Тяжелый танк т 35. Служба и боевое применение

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Предыстория создания танка

В 30-х гг. прошлого столетия, на заре становления бронетанковой промышленности СССР, имели место две основные концепции ее развития: первая - создание легких, маневренных, подвижных и сравнительно слабо вооруженных танков; вторая - строительство тяжелых многобашенных машин. Слабая сторона последних - тихоходность и плохая маневренность компенсировалась мощной броневой защитой и большим количеством вооружения: танковыми пушками и пулеметами, расположенными в многочисленных башнях (от трех до пяти).

Советский тяжелый танк Т-35. Советские тяжелые танки времен Великой Отечественной войны.

Наряду с легкими машинами, предназначенными для разведки, сопровождения пехоты и кавалерии на поле боя, советские конструкторы, согласно военной тактике того времени, стремились создать тяжелые танки, предназначенные для прорыва сильно укрепленной эшелонированной обороны противника. Эти машины рассматривались также в качестве резерва Главного командования.
Приверженцы создания тяжелых многобашенных машин имелись и за рубежом. Еще в 1917 г. во Франции приступили к созданию двухбашенного 70-тонного танка 2С с 36-мм броней и 75-мм пушкой. Предполагалось в 1919 г. построить 300 машин, но в связи с окончанием военных действий их производство было прекращено. Новым в компоновке было размещение основного вооружения в башнях, а не непосредственно в корпусе или в бортовых спонсонах с небольшими секторами обстрела. Высокое расположение башен у танка 2С уменьшало «мертвую» зону обстрела, а бортовые пулеметы могли вести продольный обстрел траншей. В 1930-е гг.


Советский тяжелый танк Т-35 образца 1930 года.

Французские конструкторы продолжали разработку тяжелых танков и в 1935 г. начали производство тяжелого танка В-1 с одной башней и расположенными в ней 47-мм пушкой и пулеметом, орудие же главного 75-мм калибра размещалось в лобовом броневом листе. Последнее не имело механизма горизонтальной наводки, что снижало эффективность стрельбы. С 1937 г. начала выпускаться более усовершенствованная модель В-I bis с толщиной лобовых и бортовых листов 60 мм, литой башни - 56 мм. Масса танка увеличилась, что сказалось на подвижности машины. Всего было выпущено 400 танков. Аналогичной конструкции машину под индексом B-1fer французские танкостроители выпустили в 1940 г., при этом были учтены недостатки предшествующих моделей: увеличен до 5 человек состав экипажа, установлены более мощный двигатель и механизм горизонтального наведения 75-мм пушки. Было изготовлено 5 машин, и в дальнейшем в связи с капитуляцией Франции производство их было прекращено.


Советский тяжелый танк Т-35 образца 1935 года.

Идея строительства многобашенного танка была воплощена английскими конструкторами в тяжелом танке «Индепендент» в 1926 г. При использовании принципов французского проекта им удалось благодаря рациональной компоновке сделать машину лучше, компактнее, значительно увеличить сектор обстрела. Броня у «Индепендента» была тоньше, чем у французского 2С, но за счет этого удалось уменьшить его массу и, следовательно, увеличить до 30 км/ч скорость, что для того времени было хорошим показателем. Несмотря на то что машину не приняли на вооружение, создание ее заметно повлияло на дальнейшие разработки танков подобного класса.


Спешно готовилась к предстоящей войне Германия. В середине 1930-х гг. фирмы «Крупп» и «Рейн-металл» построили небольшую партию тяжелых трехбашенных танков NbFz. Была применена оригинальная схема размещения оружия. В центральной башне с круговым вращением разместили две спаренные пушки 75- и 37-мм калибров, две диагонально разнесенные башни во втором ярусе оснастили спаренными пулеметами, которые обеспечивали высокую плотность огня. Весила машина 35 т, т.е. была достаточно легкой и благодаря этому подвижной (скорость 35 км/ч), бронирование обеспечивало защиту от артиллерийского огня (в начале 1930-х гг. ни в одной армии не было противотанковой артиллерии).

Японский двухбашенный тяжелый танк «92», созданный в 1932 г., нес черты английской и немецкой конструкций и отличался мощным вооружением - в главной башне имелась 75-мм пушка, в меньшей башне, расположенной спереди слева - 47-мм. Характерной особенностью этой модели была пулеметная башенка, расположенная в кормовой части, за силовым отделением.


Видео: Советский тяжелый танк Т-35. Советские тяжелые танки времен Великой Отечественной войны.

В августе 1931 г. Совет Труда и Обороны СССР принял «большую танковую программу», в которой отмечалось, что достижения в области танкостроения создали прочные предпосылки для коренного изменения общей оперативно-технической доктрины по применению танков и созданию высших механизированных соединений, способных самостоятельно решать задачи как на поле сражения, так и на всей оперативной глубине современного боевого фронта.
В СССР работы по созданию тяжелых танков начались в конце 1930 г. Управлением моторизации и механизации Красной Армии был заключен договор с главным конструкторским бюро Орудийно-оружейно-пулеметного объединения о разработке проекта 50-тонного тяжелого танка прорыва, вооруженного двумя 76-мм пушками и пятью пулеметами. Машина получила обозначение Т-30, Но при отсутствии отечественного опыта создания техники проект такого класса реализовать не удалось. В 1932 г. работы были прекращены в силу несостоятельности Т-30 в качестве боевой машины.


Советский тяжелый танк Т-35 образца 1937 года.

В 1931 г. автотанкодизельным отделом Экономического управления ОГПУ (КБ, в котором работали заключенные конструкторы) разрабатывался еще один проект танка прорыва массой 75 т. Но как и Т-30, он имел много недостатков, не позволивших осуществить постройку такой машины.


Видео: Советский тяжелый танк Т-35. Советские тяжелые танки времен Великой Отечественной войны.

Весной 1930 г. из Германии в СССР прибыла группа специалистов, возглавляемая Э. Гротте. Из этой группы и молодых советских инженеров сформировали конструкторское бюро АВО-5, в котором разработали, построили и испытали в 1931 г. танкТГ-1. Вскоре от услуг немецких специалистов отказались, КБ АВО-5 реорганизовали. В его состав вошли конструкторы М.П. Зигель.Б.А. Андрыхевич, А.Б. Гаккель, Я.В. Обухов и другие. Возглавил КБ молодой инженер Н.В. Барыков.

От Управления моторизации и механизации РККА новому КБ было выдано задание к 1 августа 1932 г. создать новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ, которому присвоили индекс Т-35.

Этот танк создавался как боевая бронированная машина качественного усиления при прорывах сильно укрепленных полос. Выпуск его продолжался с 1933 по 1939 г.. но производство не было крупносерийным.

При создании Т-35 был учтен опыт проектирования танка ТГ. Сборку первого опытного образца Т-35-1 закончили 20 августа 1932 г.. и уже 1 сентября он был продемонстрирован представителям Управления моторизации и механизации РККА. Машина произвела на присутствующих сильное впечатление своим внушительным видом и, по мнению ряда специалистов, внешне напоминала английский пятибашенный танк «Индепендент» 1929 г. выпуска. Однако оснований считать, что он послужил прототипом для Т-35. нет. Архивных данных, подтверждающих интерес советской закупочной комиссии, находившейся в Англии в 1930 г.. к данному образцу, не имеется. По всей вероятности, как это часто бывает, советские конструкторы самостоятельно пришли к такой схеме как наиболее рациональной.
Предполагалось, что о главной башне Т-35-1 будут размотаться 76-мм танковая пушка повышенной мощности ПС-3 образца 1927 г. с круговым сектором обстрела {из-за отсутствия орудия it танке был смонтирован только его макет) и пулемет ДТ в шаровой установке О- В четырех малых башнях, аналогичных по конструкции, по диагонали располагались две 37-мм пушки ПС-2 образца 1932 г. и два пулемета ДТ. Еще один пулемет ДТ (курсовой) располагался и лобовом листе.


