Качание маятника. Техника уклонения от пуль «Маятник» — мифы и правда Упражнение «Большой маятник»

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Качание маятника наверное стало известным в народе с легкой руки Богомолова "В августе 44го". С более детальным описанием того что же оно из себя представляет столкнулся лишь недавно пролистав книгу А. Потапова "Приемы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШ". Собственно суть этого качания маятника, довольно подробно там описанного, можно выразить цитатой из самой книги: "Работа в «маятнике» - это своеобразная тактико-акробатическая комбинация, в которой, как в мгновенной шахматной игре, учитываются и задействуются все факторы, которые могут сыграть на пользу: и левостороннее тактическое правило, инертность противника в поводке оружия за целью, свою натренированность в скорости исчезновения в нижнем уровне с последующим перемещением в неожиданную для противника сторону, применение отвлекающих моментов, использование укрытий."

Левостороннее тактическое правило это собственно смещение влево от себя наружу (за спину) от противника как на фото, что усложняет его прицеливание в отличии от аналогичного смещения внутрь противника. Кстати делать этот шаг нужно вперед под углом 45 градусов, а никак не в сторону и не назад. Шаг вперед увеличивает угол смещения руки для перенацеливания давая таким образом дополнительные доли секунды. Собственно об этом принципе говорит и Gabe Suarez, один из наиболее востребованных инструкторов в Штатах, в своем видео Advanced close-range gunfighting. Причем по его словам он почерпнул это от одного из знатоков Пекити-Тирсиа, то бишь это ихний женский треугольник получается.

Само же качание маятника по описанию манеры передвижений и фотам позиций собственно вызывало у меня настойчивые ассоциации со стилем пенчак силата Харимау, который также характеризуется кувырками, внезапной сменой направлений перемещений, а также уровней перемещений с верхнего в нижний и наоборот. В общем надо подумать как пистолет мог бы лечь на все это хозяйство.

О том что качание маятника все-таки вещь рабочая уже писалось , где собственно можно посмотреть нечто подобное в действии у абсолютно неподготовленного человека мотивированного страхом смерти.

Метательные ножи

Ием современных веяний всегда является упрощение и деградация, что явно видно на примере Муай Тай. Современный его вариант практикуемый на ринге суть полное убожество по арсеналу приемов мало чем отличающееся от кикбоксинга. Древний же Муай Тай (Муай Боран) гораздо более интересен - помимо ударного арсенала он включал броски и заломы и сильно напоминает определенные стили Пенчак Силата. В этом я еще больше убедился просмотрев ряд семинаров полковника Амнат Пооксрисук (имена у них однако!). То как он использует треугольник очень схоже с его употреблением в Силате и Кали. Также прослеживаются некие другие общие принципы. В результате дополнительного просмотра роликов на эту тему, обнаружил один со страницами какой-то книги в которой приведена сидячая отработка приемов в Муай Тай так же как это практикуется в ряде стилей силата, таких как Силек Туо и Чиманде - кто видел тот знает:). Кстати сей полковник являлся наставником Тони Джаа снявшегося в фильме Онг-Бак и Том Юм Гоонг, с которых в мире и начался интерес к традиционному Муай Тай. По его уверению традиционные принципы и приемы скрыты в танце (Кхон), который по иронии выполняется на ринге собственно перед его примитивной версией.

Просмотрел ряд материалов по физической подготовке в этой разновидности борьбы распространенной на севере Индии и в Пакистане. По форме Кушти - обычная вольная борьба, а вот методика развития силы очень напоминает таковую в Пахлаване, иранском единоборстве. Такие же вращения булавами, гантелями и прочими тяжестями. Сама борьба проводится в земляной яме которую ежедневно заново роют тоже с целью подготовки. Особенно впечатлили занятия на столбе, фактически столб это как гимнастический снаряд получается на котором помимо акробатических упражнений они выполняют еще и йогические асаны. Тоже самое кстати он вытворяют и на веревке. В общем очень самобытные традиционные методы подготовки, женщины определенной профессии могли бы позавидовать.

Почему то многие практикующие при ударах произносят пыщщщ, не знаю то ли они какую-то энергию выпускают таким образом, но у меня это всегда вызывало смех. Пошло это от Дэн Иносанто, так что по этому пыщщ можно сразу опознать его учеников. Вот например дочка Иносанто Диана постоянно пщикает вместе со своим мужем Рон Балики.

На Гаваях оказывается тоже своя борьба имеется под названием Луа. У них порадовало интересное оружие - небольшой кол на веревке. Веревка привязывается к руке чтоб кол не потерялся ну и используется также как саронг в силате для различных удушений плюс завалов тела прям на этот кол, плюс можно отдельно колом работать как короткой палкой или ножом.

РАСШИФРОВКА ВЫПОЛНЕНИЯ
Когда–то, лет 35 назад, писателем В. Богомоловым в романе «Момент истины» был упомянут способ уклонения от чужого выстрела под названием «маятник». С тех пор этот самый «маятник» не даёт покоя спортсменам, военным и сотрудникам спецподразделений. Подробных инструкций по маятнику и по стрельбе «македонским хватом» никто не видел. В архивах ничего не осталось. Старослужащие на сей счет молчат вежливо с каменной улыбкой.

Постепенно сложилось мнение, что «маятник» - это миф или же засекреченный комплекс каких–то боевых перемещений, основанных на биоэнергетической методике.
Автор вынужден разочаровать скептиков – писатель Богомолов не соврал и маятник действительно существует. Более того, офицерский маятник прост, как солдатская портянка. Настолько прост, что Богомолов, который явно умел всё это делать, не счёл необходимым подробно описывать его технологию. Да и роман создавался, как литературное произведение, а не как боевая инструкция.
Как любой писатель, Богомолов упомянул об основных положениях маятника вскользь, создавая необходимую интригу, но то, о чём он упомянул, соответствовало истине. Расшифровка технологии «маятника», представленная в этом материале, выполнена по многочисленным и настойчивым заявкам сотрудников правоохранительных органов и антитеррористических спецподразделений.
Для того, чтобы понять, как это делается, необходимо вернуться к статье « Скоростная стрельба из пистолета» (БИП № 4 за.2008 г.), а также к статье «Агрессивная зачистка» (БИП № 1 за.2002 г.). В этих материалах представлена методика тактической стрельбы из пистолета так называемым «условным способом». При этом выявляется весьма положительное качество такого способа – при стрельбе из пистолета, поставленного на бок, спусковое сдёргивание практически не имеет значения. Разброс от спускового сдёргивания будет получаться вверх-вниз, по вертикали ростового силуэта. Соответственно, при быстром спуске курка и быстром, даже рывковом движении спускового пальца на спуске, пули будут «расходиться» по вертикали. В любом случае противник будет поражен, если и не в точку прицеливания, то выше или ниже её, если не в грудь, то в плечо или в бедро. Он будет поражен – в данном случае прав будет тот, кто выстрелит первым.
Стрельба из пистолета «условным способом» является сугубо тактическим методом боевой работы. «Условным способом» можно удобно и быстро стрелять в замкнутом пространстве, сидя за столом или сидя в машине.


фото 1
Из пистолета, поставленного на бок, стреляют «за правый угол», чтобы не выставляться под встречную пулю (фото 1).
Этот момент уже неоднократно описывался в литературе.


фото 2
Собственно, когда–то всё и началось с того, что кто–то обнаружил, как легко, удобно и быстро взводится большим пальцем левой руки курок револьвера, поставленного на бок (фото 2).


