Корни лаг лож правило. Слова с корнями лаг-лож: примеры и правила написания

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Историко-литературный процесс - совокупность общезначимых изменений в литературе. Ли­тература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми худо­жественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие «историко-литературный процесс ». Развитие литературного процесса определяется следующими ху­дожественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы - очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.). Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературно­го процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.
Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых лрежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология л т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов. Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс
- это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.


Литературные направления и течения:
классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)

В современном литературоведении термины «направление» и «течение» могут трактоваться по-разному. Иногда они употребляются как синонимы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и модернизм называют как течениями, так и направлениями), а иногда течение отож­дествляется с литературной школой или группировкой, а направление - с художественным мето­дом или стилем (в этом случае направление вбирает в себя два или больше течений).

Как правило, литературным направлением называют группу писателей, сходных по типу ху­дожественного мышления. О существовании литературного направления можно говорить в том случае, если писатели осознают теоретические основы своей художественной деятельности, про­пагандируют их в манифестах, программных выступлениях, статьях. Так, первой программной статьей русских футуристов стал манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором были заявлены основные эстетические принципы нового направления.

В определенных обстоятельствах в рамках одного литературного направления могут образовы­ваться группы писателей, особенно близких друг другу по своим эстетическим взглядам. Такие группы, образующиеся внутри какого-либо направления, принято называть литературным тече­нием. Например, в рамках такого литературного направления, как символизм, можно выделить два течения: «старшие» символисты и «младшие» символисты (по другой классификации - три: декаденты, «старшие» символисты, «младшие» символисты).


Классицизм
(от лат. classicus - образцовый) - художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVIII - начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII ве­ка. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сю­жеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Озеров и другие.

Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образ­ца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель - создание произведений ис­кусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения луч­ших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведе­ния на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все ха­рактеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту ха­рактера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (напри­мер, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпи­ческая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию - смешные. В высоких жанрах изобра­жались «образцовые» герои - монархи, полководцы, которые могли служить примером для по­дражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблю­даться три «единства» - места, времени и действия. Единство места: классицистическая дра­матургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения не должно было превышать нескольких часов, в крайнем случае - одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить» . Итак, характерные черты литературного классицизма:

  • чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких - трагические и возвышенные);
  • чистота языка (в высоких жанрах - высокая лексика, в низких - просторечная);
  • строгое деление героев на положительных и отрицательных , при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;
  • соблюдение правила «трех единств» ;
  • утверждение положительных ценностей и государственного идеала .
Для русского классицизма характерен государственный пафос (государство - а не человек - бы­ло объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просве­щенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества. Русские классицисты, во­одушевленные петровскими реформами, верили в возможность дальнейшего совершенствования общества, которое представлялось им разумно устроенным организмом. Сумароков: «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки». Так же рационалистично классицисты относились и к природе человека. Они полагали, что при­рода человека эгоистична, подвержена страстям, то есть чувствам, которые противостоят разуму, но при этом поддается воспитанию.


Сентиментализм
(от английского sentimental - чувствительный, от французского sentiment - чувство) - литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену клас­сицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда - интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма).

В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а че­ловека. Несправедливым порядкам феодального мира они противопоставили вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа для сентименталистов - мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Неслучайно они утверждали превосходство «природного», «естественно­го» человека, то есть живущего в гармонии с природой.

Чувствительность лежит и в основе творческого метода сентиментализма. Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов инте­ресуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные - рас­четливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. Носителями чувствительности, как правило, оказываются крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Жестокими - пред­ставители власти, дворяне, высшие духовные чины (так как деспотическое правление убивает в людях чувствительность). Проявления чувствительности часто приобретают в произведениях сентименталистов слишком внешний, даже гиперболизированный характер (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства).

Одно из основных открытий сентиментализма - индивидуализация героя и изображение бога­того душевного мира простолюдина (образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»). Главным героем произведений стал обыкновенный человек. В связи с этим сюжет произведения нередко представлял собой отдельные ситуации будничной жизни, при этом крестьянский быт часто изображался в пасторальных тонах. Новое содержание потребовало новой формы. Ведущими жанрами стали семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание.

В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители - Радищев и Ка­рамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нрав­ственное превосходство первого.

Романтизм - художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе. Предпосылками возникновения были кризис рацио­нализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм), Великая Французская революция, немецкая классическая философия.

