Маск отправил «Теслу» на Falcon Heavy на миллионы лет в космос.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

И столкнулись с тем, что ряды исследователей космических агентств полнятся вовсе не занудами, а вполне даже поэтичными, романтичными и остроумными людьми. Этот вывод можно сделать хотя бы по списку того, что учёные умудрились запустить в космос за последние 50 лет его исследования. 10 самых необычных, занятных и странных вещей из него - в материале ниже.

Космическое кладбище

Мало кто задумывается, что в космосе - на околоземной и лунной орбитах - находятся множество останков умерших людей. Космические захоронения последние 20 лет набирают популярность, и на данный момент нашу планету покинули уже более 600 образцов праха. Среди них много останков знаменитостей и выдающихся личностей. Например, прах американского астронома Клайда Томбо, который первым открыл Плутон, бороздит просторы космоса на автоматической межпланетной станции «Новые горизонты», запущенной к тому самому Плутону в 2006 году.

В космосе также «захоронены» части останков трёх землян , причастных к созданию научно-фантастической медиафраншизы «Звёздный путь», включая положившего начало эпопее Джина Родденберри, а также Джеймса Духана и Маджел Бэррет, исполнявших роли Монтгомери Скотта и Кристин Чапел.


К наиболее известным захороненным на орбите личностям относится Тимоти Лири, американский писатель, психолог, участник кампании по исследованиям психоделических препаратов.

Как правило, прах умерших отправляют в космос в ходе плановых запусков ракет в небольших капсулах, размером с губную помаду. Организацией таких символических похорон занимается несколько компаний. Не так давно бывший специалист NASA запустил собственный проект Elysium Space , который предложил доступные расценки: за столь необычный ритуал захоронения компания берёт чуть меньше двух тысяч долларов. Родственникам даже даётся возможность следить за местоположением останков при помощи мобильного приложения .

Цветовая диаграмма

созданная Дэмиеном Херстом

В 2003 году вместе с посадочным модулем «Бигль-2 » была отправлена работа Дэмиена Херста. На этот раз объект, созданный английским художником, получил чисто утилитарное назначение - 26-граммовая металлическая пластина неправильной формы с разноцветными кружками должна была использоваться в качестве цветовой диаграммы для калибровки камеры, микроскопа и спектрометра. Это был первый случай, когда предмет современного искусства не просто был запущен в космос, но и оказался на поверхности другой планеты - Марса.


Предполагалось, что аппарат проработает на поверхности Красной планеты около 180 дней с возможным продлением миссии. Посадка, состоявшаяся 25 декабря 2003 года, вроде бы прошла удачно, однако аппарат на связь так и не вышел, и дальнейшая судьба этого шедевра Хёрста неизвестна.


Световой меч
Люка Скайуокера

23 октября 2007 в ходе планового запуска шаттла «Дискавери» на МКС было доставлено необходимое оборудование для установки узла номер два (Harmony) , а также команда из семи астронавтов. Вероятно, для того чтобы «да пребывала с экипажем Сила», помимо научного груза шаттл увёз в космос оригинальный лазерный меч Люка Скайуокера, который актёр Марк Хэмилл использовал в бою против Дарта Вейдера. Таким образом NASA решило отпраздновать тридцатилетие киноэпоса «Звёздные войны».

«Может он и не попадёт в одну далёкую, далёкую галактику, но всё-таки это путешествие протяженностью шесть миллионов миль, и это очень здорово», - сказал Дуг Мэттис из NASA. Артефакт благополучно вернулся из космоса, и в настоящее время меч можно увидеть в коллекции Космического центра имени Линдона Джонсона.

Фигурка
Базз Лайтера

«История игрушек»

Базз Лайтер, игрушечный астронавт из мультфильма «История игрушек», отправился в космос в 2008 году вместе с миссией STS-124. Он «прожил» на Международной космической станции более 450 дней. По возвращении на Землю 11 сентября 2009 года фигурка возглавила парад в парке Walt Disney World вместе с Баззом Олдрином - вторым человеком, ступившим на поверхность Луны (после командира миссии Нила Армстронга).