фото 3


фото 4


фото 5

А теперь сделайте эксперимент. Удерживайте пистолет так, как представлено на фото 3 - 5, подняв левое плечо, прижав левый локоть к рёбрам и повернувшись к мишени левым боком (левым плечом). Те, кто ранее занимался боксом, привычно примут эту изготовку, ибо она почти повторяет боксёрскую стойку. Но дело не в этом. Возьмите цель на мушку, целясь хоть правым, хоть левым глазом, как кому будет удобно.


фото 6
В таком положении сделайте любой ногой, какой будет удобнее, шаг вперёд, то есть в сторону по фронту от мишени (фото 6). Вы обнаружите интересный балансовый феномен: - цель останется на мушке. Сделайте шаг назад по фронту от цели – цель снова останется на мушке. Именно этот балансовый феномен и положен в основу пистолетного стрелкового маятника.
После нескольких минут такой тренировки начинайте делать шаги пошире, затем потренируйтесь делать небольшие прыжки вперёд – назад, затем увеличивайте амплитуду этих прыжков. Цель будет оставаться на мушке. Естественно, при прыжках мушка будет ходить вверх- вниз, но, как упоминалось ранее, при работе по вертикальной продолговатой цели это не имеет значения. Разумеется, чтобы мушка меньше прыгала вверх – вниз, необходимо следить, чтобы ваша «корма», то есть тазовая область, «ходила» на одном и том же уровне.


фото 7
Всё вышеописанное и является базовым «ключом» для активного мятника. При работе македонским хватом с двумя единицами оружия руки немного вытягиваются, правое плечо максимально поднимается, плечевой пояс закрепощается (фото 7). В остальном изготовка остаётся такой же. Богомолов не соврал: «…с наганами в поднятых на уровень плеч руках…….пританцовывал левым плечом вперёд, всё рывками перемещая корпус из стороны в сторону, и всё время перемещаясь и сам, - нечто похожее, только попроще, проделывает боксёр на ринге».
Здесь открывается ещё один интересный момент - если удерживать револьвер (пистолет) в общепринятом треугольнике, то в движении зацепиться мушкой за цель будет практически невозможно.


фото 8
А два револьвера, удерживаемые македонским хватом в том же треугольнике, (фото 8), в перемещениях ведут себя очень даже спокойно и управляемо.
Автор ещё раз вынужден огорчить любителей военной экзотики – вышеописанный способ стрельбы в перемещении был изобретен не в системе СМЕРШ и даже не в России. Он появился в Австро–Венгрии, был разработан каким–то младшим офицером мадьярского происхождения и в конце 19 столетия довольно быстро распространился по Европе. По тем временам он оказался простым, почти не требующим тренировки, невероятно губительным и обеспечивающим повышенную боевую живучесть тому, кто его применял. Среди западноевропейского дворянства, исповедовавшего благородство на дуэли, такая методика стрельбы сразу же была объявлена вульгарной. Тем более, что в маятнике повышенная точность стрельбы достигалась мужицкими потогонными тренировками.
То, что отвергли аристократы, привилось в спецслужбах В 1898 году в той же Австро–Венгрии появился очень хороший, лёгкий в ходу и ставший весьма популярным восьмизарядный револьвер двойного действия системы Гассер кал. 8 мм. Это оружие имело угол наклона рукоятки близкий к 90 °, для удобства удержания «условным способом». Про рукоятку известного всем револьвера Наган можно сказать то же самое.

Сконструированный в 1926 году 6,35мм. пистолет Коровина (см. далее «Забытое оружие ГПУ») имеет очень специфическую форму рукоятки. Она как–то очень плохо «сидит» в руке при вертикальной постановке пистолета и как «влитая» помещается в ладони при стрельбе условным способом. Этот пистолет при вышеописанном маятникообразном перемещении как–то уж очень хорошо привязывается мушкой к цели. Как рассказывали старослужащие, этот образец и последующие разработки Коровина были механически сбалансированы для работы в маятнике.
Нельзя сказать, что в те времена «маятник» качали все, кому не лень. Немецкий Парабеллум, австрийский Штеер и множество других коммерческих моделей, имеющих рукоятки с большим наклоном, для работы в маятнике не годились. Но конструкторы – оружейники тех времён старались выпускать пистолеты, пригодные как для традиционной стрельбы на точность, так и для маятника. Так, Советский ТТ очень хорошо проявил себя в маятнике, даже несмотря на очень сильный боеприпас. В маятнике отлично работали немецкие Маузер Никл, Маузер HSc, Чешска Зброевка, испанский Стар и проч.
Однако вернёмся к технике исполнения маятника. У Богомолова: «….боксёр на ринге проделывает то же самое, только проще». Что делает боксёр на ринге – уход «нырком» вправо–влево. То же самое и в маятнике, только со стрельбой. При уходе нырком вправо боксёр делает прямой удар левой.


фото 9
При работе македонским хватом стрелок при уклоне нырком вправо выдвигает вперёд левую руку и стреляет условным способом, захватывая цель на мушку левым глазом (фото 9).


фото 10
При уходе нырком влево – то же самое, но только правой рукой, целиться правым глазом, захватывая цель или на мушку, или на правую боковую планку затвора (фото 10).
Разумеется, рывок в сторону при таких нырках делается намного дальше и резче, чем в боксёрском поединке, ибо горячая пуля – это не кулак в перчатке. Обратный рывок делается также резко. Это позволит сделать упругая деформация мышц и связок, обслуживающих бедренные, коленные и голеностопные суставы, а также то, что в момент начала действия мышцы – разгибатели срабатывают заметно быстрее и сильнее.


фото 11


фото 12

Потренируйтесь делать такие прямые и обратные рывки с наклоном корпуса в окончательной фазе ухода нырком, «в сторону приземления» и с резким разгибанием его при отталкивании для рывка в обратную сторону (фото 11 – 12). Отталкивайтесь именно в сторону, а не вверх. Приобретенную инерцию используйте для максимального прыжкового перемещения в обратную сторону. Собственно, такая работа со стороны в сторону с наклонами корпуса и получила название «маятник».
Чтобы всё вышеописанное получалось результативнее, научитесь делать это в максимально пониженном уровне на пружинящих полусогнутых ногах – чем ниже, тем лучше. Разумеется, при этом не забывайте визуально контролировать прицельный захват цели. Когда ноги переболят от непривычных нагрузок, наступит момент твёрдой уверенности – вы почувствуете, что способны управлять событиями.
Но это ещё не всё. Стартовый толчок для резкого ухода в сторону происходит сначала с опорой на каблук, с немедленным последующим «включением» носка толчковой ноги. Для этого включается икроножная мышца и мышцы стопы. При резком прыжковом уходе в сторону работой стопы можно выиграть ещё сантиметров 30-40 прыжковой дальности. Это называется «маятник вразножку».


фото 13
Естественно, при таком отталкивании человек «приземляется» на другую ногу каблуком, вывернутым наружу (фото 13). Тренированному бойцу это позволит при обратном отталкивании и включении стопы выиграть дополнительно ещё сантиметров 20. Именно поэтому при работе в маятнике необходимо иметь сильные накачанные ноги.


фото 14
Так или иначе при работе «вразножку» образуется повторяющаяся изготовка с каблуками, поставленными наружу (фото 14). Её ценность заключается в том, что она заметно облегчает и ускоряет перенос огня с цели на цель. И этот перенос можно делать на большой угол.


