Какие игры играют в китае. Чем увлекаются китайские дети? – Петушиный бой

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Столь популярный драматический жанр театра теней или пьесы кожаных силуэтов берет свое начало в Поднебесной.

Как гласит легенда, император Уди пребывал в глубокой печали после смерти своей наложницы леди Ли. Чтобы помочь ему пережить утрату, придворный гадатель сделал деревянную куклу, полностью повторяющую фигуру леди Ли. Силуэт любимой на занавеске вселил в императора уверенность, что его навещал ее дух. Этот случай считают началом искусства театра теней.

Современные куклы для театра теней делают из кожи, т.к. она легче и удобнее в управлении. Вот как проходит изготовление кукол: ослиную или овчинную кожу, очищенную от волосяного покрова, чистят и подвергают химической обработке для придания ей необходимой прозрачности. Затем куски кожи покрывают тунговым маслом, сушат и вырезают фигурки персонажей пьес. Тело, голову и конечности куклы вырезают отдельно, затем скрепляют с помощью нитей, а в руках кукловода игрушки оживают, полностью повторяя движения человека. Затем кукол раскрашивают в разные цвета, обозначая их основные качества - доброту или злобу, красоту или уродство. Во время представлений куклы держат близко к белому экрану цветной стороной, освещая тыльную сторону ярким светом.

Кукловоды управляют разными частями тел кукол с помощью специальных спиц. Представление сопровождается музыкальным аккомпанементом и пением самих кукловодов. Некоторые пьесы иллюстрируют довольно драматические события. Что до героев сказок и историй в стиле кунфу, они часто выполняют необыкновенные трюки, например, катаются на облаке или демонстрируют чудеса боевого искусства, доставляя особое наслаждение детской аудитории.

Рост популярности театра теней начался еще с период династии Сун (960 - 1279 гг.), когда на празднествах устраивались многочисленные «теневые» представления. А в период династии Мин (1368 - 1644 гг.) в одном лишь Пекине насчитывалось до 50 трупп театра теней.

В 13 в. театр теней стал лучшим развлечением в юртах монгольских племен. Затем с их завоевательными походами этот вид искусства распространился на более отдаленные страны - Персию, Аравийский п-ов и Турцию. Позже театр теней также был представлен народам Юго-восточной Азии.

В Европу театр теней привезли французские миссионеры в 1767 г., устроив представления в Париже и Марселе, вызвавшие бурный восторг зрителей. Со временем ombres chinoises - «китайские тени» (фр.) прижились, приобрели местный колорит и стали ombres francaises - «французскими тенями» (фр.). В настоящее время более 20 стан мира имеют свои труппы театра кукол.

Заявления некоторых людей о том, что китайский театр теней положил начало киноискусству, несомненно, является преувеличением, однако пииньси бесспорно внес свой вклад в развитие индустрии развлечений. В наше время повсеместного распространения кино и телевидения, туристы по-прежнему желают видеть представления этого древнего драматического искусства.

Сами куклы доступны в продаже в сувенирных лавках станы.

Кукольный театр «куйлэйси» (кит. «марионетка, петрушка») более известен в Китае как «муоуси» (кит. «муоу» - «деревянная кукла»). Происхождение кукольного театра описано в традиционной песне: однажды князь Му государства Чжоу (ок. 10 в. до н.э.), возвращаясь с большой охоты в горах Куньлуна, увидел представление известного плотника Яньши - деревянные куклы собственного изготовления в руках мастера пели и плясали. Однако первое упоминание о муоуси как о самодостаточном виде развлечения датируется лишь династией Хань. Тем не менее возраст кукольного театра в Китае насчитывает по меньшей мере 2000 лет.

Так же, как и в большинстве других стран, китайские кукольные представления бывают 3 видов: куклы, управление которыми осуществляется с помощью специальных спиц-рычагов, марионеточные представления и куклы-перчатки. Самым распространенным видом кукольных представлений в Китае остается первый из вышеперечисленных. При этом рост кукол, как правило, не превышает метра в высоту, мастера делают их максимально «живыми». Кукловод поднимает куклу над собой, одной рукой управляя корпусом муоу, а другой - парой спиц, отвечающих за движения рук. Ноги кукол чаще всего остаются закрытыми.