Естественно, игрушка оказалась в космосе не просто так. Путешествие Базза Лайтера было приурочено к открытию аттракционов Toy Story Mania! в парках Disney World и Disneyland. Астронавты же в свою очередь оправдывали наличие игрушки на борту станции демонстрацией экспериментов с микрогравитацией.

Студенты и школьники должны были описывать, как ведёт себя фигурка на Земле, и предсказать, как она проявит себя в условиях микрогравитации. Сравнить свои прогнозы с реальностью они могли, посмотрев ролик, снятый астронавтами.


Послания внеземным цивилизациям

На борту и Voyager, и на Voyager 1 были оставлены любопытные послания для внеземных цивилизаций, хотя вероятность того, что когда-нибудь они найдут адресата, крайне мала - Voyager 1 может приблизиться к звезде Gliese 445 только через 40 тысяч лет. По золотым пластинкам можно примерно понять, что из себя представляет жизнь на Земле. Самая известная из них содержит изображение голых мужчины и женщины (мужчина при этом поднимает руку в приветственном жесте) в окружении схематичного изображения Солнечной системы, космического корабля и пояснительных знаков. Изображение, однако, вызвало некоторые опасения в обществе, так как многие сочли его порнографическим.


Также в составе посылки была пластинка со звуками Земли (все их можно послушать на сайте NASA) и инструкцией по использованию, простейшие арифметические уравнения, фотографии других планет, схема человеческого размножения и ДНК. Среди других любопытных предметов была фотография людей, кусающих, лижущих еду и пьющих воду, фотография рентгеновского изображения, схема эволюции (от рыбы к человеку) и представители разных рас за рутинной деятельностью .

Семейный портрет

Фото семьи астронавта
Дьюка с планеты Земля

Чарльз Дьюк в 1972 году стал самым молодым астронавтом, побывавшим на Луне. Но ему было мало того, что он прогулялся по её поверхности в составе экспедиции Аполлон-16 , он решил прихватить с собой на спутник Земли портрет своей семьи - с женой Дотти и сыновьями Чарльзом и Томом, и оставить этот сувенир там навсегда. Чтобы все узнали о его поступке, он запечатлел брошенную на каменистый ландшафт фотографию на свой Hasselblad. Астронавт предварительно подписал её: «Это семья астронавта Дьюка с планеты Земля. Высадка на Луне в апреле 1972 года».

В списке личных вещей, которые астронавты брали с собой на Луну, были и более экзотические вещи, например, деревянный фрагмент левого пропеллера и кусочек ткани от левого верхнего крыла самолёта «Флайер» братьев Райт. Их прихватил с собой Нил Армстронг. Олдрин же, по просьбе своего отца, взял с собой автобиографию одного из пионеров ракетной техники Роберта Годдарда (это была первая книга, побывавшая на Луне) и потир, ставший первым сосудом для причастия в космосе.


Фигурки LEGO

Космический аппарат Juno, который по планам NASA должен достичь Юпитера в 2016 году, имеет на борту необычный груз: три мини-фигурки LEGO, изображающие Галилео Галилея и римских богов Юпитера и Юнону.
Специалисты NASA, которые, как оказалось, любят конструкторы не меньше нашего, обратились к компании LEGO, а те в свою очередь не пожалели $15000 на производство специальных фигурок.

Игрушки сделаны не из пластика, а из алюминия, чтобы выдержать экстремальные условия и большие перепады температур. Каждый персонаж был выбран неслучайно: Галилей был первым, кто использовал телескоп для наблюдения небесных тел, и с его же помощью он открыл четыре спутника Юпитера в 1610 году. Другие две фигурки отсылают к греческой и римской мифологии и названиям планеты назначения и самого космического зонда. Дело в том, что, согласно легенде, бог Юпитер прятал за завесой облаков свои проказы, но его жена, богиня Юнона (англ Juno) , была в состоянии увидеть истинную природу Юпитера сквозь эти облака. Фигурка Юноны держит в руках увеличительное стекло, а фигурка Юпитера - молнию.

