Чем отличается запрос котировок от запроса предложений. Чем отличаются друг от друга аукцион, конкурс и запрос котировок

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

», которое так часто используется в бизнесе. Это иностранное слово не нашло место в российском законодательстве. Для него есть равнозначное слово в русском языке — «торги», поэтому статья посвящена электронным торгам и терминам электронной торговли.

Существует несколько видов закупок (электронных торгов):

Победителем в этом виде электронных торгов признается участник, предложивший самую низкую цену. Так что основным критерием здесь, по-прежнему, остается цена. Однако к участникам предъявляются повышенные требования. Заказчик вправе потребовать от каждого участника наличие лицензий и сертификатов на продукцию. Основная масса этого вида электронных торгов — это тендеры на строительство .

Открытый конкурс – форма закупок , где предложения участников оцениваются комплексно, а ценовое предложение является лишь одним из критериев выбора победителя. С помощью открытого конкурса в электронной форме проводят тендеры на оформление выставок или тендеры на разработку.

Таким образом, электронные торги присутствуют лишь в электронном аукционе, где участники подают свои ценовые предложения несколько раз.

Аукцион и конкурс отличия

Отличие аукциона от конкурса в том, что в конкурсе можно выиграть при цене выше, чем у конкурента за счет качества. Аукцион и конкурс проводятся одним и тем же заказчиком под разные нужды. Процедура аукциона предполагает состязательность, когда проходят электронные торги и участники несколько раз делают ставки.

Отличие конкурса от аукциона в том, что торги не проводятся. Участники конкурса подают свое предложение об условиях один раз, не видят предложения других участников и нет могут его изменить.

Запрос предложений используют, чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях. Метод для заказчика на самом деле очень эффективный. Он получает несколько интересных предложений и выбирает из них наиболее выгодное. Однако, есть ограничения.

Запрос предложений — это конкурентный способ определения поставщика, победителем которого признается тот, чье окончательное предложение наилучшим образом соответствует требованиям к объекту закупки, установленным заказчиком (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 83 44-ФЗ).

Управление государственными и муниципальными закупками ( , , ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Когда можно проводить запрос предложений

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено проводить закупку путем запроса предложений. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать закупку в таком виде.

  1. Не состоялся повторный конкурс (ч. 4 ст. 55, п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). При этом повторный конкурс должен быть признан несостоявшимся, например, если не было подано ни одной заявки на участие либо все поступившие заявки были отклонены. Остальные основания перечислены в ч. 2 ст. 55 44-ФЗ. Если повторный конкурс признан несостоявшимся по иным основаниям, заказчик не вправе провести запрос предложений.
  2. Не состоялся электронный аукцион (п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). В отличие от конкурса требование о повторности в отношении аукциона не установлено.
  3. Необходимо закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). Только, если заказчик в одностороннем порядке расторг контракт в соответствии с ч. 9 или ч. 15 ст. 95 44-ФЗ. НМЦК и объем новой закупки должны быть уменьшены с учетом исполненных обязательств (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
  4. Требуется закупить товары и услуги, указанные в п. п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ. К примеру, лекарственные препараты, назначенных пациенту по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

Этапы проведения запроса предложений

1 этап . Заказчик готовит и публикует извещение о проведении запроса предложений в соответствии с ч. 4 ст. 83 44-ФЗ, документацию в соответствии с ч. 6 ст. 83 44-ФЗ и проект контракта, который будет заключен с победителем по результатам проведенной процедуры. Информация о проведении запроса предложений должна быть размещена в ЕИС не позднее чем за пять календарных дней до его проведения. Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять процедуру или вносить изменения в извещение и закупочную документацию.

2 этап . Прием заявок. Заявки на участие подаются в письменном виде, включают в себя документы, указанные в документации, а также платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения заявки (в случае установления такого обеспечения в документации).