фото 15


фото 16

Если сотрудник проделывает всё это с одним пистолетом, необходимо натренировать быстрое перекладывание оружия из руки в руку для стрельбы в соответствующем наклоне, как представлено на фото 15–16. За пару дней тренировок оружие будет привычно «летать» из ладони в ладонь.
Есть способ работы в маятнике без нырков, а только повернувшись левым плечом к противнику.


фото 17
При зашагивании в сторону резко подать вперёд область таза с понижением уровня (фото 17). Зафиксировав её в пространстве (ни в коем случае не подавать назад),


фото 18
при зашагивании следующей ногой резко согнуть корпус в пояснице (фото 18), выставленную вперёд ногу использовать как толчковую для прыжка назад. Это тоже надо делать в нижнем уровне. Вышеописанный прием применяется, когда противник собирается стрелять с бедра по среднему уровню, чтобы убрать живот и «корму» с линии чужого выстрела, и тогда, когда надо уберечь голову от горячей пули. Натренированные стрелки делают такие наклоны и резкие распрямления «одно за другим» очень быстро, с большой амплитудой и в чередующихся перемещениях вперёд–назад, то есть вправо–влево по фронту от противника. При этом они представляют собой «мельтешащую» цель, в которую можно попасть только случайно. Ещё более натренированные стрелки всё это делают в очень низком уровне, при широких зашагиваниях и мягких постановках ступней сначала на пятку с перекатыванием на носок и наоборот, с носка на пятку при движении в обратную сторону.
Без надлежащей подготовки сделать такое не получится. Именно для тренировки вышеописанного нарабатывается так называемый суплес. Читаем у Богомолова: «Суплес – гибкость тела. Вырабатывается специальными тренировочными упражнениями, способствующими увеличению подвижности позвоночника и эластичности межпозвоночных хрящевых дисков, всего суставно–связочного аппарата и мышечной системы». Расшифровка: в слове «суплес» борцы–вольники узнают название борцовского приёма, а именно – прижать противника к себе, резко прогнуться назад и бросить его через себя (через спину).


фото 19
Для отработки этого приёма борцы становятся «на мост» (фото 19).


фото 20
Цирковые артисты и те, кто тренирует стрелковый маятник, тренируют выход из моста в положение стоя одним движением, без промежуточных опор (фото 20)


фото 21
с последующим наклоном и широким шагом вперёд (фото 21). Кстати, хорошо наработанный суплес трудно переценить при работе пистолетом в качестве ударного оружия (см. статью Владимира Нечвоглода «Когда закончились патроны», «БИП», 2008, № 4) и вообще в рукопашном поединке.
В литературе иногда встречается термин «встречный маятник». Для того, чтобы понять его сущность, потренируйтесь с напарником в холостой спарринг дуэли - когда партнер делает, допустим, уход влево от вас, уходите вправо – ваша цель останется на мушке.
Разумеется, все перемещения вправо–влево от противника необходимо делать с разной амплитудой, чтобы более менее опытный стрелок но подловил вас в крайней точке перемещения.


фото 22


фото 23

У Богомолова есть упоминание: «….непрестанные обманные движения – финт игра». Это снова то же самое, что делает боксёр на ринге. В нашем случае после ухода c наклоном вправо (фото 22 - 23)


фото 24


фото 25

корпус не разгибается, а переносится по низу с рывком в противоположную сторону (фото 24 - 25)


фото 26


фото 27

с последующим подъёмом (фото 26– 27) или с перекатом через спину или плечо в нижнем уровне – есть разные варианты. В исполнении маятника такое делается с увеличенной амплитудой вверх–вниз вправо-влево. При накачанных ногах этот рывок можно делать прыжком в обратную сторону, не разгибая корпуса. Это обычные боксёрские «обманки».


фото 28


фото 29

Маятник не статичен - изготовку «условным способом» (фото 28) можно мгновенно трансформировать в изготовку для скоростной стрельбы. Для этого достаточно вытянуть руки и принять эту изготовку.
Загадочный термин «маятник против маятника» или «встречный маятник» расшифровывается тоже просто. Если, допустим, противник перемещается влево от вас, перемещайтесь вправо от себя – у вашего пистолета, поставленного на бок, цель останется на мушке.
Если вы просто стоите ровно, в момент неожиданно возникшей опасности просто согните ноги обеими коленями в одну сторону, одновременно разворачиваясь на каблуках,


фото 30


фото 31

И в ту же сторону резко согните корпус (фото 30-31). После этого стартового движения всё пойдёт само собой. Из описанных ранее маятниковых приёмов по ходу начнут складываться необходимые комбинации – точно так же, как на ринге. Особенно, если вы играете в пейнтбол с маркерами пистолетного типа, или вас в защитном костюме, маске и шлеме «обрабатывают» резиновыми пулями из травматического оружия. После того, как вы получите десяток ударов пейнтбольными шарами в бок – а это очень больно – у вас начнёт получаться очень быстро и результативно. В любом случае старайтесь перемещаться влево от себя, если противник стреляет с правой руки - ему будет неудобно разворачиваться вправо от себя. У Богомолова: «….стремительно перемещался влево…».
Как видите, всё это несложно, но получается только после определённой наработки. Читаем у Богомолова: «Таманцев сейчас или после ужина будет ещё не менее получаса тренироваться ….. в качании маятника, в различных прыжках, финтах и перебежках, будет до третьего пота вырабатывать суплес» В наше время, конечно, для этого надо бросить пить, курить и придётся сбросить лишний вес. Вопрос – сколько нужно тренироваться? Ответ: пока не начнёт получаться, и вы не перестанете получать в бок пейнтбольными шарами.
Методика стрелкового маятника когда–то широко практиковалась во многих странах (в том числе и в Германии) и поэтому никогда не засекречивалась. Возникает вопрос - куда всё это делось? Ответ: - всё это и многое другое в СССР начало быстро исчезать из практики после 1937 года. Боевые технологии переносятся живыми людьми и забываются очень быстро. Боевые инструкции, отбыв циркулярный срок, уничтожаются по акту. Новые инструкции, как правило, составлять уже некому. Это ответ на извечный вопрос: «Куда девался кровавый опыт?»
C «маятником» получилось то же самое – его начали забывать в конце 30 х годов. К тому времени многие носители оперативно–боевых методик были расстреляны, остальные «не высовывались» В спецслужбах СССР к началу войны упор был на выбивание информации, а не на специфическую «физкультуру». Место пистолета Коровина занял немецкий Вальтер ППК.
Естественно, когда «прижмёт», боевые технологии пытаются восстановить, как могут. У Богомолова: «…весной (1944 г.) Таманцев ездил в Москву и показывал там своё искусство в стрельбе по–македонски большой группе офицеров и генералов». Поздновато спохватились генералы. Кстати, по слухам, судьба реального сотрудника, прообраза Таманцева, после войны была ужасной.
В пятидесятые годы работе в маятнике, стрельбе навскидку и многому другому в Ленинградском военном институте физкультуры им. Лесгафта обучали членов ОСОДМИЛ (формирования добровольного содействия милиции). В периферийных органах, в частности, в уголовном розыске, маятник тренировали ещё в шестидесятых годах. Потом его забыли везде.
Разумеется, по ходу реального боеконтакта возникает необходимость из крайней точки маятника сделать боевой кувырок или перекат с выходом на ноги. В маятнике существуют и другие пространственные перемещения. Но об этом, возможно, в следующих номерах журнала. Автор очень рад появлению в России клубов спортивного маятника и считает это занятие здоровым и полезным для сотрудников правоохранительных органов.

