Как происходит исповедь в православной церкви. Как подготовиться к исповеди, что говорить батюшке

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Как вести себя на исповеди и чего лучше не делать? Как правильно называть свои грехи священнику? Узнайте советы батюшки, а также прочитайте примеры того, как правильно исповедоваться и называть свои грехи батюшке.

Исповедь – это Таинство, в котором Господь незримо прощает грехи при видимом волеизъявлении священника. Событию предшествует подготовка – покаяние происходит до похода в церковь. Впервые, многие страшатся и не знают, какие поступки называть, как правильно себя вести, что для этого надо сделать. Скажу более, даже бывалые христиане, не всегда понимают в чем и как исповедоваться .

Сердце сокрушенное Бог увидит

Значение покаяния так велико, что претворяет грешника в праведника. Непросто решиться вести христианскую жизнь, измениться, но сделать это необходимо, чтобы не погибнуть окончательно. Пусть первый раз (второй, третий) исповедь будет несовершенной, не это страшно. Куда опаснее носить в себе тяжкий груз, не каяться вообще. Господь видит наши намерения, стремления, попытки отстать от страстей, раскаяние. Это обязательно зачтется.

Иной исповедуется, словно отчет о проделанных грехах сдает на 5 страницах, а в душе нет никакого сокрушения. Другой скажет три слова, и уйдет оправданным, как мытарь, не смеющий поднять глаза к небу, произнесший: «Боже, милостив буди мне грешному». Важно увидеть мерзость своих дел и поступков. Ужаснуться и возненавидеть их. Испытывать искреннее отвращение, с решимостью больше такого не повторять .

Списки грехов в помощь кающемуся

Прибегая к пособиям, которых в интернете много, скорее запутаетесь, чем получите помощь. Составить длинный список грехов по образцу не трудно, но часто в них указаны вовсе не понятные вещи, относящиеся к монашествующим. Они – «бездельники», на них возлагается только две обязанности: труд и молитва, все остальное – грех. Сравнивать поступки в миру, с такими подручными средствами священники не советуют. Иногда это выглядит вовсе глупо.

Например:

  • собирал марки;
  • мылся душистым мылом;
  • делал прически;
  • стирал в воскресенье и т. п.

Можно позаимствовать краткость, с какой называют грех. Это поможет составить личный перечень, чтобы не впасть в многословие, не рассказывать историю (роман) своей жизни. Сделайте так: Запишите поступки, о которых понимаете – они плохие. Об этом сожалеете, готовы не повторять (кстати, не так часто они случаются, но постоянно напоминают о себе, всплывая в памяти).

Например:

  • Нагрубил родителям.
  • Ударил жену.
  • Украл велосипед (кассету, книгу, любую вещь) и пр.
  • Не посетил больного родственника, который в этом нуждался.

Продолжайте далее: взгляните на свой характер. Видеть себя таким, каков ты есть, непросто. Некоторые вовсе считают себя нормальными, хорошими, добрыми, всегда правыми. Бери и пиши с него икону. Но как раз в таком человеке уже виден грех гордыни, свергнувший дьявола с Неба. Такое происходит от незнания законов веры.

Чем чаще будете исповедоваться, постигать православное учение, приближаться к Богу, тем больше увидите в себе грязи, от которой нужно избавиться. Знайте, если не обнаружили в себе грехов, значит находитесь далеко от исполнения заповедей. Нет ни одного святого, о котором можно сказать, что он безгрешен.

Если уж совсем туго, ничего в голову не приходит, спросите близких людей: Какие плохие качества они назовут. Со стороны всегда виднее. Эти черты, скорее всего, окажутся тем, что вы ищите. Подумайте, возможно список пополнится такими грехами:

  • гневался, раздражался, плохо о ком-то думал;
  • ругался матами, грубо отвечал, осуждал, ненавидел;
  • не знал меры в еде (чревоугодие);
  • приходил домой пьяным, буянил;
  • изменял супруге (мужу), обманывал, клеветал, распространял слухи;
  • не помогал другим, отказывал в просьбе, насмехался над тружениками;
  • дал (уговаривал) согласие на аборт;
  • ленился исполнять свои обязанности как на работе, так и дома и т. д.

Совет: Прежде чем обратитесь к какому-либо источнику со списком грехов, постарайтесь сначала записать, что хорошо помните, что тяготит душу, о чем вы, действительно, сожалеете. Такие грехи точно простятся. Выискивая недостатки в себе, прибегая к пособию, стремитесь не к количеству (охватить все сразу), а к качеству. Прочли, вспомнили, осознали, сокрушились, дали себе слово: так больше не поступать. Попросили Господа помочь в этом. Теперь вносите в листок для исповеди .

Об этом надо знать, а не злиться

Когда человек начинает готовиться к Таинству, может претерпеть искушения. Постоянно кто-то мешает, перебивает, отвлекает. В храме злые старушки делают замечания: «почему не в юбке», «зачем так накрасилась», «не там встала». Батюшке некогда, отмахнулся, грубо ответил и т. п. Иногда это необходимо для смирения.


Бесы будут стараться вывести вас из себя, но пройдите испытание достойно: в душе, на каждое противление благому делу, скажите: «лучшего не заслуживаю». Так обезоружите нечисть: их отгоните, а к Богу приблизитесь. Это свидетельствует о том, что поступаете правильно. Вот если будет все гладко и спокойно – стоит задуматься, возможно, отсутствует дух покаяния .

Что такое воля Божия?

В процессе подготовки, встретите фразу, что грех – это нарушение воли Божией. В момент крещения человек (сам или его крестные) произносит обет: творить Его волю, и соблюдать заповеди. Обещание дали, и тут же начали его нарушать. В первую очередь из-за того, что не знаем ни одного, ни другого:

  1. Воля Божия – освящение человека.
  2. Через Моисея, для различения греха, даны 10 заповедей.