Появление этого литературного направления, как, впрочем, и любого другого, неразрывно связа­но с социально-историческими событиями того времени. Начнем с предпосылок формирования ро­мантизма в западноевропейских литературах. Определяющее влияние на формирование романтизма в Западной Европе оказала Великая Французская революция 1789-1799 годов и связанная с ней переоценка просветительской идеологии. Как известно, XVIII век во Франции прошел под знаком Просвещения. В течение почти целого столетия французские просветители во главе с Вольтером (Руссо, Дидро, Монтескье) утверждали, что мир можно переустроить на разумных началах и провоз­глашали идею естественного (природного) равенства всех людей. Именно эти просветительские идеи и вдохновляли французских революционеров, лозунгом которых были слова: «Свобода, равенство и братство». Результатом революции стало установление буржуазной республики. В итоге в выиг­рыше оказалось буржуазное меньшинство, которое захватило власть (раньше она принадлежала аристократии, высшему дворянству), остальные же остались «у разбитого корыта». Таким образом, долгожданное «царство разума» оказалось иллюзией, как и обещанные свобода, равенство и брат­ство. Появилось всеобщее разочарование в результатах и итогах революции, глубокая неудовлетво­ренность окружающей действительностью, что и стало предпосылкой для возникновения романтиз­ма. Потому что в основе романтизма лежит принцип неудовлетворенности существующим порядком вещей. Затем последовало возникновение теории романтизма в Германии.

Как известно, западноевропейская культура, в частности французская, оказывала огромное влияние на русскую. Эта тенденция сохранилась и в XIX веке, поэтому Великая Французская революция потрясла и Россию. Но, кроме того, существуют и собственно российские предпосыл­ки возникновения русского романтизма. В первую очередь это Отечественная война 1812 года, со всей очевидностью показавшая величие и силу простого народа. Именно народу Россия была обязана победой над Наполеоном, народ был истинным героем войны. Между тем, как до войны, так и после нее основная масса народа, крестьяне, по-прежнему оставались крепостными, по сути, рабами. То, что и раньше воспринималось прогрессивными людьми того времени как несправед­ливость, теперь стало казаться вопиющей несправедливостью, противоречащей всякой логике и нравственности. Но после окончания войны Александр I не только не отменил крепостное право, но и начал проводить гораздо более жесткую политику. В результате в русском обществе возникло ярко выраженное ощущение разочарованности и неудовлетворенности. Так возникла почва для появления романтизма.

Термин «романтизм» применительно к литературному направлению является случайным и не­точным. В связи с этим с самого начала своего возникновения он осмыслялся по-разному: одни по­лагали, что он происходит от слова «роман», другие - от рыцарской поэзии, созданной в странах, говорящих на романских языках. Впервые слово «романтизм» как наименование литературного направления стало употребляться в Германии, где была создана первая достаточно обстоятельная теория романтизма.

Очень важным для понимания сущности романтизма является понятие романтического двоемирия . Как уже было сказано, неприятие, отрицание действительности - основная предпосылка возникновения романтизма. Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романти­ческого двоемирия. Мир для романтиков делился на две части: здесь и там . «Там» и «здесь» - это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Пре­зираемое «здесь» - это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» - некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реаль­ной действительности. Многие романтики полагали, что добро, красота и истина, вытесненные из общественной жизни, все еще сохранились в душах людей. Отсюда их внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм. Души людей - это их «там». Например, Жуковский искал «там» в потустороннем мире; Пушкин и Лермонтов, Фенимор Купер - в свободной жизни нецивилизованных народов (поэмы Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы», романы Купера о жизни индейцев).

Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Это принципиально новый герой, подобного ему не знала прежняя литература. Он находится во враж­дебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновен­ный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой - вопло­щение романтического бунта против действительности.

Реализм (от латинского realis - вещественный, действительный) - метод (творческая уста­новка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира. Нередко термин «реализм» употребляется в двух значениях:

  1. реализм как метод;
  2. реализм как направление, сформировавшееся в XIX веке.
И классицизм, и романтизм, и символизм стремятся к познанию жизни и по-своему выражают реакцию на нее, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, роман­тик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору; я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Таким образом, можно сказать, что реалисты изображают действительное, а романтики - желаемое.

Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. Для реализма это­го времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Следующий этап просвети­тельский реализм. В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). Новые типы романтизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоев­ский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятель­ностью «натуральной школы».

