Как читается иисусова молитва. Текст и смысл молитвы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Все о религии и вере - "иисусова молитва как правильно читать" с подробным описанием и фотографиями.

Содержимое

Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?

Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.

Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.

Через молитву Иисусову мы со Христом везде

– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.

Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.

Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.

Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.

Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие

– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.

Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе , в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.

Статистика просмотров

Автор(ы) материала

Популярное за 7 дней

Нижнее меню

Мнение редакции портала может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.

Использование материалов сайта в печатных изданиях и на интернет-ресурсах возможно только с указанием ссылки на портал.

Молитва Иисусова: как правильно молиться?

Одно из самых «компактных» и самых эффективных обращений к Господу – молитва Иисусова, длиной всего в предложение. В ней – обращение к Сыну Божьему по имени и просьба о помиловании, то есть о защите и помощи. Предложение, которое легко запомнить, но не очень легко повторять ежедневно… Занятость, эта наша вечная занятость, которая становится огромной пропастью между Богом и человеком! И, заметьте, не Бог виноват в этом.

А меж тем в этой молитвенной фразе – все: наша уверенность, наше душевное спокойствие, наше счастливое будущее. Все блага, к которым стремится каждый, умещаются в коротенькую молитву. И исполняются, при условии, что молитва Иисусова прочитана правильно.

Текст и смысл молитвы

Святые отцы называют ее откровением, исповеданием веры и обетом. Несмотря на свою краткость, Иисусова молитва православная очень емкая по содержанию, и позволяет вкладывать в нее свой смысл каждому молящемуся.

Произнося: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!», каждый имеет в виду то помилование, которое ему необходимо на данный момент. Кто-то молится об удачном дне, кто-то – о здоровье, кто-то – о близких, кто-то – о мире, кто-то – о хлебе насущном. И каждый находит в ней ответ – не сегодня, так через неделю, через год, но он обязательно приходит, если в молитвенный труд человеком вложено много души.

Сердца очищение и божественных даров подательница – еще так характеризуют эту чудодейственную молитву.

Где и как обращаться к Иисусу

Бог слышит нас везде и всегда. Нет такого дня или времени суток, когда бы Он отказал своим чадам во внимании. Для того чтобы мы могли постоянно «быть на связи», Он и дал христианам удобные короткие молитвы. Как правильно молиться Иисусовой молитвой? Как и в остальных молитвенных обращениях, главный инструмент – душа.

Бог слышит искренность, Бог отзывается на любовь. Предаваясь молитве, нужно на время забыть о себе и любить Иисуса за жертвенность, за спасение рода человеческого, да и просто – без условностей – за то, что Он есть. И помнить, что Сын Божий, восходя на Голгофу, не требовал от людей особых обетов, даже не заставлял и не просил изменить неприглядные черты характера. Просто шел умереть из любви за таких, какие мы есть.

Делание Иисусовой молитвы допускается в любом месте и при любых обстоятельствах: дома, на работе, по дороге куда-либо. Творить молитву можно сидя, можно стоя, можно в процессе какого-нибудь физического занятия (приготовления обеда или поливания цветов). Главное, чтобы мысли были сосредоточены на обращении к Иисусу Христу, и посторонние фантазии не мешали молитве.

Под защитой Божьей

В некоторых регионах Украины основным приветствием вот уже несколько столетий остается фраза «Слава Ису!». Произнося ее, человек свидетельствует о своем уважении и вере в Сына Божьего и желает Господней защиты тому, к кому обращено приветствие.

Защитное же действие, которое дает молитва Иисусова, практически безгранично. Ведь произнося имя Сына Божьего, человек утверждает, что Иисус и есть Господом, а призывая Его на помощь, мы признаем, что Бог – центр Вселенной, получаем от Него поддержку, тот лучик света, в котором нуждается каждая душа.

И еще: Иисусова молитва способна очистить от грехов, стоит только после «помилуй мя» признать себя грешным и добавить: «осуждающего, завистливого, гордого» и т. д.

Сколько раз произносить Иисусову молитву?

В принципе, церковные каноны допускают ограничение повторения Иисусовой молитвы каким-то определенным числом. Но каким именно? Как правильно молиться Иисусовой молитвой и сколько раз? Это каждый определяет для себя самостоятельно: во время произнесения молитвенного слова необходимо прислушаться к себе. Когда в душе разливается спокойствие, радость, растворяется все мелкое и неприглядное, значит, подействовало обращение к Сыну Божьему.

Одним для достижения такого состояния достаточно десяти раз творения молитвы, а другим – и сотни мало.

Чтобы не отвлекаться на подсчеты и в то же время не сбиться с числа, во время произнесения Иисусовой молитвы можно использовать четки.

Что такое умное делание молитвы?

В христианстве под умным деланием понимают максимальную концентрацию внимания и духовных сил, направленных на созерцание Бога в собственном сердце.

Для любой молитвы, даже произнесенной не книжными, а своими словами, очень важно умное делание. О молитве Иисусовой священники всегда напоминают, обучая прихожан умному молению: она дает возможность сосредоточиться на пределе сил. При длительном ее произношении молящийся поднимается на одну духовную ступень, и в его уме и сердце открывается больше понимания Бога.

Умная молитва Иисусова открывает огромные возможности в духовном мире, направляя человека по той стезе, которая принесет ему только благо. Но каждому, кто желает приступить немедленно к произнесению этой молитвы, следует знать: моление – это подвиг, который нужно совершать с чистым сердцем и добрыми помыслами. А то, если на устах молитва, а в душе ненависть – толку от нее не будет, будет очередное разочарование, которых и так хватает в жизни.

Действие молитвы

Как сказал митрополит Антоний, молитва Иисусова делает бытие прочным, поскольку сосредоточение на имени Христа способно собрать все силы духовные, душевные и телесные, позволяя человеку быть более смелым и уверенным в действиях и скорее добиваться поставленных целей.

Когда человек находится без поддержки свыше, его природа очень раздроблена, он не может собраться и, наконец, реализовать все свои планы, мечется, ищет, не может найти, не умеет верить и поэтому страдает. Иисусова молитва восстанавливает целостность слабой человеческой природы.

  1. Оздоравливает тело и помогает укрепить психическое равновесие.
  2. Благодаря ей человек может возобновить контроль над мыслями и эмоциями, упорядочить чувственную сферу жизни.
  3. Молитва овладевает всем человеческим существом и начинает положительно влиять на все области жизни: божественный свет проникает и на духовный, и на материальный уровни. Человек начинает ощущать явную помощь и поддержку во всем.

