Поминовение усопших в великий пост. Постный поминальный стол - что готовить

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Если поминальный день в 9 или 40 дней выпадает в пост, то следует приготовить постный поминальный обед. Что входит в него, какие блюда могут присутствовать на поминальном столе – читайте ниже. Общие правила проведения поминок читайте .

Если поминки 9 или 40 дней выпали на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье, так называемое «встречное поминовение». Делается это потому, что только в эти дни (по выходным в пост) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, совершаются панихиды. Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминальный обед зовут лишь самых близких родственников.

Рецепт кутьи на поминки

Традиционное блюдо поминального стола у славян с давних пор считается . Самое простое и неприхотливое блюдо: на ночь замачивают зерна пшеницы, затем отваривают до мягкости, добавляют распаренные изюм и мак, мед. Можно пшеницу заменить рисом, однако эта традиция появилась намного позже.

Постные блины на поминки

Также на столе должны присутствовать блины. В постную неделю они готовятся без яиц и молока, однако это никак не сказывается на их вкусовых качествах. Для приготовления постных блинов смешайте муку, соль, сахар и сухие дрожжи, разводите теплой водой, добавьте растительное масло и оставьте на некоторое время в теплом месте, чтобы блины могли подойти.

Узвар или компот на постные поминки

Узвар (взвар) – это традиционный компот из сухофруктов с медом. Можно подать его современный аналог: компот из мороженых ягод или кураги. Однако не стоит заменять это блюдо газировкой и любой сладкой водой из бутылки, соком. Компот традиционно присутствовал на поминальном столе у славян с давних времен.

Традиционно на поминальном столе должны присутствовать пироги. Их еще раздают гостям после окончания трапезы.

Рецепт постных пирогов на поминки:

Тесто для постных пирожков делается по рецепту, приведенному ниже. В качестве начинки можно использовать грибы, лук, зеленый лук, щавель.

Для теста разведите дрожжи в 1,5 стаканах теплой воды, добавьте 200 г муки, размешайте и поставьте в теплое место отстояться на пару часов. Затем 100 г растительного масла перемешайте со 100 г сахара, влейте в опару, добавьте 250 г муки, оставьте еще на час.

Из готового теста сформируйте шарики и дайте им подойти. Затем шарики раскатайте в лепешки, в середину каждой положите грибную массу, сделайте пирожки, дайте им подойти полчаса на смазанном маслом противне, затем осторожно смажьте поверхность пирожков сладкой водой и выпекайте в духовке 30-40 минут на среднем огне.

Для остывания готовые пирожки накройте полотенцем. Снимайте с противня, когда они совсем остынут.

Первые блюда поминального обеда в пост

На первое приготовьте любой суп, щи или борщ, однако не на мясном бульоне, а с фасолью, бобами, чечевицей. Можно приготовить грибной суп-пюре. Если подать его с гренками, получится не менее сытно и вкусно, чем обычное мясное первое.

Вторые блюда поминального обеда в пост

На второе при постном поминальном столе подойдут блюда с грибами. Например, отварная картошка в грибном соусе, тушеный картофель с грибами, лапша с грибами. Можно приготовить рис с овощами (готовится как плов, только без мяса). Это довольно ароматное и сытное блюдо, вполне уместно на поминальном столе.

Можно приготовить соевые котлеты или даже соевые отбивные. Если не хотите покупать готовые соевые продукты в магазине, можете сами сделать капустные или морковные котлетки. После зажарки в сухарях, они станут достойной заменой своим мясным прототипам.

Ко вторым блюдам можно подать соленые и моченые овощи: огурцы, помидоры, кабачки (в общем, наведите ревизию своих дачных запасов). Винегрет, оливье без мяса и майонеза, любой овощной салат (огурцы + помидоры, капуста + огурцы) подойдут как гарнир.

Помните, что суть любого (хоть скоромного, хоть постного) поминального обеда не в том, чтобы вкусно поесть, а «подкрепить силы для молитвы за усопшего».