Основные требования реализма: соблюдение принципов

  • народности,
  • историзма,
  • высокой худо­жественности,
  • психологизма,
  • изображение жизни в ее развитии.
Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социаль­ных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма - соотношение правдоподобия и художественной правды. Правдоподобие, правдоподоб­ное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда определяется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, высказанных художником. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация ха­рактеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Убедительность ре­алистического характера напрямую зависит от степени индивидуализации, достигнутой писателем.
Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

Модернизм (от французского modern - новейший, современный) философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX-XX веков.

Этот термин имеет различные толкования:

  1. обозначает ряд нереалистических направлений в искусстве и литературе рубежа ХIХ-ХХ ве­ков: символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, сюрреализм, абс­тракционизм, импрессионизм;
  2. используется как условное обозначение эстетических поисков художников нереалистических направлений;
  3. обозначает сложный комплекс эстетических и идеологических явлений, включающих не только собственно модернистские направления, но и творчество художников, полностью не вписывающихся в рамки какого-либо направления (Д. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка и другие).
Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акме­изм и футуризм.

Символизм - нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, со­средоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постига­емых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860-1870-е годы в поэтическом творчестве А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме. Затем через поэзию символизм связал себя не только с прозой и драматургией, но и с другими видами искусства. Родоначальником, основателем, «отцом» символизма считают французского писателя Ш. Бодлера.

В основе мировосприятия художников-символистов лежит представление о непознаваемости мира и его закономерностей. Единственным «орудием» познания мира они считали духовный опыт человека и творческую интуицию художника.

Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать ре­альность. Символисты утверждали, что цель искусства - не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намере­вались с помощью символа. Символ - выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений, возникшее в России. Первым манифестом русского символизма стала статья Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», опубликованная в 1893 году. В ней были обозначены три основных элемента «нового искусства»: мистическое содержание, символизация и «расширение художественной впечатлительности».

Символистов принято делить на две группы, или течения:

  • «старшие» символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и другие), дебютировавшие в 1890-е годы;
  • «младшие» символисты, которые начали свою творческую деятельность в 1900-е годы и сущест­венно обновили облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие).
Следует отметить, что «старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Символисты считали, что искусство - это прежде всего «постижение мира иными, не рассу­дочными путями» (Брюсов). Ведь рационально осмыслить можно лишь явления, подчиненные закону линейной причинности, а такая причинность действует только в низших формах жизни (эмпирическая реальность, быт). Символистов же интересовали высшие сферы жизни (область «абсолютных идей» в терминах Платона или «мировой души», по В. Соловьеву), неподвластные рациональному познанию. Именно искусство обладает свойством проникать в эти сферы, а обра­зы-символы с их бесконечной многозначностью способны отразить всю сложность мирового уни­версума. Символисты полагали, что способность постигнуть истинную, высшую реальность дана только избранным, которые в моменты вдохновенных прозрений способны постигнуть «высшую» правду, абсолютную истину.

Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности. От реалистического образа символ отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Кроме того, символ, как его понимали русские символисты, - это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы соединяет автора и читателя - в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.

Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развер­тывания смыслов. Эту его черту неоднократно акцентировали сами символисты: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов); «Символ - окно в бесконечность» (Ф. Сологуб).

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) - модернист­ское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву. Эстети­ческая программа была сформулирована в статьях Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» и Мандельштама «Утро акме­изма».

Акмеизм выделился из символизма, подвергнув критике его мистические устремления к «не­познаваемому»: «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще» (Горо­децкий). Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова. Символизм зиждется на неприятии действительности, а акмеисты считали, что не следует отказываться от этого мира, нужно искать в нем какие-то ценности и запечатлевать их в своих произведениях, причем делать это с помощью точных и понятных образов, а не расплывчатых символов.

Собственно акмеистическое течение было малочисленным, просуществовало недолго - около двух лет (1913-1914) - и было связано с «Цехом поэтов». «Цех поэтов» был создан в 1911 году и сначала объединял довольно большое количество людей (далеко не все они в дальнейшем ока­зались причастны к акмеизму). Эта организация была гораздо более спаянной, чем разрозненные символистские группы. На собраниях «Цеха» анализировались стихи, решались проблемы поэ­тического мастерства, обосновывались методы анализа произведений. Идея нового направления в поэзии была впервые высказана Кузминым, хотя сам он в «Цех» не вошел. В своей статье «О прекрасной ясности» Кузмин предвосхитил многие декларации акмеизма. В январе 1913 поя­вились первые манифесты акмеизма. С этого момента и начинается существование нового направ­ления.