От кукловода требуется особая сноровка при ведении куклы, т.к. ему необходимо держать неподвижном или перемещать по сцене предмет весом ок. 2-3 кг. Только так игра другими частями тела куклы будет достаточно убедительной.

Марионетки появляются перед аудиторией во весь рост. Голова, плечи, талия, руки и ноги куклы подвижны и управляются с помощью проволоки, тянущейся от каждой части тела куклы к единому мосту, скрытому от публики, с помощью которого кукловод и управляет ее движениями.

Куклы-перчатки или наручные куклы очень похожи на русского Петрушку, также именуются «куклы-мешки» в Китае. Они самые маленькие из 3-х видов кукол, в длину достигают ок. 20 см. Их наряды - маленькие мешочки, которые кукловод одевает на руку и управляет положением куклы и ее движениями.

Китайский воздушный змей называют предшественником современного самолета. В выставочном зале Национального музея аэронавтики и космоса (Вашингтон, США), посвященном летательным аппаратам, находится памятная табличка следующего содержания: «Первыми летательными аппаратами стали китайские воздушные змеи и ракеты».

Но китайские фэнчжэн не только игрушки. Они внесли большой вклад в развитие науки и производства. В 1782 г. знаменитый американский ученый и государственный деятель Бенджамин Франклин изучал грозу и молнию с помощью воздушных змеев, после чего изобрел молниеотвод. Многие рыбаки до сих пор закидывают приманку в море, используя воздушных змеев. А фотографы пользуются китайским изобретение для съемок с высоты птичьего полета.

Первые воздушные змеи в Китае были деревянными и назывались «муюань» - «деревянные змеи», их появление относят к периоду Воюющих государств (475-221 гг. до н.э.), т.е. как минимум 2000 лет назад. После изобретения бумаги, муюань превратились в чжиюань (кит. «чжи» - «бумага»).

В то время они служили военным целям. Согласно историческим записям, фэнчжэны были огромных размеров, а некоторые велики на столько, что выдерживали человеческий вес. На таких змеях разведчики поднимались в воздух и обозревали расположение вражеской армии. Кроме того их использовали для распространения листовок над ставкой врага. В древней работе «Записи удивительных событий» говорится, что когда Сяо Янь, император Уди (464 - 549 гг.) династии Лян, был окружен непокорными племенами под Хоу Цзин, сигнал о помощи он подал на воздушном змее.

В период династии Тан (618-907 гг.) к корпусам воздушных змеев стали прикреплять бамбуковые планки, которые в воздухе под порывами ветра начинали издавать мелодичный звон, похожий на звуки чжэна - традиционного струнного инструмента. С тех пор воздушных змеев в Китае принято называть «фэнчжэн» - «ветряной чжэн». В некоторых районах Поднебесной к ним принято прикреплять шелковые или резиновые полоски, чтобы заставить их «петь» в небе.

Во время правления последней династии Цин (1616-1911 гг.) люди верили, что отпущенный в небо змей заберет с собой все печали и невзгоды человека. И наоборот, поднявший потерянного другим человеком фэнчжэн возьмет на себя все его заботы и неприятности. Конечно, это всего лишь суеверие, но и в нем может содержаться рациональное зерно: подумайте, как полезно человеку с тяжелым грузом на душе, больному побыть на свежем воздухе, запуская змея в высь.

Некоторые предпочитают пускать фэньчжэн ночью. Они подвешивают в ряд фонарики с зажженными свечами, затем мерцающие в темном небе.

Существует 2 основных вида китайских воздушных змеев: со съемными крыльями и с крыльями, закрепленными на корпусе. Первые легко разбираются, хранятся и транспортируются в коробках, что делает их удачным подарком. Вторые лучше держатся в воздухе, поднимаются намного выше в небо. В соответствии с их дизайном и некоторым другим параметрам воздушных змеев подразделяют на более 300 видов, включающих человеческие фигуры, рыб, насекомых, птиц, животных и иероглифические надписи. Размер также может варьироваться от 304 м до 30 см в размахе крыльев.