Помимо фигурок на борту зонда также есть табличка, представленная Итальянским космическим агентством. На ней изображён сам Галилей, а также надпись, сделанная им в январе 1610 года, когда он впервые наблюдал луны Юпитера.

Плюшевый медведь Борис

Игрушка, помогающая определить, когда экипаж попадает в невесомость

Известно, что российские космонавты очень суеверны, и на многих фотографиях с отечественным экипажем космических миссий можно заметить один странный талисман - небольшого игрушечного медведя. Прозванный космонавтами Борисом, мишка, подвешенный на веревке между камерой и командой, позволяет наземным диспетчерам лучше всяких приборов определить, когда экипаж попадает в невесомость. Плюшевую игрушку можно увидеть в видео с запуска космического туриста Чарльза Симони на космическую станцию ​​в 2007 году (лучше промотать ролик на 2 минуты вперёд).

видео с Запуском ракеты Союз ТМА-10


Артефакт английских поселенцев Джеймстауна

Примерно в 1611 году один из английских кораблей за несколько месяцев пересёк Атлантический океан и направился в Джеймстаун - первое поселение англичан на территории современных США, основанное несколькими годами ранее. Ящики с багажом этих отчаянных людей, ищущих лучшей жизни в Новом Свете, были помечены металлическими табличками Yames Towne. Одна из тех самых табличек была обнаружена археологами на дне колодца

в 2006 году. Уже в июне 2007 года в рамках празднования 400-летия со дня основания Джеймстауна космический челнок NASA «Атлантис» вывел этот кусок свинца на околоземную орбиту, после чего он пересёк Атлантический океан, на этот раз всего за несколько минут. Табличка была возвращена на Землю в музей Archaearium, где собраны многие артефакты, принадлежащие первым американцам Джеймстауна.

Мячи и клюшка для гольфа

Алан Шепард - первый и, по всей вероятности, единственный человек, сыгравший в гольф на Луне

Мячи и клюшку взял с собой в космос первый американский астроном Алан Шепард - он же первый и, по всей вероятности, единственный человек, сыгравший в гольф на Луне. Как объясняет NASA, таким образом он не только повеселился, но и внёс существенный вклад в науку - траектория полёта мяча наглядно демонстрировала, насколько слабее гравитация на Луне. Сохранилась и видеосъёмка эксперимента.

Сам Шепард вспоминал, что мяч улетел на «мили и мили», однако астрофизик-теоретик Этан Сигел чуть уточнил высказывание астронавта. По его мнению, наиболее вероятно, что мяч провёл в полете 70 секунд и улетел на четыре километра, что практически в восемь раз превышало существующий на тот момент земной рекорд.

Cover image via courtesy The Lego Group photos via Celestis & beagle2.com

Легче «Союзу» пролететь через игольное ушко, чем спокойно поговорить в интернете о состоянии дел в российской космонавтике. Причина проста - искушению черно-белого мышления поддаются слишком многие, и в обсуждениях сталкиваются крайние позиции. Одни считают, что NASA пропадает без российских двигателей и мест на пилотируемых кораблях, другие уверены, что Роскосмос давно уже последнюю ракету под мостом без соли доедает. Реальность где-то между этими крайностями, но обсуждения обычно вместо поиска истины скатываются в ругань. Понимая эти риски, все-таки попробуем тезисно поговорить о том, в каком состоянии находится российская космонавтика.

Количество пусков

Тринадцать лет подряд Россия лидировала по количеству космических запусков. Но в 2016 году нас обогнали США и - впервые - Китай. В 2017 году одна частная компания SpaceX имеет шансы обогнать Россию по количеству запусков. Наше лидерство по этому параметру было предметом гордости, и его потеря стала поводом для расстройства. Насколько оно обосновано?


Количество пусков по странам с 2004 года

Большое количество российских запусков в последние годы имеет сразу несколько причин. Во-первых, развертывались прикладные спутниковые группировки - ГЛОНАСС для навигации, «Экспресс», «Ямал» для связи, «Ресурс» для дистанционного зондирования Земли, военные спутники. Во-вторых, активно запускались иностранные космические аппараты по коммерческим контрактам.