Советский тяжелый танк Т-35

С учетом опыта работы над танком ТГ-1 изготовили моторно-трансмиссионную группу, состоящую из карбюраторного двигателя М-6, главного фрикциона, коробки передач с шестернями шевронного зацепления и бортовых фрикционов. Управление последними осуществлялось посредством пневматической системы, что значительно облегчало процесс вождения машины массой 36 т. Осенью 1932 г.
Т-35-2 оснастили новым двигателем М-17, другой трансмиссией и коробкой передач, по личному указанию И.В. Сталина унифицировали главные башни. Изменению подверглась конструкция фальшборта, танк вооружили 76,2-мм пушкой ПС-3. Сборка была завершена весной 1933 г., и 1 мая он прошел во главе парада по Дворцовой площади Ленинграда.

Вскоре провели испытания машины, в ходе их выявили ряд недостатков в силовой установке, к тому же конструкция трансмиссии и пневмоуправления оказалась слишком сложной и дорогой. В результате было решено дальнейшие работы по Т-35-1 прекратить, опытный образец передать Ленинградским бронетанковым курсам усовершенствования командного состава для подготовки командиров.
В начале 1933 г. танковое производство ленинградского завода "Большевик"было преобразовано а самостоятельный завод № 174 им. К.Е. Ворошилова, и созданный особый конструкторский машиностроительный отдел завода (ОКМО) возглавил Н.В. Барыков (впоследствии видный конструктор танков, генерал-майор). ОКМО по существу стал первым конструкторским бюро по разработке отечественных конструкций танков, он занялся разработкой второго опытного образца танка Т-35-2, учтя недостатки первого Т-35-1.
Одновременно со сборкой Т-35-2. который рассматривался в качестве переходной модели к серийному образцу лишь п части трансмиссии, в ОКМО разрабатывались чертежи серийного Т-35.


Советский тяжелый танк Т-35.

ТАНК Т-35 1933 г. ВЫПУСКА

В мае 1933 г.. согласно постановлению Правительства СССР, производство серийного Т-35 было передано Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна. Ему передали всю рабочую документацию на Т-35А. а также доставили Т-35А, еще не прошедший испытания. Машина значительно отличалась от Т-35-1 и Т-35-2. Претерпели конструктивные изменения малые пулеметные башни, увеличились размеры средних башен с установленными в них 45-мм орудиями 20К. Изменилась форма корпуса и увеличилась его длина (до 10 м).

Иными словами, это уже была другая машина, что требовало ее доработки и обусловливало трудности при ее производстве Причастны были к выпуску Т-35 нескопько заводов: Ижорский выпускал бронекорпуса. Рыбинский - двигатели, «Красный Октябрь" - коробки передач. В июне они должны были поставить выпускаемую ими продукции на ХПЗ. Но произошло это лишь в августе.


Видео: Советский тяжелый танк Т-35. Советские тяжелые танки времен Великой Отечественной войны.

Окончательная сборка первого Т-35. который изготовлялся по узловому принципу (9 узлов), началась 18 октября, закончилась 1 ноября, а 7 ноября он участвовал в праздничном параде в Харькове - столице тогдашней Украины.

Как своим внешним видом, так и затратами Т-35 поражал воображение: за 525 тысяч рублей, в которые обошлись его разработка. строительство и эксплуатация, можно было построить 9 легких танков. По вооружению это был самый сильный танк в мире. Размещение в пяти башнях трех пушек и пяти пулеметов обеспечивало массированный круговой огонь, что было очень важно при действии танка в глубине обороны противника. Пушки устанавливались на цапфах, пулеметы - в шаровых установках. Механизм наведения пушек - с ручным приводом, механизм поворота центральной башни - червячного типа с электрическим и ручным приводами.

Советский тяжелый танк Т-35.

Ходовая часть машины состояла из гусеничной ленты цевочного зацепления, из шести опорных сдвоенных катков (на борт),
сгруппированных в три тележки, шести поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес. Тележки опорных катков были выполнены по типу подвески немецкого танка "Гросстрактор" фирмы -"Крупп", однако советские конструкторы сумели значительно улучшить принцип ее работы.

Ведущие колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса с винтовым механизмом натяжения. Подвеска - на каждом борту по четыре тележки, а каждой по два катка. Подрессоривание осуществлялось двумя спиральными пружинами.

Отделение управления располагалось в передней части и сообщалось с боевым через люк в перегородке. Двигатель жидкостного охлаждения располагался в кормовой части корпуса. Силовую передачу составляли: многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали), коробка передач, многодисковые бортовые фрикционы с ленточными тормозами, коробка отбора мощности на привод вентилятора и бортовые передачи с цилиндрическими шестернями.

Советский тяжелый танк Т-35.

Танки Т-35 образца 1933 г. изготовлялись в двух вариантах - линейные и командирские. На командирских
радиостанция устанавливалась в центральной башне, а антенна радиостанции, как и на других танках того времени, укреплялась на башне. В 1934 г. планировалось изготовить 10 машин Т-35. Освоение танка в производстве шло с большим трудом. Наряду с техническими и технологическими трудностями тормозили освоение производства и репрессии инженерно-технических работников, Но несмотря на это, 7 ноября о параде на Красной площади участвовало шесть новых Т-35.

ТАНК Т-35 1937 г. ВЫПУСКА

В 1937 г. была проведена модернизация Т-35. в результате чего надежность машины значительно возросла. Изменениям подверглись прежде всего коробка перемены передач, бортовые фрикционы, масляный бак, электрооборудование. Была изменена конструкция фальшборта, спроектированы и установлены специальные уплотнения, предотвращающие попадание внутрь танка воды. Убрали внутрь корпуса глушитель, выхлопные трубы, закрытые броне-кожухами, вывели наружу. В этом же году ХПЗ приступил к проектированию Т-35 с коническими башнями. Целью изменений было усиление броневой защиты за счет изменения формы башен и увеличения толщины броневых листов. Боевая масса машины возросла до 55 т.


Советский тяжелый танк Т-35.

Т-35 образца 1937 г. также выпускались линейные и командирские. На командирских в центральной башне устанавливалась радиостанция, снаружи - по-ручневая антенна. Но устранить многие конструкторские недостатки, присущие Т-35. не удалось. Несмотря на внушительные размеры, внутренние объемы были очень невелики. Боевые отделения не сообщались между собой и проникнут иэ одного в другое было невозможно. Весьма ограниченная обзорность, особенно с места механика-водителя, позволяла видеть местность лишь слева и впереди и го в ограниченных секторах. Выход из машины через верхние люки и из задниц башен был сильно затруднен и фактически для членов экипажа было большой проблемой покинуть поврежденную машину.