3 этап . Рассмотрение заявок. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации. Участники, которые не соответствуют требованиям, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если такие есть). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с установленными критериями, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения запроса предложений, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Важно отметить, что любой участник имеет право присутствовать при рассмотрении заявок, а также проводить аудио и видеосъемку.

4 этап . Выбор победителя. После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протокол проведения запроса предложений и оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие (ч. 11 ст. 83 44-ФЗ). После этого участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений (ч. 12 ст. 83 44-ФЗ).

Если все присутствующие участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается.

Отказ участников направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе и окончательными предложениями признаются первоначальные поданные заявки на участие. Открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений.

5 этап . Оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений. Комиссия проводит оценку окончательных предложений и готовит итоговый протокол. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в ЕИС в день подписания итогового протокола.

Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

Если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

Критерии оценки заявок в запросе предложений (ст. 32 44-ФЗ):

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

6 этап . Заключение контракта. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола. Контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.

Основное отличие запроса предложений от других закупочных процедур

От открытого конкурса запрос предложений отличается лишь возможностью поставщика улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, таким образом можно увеличить свои шансы на победу. В остальном данный вид закупки идентичен конкурсу. (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки. От запроса котировок — порядком определения победителей.

Аукцион, конкурс и запрос котировок являются неотъемлемыми понятиями современной российской деловой практики. Они закреплены законодательно, понятия несут разную смысловую нагрузку. Данные термины объединяет тот факт, что это формы конкурентного состязания между поставщиками. Участники подают свои предложения и пакеты документов по заранее оговоренным условиям. Деятельность в рамках этих понятий базируется на справедливости и эффективности. Однако необходимо понимать, в чем различия между аукционом, конкурсом и запросом котировок.

Что такое аукцион?

Главным критерием в состязании между поставщиками во время торгов является цена. Предложения участников доступны каждому, поэтому они могут оперативно изменить свою стоимость, чтобы «перебить» конкурента. Перед стартом аукциона устанавливается начальная максимальная цена, которая указывается в извещении. Стоимость снижается на шаг аукциона, который составляет 0,5 % от цены заказчика. Победителем аукциона является тот, кто предлагает наименьшую стоимость.

Изначально аукционы устраивались с целью распродажи долгового имущества, однако с течением времени политика мероприятия изменилась. Сейчас вы можете принять участие в аукционе на продажу предметов искусства, антиквариата, определенного товара во внешней торговле и т.д. При этом различают такие виды аукциона, как прямой (английский), первой цены, второй цены, обратный и аукцион «платят все». Считается, что это наиболее прозрачная форма торгов.

Особенности конкурса

Понятие «конкурс» часто используют в едином контексте с тендером. Не стоит забывать, что тендер не закреплен в законодательстве, это иностранное понятие. Поэтому проще употреблять определение «конкурс», которое регулирует Гражданский кодекс РФ.

В конкурсе принимают участие несколько поставщиков. Заказчику необходимо выбрать достойного претендента, ориентируясь на условия контракта. Отличие конкурса от аукциона в том, что участники не могут изменить свои условия в ходе торгов.

Конкурсы подразделяются на:

  • открытые: заказчик приглашает к участию всех желающих;
  • селективные: после подачи заявок на участие заказчик самостоятельно отбирает претендентов, которые будут продолжать борьбу;
  • закрытые: заказчик рассылает приглашения ограниченному числу лиц.

Участники конкурса не знают, что предлагают конкуренты, вот почему так важно тщательно готовить документацию. Рекомендовано приглашать специалистов, которые помогают выверить информацию и скомпоновать ее должным образом. Это дополнительные материальные затраты, которые не будут компенсированы в случае проигрыша, однако значительно увеличат шансы на победу.

Запрос котировок

Критерием отбора претендента при запросе котировок является наиболее низкая цена. Отличие от аукциона - в самой механике процедуры. Запрос котировок публикует государственный заказчик и сообщает об этом неограниченному количеству участников. На электронной торговой площадке размещается документация, где указаны максимальная начальная цена, сроки и другие условия. Поставщики готовят предложение с указанием стоимости за данный объем работ. Поставщик не может изменить свои условия.

