Иконописец без рук и без ног. Талантливый иконописец XIX века Григорий Журавлёв

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Григорий Журавлев, русский иконописец

Есть люди особенные, которых отличает великая вера и непреодолимая сила духа. Такие люди рождаются редко, а судьба их служит примером всем остальным. К таковым относится и знаменитый русский иконописец Григорий Журавлёв .

Он родился в 1858 году в селе Утевка Самарской губернии. Это был необычный ребёнок: Григорий появился на свет без рук и без ног. С раннего детства у мальчика стал проявляться талант живописца . Соседи вспоминают, как удивлялись, когда видели малыша-калеку, ползающего по двору с кусочком угля во рту. Этим углём малыш рисовал на заборе всё, что видел вокруг себя.

Спустя несколько лет Гришу послали учиться в мужскую гимназию в Самару. Кроме того, родители постоянно возили сына в кафедральный собор в городе и в мастерскую, где писались иконы. Однажды мальчик показал иконописцам свои рисунки. Работы впечатлили мастеров, и они предложили Грише обучаться иконописному искусству.

После обучения в гимназии Гриша Журавлёв вернулся в родное село, где начал заниматься иконописью. У него постоянно заказывали иконы, поэтому без работы юноша не сидел ни одного дня.

В 1885 году в Утевке начали строить большой Троицкий собор. Журавлёву предложили расписать стены в соборе. Специально для него в здании были устроены подмостки, на которых он проводил за работой практически целые дни. Лишённому рук и ног живописцу особенно сложно было оформлять купол собора. Ему приходилось постоянно лежать на спине, отчего на лопатках, затылке и крестце у него образовались язвы. Несмотря на боль, Григорий завершил роспись храма. Фрески, выполненные им, прославили Троицкий собор на всю округу.

Храм села Утевка сегодня

О талантливом мастере вскоре узнал царь Николай Второй. Журавлёва позвали работать в столицу, где мастер прожил 3 года. Он написал групповой портрет царствующей семьи. Вернувшись на Родину, Журавлёв начал получать пенсию в 25 рублей, которую по царскому указу ему назначили сразу после отъезда мастера из столицы.

Несмотря на то, что средств на собственное содержание у Григория было достаточно, он продолжал вдохновенно писать иконы , за которыми к знаменитому иконописцу приезжали покупатели из самых отдалённых уголков России. У Журавлёва в то время уже были ученики, которые в основном помогали ему готовить доски для икон, грунтовать их и смешивать краски.

Современники вспоминают, что у Григория был очень весёлый нрав, практически никогда он не падал духом, не впадал в уныние, все события в жизни принимал ровно и спокойно. Многие люди очень любили его и никогда не испытывали к нему жалости, поскольку Григорий Журавлёв отличался исполинской силой духа, которой могли бы позавидовать многие здоровые и красивые внешне люди.

После смерти иконописца в 1916 году его тело было похоронено возле церкви, как хоронят священнослужителей.

Революция 1917 года очень изменила жизнь в России. Храм, расписанный Григорием Журавлёвым, был закрыт на целых 70 лет. Люди смогли вновь войти в его двери только в 90-е годы. Фрески иконописца отреставрировали . А те прихожане, в доме которых хранились иконы кисти Григория Журавлёва , подарили эти чудесные образа храму.


Сколько конкретно икон написал мастер, неизвестно. Но то, что его произведения стали достоянием православного христианства русского, вне всякого сомнения.

Все свои работы Григорий выполнял зубами. Поистине, лики его нерукотворны, как того и требует Писание.

    Похожие записи

Обсуждение: 8 коммент.

    Несколько его икон, привезенных в дар верующими, хранятся в Самарском епархиальном музее. Там для них выделено специальное место. Будете в Самаре, обязательно загляните туда. Ул. Радонежская, 2,между Осипенко и Челюскинцев.