Великий пост – самый главный и строгий из всех православных постов. Поминки в Великий пост происходят в особенные дни. Это родительские субботы: вторая, третья и четвёртая. Поминки 9 и 40 дней в этот период переходят на следующую субботу или воскресение.

В это время проводятся литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Также подходят Благовещение Пресвятой Богородицы, четверг и суббота на Страстной седмице. Можно подать записку об упокоении на литургию. О том, возможно ли провести в конкретный день панихиду, нужно узнать в храме заранее. Если поминки в Великий Пост выпадают на наиболее строгие недели — первую, четвертую и седьмую, то на поминальный обед приглашают только ближайших родственников. Следует не забывать молиться за упокой и совершать в память о покойном хорошие дела, давать милостыню.

Церковь не запрещает собираться семье и друзьям усопшего. Но стоит помнить, что, согласно правилам, во время Великого поста рыбу допустимо употреблять на Благовещение и в Вербное воскресение. Растительное масло разрешено добавлять в пищу только по выходным и дням памяти самых почитаемых святых. Если среди приглашенных есть люди, строго придерживающиеся поста, следует позаботиться о специальных постных кушаньях. Задача поминального обеда – укрепить силы для совершения молитвы.

Традиционно постный стол включает солёные огурцы, кислую капусту, горох, картофель, каши без сливочного масла и молока, изюм и орехи. Бублики, баранки, сайки и прочий хлеб.

Поминки в Великий пост: какие блюда подать?

Славянские народы с давних пор готовят на поминальный обед кутью. Это очень простое в приготовлении блюдо из вымоченных и отваренных зерен пшеницы, изюма и меда. Позднее пшеницу стали заменять на рис. В постное время блины, без которых не обходятся поминки, пекутся без яиц и молока. Вкус от этого не страдает.

Компот – традиционный напиток. В давние времена он назывался «узвар» и готовился из засушенных фруктов и меда. В наши дни можно сделать компот из сушеных абрикосов либо из замороженных ягод, например, клюквы с сахаром или мочёной брусники. Не нужно заменять компот соками или газированной водой.

Еще одно важная часть трапезы – пироги. По традиции их дают после окончания обеда всем гостям. Для теста также не используются яйца. Начинкой может быть лук, щавель или грибы.

Первые блюда

Хороший выбор – отдать предпочтение супам, конечно, не на мясном бульоне. Можно добавить чечевицу или фасоль. Грибной суп с подсушенным хлебом будет аппетитным и приятным на вкус, не уступая привычному мясному кушанью.

Вторые блюда

Блюда с добавлением грибов можно подать и на второе. Например, потушить картофель с грибами или отварить его и полить грибным соусом, либо заменить картофель макаронами. Овощи, добавленные в рис, придадут вкуса и сделают блюдо сытнее. Готовится оно просто, как вегетарианский плов. Котлеты подойдут соевые либо приготовленные из капусты или моркови. Обжаренные в панировке котлеты приобретут отличный вкус и не уступят мясным.

Мочёные или соленые овощи, салаты без мяса и майонеза, винегреты подаются с первыми блюдами. Гарниром могут стать простые овощные салаты. Огурцы с помидорами, капуста с огурцами хороши для закусок.

Христианские поминки словно продолжают молитвы через вкушение пищи. Устройство поминального обеда считается милостыней от семьи умершего человека. Перед началом кто-то должен прочесть 17 кафизму из Псалтири над горящей церковной свечой. Затем читается «Отче наш». В поминальной трапезе обычно пользуются только ложками. По канону в пост запрещено спиртное, но в наше время на стол ставят водку, реже коньяк или красное вино. На краю стола оставляют рюмку с водкой, накрытую ломтем черного хлеба. Иногда это остается нетронутым в течение 40 дней.