Запрос котировок занимает второе место по популярности среди других форм размещения заказов, которые может предложить электронная площадка . На первой позиции - аукцион в электронной форме. При этом Федеральная антимонопольная служба отрицательно относится к запросу котировок, считая его потенциально удобной процедурой для коррупционеров.

Таким образом, в аукционе определяющим фактором является цена, а у поставщиков есть возможность менять свое предложение. В ходе конкурса поставщики не имеют возможности ознакомиться с документацией конкурента и повлиять на цену, при этом заказчик берет в расчет не только стоимостной фактор, но и репутацию поставщика, качество товара. Запрос котировок проводится в короткий срок, побеждает минимальная цена, при этом участники не могут изменить первоначальную стоимость.

В наши дни, когда рынки различных стран могут беспрепятственно взаимодействовать и сотрудничать между собой, можно выделить 3 основных вида закупок – государственные, закупки на основе конкурсов и аукционов и менее распространённые – запросы котировок и предложений. Сейчас мы и выясним основные принципы запросов котировок и предложений, их сходства и различия.

Составляющая запроса котировок

Если вы запланировали договор, общая стоимость которого не превышает полумиллиона рублей, тогда вы смело можете создавать запрос котировок. Однако, при запросе котировок есть нюансы, которые просто необходимо учесть:

  • Заказ должен быть изложен в единой информационной системе.
  • Максимальный срок решения всех вопросов составляет 7 дней.
  • Компания, предложившая самую низкую стоимость контракта, и будет являться победителем.
  • Максимальный процент годовых закупок, осуществлённых через запрос котировок не должен превышать 10% от имеющихся средств предназначенных на закупки.

Человеку, который занимается рыночными отношениями, сразу станет понятно, что недельный срок для уточнения всех пунктов контракта – это весьма мало, так как, к примеру, в тендерных закупках на решение всех вопросов даётся 20 дней.

Естественно, для осуществления запроса котировок заказчик в обязательном порядке должен выполнить определённые условия:

  • Указать информацию подтверждающую личность и способы контактирования.
  • Изложить основную суть контракта.
  • Указать код закупки.
  • Уточнить, каким именно образом будет выбран победитель.
  • Время вскрытия конверта должно указываться максимально точно.
  • В случае необходимости уточнить возможные ограничения во избежание форс мажорных ситуаций.

Немало важным будет отметить тот факт, что в случае подачи единственного запроса котировок – такая закупка попросту считается недействительной. И само собой разумеется, что заказчик категорически не имеет права вскрывать конверт до указанного дня и времени.

Для вскрытия конверта назначается специальная комиссия, в обязанности которой входит тщательная проверка всех требований установленных заказчиком. Вся доступная и необходимая информация при этом будет находиться в единой информационной системе. И самое главное – победу получает тот заявитель, стоимость контракта у которого является самой минимальной.

Составляющая запроса предложений

Запрос предложений актуален только в «экстренных» случаях либо же чрезвычайно срочных государственных закупках. При необходимости срочного дорогостоящего и заграничного лечения, необходимость выезда национальной сборной на значимые для страны соревнования, закупка военной техники и инвентаря – это именно те случаи.

Суть данного запроса заключается в том, что тендер и вся информация о нём должна быть указана в пятидневный срок до его начала. Следует отметить, что информация требуемая заказчиком имеет довольно много пунктов, которые помогут сформировать тщательный, более конкретный моральный и финансовый портрет будущего исполнителя. Вот основные необходимые пункты:

  1. Финансовая информация . Проверяется платёжеспособность компании, тем самым исключая риск банкротства исполнителя.
  2. Техническая возможность, возможность транспортировки.
  3. Контактная информация клиентов , с которыми исполнителю приходилось (приходится) заключать контракты и договора. Это нужно для получения более точной характеристики.