Не каждому под силу смастерить хорошего воздушного змея. В первую очередь необходимо правильно подобрать вид бамбука для изготовления рамки. Для крупных фэнчжэн берут толстый и прочный бамбук, способный выдержать давление ветра. Для миниатюрных змеев чаще используют тонкие бамбуковые полоски.

Вторым шагом станет выбор покрытия для рамки. Как правило, это делают с помощью бумаги, однако змеи с шелковым покрытием более надежны и имеют более высокую художественную ценность.

На заключительном этапе обтяжку украшают росписями. При массовом производстве их печатают на бумаге до закрепления на рамке. Но в соответствии с традицией змеев расписывают уже после закрепления материала на рамке в ручную. Зачастую на поверхности змеев пишут пожелания удачи. Так, например, сосна и журавль символизируют долголетие; изображения летучих мышей и персиков служат пожеланиями доброй удачи и долгой жизни и т.п.

В 1983 г. в г. Тяньцзинь во время проведения крупномасштабных соревнований по запуску воздушных змеев группа рабочих Тяньцзниньского завода изобразительных искусств в составе 5-6 человек заставила плясать и виться в воздухе фэнчжэн в форме дракона, состоящего из сотен отсеков, в длину насчитывавшего сотни метров. Японский гость запустил воздушного змея длиной 300 м (270 отсеков). Эти, а также другие выступления привлекли всеобщее внимание и вызвали бурю аплодисментов.

Широкую известность получил ежегодный фестиваль воздушных змеев в пров. Шаньдун. Приобретя статус международного, этот фестиваль каждый год собирает участников из всех стран мира.

Как известно, по праздникам и другим знаменательным случаям в Китае повсюду слышны залпы хлопушек.

Их называли по-разному в разные времена в разных частях страны. Изначально звуки рвущихся хлопушек должны были отпугивать диких животных, в том числе и мифического единорога Нянь, появлявшегося каждый год в конце зимы - начале весны и наводившего ужас на людей. Тогда еще не существовало пороха, поэтому китайцы поджигали сухие бамбуковые палки, издающие такой звук. Поэтому первые хлопушки прозвали «баочжу» - «трещащий бамбук», сохранившие это название до сих пор в некоторых книгах.

Совершенно случайно, имя волшебного единорога, появлявшегося ежегодно, стало обозначать «год». А традиция взрывать хлопушки в конце года закрепилась во всех частях страны. Ее начало было положено более 2000 лет назад.

После изобретения пороха, порожние бамбуковые палки стали заполнять им, что делало взрывы более громкими, а хлопушки стали называть «баочжан» - «взрывающиеся палочки». Этим именем их продолжают называть по сей день в некоторых районах Китая. Согласно книге «Происхождение вещей» (работа периода дин. Сун), впервые набить порожний бамбук порохом предложил Ма Цзюнь, живший в период Троецарствия (220 - 265 гг), т.е. ок. 1700 лет назад.

Дальнейшее развитие мастерства изготовления хлопушек привело к появлению первых бумажных свитков с порохом, дававших единственный взрыв. Затем появились хлопушки «двойного взрыва» - «эртицзяо», а также хлопушки, подвешенные рядами. «Двойные» хлопушки, с плотным бумажным корпусом, состоят из двух отсеков: взрыв 1-го запускал хлопушку высоко в воздух, а затем окрестности оглушал взрыв 2-го отделения петарды. В настоящее время продолжается совершенствование искусства фейерверка: добавляя различные вещества, хлопушки научились делать цветными, расцвечивающими вечернее небо миллионами ярких огней.

Пуски хлопушек по случаю Нового года, свадьбы, победы национальной сборной на международных соревнованиях стали излюбленным занятием детворы и юношества. По-видимому, китайская традиция фейерверков распространяется на все большее число наций, как цветные огоньки фейерверка разлетаются по небу.

Эта традиционная игра до сих пор популярно среди китайцев. Играющих в шахматы можно встретить повсюду: на заводах, в школах, деревнях и во дворах домов. Также часто в шахматы играют в парках и вдоль дорог. Как правило, вокруг игроков собирается толпа любопытствующих. Шахматная доска в китайских шахматах разделена 9 вертикальными линиями и 10 горизонтальными, которые образуют 90 пересечений. Среднюю линию называют «река Чу».