Во времена Древней Руси готовили ещё и канун (сыту) из бобов с добавлением мёда и сахара, а также кисель. Сегодня выбор блюд остается за хозяйкой, хотя во время Великого поста он немного сужается. Не стоит забывать по окончании поминок раздать остатки гостям, чтобы они помянули умершего дома с теми, кто не пришел на поминальный обед.

Тема поминок меня все никак не хочет отпустить. Совсем недавно написала об этом две статьи – по поводу организации и проведения годин, и о мусульманских поминальных традициях. Эти материалы прочитали несколько моих знакомых и затеяли со мной дискуссию.

Одна из них – дама в солидном возрасте – осудила меня за то, что я очень много пишу о еде и мало – о духовной составляющей поминальных мероприятий (хотя я сама так не считаю). Еще несколько человек упрекнули за упущение: я ничего не рассказала о поминках во время поста . Вот такой упрек действительно справедлив . И теперь пришла пора исправить оплошность. К этому меня подстегнул еще и один случай, который произошел на поминках моей двоюродной тети. Они состоялись совсем недавно, в недавно прошедший Рождественский пост , и были, мягко говоря, испорчены из-за недальновидности их организаторов.

Особенности организации и оформления поминального стола в пост (какие можно ставить блюда, какие нельзя, как себя вести за столом)

Дело в том, что моя родня со стороны отца не слишком религиозна и по поводу постов в принципе не заморачивается. Кажется, они и не знают толком, когда те посты вообще бывают. А незадолго до Нового года случились сороковины нашей тетушки – матери двоюродных братьев как раз по отцовской линии. Первые поминки (на которых я тоже была, конечно) прошли тихо и мирно в маленьком кафе и с участием только самых близких. А в этом случае все вышло менее идиллично.

Как я уже заметила, дело происходило во время поста, да еще и в среду. Людей пришло немало, так как тетя Валя была личностью известной в определенных кругах. Она много лет служила в консерватории – пела. И на сороковины собрались, кроме родни, ее бывшие коллеги и даже некоторые поклонники. Стол был накрыт традиционно поминальный, однако не постный. Это-то и вызвало недоразумение. Многие подружки и сослуживицы тети, как выяснилось, стали очень религиозными и теперь поют в церковных хорах. Вначале они просто сидели очень недовольные, ничего не ели и возмущенно переглядывались. Но когда родня начала говорить о покойной «под водочку», чуть не произошел настоящий скандал. Дамы стали выражать недовольство уже в открытую. Потом они встали, прочитали-пропели 17-ю кафизму и дружно ушли. Родня моя была сконфужена, а поминки скомканы.

Потом мои братья и их жены очень ругали старушек, посмевших так вызывающие выразить протест против происходящего. Если честно, я с ними спорить не стала. Зачем? Их бы, раздраженных и обиженных, в тот момент я все равно ни в чем не убедила. Но по факту с их позицией я не согласна в корне. Ведь, готовя такое сложное и деликатное ритуальное мероприятие, нужно все как следует продумать. Если поминки проводятся в пост и на них приглашаются верующие, а тем более воцерковленные люди, то и стол, и регламент должны соответствовать ситуации. То, что сами организаторы далеки от православных традиций, не освобождает их от необходимости уважать чужие убеждения и этические чувства.

Психология поминок всегда была тесно связана с их религиозным значением


Вначале их проводили, чтобы выразить свое почтение к уходящему в иной мир покойнику. Поминальные мероприятия, которые принято организовывать не только в России, но и в большинстве других стран, имеют древнее языческое происхождение. А язычники всегда придавали совместной трапезе мистическое и ритуальное значение. Считалось, что на погребальных тризнах мертвые едят и пьют вместе с живыми, поэтому именно застолье всегда было центром любых поминок. В наше время своих покойных поминают отчасти просто по обычаю, а отчасти для того, чтобы собрать за столом всех, кто был близок покойному. Родственникам бывает важно, чтобы люди сказали о нем хорошие слова, пожалели о его уходе. Многим это облегчает горе, помогает сбросить страшное эмоциональное напряжение, вызванное смертью. Современные мировые религии говорят о том, что поминать покойных надо молитвой и милостыней, а не едой или (тем более!) выпивкой . Отлетевшей душе важно, чтобы живые отмаливали у Господа все вольные или невольные грехи усопшего. Но прямого запрета на поминальные столы не одна из религий не накладывает, поэтому традиция эта продолжает существовать.