Закон Божий (Моисеев) – это первое руководство к познанию себя, что практически все заповеди мы нарушили. Ни одной не исполнили как надо. Многие помнят два слова из закона: не убил, не украл. Считают себя порядочными людьми. Это примитивный подход к исповеди невежественного грешника. Например, убить можно:

  • словом;
  • убивая животных ради развлечения, а не для пищи;
  • дав неверный совет;
  • нарушив технику безопасности;
  • послав на смерть вместо себя другого;
  • сделав аборт, уговаривая на него;
  • издеваясь над слабым;
  • распространяя клевету;
  • не оказав помощь вовремя и т. п.

Если человек не видит в себе грехов, не исповедуется, не сокрушается о неблаговидных поступках, не причащается, не имеет связи с Богом (молитвы) – он нарушает Его волю. Ибо она заключается в том, чтобы мы освящались, просвещались, творили добрые дела, то есть, стремились к праведности и святости. Все, что не способствует этому, кроме необходимых обязанностей и дел (включая отдых, праздники и пр.), нарушает Его волю .

По какому плану готовиться к исповеди

Чтобы ничего не упустить, принято готовиться по определенному плану на выбор. Можно, если некогда, но очень хочется получить прощение, исповедаться за особо мучимый грех: один или несколько. Тут особой подготовки не требуется. Пришли, излили душу, объяснив священнику: в следующий раз подготовитесь должным образом. Что взять за основу:

  1. Десять заповедей.
  2. Девять заповедей блаженства, данные Господом.
  3. Выстроить исповедь можно по 20 пунктам мытарств (блаженной Феодоры), которые проходит душа по смерти.
  4. По типу греха (образец старца Георгия Затворника) и др.

Чаще используют 10 заповедей, т. н., Моисеевых. Учтите, каждая из них включает множество грехов, поэтому список будет большим. Чтобы с этим разобраться, используйте «Опыт построения исповеди» Иоанна Крестьянкина. Он наш современник, его план лучший помощник. Хорошее руководство «В помощь кающемуся» составил И.Брянчанинов.

Важное условие: Прежде чем приступите к покаянию (дома), к исповеди (в храме) простите всех, на кого имели обиду. Это необходимо сделать от всей души, без лукавства. Как прощаете других, так и вам отпустит Господь прегрешения ваши и наоборот .

Стыдно назвать грех священнику

Бывает, что исповедник стесняется назвать какой-либо грех. Во-первых, запомните, в котором стыдно признаться, требует срочной исповеди. Это голос совести, практически указание Бога, Его призыв: в этом покайся. Господь ждет, а священник, поверьте, забудет и вас, и названый проступок тут же, особенно, если много народу.

Обычно скрывают вещи, связанные:

  • с изменами;
  • половыми извращениями;
  • похотливыми помыслами и мечтанием;
  • рукоблудием;
  • участием в оргиях, ведением развратного образа жизни.

Во-вторых, такие грехи имеют многие люди, но не называют на исповеди, чем губят душу. Батюшка, за период службы, наслушался всякого, его не поразите, не смутите, не оттолкнете своим признанием. Скорее всего, священник обрадуется за вас, что набрались смелости, озвучили тяжкий грех. Господь тут же простит, освободит душу. Ангелы на небе возвеселятся. Домой будете лететь как на крыльях.

К сведению: Господь создал условия, чтобы мы могли принять искупительные дары Его подвига, т. е. преобразиться. Все Таинства, в том числе, Исповедь – это инструмент, соединяющий людей и Бога .

Чего на исповеди делать не надо

Исповедь можно обернуть против себя, если отнестись к ней поверхностно с лукавством. Все грехи, даже те, которые точно повторятся, например, курение, надо называть в прошедшем времени, с намерением избавиться. Рано или поздно, названая страсть будет терять власть над человеком. Не нужно:

  • Рассказывать о других, и жаловаться на жизнь.
  • Называть грехи общими фразами: Во всем грешна.
  • Перечислять мелкие прегрешения, в которых приносится покаяние в домашней вечерней молитве ежедневно.
  • Умалчивать о тяжких грехах по причине стыда, нерешительности, из-за нежелания всерьез разбираться в себе.
  • Не надо бояться называть вещи своими именами: блуд, прелюбодеяние, воровство, убийство и пр.

Откровенная исповедь врачует не только душу, но и физические болезни, искореняет страсти, возвращает мир и спокойствие. Не стыдитесь открывать свои мерзости. И блудницы становятся праведницами, если не возвращаются к прежнему. Не обличим себя здесь – на Страшном суде грехи обличат нас.

Заключение: Как понять, что грех прощен? Если при воспоминании о нем совесть молчит, на душе сохраняется мир и спокойствие, значит, прощен. Конечно при условии, что у вас не каменное и бесчувственное сердце, находящееся в полной власти врага человека и Бога, т. е., дьявола .

Пример, сокрушения о грехах

Господи! Иногда хожу в Дом Твой, желая очистить душу от тяжести греховной. Пытаюсь размотать змеиный клубок, который лежит на сердце, но страшно открыть перед священником нечистоты свои. Пытаюсь замаскировать общими словами сущность грехов, облекаю их в безобидные одежды: как все грешат, так и я, ничем не хуже. Желаю прощения и отпущения, а ложью усугубляю свое падшее положение пытаясь Тебя обмануть.