Участки на шахматной доске с диагональными линиями называются «Девять дворцов», где находится полководец и его гвардейцы.

Шахматные фигуры, в основном, делают из дерева. В китайских шахматах фигурки круглые. Всего насчитывается 32 фигурки, половина из которых - черные, а половина - красные. У каждого игрока есть полководец, два гвардейца, пары ферзей, пушек, лошадей, две колесницы и 5 солдат. Каждый игрок стремится уничтожить фигурки соперника и завладеть его полем. Если одна фигура оказывается в опасном положении, ее следует как можно скорее передвинуть в безопасную зону. Но если это невозможно, ей на помощь необходимо отправить другого «воина». Главной целью игры является захват армии соперника. Тот, кому это удалось, становится победителем.

Мацзян в Китае имеет долгую историю. Так как в игре используются плиточки, похожие на домино, но с выгравированными китайскими значками и иероглифами, мацзян также называют игрой «по укладке кирпичей». Согласно легенде, мацзян изобрели китайские военные стратеги, которые использовали «кирпичи», чтобы воссоздать расположение войск во время битвы. Полный набор мацзяна состоит из 136 плиток: 36 с изображением черты (или бамбука), пронумерованных от 1 до 9 (каждого «числа» - по 4 штуки), 36 с кругом (или точкой), 36 с ломанной (или иероглифом), 12 наград (4 красных, 4 зеленых и 4 белых дракона) и 16 ветров (4 восточных, 4 южных, 4 западных и 4 северных). В основной набор не включаются 8 цветов, которые добавляют в середине игры.

Чертой обозначаются копья, точкой - щиты, а ломаной - войска. Ветрами обозначаются генералы войск в 4 позициях. Иероглифом «чжун» отмечен главнокомандующий, а «фа» - его адъютант. Белые плиточки используются для обозначения резервных сил. В игре участвует 4 человека, каждому из которых достается по 13 плиточек. Цель игры - собрать все комплекты плиток: победителем становится первый игрок, который заполучил 4 комплекта. Раньше в мацзян играли на деньги, теперь эта традиция сохранилась лишь в деревнях. В 20-е годы 20 века игра из Китая попала в страны Запада и Японию, где в наше время она пользуется огромной популярностью.

Родиной облавных шашек считается Китай. Возможно, их изобрели стратеги древности для военных целей. По-китайски облавные шашки называются «вэйци». Цель игры - участники должны захватить территорию на квадратной деревянной доске, занимая свободные точки своими шашками. Их история насчитывает более 4000 лет, но широкое распространение они получили лишь в период Весны и Осени (770-476 гг. до н.э.). При династиях Суй и Тан (581-907) шашки попали и в Японию. В последние десятилетия, с развитием международных связей и культурного обмена, шашки распространились в Европе и Северной Америке. Сначала шашечная доска была поделена 11 вертикальными линиями (затем их число возросло до 15, 17, а, в конце концов, 19) и 19 горизонтальными, образующих 361 пересечение.

В игре принимают участие два человека: у одного - 181 черная шашка «ши» (камень), а у другого - 180 белых. Первый ход делает игрок с черными шашками (если игра ведется между равносильными игроками). Если кто-то слабее, а кто-то сильнее, то первым ходит игрок с белыми шашками. Игрок должен стремиться, чтобы число занятых окруженных точек было меньше шашек, которые были захвачены противником. 19-линейную доску можно часто встретить на традиционных китайских картинах эпохи Тан (618-907).

Уличные игры Китая зародились в глубокой древности и получили широкое распространение по всему государству на много веков вперед. Интересно, что многие из них являются прародителями современных видов спорта. Зачастую в играх использовались предметы, которые не требовали особого мастерства в изготовлении: деревянные катушки, мешочки с песком, галька, палки. Многие из тех игр, о которых пойдет речь дальше, сохраняются и по сей день в отдаленных, как правило, относительно бедных районах Китая. Исторически сложилось так, что девочки почти не принимали участие в уличных играх. У них были свои, словесные развлечения, в которые можно было играть, не отвлекаясь от шитья и домашних дел.

