Пенсионный фонд рф. Финансовая устойчивость пенсионной системы российской федерации

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Не могу сказать, что наше общение было длительным и основательным: с удивлением для себя обнаружил, что Алексей Алексеевич Кадочников, несмотря на внешнюю открытость, крайне непростой человек. Он никогда не говорит лишнего, достаточно собран, но улыбчив. При этом все попытки заговорить с ним превращались в односторонний монолог: я выражал своё мнение и взгляды на тему рукопашного боя, а он просто кивал головой и говорил, что я во всём прав… Это меня жутко настораживало, и я решил проверить состоятельность нашего общения: подойдя к нему, я сморозил такую явную глупость, что аж сам с трудом сдерживал смех. При этом у самого Кадочникова ничего даже не ёкнуло внутри: он с воодушевлением начал говорить, какой я молодец, и что всё обстоит ровно так, как я и предположил в своём глупом утверждении! После чего я решил пойти дальше и сказать, что: «это всё очень сложно, и никто здесь (дело было на семинаре, на который я пришёл в качестве гостя) этой истины не понимает», на что он мне совершенно искренне ответил: «Главное, что ты понимаешь! А остальные, если им надо, разберутся». Я, в некотором смысле, был шокирован той естественностью и актёрской игрой, которой обладал Алексей Алексеевич… Несмотря на то, что стоящий перед ним человек нёс совершенно невообразимую пургу, он никаким образом себя не выдал: общаясь с ним, вы никогда по нему не поймёте, что он на самом деле думает о Вас. Всё, что бы Вы ему не сказали, он подтвердит с абсолютно искренним видом, который ни на секунду не заставит Вас усомниться в том, что Вы правы! Это меня в нём поразило!

Справедливости ради, необходимо сказать, что не всё так плохо: если Алексей Алексеевич Кадочников видит в Вас искренний интерес к его направлению рукопашного боя, он поделится с Вами некоторыми аспектами своего знания. Но для этого необходимо полностью открыться для восприятия новой информации и отнестись к тому, что он говорит, с особым вниманием.

Другой аспект, поразивший меня в Кадочникове старшем, это сила духа. Те, кто с ним знаком, знают, что у него переломаны ноги, и ему доставляет жуткие мучения не просто ходить, а даже стоять. Несмотря на это, весь семинар (8 часов) он проводит на ногах, ходит, объясняет и показывает людям элементы рукопашного боя, ни на секунду не присев. После завершения мероприятия, его чуть ли не под руки несут, так как он практически не может передвигаться самостоятельно. От усталости и боли в ногах, он передвигается крайне медленно и прихрамывает: только тогда вспоминаешь, что ему уже за восемьдесят лет.


В конце семинара, отвечая на вопросы участников, он периодически рассказывал истории о том, как рождалась его система. Он вспоминал, как «дохли» люди, как страшно было временами…, однако ни одну из историй он так и не рассказал до конца - его начинали душить слёзы.

Смело могу сказать, что как человек Алексей Алексеевич Кадочников произвёл на меня крайне сильное впечатление.

От личности Алексея Алексеевича Кадочникова и от моих впечатлений о нём, самое время перейти непосредственно к предлагаемой им системе рукопашного боя. Придя в гости на семинар, я не мог не попробовать на себе, что же это такое - система Кадочникова. К моему удивлению, Алексей Алексеевич мне не отказал: он продемонстрировал работу, да так, что я был в лёгком шоке. Всё, что Вы видите на видеозаписях, даже близко не отражает настоящего положения вещей. Он бьёт! Причём делает это невероятно жёстко и быстро. Он провёл на мне несколько приёмов, причём так решительно, что у меня даже оторвались ноги от земли.

Это был настоящий рукопашный бой, а не медленный вальяжный балет, который мы привыкли видеть в исполнении его адептов: чуть я потерял равновесие, на меня тут же обрушился шквал жутких ударов, от которых я на некоторое время оторопел! На контрасте с тем, что мы все привыкли видеть по его видеозаписям и тем, что демонстрировалось на семинаре, это вызвало во мне когнитивный диссонанс. Другими словами, сам Алексей Алексеевич Кадочников – страшный человек и настоящий боец, с которым я никому не порекомендовал бы встречаться в реальном рукопашном бою.

Ввиду всего вышесказанного, у читателя естественным образом возникает вопрос: «Если сам Кадочников такой мастер, то почему же никто из его учеников не может продемонстрировать ничего даже отдалённо напоминающего реальный рукопашный бой, а если демонстрируют, то оказываются беспомощными против элементарных атак?».

В ходе своего недолгого знакомства с системой рукопашного боя Кадочникова, я заметил некоторые особенности, которые привели меня в ужас.

Первое, что бросается в глаза – это нулевой уровень подготовленности абсолютно всех участников семинара: никто не может повторить даже элементарные движения, которые им предлагают к освоению. Самый распространённый вопрос при этом - как правильно бить удар. В этой ситуации, совершенно справедливо, Алексей Алексеевич Кадочников советует освоить технику бокса, называя её базой для любого вида боевых искусств.

В ходе самого семинара, Кадочниковым помогают их инструкторы: абсолютно нулевые в отношении рукопашного боя ребята, которые, при этом, ещё и с гонором! Они как бы пристраиваются к величию мастера и косвенно купаются в лучах его славы, возомнив себя бойцами и ведя себя вызывающе, не умея, при этом, абсолютно ничего. Будучи человеком крайне спокойным и уравновешенным, я даже несколько раз хотел проучить некоторых из них, но мой товарищ, который меня на мероприятие привёл, настоятельно попросил этого не делать.

Я не удивляюсь, что на пространстве интернета так не любят представителей системы Кадочникова: при абсолютно нулевом уровне владения рукопашным боем, они позиционируют себя как бойцы высочайшего класса, недвусмысленно намекая, что в «реальном бою» они поломают кого угодно. Естественно, этот миф рушится, как только удаётся поймать такого «мастера» и провести с ним поединок хотя бы даже в легчайший контакт.

Сам Алексей Алексеевич, при этом, достаточно скромный человек. Откуда у этих господ вырастает корона – не совсем понятно.