Назначенная комиссия рассматривает и «взвешивает» возможности всех претендентов. В данном случае победа принадлежит тому представителю, который оптимально подходит по условиям запроса предложений и выполнил все требования заказчика. В запросе предложений существует вероятность рассмотрения предложения после окончания тендера, но это бывает весьма редко и только по соглашению заказчика с комиссией.

Выводы и сравнительная характеристика

Рассмотрев оба варианта запросов можно смело выделить несколько отличительных пунктов:

  • Способ отбора и определение победителя (в случае запроса котировок отбор идёт отталкиваясь от цены, а в запросе предложений – при оптимальном выполнении требуемых условий).
  • Подача необходимой информации от претендента (при запросе предложений требуется гораздо больше данных в более сжатые сроки).
  • Возможностью проведения запроса (проведение запроса котировок возможно при соблюдении определённых условий, а запрос предложений возможен только при соответствии с законодательством страны).
  • Финансовыми условиями (при запросе котировок изначальная цена договора должна быть не более полумиллиона рублей).
    Как мы можем видеть, различия весьма существенны, а какому из вариантов отдаст предпочтение заказчик – решать только ему.

В новом законе о госзакупках определены два, схожие способа определения поставщика - запрос котировок и запрос предложений. Проведение запроса котировок, ранее предусматривалось 94-ФЗ, а требования по его организации с 1 января 2014 года практически ничем не отличается от ранее существующих. Запрос предложений - новый способ, введенный Федеральным законом от 05.04.2013 № Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013г. № 44-ФЗ: «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // Российская газета.- 2013.-№ 6056.

Российское законодательство не содержит ни дефиниции неторговых способов закупки, ни даже примерного их перечня. В то же время положениями закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» закреплена возможность для заказчика предусмотреть в положении о закупке «иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки» (ч. 3 ст. 3 ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ). О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ // Российская газета. № 5535. 2011. 22 июля. Следовательно, любой предусмотренный заказчиком помимо аукциона и конкурса способ осуществления закупки считается неторговым. При этом на практике сложились три основных способа проведения таких закупок. Это: запрос предложений; запрос цен (некоторые заказчики именуют этот способ в своих документах запросом котировок или котировочной сессией); конкурентные переговоры.

Запрос котировок фигурировал среди разрешенных для госзаказчиков способов закупки в законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ // Российская газета. № 3832. 2005. 28 июля. Утратил силу с 01 января 2014 г. Действующий закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013г. № 44-ФЗ: «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // Российская газета.- 2013.-№ 6056. разрешил госзаказчику проводить наряду с запросом котировок и запрос предложений.

Согласно требованиям Закона № 223 - ФЗ при реализации права на включение в положение иных способов закупки, о которых говорилось выше, заказчик обязан определить порядок закупки такими способами. Логично предположить, что большинство заказчиков включило в свое положение о закупочной деятельности неторговые способы - ведь это возможность самостоятельно определить алгоритм выбора победителя, сроки и в целом специфику проведения процедуры применительно к внутренней организации предприятия. Выделение неторговых способов закупки связано с тем, что статьей 447 Гражданского кодекса к торгам отнесены исключительно конкурсы и аукционы. Запрос предложений, по сути, является упрощенным вариантом конкурса, а запрос цен -- неторговым аналогом аукциона. Проведение неторговых процедур не ограничивает заказчика требованиями статей 447-449 Гражданского кодекса, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.1996 г., (по состоянию на 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. положения которых регулируют порядок организации и проведения торгов, а также заключение договора по их итогам. Кроме того, специальной нормой Закона № 223-ФЗ (ч. 2 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ) О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ // Российская газета. № 5535. 2011. 22 июля. именно для торгов установлены сроки размещения извещения, а при проведении закупки неторговым способом организатор руководствуется собственным положением о закупке либо положениями регламента оператора электронной торговой площадки при проведении процедуры в электронной форме.