Игра в ласточку

Существует и другое название этого развлечения – «Игра в курицу». Получила популярность при династии Тан (618-907 гг.). В одной из книг того времени можно прочесть легенду: давным-давно в Лоян прибыл странствующий монах из монастыря Шаолинь. Во время одной из прогулок по улицам города он заприметил 12-летнего мальчишку. Тот подбрасывал волан по 500 раз на каждую ногу, ни разу не уронив его на землю. Сорванец зарабатывал этим аттракционом на жизнь, развлекая зрителей на улицах города. Монах был так поражен способностями мальчика, что сразу же пригласил его к себе на обучение. С тех пор игра приобрела небывалую популярность. Считалось, что благодаря мастерству ног можно было попасть в ученики Шаолиня. Со временем появились и другие ее разновидности: пара на пару, четыре на четыре и т.д. Цель, однако, оставалась неизменной: подбрасывать волан, не роняя на землю, дольше всех. Игра в ласточку достигла своего расцвета при Династии Цин(1644 - 1911 гг). Можно сказать, что тогда в ласточку играли во всех уголках Китая. Такую популярность она получила в том числе и потому, что в нее можно было играть всей семьей. Ласточка до сих пор популярна среди пожилых людей, которые часто играют в нее в городских парках. Увеселение давно превратилось в неотъемлемую часть китайской культуры, именно поэтому об этой игре сохранилось множество песен, стихов и даже картин. Это поистине народная игра Китая.

Игра в кунчжу(йо-йо), или жонглирование дьяболо

Появление игры связывают с периодом Троецарствия (220 - 280 гг.). Именно тогда были найдены первые упоминания поэта ЦаоЧжи о «прекрасной игре йо-йо». Со времен династии Мин даже сохранилась детская песня «О йо-йо». Все это только лишний раз доказывает, что у игры в кунчжу долгая история. Именно при династии Мин были разработаны первые правила и атрибут (собственно, йо-йо) для этого развлечения, который изготавливался из бамбука или дерева. Йо-йо по форме напоминает полую катушку, по бокам которой проделаны небольшие отверстия, ихможет быть от 4 до 6. Туда вкладываются деревянные брусочки, чтобы во время кручения издавался звук, напоминающий «йо-йо». Игрок натягивает веревку на двух палочках, поднимает катушку над головой и подкидывает ее. Цель игры – крутить катушку быстрее и дольше других соперников. В игре, которая способствовала физическому развитию малышей и скорости реакции, участвовали дети всех возрастов.

Бой за сверчков

В первоначальном варианте игра носила название «осенний бой» или «осеннее настроение». В древнем написании иероглиф «осень» напоминает изображение сверчка. Вторая причина такого названия связана с тем, что сверчки живут только осенью и всего 100 дней. Именно в этот период разыгрывалась нешуточная борьба среди крестьянских семей. Игра появилась при династии Тан. В книгах тех лет даже есть упоминание о том, что одна из наложниц императора каждую ночь перед сном клала под подушку живого сверчка. Целые семьи устраивали соревнования по ловле этих стрекочущих насекомых. Каждый вечер они собирались вместе и подсчитывали количество пойманных «артефактов».Не сложно догадаться, что выигрывала та семья, которая наловит больше сверчков.

Цуцзюй

Это развлечение считается одним из предшественниц футбола. При династии Ханьцуцзюйвходила в список боевых искусств. Этот вид физической активности развивал ловкость, выносливость и сноровку, и сначала получил распространение в императорской армии. Позже игра«вышла» в массы и в нее стали играть в каждом дворе. А все началось с истории, которая приключилась с императором династии ХаньЛюБан. Он не отказывал себе в удовольствиях, и днями напролет смотрел выступления музыкантов и танцоров. Но ничего не производило на него впечатления, жизнь перестала радовать, а дни казались пресными. Его одолела хандра. Тогда прадед рассказал ему о своих излюбленных увлечениях: петушином бое и цуцзюй.ЛюБан не только заинтересовался игрой, но позже стал первоклассным игроком. Именно во время его правления игра получает распространение при дворе. В то же самое время, цуцзюй становится излюбленной игрой нижних слоев населения. ЛюБан даже обязал каждого жителя Китая уметь играть в цуцзюй и знать ее правила.