Иисусова молитва для мирян, с чего начать, как совершать

И в Византии, и на Руси иисусовой молитвой занимались не только монахи-безмолвники, но и епископы, и миряне. Накануне празднующейся 31 марта памяти теоретика и делателя умно-сердечной молитвы свт. Григория Паламы, протоиерей Георгий Бреев, духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском, рецензент четырехтомного сборника аскетической литературы «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий», рассказывает, как совершать ее среди сегодняшнего городского шума.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» - казалось бы, простая молитва. Но духовники призывают своих чад к большой осторожности в ее использовании. На каких же условиях возможно употребление Иисусовой молитвы мирянами?

Необыкновенная сила^

Традиция употреблять в молитве слова, обращенные к Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, начинается с евангельских времен, когда люди, встречавшие Христа, обращались к Нему со своими просьбами. Ближайшие ученики Христа - апостолы видели и знали действенность такого обращения. Таким образом, первые христиане начали призывать Имя Христа как в церковной, так и в частной молитве, и эта традиция никогда не умалялась. Молитва, которую мы сейчас называем Иисусовой, оформилась в знакомые нам слова позже, когда особенно ревностные подвижники стали уходить от мира в пустыню. Призывание Имени Божьего было для них живой потребностью. Опыт этих древних отцов запечатлен в книгах «Добротолюбия».

Существуют разные мнения о том, кто и как может совершать Иисусову молитву. Некоторые святые считали, что она имеет необыкновенную силу преображать человеческий ум и исцелять душу. При условии, конечно, разумного и ответственного к ней отношения. Они советовали использовать эту молитву не только пустынникам, но и всем христианам, живущим в мире, даже только начинающим свою духовную жизнь.

Считалось, что если эта молитва, относящаяся к роду покаянных, будет совершаться с сердечным вниманием и постоянно, то принесет пользу и очистит от многих грехов даже людей духовно не очень высоких. Другие отцы, наоборот, считали, что далеко не каждый может пользоваться этой молитвой.

Особенно, если брать ее на вооружение и употреблять постоянно. Потому что как пламя, разгораясь, требует все больше и больше топлива, так и совершаемая постоянно сердечная молитва, набирая силу, требует от человека все более полной отдачи, все новых шагов, посвящения всего себя молитвенному деланию, названному позже умным деланием. И к нему нужно быть особо подготовленным - требуются пост, воздержание от посторонних развлечений и строгое исполнение заповедей Христовых. Без такого фундамента молитва может принести духовный вред.

Из «Добротолюбия» мы знаем, что одна из высших ступеней умной молитвы - созерцание. Это такое особое состояние, о котором святые отцы говорили как о преддверии Царствия Божия. Душа настолько возвышенна и очищена от страстей, что она, таинственно соединенная со Христом благодаря молитве, становится способна видеть Его.

Но для нас это делание слишком высоко. Узнавать об этих состояниях мы можем только из книг. Близкие к нам по времени подвижники говорят, что современный человек, утративший цельность жизни, уже не может притязать на делание таких ступеней умной молитвы. Поэтому, когда некоторые люди - особенно это бывает свойственно неофитам - горячо берутся за призывание в молитве Иисусовой Имени Господа, они могут подвергаться всякого рода опасностям, которые будут не готовы принять.

Каждый верующий человек хочет молиться. Святой Григорий Палама говорит: сколько человеческих душ в мире, столько и уровней и образов молитвы. Каждый вносит в молитву свой внутренний опыт, свои переживания. А переживания у всех разные. Один с детства имеет дух молитвенный, от природы, от благодати Божией - прямо сразу может молиться. Другому нужно большой жизненный путь пройти, и только в середине этого пути он поймет, что молиться надо. И начнет с трудом делать маленькие шаги, постигать азы.

Молитва - это пища. Если человек жив, он нуждается в еде. Все-таки мы не раз в день подкрепляем себя пищей. Так же и духовно - душа тоже нуждается в пище. Но здесь нужно понимание, живая потребность напиться живой воды, а не формальная сторона, не привычка, не обрядность. Живая вода - это слово Божие. Когда есть эта жажда, тогда и начинается правильный строй молитвы. Его сам Бог выстраивает. Потому что сказано, что без действия благодати мы не можем молиться, даже обратиться к Богу «Авва Отче» мы не можем, по апостолу Павлу, без Духа Святого. Дух Святой дает нам в сердце молитву - ставит и обращает к Богу Отцу Небесному, ко Христу.

У людей, любящих молитву, даже внешность меняется, будь то миряне или монашествующие. Конечно, внешность - не очень убедительный фактор, но все равно по человеку обычно видно, если он молитвенник.

Молитва - это путь, который приводит человека к Богу. И, если человек остановится на половине пути, он может потерять и то, что уже приобрел. Молитва воспитывает высокое, тонкое благородство. Душа становится разумной, отступает от грубых страстей, прозревает, укрепляется в вере. Дух Святой действует и в молитве, и в Священном Писании. Человек начинает прозревать дивную гармонию Божественного Слова, Писания. Потому что молитва подготавливает сердце человека, как сосуд, который потом вмещает в себя все дары благодати Святого Духа. Без молитвы невозможно этого достичь.

Добрый плод молитвы - умирение сердца, когда сердце становится чистым. А чистым сердцем человек узрит Бога. Человек начинает в себе видеть действие страстей и действие благодати Божией, начинает различать, что идет к нему от падших духов. Потом, если человек действительно трудится не вотще, он начинает прозревать суть вещей. Если христианин проходит молитвенный путь с ревностью и со смирением, ему будут сопутствовать духовные плоды.

Вдумчиво и осторожно^

Я думаю, что мирянам браться за Иисусову молитву можно. Но делать это нужно по силам, немного и постоянно. Святитель Игнатий Брянчанинов и последние оптинские старцы учили, что современный человек должен подходить к Иисусовой молитве очень вдумчиво, очень осторожно и просто.

Не стремиться сразу достичь каких-то состояний - просвещения души, ума. Совершать молитву нужно в простоте сердца. За время моего пастырского служения было уже несколько случаев, когда по рекомендации молодого священника люди начинали совершать непрестанную молитву и в результате приходили к крайне бедственному положению, к психическому расстройству, к состоянию, из которого сами они уже не могли выйти. Были даже случаи, когда люди кончали собой только по причине того, что ревностно взялись за это умное делание, к которому не были готовы.

Для начала нужно обрести молитвенный опыт вообще и только потом постепенно переходить к Иисусовой молитве. Но ставить перед собой высокие цели крайне неразумно. Даже подражать в молитвенном делании святым будет пагубно для нас.