Алексей Потапов
Журнал "Боевые Искусства Планеты"

Что демонстрируют в движении стрелки практической стрельбы, идет в разрез с точки зрения применения в реальной боевой обстановке. Мысли вслух самбиста и системщика.

«Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно „качал маятник“: пританцовывал левым плечом вперед, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и все время передвигаясь и сам, - нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге.» В.О. Богомолов. «В августе 44-го».

А мнение самбиста будет такое. То, что демонстрируют в движении стрелки практической стрельбы, идет в разрез с точки зрения применения в реальной боевой обстановке.

Объяснять этот тезис я буду с системной точки зрения, то есть рассматривать все возможные отношения предмета исследования с внесистемным окружением, и все внутрисистемные отношения элементов системы между собой. Модель таких отношений и будет является тем, что называется системой боевой подготовки. Внутрисистемные элементы боевой подготовки, это ее дисциплины - физическая, стрелковая, психическая. Физическая в свою очередь состоит из общефизической и специальной, включающей в себя ударную и борцовскую технику. Стрелковая подготовка тоже включает в себя несколько техник в зависимости от применяемого оружия. Внешней системный анализ определяет цель и назначение системы. Очевидно что боевая подготовка направлена с одной стороны на нанесение противнику физического ущерба с различной степенью тяжести - от уничтожения до пленения, с минимальными травмами, с абсолютным приоритетом сохранения жизни бойца и окружающих. Таким образом выполняется первый этап системного анализа - классификация объектов, связей и отношений, их наименования и определения. Потом строится собственно модель отношений. Полезные отношения участвуют в развитии системы. Вредные, именуемые противоречиями, тормозят развитие или вообще уничтожают ее. После этого собственно и делается анализ, вывод о предмете изучения.

Приступим.

Боевая подготовка существует с тех пор, как человеческие особи начали собираться в организованные управляемые группы с целью добычи пропитания, ограбления менее организованных или слабых сородичей или наоборот защиты от более сильных. С развитием научно-технического прогресса и появления новых орудий, боевая подготовка стала делиться на дисциплины, так появились борьба и бокс, фехтование, управление лошадью или танком.

Со временем, регулярные занятия и отработка приемов выделились в отдельную систему, которая получила название - спорт. В отличие от боевой у нее совершенно другие цели - физическая культура, здоровье, зрелищность, стремление к совершенству, бизнес. Соответственно другие внешние и внутренние связи и отношения. Так как спорт вышел из утилитарной практики и превратился в объект массовой культуры, он утерял часть своих прикладных качеств и оброс другими, придающими зрелищность и эстетику.

Например, поединки в единоборствах разбивают и проводят тренировки и соревнования по весовым категориям спортсменов. Надо ли говорить, что в жизни не приходится выбирать весовую категорию напавшего на тебя противника. Аналогичный пример можно привести из любого вида спорта. Например, стойка Вивера из стрелковой подготовки, нужна как стойка киба-дачи каратэ в уличной драке. Поэтому из спортивной подготовки можно брать только элементы прикладного назначения и дополнять их той спецификой, которой нет в спорте, но может встретиться в жизни.

Вернемся к основной теме - перемещения во время стрельбы. В эпиграфе я дал литературное описание «маятника» из произведения В.Богомолова. Обратите внимание на уточнение - «нечто похожее, только попроще, проделывает боксер на ринге». Вспомните знаменитое выражение Мохаммеда Али - «порхать как бабочка, жалить как пчела». Маятник - это умение бойца перемещаться в пространстве во время поединка, а не умение поражать цель из оружия. В первую очередь он вырабатывается в подвижных видах спорта, там где требуется сохранить равновесие в неожиданных ситуациях - в боксе, борьбе и даже в футболе. Если начать заниматься наработкой навыков «маятника» сразу с пистолетом на огневой позиции, то ничего не получится. Лучший вид единоборств, который приводит организм бойца к состоянию маятника, по моему мнению, это самбо, дополненный ударной техникой из бокса и удушающей из дзюдо. Почему именно эти виды и почему я не говорю о «боевом самбо», я не буду объяснять, это долго и не по профилю статьи.

В самбо, в отличие от восточных единоборств, не принято «отдыхать» во время тренировки. Даже во время перерыва между сериями бросков, слушая наставления тренера, нельзя садиться и даже просто неподвижно стоять, тело должно быть в постоянном движении.

Спортсмен как бы постоянно подтанцовывает, собственно и групповые энергичные танцы это эмоциональное развитие элементов боевой подготовки.
Если начать движение из статической стойки, в ответ на внешнюю угрозу, потребуется потеря энергии на разгон, преодоление инерции тела, утрата времени. В состоянии маятника, вырабатывается рефлекс - реакция организма на внешнюю обстановку, которая может и не быть угрозой, но сигнал на изменение стойки уже пройдет. Опытный вратарь по замаху клюшки соперника может определить в какой угол ворот полетит шайба, и только еще более опытный определит что сейчас будет замах и уже начнет перемещение в нужную сторону. Борьба и бокс это соперничество двух комплексов рефлексов. Мозг не успевает обрабатывать изменяющуюся ситуацию, но по едва заметному замаху или даже по напряжению определенной группы мышц соперника, тело тренированного спортсмена уже начинает свою контригру по уклонению от удара или приема, а у высших мастеров по проведению встречного удара или приема. Развитие такой тактики великолепно поставлено в самбо, борьбе и боксе. Совершенно аналогично организм подготовленного бойца должен работать и при огневом контакте с использованием холодного или огнестрельного оружия. Герой романа Богомолова Таманцев в совершенстве владеет этим искусством. За счет маятника он уклоняется от выстрелов из пистолета, рефлекторно определяя момент и направление выстрела.

«Ствол браунинга опять следовал за моими движениями - справа налево и обратно, и я чувствовал, знал, что в ближайшую секунду снова раздастся выстрел.»

Помимо совершенной физической подготовки в маятнике важную роль играет и аналитическая составляющая. Опытный боец или спортсмен постоянно в творческом поиске. Мысленно он отрабатывает различные приемы, которые могут встретиться в той или иной ситуации. Например, двигаясь по улице, он оценивает встречающихся ему мужчин и, возможно, женщин на предмет неожиданной атаки с их стороны и выбора контрмер со своей. Здесь нужно правильно оценить вес, комплекцию, опорную ногу, левша он или правша и даже психический портрет возможного противника.

Уклонение от опасности, смертельный удар, бросок, а бросок тоже может быть смертельным, выстрел из оружия, укол или порез ножом, - это всё апофеоз схватки, которой могут предшествовать самые различные ситуации.

Нужно четко уяснить, что в основе боевой подготовки маятник - рефлекторное владение телом на различные жизненные ситуации, финалом которых должна быть физическая нейтрализация противника вплоть физического уничтожения любым оружием от кулака или пули до фарфоровой тарелки (по Пикулю), а не просто умение стрелять по македонски.

Может ли введение приемов и методов практической стрельбы в боевую подготовку дать что-то полезное для развития бойца? Бесспорным достоинством практической стрельбы является ее техника скоростного поражения целей, высокая культура обращения с оружием и превосходная система обеспечения безопасности при проведении стрельб. Очевидно, что все эти полезные качества можно использовать, а вот навыки по перемещению, разворотам, обращению с оружием, которые могут прочно закрепиться у бойца на уровне рефлекторного исполнения, могут привести к непоправимым последствиям.

