Потомок убийцы михаила лермонтова уверен, что у предка не было другого выхода. Лермонтов и Мартынов — «противостояние гения и пошляка, храбреца и труса Поэт был убит на дуэли мартыновым в

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:


Могила без креста
«С свинцом в груди лежал недвижным я», «кровавая еще дымилась рана, по капле кровь точилася моя» — эти стихи Лермонтов написал приблизительно за месяц до роковой дуэли.
Про дуэль Лермонтова с Мартыновым на протяжении 30-ти лет писать запрещалось. Потом были написаны много томов исследований, но по сей день о ней по сути ничего в точно не известно! Неизвестно, например, точное место дуэли, хотя и установили условный памятный знак. Не ясно и место первого захоронения поэта в некрополе старого Пятигорского кладбища — при изъятии гроба для перевозки в Тарханы могилу вместе с надгробием засыпали, сохранился только ее рисунок, который был сделан приятелем поэта Арнольди. Сбылось еще одно пророчество Михаила Юрьевича Лермонтова — о его будущей «кровавой могиле, без молитвы, без креста»…
1841 год, 27 (15) июля — состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым, вблизи горы Машук на Кавказе, в седьмом часу вечера.
Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли (с 10-ти шагов, почти в упор, поэт умер мгновенно), произошедшей из-за пустякового по сегодняшним понятиям повода. Убил Лермонтова на дуэли его бывший товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. О ссоре поэта и Мартынова, закончившейся дуэлью, очевидцы говорили разное, однако все сходятся в том, что Мартынов был возмущен остротой поэта, пущенной в его адрес. Увы, но у понятия честь в XIX столетии были и свои негативные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни.
Как проходила дуэль, и смерть Лермонтова полней и точней всех описал секундант поэта князь Александр Васильчиков.
Рассказ очевидца
Причина дуэли
«Как-то на одном из вечеров у генеральши Верзилиной Лермонтов в присутствии дам отпустил какую-то новую шутку, более или менее острую, над Мартыновым. Что было сказано, мы не смогли расслышать; знаю лишь, что, выходя из дому на улицу, Мартынов подойдя к Лермонтову сказал ему очень тихим и ровным голосом по-французски; «Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах»,- на что Михаил таким же спокойным тоном ответил: «А если не любите, то потребуйте у меня удовлетворения».
Более ничего тем вечером и в последующие дни, до дуэли, между ними не было, в крайнем случае нам, Столыпину, Глебову (другим секундантам) и мне, неизвестно, и мы посчитали эту ссору столь ничтожной и мелочной, что до последнего были уверены, что она закончится примирением.

Попытки примирения
Тем не менее все мы, и особенно М.П. Глебов, который соединял с отважною храбростью самое любезное и сердечное добродушие и пользовался одинаковым уважением и дружбой обоих противников, все мы, говорю, истощили за три дня наши миролюбивые усилия без всякого успеха. И хоть формальный вызов на дуэль и последовал от Мартынова, но любой согласится, что вышеприведенные слова Михаила «потребуйте от меня удовлетворения» заключали в себе уже косвенное приглашение на вызов, и потом оставалось решить, кто из двух был зачинщиком и кому перед кем следовало сделать первый шаг к примирению.
На этом разрушились все наши усилия; трехдневная отсрочка не привела ни к чему, и 15 июля часов в 6-7 вечера мы поехали на роковую встречу; но и тут в последнюю минуту мы, и, я думаю, сам Лермонтов, были уверены, что дуэль закончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники пожмут руки и поедут… ужинать.
Когда мы выехали на гору Машук (близ Пятигорска) и выбрали место по тропинке, которая вела в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.
Дуэль. Как все происходило
Мы отмерили с Глебовым 30 шагов; последний барьер поставили на 10-ти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на 10 шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов дал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: «Сходись!»

Роковой выстрел
Лермонтов остался стоять неподвижно и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В ту минуту, и в последний раз, я посмотрел на него и никогда не забуду то спокойное, почти веселое выражение, игравшее на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрым шагом подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, словно его скосило на месте, не делая движений ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обычно делают люди раненые или ушибленные.
Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом — сочилась кровь, пулей были пробиты сердце и легкие.
Хоть признаки жизни уже видимо исчезли, но мы решили позвать доктора. По предварительному нашему приглашению поприсутствовать на дуэли, доктора к которым мы обратились, все наотрез отказались. Я поскакал верхом в Пятигорск, заезжал к двум докторам, но подучил такой же ответ, что на место поединка по случаю дурной погоды (лил проливной дождь) они ехать не могут, а приедут на квартиру, когда туда будет привезен раненый.
Смерть Лермонтова
Когда я вернулся, Лермонтов уже мертвый лежал на том же месте, где упал; около него Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов отправился прямо к коменданту объявить о дуэли. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась жуткой грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу.
Столыпин и Глебов отправились в Пятигорск, чтобы распорядиться перевозкой тела, а меня с Трубецким оставили с убитым. Как сейчас, помню странный эпизод этого рокового вечера; наше сиденье в доле при трупе Михаила продолжалось очень долго, потому что извозчики, следуя примеру храбрости докторов, также отказались один за другим ехать для перевозки тела убитого. Наступила ночь, ливень не прекращался…
Вдруг мы услыхали дальний топот лошадей по той же тропинке, где лежал убитый, и, чтобы оттащить его в сторону, хотели его приподнять, как обычно случается, спертый воздух выступил из груди, но с таким звуком, что нам показалось, что это живой и болезный вздох, и мы несколько минут были уверены, что Лермонтов еще живой».
Кто убил Лермонтова на дуэли?
Вопросы остаются
Давая показания секунданты преднамеренно увеличили между стрелявшими расстояние до 15-ти шагов. Кроме этого, от следствия ими был скрыт тот факт, что еще до начала дуэли намерение Михаила Юрьевича не стрелять в противника было очевидным. Он сам сказал об этом.
И, как и говорил, выстрелил в воздух первым. Он так и стоял с поднятой вверх рукой, когда был сражен пулей. И самым главным является то, что они не сказали, что Мартынов выстрелил после счета три. Что говорило о завершении дуэли. Ими были скрыты и особые условия дуэли, которые для ничтожной ссоры были очень жестоки. Стреляться из трех попыток, а в случае промахов возможность вызвать к барьеру заново. Обо всем этом станет известно гораздо позднее. Как и то, что секундантов было не 2, а 4.
Ревность императора?
При дворе своенравного поэта терпели с трудом. В особенности после стиха «На смерть Пушкина». Он, конечно, не печатался, но зато ходил в списках и был известен во всем высшем обществе. А у императора Николая 1 был еще и личный повод к неприязни. Это было связано с ревностью к своей жене, которая была влюблена в Лермонтова. И было за что. Легкий слог его стихов и грустный взгляд попросту завораживали. Однако могла ли ревность государя стать причиной смерти вольнолюбивого поэта? Почему бы и нет? В таком случае Николай Мартынов, мог выполнять заказ на политическое убийство. В таком случае легко можно объяснить, почему все участники дуэли получили довольно символическое наказание.