Я думаю, понимание того, что в реальной схватке им ничего не светит, гнетёт особо ярых адептов системы Кадочникова, поэтому они стараются компенсировать этот недостаток словоблудием и мифотворчеством, принижая остальных и хваля себя. Естественно, такое положение вещей не всех устраивает…

А причины того, что они ничего не умеют, банальны. Для того, чтобы овладеть любой системой рукопашного боя, необходимо заниматься регулярно, у хорошего мастера, отдавая себя, проливая пот и кровь на тренировках и в боях. Другого пути нет! Большинство же адептов системы Кадочникова учатся по видеозаписям и мотаются по семинарам, пытаясь в порядке энтузиазма освоить то, что им там показывают. Практически никто из них не тренировался у самого Кадочникова, как тренируются спортсмены у своих наставников. Более того, они даже не тренируются самостоятельно, как это принято у большинства практикующих боевые искусства людей. В основном это нерадивые ученики случайных участников семинаров, которые ездят к мастеру раз в год (а то и меньше), не имея никакой базы ни в каком контактном единоборстве. После семинара они, как правило, смотрят YouTube и подражают увиденному. Ни о какой проверке правильности своей техники и усвоенной информации в контактных боях речи не идёт: они сразу начинают учить людей, попутно не стесняясь поливать помоями и принижать все остальные направления рукопашного боя, говоря о том, какие они одни опасные.

Другой аспект – это отсутствие скоростной работы и работы с сопротивляющимся противником. Здесь всё гораздо проще: дело в том, что на семинарах Алексей Алексеевич Кадочников показывает технику медленно, так как виду полного отсутствия какой-либо подготовки у участников, никто ничего не понимает. Замедляется и утрируется всё, при этом, до предела, чтобы хоть как-то показать пришедшему человеку особенности предлагаемой системы рукопашного боя.

Кадочников всегда просит участников семинара не торопиться при исполнении предлагаемых технических элементов, ведь, как и при игре на пианино, есть очень большая вероятность заучить их неправильно, или вовсе не освоить. Однако этот принцип, по непонятной мне причине, возвели в Абсолют: «у нас нет скоростной работы, потому что на скорости мы просто убьём противника»… Это наглое и циничное враньё, и ничего бездарнее придумать просто невозможно.

Но не всё так безоблачно и со стороны организаторов мероприятия. В формировании ложного образа в головах учеников принимает участие и сам Кадочников. По каким-то неведомым мне причинам, он не показывает реальной скоростной работы на своих семинарах, он не объясняет тонкости ведения поединка, не показывает ударную технику, серии и связки, а держит людей в полном неведении относительно того, как его система работает на практике. Этот аспект вызывает у меня возмущение и негодование: остаётся неясным, чему именно человек должен научиться и как это исполнить в реальном рукопашном бою.

В секциях системы Кадочникова не отрабатывается ударная техника, не изучается борьба, не практикуются поединки… Скажу даже больше: отсутствует любая работа с сопротивляющимся противником. Но финальным аккордом в этой симфонии абсурда является полное отсутствие даже элементарной скоростной работы. То есть всё происходит исключительно медленно. Закономерный вопрос: а как в таком случае научиться драться? И ответ – никак.

Многие люди, практиковавшие систему Кадочникова и прочие разновидности русского рукопашного боя, абсолютно не уверены в своих силах и боятся драки как огня. Оно и понятно: у них нет ни одного надёжного инструмента, который они смогли бы применить в реальном бою. Есть только куча мудрствований на тему того, как и что должно быть с точки зрения науки.

Научная же составляющая системы Кадочникова, надо сказать, мне очень нравится. Алексей Алексеевич очень грамотно и точно подошёл к описанию процесса рукопашного боя, и всем, кто так или иначе увлечён единоборствами, я бы рекомендовал освоить именно эту часть его работы.

Но и крепкий научный фундамент, лежащий в основе системы, не помогает людям освоить рукопашный бой Кадочникова: большинство пришедших на семинар не являются профессиональными спортсменам, не имеют технического образования и ничего не смыслят в биомеханике и в физике в принципе. При этом их бесконечно грузят терминами, которые они не в состоянии воспринять, показывая технику, которую они не в состоянии воспроизвести, сопровождая объяснениями, которые они не в состоянии понять. Общая полезность такого мероприятия, на мой взгляд, стремится к нулю.

Вот и парадокс: сам Алексей Алексеевич Кадочников, безусловно, человек достойный, профессиональный, боец и настоящий воин. Однако то, что он преподаёт, никогда не будет работать ни у кого из перенимающих, так как преподносится изолированно от реальной практики и вне контекста боевого применения. Это, безусловно, обидно, так как уже сложилось мнение, что система Кадочникова – шарлатанство и профанация. В принципе, это не правда, применительно к самой системе рукопашного боя, но если мы говорим о коммерческом проекте, под названием «система Кадочникова», то данная формулировка абсолютно уместна.

Хотелось бы сразу оговориться, что автор не имеет ничего против зарабатывания денег: коммерческий интерес должен присутствовать в любом деле. Любой труд должен оплачиваться. Обучение боевым искусствам – дело очень кропотливое, энергозатратное и дорогое, однако оно того стоит, если на выходе человеку предложат реальные алгоритмы решения задач рукопашного боя.

Поводом для написания данной статьи послужила разница впечатлений относительно того, что я испытал на себе, и того, что преподносится под видом рукопашного боя на семинарах по системе Кадочникова. Кратко, разницу можно описать так: люди приходят на практическое занятие по рукопашному бою, а попадают на теоретическую лекцию. Алексей Алексеевич говорит всё правильно теоретически, но в абсолютном отрыве от практики реального применения в бою.

Система Кадочникова – одно из достояний нашего народа. Сам Алексей Алексеевич – гениальный человек, настоящий мастер. Однако тот вид, в котором на сегодня существует его система рукопашного боя, делает её совершенно нежизнеспособной. Мне бы очень хотелось, чтобы истинные, практические знания и наработки данного человека увидели свет. Для этого, как мне кажется, необходима работа с двух сторон:

  1. Самим Кадочниковым необходимо осознать, что необходимо пересмотреть способ преподнесения информации обучаемым.
  2. Обучаемые должны составлять список тех техник, которые они хотели бы увидеть на семинаре, и оглашать требования к процессу обучения и исполнителям, чётко контролируя процесс и требуя прямых, понятных ответов на интересующие их вопросы.
Пока же рукопашный бой по системе Кадочникова остаётся больше сектой, чем реальным направлением боевых искусств.