Еще в VI веке святой Иоанн Лествичник предупреждал о том, что читать и назидаться высоким духом святых нам необходимо, но подражать им в молитве - верх безумия. Потому что в человеке должно быть не свое личное желание, а побуждение Духом Божиим. Поэтому я всегда предостерегаю: если есть желание и ревность, то прежде нужно научиться тому, чего требует молитва, - внимательности, сосредоточенности, воздержанности и рассудительности.

Ведь мы не достойны тех слов, которые читаем в молитве. Я не достоин даже обратиться к Богу. Господи, как я могу сейчас предстать перед Тобою? А это предстояние и есть молитва. На всяком месте владычество Его, благослови душе моя Господа. Место «владычества Его» - это то место, где я молюсь.

Как не пресытиться?^

Научиться сначала нужно искренней, простой, чистой молитве. Потому что многие, начиная читать утреннее и вечернее правило, быстро устают от него. Говорят, что уже приелось, что ничего не чувствуют. Просят разрешения молиться своими словами. Ну, молитесь своими словами. Но молитвенное слово должно истинствовать, должно славословить.

Кто-то из святых говорил, что в молитве человек должен соединяться со словом так же, как душа соединяется с телом. Видите, какой глубокий образ. Если этого единства нет, то молитва нам приедается. Она кажется формальной, холодной, и слова не идут в душу.

И все только потому, что человек не выработал правильный подход к молитве. Не пережил, не почувствовал молитвы в себе. Даже если ты и пережил когда-то какой-то молитвенный образ, он забывается. И очень легко уйти в механизм, совершать одну обрядовую сторону - произносить, говорить, читать, но не молиться.

Для молитвы нужны интерес, внимание, жажда молитвы и истинность. Молитва - это живая потребность. Мне необходимо в данный день, в данный момент выразить себя в молитве, встать перед Богом и сказать: «Господи, вот я перед тобой стою, день у меня прошел в суете, я где-то потерял свою внутреннюю свободу, где-то ненужным помыслам, заботам отдался, неприятности у меня были и так далее». Какие мы есть, такими мы и должны обращаться к Богу.

Сама жизнь нас учит молитве, Бог нас учит, Церковь нас учит. Эти уроки не должны пройти мимо. Тогда только мы и начнем действительно понимать, что такое Иисусова молитва. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» - это будет уже вопль. Это фактически вся моя природа, сконцентрированная в живом Господе, это поток моих внутренних энергий рвется наружу. Вот тогда, пожалуйста, молись Иисусовой молитвой хоть день и ночь. Тогда Иисусова молитва начнет действовать.

Когда человек действительно полюбит молитву, когда его дух возгорится, тогда, по учению святителя Игнатия, Иисусова молитва начнет переходить из словесной формы в сердечную. А сердечная молитва, если будет приноситься со вниманием, начнет захватывать и умные сферы души. Таким только образом умно-сердечная молитва может стать доступной для современных христиан, целиком посвятивших себя Богу. Священники, монахи, благочестивые миряне, которые удалены от повседневных забот и печалей, могут взять этот Божественный дар и с пользой для души совершать умно-сердечную молитву.

Начать я рекомендую так: отстраниться от обычной суеты - от радио, телевизора, уединиться в спокойном месте, где можно молитвенно настроиться. Если со временем у вас начнется серьезное занятие Иисусовой молитвой, необходимо искать тех людей, которые опытно прошли этот путь, и с ними обсуждать все свои состояния.

Начинающему нужен помощник. Потому что активность духа воздействует и на душу, и на психическое состояние, и на нервную систему. Она пробуждает в душе много таких движений, которых, может быть, и не было раньше. Когда человек постоянно творит умную молитву, в нем начинает пробуждаться сокровенное, с чем человек в своей практике, возможно, и не сталкивался.

Есть такой закон в физическом мире - чем мощнее и чем больше какое-то энергетическое движение, тем больше в него вовлекаются окружающие сферы. Так же и молитва Иисусова. Если делать ее с каким-то усилием, с каким-то напряжением, то она может пробудить очень много из чувственного мира и из мира воображения, особенно если мы не имеем покаянного чувства. Весь негатив, который пока сокрыт, придет в движение и может пагубно повлиять на душевное состояние человека.

Определить, правильным ли путем идет человек в своем молитвенном делании, можно по плодам. Плодом неправильной молитвы может стать гордыня ума. Человек начинает делать все напоказ, старается всем показать, что он долго молится, что он умеет творить Иисусову молитву.

В Евангелии сказано: если хочешь Богу принести сердечную молитву, «…вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолись Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6: 6). Если человек не войдет в свою внутреннюю клеть со смирением, с глубокой верою, с покаянным чувством, со вниманием, то это занятие выльется у него или в фарисейство, или в гордое самоутверждение.

Часто в такой ситуации у людей начинается нервное расстройство, заметное со стороны, - нервные резкие движения, возбудимость, желание что-то доказать, поспорить. Это тоже показывает, что человек неправильно творит молитву.

Нельзя вступать в духовный мир без рассуждения. Каждый шаг должен быть проверен и духом Евангелия, и духом заповедей Господних, традицией и учением Церкви, мыслями святых отцов. У человека должно быть ясное состояние разума, чтобы он видел правильные и ложные пути.

Самодвижное делание^

В молитве происходит единение всех наших способностей. Иногда у человека активизируется воображение, и ему кажется, что это духовное парение. На самом деле оно может быть не духовное, а только мечтательное. Духовники, делатели Иисусовой молитвы, всегда предостерегали от этого соблазна.

Я считаю, что в творении Иисусовой молитвы пользоваться четками необходимо и очень важно. Когда пальцы держат четки и ты произносишь молитву словесно - это помогает все силы направить на молитву, не рассеиваться. Сердечное внимание, словесное произношение молитвы, перебирание четок - все это вместе помогает вовлечь в молитвенное обращение все силы души. Даже когда мысль готова отстраниться, ты чувствуешь, что четочка тебе не дает. Ты ее крепко держишь, и она через это ощущение порядка следования молитвы помогает даже мысли не рассеиваться.

Если при чтении молитвы сливаются в словесную массу и перестаешь ее понимать - такую молитву нужно прекращать. Как только при чтении молитвы возникает разброд мысли, невнимание или какая-то апатия - вроде мне не хочется читать, не могу - все, надо тут же прекращать. Лучше прочитать пятьдесят молитв и успокоиться, чем прочитать триста на уровне механического движения.