Задачей литературы акмеизм провозглашал «прекрасную ясность», или кларизм (от лат. claris - ясный). Акмеисты называли свое течение адамизмом , связывая с библейским Адамом пред­ставление о ясном и непосредственном взгляде на мир. Акмеизм проповедовал ясный, «прос­той» поэтический язык, где слова прямо называли бы предметы, декларировали свою любовь к предметности. Так, Гумилев призывал искать не «зыбких слов», а слов «с более устойчивым содержанием». Этот принцип наиболее последовательно был реализован в лирике Ахматовой.

Футуризм - одно из основных авангардистских направлений (авангардизм - крайнее прояв­ление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные поло­жения этого манифеста: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшеству­ющей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства. В качестве основных эле­ментов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт». В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Кру­ченых, В. Хлебников. Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провоз­глашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). В то же время русские футуристы отвергли фашизм и анархизм, которые декларировал в своих манифестах Маринетти, и обратились, в основном, к эстетическим проблемам. Они провозгласили революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.

Футуризм был неоднородным направлением. В его рамках можно выделить четыре основные группировки или течения:

  1. «Гилея» , которая объединяла кубофутуристов (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых и другие);
  2. «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев и другие);
  3. «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев);
  4. «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).
Самой значительной и влиятельной группировкой была «Гилея»: по сути, именно она опреде­лила лицо русского футуризма. Ее участники выпустили множество сборников: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913), «Взял» (1915).

Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «не­избежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Худо­жественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продол­жением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами - контраст комического и трагического, фантас­тики и лирики.

Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.

, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Её письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни , относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской . Исторически греческая литература предшествовала римской.

2.Средневековая (5 - 13 в.)

3.Эпохи Возрождения (14- 17 в.)

Литература эпохи Возрождения - крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения . Занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возро ждения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе , но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание её высоким идеалам.

4.Эпо хи классицизма (17 в.)

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения . Творчество Вальтера ( - ) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества.

5.Эпохи Просвещения (18 в.)

Литература эпохи Просвещения характеризуется поворотом к рационализму. Для этого периода характерна вера в прогресс и всемогущество человеческого разума. « Путешествия Гулливера » Джонатана Свифта и « Робинзон Крузо » Даниэля Дефо - яркие примеры подобной литературы. Под влиянием идей просвещения сформировалась прежде всего литература Классицизма , однако позже ей на смену пришёл сентиментализм , направленный на нравственное воспитание и уделяющий большое внимание внутреннему миру человека(Руссо , Шодерло де Лакло ).

6.Романтизм (нач - сер 19 в.)

7.Критический реализм (сер - конец 19 в.)

8.Литература рубежа веков (кон. 19 - нач 20 в.)

9.Лит. 1-й пол. 20 в.

Европейская художественная литера тура XX века сохраняет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски XX века: английский романист Джон Голсуорси (1867-1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн (1875-1955), написавший философские романы «Волшебная гора» (1924) и «Доктор Фаустус» (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917-1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс (1844-1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIX века, Ромен Роллан (1866-1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и др.

10.Лит. 2-й пол. 20 в.

11.Лит. постмодернизма - ?

Постмодернизм в литературе, как и постмодернизм в целом, с трудом поддается определению - нет однозначного мнения относительно точных признаков феномена, его границ и значимости. Но, как и в случае с другими стилями в искусстве, литературу постмодернизма можно описать, сравнивая её с предшествующим стилем. Например, отрицая модернистский поиск смысла в хаотическом мире, автор постмодернистского произведения избегает, нередко в игровой форме, саму возможность смысла, а его роман часто является пародией этого поиска. Постмодернистские писатели ставят случайность выше таланта, а при помощи само пародирования и метаморфозы ставят под сомнение авторитет и власть автора. Под вопрос ставится и существование границы между высоким и массовым искусством, которую постмодернистский автор размывает, используя пастиш и комбинируя темы и жанры, которые прежде считались неподходящими для литературы.


Периодизация истории русского литературного языка, принята в современных программах и учебниках, основана на периодизации развития древнерусской народности в русскую (великорусскую) народность, а русской народности в русскую нацию. Такая периодизация истории русского литературного языка принципиально правильна, так как исходит из положения о связи истории языка с истории народа. Несомненно, также и то, что периодизация истории литературного языка должна учитывать внутренние законы развития языка, различный характер взаимодействия литературного языка с «нелитературным», а также различный характер взаимодействия типов и стилей литературного языка, изменение их роли в разные исторические эпохи. На основе перечисленных выше факторов может быть предложена такая схема периодизации истории русского литературного языка.