Очень хотелось бы, чтобы организаторы переоценили свой подход к преподаванию стиля рукопашного боя Кадочникова и породили новую волну интереса к данному направлению. Но если этого не произойдёт – то туда ему и дорога…

Пенсионное обеспечение является серьезным вопросом в настоящее время не только в России, но и во многих других государствах, когда прежние принципы уже не работают и необходимо искать новые пути решения возникающих проблем. Поэтому реформирование пенсионной системы, является неотъемлемым для обеспечения достойной старости населению страны .

ПФР является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов. Средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат .

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ;
  • взносов по дополнительному тарифу для работодателей организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
  • недоимок, пеней, штрафов по взносам в Пенсионный фонд РФ;
  • доходов от размещения средств Пенсионного фонда РФ;
  • штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба;
  • безвозмездных поступлений из негосударственных пенсионных фондов;
  • межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

Предприятия и организации-работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц — в сроки, установленные для получения заработной платы. Страховые взносы предприятия вначале поступают в федеральный бюджет, затем из бюджета они перечисляются в Пенсионный фонд РФ. Кроме указанных выше источников в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим федеральным государственным гражданским служащим и другим приравненным к ним гражданам, гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава. На Пенсионный фонд РФ возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ .минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения — по нормативу 60%.

При формировании бюджета Фонда страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на 2016 г. установлены исходя из базового тарифа 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. Пониженные тарифы страховых взносов в размере 6% для плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя; резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Поступления от плательщиков страховых взносов из числа самозанятого населения в 2016 г. определяются в фиксированном размере исходя из минимального размера оплаты труда (с 01.01.2016 г. МРОТ - 6204 руб.) и тарифа 26%, что составляет 19 356,48 рублей, а также 1% с суммы дохода свыше 300 тыс. руб. с установлением верхней границы платежа, рассчитанного из 8 МРОТ. На рисунке 1 прослеживается положительная динамика роста поступлений в ПФ РФ.


Рисунок 1 - Поступление средств Пенсионного фонда РФ значения Севастополя; резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2016 г. - 36 838 рублей. С учетом применения повышающего коэффициента 1,8 предельная величина составит в 2016 г. 796 тыс. руб.

Общий объем поступлений страховых взносов на ОПС прогнозируется в 2016 г. в сумме 4 232,7 млрд. руб.

Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 3 184,8 млрд. руб. (в 2015 г. общая сумма трансферта составляла 3 004,0 млрд. руб.). В бюджете Фонда на 2016 г., как и в предыдущие годы, предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в сумме 1,0 млрд. руб. на софинансирование социальных программ субъектов РФ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.

Проект бюджета Фонда формировался с учетом прогнозируемого увеличения численности получателей пенсий за 2016 г. на 545,6 тыс. чел. (на начало 2017 г. 43,23 млн. чел.).

· выплату государственных трудовых пенсий, в том числеОбщая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 3 184,8 млрд. руб. (в 2015 г. общая сумма трансферта составляла 3 004,0 млрд. руб.). В бюджете Фонда на 2016 г., как и в предыдущие годы, предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в сумме 1,0 млрд. руб. на софинансирование социальных программ субъектов РФ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.

Прогнозируемая экономия расходов в связи с отказом от ежегодной индексации страховых пенсии работающим пенсионерам учтена в бюджете Фонда на 2016 г. в объеме 87,14 млрд. руб.Проект бюджета Фонда формировался с учетом прогнозируемого увеличения численности получателей пенсий за 2016 г. на 545,6 тыс. чел. (на начало 2017 г. 43,23 млн. чел.).

Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на:

  • выплаты пособий на погребение получателям пенсий;оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;гражданам, выезжающим за пределы России;
  • финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;
  • прочие расходы.

Общий объем расходов бюджета ПФ РФ на 2016 г. составляет 7 421,6 млрд. руб.

В результате планируемых в 2016 г. мероприятий по увеличению размеров пенсий:

  • средний размер страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты) на конец года составит 12 689 руб. и увеличится за год на 353 руб.;
  • средний размер социальной пенсии на конец года составит 8 644 руб. и увеличится за год на 332 руб.;
Расходы бюджета Фонда на осуществление ЕДВ ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации определены с учетом доиндексации с 1 февраля 2016 г. размеров ЕДВ на 6,4% (с 1 февраля 2015 г. была проведена индексация на 5,5%). отношение среднегодового размера социальной пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера (ПМП), определенной на 2016 г. в сумме 8 803 руб., составит 97,3% (в 2015 г. - 115,3 %);

среднегодовой размер страховой пенсии в 2016 г. составит 12 603 руб. (или 143,2 % к ПМП).

Доходы и расходы бюджета Фонда по накопительной составляющей на 2016 г. прогнозируются в следующих объемах: доходы - 107,3 млрд. руб., расходы - 282,3 млрд. руб.

Основные показатели бюджета ПФ РФ отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные показатели бюджета ПФР на 2016 год

Показатели

Проект на 2016 г.

2016 г. в % к 2015 г.

в том числе: по распределительной составляющей

из общего объема доходов: средства федерального бюджета:

На обязательное пенсионное страхование

На компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда

На выплату пенсий, пособий и других социальных выплат за счет федерального бюджета

средства бюджетов субъектов РФ

в том числе:

ПРОФИЦИТ(+), ДЕФИЦИТ (-)

в том числе:

По распределительной составляющей

По накопительной составляющей бюджета Фонда

Источники покрытия дефицита по распределительной составляющей - остаток средств бюджета Фонда на начало года

В бюджете Фонда предусмотрена передача средств пенсионных накоплений в НПФ в 2016 г. в сумме 270,7 млрд. руб., в том числе связанных с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя - 8,1 млрд. руб., средств материнского (семейного) капитала, передаваемых на формирование накопительной пенсии матери - 61,8 млн. руб., средств федерального бюджета, передаваемых на софинансирование формирования пенсионных накоплений, - 6,0 млрд. руб.

Изучим социальные программы ПФР.Финансовую устойчивость пенсионной системы в 2016 г., также как и в предыдущие годы, предлагается обеспечить за счет перечисления в бюджет Фонда средств федерального бюджета в объемах, достаточных для выплаты и доставки страховых пенсий.