Иногда можно читать Иисусову молитву на службе. Те, кто занимается молитвой, могут прийти на такой уровень - когда спишь, просыпаешься, а молитва продолжается. Ты даже не знаешь, заканчивалась ли она или не прекращалась и идет сама. И вот когда человек достигает такого состояния, он может даже стоять за литургией, внимательно слушать слова литургических молитв, а в сердце сами звучат слова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Это самодвижная молитва. К ней приходят от внимательного, благоговейного призывания Имени Божьего, когда молитва захватывает все уровни подсознания.

Молиться - наша обязанность. Святые отцы говорят, если тебе дается благодать - молиться легко, ты прямо на крыльях летаешь. Если благодать отнимается - молиться трудно. Даже может быть дух противления молитве. Ну что же, терпи. Говори: «Господи, я недостоин молитвенного обращения. Я прогневал Благость Твою». Если дух противления сильно взойдет на тебя - смиряйся, и он отступит. Потому что глубокая молитва всегда вызывает искушения. Как если свечу поставить - сильный ветер может ее задуть. Так и молитвенные огоньки демоны сдувают. Но нужно этот огонек в себе снова воспламенять. Хоть маленький, но он должен теплиться в душе постоянно. Лампадка горит в глубине сердца - и этого довольно.

Подготовила Екатерина Степанова

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Форма
. Перед началом молитвенного труда необходимо выбрать форму молитвы. Это может быть «Господи Иисусе Христе помилуй мя» или «…помилуй нас». При данном выборе человек должен руководствоваться своей совестью и Евангелием.

Переход к умной молитве
. Долго оставаться на степени устной молитвы не следует. Переходить на умную можно как только человек почувствовал вкус и горячее желание к молитве. Также можно пробовать ее в перерывах устного молитвенного делания.

Дыхание
. Необходимо сразу стремиться сочетать молитву с дыханием (как указывают отцы и, прежде всего, преп. Иоанн Лествичник), иначе она не укоренится. Любая беседа или занятие будут прерывать молитву и без дыхания восстанавливаться она будет неохотно. Дыхание является механизмом восстановления и удержания молитвы, а также выполнением Божией воли, озвученной через Пророка: «Всякое дыхание, да хвалит Господа». Сочетание молитвы с дыханием - очень важный момент, упустив который, многие бросили молитву и больше к ней не вернулись, по слову Спасителя «Многие поищут взойти и не возмогут».
. Дыханию среднего человека лучше всего соответствует пятисловная молитва («Господи Иисусе Христе помилуй мя/нас»), а не восьмисловная (Господи Ииусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»).
. Распределение слов происходит следующим образом. «Господи Иисусе» - вдох. «Христе, помилуй мя/нас» - выдох. Распределение слов по дыханию важно, так как нахождение правильного порядка позволяет добиться естественного ритма дыхания. Всякое напряжение или искусственность в данном случае вредны.
. Когда вы начнете «дышать именем Божиим» , то очень скоро поймете, что восьмисловной молитвой так молиться было бы неудобно. Не хватает глубины дыхания, ритм становится неестественно медленным. Дыхание приходится искусственно корректировать и следить за ним. Возможно, для людей с определенными физ. данными (например соответствующим объемом легких, ЧСС) восьмисловная форма и подойдет, но, повторимся, для среднего человека подходит лучше древняя форма, пятисловная.

Правило напряженной молитвы
. Молясь естественно в продолжении всего дня и выполняя апостольский наказ «непрестанно молитесь», человек должен выделять время для напряженной молитвы, по главной евангельской заповеди «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением, всей крепостью твоею».
. Такая молитва производится по времени или лучше, если обстоятельства позволяют уединиться, по четкам.
. Молиться по четкам мирянину можно и нужно, но людям при этом четки никогда демонстрировать нельзя, чтобы лишний раз жестоко не искушаться духом тщеславия.
. Техника напряженной молитвы описана в книге «Трезвенное созерцание». Мы позже постараемся ее коснуться отдельно. Также делателю молитвы в том, что касается техники, рекомендуется опираться на статью СНБ «О трех образах внимания и молитвы» в переводе Дунаева.
. Правило напряженной молитвы лучше всего поставить на утро. В любом случае надо стараться выполнить его как можно раньше в течение дня по причине того, что после напряженного правила (до пота) молитва обретает самодвижность и остаток дня творится сама, без особого усилия с нашей стороны. Господь дарует такое благодатное действие молитвы за предпринятый нами ради Него малый труд и слабые попытки исполнения Его заповеди.

Продолжительность
. Начинать надо с получаса (по будильнику) или 3 сотниц по четкам. Во втором случае время определяется ритмом дыхания. Обычно 300 молитв занимают около 40 минут.
. Со временем необходимо довести свое правило до одного часа (по будильнику) или 500 молитв по четкам (занимает при нормальном дыхании примерно 1 час 20 минут). На часовую молитву перейти сложнее, чем кажется вначале. В сущности полноценный переход возможен скорее на степени сердечной молитвы.

Переход к сердечной молитве
. Это тоже очень важный момент. Без перехода на степень сердечной молитвы, очень сложно удержаться на умной и не бросить ее. Трудно, прежде всего, из-за обуревания помыслов. Человек начинает молиться умно и имеет, в результате, восстание духов и бесов. При этом, стоя умом в голове, он получает бурю помыслов, перед обилием которых в итоге пасует. Не находя, с течением времени, в себе сил заниматься молитвой противостоя этим помыслам, он отходит от нее, считая ее делом, как бы превышающим его силы. Делом монахов или даже преподобных, в то время как делание это поставлено в заповедь всем людям и дано апостолами за несколько веков до возникновения монашества.
. Все дело в том, что молитва его была лишена «глубины земли», как сказал Господь в притче о сеятеле.
. Сведением ума в сердца отсекается подавляющая часть помыслов.
. Надо найти сердце и ввести в него ум. Достигается это, вкратце, на вдохе, как бы сопровождая помысел молитвы (слова молитвы) по трахее, легким и до самого сердца. Практика поможет понять как это достигается.
. При этом надо понимать, что постоянное нахождение ума в сердце это дар Божий и просить об этом можно и сугубо.

"Некий мужественный и строгий помысел...
. Стоящий у двери сердца", как пишет Лествичник.
. Ясно кто такие помыслы. За каждым помыслом стоят конкретные личности. И на определенном этапе делатель молитвы сможет видеть кто именно и за каким помыслом стоит.
. Но помысел в данном случае - это слова молитвы в сочетании со взглядом, вперенным в сердце. Даже пока делатель видит там только непроглядную тьму, взгляд этот нужно фиксировать на области сердца.