Стоит отметить и некоторые другие преимущества неторговых способов закупок. Например, в отличие от торгов, проведение таких процедур не порождает для заказчика обязанности заключить договор по итогам: пока не акцептована оферта одного из участников, организатор имеет право отклонить предложения всех поставщиков на любой стадии и завершить закупку без выбора победителя. Кроме того, привлекательной кажется гораздо меньшая формализованность неторговых способов закупки по сравнению с торговыми способами закупки.

При этом не стоит забывать, что победитель неторговых процедур не выбирается заказчиком произвольно: победителем запроса цен может стать лишь участник, предложивший лучшую цену, а победителем запроса предложений -- лучшие условия исполнения договора. Да и в целом нельзя сказать, что неторговые способы закупок полностью исключены из сферы регулирования действующего законодательства. На неторговые способы распространяется правило главы 28 Гражданского кодекса о том, что акцепт организатором закупки оферты поставщика (т. е. объявление победителя закупки) является заключением договора. Антимонопольные требования, установленные в законе «О защите конкуренции», являются общими для торгов и неторговых закупок (ч. 1 ст. 17 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ). О защите конкуренции: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 135-ФЗ // Российская газета. № 4128. 2006. 27 июля.

Исходя из смысла процедуры запроса предложений, при оценке заявок участников заказчиком рассматривается коммерческое предложение поставщика, в котором фигурируют как цена, так и условия исполнения договора в целом. Для соблюдения конкуренции все предложения должны рассматриваться и оцениваться заказчиком на основании четко определенных критериев, сформулированных при объявлении запроса предложений в закупочной документации.

При проведении запроса предложений заказчик заранее информирует поставщиков о потребности в товарах, работах, услугах и приглашает их подавать свои коммерческие предложения. Самым важным моментом организации и проведения запроса предложений является установление заказчиком критериев оценки и сопоставления заявок участников, причем заказчику следует закрепить в том числе значимость того или иного критерия, количество баллов, присваиваемых заявочным материалам участников по каждому критерию, алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Запрещено предъявлять к участникам, в том числе и неторговых закупок, требования, не опубликованные заранее в закупочной документации.

Анализ административной практики Федеральной антимонопольной службы России, и ее территориальных управлений по рассмотрению жалоб на действия заказчиков, при проведении закупочных процедур в соответствии с требованиями Закона № 223?ФЗ показывает, что большое количество заказчиков предпочитает проводить закупки именно неторговыми способами, причем запросов предложений среди таких процедур подавляющее большинство. Значительный объем решений о признании заказчиков, нарушивших положения закона касается именно несоблюдения требований о публикации порядка оценки заявок участников, запроса предложений.

Порядок проведения запроса цен с организационной точки зрения в целом схож с запросом предложений. Наиболее важное отличие - это наличие единственного критерия оценки заявок участников, в качестве которого выступает цена. Все остальные условия поставки в этом случае формулируются самим заказчиком в той же закупочной документации. В случае же, когда параметры закупаемого товара необходимо уточнить, заказчик может прибегнуть к проведению двухэтапного запроса цен. В таком случае на первом этапе привлекаются предложения поставщиков, содержащие технические, качественные и иные характеристики предмета процедуры, а на втором этапе заказчик (повысив свою осведомленность относительно предмета закупки) приглашает участников делать ценовые предложения. Аналогичный механизм может быть использован и при проведении запроса предложений. Если же заказчик уделяет особое внимание квалификации поставщика, то перед сбором заявок поставщиков заказчиком может быть проведен предквалификационный отбор, аналогичный предквалификационному отбору в рамках конкурса.