Люди поминают своих умерших в том числе и в посты . При этом, как показывает жизнь, к организации поминок в постные дни, а тем более в период длительных постов надо подходить особенно внимательно. Если семья, которая устраивает такие трапезы, не религиозна, но в поминальных мероприятиях предполагается участие верующих людей, то подумать об их чувствах будет просто хорошим тоном. Ну а христианам и вовсе не стоит забывать о требованиях поста . Иначе скоромными поминками можно не только не помочь душе покойного (для чего, по идее, все и затевается), но и повредить ей.

Значение п
оста
в христианской культуре очень велико. Пост – это прежде всего воздержание, которое мы совершаем во имя Иисуса Христа. Так мы жертвуем своими телесными удовольствиями в пользу духовной жизни. Большинство людей воспринимают это время, в первую очередь, как необходимость временного отказа от определенных видов пищи и питья. В основном, от мясного, молочного, жирного, от всяких роскошных яств. И, конечно, от спиртного. Перечень нежелательных продуктов у разных людей бывает неодинаковым. Например, больные, беременные, дети и люди, которые по жизни связаны с большими физическими нагрузками, не постятся вообще или ограничивают себя частично. Однако в пост недостаточно только не есть скоромного. Иоанн Дамаскин как-то верно подметил, что в таком случае святыми были бы все коровы. А один мой знакомый остроумно сказал, что пост многие воспринимают только как «вкушение священного картофеля» и при этом грешат хуже неверующих: ругаются, гордятся, осуждают всех вокруг. На самом деле, кроме физического воздержания, очень важны молитва и духовное совершенствование.

Христианские посты бывают:

Однодневные – это

  • каждые среда и пятница (дни предательства и распятия Спасителя);
  • крещенский сочельник;
  • день усекновения главы Иоанна Крестителя;
  • праздник Воздвижения Креста Господня.

Многодневных постов четыре:

Конечно, степень строгости поста может варьироваться индивидуально. Сами священнослужители говорят, что в вере все должны брать на себя посильную ношу. Фанатизм и чрезмерность никогда ни к чему хорошему не приводят.

Вот был у меня в жизни случай, противоположный тому, что я описала в самом начале. В студенчестве я жила на квартире у одной бабули. Она была очень набожная, постоянно ходила в церковь, читала Библию, молитвы. И постилась, конечно. Причем старалась придерживаться монашеского поста – с сыроедением и всеми прочими строгими ограничениями. При этом баба Шура была большой любительницей покушать, и после окончания постного периода просто-таки набрасывалась на яйца и мясо. Дело доходило до больницы, так как старческий организм был в шоке от таких резких перемен в питании. И вот однажды она пошла на поминки примерно в середине какого-то поста (кажется, Петрова). Стол там был скоромный, соблазнительный, и бабушка не удержалась. Она так наелась с голодухи, что дело кончилось операцией по поводу желчного пузыря. Который ей благополучно и вырезали.

Это я к тому, что во всем должна быть мера. И поминальный стол во время постов, даже в среду и пятницу, не обязательно делать совсем уж скудным. Не возбраняется поминать и в Великий пост, только 9-й, 40-й дни и годины с будней лучше переносить на выходные. А если день похорон вышел на среду или пятницу, то на стол по правилам подается всякая растительная пища без какого-либо масла. Но в наши довольно изобильные продуктами времена можно достойно выйти и из этого непростого положения.

