2-х счетверённых наклонных пусковых установках с цилиндрическими транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК). Боевая машина Т381 комплекса Т38 «Стилет» может нести и смешанный боекомплект в виде стандартной тройной ПУ с ракетами 9М33М2(3) на одной стороне боевого модуля и ПУ с ракетами Т382 на другой стороне.

Боевые характеристики «Стилета» с ракетами Т382 примерно на 35% выше, чем с ЗУР 9М33М2. Стратегические крылатые ракеты типа «Томагавк» или AGM-86C ALCM перехватываются новой зенитной ракетой на дальности от 12 км, ударные вертолёты и тактическая авиация противника - до 20 км, высокоточные средства воздушного нападения (ПРЛР, управляемые авиабомбы и т.д.) могут быть поражены на удалении 7 км. Если внимательно сравнить графики дальности для «Стилета» с ЗУР 9М33М3 и Т382, можно обратить внимание, что дальность поражения крылатых ракет у Т382 значительно больше, а дальность работы по малоразмерным элементам ВТО идентична для обеих ракет. Здесь всё дело в том, что более слабый ракетный двигатель 9М33М3 не позволяет реализовать достаточную скорость и дальность для уничтожения удалённых низковысотных СКР на расстоянии более 8 км, а для двухступенчатой Т382 это достижимо. В то же время, прежние параметры станции сопровождения и наведения на цель (ССЦ) не позволяют ни 9М33М3, ни Т382 захватывать малозаметное ВТО на дальностях, превышающих 7 км. Это подтверждает различие между «Осой-1Т» и «Стилетом» лишь по ракете. Перейдём непосредственно к обзору ЗУР Т382.

Первая ступень ЗУР-перехватчика имеет диаметр 209,6 мм, и представлена мощным твердотопливным стартовым ускорителем, разгоняющим ракету до 3100 км/ч (у 9М33М3 - 1800 км/ч). После разгона до необходимой скорости и «выгорания» ускорителя, последний отделяется, и вступает в работу маршевый двигатель боевой ступени с временем работы 20 с, сохраняющий высокую сверхзвуковую скорость полёта даже на завершающем участке перехвата. Боевая ступень имеет диаметр 108 мм и оснащается на 61% более тяжёлой боевой частью (23 кг против 14,27 кг), чем у 9М33М3: достигается уверенное поражение целей даже при сильной погрешности наведения ЗУР, в случае активного радиоэлектронного противодействия. Компактная маршевая ступень с большими стабилизаторами и аэродинамическими рулями может маневрировать с перегрузками более 40 ед, благодаря чему от неё не смогут увернуться летательные аппараты, совершающие противозенитные манёвры с перегрузками до 15 ед.

Скорость поражаемой цели при оснащении комплекса Т38 «Стилет» ракетой Т382 доходит до 900 м/с (3240 км/ч), что выводит обновлённую белорусскую «Осу» на промежуточный уровень между «Тор-М2Э» и «Панцирь-С1»; конечно, это касается исключительно скорости перехватываемых объектов, а также работы по целям вдогон, поскольку при отражении массированного авиаудара «Стилет» с 2 целевыми каналами имеет превосходство лишь над ЗРСК «Тор-М1», - он тоже 2-хканальный. По высоте уничтожаемых СВН, составляющей 10000 м, «Стилет» также не отстаёт от «Тор-М2Э»: именно высотном диапазоне от 5 до 12 км будет происходить большинство грядущих воздушный боёв между многоцелевыми истребителями поколения «4++» и «5», а здесь как новые «ОсыАКМ1», так и «Стилеты» способны неплохо поддержать нашу истребительную авиацию над собственной территорией, обладая возможностью скрытной работы с использованием телевизионно-оптических визиров типа 9Ш38-2 или ОЭС-1Т.