  • Лень и безразличие связали душу : не молюсь Тебе ни утром, ни вечером. В храме стою, как бездушный манекен: покаяния нет во мне, жду только, чтобы служба закончилась быстрее. Молитв, произносимых в Храме не понимаю. Не стремлюсь узнать значение дней, которым посвящается служение. Редко хожу в церковь, а если постоял там, рассеянно крестясь, повторяя движения за истинными христианами, считаю, что совершил подвиг, сделал одолжение Тебе, Господи. Прости это каменное нечувствие к своему спасению.
  • Нет у меня любви ни к живым, ни к умершим. Поминая их, не пророню ни слезинки, молитва за них холодная, словно райская участь их мне известна. Считаю, что молитвы батюшки достаточно. Нет во мне ни сочувствия к близким (в том числе и родителям), ни желания ради них взять на себя хотя бы малюсенький обет. Считаю, что Господь добрый, спасет всех и так, без усилий и жертвы с моей стороны. Господи, прости.
  • Отвратительный грех Прелюбодеяние . Я уже стар и болен, поэтому развратное прошлое удалилось от меня, но это мытарство мне не пройти. Вся грязь этого греха прилипла ко мне, но сил признаться во всем нет. Думаю, Мария Египетская до ухода в пустыню, была чище, чем я. Каюсь и ненавижу себя за эти гнусные дела. Господи, прости, не погуби меня мерзкого.
  • Гордость и тщеславие мои постоянные спутники. Господь наставлял меня постоянно. Вразумлял, дал возможность познать унижения и оскорбления, чтобы уменьшить спесь моей натуры. Но я так медлителен на исправление, что не могу смириться даже под рукой Господа. Вижу свое падение, но гордость не покидает меня. Господи, помилуй и дай сил стать смиренным христианином, прости за упрямство ослиное.
  • Ложь. Она сопровождает меня повсюду. Ранее даже не замечал, что вру по-поводу и без повода. Я врал из-за страха открытия правды; для получения какой-либо выгоды; просто-так по-привычке; ради тщеславия, чтобы приукрасить личину, которая является моей настоящей сущностью. Ложь – семя дьявольское, разрослось во мне, как огромное дерево, пустило корни. Пагубные слова слетают с языка раньше, чем успеваю их осмыслить. Господи, прости, вразуми, избавь от этой привычки. Научи говорить правду всегда и везде.
  • Осуждение. Господи, с детства помню фразу: Не судите, да не судимы будете. Но никогда не придерживался этого наставления. Осуждаю всех: знакомых, родных, соседей, коллег, власти. С высоты своей гордыни всегда найду изъян в других, но не в себе. Прости, Господи. Помоги избавиться от этого, чтобы видеть только свои грехи, а не судить других. Научи смиренному покаянию и молитве и т. д, и т. п.

Чтобы не трудиться попусту, примерно так размышляйте о своих грехах. Это покаяние, приносимое Господу, настраивает душу, ведет к очищению, чтобы возненавидеть дела свои, не повторять их то и дело. Имея сокрушение, заметите, как после исповеди не только стало легче, но от многих «забав» плоти сердце начинает отвращаться, дела и отношения налаживаются, болезни уходят.

Мы один раз в жизни принимаем Крещение и миропомазываемся. В идеале один раз венчаемся. Таинство Священства не носит всеобъемлющего характера, оно совершается лишь над тем, кому Господь судил быть принятым в клир. В Таинстве Соборования наше участие очень невелико. А вот Таинства Исповеди и Причащения ведут нас через всю жизнь к вечности, без них немыслимо бытие христианина. К ним мы приступаем раз за разом. Так что рано или поздно имеем все же возможность задуматься: а правильно ли мы к ним готовимся? И понять: нет, скорее всего, не совсем. Поэтому разговор об этих Таинствах представляется нам очень важным. В настоящем номере, в беседе с главным редактором журнала игуменом Нектарием (Морозовым), мы решили коснуться (потому что охватить все — задача непосильная, слишком «безбрежная» тема) исповеди, а в следующий раз — поговорить о Причащении Святых Таин.

— Предполагаю, точней, догадываюсь: девять из десяти приходящих на исповедь исповедоваться не умеют…

— Действительно, это так. Даже регулярно ходящие в храм люди многих вещей в нем делать не умеют, но хуже всего дело обстоит именно с исповедью. Очень редко прихожанин исповедуется правильно. Исповедоваться надо учиться. Конечно, было бы лучше, если бы о Таинстве Исповеди, о покаянии говорил опытный духовник, человек высокой духовной жизни. Если я решаюсь здесь об этом говорить, то просто как человек исповедующийся — с одной стороны, и с другой — как священник, которому довольно часто приходится исповедь принимать. Я постараюсь обобщить свои наблюдения за собственной душой и за тем, как другие участвуют в Таинстве Покаяния. Но ни в коем случае не считаю свои наблюдения достаточными.

— Поговорим о наиболее распространенных недоумениях, заблуждениях и ошибках. Человек идет на исповедь впервые; он слышал, что прежде, чем причащаться, надо исповедоваться. И что на исповеди надо говорить свои грехи. У него сразу возникает вопрос: а за какой период «отчитываться»? За всю жизнь, начиная с детства? Но разве это все перескажешь? Или не надо все пересказывать, а надо просто сказать: «В детстве и в юности много раз проявлял эгоизм» или «В молодости был очень горд и тщеславен, да и сейчас, по сути, остаюсь таким же»?

— Если человек пришел на исповедь впервые — совершенно очевидно, что ему надо исповедаться за всю прошедшую жизнь. Начиная с того возраста, когда он уже мог отличать добро от зла — и до того момента, как он решил, наконец, исповедаться.

Как можно рассказать всю свою жизнь за короткое время? На исповеди мы рассказываем все же не всю свою жизнь, а то, что является грехом. Грехи — это конкретные события. Однако нет необходимости пересказывать все случаи, когда вы согрешили гневом, например, или ложью. Надлежит сказать, что вы совершали этот грех, и привести какие-то наиболее яркие, наиболее страшные проявления этого греха — те, от которых болит по-настоящему душа. Есть еще один указатель: что вам меньше всего хочется о себе рассказывать? Вот именно это и надо рассказать в первую очередь. Если вы идете на исповедь в первый раз, вам лучше всего поставить перед собой задачу: исповедаться в самых тяжелых, самых мучительных грехах. Потом уже исповедь станет более полной, более глубокой. Первая исповедь такой быть не может — по нескольким причинам: это и психологический барьер (впервые прийти и при священнике, то есть при свидетеле, сказать Богу о своих грехах — это нелегко) и другие препятствия. Человек ведь не всегда понимает, что есть грех. К сожалению, даже и не все люди, живущие церковной жизнью, знают и хорошо понимают Евангелие. А кроме как в Евангелии, ответа на вопрос, что есть грех, а что есть добродетель, нигде, пожалуй, не найдешь. В окружающей нас жизни многие грехи стали привычным явлением… Но даже и при чтении Евангелия человеку его грехи открываются не сразу, их открывает постепенно благодать Божия. Преподобный Петр Дамаскин говорит, что начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Если бы Господь сразу открыл человеку его греховность во всем ее ужасе — ни один человек этого вынести не смог бы. Вот почему Господь открывает человеку его грехи постепенно. Это можно сравнить с чисткой луковицы — сначала одну шкурку сняли, потом вторую — и, наконец, до самой луковицы добрались. Вот почему очень часто бывает так: человек ходит в храм, регулярно исповедуется, причащается — и осознает, наконец, необходимость так называемой генеральной исповеди. Очень редко бывает, что человек готов к ней сразу.