Меню постных поминок

может быть удивительно разнообразным. Причем основные традиционные кушанья и в этом случае остаются прежними, только готовятся они без использования продуктов животного происхождения.

  1. Кутья. Говорят, что это блюдо имеет греческое
    происхождение, а само слово переводится как «вареная пшеница».
    В Древней Греции кашу (в основном ячменную) с фруктами посвящали покойным предкам. А в христианской Византии она стала освящаться в храмах. Там ее называли колиба , что соответствует другому нашему названию кутьи – коливо . Есть и еще наименования кушанья: канун, сыта и сочиво. Его готовят из вареного риса, пшеницы, ячменя. В кашу добавляют медовую воду, изюм, иногда мак и орехи. Сами зерна – основа кутьи – символизируют возрождение, бессмертие. Сладость и разные вкусные добавки в ней – это знак благости вечной жизни на Небесах. Такую кутью освящают в церкви, с нее начинается любая поминальная трапеза.
  2. Блины и оладьи готовят без яиц и на воде. Они считаются символами солнца, умирающего вечером и воскресающего с рассветом. Их едят после кутьи. На постный стол хорошо подать для этого розетки с медом.
  3. Принятые у нас на поминках первые блюда тоже очень выручают в пост . Можно сварить или заказать борщ с фасолью, лапшу на овощном отваре, похлебку из круп и картофеля. Считают, что пар от горячего помогает душе подняться в небо.
  4. На второе подают разные каши с постным маслом или салаты из свеклы, моркови, репы, редьки и т.д. Каши, как и кутья, ассоциируются с вечностью бытия. А с точки зрения гастрономической – разнообразят стол. Можно приготовить каши из гречки, перловки, того же риса и т. д. Главное – на воде.
  5. В пост часто бывает разрешена и рыба. Ее готовят на такие поминки жареную, печеную. Подают селедку и салаты с ней (тот же под шубой с постным майонезом), шпроты и прочие консервы, рыбные пироги. На греческом название рыбы звучит как ихтиос . После появления христианства слово сразу стало восприниматься как аббревиатура, в которой закодировано имя Иисуса. А сама рыба в ранний период развития религии была тесно связана с символикой спасителя. Поэтому на христианских столах рыбные блюда стали рассматриваться знаком христианской веры.
  6. В поминальные пироги , кроме рыбной начинки
    , можно положить рис, гречку, фасоль, щавель с медом, картофель, капусту, морковку. Постных начинок очень много, а мучное на русском поминальном столе всегда было традиционным.
  7. Кроме этих блюд, на стол ставят разные овощные салаты и нарезки, жареные и соленые (маринованные) грибы, прочие соленья . Допустимы и фрукты: бананы, цитрусовые, яблоки. Только не переборщите с разносолами: пост – не время для чревоугодия.

В качестве напитков подают традиционные квас, компот, кисель, медовая вода . Для желающих можно запасти минералки, газировки и покупных соков. Относительно спиртных напитков существуют разночтения. Некоторые утверждают (и в чем-то они правы), что в некоторые дни поста , когда разрешено вино, на поминках можно выпить спиртного. Однако сама Церковь считает, что делать это совсем не обязательно, чтобы не превращать все в обычное мирское застолье. Особенно строгий запрет на это дело священники налагают в Великий пост .

Поведение на поминальных мероприятиях

в постные дни почти не отличается от того, как надо держать себя в таких случаях вообще. То есть за столом недопустимы развеселые беседы и вообще громкий разговор и общение на посторонние темы. Одежда на пришедших должна быть спокойных, желательно темных тонов. Наряжаться как-то особо – это и дурной тон, и нарушение обычаев . Женщинам желательно не накладывать на лицо заметный макияж. Лучше, конечно, вообще не краситься. И не приходите на поминки незваными.