ЗРСК Т38 «Стилет» со смешанным комплексом вооружения (слева ТПК с ЗУР 9М33М3, справа ТПК с высокоскоростными ЗУР Т382)

Если модернизация российских ЗРК «Оса-АКМ» будет нацелена на обновление ракетной части по белорусской методике, «Куполу» потребуется разработка собственной высокоскоростной ЗУР, схожей по характеристикам с украинской Т382, ведь сотрудничество с ГосККБ «Луч» на сегодняшний день полностью остановлено. Её разработка не потребует длительного периода времени, а также значительных и затратных исследований, поскольку проект двухступенчатой бикалиберной высокоскоростной ЗУР-перехватчика у наших ракетчиков уже давно имеется. Речь идёт о ЗУР 9М335 (57Э6), которая является основой вооружения зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1». Баллистические качества компактной маршевой ступени этой ракеты значительно превосходят показатели украинской Т382: начальная скорость 57Э6 достигает 1300 м/с (4680 км/ч), а скорость замедления маршевой ступени (40 м/с на 1 км траектории) значительно ниже, чем у украинского варианта. Несмотря на меньшие массо-габаритные размеры 57Э6 (диаметр стартовой ступени -90 мм и маршевой ступени - 76 мм), ракета несёт аналогичную тяжёлую стержневую боевую часть массой 20 кг. Время работы стартовой ступени 57Э6 составляет 2,4 с (Т382 - 1,5 с), за которое ракета разгоняется до максимальной скорости, благодаря чему может поражать цели на высотах 15000 м. Компактность ракеты, при уникальных ТТХ, удалось сохранить благодаря отсутствию ракетного двигателя маршевой ступени с одновременным приданием значительных качеств стартовому ускорителю.

Ракеты 9М335, используемые комплексом «Панцирь-С1», также имеют радиокомандное наведение на базе полностью цифровой элементной базы БЦВМ и оборудования обмена данными, а поэтому и их интеграция в систему управления вооружением новой «Осы-АКМ1» вполне реализуема. О подробностях модернизации пока известно не очень много, но её потенциал для «Осы-АКМ» остаётся очень и очень большим, что заметно на примере белорусского «Стилета». Огромное количество армий стран-эксплуатантов комплексов семейства «Оса», в «клуб» которых входят ВС России, Индии, Греции и Армении, продолжают питать большие надежды относительно обновления состоящих на вооружении комплексов до показателей, позволяющих оборонять небо XXI века наравне с такими комплексами, как «Тор-М1» и «Панцирь-С1», а поэтому финансирование амбициозной программы будет продолжаться ещё не один год.

Источники информации:
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/stilet/stilet.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/osa_akm/osa_akm.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/tor-m2km/tor-m2km.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/kinzgal/kinzgal.shtml

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Как противостоять противнику, имеющему подавляющее превосходство? Очевидно, выход из такого положения обеспечат доступные средства способные нанести неприемлемый ущерб врагу. Этим требованиям соответствует российский гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал». О его успешном испытании было официально объявлено 1 марта 2018 года.

Как и положено, большинство сведений об этом оружии осталось вне открытого доступа. Но то, что стало известно, свидетельствует, что мировых аналогов этого комплекса пока нет.

Уникальный ракетный комплекс

Гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс (АРК) «Кинжал» предназначен для нанесения высокоточных ударов по движущимся надводным и неподвижным наземным целям. Он включает высокоскоростной самолет-носитель и аэробаллистическую ракету Х-47М2. Хотя, этот буквенно-цифровой индекс пока не объявлен официально, ряд специалистов склоняются именно к такому обозначению изделия.

Данная ракета способна на гиперзвуковой скорости с высокой точностью поразить движущийся корабль класса «авианосец – фрегат» или укрепленный наземный объект. Как известно, к гиперзвуковому оружию относятся летательные аппараты, скорость которых превышает скорость звука не менее чем в пять раз.

Ракета Х-47М2

Именно гиперзвуковая Х-47М2 стала главным инновационным элементом комплекса «Кинжал». Хотя, высокие или даже, как считают некоторые специалисты, завышенные тактико-технические характеристики стали предметом споров и недоверия. Тем не менее, сравнение тактико-технических характеристик ракеты Х-47М2 и ее западных конкурентов явно говорит в пользу отечественной разработки.