— Что это такое? Чем генеральная исповедь отличается от обычной?

— Генеральной исповедью, как правило, называют исповедь за всю прожитую жизнь, и в определенном смысле это верно. Но генеральной можно назвать исповедь и не столь всеобъемлющую. Мы каемся в своих грехах из недели в неделю, из месяца в месяц, это — простая исповедь. Но время от времени нужно устраивать себе генеральную исповедь — пересмотр всей своей жизни. Не той, что прожита, а той, что сейчас. Мы видим, что одни и те же грехи у нас повторяются, избавиться от них не получается — вот поэтому надо разобраться в себе. Всю свою жизнь, как она есть сейчас, пересмотреть.

— Как относиться к так называемым вопросникам для генеральной исповеди? Их можно видеть в церковных лавках.

— Если под генеральной исповедью понимать именно исповедь за всю прожитую жизнь, то здесь действительно возникает необходимость в каких-то внешних пособиях. Лучшее пособие для исповедников — это книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», она о духе, правильном настрое кающегося человека, о том, в чем именно надо каяться. Есть книга «Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души» архимандрита Лазаря (Абашидзе). Полезны выдержки из святителя Игнатия (Брянчанинова) — «В помощь кающемуся». Что касается вопросников — да, есть духовники, есть священники, которые этих вопросников не одобряют. Говорят, что в них можно вычитать такие грехи, о которых читающий и слыхом не слыхал, а прочитает — и повредится... Но, к сожалению, почти не осталось таких грехов, о которых современный человек не знал бы. Да, там есть вопросы неумные, грубые, есть вопросы, грешащие явно излишним физиологизмом… Но если относиться к вопроснику как к рабочему инструменту, как к плугу, которым один раз нужно всего себя перепахать, то, я думаю, использовать его можно. В старину подобные вопросники называли таким чудным для современного уха словом «поновление». Действительно, человек с их помощью поновлял себя как образ Божий, как поновляют старую, обветшавшую и закопченную икону. Думать о том, в хорошей или плохой литературной форме составлены эти вопросники, совершенно необязательно. К серьезным недостаткам некоторых вопросников нужно отнести вот что: составители включают в них то, что, в сущности, грехом не является. Не мыл ли руки душистым мылом, например, или не стирал ли в воскресенье… Если стирал во время воскресной службы — это грех, а если стирал после службы, потому что другого времени не было,— лично я в этом греха не вижу.

— К сожалению, в наших церковных лавках можно подчас такое купить…

— Вот почему необходимо посоветоваться со священником прежде, чем использовать вопросник. Могу порекомендовать книгу иерея Алексия Мороза «Исповедую грех, батюшка» — это разумный и очень подробный вопросник.

— Здесь же необходимо уточнить: что мы подразумеваем под словом «грех»? Большинство исповедующихся, произнося это слово, имеют в виду именно греховный поступок. То есть, по сути, проявление греха. Например: «Вчера был резок и жесток с мамой». Но ведь это не отдельный, не случайный какой-то эпизод, это проявление греха нелюбви, нетерпимости, непрощения, эгоизма. Значит, нужно не так говорить, не «вчера был жесток», а просто «я жесток, во мне мало любви». Или как нужно говорить?

— Грех — это проявление страсти на деле. Надо каяться в конкретных грехах. Не в страстях как таковых, потому что страсти — они всегда одни и те же, можно на всю жизнь одну исповедь себе написать, а в тех грехах, которые от исповеди до исповеди были совершены. Исповедь — это то Таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни. Мы покаялись в совершенных грехах, и с этого момента наша жизнь началась заново. Это и есть то чудо, которое в Таинстве Исповеди совершается. Вот почему каяться нужно всегда — в прошедшем времени. Не надо говорить: «Я обижаю ближних», надо сказать: «Я обижал ближних». Потому что у меня есть намерение, сказав это, впредь людей не обижать.

Каждый грех на исповеди должен быть назван так, чтоб было понятно, в чем именно он заключается. Если мы каемся в празднословии, не надо все эпизоды нашего празднословия пересказывать и все наши праздные слова повторять. Но если в каком-то случае празднословия было столько, что мы кого-то этим утомили или наговорили чего-то совсем уж лишнего — наверное, надо об этом на исповеди сказать чуть подробней, определенней. Есть ведь такие слова евангельские: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Надо и на исповедь свою заранее с этой точки зрения посмотреть — не будет ли в ней празднословия.

— И все же о страстях. Если я испытываю раздражение от просьбы моего ближнего, но ничем этого раздражения не выдаю и необходимую помощь ему оказываю — должна ли я каяться в испытанном мною раздражении как в грехе?

— Если Вы, чувствуя в себе это раздражение, сознательно боролись с ним — это одна ситуация. Если же Вы это свое раздражение приняли, развивали его в себе, упивались им — это ситуация другая. Все зависит от направления воли человека. Если человек, испытывая греховную страсть, обращается к Богу и говорит: «Господи, я этого не хочу и не желаю, помоги мне от этого избавиться» — греха на человеке практически нет. Грех есть — настолько, насколько в этих искусительных желаниях участвовало наше сердце. И насколько мы позволяли ему в этом участвовать.