Помыслы
. Надо заключать ум в слова молитвы. Стараться четко осознавать смысл каждого произносимого слова. Возвращать убегающее внимание. В этом очень помогает взгляд, описанный пунктом выше.
. Помыслы желательно полностью игнорировать. Слишком назойливые или хульные можно изредка прекращать мысленным возгласом «не соизволяю!».
. Иногда прибегать к приему задержки дыхания и более медленному произнесению молитвы.

Покаяние
. Если делатель молитвы небрежет о делании покаяния, то со временем с большей вероятностью будет поруган тщеславием, уничтожающим все труды, или даже прелестью.
. Молитва и Плач - вот два крыла, на которых, по завету отцов, безопасно пересекается житейское море.
. Деланием покаяния, плача и слез приобретается смирение, надежно ограждающее молитвенное делание от падений.
. Каждый день в который мы не плакали о грехах своих, как говорили отцы, мы должны считать как бы потерянным.
. Для возгревания покаянного настроя очень полезна ежедневно Псалтирь и Апостол (в особенности послания ап. Павла).

Пост
. Чем строже пост, тем заметнее благотворное действие поста на молитву. Молитва облегчается, появляется самодвижность, усиливается теплота. При хлебе и воде это благодатное действие уже ощутимо. При голоде, особенно в сочетании с жаждой, молитва творится сама.
. Критерием поста должно быть не только и не столько само действие молитвы, сколько умаление через него страстей.
. Возможность усиления поста сильно зависит от физ. состояния и устроения человека. Главный принцип: если пост мешает телесному деланию (становится сложно делать земные поклоны, выполнять физ. работу, постоянно клонит ко сну), строгость поста необходимо ослабить или прекратить, доведя до уставного уровня.
. Также, если вследствие поста сильно приступает дух тщеславия, иногда его лучше нарушить или в какой-то мере ослабить.

Принуждение себя к молитве во время еды
. Всякий переход на другой уровень молитвы есть дар Божий, как и сама возможность молиться хоть как-то («о чем помолимся, якоже подобает, не вемы…»). Но для ускорения обретения самодвижной непрестанной молитвы очень важно заставлять себя произносить умно-сердечно молитву во время приема пищи.
. Каждый, кто попробует последовать этому простому совету, очень скоро увидит его пользу.

Прелесть
. Во избежание прелести следуй общему правилу всех святых отцов: Не принимать НИКАКОГО чувственного, то есть видимого телесным зрением, образа. Если он возник во время молитвы или вне правила: Закрой глаза, отвернись, перекрестись и произнеси «недостоин!», если можешь и попытайся восстановить молитву как сможешь, будь то устно, умно или сердечно.

Страхования
. Страхования обычно бывают в форме шумовых эффектов: стуков, звонов, шорохов и пр.
. Также напускаются волны страха, иногда леденящего.
. Засыпать нужно всегда с молитвой Иисусовой (как и просыпаться).
. При страхованиях нужно перейти с обычной на напряженную, если возможно, сердечную молитву. Если они продолжаются, то надо крестообразно раскинуть руки, при этом неважно, находитесь вы в положении стоя или лежа и в таком виде бить врагов именем Иисус-Христовым. Этот способ завещан нам Иоанном Лествичником и другими святыми отцами.

Что является мечом
. Молитва является мощнейшим оружием на сопротивных. Но мы должны четко понимать что именно является для них страшным мечом. Это - само Имя Божие. Не наша молитва, не ощущение теплоты, но призывание Имени Божьего является оружием «сильнее которого не найдешь ни на земле, ни на небе» (Иоанн Лествичник).

Все православные христиане знают текст Иисусовой молитвы. Он имеет разные формы, а сама молитва Иисусова сопровождается многими странными суевериями, о которых мы расскажем ниже в этом материале.

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Господи, помилуй.

Молитва – это общение с Богом. Без молитвы представить себе это общение невозможно. Обращаясь с благодарственными или просительными молитвами, мы также можем славословить Богородицу, святых. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), – так сказал нам в Питании апостол Павел. И вот у нас есть молитва Иисусова, в которой мы просим о помиловании у Того, Кто взял на себя наши грехи, понес наши немощи и победил смерть.

Однако, почему-то ошибочно считается, что миряне не могут произносить эту молитву, и она предназначена только для монахов. Так ли это? Нет. Церковь в лице святителя Игнатия (Брянчанинова) решительно отвергает эту позицию. Слова апостола Павла о молитвы были обращены не исключительно к монашествующим, но предназначались и для простых мирян. Молитвенный подвиг начинается с того, что мы начинаем молиться регулярно, постепенно наше сердце отзывается словам молитвы, душа открывается Богу. Поэтому, вы можете обращаться к Господу с молитвой Иисусовой.

Считается, что можно впасть в прелесть, читая эту молитву, но кротость и смирение требуются для любого духовного подвига, а не только для этой молитвы, поэтому не стоит из опасения прелести отказываться от молитвы Иисусовой.

Слова этой молитвы легко запомнить, а, значит, в жизни христианина она важна в те моменты, когда мы острее всего нуждаемся в Божией помощи. И тогда мы можем обратиться со словами “Господи, помилуй” к Тому, Кто действительно может даровать нам помилование.

Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого. Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное – никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит. Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.

Эта молитва – обращение ко Христу, покаяние и просьба помиловать грешного человека, а, значит, она для каждого христианина. Для духовенства и для мирян. Оптинские старцы говорили о том, что эту молитву могут читать и миряне. В молитве Иисусовой мы провозглашаем нашу веру в Иисуса Христа, как в истинного Бога. В этом и заключается суть христианства.

Когда мы читаем молитву, важно не забывать о том, для чего она предназначена. Молитва – это не заклинание, а общение с Богом, покаяние, мы молимся, чтобы очистить душу от греха. Традиционно молитву Иисусову читают в уединении. Она важна в монашеской жизни, но и мирянам, читающим ее, лучше уединиться, сосредоточить свои помыслы на молитве.

Иные названия Иисусовой молитвы

Молитва Иисусова имеет отношение к аскетическим практикам, таким как , однако, это считается эзотерическим течением. Согласно этим практикам молитва, произносимая про себя называется “умное делание”, “умно-сердечное делание” или “тайная молитва”, “трезвение ума” и.т.д. Молитва Иисусова помогает хранить сердце и ум от греховных помыслов.