Считается важным заказать службы
в церкви. В частности, 40 литургий. Очень хорошо обратиться для этого в разные монастыри, так как в них идут ежедневные службы. Многие заказывают годовое чтение церковной Псалтири. Ну и конечно, ставят заупокойные свечи и молятся – и в храме, и дома. И еще подают милостыню. Воцерковленные люди вообще в пост ограничиваются лишь церковным поминанием, а гражданские застолья считают совершенно лишними.

Я думаю, в этом есть смысл. Ведь для души главное – молитва, отмаливание ее грехов. Но все-таки имеется что-то и в общем застолье. Если, конечно, еда и, главное, выпивка не становятся для собравшихся основным поводом встречи. После хороших, правильных поминок есть ощущение того, что душа «отпущена». И смягчено горе. И пришло смирение, понимание неизбежного. Просто в постные дни можно время застолья сделать покороче, речей слишком длинных избегать, стараться не делать прощальные слова похожими на тосты – как это произошло на поминальном вечере у моих двоюродных. Попробуйте совместить строгую духовность веры и канона и искреннюю душевность людей, которые любили ушедшего и поэтому пришли сюда. Это и будет, наверное, ближе всего к идеалу.

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

Дух, душа и тело - творения Божьи. Если тело имеет временную природу, то дух и душа живут вечно. Задача человечества так прожить земную жизнь, соблюдая заповеди Божьи, чтобы после смерти увидеть Царство Небесное.

Поминки на 9 дней после смерти - важный ритуал, помогающий умершему отойти в мир иной, а живым простить и отпустить его.

Где находится душа 9 дней после смерти

По канонам православия душа новопреставленного не сразу отправляется по Божьему предназначению, она 40 дней находится на земле после оставления тела.

В эти дни родные, близкие постоянно молятся за ушедшего в мир иной, по-особому отмечая 3, 9 и 40 день.

Главное разобраться, почему так важны эти дни, чтобы правильно провести поминки на 9 дней после смерти. Девять дней после смерти: смысл поминок состоит в молитвах за умершего перед Богом.

Число 9 является сакральным числом. После смерти тело покоится, укрытое землей, а душа продолжает находиться на земле. Прошло девять дней после похорон, что это значит для души умершего?

Загробная жизнь начинается с первого дня. На третьи сутки душа отходит из дома, отправляется в девятидневное хождение. Шесть дней усопший проходит особый путь, готовясь к личной встрече с Всевышним. этот путь заканчивается.

В дополнение:

Поминки на 9 дней после смерти помогают новопреставленному с трепетом и страхом оказаться перед престолом Бога - Судьи.

Именно девятидневное пребывание на посмертном пути заканчивает выбор ангелов-защитников, которые станут адвокатами перед Царем царей на Божьем суде.

Каждый из ангелов будет просить Бога о помиловании, представляя свидетельства праведной жизни ушедшего из жизни человека.

Три дня ангел-хранитель пребывает с душой около живых, а на четверные сутки усопший попадает в рай для знакомства.

Приговор Божьего суда еще не прозвучал, каждый новопреставленный попадает на райские просторы, чтобы отдохнуть от боли, преследовавшей его на земле. Здесь же умершему человеку показываются все его грехи.

Свечи на кладбище

Значение 9 дней

На девятый день ангелы приводят новопреставленного к престолу Бога, после разговора с Всевышним Богом душа отправляется в ад.

Это не окончательное Божье решение. Во время адского путешествия начинаются мытарства умершего, которые заключаются в прохождении испытаний. Сложность и глубины их зависят от греховных искушений, которые встретятся почившему во время путешествия по адскому пути. Души умерших, которые во время этого путешествия покажут, что добро побеждает зло, могут рассчитывать на прощение на Божьем суде.

Важность девятого дня после смерти человека - умерший все еще не определен Богом на своем пути. Молитвы, воспоминания родственников и друзей оказывают неоспоримую помощь ушедшему. Их воспоминания о жизни новопреставленного, его добрых делах, прощение обиженных приносят успокоение уходящей душе.