Правительственный заговор?
Вообще Мартынов был плохой стрелок, и сам неоднократно говорил об этом. Однако первым же выстрелом он смог смертельно ранить противника. А возможно, стрелял все-же не он, а кто-то третий из тайного укрытия? Появилась теория о том, что поэт стал жертвой правительственного заговора, спланированного и замаскированного под дуэль убийства. Стрелял в поэта из ружья притаившийся наемный убийца-казак. Почему из ружья? Потому что ранение было очень страшным. Рана была не похожа на те, которые как правило получали во время поединков.
Судьба Мартынова
Убийца поэта порывался написать воспоминания о Лермонтове (как-никак он знал его на протяжении многих лет) и, вероятно, хотел в какой-то степени оправдать себя перед современниками и потомками. Он два раза начинал свои записи и оба раза бросал, написав по несколько страниц; далее воспоминаний об учебе в юнкерской школе он не пошел.
Мартынов дожил до 60-ти лет и скончался через 34 года после дуэли. Он хотел, быть похороненным в селе, которое принадлежало его отцу под Москвой, в отдаленно стоящей могиле, без каких либо надписей, чтобы никто не мог понять что это могила убийцы Лермонтова, и память о нем исчезла бы навсегда. Однако этого не сделали. Семейный склеп, его последним пристанищем был до тех пор, пока ребятня из детской колонии не прознала, кто там похоронен. Склеп был разломан и, по различным данным, останки Мартынова то ли были раскиданы по усадьбе, то ли сброшены в пруд.

Привела ссора, имевшая место быть 13 июля в доме Верзилиных. Поэт находился в доме генерала Верзилина. Там собрались гости и вели оживлённую беседу. Лермонтов сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией Александровной. В другом конце залы на фортепиано играл князь Трубецкой. Рядом разговаривали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина.

Михаил Юрьевич сказал своей собеседнице шутливо, кивнув в сторону Мартынова, чтобы она проявляла осторожность при общении с этим страшным горцем. В этот момент Трубецкой перестал играть, и слова поэта отчётливо прозвучали в зале. Присутствующие весело рассмеялись.

Самолюбие Николая Соломоновича было задето. Дело усугубило то, что в зале находилась дама, к которой Мартынов испытывал определённые чувства. Насмешки при ней в его адрес вывели майора в отставке из себя. Он «взорвался» и резко сказал, что больше не намерен терпеть издёвки господина Лермонтова, хотя терпел их долго. Однако Михаил Юрьевич не воспринял это высказывание всерьёз. Он повернулся к своей собеседнице и заметил: «Такое бывает. Завтра мы помиримся и станем добрыми друзьями».

Однако после вечера, когда приятели вышли из дома Верзилина, между ними состоялся разговор на повышенных тонах. Поэт при этом Лермонтов не постарался сгладить конфликт, извиниться перед Мартыновым за свою бестактность. И закончился возбуждённый разговор вызовом Михаила Юрьевича на дуэль. Причиной же стал язвительный характер поэта и его острый язык.

Казалось бы, что ссора быстро угасла, но Мартынов, задетый за живое фразой Лермонтова, разгневан был достаточно сильно. Ближайший друг Мартынова, Глебов упрашивал его отказаться от поединка. Но тщетно.

Очевидцы вспоминали, что, когда Лермонтов и Мартынов стояли друг против друга на расстоянии пятнадцати сажень, буря отчаянно бушевала. Мартынов, подойдя к барьеру и видя, что Лермонтов опустил свой пистолет и не хочет стрелять, закричал ему:
— Стреляй, а не то убью!
— Я не имею обыкновения стреляться из-за пустяков, — отвечал Лермонтов.
— А я имею обыкновение, — возразил Мартынов и стал целиться.

Он так долго целился в Лермонтова, не поднимавшего пистолет, что свидетели закричали ему: «Стреляйте же, или мы вас разведем!»

Дуэль Лермонтова и Мартынова. (wikipedia.org)

«Мартынов выстрелил так метко, что Лермонтов упал, — рассказывал князь Васильчиков, бывший при этом, — как будто его скосило на месте, не сделав движения, ни назад, ни вперёд. Пуля пробила его сердце и лёгкие. Буря грохотала и скорбно выла, гром оглушительно гремел, и молния ослепительно сверкала».

Смерть Лермонтова

По словам князя Васильчикова, Лермонтов всю дорогу к месту дуэли шутил, говорил что сам стрелять не будет, да и Мартынов стрелять не станет. Лермонтов продолжал шутить даже когда заряжали пистолеты. Васильчиков видел по лицу Мартынова, что он будет стрелять и предупредил Лермонтова, что это всё не шутки. Вскинув пистолет, Лермонтов отвернулся, презрительно улыбнулся и покачал головой. Мартынов побежал к барьеру, долго прицеливался и произвёл свой ужасный выстрел. Лермонтов присел, а затем упал.


Последний поединок Лермонтова. (wikipedia.org)

Официальное известие о смерти поэта гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов».

В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», император, выйдя в другую комнату к тем, кто остался после богослужения, объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля ) 1841 года на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, более полусотни официальных лиц. Так совпало, что гроб с телом Михаила Юрьевича несли на своих плечах представители всех полков, в которых поэту пришлось служить.


Николай Мартынов. (wikipedia.org)

Мартынов дожил до шестидесяти лет. Он желал, чтоб его похоронили в селе, принадлежавшем его отцу под Москвой, в отдалённо стоящей могиле, безо всяких опознавательных знаков, чтобы никто не смог идентифицировать могилу убийцы Лермонтова, и память о нём исчезла бы навсегда. Но это не было соблюдено. Семейный склеп — его последнее пристанище было до тех пор, пока ребятня из детской колонии не прознала, кто там пребывает. Они разломали склеп и, по разным данным, останки Мартынова то ли раскидали по усадьбе, то ли сбросили в пруд.