Социальные программы, которые финансируются только за счёт средств федерального бюджета, направлены на улучшение жизни федеральных льготников.

В 2016 г. в бюджете Пенсионного фонда России заложен 1,0 млрд. руб. на предоставление субсидий бюджетам субъектов Федерации на социальные программы. С 2000 г. ПФР участвует в финансировании мероприятий социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной

За период 2006 - 2014 гг. вместимость стационарных учреждений социального обслуживания увеличилась на 6 304 койко-мест. Только за последние три года приобретено 1 451 ед. автотранспорта для оснащения мобильных бригад, созданных при учреждениях социального обслуживания для оказания медико-социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам на дому.помощи неработающим пенсионерам. За это время ПФР перечислил субъектам Российской Федерации средства в размере 26,7 млрд. руб.

В ходе выполнения ремонтных работ в учреждениях социального обслуживания особое внимание уделялось выполнению требований пожарной безопасности: проводились замена систем электроснабжения и электроосвещения, установка пожарной сигнализации, демонтаж горючих материалов, огнезащитная обработка деревянных конструкций и др.

ПФР предоставлял средства на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам по различным направлениям на общую сумму 7,6 млрд. руб. Была оказана адресная социальная помощь более 112 тыс. пострадавших при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях неработающих пенсионеров. Средства направлялись на газификацию жилых помещений пенсионеров, оказание материальной помощи в связи с празднованием Дня Победы, с проведением Дня пожилого человека и Дня инвалида, на оказание единовременной материальной помощи неработающим пенсионерам.

Субсидии Пенсионного фонда России субъектам Российской Федерации являются серьезным стимулом для расширения социальных программ, направленных на реальное улучшение качества жизни наиболее социально уязвимых категорий пенсионеров и инвалидов.

Одной из основных социальных программ реализуемых ПФР является Материнский (семейный) капитал. С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Данным законом определено такое понятие, как материнский семейный капитал, получить который имеют право семьи, родившие (или усыновившие) второго или последующего ребенка после 1 января 2007 г.

Получить материнский капитал можно только один раз. Сумма материнского капитала первоначально была установлена 250 тыс. руб. Последующие годы действия этой программы сумма выплат индексировалась, но в 2016 г. Правительством и Госдумой было принято решение не проводить индексацию предусматриваемой по сертификату суммы - сейчас она составляет 453 026 руб. (Таблица 2).

Таблица 2 - Размер Материнского (семейного) капитала

Размер капитала (в руб.)

Сертификат можно использовать в следующих направлениях:

1. Улучшение жилищных условий:

· покупка жилья;

· постройка нового жилья;

· реконструкция жилья (при этом обязательно увеличить общую жилую площадь дома).

2. Дать возможность всем детям в семье воспользоваться образовательными услугами (включая проживание в общежитии при образовательном учреждении, оплату дошкольных образовательных учреждений).

3. Сформировать накопительную часть пенсии женщины, которая родила или усыновила второго (третьего, четвертого и последующего) ребенка.

4. Использовать средства по сертификату на социальную адаптацию детей-инвалидов.

Из отчета по материнскому капиталу за 2014 г. количество семей, полностью использовавших материнский (семейный) капитал, составило 2 749 629 ед. (Таблица 3).

Таблица 3 - Отчёт по Материнскому (семейному) капиталу за 2014 год

Наименование показателя

Значение

Размер материнского (семейного) капитала

429 408,5 руб.

Количество выданных сертификатов на материнский (семейный) капитал

Количество семей, полностью использовавших материнский (семейный) капитал, за весь период

270,9 млрд. руб.

Объём средств, перечисленных на осуществление выплат по направлениям использования материнского (семейного) капитала

1 031,5 млрд. руб.

В 2016 г. Пенсионный фонд России продолжит выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, а также выплату средств материнского капитала. В соответствии с бюджетом ПФР на эти цели в 2016 г. будет направлено 304,3 млрд. руб.

В пределах бюджетных ассигнований на 2016 г. учтены средства на предоставление в 2016 г. единовременной выплаты в размере 20 тыс. руб. (4,2 млрд. руб. исходя их численности 209,4 тыс. чел.). На сегодняшний день свыше 6,5 млн. семей в России получили в ПФР сертификат на материнский капитал, более 3,3 млн. из них полностью распорядились его средствами.

В 2015 г. Пенсионный фонд продолжил выплачивать средства пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение пенсии и при этом имеет средства пенсионных накоплений, то ему следует обратиться в ПФР за соответствующей выплатой. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий НПФ. Важно отметить, что с 2015 г. вносятся изменения в сроки обращения за назначением единовременной выплаты. Напомним, если при выходе на пенсию объем пенсионных накоплений гражданина в общей сумме его пенсии составляет пять или менее процентов, пенсионные накопления выплачиваются в виде единовременной выплаты. С 2015 г., если гражданин получил свои пенсионные накопления в виде единовременной выплаты, следующая единовременная выплата может быть произведена ему не раньше, чем через пять лет. Данное изменение в первую очередь касается участников Программы государственного софинансирования пенсии, являющихся пенсионерами.

Единовременные денежные выплаты пенсионерам осуществляются следующим категориям застрахованных лиц:

· гражданам, претендующим на пенсионные выплаты в связи с потерей кормильца;

· лицам, получающим пенсию по инвалидности, нетрудоспособным пенсионерам по причине болезни;

· гражданам, не имеющим прав на пенсионное обеспечение в связи с отсутствием трудового стажа, но попадающим под действие государственного пенсионного обеспечения в виде социальной пенсии.

С 1 февраля на 7% проиндексированы размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам (ветераны, инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза и России, Герои Социалистического Труда и др.). Это повышение касается более 15 млн. федеральных льготников. Пенсионная реформа 2015 г. очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации. С 1 января 2015 г. действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - так называемая «новая пенсионная формула». Трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий: страховую и накопительную. Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако, эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 г., а с 2015 г. достаточно будет иметь 6,6 баллов. Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. С нынешних 5 лет он вырастет до 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2015 г. требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться - по 1 году с каждым годом. Стоит отметить, что в новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др. С 1 января 2015 г. стоимость пенсионного балла составляет 64,1 рубля, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии - 3 935 руб.