Сравнительные характеристики ракет воздушного базирования

Тип Х-47М2 AGM-154A
JSOW-A
AGM-158B SCALP-EG ASLP
Страна Россия США США Велик.-Фр. Франция
Класс аэробалл. крылатая крылатая крылатая аэробалл.
Старт.масса, кг 4000 483 - 1300 -
Масса БЧ, кг 480 100 454 400 ЯБЧ ≤ 100 кТ
Макс. скорость, км/ч 12250 1000 1000 1000 3185
Полетное число М 10 0,8 0,8 0,8 3
Макс. дальность, км 2000 130 925 400 1200

Данная ракета считается не крылатой, а аэробаллистической: дальность полета определяется ее скоростью. Самолет выполняет пуск, находясь на высотах порядка 15000 м. Отделившись от носителя, ракета запускает собственный двигатель, а затем по баллистической кривой набирает высоту, по разным оценкам достигающую 25…50 тыс. м.


По достижении верхней точки траектории происходит отключение двигателя, отделение головной части ракеты и начало ее снижения. Такая схема пуска позволяет развить максимальную скорость, а также накопить достаточно энергии для маневрирования с перегрузками не менее 25 единиц.

Возможности АРК «Кинжал» требуют существенного сокращения времени реакции ПВО/ПРО противника.

Во-первых, указанная дальность пуска дает возможность самолету-носителю миновать зону обнаружения радиолокационными станциями.

Противник при этом не знает, откуда ждать удара. Например, предельная дальность обнаружения самолета комплексом ПРО THAAD – до 1000 км. Теоретически, ситуацию с обнаружением исправил бы самолет ДРЛО. Но вряд ли ему это позволит боевая обстановка.

Во-вторых, гиперзвуковая скорость подхода к цели на непредсказуемой для противника траектории полета (включая угол атаки до 90°) просто не оставляет времени для просчета траектории головной части и обеспечения успешного перехвата. Кроме того, ЗУР в большинстве своем не обладают достаточной скоростью и способностью к маневру с необходимыми перегрузками, включая хваленые RIM-161«Стандарт» SM3.


Очевидно, такие условия предъявляют специфические требования также к системе наведения самой ракеты Х-47М2. Но о ней приходится судить пока только приблизительно. Можно предположить, что алгоритм работы системы наведения выглядит следующим образом:

  • после отделения от носителя включается первичная коррекция траектории по данным российской спутниковой системы ГЛОНАСС;
  • после отделения головной части – инерциальная система наведения с коррекцией по спутнику;
  • в точке поиска цели включается ГСН – радиолокационная или оптическая.

Ракета комплекса «Кинжал» согласно современным тенденциям отечественного ракетостроения будет оснащаться широким набором боевых частей, включая ядерный вариант. Благодаря этому, она сможет эффективно поражать как точечные, так и рассредоточенные цели.

Самолет-носитель МиГ-31БМ

В испытаниях АРК «Кинжал» принимал участие скоростной самолет-носитель МиГ-31БМ – последняя модификация непревзойденного российского истребителя-перехватчика. Такой выбор определялся высокой скоростью самолета, максимальное значение которой – 3400 км/ч.

Все они, кроме последнего, способны нести Х-47М2 на модернизированной соответствующим образом внешней подвеске. А «Белый лебедь» можно оснастить четырьмя такими ракетами, используя внутренние отсеки вооружения без существенной их переделки.

Планируется, что АРК «Кинжал» войдет в состав вооружения перспективного авиационного комплекса дальней авиации как штатное средство поражения.

Таким образом, комплекс «Кинжал» получил еще одно существенное преимущество – универсальность авиационного носителя.

Мнения экспертов

Несмотря на скупость информации, экспертное сообщество активно обсуждает возможности нового комплекса. С одной стороны, отмечается внешнее сходство Х-47М2 с оперативно-тактической ракетой 9М723 комплекса 9К720 «Искандер-М». Это позволило предположить, что новая ракета – результат глубокой модернизации ее аналога наземного базирования.

Исходя из этого, по мнению скептиков, заявленной дальности полета можно было достичь либо при гораздо меньшей скорости полета (околозвуковой), либо за счет кардинального снижения массы боевой части.