Николай Мартынов, отец 11 детей, в день убийства поэта напивался до бесчувствия

Вопрос «М.Ю. Лермонтов и госпожа Адель Оммер де Гелль» отразился во многих сочинениях о поэте. Большинство из них было написано в первой половине ХХ века, уже в советское время, когда обличать во всех грехах царское самодержавие и особенно николаевскую эпоху было идеологически модно. Вспомним некоторые из них: повесть «Штос в жизнь» Бориса Пильняка, «Мишель Лермонтов» Сергея Сергеева-Ценского, «Тринадцатая повесть о Лермонтове» Петра Павленко, роман «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова» Константина Большакова.

Нет надобности доказывать, насколько была политизирована вся наша жизнь на протяжении десятилетий. Это относится не только к беллетристике, но и к литературоведению. По версии, бывшей, в сущности, официальной, главной причиной гибели Лермонтова была ненависть царя к поэту-бунтарю, и усилия исследователей-лермонтоведов были направлены в основном на обоснование этой версии. Причем роль организатора дуэли отводилась князю Александру Васильчикову, сыну одного из царских любимцев. Так, Эмма Герштейн называет Васильчикова скрытым врагом поэта и посвящает ему целую главу своей книги «Судьба Лермонтова» под названием «Тайный враг». Олег Попов считает, что роль князя Васильчикова «больше сочинена, чем изучена, и вряд ли была значительной». (См.: Попов О.П. «Лермонтов и Мартынов»).

Главную роль в трагедии у подножия Машука, безусловно, сыграл Николай Мартынов, и следует прежде всего обратиться к его личности и к истории его отношений с поэтом, отказавшись при этом от примитивной характеристики, которая давалась ему на протяжении долгого времени: якобы был глуп, самолюбив, озлобленный неудачник, графоман, всегда находившийся под чьим-либо влиянием.

Во-первых, назвать его неудачником нельзя - ведь в свои 25 лет он имел уже чин майора, в то время как сам Лермонтов был всего лишь поручиком Тенгинского полка, а его литературный герой - Максим Максимыч, всю жизнь прослуживший на Кавказе, штабс-капитаном. Глупым он тоже, скорее всего, не был. Например, знавший его декабрист Николай Лорер писал, что Николай Соломонович имел блестящее светское образование. Сам факт длительного общения Лермонтова с Мартыновым говорит о том, что последний не был примитивным человеком и чем-то был интересен поэту.


Князь Александр Васильчиков. Его обвиняли в организации роковой дуэли

Вообще-то однокурсником Лермонтова по Школе юнкеров был старший брат Николая Соломоновича Михаил (1814-1860). Однако именно Николаю суждено было стать убийцей поэта. Они оба родились в октябре (только Лермонтов годом раньше), оба закончили Школу юнкеров, были выпущены в Конную гвардию (Мартынову, кстати, довелось служить в одном полку с Жоржем Дантесом), да и на Кавказ они отправились одновременно. В тяжелой компании 1840 года они участвовали в экспедициях и многочисленных стычках с горцами. И оба писали об этой войне стихи.

О поэтических опытах Мартынова принято отзываться пренебрежительно. Его самого часто называют «графоманом» и «бездарным рифмоплетом». Вряд ли справедливо называть его так. Мартынов редко брался за перо, и все написанное им может поместиться в совсем небольшую книжку. Стихи его действительно не выдерживают сравнения с лермонтовскими. А чьи, собственно, могут выдержать подобное сравнение? Хотя есть у него строфы вовсе неплохие. Вот, например, как иронически он описывает парад в своей поэме «Страшный сон»:

Как стройный лес, мелькают пики.
Пестреют ярко флюгера,
Все люди, лошади велики,
Как монумент царя Петра!
Все лица на один покрой,
И станом тот, как и другой,
Вся амуниция с иголки,
У лошадей надменный вид,
И от хвоста до самой холки
Шерсть одинаково блестит.
Любой солдат - краса природы,
Любая лошадь - тип породы.
Что офицеры? - ряд картин,
И все - как будто бы один!

Пробовал Мартынов свои силы и в прозе: сохранилось начало его повести «Гуаша» - где рассказывается о печальной истории влюбленности русского офицера в «молодую черкешенку необыкновенной красоты»: «Судя по росту и по гибкости ее стана, это была молодая девушка; по отсутствию же форм и в особенности по выражению лица, совершенный ребенок; что-то детское, что-то неоконченное было в этих узких плечах, в этой плоской, еще не налившейся груди…

Представь себе, Мартынов, ведь ей только 11 лет! Но что это за дивное и милое создание!

И взгляд его при этих словах был полон невыразимой нежности.

Здесь, князь, в 11 лет девушек замуж выдают… Не забудьте, что мы здесь не в России, а на Кавказе, где все скоро созревает…


Таким был Лермонтов

С первого дня, как увидел Долгорукий Гуашу (так называли молодую черкешенку), он почувствовал к ней влечение непреодолимое; но что всего страннее: и она, с своей стороны, тотчас же его полюбила… Случалось, что в порывах шумной веселости она забежит к нему сзади, схватит его неожиданно за голову и, крепко поцеловав, зальется громким смехом. И все это происходило на глазах у всех; она не выказывала при том ни детской робости, ни женской стыдливости, не стесняясь даже несколько присутствием своих домашних.

Все мною слышанное крайне удивляло меня: я не знал, как согласить в уме своем столь вольное обращение девушки с теми рассказами о неприступности черкесских женщин и о строгости нравов вообще… Впоследствии я убедился, что эта строгость существует только для замужних женщин, девушки же у них пользуются необыкновенной свободой…».

Главное же сочинение Мартынова - поэма «Герзель-аул» - основано на личном опыте. Оно является документально точным описанием июньского похода в Чечню 1840 года, в котором сам Мартынов принимал деятельное участие:

Крещенье порохом свершилось,
Все были в деле боевом;
И так им дело полюбилось,
Что разговоры лишь о нем;
Тому в штыки ходить досталось
С четвертой ротой на завал,
Где в рукопашном разыгралось,
Как им удачно называлось,
Второго действия финал.
Вот от него мы что узнали:
Они в упор по нас стреляли,
Убит Куринский офицер;
Людей мы много потеряли,
Лег целый взвод карабинер,
Поспел полковник с батальоном
И вынес роту на плечах;
Чеченцы выбиты с уроном,
Двенадцать тел у нас в руках…

Интересно, что в творчестве Мартынова тоже правдиво отразились реалии того времени. Есть в нем, например, упоминание о знаменитых кавказских кольчугах:

Джигиты смело разъезжают,
Гарцуют бойко впереди;
Напрасно наши в них стреляют…
Они лишь бранью отвечают,
У них кольчуга на груди…

Достаточно реалистично описывает он сцену смерти раненного в бою русского солдата:

Глухая исповедь, причастье,
Потом отходную прочли:
И вот оно земное счастье…
Осталось много ль? Горсть земли!
Я отвернулся, было больно
На эту драму мне смотреть;
И я спросил себя невольно:
Ужель и мне так умереть...