Как уже говорилось, в практической стрельбе мишени не стреляют в спортсмена. Он полностью сосредоточен на скоростном поражении целей. А что первично в огневом контакте, который отрабатывается в боевой подготовке? Это уход с линии встречного огня. Нужно определить опасность, ее вид и направление, выполнить уклоняющий маневр одновременно обнажая оружие и поражая противника. Выполнение уклоняющего или блокирующего маневра - одно из главных условий в боевой подготовке, но это снижает скорострельность, которая является главной в спортивной стрельбе, то есть имеем системное противоречие.

«Слева захлопали выстрелы из „ТТ“, и, кинув туда взгляд, я увидел, что „лейтенант“, оборачиваясь, стреляет в Малыша, а тот, как я его учил, на бегу уклоняется, не очень ловко, но в целом грамотно.»

Давайте посмотрим на то, что вызывает когнитивный диссонанс у самбиста, когда он видит перемещение спортсменов-практиков во время стрельбы. Сперва немного борцовской физики - тело падает если проекция центра тяжести выходит за площадь опоры организма. Задача спортсмена поддерживать оптимальное сочетание большей площади опоры при минимальных энергетических затратах с максимумом подвижности. «Не скрещивай ноги!» - это был первый совет, который я получил. когда впервые вышел на ковер и последний который дал сам уходя с ковра через двадцать лет, уронив при этом соперника весом 140 кг при собственном 72. Все перемещения в маятнике только приставным шагом! На соревнованиях по практической стрельбе нередко можно наблюдать такую картину.

На гладких спортивных площадках это может и помогает вести прицельный скоростной огонь по мишеням не заботясь о том, что у тебя под ногами. Но жизнь подсовывает туда сучки и камушки в неподходящий момент, это ее специфика. Уронить соперника со скрещенными ногами может даже ребенок. Самбист при этом не пострадает, так как страховка при падении это первое что он изучает на ковре, а вот неопытный спортсмен может и шею сломать, так как обе руки держатся за пистолет и как действовать в этом случае IPSC не объясняет.

Приведу еще пример. Переход в партер, или занятие позиции для стрельбы лежа. Рекомендуется два подхода - опускаясь на колени или с упора на свободную руку, в продолжение чего следует подброс филейной части с распрямлением ног.

Теперь сравним его с советским подходом. Боец принимает положение лежа делая шаг вперед и немного в сторону. Такое движение энергетически менее затратно, чем подброс тела в воздух, а смещение корпуса в сторону уменьшает вероятность попадания противником, то есть, одновременно выполняется уклоняющий маневр.

Давайте вспомним о рефлексах. Допустим, у бойца возникла угроза сбоку слева. Переходя в партер с шагом правой ногой, у него остается возможность для поворота в сторону угрозы. Задача в боевой подготовке - выработать рефлекторный навык опускания на землю с шагом ногой противоположной направлению угрозы с одновременным доворотом корпуса в ее сторону.

Разумеется скрещением ног или переходом в партер, дело не ограничивается. Ошибки с точки зрения маятника делают стрелки-практики при прямых перемещениях, поворотах, разворотах, смене магазинов. Расположение кобуры и манипуляции с оружием при извлечении из нее и даже простое удержание оружия не всегда оптимальны для боевого маневренного поединка. Есть вопросы к оружию и мишеням. Например, качающаяся мишень легко прочитывается на фазе максимального отклонения, когда ее скорость минимальна, а вот внезапно появляющихся мишеней, я что-то не видел.

Системность боевой подготовки заключается в том, что изучаемые дисциплины должны дополнять друг друга. Противоречия здесь недопустимы, потому что их результатом будет потеря самого ценного что есть у человека.

В.О.Богомолов, «В августе 44-го».
В.Жуковский, С.Ковалев, И.Петров, Пистолет в ближнем бою. Анатомия стрельбы. Психология стрельбы.
В.С.Пикуль, «Честь имею».
В.П.Волков, «Курс замозащиты без оружия САМБО». Только для сотрудников НКВД.
А.А. Харлампиев, Борьба САМБО.
А.А. Харлампиев, Тактика борьбы Самбо.
Е.Чумаков, «Тактика борца самбиста».
Маятник практической стрельбы. Статья в журнале «КАЛАШНИКОВ»

Предлагаю такой мысленный эксперимент. Представьте себе стол и на нем музыкальный метроном. Перед нами точка опоры и некий рычаг, двигающийся в одноплоскостном пространстве относительно центральной оси. Совершенно справедливо эту периодично двигающуюся конструкцию можно назвать «маятником».

Далее, предположим, что этот стол с «маятником» находится в каюте лайнера, совершающего трансатлантический переход. Теперь у нашего маятника получается более сложная траектория движения. Идем дальше. Атлантический океан, по кот

орому плывет лайнер, находится на планете Земля, вращающейся вокруг своей оси и несущейся с космической скоростью вокруг Солнца. Какова теперь динамика нашего маятника? Думается, теперь ее описать намного сложнее, да и пре

дставить тоже не просто. Все это длинное вступление я привел для того, чтобы напомнить о динамике окружающего нас мира, которая при анализе может быть разложена до простого маятника. Простого, да не простого.

В нашем мире нет статики, все пребывает в движении, начиная от нашей Вселенной и заканчивая колебаниями молекул в живой и неживой материи.

Наглядно этот принцип движения демонстрирует маятник Фуко, при помощи которого было зафиксировано суточное вращение Земли. Плоскость его колебаний медленно поворачивается относительно земной поверхности в сторону, противоположную направлению вращения Земли.

Слово “маятник” придумал М. Ломоносов (тот самый), образовав его от русского «маята». До этого в Европе маятник назывался перпендикулой.

«Маятник - твердое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси” – говорит нам Физический энциклопедический словарь».

Колебания маятника образуют волны. А они, в свою очередь, накладываясь на поступательно-вращательные движения Земли, превращаются в спирали - идеальные траектории движения любого тела.

Какие маятники мы знаем? Названный выше, метроном, пружинный маятник, маятник Фуко, маятник Ньютона… но на самом деле их несчетное множество. Возможно, вы слышали о «маятниках» легендарного СМЕРША. Тема эта спорная, но вкратце суть таких маятников заключается в работе с телом, позволяющей уходить от чужого выстрела в «маятнике» на рефлекторном автоматизме. Это кувырки, смена уровней в определённом темпе и ритме. За свой ритм эта тактика и получила название «маятник».

Итак, маятник - это система, способная совершать колебания около положения равновесия . Давайте попробуем спроецировать это определение на человека. Для этого приведу несколько ключевых положений из биомеханики.

Тело человека представляет собой биомеханическую цепь, где суставы – это инерционные узлы, а кости конечностей и позвоночника – это звенья этой цепи.

Разбиение тела человека на звенья позволяет представить эти звенья в качестве механических рычагов и маятников, так как все эти звенья имеют точки соединения, которые можно рассматривать либо как точки опоры (для рычага), либо как точки отвеса (для маятника).

Поскольку тело человека выполняет свои движения в трехмерном пространстве, то его звенья характеризуются степенями свободы, т.е. возможностью совершать поступательные и вращательные движения во всех измерениях. Если звено закреплено в одной точке и способно совершать вращательные движения, то мы можем сказать, что оно имеет три степени свободы.

Так как руки и ноги человека могут совершать колебательные движения, то к механике их движения применимы те же формулы, что и для простых механических маятников. Основные выводы из них - собственная частота колебаний не зависит от массы качающегося тела, но зависит от его длины (при увеличении длины частота колебаний уменьшается). Пример: чтобы сохранять одинаковую скорость ходьбы, более низкому человеку необходимо увеличить частоту шага по сравнению с высоким.