При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее -запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

  • 1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
  • 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений… преимущественных условий;
  • 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
  • 4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Конкурентные переговоры. Данный способ проведения неторговых закупок является куда менее распространенной процедурой, чем запросы цен и запросы предложений. Тем не менее, некоторые специфические закупки, по мнению заказчиков, следует проводить именно этим неторговым конкурентным способом. Заказчик информирует неопределенный круг поставщиков о намерении провести конкурентные переговоры, после чего принимает от потенциальных участников заявки. Впоследствии заказчиком проводятся процедуры переговоров с каждым из участников отдельно. Переговоры могут вестись в отношении любых требований заказчика и любых предложений участника, касаться свойств и характеристик продукции, стоимости, условий поставки и оплаты, договорных условий. Важнейшее условие проведения такой процедуры, подлежащее закреплению в положении, документации и надлежащему исполнению, - ведение протоколов переговоров, на которых обсуждаются условия осуществления закупки. Заказчик может заключить договор с участником закупки, предложившим лучшие условия.

Стоит отметить, что уже сегодня все перечисленные выше неторговые способы могут быть реализованы в электронной форме. Некоторые эксперты указывают на необходимость нормативного закрепления порядка проведения неторговых способов закупок. Отдельные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Так, например, в конце декабря 2013 года закончилось публичное обсуждение законопроекта о внесении изменений в Закон № 223?ФЗ в части закрепления закрытого перечня способов закупки. В этом перечне содержится лишь два конкурентных неторговых способа закупки - запрос котировок и запрос предложений, причем ни в одном из них не предусмотрены ни двухэтапные варианты, ни проведение предквалификации. В проекте приводятся дефиниции этих способов закупки, при этом за заказчиком остается право предусмотреть в положении о закупках порядок их организации и проведения. Стоит отметить, что жесткое определение порядка проведения неторговых способов закупки на законодательном уровне в некотором роде противоречило бы самой сути осуществления закупочной деятельности в соответствии с Законом № 223?ФЗ. Возможность для заказчика самостоятельно определить порядок проведения закупки отличными от аукциона и конкурса способами является своеобразной базой для специфического саморегулирования отношений в рассматриваемой отрасли - так отмечается особый статус субъектов Закона № 223 - ФЗ. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ // Российская газета. № 5535. 2011. 22 июля.

Перспективы нормативного регулирования. Нормативное регулирование базовых положений о неторговых способах закупки имеет смысл, прежде всего на уровне Гражданского кодекса, то есть на том же уровне, на котором закреплены базовые требования к торгам. В главе 28 указанного кодекса можно было бы упомянуть о том, что договор может быть заключен посредством реализации неторговых способов выбора поставщика. При этом указать, что к таким неторговым способам применяются правила статей 433, 435, 438 Гражданского кодекса Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.1996 г.,(по состоянию на 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. об обмене офертой и акцептом в том смысле, что объявление заказчика о закупке имеет статус приглашения поставщикам делать оферты, предложение поставщика имеет статус оферты, а объявление заказчиком победителя закупки имеет статус акцепта оферты. Собственно, соблюдение этих правил в коммерческой практике уже сейчас является базовым условием легитимности неторговых способов размещения заказа. Закрепление же соответствующих норм в гражданском законодательстве отразило бы развитие современной закупочной практики и позволило бы говорить о запросе цен и запросе предложений не просто как о «миниаукционе» и «миниконкурсе», а как об отдельных способах выбора поставщика. Кроме того, базовые требования Гражданского кодекса минимизировали бы риск недопустимых произвольных толкований содержания неторговых процедур и злоупотреблений со стороны заказчиков и поставщиков. Материал опубликован в журнале «Актуальная бухгалтерия». Май, 2014 г

Запрос котировок - одна из форм электронных торгов, обычно используемая для приобретения продукции с примерно одинаковыми характеристикам, например, бытовая химия, мебель канцелярские товары, оргтехника и т.д. При этом главным критерием для определения победителя становится минимальная цена.

Отличительные особенности запроса котировок. От других видов электронных торгов запрос котировок отличается следующим: небольшие сроки проведения тендера. Всю процедуру осуществления закупки (от публикации извещения до подписания контракта) теоретически можно провести за 12 дней; ограничение по начальной максимальной цене контракта, не более 500 000 тысяч рублей.