Схожие сцены можно найти и у Лермонтова, в знаменитом стихотворении «Валерик», созданном на материале той же летней кампании 1840 года. Неудивительно, что Мартынова впоследствии обвиняли и в «попытке творческого состязания» с Лермонтовым, и в «прямом подражании».


Таким был его убийца - отставной майор Николай Мартынов

Однако взгляды на войну были различны. Лермонтов воспринимал происходящее на Кавказе как трагедию, мучаясь вопросом: «Зачем?». Мартынову эти сомнения были неведомы. Он находился в полной уверенности в праве России применять против неприятеля тактику выжженной земли (вопрос, на котором российское общество раскололось на два лагеря и в наши дни):

Горит аул невдалеке…
Там наша конница гуляет,
В чужих владеньях суд творит,
Детей погреться приглашает,
Хозяйкам кашицу варит.
На всем пути, где мы проходим,
Пылают сакли беглецов.
Застанем скот - его уводим,
Пожива есть для казаков.
Поля засеянные топчем,
Уничтожаем все у них…

Наверное, это дело будущих исследователей - оценить по достоинству, как исторический источник, подобные сочинения. Однако надо признать - в них много правды.

Считается, что в этой же поэме Мартынова содержится шаржированный портрет Лермонтова:

Вот офицер прилег на бурке
С ученой книгою в руках,
А сам мечтает о мазурке,
О Пятигорске, о балах.
Ему все грезится блондинка,
В нее он по уши влюблен.
Вот он героем поединка,
Гвардеец, тотчас удален.
Мечты сменяются мечтами,
Воображенью дан простор,
И путь, усеянный цветами,
Он проскакал во весь опор.

О какой блондинке пишет в своих стихах Мартынов, мы можем только догадываться…

Возвращаясь к вопросу о причинах и поводе роковой дуэли у подножья Машука, хотелось бы заметить, что, пожалуй, из всех исследователей, посвятивших целые тома этой проблеме, наиболее близко к решению давней загадки подошел Олег Попов. В своей статье «Лермонтов и Мартынов» он проанализировал все возможные причины столкновения. И все они не кажутся ему достаточно вескими для того, чтобы продиктовать столь суровые условия поединка.

История Сальери и Моцарта? Конечно, нет. «Ничего подобного в Мартынове обнаружить невозможно, - пишет Попов, - и на роль Сальери он не годится». Действительно, ведь Мартынов, собственно, не закончил ни одного своего литературного произведения. Видимо, не счел главным для себя литературное призвание. Хотя… У каждого Моцарта есть свой Сальери. Небезосновательно опровергает Попов и версию Вадим Вацуро, писавшего в свое время: «Ни Николай I, ни Бенкендорф, ни даже Мартынов не вынашивали планов убийства Лермонтова-человека. Но все они - каждый по-своему - создавали атмосферу, в которой не было места Лермонтову-поэту».


Михаил Лермонтов. Похороны убитых воинов при Валерике

Мартынов убил именно Лермонтова-человека. Как можно было создавать атмосферу, в которой не было бы места Лермонтову-поэту, непонятно. Вот и получается, что, если отбросить вздорные выдумки о том, будто дуэли не было вовсе, а убил поэта подкупленный казак (версия Степана Короткова, Виктора Швембергера), остается в лермонтоведении неразрешенная загадка с именем «Adel», да еще версия о защите Мартыновым чести сестры. Опровергая последнюю, Олег Пантелеймонович Попов говорит о том, «что сестра гордилась тем, что ее считают прообразом княжны Мери», а, следовательно, в защите чести не нуждалась. Ну, сестра-то, может, и гордилась. Да только вот родственникам это никак не нравилось. Опять-таки вопрос культуры и менталитета того времени. Ведь есть же свидетельства о том, что не только досужие сплетники, но и вполне серьезные читатели романа Лермонтова (Тимофей Грановский, Михаил Катков) увидели в княжне Мери младшую сестру Мартынова, причем считали, что княжна, как и ее мать, изображена в невыгодном свете. А что касается истории с пакетом писем Натальи, переданных из дома Мартынову через поэта, видимо, наложившей ранее негативный отпечаток на отношения приятелей, то хоть лермонтоведы и убедительно доказывают, что никакой вины тут Лермонтова не было - пакета он не вскрывал, писем не читал и не уничтожал, но мать Мартынова-то думала иначе…

По нашему мнению, очень важными в рассуждениях о преддуэльной ситуации оказались два момента: во-первых, необходимость соединить версию истории отношений Лермонтова с француженкой Adel с версией о защите Мартыновым чести сестры, Во-вторых, не менее важно было разобраться с вопросом датировки пребывания Адель Оммер де Гелль на Кавказе, чего до сих пор не сумели сделать лермонтоведы. И только введение в научный оборот материалов Карла Бэра (применительно к лермонтоведению это впервые было сделано нами) позволило аргументировано говорить о том, что французская путешественница находилась на Кавказе с 1839 по 1841 год включительно.

Таким образом, вырисовывается, на наш взгляд, вполне убедительная версия ссоры Лермонтова с Мартыновым. Ведь не могла же быть настоящей причиной ссоры пустяшная, даже не обидная шутка, сказанная Лермонтовым по-французски на вечере в доме генерала Петра Верзилина: «Горец с большим кинжалом» (montaqnard au qrand poiqnard). «Мартынов, когда хотел, умел отшучиваться, в конце концов, мог и прекратить знакомство, сохраняя свое достоинство», - пишет Попов.


Такой образ Мартынова и высмеивал Лермонтов

Произошедшее в Пятигорске расценивается нами как большая человеческая трагедия. Трагедия непонимания. Несовпадения двух менталитетов, двух взглядов на жизнь. Добропорядочный, встроенный в социальную структуру общества своего времени Мартынов и трансцендентальный лирик, которому суждено было стать музыкой души своего народа. Он не был рожден для того, чтобы воспроизводить биологическую массу. У него было иное предназначение, которое дается одному из миллионов. Осознать это предназначение не сумели многие современники Лермонтова.