    Ответить

Григорий Журавлев с братом Афанасием

Он родился в 1858 году в селе Утевка Самарской губернии. Это был необычный ребёнок: Григорий появился на свет без рук и без ног. С раннего детства у мальчика стал проявляться талант живописца. Соседи вспоминают, как удивлялись, когда видели малыша-калеку, ползающего по двору с кусочком угля во рту. Этим углём малыш рисовал на заборе всё, что видел вокруг себя.

Спустя несколько лет Гришу послали учиться в мужскую гимназию в Самару. Кроме того, родители постоянно возили сына в кафедральный собор в городе и в мастерскую, где писались иконы. Однажды мальчик показал иконописцам свои рисунки. Работы впечатлили мастеров, и они предложили Грише обучаться иконописному искусству.

После обучения в гимназии Гриша Журавлёв вернулся в родное село, где начал заниматься иконописью. У него постоянно заказывали иконы, поэтому без работы юноша не сидел ни одного дня.

В 1885 году в Утевке начали строить большой Троицкий собор. Журавлёву предложили расписать стены в соборе. Специально для него в здании были устроены подмостки, на которых он проводил за работой практически целые дни. Лишённому рук и ног живописцу особенно сложно было оформлять купол собора. Ему приходилось постоянно лежать на спине, отчего на лопатках, затылке и крестце у него образовались язвы. Несмотря на боль, Григорий завершил роспись храма. Фрески, выполненные им, прославили Троицкий собор на всю округу.

Храм села Утевка сегодня


О талантливом мастере вскоре узнал царь Николай Второй. Журавлёва позвали работать в столицу, где мастер прожил 3 года. Он написал групповой портрет царствующей семьи. Вернувшись на Родину, Журавлёв начал получать пенсию в 25 рублей, которую по царскому указу ему назначили сразу после отъезда мастера из столицы.

Несмотря на то, что средств на собственное содержание у Григория было достаточно, он продолжал вдохновенно писать иконы, за которыми к знаменитому иконописцу приезжали покупатели из самых отдалённых уголков России. У Журавлёва в то время уже были ученики, которые в основном помогали ему готовить доски для икон, грунтовать их и смешивать краски.

Современники вспоминают, что у Григория был очень весёлый нрав, практически никогда он не падал духом, не впадал в уныние, все события в жизни принимал ровно и спокойно. Многие люди очень любили его и никогда не испытывали к нему жалости, поскольку Григорий Журавлёв отличался исполинской силой духа, которой могли бы позавидовать многие здоровые и красивые внешне люди.

После смерти иконописца в 1916 году его тело было похоронено возле церкви, как хоронят священнослужителей.

Революция 1917 года очень изменила жизнь в России. Храм, расписанный Григорием Журавлёвым, был закрыт на целых 70 лет. Люди смогли вновь войти в его двери только в 90-е годы. Фрески иконописца отреставрировали. А те прихожане, в доме которых хранились иконы кисти Григория Журавлева, подарили эти чудесные образа храму.

Судьба Григория Журавлeва - человека верующего и с чистой душой поражает силой веры и красотой души.

Рождeнный со страшным недугом, но имевший глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Узнав о таком человеке, хочется рассказать о нeм, чтобы помочь кому-то вернуться к созидательному труду, кого-то вывести из состояния отчаяния и безнадeжности, а кому-то обрести веру, утраченную по разным причинам.