С 1 февраля 2016 г. страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличились на 4%. Вместе со страховой пенсией на 4% проиндексирована и фиксированная выплата к ней (аналог бывшего фиксированного базового размера).

В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты составляет 13,1 тыс. руб.

С 2015 г. индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла. С 1 февраля 2016 г. его стоимость увеличилась на 4 процента: с 71 руб. 41 коп. 74 руб. 27 коп.

Граждане 1967 г. рождения и моложе имеют возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав: либо формировать страховую и накопительную пенсии, либо выбрать формирование только страховой пенсии. Выбор варианта будет напрямую влиять на количество пенсионных баллов, которое гражданин может набрать за год. Если гражданин формирует только страховую пенсию, максимальное количество баллов, которое он может заработать за год, - 10. Если гражданин формирует и страховую, и накопительную пенсии - 6,25. При выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной пенсий следует помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством не ниже уровня инфляции. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, может быть и убыток от инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов.

Таким образом, пенсионное обеспечение является серьезным вопросом в настоящее время не только в России, но и во многих других государствах, когда прежние принципы уже не работают и необходимо искать новые пути решения возникающих проблем . Поэтому реформирование пенсионной системы, является неотъемлемым для обеспечения достойной старости населению страны.

Научные руководители:
Калинин Николай Васильевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и информационных технологий управления Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия
Медведева Татьяна Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и информационных технологий управления Тульского филиала РЭУ им. Г . Плеханова , г . Тула , Россия

Все свои социально значимые функции ПФР выполняет за счет использования денежных средств, имеющихся в бюджете организации. В связи с этим процедуры его формирования и расходования являются наиболее важной частью работы фонда.

Как происходит принятие бюджета? Каким образом он пополняется и на что тратится? Какие меры предпринимаются в том случае, если доходная часть превышает расходную и наоборот? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.

Порядок рассмотрения и принятия бюджета

Бюджет пенсионного фонда России проходит согласование в высших законодательных органах власти государства. Используется следующий порядок:

  1. Предварительный проект бюджета направляется в Госдуму Федерального Собрания РФ;
  2. Дума рассматривает его и в случае принятия издает отдельный закон «О бюджете ПФР на …» (он состоит из основных статей и приложений);
  3. Закон подлежит рассмотрению Совета Федерации (Верхняя палата Парламента России), который должен его одобрить, для того чтобы документ вступил в силу.

Тексты всех утвержденных таким образом законов размещаются в открытом доступе, как на сайте самого Пенсионного фонда, так и на сайте Государственной Думы, и впоследствии любой желающий может ознакомиться с их содержанием.

Если после того как бюджет уже был принят, требуется внести в него какие-то изменения (такое случается довольно часто, например, ввиду экономических обстоятельств и т.п.), в Госдуму отправляется проект планируемых изменений. Затем они вносятся аналогичным способом, подобно тому, как описано выше (издается закон, запускается голосование по принятию и т.д.).

Доходы

Бюджет ПФР, утвержденный на 2017 год, составил 8 трлн 363,5 млрд рублей, в 2016 году он был равен 7,625 трлн рублей. Это практически на 500 миллиардов (или 7%) больше, чем в 2015 году. В таблице ниже представлена динамика доходов Пенсионного фонда начиная с 2010 года:

Таблица 1. Структура доходов Пенсионного Фонда России в 2010-2017 гг.

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
4,6
2011
5,25
2012
5,89
2013
6,39
2014
6,16
2015
7,1
2016
7,6
2017
8,36

Источник: данные ПФ РФ, расчет Страхового Портала

Как можно заметить, суммарные доходы постепенно повышались, но при этом не очень значительно, что вполне естественно с учетом инфляции. В 2014 году был небольшой спад, связанный с проведением основных подготовительных мероприятий пенсионной реформы (изменился принцип расчета страховой пенсии на основе новой формулы, ввели т.н. пенсионный коэффициент и т.д.), но в дальнейшем снова наступила стадия роста.

Бюджет пенсионного фонда пополняется благодаря нескольким основным источникам:

  • Доходы от перевода страховых взносов работодателями – 4,13 триллиона рублей (54,2% в общем объеме всех доходов);
  • Передача ПФР денежных средств из федерального бюджета государства:
    • на повышение размера страховых пенсий (за счет их валоризации и индексации) и финансирование льготных пенсий (в частности речь идет о досрочном пенсионном обеспечении) – 2,06 триллиона рублей (27,1%);
    • для покрытия расходов на оказание социальной помощи гражданам: пособия по инвалидности, доплаты к пенсиям, материнский капитал и т.п. – 1,27 триллиона рублей (16,7%);
  • Доходы, связанные с самостоятельным созданием пенсионных накоплений гражданами (через использование управляющих компаний, Центробанка, НПФ и добровольных взносов) – 131,2 миллиарда рублей (1,7%).

Классификация доходов по периодам

Размеры страховых взносов в бюджет ПФР в период с 2010 по 2017 отражены в таблице ниже:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
1,9
2011
2,8
2012
3,0
2013
3,46
2014
3,69
2015
3,86
2016
4,13
2017
4,42

В данной статистической выкладке можно отметить чрезвычайно низкий сбор страховых взносов в 2010 году (всего 41% от общего бюджета). Все дело в том, что до 2010 года включительно действовал старый тариф страховых взносов от работодателей, установленный на уровне в 20%. Собираемых таким образом средств явно не хватало, что вылилось в дефицит бюджета ПФР (превышение расходов над доходами) почти в 1,3 триллиона рублей. Из-за этого упомянутый тариф в 2011 году подняли до 26%.

Объемы бюджетных средств в период с 2010 по 2017 представлены в таблице ниже:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
2,64
2011
2,4
2012
2,8
2013
2,84
2014
2,41
2015
3,1
2016
3,33
2017
3,34

Линейного роста доходов, как в таблице выше, здесь нет, поскольку размер бюджетных дотаций в каждом из периодов целиком зависел от общего состояния экономики в государстве. Если удавалось найти средства для повышения пенсий, то проводилась их валоризация (переоценка) и индексация, и размер отчислений в бюджет ПФР соответственно увеличивался. В противном же случае сумма вливаний оставалась на прежнем уровне (как в 2013 и в 2017) либо вовсе уменьшалась (2011, 2014).