Да и сегодня можно еще услышать множество вопросов об этой сложной, многогранной натуре. Наверное, понять его можно только с позиций философского знания. Именно поэтому мы обращаемся с заметным опозданием к трудам русских религиозных философов Данилевского, Соловьева. С их помощью нам предстоит понять во всей глубине и жизнь великого Лермонтова, и его творчество, ставшее самым дорогим камнем в сокровищнице русской литературы.

Дополнение. Интересный эпизод мы встречаем в труде Дмитрия Павлова «Прототипы княжны Мери» (отдельные оттиски из газеты «Кавказский край» №№ 156 и 157 1916 года). Он приводит остроту, которой обменялись, якобы, Лермонтов и Мартынов: «Женись Лермонтов, - говорил ему его самоуверенный товарищ, - я сделаю тебя рогоносцем». «Если мое самое пламенное желание, - будто бы ответил поэт, - осуществится, то тебе, любезный друг, это будет невозможно».

Далее Павлов пишет: «Из этих слов Мартынов заключил, что Лермонтов «имеет виды на руку его сестры». Догадки эти, однако, не оправдались. В 1841 году Лермонтов интересуется уже другими видными прелестницами и делает это на глазах у брата своей бывшей симпатии…


Княжна Мери. Романтизированная героиня поэта

Вполне допустимо, что именно эта перемена фронта дала семье Мартыновых мнимое право высказывать утверждение, что «Лермонтов компрометировал сестер своего будущего убийцы». А это обстоятельство, в связи с раздутой историей о распечатанном будто бы поэтом письме и дневнике Натальи Соломоновны, сыграло, как известно, роль самой главной причины в истории ненависти Мартынова к своему бывшему другу…

Недаром собравшаяся во дворе Чилаевской усадьбы, в которую было привезено бездыханное тело поэта, толпа повторяла слух, что причиной дуэли послужила барышня. «Дуэль-то произошла из-за барышни!», - крикнул кто-то производившему следствие подполковнику Филиппу Унтилову…

P.S. 15 июля 1841 года в возрасте 26 лет Михаил Лермонтов был убит на дуэли Николаем Мартыновым. До сих пор нет полной ясности, что же произошло в тот роковой вторник у подножия горы Машук. И версии выдвигаются самые разные, порой фантастические...

Как это было. Но прежде давайте вспомним о том, что предшествовало дуэли. Впервые пути Лермонтова и Мартынова пересеклись еще в Петербургской школе юнкеров. Лермонтовед Владимир Захаров утверждает, что мальчики были друзьями, и рассказывает следующую историю. В ноябре 1832 года юный Мишель упал с лошади и сломал ногу. Его положили в госпиталь. Как-то проверяя посты юнкеров, начальство не нашло одного из них на месте. Обнаружили его у постели Лермонтова. Этим юнкером оказался Коля Мартынов.

Приятельские отношения продолжились и после окончания школы. Так, в 1837 году командированный на Кавказ Мартынов останавливался в Москве и почти ежедневно встречался с поэтом. Продолжали они общаться и в Петербурге в 1838-1839 годах, и, видимо, на Кавказе летом и осенью 1840 года.


Лермонтов всегда был одинок. Но приятельствовал с Мартыновым

Как вспоминают современники, Мартынов был весьма амбициозен, грезил об орденах и генеральском звании. Но в феврале 1841 года влип в некрасивую историю. Сослуживцы обвинили его в карточном шулерстве. «Маркиз де Шулерхоф» - а такое прозвище Николаю дали в полку - был вынужден «по семейным обстоятельствам» подать в отставку. В апреле 1841 года майор Мартынов приехал в Пятигорск, где стал щеголять в экстравагантной черкеске и каракулевой папахе. Этот туалет непременно довершал длинный чеченский кинжал.

Когда в мае 1841 года Лермонтов появился в Пятигорске, он нашел новый имидж старого приятеля очень комичным. Поэт принялся подшучивать над Мартыновым, рисовал на него карикатуры, в том числе, и с неприличным подтекстом, писал эпиграммы - «Скинь бешмет свой, друг Мартыш» и «Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон».

В тот сезон молодежь чуть ли не ежедневно собиралась в доме генерала Верзилина, у которого были три красивые дочери. В один из вечеров и произошла роковая ссора. По словам старшей барышни, красавицы Эмилии, дело было так. Лермонтов с братом Пушкина Львом упражнялись в остроумии. Тут в их поле зрения попал Мартынов, беседующий с младшей Верзилиной - Надеждой. Лермонтов довольно громко назвал его «горцем с большим кинжалом», и Мартынов это услышал. «Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», - гневно заметил он Лермонтову и быстро пошел прочь.

Но он подождал поэта на улице и сказал ему: «Вы знаете, Лермонтов, что я очень долго выносил ваши шутки, продолжающиеся, несмотря на неоднократное мое требование, чтобы вы их прекратили. Я заставлю вас перестать». «Я дуэли не боюсь и от нее никогда не откажусь. Значит, вместо пустых угроз тебе лучше действовать», - отвечал поэт.

И вот 15 июля, около семи вечера, противники встретились у подножия горы Машук. По словам секундантов, когда они скомандовали сходиться, Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслонясь рукою и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. Другая, более распространенная версия гласит, что в начале дуэли Лермонтов разрядил свой пистолет в воздух, отказавшись стрелять в противника.


Убитый Лермонтов в гробу

Так или иначе, Мартынов подошел к барьеру и застыл в замешательстве. Тут один из секундантов бросил: «Скоро ли это кончится?». Мартынов взглянул на Лермонтова - на его лице играла улыбка - и нажал на курок...

Лермонтов скончался моментально.

А теперь перейдем к версиям.

Версия 1. Лермонтова «убрали» по приказу Николая I. Версия о том, что Мартынов был лишь орудием в руках влиятельных недоброжелателей Лермонтова, появилась еще в конце XIX века. Этой же точки зрения придерживался и видный лермонтовед Ираклий Андроников, который считал, что гибель Лермонтова - результат заговора, организованного по приказу Николая I главой полиции Александром Бенкендорфом. Он якобы командировал в Пятигорск жандармского подполковника Александра Кушинникова. По другой версии, военный министр Александр Чернышев для этой цели использовал полковника Александра Траскина, который находился на лечении в Пятигорске с 12 июля. Но никаких достоверных материалов, подтверждающих эти версии, обнаружено не было.

Наконец, известное распоряжение Николая I от 30 июня 1841 года - «дабы поручик Лермонтов непременно состоял налицо во фронте и чтобы начальство отнюдь не осмеливалось ни под каким предлогом удалять его от фронтовой службы в своем полку» - не очень вяжется с версией о заговоре. Абсурдно полагать, что Николай I санкционировал заговор против Лермонтова в Пятигорске и одновременно потребовал, чтобы он не отлучался со службы на Черноморском побережье.