С другой стороны, модернизация удачного изделия имеет свои преимущества перед созданием совершенно нового оружия. Наряду с унификацией узлов и деталей имеет место сокращение сроков и стоимости разработки и дальнейшего производства нового образца.

Что же касается указанной скорости и дальности полета, то эти показатели обеспечиваются условиями пуска ракеты.

Он производится на сверхзвуковой скорости полета носителя вне плотных слоев атмосферы. Там же проходит часть траектории полета, что существенно экономит топливо. Поэтому к моменту подлета боеголовки к границе зоны ПВО ее скорость вполне может достигать заявленного значения.


Проблемой также является возникновение плазменной оболочки вокруг тела, движущегося в плотных слоях атмосферы с гиперзвуковой скоростью. Из-за перегрева молекулы воздуха распадаются и образуют «кокон» из ионизированного газа, который отражает радиоволны. Поэтому прием навигационных данных от спутника и работа радиолокационной ГСН становится невозможной.

Получается, что уже на момент начала поиска цели скорость Х-47М2 не достигает гиперзвуковой. К тому же маневрирование ГЧ без работающего двигателя должно, по идее, снизить ее скорость до сверхзвуковой. Из этого следует, что «Кинжал» для ПВО противника представляет угрозу хоть и серьезную, но, преодолимую.

Однако, поскольку проблема «плазменного кокона» далеко не нова, то и работы по ее преодолению ведутся давно, в том числе успешные. Нельзя исключать, что результатом закрытых разработок стало положительное решение этого вопроса.

Стоит отметить, что гиперзвуковая скорость ракеты сообщает ей кинетическую энергию, сопоставимую с энергией взрыва обычной боевой части.

В принципе, если большая (500 кг) масса БЧ препятствует разгону или сокращает дальность полета ракеты, то ее можно снизить до минимума.

Даже в этом случае попадание Х-47М2, скажем, в авианосец выведет его из строя. Повреждение полетной палубы или лишение корабля хода, конечно, не утопит такой «носитель демократии», но точно прекратит полеты палубной авиации.

Подведем итоги

Объективно взвесив доводы «за» и «против» относительно боевых возможностей АРК «Кинжал», можно считать, что они достижимы. Все зависит от того, насколько российский научный потенциал позволил преодолеть указанные выше трудности. Естественно, успехи секретных разработок раньше времени не афишируются.


Таким образом, исходя из заявленных характеристик АРК «Кинжал», это оружие будет обладать следующими решающими преимуществами:

  1. Способность преодолевать противодействие ПВО/ПРО противника благодаря таким возможностям, как:
  • дальность пуска за пределами радиуса обнаружения самолета-носителя существующими радиолокационными станциями вероятного противника;
  • маневрирование на гиперзвуковой скорости с перегрузками, недоступными для современных зенитных ракет;
  • применение средств радиопротиводействия.
  • Поражающая способность ракеты усилена за счет кинетической энергии боеголовки.
  • Высокая точность наведения ракеты обусловлена коррекцией курса на всем протяжении полета ракеты и ее головной части, включая использование всепогодной ГСН на конечном участке траектории.
  • Конструкция ракеты позволяет использовать в качестве носителя, наряду с перехватчиками МиГ-31, различные типы машин, обладающих соответствующей скоростью полета.
  • Ожидается, что принятие на вооружение АРК «Кинжал» станет прорывом в расширении боевых возможностей ВС РФ, хотя в среднесрочной перспективе не снизит значимости авианосных группировок стран-«партнеров».

    Кинжал — зенитный ракетный комплекс.

    Комплекс может обстреливать до четырех целей в секторе 60×60°, одновременно наводя на них до восьми ракет, в том числе до трех ракет на одну цель. Время реакции составляет от 8 до 24 с. Радиоэлектронные средства комплекса обеспечивают управление огнем 30-мм зенитных артиллерийских автоматов АК-630. Боевые возможности «Кинжала» в 5-6 раз превышают соответствующие показатели «Осы-М».