Объемы самостоятельных накоплений граждан в период с 2010 по 2016 представлены в таблице:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
60*
2011
50*
2012
90*
2013
90*
2014
60*
2015
167,3
2016
131,2

Данные за 2010-2014 года помечены звездочкой, так как являются результатом приблизительного расчета (в официальных годовых отчетах за эти периоды указаны только прямые добровольные взносы граждан, без учета средств переведенных управляющими компаниями, Центробанком, НПФ и т.д.). В целом такая нестабильная динамика и малый объем (всего 1,7%) рассматриваемой статьи доходов объясняется весьма просто – какого-то серьезного доверия к сторонним организациям, занимающимся формированием накопительной пенсии, у граждан России нет, поэтому нести туда свои сбережения никто не торопится. Серьезный рост отчислений в 2015 году связан в большей степени с пенсионной реформой, и, как можно заметить, уже к 2016 году интерес граждан к таким компаниям снова упал.

Расходы

Общее число суммарных расходов ПФР в 2016 увеличилось почти на 160 миллиардов рублей (2,1%) и составило цифру в 7,83 трлн рублей. На 2017 год утвержден бюджет расходов, равный 8,1 трлн рублей. График расходов с 2010 года выглядит следующим образом:

Год
Расходы (трлн рублей)
2010
4,25
2011
4,92
2012
5,45
2013
6,38
2014
6,19
2015
7,67
2016
7,83
2017
8,1

Здесь все довольно стандартно – ожидаемое ежегодное увеличение трат связано с индексацией и повышением размера пенсий и других социальных выплат. Снижение расходов в 2014 году объясняется все той же пенсионной реформой, на финансирование которой средства расходовались еще в декабре 2013 и поэтому вошли в отчетный период прошлого года.

Основными статьями расходов пенсионного фонда в 2016 году стали:

  • Выплата страховых пенсий – 6,01 триллиона рублей (76,9%);
  • Социальные выплаты (речь идет о надбавках и доплатах льготникам, пособиях по уходу за инвалидами и нетрудоспособными гражданами, компенсациях жителям Крайнего Севера, финансировании различных региональных программ и т.п.) – 572 миллиарда рублей (7,3%);
  • Выполнение иных функций ПФР и операции, связанные с перемещением пенсионных накоплений (со счетов фонда на балансы НПФ, управляющих компаний и т.п.) – 406 миллиардов рублей (5,8 %);
  • Выплата государственных пенсий (выплаты некоторым категориям граждан за выслугу лет – чиновникам, военным, космонавтам, летчикам-испытателям; компенсация вреда, причиненного здоровью человека во время прохождения военной службы) – 413 миллиардов рублей (5,3%);
  • Расходование средств по программе «Материнский капитал» - 365 миллиардов рублей (4,7%).

Классификация расходов по периодам

Выплата страховых (трудовых*) пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
3,7
2011
4,1
2012
4,5
2013
4,8
2014
4,97
2015
5,79
2016
6,01

*До проведения пенсионной реформы в 2015 году основном видом пенсии были трудовые и, соответственно, данный пункт расходов именовался также.

В целом, несмотря на обстоятельства и различные финансовые трудности ПФР с каждым годом увеличивал количество средств, перечисляемых на основную статью расходов организации.

Выплата государственных пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
286
2011
278
2012
291
2013
315
2014
344
2015
512
2016
413

С 2010 по 2014 года показатели по этому пункту трат варьировались примерно в одном диапазоне и составляли весьма незначительную часть от общего объема расходов. Последовавшее после резкое увеличение, а затем снижение финансирования связано с принятием различных законодательных актов, изначально расширивших льготные списки граждан по этой графе, а затем снова их сокративших.

Социальные выплаты в период с 2010 по 2016 составили:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
336
2011
311,9
2012
325,4
2013
401
2014
426
2015
512
2016
572

Высокие (относительно последующих годов) расходы 2010 года были связаны с празднованием 65-летия Победы в ВОВ, к которой ПФР приурочил выплату единовременных денежных пособий ветеранам. Кроме того, в этом же году были досрочно выданы пенсии за январь 2011 из-за наложения большого количества праздничных дней. Впоследствии расходы по данной статье росли линейно, увеличиваясь с каждым отчетным периодом.

Размеры материнского капитала в период с 2010 по 2016 составили:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
98,5
2011
171,3
2012
212,4
2013
237,4
2014
270
2015
329
2016
365

Российских семей, удовлетворяющих критериям, необходимым для оформления сертификата на такую меру господдержки, с каждым годом становилось все больше и больше, и поэтому поднимались расходы на осуществление выплат.

Соотношение доходов и расходов ПФР

График отчетливо показывает, что ведомство старается жить по средствам и не выходить за рамки вверенного ей бюджета. Финансовый дефицит, пик которого пришелся на 2015 год, по сути, является чисто техническим и не свидетельствует о каких-либо проблемах в ведомстве. Связан он главным образом с переводом гражданами своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные фонды (НПФ). При этом данный перевод по факту осуществляется не из бюджета ПФР, а со счетов управляющих компаний, которым Фонд передает право на распоряжение некоторой частью поступающих взносов на накопительную пенсию.

Итого, пенсионные накопления на сумму около 2 триллионов рублей, находящиеся во временном пользовании управляющих компаний, не отображаются в доходной части бюджета ПФР, однако те средства, что передаются от них в НПФ, вносятся как расходы. В результате образовывается чисто технический дефицит, никак не влияющий на платежеспособность Пенсионного фонда.

Дефициты и профициты бюджета

Как уже было сказано выше, ПФР старается рационально расходовать свой бюджет и не допускать дефицита средств. Если таковой все же случается (например, в 2016 году без учета технических операций по переводу накоплений недостача составила 37,5 миллиардов рублей), то покрытие задолженности обеспечивается за счет переходящих средств бюджета. Это деньги, которые откладывает фонд в те периоды, когда его доходы превышают расходы и, соответственно, остаются излишки средств.