Когда в 90-х годах российские ракеты-носители вышли на мировой рынок, они оказались дешевыми и были очень востребованы.

Специально созданная компания ILS предлагала выгодные цены на «Протоны», и с 1996 года было произведено уже 98 пусков на самую коммерчески востребованную геостационарную орбиту. В-третьих, по пилотируемой программе каждый год стартует 4 «Союза» с космонавтами и 4–5 грузовых «Прогрессов», это уже как минимум 8 пусков в год.

Сейчас ГЛОНАСС развернута и требует меньшего количества запусков для поддержания группировки. С коммерческими контрактами ситуация ухудшилась: на рынок пусковых услуг пришла частная компания SpaceX, составив конкуренцию ценам ILS. В 2016 году авария «Протона» не привела к потере полезной нагрузки, спутник был успешно выведен на целевую орбиту, но расследование происшествия наложилось на обнаружение неправильного припоя в двигателях, и в результате «Протон» не летал почти год. Даже в пилотируемой программе убрали один грузовой «Прогресс», из-за чего пришлось сократить российский экипаж МКС с 3 человек до 2.


Парадоксально, но сокращение пусков является следствием и одной хорошей причины. В 80-е годы СССР производил в районе сотни пусков в год, но его связные спутники «Стрела» могли работать на орбите только полгода, а разведывательные «Зениты» - всего две недели.

Когда срок активного существования спутников настолько мал, он сводит на нет эффект от большого количества запусков. Сейчас наши спутники стали работать на орбите гораздо дольше, поэтому и запускать новые на замену нужно реже.

Также параллельно идет процесс замены ракет-носителей. Старые «Космос» и «Циклон» уже не летают, конверсионные «Днепры» тоже постепенно заканчивают свою карьеру. И если новый легкий «Союз-2.1в», впервые полетевший в конце 2013 года, в июне 2017 стартовал уже в третий раз, то у «Ангары» дела идут менее успешно. После двух испытательных пусков в 2014 году она до сих пор не начала летать с настоящими спутниками. Дело не только в устранении неизбежных замечаний после первых - пусть и успешных - пусков. Центр имени Хруничева, на котором производится «Ангара», переносит производство ракет в Омск и сокращает площади в Москве на 80 % . На фоне этих пертурбаций задержка с серийным производством, увы, закономерна.


Аварийность

Распространено мнение, что наши ракеты постоянно падают. Но статистика это не подтверждает. Если посмотреть относительную аварийность (количество аварий, разделенное на количество ракет), то видно, что показатели российской космонавтики находятся на сравнимом с другими странами уровне.


Относительная аварийность ведущих космических держав с 2004 года, потеря полезной нагрузки 1 балл, авария без потери полезной нагрузки - 0,5 балла

Кроме Европейского космического агентства, отличающегося почти нулевой аварийностью (причем единственное происшествие в 2014 году связано с нештатной работой российского блока «Фрегат» - спутники были выведены на нерасчетную орбиту, но успешно эксплуатируются), Россия, США и Китай показывают примерно одинаковую аварийность.

Почему же миф о постоянно падающих наших ракетах так живуч?

Во-первых, работа СМИ построена так, что успешный запуск проходит с минимальным освещением, а вот авария обращает на себя гораздо больше внимания. Во-вторых, космонавтика воспринимается как составная часть престижа страны, поэтому есть силы, которые всячески подхватывают новости об авариях, чтобы использовать их для доказательства того, что «в стране все плохо». Существует целый список мемов, который регулярно достается по любому поводу и лично у меня уже в зубах навяз. В-третьих, сама психология человека тяготеет к черно-белому мышлению, а для рационального анализа требуются интеллектуальные усилия. Ну и в-четвертых, несмотря на действительно хорошие усилия Роскосмоса по пиару, многое можно было бы сделать лучше.


Пиар

Можно услышать мнение, что дела у Роскосмоса идут хорошо, но он не умеет пиариться. Это не совсем верно - пиар-активность Роскосмоса довольно заметна. У агентства есть активно ведущиеся страницы в социальных сетях . Космонавты участвуют в эфирах, ведут свои страницы, и, например, в Instagram фотографии с орбиты весьма популярны . В 2016 году большие усилия были затрачены на слоган «Подними голову!».