    Применение двухпроцессорного цифрового вычислительного комплекса обеспечивает высокую степень автоматизации боевой работы. Выбор наиболее опасной цели для первоочередного обстрела может производиться как автоматически, так и по команде оператора.

    Подпалубная пусковая установка ЗС-95, разработанная в КБ «Старт» под руководством А. И. Яскина, включает несколько модулей, каждый из которых представляет собой барабан с восемью транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК). Крышка пусковой установки может вращаться относительно вертикальной оси барабана. Пуск ракеты производится после поворота крышки пусковой установки и подвода имеющегося в ней люка к ТПК с предназначенной к старту ракетой. Интервал пуска не превышает 3 с. С учетом относительно небольших габаритов комплекса такое решение представляется излишне сложным по сравнению с реализованным позднее на зарубежных флотах пуском ЗУР из контейнеров, размещаемых в более простых пусковых установках ячеистого типа.

    Первоначально предусматривалось создание ЗРК «Кинжал» с массогабаритными характеристиками, не превышающими реализованные в «Осе-М». Более того, конструкторам предстояло добиться возможности установки комплекса вместо «Осы-М» на ранее построенные корабли в процессе модернизационного ремонта. Однако более приоритетной задачей сочли выполнение заданных боевых тактикотехнических характеристик. Массогабаритные показатели росли, поэтому преемственность зенитных ракетных комплексов «по посадочным местам» обеспечить не удалось.

    Само по себе это было не столь существенно. При крайне слабой судоремонтной базе флота и нежелании как военных, так и промышленности отвлекать на ремонтные работы судостроительные заводы за счет сокращения числа построенных новых кораблей возможность радикальной модернизации уже послуживших Родине боевых единиц носила скорее абстрактный характер.

    Более серьезные последствия «разрастания» «Кинжала» выразились в невозможности его размещения на малых кораблях, хотя формально он мог устанавливаться на кораблях водоизмещением более 800 т. В результате, даже на таком новаторском корабле, как спроектированном в ЦМКБ «Алмаз» (главный конструктор - П. В. Ельский, затем - В. И. Корольков) ракетоносце на воздушной подушке со скегами пр. 1239, пришлось установить все ту же «Осу-МА». В конечном счете, на смену «Осе-М» в качестве основного средства защиты малых кораблей пришел зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа «Кортик», а не «Кинжал».

    Разработка «Тора» и «Кинжала» шла со значительным отставанием от первоначально установленных сроков. Как правило, раньше сухопутный вариант опережал корабельный, как бы прокладывая ему дорогу. Однако при создании автономного самоходного комплекса «Тор» выявились серьезные проблемы, связанные с отработкой боевой машины. В результате совместные летные испытания «Тора» на Эмбенском полигоне начались даже позднее, чем «Кинжала» на Черном море - в декабре 1983 г., но завершились уже в декабре следующего года. На вооружение сухопутный ЗРК был принят постановлением от 19 марта 1986 г., почти натри года раньше корабельного.

    Задержка с разработкой сухопутного комплекса была малоприятным обстоятельством, но ее последствия ограничились соответствующей корректировкой производственной программы. Заводы вместо «Тора» еще несколько лет выпускали пусть менее совершенную, но достаточно эффективную «Осу».

    На море сложилась куда более пикантная ситуация. С конца 1980 г. в строй ВМФ ежегодно вступали один-два больших противолодочных корабля пр. 1155, единственным зенитным ракетным вооружением которых должна была стать пара ЗРК «Кинжал» с общим боекомплектом в 64 ракеты. Задержка с его разработкой привела к тому, что на протяжении более чем пяти лет эти крупные корабли оставались почти беззащитными от ударов с воздуха: к концу XX в. артиллерия уже не могла обеспечить их прикрытие от воздействия авиации. Более того, явное отсутствие станций наведения на предназначенных для них местах как бы призывало пилотов противника побыстрей и практически без какого-либо риска для себя отправить наши корабли на дно. Правда, на первых порах натовские эксперты не разобрались в столь скандальной ситуации и предались буйству фантазии, рассуждая в печати о наличии на наших новых кораблях каких-то сверхперспективных, внешне незаметных средств наведения зенитных ракет. Так или иначе, головному кораблю пр. 1155 - БПК «Удалой» - пришлось почти десятилетие дожидаться принятия «Кинжала» на вооружение (после вступления в строй в 1980 г.).