I. Литературный язык древнерусской (древневосточно-славянской) народности (X в. - начало XIV в.).

1. Образование и первоначальное развитие двух типов русского литературного языка (XI - XII вв.).

В этот период, период Киевской Руси, складывается два типа русского литературного языка - книжно - славянский и народно - литературный. В складывании народно - литературного типа языка огромную роль играет устно народное поэтическое творчество. Так как грамматический строй и словарный состав русского и старославянского языков этого периода очень близки, народно - литературный и книжно - славянский типы литературного языка самым активным образом взаимодействуют друг с другом. Особняком в этот период стоит «деловой язык», который не обнаруживает сколько-нибудь существенных связей ни с устной народной поэзий, ни с книжно - славянской традицией.

2. Появление и усиление областных различий в народно - литературным типе языка (XIII-XIV вв.).

В связи с образованием обособленных феодальных княжеств возникают некоторые территориальные вариации народно - литературного типа языка. Областные различия в деловой письменности пропускают весьма сильно. Поскольку книжно - славянский тип литературного языка в этот период изменяется очень мало, намечается некоторое сближение областных вариаций народно - литературного типа языка с аналогичными вариациями «делового языка».

II. Литературный язык русской (великорусской) народности (XIV в.- середина XVII в.).

1. Формирование литературного языка русской (великорусской) народности (XIV в.- середина XVII в.).

Народно - литературный тип языка сближается и взаимодействует со складывающимся разговорным языком великорусской народности. Поскольку народно - литературный тип языка отражает происшедшее к этому времени значительные изменения в грамматическом строе, словарном составе и звуковой системе живой русской речи, а книжно - славянский тип, наоборот, подвергается известной архаизации, образуется существенный разрыв между народно - литературным и книжно - славянским типами языка. «Деловой язык» в это время оказывается весьма близким по своей структуре к народно - литературному типу языка, и между ними начинается постепенно усиливающееся взаимодействие.

2. Сближение книжно - славянского типа языка с народно - литературным и литературного языка с «деловым языком» (середина XVI - середина XVII в.).

Всё более укрепляется и развивается народно - литературный тип языка, он активно черпает ресурсы как из книжно - славянского типа литературного языка, так из «делового языка». Начинается тенденция к коренному изменению характера взаимодействия книжно - славянского и народно - литературного типов в системе литературного языка.

III. Литературный язык начальной эпохи формирование русской нации (середина XVII - середина XVIII в.).

Со всей силой начинается проявляться тенденция к свойственному национальному языку единообразия литературных норм. Разрушается противопоставление двух типов литературного языка, и возникает система литературного языка, основанная не на противопоставлении двух его типов, а на противопоставление двух его стилей - «высокого» и «простого». Отражение этого процесса явилась возникшая на русской почве в начале XVII в. и получившая наиболее детальную разработку в трудах Ломоносова «теория трех стилей». К концу этого периода весьма явственно ведущая роль языка художественной литературы в системе литературного языка.

IV. Литературный язык эпохи образования русской нации и общенациональных норм литературного языка (середина XVIII - начало XIX в.).

Система литературного языка, основанная на противопоставлении «высокого» и «простого» стилей, хотя и представляла собой шаг к большему единству по сравнению с системой двух типов, но не могла удовлетворить растущей потребности в становлении единых норм литературного языка. Поэтому вторая половина XVIII и начало XIX в. проходят под знаком разрушения противопоставления «высокого» и «простого» стилей и выработки единых норм национального выражения. Этот процесс завершается в творчестве Пушкина. В этот период ведущим в системе литературного языка остаётся язык художественной литературы (в широком понимании этого слова, т.е. включая сюда и язык сатирических журналов, драматургии и т.п.).

V. Литературный язык русской нации (середина XIX в. - наши дни).

1. Обогащение и дальнейшее развитие литературного языка во второй половине XIX - начале XX в.

В этот период возрастает и выдвигается на первое место роль научно - публицистического стиля в системе литературного языка. Язык художественной литературы активно взаимодействуют с территориальными диалектами, различными социально - профессиональными жаргонами, а также языком научно - публицистической литературы.

2. Развитие литературного языка.

Литературный язык древнерусской (древневосточнославянской) народности, Х - начало XIV в.

Образование и первоначальное развитие двух типов русского литературного языка, Х - XII вв. Язык древнерусской (древневосточнославянской) народности.