Оставляли желать лучшего и тяговые характеристики: танк мог преодолеть подъем только в 17 градусов, была для него препятствием и большая лужа. Военные отмечали низкую надежность его агрегатов, большая масса затрудняла движение, особенно по мостам. Четырехметровая высота его повышала уязвимость на поле боя. где он становился отличной мишенью, большого труда экипажу стоило взобраться на танк и занять по тревоге свои боевые места, поскольку надгусеничные полки располагались на двухметровой высоте 0
Вместо с тем. несмотря на все свои недостатки. Т-35 - уникальная боевая машина, единственный в мире серийный пятибашен-иый танк.
Всего за 1932-1939 гг. было изготовлено два варианта (Т-35-1 иТ-35-2) и 61 серийная машина.

До начала Великой Отечественной войны танки Т-35 в боевых действиях не участвовали. Первые серийные Т-35 поступили в 5-й тяжелый танковый полк резерва Главного командования, часть машин - в различные военные учебные заведения, где по специально разработанной АБТУ программе велось обучение танкистов.


Советский тяжелый танк Т-35.

В июне 1940 г. а Москве состоялось совещание, на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и снятии с вооружении старых образцов. Что касается Т-35, ряд специалистов высказались за то, чтобы переделать их в самоходные установки большой мощности, другие - передать их танковому полку Военной академии моторизации и механизации (ВАММ) и использовать для парадов. Действительно, если до 1935 г. тактические данные позволяли танку выполнять возложенные на него задачи, то в последующий период, с возрастанием мощи противотанковой артиллерии и при отсутствии резерва увеличения толщины брони машина уже морально устарела.

Решено было оставить на вооружении Т-35 до полного износа, и почти все машины оказались в 67-м и 68-м танковых полках 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа. 34-я танковая дивизия была сформирована в июле 1940 г.. и она единственная имела на вооружении тяжелые танки Т-35

21 июня 1941 г. в полках 8-й танковой дивизии, которые дислоцировались в Грудеке-Ягеллонском. юго-западнее Львова, объявили тревогу. Танки заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплектов, 22 июня в составе 6-й армии дивизия совершила марш в новый район сосредоточения, 24-го - еще один марш, а 25-го по приказу командующего Юго-западным фронтом начала выдвижение для участия в контрударе в районе г. Дубно. В первые три дня войны дивизия прошла более 500 км и потеряла по техническим причинам 50% материальной части. 26 июня дивизия атаковала 16-ю танковую дивизию немцев и продвинулась на 10 км в направлении населенного пункта Берестечко. В боевых действиях погибли считанные машины. Акты на списание боевых машин, сохранившиеся в архивах, свидетельствуют, что большинство танков Т-35 67-го и 68-го полков вышли из строя по техническим причинам. Четыре машины, которые находились в ремонте на ХПЗ, были срочно отремонтированы и переданы в войска. Две из них в составе танкового полка ВАММ принимали участие в боях под Москвой, однако подробностей об этом их боевом применении не сохранилось.


Советский тяжелый танк Т-35.

____________________________________________________________________________________
Источник данных: автор Архипова М.А. "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"


*
Все началось еще в двадцатых годах. Молодой Советский Союз отлично понимал, что просто так его в покое не оставят, и строил - в том числе танковые. Делать это приходилось практически с нуля. Имелись, конечно, иностранные танки, захваченные у белых, но они стремительно устаревали, поэтому требовалось создавать что-то свое.

Самым сильным оружием советских бронетанковых войск должен был стать, как тогда говорили, «позиционный танк» - то есть тяжелый. Требования к нему были такие: 60–70 тонн, способность проезжать через четырехметровый ров и ширина, позволяющая возить танк как по русским, так и по европейским железным дорогам. Комиссия тщательно присматривалась к сверхтяжелым танкам других стран - купить лицензию и наладить производство всегда проще, чем начинать полностью оригинальную разработку. Но достойный кандидат так и не нашелся.

Время шло, а по-настоящему грозного танка у Красной Армии все не появлялось. Тогда, в 1929 году, решили использовать Великую депрессию, резко понизившую уровень жизни в западных странах. Выписали из Германии группу немецких инженеров во главе с конструктором Эдвардом Гроте. Он-то и разработал сразу несколько танков - от 25 до 100 тонн. Они были хороши, особенно детально проработанный 25-тонник. Но у немцев никак не получалось добиться разумной стоимости единицы, необходимой для массового производства: 25-тонный танк Гроте обходился в 1,5 млн - как 25 легких Бт-2. Это было слишком!

Тогда было решено взять отечественных конструкторов, поднабравшихся опыта у того же Гроте, совместить этот опыт с изучением закупленных в конце 1929 года образцов зарубежных танков и создать свою тяжелую машину. Работы над ней и начались в августе 1932 года.

Облик гиганта

Танк получил индекс Т-35 - предполагалось, что он будет весить 35 тонн. Массу эту, однако, выдержать не удалось - на первых прототипах она уже составляла 38 тонн, затем скакнула до 42, а позже машина «поправилась» аж до 50. Это, впрочем, компенсировалось впечатляющей боевой мощью. Пять башен, 76-мм орудие (позже его поменяют на другое такого же калибра, как на танке Т-28), две 37-мм пушки (потом их заменят «сорокапятками») и четыре пулемета (позже - семь).

Интересным решением была и пневматическая система управления, сильно облегчавшая работу мехвода. С ней, правда, вышло не очень хорошо - она, конечно, обеспечивала рычагам столь желанную легкость, но постоянно капризничала и ломалась. Поэтому пошедший в серию танк ее был лишен. Результатом стала типичная для отечественных машин того времени «дубовость» управления. Но это была неизбежная плата за повышение надежности.

Позже, в 1935 году, танк попробуют серьезно улучшить. Во-первых, захотят создать вдвое более мощный дизель на 800 лошадиных сил. Во-вторых, начнут разработку системы управления огнем наподобие морской. Все-таки пять башен на двух ярусах стреляют слишком хаотично. Увы, ни одно из этих благих начинаний не будет осуществлено - у подрядчиков всегда будут находиться более важные заказы или создаваться препятствия непреодолимой силы.

Массовое производство

Собирать Т-35 решили на Харьковском паровозостроительном заводе. Первый серийный танк был готов 7 ноября 1933 года - аккурат к празднику. Правда, на заводе он приживался плохо - виной тому стала корректировка плана, спущенная сверху в 1934 году. Теперь харьковчане должны были делать 10 машин в год вместо 30. И, видимо, с руководством завода случилось нечто вроде эффекта обманутых ожиданий. По крайней мере, с этого времени Т-35 превратился из желанного ребенка в нелюбимого пасынка.

Доходило до того, что инспекторы из Москвы жаловались на директора завода, который «…всячески дискредитирует машину». Энтузиазм работников и ресурсы направлялись в другие проекты, что не могло не сказаться на темпах выпуска Т-35. Так, например, в 1935 году был начисто сорван 9-месячный план - из пяти предполагавшихся танков завод не сдал ни одного. Правда, тут еще прибавлялись проблемы со смежниками - мариупольский завод не смог поставить нужного количества брони, а рыбинский - двигатели.

Неудивительно, что за годы массового производства удалось построить всего 59 машин. Выпуск Т-35 был прекращен по итогам испанской гражданской войны. Выяснилось, что броня в 20–30 мм уже недостаточна против современной противотанковой артиллерии. Нашему герою пытались продлить жизнь, попробовав увеличить бронирование до 40–55 мм, но это начинание провалилось - вес гиганта при этом вырос бы до совсем уж неприличных величин.