Много хороших слов можно сказать о ТВ Роскосмоса. Они выпускают на YouTube две еженедельные передачи (до недавнего времени одна выходила на «России 24»), делают хорошие фильмы. Благодаря им мы можем подробно узнать о том, как тренируются космонавты.

Также они создали хорошую видеоэнциклопедию «Космонавты» и сумели выпустить очень симпатичные ролики по астрономии «а что, если бы».

В то же время возникает ощущение, что работе не хватает ресурсов и системности. Например, старт пилотируемого корабля - важное и волнующее событие. Но нет его равномерного и заметного освещения. Иногда выделяется больше ресурсов, пуск комментируют и пытаются обратить на него больше общественного внимания. Но временами, наоборот, качество работы проседает. Когда 28 июля стартовал пилотируемый «Союз», Северо-Западная Федерация космонавтики (энтузиасты-популяризаторы, не входящие в структуру Роскосмоса) организовала показ пуска на фестивале «Старкон». Но конкретно в этот раз качество трансляции было одним из худших за несколько последних лет, и это смазало старания людей. Увы, но за равномерно качественным освещением пуска приходится идти на NASA TV.

К сожалению, не заметно, чтобы на пиар выделялись серьезные ресурсы. Доходит до смешного - больше пятидесяти лет ракеты семейства «Р-7» летали без бортовых камер. Европейское космическое агентство в 2014 году на свои деньги купило пару комплектов камер, поставило их на приобретенные российские ракеты и получило шикарную картинку разделения боковых блоков первой ступени.

Роскосмос один раз поставил камеры на ракету, стартовавшую с космодрома «Восточный» в 2016 году, и все. И это при том, что кадры с ракеты в реальном времени показывают не только блестяще владеющая пиаром SpaceX, но даже Китайское космическое агентство.

Ну и, наконец, в чем-то с пиаром Роскосмосу банально не повезло. Самый зоркий телескоп, «Спектр-Р», который видит в тысячу раз лучше «Хаббла», работает в радиодиапазоне, и его результаты выглядят абсолютно не зрелищно при всей научной уникальности.


Изображение галактики OJ287

Хорошо и плохо

Космическая отрасль любой страны имеет свои сильные и слабые стороны - кто-то достиг многого в одном, у кого-то преимущества в другом, и у всех свои проблемы.

Сильные стороны:

  1. Российская космонавтика имеет развитую прикладную составляющую. Одна из двух глобальных навигационных систем, геостационарные и низкоорбитальные системы связи, метеорологические спутники и спутники дистанционного зондирования Земли, группировки военных спутников - все это у нас есть. По количеству работающих спутников Россия занимает третье место после США и Китая.
  2. Однозначно сильной стороной является пилотируемая космонавтика. Корабль «Союз» - надежный и эффективный, и даже после начала полетов американских пилотируемых кораблей будет неплохо смотреться на их фоне. Он может быть не особо комфортным, но без проблем проработает до появления нового корабля «Федерация». Огромное количество знаний и технологий наработано по орбитальным станциям и долговременному пребыванию человека в космосе.
  3. Сохраняется первенство в отдельных направлениях. Например, у нас лучшие кислородно-керосиновые двигатели для ракет и отличные электрореактивные (ионные, плазменные) двигатели для спутников. Ракеты-носители «Протон» и «Союз» имеют огромную наработанную статистику эксплуатации, при этом постоянно модернизируются.
  4. Разрабатываются потенциально прорывные технологии - ядерный буксир, детонационные двигатели, гиперзвуковые технологии (пока что для военного применения, в будущем могут использоваться для космоса), метановые двигатели.