— Видимо, надо остановиться на «болезни рассказывания», проистекающей от определенного малодушия при исповеди. К примеру, вместо того, чтобы сказать «я вела себя эгоистично», я начинаю рассказывать: «На работе… мой коллега говорит… а я в ответ говорю…» и т. д. О грехе своем я в конечном итоге сообщаю, но — именно вот так, в обрамлении рассказа. Это даже не обрамление, эти рассказывания играют, если разобраться, роль одежды — мы одеваемся в слова, в сюжет, чтоб не чувствовать себя голыми на исповеди.

— Действительно, так легче. Но не нужно облегчать себе задачу исповеди. На исповеди не должно быть ненужных подробностей. Не должно быть каких-то других людей с их поступками. Потому что когда мы говорим о других людях, мы чаще всего оправдываем себя за счет этих людей. Также мы оправдываемся за счет каких-то наших обстоятельств. С другой стороны, иногда мера прегрешения зависит от обстоятельств совершения греха. Избить человека по пьяной злобе — это одно, остановить преступника, защищая жертву,— совсем другое. Отказать в помощи ближнему из-за лени и эгоизма — одно, отказать потому, что температура в тот день была сорок,— другое. Если человек, умеющий исповедоваться, исповедуется подробно — священнику легче увидеть, что и почему с этим человеком происходит. Таким образом, обстоятельства совершения греха нужно сообщать только в том случае, если без этих обстоятельств не понятен совершенный вами грех. Этому тоже учатся на опыте.

Лишнее рассказывание на исповеди может иметь еще и другую причину: потребность человека в участии, в душевной помощи и тепле. Здесь, может быть, уместна беседа со священником, но она должна быть в другое время, никак уж не в момент исповеди. Исповедь — это Таинство, а не беседа.

— Священник Александр Ельчанинов в одной из своих записей благодарит Бога за то, что Он помогает ему всякий раз переживать исповедь как катастрофу. Что мы должны делать для того, чтоб наша исповедь, по крайней мере, не была сухой, холодной, формальной?

— Надо помнить, что исповедь, которую мы произносим в храме,— это верхушка айсберга. Если вот эта исповедь — это все, и ею все ограничивается — можно сказать, что у нас ничего нет. Не было исповеди на самом деле. Есть только благодать Божия, которая вопреки нашему неразумию и безрассудству действует все-таки. У нас есть намерение каяться, но оно формально, оно сухо и безжизненно. Это как та смоковница, которая если и принесет какие-то плоды, то с великим трудом.

Наша исповедь в другое время совершается и в другое время готовится. Когда мы, зная, что завтра пойдем в храм, будем исповедоваться, садимся и разбираемся в своей жизни. Когда я задумываюсь: почему за это время столько раз осуждал людей? А потому, что, осуждая их, я сам в своих глазах выгляжу лучше. Я, вместо того, чтоб заниматься собственными грехами, осуждаю других и оправдываю себя. Или нахожу для себя в осуждении какое-то удовольствие. Когда я понимаю, что, пока я осуждаю других, я не буду иметь благодати Божией. И когда я говорю: «Господи, помоги мне, иначе — сколько я буду убивать этим свою душу?». После этого я приду на исповедь и скажу: «Я без числа осуждал людей, я превозносился над ними, я находил для себя в этом сладость». Мое покаяние заключается не только в том, что я это произнес, но в том, что я решил больше этого не делать. Когда человек кается именно так, он от исповеди получает очень большое благодатное утешение и совсем по-другому исповедуется. Покаяние — это изменение человека. Если изменения не произошло, исповедь осталась до известной степени формальностью. «Исполнением христианского долга», как почему-то принято было выражаться до революции.

Есть примеры святых, которые приносили покаяние Богу в сердце своем, изменяли свою жизнь, и Господь это покаяние принимал, хотя не было над ними епитрахили, и молитва об оставлении грехов не была прочитана. Но покаяние-то было! А у нас по-другому — и молитва прочитана, и причастился человек, а покаяния как такового не произошло, разрыва в цепи греховной жизни нет.

Есть люди, которые приходят на исповедь и, встав уже перед аналоем с крестом и Евангелием, начинают вспоминать, чем они согрешили. Это всегда сущее мучение — и для священника, и для тех, кто ждет своей очереди, и для самого человека, конечно. Как к исповеди готовиться? Во-первых — внимательной трезвой жизнью. Во-вторых — есть хорошее правило, взамен которого ничего не придумаешь: каждый день вечером уделять пять-десять минут даже не размышлению о том, что произошло в течение дня, а покаянию перед Богом в том, в чем человек считает себя согрешившим. Сесть и мысленно пройти день — от утренних часов до вечерних. И каждый грех для себя осознать. Большой грех или малый — его надо понять, прочувствовать и, как говорит Антоний Великий,— поставить меж собой и Богом. Увидеть в нем препятствие между собой и Творцом. Почувствовать эту страшную метафизическую сущность греха. И за каждый грех попросить у Бога прощения. И в сердце своем положить желание оставить эти грехи в дне минувшем. Желательно эти грехи в какой-то блокнот записывать. Это помогает полагать греху предел. Не записали мы этот грех, чисто механического такого действия не сделали, и он «перешел» в следующий день. Да и готовиться к исповеди тогда будет проще. Не надо все «вдруг» припоминать.

— Некоторые прихожане предпочитают исповедь в такой форме: «Согрешил против такой-то заповеди». Это удобно: «Согрешил против седьмой» — и больше ничего рассказывать не надо.

— Я полагаю, что это совершенно неприемлемо. Любая формализация духовной жизни эту жизнь убивает. Грех — это боль человеческой души. Если этой боли нет, то нет и покаяния. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о прощении наших грехов нам свидетельствует та боль, которую мы чувствуем, каясь в них. Если мы не испытываем боли, у нас есть все основания сомневаться, что грехи нам прощены. А преподобный Варсонофий Великий, отвечая на вопросы различных людей, неоднократно говорил, что признак прощения — это потеря сочувствия к прежде совершенным грехам. Вот это и есть то изменение, которое с человеком должно произойти, внутренний поворот.