В 1963 году в Югославии сербский историк живописи Здравко Каймакович в православной церкви села Пурачиц близ Тузлы обнаружил икону, на оборотной стороне которой имелась надпись по-русски: "Сию икону писал зубами крестьянин, живший в Утевке Самарской губернии, безрукий и безногий. 2 июля 1885 года".
Здравко Каймакович написал об этом в СССР и через Государственный архив СССР получил подтверждение тех сведений, которые были написаны белой краской на оборотной стороне иконы: иконописец - Григорий Николаевич Журавлев, родившейся в селе Утевка Самарской губернии в 1858 году - действительно был от рождения лишен рук и ног. Вскоре руководитель краеведческого кружка Утевской средней школы Кузьма Емельянович Данилов узнает об этой находке, и между ними завязывается переписка. Как пишет Здравко Каймакович в одном из писем: "… Икона средних размеров, исполнена масляными красками на доске и изображает славянских первоучителей свт. Кирилла и Методия. Святые написаны со свитками в руках. Икона представляет очень тщательную тонкую работу, так что в первый момент я подумал, что это произведение работы иконописца с академическим образованием, предположив, что текст Журавлева является мистификацией. Отсюда моя радость, что такой феномен, каким был Ваш земляк Журавлев, действительно существует. Преодолев жестокость природы, он сумел подняться до высот художественного искусства. Он художник не потому, что творил, держа кисть в зубах, но потому, что сумел создать действительно художественное произведение".

Григорий Николаевич Журавлев (1858-1916) родился в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии, в семье местного крестьянина, владельца столярной мастерской, и был инвалидом с детства — имел атрофированные ноги и руки.

Первоначально большую роль в воспитании и образовании Григория Журавлёва принимал его дед — отец его матери — Пётр Васильевич Трайкин. В 9 лет Григорий стал ходить в школу, куда его отвозил и откуда забирал дед. Таким образом, он посещал школу два года до смерти деда. Григорий научился писать, держа карандаш в зубах, таким же образом в дальнейшем он писал и свои картины.

После смерти деда Григорий стал учиться на дому самостоятельно, в этом ему большую помощь оказывал учитель земской школы из Утёвки Троицкий. В период обучения на дому Григорий много читал и занимался самообразованием.

Способность к рисованию у Гриши проявилась рано. Еще будучи совсем маленьким, он удивлял земляков, когда, ползая по двору на животе, сжимал зубами кусочек древесного угля и рисовал все, что видел: людей, деревья, дома. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Однажды за этим занятием его застал учитель сельской школы и попросил родных приносить Гришу в школу. Учеба мальчику давалась легко. Он успевал по всем предметам, хотя и писал, держа ручку в зубах. Когда мальчик подрос, его послали учиться в Самарскую мужскую гимназию. Помогал ему во всем брат Афанасий. Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую. Когда Гриша оказывался в мастерской, он был просто сам не свой. Вдыхая запах олифы, скипидара и лаков, он испытывал радостное праздничное чувство. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки на бумаге карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера покачивали головами и, одобрительно пощелкивая языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они, не ленясь, стали учить его своему мастерству тонкой иконной живописи, с самого начала, с азов. Трудно это было поначалу. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал. Доска должна была лежать на столе плашмя, ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. Но зато успехи были налицо: рисунок на иконе выходил твердый, правильный. Иной так рукой не сделает, как Гриша зубами. Начинал он с простых икон, где была одна фигура святого, но потом понемногу перешел к более сложной иконографии.
Шли годы, и многому научился Гриша в иконописной мастерской. В двадцать два года закончил он Самарскую гимназию и возвратился в родную Утевку, где стал писать иконы на заказ. Написанные им образы расходились нарасхват. Мало того, что иконы были хороши и благодатны, но особенно в народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные. Сам Господь Бог помогал Григорию - иконописцу, не может так сработать человек без рук и без ног. Это дело святое, это - подвиг по Христу. К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Строительство храма напрямую связано с именем Григория Журавлева. Проект церкви вызвал у него какие-то возражения, и односельчане доверили ему исправить недочеты. По усовершенствованным им чертежам (ещё один талант самородка) и была сооружена утевская церковь. Что же касается живописного убранства храма, то Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него "подмостках". Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы. Когда он, сидя после работы за столом не мог есть от боли во рту, близкие говорили ему: "Мученик ты, Гришенька, мученик ты наш".

Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию. Были у Григория Журавлёва и другие ответственные заказы.
В 1892 г. в Самаре был освящён кафедральный соборный храм Христа Спасителя. Судя по фотографиям и воспоминаниям свидетелей, был он великолепен, в архитектуре собора царила гармония, и весь его облик, многочисленные купола, уходящие в небо, настраивал на высокий лад. По размерам ему не было равных в России. Самарская городская Дума даже издала книгу по истории создания кафедрального собора. Есть в ней строки и о тех, кто писал иконы для храма Христа Спасителя: "… Иконы в иконостасе написаны на цинке в мастерской Сидорского, в Петербурге, а одна, именно икона свт. Алексия, митрополита Московского, написана по поручению в то время бывшего губернатора А.Свербеева (ныне сенатор) крестьянином села Утевка, Бузулукского уезда, Григорием Журавлевым, лишённым от рождения рук и ног, пишущим иконы, держа кисть в зубах. Словом, с Божию помощью …" Святитель Алексий считался покровителем Самары. Написать икону небесного покровителя губернатор А. Свербеев поручил Григорию Журавлеву, выразив, таким образом, признание таланта иконописца. (Дальнейшая судьба самарского храма Христа Спасителя печальна: храма нет, он взорван богоборческой властью советских времен).
Вскоре слух о необычном мастере дошёл до Царствующего Дома. Журавлёв был приглашён в столицу и там всех удивил своим искусством. Пробыл он в Петербурге три года. Для последней царствовавшей в России семьи Журавлев написал групповой портрет, которым Николай II остался доволен. Вернулся он на родину с назначенной от Царя пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу иноходца с зимним и летним выездом.
Как можно понять из вышеприведённых примеров, слава не обошла Григория Журавлёва. Для современников был очевиден его талант. Хотя у Григория были средства, но иконописную мастерскую он не заводил, по-прежнему писал образа сам. Ученики помогали ему растирать краски, готовить иконные доски, грунтовали. За иконами Григория Журавлёва приезжали с далёких окраин России. В жизни он всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.
Один из современных биографов Журавлева, В.Лялин пишет: "… Год за годом шёл по реке ледоход, унося в Вечность времена и сроки. И вот, наступил новый двадцатый век, век, в котором человечество познало ужас неслыханных кровавых войн, чудовищных злодеяний самоуничтожения, порожденных наглым и гордым богоборчеством. В 1916 году, когда шла тяжёлая кровопролитная война с Германией, Григорий заскучал, стал часто болеть. Во время одной особенно тяжелой болезни ему было откровение: что скоро наступят лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны. А через три года так и случилось. И слава Богу, что Григорий этого не видел, потому что уже лежал в могиле. Умер он в конце 1916 года, перед самой революцией. Похоронили его в церковной ограде Утевского Троицкого храма. На могиле поставили простой крест".
Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно. Но думается, что судьбы многих из них будут открываться для нас со временем. Жизнь и творчество этого удивительного человека вышли далеко за пределы Самарского края. Вот ещё один пример, подтверждающий это. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в Сергиевом Посаде, бережно хранится одна из икон кисти Григория Журавлёва под названием "Святой Лев - папа римский". Там, в музее Церковноархеологического кабинета собраны иконы и другие памятники древности разных эпох. Иконы, которые можно там увидеть, принадлежат выдающимся мастерам разного времени и школ: это и византийское (греческое) письмо 12 века, и древнерусский расцвет - 14-16 век, и работы русских мастеров 18-20 веков. Икона Журавлева "Святой Лев - папа римский" находится среди работ таких известных художников, как Суриков, Васнецов, Нестеров, Поленов. Работа Григория Журавлева является для нас образцом иконописных школ 19 века. Это типичная классическая традиция реалистической манеры письма. Находясь в музее Церковноархеологического кабинета, в полноте осознаешь правоту слов, высказанных когда-то священником и философом Павлом Флоренским в работе "Троице-Сергиева Лавра и Россия": "… Мы видим тут великолепный подбор икон всех видов и изводов; как же можно представить себе Лавру без школы иконописи и без иконописных мастеров?" Не это ли безусловное признание таланта Григория Журавлева?!