Версия 2. Мартынов убил Лермонтова из зависти. Другая популярная версия строится на том, что Мартынов всю жизнь дико завидовал таланту Лермонтова. Дело в том, что сам Николай с ранней молодости писал стихи. До наших дней дошла его поэма «Герзель-аул», в которой, как считают некоторые исследователи, Мартынов подражал стихотворению Лермонтова «Валерик».



Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Лермонтов еще и отлично рисовал

Версия 3. Мартынов взорвался от постоянных унижений. На следствии после дуэли Мартынов показал: «С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет... Он вывел меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову, на каждом шагу показывая явное желание мне досадить. Я решился положить этому конец». Что ж, вполне логичная реакция человека, долгое время сносившего насмешки.

Версия 4. Мартынов отомстил за бесчестье сестры Натальи. Когда же на глазах Мартынова поэт начал приударять за другими красавицами, тот, возможно, посчитал, что Лермонтов скомпрометировал его сестру, отказавшись взять ее в жены.

Есть также предположение, что Мартынов оскорбился за Наталью, сочтя ее прототипом княжны Мери. Между тем, лермонтовед Олег Попов говорит о том, что Наталья Соломоновна, наоборот, гордилась тем, что ее считают прообразом княжны Мери, а, следовательно, в защите чести не нуждалась.

Также Лермонтов был замешан и в темной истории с «пропавшими» письмами. По версии семейства Мартыновых, в 1837 году они передали Лермонтову, отъезжавшему в экспедицию, пакет с письмами, в который Наталья Соломоновна вложила свой дневник, а отец присовокупил 300 рублей. Однако, прибыв в полк, поэт сказал Мартынову, что пакет с письмами у него украли, и возместил сослуживцу пропавшие деньги. Потом, когда Николай рассказал об этой истории в семейном кругу, Соломон Мартынов будто бы удивился: откуда Лермонтов мог узнать о вложенной сумме? Словом, Мартыновы заподозрили Лермонтова в том, что он вскрыл пакет с письмами, чтобы узнать, что о нем пишет Наталья Соломоновна.

Подозрение так и осталось подозрением, но впоследствии, когда Лермонтов вышучивал Мартынова, тот иногда намекал ему о письме. Однако вряд ли этот инцидент мог быть причиной дуэли. Ведь в 1940 году мать Мартынова писала сыну, что Лермонтов часто их посещает, и барышням очень нравится его общество. Мог ли Лермонтов быть вхож в дом Мартыновых, если бы была доказана его неприглядная роль в пропаже писем? Думается, навряд ли.


Сестра убийцы - Наталья Мартынова

Версия 5. Лермонтова застрелил не Мартынов, а снайпер. Эту версию еще в 1930-х годах выдвинул тогдашний директор пятигорского музея «Домик Лермонтова» Степан Коротков. И тут же был снят с должности с формулировкой «за вульгарную версию убийства Лермонтова».

Однако в 1952 году Константин Паустовский написал повесть о Лермонтове «Разливы рек», которая заканчивалась странным намеком: «одновременно с выстрелом Мартынова ему почудился второй выстрел, из кустов под обрывом, над которым он стоял».

Вскоре появились работы других авторов, которые утверждали, что в Лермонтова стреляли из-за кустов, из-под обрыва, сзади со скалы. Суть вариантов этой версии сводится к следующему: на дуэли Мартынова и Лермонтова тайно присутствовал наемный убийца, вооруженный винтовкой. Якобы он выстрелил одновременно с Мартыновым и намертво сразил поэта.

Сторонникам этой версии кажется странным характер смертельной раны, пробившей тело Лермонтова навылет под углом около 35° к горизонту. Пуля попала в правый бок под нижнее, 12-е ребро, а вышла между 5-м и 6-м ребрами с противоположной, левой стороны грудной клетки, почти у левого плеча. Так записано в акте освидетельствования тела Лермонтова. Но такая траектория якобы невозможна при известном, со слов секундантов, положении дуэлянтов. Значит, делают вывод сторонники версии, убийца стрелял, находясь снизу и сбоку от Лермонтова, а пуля шла по восходящей траектории и вышла высоко из левой половины грудной клетки.

Однако этому есть объяснение. Известно, что Лермонтов из-за неровностей дуэльной площадки стоял выше Мартынова и был развернут правым боком к противнику. Правая рука его с зажатым в ней пистолетом была поднята кверху, поскольку он только что сделал выстрел в воздух. При таком положении тела противоположная, левая часть грудной клетки и левое плечо по законам анатомии опускаются книзу. Кроме того, в момент выстрела соперника Лермонтов мог инстинктивно отклониться, еще больше прогнувшись влево. Наконец, пуля могла срикошетить от края ребра и изменить свое направление.

Второе «подозрительное» обстоятельство, на которое делают упор сторонники этой версии, - сквозное ранение грудной клетки. При стрельбе из дуэльного пистолета оно будто бы невозможно, зато если палить из винтовки.... Однако эксперименты ученых показали, что по пробивной способности дуэльный пистолет системы Кухенройтера практически не уступает современному пистолету «ТТ», и с близкого расстояния из него можно пробить насквозь грудную клетку человека.


Дуэльные пистолеты системы Кухенройтера

Версия 6. Лермонтов дрался, чтобы получить отставку. Есть мнение, что дуэль специально была устроена для того, чтобы Лермонтов получил отставку, которую ему не давал Николай I. Ссора между поэтом и его другом Мартыновым была разыграна «понарошку». Отменный стрелок Мартынов должен был ранить поэта, после чего должно было состояться примирение сторон, ради которого с собой на место дуэли захватили даже ящик шампанского. Однако случилась гроза, Мартынов промахнулся, убив друга Мишеля наповал…

Вместо постскриптума. Военный суд требовал, чтобы убийца Лермонтова был лишен чинов и прав состояния. Однако Николай I вынес беспрецедентно мягкое решение: «Майора Мартынова посадить в Киевскую крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию».

Мартынов отбыл наказание в Киевской крепости, затем киевская консистория определила срок епитимьи в 15 лет. В 1943 году духовник сократил этот срок до семи лет. Спустя еще три года митрополит Киевский Филарет разрешил приобщить Мартынова святых тайн, а 25 ноября того же года Синод определил: «Освободить Мартынова, как принесшего достойные плоды покаяния, от дальнейшей публичной епитимьи».