Важно помнить, что любые аскетические практики, духовные упражнения, это касается и молитвы, лучше обсудить и согласовать со своим духовником, чтобы случайно не впасть в прелесть или не стать заложником еретического течения. Опыт Церкви важно учитывать, решаясь преобразовать свою духовную жизнь. Разумеется, молитва и пост занимают важное место в жизни христианина, но если у человека возникают сомнения, а ужесточение поста или молитвенный подвиг вводят его в искушение (например, все мысли строго постящегося – только о еде), лучше поговорить со священником, испросить благословения. Молитву Иисусову часто воспринимают неправильно и путают понимание молитвы в христианском смысле с йогой и другими восточными практиками, что не имеет никакого отношения к действительности.

Кроме того, исихазм предполагает молчание, в миру это – практически невыполнимое условие. И это – не только физическое, но и духовное молчание, полное освобождение от власти греха своего ума. Если человек только недавно ступил на путь христианства, только начал следовать за Христом, это – тяжелое духовное упражнение.

История становления Иисусовой молитвы

В XVII веке прошел Большой московский Собор, созванный для суда над Патриархом Никоном, реформы которого привели к возникновению старообрядчества, тогда же решился спор о том, как правильно произносить молитву Иисусову – называть в ней Иисуса “Боже наш” или “Сыне Божий”. Второй вариант был признан неверным. В современном мире существует канонический текст Иисусовой молитвы. Вариант, который был установлен Большим Московским собором, рассматривается теперь как вариант молитвы мытаря, который звучит как

Боже, будь милостив ко мне, грешному

Ступени совершенства молитвы Иисусовой

Преподобный Варсонофий (Плиханков) писал о различных ступенях совершенства молитвы Иисусовой, по которым должен “восходить” христианиню

Он разделял молитву на четыре ступени.

  • Устную – когда человеку, нужно было сосредоточиться, напрячь ум, совершить молитвенный подвиг.
  • Вторая ступень – умно-сердечное делание, когда молитва совершается постоянно, без какого-либо перерыва.
  • Третья ступень – творческая молитва, но до третьей ступени способен дойти не каждый, это удается только людям, которые прошли особый духовный путь, таким как преподобный пустынник Марк Фраческий.
  • Четвертая ступень – высокая молитва, которую смогли достичь ангелы и единицы из числе людей.

Для того, чтобы взойти по ступеням молитвы Иисусовой, как писал преподобный Варсонофий (Плиханков), надо, чтобы в человеке не осталось ничего земного, кроме его телесной оболочки, а душа его жила небесной духовной жизнью.

Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина

Во время молитвы Иисусовой человека часто могут одолевать греховные помыслы, ведь именно, чтобы помочь сердцу и разуму очиститься от них, читается эта молитва. Важно не переставать молиться, просить у Господа защиты от этих помыслов. Ведь то, что недоступно и невозможно для человека, доступно Богу.

Мысли, которые рождаются в уме и сердце человека бывают греховными, так как мы уже отравлены грехом, но, если стараться в молитве подчинить ум и сердце Господу, он защитит от этих дурных помыслов. Это важно для духовной жизни человека, возводит к Богу и освобождает от власти смерти, от власти греха.

Читать также о молитве Иисусовой:

Видео молитвы Иисусовой

В православной религии существует огромное количество молитвословий и акафистов, вычитываемых в самых разных жизненных ситуациях. Но молитва Иисусова занимает среди них особое место. Ее произносят, желая заручиться милостью у Творца через его Сына. Читать Иисусову молитву следует согласно своду правил, пренебрегать которыми нельзя.

Немного из истории

Христианин, причисляющий себя к православной вере, должен наизусть знать текст Иисусовой молитвы. Она существует в разных вариациях, но ее суть остается неизменной. Интересный факт: на протяжении истории упомянутое молитвословие приобрело мистический ореол, не всегда выставляющий его в позитивном свете. Откуда происходят эти загадочные суеверия касательно того, чем является молитва Иисуса и как она действует, сказать трудно. Но изучение хроник выявляет любопытные факты.

История молитвенного текста берет начало в XVII столетии. Состоявшийся в очередной раз Большой Московский Собор, целью которого стал суд над Патриархом Никоном, принявшим реформы, повлекшие образование старообрядчества на Руси. Попутно участники Собора приняли устав о том, как следует правильно произносить молитву Иисусову. С того момента называть Христа «Сыне Божий» возбранялось : принятый вариант устанавливал единственную норму – «Боже наш». Установленный текст Иисусовой молитвы был объявлен каноническим, однако сегодня его считают вариантом молитвы мытаря. Отличие заключается в следующей строчке:

«Боже, будь милостив ко мне, грешному».

В чем состояли противоречия? Основные споры возникли из-за отдельной части еретиков, не признававших Иисуса Богом. Они называли его исключительно «Сын Божий», что не одобряют каноны православной церкви.

В процессе моления мы общаемся с Небом, просим у него милости или возносим благодарность. Молитва Иисусова – это средство воззвать к милости того, кто освободил человечество от грехов , взяв их на себя. Но есть убеждение, что произношение молитвословия мирянами не приветствуется, так как она предназначена только для служителей церкви. Епископ Игнатий (1807 – 1867) опроверг эту точку зрения. Он упоминал слова апостола Павла, который учил, что молитвы являются обращением как к монашествующим, так и простым верующим.

Религиозные деятели отмечают некоторые трудности, сопутствующие моментам, когда читается Иисусова молитва: как правильно молиться, чтобы не впасть в грех самообольщения? Церковь утверждает, что при произнесении святых слов необходимо принять полное смирение и проявить кротость, наивысшую из возможных. Но нельзя отказываться от молитвословия полностью, иначе так вы украдете у себя шанс причаститься к основам духовного подвига.

Вариации Иисусовой молитвы

Есть мнение, что Иисусова молитва должна причисляться к исихазму – древнему мистическому течению , основанному на традиции аскетических практик. Именно в таком разрезе ее представлял Оптинский старец Варсонофий.

Он выделял в структуре Иисусовой молитвы 4 ступени:

  1. Устная – предполагала полную концентрацию человека на молитвенном подвиге;
  2. Умно-сердечная – постоянный процесс вычитки, без перерывов;
  3. Творческая – неподвластна большинству, так как предполагает прохождение особого духовного пути, на что способны только единицы;
  4. Высокая молитва – данная ступень достижима только ангелами и преподобными из числа людей.

По убеждению Варсонофия, преодоление всех ступеней молитвы Иисусовой предполагало отказ от всех земных благ и полное погружение в небесную духовную жизнь.

У данного религиозного текста несколько вариантов. Как уже упоминалось, это связано с официальным вердиктом Большого Московского собора и последующих изменений по прошествии времени. Основные различия наблюдаются в вопросе по поводу того, как произносить имена Господа, Божьей матери и как формулировать прошение.