Для кого-то Утевка - "край света", но для Григория Журавлёва она была местом, где он впервые увидел свет. Именно здесь он родился и написал со временем много благодатных икон. Здесь и умер. Лег костьми возле им же расписанного собора. В старинном русском селе сохранились места, связанные с жизнью этого удивительного человека. Здесь каждый встречный покажет и сохранившийся дом на Самарской улице, где происходило становление его личности, каждодневная работа над собой, выражающаяся в волевом преодолении физической немощи, и место возле церковной ограды, где он похоронен. А рядом, в храме, - "слепок" с его души: образа, словно бы сотканные из нездешних лучей…

…Вглядитесь в эти творения. Иконы Григория Журавлёва говорят сами за себя…

БЕЗРУКИЙ И БЕЗНОГИЙ РУССКИЙ ИКОНОПИСЕЦ ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЕВ. ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЁСТРЫ ВО ХРИСТЕ, СМОТРИТЕ ФИЛЬМ О ПОДВИГЕ ГРИГОРИЯ ЖУРАВЛЁВА. Сегодня весь мир знает имя Ника Вуйчича - проповедника, который родился без руки и без ног. Но мало кто знает, что в 19 веке на Руси жил известный иконописец Григорий Журавлев, который тоже родился без рук и без ног, но стал великолепным иконописцем! Вот рассказ о его удивительной жизни! Его имя стало широко известно в России и за границей после того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя учёт памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин икону, на которой было написано по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Госархив позднее подтвердил эти сведения. Родился Григорий Журавлёв в 1858 году калекой. «Бог призрел на раба Своего» - такое суждение высказали жители Утевки. Но поначалу не так думали в семье Журавлёвых. По воспоминаниям, мать Григория плакала и хотела от великого горя наложить на себя руки, вместе с собой умертвив и младенца, но дед - Пётр Васильевич Трайкин этому воспрепятствовал, «доказав вредность замысла своей дочери». Он сказал, что Гришу будет растить сам. Ребёнок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Когда Гриша подрос, дед стал возить его в школу. Зимой на салазках, а летом на тележке. После смерти Петра Васильевича школу пришлось оставить, но с умным ребёнком на дому занимался учитель земской школы. Как-то летом сельская ребятня отправилась с мальцом-калекой на речку. Все пошли купаться, а Гришу оставили на бугре. Тут-то на него и спикировал орёл, да необычный - двуглавый. На глазах у растерявшейся детворы птица подняла тело-обрубок в небо. Пронзительный детский крик, видимо, испугал орла, - он выпустил добычу. «Никак, Ангелы подстелили соломку», - рассудили в селе, когда подняли с земли Гришу невредимым. В 1885 году газета «Самарские губернские ведомости» писала: «Журавлёв задумал во что бы то ни стало выучиться писать масляными красками «настоящие образа». И вот в 15 лет он, никуда доселе не выезжавший из родного села, прибыл в губернский город и обратился к проживающему здесь живописцу Травкину с просьбой показать ему, как пишутся образа. Тот ласково принял необычного ученика, оставил на несколько дней в своей квартире и познакомил с первыми приёмами живописи. Этого для Журавлёва было достаточно. Закупив в Самаре красок, кистей и прочего, он вернулся в родную Утевку и, заказав себе стол с особыми приспособлениями, принялся учиться живописи». Через пять лет юный иконописец решил подарить несколько икон высокопоставленным лицам Самары. На его «живые» иконы обратили внимание - стали поступать заказы. А вскоре Губернское земское собрание, приняв во внимание бедственное положение семьи Журавлёвых, назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей. В работе Григорию помогала вся семья. Брат Афанасий мастерил деревянные заготовки для икон, готовил краски, бабушка подбирала кисти, а отец доставлял иконы в Самару. Позднее у Журавлёва появились ученики - Михаил Хмелёв и Василий Попов.