— Еще одно распространенное мнение: зачем я буду каяться, если я знаю, что все равно не изменюсь — это будет с моей стороны лицемерием и ханжеством.

— «Невозможное человекам возможно Богу». Что такое грех, почему человек вновь и вновь его повторяет, даже понимая, что это плохо? Потому что это то, что возобладало над ним, что вошло в его природу, сломало ее, исказило. И сам человек с этим справиться не может, ему нужна помощь — благодатная помощь Божия. Через Таинство Покаяния человек прибегает к Его помощи. Первый раз человек приходит на исповедь и подчас даже не собирается свои грехи оставлять, но пусть он хотя бы раскается в них перед Богом. О чем мы просим Бога в одной из молитв Таинства Покаяния? «Ослаби, остави, прости». Сначала ослаби силу греха, потом остави, и уж потом — прости. Бывает так, что человек приходит на исповедь много раз и кается в одном и том же грехе, не имея сил, не имея решимости его оставить, но кается искренне. А Господь за это покаяние, за это постоянство посылает человеку свою помощь. Есть такой замечательный пример, по-моему, у святителя Амфилохия Иконийского: некий человек приходил в храм и там вставал на колени перед иконой Спасителя и слезно каялся в ужасном грехе, который раз за разом вновь совершал. Его душа настолько исстрадалась, что он однажды сказал: «Господи, я устал от этого греха, я никогда его более не совершу, я Тебя Самого призываю в свидетели на Страшном Суде: этого греха отныне не будет в моей жизни». После этого он вышел из храма и вновь впал в этот грех. И что же он сделал? Нет, не удавился и не утопился. Вновь пришел в храм, встал на колени и каялся в падении. И так, возле иконы, умер. И святителю была открыта участь этой души. Господь помиловал каявшегося. И диавол спрашивает Господа: «Как же так, разве он не обещал Тебе много раз, не призывал Тебя Самого в свидетели и не обманывал потом?». И Бог отвечает: «Если ты, будучи человеконенавистником, столько раз после его обращений ко Мне принимал его к себе обратно, как же Я его не приму?».

А вот известная лично мне ситуация: в один из московских храмов регулярно приходила девушка и исповедовалась в том, что зарабатывает себе на жизнь древнейшей, как говорится, профессией. Никто не допускал ее до Причастия, конечно, но она продолжала ходить, молилась, пыталась как-то участвовать в жизни прихода. Не знаю, удалось ли ей оставить это ремесло, но точно знаю, что Господь ее хранит и не оставляет, ожидая необходимой перемены.

Очень важно верить в прощение грехов, в силу Таинства. Те, кто не верит, жалуются, что после исповеди не наступает облегчения, что они уходят из храма с тяжелой душой. Это от маловерия, даже от неверия в прощение. Вера должна давать человеку радость, а если веры нет, не нужно надеяться на какие-то душевные переживания и эмоции.

— Иногда бывает так, что некий давний (как правило) наш поступок вызывает у нас реакцию скорее юмористическую, чем покаянную, и нам представляется, что говорить об этом поступке на исповеди — это излишнее усердие, граничащее с ханжеством либо с кокетством. Пример: я вдруг вспоминаю, что когда-то в юности украла книгу в библиотеке дома отдыха. Думаю, что надо сказать об этом на исповеди: как ни крути, восьмая заповедь нарушена. И тут же самой становится смешно...

— Я бы не относился к этому столь несерьезно. Есть поступки, которые нельзя даже формально совершать, потому что они нас разрушают — даже не как людей веры, а просто как людей совестливых. Есть определенные барьеры, которые мы должны себе установить. Это святые могли иметь духовную свободу, которая позволяет совершать вещи, формально осуждаемые, но они совершали их только тогда, когда эти поступки были во благо.

— Верно ли, что не нужно каяться в грехах, совершенных до Крещения, если крестился в зрелом возрасте?

— Формально верно. Но дело вот в чем: раньше Таинству Крещения всегда предшествовало Таинство Покаяния. Крещению Иоаннову, вхождению в воды Иордана предшествовало исповедание грехов. Сейчас взрослых людей в наших храмах крестят без исповедания грехов, лишь в некоторых храмах есть практика предкрещальной исповеди. И что происходит? Да, в крещении человеку грехи прощаются, но он не осознал этих грехов, не пережил покаяния в них. Вот почему он к этим грехам, как правило, возвращается. Разрыва не произошло, линия греха продолжается. Формально человек не обязан о грехах, совершенных до крещения, на исповеди говорить, но… лучше не углубляться в такие вот расчеты: «Это я должен сказать, а вот это могу не говорить». Исповедь не предмет такого торга с Богом. Здесь не в букве дело, здесь дело в духе.

— Мы достаточно много говорили здесь о том, как готовиться к исповеди, но что мы должны читать или, как говорят, вычитывать накануне дома, какие молитвы? В молитвослове есть Последование ко Святому Причащению. Нужно ли вычитывать его целиком и достаточно ли этого? Кроме того, Причастия за исповедью может ведь и не следовать. Что читать перед исповедью?

— Очень хорошо, если человек перед исповедью прочитает Покаянный канон Спасителю. Есть также очень хороший Покаянный канон Божией Матери. Это может быть просто молитва с покаянным чувством «Боже, буди милостив ко мне грешному». И очень важно, вспоминая каждый совершенный грех, доводя до сердца сознание его гибельности для нас, от души, своими словами попросить за него прощения у Бога, просто стоя перед иконами или полагая поклоны. Прийти к тому, что преподобный Никодим Святогорец называет ощущением себя «виновномилуемым». То есть почувствовать: я погибаю, и это сознаю, и не оправдываю себя. Я признаю себя достойным этой гибели. Но я с этим иду к Богу, повергаюсь перед Его любовью и надеюсь на Его милость, веря в нее.