Если образовавшийся дефицит достигает внушительных цифр (как было в 2010, когда он превысил цифру в 1,3 триллиона рублей), ПФР вынужден обращаться к правительству для получения дополнительных средств из государственного бюджета. Однако рассматривая ту же ситуацию 2010 года, можно заметить, что уже в следующем году Пенсионный фонд самостоятельно решил все финансовые проблемы, проведя реструктуризацию доходов и увеличив тариф страховых взносов на 6%.

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год»*.

В бюджете ПФР на 2016 год учтены расходы на выплату пенсий, социальных пособий, материнского капитала. Общий объем расходов бюджета ПФР в 2016 году составит 7 703,9 млрд. рублей (в том числе по распределительной составляющей бюджета - 7 421,6 млрд. рублей). Бюджет ПФР по расходам составит 9,8% ВВП Российской Федерации.

Индексация пенсий

В бюджете ПФР заложены расходы на индексацию с 1 февраля 2016 года страховых пенсий неработающих пенсионеров на 4%. Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2016 году будет произведена так же с 1 февраля на 4%. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 558,93 рублей в месяц, стоимость пенсионного балла - 74,27 рубля (в 2015 году - 71,41 рубль).

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 году составит 13 132 рубля, что соответствует 149,2% к прожиточному минимуму пенсионера.

С 1 апреля 2016 года размер социальной пенсии будет проиндексирован на 4%. В итоге в 2016 году среднегодовой размер социальной пенсии составит 8 562 рубля.

Расходы Пенсионного фонда России на выплату пенсий и пособий в 2016 году запланированы на уровне 6 539,1 млрд. рублей (это на 104,2 % выше, чем в 2015 году).

Из них расходы на выплату страховой пенсии запланированы в сумме 5 972,9 млрд. рублей. Это на 134,7 млрд. рублей (102,3%) больше, чем запланировано на выплату страховых пенсий на 2015 год (5 838,2 млрд. рублей).

При этом, как и раньше, в 2016 году в России не будет пенсионеров, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. На выплату федеральной социальной доплаты к пенсии для 2,7 млн. человек в бюджете ПФР на 2016 год заложено 44,3 млрд. рублей.

Численность пенсионеров

Прогнозируется, что в течение 2016 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличится более чем на 546 тыс. человек - с 42,7 млн. до 43,2 млн. человек. Увеличение численности получателей пенсии в ПФР по сравнению с 2015 годом связано с естественным ростом численности пенсионеров в РФ.

Основным видом пенсий в России в 2016 году будет страховая пенсия. Численность ее получателей на начало 2016 года составит более 39 млн. человек. Еще свыше 3,5 млн. человек являются получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению, при этом около 3,1 млн. пенсионеров - получатели социальной пенсии.

Пособия и социальные выплаты

Пенсионный фонд России осуществляет социальные выплаты свыше 15 млн. федеральных льготников: ветеранов, инвалидов, Героев Советского Союза, Героев России и т. д.

В соответствии с бюджетом ПФР, 1 апреля 2016 года размеры ежемесячной денежной выплаты будет проиндексирован на 6,4%. В 2016 году Пенсионный фонд России направит на выплату ЕДВ 419,4 млрд. рублей (на 9,3 млрд рублей больше, чем в 2015 году).

Россияне, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, продолжат получать компенсационные выплаты в размере 1 200 рублей в месяц. Расходы на эти выплаты в 2016 году запланированы на уровне 34,8 млрд. рублей. Неработающим родителям детей-инвалидов и инвалидов с детства Пенсионный фонд России осуществляет ежемесячные выплаты в размере 5 500 или 1 200 рублей в месяц. Расходы на эти выплаты в 2016 году запланированы на уровне 32,1 млрд. рублей.

Материнский капитал
В 2016 году Пенсионный фонд России продолжит выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, а также выплату средств материнского капитала. В соответствии с бюджетом ПФР, на эти цели в 2016 году будет направлено 304,3 млрд. рублей.

В пределах бюджетных ассигнований на 2016 год учтены средства на предоставление в 2016 году единовременной выплаты в размере 20 тыс. рублей (4,2 млрд рублей исходя их численности 209,4 тыс. человек). На сегодняшний день свыше 6,5 млн. семей в России получили в ПФР сертификат на материнский капитал, более 3,3 млн. из них полностью распорядились его средствами.

Социальные программы

В 2016 году в бюджете Пенсионного фонда России заложен 1,0 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Федерации на социальные программы. Субсидии предоставляются на социальные программы, связанные с укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров на принципах софинансирования расходов субъектов РФ.

Предоставление таких субсидий - ежегодная практика Пенсионного фонда России. Основными направлениями субсидий является строительство и ремонт учреждений социального обслуживания, приобретение технологического оборудования и предметов длительного пользования субъектами РФ. Адресная помощь оказывается неработающим пенсионерам на частичное возмещение ущерба в связи с чрезвычайными ситуациями или стихийными бедствиями.

Поступление страховых взносов

Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2016 году прогнозируется на уровне 4 060,35 млрд. рублей. В том числе прогнозируется поступление взносов от самозанятого населения (плательщиков, не производящих выплаты наемным работникам) на уровне 81,58 млрд. рублей, поступления дополнительных страховых взносов за работников, занятых на вредных или опасных производствах (по спискам №1, 2 и т. н. «малым» спискам) - 90,76 млрд. рублей.

Расчет поступлений страховых взносов на ОПС осуществлен на основе прогноза Минэкономиразвития РФ по фонду заработной платы в стране на 2016 год в сумме 19 903 млрд. рублей.

Тариф страховых взносов на ОПС для работодателей, использующих наемный труд, остается прежним: 22%+10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов (в 2016 году - 796 тыс. рублей за год).

По доходам бюджет ПФР на 2016 год сформирован в сумме 7 528,8 млрд. рублей (в том числе по распределительной составляющей бюджета - 7 421,6 млрд. рублей), это на 105,3% больше, чем в 2015 году.

Разница между доходами и расходами бюджета ПФР обусловлена движением средств пенсионных накоплений в части расходов: более 280 млрд. рублей будет передано в негосударственные пенсионные фонды в рамках переходной кампании 2015 года или выплачено пенсионерам и правопреемникам. Доходы по средствам пенсионных накоплений в размере порядка 107 млрд. рублей будут сформированы из дохода от их инвестирования Пенсионным фондом России и управляющими компаниями, дополнительными страховыми взносами участников программы государственного софинансирования пенсии.