Григорий любил учиться, много читал, благо в доме была большая библиотека. Уже взрослым он вместе с братом Афанасием экстерном с отличием закончил Самарскую мужскую гимназию. Самостоятельно изучил черчение, анатомию. В 1884 году Журавлёв обратился к Самарскому губернатору, всегда принимавшему участие в жизни калеки-живописца, с просьбой представить написанную икону Святителя Николая Чудотворца Цесаревичу Николаю, будущему Императору. В личном архиве генерал-губернатора А. Д. Свербеева сохранилось письмо, адресованное Журавлёвым Цесаревичу: «… Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно… желаю поднести Вам икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причине, что от своей природы не имею силы движения в руках и ногах своих. Написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению Божию». Цесаревич икону милостиво принял. Вскоре Император Александр III пригласил Журавлёва во дворец. Здесь крестьянин-живописец написал портрет семьи Романовых. Бытует легенда, что на обратном пути Григорий помимо своей воли попал в бродячий цирк на колёсах. Полгода возили его по России - показывали публике как диковинку. С большим трудом удалось вернуться на родину. Царь тогда же назначил ему пожизненную ежемесячную пенсию в 25 золотых рублей, а Самарскому губернатору велено было «выдать Журавлёву иноходца с летним и зимним выездом». По сохранившимся воспоминаниям жителей Утевки, Григорий был весёлого нрава, любил шутить. Чтобы позабавить детей, брал в зубы пастушеский кнут, размахивал и хлопал им с оглушительным свистом. Утевская каменная церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под непосредственным руководством Григория Журавлёва. По его эскизам были написаны все фрески.

Григорий Журавлёв. Икона Божией матери "Взыскание погибших". Для храма Журавлёв писал не только иконы, но и огромные фрески, - рассказывает настоятель храма священник Анатолий Копач. - Когда он расписывал церковь, особенно купол, кожаные ремни впивались в его тело, выщербливались зубы, опухали губы. Это был подвиг… На куполе изображены Святая Троица и семь Архангелов. На фресках - апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, митрополиты Московские Петр и Алексий. Совсем недавно стал проявляться лик святого Симеона Верхотурского. В храме великолепная акустика, в стены строителями были встроены специальные горшки. Освящена церковь в 1892 году. При ней была школа и небольшая библиотека. В 1934 году власти начали разрушать колокольню. Разожгли костры под деревянными опорами. Иконы со стен срывали баграми. Наиболее ценные отправили в Самару, остальные под покровом ночи привезли на колхозную пасеку - для изготовления пчелиных ульев. Но пчеловод Дмитрий Лобачёв тайно раздал иконы жителям села. Взамен ему принесли необходимое количество досок. К разрушению самого храма власти приступали не один раз. Но неожиданные обстоятельства вынуждали богоборцев то и дело откладывать задуманное. Так Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших дней. Вернули её верующим в 1989 году. Через два года храм освятили. Администрация Нефтегорского района выделила 100 тысяч рублей на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли восемь колоколов. На самом большом из них в честь утевского художника сделана надпись «Григорий». Свв. равноап. Кирилл и Мефодий. «Сия икона писана зубами в Самарской губернии Бузулукского уезда Утевской волости того же села крестьянином Григорием Журавлевым безруким и безногим 1885 год 2 сентября» Свв. равноап. Кирилл и Мефодий. «Сия икона писана зубами в Самарской губернии Бузулукского уезда Утевской волости того же села крестьянином Григорием Журавлевым безруким и безногим 1885 год 2 сентября»В Троицком храме находится много святынь: частица камня Гроба Господня, частица камня от Гроба Божией Матери, частицы мощей Вифлеемских младенцев-мучеников, Оптинских старцев, преподобного Серафима Саровского… В 2006 году в церкви поставили новый резной иконостас. Теплится в храме неугасимая лампада… А нерукотворные образа Журавлёва нашлись почти в каждой утевской избе и в соседних сёлах. Дешёвую икону купить крестьянам было по силам, поэтому художник писал для них образа на дереве и без позолоты. Но после поездки в Санкт-Петербург, когда в семье появился достаток, он всё чаще пишет образа на золоте и собственноручно подписывает на тыльной стороне: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлёв села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий».