Древнерусская (древневосточнославянская) народность образовалась в результате объединения восточнославянских племен.

Многочисленные восточнославянские племена в IX в. занимали огромную территорию: от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге и от рек Буга и Припяти на западе до рек Волги, Оки и Дона на востоке. Занимая столь обширную территорию, будучи отделены друг от друга большими расстояниями, отдельные восточнославянские племена и группы племен имели, естественно, различия в хозяйственной жизни, нравах, обычаях и, что для нас в данном случае особенно важно, в языке.

Объединение племен в государство способствует и объединению племенных диалектов. Правда, на этом этапе исторического развития диалектные различия остаются еще весьма сильными, но в Киеве, объединяющем все восточнославянские племена и их земли, образуется своеобразный сплав, своеобразное соединение восточнославянских диалектов - так называемое койне (общий язык). В этом общем языке как бы стираются, выравниваются диалектные особенности. Этот язык выполняет роль государственного языка Киевской Руси. Этот же язык становится и языком значительной части устной народной словесности, которая складывается, перерабатывается, обрабатывается в Киеве.

Развитие государственности, торговли, ремесел, развитие культуры ведет к интенсивному развитию письменности. Развитие письменности, во свою очередь, способствует дальнейшему развитию обогащению и нормализации языка.

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о .

гар - гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением - а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

зар - зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением - а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).


кас - кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан - клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением - о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением "покрывать каплями, брызгами": кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а - в словах со значением "покрывать мелкими пятнышками, точками": краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении "покрывать крапинами, наносить крап"), вкрапле́ние . Под ударением - только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг - лог - лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж - о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак - мок - моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением "окунать, погружать в жидкость": макать, макнуть, обмакнуть ; буква о - в словах со значением "становиться мокрым": намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением "осушать чем-н. впитывающим влагу": промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч - всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34 , примечание 2).


пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав - плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением - только а : пла́вать, лесоспла́в .

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн - ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный "одинаковый", напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - "сделать равными по длине"), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный "гладкий, прямой, без неровностей", напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн - розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).


рос(т) - рас(т) - ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст - буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак - скок - скач - скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением - о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34 , примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь") и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит "быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться").


твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество ), но и а (тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

2. Корни с буквами и и е .

блес(к,т) - блещ - блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и - перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

лип - леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́ ) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением - и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .


Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс 5

Тема

Правописание корней -лаг-, - лож-

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные : Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -лаг-,-лож-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:

1. Познавательные : владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные : строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные : формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Решаемые проблемы

Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

Находить орфограмму;

Научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

Пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята!

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Паустовский К. Г.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1

- Вставьте буквы карандашом в текст

Караул! У меня незавидное пол_жение: сегодня пишем изл_жение! Текст надо изл_гать подробно. Все части распол_жить в соответствии с планом. Пол_гаться на товарища не могу, потому что распол_жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл_жение за предл_жением. Пол_гаясь на свои знания, я старательно все излаг_ю. Грамотно изл_женный текст – залог успеха. Отл_жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол_жение.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Слайд 1

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2

-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем)

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? (происходит чередование)

Излагать, слагать, предлагать, предложить, слагаемое, изложить, сложить.


Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

А О

Излагать Предложить

Слагать Изложить

Предлагать Сложить

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –лаг--, -лож- это варианты одного корня.

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 2-4

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

Чтобы найти ответы на эти вопросы, д авайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма).

выделить корень; подчеркнуть согласную корня:

в корне лаг \ лож перед Ж пишем О. перед Г пишем А) –

В чём сходство между правилами о правописании корней –лаг- //-лож- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

- Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.

Значение слова полог – вы найдете дома по словарю.

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

Слайд 5-7

5. Реализация построенного проекта

А теперь давайте вернемся к письму. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – лаг-, -лож-.

Делают вывод.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Слайд 8

Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 6

. Найдите четвертое лишнее:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить

Учащиеся работают, выступают с сообщениями.

Слайд 9-10

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

У чащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 8

От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Излагать – …

Предлагать – …

Предполагать – …

Располагать – …

Слагать – …

Прилагать – …

Заполняют таблицу, работают в парах

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 9

Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

В чём испытывали трудности?

Что помогло нам их преодолеть?

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.

    Составить связный текст «Я изложил мысль», используя опорные слова: сложить, вложить, предположить, предлагать, переложить и.т.д.

Записывают задание.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»