Теперь поговори о таком понятии, как равновесие. Итак, равновесие человеческого тела - это способность сохранять такое пространственное взаиморасположение суставных элементов мышечно-скелетной системы, при котором с минимальной энергетической затратой поддерживается равновесие опорно-двигательного аппарата в вертикальном положении.

2-й и3-й поясничный позвонок обеспечивают равновесие опорно-двигательного аппарата, они же является основными позвонками гравитации, местом обратного маятникового движения. Есть в теле человека так называемый перевернутый маятник, то есть маятник с центром масс выше своей точки опоры, закреплённый на конце жёсткого стержня. Так вот этот позвонок и есть маятник, с равновесием на таранной кости (кость ступни).

Помимо маятников опорно-двигательного аппарата, в каждом человеке есть еще свой внутренний маятник. Это не какая-то эзотерическая концепция, а вполне реальный механизм, присущий любому живому существу. Ритм биения сердца, пульсации крови, ваш дневной биологический ритм, маятник тонуса и маятник настроения – все это маятники. Причем, частота каждого из них индивидуальна. Примером внутреннего ритма может служить ходьба или бег. Попробуйте полностью расслабиться, сделать несколько вдохов-выдохов и начать легкий бег, постепенно наращивая темп до тех пор, пока не войдете в свой ритм, при этом бежать становится не легко, и не тяжело. Вы находитесь как бы на грани удовольствия, поддерживая динамическое равновесие своего тела. Это означает, что частота ваших шагов приблизилась к резонансной (т.е. к собственной частоте колебаний руки или ноги), при этом достигается минимальное потребление энергии организмом. Таким образом, поймав свой ритм, человек может существенно повысить работоспособности.

Но чтобы лучше прочувствовать свой внутренний маятник, предлагаю начать с медленных статических упражнений на равновесие.

Задача упражнения «Маятник» состоит в том, чтобы почувствовать, как расслабленный корпус при небольшом отклонении возвращается в исходное положение без участия нашей воли, и за счет инерции, дает качок в противоположном направлении. Это динамическое состояние мышц-антагонистов (мышца противоположного действия, например, разгибатель по отношению к мышце-сгибателю), где F сгибателя = F разгибателя, называется оптимальным физиологическим положением и использует всего до 30% нашей энергии при любой деятельности. Здесь необходимо ввести принцип алертности, то есть расслабленной гибкости или интуитивной правильности движений. Этот принцип обеспечивает включение энергии правого полушария мозга, отвечающего за образное мышление и подсознание.

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ “МАЯТНИК”

В упражнения группы «Маятник» входят связующие их основные разновидности: «Большие маятники», два варианта маятника «Часы», «Котомка», «Пружина» и «Внутренний маятник»– «Маятники» можно выполнять индивидуально и в парах. В начале изучения предпочтительнее работать в парах. Самое важное – научиться различать, когда вы используете для движения волевое усилие, а когда процесс осуществляется за счет внутренней гибкости, то есть взаимодействия внутренних натягов. Если вы работаете правильно, то, сразу почувствуете ощущение комфорта в теле, движения будут вам приятны.

Очень важно перед каждым движением сначала выполнить его мысленно, представить образ движения, почувствовать удовольствие от выполнения движения, его ритм. Такая практика называется идеомоторикой. Сам термин состоит из двух частей: «идео» (мысленный) и «моторика» (движение), то есть дословно - «мысленное движение». Идеомоторный акт - это непроизвольные движения, которые возникают при мысленном выполнении двигательного действия. При всей простоте и кажущейся нелепости, методика дает феноменальные результаты.

Простой пример идеомоторики – в вытянутую руку возьмите любой маятник, привязанный к нити. Рука должная быть неподвижная, следовательно и маятник будет неподвижен. Но стоит нам только представить, что маятник сейчас начнет двигаться по часовой стрелке и через короткий промежуток это и совершится, при этом рука остается неподвижной. Это объясняется тем, что идеомоторные движения незаметны для неопытного глаза. Таким образом, идеомоторные тренировки, дополняя обычные, в значительной мере способствуют достижению идеальности движений (ударов, уходов, скорости реакции, ловкости, техничности и т. д).

Упражнение «Часы»

Существуют два варианта: «Метроном» и «Пугало»

Методика выполнения упражнения «Метроном»

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельны, руки опущены, состояние «Подвес». Мысленно представим себе, что Земля находится на уровне тазобедренных суставов. Точка опоры маятника – таз. Короткий вдох, отклоняемся верхней частью тела вправо, очень незначительно. Пытаемся ощутить внутреннее натяжение, возникшее с противоположной стороны. Используя это натяжение, отпускаем тело для качка влево. Точно так же осуществляем, без пауз, последующие колебания. Стимулятором для свободных маятниковых движений должно быть только дыхание. Вдох – вправо, выдох – влево, или наоборот, по желанию. Это принцип действия справедлив для всех видов «маятников».

Парный вариант этого упражнения называется «Ванька-встанька». Партнер производит несильный толчок в плечо, в направлении заданного движения (вправо-влево или вперед-назад). При затухании «маятника» также проводим толчок, поддерживая колебания партнера.

Методика выполнения упражнения «ПУГАЛО»

Меняется направление движения «маятника»: колебания осуществляются вокруг центральной оси.

Парный вариант упражнения носит название «Точильного колеса». Партнер производит толчок в плечо в передне-заднем направлении, запуская «маятник» сподручника. Это упражнение из «маятниковых» освоить легче всего.

Упражнение «Большой маятник»

Это упражнение выполняется вправо-влево и вперед-назад.

Методика выполнения

Встаньте прямо, ноги почти вместе, руки свободно опущены. Точка опоры «маятника» совпадает с естественной опорой тела – землей и находится в середине, между стоп. Покачивания осуществляются цельно, всем телом. Используйте образ «большого плеча» каркасной конструкции. Стимуляция колебаний осуществляется также дыханием.


Объединенный вариант «Большого маятника» – «Ступка». Это упражнение соединяет два предыдущих. Тело будет вырисовывать в пространстве объемный конус, где вершина конуса – точка между стоп, а основание – эллипс – формируется траекторией головы и плеч. Движения осуществляются по и против часовой стрелки. Идеомоторно хотелось бы, чтобы вы смогли создать в себе ощущение вращения веревки. Ощущение того, что не вы раскручиваете ее, а она вращает вас. Маленькое дополнение. В «Ступке» обратите особое внимание на столы. При правильной работе они должны «ожить».

Упражнение «Котомка»

Упражнение выполняется единолично и парно (последнее предпочтительнее), в трех вариантах: вправо-влево, вперед-назад и совмещенный вариант «Веретено».

Это упражнение устраняет застой в поясничной области. Это неприятнейшее явление наблюдается у очень многих людей, так как нынешний сидячий образ жизни не дает возможности двигаться правильно и в необходимом объеме. Застой энергии в поясничной области приводит к нарушению кровообращения, патологическим изменениям в данном отделе позвоночника. Все это порождает целую гамму заболеваний: от полового бессилия и почечной недостаточности до воспаления седалищного нерва и геморроя.