Свв. равноап. Кирилл и Мефодий. «Сия икона писана зубами в Самарской губернии Бузулукского уезда Утевской волости того же села крестьянином Григорием Журавлевым безруким и безногим 1885 год год 2 сентября»

Икона Спаса Нерукотворного.

Икона Архангела Михаила.

Икона Спасителя. Григорий Журавлёв. Образ покровителя Самары святителя Алексия, митрополита Московского, Самарский губернатор А. Д. Свербеев также поручил написать Журавлёву. …В последние годы местные жители вернули в храм иконы письма Журавлёва «Господь Саваоф», «Жены-Мироносицы», «Спаситель Благословляющий», «Царь Давид», «Крещение Господне», «Воскресение Христово». Из Казахстана привезли икону «Святые Кирилл и Мефодий». Из Москвы пришло сообщение, что образ Журавлёва «Святой Лев - папа римский» находится в церковно-историческом кабинете Троице-Сергиевой лавры вместе с работами Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Ещё одну журавлёвскую икону недавно обнаружили на Урале. Самарская епархия совместно с властями губернии многое делает для возрождения памяти об удивительном иконописце. В епархиальном церковно-историческом музее и в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина уже несколько лет экспонируются его нерукотворные образа… - Слава Богу, что в наше время восстанавливается историческая справедливость и воздаётся должное таким талантам, как живописец Григорий Журавлёв, - сказал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. - Рождённый с недугом, но имея глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Его иконы несут Божественный свет, помогают людям. Умер Григорий Журавлёв в 1916 году. По благословению правящего архиерея его похоронили в ограде сельского храма. Земляки живописца - доктор технических наук Александр Малиновский и учитель-краевед Кузьма Данилов собрали большой исторический материал о художнике-самородке. В тех школах Самарской области, где преподаются «Основы Православной культуры», учителя рассказывают детям и об иконописце-крестьянине Григории Журавлёве. Настенная живопись в храме, роспись купола, выполненные безруким художником Григорием Журавлёвым, требуют безотлагательной реставрации. Но у храма нет средств. Настоятель прихода протоиерей Анатолий Копач надеется, что найдутся доброхоты, которые помогут сохранить национальное достояние России. Это был 19 век...с неразвитыми технологиями и несильно развитой медициной. И потому подвиг Григория Журавлева еще более поражает умы и сердца! Истинны слова: СИЛА БОЖИЯ В НЕМОЩИ СОВЕРШАЕТСЯ!

Проницательный взгляд мудрых глаз, традиционная крестьянская борода, готовые улыбнуться губы – таким мы видим русского иконописца Григория Журавлева на его редком портрете. Рядом – брат Афанасий, которому Григорий достает лишь до пояса: дело в том, что мальчик появился на свет с ногами по колено и руками по локоть…

Будущий иконописец родился в 1860г. в Самарской губернии, село Утёвка, в семье крестьян. Благодаря своему деду Гриша начал посещать сельскую школу, где выучился читать. Когда же дедушка умер, мальчику пришлось учиться дома – с помощью земского учителя Троицкого. Поняв, как работает карандаш, Гриша стал учиться писать и рисовать, зажав его зубами…

В возрасте 15 лет Григорий со своим братом Афанасием отправляется в Самару с мечтой выучиться на иконописца. Местный художник Травкин, к которому безрукий юноша обратился с просьбой научить его приемам живописи, был так поражен, что поселил необыкновенного ученика у себя и преподал ему азы иконописи. Освоив их, Григорий приобрел кисти, краски, стол с необходимыми ему приспособлениями и вернулся в родное село, где стал вырабатывать собственный навык и оттачивать мастерство.