Форма котировочной заявки. Как правило, заказчик предоставляет универсальную форму котировочной заявки, включает ее в документы и прикладывает к извещению. Использование стандартной формы заявки облегчает заказчику их сравнение и ускоряет процедуру выбора победителя. Так как крупные организации проводят огромные по номенклатуре закупки.

Но заказчик не в праве требовать использования именно своей стандартной формы, если не указал этого в извещении. В этом случае у участника закупки всегда есть выбор, в каком виде предоставить нужную информацию. И неиспользование унифицированной формы не может стать причиной отклонения котировочной заявки. Но все-таки ее лучше использовать. Представитель тендерной комиссии, которую создает заказчик, может не найти всей необходимой информации в заявке, даже если она там есть, и отклонить заявку. Конечно, это неправомерно и можно подать жалобу в ФАС. Но зачем создавать себе лишние сложности, лучше с самого начала использовать стандартную форму, где отыскать нужные данные будет проще.

Причины отклонения котировочной заявки. Заказчик в праве, отклонить котировочную заявку только в двух случаях: если предлагаемая цена выше начальной цены, если заявка не соответствует извещению. При этом если заказчик не указал какое-то требование в извещении он не в праве, предъявлять его к участникам после. Только по этим двум причинам заказчик может отклонить котировочную заявку. Все остальные причины не правомерны.

Процедура запроса котировок. Обычно заказчик запрашивает конкретную модель, а не перечень требуемых технических характеристик. Каждый поставщик указывает цену, по которой он готов поставить продукцию (выполнить работу или оказать услугу) в заявке на запрос котировок. Потом эту цену нельзя будет изменить. Здесь нет торгов как на аукционе. Поэтому здесь лучше сразу оценить возможные предложения конкурентов и предложить достаточно низкую, удобную для себя цену. Ведь именно цена решает исход данного вида тендеров.

Из выше сказанного скрадывается вывод. Главное сходство при запросе котировок и запросе предложений заключается в том, что при их проведении заказчик должен с помощью единой информационной системы сообщить поставщикам о своих потребностях в работах, услугах и товарах.

Главным отличием является то, что победителем при запросе котировок признается тот, кто предложил наименьшую цену контракта. А при запросе предложений победителем становится тот, кто сделал предложение, наиболее отвечающее запросам заказчика.

При запросе котировок заказчик имеет право поменять информацию, которая содержится в извещении. В запросе котировок это не допускается. Кроме этого в законе закреплены случаи применения того или иного способа.

Проведение запроса котировок. Данный способ может быть использован заказчиком при соблюдении совокупности условий: цена контракта не должна быть больше 500 тыс. рублей; общий объем закупок данным способом должен составлять не более 10 % от всего объема средств заказчика, но не должен превышать 100 млн руб. в год.

Также Федеральный закон от 05.04.2013 № Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусматривает два специализированных вида запроса котировок: при обеспечении деятельности заказчика на территории иностранного государства; при оказании скорой и неотложной помощи и нормального жизнеобеспечения граждан.

Проведение запроса предложений. Законом определены девять случаев, когда возможно применение данного способа закупки:

  • - поставка электрической энергии; поставка спортивного инвентаря для сборных России;
  • - заключение договора на лечение гражданина между правительством России и иностранным государством;
  • - оказание преподавательских услуг и услуг экскурсовода;
  • - закупки, не превышающие 15 млн. рублей, осуществляемые представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, которые располагаются на иностранной территории;
  • - если контракт на поставку товаров, работ или услуг был, расторгнут в соответствии с ч. 9 ст. 95;
  • - закупка лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии; если проведение повторного электронного аукциона было признано несостоявшимся;
  • - при закупке изделий народных художественных промыслов.

Отличительные особенности запроса, достоинства и недостатки, котировок и запроса предложений. Главным преимуществом формы закупки способом запроса котировок является простота и скорость. Слабым местом запроса котировок является потенциальная возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»