Методика выполнения

Итак, мыслеобраз этого упражнения, как всегда, в названии. Представим стену, в нее вбит гвоздь, на нем висит сумка-котомка. Качните ее, вот вам и маятник. Этот самый гвоздь «вбит» в межбровье, а та самая сумка-котомка – это ваш таз. Парный вариант гораздо предпочтительнее. К сожалению, как показывает опыт занятий в группах, этот «маятник» освоить самостоятельно способны немногие. Причина этому явлению – огромное количество проблем в поясничной области. С партнером «Котомка» осваивается значительно легче и быстрее. Для этого необходимо, чтобы партнер давал импульсы рукой в тазобедренный сустав в заданном направлении.

Методика выполнения

Стартовый вариант. Встаньте прямо, ноги – несколько уже плеч, стопы параллельны. Несколько раз повторите «Котомку» вправо-влево и вперед-назад, ощутите состояние «маятника», только после этого легко, не напрягаясь, начинайте вращение «веретена» вокруг центральной оси.

Постарайтесь достичь ощущения инициации вращения извне. Это поможет избежать «соскока» на тривиальное, малополезное, а частенько и вредное вращение тазом. В отличие от «Маятника», где действия производятся за счет внутренних энергонатягов, простое вращение тазом лишь усиливает трение суставных поверхностей, приближая их физиологический износ.

И еще несколько указаний к выполнению «Веретена».

Работа с опущенными вниз руками. Постарайтесь упорядочить дыхание следующим образом: пол-оборота «Веретена» – вдох, полоборота – выдох. На вдохе чуть замедляйтесь, на выдохе ускоряйтесь и как бы пружиньте вниз, это дает заряд для нового оборота-эдакий прообраз «вечного двигателя». Такой подход даст возможность быстрей добиться ощущения инициации вращения извне. Когда вы «поймаете» маятник «Веретено», поверьте нам, вы не ошибетесь. Внутри вас прозвучит голос: «Вот оно!!!»

«Маятники» – весьма приятные в выполнении упражнения, поэтому количество повторений мы не оговариваем. Действуйте согласно интуиции, то есть внутренним ощущениям. Учитесь слушать себя истинного. «Маятники», с небольшими амплитудами, можно выполнять вообще везде, что, собственно, многие люди делают подсознательно: покачивание, качание ногой, вращение пальцами. Они дают телу постоянную энергоподзарядку, как в автомобиле: движение машины постоянно подзаряжает аккумулятор.

В завершение ознакомимся с тремя движениями для мгновенного снятия напряжения мышц. Первое время, возможно, такое напряжение будет проявляться, но с опытом канет в Лету.

1. РУКА – ПЛЕТЬ

Из прямого положения корпус слегка наклоните вправо, «подвесьте» правое плечо и расслабьте правую руку. Затем колебанием корпуса приведите в движение маятник «Котомка» для правой руки. Покачайте его немного. Как только кровь утяжелит пальцы, поднимите руку вверх и, опуская, несколько раз встряхните, как будто сбываете ртуть в термометре. То же проделайте левей рукой. Затем «подвесьте» оба плеча и представьте, что вместо рук у вас болтаются две веревки с грузиками на концах. И снова, за счет маятника «Пугало», передайте волнообразные колебания на руки. Плечевой пояс расслаблен.

2. НОГА – ПЛЕТЬ

Встаньте прямо, правый тазобедренный сустав подтяните вверх, так чтобы правая нога стала «короче» и повисла в воздухе, ее стопа параллельна споре. Заставьте ногу свободно качаться. То же проделайте левой ногой. Таким образом снимается напряжение с поясничной области.

3. «ПЛЕТЕНЬ»

Упражнение, релаксирующее все тело, только надо его правильно понять и исполнять. Представьте себя мокрой рубахой, которую сейчас будут сушить после стирки. Хозяйка берет вас за плечики и поднимает сначала чуть вверх и затем вперед через плетень. Вы повисаете на плетне, перегнутые пополам на уровне грудных карманов, то есть диафрагмы,а не пояса. Избегайте этой ошибки. Важно также, чтобы шея была полностью расслаблена. На вдохе создайте перед собой мыслеобраз преграды – «плетня» – на уровне груди, поднимите вверх руки, полностью расслабьтесь.

На выдохе «набросьте» себя на этот «плетень». Голова, руки, грудь – по одну сторону; таз, ноги, живот – по другую. Обмякните, провисните на этой узенькой опоре. Теперь качните верхней частью тела в одну сторону, а нижней одновременно в другую. Получается колебательная система «маятник» по типу маховика.

При подготовке статьи использованы материалы:
Владислав Мешалкин, Евгений Баранцевич, Константин Тютелов «Славянская здрава»

О маятниковых движениях общественность впервые узнала из книги Богомолова «В августе 44го», в которой очень хорошо описывался момент использования “волкодавом” Таманцевым по кличке “Скорохват” такого рода движений в огнестрельном бою.

И хотя там речь шла в основном о маятниковых перемещениях и уклонах туловищем, примерно с этого времени и появляется интерес к этому виду движений в боевых искусствах и к тому, какие возможности они могут дать. Говорю «вид движений» по той причине, что существуют и другие их разновидности.


Например, волновые, круговые или прямолинейные, которые прекрасно используются в рукопашном бою, а иногда даже и стиль боя «целиком и полностью» повязан на них, например «Волновой бой» Федина, а некоторые стили у-шу, например, целиком построены на прямолинейных движениях, доведенных многотысячными движениями до такого совершенства, что просто жуть как завораживают, что привлекает в свои ряды многие тысячи поклонников! И всё благодаря тому, что какой-то чувак-энтузиаст несколько десятков лет отшлифовал ката до филигранности движений!

После выхода этой книги, в силу скудности информации, стало плодиться множество различного рода легенд, приписываемых «маятнику», по слухам могущих обеспечить чуть ли не неуязвимость. Одновременно с этим добавлялась и «ложка дёгтя» про огромные сроки освоения, что-то вроде «Нужно пахать многие годы каждый день, а при пропуске хоть одной тренировки необходимо начинать всё сначала». То есть намёк на то, что сколько бы ты не тренировался, а пропустишь хоть денёк, весь твой навык «обнулится», пусть ты там хоть девять лет из десяти отработал.

Таким хитрым «требованием-условием» тут же отбивалось всякое желание их осваивать. В самом деле, кому охота потеть много лет и бояться всё растерять хотя бы из-за пропущенной недели по причине, например, той же болезни? А то, что тренировки хоть «не намного, но прервутся», в силу каких-то форс-мажорных обстоятельств, это понятно абсолютному большинству. Кому понравится параллельно всё время жить в тревоге, боясь всё растерять.

Но как-бы там ни было относительно сроков, некое рациональной зерно в постоянных и долговременных тренировках такого рода движений, есть и причина тут заключается в том, что и во всем известном психофизическом явлении, когда на основе его пытаются разработать самодостаточный стиль боя, называемым « ». Маятниковые движения очень сложно применить в силу специфики самих движений, поскольку они являются ритмичными и происходят всегда в одной плоскости по скорости «полный ноль-максимум-полный ноль».

Тот, кто экспериментировал на тренировках, пытаясь так уходить от атак, тут же понимал их недостаток: разгон тела, остановка и снова набор скорости - вот что мешает его успешному применению в скоростном поединке. Тем более, если напарник не подыгрывает, а действительно работает на совесть! Как только выходишь на скорость, тут же приходится её скидывать, чтобы переключиться на противоположное направление. А то, что смена направления происходит в одной плоскости, весьма сильно затрудняет различного рода хитрости вроде «закруглений движений».