Также смотрите:

По православным традициям нельзя постоянно лить слезы об умершем человеке, удерживая таким образом его душу на земле. Обретая покой, родные и близкие дарят успокоение ушедшему родственнику, который, уходя, уже не заботится об оставленных им людях.

Проходя дорогой ада, грешники получают возможность раскаяться, молитвы живых оказываются сильной поддержкой для них во время непростого путешествия.

Важно! На девятый день принято заказывать молебен, который заканчивается поминками. Молитвой, звучащие во время поминовения, помогают умершему человеку пройти адские испытания.

Молитвы живых наполнены просьбами присоединить усопшего к ангелам. Если Богу будет угодно, тогда умерший родной человек станет ангелом-хранителем кого-то из близких людей.

Как правильно посчитать 9 дней

При расчете этого сакрального дня имеет значение не только день, но время смерти. Поминки устраивают не позже девятых суток, а чаще всего это делают на день раньше, но никак не позже.

Если человек умер после обеда, то поминки следует делать через 8 дней . Дата смерти не связана со временем похорон. По православной традиции, тело предают земле на вторые, третьи сутки, но бывают случаи, что дата погребения переносится на шестой и седьмой день.

Исходя из этого, дату поминок исчисляют в зависимости от времени смерти.

Поминки по традициям православия

Поминки не являются простым ритуалом. На девятый день родственники и близкие собираются на обед, чтобы отдать дань памяти умершему, оставив в своем сознании лучшие моменты из его жизни.

На поминальный обед не принято приглашать людей, они приходят сами. Безусловно, следует уточнить, где и когда происходить это событие, предупредить родных о своем желании присутствовать на обеде.

Начинают и заканчивают поминовение Господней молитвой.

Молитва «Отче наш»

Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Мало кто из людей специально изучает погребальные, поминальные ритуалы и традиции, но никто не может избежать участи хоронить или поминать кого-то из близких.

Как правильно накрыть стол

Поминальный обед не имеет ничего общего с празднованием. Во время поминовения умершего не может быть веселья, песен или смеха .

Алкогольные напитки, вызывающие неподобное случаю поведение, не рекомендованы церковью.

А во время поминок люди молятся о прощении прегрешений живым и мертвым. Предание пьянству во время поминовения девяти дней может нанести вред усопшему.

После молитвы каждый присутствующий на поминальном обеде человек накладывает в свою тарелку кутью, специально приготовленное и освященное в церкви блюдо.

Совет! Бывают такие ситуации, когда нет возможности освятить поминальное блюдо в церкви, тогда можно сбрызнуть его трижды святой водой.

Каждый регион имеет свои традиции приготовления этого блюда. Главными ингредиентами кутьи является мед и зерно:

  • пшеница;
  • кукуруза;
  • пшено.

Зерно выбрано не случайно. Оно имеет сакральный смысл. Как умирает семя при приготовлении кутьи, так умирает человек. Он может возродиться в новом облике, воскреснув в Царстве Небесном. Мед и мак добавляют в кутью, чтобы пожелать новопреставленному райскую жизнь.

Изюм, орехи не всегда присутствуют в постной кутье, ведь их символика - благополучная, здоровая жизнь.

Сладости, такие как варенье, мед или сахар, добавляются как символы сладостного райского пребывания.

Не следует превращать поминки в простое поедание пищи. Это время воспоминаний об умершем и утешения близких.

Правила поведения во время поминального обеда

Начинают поминальный обед с первого блюда, как правило, это борщ.

Поминальное меню обязательно содержит кашу, часто это горох, к которому подают рыбу, котлеты или птицу.

Выбор холодных закусок также во власти принимающей стороны.

Из напитков на столах присутствует взвар или компоты. На окончание трапезы подают пирожки со сладкой начинкой или тонкие блины с маком или творогом.

Совет! Не стоит готовить изобилие еды, чтобы не впасть в чревоугодие.