Война

Первым и единственным конфликтом Т-35 стала Великая Отечественная. И тут, конечно, сошлись сразу несколько факторов. Во-первых, устаревание самого гиганта. Недостаточное бронирование плюс отсутствие резервов для модернизации делали его максимально уязвимым - при таких-то размерах! Во-вторых, сама кампания лета 1941 года сложилась для Советского Союза крайне неприятно - в таких условиях массово горели не только «тридцать пятые», но и и КВ.

Последний фактор резко увеличивал количество небоевых потерь. Хаос лихорадочных контрударов «наугад» в попытках хоть как-то среагировать, пока не стало поздно, приводил к длительным маршам. И техника неизбежно ломалась. Да и неопытная в больших войнах Красная армия уделяла неоправданно малое внимание обеспечению танковых войск. В результате к полю боя не подвозилось нужное количество запчастей, не были достаточно хорошо и полно организованы службы ремонта и эвакуации.

Поэтому многие Т-35 попросту бросали. Единственное, что могли сделать попавшие в такую ситуацию экипажи, - снять с танков легкое вооружение и оптику и закопать их в надежде вернуться за ними в скором времени, когда «наши погонят немцев обратно».

Те Т-35, что доезжали до боя, рано или поздно гибли под ударами превосходящих сил противника, но сопротивлялись достойно. Так, например, они участвовали в успешной контратаке под населенным пунктом Верба 29 июня 1941 года. Немцы были вынуждены временно отступить оттуда, причем Т-35 были приняты ими за гораздо более серьезные КВ. Что ж, не только нашим путать «Фердинанды» с любыми другими САУ с рубкой в задней части корпуса.

Несколько Т-35 сохранялись в частях Красной Армии и до битвы за Москву, но использовались там лишь в учебных или пропагандистских целях. Один захваченный немцами гигант был отправлен в Германию, где его какое-то время гоняли по полигону. Существует версия, что в 1945 году он успел поучаствовать в бою против наступающих советских войск, но споры о ее реалистичности ведутся до сих пор.

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.3 / 1.3 / 1.3 БР

10 человек Экипаж

195 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

30 / 20 / 20 корпуса

20 / 20 / 30 башни

Подвижность

52,0 тонн Масса

954 л/с 500 л/с Мощность двигателя

18 л.с/т 10 л.с/т удельная

29 км/ч вперёд
4 км/ч назад 27 км/ч вперёд
3 км/ч назад
Скорость

Вооружение

96 снарядов боезапас

4,0 / 5,2 сек перезарядка

5° / 25° УВН

226 снарядов боезапас

2,9 / 3,8 сек перезарядка

8° / 32° УВН

3 780 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

63 снарядов размер обоймы

600 выстрелов/мин скорострельность

2 520 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

63 снарядов размер обоймы

600 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Советский тяжелый танк Т-35 был подлинным символом мощи Красной армии в 1930-е годы.

Эти многобашенные боевые машины возглавляли колонны боевой техники на парадах на Красной площади в Москве и на Крещатике в Киеве. Более того, танк Т-35 изображался на множестве плакатов и открыток, также в стилизованном виде он присутствует на аверсе советской солдатской медали «За отвагу» - награды, вручаемой только за боевые заслуги.

Т-35 являлся единственным в мире пятибашенным танком, выпускаемым серийно, хотя и в очень ограниченном количестве. Назначением этого танка было качественное усиление других соединений РККА при прорыве сильно укрепленных линий обороны. Мощное вооружение: три пушки и пять пулеметов, размещенные в пяти башнях, обеспечивало «тридцать пятому» возможность ведения кругового огня как минимум из двух орудий и трех пулеметов.

В войну танки Т-35 приняли участие в боях на Западной Украине в первые, самые тяжелые месяцы войны. Известно, например, что четыре «тридцать пятых» использовались в обороне Харькова в октябре 1941 года. Все строевые Т-35 в этих боях были потеряны, причем не столько от огня противника, сколько по техническим причинам или исчерпанию топлива и боеприпасов.

До сегодняшнего дня сохранился единственный экземпляр Т-35, находящийся в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения в Кубинке и не так давно этот танк восстановили до ходового состояния.

Т-35 - премиумный тяжелый танк в советской линейке развития с БР 1.3 (АБ/РБ/СБ). Был введен в обновлении 1.43 .

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Бронирование у Т-35 для своего времени было вполне неплохим и могло противостоять снарядам существовавших на тот момент противотанковых орудий, чей калибр не превышал 40 мм. Лоб корпуса - 30 мм, ВЛД - 24 мм с наклоном в 77°, борта - 23 мм, корма - 20 мм. Правда, борта еще прикрыты фальшбортами защиты ходовой части, толщиной 11 мм а боковые стенки подбашенной коробки - 10 мм бронестенками инструментальных ящиков. Башни также не блещут толщиной бронирования. 76-мм башня по кругу бронирована 20-мм броней, маска и передняя часть - 20 м, 45-мм орудийная башня имеет по кругу толщину 25 мм и маску в 17 мм, пулеметная башня - 23 и 22 мм соответственно. Теоретически, броня такой толщины не должна представлять проблемы для «одноклассников». На практике же - пробивают её отнюдь не всегда.

Компоновка танка довольно плотная, но, как ни странно, уничтожение машины с одного попадания наблюдается крайне редко. Очень высокой для своего БР живучести сильно способствует огромный, по танковым меркам, экипаж в 10 человек и разнесение вооружения в самостоятельные башни.

Подвижность

Какими-то выдающимися скоростными характеристиками Т-35 похвастаться не может. Мощности М-17Т для столь увесистой (52 т) машины явно недостаточно. В АБ танк разгоняется до 29,8 км/ч, в РБ - до 28 км/ч, причем на разного рода неровностях и подъемах скорость теряется довольно быстро. Поворачивает танк настолько неохотно, что можно сказать - не может поворачивать вообще. И это стоит учитывать при выборе маршрута. Также надо отметить, что танк просто огромен по сравнению с остальными одноранговыми машинами и спрятать его за каким-нибудь укрытием весьма непросто.

К плюсам можно отнести то, что из-за изрядной длины корпуса, разного рода канавы и окопы машина преодолевает легко и свободно.

Вооружение

Главная особенность танка, выделяющая его из общего ряда - ассортимент и расположение вооружения. Эта же особенность стала одной из причин, по которым такие танки не получили дальнейшего развития. Управлять огнем пяти башен, расположенных в два яруса, одному командиру оказалось практически невозможно. Недостаточная обзорность не позволяла ему охватить все поле боя, поэтому командиры башен были вынуждены самостоятельно отыскивать и уничтожать цели. Для облегчения работы командира Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения («Остехбюро») получило задачу разработать систему управления огнем танка Т-35. Её изготовление должно было выполнить «Остехбюро», а монтаж и испытание планировалось провести в Харькове, на ХПЗ. Однако работа не была закончена.

Судя по описанию, система управления огнем Т-35 должна была состоять из танкового прибора управления артиллерийским огнем и морского дальномера.