Допустим, задача человека уклониться от летящего свинца весом в 9.6 грамма. От него, как известно, можно «уйти» двумя способами. Один, полумистический, связан с мощным стрессом, во время которого время как-бы замедляется и человек, если он «не тупит» и если у него хорошая двигательная база, то он успевает отойти в сторону, даже в том случае, когда пуля уже летит в него. Такого рода феномен известен, а подобные случаи описаны сотнями, если не тысячами, да и фильмов типа «Матрица» тоже весьма немало.

Другой способ примитивнее и основан на том, человек как-бы заранее уклоняется от выстрела, но не «заранее-заранее», иначе противник просто сместит оружие и скорректирует выстрел, а тогда, когда выстрел уже почти произошел, т.е, непосредственно в тот момент, когда противник уже практически не контролирует свои движения, поскольку его мозг отдал приказ мышцам на стрельбу и импульс для нажатия на курок уже ринулся по нервам от мозга в указательный палец. Именно этот момент является трудно контролируемым в плане «поправки» по уклоняющейся цели, а защищающийся вследствие пройденного тренинга, мгновенно определяет предполагаемую траекторию выстрела и уклоняется в сторону. Этот уклон есть первая фаза маятника.

«Первая» по той причине, что снова нужно уклоняться - вряд ли у противника всего одна пуля. И исполнять уклон, соответственно, необходимо уже в другую сторону, а иначе это уже будет какая-то скособоченная защита постоянным уходом вбок, а не супермаяник « «. И вот туточки начинаются проблемы и они следующего рода. После уклона необходимо полностью остановиться, то есть, практически до нуля сбросить скорость. И вторая проблема - переключиться на новое направлении.

И так каждый раз.

Вот в этом и заключается причина долговременных тренировок, поскольку необходимо успешно решить эти два негативных момента, что весьма затруднительно, если уклоны исполняются туловищем при разгоне ногами. Оно ведь массивнее тех же рук, а значит, и инертнее. Соответственно, и управляться им гораздо сложнее, чем, к примеру, руками.

И только посвятив достаточное количество времени, человек поймет, что от канонического маятника, исполняемого в одной плоскости, надо немного отойти. Что разгон тела лучше не гасить полностью, а перенаправлять в нужную плоскость, как-бы закругляя движение с переводом его туда, куда нужно. Что движениям можно помогать не только отталкиваясь ногами от земли, но и используя те же невидимые зоны инертности, благодаря чему можно отталкиваться как-бы от невидимой опоры (в книге Сенчукова такого рода узлы упоминались) и, соответственно, быстрее и неожиданно уходить с линии выстрела. Вот тут-то и пропотеешь много раз, прежде чем научишься всему этому, но все-таки, по срокам, это не десять лет непрерывной практики, чем многие стращают.

Постоянно уклоняться от выстрелов, никто не будет, если только это не смертник, приставленный к стенке. Человек либо попытается укрыться за каким-то объектом, либо перейдет в контрнаступление. Если человек, «качая маятник», начнет приближаться к стреляющему, то этим действием он начнёт поневоле помогать противнику, стремительно понижая угол обстрела, облегчая тем самым противнику стрельбу «по прыгающей мишени», поскольку до цели расстояние всё ближе и ближе.

И, если подвести математическую базу, то реалии таковы, что вся неуязвимость сотрудников «СМЕРШа», НКВД, и обычных граждан, практикующих данные движения для использования их в бою, равняются примерно пяти процентам от ста, если не менее. Разумеется, что необходимо использовать все шансы, чтобы выйти выжить, но неуязвимость тут явно даже не ночевала.

Итак, маятниковые движения в рукопашном бою не так «велики и могучи», как это пытаются представит многие, обманываясь сами и навязывая это представление другим. А вот то, что в различного рода специальной подготовке они применяются с огромным успехом, помогая формировать и необходимые навыки для той же рукопашки, это уже факт. «Маятниковые движения» (точнее, тут уже нужно говорить о принципе «Маятниковых движений», поскольку принцип подразумевает идею, поняв которую человек понимает, что от него требуется и начинает более полно и продуктивно его развивать, реализуя свой внутренний потенциал, познавая физические возможности и развивая интуиции, но работая тем не менее в рамках требуемого принципа) с успехом можно использовать для управления собственной психофизиологией, активизации и управлении энергетикой, развитии чувствительности, вхождения в «ярость боя» и ещё в сотнях других случаях.

Возможности «маятника» весьма обширны, но они не бесконечны, как это многие любят утверждать, приписывая им какое-то могущество. Более того, дошло даже то того, что авторство на этот вид движений начали приписывать исключительно славянским ведунам и воинам. Соответственно, они присутствуют исключительно в русских мистических направлениях и боевых искусствах и нигде более, но все эти заявления есть «ерунда ерундовая».

Встречаются они повсеместно и основная причина не в боевой эффективности, а в мощном оздоровительном эффекте, нормализации физического состояния и управлении работой психики и в силу этого, практикуются уже многие тысячи лет всеми народами мира и являются составными элементами многих оздоровительных комплексов, например, . При его практике и энергетика активизируется, причем достаточно быстро, и повышается «живая гибкость», и связки становятся эластичными, и возрастает жизненный тонус и ещё десятки различного рода эффектов, например, в общем омолаживающем эффекте.

Разумеется, что в них нужна практика, а не мысленные спекуляции, хотя от них тоже «польза есть великая». Плюс тренировки в удовольствие, а не в виде самоизнасилования. Как, истязая самого себя, можно почувствовать улучшение самочувствия? Ведь нет нужного настроя, а значит, и человек не работает в нужном психоэмоциональном состоянии, а значит, и организм не выделяет нужные вещества, в результате чего и отсутствие положительного эффекта. Об этом всегда нужно помнить и перед тренировкой соответствующим образом качественно настраиваться, для чего существует множество уловок.

А оздоровительных комплексов существует более чем, правда, в основном на основе одного движения и исполнение их весьма приятно человеку, что мгновенно чувствуется, даже если исполняются в пассивном варианте, например, раскачиваясь в кресле-качалке. Также можно перекатываться с пальца на носок и обратно. Весьма приятная вещь. Или сидя, раскачиваться туловищем в вертикальной плоскости, проходящей в аккурат через середину туловища вперед и назад. Что касается пользы, то тут, помимо всего прочего, прокачивается «малый небесный круг» - передне… и заднесрединный меридианы. Дойти даже может до того, что они, эти каналы, активизируются как-бы сами по себе! Кстати, такие же движения частенько исполняют и звери, например, медведь.

Маятниковые движения суть “РИТМ”, а он является одной из основой, кстати, гипнотических техник и, в частности, самогипноза, чему ещё будет посвящена отдельная публикация. Если не забуду…) А ритм, в зависимости от его интенсивности, либо успокаивает либо активизирует. Вот вам, кстати, и ключ к боевой ярости. Ритмичные ускоряющиеся движения, раскачивание тела, помноженные на какие-нибудь “уханья”, как это часто показывают в различных документальных фильмах, посвященных обычаям диких племён, активизирует бешенство. Привязав активизированное состояние к жесту (например, сжиманию кулаков) позволит тут же провалиться в нужное состояние.

Итак… Такого рода движения больше предназначены для варианта обоюдной перестрелки, т.е, если двое “поливают друг друга свинцовым огнём”. Для других вариантов ведения боя эти движения подходят мало, если только не рассматривать уклоны туловищем от кулачных атак частным случаем этих самых движений. А вот в психотренинге являются мощным инструментом для манипулирования своим состоянием, о чем ещё будет идти речь.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»