В 1845 году Николай Мартынов женился на дочери киевского губернского предводителя Софье Проскур-Сущанской. Жена родила ему пятерых дочерей и шестерых сыновей.

По воспоминаниям современников, Николай Соломонович до конца жизни страдал оттого, что был виновником смерти Лермонтова. И как уверяют некоторые из них, каждый год 15 июля он запирался в кабинете и напивался до бесчувствия…


Памятник Михаилу Лермонтову в Пятигорске


Кстати.
Николай Мартынов был уроженцем Нижнего Новгорода. Дом его отца Соломона Михайловича, занимавшегося винными откупами, был одним из самых богатых в Нижнем. Находился он между нынешней улицей Семашко и Верхне-Волжской набережной. Мартынов-старший запомнился в Нижнем как щедрый меценат. Покидая город, он передал свой дом под городскую больницу, которую долго называли «мартыновской». Сестра Соломона - Дарья Михайловна - была в плену у пугачевцев, а впоследствии постриглась в монахини и стала игуменьей Кресто-Воздвиженского монастыря на нынешней площади Лядова в Нижнем Новгороде…

Реферат с сайта «Lermontov.info»

На первый взгляд, складывалась блестяще. С Кавказа, куда он был отправлен за стихотворение «На смерть поэта», он вернулся победителем — за бой на Валерике, «речке смерти», для него испрашивался орден святого Владимира 4 степени с бантом.

В Петербурге уже вышел отдельной книгой сборник его стихотворений, а «Героя нашего времени», последний рассказ для которого писатель выслал незадолго до своего возвращения в Петербург, раскупили нарасхват после хвалебной рецензии в «Северной пчеле».

Тем не менее, награждению помешали злопыхатели, роман вызвал неудовольствие I, а вольности опального офицера в столице вывели из себя великого князя Михаила Павловича. Как вспоминал позднее граф Соллогуб, на балу графини Воронцовой-Дашковой, куда Лермонтов явился в армейском мундире с короткими фалдами, младший брат императора не сводил глаз с отбывающего наказание поэта, который посмел явиться вместе с членами монаршего семейства.

«Великий князь, очевидно, несколько раз пытался подойти к Лермонтову, но тот несся с кем-либо из дам по зале, словно избегая грозного объяснения. Наконец графине указали на недовольный вид высокого гостя, и она увела Лермонтова во внутренние покои, а оттуда задним ходом его препроводила из дому. В этот вечер поэт не подвергся замечанию», — рассказывал он.

Военное начальство не оставило без внимания подобный проступок и выпустило распоряжение о скорейшем возвращении Лермонтова на Кавказ. Стараниями близких ему удалось было получить отсрочку. Однако его могущественный враг генерал Бенкендорф приложил все усилия, чтобы не дать молодому писателю выхлопотать себе столь желанный продленный отпуск, который в будущем мог обернуться и полным увольнением от службы.

Из столицы поэт уехал сначала в Москву, откуда уже вместе со своим родственником Алексеем Столыпиным отправился в Ставрополь, где они встретили ремонтера Борисоглебского уланского полка Петра Магденко, который позднее так описал приезд Лермонтова в город, где ему суждено было найти свою смерть:

«Промокшие до костей, приехали мы в Пятигорск и вместе остановились на бульваре в гостинице, которую содержал армянин Найтаки. Минут через 20 в мой номер явились Столыпин и Лермонтов, уже переодетыми, в белом, как снег, белье и халатах. Лермонтов был в шелковом темно-зеленом с узорами халате, опоясанный толстым поясом с золотыми желудями на концах. Потирая руки от удовольствия, Лермонтов сказал Столыпину: «Ведь и Мартышка, Мартышка здесь! Я сказал Найтаки, чтобы послали за ним». Именем этим Лермонтов приятельски называл старинного своего хорошего знакомого Николая Соломоновича Мартынова».

К моменту встречи с Лермонтовым Мартынов, мечтавший когда-то о чинах и наградах, был в отставке в звании майора, не имел серьезных наград и «сделался каким-то дикарем: отрастил огромные бакенбарды, в простом черкесском костюме, с огромным кинжалом, в нахлобученной белой папахе, мрачный и молчаливый».

Его суровый вид и напускной «байронизм» стали поводом для постоянных насмешек со стороны Лермонтова, неоднократно изображавшего «Мартышку» в карикатурных набросках, которые пользовались большой популярностью в узком кругу друзей. Главной темой для его шуток был как раз кинжал, с которым Мартынов не расставался и который считал атрибутом настоящего мужчины, а потому не переносил издевок на эту тему.

«Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он делал как будто не замечает, как я принимаю его шутки. Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и, хотя он не обещал мне ничего, отшучиваясь и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней. Потом, взялся опять за прежнее», — говорится в показаниях, которые дал Мартынов через два дня после дуэли.

Объяснение произошло на танцах в доме генерала Верзилина. Поводом стал разговор падчерицы хозяина дома с поэтом — Лермонтов вновь упомянул злосчастный кинжал, который оставался на его сопернике даже во время танцев, в ответ на что девушка обратила его внимание на недовольство Мартынова.

«Под шумные звуки фортепьяно говорили не совсем тихо, а скорее сдержанным только голосом. На замечание Эмилии Александровны Лермонтов что-то отвечал улыбаясь, но в это время, как нарочно, Трубецкой, взяв сильный аккорд, оборвал свою игру. Слово poignard (кинжал) отчетливо раздалось в устах Лермонтова», — описал эту ситуацию биограф писателя Павел Висковатов.

Мартынов потребовал «оставить эти шутки, особенно в присутствии дам», и вечер продолжился. Мало кто из присутствовавших придал значение произошедшему, однако в конце вечера отставной майор снова подошел к Лермонтову, чтобы поставить точку в их конфликте. Между ними произошел следующий разговор:

»— Вы знаете, Лермонтов, что я очень долго выносил ваши шутки, продолжающиеся, несмотря на неоднократное мое требование, чтобы вы их прекратили.
— Что же, ты обиделся?
— Да, конечно, обиделся.
— Не хочешь ли требовать удовлетворения?
— Почему ж нет?!
— Меня изумляют и твоя выходка, и твой тон... Впрочем, ты знаешь, вызовом меня испугать нельзя... хочешь драться — будем драться».

Дуэль между ними состоялась 27 июля 1841 года. Противники могли стрелять стоя на месте, подойдя к барьеру или на ходу, но обязательно — между счетом «два» и «три». Лермонтов стоял на возвышении, что, по словам секундантов, лишало его преимущества.