Слабые стороны:

  1. Нет собственных научных аппаратов за пределами земной орбиты. Да, они не могут пока принести прямую прибыль, но это интересные научные данные и много пиара. Частично эта проблема компенсируется участием в совместных проектах, когда наши приборы стоят на аппаратах других космических агентств - детекторы нейтронов на орбитах Луны и Марса, а также на «Кьюриосити» - наши. Проект «Экзомарс» является совместным с Европейским космическим агентством.
  2. Есть провалы в некоторых технологических направлениях. Несмотря на то что мы умеем производить кислородно-водородные двигатели, они до сих пор не переходят из лабораторий на серийные ракеты. А эти двигатели очень выгодны на верхних ступенях. Есть проблемы с элементной базой для космических аппаратов.
  3. Из лидера по выгодности коммерческих запусков наша космонавтика перешла в состав соревнующихся. Сейчас разрабатывается модификация «Протона» - «Протон Средний», который должен будет повысить конкурентоспособность на рынке пусковых услуг. Теоретически экономически эффективной должна была стать «Ангара», но без регулярных пусков нельзя сказать, оправдаются ли эти расчеты.
  4. Нет четкого видения плана развития космонавтики на несколько лет вперед. Внезапные новости о том, что, например, на «Восточном» не будет пилотируемой «Ангары», а космонавтов будет возить с Байконура еще не спроектированная до конца ракета «Союз-5» (она же «Феникс»/«Сункар») заставляют ожидать новых внезапных изменений.

Космонавтика России, увы, не находится «впереди планеты всей» - есть области, где нас обгоняют. В то же время и хоронить ее категорически не верно - работа идет активно и достаточно неплохо. В ближайшие годы Россия даже при инерционном движении останется в списке ведущих космических государств (США, Россия, Китай) и агентств (Европейское космическое агентство, 22 страны).

Беспилотный грузовой космический аппарат «Конотори-7» был выведен на орбиту японской ракетой-носителем H-2B с космодрома Танэгасима. «Грузовик» доставит на МКС (Международную космическую станцию) шесть тонн груза. Помимо предметов обихода и обеспечения жизнедеятельности, а также литий-ионных батарей (одного из основных источников энергии на станции), на борту корабля находится экспериментальный прототип космического лифта.

Он представляет собой два микро-спутника объемом около одного кубического метра каждый, соединенных десятиметровым стальным тросом, по которому будет двигаться миниатюрная автономная капсула.

Конструкция будет выведена в открытый космос и станет своеобразной уменьшенной моделью амбициозного проекта, на которой будут проверены и отработаны все потенциальные проблемы создания и функционирования полномасштабного космического лифта.

По задумке, космический лифт будет выглядеть и функционировать следующим образом:

  • Один искусственный спутник будет находиться на геостационарной орбите Земли. Он станет своеобразной станцией отправки.
  • Приемная же станция может находиться на любом орбитальном космическом объекте. На втором удаленном космическом спутнике, на МКС или даже на лунной базе.
  • Скорость и траектория движения двух станций будут синхронизированы, а между ними будет натянут транспортный трос, по которому можно будет поднимать грузы или экипажи с геостационарной орбиты.

Gizmodo.co.uk

Суть и цель проекта заключаются в следующем:

  • Любой груз нужно будет доставлять традиционным путем не в пункт назначения, а всего лишь на геостационарную орбиту. Это значительно удешевит транспортировку. В перспективе, эту задачу можно будет возложить не на ракеты-носители, запуск которых весьма дорогостоящ, а на геоорбитальные многоразовые челноки.
  • За счет того, что основную часть пути до пункта назначения груз будет проделывать по транспортировочному тросу в условиях вакуума и невесомости, энергозатраты на этот процесс весьма снизятся. Грузы и экипажи можно будет отправлять чаще и больше.
  • В перспективе речь может идти даже о создании лунной или орбитальной базы с возможностью запуска кораблей непосредственно из открытого космоса. За счет отсутствия атмосферы и потери КПД на преодоление мощной земной гравитации это может ускорить процесс освоения дальнего космоса.

Впервые подобную концепцию описывал еще Константин Циолковский. Но технологически возможной она стала лишь в наши дни. Конечно, пока, это лишь эксперимент, но страны-партнеры в проекте МКС продолжают активные совместные изыскания в этом направлении.

К МКС японские космические «грузовики» запускаются раз в год — предыдущий корабль отправился к станции в декабре 2016 года. Прямую трансляцию нынешнего запуска вело Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA).