Юному иконописцу помогала бабушка: она готовила краски, чистила кисти, особым образом усаживала Григория. Афанасий мастерил для икон деревянные заготовки. За пять лет упорного и беспрерывного труда талантливый самоучка достиг такого уровня, что решился подарить высокопоставленным лицам Самары несколько своих икон…

Эти иконы так понравились самарскому начальству, что Журавлев стал получать хорошие заказы. Кроме того, губернским земским собранием Григорию была назначена ежегодная 60-рублевая пенсия – ввиду бедственного положения семейства и за личные труды по самоусовершенствованию в живописи.

Так безногий и безрукий иконописец сделался кормильцем семьи, поскольку за его работу платили немалые деньги. К примеру, за образ Журавлев мог получить 50 рублей (для сравнения, жалованье земских врачей и учителей в то время составляло 10-15 рублей).

Григорий Николаевич познакомился и с самим губернатором Самары А.Д.Свербеевым, состоял в переписке с ним. В 1884г. Журавлев попросил своего покровителя передать царевичу Николаю, будущему российскому императору, написанный специально для него образ Николая Чудотворца. Милостиво приняв икону, цесаревич из собственных денег пожаловал крестьянину Журавлеву единовременное пособие в 100 рублей.

Удивительные иконы Григория Журавлева

Самарский краевед и писатель Александр Малиновский уже несколько десятилетий собирает материалы о жизни и творчестве Журавлева. В 2013г. вышло в свет пятое издание его документальной повести «Радостная встреча» об удивительном утёвском иконописце. В книге появились главы о новых найденных иконах Журавлева.

Пока неизвестно, сколько всего образов написал безрукий иконописец. В настоящее время Александр Станиславович, собирающий сведения о Журавлеве с 60-х годов прошлого века, выяснил местонахождение 100 его работ. В частности упомянутая нами икона святого Николая, подаренная некогда Николаю Романову, хранится сегодня в Эрмитаже. Надпись на обороте ее гласит: «Из архива цесаревича».

Вообще же география распространения икон Журавлева весьма широка. К примеру, одна из его работ была обнаружена в 1963г. в Сербии, которая тогда была частью Югославии.

Но есть у иконописца одна очень необычная картина, которой Александр Малиновский дал наименование «Утёвская мадонна». Небольшого формата, она изображает крестьянку в белом платочке на голове, держащую на руках младенца. У женщины типично заволжское, простое лицо с большими темными глазами и едва наметившейся улыбкой на губах… Никакого налета церковности, однако воспринимается картина как икона.

Жительница Утёвки Александра Подусова была последней из известных владельцев этого уникального живописного произведения. Женщина говорила, что сильно любила картину-икону и относилась к ней как к семейной реликвии. К сожалению, она не уберегла «Утёвскую мадонну», и где хранится сейчас это полотно, неизвестно.

Величайший духовный подвиг иконописца

В Утёвке стоит Свято-Троицкий храм, построенный в 1892г. В течение семи лет он возводился «тщанием прихожан». Этот храм расписан по эскизам Григория Журавлева. Старожилы рассказывали, что иконописца поднимали под купол в специальной люльке с кожаными ремнями, и он, лежа в ней, писал фрески. При этом Григорий Николаевич так сильно сжимал в зубах кисть, что у него сводило скулы. Чтобы их разжать, к лицу прикладывали теплые мокрые полотенца…

Умер Григорий Журавлев 15 февраля 1916г. от скоротечной чахотки. По благословению самарского архиерея иконописца похоронили в ограде расписанного им храма.

В 1934г. Свято-Троицкий храм закрыли, устроив там зернохранилище. В 1989г. его возвратили церкви. Сейчас в этом храме находится девять икон кисти Журавлева. Как говорит настоятель Анатолий Копач, их в основном приносят потомки тех, кто всю жизнь хранил святые образа и таким образом спас их после разорения храма.

О самом Григории Журавлеве отец Анатолий говорит так: этот удивительный человек дарит людям надежду. Обреченный, казалось бы, на полную беспомощность и бездействие, он совершил духовный подвиг и всей своей жизнью показал, что творить можно даже тогда, когда это кажется немыслимым…

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»