Во время игры нужно не только забить гол противоположной команде, но и успеть показать мастерство владения мячом при помощи рук, ног или головы. Главное отличие от современного футбола заключается в том, что в цуцзюе никогда не было широких ворот. Взамен этого в земле вырывалась лунка для мяча. Именно в нее должен был попасть мяч. Никаких «джентельменских» правил не было и в помине, а потому толкание и подножки только приветствовались.

Перетягивание каната

Известная и по сей день забава зародилась более 2400 лет назад. В то время царство Чубыло известно далеко за своими пределами мощной армией и кораблями. Военные столкновения, в основном, происходилина воде. Тогда и было изобретено оружие для захвата отступающего судна противника – крюк на прочном канате. Когда враг терпел поражение и намеревался скрыться в бескрайних водах, военные набрасывали на судно крюк и тащили к себе. Позже на берегу они часто громко рассказывали о событиях прошедшего дня и изображали «накидывание лассо». Так и пришла идея перетягивания каната. Появились первые соревнования среди военных. Но игра быстро перекинулась в народные массы. При династии Тан перетягивали бамбуковую палку. Затем стали использовать веревку длиной около 16-ти метров. Соревнования по перетягиванию каната собирало тысячи зрителей. Есть упоминания, что даже иностранцы, приезжающие в Китай, с удовольствием посещали подобные мероприятия. А на улицах городов между собой соревновались простые мальчишки.

Чуйвань

Эта национальная игра в мяч появилась при династии Тан. Перед началом игры нужно разделиться на команды. У каждого игрока в руках палка, которой нужно отбивать мяч. Цель проста – попасть в ворота противника. Развлечение отдаленно напоминает современный хоккей. При династии Сунигра превращается в спорт. Появляются тренеры, обучающиеигре с раннего возраста, проводятся соревнования. Со временем, игра становится не командной, а парной. Чуйвань была особенно популярна среди детей (любого возраста).

«Орел поймал курицу»

У этой игры есть несколько названий: «желтый ястреб ест курицу», «ласка ест курицу», а на кантонском языке – «орел хватает цыплят». Точное время появления игры неизвестно, но первые упоминания уходят своими корнями во времена династии Мин. Это веселое развлечение, предполагающеебольшое количество участников.

Один игрок становится орлом, его задача – схватить и вытащить курицу. Остальные игроки «крепятся» друг к другу в ряд. Первый человек в ряду – это курица, остальные цыплята. Задача курицы – защищать цыплят от орла. Цыпленок, которого вытащили, не участвует в дальнейшей игре. Только в следующем круге он сможет «вернуться в строй». Эта уличная потеха прекрасно развивала выносливость и поддерживала физическую активность, ведь приходилось так много бегать! В ней принимали участие дети всех возрастов.

Подбрасывание мешочка с песком

Еще одна традиционная игра Китая – это подбрасывание крохотного мешочка с песком. Для того, чтобы играть в «мешочек», нужно было несколько тряпок сшить в одну в виде маленького кармашка, в середину засыпать песок и зашить. Играли на свежем воздухе в большой компании. Игроки делятся на две команды и встают друг против друга на определенном расстоянии. Определяется очередность. Первая команда кидает мешочек с песком в противоположную команду. Если мешочек в кого-то попал, тот долженкрикнуть: «Мертв!». Соседний игрок подбирает мешочек и кидает в ответ. А тот, кто оказался «мертв», переходит в другую команду. Побеждает та команда, которой удалось заполучить больше игроков. Игра популярна среди всех возрастов и по сей день.