Пассажиром космического электрокара стал персонаж Дэвида Боуи

С той самой площадки Космического центра имени президента Кеннеди, с которой НАСА запускало свои ракеты с астронавтами на борту, в просторы вселенной вонзилась гигантская ракета, окрещенная Falcon Heavy и построенная компанией SpaceX, принадлежащей миллиардеру-предпринимателю Илону Маску.

Несмотря на ветреную погоду, предстартовый отсчет прошел гладко, без всяких заминок. , окутанная пламенем и дымом. Через 15 секунд над огромными толпами зрителей пронесся шум ракеты, мчавшейся со скоростью звука. А еще через 3 минуты самая загадочная часть полета осталась позади. Стартовые двигатели отвалились, а вторая ступень ракеты неслась к орбите Земли.

Спустя приблизительно 8 минут после запуска два боковых ускорителя почти синхронно приземлились на посадочную площадку на мысе Канаверал. А с третьим – центральным – ускорителем вышла промашка. Вместо того, чтобы сесть на плавучую платформу у берегов Флориды, он упал в океан.

Через 7 часов после запуска ракеты Илон Маск сообщил, что третий и окончательный двигатель вывел его спортивную машину на эллиптическую орбиту вокруг Земли, а затем выведет ее на эллиптическую орбиту, протягивающуюся от Солнца до Марса...

Falcon Heavy («Тяжелый сокол») - турбокомпрессорный вариант ракеты «Фалкон 9», которая вот уже несколько лет доставляет грузы в космос. Ее запуск явился важнейшей вехой в космических полетах. Впервые ракета такой мощи была запущена в космос частной компанией, а не правительственным космическим агентством.

На борту ракеты находилось другое детище Илона Маска - красная электромобиль Tesla Roadster. Внутри машины помещен наряженный в космический костюм манекен. Из автомобиля несутся звуки песни Дэвида Боуи «Space Oddity» (к слову, манекена тоже окрестили в честь персонажа песни Боуи – Стармен). Ожидается, что электрокар «Теслы» будет кружить вокруг солнца миллионы лет. «Все это глупый фан, но в жизни глупый фан имеет огромное значение», - заявил Маск. Выйдя на орбиту, ракета стала посылать видеоизображения манекена, сидящего в электромобиле, на ветровом стекле которого можно было прочесть слова: "Don"t Panic" («Без паники»). Эти слова взяты из книги Дугласа Адамса «Автостопом по галактике».

Успех запуска Falcon Heavy открывает перед SpaceX перспективы создания еще более мощных ракет, которые должны воплотить в жизнь мечту Маско о посылке людей на планету Марс. Эту миссию должна была совершить ракета нового поколения BFR («большая ракета Фалкон). Ориентировочно BFR будет готова к запуску к середине 2020 годов. «То, что запуск «Фалкона» прошел без сучка и задоринки вселяет в меня уверенность в успех проекта BFR», - надеется Маск. Он добавил, что успешный запуск Falcon Heavy подтолкнет и другие компании, и страны на более амбициозные цели в космосе. «Мы хотим новой космической гонки. Они эти гонки, всегда возбуждают», - сказал Маск.

Илон Маск мечтает о жизни людей на Земле и на Марсе. Он из числа тех предпринимателей нового поколения, которые как Джеффри Безос, основатель «Амазона» и ракетной компании «Блу Ориджин» хочет заселить вселенную миллионами людей. Эту же цель преследует и компания «Планетарные ресурсы», в которую щедро инвестирует Люксембург. Стоит упомянуть и компанию «Лунный экспресс», которая намерена установить регулярную транспортную связь между Землей и Луной.

В нынешней ситуации Falcon Heavy позволит SpaceX состязаться за контракты по посылке в космос более объемистых шпионов-спутников. Некоторые эксперты в области полетов в космос требуют от НАСА использования ракет частных компаний, таких как «Тяжелый сокол» вместо гигантской и более дорогой ракеты SLS, которая сейчас строится для посылки астронавтов на Луну.