Основное орудие

В качестве основного орудия на Т-35-1 устанавливалась 76-мм пушка ПС-3 конструкции Сячинтова, но её так и не смогли довести до серийного производства. Вместо нее на Т-35А и ранние Т-28 стали устанавливать 76-мм пушку КТ (которую в игре можно встретить на Т-26-4, например). Башня Т-35 ранних серий была унифицирована с башней Т-28 соответствующего периода. Башенная установка обеспечивает горизонтальное наведение орудия в диапазоне ±180° и вертикальное - -5/+25°. Скорость наведения по горизонтали составляет 33°/сек, по вертикали - 7,2°/сек. Затвор орудия поршневой, унифицированный с полковой пушкой обр. 1927 г., перезарядка орудия занимает порядка 4,3 сек. Боекомплект основного орудия составляет 96 выстрелов, из которых 22 снаряда лучше выгрузить, освободив тем самым верхние бортовые укладки. К орудию доступны следующие снаряды:

  • Ш : Ш-353 - 6,2 кг/85 г TNT, 381 м/с, бронепробитие по нормали - 27 мм на 10 м, 25/100, 21/500;
  • ОФ : ОФ-350М - 6,2 кг/710 г TNT, 387 м/с, фугасное бронепробитие - 11 мм вне зависимости от расстояния;
  • ББ : БР-350А - 6,3 кг/155 г TNT, 370 м/с, бронепробитие по нормали - 37 мм на 10 м, 37/100, 33/500, 30/1000.

Так как танк у нас является премиумным, весь ассортимент снарядов доступен изначально, в отличие от линейных Т-26-4. Поэтому шрапнель грузить не имеет смысла вообще - бронепробиваемость и заброневое действие у нее все равно хуже, нежели чем у каморного БР-350А. ОФ снаряд хорошо работает по небронированной технике и весьма посредственно - по технике, имеющей хотя бы легкое бронирование. Кинетического бронепробития для ОФ снаряда почему-то не завезли и осталось только фугасное побитие в 11 мм.

Дополнительное орудие

Вспомогательными орудиями Т-35 служат хорошо известные 45-мм пушки 20-К , установленные в двух диагонально расположенных малых башнях. Первоначально на Т-35-1 в малых башнях стояли 37-милллиметровые пушки Сячинтова ПС-2, но впоследствии на серийных танках малые башни были унифицированы с БТ-5. Башенные установки обеспечивают горизонтальное наведение орудий в диапазоне -50/+123° для передней башни и -48/+117° для задней. Углы вертикального наведения идентичны для обеих башен - -8/+32°. Скорость наведения по горизонтали составляет 22°/сек, по вертикали - 7,2°/сек. Затвор орудия клиновой, перезарядка орудия занимает порядка 3,2 сек. Боекомплект каждого орудия составляет 113 выстрелов. К орудиям доступны следующие снаряды:

  • ББ : БР-240СП - 1,43 кг, 757 м/с, бронепробитие по нормали - 73 мм на 10 м, 71/100, 62/500;
  • ББ : БР-240 - 1,43 кг/19 г A-IX-2 (29,2 г TNT), 760 м/с, бронепробитие по нормали - 69 мм на 10 м, 68/100, 59/500.

Основным назначением «сорокапяток» являлась борьба с бронетехникой, поэтому, в отличие от основного орудия, ОФ снарядов у них в боекомплекте не предусмотрено. Бронепробитие сплошного снаряда для этого БР представляется даже избыточным, так что стоит ли их брать - решать вам. Каморный снаряд вполне уверенно поражает всех оппонентов а наличие заряда приносит куда лучшее заброневое воздействие.

Пулемётное вооружение

7,62-мм пулеметы ДТ на Т-35 установлены в количестве пяти стволов. Один - в шаровой установке главной башни, два - в качестве спаренных в малых орудийных башнях и еще два - в малых пулеметных башнях. По кругу могут работать по крайней мере три из них, не оставляя непростреливаемых зон. Малые пулеметные башни обеспечивают наведение по горизонтали -10/130° для передней башни и -20/140° для задней башни. Скорость наведения - 37°/сек. Боекомплект каждого пулемета составляет 1260 патронов в магазинах по 63 патрона с непрокачиваемой набивкой БЗ-БЗТ .

Применение в бою

Собственно, приемы применения танка в бою напрямую следуют из его характеристик. Очень живучий танк с мощным и разнообразным вооружением и посредственными скоростью и маневренностью. Следовательно, выбираем направление главного удара и продавливаем его, поддерживая атаку своих сокомандников. Что касается вооружения. Для успешного боя на Т-35 предстоит освоить сильное колдунство под названием «стрельба из многобашенного танка» . Можно, конечно, стрелять из главного и вспомогательного орудия дуплетом - накоротке этот метод стрельбы приносит замечательные результаты в виде «выстрел-труп», но на расстоянии вступают в силу серьезные отличия в баллистике основного и вспомогательных орудий и один снаряд практически наверняка окажется потраченным впустую. Ну и параллельно с освоением раздельной стрельбы слова о том, что командиру Т-35 было трудно управлять огнем стольких орудий и пулеметов станут как никогда понятными.

Достоинства и недостатки

В общем и целом имеем тяжелый танк, на своем БР вполне отвечающий своему назначению - поддерживать атаку более легких собратьев на наиболее важном направлении. В силу низких скорости и маневренности, быстрый бросок на другой фланг для Т-35 неисполним ни при каких условиях, так что продумывайте траекторию движения в бою заранее.

Достоинства:

  • Хорошая живучесть;
  • Мощное и разнообразное вооружение;
  • Большой экипаж;
  • Возможность раздельной стрельбы из главного и вспомогательных орудий.

Недостатки:

  • Низкая скорость и маневренность;
  • Большие размеры;
  • Сложность управления вооружением.

Историческая справка

С танком Т-35 связаны две легенды. Одна из них гласит, что Т-35 скопировали с английского «Индепендента» , вторая - что его разработала группа немецких инженеров под руководством Эдварда Гротте, которая некоторое время работала в СССР и занималась тяжелыми танками. И та и другая легенды довольно далеки от истины. На самом деле, отправной точкой к возникновению Т-35 послужил доклад «Об организации работ в области танкостроения», сделанный 8 октября 1924 года на заседании руководства ГУВП (Главного управления военной промышленности). В нем рассматривались перспективные типы танков, как то: маневренные , сопровождения и позиционные . Если с маневренными (в последствии - быстроходными) танками и танками сопровождения пехоты было все более-менее понятно, то по поводу позиционных было сказано буквально следующее:

Нельзя не признать, что при всех соображениях в пользу широкого маневра будущего столкновения Красной Армии нельзя не считаться с возможностью необходимости преодоления заблаговременно или вообще в течение длительного времени укрепленных позиций, при каковом случае мощность танков маневренного типа окажется недостаточной. Ввиду этого намечается необходимость в третьем типе тяжелого мощного танка, способного к преодолению препятствий, встречающихся в войне позиционного характера. Подобного рода танк может представлять из себя только специальное средство, придаваемое войскам при преодолении сильно укрепленных позиций (танк прорыва). Снабжение Красной Армии такого рода танками представляет собой задачу второго порядка. Подобного рода танк тяжелого типа в дальнейшем именуется позиционным (тяжелым).

То есть каким быть этому самому тяжелому танку - ясного представления не было, да и задача по его созданию представлялась явно второочередной, но более простой она от этого не стала. Дело еще и в том, что собственной школы танкостроения не было ни в РИ ни в СССР, все предстояло начинать с чистого листа. Именно поэтому была приглашена для работы группа Гротте. Результатом работы группы Гротте стал танк ТГ , который по ряду параметров для производства не подошел, но его проектирование дало необходимый начальный опыт советским конструкторам, работавшим с немцами. Что же касается «Индепендента», то на самом деле с «Виккерсом» велись переговоры не о его покупке а о разработке тяжелого танка по советскому ТЗ от 1929 года. Но - не сложилось.