* . Принят Государственной Думой РФ 4 декабря 2015 года, одобрен Советом Федерации 9 декабря 2015 года.

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год»*.

В бюджете ПФР на 2016 год учтены расходы на выплату пенсий, социальных пособий, материнского капитала. Общий объем расходов бюджета ПФР в 2016 году составит 7 703,9 млрд. рублей (в том числе по распределительной составляющей бюджета - 7 421,6 млрд. рублей). Бюджет ПФР по расходам составит 9,8% ВВП Российской Федерации.

Индексация пенсий

В бюджете ПФР заложены расходы на индексацию с 1 февраля 2016 года страховых пенсий неработающих пенсионеров на 4%. Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2016 году будет произведена так же с 1 февраля на 4%. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 558,93 рублей в месяц, стоимость пенсионного балла - 74,27 рубля (в 2015 году - 71,41 рубль).

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 году составит 13 132 рубля, что соответствует 149,2% к прожиточному минимуму пенсионера.

С 1 апреля 2016 года размер социальной пенсии будет проиндексирован на 4%. В итоге в 2016 году среднегодовой размер социальной пенсии составит 8 562 рубля.

Расходы Пенсионного фонда России на выплату пенсий и пособий в 2016 году запланированы на уровне 6 539,1 млрд. рублей (это на 104,2 % выше, чем в 2015 году).

Из них расходы на выплату страховой пенсии запланированы в сумме 5 972,9 млрд. рублей. Это на 134,7 млрд. рублей (102,3%) больше, чем запланировано на выплату страховых пенсий на 2015 год (5 838,2 млрд. рублей).

При этом, как и раньше, в 2016 году в России не будет пенсионеров, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. На выплату федеральной социальной доплаты к пенсии для 2,7 млн. человек в бюджете ПФР на 2016 год заложено 44,3 млрд. рублей.

Численность пенсионеров

Прогнозируется, что в течение 2016 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличится более чем на 546 тыс. человек - с 42,7 млн. до 43,2 млн. человек. Увеличение численности получателей пенсии в ПФР по сравнению с 2015 годом связано с естественным ростом численности пенсионеров в РФ.

Основным видом пенсий в России в 2016 году будет страховая пенсия. Численность ее получателей на начало 2016 года составит более 39 млн. человек. Еще свыше 3,5 млн. человек являются получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению, при этом около 3,1 млн. пенсионеров - получатели социальной пенсии.

Пособия и социальные выплаты

Пенсионный фонд России осуществляет социальные выплаты свыше 15 млн. федеральных льготников: ветеранов, инвалидов, Героев Советского Союза, Героев России и т. д.

В соответствии с бюджетом ПФР, 1 апреля 2016 года размеры ежемесячной денежной выплаты будет проиндексирован на 6,4%. В 2016 году Пенсионный фонд России направит на выплату ЕДВ 419,4 млрд. рублей (на 9,3 млрд рублей больше, чем в 2015 году).

Россияне, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, продолжат получать компенсационные выплаты в размере 1 200 рублей в месяц. Расходы на эти выплаты в 2016 году запланированы на уровне 34,8 млрд. рублей. Неработающим родителям детей-инвалидов и инвалидов с детства Пенсионный фонд России осуществляет ежемесячные выплаты в размере 5 500 или 1 200 рублей в месяц. Расходы на эти выплаты в 2016 году запланированы на уровне 32,1 млрд. рублей.

Материнский капитал
В 2016 году Пенсионный фонд России продолжит выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, а также выплату средств материнского капитала. В соответствии с бюджетом ПФР, на эти цели в 2016 году будет направлено 304,3 млрд. рублей.

В пределах бюджетных ассигнований на 2016 год учтены средства на предоставление в 2016 году единовременной выплаты в размере 20 тыс. рублей (4,2 млрд рублей исходя их численности 209,4 тыс. человек). На сегодняшний день свыше 6,5 млн. семей в России получили в ПФР сертификат на материнский капитал, более 3,3 млн. из них полностью распорядились его средствами.

Социальные программы

В 2016 году в бюджете Пенсионного фонда России заложен 1,0 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Федерации на социальные программы. Субсидии предоставляются на социальные программы, связанные с укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров на принципах софинансирования расходов субъектов РФ.

Предоставление таких субсидий - ежегодная практика Пенсионного фонда России. Основными направлениями субсидий является строительство и ремонт учреждений социального обслуживания, приобретение технологического оборудования и предметов длительного пользования субъектами РФ. Адресная помощь оказывается неработающим пенсионерам на частичное возмещение ущерба в связи с чрезвычайными ситуациями или стихийными бедствиями.

Поступление страховых взносов

Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2016 году прогнозируется на уровне 4 060,35 млрд. рублей. В том числе прогнозируется поступление взносов от самозанятого населения (плательщиков, не производящих выплаты наемным работникам) на уровне 81,58 млрд. рублей, поступления дополнительных страховых взносов за работников, занятых на вредных или опасных производствах (по спискам №1, 2 и т. н. «малым» спискам) - 90,76 млрд. рублей.

Расчет поступлений страховых взносов на ОПС осуществлен на основе прогноза Минэкономиразвития РФ по фонду заработной платы в стране на 2016 год в сумме 19 903 млрд. рублей.

Тариф страховых взносов на ОПС для работодателей, использующих наемный труд, остается прежним: 22%+10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов (в 2016 году - 796 тыс. рублей за год).

По доходам бюджет ПФР на 2016 год сформирован в сумме 7 528,8 млрд. рублей (в том числе по распределительной составляющей бюджета - 7 421,6 млрд. рублей), это на 105,3% больше, чем в 2015 году.

Разница между доходами и расходами бюджета ПФР обусловлена движением средств пенсионных накоплений в части расходов: более 280 млрд. рублей будет передано в негосударственные пенсионные фонды в рамках переходной кампании 2015 года или выплачено пенсионерам и правопреемникам. Доходы по средствам пенсионных накоплений в размере порядка 107 млрд. рублей будут сформированы из дохода от их инвестирования Пенсионным фондом России и управляющими компаниями, дополнительными страховыми взносами участников программы государственного софинансирования пенсии.

* . Принят Государственной Думой РФ 4 декабря 2015 года, одобрен Советом Федерации 9 декабря 2015 года.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»