    Из-за задержки с разработкой ЗРК на протяжении двух лет не мог использоваться по назначению и малый противолодочный корабль МПК-104 (строительный номер 721), построенный по проекту 1124К специально для испытания «Кинжала». От своего прототипа - корабля пр. 1124М - он отличался не только естественным отсутствием средств штатного ЗРК «Оса-М». Слишком большие веса и, что несколько важнее, высокое расположение многофункциональной станции наведения комплекса «Кинжал» не позволили установить на нем артиллерийское вооружение и все штатные РЛС, что, впрочем, было не так принципиально для опытового корабля. Формальное вступление в строй состоялось в октябре 1980 г., при этом корабль был укомплектован только пусковой установкой с тремя модулями, но станция наведения еще не была поставлена на Черное море. В дальнейшем на МПК-104 смонтировали один из двух изготовленных в 1979 г. опытных образцов комплекса. Испытания ЗРК велись с 1982 по 1986 г. и проходили далеко не гладко. Система не была достаточно отлажена в наземных условиях - на стендах НИИ «Алтаир» и на его испытательной базе «Большая Волга». Доводка шла в основном на корабле, в не вполне благоприятных для ее проведения условиях.

    Однажды в ходе стрельб не включился двигатель выброшенный катапультой ракеты, которая упала на палубу и развалилась на две части. Что касается одной половины изделия, то, как говорилось, «она утонула». А вот вторая часть, при всем смирном ее поведении, вызвала вполне обоснованные опасения. После этого случая пришлось пересмотреть основные технические решения по запуску двигателя, что повысило надежность этого процесса. В другой раз в силу «человеческого фактора» (из-за несогласованных действий личного состава и представителей промышленности) произошел несанкционированный пуск ЗУР. Один из разработчиков, находившийся рядом с пусковой установкой, едва успел укрыться от струи двигателя ракеты.

    Незадолго до завершения испытаний весной 1986 г. весьма эффектно были сбиты все четыре использовавшиеся в качестве мишеней ракеты П-35, запущенные залпом берегового комплекса. Однако только в 1989 г. комплекс «Кинжал» официально приняли на вооружение.

    ЗРК «Кинжал» обеспечивал поражение целей, летящих со скоростями до 700 м/с в диапазоне высот от 10 до 6000 м на дальностях от 1,5 до 12 км. Основными носителями комплекса должны были стать большие противолодочные корабли пр. 1155. Первоначально этот корабль задумывался как развитие сторожевика пр. 1135, но к моменту закладки превратился в БПК вдвое большего водоизмещения. Предполагалось, что корабли пр. 1155 будут решать противолодочные задачи совместно с эсминцами пр.956, оснащенными мощным ударным и зенитным ракетным вооружением - комплексами «Москит» и ЗРК средней дальности «Ураган». Поэтому с учетом ограничений по водоизмещению, обусловленных возможностями заводов, БПК пр. 1155 решили оснастить только комплексами самообороны «Кинжал». На каждом корабле устанавливалось по два ЗРК с общим боекомплектом 64 ракеты 9М330 и двумя станциями наведения ракет ЗР-95 Головные корабли на «Заводе им. Жданова» и калининградском заводе «Янтарь» были заложены в 1977 г. и вступили в строй практически одновременно - в последние дни 1980 г. Так как разработка комплекса «Кинжал» основательно задержалась, принятие кораблей флотом носило более чем условный характер. Несколько кораблей, вплоть до пятого в серии, сдавались без станций наведения ракет.

    Всего на «Заводе им. Жданова» по осень 1988 г. под заводскими номерами с 731 по 734 были построены четыре корабля: «Вице-адмирал Кулаков», «Маршал Василевский», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Левченко». На калининградском заводе «Янтарь» до конца 1991 г. под заводскими номерами с 111 по 117 построили восемь БПК: «Удалой», «Адмирал Захаров», «Адмирал Спиридонов», «Маршал Шапошников», «Симферополь», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Пантелеев».