И вот, в ноябре 1930 года в Главном конструкторском бюро (ГКБ) Орудийно-оружейно-пулеметного объединения началась разработка тяжелого танка на основе разработанных УММ РККА тактико-технических требований. Работы затянулись, созданный к концу 1931 года проект многобашенного танка Т-30 был забракован. За ним последовала разработка танков Т-32 и, параллельно, - средних ТА-1, ТА-2 и ТА-3. Ни один не дошел даже до опытного образца. После отъезда группы Гроте КБ реорганизовали. В его состав дополнительно включили отечественных конструкторов М. Зигеля, Б. Андрыхевича, А. Гаккеля, Я. Обухова и других. Возглавил новое КБ Николай Барыков, в свое время работавший у Э. Гроте заместителем. Новое конструкторское бюро получило от УММ РККА задание «к 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Работы по проектированию новой машины, которая должна была иметь массу 35 тонн, ходовую часть и «силовой агрегат» по типу ТГ, вооружение и компоновку - по типу проекта Т-32, разработанного Н. Барыковым и М. Зигелем, начались в ноябре 1931 года. Вскоре танку присвоили индекс - Т-35.

Сборку первого прототипа, получившего обозначение Т-35-1, на ленинградском заводе «Большевик» закончили 20 августа 1932 года. 1 сентября танк был показан представителям УММ РККА во главе с Г. Бокисом, на которых произвел сильное впечатление. В итоге танк вобрал в себя множество черт предыдущих проектов. По типу «Индепендент» было скомпоновано вооружение, от ТГ была взята трансмиссия, на конструкцию ходовой части оказал большое влияние немецкий «Гросстрактор» фирмы «Крупп», который за год до этого испытывался на полигоне школы «Кама» под Казанью и был доступен для изучения советскими военными специалистами. По результатам полевых испытаний стало ясно, что для серийного производства конструкция трансмиссии и пневмоуправления является слишком сложной и дорогой. Поэтому вполне понятно, что главное внимание при проектировании улучшенного варианта Т-35-2, которое началось в ноябре того же года обращали на всемерное упрощение и удешевление образца. Т-35-2 получил новый двигатель – М-17, другую трансмиссию и коробку передач, в большой башне цилиндрической формы смонтировали пушку ПС-3 с прогрессивной нарезкой. В остальном же Т-35-2 практически не отличался от своего предшественника, если не считать измененной конструкции фальшборта.

В то время, когда шла сборка опытного образца Т-35-2, в КБ заканчивали работы над проектом танка Т-35А, который должен был выпускаться серийно. Причем Т-35-2 рассматривался лишь как «переходный, идентичный в части трансмиссии серийному образцу». По силовой установке, ходовой части и трансмиссии новая машина была подобна Т-35-2, но имела удлиненный корпус измененной конструкции, усиленную на одну тележку ходовую часть, малые пулеметные башни новой конструкции, средние башни увеличенного размера с 45-мм орудиями и измененную форму корпуса. В соответствии с постановлением Правительства СССР в мае 1933 года серийное производство Т-35 передавалось на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ). Туда в начале июня 1933 года в срочном порядке отправили еще не прошедшую испытаний машину Т-35-2 и всю рабочую документацию по Т-35А. Помимо ХПЗ в кооперации были задействованы еще несколько заводов, в том числе Ижорский (бронекорпуса), «Красный Октябрь» (коробки передач), Рыбинский (двигатели), Ярославский (обрезинка катков, сальники и т. д.).

Производство Т-35 шло трудно и медленно. Завод сдавал по несколько танков в год, что не очень удивительно, так как машина получилась, даже после всех упрощений, сложной и дорогой. Достаточно сказать, что Т-35А обходился государству в 525 тыс. рублей (за эти же деньги можно было построить девять легких танков БТ-5). Параллельно с выпуском танков Т-35, завод вел работу по совершенствованию его конструкции и повышению надежности работы узлов и агрегатов. При этом приоритетным считались работы по силовой установке танка. Двигатель М-17Т, который ставился на «тридцать пятый», являлся вариантом авиационного двигателя М-17. На «танковом» варианте свечи переместили внутрь развала цилиндров, а для увеличения ресурса двигателя у него уменьшили число оборотов, в результате максимальная мощность снизилась до 500 л.с. Установленный на 14-тонном БТ-7 двигатель М-17 обеспечивал танку очень высокие динамические характеристики, но для 50-тонного Т-35 «движок» оказался слабоват. Он часто не «тянул» тяжелую машину, сильно перегревался. Несколько раз поднимался вопрос об изготовлении Т-35Б - машины с установкой двигателя М-34 мощностью 750 л.с., однако дальше проекта дело не пошло, хотя упоминания о Т-35Б встречаются в документах и переписке за 1936 год. Кроме того, на одном танке в опытном порядке установили дизель БД-2.

Всего к началу войны с учетом опытных Т-35-1 и Т-35-2 было выпущено всего 59 танков всех модификаций. В РККА числилось 48 танков Т-35, состоявших на вооружении 67-го и 68-го танковых полков 34-й танковой дивизии Киевского ОВО. Остальные находились в распоряжении военных учебных заведений и в ремонте (2 танка - ВАММ, 4 - 2-е Саратовское БТУ, 5 - в ремонте на заводе № 183). Кроме того, Т-35-2 находился, как экспонат, в БТ музее в Кубинке, а Т-35-1 был списан в 1936 году. Все строевые танки были потеряны в первые месяцы войны, один был захвачен немцами и перевезен на полигон в Куммерсдорфе, причем есть упоминания, что в 1945 году он принял участие в боевых действиях. Вместе с тем, существуют также фотографии этого танка, сделанные нашими бойцами в 1945 году в районе Цоссена и, судя по отсутствию гусениц, машина к тому моменту была давно не на ходу.

Медиа

    Проекции Т-35

    Танк Т-35 (№0183-5) преодолевает брод. Июнь 1936 года

    Танки Т-35 проходят по Красной площади. 1 мая 1937 года. Скорее всего, машина выпуска конца 1936 года.

    Танк Т-35 из состава учебного танкового полка Военной академии механизации и моторизации имени И. В. Сталина. 1940 год

    Красная армия - гордость народа! Плакат 1937 года.

    Медаль «За отвагу», 1942 г.

    Плакат «Вперед, на запад!», судя по наличию знамени Сумской дивизии - издан плакат после сентября 1943 г.

    Т-35 на фризе Дома Советов, Санкт-Петербург

    Танк Т-35 с коническими башнями и наклонной подбашенной коробкой. Москва, 1940

Несмотря на молодой возраст, история танкостроения необычайно богата и увлекательна. Танки появились на поле боя всего лишь сто лет назад, но развития этого вида боевой техники было стремительным, танк можно смело назвать главным военным изобретением прошлого столетия. Только в конце XX века их значимость на поле боя стала уменьшаться.

За время своей короткой, но весьма бурной истории танк изменился до неузнаваемости: другим стало его вооружение, средства защиты, изменилась тактика использования на поле боя. Современная боевая машина также напоминает танк Первой мировой войны, как первый самолет, сделанный братьями Райт, похож на истребитель последнего поколения. Это стало возможным благодаря труду тысяч оружейных конструкторов разных времен и национальностей.

С самого начала танковой эры каждая уважающая себя страна стремилась создать бронированные полчища побольше и укомплектовать их наиболее грозной техникой. Денег на это не жалели и не слишком ограничивали полет конструкторской фантазии. В результате на свет появлялись машины с совершенно причудливым внешним видом и характеристиками. Подавляющая часть из них так и осталась на бумаге или в виде опытных образцов.