После команды «Сходись» Мартынов пошел по направлению к барьеру быстрыми шагами, тщательно наводя пистолет, Лермонтов вытянул руку с пистолетом вверх, не сдвигаясь с места.

«Выстрел раздался, и Лермонтов упал, как подкошенный, не успев даже схватиться за больное место, как это обыкновенно делают ушибленные или раненые. Мы подбежали... В правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь... Неразряженный пистолет оставался в руке...», — вспоминал после дуэли князь Васильчиков.

Смерть поэта мгновенно отрезвила его убийцу, у которого вырвался крик: «Миша, прости мне!» Сразу после случившегося Мартынов поехал к коменданту, чтобы отдать себя в руки закона.

По словам флигель-адъютанта полковника Лужина, император встретил новость о произошедшем словами «собаке — собачья смерть» и только после укоров со стороны великой княгини Марии Павловны объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Лермонтов был похоронен на пятигорском кладбище через два дня после дуэли, его гроб несли на плечах представители всех полков, где он служил. Через 250 дней после похорон император дал разрешение его родственникам на перевозку тела в семейный склеп, расположенный в селе Тарханы, где 5 мая прошло погребение поэта рядом с могилами матери и деда.

Именно из-за них не стало великого поэта А.С. Пушкина, а позже, его преемника, М.Ю. Лермонтова. До сих пор лермонтоведы спорят о том, кто убил на дуэли Лермонтова и о ее причинах. В этой статье будет рассмотрена наиболее популярная и правдивая версия случившегося, а именно встреча у барьера Михаила Лермонтова и Николая Мартынова. Что же тогда произошло?

Николай Соломонович Мартынов был довольно интересным человеком. Он являлся однокашником Лермонтова по военной школе, пользовался большим успехом у прекрасного пола, писал стихи и рассказы, с юношеских лет мечтал сделать карьеру на военном поприще.

Он быстро получил чин майора, что было редкостью для юношей его возраста. Но она неожиданно закончилась. Поговаривали, что причиной тому послужили подозрения о том, что он был карточным шулером. Мартынов подал в отставку в 1841 г. и уехал в Пятигорск. Для молодого человека завершение карьеры было довольно болезненно. Он стал носить горскую одежду и шашку наперевес, удивлял общество своими странными шутками. Большинство специалистов склоняются к версии, что именно шутка из-за его поведения послужила причиной поединка.

Другая версия связана с семьей Мартынова. Так как Михаил Юрьевич находился в приятельских отношениях с Николаем Соломоновичем, то, конечно, он довольно часто посещал семейство Мартыновых. Во время таких визитов поэт приглянулся сестре товарища, Наталье. Но симпатия не переросла в более серьезное чувство. Некоторые считали, что она стала прототипом княжны Мери, но маловероятно, чтобы поэт описал в романе свою жизненную ситуацию. К тому же, самой девушке и роман, и героиня нравились.

Некоторые склонялись к мысли, что когда-то Мартыновы просили Лермонтова передать сыну письмо и деньги. Деньги были отданы, а вот послание нет. Но инцидент был замят, поэтому предположение, что причиной дуэли могло послужить недостойное дворянина чрезмерное любопытство. К тому же случай с письмом был задолго до самой дуэли.

Кто-то утверждает, что одной из причин болезненной реакции на шутки Михаила Юрьевича было некое творческое соревнование. Ведь, как известно, Николай Мартынов тоже писал стихи и не мог не понимать, кого он вызывает на дуэль.

Причиной поединка считается конфликт, произошедший между приятелями 13 июля 1841 г. на вечере у генерала Верзилина. Дамы, которые были приглашены на этот вечер, подтвердили это. В одну из дочерей Верзилина был влюблен Мартынов, и Лермонтов дал шутливое предостережение молодой особе насчет странного молодого человека, одетого в горскую одежду. В это время закончил игру на фортепьяно князь Трубецкой, и поэтому слова поэта услышали все. Гости рассмеялись шутке, а самолюбие Мартыновы было сильно задето.

Потом, во время разговора наедине, Николай Соломонович спровоцировал вызов на дуэль. Поэт прибыл на место встречи в хорошем расположении духа, потому что не сомневался в том, что поединок не состоится. Участниками дуэли, кроме Лермонтова и Мартынова, были:

  • Михаил Глебов, секундант Лермонтова;
  • А. А.Столыпин-Монго, родственник поэта;
  • Александр Васильчиков, секундант Мартынова;
  • Сергей Трубецкой.

15 июля 1841 г. состоялась роковая для Михаила Юрьевича дуэль. Сами участники того события вспоминали, что поэт не собирался стрелять в оскорбленного приятеля и был уверен в таком же намерении и со стороны Мартынова. Во время выстрела Лермонтов замешкался (по другой версии, он выстрелил в воздух). Николай же точным выстрелом смертельно ранил поэта, который от полученного ранения скончался на месте.

Во время показаний фамилии Столыпина и Трубецкого не упоминались, так как они находились в опале у императора. На допросе все участники сговорились, что фамилии двух участников не будут названы, а также, что причиной дуэли было неуважительное к Мартынову отношение Лермонтова.

Все, кто знал о предстоящем поединке, понимали всю серьезность последствий, поэтому делали все возможное, чтобы он не состоялся. Были специально ужесточены правила дуэли, так как все знали, что Мартынов не отличался большой храбростью. Почти удалось уговорить Столыпина и Лермонтова покинуть Пятигорск, Глебов старался успокоить Мартынова. Дуэль могла бы и не состояться, если бы Васильчиков не согласился стать секундантом приятеля поэта.

Впоследствии, все давали путаные показания о том, что произошло в тот роковой для Михаила Юрьевича день. Все, кроме Васильчикова, никогда никому не рассказывали подробностей того поединка. Да и князь только в самом конце жизни поделился воспоминаниями о том случае. После произошедшего Мартынов мучился угрызениями совести, потому что общество винило его в ранней смерти великого поэта. Но он пытался обелить своё имя, утверждая, что у Лермонтова был сложный характер, у него были задатки хорошего, но были погублены влиянием светского общества.

Но все равно, даже по истечении стольких лет, специалисты спорят о том, кто убил на дуэли Лермонтова, какие настоящие причины за этим стоят. Кто-то придерживается версии, что причина этому немилость у Николая Первого, кто-то утверждает, что все это из-за декабристов, которым Лермонтов симпатизировал. Какими бы ни были настоящие причины, можно с уверенностью сказать одно: в тот день Россия потеряла одного из великих поэтов, который мог бы создать еще много прекрасных произведений.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»