    За годы службы БПК пр. 1155 в целом хорошо зарекомендовали себя как надежные и эффективные корабли. Показательно то, что в сложный период 1990-2000-х гг. из 11 построенных БПК были списаны только три первых кора бля постройки калининградского завода и «Маршал Василевский», а большая часть кораблей пр. 1155 входит в состав флота. При этом «Удалой», «Маршал Василевский» и «Вице-адмирал Кулаков» так и не получили комплекс «Кинжал». Помимо 12 больших противолодочных кораблей пр. 1155 и одного усовершенствованного, построенного по пр. 11551 - «Адмирал Чабаненко», по четыре комплекса «Кинжал» с 192 ракетами было установлено на тяжелом авианесущем крейсере пр. 11434 «Баку» (с 1990 г. - «Адмирал флота Советского Союза Горшков») и на единственном авианосце нашего флота пр.11435, сменившем немало названий и ныне именуемом «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Ко времени проектирования этих кораблей среди моряков и кораблестроителей утвердилось здравое понимание того, что корабли данного класса должны нести только оружие самообороны, а задачи воздушного прикрытия на дальних подступах должны решаться ЗРК, установленными на кораблях охранения. Два комплекса «Кинжал» с восемью пусковыми модулями на 64 ракеты предполагалось установить в качестве вспомогательного «зенитного калибра» на атомном тяжелом ракетном крейсере пр. 11442 «Петр Великий», но фактически корабль был оборудован всего одним антенным постом.

    По одному ЗРК «Кинжал» с боекомплектом 32 ракеты было размещено на кораблях пр. 11540 «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый», официально отнесенным к сторожевым кораблям, но по водоизмещению и размерениям примерно соответствующим БПК пр.61, массово строившимся в 1960-е гг.

    Таким образом, не считая опытового МПК-104, на 17 кораблях нашего флота было установлено всего 36 зенитных ракетных комплексов «Кинжал» (1324 ракеты). С 1993 г. экспортная модификация комплекса «Кинжал» под наименованием «Клинок» неоднократно демонстрировалась на различных международных выставках и салонах, однако сведений о его поставках за рубеж не имеется. Тем не менее ЗРК «Кинжал» стал одним из совершеннейших образцов отечественного ракетного оружия, наиболее полно отвечающим современным условиям противовоздушного боя на море. Относительно небольшая дальность поражения не является его существенным недостатком.

    Маловысотные цели, в первую очередь - управляемые средства поражения, так или иначе будут обнаруживаться на малом удалении. Как свидетельствует опыт локальных войн, их носители, по-видимому, будут лишь на крайне непродолжительный промежуток времени взмывать над радиогоризонтом для уточнения местонахождения атакуемого ими корабля и пуска своих ракет. Поэтому поражение самолетов-носителей зенитными комплексами большей дальности представляется маловероятным. Но рано или поздно, запущенные самолетами ракеты приблизятся к объекту атаки. И вот здесь в полной мере должны проявиться все достоинства одного из самых совершенных отечественных зенитных комплексов «Кинжал» - малое время реакции, высокая огневая производительность, многоканальность, эффективное действие боевой части при адаптивном режиме применения по целям различных классов.

    История создания

    В 80-х годах в НПО "Альтаир" под руководством С.А. Фадеева был создан ЗРК ближней обороны "Кинжал".

    ЗРК "Кинжал" - это многоканальный, всегоподный, автономный комплекс, способный отражать массированный налет низколетящих противокорабельных, противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб, самолетов, вертолетов и т.п.

    Комплекс оснащен собственными радиолокационными средствами обнаружения (модуль К-12-1), обеспечивающими комплексу полную независимость и оперативные действия в самой сложной обстановке. Основой многоканальности комплекса являются фазированные антенные решетки с электронным управлением луча и бустродействующий вычислительный комплекс. Основной режим работы комплекса - автоматический (без участия личного состава), основанный на принципах "искусственного интеллекта". Встроенные в антенный пост телевизионно-оптические средства обнаружения целей не только повышают его помехозащищенность в условиях интенсивного радиопротиводействия, но и позволяют личному составу визуально оценивать характер сопровождения и поражения целей. Радиолокационные средства комплекса разработы в НИИ "Квант" под руководством В.И. Гузя и обеспечивают дальность обнаружения воздушных целей 45 км на высоте 3.5 км.