Поэтому особенно интересна судьба необычных танков, которые не только пошли в серию, но даже успели повоевать. Одной из таких машин был советский тяжелый пятибашенный танк Т-35. Его создали в начале 30-х годов, он имел несколько модификаций и успел принять участие в первых сражениях Великой Отечественной войны . В историю тяжелый танк Т-35 вошел как серийный танк с наибольшим количеством башен.

Но дело не только в количестве башен, Т-35 – это настоящий символ могущества СССР и мощи его вооруженных сил. Без этого танка не обходился ни один из центральных парадов. Когда этот сталинский «дредноут» проезжал по брусчатке Красной площади, всем сразу становилось понятно, что «броня действительно крепка».

Если уж говорить о символизме, то следует сказать, что на одной из наиболее почитаемых советских медалей «За отвагу» изображен именно танк Т-35.

История создания

Создание многобашенных танков отнюдь не являлось отличительной чертой советского танкостроения или отображением гигантомании, присущей СССР. Сразу после окончания Первой мировой войны установка на танках нескольких башен считалась привычным делом и полностью соответствовала военной доктрине того времени.

В танковых классификациях практически всех крупных стран того времени существовали тяжелые танки, задачей которых был прорыв сильно укрепленных оборонительных линий противника. Подобные машины должны были иметь мощную защиту (в идеале противоснарядную) и мощное вооружение, они должны были непосредственно сопровождать пехоту во время атаки на вражеские позиции и методично подавлять огневые точки неприятеля.

В классификации, что была принята в СССР до войны, существовало целых два типа тяжелых танков, первый из которых должен был прорывать «сильно укрепленные оборонительные полосы», а в задачу второго входило преодоление особо сильных вражеских укреплений. Именно ко второму типу машин и относился Т-35.

Экипаж Т-35-1 состоял из десяти человек, машина имела двигатель в 500 л. с., что позволял ей развивать скорость до 28 км/ч. Максимальная толщина брони достигала 40 мм, а запас хода равнялся 150 км.

В 1933 году была сделана следующая модификация танка – Т-35-2, он даже успел поучаствовать в параде на Красной площади. Однако уже в этот момент конструкторы разрабатывали Т-35А – новый танк, который и должен был пойти в серийное производство. Эта машина сильно отличалась от своих предшественников: была изменена длина и форма корпуса, на танк были установлены башни другой конструкции и размеров, подверглась доработке и ходовая часть танка. По сути, это уже была совершенно новая машина.

В 1933 году Т-35А был принят на вооружение. Производство наладили на Харьковском паровозном заводе. В 1934 году тяжелый танк Т-35 начал поступать в войска.

Всего было выпущено 59 единиц этой машины.

В танк непрерывно вносили разнообразные изменения и улучшения. Была увеличена толщина брони, повышена мощность силовой установки, башни приобрели коническую форму. Масса танка возросла, у поздних образцов она составляла 55 тонн.

Использование Т-35

Т-35 не использовали ни в одном из конфликтов 30-х годов, в которых принимал участие СССР. Пятибашенные гиганты не были замечены ни в советско-польской войне, ни в конфликтах на Дальнем Востоке, ни в финской кампании. При этом в Зимней войне СССР применял тяжелые танки, там обкатывались СМК, Т-100, КВ – тяжелые машины нового поколения, которые должны были сменить Т-35. Очевидно, что руководство РККА прекрасно понимало реальные возможности Т-35 и именно поэтому держало его подальше от фронта.

Т-35 можно назвать главным «церемониальным» танком 30-х годов: ни один из парадов на Красной площади или Крещатике не обходился без показа этих исполинов.

«Понюхать пороху» этим танкам пришлось в самом начале Великой Отечественной войны. Большая часть этих машин находилась в подразделениях, расположенных на самой западной границе, в районе Львова. Т-35 участвовали в приграничном сражении, и большая часть из них была брошена своими экипажами.

Танк показал крайне низкие боевые качества, но еще хуже дела обстояли с надежностью машины. Только семь танков было потеряно непосредственно во время боевых действий, тридцать пять машин попросту сломались и были брошены или уничтожены экипажами.

Еще несколько машин (по одной информации пять) принимали участие в обороне Харькова в 1941 году, но информации об их боевом использовании нет. Два последних Т-35 участвовали в обороне Москвы.

Первые дни войны стали для Т-35 настоящим «звездным часом». Немцы обожали делать фотографии на фоне поверженных русских гигантов. Несмотря на сравнительно небольшое количество этих танков, число фотографий немецких солдат на фоне подбитых или брошенных Т-35 просто зашкаливает.

Интересна судьба двух советских Т-35, которые в исправном виде были захвачены гитлеровцами в начале войны. Один танк попал на полигон Кумерсдорф, где использовался в качестве мишени, а другой всю войну простоял на полигоне Цоссен. Немцы применили его в ходе битвы за Берлин, но вскоре он был подбит бойцами Красной Армии из трофейного фаустпатрона .

Сегодня последний образец этой уникальной машины находится в Кубинке.

Описание конструкции

Т-35 имеет классическую компоновку, с расположением силовой установки в задней части корпуса. Это пятибашенная машина, которая имеет два яруса расположения вооружения. Корпус разделен на пять отсеков: отделение передних башен с местом механика-водителя, отделение главных башен, задних башен, а также моторное отделение и отсек трансмиссии.

Корпус танка – сварной, есть и элементы, закрепленные с помощью заклепок.

На крыше переднего отделения были установлены две башни: пулеметная и орудийная. Первую занимал пулеметчик, а во второй башне размещался наводчик и заряжающий.

Главная башня танка была полностью идентична башне Т-28, что существенно удешевляло ее изготовление и упрощало обслуживание. Башня оснащена подвесным полом для удобства работы танкистов.

Малые пулеметные башни полностью идентичны аналогичным башням танка Т-28, а средние орудийные – башням танка БТ-5.

На Т-35 был установлен четырехтактный бензиновый авиационный двигатель М-17, который имел мощность 500 л. с.

Коробка передач обеспечивала четыре скорости при движении вперед и одну назад.

Ходовая часть состояла из восьми (по каждой стороне) обрезиненных опорных катков, шести поддерживающих катков, задние колеса были ведущими. Подвеска танка – блокированная, в тележке устанавливалось по два катка, две спиральные пружины обеспечивали подпружинивание.

Ходовая часть танка была закрыта бронированным фальшбортом, состоящим из нескольких броневых плит.

Основной задачей Т-35 являлась поддержка пехоты при прорыве линий обороны противника, он должен был заниматься уничтожением фортификационных укреплений неприятеля.

По задумке конструкторов для поражения фор­ти­фи­ка­ци­он­ных со­ору­же­ний должна была использоваться 76-мм пушка, расположенная в главной башне, а для целей попроще предназначалось 45-мм орудия.

Вспомогательное вооружение танка состояло из шести 7,62-мм пулемётов ДТ, которые могли вести круговой огонь. В каждой орудийной башне был спаренный с пушкой пулемет. Кроме того, ДТ были установлены в пулеметных башенках, а также в кормовой части главной башни. На последних модификациях танка также был предусмотрен зенитный пулемет, который устанавливался на люке наводчика главной башни.

Средства наблюдения Т-35 представляли собой обычные смотровые щели, закрытые бронестеклом, командир танка и командиры танковых башен имели перископические панорамные прицельные приспособления.