У игумена Никона (Воробьева) есть замечательное письмо некоей женщине, уже немолодой, которая из-за возраста и болезни должна была приготовиться к переходу в Вечность. Он пишет ей: «Вспоминай все свои грехи и в каждом — даже и в том, который исповедала — кайся перед Богом, пока не почувствуешь, что Господь тебя прощает. Это не прелесть — почувствовать, что Господь прощает, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем — покаянием, приносящим радость». Это самое необходимое — почувствовать мир с Богом.

Беседовала Марина Бирюкова

Здравствуйте! Моя проблема такова. К Богу я пришла не так давно, но верю, как мне кажется, искренне. Многие грехи меня очень сильно терзают, и очень хочу исповедоваться, но боюсь непосредственно самой исповеди - не того, что будет страшно, или стыдно, а того, что не сделаю чего-то, что положено, или не скажу, или сделаю что-нибудь, что не надо... Боюсь самого процесса, не в духовном, а в материальном плане. И нигде не могу найти что непосредственно надо делать - везде только про то, что надо раскаяться, помолиться и т.д., это я и сама понимаю, а вот что непосредственно делать - нет. Помогите, пожалуйста! Александра.

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Как проходит исповедь?

Здравствуйте, Александра!

Непосредственная последовательность действий при исповеди такова:
Необходимо подойти к тому месту в храме, где совершается исповедь и встать в очередь, если таковая имеется. Во время ожидания лучше вспоминать свои грехи с целью более полного их изложения на исповеди. При этом нужно стараться избегать посторонних мыслей, разговоров. Ни в коем случае нельзя допускать слушания чужой исповеди. Подойдя к священнику, нужно назвать свое имя и склонить голову перед крестом и Евангелием. Перечислять грехи нужно обращаясь не к священнику, а к Господу. Если Вы сильно волнуетесь, можно сделать пометки на бумажке или попросить священника задавать Вам наводящие вопросы. По окончании перечисления грехов нужно попросить прощения у Господа и склонить голову для прочтения священником разрешительной молитвы. После прочтения молитвы принято целовать крест, Евангелие, в некоторых храмах – брать благословение у священника и целовать его руку. Если из беседы непонятно, допустил ли Вас священник к Причастию, спросите об этом. В некоторых храмах принято отдавать записочку с перечнем грехов священнику для того, чтобы он разорвал ее и отдал Вам на сожжение. Лучше всего подходя к исповеди предупредить священника о том, что Вы исповедуетесь впервые. Тогда он сам подскажет Вам, что и в какой последовательности необходимо делать. И все же помните, что в книгах написано совершенно правильно: главное в исповеди — это искреннее раскаяние и твердое намерение больше не повторять исповеданных грехов.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин.

Читайте также

На вопросы отвечает насельник Даниловой обители иеромонах Киприан (Сафронов).

– Батюшка, многие люди сейчас жалуются на то, что они не могут как следует исповедаться, у них не получается.

– Да, подавляющее большинство людей исповедоваться не умеют. Некоторые по десять лет ходят в храм, а так и не научились правильно исповедоваться. Почему? Проблема даже не в том, что они не могут понять, как правильно исповедоваться, проблема в том, что они не интересуются по-настоящему этим, не читают литературу, хотя сейчас много издается книг, недорогих брошюр, не знают до сих пор, как надо правильно в храме себя вести, как вообще должен вести себя православный человек. Есть же кодекс поведения православного человека! Иногда забывают даже, что они – православные люди. И как следствие – не могут правильно к таинству Исповеди подойти. Отсюда и проблемы возникают. Такой человек приходит на исповедь как на обычную процедуру, предшествующую причащению. А ведь это же таинство, великое таинство Церкви, только через таинство Исповеди человек может исправиться, исправить свою жизнь, научиться правильно жить. Больше никак. Благодать Божия дается непосредственно только через таинства. Каждое церковное таинство дает свою благодать: таинство Венчания дает благодать на супружескую жизнь, таинство Рукоположения – на священническое поприще, а таинство Исповеди дается человеку на то, чтобы он был духовно и физически здоров, чтобы он рано или поздно научился правильно жить, то есть не грешить. И если человек сам не может перестать грешить, не может исправиться, то Господь попускает болезнь, чтобы он хотя бы через нее перестал грешить. Болезни – это милость Божия, даются нам по нашей немощи и неразумию, болезнями Господь смиряет нас, и мы к грехам, которые любим повторять, когда здоровы, начинаем во время болезни относиться более чем прохладно, смиряемся.

– Многие, приходя на исповедь, надеются, что священник сам их расспросит обо всем…

– Священник на исповеди не должен обязательно выспрашивать у исповедуемого что-либо… Человек обязан научиться исповедовать свои грехи самостоятельно, заранее подготовить исповедь, проанализировав свое поведение, выявить грех, прийти и сказать батюшке: я грешен. Часто исповедуемый начинает рассказывать, как он с кем-то, скажем, сильно повздорил, что тот ему сказал, и что он ответил, и как тот на это отреагировал; кто виноват – уже не разберешь. Тогда приходится спрашивать исповедуемого, в чем же твой-то грех, лично твой, и напоминать ему, что он пришел исповедоваться, а не жаловаться на другого.

– А если человек не может сам правильно оценить ситуацию и рассказывает ее священнику, чтобы батюшка помог?

– Человек должен знать, что в любой ситуации он обязан в первую очередь винить себя самого. Почему? Потому что, обидевшись, не пошел на уступки, не прекратил инцидент, хотя мог бы. Православный должен искать свою вину в любой ситуации, ведь в любой жизненной ситуации часть вины всегда на нас лежит. Если же на нас совсем вины нет, то мы должны чувствовать себя спокойно, совесть у нас должна быть спокойной.

– Но на человека напраслину возвели, а он не делал то, что ему ставят в вину…

– Тогда это не его проблемы.