    "Кинжал" может одновременно обстреливать до четырех целей в пространственном секторе 60 град. на 60 град., при этом параллельно наводиться до 8 ракет.

    Время реакции комплекса составляет от 8 до 24 секунд в зависимости от режима РЛС.

    Боевые возможности "Кинжала" по сравнению с ЗРК "Оса-М" увеличены в 5-6 раз.

    Кроме ЗУР комплекс "Кинжал" может управлять огнем 30-мм автоматов АК-360М , производя дострел уцелевших целей на расстоянии до 200 метров.

    В комплексе используется телеуправляемая зенитная ракета 9М330-2, унифицированная с ракетой сухопутного комплекса "Тор" . Старт ЗУР - вертикальный под действием катапульты с дальнейшим склонением ракеты газодинамической системой на цель. Двигатель запускается на безопасной для корабля высоте после склонения ракеты.

    Подрыв боевой части производится непосредственно по команде импульсного радиовзрывателя в непосредственной близости от цели. Радиовзрыватель помехозащищен и адаптируется при подходе к водной поверхности. БЧ - осколочно-фугасного типа. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Ракеты не нуждается в проверке в течение 10 лет.

    Пусковые установки комплкса "Кинжал" разработы КБ "Старт" под руководством главного конструктора А.И. Яскина. ПУ подпалубная, состоит из 3-4 пусковых модулей барабанного типа, в каждом - 8 ТПК с ракетами. Вес модуля без ракет 41,5 тонны, занимаемая площадь 113 кв. м. Расчет комплекса 8 человек.

    Корабельные испытания комплекса были начаты в 1982 году на Черном море на малом противолодочном корабле пр. 1124. В ходе показательных стрельб весной 1986 года на МПК было запущено с береговых установок 4 крылатые ракеты П-35. Все П-35 были сбиты 4 ракетами ЗРК "Кинжал".

    Испытания шли тяжело и со срывом всех сроков. Так, например, "Кинжалом" предполагалось вооружить ТАКР "Новосроссийск", но он был принят на вооружение с "дырками" для "Кинжала". На первые корабли проекта 1155 комплекс устанавливался один вместо положенных двух.

    И накоцец в 1989 году ЗРК "Кинжал" был официально принят на вооружение больших противолодочных кораблей пр. 1155, на которых было установлено 8 модулей по 8 ракет.

    В настоящее время ЗРК «Кинжал» находится на вооружении тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", атомного ракетного крейсера "Петр Великий" (пр. 1144.4), больших противолодочных кораблей пр.1155, 11551 и новейших сторожевых кораблей типа «Неустрашимый».

    Комплекс ПВО "Кинжал" предлагается иностранным покупателям под наименованием "Клинок".

    Разработчики

    Комплекса в целом - НПО "Альтаир"

    ЗУР - МКБ "Факел"

    Основные характеристики комплекса

    Дальность поражения целей, км

    1,5 - 12

    при подключении артустановки калибра 30 мм

    от 200 м

    Высота поражения целей, м

    10 - 6000

    Скорость целей, м/с

    до 700

    Число одновременно обстреливаемых целей
    Число одновременно наводимых ЗУР
    Способ наведения ЗУР

    телеуправление

    Дальность обнаружения целей на высоте 3,5 км от собственных средств обнаружения, км
    Основной режим работы

    Источники информации

    Военный Парад

    А.Широкорад "Ракеты над морем", журнал "Техника и Оружие" №5, 1996

    Петров А. М., Асеев Д. А., Васильев Е. М. и др. "Оружие российского флота 1696-1996 гг." СПб: Судостроение

    А.В. Карпенко "Российское ракетное оружие 1943-1993". Санкт-Петербург, "ПИКА", 1993

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»