В зависимости от серии танка количество экипажа могло варьироваться от 9 до 11 человек. В главной башне танка располагалось три человека: командир танка, радист (заряжающий) и пулеметчик. В каждой из малых орудийных башен находились наводчик и пулемётчик. В каждой из пулеметных башен располагался один стрелок.

Отсек главной башни был отделен от остального объема машины, передние и задние отделения соединялись между собой. Между передними отсеками находилось место механика-водителя, который имел крайне ограниченный обзор.

Оценка машины и сравнение ее с зарубежными аналогами

В предвоенный период Т-35 превосходил по своей огневой мощи любые иностранные боевые машины. Этот танк, вооруженный тремя орудиями и несколькими пулеметами, мог создать вокруг себя настоящее море огня.

Однако маломощная силовая установка и низкая надежность двигателя, ходовой части, множество других технических дефектов делали его малопригодным для использования в реальных боевых условиях. Длительный марш, что совершили Т-35 в составе 34-й танковой дивизии летом 1941 года, оказался фатальным для этих монстров.

Многобашенная компоновка танка чрезмерно усложняла его конструкцию, увеличивала его массу и делала невозможным усиление бронирования. Громоздкие размеры Т-35 делали его прекрасной мишенью как для танков, так и для противотанковой артиллерии противника. В бою скорость Т-35 не превышала 10 км/ч.

Были и другие проблемы: командир танка должен был выполнять работу наводчика главного орудия, что мешало ему командовать машиной в бою.

Уже перед началом Второй мировой войны стало понятно, что двигатель является таким же важным оружием танка, как и его пушка. Именно от маневренности и скорости зависела эффективность использования этого вида бронетехники.

Многобашенная компоновка стала тупиковой ветвью развития танков, Т-35 можно смело назвать ее символом. Этот танк тяжело сравнивать с зарубежными аналогами, ибо серийных танков, имевших целых пять башен, не существует. Эти сухопутные дредноуты обычно делали в единичных экземплярах и, как правило, они в боях не участвовали.

Технические характеристики

Основные характеристики
Боевая масса, т 50 (54)
Экипаж, чел 10
Габариты, мм:
Длина 9720
Ширина 3200
Высота 3430 (3740)
Клиренс 530 (570)
Толщина брони, мм:
нижний наклонный лист 20
передний наклонный лист 50 (70)
верхний наклонный лист 20
лобовой лист 20
борта корпуса, подбашенная коробка 20 (25)
фальшборт защиты подвески 10
корма корпуса 20
крыша корпуса 10
Днище 10-20
борт большой башни 20 (25)
крыша большой башни 15
борт средней башни 20
крыша средней башни 10
борт малой башни 20
крыша малой башни 10
Удельное давление, кгс/см.кв. 0,78 (0,64)
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 28,9
по проселку 14
Запас хода, км:
по шоссе 100 (120)
по проселку 80-90
Емкость топливных баков, л 910
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град 20
вертикальная стенка, м 1,2
глубина брода, м 1 (1,7)
ров, м 3,5
толщина сваливаемого дерева, см до 80

Видео о Т-35

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Т-35 в Бронетанковом музее в Кубинке

Т-35 – это тяжелый многобашенный советский танк, разработанный в 1931-1932 году. Стал первым серийным танком в СССР и выступал как символ мощи советской власти. Единственный в мире серийный танк с пятью башнями.

История создания

Вместе с доработкой Т-35-1 параллельно велась разработка Т-35А с удлиненной ходовой частью, малыми пулеметными башнями, увеличенными средними башнями и измененным корпусом. Именно Т-35А в итоге стал основой для серийного Т-35.

Производство одного Т-35 стоило 525 тысяч рублей – в девять раз больше, чем производство легкого БТ-5.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация — тяжёлый танк/танк прорыва;
  • Боевая масса – 50 т;
  • Компоновочная схема — пятибашенная, классическая;
  • Экипаж – 11 человек;
  • Количество выпущенных – 61 штука, два опытных образца.

Размеры

  • Длина корпуса – 9720 м;
  • Ширина корпуса – 3200 м;
  • Высота – 3430 м;
  • Клиренс – 530 м.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса – 30 мм;
  • Лоб корпуса (верх) – 50 мм;
  • Лоб корпуса (середина),) – 20 мм;
  • Лоб корпуса (низ) – 20 мм;
  • Борт корпуса – 20 мм;
  • Борт корпуса (верх) – 20 мм;
  • Борт корпуса (низ) — 20 + 10 мм (фальшборт);
  • Корма корпуса – 20 мм;
  • Днище – 10-20 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 15 мм;
  • Борт башни – 20 мм;
  • Корма башни – 20 мм;
  • Крыша башни – 10-15 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 1 × 76,2-мм КТ-28, 2 × 45-мм 20К;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола, калибров — 16,5 для КТ-28, 46 для 20К
  • Боекомплект пушки — 96 для КТ-28, 226 для 20К;
  • Углы ВН: −5…+25 градусов для КТ-28, −8…+32 градусов для 20К;
  • Углы ГН: 360 градусов для КТ-28, 191 градус для носовой 20К, 184 градуса для кормовой 20К
  • Прицелы — ПТ-1 обр. 1932 г., ТОП обр. 1930 г.;
  • Пулемёты — 6-7 × 7,62-мм ДТ, 10080 патронов.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Л;
  • Мощность двигателя – 500 л.с.;
  • Скорость по шоссе — 28,9 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 14 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 100 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 80-90 км;
  • Удельная мощность – 10 л.с./т;
  • Тип подвески — сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах;
  • Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 20 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 1,2 м;
  • Преодолеваемый ров – 3,5 м;
  • Преодолеваемый брод – 1 м.

Машины на базе Т-35

  • СУ-14 – экспериментальная САУ. Отличалась от Т-35 тем, что вместо башен на нее ставилась просторная рубка с 203-мм гаубицей. После ряда модернизаций САУ получила название СУ-14-2;
  • СУ-14-1 – экспериментальная САУ, технически близкая к СУ-14. После доработки стала называться СУ-14-Бр2;
  • Т-112 – опытный средний танк на базе Т-28 с подвеской от Т-35. Остался на стадии чертежей.

Боевое применение

С 1933 года Т-35 обязательно участвовал в парадах в Москве и Киеве из-за своего весьма внушительного вида. До самого начала Великой Отечественной войны его использовали только для парадов и войсковых маневров – в боях танк не участвовал.

К началу войны в составе Красной армии находилось 48 Т-35. Большинство из них оказалось потеряно уже в первые дни боев, причем только 7 машин потеряли в бою – остальные вышли из строя самостоятельно, из-за неисправностей.

Последний раз Т-35 применяли в битве под Москвой.

В самом начале войны один Т-35 был захвачен немецкими войсками. Его точная судьба неизвестна, хотя возможно именно этот Т-35 применялся вермахтом в ходе обороны Берлина.

В свое время по огневой мощи Т-35 был самым сильным танком в мире. Однако были у него и недостатки – из-за огромных размеров и медленной скорости танк был очень легкой мишенью для артиллерии. Кроме того, танк был сложен в управлении. Именно из-за этого его постепенно перестали использовать, бросив все силы на производство более удачных и универсальных КВ.

Память о танке

Единственный сохранившийся Т-35 сегодня выставлен в Бронетанковом музее в Кубинке. Также Т-35 можно увидеть на фризе на фасаде петербургского Дома Советов.

Танк Т-35 до сих пор находится на российской медали «За Отвагу».

Фотографии танка

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»