Варианты произнесения Господнего имени:

  • Господи, Иисусе Христе;
  • Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий;
  • Иисусе Христе;
  • Иисусе Христе, Сыне Божий;
  • Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий;
  • Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий;
  • Иисусе, Сыне Божий;
  • Иисусе, Сыне и Слове Божий.

Виды формулировок для просьбы:

  • Помилуй мя;
  • Спаси мя;
  • Помилуй мя грешного;
  • Помилуй мя многогрешного;
  • Помилуй нас;
  • Будь многомилостив мне многогрешному;
  • Избави от такой-то (назвать страсть) страсти;
  • Защити от враг видимых и невидимых;
  • Защити меня от бесов;
  • Сохрани от сетей и козней бесовских;
  • Помоги в том-то (назвать конкретно);
  • Исцели душу мою и т.д.

Как можно упоминать Богоматерь:

  • Богородицею помилуй мя;
  • Молитв ради Богородицы помилуй мя;
  • Богородицы ради помилуй мя.

Упоминать часто слово «прости» не рекомендуется: само молитвословие – это прощение об искуплении грехов. У верующих широко распространена краткая Иисусова молитва, текст на русском которой состоит всего из двух слов: «Господи, помилуй». Ее читают в любой жизненной ситуации, но заменить полноценного моления она не способна.

Как правильно молиться мирянам?

Что должен знать православный верующий об этой молитве в первую очередь?

Для начала следует принять ее сердцем и не воспринимать как некую мистическую тайну или оккультную практику. Если вы хотите, чтобы моление было действенным, читайте его при сильной нужде, но не используйте в магических целях (например, от снятия сглаза или порчи). Церковь негативно воспринимает подобные обряды, поскольку тот, кто их проводит, таким образом ставит под сомнение силу Бога в защите всего сущего.

Он достаточно короткий, поэтому выучите его наизусть, чтобы молиться в любое время при подходящей возможности. Вычитка молитвословия предполагает, что человек знает о его предназначении.

Святитель Феофан (затворник Вышенский) разработал свод правил для молитвы Иисусовой :

  • Основная сила заключается не в тексте, а в том, с каким духовным настроем она читается, находится ли верующий в должном религиозном трепете перед Господом;
  • Обращаясь к Спасителю, помните, что его образ неотделим от Святой Троицы;
  • Повторять слова механически – совершать напрасный труд. На первом месте должна быть мысль;
  • Не упоминайте имя Бога всуе без нужды: частое повторение притупляет страх Божий, из-за чего верующий сам себя лишает спасения;
  • Правильно читать молитву – значит, делать это максимально естественно, соединяя ее с дыханием.

Также Феофан говорил так: «Начните с малого: после каждой утренней и вечерней молитвы, если ничего не мешает, проговаривайте: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (молитва полностью далее приведена по тексту без сокращений)».

Текст Иисусовой молитвы

В жизни каждого человека, вне зависимости от того, насколько сильна его вера, наступает момент отчаяния. Кому-то этот опыт посылается как благословение, другие видят в нем знак для серьезных перемен. Какой бы ни была причина, без помощи свыше пережить минуты отчаяния непросто.

Иисусова молитва, текст которой дан ниже, дает возможность воззвать о снисхождении милости у Того, кто действительно на этот способен:

«Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Господи, помилуй».

Для защиты от негативного влияния читается расширенная версия (ее нельзя считать канонической):

«Сын Божий, Господи Иисусе Христосе! Огради меня Святыми ангелами, святыми помощниками, молитвами Богородицы, Матери всего, Животворящим Крестом. Защити меня силой святого Михаила и святых Пророков, Иоанна Богослова, Киприана, преподобного Никона и Сергия. Избави меня, рабу Божью (имя) от злословий вражеских, от колдовства и зла, Лукавых насмешек и чародейства, чтобы причинить зла никто не смог. Светом сияния Твоего, Господи, сохрани меня утром, вечером и днем, Силою благодати отврати от меня все нехорошее, Удали нечестия по напутствию Дьявола. Кто зло мне делал, с завистью смотрел, нехорошего желал, Тому пускай все назад вернется, от меня лихо уйдет. Аминь!»

Для каждого верующего иисусова молитва помогает справиться с трудностями. В православии есть значительное количество разных молитв, акафистов и кондаков. Их используют при проведении богослужений. Одним из них самых почитаемых считается иисусова молитва текст на русском языке. Его читают во время верований первоначальных ступеней. По утверждениям верующих такая молитва обладает особенной силой. Она защищает от негатива при ежедневном прочтении. Первоочередной задачей служит прошение помилования через Сына Господнего у Него.

Коренным отличием христианства от других религий является непосредственное обращение к Богу, помогающего человеку, любящего его. Посредством молитвы человек понимает, что Бог принимает участие во всем, происходящем с нами. Преодолеть возникающие барьеры между человеком и Господом можно путем молитвы. Бывает так, что мирянин молится, а Всевышний не слышит его. Нужно понимать, что глухая стена возникает в результате грехов.

Любая молитва – это, прежде всего, молитвенный труд, принуждение себя. Без нее невозможна никакая духовная жизнь. Молитва считается своеобразным мостом между небесной и земной жизнью. По своему объему Иисусова молитва не очень большая, но довольно глубокая, что касается церковного наполнения. Она должна быть постоянно с христианами, где бы они не находились (на прогулке, в поездке, занимаясь домашними делами). Главными препятствиями для нее считаются рассеянность и житейская суета.

Человек, который обращается к Богу в этой молитве, должен вести правильную жизнь, так как многие люди очень привязаны к миру и его удовольствиям. Порой это всецело заполняет ум и сердце человека, не оставляя места для обращения к Богу. Необходимо разумно менять свою жизнь, избавляясь от пустого и ненужного в целях духовного роста.

  • просьба грешника о помиловании и отпущении грехов;
  • Христос исповедуется у Бога;
  • словосочетание Христос заменяется на Сын Божий.

Восемь слов в краткой форме несут Евангельскую суть.

Считается не совсем правильным утверждение, что читать ее могут только монахи. Она рассматривается, как хорошее упражнение для духовных сил. Чтение этой молитвы способствует тому, что сердце со временем становится обителью Святого Духа, укрепляется и оживляется дух. Обретается благодать Господа.