По данным на начало 2012 года, две трети компании SpaceX принадлежит Маску. В числе владельцев также называют Google, Fidelity Ventures, Draper Fisher Jurvetson, Founders Fund, Valor Equity Partners, Capricorn и т.д.

Компания Маска спутала карты глобального бизнеса своими низкими ценами и возможностью использовать вновь ступеней ракет. Falcon Heavy способен вывести на низкую земную орбиту 140 тысяч фунтов (63,5 тыс кг) груза. Цена его запуска составляет $90 млн (запуск же «Фалкон 9» оценивается в $62 млн). В контексте космических запусков эти цифры отнюдь не впечатляют. Маск заявляет, что он потратил на создание Falcon Heavy полмиллиарда долларов, ему пришлось отменять программу его запуска три раза.

Нынешний запуск заставил замолчать критиканов, которые критиковали SpaceX за то, что эта ракета вынесла в космос глубоко засекреченный спутник Zuma. В СМИ появились сообщения о том, что тот запуск был неудачным. Компания Маска решительно отвергает эту версию. В прошлом году Маск заявил, что два «космических туриста» будут заброшены «Фалконом Хейви» на Луну. А в понедельник он заявил, что компания не имеет никаких срочных планов переделки ракет для этого путешествия.

В добрый путь, мистер Маск!

Миннеаполис.

В SpaceX утверждают, что стоимость пуска составила примерно $90 млн. Это в несколько раз дешевле, чем стоящий до $400 млн запуск американской сверхтяжелой ракеты Delta 4 Heavy, способной вывести на орбиту около 28 т.


Видео: РБК

Опрошенные РБК , что этот запуск — еще один шаг на пути к высшей цели Илона Маска, достижению Марса. В «Роскосмосе» Falcon Heavy «очень хорошим трюком».

Тяжелая монополия

В мире всего четыре страны — США, Россия, Франция и Китай — располагают тяжелыми ракетами. Сверхтяжелые носители запускали только два государства — США и СССР. Речь идет об американской Saturn V (13 успешных пусков в 1967-1973 годах), которая могла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т, и советской ракете «Энергия», которая выводила в космос многоразовый корабль «Буран» весом 105 т около 30 лет назад. Новая российская сверхтяжелая ракета появится только к 2028 году, заявил 1 февраля гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров. В 2018-2019 годах будут выполнены работы над эскизным проектом сверхтяжелой ракеты, отмечал он. Ее основная задача, по словам Комарова, «изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства».

Потеря лидерства

С 2011 по 2016 год включительно «Роскосмос» был неоспоримым мировым лидером по количеству гражданских пусков. До 2017 года у SpaceX не было ни одного военного запуска. Однако за последние полтора года ситуация кардинально изменилась. В 2017 году у SpaceX было 16 гражданских пусков . У «Роскосмоса» (с учетом пояснения пресс-службы корпорации, что все указанные на ее сайте пуски — гражданские) было 15 пусков , один из которых . Пуски с космодрома Куру во Французской Гвиане не учитывались.


Немного иначе выглядит картина, если к гражданским добавить заказы военных, а также учесть поступившее в РБК заявление «Роскосмоса» о том, что госкорпорация считает совершенные в 2017 году пуски с Куру «своими», так как «оператор и ракета были российскими». Тогда, если сравнивать суммарное количество гражданских запусков и пусков в интересах военных, в 2017 году счет становится равным — 18:18. Если же считать пуски «Союзов» с Куру роскосмосовскими, то госкорпорация выходит в лидеры — 18:20.

Вывести тонну груза на Falcon Heavy в два раза дешевле, чем на российском «Протоне» и почти в три раза дешевле, чем на «Ангаре-А5» — $1,4 млн против $2,8 млн и $3,9 млн соответственно.

Эксперты в разговоре с РБК , что пока непонятно, чем SpaceX будет загружать свою сверхтяжелую ракету. По мнению создателя сообщества «Открытый космос» Виталия Егорова, Маск рассчитывает на планы Пентагона «запускать большие спутники». Гендиректор компании «КосмоКурс» Павел Пушкин предполагал, что Маск ориентируется на «орбитальные станции и производство в космосе, а также туристические орбитальные крупные станции».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»