– Так обидно же ему…

– А вот это уже большой грех, и надо сразу на исповедь идти. Проблема здесь в том, что ты обижаешься, значит, в том, в чем тебя оговорили, есть доля правды. Если у тебя какое-то беспокойство, если ты начинаешь жаловаться – это показатель, что есть и твоя вина. Наша обида говорит нам, что у нас что-то неблагополучно. Это неблагополучие сначала копится внутри, понемногу, и не сразу выходит наружу, но потом, переполнив нас, обязательно выявляется. И человек, если не исповедуется как следует, начинает искать свои способы выхода обиде: строит планы личной мести, идет к психологу, колдуну, а то и подумывает, как нанять киллера…

Бывает так, что человек, скажем, наступил другому на больную мозоль и не заметил. Обладатель больной мозоли начинает кричать на него, мол, смотри, куда идешь, а то и по макушке даст – обидно, что его больную мозоль не заметили. Человек, зная, что на нем вины никакой нет, в недоумении – за что получил, но тем не менее не обижается. Какой же итог? Пострадавший, мало того, что ему на больную мозоль наступили, так он еще и нагрешил и теперь должен каяться на исповеди. То есть получается, что потерпевшая сторона больше и нагрешила. А с того, кто наступил, с него спроса нет, он получил по макушке ни за что, ему и каяться не в чем. Пострадавший, если претерпел бы, мучеником бы стал, и любовь бы у него появилась к человеку от того, что простил его.

– Часто люди из-за болезни или из-за каких-то других уважительных причин пропускают воскресные службы в храме, и, может быть, трудно винить их в этом…

– Раньше православный человек мечтал умереть в храме, а после Причастия – тем более за счастье почитал умереть, потому несмотря ни на какую болезнь, шел на службу в храм, постился, причащался. Он не задумывался над тем, больной он или здоровый, может идти в храм или не может. Надо идти в храм – шел в храм, надо идти работать – шел работать. Почему? Потому что верил в Бога, старался жить в Его произволении. А в наше время человек по 40 лет лечится и вылечиться не может, и все 40 лет только этим и озабочен, покупает и читает множество «здоровой» литературы, консультируется со множеством специалистов, пьет огромное количество медицинских препаратов, а толку никакого. И помереть по-Божески тоже никак не может, хотя, может быть, и желает – срок наступил. Грехи не пускают. Как раньше помирали? Человек работал-работал в поле, почувствовал, что устал, сел отдохнуть, вздохнул, перекрестился и отдал Богу душу. А сейчас мучается, а грехи не пускают… Не исповедуются, как следует, не причащаются по полгода, когда же случается какое-либо несчастье с ними, сразу бегут в церковь на исповедь. Придут, исповедуются и опять на полгода исчезают… Так вот и крутятся по немощи своей – то одно несчастье, то другое, то третье, и получается – и к Богу не повернуты, и миру не принадлежат.

– Что же делать?

– Вовремя исповедоваться, причащаться, не нарушать постов – строго исполнять свои обязанности. А строгость должна определяться батюшкой, как он определит каждому человеку отдельно.

Те, кому впервые в жизни предстоит поучаствовать в одном из важнейших христианских таинств, задаются вопросом, с каких слов начать исповедь перед батюшкой. Человек, который хочет покаяться и , может не знать, как рассказывать о своих грехах.

Известный церковный деятель современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин) выделил два варианта построения исповеди:

  • по десяти заповедям;
  • по заповедям блаженства.

В своей книге, посвященной исповеди, иерарх приводит пример того, как можно произносить исповедь и каяться в своих грехах. Архимандрит анализирует каждую из заповедей и описывает, какие обязанности должны иметь христиане перед Богом согласно этим заповедям. Иоанн указывает читателям на ошибки в повседневной жизни, которые ведут к забвению веры.

Он анализирует заповеди блаженства и указывает на то, что люди предают небрежению. Рассматривая вторую заповедь блаженства ("блаженны плачущие"), он спрашивает читателя, оплакивал ли он осквернение Божьего образа в себе, свою нехристианскую жизнь, приливы гордыни и гнева. Он показывает читателям, как далеко они стоят от ступеней нравственного совершенства.

Эту книгу признают хорошим пособием, объясняющим, что следует считать грехом в человеческой жизни. Но она не может быть инструкцией о том, что нужно говорить. Кающийся должен сам выбирать слова, которые будут идти из его сердца, и искренне желать раскаяться.

Подготовка к исповеди и ее проведение

Человек, который хочет исповедаться впервые, должен тщательно вспомнить все совершавшиеся грехи. Для удобства он может составить конспект, который позволит ему ничего не забыть во время таинства. Он может заранее поговорить со священнослужителем, который назначит для него время во время общей исповеди или особо.

Люди исповедуются у священнослужителей в порядке очереди. Пришедший должен подождать своей очереди. После этого он, повернувшись к собравшимся, просит у них прощения за совершенные грехи. Они говорят, что Бог простит, и прощают его. После этого исповедующийся идет к священнослужителю.

Человек подходит к аналою, крестится, совершает поклон, а после начинает исповедоваться. Подойдя к священнику, он должен обратиться к Богу и сказать, что перед Ним он согрешил. В начале он может представиться исповедующему его священнику, но это можно сделать и в конце, когда священнослужитель должен будет называть его имя в молитве. Далее наступает время перечисления грехов, рассказ о каждом из которых должен начинаться со слова: «согрешил/согрешила».

Также, подойдя к аналою, верующий может сказать «Исповедуется раб Божий (раба Божия)» и назвать имя. Затем сказать «Раскаиваюсь в грехах» и начать их перечисление.

Когда кающийся заканчивает перечислять свои грехи, он должен выслушать слово иерея, который может отпустить ему грехи или назначить наказание для мирянина (епитимью). После этого человек еще раз крестится, совершает поклоны, прикладывается к Евангелию и Кресту.

Исповедь – одно из важнейших таинств в жизни христианина. У новообращенных и поздно пришедших к вере часто возникает вопрос, с каких слов начать исповедь перед батюшкой. . Человек должен показать, что он осознал свою греховную жизнь и хочет измениться.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»