Как молиться

Каждая молитва имеет свое значение. Необходимо придерживаться, как правильно молиться. Считается, что если руководствоваться требуемыми правилами, то эффективность от чтения Иисусовой молитвы будет намного большей. По мнению протоирея Андрея Овчинникова, ранее духовная жизнь была присуща многим людям. На сегодняшний день Церковь претерпела изменения. Главной из них является разрушение традиций духовной жизни. Многие миряне сегодня не имеют молитвенного опыта. Людям трудно осознавать, что нужно придерживаться советов духовника, каяться в своих грехах, нести крест и другое. Отсюда и неизбежные ошибки. Считается, что благодать Господа возможна по отношению к тому, кто смиренно руководствуется молитвенными правилами.

Нет необходимости просто заучивать слова текста наизусть, а требуется пытаться осмыслить каждое слово. Необходимо быть максимально сосредоточенным на высказываниях. Обращаясь к Господу желательно выбрать тихое, спокойное место, чтобы ничто не отвлекало. Требуется направлять все свои мысли к Господу. Главное условие — это вера в него. Сердце должно пребывать в раскаянии за свои грехи.

Обычно верующие обращаются с просьбой о выздоровлении, помиловании, снятии сглаза. Читать текст можно в любое время суток в течение 10-15 минут. Если человек глубоко верующий, то не имеет значение, где читается молитва. Начинающему человеку при обращении Господу можно ограничиваться десятком повторений, со временем увеличивая количество подходов. Можно использовать четки.

Как молиться дома

Все люди обращаются за помощью к Богу. Каждый человек должен обладать знанием, как правильно молиться дома. Многие люди не имеют уверенности в том, что они все делают верно.

Молитва является разговором с Богом. Поэтому она должна идти с самой души. Во время обращения к Богу ничего не должно отвлекать внимание. Молитву необходимо произносить перед образами святого, к которому она обращена. Перед тем, как начинать молиться надо успокоиться. Следует надеть крестик и повязать платок (условие для женщин).

Вначале требуется три раза прочесть молитву “Отче наш” и осенить себя крестным знамением. Впоследствии можно попить немножко святой воды. После этого читается молитва “Псалом 90”. Она признана одной из самых почитаемых в православной церкви. Читать молитву нужно с верой, чтобы была польза. Отклик на православную молитву является испытанием, которое предстоит пройти каждому человеку. Молитвы надо читать ежедневно, чтобы стать ближе к Богу.

Священнослужители о молитве в жизни христиан

Святые отцы советуют при чтении молитвы обращаться к своему сердцу. Произносить ее не громким голосом, а тихим, обращаясь только к самому себе. Поведение верующего должно быть благоразумным, скромность и умеренность во всем.

Некоторые святители, как например, Игнатий Брянчанинов считают, что Иисусова молитва имеет последовательные ступени восхождения к Господу. Они подразделяются на: устную, умную, сердечную и душевную. Достижение последних ступеней может способствовать, что человек будет под защитой Господа. Протоирей Овчинников советует прочитывать 2-3 раза в течение недели акафист Иисусу Сладчайшему, который будет хорошим подспорьем к данной молитве.

Священнослужители утверждают, что читать молитву, прежде всего, необходимо мирянам, так как она спасительна для многих ситуаций в быту. Если читать ее вдумчиво, то накал страстей уменьшается. Человек получает душевное спокойствие. Без молитвы человек никогда не будет с Богом, пребывая в смятении.

Если человек в своей жизни будет следовать заповедям Евангелия, то начнет чувствовать, как душа отзывается на присутствие Господа. Люди в течение дня не всегда имеют возможность обратиться к Богу, но все равно необходимо находить время, чтобы обращаться к нему. Утром следует попросить Всевышнего помочь провести день без греха, сохранить от всяких бед и горестей. В течение дня и вечером не забывать благодарить за все доброе и хорошее, что происходит в повседневной жизни.

Согласно православной традиции молитва христова может мысленно проговариваться при входе в храм. Быть универсальным обращением за помощью к Господу при возникшей опасности, когда выпадают трудные моменты в жизни. Особенно важно ее читать перед совершением важных дел.

В православии эта молитва относится к просительной, так как верующий просит о помиловании. Поэтому считается, что ее необходимо читать перед другими молитвами. Перед тем, как просить Господа о ниспослании его милости, требуется испросить прощение своих грехов.

Святой Юда Тадей – покровитель в тяжелых ситуациях

Св. Юда Тадей принадлежал к одному из 12-ти апостолов Христа. Как свидетельствуют очевидцы, он был родственником Иисуса. По одной из версий его отец был Алфей (Клеоп), а мать — Клеопова (ближняя родственница Матери Божией). Мария была верующей женщиной. Ее муж принадлежал к тем, кто без всякого страха рассказывал о Христовом Воскрешении.

Св. Тадей распространял слово Божие во многих странах (Иудея, Галилея и другие). Слыл добрым и отзывчивым. Принял мученический венец в Суантре. Его тело покоится в соборе Св. Петра в Риме, где он считался покровителем купцов. В народной памяти сохранилось много сказаний о чудодейственной силе святого Тадея. Так, например, его молитва спасла царя Эдессы от проказы. Многих он спас от незаслуженных обвинений, как преступников.

На долгое время имя этого святителя было забыто. Это объясняется тем, что Юди еще именовали Иудой Фаддеем. Имя Иуды в церковных догматах связано с предательством другого Апостола. Не все верующие могли разобраться в этих тонкостях. С этим и связано забвение имени святого Тадея. Только по прошествии многих веков ученые установили, что это были разные Мученики. Память святого восстанавливается. В настоящее время все больше распространяется культ святого Тадея.

К нему обращаются в безвыходных ситуациях, считая заступником. Независимо от социального статуса (бизнемен, топ-менеджер, рабочий), материального положения следует знать, что отец тадей непрерывная молитва помогает на работе и дома, в личной жизни, в просьбе о даровании здоровья, в минуты скорби и депрессии. Многие люди убедились на личном опыте в силах этого Чудотворца, обладающего очень сильной силой поддержки.

Девятнина – молитва, которую читают на протяжении 9-ти дней, обращаясь к святому. Она помогала христианам на протяжении многих столетий.

Как правильно читать молитву к Юде Тадею

Перед обращением к Апостолу-мученику необходима определенная подготовка. Требуется настроиться на молитву, отвлечься от посторонних дел. Сосредоточиться на обращении, собственных словах. Окружать молящегося должна тихая обстановка. Необходимо верить в проповедника и в то, что проблемы решаемы. Слова должны быть искренними. Нет такого горя, в котором бы святой не помог искренне верующему. К нему обращаются люди отчаявшиеся, потерявшие всякую надежду. Жизнь человека изменится к лучшему только тогда, когда в нее придет Господь.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»