Игра в стеклянные шарики

Развлечение исконно популярно среди мальчишек. В земле вырываются небольшие ямки, куда кладутся камушки. Кто быстрее всех заполнит все отверстия, тот и выиграл. В более зажиточных семьях дети использовали специальные стеклянные шарики. Малыши из бедных семей использовали шарики из железа, глины. Был и другой способ игры. На землю ставили шарик и пытались забить его в лунку другим шариком с расстояния в несколько метров. Иногда вырывалась одна большая лунка, куда и забивались «мишени». Побеждал самый меткий.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Салки, прятки, казаки-разбойники - сколько всего суперского из детства мы вспоминаем с улыбкой. Но чем же новеньким удивить наших детей?

сайт поискал самые интересные игры со всей планеты, которые вызывают восторг у местных детишек. Берем на заметку и при первой же возможности пробуем!

«Поймай за хвост дракона» (Китай)

Количество участников: чем больше - тем лучше

Что понадобится: ничего

Правила игры: все выстраиваются в колонну и кладут руку на плечи или пояс впереди стоящему. Тот, кто стоит первым - голова дракона, последний - его хвост. Дальше начинается самое веселое. Голова дракона начинает охотиться за своим хвостом. Те игроки, кто ближе к хвосту, могут всячески помогать ему «смыться» от головы, ловко убегая всем хвостом. Однако в попытках ухватить хвостик и убежать от охотника важно, чтобы колонна не рассыпалась и «дракон» не развалился.

Так что держись, голова! Нас не так-то просто поймать.

«Плати апельсинами!» (Гана, Африка)

Количество участников: две команды по 3–4 человека

Что понадобится: по 4 апельсина на каждого участника

Правила игры: рисуются две линии на расстоянии 10–15 м друг от друга, за которыми размещаются команды. На линии в ряд перед игроками обеих команд кладутся горкой апельсины: снизу кладут три, сверху - еще один. Команды попеременно бросают апельсинами по горкам противника. Если удалось ее рассыпать, то попавший забирает апельсины для своей команды. При неудачном броске «улетевший» апельсин достается противнику. Из полученных таким образом апельсинов противник складывает новые горки, которые тоже можно рассыпать. Игра продолжается, пока одна из команд не потеряет все свои апельсины. Она и считается проигравшей. Апельсины легко заменят мячи, кубики и все, что подскажет ваша фантазия.

«Кабадди» (Индия)

Количество участников: две команды, любое четное число игроков

Что понадобится: хорошее настроение и сильные легкие

Правила игры: игровое поле делится пополам на территории для двух команд. С началом игры нападающий стартующей команды перебегает на чужую половину поля и пытается дотронуться рукой или ногой до игроков-соперников. Но все не так уж просто: прежде он должен сделать вдох и во время охоты постоянно говорить «кабадди! кабадди! кабадди!». Как только воздух закончился, нападающий сам становится добычей и должен бежать изо всех сил обратно. Чтобы спастись, надо успеть коснуться рукой или ногой своей территории. Если удачно, то из команды противника выбывают все, до кого дотронулся нападающий. Если же его поймали, то в бой отправляется команда противника. Выигрывают те, в чьей команде осталось больше игроков.

Эта игра родом из Индии, но стала настолько популярна в Азии, что даже проводятся мировые соревнования по кабадди.

«Три камешка» (Франция)

Количество участников: от 2 до 4

Что понадобится: по 3 камешка или любых маленьких круглых предметов, которые можно зажать в кулаке

Правила игры для двоих: оба участника в кулачке прячут за спиной 1, 2 или 3 камешка, чтобы запутать соперника. А можно слукавить и оставить руку пустой. По сигналу оба выставляют перед собой «в игру» зажатый кулак. Теперь задача - угадать, сколько камешков всего сейчас в игре, и они по очереди называют свой вариант числа от 0 до 6. Но повторяться нельзя. Например, если первый игрок назовет «пять», то второй выбирает из оставшихся чисел. Далее разжимают кулаки и смотрят, кто выиграл. Угадавший выбрасывает один свой камешек и игра продолжается. Если никто не угадал, то просто играют дальше. Побеждает тот, кто избавился от всех камешков раньше.

Еще забавнее играть в три камешка втроем или вчетвером. Главное - не забыть изменить варианты ответов от 0 до 9 и от 0 до 12. Кстати, эта старинная французская игра раньше использовалась не только для развлечений, но и для разрешения споров.