Создавать ритуалы во время принятия поминальной пищи - выдумка людей. Скромная трапеза не является основным событием этого дня. Собравшиеся люди во время приема пищи тихо вспоминают об ушедшем из жизни человеке.

Также читайте:

Не рекомендуется говорить об плохих поступках или чертах характера ушедшего. Церковь призывает не заострять внимание присутствующих на том, что усопший был далеко не ангел, чтобы не навредить ему во время путешествия по аду.

Любой грех во время проведения поминок на 9 день может навредить усопшему.

Негативизм, высветленный при поминовении, является подталкиванием умершего человека к страшному приговору.

Всю еду, оставшуюся после поминального обеда, рекомендуется раздать бедным родственникам, нуждающимся соседям или просто нищим.

Важно! Если девятину отмечают в пост, тогда поминальный обед переносят на ближайшие выходные и вносят коррективы в меню. Для людей, не придерживающихся постов, можно мясные блюда заменить рыбными.

Великий пост накладывает особенно строгий запрет на спиртное.

Имеет ли значение вид одежды

При проведении поминального обеда читаются молитвы, поэтому женщины покрывают свои головы платками или шарфами. На 9 день платки черного цвета могут быть только у близких родственников, как знак особой печали.

Мужчины наоборот, снимают головные уборы, предстают перед Богом в молитве с непокрытой головой.

Свечи за упокой в церкви

Поведение в церкви

Для православных родственников присутствие на заупокойной службе по случаю девяти дней обязательно.

Все присутствующие в храме люди за упокой умершего по такому распорядку:

  1. Вначале следует подойти к иконе, около которой стоят свечи на упокой, как правило, это изображения распятого Иисуса, перекреститься.
  2. Предварительно приобретенную свечу зажигают от других горящих свечей. Если таковых нет, тогда допускается зажигание от огня из лампадки. Запрещается использование спичек или зажигалок, принесенных с собой.
  3. Установить зажженную свечу на свободное место. Предварительно можно немного расплавить нижний край свечки, чтобы та стояла устойчиво.
  4. Попросить Бога упокоить душу усопшего человека, при этом следует назвать его полное имя.
  5. Перекреститься, сделать поклон и тихо отойти от светильника.

Для молитвы за упокой подсвечники, расположенные по левую сторону храма, сделаны в прямоугольной форме в отличие от круглых столов со свечами за здравие.

Свечи, поставленные в храме, символизируют коллективную просьбу, молитву за новопреставленного.

Молясь за упокой души ушедшего в загробный мир, в Небеса посылаются просьбы о великой милости Бога к грешному новопреставленному человеку. Чем больше людей молится о даровании прощения, тем ниже опускается чаша весов с прощением.

Просить можно как Бога, так ангелов, Святых угодников.

Молитва за умерших на 9 день

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших;

создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя - правда во веки, и слово Твое - истина. Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Как вести себя на кладбище

  1. После поминальной службы присутствующие на ней люди отравляются на кладбище, принося цветы.
  2. На могиле следует зажечь лампадку, прочитать молитву «Отче наш», если нет приглашенного священника для чтения литии.
  3. Несколько человек вслух говорят об умершем человеке, остальные вспоминают его мысленно. Не рекомендуется во время посещения кладбища вести мирские беседы, разговаривая на посторонние темы.
  4. Запрещается устраивать поминальную трапезу около могилы, тем более распивать спиртные напитки. Это может навредить душевному состоянию усопшего.
  5. Не оставляют еду на могиле новопреставленного. Почтить память об усопшем просят малоимущих, раздавая, как милость, им сладости, булочки, пирожки и конфеты. Это могут быть и деньги, пожертвованные нищим. Решение в этом случае только за родственниками.
  6. Уходя с кладбища, надо погасить лампадку, чтобы не вызвать пожара на могиле.

Мольбы, прошения и молитвы близких людей способны вымолить у Бога прощение ушедшему в Небеса родному человеку, представшему перед Всевышним на девятый день.

Посмотрите видео о девятом дне

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»