«Дуэль картошкой» (Филиппины)

Количество участников: 2, общее число пар - по числу желающих повеселиться

Что понадобится: вилки и картофелины

Правила игры: игроки на расстоянии метра друг от друга становятся на колено, вторую ногу отрывают от земли и держат рукой на весу, чтобы сохранить равновесие. В другой руке у каждого - по картофелине на вилке или палочке. Главная задача - сбить картошку противника и удержать свою. Побеждают не самые сильные, а проворные и ловкие: иногда достаточно одного молниеносного движения, и победа обеспечена.

Игрок «мертв», если картошка падает или поднятая нога трижды касается земли. Игра также заканчивается, если один игрок опирается на противника или толкает его. Для упрощения правил можно не вставать на колено.

«Посол прибывает» (ЮАР, Африка)

Количество участников: может быть любым - чем больше игроков, тем дольше игра

Что понадобится: «ценный подарок» - любой предмет, который в игре станет ценностью. Например, мяч. На родине игры это чаще всего кусок дерева, которое очень ценится в Южной Африке.

Правила игры: игроки делятся на две «деревни» и выстраиваются шеренгами друг напротив друга. Из одной отправляется «посол» с ценным подарком в другую. Он отдает его соперникам и сразу же убегает, а вся «деревня» бросается за ним в погоню. Если «посла» успеют поймать до возвращения домой, он становится пленником. Но если ему все-таки удалось убежать, своего игрока «в плен» отдают преследователи. Проигрывает «деревня», в которой остался всего один житель.

«Хурэг адуун / Табун» (Бурятия, Россия)

Количество участников: чем больше, тем забавнее

Что понадобится: ничего

Правила игры: участники становятся в круг и крепко берутся за руки. Это лошадки, которые охраняют своих жеребят - других игроков, которые находятся в центре круга. Можно стучать копытами, ржать в подражание лошадкам. Вокруг та­буна ходит игрок-конь, который защищает жеребят от нашествия волков. А несколько игроков-волков рыскают вокруг и пытаются разорвать круг, схватить жеребенка и утащить его в логово. Но конь-охранник пугает волков, и если салит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока конь не «перебьет» всех волков.

«Квинта» (Литва)

Количество участников : 5

Что понадобится: мяч

Правила игры: на земле или асфальте чертится большой квадрат со стороной примерно 10 м либо помечаются углы этого квадрата, куда встают 4 игрока. В центре квадрата рисуется круг диаметром около 1,5 м, в него становится пятый игрок - квинта.
Угловые игроки по очереди пытаются «выбить» квинту мячом, тот же уворачивается от мяча, не выходя за круг. Тот, кому удалось попасть в квинту, меняется с ним местами.

«Шлагбаум» (Швеция)

Количество участников: игра для больших компаний - чем больше, тем интереснее

Что понадобится: ничего

Правила игры: все, кроме трех игроков, выстраиваются в квадрат так, чтобы в каждом ряду было столько игроков, сколько и самих рядов. Стоящие шеренгой берутся за руки, образуя внутри квадрата улицы.

Оставшиеся трое - это преследуемый, преследователь и ведущий. Задача второго - поймать убегающего по улочкам. Но на стороне первого - вся команда, и как только его настигают, ведущий делает знак. Все игроки быстро отпускают руки, поворачиваются налево и образуют руками новые улочки. Преследователь, который практически поймал убегающего, в мгновение оказывается с ним на разных улицах. И так каждый раз, пока преследователь не окажется проворнее команды. Тогда выбираются новые игроки для погони и веселье продолжается.

Затем игроки приближаются к логову и спрашивают волка: «Придешь ли ты, волк?», тот отвечает: «Я только встаю». Игроки снова резвятся на поле и через некоторое время снова идут к волку с тем же вопросом, но слышат уже другую отговорку. И так постоянно - то он умывается, то одевается, то причесывается и т. д. Но в какой-то момент волк неожиданно выкрикивает: «Иду, чтобы поймать вас!» - и бросается ловить игроков. Спасаются те, кто добежал до дома, а пойманный волком меняется с ним местами.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»